Сколиоз: причины, лечение и профилактика. Общие рекомендации по профилактике сколиоза

Профилактика и лечение сколиоза и плоскостопия у ребёнка

СКОЛИОЗ

Часто искривление позвоночника у детей развивается быстро, особенно в период их бурного роста (в 12-14 лет ), и родители не успевают следить за тем, как и когда это происходит. И однажды они замечают, что спина у их ребенка стала неровной, а позвоночник искривлен. Искривление позвоночника – это отклонение позвоночного столба от средней линии. Чаще всего встречается боковое искривление – сколиоз. До сих пор ученые не пришли к точному выводу, что является причиной возникновения и развития сколиоза. Одни считают, что причина лежит в слабости мышц и патологии соединительной ткани, другие доказывают, что основным пусковым механизмом является родовая травма позвоночника.

Еще в 70-х годах ХХ в. А.Ю. Ратнер выдвинул гипотезу, что около 60% сколиозов возникает в результате родовой травмы шейного отдела позвоночника. Это предположение легло в основу нейрогенной теории, согласно которой при патологической родовой деятельности происходит смещение позвоночно-двигательных сегментов в шейном отделе позвоночника младенца, что вызывает нарушение кровообращения в спинном и головном мозге. В периоды быстрого роста, когда на кровообращение ложится большая нагрузка, возникает дефицит кровотока в структурах мозга, отвечающих за мышечный тонус. Недостаточное мозговое кровообращение приводит к снижению тонуса и питания мышц. Мышцы, у которых снижен тонус и нет достаточного питания, не могут удержать позвоночный столб в нормальном физиологическом состоянии. Усугубляет ситуацию привычка сидеть и стоять криво, и в результате возникает нарушение осанки, которое в дальнейшем может перейти в сколиоз.

Говорить о правильной осанке у ребенка младшего дошкольного возраста не приходится. Она просто не сформирована. Поэтому основное внимание родителей и педагогов должно уделяться физическому воспитанию детей, направленному на укрепление мышц шеи, спины, живота и ног. К возрасту 7 лет осанке и положению позвоночника ребенка следует уделять особое внимание, ведь именно в этом возрасте признаки нарушения осанки или сколиоза еще не проявляются. Их надо выявлять.

^ Попробуем оценить осанку ребенка


  • Для этого необходимо понаблюдать, как он сидит и стоит в обычной, непринужденной позе, как он ходит.

  • При правильной осанке лопатки должны располагаться симметрично, плечи – на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, походка ровная.

  • Чтобы детально изучить осанку, попросите ребенка встать прямо, но не напрягаться (желательно, чтобы он был раздет).

  • Встаньте в нескольких шагах за его спиной. Сначала на глаз, потом с помощью обычной линейки оцените симметричность специальных ориентиров.

  • Первый ориентир – это плечи, которые мы оцениваем по высоте и форме контура.

  • Затем осмотрите лопатки по высоте и по расстоянию от позвоночника.

  • Дальше направьте взгляд вниз к «треугольникам талии». «Треугольники талии» появляются, когда ребенок стоит, свободно опустив руки. Они находятся между контурами тела и руками.

  • Далее – ягодицы.

  • Обратите внимание, вертикально ли межъягодичная складка и на одной ли высоте находятся складки, расположенные под ягодицами. Затем попросите ребенка встать как можно прямее (как солдат по команде «Смирно!»). За счет напряжения мышц позвоночник может выпрямиться (если вы заметили несимметричность основных ориентиров), и асимметрия не исчезает при попытке выпрямиться, можно заподозрить сколиоз.

  • Существует и еще один способ отличить нарушение осанки от сколиоза. Надо попросить ребенка лечь на живот. Если позвоночник выпрямляется, это нарушение осанки.
^ Для сколиоза также характерна деформация позвоночника в виде скручивания вокруг вертикальной оси (торсия). Выявить наличие торсии можно, попросив ребенка наклониться вперед. Скручивание позвоночника проявляется в виде реберного выбухания (горба) с одной стороны от позвоночника (чаще всего на уровне лопаток), а по другую сторону, на уровне поясницы, в виде мышечного валика.

По форме искривления сколиоз может быть С-образным и S –образным. По тяжести различают 4 степени сколиоза:


  1. Первая степень характеризуется небольшим отклонением позвоночного столба и начальной степенью торсии.

  2. ^ Вторая степень – заметное отклонение позвоночного столба во фронтальной плоскости, выраженная торсия. Угол первичной дуги искривления в пределах 21-30 градусов, имеется реберный горб и мышечный валик. Рентгенологически проявляется деформация тел позвонков на вершине искривления.

  3. ^ Третья степень – более выраженная деформация, большой реберный горб, резкая деформация грудной клетки. Угол первичной дуги от 40 до 60 градусов. Рентгенолоически видны клиновидные позвонки на вершине искривления.

  4. ^ Четвертая степень характеризуется тяжелым обезображиванием туловища, деформацией таза, отклонением туловища, стойкой деформацией грудной клетки, а также наличием заднего и переднего горбов. Рентгенологически определяется выраженная клиновидная деформация тел позвонков в грудном и поясничном отделах позвоночного столба, обызвествление связочного аппарата. Угол основного искривления достигает 61-90 градусов.
Кроме того, при обследовании ребенка необходимо измерить длину его ног – при различной длине нижних конечностей формируется неструктурный сколиоз. Его особенность проявляется в том, что при подкладывании под укороченную ногу подставки происходит выпрямление позвоночника. Однако глазом отличить начальную стадию сколиоза от асимметричной осанки самим родителям или воспитателям сложно. Поэтому при малейшем подозрении на нарушение осанки необходимо срочно обратиться к ортопеду.

ПЛОСКОСТОПИЕ

Нередко плоскостопие считают лишь косметическим дефектом стопы. Но это не так. Плоскостопие мешает нормальному движению, со временем формируя неправильную осанку, деформируя кости стопы, нижних конечностей, позвоночника. Плоскостопие вызывает боли при ходьбе и физических нагрузках, что отражается на общем самочувствии человека. Профилактика и лечение плоскостопия у ребёнка должны начинаться, как только малыш начинает делать первые шаги.

^ Что такое плоскостопие?

Свод нормально сформированной стопы должен служить пружиной, облегчающей ходьбу, прыжки, бег. Каждый пробовал прыгать, но не каждый знает, что прыжки у людей с плоскостопием не получаются, или получаются совсем не так, как у людей с нормально развитым сводом стопы. Для эксперимента можно попробовать долгое время попрыгать на одних пятках. При этом эксперименте вы скоро ощутите боль в суставах, мышцах голени и бедра, позвоночнике, начинает болеть голова… Этот опыт доказывает, что для нормальной жизнедеятельности функция амортизации стопы нам очень нужна.

Если посмотреть на стопу с внутреннего края, можно увидеть, что она поднята, как арка. Это и есть амортизатор, образующийся сложной системой натяжения связок, мышц стопы и голени.

Как ни странно, именно цивилизация и обувь стали причиной того, что стопа человека теряет необходимые пружинистые функции. Если ребёнок с детства имеет неправильную обувь, неудобную и не фиксирующую стопу, у него есть много шансов получить плоскостопие в будущем.

^ Диагностика плоскостопия у ребенка

Если родители заметили, что ребёнок часто устаёт, начинает хромать при ходьбе, стаптывает обувь на одну сторону, ножки ставит на внутреннюю часть стопы или же наружную, сутулится, то, скорее всего, у ребёнка формируется плоскостопие. При этих симптомах нужно сразу же обратиться к врачу – ортопеду, потому что профилактика и лечение плоскостопия у ребёнка должны начинаться как можно раньше.

Врач, проведя определённые диагностические процедуры, определит, есть ли у ребёнка плоскостопие, определить степень плоскостопия, а также даст рекомендации по исправлению формирующего плоскостопия.

Для диагностики плоскостопия порой достаточно бывает одного осмотра у врача, метод прост: намазать ступни ребёнка жирным кремом и поставить его на белый лист бумаги. При нормальном своде стопы внутренний край отпечатка не оставляет до середины или даже больше, образуя выемку. При плоскостопии стопа будет обрисована вся или почти вся, до внутреннего края.

Для определения степени плоскостопия врач применяет измерение стопы и несложные расчёты, а также рентгенологическое исследование.

^ Лечение плоскостопия

Сразу же при постановке диагноза «плоскостопие», с ребёнком нужно начинать занятия по исправлению этого дефекта стопы. Медикаментозно плоскостопие не лечится, ребёнку нужны физические упражнения, специальный комплекс гимнастики, массаж стоп и голеней, закаливание и физиопроцедуры. В особенно тяжёлых случаях, при значительных нарушениях осанки и деформации костей ног прибегают к хирургической коррекции свода стопы.

Упражнение по коррекции свода стопы для каждого ребёнка подбираются индивидуально. В основном, эта ходьба босиком по крупной гальке, ходьба на носочках, катание стоп по мячикам.

Для облегчения ходьбы и устранения болей специалистами рекомендуется использовать для ребёнка специальную фиксирующую стопу обувь, стельки – вкладыши, поддерживающую свод стопы. Вкладыши порекомендует врач, в зависимости от степени развития плоскостопия у ребёнка. При нарушениях осанки, сутулости рекомендуется ношение специального поясничногрудного корсета, поддерживающего позвоночник.

^ Профилактика плоскостопия у малыша

1) Как только ребёнок начинает ходить, приобретать ему специальную обувь с жёсткой фиксацией голеностопного сустава, с твёрдым задником и закрытым носом, на небольшом – 0,5 см – каблучке. Обувь на плоской подошве, сандалии и туфли без задников недопустимы для маленьких детей. В этом отношении недопустимы также валенки для маленьких детей.

2) Для профилактики плоскостопия ребёнку полезно ходить босиком по траве, гальке, песку. Недопустима постоянная ходьба босиком по ровной поверхности – полу, ковру, асфальту.

3) Можно приобрести специальный массажный коврик и выполнять на нём ежедневную гимнастику по профилактике плоскостопия.

^ 4) В обуви ребёнка носок должен быть достаточно широким, чтобы пальцы располагались свободно, без сдавливания.

5) Малышу полезно выполнять массаж голеней, спины, стоп. Можно применять закаливание с ножными ванночками контрастной температуры, а также обливание стоп попеременно тёплой и холодной водой с последующим растиранием грубым полотенцем. Такие процедуры вызывают прилив крови к стопе, улучшая питание мышц и костей и способствуют их правильному формированию.

6) Если ребёнок стаптывает обувь, устаёт при ходьбе, можно применять лечебную ортопедическую обувь, проконсультировавшись с врачом – ортопедом.

7) В профилактике плоскостопия большое значение имеет правильное формирование мышечного корсета спины и ног. Как только ребёнок начинает заниматься за столом или партой – нужно следить за осанкой. Кроме того, ежедневно нужно выполнять упражнения для спины – наклоны, подтягивания, повороты.

8) Для профилактики плоскостопия необходимо чередовать периоды активного отдыха на ногах с периодами отдыха, когда стопы ребёнка могут отдохнуть. Чрезмерные занятия спортом с детства, непосильные нагрузки могут пагубно отразиться на формировании свода стопы и быть причиной плоскостопия.

9) Необходимо укреплять организм ребёнка, повышать иммунитет. Ребёнок должен получать качественное, сбалансированное питание. Для формирования костей необходим кальций, поэтому в рационе ребёнка должно быть достаточное количество молочных продуктов, рыба, мясо. Фрукты и овощи дадут ребёнку витамины и микроэлементы. В зимний период ребёнку можно давать таблетированные формы витаминов, рыбий жир в капсулах, о чём предварительно проконсультироваться с педиатром.

Профилактика и лечение плоскостопия у ребёнка должны начинаться с того периода, когда малыш только начинает ходить. Нужно помнить о том, что в большинстве случаев плоскостопие формируется в результате неправильных действий родителей по уходу за ребёнком, неправильно подобранной обуви, поэтому задача родителей – уделить большое внимание этому вопросу и приложить усилия, чтобы свод стопы малыша сформировался правильно, и подарить ему радость движения на всю жизнь.

^ МЕТОДИКА МАССАЖА НОГ


^ Активную лечебную гимнастику можно проводить с 2 лет. Из исходного положения лежа ребенок должен оттянуть носки стоп с одновременным приподниманием и опусканием их наружного края (5-6 раз). Затем следует произвести сгибание ног в коленях, упираясь стопами в пол, развести пятки в стороны и вернуть их в исходное положение (5-6 раз). В этом же положении можно поочередно приподнимать пятки от опоры. Из исходного положения стоя ребенок ставит стопы параллельно, руки на поясе, и выполняет приподнимание на носки вместе и попеременно. Далее – перекат с пятки на носки и обратно, а также полуприседания и приседания на носках.

При ходьбе ребенок может вставать на носочки, на пяточки, на наружные края стоп. Очень полезно ходить по массажному коврику, перекатывать ногами палочки, ходить по песку, земле и хвое. Это не только способствует снятию усталости, но и стимулирует биологически активные точки стоп.

^ ВЫБОР ОБУВИ

Выбор обуви должен начинаться с первых шагов ребенка. Учиться ходить лучше всего в ботиночках с высоким задником (для фиксации голеностопного сустава). Важно обратить внимание, чтобы ботиночки были из мягкой натуральной кожи и сшиты с небольшим количеством швов. Если надеть обувь из жесткой кожи да еще с жесткой негнущейся подошвой, то ребенок будет часто падать и задевать за все углы, так как не сможет пошевелить ножкой в ботинке. К сожалению, найти хорошую обувь очень сложно, но нужно не торопиться с выбором. Кроме того, у малышей ножка очень пухленькая, а пяточка плоская, поэтому надеть ботиночек с высоким задником чрезвычайно сложно – пяточка не опускается до стельки и висит. Чтобы такого не происходило, лучше выбирать такие ботинки, у которых есть большой открывающийся язычок.

Хорошо, если поверхность ботиночка перфорированная, - тогда ножка малыша дышит. Кроме ботиночек существуют туфельки с высоким задником и закрытым носом. Они также очень удобны и физиологичны. Стелька должна быть из натуральных материалов и не окрашивать носочки, так как красящее вещество может вызвать аллергию.

В последнее время во всех средствах массовой информации пропагандируется ношение обуви с супинаторами. Супинаторы – это специальные подкладочки под свод стопы. Но надо помнить, что ношение супинаторов – это лечебное мероприятие, и всем подряд они не нужны, т.к. они могут вызвать неправильное формирование сводов стопы. У малышей в области сводов находится жировая подушечка, которая является амортизатором, а супинатор будет ее сдавливать. Поэтому надо сначала проконсультироваться у ортопеда. Только выраженные деформации стопы, сильное плоскостопие, боли в ногах, пояснице, спине делают необходимым применение супинаторов. Особенно важно это учитывать у самых маленьких детей, которые только учатся ходить. Лучше лишний раз сделать ребенку массаж, провести лечебную физкультуру и просто походить по теплому песочку.

Плоскостопие у детей дошкольного и раннего школьного возраста обычно не стойкое и хорошо поддается исправлению. К 6-7 годам происходит нормализация и формирование физиологических сводов стоп. Поэтому врачи-ортопеды сразу не назначают супинаторы. Упражнения, укрепляющие мышцы и связки, дают возможность избежать ношение стельки-супинатора.

Подошва в обуви должна быть не скользкой и не очень тонкой . Тонкая подошва не защитит ногу от камешков, бугорков и ямок. Обувь обязательно должна иметь каблучок: не более 1-2 см для детей до 2 лет, не более 3-4 см – от 3 лет и старше. Внутренний край обуви должен быть прямым, чтобы первый палец стопы не отводился внутрь.

Многие специалисты подчеркивают, что приобретать обувь на вырост надо разумно. Допускается прибавка на 1,5 см от края ботинков до пальчиков малыша. В противном случае очень большая обувь может привести к подвывихам костей голеностопного сустава и мелких костей стопы. Ношение тесной обуви тоже очень вредно. Кроме того, что в тесной обуви неудобно ходить и можно заработать мозоли, также наступает нарушение кровообращения стопы, затруднение венозного и лимфатического оттока. Если ребенок долго ходит в тесных ботинках, может развиться деформация пальчиков. Поэтому выбор детской обуви – непростое и очень ответственное дело.

В наших силах предотвратить появление таких серьезных заболеваний, как сколиоз и плоскостопие. Необходимо внимательно следить за осанкой, походкой малыша, обращать внимание на то, как он сидит и стоит, проводить массаж, лечебную гимнастику, а также обеспечить комфортный психологический климат в семье и дошкольном учреждении.

При выполнении лечебной гимнастики стоя максимальная нагрузка приходится на мышцы стопы и голени. Бедренные и ягодичные мышцы при этом практически не напрягаются, поэтому такие упражнения для лечения плоскостопия наиболее полезны.

  • ходьба на пятках, внутренней стороне стопы и на носочках,
  • перекаты, при которых нагрузка плавно переносится со всей стопы на пятку, выполнять их нужно 20-30 раз,
  • вращение стопы по 10-20 раз в оба направления,
  • сгибание и разгибание пальцев каждой ноги по очереди по 5-10 раз,
  • стояние на внутренней части ступни,
  • рисование узоров пальцами ног (лучше всего на песке, но можно и просто на полу),
  • перекладывание небольших предметов при помощи стопы.

Три этапа тренировки при сколиозе

Важно, чтобы гимнастика при сколиозе соответствовала пяти особым требованиям, которые обязательно учитывают при составлении лечебного комплекса.

Каждое занятие ЛФК при сколиозе проводят строго в соответствии с планом тренировки, что позволяет достичь максимальный эффект от каждого упражнения.

(если таблица видна не полностью – листайте ее вправо)

Подготовка связочного аппарата к выполнению основных нагрузок, стимуляция кровообращения в мышечных тканях, постановка ритма дыхания.

2. Основные нагрузки

Коррекция патологического искривления, стимуляция двигательной активности мышц, восстановление нормальных функций внутренних систем организма.

Постепенное снижение нагрузки, восстановление привычного ритма дыхания.

На каждом этапе занятия врач ЛФК особое внимание уделяет правильному дыханию. Это важно для стимуляции работы легких и дополнительного притока кислорода к мышцам.

Швейцарские вертебрологи и ортопеды совместно со специалистами ЛФК разработали комплекс упражнений, выполнение которого позволяет максимально эффективно воздействовать на основные группы мышц, повышая их упругость и эластичность.

  • Лягте на живот, руки в стороны. Поднимите вверх голову, стараясь приподнять плечи, одновременно сжимайте кисти в кулак и разжимайте их. Начинайте с 5 раз, увеличивая – до 15.
  • Лягте на живот, руки вдоль туловища. Поочередно приподнимайте ноги, не отрывая от пола таза. Повторите 5 раз.

Для боковых мышц

  • Лягте на правый бок. Правую руку поднимите вверх по ходу туловища, а левую положите ровно сверху. Медленно поднимайте левую ногу, и так же медленно опускайте. Повторите на каждом боку по 5 раз.
  • Лягте на бок. «Нижнюю» руку вытяните вверх, другой упритесь в пол на уровне груди. Поднимите, насколько сможете обе ноги. Повторите все на другом боку. Выполните по 3 раза на каждой стороне.

Для мышц брюшного пресса

Лягте на спину, руки по швам. Поднимите одну ногу, не сгибая колена, и подержите несколько секунд. Повторите тоже другой ногой. Затем поднимите обе ноги вместе. Начинайте с 3 раз, увеличивая нагрузку до 7 раз.

Для исправления осанки

Лягте на спину. Ноги вместе, руки вдоль тела. На секунду поднимите плечи и голову. Опустите медленно, без рывков.

Гимнастика сидя на стуле

В таком положении максимальная нагрузка приходится на голень и бедро, ягодицы расслаблены.

Комплекс упражнений на стуле очень эффективен для уменьшения поперечного уплощения

Дополнительно у человека уменьшается отечность и болезненность стопы. Комплекс в таком исходном положении может включать такие упражнения:

  • Ноги в коленях согните и расположите их параллельно друг другу. По очереди нужно выполнять подъемы пяток по 10 раз каждой ногой, а затем обеими ногами вместе.
  • Совершайте скольжение ногой по полу в обе стороны по очереди. Затем выполните такое же скользящее движение, но по наружной поверхности голени.
  • Положите перед стулом на пол скалку и перекатывайте ее каждой ногой по очереди, а затем обеими сразу.
  • Перекладывайте небольшие по размеру предметы при помощи стоп.
  • Положите карандаш и лист бумаги перед стулом. Возьмите карандаш пальцами ног и порисуйте геометрические узоры.
  • Сгребайте пальцами сыпучие вещества, например, песок или крупу.
  • Перемещайте по полу кусок ткани в обе стороны по очереди.
  • Поднимайте обеими ногами мяч и перекатывайте его вперед и назад.

Желательно выполнять эти упражнения на неровной поверхности пола. Такая возможность есть не всегда, но если это получится, то дополнительным эффектом будет активация вестибуло-моторных рефлексов за счет стимуляции рефлексогенных точек, расположенных на подошве ступни.

В таком положении лучше всего укрепляется связочный аппарат стопы, ведь в положении сидя на коврике на полу у человека снимается мышечная нагрузка с ног.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сколиоз у детей и взрослых: степени 1-2-3-4, лечение, видео

Физическая реабилитация помогает повысить эффективность комплексного лечения, в которое часто входят дополнительные физиологические процедуры

При уплощении свода стопы для коррекции полезно будет выполнять следующие упражнения сидя на коврике:

  1. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу. Путем давления на подошвы нужно разгибать коленный сустав. Ступни при этом должны быть сведены вместе.
  2. Приподнимая ноги над полом необходимо выполнять легкие постукивания подошвами по полу. При этом не нужно ударять слишком сильно, чтобы не появилась отечность и боль.
  3. Ноги сведены вместе, пятки плотно прижаты друг к другу. Из такого положения нужно стараться завести носок одной ноги под подошву второй. Это нужно проделывать с ногами по очереди. За одну тренировку нужно выполнять по 10-15 повторов.

Примерный комплекс упражнений

Помните, что каждый элемент лечебной физкультуры при сколиозе подбирают индивидуально. Приведенный в статье комплекс – пример стандартного занятия.

1. Разминка

Все занятия начинают с выпрямления спины: прижмитесь к любой ровной вертикальной поверхности спиной, проверьте, чтобы ее касались икры, ягодицы и лопатки. Постарайтесь запомнить положение своего тела и не менять его, отступите на два шага.

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч

Поднимите одновременно обе руки вверх, разведите их в стороны и немного назад. Повторите 4 раза.

Встаньте ровно, ноги вместе, руки на поясе

Поочередно сгибайте ноги в коленях, поднимая их немного вверх, затем неглубоко присядьте. Повторить 3–5 раз.

Ходьба на месте. Колени во время ходьбы высоко не поднимайте. На счет «раз, два» делайте вдох, на «три, четыре» – выдох. Во время вдоха поднимайте руки через стороны вверх, на выдохе плавно их опускайте.

2. Базовые упражнения

Лягте на спину, руки за головой

На вдохе локти разведите в стороны, на выдохе примите исходное положение. Повторите 5 раз.

Согните одну ногу и подтяните колено к животу, повторите то же другой ногой, затем – обеими вместе. Повторите 3–4 раза.

Лягте на живот, руки вытяните по швам, ладони уприте в пол

На вдохе, опираясь на руки, старайтесь приподнять одну ногу вверх насколько сможете. На выдохе вернитесь в исходное положение. Повторите другой ногой. Выполните упражнения минимум по 3.

Лягте на спину, руки вытянуты выше головы

Пассивное вытяжение. На вдохе старайтесь тянуть голову и плечи вверх, а ноги в это время вниз.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сколиоз позвоночника у взрослых: симптомы и лечение

Одновременно руками и ногами имитируйте движения при плавании.

3. Заключительные упражнения

Встаньте ровно, руки на пояс

Ходьба на месте. Во время ходьбы на вдохе поднимайте руки вверх и одновременно переходите на ходьбу на носках. На выдохе опускайте руки и ступайте на пятках.

Ходите, высоко поднимая колени.

Примерный комплекс упражнений для лечения сколиоза.

Нажмите на фото для увеличения.

Комплекс с гимнастической палкой

При регулярном выполнении упражнений при плоскостопии с гимнастической палкой можно поддерживать высоту свода на необходимом уровне. Палка должна быть длиной от 50 см до 1,5 м.

Очень хорошо при вальгусном деформирующем плоскостопии помогают такие упражнения:

  • положите палку на полу и ходите по ней вдоль, как по канату, сначала одной ногой, потом второй, затем - по очереди,
  • поставьте стопу поперек изделия, чтобы оно было примерно в ее центре, и переступайте с носка на пятку через палку 10 минут,
  • пройдите вдоль палки сначала в одну сторону, а затем в другую сначала на носках, а затем на пятках, при этом палка располагается под сводом.

Последнее упражнение одинаково полезно как при поперечном, так и при продольном плоскостопии. Перед выполнением любых из этих упражнений рекомендуется хорошо разогреть мышцы и связки, выполнив разминку.

Хорошо будет приготовить теплую ванночку для ног

Для подростков это один из лучших видов ЛФК, а детям тренироваться с палкой может быть непросто. Дополнительно этот снаряд может использоваться для исправления нарушений осанки: при сколиозах, кифозах, лордозах.

Виды нагрузок лечебной физкультуры

При аномалиях в строении скелета стопы и для укрепления связок рекомендуется выполнять такой комплекс:

  • Стоя на полу прямо нужно подняться на носки. Из такого положения, совершая плавные движения, необходимо перевести нагрузку на наружную часть стопы. Это положение сохраняется на несколько секунд, а потом нужно плавно вернуться в исходное. Такое же упражнение выполняется с перенесением веса на внутреннюю сторону подошвы.
  • Для закрепления результата предыдущего упражнения выполняется ходьба на внутренней, а затем на внешней стороне стоп.
  • Ходьба на цыпочках поможет укрепить свод.
  • После выполнения ходьбы на наружной стороне подошвы с носками, повернутыми внутрь. Затем ходят на пятках, повернув ступни в сторону косолапости. А после этого полезно походить на пятках, также повернув ступни во внутреннюю сторону. Если при выполнении этого упражнения ощущается боль, то его необходимо тут же прекратить.
  • Хорошо ходить по наклонной поверхности. Для этого можно использовать специальные гимнастические доски.

Профилактика и лечение плоскостопия у детей

Большинством людей плоскостопие считается врожденным нарушением. Но патология может быть приобретенной.

Чтобы уплощение свода стопы не развивалось, необходимо выполнять профилактические упражнения. Лечебная гимнастика с ребенком должна проводиться под наблюдением ортопеда, а вот профилактические занятия можно проводить самостоятельно.

Хороший профилактикой послужит ходьба и бег по естественной поверхности: песку, траве и т. д.

Также хорошо помогают лазанье по канату, ходьба по гимнастическому бревну или выполнение упражнения на равновесие.

Обязательно нужно выполнять упражнения босиком. Выполнять комплекс необходимо дважды в день.

Здравствуйте, уважаемые читатели! В этой статье я расскажу о том, как влияет плоскостопие на здоровье в целом. Плоскостопие может привести к сколиозу. А сколиоз, в свою очередь отражается отрицательно на здоровье всего организма. К сожалению, люди склонны недооценивать некоторые заболевания, не видя перспективы их развития и влияния. На самом же деле, наш организм - это одно целое и любое заболевание влияет отрицательно на весь организм.

Для начала давайте поговорим о том, что такое осанка. Осанка - это положение нашего тела при ходьбе, сидении, которое определяется статическим напряжением мышц. В формировании осанки участвуют мышцы ног, спины, шеи, брюшного пресса. Когда наши мышцы находятся в тонусе, тогда они имеют определённую форму, объём. Чтобы обеспечить тонус, нужно мышцы регулярно нагружать, но делать это правильно.

В тот момент, когда мы находимся в положении стоя, нам необходимо удерживать равновесие, при ходьбе это также нужно. Наше равновесие определяется положением центра масс тела. Мы чувствуем, когда падаем, когда происходит малейшее нарушение равновесия и, как бы, автоматически обеспечиваем равновесие нашему телу. Как это происходит? Мы просто перемещаем отдельные части тела в ту или иную сторону, в зависимости от направления нарушения равновесия. При ходьбе и стоянии на положение ног влияет форма стоп. При правильной форме стопы (у здорового человека) нога должна быть примерно перпендикулярна поверхности. Когда у человека плоскостопие, тогда его нога расположена несколько под другим углом к поверхности. При этом, чтобы обеспечить состояние равновесия, нужно компенсировать такое отклонение. Каким образом происходит эта компенсация? А происходит это посредством изгиба позвоночника. Со временем позвоночник остаётся навсегда в таком положении. Но страдает не только он. Внутренние органы также страдают. Особенно, сердечно - сосудистая система. Смотрите, какое большое влияние оказывает одно только плоскостопие. Оно может привести к целому букету заболеваний. Очень важно своевременно принять меры по лечению плоскостопия.

Сколиоз

Сколиоз очень неприятное заболевание. Искривление позвоночника не даст вам жить полной жизнью. Да, возможно, вы со временем привыкнете к этому, но зачем ждать, пока у вас появится сколиоз? Предотвратите вовремя это заболевание у себя и у ваших детей. Следите за своей осанкой. Хорошая, правильная осанка - это не только смотрится красиво и эстетично, но и определяет ваше здоровье.

Ведь на позвоночнике закреплены внутренние органы, которые очень скоро реагируют на его искривление. При сколиозе очень вероятно появление грыжи и защемлений. Думаю, не для кого не секрет, что внутри позвоночника проходит спинной мозг. При смещении позвоночных дисков возможны нехорошие последствия для тех частей тела, к которым поступают импульсы через спинной мозг. Рядом с позвоночником проходят крупные сосуды от сердца к ногам и органам малого таза. Поэтому искривление сказывается и на работе сердца.

Думаю, теперь вы понимаете, что очень важно вылечить плоскостопие, а ещё лучше его предотвратить.

Лечебная физкультура для детей – это не только метод лечения уже возникших заболеваний, но и способ их профилактики с помощью физических упражнений.

Каковы плюсы от занятий ЛФК?

Физическая активность является необходимым условием для нормального развития растущего организма, о чём, к сожалению, взрослые часто забывают. А ведь детская физкультура, помимо лечебно-профилактической, несёт ещё и воспитательную функцию: малыш приобретает гигиенические навыки, познаёт окружающий мир и себя в нём. Занятия ЛФК важны для гармоничного развития опорно-двигательного аппарата у детей любого возраста, формирования осанки у детей дошкольного и школьного возраста, а также укрепления позвоночника и мышц спины, устранения асимметрии осанки при сколиозе.

Упражнения полезны для профилактики и лечения при нарушении осанки, коррекции при плоскостопии, развития силы, ловкости, выносливости, нормализации работы эндокринной системы и укрепления иммунитета. Также занятия будут важны для улучшения адаптации ребёнка в школе, повышения устойчивости к стрессам, улучшения успеваемости у детей школьного возраста и улучшения эмоционального фона, гипосенсибилизации (снижения чувствительности к аллергенам), а также общего укрепления организма.

Виды нагрузок

К ЛФК можно отнести не только комплексы упражнений, но и любой вид активного отдыха: игры, занятия спортом, гимнастика, проводимая в виде разминки учителем в течение школьного урока. Физкультура для малышей характеризуется занятиями в игровой форме. Для детей школьного возраста используется и классический гимнастический метод ЛФК.

Упражнения подразделяются на общие, используемые для укрепления организма в целом, и специальные, воздействующие на определённую систему, например, направленные на укрепление позвоночника, мышц ног и спины при сколиозе и плоскостопии.

Выделяют большой класс динамических упражнений, к которым относятся активные и пассивные движения, и класс статических упражнений, направленных на удержание определённого положения тела. Пассивные движения часто включаются в комплекс гимнастики для детей первого года жизни.

По характеру выделяют: дыхательные, корригирующие, расслабляющие, растягивающие, координационные упражнения. У малышей до года используются рефлекторные упражнения. На протяжении дошкольного периода предпочтительно применять класс игровых упражнений.

Противопоказания

Занятия не показаны при острых и злокачественных заболеваниях, кровотечениях, декомпенсированных пороках сердца. Не начинайте занятия при лихорадке, плохом самочувствии, нарушении сердечного ритма.

Какие правила нужно соблюдать при занятиях ЛФК?

Посетите врача, так как может потребоваться обследование, например, при сколиозе. Необходимо заниматься со специалистом, который сможет правильно оценить состояние здоровья ребёнка. Нагрузка должна постепенно расти. Движения не должны приносить боль. Избегайте однообразных упражнений, так как детишкам дошкольного и младшего школьного возраста может стать скучно. Нельзя допускать утомления ребёнка.

Не следует заниматься на полный желудок, лучше проводить занятия за 30 минут до еды или через 45-50 минут после неё.

Помещение должно быть проветренным, температура воздуха не выше 22 градусов. У детей дошкольного возраста, а особенно у детей до года, занятия следует начинать и заканчивать поглаживанием, также стоит ввести этот приём между выполнением движений. Для старших детей необходимо включать в комплекс дыхательные и расслабляющие упражнения.

Соблюдайте регулярность и этапность занятий: необходимо начинать с разминки, далее следует основная часть и заминка. Продолжительность и количество курсов ЛФК назначается врачом, обычно проводится 2-3 курса в течение года.

Упражнения для детей первого года жизни

В возрасте до года, в основном, используются пассивные и рефлекторные движения, а также элементы массажа. В возрасте до 3 месяцев применяются поглаживания и рефлекторные упражнения:

  • надавливание на подошву у основания пальцев (вызывает сгибание пальцев);
  • проведение по наружной стороне подошвы по направлению к пятке (вызывает разгибание пальцев);
  • рефлекторное ползание;
  • проведение большим и указательным пальцами вдоль позвоночника снизу вверх (вызывает рефлекторное разгибание позвоночника);
  • во время занятий следует ласково разговаривать с малышом;
  • после каждого упражнения производится поглаживание.

У детей старше 3 месяцев в комплекс включается класс пассивных упражнений:

  • сгибание и разгибание рук;
  • разведение рук и скрещивание их на груди;
  • сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах;
  • поворот со спины на живот и обратно;
  • ползание за предметом;
  • поднятие рук за игрушкой;
  • упражнения проводятся попеременно с поглаживаниями, растираниями.

По мере того как ребёнок учится стоять и ходить, добавляется класс активных упражнений:

  • проведение разминки и заминки в виде пассивных движений;
  • топание на месте;
  • ходьба с поддержкой;
  • наклон за игрушкой;
  • перешагивание преграды.

Помните, что занятия ЛФК с раннего возраста способствуют равномерному укреплению мышц, профилактике искривления позвоночника и формированию правильной осанки с детства, ведь основной класс нарушений дошкольного периода - это сколиоз и плоскостопие.

Упражнения при сколиозе и нарушении походки

Основной задачей при сколиозе является укрепление мышц спины и создание мышечного корсета для поддержания правильного положения позвоночника. Помните: вашему ребёнку может потребоваться индивидуальный комплекс коррекции осанки, для разработки которого необходимо обратиться к специалисту! При быстропрогрессирующем сколиозе (с нарастанием угла искривления позвоночника более 10 градусов в течение года) может потребоваться операция!

Примерный комплекс упражнений при сколиозе 1 степени:

Начало с разминки, установки и контроля правильной осанки.

Ходьба по кругу с контролем осанки в зеркале в течение 1 минуты.

Ходьба с поднятыми прямыми руками в течение 40 секунд.

Ходьба на носках с разведёнными руками – 40 секунд.

Ходьба на пятках – 30 секунд.

Поочерёдное выбрасывание прямых рук вверх (10-12 раз).

Наклоны корпуса в стороны (10 раз).

Руки на пояс, пятки вместе, носки врозь. Присесть, вытянув руки вперёд, вернуться в исходное положение (10-15 раз).

Поднятие гимнастической палки вверх и отведение прямой ноги назад (4-6) раз.

Сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах из положения лёжа на спине, руки за головой (6-8 раз). Выполнение медленное, с напряжением мышц спины.

Упражнение «велосипед» (6-8 раз).

Поочерёдное поднимание прямых ног из положения лёжа (4-6 раз).

Лёжа на спине, руки согнуты в локтях. Прогибание спины с упором на локти и пятки (3-4 раза).

Поднятие большого мяча на вытянутых руках (8-10 раз).

Ходьба с высоким подниманием коленей - 2-3 минуты.

Ходьба с замедлением темпа.

Контроль осанки.

Активные движения чередуются с упражнениями на расслабление мышц спины и дыхательными упражнениями. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста в комплекс ЛФК при сколиозе и другом нарушении осанки добавляется элемент игры.

Упражнения при плоскостопии

Плоскостопие возникает из-за слабости мышечно-связочного аппарата голени и стопы. Целью занятий ЛФК при плоскостопии является укрепление этих мышц и связок. Коррекция этого заболевания необычайно важна ещё и потому, что оно влияет на состояние суставов, спины и позвоночника. Чем младше ребёнок, тем эффективнее будет лечение при таком нарушении, предпочтительно начинать с дошкольного возраста.
Основной класс упражнений при плоскостопии - ходьба:

Начало с общей разминки.

Ходьба на носках.

Ходьба с опорой на наружный край стопы.

Ходьба с согнутыми пальцами и приведёнными стопами.

Захватывание и перемещение стопами мячика.

Захватывание пальцами стопы палки.

Ходьба по бревну.

Данные упражнения используются не только при плоскостопии, но и для его профилактики.

Детям дошкольного возраста при прогулках в тёплое время года можно снимать обувь и ходить босиком по земле, траве, что способствует повышению настроения, укреплению мышц ног, закаливанию, полезно не только при плоскостопии, но и при нарушении осанки и походки.

-->

ЛФК при плоскостопии

Далеко не все знают, что с плоскостопием можно бороться, если выполнять определенный комплекс упражнений. Лучше всего, чтобы лечебная гимнастика при плоскостопии была порекомендована врачом, так как при различных разновидностях уплощения свода стопы для человека будут эффективными разные виды физических занятий для стоп.

Упражнения при плоскостопии необходимо выполнять регулярно, только в этом случае они действительно смогут помочь. Часто врач назначает дополнительные методы лечения, включающие физиопроцедуры, которых также нужно придерживаться, чтобы добиться желаемого результата.

Полезные упражнения в положении стоя

При выполнении лечебной гимнастики стоя максимальная нагрузка приходится на мышцы стопы и голени. Бедренные и ягодичные мышцы при этом практически не напрягаются, поэтому такие упражнения для лечения плоскостопия наиболее полезны.

  • ходьба на пятках, внутренней стороне стопы и на носочках;
  • перекаты, при которых нагрузка плавно переносится со всей стопы на пятку, выполнять их нужно 20-30 раз;
  • вращение стопы по 10-20 раз в оба направления;
  • сгибание и разгибание пальцев каждой ноги по очереди по 5-10 раз;
  • стояние на внутренней части ступни;
  • рисование узоров пальцами ног (лучше всего на песке, но можно и просто на полу);
  • перекладывание небольших предметов при помощи стопы.

Наибольшую эффективность такая лечебная физкультура при плоскостопии имеет в том случае, если она выполняется для профилактики. С их помощью можно укрепить мышцы стопы, которые смогут удержать ее кости в правильном положении, чтобы они не стали деформированными. Но регулярность тренировок очень важна, так как несистематическое выполнение таких упражнений не принесет никаких результатов.

Гимнастика сидя на стуле

В таком положении максимальная нагрузка приходится на голень и бедро, ягодицы расслаблены.

Дополнительно у человека уменьшается отечность и болезненность стопы. Комплекс в таком исходном положении может включать такие упражнения:

  • Ноги в коленях согните и расположите их параллельно друг другу. По очереди нужно выполнять подъемы пяток по 10 раз каждой ногой, а затем обеими ногами вместе.
  • Совершайте скольжение ногой по полу в обе стороны по очереди. Затем выполните такое же скользящее движение, но по наружной поверхности голени.
  • Положите перед стулом на пол скалку и перекатывайте ее каждой ногой по очереди, а затем обеими сразу.
  • Перекладывайте небольшие по размеру предметы при помощи стоп.
  • Положите карандаш и лист бумаги перед стулом. Возьмите карандаш пальцами ног и порисуйте геометрические узоры.
  • Сгребайте пальцами сыпучие вещества, например, песок или крупу.
  • Перемещайте по полу кусок ткани в обе стороны по очереди.
  • Поднимайте обеими ногами мяч и перекатывайте его вперед и назад.

Желательно выполнять эти упражнения на неровной поверхности пола. Такая возможность есть не всегда, но если это получится, то дополнительным эффектом будет активация вестибуло-моторных рефлексов за счет стимуляции рефлексогенных точек, расположенных на подошве ступни.

Гимнастика сидя на полу

В таком положении лучше всего укрепляется связочный аппарат стопы, ведь в положении сидя на коврике на полу у человека снимается мышечная нагрузка с ног.

При уплощении свода стопы для коррекции полезно будет выполнять следующие упражнения сидя на коврике:

  1. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу. Путем давления на подошвы нужно разгибать коленный сустав. Ступни при этом должны быть сведены вместе.
  2. Приподнимая ноги над полом необходимо выполнять легкие постукивания подошвами по полу. При этом не нужно ударять слишком сильно, чтобы не появилась отечность и боль.
  3. Ноги сведены вместе, пятки плотно прижаты друг к другу. Из такого положения нужно стараться завести носок одной ноги под подошву второй. Это нужно проделывать с ногами по очереди. За одну тренировку нужно выполнять по 10-15 повторов.

Это ЛФК при плоскостопии у взрослых чаще всего рекомендуется именно в качестве лечебных процедур. Как упражнения для профилактики плоскостопия их не назначают, так же как и не рекомендуют дошкольникам, так как они достаточно сложные.

Комплекс с гимнастической палкой

При регулярном выполнении упражнений при плоскостопии с гимнастической палкой можно поддерживать высоту свода на необходимом уровне. Палка должна быть длиной от 50 см до 1,5 м.

Очень хорошо при вальгусном деформирующем плоскостопии помогают такие упражнения:

  • положите палку на полу и ходите по ней вдоль, как по канату, сначала одной ногой, потом второй, затем - по очереди;
  • поставьте стопу поперек изделия, чтобы оно было примерно в ее центре, и переступайте с носка на пятку через палку 10 минут;
  • пройдите вдоль палки сначала в одну сторону, а затем в другую сначала на носках, а затем на пятках, при этом палка располагается под сводом.

Последнее упражнение одинаково полезно как при поперечном, так и при продольном плоскостопии. Перед выполнением любых из этих упражнений рекомендуется хорошо разогреть мышцы и связки, выполнив разминку.

Для подростков это один из лучших видов ЛФК, а детям тренироваться с палкой может быть непросто. Дополнительно этот снаряд может использоваться для исправления нарушений осанки: при сколиозах, кифозах, лордозах.

Лечебный комплекс с использованием различных нагрузок

При аномалиях в строении скелета стопы и для укрепления связок рекомендуется выполнять такой комплекс:

  • Стоя на полу прямо нужно подняться на носки. Из такого положения, совершая плавные движения, необходимо перевести нагрузку на наружную часть стопы. Это положение сохраняется на несколько секунд, а потом нужно плавно вернуться в исходное. Такое же упражнение выполняется с перенесением веса на внутреннюю сторону подошвы.
  • Для закрепления результата предыдущего упражнения выполняется ходьба на внутренней, а затем на внешней стороне стоп.
  • Ходьба на цыпочках поможет укрепить свод.
  • После выполнения ходьбы на наружной стороне подошвы с носками, повернутыми внутрь. Затем ходят на пятках, повернув ступни в сторону косолапости. А после этого полезно походить на пятках, также повернув ступни во внутреннюю сторону. Если при выполнении этого упражнения ощущается боль, то его необходимо тут же прекратить.
  • Хорошо ходить по наклонной поверхности. Для этого можно использовать специальные гимнастические доски.

Профилактика и лечение плоскостопия у детей

Большинством людей плоскостопие считается врожденным нарушением. Но патология может быть приобретенной. Чтобы уплощение свода стопы не развивалось, необходимо выполнять профилактические упражнения. Лечебная гимнастика с ребенком должна проводиться под наблюдением ортопеда, а вот профилактические занятия можно проводить самостоятельно.

Также хорошо помогают лазанье по канату, ходьба по гимнастическому бревну или выполнение упражнения на равновесие.

Обязательно нужно выполнять упражнения босиком. Выполнять комплекс необходимо дважды в день. Утренний или дневной комплекс лучше всего проводить через час после приема пищи, а вечерний - за полтора часа до сна. Продолжительность выполнения гимнастических упражнений должна составлять не более 15 минут, чтобы ребенок не переутомлялся. Также тренировка не должна вызывать болей или сильной усталости. Нагрузки нужно увеличивать постепенно, в этом случае ЛФК будет эффективной и при этом ребенку будет комфортно.

Упражнения подбираются с учетом возраста ребенка, уровня его физической подготовки, а также степени и вида уплощения. Для детей дошкольного возраста подойдет такой комплекс:

  • Сидя на стульчике нужно вытянуть вперед ноги и выполнять сгибание и разгибание стоп. Каждой стопой необходимо выполнить по 5-10 повторов.
  • Вращения стопой в оба направления по очереди каждой стопой. Выполняется в том же исходном положении.
  • Стоя на полу необходимо подняться на носочки, а затем опуститься на пятки. Выполнить около 10 повторений.
  • Ходьба на носочках, а затем на пяточках.
  • Полуприседания из положения стоя на носочках.
  • С поверхности пола нужно поднимать какие-либо небольшие предметы: ручку или карандаш, маленькие мячики, небольшие игрушки.
  • Рисование на листе бумаги, удерживая карандаш стопой.
  • Шевелить пальцами ног на ногах. Сначала разводить в стороны, а потом сводить вместе по несколько раз на каждой ноге.
  • Ходьба на ребре стопы: сначала на внешнем, затем - на внутреннем.

Не обязательно сразу выполнять весь комплекс упражнений. Можно на первой тренировке сделать 3-4, а потом добавлять новые упражнения.

Дети младшего возраста и подростки могут исправить плоскостопие путем выполнения такого комплекса:

  • Не отрывая носков от пола сводить вместе и разводить пятки.
  • Захватывать и приподнимать мяч одной стопой стоя или обеими, если сидеть на стуле.
  • Сгибать и разгибать стопы как можно сильнее.
  • Поднимать небольшие предметы пальцами ног или стопами.
  • Переставлять стопу вперед или назад при помощи усилий пальцев.
  • Сжимать резиновый мяч обеими стопами.
  • Сидя на стуле нужно положить перед ребенком коврик. При помощи пальцев ног его нужно собрать в складки.
  • Перекатывать скалку, гимнастическую палку или бутылку по полу.
  • Стоя на полу поворачивать туловище, стараясь не смещать стопы.
  • Перекатывать стопу с пятки на носок и наоборот.
  • Выполнять неглубокие приседания на носочках. При выполнении этого упражнения нужно менять исходное положение, поднимая руки вверх, перед собой или разводя их в стороны.
  • Лазать по шведской стенке, ставя стопу на перекладины серединой.
  • Ходить по гимнастической палке, наклонной поверхности, ребристой доске.

Массажный коврик для ребенка может стать отличной профилактикой уплощения стопы. Его можно положить в ванной, и ребенок во время чистки зубов будет шагать по коврику. Если не проводить лечения плоскостопия, то уплощение будет прогрессировать. Именно поэтому важно выполнять лечебные упражнения. А для своевременного обнаружения патологии необходимо проводить профилактические осмотры у врача.

Чтобы перед выполнением упражнений улучшить кровообращение, стоит принять ванную с морской солью, в таком случае исправить плоскостопие при помощи физических упражнений будет проще. Для детей комплекс упражнений при плоскостопии лучше всего проводить в игровой форме, чтобы им не было скучно тренироваться.

Только при регулярном выполнении и соблюдении техники упражнения против плоскостопия можно добиться исправления свода. При нарушении принципа регулярности ЛФК может даже больше навредить, чем принести пользы. Поэтому, начав выполнять гимнастический комплекс, занимайтесь постоянно и относитесь с полной серьезностью к занятиям физической культурой.

Плоскостопие представляет собой деформацию свода стопы, а именно – понижение свода. В результате подобной деформации стопа практически полностью теряет свои амортизирующие свойства, что приводит к ряду неприятных последствий и осложнений. В этой статье мы постараемся максимально разобраться, что же такое плоскостопие – лечение, симптомы, причины и осложнения.

Общая информация

В здоровом состоянии человеческая стопа имеет два выраженных свода – поперечный (расположен под основаниями пальцев) и продольный (расположен вдоль стопы). Эти своды выполняют важнейшую функцию – они дают возможность человеку удерживать равновесие и амортизируют тряску при ходьбе. Понятно, что и сама стопа, и конкретно данные своды стопы находятся под серьезной нагрузкой, поскольку на них давит весь вес человеческого тела. И если связки и мышцы стоп перестают нормально работать и по какой-либо причине слабеют, то начинает меняться форма стопы – своды стоп уменьшаются, она постепенно становится плоской, в результате чего теряется основная функция стопы – рессорная.

Если стопа перестала амортизировать нагрузку, то эту функцию вынуждены будут выполнять другие суставы (голеностопный, коленный и тазобедренный), при этом «достанется» и позвоночнику. Но они справляются с такой функцией не слишком хорошо, поскольку они не для этого предназначены. К тому же такая своеобразная нагрузка приводит к ускоренному «изнашиванию» суставов.

Именно по этой причине плоскостопие нередко является причиной появления боли в ногах и спине, хотя на первый взгляд человек такой связи просто не видит. Так что стоит помнить, что именно в результате развития плоскостопия может появиться боль в стопах, бедрах, коленях и пояснице, быстрая утомляемость при ходьбе. При этом боль появляется в тот момент, когда организм уже не может обеспечить нормальное движение, и вынужден «перераспределять нагрузку». В результате страдают суставы ног и тазобедренный сустав, могут появиться нарушения осанки или проблемы с межпозвонковыми дисками. Конечным итогом воздействия плоскостопия на организм может стать развитие сколиоза и артроза, нередко начинается развитие варикозного расширения вен.

Интересен еще и тот факт, что довольно часто данное заболевание появляется у людей с «сидячей» работой, а не только у той категории работников, которые вынуждены целый день проводить на ногах. Это связано с тем, что мышцы и связки слабеют без нагрузки (слишком большие нагрузки также могут привести к развитию плоскостопия), так что очень важно поддерживать определенную двигательную активность.

Многие молодые люди задаются вопросом, берут ли в армию при плоскостопии. На нашем сайте уже есть статья, которая может ответить на этот вопрос.

Причины появления плоскостопия

Причин развития плоскостопия может быть довольно много, мы постараемся перечислить наиболее «популярные» из них:

  • плохая или неудачно подобранная обувь. Имеется ввиду обувь на высоком каблуке или платформе, узкая обуви и т.п.;
  • увеличение массы тела, которое может происходить по разным причинам (беременность, ожирение и т.д.);
  • наследственная предрасположенность. В данном случае речь идет о дефектах в развитии мышц, связок и костей стопы;
  • различные травмы (травмы стопы, перелом пяточной кости или лодыжки, трещины или сильные ушибы хрящей, повреждение мышц и связок стопы);
  • заболевания (например, рахит, в результате которого кости ослабевают и становятся мягкими, поэтому могут легко деформироваться. Также причиной может быть осложнение полиомиелита – возникает паралич мышц голени и стопы);
  • сидячая работа и малоподвижный образ жизни. В этом случае мышцы и связки стопы слабеют, поскольку не получают необходимых нагрузок;
  • избыточная нагрузка – беговые и прыжковые виды спорта, стоячая работа.

Причин, как видите, довольно много.

Виды плоскостопия

Человеческая стопа имеет два основных свода, поэтому вполне логично, что существует два вида плоскостопия – продольное и поперечное плоскостопие. Соответственно с понижением свода может происходить и увеличение стопы в ширину или длину. Существует также комбинированное плоскостопие, в этом случае речь идет о одновременном уплощении поперечного и продольного сводов. Такую ситуацию называют также продольно-поперечным плоскостопием.

Оба основных вида плоскостопия встречаются довольно часто, но наиболее распространенным является поперечное.

Также при классификации по видам часто разделяют приобретенное и врожденное. Врожденное плоскостопие встречается довольно редко, оно является результатом пороков развития плода. Лечение плоскостопия в этом случае начинают с первых дней жизни ребенка.

А вот с приобретенным плоскостопием ситуация обстоит несколько сложнее – оно может проявиться в любом возрасте и при этом может быть нескольких видов:

  • статическое;
  • рахитическое;
  • паралитическое;
  • травматическое.

Травматическое — появляется в результате переломов костей голеностопного сустава и стопы, или при серьезном повреждении связок и мягких мышечных тканей, укрепляющих свод стопы.

Паралитическое — появляется в результате воздействия полиомиелита, или из-за паралича большеберцовых мышц и мышц стопы.

Рахитическое — возникает в результате перенесенного рахита. Это заболевание нарушает нормальное формирование костей стопы, они не обладают в этом случае необходимыми характеристиками и могут быстро деформироваться.

Но самый распространенный вид – это статическое плоскостопие. Примерно 80% всех случаев заболевания относятся именно к этому виду. Причинами в данном случае могут оказаться избыточный вес, неудобная обувь, длительные чрезмерные нагрузки на стопы, слабые мышцы и связки стопы и т.д.

Степени заболевания

Существует 3 степени развития данного заболевания.

Продольное плоскостопие является менее распространенным, но при этом заболевании изменение формы стопы происходит постепенно и оно практически незаметно для больного.

  1. Продольное плоскостопие 1 степени характеризуется появлением утомляемости ног. Эта степень выражена очень слабо, больной может только испытывать дискомфорт при надавливании на стопу или во время одевания обуви. В некоторых случаях может появляться отечность вечером.
  2. Продольное плоскостопие 2 степени уже проявляется постоянными болями, которые могут быть достаточно интенсивными и распространяться в область голеней и лодыжек. При этой степени заболевания походка уже теряет плавность, ходить становится тяжелее.
  3. Плоскостопие 3 степени проявляется постоянными сильными болями, которые охватывают не только стопу, но и голень, а в некоторых случаях появляются даже боли в пояснице. Деформация стопы при этой степени заболевания уже ярко выражена и очень заметна, часто появляются отеки в области суставов стопы. Ходьба человеку на этой стадии заболевания дается с трудом, в обычной обуви передвигаться становится очень сложно.

У вас случайно нет таких симптомов?

Стоит обратить внимание на появление таких симптомов:

  • обувь стаптывается с внутренней стороны;
  • очень быстро устают ноги при стоячей работе или ходьбе;
  • появляется боль в стопах после физических нагрузок;
  • в конце дня чувствуется боль и усталость в ногах, появляется чувство тяжести, отечность;
  • отечность в области лодыжек;
  • ходить на каблуках становится очень тяжело;
  • нога увеличивается в размере, в результате чего приходится покупать обувь на размер больше.

Многие из перечисленных симптомов соответствуют не только плоскостопию, но и варикозному расширению вен, так что при их появлении стоит немедленно обратиться к врачу.

Cимптомы продольного плоскостопия

  • утомляемость в ногах, при надавливании на середину стопы или подошвы появляется боль, к вечеру тыльная часть стопы опухает;
  • постоянные и сильные боли как в самих стопах, так и в области голеней и лодыжек, становится трудно подобрать удобную обувь;
  • вместе с болью в стопах начинает появляться боль в пояснице, внешне становится незаметным продольный свод; стопа отекает, малоподвижен голеностопный сустав, в обычной обуви ходить становится очень тяжело.

Симптомы поперечного плоскостопия

  • исчезает поперечный свод стопы, в результате чего развивается деформация пальцев;
  • появляются боли и омозоленность кожи в переднем отделе стопы;
  • появляются молоткообразные пальцы.

Каким должно быть лечение?

В первую очередь стоит отметить, что лечение поперечного и продольного плоскостопия в принципе одинаково в плане применяемых мер. Кроме того, нужно помнить, что если проводится лечение взрослого человека, то полного выздоровления все равно не произойдет, возможны только определенные улучшения. А вот у детей полное выздоровление вполне возможно, поскольку нога ребенка еще только формируется и возможна корректировка.

Лечение плоскостопия у взрослых

Поскольку полное выздоровление взрослого человека при таком заболевании невозможно, то лечение призвано в первую очередь остановить прогрессирование болезни, а после этого создать необходимые условия для корректировки стопы. Именно поэтому очень важно диагностировать заболевание как можно раньше.

Поскольку предпочтительным методом лечения заболевания на ранних стадиях его развития является консервативная терапия, то лечение предполагает снятие болей и улучшение состояния мышц и связок стопы, благодаря чему останавливается развитие болезни.

На видео, которое вы можете посмотреть ниже, показан один из методов диагностики и лечения плоскостопия:

Для снятия боли обычно применяются лекарственные препараты в сочетании с физиотерапевтическими процедурами.

Основой же лечения является лечебная гимнастика. ЛФК при плоскостопии определяется врачом-ортопедом, при этом упражнения подбираются под конкретного пациента, с учетом того, какова форма и степень заболевания.

Хороший лечебный эффект при плоскостопии дает массаж стоп, в том числе – гидромассаж. Благодаря таким процедурам нормализуется кровообращение и повышается мышечный тонус голени и стоп.

На начальной стадии хороший эффект дает применение специальных ортопедических стелек, которые опять же делаются индивидуально.

Но, к сожалению вышеуказанные процедуры дадут серьезный эффект только на ранних стадиях заболевания. При сильных деформациях стопы, которые происходят на поздних стадиях развития болезни, есть только один способ лечения — операция.

Лечение плоскостопия у детей

Чаще всего у детей развивается продольное плоскостопие, при этом оно успешно лечится в полной мере без оперативного вмешательства, поскольку кости, мышцы и связки ребенка достаточно восприимчивы к консервативным методам лечения.

Если приходится иметь дело с врожденным типом, то его начинают лечить с первых дней жизни ребенка, для чего используются специальные лангеты и повязки. Но этот вид заболевания встречается довольно редко.

В большинстве же случаев причинами появления плоскостопия являются слабые связки и мышцы, а также неокрепшие кости. Именно поэтому лечение носит тонизирующий характер – применяется в основном лечебная физкультура и массаж. Также часто оказываются полезны контрастные ванны для стоп. Также необходимо ношение специальной ортопедической обуви, при этом следует очень внимательно относиться к походке ребенка.

Важнейшим фактором при лечении этого заболевания у детей является время – чем раньше заболевание будет диагностировано, тем больше шансов на полное выздоровление детей. По этой же причине немаловажной является профилактика плоскостопия в детском возрасте.

  • 4. Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем
  • 5. Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе. Гигиенические основы режима дня учащихся
  • 6. Анатомия и физиология желез внутренней секреции
  • 7. Возрастные особенности и гигиена опорно-двигательного аппарата. Гигиенические требования к оборудованию школ
  • 8. Анатомия и физиология органов пищеварения. Возрастные особенности органов пищеварения. Гигиена питания
  • 9. Обмен веществ и энергии.
  • 10. Возрастные особенности крови. Органы кровообращения. Сердечно-сосудистая система. Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы
  • 11. Возрастные особенности органов дыхания. Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений
  • 12. Возрастные особенности органов выделения и кожи. Гигиена кожи ребенка. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви
  • 13. Состояние здоровья детей и подростков. Медико-гигиеническое и половое воспитание учащихся
  • 14. Гигиена физического воспитания, трудового обучения и производительного труда
  • 15. Гигиенические требования к планировке школьного здания, земельного участка
  • Предмет, содержание и задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены Глава 1. Общие закономерности роста и развития организма § 1. Рост и развитие организма
  • § 2. Показатели физического развития и методы их исследования
  • Литература
  • Глава 2. Анатомия и физиология нервной системы § 3. Строение и функции нервной системы
  • § 4. Белое и серое вещество полушарий конечного мозга
  • § 5. Развитие нервной системы
  • § 6. Высшая нервная деятельность
  • § 7. Возрастные особенности рефлекторной деятельности
  • § 8. Изменение высшей нервной деятельности у детей и подростков под влиянием различных факторов
  • § 9. Патологические изменения высшей нервной деятельности у детей и подростков
  • Литература
  • Глава 3. Нейрофизиологические основы поведения человека §10. Особенности психики человека
  • § 11. Мотивация и регуляция поведения
  • § 12. Организованность сознания - внимание
  • Литература
  • Глава 4. Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем
  • Литература
  • Глава 5. Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе § 13. Гигиена как наука
  • § 14. Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в школе
  • § 15. Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса
  • Литература
  • Глава 6. Анатомия и физиология желез внутренней секреции (эндокринной системы)
  • Литература
  • Глава 7. Анатомия, физиология и гигиена опорно-двигательного аппарата § 16. Скелет человека
  • § 17. Мышцы человека
  • § 18. Сколиоз и плоскостопие
  • § 19. Гигиенические требования к оборудованию школ
  • Литература
  • Глава 8. Анатомия и физиология органов пищеварения § 20. Анатомия пищеварительной системы
  • § 21. Переваривание пищи
  • § 22. Всасывание
  • § 23. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта
  • § 24. Гигиена питания
  • Литература
  • Глава 9. Обмен веществ и энергии § 25. Метаболизм
  • § 26. Тканевое дыхание
  • § 27. Механизм работы электронтранспортной цепи
  • Литература
  • Глава 10. Физиология крови § 28. Состав крови
  • § 29. Плазма крови
  • § 30. Клетки крови
  • § 31. Гемостаз
  • § 32. Группы крови
  • Литература
  • Глава 11. Физиология сердечно-сосудистой системы
  • Литература
  • Глава 12. Физиология органов дыхания § 33. Система органов дыхания: строение и функции
  • § 34. Гигиенические требования к воздушной среде учебных заведений
  • Литература
  • Глава 13. Анатомия, физиология и гигиена кожи ребенка § 35. Кожа: строение и функции
  • § 36. Терморегуляция
  • § 37. Гигиена одежды и обуви
  • Литература
  • Глава 14. Здоровье детей и подростков
  • Литература
  • Глава 15. Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся
  • Литература
  • Глава 16. Гигиенические требования к планировке школьного здания, земельного участка
  • Литература
  • Список литературы, использованной при составлении кейса
  • Тест «нервная система»
  • Тест «сенсорная система».
  • Тест «опорно-двигательная система».
  • Тест «пищеварительная система».
  • Тест «сердечно-сосудистая система».
  • Эталоны ответов:
  • Тест «органы дыхания».
  • Тест «выделительная и репродуктивная система».
  • Вопросы для контроля знаний по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
  • Темы курсовых работ и рефератов
  • Словарь терминов а
  • § 18. Сколиоз и плоскостопие

    Сколиоз - боковое искривление позвоночника. Чаще всего приобретенное (5- 15 лет), но бывает и врожденное. Неправильная поза детей во время занятий ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины.

    Заболевание начинается со слабости мышц спины, плохой осанки, выступающей лопатки. В дальнейшем возникает изменение самих позвонков и их связок, т.е. образуется стойкое боковое искривление. Оно может быть следствием перенесенного рахита, длительных асимметричных нагрузок на мышцы спины. К сколиозу может привести перелом позвонка, его разрушение болезненным процессом (остеомиелит, туберкулез, сифилис). При укорочении одной ноги может наступить функциональный сколиоз.

    Клинически можно выделить три стадии. Первая: при утомлении мышц спины появляется сколиоз, а после отдыха искривление исчезает. Вторая стадия: искривление делается постоянным, подвижность позвоночника резко уменьшается. Изменяется форма грудной клетки, лопатка выступает и становится выше на выпуклой стороне грудного сколиоза. При третьей стадии изменяется положение внутренних органов, затрудняется их функция.

    Профилактика гораздо эффективнее лечения. Большое значение имеют физкультура и спорт, правильная осанка ребенка, соблюдение режима труда и отдыха.

    В основном построено на общемобилизующих и специальных гимнастических упражнениях под наблюдением врача. Иногда рекомендуется ношение корсета, а в запущенных случаях - оперативное вмешательство.

    Плоскостопие у детей и взрослых - следствие врожденных дефектов опорно-двигательного аппарата, повышенной эластичности суставов и связок, слабости мелких мышц, поддерживающих поперечный и продольный свод стопы, а также результат воздействия длительной работы в положении стоя, хождения на высоких каблуках и в узких туфлях, деформирующего положения пальцев и вызывающего нарушения рессорной функции свода стопы.

    Выделяют два вида плоскостопия - это поперечное плоскостопие, которое составляет 55 % от общего числа деформации стоп и продольное плоскостопие - 29 %. По происхождению плоскостопие различают: врожденную плоскую стопу, травматическую, паралитическую и статическую. Врожденное плоскостопие можно установить только после 5-6 лет, так как у всех детей моложе этого возраста определяются все элементы плоской стопы. Травматическое плоскостопие - последствие перелома лодыжек, пяточной кости, предплюсневых костей. Паралитическая стопа - результат паралича подошвенных мышц стопы. Статическое плоскостопие возникает в следствии слабости связочного аппарата мышц костей стопы и голени. Для выраженного плоскостопия типичны следующие признаки: стопа удлинена и расширена в средней части, продольный свод опущен и ладьевидная кость обрисовывается сквозь кожу на внутреннем крае стопы, походка неуклюжая, носки сильно развернуты в сторону, иногда ограничен объем движений во всех суставов стоп. В случае прогрессирования продольного плоскостопия увеличивается длина стоп в основном в следствии опускания продольного свода. При развитии поперечного плоскостопия длина стоп уменьшается за счет веерообразного расхождения плюсневых костей и отклонения первого пальца к наружи.

    Хотя при внешнем осмотре и определяют наличие плоскостопия, для более точного определения существует ряд методов. В частности такой метод: измеряют циркулем высоту стопы, то есть расстояние от пола до верхней поверхности ладьевидной кости, которое хорошо прощупывается приблизительно на палец кпереди от голеностопного сустава. Величину расхождения ножек циркуля определяют по измерительной линейке в миллиметрах, после этого измеряют длину стопы - расстояние от кончика первого пальца до задней округлости пятки миллиметрах, величину высоты стопы умножают на сто и делят на длину стопы. Полученная величина является «подометрическим индексом». Индекс нормального свода колеблется в пределах от 31 до 29. Индекс от 29 до 25 - указывает на пониженный свод (плоскостопие). Ниже 25 - на выраженное плоскостопие.

    Снижение свода стопы, его уплощение ослабляет амортизацию вертикальных вибраций позвоночника при ходьбе и способствует нарушению осанки, развитию остеохондроза. Плоскостопие изменяет походку, вызывает развитие утомления при незначительных пеших нагрузках вследствие ухудшения кровоснабжения и лимфотока в мелких суставах стопы, мышцах голени. Статистические нагрузки на плоскую стопу еще более возрастают при избыточном весе. Нередко плоскостопие и лимфостаз (застой лимфы и венозной крови в нижних конечностях, отеки стопы и голеностопных суставов) вызывают болевые ощущения, ограничивают двигательную активность и усугубляют порочный круг взаимосвязанных причин общего нездоровья.

    Для статического плоскостопия характерны определенные болевые участки: на подошве в центре свода и внутреннего края пятки; на тыле стопы в ее центральной части между ладивидной и таранной костями; под внутренней и наружной лодыжкой между головками предплюсневых костей; в мышцах голени в следствии их перегрузки; в коленном и тазобедренном суставах; в бедре; в области поясницы.

    Профилактика: Необходимо выработать правильную походку, избегать разведение носков при ходьбе. Очень важно ношение обуви хорошо подобранной по ноге. Внутренний край ботинка должен быть прямым, чтобы не отводить к наружи первый палец. Носок просторный. Высота каблука должна быть 3-4 см. Подметка из упругого материала. В некоторых случаях рекомендуется применение специальных стелек.

    Лечение: Выбор лечения зависит от происхождения, степени деформации и возраста больного. При легких формах специального лечения не требуется. Обычно назначают ЛФК, массаж, физиотерапию, ношение корригирующей обуви. У себя в центре мы применяем новейшие инструментальные методы лечения. К ним относятся:

      адаптивное биоуправление мышц стопы;

      электростимуляция мышц стопы;

      вибрационный массаж нижних конечностей.

    Упражнения для детей при плоскостопии: 1 - зажав мячик между ногами, медленно идти, стараясь не уронить его; 2 - сидя на полу упереться руками в пол и стараться как можно выше поднять ногами мяч; 3 - положить на пол палку и пройти по ней босиком, заложив руки за голову; 4 - поднять пальцами ног с пола носовой платок; 5 - вращать на полу мяч ногой; 6 - сидя на стуле, брать пальцами ног разбросанные по полу карандаши; 7 - подскоки на одной ноге, на цыпочках; в пальцах другой ноги зажат платок; 8 - ходьба попеременно на носках и пятках.