Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика. Психогигиена или как формируется личность Активная позиция в профессиональной жизни

Анна Сикорская

Психогигиена – это отрасль медицины, которая изучает факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по укреплению и поддержанию психического здоровья детей, подростков и взрослых.

Психопрофилактика предназначена для разработки мер, которые предупреждают психические заболевания и расстройства, а также препятствуют их переходам в хроническую форму.

Определение понятий

Психогигиена изучает состояние нервно-психического здоровья, его динамику в связи с разнообразными факторами внешней среды (природными, производственными, социально-бытовыми). Кроме того, эта отрасль гигиены разрабатывает на основе полученных данных специальные методы воздействия на человека, чтобы создать условия для укрепления и сохранения его психического здоровья.

В настоящее время психогигиена составляет анализ влияния окружающей среды на людей и в первую очередь на подростков. Различают следующие разделы науки:

  • Возрастная;
  • Бытовая;
  • Семейной жизни;
  • Обучения и труда.

В свою очередь, возрастная гигиена прежде всего включает рекомендации, направленные для детей и пожилых людей, потому что психика этих возрастных групп значительно отличается от обычных взрослых.

Психогигиена и хорошее здоровье детей и подростков прежде всего базируются на возрастных особенностях и должны обеспечивать правильное формирование психики. Нужно понимать, что дети чутко реагируют на самые незначительные физические и эмоциональные воздействия, поэтому большая роль отводится чуткому воспитанию ребенка.

Основы психогигиены детей:

  • Воспитание эмоций;
  • Развитие и тренировка процессов торможения;
  • Преодоление трудностей.

В старческом возрасте также возникают свои специфические манеры. Это объясняется тем, что обмен веществ значительно медленней, общая работоспособность снижена, память уже не такая, как раньше.

Поэтому у пожилых людей значительно слабее психика. Любую эмоциональную травму они переносят болезненно, в особенности если это касается ломки стереотипов. Поддержать психическое здоровье поможет установленный режим дня, неутомительный труд и регулярные прогулки.

Методы психогигиены включают в себя:

  • Психокоррекционные работы, которые проводятся в консультативных центрах, «телефонах доверия » и других организациях, деятельность которых ориентирована на психологическую помощь;
  • Массовые обследования, которые проводятся для выявления так называемых групп риска, и профилактическая работа с таковыми;
  • Информирование населения;
  • Среди основных задач – помощь в кризисных ситуация, которые связаны с учебой, работой или семьей;
  • Работа с молодыми и неблагополучными семьями.

Психогигиена быта

Большая часть жизни человека проходит в общении с другими людьми. Хорошему настроению способствуют приятные слова, поддержка и участие близких, а вот пренебрежительность, грубость могут травмировать психику, особенно у чувствительных людей. Можно сказать, что в дружеском коллективе психоклимат благоприятный.

Однако есть такой тип людей, которые все слишком серьезно воспринимают и не могут тормозить отрицательные эмоции. Они должны перевоспитать себя, ведь трудности в жизни встречаются повсеместно. Для этого рекомендуется научиться правильно оценивать ситуацию, управлять своими эмоциями.

Психогигиена семьи

На семью положена большая ответственность, ведь именно в этом коллективе формируется личность, закладываются основы поведения. Отношения в семье существенно влияют на человека и поэтому они значимы как для каждой конкретной личности, так и для общества в целом.

Хорошие семейные отношения основаны на взаимоуважении, любви и дружбе, общих взглядах. Огромную роль играет взаимопонимание, умение идти на уступки. Дружественная обстановка способствует формированию крепкой семьи и создает хорошие условия для воспитания детей.

Стоит отметить, что психогигиена заключается у детей и подростков не только во влиянии семьи, но и в организованном коллективе, то есть в саду и школе. Сейчас большая роль отводится психогигиене учебных занятий. На время учебы приходится два возрастных кризиса (7 лет и 15 лет). В это время дети очень эмоциональны и сильно подвержены влиянию.

Психогигиена учебных занятий направлена на способствование гармоничному и своевременному развитию детей, и предотвращение психотравмирующих ситуаций в школе. Учеба должна приносить радость, положительные эмоции и противостоять напряжению, которое приводит к утомлению.

Стоит отметить, что психогигиена стресса неразрывно связана с другими разделами, в особенности с психогигиеной ребенка.

Адаптироваться к новым условиям существования детям очень непросто, а многим и достаточно болезненно. Они могут отвлекаться во время занятий, заниматься посторонними делами, плохо вести себя на переменах, бегать и кричать или, наоборот, стать пассивными. Некоторые могут смущаться при разговоре с учителем и расплакаться из-за замечания.

Нередко возникают признаки неврозов, дети теряют аппетит, стают капризными, плохо спят ночью. Полностью адаптироваться в школе удается лишь к середине первого года обучения. Однако большую роль в формировании личности и маленького ребенка, и подростка играет само учебное заведение и поведение учителя.

На основе данных психогигиены психопрофилактика разрабатывает систему мер, которые ведут к снижению психической заболеваемости, внедряет их в жизнь.

Профилактика разделяется на виды, каждый из которых отвечает за те или иные факторы:

  • Первичная направлена на предупреждение возникновения болезни. В нее включены законодательные меры, которые отвечают за охрану здоровья населения;
  • Вторичная. Заключается в выявлении начальных стадий заболеваний и их активном лечении. Можно сказать, что этот вид профилактики направлен на создание благоприятных условий течения болезни, что приводит к быстрому излечению;
  • Третичная. Меры направлены на предупреждение рецидивов заболеваний. На практике для этого проводятся мероприятия, которые направлены на устранение неблагоприятных условий учебы и работы.

Психогигиена и психопрофилактика, а точнее – их методы работы, внедряются совместными усилиями врачей и педагогов в среду подрастающего поколения. Для этого также используются санатории, детские лагеря и площадки.


Возможность сохранять и поддерживать психическое здоровье является мощным профилактическим фактором возникновения противоречий в отношениях.

Личная психогигиена - одна из форм самосовершенствования. В каждом человеке есть потребность и способность к изменению себя, к творчеству, раскрытию способностей. И то и другое не исчезает при неблагоприятных условиях развития, при многих нарушениях и де­фектах. Реализовать себя - значит открыть свои способности и при­ложить их к делу. Полнее проявить себя, самоутвердиться человек может, развивая свою личность, глубже познавая и осознавая себя.

Человек, познай, сотвори и осуществи себя. Что познаешь, то и сотворишь, а что сотворишь, то и осуществишь (В.А.Ананьев, 2004).

Недооценка самопознания, незнание своей индивидуально­сти делает человека более уязвимым для стресса, снижает его устой­чивость в преодолении жизненных кризисов , в том числе и межличностных конфликтов.

Умения и навыки оздоровления психики, практика формирования и поддержания здорового образа жизни являются личной практической психогигиеной. Все это - неотъ­емлемая составная часть саногенного потенциала личности.

Развитие и сохранение мотивации и целей, умений и навыков под­держания высокой работоспособности, развития личности, социаль­ной адаптации, духовного обогащения нельзя отнести только лишь к психогигиенической практике. Это также часть психологической и социальной компетентности личности. И все эти процессы личност­ной динамики - одна из важных сторон экзистенциального выбора: выбора формы самореализации, поиска и обретения смысла жизни, постановки главных жизненных целей.

Основной стратегией психологической помощи и самопомощи в преодолении межличностных конфликтов является увеличение воз­можных способов преодоления путем стимулирования самостоятель­ности, укрепление установки на проявление активности в изменении жизненной ситуации и, если возможно, окружающей среды. Особую опасность представляет чувство беспомощности, которое мотивирует поведение риска.

Самостоятельность (в англоязычной литературе self empowerment) - достижение личной автономии путем выработки и применения жиз­ненных навыков, имеющих отношение к здоровью. Самостоятель­ность - это процесс, направленный на восстановление способности к принятию решений и внушение людям веры в их автономность, а так­же овладение навыками для принятия решений, связанных с их соб­ственным здоровьем, здоровьем их семей. Самостоятельность являет­ся одним из важнейших ресурсов контроля здоровья.

Согласно Л.В.Куликову (2004), в саногенном потенциале можно выделить три группы факторов.

К первой группе относятся те, что формируются воспитанием, образованием, социальным окру­жением (широким и ближайшим), обусловлены условиями и образом жизни, профессией.

Во вторую группу могут быть включены те особенности личности и тот опыт, знания и умения, которые возникают у субъекта вследствие совместной работы со специалистом: психологом, психо­терапевтом, врачом или педагогом. Эти качества приобретаются на сеансах психологического консультирования, в группах личностного развития, психокоррекционных группах, на тренингах повышения пси­хологической устойчивости, повышения коммуникативной компетентности, тренингах уверенности (другие названия: тренинг самоутверждения, тренинг ассертинности).

В третью группу входят те протективные качества, ко­торые субъект развил в себе самостоятельно. Сюда же входят знания, умения и навыки, которые помогают формировать саногенное отно­шение к действительности - к обществу, событиям, людям и их по­ступкам, к себе, своим плюсам и минусам. Они позволяют выбирать оптимальные стратегии и тактики преодоления трудностей, регули­ровать уровень напряжения, сохранять свободу поведения, выбирать тот стиль жизни, который более всего соответствует индивидуально­сти, позволяет жить здоровой и благополучной жизнью. К предмету личной психогигиены относятся в большей степени составляющие этой третьей группы.

К факторам, оказывающим саногенное влияние на личность относятся:

● уверенность, независимость в отно­шениях с другими людьми;

● отсутствие враждебности, доверие к дру­гим, открытое общение;

● чувство общности, чувство социальной принадлежности;

● удовлетворяющий статус в груп­пе и социуме, устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличност­ные роли;

● согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого.

Негативное влияние на человека, его саногенный потенциал, в том числе и на отношения с другими людьми оказывают расстраивающие установки .

Поэтому, избавление от негативных установок является необходимой работой по укреплению саногенного потенциала личности и профилактики возможных конфликтов в отношениях с людьми.

Л.В.Куликов (2004), описывает следующиерасстраивающие установки:

«Это из-за него (нее, них…) я так себя чувствую». В этой установке преувеличена возможность других людей управлять нашими чувства­ми. Какой бы силой, даром они ни обладали, наши чувства рождаются в нас и зависят прежде всего от нас.

«Все (многое...) вокруг делается неправильно, на самом деле все долж­но быть иначе». Все правильно никогда не было и никогда не будет. Мир живет по своим законам, раздумывать о том - принимать их или нет - бессмысленно.

«Необходимо изменить другого человека (этих людей...)». Человек имеет весьма ограниченные возможности для изменения другого че­ловека, даже близкого. Часто за искренним желанием «сделать друго­го человека лучше» скрыто другое стремление - сделать его более удобным для нас. Мы никого не можем изменить, кроме себя самих. Как указывал Э.Фромм, - вера в то, что другие могут измениться, - результат собственной возможности изменений.

«Я должен стремиться к совершенству во всем - совершенству своей личности, отношений с окружающими, семейных отношений, ве­дения дел, своего жилища...». Данная установка связана с тем, что субъектом слабо осознается, насколько достижим идеал, к которому он стремится, какова, в конечном счете, будет цена. Для осознания этого следует перечислить все, чем придется заплатить за достижения идеала. Лучше выделить приоритеты и стараться достичь главных це­лей.

«Окружающие плохо решают мои проблемы (мало помогают...)». Никто лучше нас не решит наши проблемы. Окружающие нас люди, близкими чужие, живут не для того, чтобы решать наши проблемы; у них есть и свои проблемы.

«Я должен всем нравиться. Если окружающие не выражают своей симпатии, надо приложить все силы, чтобы добиться этого». Невоз­можно всем нравиться, и напрасно к этому стремиться. Окружающие могут не выражать симпатии, поскольку погружены в свои проблемы.

«Я несчастлив». Счастье не является состоянием, возникающим под влиянием внешних обстоятельств. Ощущение счастья - часть от­ношения человека к действительности в целом. Чувствовать, замечать и понимать свое счастье - все это зависит от готовности человека ви­деть себя счастливым. Как писал Н.А.Бердяев, «слово «счастье» - самое бессодержательное и ничего незначащее из человеческих слов. Ни какого критерия и мерила счастья не существует, и никакого сравнения не может быть счастья одного человека, со счастьем другого .

Одним из условий саногенного потенциала человека, как профилактического фактора конфликтности в отношениях выступает осмысленность бытия.

В.А.Ананьев (1999) указывал на то, что путь здоровья заключается в гармонии смысла жизни и жизненных целей.

Цель - это нечто принципиально достижимое в жизни.

Смысл жизни - нечто постоянно настигаемое, но никогда принципиально не достижимое в жизни.

Если человек ставит цели на пути к достижению смысла жизни, то и достигает их с меньшими усилиями, как бы органично самому процесу движения по жизни. Человек не жестко следует «предписанному» ему пути, а совершает блуждание по полю возможного и выходит в результате этих блужданий на один из этих путей. Случайности, малые флуктуации, стрессы могут сбить человека с истинного пути, отбросить на «обочину», привести к сложным блужданиям по полю путей развития. Выход на «обочину», возможно, тоже путь, но связанный с более сильным напряжением, которое организм может не выдержать, тогда за этот выбор надо будет платить здоровьем.

В этом отношении приведем слова М.К.Мамардашвили, который писал следующее: «Мы разгадываем знаки судьбы, и в зависимости от успеха или неуспеха, и вообще от характера и объема этой интерпретации складывается линия нашей судьбы. Мы рискуем потерять свою жизнь задолго до того, как умрем. Неправильно расшифровав знаки, мы можем пройти мимо своей судьбы, что тоже является, конечно, судьбой, но уже с отрицательным знаком

Мы не выбираем смысл нашего существования из «вообще существующих». Иногда мы его чувствуем непосредственно, не испытывая желания анализировать, что он собой представляет. Его можно понять умом после долгих раз­мышлений, можно обнаружить в любви к близкому человеку или соз­дать своим трудом. В любом случае, чтобы обрести смысл жизни, мы затрачиваем усилия.

Никакие вещи не заменяют, не могут заменить смысл жизни. Они могут отвлечь от его поисков на какое-то время, иногда на целую жизнь. Но это состояние неустойчивое, чем оно и опасно. Что-то мо­жет измениться в жизни или в самой личности, и тогда вопрос о смыс­ле жизни может встать весьма остро. Если человек не имеет собствен­ного опыта поиска смысла жизни, то ситуация может стать тяжелой, кризисной. Попытка заменить внутреннее внешним в этом случае об­речена на неудачу.

За деньги можно купить кровать, но не сон; еду, не аппетит; лекарство, но не здоровье; дом, но не домашний очаг; книги, но не ум; украшения, но не красоту; роскошь, но не культуру; развлечение, но не счастье; религию, но не спасение (П.Брэгг).

Обязательное условие для осознания смысла жизни - это привязан­ность к чему-то большему, чем ты сам. Как писал Н.А.Бердяев, личность «исчезает в беспредельности самоутверждения, в нежелании знать другого и трансцендировать к высшему» .

Чаще смысл жизни теряется, когда встают непреодолимые препят­ствия на пути к самореализации. Оценка препятствий всегда субъек­тивна. Трудности могут казаться непреодолимыми, как при слабости инстинктивного стремления к реализации себя, так и при объективно тяжелых обстоятельствах.

На ощущение смысла жизни влияет также соотношение величины достижений личности и затрат на них, которое переживается как пси­хологическая цена усилий. Если она слишком высока, то мотивация снижается, размывается та часть смысла жизни, которая была связана с труднодостижимыми целями. Продвижение к целям должно подпитываться удовлетворением от достигнутого. Лишь немногие люди с сильными притязаниями способны с энергией продвигаться вперед к дальним целям, не теряя уверенности в себе. Легкие достижения (без стараний или риска) не дают полноты ощущения смысла жизни.

Для повышения саногенного потенциала личности, как фактора снижающего риск возникновения конфликтов в межличностных отношениях, можно использовать целительную самонастройку, предложенную Л.В.Куликовым , ориентиры которой представлены ниже.

1. Научиться находить время для само­развития, замечать каждый, даже небольшой, шаг в своем развитии. Ощущать чувство радости от каждого успешно сделанного шага и пе­реживать его.

2. Уметь относиться к событиям философски, видеть различные ситуации и себя в них в более широкой перспективе, со стороны. Вот взгляд на современный образ жизни в определенном смысле «со сто­роны».

3. Уметь воспринимать события с иронией, ценить и развивать чувство юмора.

4. Сохранять ценнейшую способность ощущать удовольствие да­же от небольшой сегодняшней радости. Не следует застревать в воспоминаниях о прошлом. Работая на бу­дущее, не обязательно думать о нем постоянно. Не может быть будуще­го без настоящего. Способность оценивать удовольствие настоящего (времени) бесценна. Не умея отдать должное внимание небольшим приятным событиям, вы рискуете не заметить и большую радость.

5. Сохранять оптимизм, позитивное восприятие событий. Мы укрепляем свои душевные силы, если сосредоточиваемся на чем-либо перспективном, на путях решения проблем, способах прео­доления трудностей, а не на тупиках. Позитивный настрой необходим и в межличностных отношениях. Необходимо стараться увидеть в людях достоинства и в большей сте­пени обращать внимание на них, а не на то негативное, что есть в каждом.

6. Не стоит переживать по поводу тех неприятностей, которые еще не наступили, ведь они могут и вовсе не наступить.

7. Прекрасным психотерапевтом является заслуженный успех. Мало желать успеха, надо научиться достигать его.

Следующим фактором саногенного потенциала личности является самооценка.

Самооценка – «это та оценка, которую дает себе личности; она включает понимание личностью себя и своих реальных возможностей и присущей этой личности качеств, достоинств и недостатков, а также понимание этой личностью исполняемых социальных ролей» .

Самооценка – «ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом, и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценку составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей» .

Достаточно высокая самооценка чрезвычайно важна для сохранения психологической устойчивости. Следует подчеркнуть, что речь идет об адекватной самооценке. Искажение образа себя, преувеличение своих достоинств, стремление обнаружить больше недостатков у ок­ружающих людей - пути, уводящие в сторону. Необходима способ­ность принимать себя со всеми своими плюсами и минусами, необхо­дима вера в себя, в свои способности и силы, убежденность в том, что в других людях больше положительного, чем отрицательного, что мир не враждебен по отношению к тебе, что в мире побеждает добро.

В са­мооценке слиты различные аспекты отношения личности к себе. Про­цесс самореализации и самооценка тесно связаны и влияют друг на друга: ощущение, что не раскрыл себя, снижает самооценку, а зани­женная самооценка препятствует полноценной реализации себя. В этой взаимосвязи определенное «первенство» влияния принадлежит само­оценке. Нарушения самооценки ведут к потере душевного равновесия, неудовлетворенности жизнью.

Для психологически устойчивого, успешно реализующегося чело­века со здравыми взглядами на жизнь и на себя характерно неболь­шое расхождение Я-реального и Я-желаемого, но не за счет того, что эти люди считают себя близкими к идеалу, а потому, что они прини­мают себя такими, какие они есть. Я-реальное - это представление человека о себе таком, каким он видит себя в настоящее время.

Совокупность мыслей и образов, в которых эти желания отражены, складывается в Я-желаемое. Я-желаемое включает усвоенные требования и правила общества,нравственные образцы и эстетические идеалы. В Я-желаемоместь компоненты Я-реального (имеющегося уже сейчас). Их полное несходство означает такую степень неблагополучия личности, прикоторой работа над собой невозможна или крайне затруднена.

И большое, и малое расхождение Я-реального и Я-желаемого ме­шает саморазвитию. При большом - возникает чувство неполноцен­ности, неуверенность в себе, снижается активность, энергичность; при малом - чувство успокоенности, любование собой. Это также мо­жет снижать активность, особенно направленную на изменение себя, самосовершенствование. Опасно оно и тем, что может вести к сниже­нию приспособляемости и вызывать напряжение в межличностных отношениях.

Выстраивание своей жизни, поиск ее смысла происходят более успешно при достаточной уверенности в себе. Неуверенность, зани­женная самооценка являются частой исходной причиной неблагопо­лучия в межличностных отношениях, внутреннего дискомфорта, многих психических и телесных расстройств.

Не будьте излишне критичны к людям ни в словах, ни в мыслях. Из­бавляясь от этой привычки, вы постепенно перестанете беспокоиться по поводу критики в свой адрес. Учитесь видеть в людях их плюсы и говорить им об их сильных сторонах - одобряя, благодаря, хваля, восхищаясь и т.п.

Не зацикливайтесь на своих недостатках. Будьте уверены, что многие их или не замечают, или воспринимают просто как вашу индивидуальную особенность. Нет людей без недостатков или каких-либо, хотя бы маленьких, расстройств. Все имеет свою отрица­тельную сторону, даже известность.

Чаще чувствуйте почву под ногами в прямом смысле этих слов. Вы забываете, что имеете твердую опору под ногами, а ваше положение принципиально противоположно положению тонущего человека.

Следите за своей одеждой. Достаточно того, чтобы вы чувствовали себя «не хуже всех» и были спокойны, что она вас не подведет.

Известный психотерапевт Мануэль Смит считает, что уверенность в себе прямо связана с умением отстаивать свое мнение. Это умение по­могает человеку устанавливать позитивные отношения с людьми - отношения доверия, сострадания, теплоты, близости, любви, позволяет быть независимым, настойчивым в достижении своих целей,

М.Смит выделяет десять главных прав личности, о которых вы должны вспомнить, если чувствуете, что вами манипулируют, нарушают ваше неотъемлемое право быть самим собой.

● Вы имеете право судить о собственном поведении, мыслях, эмоци­ях и брать ответственность за их последствия на себя.

● Вы имеете право не оправдываться и не извиняться за свое пове­дение.

● Вы имеете право решать, должны ли вы брать на себя ответствен­ность за чужие проблемы (есть ли вам дело до чужих проблем).

● Вы имеете право передумать, изменить свое мнение.

● Вы имеете право делать ошибки и отвечать за них.

● Вы имеете право сказать: «Я не знаю».

● Вы имеете право не зависеть от того, как к вам относятся другие.

● Вы имеете право быть нелогичным в принятии решений,

● Вы имеете право сказать: «Я не понимаю».

● Вы имеете право сказать: «Мне наплевать...», «Меня не волнует...», «Меня не интересует...»

Личная психогигиена способствует повышению устойчивости личности, как условия профилактики и разрешения конфликтов в межличностных отношений. Об этом речь пойдет ниже.

Область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья. Некоторые авторы, давая определение П., относят ее не только к гигиене, но и к психиатрии. Другие (например, Мягер В. К., 1976) включают в задачи П. предупреждение возникновения и развития психических заболеваний, сближая П. и первичную психопрофилактику. Н. Д. Лакосина и Г. К. Ушаков (1976) выделяют П. в самостоятельный раздел медицинской науки. П. является комплексной дисциплиной, тесно связанной не только с психиатрией, но и с медицинской психологией, медицинской социологией, валеологией (Петленко В. П., 1997) и др.П. как направление возникла на рубеже XIX и XX вв. В России ее зарождение связывают с состоявшимся в 1887 г. I съездом отечественных психиатров, на котором И. П. Мержеевский, С. С. Корсаков, И. А. Сикорский обратились к психиатрам, врачебной общественности, а также ко всем передовым людям страны с идеями и программами предупреждения психических и нервных заболеваний.В зарубежной литературе возникновение П. связывают с движением, основанным Биерсом (Beers M.). Этот страховой служащий, в течение двух лет находившийся в психиатрическом стационаре, опубликовал после госпитализации в 1908 г. книгу "Разум, нашедший себя", вызвавшую интерес во всем мире. Затем он создал психогигиеническое общество, много путешествовал, читая лекции и пропагандируя положения о необходимости совершенствования психиатрической помощи, пытаясь привлечь внимание общественности к проблемам, связанным с психическими болезнями. В Балтиморе был создан психиатрический госпиталь под руководством ведущего американского психиатра Майера (Meyer А.). В 1917 г. психогигиеническое общество возникло в Канаде, в 1918 г. - во Франции. Вопросами П. занимались такие видные психиатры, как Крепелин (Kraepelin Е.), Форель (Forel А.), Блейлер (Bleuler E.) и др.Перед началом Второй мировой войны во многих странах Европы и Америки уже существовали психогигиенические организации и общества, издававшие журналы, координирующие деятельность по изучению причин возникновения психических нарушений, внедряющие П. в медицинское и общее образование, осуществляющие санитарное просвещение населения. В послевоенные годы были созданы отдел психического здоровья при ВОЗ и Всемирная федерация психического здоровья. Во многих странах ведется преподавание П.Поскольку с начала психогигиенического движения отдельные его задачи (в частности, связанные с распространением психологических знаний) среди населения уже осуществлялись, в последние десятилетия П. в большей степени ориентирована на решение социальных и экологических проблем, имеющих отношение к психическому здоровью. Основной целью П. является сохранение психического здоровья, душевного равновесия. Поэтому среди ее направлений особое место занимает изучение факторов и условий среды, влияющих на психическоеразвитие и психическое состояниечеловека, и разработка мероприятии по их устранению или уменьшению в случае их патогенной роли. К таким факторам можно отнести все еще существующее неправильное отношение к лицам, страдающим психическими заболеваниями, злоупотребление лекарственными средствами, напряженные условия работы в некоторых видах деятельности, неблагоприятные экологические факторы и др. П. призвана помогать человеку избегать неблагоприятных воздействий, опасных для его психического здоровья, обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для этого естественные, природные ресурсы или изменяя свое отношение к ним.В П. выделяют несколько разделов и подразделов: возрастная П. (П. детства, П. подросткового, пожилого и старческого возраста); П. труда и обучения (П. производственного и умственного труда); П. быта; П. семьи и половой жизни; П. больного человека. В зависимости от изучаемой области П. опирается на те или иные дисциплины: педагогику, педиатрию, детскую и педагогическую психологию - П. детства; геронтологию, возрастную психологию, медицинскую психологию - П. пожилого и старческого возраста и т. д.Важное место в разработке психогигиенических мероприятий занимают эпидемиологические транскультурные исследования заболеваемости, микросоциологических, психологических и социально-психологических средовых факторов.Психогигиеническое воздействие наряду с санитарным просвещением осуществляется с помощью диспансеризации больных и лиц с повышенным риском заболеваемости, находящихся в кризисных состояниях; обеспечения "гигиенической зрелости" коллективов; разработки оптимальных режимов труда и быта. Для решения психогигиенических задач все чаще привлекаются методы психотерапии, такие как аутогенная тренировка, биологическая обратная связь, позитивная, поведенческая, групповая психотерапия и социально-психологический тренинг.Развитие теории и практики П. потребовало новых форм ее организации. Создаются специальные психогигиенические учреждения для лиц практически здоровых, но находящихся в кризисных ситуациях: медико-психологические семейные консультации, дневные и ночные санатории-профилактории при промышленных предприятиях, вузах и др. учреждениях, кабинеты психологической и психофизиологической разгрузки, кабинеты социально-психологической помощи, телефонное консультирование и др.

Определения, значения слова в других словарях:

Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой

Психогигиена - прикладное направление психологии здоровья, в котором разрабатываются и применяются мероприятия, направленные на сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья людей. П. тесно связана с психопрофилактикой, психиатрией, медицинской и клинической...

Психологический словарь

Раздел гигиены, касающийся обеспечения нервно - психического здоровья человека. Занимается изучением влияния среды на психику человека, разработкой норм труда, отдыха и быта, психогигиенической пропагандой.

Психотерапевтическая энциклопедия

Область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья. Некоторые авторы, давая определение П., относят ее не только к гигиене, но и к психиатрии. Другие (например, Мягер В. К., 1976) включают в задачи...

Психологическая энциклопедия

(психо + гигиена). Наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья, система мероприятий, направленных на эти цели. Непосредственно связана с психопрофилактикой, предупреждением возникновения и развития психических заболеваний. Разделы П. отличаются как...

Психологическая энциклопедия

Словообразование. Происходит от греч. psychе - душа + hygieinos - целебный. Категория. Раздел гигиены. Специфика. Занимается проблемами обеспечения нервно-психического здоровья человека. Изучает влияние среды на психику человека, разрабатывает нормытруда, отдыха...

Психогигиена - отрасль медицины, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья населения, а также изучающая условия оптимального психического функционирования человека.

Психогигиена - раздел гигиены, разрабатывающий мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья человека. Психогигиена тесно связана с (см.) и их разграничение в значительной мере условно, так как сохранение и укрепление психического здоровья невозможно без предупреждения возникновения психических заболеваний. Психогигиена имеет дело и со здоровыми людьми, и с больными. В первом случае психогигиена имеет целью повышение устойчивости психического здоровья и сопротивляемости различным вредным факторам внешней среды; во втором - речь идет о предупреждении развития начальных форм психических заболеваний и их рецидивов.

Психогигиена занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, на производстве, в быту, определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу. На производстве, в частности, обеспечиваемая законодательством необходимость соблюдения научно разработанных гигиенических и психогигиенических нормативов направляет инженерную мысль на совершенствование всякого нововведения, оборудования, технологии, условий труда, позволяет полнее использовать достижения научно-технической революции на благо человека. Ясно, что наличие психических расстройств, психический дискомфорт несовместимы с понятием здоровья человека.

Психогигиена развивается на стыке самых разнообразных как медицинских, так и иных дисциплин, поскольку в правильном решении задач сохранения и укрепления психического здоровья населения непосредственно заинтересованы разные специалисты: психиатры, терапевты, педиатры, организаторы здравоохранения, психологи, социологи, педагоги и др. Но по способу познания, по своей методологии психогигиена ближе всего стоит к гигиене, а именно к социальной гигиене. Если имеет в виду изучение влияния социальной среды на здоровье человека и акцентирует свое внимание на неблагоприятных факторах с целью предупреждения их болезнетворного действия на организм, то психогигиену будет интересовать все это в той части, которая касается психического здоровья. Таким образом, основная цель психогигиены состоит в том, чтобы с учетом большого значения наследственности, биологических факторов в происхождении и проявлениях психической патологии изучать влияние социальной среды на психическое здоровье человека и разрабатывать меры предупреждения психических заболеваний.

Психогигиена как наука и как комплекс мероприятий пока не накопила достаточно знаний и собственных методов исследования, чтобы стать в полной мере самостоятельной. Исторически сложилось так, что она зародилась и развивается как часть психиатрии. Через психогигиену осуществляется связь психиатрии с социальной гигиеной. В рамках психогигиены овладение методами социальной гигиены (в том числе и статистическим) помогает клиницистам-психиатрам более полно и правильно оценивать роль социальных и биологических аспектов психопатологии с выделением профилактики как основного направления деятельности.

Ориентировка психогигиены на профилактику, повышение внимания к пограничной психической патологии, к социально-психологическим дезадаптирующим и компенсирующим психическую сферу факторам, расширение исследовательской и практической работы среди психически здорового населения, изучение условий оптимального психического функционирования человека позволяют в последнее время в ряде случаев расценивать психогигиену и как раздел медицинской психологии.

Психология - наука, изучающая психическую деятельность человека в норме. Медицинская психология - научное направление, изучающее психологические аспекты медицины и разрабатывающее методы психологического исследования при патологических состояниях.

В соответствии с общей сформулированной выше целью можно выделить ряд конкретных задач, стоящих перед советским здравоохранением в борьбе за здоровую психику и гармоничную личность. Эти задачи определяют направления деятельности психогигиены и сводятся к разработке теории и практики сформировавшихся к настоящему времени следующих ее разделов: психогигиена труда; возрастная психогигиена; психогигиена воспитания и обучения; психогигиена семьи и половой жизни; психогигиена отдыха и быта; психогигиена больного человека; борьба с вредными привычками и алкоголизмом.

Ведется работа в области психогигиены , военной, инженерной, космической психогигиены и др.

Инструментом для практической реализации достижений психогигиены являются:

1) создание для государственных и общественных учреждений научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих условия обеспечения различных видов социального функционирования человека;
2) обучение определенных контингентов населения, передача психогигиенических знаний, привитие навыков (медицинским работникам, педагогам, родителям и др.);
3) санитарно-просветительная психогигиеническая работа среди широких слоев населения;
4) широкая пропаганда психогигиенических знаний с привлечением общественных организаций.

Куликов Л.В. Глава 6. Личная психогигиена

//Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. СПб., 2004. с. 182-216.

Все, что можно назвать благосостоянием, счастьем, благополучием,
обусловлено присутствием трех слагаемых:
нужно что-нибудь делать,
что-нибудь любить,
на что-нибудь надеяться.

В.Классовский

Саногенный потенциал личности
Саногенный потенциал личности включает в себя много составляющих. Он выше, если личность гармонична. Гармония - не просто согласованность отдельных линий развития и бытия личности. Это согласованность и соразмерность разнообразия в каждом из пространств, которым принадлежит личности и тем, что есть внутри ее самой. Это созвучие накопленного опыта, достижений и мечтаний. Чем богаче наполнение внутреннего мира, чем шире социальное и духовное пространство, освоенное личности, тем более устойчив и здоров человек. Таких богатств не бывает слишком много, в их накоплении не бывает последней ступени, их нельзя потерять, их не могут украсть. Они не могут быть отчуждены от личности. И, тем не менее, они могут пережить ее, они больше человеческого бытия, ограниченного биологическим сроком, телесным здоровьем. Человек не может не чувствовать этого, не может не понимать этого, что и рождает вдохновенное настроение, переживание благополучия, создает почву для слаженного функционирования телесных процессов, для здоровья нервного и физического. С точки зрения системного подхода, это может быть обозначено довольно сухими словами: «верхняя регуляция в человеке как целостной системе».

Но жизнь это не только приобретения, но и неудачи и потери. В окружающей среде, внешнем мире есть не только то, что помогает раскрыть свои способности, продвигаться в самореализации, личностном и духовном развитии, но есть и препятствия, противодействующие силы. Поэтому саногенный потенциал будет ущербным без психологической устойчивости личности, без ресурсов стойкости, уравновешенности, сопротивляемости. Они выступают основой возврата к благоприятному настроению и состоянию после травм.

Немного тех людей, кому и гармония, и устойчивость сполна даны от природы. Это редкое совпадение хорошей наследственности, семейного воспитания, социального окружения, образования и многого другого, соединенного в счастливой судьбе. Большинству же необходимо прикладывать те или иные усилия, что сложить такую судьбу. Какое счастье ярче светит - подаренное или самим построенное - вопрос, на который нет простого ответа. Одно существенно, что большинство людей должны прикладывать усилия, чтобы своими силами своими возможностям, личными стараниями и умениями сохранить и укрепить психологическую устойчивость. Должны что-то делать для коррекции своего состояния, укрепления веры, сохранения душевных сил.

Умения и навыки оздоровления психики, практика формирования и поддержания здорового образа жизни и ряд других видов поведения являются личной практической психогигиеной. Все это неотъемлемая составная часть саногенного потенциала личности. Не все усилия по сохранению физического здоровья, входят в число центральных задач психогигиены. Что-то влияет весьма опосредованно, что-то практически напрямую. Например, воспитанная привычка к ежедневной физической активности (зарядка, пробежка, плавание…) укрепляет волю и создает основу для дальнейшего развития, расширения самоуправления. Это влияние опосредованное. В этой главе в центре внимания будет находиться то, что влияет непосредственно.

Развитие и сохранение мотивации и целей, умений и навыков поддержания высокой работоспособности, развития личности, социальной адаптации, духовного обогащения нельзя отнести только лишь к психогигиенической практике. Это также часть психологической и социальной компетентности личности. И все эти процессы личностной динамики - одна из важных сторон экзистенциального выбора: выбора формы самореализации, поиска и обретения смысла жизни, постановки главных жизненных целей. Поиск данной экзистенциальной определенности - большой труд души. Не каждый на него отважится, но потративший силы, не сожалеет. Преодоление личностного кризиса, от которого никто не застрахован, также требует большой внутренней работы. Эта работа идет легче, если есть проверенные ресурсы и умение обращаться к ним. Без этих «мускулов» души возрастает опасность, которую может нести новый кризис.

По этим причинам дать какие-либо достаточно конкретные, простые рекомендации по совершенствованию, повышению личностной гармонии очень трудно. Это очень широкая тема. Заметим лишь, что в выборе ориентиров для этого пути следует идти от индивидуальности человека, необходимо учитывать социальную и этническую принадлежность личности, имеющийся у человека жизненный опыт и множество других факторов.

Поэтому в данной главе мы сосредоточимся в основном на вопросах укрепления психологической устойчивости личности. В четвертой главе книги были перечислены факторы психологической устойчивости личности. Поскольку предметом данной главы выступает личная психогигиена, то в ней факторы социальной среды мы обсуждать не будем. В числе значимых для укрепления психологической устойчивости личности факторов были перечислены: отношения личности (в том числе к себе), характеристики сознания личности, эмоций и чувств, особенности познания и опыта, поведения и деятельности.

В этой части книги представлены советы и рекомендации, которые могут быть использованы для развития саморегуляции, для психологической помощи и самопомощи. Они являются обобщением диспозиций, принятых в достаточно известных направлениях современной психогигиены и психотерапии. Мы стремились отобрать достаточно простые рекомендации, не требующие длительного освоения и тренировок. Выше было отмечено, что для современного россиянина типичен сниженный уровень психогигиенической компетентности и сниженная мотивация к активному саногенному поведению.

Да, более сложные приемы часто более эффективны. Но есть два обстоятельства, существенно ограничивающих их применение. Во-первых, они эффективны не всегда, поскольку универсальных и абсолютно надежных средств не существует. Во-вторых, уже одно то, что они требуют больше времени для изучения и постоянного поддержания уровня тренированности, делает их невостребованными большинством. Известное изречение «все нужное - просто, а все сложное не нужно» прекрасно выражает одну из важнейших причин неприятия многомудрия. К поиску психологических средств преодоления трудных ситуаций, в большинстве случаев, прибегают «когда гром уже грянул». В такие моменты жизни учиться некогда, для этого нет сил, а мышление и память находятся не в том состоянии, которое благоприятствует обстоятельному обучению, систематизированному усвоению знаний.

Далее, психологическая устойчивость зависит от особенностей мировоззрения. Понятно, что такое сложное образование не возникает легко и быстро даже под влиянием очень авторитетного лица. Мировоззрение формируется медленно, по ходу накопления жизненного опыта, как плод раздумий, переживаний, огромной внутренней работы. Например, это в полной мере относится к вере в разных ее формах - вере в достижимость поставленных целей, религиозной вере, вере в общие цели, другим основам веры. Обычно, вера либо впитывается душой в детские годы - «с молоком матери», либо к ней ведет долгий путь, который человек проходит сам, постоянно пытаясь выстроить свою картину мира. Даже, если в памяти хранится какое-либо одно знаковое событие (первая молитва, незабываемое посещение храма…), все равно оно произошло неслучайно, к нему вели многие шаги. Примерно тоже следует сказать об экзистенциальной определенности - понимании, ощущении и переживании смысла жизни или обретении его в результатах своего труда.

Важной частью системы отношений личности является принятие на себя ответственности за свою жизнь, установка на то, что можешь распоряжаться своей жизнью, готовность видеть в происходящем (достижения, неудачи, ошибки…) следствие собственных выборов, решений, стараний или лени.

Основной стратегией психологической помощи и самопомощи в преодолении трудных жизненных ситуаций является увеличение возможных способов преодоления путем стимули­рования самостоятельности, укрепление установки на проявление активности в изменении жизненной ситуации и, если возможно, то и окружающей среды. Особую опасность представляет чувство беспомощности. Ощущение беспомощно­сти является основным фактором, мотивирующим поведение риска.

Самостоятельность (в англоязычной литературе self empowerment) - достижение личной автономии путем выработки и применения жизненных навыков, имеющих отношение к здоровью. Самостоятельность - это процесс, направленный на то, чтобы восстановить способность к принятию решений и внушить людям веру в их автономность, а также привить необходимые навыки для принятия решений, связанных с их собственным здоро­вьем, здоровьем их семей. Самостоятельность является одним из важнейших ресурсов контроля здоровья.

Итак, в саногенный потенциал входит множество составляющих, которые можно разделить на три группы. К первой группе должны быть отнесены те, что формируются воспитанием, образованием, социальным окружением (широким и ближайшим), обусловлены условиями и образом жизни, профессией. Все это не может быть объектом психогигиенических акций, это значительно шире психогигиены и как практики, и как теории. Во вторую группу могут быть включены те особенности личности и тот опыт, знания и умения, которые возникают у субъекта вследствие совместной работы со специалистом: психологом, психотерапевтом, врачом или педагогом. Эти качества приобретаются на сеансах психологического консультирования, группах личностного развития, психокоррекционных группах, тренингах повышения психологической устойчивости (Куликов, 1991), повышения коммуникативной компетентности, тренингах уверенности (другие названия: тренинг самоутверждения, тренинг ассертивности), в других формах индивидуальной и групповой работы.

Разумеется, конкретный набор форм психологической помощи обусловлен индивидуальностью человека и спецификой жизненной ситуации, в которой он находится. Это и определяет что именно необходимо субъекту для повышения психологической устойчивости, для продвижения к гармонии. Например, такой вектор психологической и психогигиенической помощи может быть задан его принадлежностью к той или иной группе риска. В третью группу входят те протективные качества, которые субъект развил в себе самостоятельно. Сюда же входят знания, умения и навыки, которые помогают формировать саногенное отношение к действительности - к обществу, событиям, к людям и их поступкам, к себе, своим плюсам своим минусам. Они позволяют выбирать оптимальные стратегии и тактики преодоления трудностей, регулировать уровень напряжения, сохранять свободу поведения, выбирать тот стиль жизни, который более всего соответствует индивидуальности, позволяет жить здоровой и благополучной жизнью. К предмету личной психогигиены относятся в большей степени составляющие этой третьей группы.

^ Личная психогигиена - одна из форм самосовершенствования. В каждом человеке есть потребность и способность к изменению себя, к творчеству, раскрытию способностей. И то, и другое не исчезает при неблагоприятных условиях развития, при многих нарушениях и дефектах. Реализовать себя - значит открыть свои способности и приложить их к делу. Полнее проявить себя, самоутвердиться человек может, развивая свою личность, глубже познавая и осознавая себя. Начальные знания психологии необходимы каждому современному человеку. Недооценка самопознания, незнание своей индивидуальности делает человека более уязвимым для стресса, снижает его устойчивость в преодолении кризисов жизни.

Необходимо заметить, что при излишнем углублении внутрь себя совершенствование своей личности становится главной целью жизни (совершенствование ради совершенствования). Полноценное развитие личности непременно предполагает (пусть небольшие) шаги в деле, в освоении избранной профессии, в продвижении в окружающий мир природы и людей, в конкретной помощи людям, в чем-либо, что может быть оценено другими как достижение.

Итак, обратимся к рассмотрению ряда проблем личной психогигиены. Еще раз подчеркнем, что не ставим перед собой цели осветить вопросы достижения личностной гармонии, личностной зрелости, духовного обогащения, поскольку они шире предмета психогигиены. Мы представим советы и рекомендации, по возможности, простые. Это целесообразно по двум причинам. Психологическая и психогигиеническая компетентность нужна каждому. Возможно, не всем следует тратить силы и время на ее повышение. Далеко не все станут клиентами психолога-консультанта, психолога-психотерапевта или врача-психотерапевта. Причины здесь разные: одни не готовы к совместной психологической работе, другие не способны на нее, третьи не избавятся от барьера предубеждений, например, приравнивая контакт с психологом к заявлению о собственной неполноценности, психической недостаточности. Невежественность может длиться всю жизнь. Вместе с броней ригидности они составляют довольно угрюмый дуэт. Вторая причина, по сути, является продолжением первой. И в психологическом, и в психогигиеническом просвещении особенно важно установить первый контакт со слушателем, дать ему возможность убедиться в том, что ни в личностном росте, ни в повышении психогигиенической грамотности нет ничего запредельного, недоступного для обычного человека. Дать ему возможность попробовать и убедиться в том, что все выполнимо, многое полезно, а кое-что бесценно для его жизни. Другими словами, помочь тому, для кого все это разрабатывается, сделать первый шаг.
^ Отношение к действительности
В числе факторов, оказывающих саногенное влияние на личность нами были названы (см. четвертую главу): уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие другим, открытое общение; чувство общности (в адлеровском смысле), чувство социальной принадлежности; удовлетворяющий статус в группе и социуме, устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличностные роли; согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого. Для активизации этих сил в помощь саногенному потенциалу нет совсем простых советов и рекомендаций.
^ Влияние расстраивающих установок
Отношение к действительности можно рассматривать как совокупность установок к ее разным сторонам. Установка - это предрасположенность определенным образом интерпретировать и оценивать воспринятое, готовность определенному образу поведения, деятельности. Избавление от негативных установок является необходимой работой по укреплению саногенного потенциала личности. Рассмотрим наиболее частые негативные установки.

Большой вред душевному здоровью наносят раздумья о несовершенстве мира. На самом деле, мир иногда становится таким в глазах некоторых из нас. Вообще оценить изящество чего-либо можно, лишь увидав уродливость чего-то другого, лишь сравнив с ним. Мир одновременно и несовершенен, и совершенен.

Кто-то хотел бы жить в японском электронном раю, где всю работу выполняют автоматы. Однако и здесь мимо внимания проходят точные числовые данные: японские рабочие заняты на производстве гораздо больше времени (в среднем 2159 часов), чем в США (1957 часов) и Германии (1638 часов). У многих японцев продолжительность годового отпуска не превышает одной недели. Богатство без усталости не приходит. Неслучайно в Японии все чаще в повседневном обиходе употребляется слово “кароси” - смерть от “переработки”. Для японского менталитета характерен дух сплоченности, солидарности. В соответствии с традицией так называемых “дружеских сверхурочных” работники остаются в офисах после того, как они выполнили задание, просто чтобы составить компанию своим работающим коллегам.

И по другим причинам в Японии много недостаточно счастливых граждан, которых родное, японское не устраивает. У японок становятся модными косметические операции по изменению разреза глаз, они хотят больше походить на европейских женщин.

Сравнивая свой образ жизни с образом жизни других людей, мы часто видим в последнем, прежде всего, плюсы. Многие склонны к тому, чтобы поверить в райскую, или - почти райскую жизнь, в другой стране. Кому-то снится эротический рай в Индии, кому-то в Швеции. Ни индусы, ни шведы такого рая у себя не обнаруживают, но для мечтателей это не имеет значения.

Видеть недостатки и не замечать преимущества тех условий, в которых живешь, - весьма распространенная особенность в человеке. Между тем, в реальном мире ни один сад не может иметь четыре южных стороны - солнечная сторона всегда только одна. Все имеет свою солнечную и теневую сторону.

Особенность современного социально-экономического состояния нашей страны в том, что многие россияне не могут в сжатые сроки изменить свое мышление и сознание. Возможности, которые предоставляет демократия (пусть незрелая) и рыночная экономика (даже возникающая) люди еще не умеют использовать. Добавляются и особенности ранней стадии развития демократического мышления: ожидание прав без обязанностей, свободы без ответственности, успехов без собственной инициативы. Положительные стороны новой жизни мало отражены в сознании - в нем акцентированы потери. Вероятно, в этом проявляются особенности человеческих чувств. В текущий момент времени люди большую часть (до 60-70%) времени находятся в отрицательных эмоциональных состояниях (напряжение, тревога, раздражение, утомление и т.п.). Но в долговременной памяти больше хранится впечатлений, связанных с положительными эмоциями.

Один немецкий профессор рассказал мне такой анекдот. Правительство все время уверяет нас, что мы будем жить еще лучше. Но мы не хотим жить еще лучше, мы хотим жить также хорошо, как раньше. Затем он уверил меня, что аналогичные анекдоты есть во многих странах.

Нельзя войти в одну реку дважды. Любые глубокие реформы драматичны. Многие факторы современной жизни России усиливают напряженность и в обществе в целом, и в той или иной степени у каждого его члена. Они нарушают душевное равновесие, снижают преобладающее настроение. Однако и в этом Россия не уникальна, многим странам приходилось переживать тяжелые времена. Можно вспомнить, например, “великую депрессию” в США.

Очень многие расстройства в большей или меньшей степени – это болезни образа жизни, но не только образа жизни. Прежде всего, образа мыслей, стиля чувствований и переживаний, отношения к жизни. Отношение к жизни – понятие весьма емкое. В нем объединены основные позиции личности и установки на ту или иную активность, на определенное поведение. Чувствования и переживания, оздоравливающие или губящие здоровье, связаны с тем, во что верит человек, чего ожидает от жизни, как готов ее воспринимать.

Важнейшее значение в формировании настроения имеют субъективные факторы. Можно вспомнить очень точное наблюдение Ф.Ларошфуко: «Мы никогда не бываем ни так счастливы, ни так несчастливы, как это воображаем». Рассмотрим часто встречающиеся расстраивающие, дисгармонизирующие установки. В каждом случае сначала дается словесная формулировка, выражающая суть установки, а затем краткий комментарий, раскрывающий ее ошибочность и вредность.
^ Расстраивающие установки
«Это из-за него (нее, них...) я так себя чувствую». В этой установке преувеличена возможность других людей управлять нашими чувствами. Какой бы силой, даром они ни обладали, наши чувства рождаются в нас и зависят прежде всего от нас.

«Все (многое...) вокруг делается неправильно, на самом деле все должно быть иначе». Все правильно никогда не было и никогда не будет. Мир живет по своим законам, раздумывать о том – принимать их или нет – бессмысленно.

«Необходимо изменить другого человека (этих людей...)». Человек имеет весьма ограниченные возможности в том, чтобы изменить другого человека, даже своего близкого. Часто за стремлением изменить другого человека с искренним желанием «сделать его лучше» скрыто другое стремление – сделать его более удобным для нас. Мы никого не можем изменить, кроме себя самого. Вспомним слова А. П. Чехова: "Если вам подают кофе, то не старайтесь искать в нем пиво."

«^ Я должен стремиться к совершенству во всем – совершенству своей личности, отношений с окружающими, семейных отношений, ведения дел, своего жилища...». Данная установка связана с тем, что субъектом слабо осознается, насколько достижим идеал, к которому он стремится, какова будет цена его достижения. Насколько достижим идеал, к которому мы стремимся? Перечислим все, чем придется заплатить за его достижение. Это поможет осознать - нужно ли стремиться к совершенству. Лучше выделить приоритеты и стараться достичь главных целей.

Можно вспомнить о том, что текст Декларации независимости США был (впервые) изготовлен на пишущей машинке с двумя опечатками. Это не мешало и не мешает экономическому и политическому развитию Америки. Заметим, что триумф совершенства не наступил и в этой богатой стране. В одном из телеинтервью жена президента Клинтона на вопрос “Есть ли в Белом доме мыши?” ответила: “Да они у нас есть, мы с ними боремся с помощью ловушек”. Заметьте, что от этого желание многих американских женщин стать первой леди страны, не уменьшается.

«Окружающие плохо решают мои проблемы (мало помогают...)». Никто лучше нас не решит наши проблемы. Окружающие нас люди, близкие и чужие, живут не для того, чтобы решать наши проблемы. У них есть свои проблемы.

«Я должен всем нравиться. Если окружающие не выражают свою симпатию, надо приложить все силы, чтобы добиться этого». Невозможно всем нравиться, и напрасно к этому стремиться. Окружающие могут не выражать симпатию, поскольку погружены в свои проблемы. И.В.Гете писал: «Самое смешное желание – это желание нравиться всем».

«Я несчастлив». Счастье не является состоянием, возникающим под влиянием внешних обстоятельств. Ощущение счастья – часть отношения человека к действительности в целом. Чувствовать, замечать и понимать свое счастье – все это зависит от готовности человека видеть себя счастливым. Ощущение счастья не может быть определено как цель, к которой человек стремится, а представляет собой скорее просто сопутствующее явление, сопровождающее достижение цели.

Китайский мудрец писал: "Если душа черства, а сердце загрубело, ни в одном деле не добьешься удачи. Если сердце покойно, а дух уравновешен, счастье само придет к тебе." (Из сборника "Вкус корней").

Самый известный физик-теоретик современности, для краткости именуемый окружением - “гений”, - англичанин Стефен Хокинг. По свидетельству его близкого друга Дэвида Шрамма, председателя Эспенского физического центра, Стефен обожает вечеринки. На ужине, венчавшем юбилейную сессию, посвященную 100-летию со дня рождения Альберта Эйнштейна, он был самым веселым участником застолья, живо делился своими впечатлениями, вовсю флиртовал с женами видных физиков мира.

В 1985 году он тяжело болел воспалением легких, перенес целую серию операций. В результате трахеотомии он потерял дар речи. Его выхаживала целая бригада медсестер. Медсестры и техники, ухаживавшие за Хокингом и обслуживавшие его, были по уши влюблены в своего подопечного. Одна из медсестер осталась на работе в его доме. Через четыре года они стали любовниками и решили оставить свои прежние семьи. Она оставила своего мужа - способного инженера, сконструировавшего синтезатор речи для Хокинга, позволяющий ему хоть как-то общаться. Хокинг оставил жену и троих взрослых детей. Трудно было бы назвать эту историю очень необычной, если бы не такое обстоятельство.

Стефен, едва перешагнув через свое двадцатилетие (он родился в 1942 году), был сражен страшным недугом - моторно-нейронной болезнью. И с того времени почти полностью обездвижен. Он уже давно не способен есть самостоятельно, процесс кормления длится иногда часами. Наблюдать это без содрагания могут только хорошо привыкшие к такому зрелищу люди. На вечеринках он “танцует”, находясь в ортопедическом кресле.

Недуг, поразивший Хокинга, обычно сводит людей в могилу в течение нескольких лет. Стефен живет с ним тридцать лет. В 1988 году он опубликовал свою самую известную книгу “Краткая история времени”, ставшую бестселлером, она разошлась тиражом в девять миллионов экземпляров. Пишущий о нем Мэлор Стуруа, сравнивает его с юным и прекрасным Парисом, который на великом судилище богов променял богиню мудрости на богиню любви, продемонстрировав тем самым величайшую мудрость. И мощный интеллект, и несокрушимая воля Хокинга блекнут перед его жизнелюбием.

_________________________________________________________________________________

^ Ничто так не мешает счастью как чрезмерные желания и чрезмерное усердие,
направленное на их удовлетворение.

Артуро Граф
^ Осмысленность бытия
В.Франкл видел много мудрости в словах Ницше “Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как”. Страдание перестает быть страданием в тот момент, когда мы обнаруживаем в нем смысл, например, смысл жертвенности.

Отсутствие или потеря смысла жизни компенсируется стремлением к власти, включая наиболее примитивную форму - желание денег. Неумеренное желание удовольствий, секса, алкоголя, юношеская преступность также часто вызваны этой неудовлетворенной потребностью.

Смысл жизни невозможно ни услышать, ни увидеть. Какое-нибудь отдельное действие можно совершить и не задумываясь о смысле жизни. Но, настойчиво вкладывать свои силы в какое-либо дело, хотя бы смутно не ощущая смысла своей жизни, невозможно. Мы не выбираем смысл нашего существования из “вообще существующих”. Иногда мы его чувствуем непосредственно, не испытывая желания анализировать что он собой представляет. Его можно понять умом после долгих размышлений, можно обнаружить в любви к близкому человеку или создать своим трудом. В любом случае, чтобы обрести смысл жизни, мы затрачиваем усилия.

Никакие вещи не заменяют, не могут заменить смысла жизни. Они могут отвлечь от поисков смысла жизни на какое-то время, иногда на целую жизнь. Но это состояние неустойчивое, чем оно и опасно. Что-то может измениться в жизни или в самой личности, и тогда вопрос о смысле жизни может встать со всей остротой. Если человек не имеет собственного опыта поиска смысла жизни, то ситуация может стать тяжелой, кризисной. Попытка заменить внутреннее внешним в этом случае обречена на неуспех. Денег, вещей, вкусной еды, алкоголя... надолго не хватает. Возникает в различной степени осознанное чувство собственной неполноценности, неудовлетворенности собой и жизнью. Обязательное условие для осознания смысла жизни - это привязанность к чему-то большему, чем ты сам.

Чаще смысл жизни теряется, когда встают непреодолимые препятствия на пути к реализации себя личности. Оценка препятствий всегда субъективна. Трудности могут казаться непреодолимыми, как при слабости инстинктивного стремления к реализации себя, так и при объективно тяжелых обстоятельствах.

На ощущение смысла жизни влияет также соотношение величины достижений личности и затрат на них. Это соотношение переживается как психологическая цена усилий. Если она слишком высока, то мотивация снижается, размывается та часть смысла жизни, которая была связана с труднодостижимыми целями. Продвижение к целям должно подпитываться удовлетворением от достигнутого. Лишь немногие люди с сильными притязаниями способны с энергией продвигаться вперед к дальним целям, не теряя уверенности в себе, своих способностях. Легкие достижения (без стараний или риска) не дают полноты ощущения смысла жизни.

Духовная неразвитость, исчезновение дальних целей, сужение интересов ведет к деградации личности, делает ненужной потребность в смысле жизни.

Не существует смысла жизни "как у других людей". Смысл своей жизни человек может найти только сам. К смыслу жизни можно прийти своим умом, своими страданиями и своим трудом до седьмого пота. Тот, для кого смысл жизни пустяк, ничего не затрачивает на его поиск, но и не имеет его.
^ Целительная самонастройка
Проиллюстрируем значение самосовершенствования и саморегуляции на одном историческом примере.

Диана де Пуатье, единственная любовь французского короля Генриха II, сохранила свою красоту до старости. Она была старше короля на двадцать лет. Ловкий придворный и зоркий наблюдатель Брантом посетил Диану, когда ей было 66 лет, за полгода до ее смерти. Он с восхищением писал: “Красота ее такова, что тронула бы даже каменное сердце... Я думаю, что если бы дама эта прожила еще сотню лет, она нисколько бы не постарела ни лицом, настолько оно прекрасно, ни телом, которое, несомненно, не менее прекрасно, хотя и скрыто под одеждами. Очень жаль, что такое тело все же будет предано земле”. Секретом долгой молодости Дианы де Пуатье был ее постоянный образ жизни. Его описание она оставила потомкам.

Подъем в шесть утра. Холодная ванна. В любую погоду верховая езда до восьми часов. Снова сон. Легкий завтрак и чтение в постели до полудня. Никакой косметики, алкоголя и табака, приятный и посильный труд в течение дня, диета, отход ко сну всегда в одно и то же время, вера в Господа и себя, никаких мыслей о старости.

Диана была удачливой соперницей законной жены Генриха II - Екатерины Медичи, пережившей своего мужа. Нетрудно представить отношение Екатерины к фаворитке при живом муже и после его смерти. Королева произвела на свет десять детей, рожая почти каждый год. Диана активно участвовала в государственных делах и воспитании наследников. Наверное, жизнь любого вельможи при французском дворе трудно назвать спокойной. Вряд ли добавляли спокойствия слухи о том, что она колдунья. Несмотря на все это, Диана прожила долгую жизнь, сохранив красоту до кончины. Ее жизнь вполне можно считать долгой. Лишь в конце двадцатого века средняя продолжительность жизни в развитых странах превысила 70-летний рубеж. Но для середины шестнадцатого века 66 лет были весьма почтенным возрастом!

Но не только вера в Господа и себя, не только никаких мыслей о старости. Диана де Пуатье умела прислушиваться к себе, трезво оценивать свое состояние и держать себя в узде. Почувствовав, что для нее хорошо и что плохо, она относилась к своей душе и телу, и с требовательностью, и с заботой.

Замечать что полезно душе и телу - необходимое умение. Уметь примечать - не значит ежесекундно следить за каждым вздохом. Это и скучно и не нужно. Но понимать свою душу и тело совершенно необходимо. Их индивидуальность, неповторимость необходимо учитывать.

У организма также есть своя неповторимость, ее полезно знать. Среди моих знакомых есть любители выпить перед сном чашечку кофе. Кофе им помогает заснуть. Они знают, что практически в каждом своде рекомендаций по преодолению бессонницы, содержится указание на то, что нельзя ни в коем случае употреблять перед сном чай или кофе. Но их организм лучше знает, что ему можно и нельзя!
^ Ориентиры самонастройки
1) Понять, что невежество, в конечном итоге, обходится дороже, чем затраты на расставание с ним. Научиться находить время для саморазвития, замечать каждый, даже небольшой, шаг в своем развитии. Ощутить чувство радости от каждого успешно сделанного шага и переживать его. И обучение, и самообучение идет успешнее, когда оно доставляет удовольствие.

2) Уметь относиться к событиям философски, видеть различные ситуации и себя в них в более широкой перспективе, со стороны. Вот взгляд на современный образ жизни в определенном смысле «со стороны».

Вождь одного из африканских племен закончил университет в Великобритании и какое-то время пожил в Европе. Вернувшись к себе, написал книгу о том, как выглядит современный цивилизованный мир глазами человека Африки. Он похвалил многое, что создает удобства, но ему не все понравилось в европейском образе жизни. Он отмечает в своей книге, что почти все европейцы носят на руке маленький механизм, часто смотрят на него, а посмотрев, начинают торопиться. Эта машинка лишает людей возможности радоваться жизни. Во многом из-за нее люди лишают себя удовольствия побыть в единении с миром, например, полежать на берегу океана, послушать шум волн, ощутить прикосновение ветерка, почувствовать запах, полюбоваться облаками...

В менталитете Западной цивилизации ценность непосредственного чувствования, интуитивного познания длительное время была принижена, а интеллекта и логики - завышена. Интеллект насыщают знаниями, а мудрость основывается на чувствах. У мудрости опора надежнее. Каждый встречал людей, не утомлявших себя совершенствованием интеллекта. Среди них встречаются те, кто ничего не знает про экзистенциализм, пишет с ошибками, но является настоящим философом жизни. Однако природа дарит такую способность лишь немногим, поэтому знаний не стоит избегать. Наращивание багажа знаний не должно заслонить чувственного развития личности. Излишний же акцент на ценности знаний, может ослабить способность ощущать мир непосредственно.

Таким образом, философское чувствование не менее ценно, чем философское мышление. Полезно не забывать посмотреть на звездное небо, на земные дали, полюбоваться водной гладью, солнечным лучом, закатом, послушать шум листьев, звон ручья... Главное ощущать себя частью Вселенной.

3) Уметь воспринимать события с иронией, ценить и развивать чувство юмора. Маршал Жуков высоко ценил юмор, считая, что он оказывает огромную помощь в преодолении жизненных невзгод. После войны он хорошо отзывался о существовавшей в американской армии практике: вместе с пайком солдату для поднятия духа давали сборник анекдотов.

Согласно исследованиям английского психотерапевта Роберта Холдена, смех оказывает многостороннее положительное воздействие на психику и организм человека. Он стимулирует все важнейшие органы, подобно лечебному массажу. Одна минута смеха равноценна 45 минутам физических упражнений по снятию напряжения. Смех снижает кровяное давление, улучшает кровообращение, облегчает глубокое дыхание, способствует удалению из организма стрессовых гормонов, укрепляет иммунную систему. Он делает человека менее восприимчивым к боли.

^ Уинстона Черчилля как-то спросили, в чем залог успеха.

Относись серьезно ко всему, что ты делаешь, - ответил он, - но никогда - к самому себе.

Смех постепенно начинают рассматривать как бесценный стратегический резерв благополучия всего государства. В 1991 году Федерация государственных служащих Швеции на своей очередной ежегодной конференции пришла к выводу о том, что ее членам недостает веселости и чувства юмора и что это неблагоприятно отражается на взаимоотношениях государства и общества. Для оздоровления атмосферы было решено организовать “курсы смеха и шуток”.

______________________________________________________________

Самый веселый смех - это смеяться над теми, кто смеется над тобой.

В.Ключевский

____________________________________________________________________

4) Сохранять ценнейшую способность ощущать удовольствие даже от небольшой сегодняшней радости. В стихотворении Ивана Бунина “Вечер” ес