Аудиовизуальная стимуляция головного мозга самодельное оборудование. Что такое аудиовизуальная стимуляция мозга? Метод аудиовизуальной стимуляции мозга в клинике «психическое здоровье»

Компания Медиум Плюс поставляет аппараты аудиовизуальной стимуляции , к ним относится аппарат Вояджер. Вояджер (Voyager) — серия приборов для аудио-визуальной стимуляции, выпускаются THETA TECHNOLOGIES. Оборудование Вояджер используется в медицинских целях для воздействия на кору головного мозга, устранения ряда патологий и лечения заболеваний.

Принцип работы аппаратов Voyager (вояджер) основан на влиянии мерцающего света и ритмичных звуков и использовании обратной биологической связи. Световые и звуковые волны определенной частоты вызывают смену биоритма головного мозга.

В ходе электроэнцефалографии (ЭЭГ) определяются четыре основных ритма:

  • β (betа,13 Нz) — обычное состояние возбуждения, беспокойство, стресс, напряжение;
  • α (alpha, 8-12 Hz) — расслабление, позитивное мировосприятие, легкое обучение и хорошее запоминание информации;
  • θ (thetа,4-7 Hz) — релаксация, медитация, сосредоточенность, способность к отличному запоминанию информации;
  • δ (delta,1-3 Нz) — глубокий сон со спокойными сновидениями, повышение функции иммунной системы.

Разные биоритмы при ЭЭГ могут определяться как в совокупности, так и отдельно друг от друга. В норме биологические ритмы саморегулируются, чередуясь в зависимости от времени суток, состояния сознания и ряда других факторов.

В состоянии стресса, постоянной нервной перегрузки, а также во время заболеваний и приема некоторых лекарств саморегуляция ритмов нарушается. В результате этого человек страдает от бессонницы, чувствует себя подавленным и слабым. Нередко наблюдаются симптомы психосоматических болезней и тревожность, развивается депрессия. На решение этих и многих других проблем направлена восстановительная медицина, в которой аппараты Вояджер находят широкое применение.

Комплексное воздействие аудио-визуальной стимуляции

Аудио-визуальная стимуляция оказывает комплексное действие на организм. При регулярном выполнении процедур достигается эффект, сравнимый с результатами продолжительного терапевтического курса:

  • уменьшается влияние стрессовых факторов;
  • расслабляются мышцы при гипертонусе (мышечной гипертонии);
  • повышается качество сна, устраняются проблемы с засыпанием;
  • улучшается и стабилизируется самочувствие;
  • уменьшается выраженность симптомов депрессии;
  • укрепляется иммунная система;
  • улучшаются память, способность к восприятию информации и обучению;
  • становится менее выраженным болевой синдром после хирургического вмешательства;
  • проходят головные боли, вызванные мигренью и прочими заболеваниями, повышенными эмоциональными нагрузками.

Приборы Вояджер могут использоваться как для пациентов с психическими расстройствами, так и для здоровых людей, испытывающих стресс и проблемы со сном. Для устранения бессонницы рекомендуем также реабилитационные капсулы и другое SPA-оборудование для релаксации.

Оборудование Вояджер полностью безопасно. Процедуры оказывают стойкий эффект, но не вызывают побочных действий и привыкания. Простота управления позволяет использовать Voyager (Вояджер) не только в клинических, но и в домашних условиях (по назначению врача).
Чтобы купить аппараты аудиовизуальной стимуляции вы можете оставить заявку на запрос на сайте и наши менеджеры вам перезвонят, либо позвонить сразу по телефонам указанным на сайте.

Ритмическая аудиовизуальная стимуляция – это воздействие стимулами различных модальностей (световыми, звуковыми) на частоте здоровых биоритмов мозга, что позволяет воздействовать на биологическую активность мозга и состояние сознания.

Мозг человека – великое создание природы, сложнейший инструмент для решения жизненных задач. В головном мозге сотрудничают миллиарды нервных клеток, создавая еще большее количество нервных связей. Познание законов функционирования мозга стало вызовом, который человек бросил природе, чтобы доказать свою человеческую сущность. Психофизиологии установили, что в основе психических состояний (эмоций, образов, мысленных конструкций) заложен вполне материальный носитель – разность электрических потенциалов по обе стороны клеточной матрицы. Эти электрические потенциалы мозга около 80 лет тому назад удалось зарегистрировать немецкому психиатру Гансу Бергу. Этот метод получил название электроэнцефалография (ЭЭГ). Мозг обрабатывает нейрохимическую информацию и выдает электрические сигналы, замыкающиеся и размыкающиеся миллионы раз в секунду. Электроэнцефалограф определяет и записывает суммарные изменения напряжения, происходящие в мозге.

Эти электрические сигналы следуют в определенных ритмах, условно разделенных на 4 диапазона частот, характерных для биоэлектрической активности головного мозга. Каждому диапазону, при условии, что он доминирует на ЭЭГ, соответствует свое состояние сознания.

  • Например, бета-активность головного мозга (15-35 Гц) выражена на ЭЭГ, когда человек находится в активном бодрствующем состоянии, решает интеллектуальные задачи.
    Недостаток бета-волн может быть связан с депрессией, снижением памяти. Стимуляция мозга в этом диапазоне позволяет повышать жизненный тонус, усилить функцию внимания.
  • Доминирование альфа -диапазона (8-15Гц) характерно для спокойного, умиротворенного состояния.
  • Тета-волны имеют частоту 5-10 Гц. Активность этих волн сопровождается появлением сонливости, снижением мышечного тонуса, ярких образов. Стимуляция мозга в этом диапазоне усиливает творческие способности, снимает эмоциональную зацикленность, способствует выработке бета-эндорфинов, веществ, отвечающих за радость, отдых и уменьшение боли.
  • При доминировании дельта-волн (0,1-4 Гц) человек находится в состоянии глубокого сна и полной релаксации. В это время мозг выделяет больше всего гормона роста, а в организме происходят процессы самовосстановления.

Понимание связи между ритмикой волн, биоэлектрической активностью и состояниями сознания поставило задачу научиться влиять на эти состояния материалистическими способами. Неоценимую помощь в этом оказал исследователь Грей Уолтер, который в 1940 г.обнаружил, что волны ЭЭГ повторяют частоту мерцающего света (каждому знакомо приятное состояние умиротворения и расслабления, возникающее при созерцании горящих свечей в полумраке). Частота мерцания пламени свечи как раз попадает в диапазон альфа- и тета-ритмов. Подобное действие оказывает и пульсирующий звук, параметры которого модулированы по соответствующей частоте и выведены как бинауральные биения. Бинауральная пульсация возникает в результате подачи на каждое ухо звука чистого тона, слегка отличающегося по высоте. Тогда мозг выделяет различия между звуками, полученными с левого и правого уха, и это воспринимается как приятный, мягко пульсирующий ритм.

Многие заболевания нервной системы сопровождаются нарушениями ЭЭГ, разбалансировкой биотоков. Мозг такого человека подобен разрегулированному телевизору – все блоки целы, а изображения нет или оно идет с искажениями. Появляется раздражительность, колебания настроения, безразличие к жизни, беспокойный сон. Нарушения накапливаются и перерастают в неврозы, психосоматические заболевания. На эти расстройства можно влиять используя технологии альфа-, бета-, тета- или дельта-ритмов. С этой целью учеными были созданы специальные приборы, «умные машины», с набором необходимых программ, ритмов мозга. Помня о том, что, что вся информация поступает в мозг через органы чувств, были созданы программы для нормализации функции внутренних органов и систем организма. При лечебной стимуляции слуха, зрения (аудиовизуальная стимуляция ) идет воздействие на лимбико-ретикулярную формацию ствола мозга, где расположены почти все жизненно важные центры. Таким образом, ритмическая аудиовизуальная стимуляция – это воздействие стимулами различных модальностей (световыми, звуковыми) на частоте здоровых биоритмов мозга, что позволяет воздействовать на биологическую активность мозга и состояние сознания. Она абсолютно безопасна, ее можно использовать даже для детей.

В основе метода аудиовизуальной стимуляции лежит процесс «обучения» головного мозга, его способность исправлять патологические ритмы (тревожность, угнетенность, раздражительность) и настраиваться на естественные положительные ритмы. Особенность и уникальность методики, применяемой в том, что она проводится с использованием направленной визуализации на фоне трансового состояния сознания.

Во время сеанса у пациента возникает состояние мышечного расслабления – это позволяет эффективно использовать биостимуляцию совместно с внушением программы здоровья.

Биостимуляция повышает качество трансового состояния, а внушение усиливает лечебный эффект стимуляции.

Технология аудиовизуальной стимуляции одобрена и рекомендована к использованию Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Созданию благоприятной обстановки в кабинете, способствующей проведению психотерапии всегда оставалось важным моментом для психотерапевтов различных направлений. Психоаналитики укладывали пациентов на специальную кушетку, избегая во время разговора находиться в поле зрения пациента. Психотерапевты, проводящие гипнотические сеансы использовали мягкие глубокие кресла, затемнение помещения и релаксирующую музыку, чтобы добиться желаемого эффекта. Групповые психотерапевты расставляли стулья кругом, чтобы облегчить контакт занимающихся на тренинге.

Оборудование для аудиовизуальной стимуляции (АВС), состоящее из светозвукового импульсного терминала, очков со встроенными светодиодами и наушников, создает для пациента индивидуальное светозвуковое пространство . Это пространство структурировано в соответствии с используемой программой аудиовизуальной стимуляции так, чтобы способствовать достижению психотерапевтических целей.


При использовании АВС пациент может находиться фактически в любом месте - в кабинете, в холе, в процедурке или в ординаторской, все равно он пребывает во время сеанса в своем внутреннем психологическом пространстве, созданном мерцающим светом и музыкой. Полностью загружая зрительный и слуховой каналы восприятия, АВС осуществляет переориентацию пациента с окружающего мира на внутренние впечатления и переживания.

Уже в самом начале проведения АВС психотерапевт получает ценный диагностический материал. Инструктируя пациента, врач предлагает ему расслабиться, и сквозь закрытые веки рассматривать игру света в пространстве перед собой, одновременно воспринимая музыку и пульсирующий ритм. Для успеха процедуры требуется, чтобы пациент позволил ритму пульсаций увлечь свое внимание, захватить воображение.

Для некоторых людей это представляется сложным. Сама мысль, что их биоритмы будут меняться под влиянием предложенной доктором программы, для них кощунственна. Такие люди страдают от избыточного самоконтроля, и всячески сопротивляются завораживающему и приятному действию АВС. Напряжение, появляющееся у этих пациентов уже после первых секунд АВС не проходит ни через три, ни через десять минут. Заметив подобную реакцию, врач получает хороший повод обсудить с пациентом его напряжение, а также психологические факторы, провоцирующие сопротивление.

Удивительно, но тренировка снимает избыточный самоконтроль во время АВС благотворно сказывается на различных областях жизни пациентов. Они сообщают о появившемся чувстве удовольствия и наслаждения вкусом пищи, раскрепощенности в сексе, исчезновения привычного напряжения и спастических болей, появлению ощущению радости во время отдыха, взамен привычной озабоченности.

Процедура АВС является проводником для усвоения пациентом терапевтических внушений . Уже сам факт пребывания человека в необычной для него свето-звуковой среде является настолько потрясающим, что сформированная предварительно установка на редуцирование симптоматики приобретает значительную мощь. Мотивация пациента на избавление от болезненных симптомов (ради которой он и согласился на прохождение курса АВС), подкрепленная уверенными и доброжелательными словами терапевта, становится реальным лечебным фактором.

Изначально у пациента всегда имеется невысказанный вопрос: "Доктор, а мне это поможет?". Предлагая человеку начать аудио-визуальную тренировку, доктор постепенно внушает уверенность в неизбежном уходе симптомов.

Сначала объясняется психофизиологический механизм воздействия АВС, что по сути является рациональной психотерапией. Затем пациенту предлагается надеть светодиодные очки, наушники, и убедиться, что свет мерцает именно так, как сказал доктор, а удивительно реальные цветовые картины, спонтанно возникающие в поле зрения, соответствуют тем, что обсуждались в предшествующей беседе.

Постепенно пациент убеждается, что слова врача о необычных впечатлениях, приятных переживаниях, возникающих во время АВС, подтверждаются его собственным опытом. Отсюда подсознательно в его голове перекидывается логический мостик к словам об исчезновении болезненных симптомов, приобретающих статус реальности. Не удивительно, что терапевтическая установка срабатывает в подавляющем большинстве случаев.

Для углубленного внушения полезных установок существуют специальные программы АВС, созданные с преобладанием ритмом тета диапазона. Программа используется для обеспечения доступа к расслабленному трансовому состоянию, в котором хорошо усваиваются саногенные установки. Усиление тета активности сопровождается появлением сонливости, снижением мышечного напряжения, появлением ярких образов. Являясь промежуточным между сном и бодрствованием, тета состояние открывает доступ к бессознательному, появлению гипногогических эффектов.

Стимуляция в тета диапазоне усиливает творческие способности, снимает эмоциональную зацикленность, способствует выработке бета-эндорфинов, создает аналгетический эффект. Тета-диапазон идеален для некритического принятия внешних установок, поскольку его ритмы уменьшают действие соответствующих защитных психических механизмов и дают возможность трансформирующей информации проникнуть глубоко в подсознание.

Врачи, практикующие гипнотерапию, знают, сколько времени уходит на погружение человека в состояние гипнотического транса. Наличие прибора для аудиовизуальной стимуляции позволяет сократить участие терапевта в процедуре, поскольку ввод в трансовое состояние и вывод из него аудиовизуальный стимулятор делает сам. Доктору остается лишь воспользоваться моментом наибольшей восприимчивости пациента к внушению, и дать человеку необходимые внушения. Аудиовизуальная стимуляция , являясь своеобразным методом сенсорной депривации, способна погружать в гипнотический транс даже людей мало податливых гипнозу.

Чтобы сообщения, призванные изменить поведение или отношение к окружающим, проникли в подсознание, не подвергаясь критической оценке, свойственной бодрствующему состоянию, лучше всего наложить их на ритмы тета-диапазона.

В отличие от БОС-тренинга (БОС – биологическая обратная связь), аудиовизуальная стимуляция открывает доступ к эмоционально-образному мышлению человека, стимулирует способности к визуализации даже у людей склонных к абстрактно-логическому мышлению. Раскрепощенность образного мышления в тета состоянии позволяет проводить работу с образами, символизирующими переживания и симптомы пациента.

Для проведения психотерапии порой оказывается полезным, чтобы пациент осознал глубинные психотравмирующие факторы. Не секрет, что заявленная на первой встрече с доктором проблема зачастую является лишь прикрытием истинной психологической причины недомогания. Осознание в процессе психотерапии позволяет привлечь на свою сторону интеллектуальный потенциал пациента, делает его более активным и самостоятельным в решении внутреннего конфликта.

Терапевтического осознания добиться нелегко. Доктору приходится сталкиваться с рядом психологических защит, и искать пути их обхода. Аудиовизуальная стимуляция является методом, значительно облегчающим процесс терапевтического осознания. Подавая ритмичные стимулы света и звука на латеральные анализаторы с одинаковой частотой, аудиовизуальный стимулятор проводит синхронизацию текущей биоэлектрической активности головного мозга. При этом облегчается межполушарный обмен информацией. В сознании пациента воссоединяются пережитые психотравмирующие зрительные и вербальные воспоминания.

Они подвергаются категоризации, приобретают личностно значимую окраску. После сеанса пациент взволнованно рассказывает о видениях, прошедших перед его внутренним взором. Порой одного этого достаточно, чтобы блокировать автоматическое негативное влияние психотравмирующего переживания на текущее самочувствие пациента. Традиционный вопрос в конце АВС-сеанса, после рассказа пациента о своих переживаниях звучит так: "Для Вас это что-нибудь значит?".

Показания к применению аудиовизуальной стимуляции:

  • Органические аффективные расстройства
  • Легкое когнитивное расстройство
  • Циклотимия и дистимия
  • Социальные и специфические (изолированные) фобии
  • Паническое расстройство (эпизодическая пароксизмальная тревожность)
  • Генерализованное тревожное расстройство
  • Смешанное тревожное и депрессивное расстройство
  • Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации
  • Посттравматическое стрессовое расстройство
  • Кратковременная и пролонгированная депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации
  • Соматоформные и ипохондрические расстройства
  • Неврастения, нервная анорексия и нервная булимия
  • Бессонница неорганической этиологии
  • Расстройство режима сна и бодрствования неорганической этиологии
  • Отсутствие или потеря сексуального влечения
  • Сексуальное отвращение
  • Отсутствие чувства сексуального удовлетворения
  • Недостаточность генитальной реакции
  • Оргазмическая дисфункция
  • Преждевременная эякуляция
  • Вагинизм неорганического происхождения
  • Расстройства поведения
  • Энурез неорганической природы
  • Заикание (запинание)

Противопоказания к использованию аудио-визуальной стимуляции:

  • эпилепсия;
  • острые воспалительные заболевания глаз;
  • опухоли головного мозга;
  • острое психотическое состояние;
  • тяжелое обострение соматического заболевания;
  • состояние после трансплантации органов и тканей;
  • беременность;
  • возраст до пяти лет;
  • индивидуальная непереносимость мерцающего света и звука.

Кандидат психологических наук, доцент К.Б.Кадыров

Влияние ритмического светового и звукового воздействия на человека было известно с глубокой древности. В 20-х годах прошлого столетия был изобретён метод электроэнцефалографии (ЭЭГ ), который позволил исследовать электрическую активность головного мозга и влияние различных ритмических световых и звуковых воздействий на происходящие в головном мозге процессы.
Только в последней четверти ХХ века с развитием микроэлектроники и компьютерной техники появилась практическая возможность активно влиять на работу головного мозга светом и звуком для того, чтобы получать необходимый лечебный эффект. Поскольку головной мозг человека является регулятором не только психики, но и руководит работой всех органов и систем, стало возможным получать мощный лечебный эффект при многих заболеваниях и состояниях.

Аудиовизуальная психотерапия (АВПТ ) 1 сеанс.

«Фотосенсорный ритмо-блок» (ФСРБ ), независимо от срока.

(АВС ) с успехом применяется в наркологии в комплексной терапии алкогольной или наркологической зависимостей. У людей, систематически принимающих алкоголь или наркотики, происходят биохимические нарушения в головном мозге. Продукция эндорфинов — собственных молекул радости — у них возможна только после приема очередной «дозы ». Метод АВС позволяет восстановить нормальный уровень эндорфинов. Это является важнейшим компонентом в борьбе с пресловутой «тягой », способствует скорейшему выходу из похмельного (абстинентного ) состояния, стабилизирует ремиссии.

(АВС ) также прекрасно помогает при лечении неврозов, синдрома хронической усталости, нарушениях сна и т.д.

(АВС ) является эффективным вспомогательным средством при лечении заболеваний кардиологического, неврологического, гастроэнтерологического, пулмонологического (в частности - при бронхиальной астме) профиля!

* Метод проведения психофизиологического тренинга с использованием программ серии AUDIO-VISUAL DVD RELAX SYSTEM является патентованным способом целенаправленного изменения психоэмоционального состояния человека (патент РФ № 2407432).

Фотосенсорный ритмо-блок

Фотосенсорный ритмо-блок - это противорецидивная (защищающая от «срыва ») психотерапевтическая лечебная методика. В её проведении используется аппаратура аудио- видеостимуляции (АВС ).
Эта аппаратура воздействует особым образом программируемыми световыми и звуковыми сигналами на электрическую активность головного мозга. Подбор соответствующих программ позволяет добиваться особых фазовых состояний, способствующих наилучшему восприятию лечебной информации.

Метод отличается от других процедур значительно большей долей именно психотерапевтической работы с пациентом «вживую », «с голоса». Это позволяет помочь больному в значительной степени облегчить период вхождения в трезвость, повысить мотивационное подкрепление процесса освоения трезвости. Безусловно, запретительный момент в процедуре присутствует, но она отличается от привычных запретительных процедур тем, что ориентирована на помощь в освоении пациентом трезвости. Именно этот период является наиболее сложным в лечении алкоголизма.
Сама по себе психотерапия не носит устрашающего характера, она гуманизирована и личностно ориентирована.

В начале процедуры врач произносит формулу, гарантирующую позитивный характер проводимого лечения: «Ни одно слово, ни одно действие в ходе процедуры не вступает в противоречие с личностью пациента». В ходе этой, как принято сейчас говорить, интерактивной процедуры пациент выполняет определённые задания врача, проявляя при этом свои способности, реализуя свою заинтересованность в результате.

Влияние ритмических световых и звуковых воздействий на человека было известно с глубокой древности. Успехи физиологии начала XX века позволили понять механизм этого воздействия. Огромная роль в объяснении этих явлений принадлежит основоположнику метода регистрации электрической активности головного мозга — электроэнцефалографии (ЭЭГ ) - Хансу Бергеру.
Но только успехи в развитии электроники и компьютерной техники позволили к середине 80-х годов прошлого века создать приемлемую для клинического применения аппаратуру АВС.

Метод ФСРБ предложен врачом нашей клиники Е. Р. Рысиным ещё в 1992г., прошёл клиническую апробацию в Институте судебной психиатрии им. Сербского (Москва ). Проведению процедуры предшествует серьёзная психотерапевтическая беседа - консультация, сама же процедура тоже по времени довольно продолжительная - порядка 45-и минут.

Сама основа психотерапии базируется на учении академика И. П. Павлова и трудах Народного врача СССР А. Р. Довженко, являясь их творческим развитием и продолжением. Отбор пациентов для проведения лечения достаточно строгий, эффективность метода доказана как для лиц, обращающихся за наркологической помощью впервые, так и тех, кому при применяемых ранее подходах не удавалось обеспечить стойкую ремиссию. Число противопоказаний минимально. Проведение процедуры требует обеспечения предшествующему ей недельному (желательно ) периоду абсолютной трезвости. Часто это сделать непросто, в таких случаях

Аудио-визуальная стимуляция в психотерапии

Аудио-визуальная стимуляция в психотерапии

Созданию благоприятной обстановки в кабинете, способствующей проведению психотерапии всегда оставалось важным моментом для психотерапевтов различных направлений. Психоаналитики укладывали пациентов на специальную кушетку, избегая во время разговора находиться в поле зрения пациента. Психотерапевты, проводящие гипнотические сеансы использовали мягкие глубокие кресла, затемнение помещения и релаксирующую музыку, чтобы добиться желаемого эффекта. Групповые психотерапевты расставляли стулья кругом, чтобы облегчить контакт занимающихся на тренинге.

Оборудование для аудио-визуальной стимуляции, состоящее из светозвукового импульсного терминала, очков со встроенными светодиодами и наушников, создает для пациента индивидуальное светозвуковое пространство . Это пространство структурировано в соответствии с используемой программой аудиовизуальной стимуляции так, чтобы способствовать достижению психотерапевтических целей. При использовании АВС пациент может находиться фактически в любом месте - в кабинете, в холе, в процедурке или в ординаторской, все равно он пребывает во время сеанса в своем внутреннем психологическом пространстве, созданном мерцающим светом и музыкой.

Полностью загружая зрительный и слуховой каналы восприятия, АВС осуществляет переориентацию пациента с окружающего мира на внутренние впечатления и переживания .

Уже в самом начале проведения АВС психотерапевт получает ценный диагностический материал. Инструктируя пациента, врач предлагает ему расслабиться, и сквозь закрытые веки рассматривать игру света в пространстве перед собой, одновременно воспринимая музыку и пульсирующий ритм. Для успеха процедуры требуется, чтобы пациент позволил ритму пульсаций увлечь свое внимание, захватить воображение.

Для некоторых людей это представляется сложным. Сама мысль, что их биоритмы будут меняться под влиянием предложенной доктором программы, для них кощунственна. Такие люди страдают от избыточного самоконтроля, и всячески сопротивляются завораживающему и приятному действию АВС. Напряжение, появляющееся у этих пациентов уже после первых секунд АВС не проходит ни через три, ни через десять минут.

Заметив подобную реакцию, врач получает хороший повод обсудить с пациентом его напряжение, а также психологические факторы, провоцирующие сопротивление. Удивительно, но тренировка снимает избыточный самоконтроль во время АВС благотворно сказывается на различных областях жизни пациентов. Они сообщают о появившемся чувстве удовольствия и наслаждения вкусом пищи, раскрепощенности в сексе, исчезновения привычного напряжения и спастических болей, появлению ощущению радости во время отдыха, взамен привычной озабоченности.

Процедура АВС является проводником для усвоения пациентом терапевтических внушений. Уже сам факт пребывания человека в необычной для него свето-звуковой среде является настолько потрясающим, что сформированная предварительно установка на редуцирование симптоматики приобретает значительную мощь. Мотивация пациента на избавление от болезненных симптомов (ради которой он и согласился на прохождение курса АВС), подкрепленная уверенными и доброжелательными словами терапевта, становится реальным лечебным фактором.

Изначально у пациента всегда имеется невысказанный вопрос: "Доктор, а мне это поможет?" . Предлагая человеку начать аудио-визуальную тренировку, доктор постепенно внушает уверенность в неизбежном уходе симптомов.

Сначала объясняется психофизиологический механизм воздействия АВС, что по сути является рациональной психотерапией. Затем пациенту предлагается надеть СЗИТ-201 (светозвуковой импульсный терминал), светомаску, наушники, и убедиться, что свет мерцает именно так, как сказал доктор, а удивительно реальные цветовые картины, спонтанно возникающие в поле зрения, соответствуют тем, что обсуждались в предшествующей беседе.

Постепенно пациент убеждается, что слова врача о необычных впечатлениях, приятных переживаниях, возникающих во время АВС, подтверждаются его собственным опытом. Отсюда подсознательно в его голове перекидывается логический мостик к словам об исчезновении болезненных симптомов, приобретающих статус реальности. Не удивительно, что терапевтическая установка срабатывает в подавляющем большинстве случаев.

Для углубленного внушения полезных установок существуют специальные программы АВС, созданные с преобладанием ритмом тета диапазона. Примером является программа "Программатор" .

Программа используется для обеспечения доступа к расслабленному трансовому состоянию, в котором хорошо усваиваются саногенные установки.
Программа построена с преобладанием ритмов в тета диапазоне - 4,5Гц, 7Гц.

Усиление тета активности сопровождается появлением сонливости, снижением мышечного напряжения, появлением ярких образов. Являясь промежуточным между сном и бодрствованием, тета состояние открывает доступ к бессознательному, появлению гипногогических эффектов. Стимуляция в тета диапазоне усиливает творческие способности, снимает эмоциональную зацикленность, способствует выработке бета-эндорфинов, создает аналгетический эффект. Тета-диапазон идеален для некритического принятия внешних установок, поскольку его ритмы уменьшают действие соответствующих защитных психических механизмов и дают возможность трансформирующей информации проникнуть глубоко в подсознание.

Врачи, практикующие гипнотерапию, знают, сколько времени уходит на погружение человека в состояние гипнотического транса. Наличие прибора для аудио-визуальной стимуляции позволяет сократить участие терапевта в процедуре, поскольку ввод в трансовое состояние и вывод из него программа "Программатор" делает сама. Доктору остается лишь воспользоваться моментом наибольшей восприимчивости пациента к внушению, и по сигналу
Характер внушения, степень его развернутости и афористичности программой не лимитируются.
Более того, оставаясь внутренне активным во время АВС-сеанса, пациент способен сам по сигналу программы проговорить про себя заранее сформулированные доктором установки, лишая того необходимости постоянно присутствовать рядом.

Аудио-визуальная стимуляция, являясь своеобразным методом сенсорной депривации, способна погружать в гипнотический транс даже людей мало податливых гипнозу. Чтобы сообщения, призванные изменить поведение или отношение к окружающим, проникли в подсознание, не подвергаясь критической оценке, свойственной бодрствующему состоянию, лучше всего наложить их на ритмы тета-диапазона.

В отличие от БОС-тренинга , аудио-визуальная стимуляция открывает доступ к эмоционально-образному мышлению человека, стимулирует способности к визуализации даже у людей склонных к абстрактно-логическому мышлению. Раскрепощенность образного мышления в тета состоянии позволяет проводить работу с
Для проведения психотерапии порой оказывается полезным, чтобы пациент осознал глубинные психотравмирующие факторы. Не секрет, что заявленная на первой встрече с доктором проблема зачастую является лишь прикрытием истинной психологической причины недомогания. Осознание в процессе психотерапии позволяет привлечь на свою сторону интеллектуальный потенциал пациента, делает его более активным и самостоятельным в решении внутреннего конфликта.
Терапевтического осознания добиться нелегко. Доктору приходится сталкиваться с рядом психологических защит, и искать пути их обхода.

Аудио-визуальная стимуляция является методом, значительно облегчающим процесс терапевтического осознания. Подавая ритмичные стимулы света и звука на латеральные анализаторы с одинаковой частотой, СЗИТ-201 проводит синхронизацию текущей биоэлектрической активности головного мозга. При этом облегчается межполушарный обмен информацией. В сознании пациента воссоединяются пережитые психотравмирующие зрительные и вербальные воспоминания. Они подвергаются категоризации, приобретают личностно значимую окраску.

После сеанса пациент взволнованно рассказывает о видениях, прошедших перед его внутренним взором. Порой одного этого достаточно, чтобы блокировать автоматическое негативное влияние психотравмирующего переживания на текущее самочувствие пациента. Традиционный вопрос в конце АВС-сеанса, после рассказа пациента о своих переживаниях звучит так: "Для Вас это что-нибудь значит?".

Показания к применению аудио-визуальной стимуляции

Cогласно "Модели диагностики и лечения психических поведенческих расстройств"
(утв. приказом Минздрава РФ от 6 августа 1999 г. N 311)

F06 Расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга

F06.6 Органическое эмоциональное лабильное (астеническое) расстройство
F06.7 Легкое когнитивное расстройство

F07.2 Постконтузионный (посткоммоционный) синдром

F32.0х Депрессивный

F32.2 Депрессивный эпизод тяжелой степени
без психотических симптомов

F33.0х Рекуррентное
F33.1х Рекуррентное депрессивное расстройство, текущий
F33.2 Рекуррентное депрессивное расстройство, текущий эпизод тяжелой степени без психотических симптомов
F33.4 Рекуррентное депрессивное расстройство, текущее состояние ремиссии

F34 Устойчивые
F34.0 Циклотимия
F34.1 Дистимия

F38.10 Рекуррентное кратковременное депрессивное расстройство

F30-F39 Расстройства настроения (аффективные расстройства) у детей

F40-F48 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства

F40.1 Социальные фобии
F40.2 Специфические (изолированные) фобии

F41.0 Паническое

F41.2 Смешанное тревожное и депрессивное расстройство

F42 Обсессивно-компульсивное расстройство

F43 Реакция

F43.20 Кратковременная депрессивная реакция, обусловленная
F43.21 Пролонгированная депрессивная реакция, обусловленная
F43.22 Смешанная тревожная и депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации
F43.25 Смешанное расстройство эмоций и поведения, обусловленное расстройством адаптации

F45 Соматоформные

F45.3 Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы
F45.4 Устойчивое соматоформное болевое расстройство

F48.0 Неврастения

F50.0 Нервная анорексия
F50.2 Нервная булимия

F51.0 Бессонница неорганической этиологии
F51.2 Расстройство режима сна и бодрствования неорганической этиологии

F52.0 Отсутствие

F52.4 Преждевременная эякуляция
F52.5 Вагинизм неорганического происхождения

F90-98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

F90 Гиперкинетические

F95.0 Транзиторные тики
F95.1 Хронические моторные тики или вокализмы

F98.0 Энурез
F98.1 Энкопрез неорганической природы
F98.5 Заикание (запинание)

Противопоказания к использованию аудио-визуальной стимуляции:

  • эпилепсия;
  • острые воспалительные заболевания глаз;
  • опухоли головного мозга;
  • острое психотическое состояние;
  • тяжелое обострение соматического заболевания;
  • состояние после трансплантации органов и тканей;
  • беременность;
  • возраст до пяти лет;
  • индивидуальная непереносимость мерцающего света и звука.