Особенности мышления и интеллекта человека и животных. Сравнение интеллекта животных и сознания человека Признаком элементарного интеллекта у животных

Интеллект животного отличается от интеллекта человека и не может быть измерен обычными тестами на уровня IQ. Чтобы не путать инстинктивное поведение животных с разумным, следует понимать, что инстинкт – это прирожденная способность, а интеллект – способность, приобретенная в ходе житейского опыта.

Для проявления интеллектуальных способностей животному нужны препятствия на пути к достижению определенной цели. Но, если, к примеру, собака ежедневно в течение жизни получает пищу из своей миски, то интеллектуальные способности в данном случае не проявятся. У животного интеллектуальные действия могут возникнуть только для того, чтобы изобрести новый способ действия для достижения цели. Причем этот способ для каждого отдельного животного будет индивидуальным. В животном мире нет универсальных правил.

Животные хоть и обладают интеллектуальными способностями, но в их жизни они не играют главной роли. Больше они доверяют инстинктам, а интеллект используют от случая к случаю, причем в их жизненном опыте он не закрепляется и по наследству не передается.

Примеры интеллектуального поведения животных

Собака – самое первое животное, которое приручил человек. Она считается самой умной среди всех любимцев. Однажды знаменитый хирург, который жил в прошлом столетии, под своей дверью обнаружил собаку с поврежденной конечностью. Он излечил животное и думал, что собака в знак благодарности останется с ним. Но у животного был другой хозяин, и первая привязанность оказалась , и собака ушла. Но каково было удивление хирурга, когда спустя какое-то время на пороге его дома он обнаружил ту же собаку, которая привела к нему другую собаку со сломанной лапой в надежде, что врач поможет и ей.

И чем, как ни проявлением интеллекта, можно объяснить поведение стаи собак, которые стройной переходят дорогу по пешеходному переходу, в то время как люди, с рождения наделенные интеллектом, перебегают ее месте.

Не только собаки, но и другие животные демонстрируют свой интеллект. Даже муравьи способны решать очень сложные задачи в случае, когда нужно запомнить и передать информацию о богатом источнике пищи своим сородичам. Но проявление их умственных способностей этим и ограничивается. В других обстоятельствах интеллект не задействуется.

Было замечено, что ласточки подают тревогу своим птенцам в момент вылупления, когда поблизости гнезда находится человек. Птенец прекращает стучать клювом по скорлупе до тех пор, пока по голосу родителей не поймет, что опасность миновала. Этот пример – свидетельство того, что интеллект у животных проявляется в результате жизненного опыта. Ласточки не переняли страх к человеку у своих родителей, они научились бояться его в процессе жизни.

Точно так же и грачи избегают человека с ружьем, т.к. чуют запах пороха. Но они не могли перенять это у своих предков, потому что порох изобрели позже, чем появились грачи. Т.е. их страх – это тоже результат жизненного опыта.

У каждого хозяина кошки, собаки, попугая или крысы есть подтверждение того, что его любимец обладает интеллектом. Ясно, что животные не умнее людей, но они обладают другими качествами, которые ценны для человека.

Животные гораздо умнее, чем мы думаем: они могут решать головоломки, учить слова и общаться друг с другом далеко не примитивными способами.


1. Вороны умеют решать головоломки на уровне пятилетних детей

Оказывается, вороны обладают способностью решать задачи. Птицам показали цилиндры, заполненные водой, в которой плавало какое-либо лакомство. Вороны быстро смекнули, что для того, чтобы получить вкусняшку, необходимо поднять уровень воды, потому они бросали в цилиндр посторонние предметы. Кроме того, птицы сообразили, что они быстрее заполучат лакомство из цилиндра, где уровень воды более высокий, а также если они будут кидать в цилиндр тяжелые предметы, которые опустятся на дно, а не будут плавать на поверхности. В более интересных случаях вороны даже ухитрялись согнуть кусок проволоки, чтобы выловить пищу из узкого цилиндра. В целом исследователи пришли к выводу, что по части решения задач вороны находятся на одном уровне с детьми 5-7 лет.

2. Дельфины называют друг друга по именам, каждое из которых является уникальным

Дельфины - это очень разумные существа. В неволе их легко научить выполнять разные задания в обмен за угощение, а еще они умеют шутки ради имитировать человеческое поведение. В дикой природе дельфины, например, защищают свои мордочки морскими губками во время охоты на колючих рыб, а затем используют их иглы для извлечения угрей из расщелин. У каждого дельфина есть свой личный характерный свист, который можно трактовать как его имя. Дельфин поплывет в сторону того собрата, чей свист звучит родственно, и, скорее всего, проигнорирует дельфина, которого он не знает. Когда самка теряет своего малыша, она будет издавать его свист, пока детеныш не найдется.

3. Слоны могут взаимодействовать друг с другом, а также проявлять сочувствие

В течение многих лет ученые наблюдали за слонами и обнаружили, что они умеют кооперироваться и эффективно взаимодействовать. Родственные слоновьи семьи объединяются и путешествуют целыми кланами, общаясь с помощью низкочастотных звуков. Время от времени они вытаптывают круги вокруг своих детенышей, чтобы защитить их от хищников, или же проводят хорошо скоординированные акции по похищению слонят у конкурирующих кланов для демонстрации своего превосходства.

Кроме того, слоны умеют проявлять сочувствие. В целом животные не показывают особого интереса к своим мертвым сородичам: они их могут обнюхать или же съесть. Слоны же, напротив, демонстрируют эмоции по отношению к слоновьим останкам, задерживаясь возле них и выражая признаки расстройства и взволнованности. В одном эксперименте африканским слонам показали череп слона, буйвола и носорога. Слоны задержали внимание именно на черепе своего сородича. Наконец, исследователи смогли пронаблюдать то, как слоны утешают друг друга. Как правило, когда слон обеспокоен, он издает звуки и поднимает уши. Другие слоны из его клана подходят к нему, гладят его голову хоботами или кладут свои хоботы ему в рот.

Существует немало доказательств собачьего интеллекта, но один из самых ярких примеров - это колли по кличке Чейзер. Психолог Джон Пилли обучил Чейзера узнавать названия 1022 различных игрушек. Когда Пилли называл конкретную игрушку, Чейзер в 95% случаев делал правильный выбор. Недавно Пилли обучил Чейзера глаголам в дополнение к уже известным ему существительным. Теперь собака может выполнять приказы типа выбрать игрушку, ткнуть ее носом или положить на нее лапу. Такой прогресс потребовал массу времени, но это все-таки удивительное достижение собачьего интеллекта.

Учитывая, что шимпанзе - это наши ближайшие родственники, их интеллект вполне объясним. Однако уровень их интеллекта (в некоторых сферах) вполне может посоперничать с человеческим. Шимпанзе по кличке Аюму, живущий в исследовательском институте в Киото (Япония), стал всемирно известным благодаря своей выдающейся зрительной памяти. Ему показывают девять цифр на экране на доли секунды, а затем Аюму воспроизводит по памяти их местоположение. Причем шимпанзе способно обыграть в этой игре любого человека. Ученые до сих пор не полностью понимают, как Аюму это удается, но они предполагают, что шимпанзе мгновенно оценивает количество, то есть смотрит на ряд объектов и запоминает их, а не последовательно пересчитывает.

Какаду, как и вороны, умеют решать сложные головоломки для того, чтобы добыть лакомство. Причем головоломки могут быть действительно очень сложными: например, открыть ящик (в котором лежит орех кешью), предварительно вынув штифт, раскрутив и вытащив болтик, провернув колесо и, наконец, откинув защелку. Это занимает немало времени, поскольку у какаду нет пальцев. Одна птица решала эту задачу почти два часа, но добилась своего, доказав, что пернатые способны ставить цели и достигать их. Другие птицы, участвующие в эксперименте, наблюдали за первым какаду и затем справлялись с задачей гораздо быстрее. Затем головоломка была изменена: пять шагов по открытию ящика были расположены в другом порядке. Но птицы справились и с этой задачей.

Интеллект осьминога сложен для изучения по нескольким причинам: они существа водные, в неволе практически не выживают, большинство из них обитает глубоко в океане. Их среда проживания отличается от нашей, потому вполне понятно, что их интеллект направлен на решение и достижение совсем других целей. У осьминога самый крупный мозг среди беспозвоночных животных, в его мозге нейронов больше, чем в мозге человека. Однако 60% этих нейронов расположены в щупальцах, то есть, можно сказать, что у осьминогов очень умные щупальца. Если щупальце отрезать, то оно может отползти, хватать пищу и поднимать ее к тому месту, где должен был бы быть рот. Кроме того, осьминоги - большие эстеты и, возможно, дальтоники. Они собирают камни определенного цвета, чтобы замаскировать свое логово, а многие виды умеют менять цвет, чтобы слиться с окружающей их средой. Существуют предположения, что осьминоги чувствуют цвет своей кожей и реагируют на него соответствующим образом.

Существует ли у животных интеллект? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, ведь способа измерить их IQ до сих пор не существует. Вот и приходится полагаться лишь на собственные представления и домыслы, которые не лишены предрассудков. Все дело в том, что наше отношение к животным неодинаково. Мы более благосклонны к тем из них, которые ближе к нам по духу и социальной структуре. Именно поэтому мы считаем собаку умнее птицы, рептилию разумнее рыбы, а насекомых вообще выделяем в категорию неразумных существ. Правы ли мы в своих суждениях?

Все дело в том, что определяя уровень интеллекта животных, мы за эталон берем человека. Вот тут – то и возникает противоречие. Чтобы определить наш с вами уровень IQ достаточно простого теста или беседы. С животными мы не можем поговорить. Скорее всего, они воспринимают мир не так как мы.

Долгое время ученые считали, что проявлением интеллекта у животных, является использование ними орудий труда. Хотя, если учесть, что в повседневной жизни они больше полагаются на свои органы чувств, чем на подручные средства, то станет понятно, что добывать себе пищу с помощи палки они вряд ли будут. Хотя, если тот же слон не может дотянуться до еды, то, в конце концов, он найдет способ это сделать. В частности, взгромоздится на тот же деревянный ящик, предложенный ему человеком.

Если внимательно понаблюдать за обезьянами, то можно заметить, что они склонны к состраданию, которое сводится: к ухаживанию друг за другом, благосклонному отношению к малышам, способностью делиться добытой пищей.

Сытая собака никогда не откажется от кости или куска хлеба. Есть она его не станет, а обязательно припрячет до лучших времен в укромном месте. Также поступает и белка, обнаружившая за собой слежку. Она начинает прятать семена в дупло. Интересно ведут себя вороны. Сорванный с дерева орех они бросают с большой высоты на твердую поверхность. Скорлупа лопается, и птица добирается до его внутренностей. Это ли не проявление интеллекта?

Но если мы думаем, что интеллектом обладают лишь млекопитающие, то глубоко ошибаемся. Те же шмели, при поиске цветов с нектаром, способны запоминать их расположение и определять кратчайший к ним маршрут. При этом они действуют методом проб и ошибок. После нескольких вылетов, они сравнивают их дальность и выбирают наиболее короткий путь. Еще дальше пошли пчелы. Они запоминают лицо своего хозяина- пасечника, и относятся к нему более благосклонно.

Невероятно, но интеллектом обладают даже круглые черви. В частности, у них прекрасная память, и это несмотря на то, что нервных клеток у них всего 302.

Получается, что все живые организмы наделены интеллектом, но только уровень его совершенно разный. Все зависит от тех целей и задач, которые они должны решать.

Очень глубокая и любопытная тема и в тоже время многим людям не понятная, так как большинство людей не задумывалось, что такое существует. И так - ЖИВОТНЫЙ РАЗУМ. Разумом врятли это назовешь, скорее это термин, и я его называю СИСТЕМА. Почему Система? Потому что это программа, она запрограммирована так, и это нормально в условиях жизни человека на Земле. Эта Система как любое устройство замкнуто, потому и не разумно, это сплошные алгоритмы и коды прописанные в астрале (моё мнение) через которые идет влияние на человека. Почему ЖИВОТНЫЙ разум. Потому что замыкает сознание человека на стадное мышление, на стадный образ жизни и на Инстинкты. Вся Свобода выбора в Системе сводится в выборе между овцой или волком (или другие животные). Всё, это весь выбор и вся свобода. Но человек это Духовное существо и никто не запрещает, будь Духовным и свободным, но сначала выйди из Стада.

Рассмотрим принципы и смысл жизни стадного человека на основе чакроной системы человека. Я не буду подробно внедряться в чакры, думаю, все знакомы, или даже изучили эту тему. Первая чакра Муладхара – замыкает сознание человека на теле. Т. е. весь смысл жизни Индивида сводится о заботе тела, сознание полностью идентифицирует себя с телом. Вторая чакра Свадхистана (сексуальная чакра) – вообще в жизни индивида это важная энергетика, она отвечает за взаимодействие между людьми, и отношениями мужчина-женщина, но так как сознание Индивида замыкают на сексе, а точнее на инстинкте размножения, то вторым, по важности, в жизни выступает этот инстинкт. Он полностью загружает человека и человек становится ведомый этим инстинктом. Третья чакра Манипура – она отвечает за быт, точнее бытовые потребности человека, она также влияет на уровень заработка индивида. А если взять развитие в Системе, то такой человек сосредоточен на условиях своего быта. И так, Система замыкает человека на трёх животных инстинктах: выживание , размножение , питание (условия жизни, я еще называю наличие берлоги). На этих принципах строились взаимоотношения при Сталине в Союзе. Человеку давали жилье, секса не было но люди размножались, и давалась какая-то гарантия защиты жизни в Системе (Стране).

Даже если у человека все это есть то Система с помощью подменны ценностей заставляет человека улучшать внешний вид этих желаний и ценностей: тело одето в брендовые шмотки, какой то, типа лучший, секс (с моделью), и двухэтажная берлога. Как мы видим в нашей стране и по политиках предела удовлетворения этих желаний или «смысла жизни» нет. Вот вам краткое описание Системы - Животного разума в обществе. Вы скажете, а где тут Духовность? А Духовность родные мои начинается уже с выходом сознания Индивида на четвертую чакру - Анатату. Но сначала человеку нужно увидеть, что все его сознание, весь его смысл, трётся или крутится на этих трёх Животных инстинктах, и только тогда начинается выход из Системы. Анахата - чакра любви или сердечная чакра. Что такое Любовь? При выходе из Системы человек учится Любить энергией, без смысла, без условий, без материальных благ. Помните Иисус говорил: «возлюби ближнего своего как самого себя…», на мой взгляд, он программировал Сознания людей на выход из системы Животного начала, разума. Только научившись Любить, относиться ко всем и всему с Любовью человек переоценивает свои ценности в жизни. Медитация «Цветок Лотоса» Начинается как раз из ученичества создание чувства Любви. И проблемы у многих начинающих медитаторов как раз с Любовью, потому как в комплексе Животной Системы любовь примитивная: поесть сытно, поспать мягко и вовремя спариваться.

Любя, человек преображает этот мир, он уже выходит из-под влияния Системы и Система начинает паниковать и всячески стягивать такого Индивида назад. Если эти уроки пройдены и Человеком отработана безусловная Любовь, и работа на Анахате активирована, то он движется выше, к пятой чакре – Вишудхе. Вишудха отвечает за чувства. На этом уровне Человек учится познавать внешний Мир через чувства. При просмотре трех эпохальных передач с участием И. М. Данилова очень часто напоминалось: «учитесь воспринимать мир через чувства». Вот вам уровень Вишудхи, когда мир познается не через осязание телом примитивно: холодно или жарко, а через глубинные чувства, через контакт с миром своими тонкими телами. На этом уровне человек уже чувствует, что он не только материальное тело. И когда этот этап мировосприятия пройден, идет переход на Аджну (третий глаз, глаз Буды). На этом уровне человек начинает видеть мир энергий, ему открывается занавеса реальности, он видит энергетические потоки и кратко говоря то, из чего соткана трёхмерность. На этом уровне систему животного разума видно изнутри, как она выглядит и как работает. На этом уровне человек способен влиять осознано на Мир и изменять его. Такой себе часовой мастер. Уровень сахасрары это уже полностью уровень духовного существа. Я этот уровень даже описать не смогу, потому что это уже человек-ангел.

Хочется ещё поставить акцент, что у человека всё нужное и всё работает как необходимо, и все чакры необходимы для здоровой нормальной жизни в теле. Просто живя в Системе, в которой главенствует Животный разум, сознание Индивида будет замыкаться на Инстинктах, и вся жизненная энергия будет тратиться только на удовлетворение потребностей тела. И тут мы подошли к тому, как же начинать выходить и изменять Систему? Ну, во-первых, начинать из себя. Выслеживать в себе проявления инстинктов, относиться к этому как к животному проявлению и всячески влиять своим Сознанием на переключение внимания с животного проявления на Духовное. Понятно, что в начале, это будет трудно, некоторым людям будет казаться, что это шизофрения и бред, что именно так и нужно жить. Это всё в начале, когда нет никакого духовного опыта. Потому что, по сути, это всё слова и чей то опыт записанный на бумаге. Так и работает Система Животного начала, потому как сознание не имеет опыта чувств, любви и ощущения мира энергий. Работа над собой – это всегда работа на Вере, на Доверии к источнику, а потом уже практический опыт.

Еще важно напомнить или упомянуть об ЭГО. Для меня эго – это сознание человека в теле, это и есть животная личность, одна из сторон сути человеческой натуры. Именно мое эго сейчас пишет и ваше читает, вся информация и фильтры миропонимания проходит через Эго. В самом начале опыта человек не различает кто он, кто в нем говорит и думает, всё это одно «я». При наблюдении за собой идет фиксация внимания или алгоритм поведения где явно отличатся Эго животное, и слабые проявления Духовного начала. Далее при внимательном наблюдении будет и третья сущность человека – сам Наблюдатель. Наблюдатель и есть по сути Человек, в том примитивном проявлении, и именно наблюдатель уделяете своё внимание или проявлению тупого Животного начала или мудрого Духовного. И если человек уделяет всё своё внимание проявлению животного начала, и полностью концентрируется на своём Эго (теле), то потому мы и наблюдаем бесконечное соревнование людей кто лучше, кто умнее и т. д. Люди Эго начинают делить имущество, земельные участки, и если что то не по их желанию, начинают воевать. Системе это выгодно, ведь пока человек полностью занят своим Эго то вообще не замечает, и не чувствует, что делается в тонком энергетическом мире, как осуществляются подмены и как Человек обеспечивает существование самой Системы. Являясь маленьким винтиком, каждый ещё и служит батарейкой. Все воплощенные Души неся в материальный мир жизненную энергию на пробуждение тратят её на существование Системы Животного разума. И эта система становится разумной только благодаря массе индивидов служащих полноценно на неё. И если кто то выпадает на его место приходит другой. Но если в Системе появляются вспышки Духовного, когда энергия перестает работать на Систему, то она ослабевает и начинает всячески реагировать на это. Начало выхода из Системы очень сложное и сложность заключается в том, что не имея опыта человек что то делает, а противостоит ему в самом начале его же тело. Трудно медитировать когда тело хочет есть, или ему не комфортно, или что то болит, или накатывает инстинкт размножения. Многие впадают назад к истокам и проявлениям животного, так как не могут устоять этой панике Системы. На этом этапе очень важно выходить не по одиночке, а группой, когда каждый делится опытом и поддерживает тех, кто засомневался. Только уже когда есть опыт практик, когда есть не вера, а Знание, что это не шизофрения трех идиотов, а реальные ощущения. Только тогда можно оценить принцип системы. По этому поводу можно очень долго писать, ведь в разных источниках собран опыт тысяч людей разными словами, образами и примерами. Мир духовный открыт, он свободен, но для приближения к нему нужен выбор наблюдателя, нужна его внутриняя работа над собой, нужна вера что бы выбраться из этих шаблонных алгоритмов поведения.

Напоследок хочется ещё расставить акценты. Восприятие мира возможно и через Анахату и выше даже у людей с эго. Это мы видим по экстрасенсам, по магам и т. д. Подмена стоит только в том, что эти люди учатся работать с энергиями высших уровней, учатся воспринимать мир как он есть, но при этом они полностью остаются в Системе. Такие люди как программисты, они вносят новые коды и алгоритмы в систему, но при этом, думая что они вне Системы, находятся в самом её центре. Ведь Животный разум полностью порабощает Наблюдателя и так грамотно обводя внимание, что кажется, человек выбрал себе свободу, а на самом деле получил красивую Иллюзию. Результат одинаковый – субличность.

Подведя итог, напомню: при выходе из Системы Животного разума нужно чётко осознавать, что это есть и это не бред. Далее нужно всячески фиксировать проявления в себе животного, учиться договариваться с собой, переигрывать внимание в пользу Духовных практик. При должном опыте и перевесе между Духовным и Животным проявлениями начинать ограничивать жизнь Человека Животного. Ясное дело, что это контроль каждую секунду, но важно отметить, не ограничивать всё и сразу. Нужно постепенно, для примера: если вы решили подчинить воле наблюдателя ваше животное в отношении еды и отказаться от мяса и многих видов продуктов, не переходите на отказ всего, делайте постепенность. Один месяц не ешьте вообще мяса, вы не отказались, вы просто его не ешьте и все, без исключений, потом не ежьте жаренное или что-то другое, что на ваш взгляд любит ваш животный организм. При таких паузах фиксируйте ваше состояние. Если вы практикуете разгрузочные дни (голод) фиксируйте, как проявляется ваше животное. Получив такой опыт, вы заметите, что организму намного легче работать и существовать без тех продуктов, просто в вашем сознании прописаны чувственные отношения (программки) к тем или другим продуктам. Таким образом, вы получите свой личный опыт, а не прочитанный где то. При таком опыте легче делать выбор в сторону Духовного приручая своё Животное. Ваша жизнь должна быть в удовольствие и в хорошем настроении, а не в пытках и постоянном ограничении. Вера она сильная, но до определенного времени. Максимально приобретайте практический опыт. Точно так же и с инстинктом размножения. Уделите время, например месяц. В этот месяц не только нет секса, но нет и мыслей, нет мастурбации, нет вожделения к кому-либо. Вылавливайте эти мысли, и попытки пробудить в себе желание, уводите внимание наблюдателя в что то другое, даже если вокруг все хотя вас сейчас и другого такого шанса не будет. По-моему, Р. Монро в своей книге об астральных путешествиях писал, что сексуальное желание победить невозможно, его можно только отсрочить. Вот так и приобретается опыт отсутствия привязок. Когда вы приобретаете такой опыт вы уже не слепо верите, вы Знаете что можно без этого обойтись, это первый шаг к перепрограммированию себя. Если это делает группа, то еще лучше, когда вместе идет наработка опыта. Обо всём можно писать долго, так и до книги близко. Хочется уже поставить маленькую точку. Систему Животного разума можно изменить только изменившись самому, и когда изменятся многие люди, изменится их астральное тело, а через него и перепрограммируется вся Система. Не забывайте, Ариман очень умелый и опытный программист, он всегда что-то придумает, но он ничего не сможет сделать, когда миллионы людей изменят свою Сущность в сторону Духовного проявления. Вот только тогда возможен «Золотой век», когда астрал системы будет полностью перепрограммирован.

Прислал: Сергей (Украина)


Статьи из раздела:

Комментарии

Выдержка из разговора Павитры и Шри Ауробиндо:
«П.: Имеется ли около сердца какой-нибудь центр?

Ш.А.: Нет. Все центры расположены на прямой линии. То, что называют “сердечным центром”, находится в области солнечного сплетения. Манипура находится в области пупка. Все центры связаны с позвоночником.

П.: Но Штейнер говорит не только о центре солнечного сплетения, но и о сердечном центре.

Ш.А.: Это ошибка.»

rusal 23.03.2016 15:28

Вы преувеличиваете силу Системы. Она никого не заставляет и не замыкает на инстинктах. Всё это делает сам человек по собственному выбору. Потому что ему это интересно . Система лишь предлагает, но не в чем не ограничивает.

Система всего лишь расставляет капканы в слабых местах человека. Чтобы вырваться из Системы нужно не с капканами бороться, а со своими слабыми местами. Если не будет слабых мест, то Система ничего не сможет сделать.

Сергей ✎ rusal 23.03.2016 17:57

Вы преувеличиваете силу Системы.

У Системы нет Силы, я её понимаю как программу. Силу ей дает человек. Вы верно пишите что нужно не обращать внимания на слабые места, но что мешает тысячам и миллионам это сделать? Вот то и мешает что в этой программе Суть развития человека, она его замыкает на животных инстинктах украшенных “жизненной необходимостью” и пока человек занят этим он про духовное только читает и говорит, что то делает, но не выходит из-под влияния Системы.

Чтобы вырваться из Системы нужно не с капканами бороться, а со своими слабыми местами.

Опять же, ключевое слово “бороться”. Борьба это затрата сил, пока человек борется, он тратит силы, и Система так или иначе выигрывает. Так я думал ранее и писал статью “борьба с тенью”, но позже понял, как никак это выгодно Системе. тут идет не борьба, что бы выйти, а понимание или осознание Сути. И сам выход.

rusal ✎ Сергей 23.03.2016 18:36

но что мешает тысячам и миллионам это сделать?

А то что человеку материальное интереснее духовного. Что интересно, то и привлекает. А куда человек вкладывает внимание, то и выбирает.

Опять же, ключевое слово “бороться”. Борьба это затрата сил, пока человек борется, он тратит силы

Здесь слово “борьба” в контексте побороть свой(Личности) интерес к материальному. Здесь не тратятся никакие силы. Это просто выбор цели и переключение на неё внимания.

Саша 23.03.2016 14:47

Уважаемый, Сергей!

Первым делом попрошу не обижаться.

Понимаю, что был порыв написать, но в таких случаях нужно хоть как-то знать и понимать предмет описания. Ведь это статья, а не дневник. Перечитал 3 раза, чтоб убедиться не ошибся ли в своих ощущениях. Нет, не ошибся.

Первое. Так и хочется сказать: «СТОП!!! А кто это там в тебе говорит».

Второе. Видно, что даже не перечитывали.

Приведу только несколько цитат. Некоторые моменты только выделю, а на некоторые дам реплики. Думаю, что сейчас Вы сами все поймете.

Человеком отработана безусловная Любовь , и работа на Анахате активирована…

При выходе из Системы человек учится Любить энергией…

Медитация «Цветок Лотоса» Начинается как раз из ученичества создание чувства Любви…

Анахата - чакра любви или сердечная чакра. (чакра, которая на этом сайте называется «лотос» и сердечная чакра – вещи разные).

…всячески влиять своим Сознанием на переключение внимания с животного проявления на Духовное…

При просмотре трех эпохальных передач с участием И. М. Данилова очень часто напоминалось: «учитесь воспринимать мир через чувства». Вот вам уровень Вишудхи, когда мир познается не через осязание телом примитивно: холодно или жарко, а через глубинные чувства, через контакт с миром своими тонкими телами (разве глубинные чувства – это тонкие тела?).

Работа над собой – это всегда работа на Вере . (не всегда, а только до получения Знаний)

…учиться договариваться с собой… (прямая сделка с Ариманом, цена у таких сделок всегда одинакова.)

Эта Система как любое устройство замкнуто, потому и не разумно, это сплошные алгоритмы и коды (противоречит следующему)

Систему Животного разума можно изменить (Система, т.е. септонное поле – творение Бога, уж слишком высоко Вы замахнулись).

А тему подняли важную и ГЛОБОЛЬНУЮ, только нельзя такие темы с «кондачка» решать.

Почему комментарий в такой грубоватой форме? Чтобы понтней было.

С уважением, Саша

Сергей ✎ Саша 23.03.2016 15:31

Уважаемый Саша,

да что вы, какие обиды, это как раз проявление Эго, с чем и боремся. Читал не один раз перед тем как предложить материал.

Материал проработан не за 5 минут, это так сказать, сегодняшнее мое мировосприятие, так что я не против если кто укажет на ошибки того же восприятия. Это нормально и принимается, если по существу))).

1. Анахата - это не Лотос, это и есть сердечная чакра, может в других традициях она называется по другому, не спорю, но что есть то есть. Это мы можем разобрать в отдельности при другой переписке.

2. Глубинные чувства это не тонкие тела. В грубом материальном пространстве мы воспринимаем телом, на ощупь и т. д., в тонком мире мы воспринимаем тонкими телами. Глубинное чувство - это датчик результата восприятия на всех уровнях но он не тонкое тело, это только датчик, как правило не все им пользуются.

3. Работа над собой – это всегда работа на Вере . (не всегда, а только до получения Знаний) Согласен. Но нужно уточнить, по-моему я это написал, это на первом этапе когда нет опыта. Это не всех касается, есть люди которые отлично используют опыт суб-личностей, но большинство же на ощупь. Первый толчок наработки это Вера. Я так понял вы только дополнили?...

4. …учиться договариваться с собой… (прямая сделка с Ариманом, цена у таких сделок всегда одинакова.) Возможно. Я написал свой опыт, я не претендую что именно так у всех. Напишите свой, с радостью прочту.

5. Эта Система как любое устройство замкнуто, потому и не разумно, это сплошные алгоритмы и коды (противоречит следующему )

Систему Животного разума можно изменить (Система, т.е. септонное поле – творение Бога, уж слишком высоко Вы замахнулись).

)) Ну, скажем так, мы по разному считываем информацию, опять же это мой опыт я им поделился, но не выставляю как пособие для всех. Сколько людей столько и опыта и мнений. И о септонном поле. Бог, который Творец, создал мир таким как он есть, создал законы взаимодействия в этом мире. Именно для эффективного развития тут Ариман, который перепрограммировал Систему (опять же не для препятсвия Творцу) что бы человек оставался двуногим Животным. И опять же, эта Система не препятствует развитию, она способствует показывая как не нужно делать. Но почему то мы делаем так как не нужно. Почему? Вот потому что она сейчас замкнута на себе или на материальном. Если люди внутри изменят её (изменившись), перепрограммируя или взяв вектор на Духовное, то Система как септонное поле будет отлично этому помогать. Опять же, этот вопрос спорный, потому как оперируя одними теми же словами мы будем вкладывать свой смысл. По этой причине многие Духовно развитые цивилизации не оставляли письменности, так как понимали что через время так перекрутят смысл что сами же крайними и останутся.

6. А тему подняли важную и ГЛОБОЛЬНУЮ, только нельзя такие темы с «кондачка» решать.

Почему комментарий в такой грубоватой форме? Чтобы понтней было.

))) А где грубость то?))) Или вы думали что я шаблонно восприму ваш диалог как грубость. Я написал в тексте, про Эго. Когда одно Эго не согласно с другим - они сражаются и всячески отстаивают в свою пользу. Мы же с вами ведем Диалог, где Истина должна восторжествовать, а на чьей стороне она будет... это уже не важно. Кстати, есть, как вы говорите с кондачка, материал о ШАБЛОНАХ, но нет времени его записать что бы не выглядело как с кондачка))).

Благодарю за диалог, надеюсь не последний.

Олег 23.03.2016 11:59

Здорово!То что нужно,а главное доступно к пониманию через собственный опыт!Дело за малым,хотя бы начать.Маленькими шажочками,с простых вещей...Эх,как же всё это тяжело)))Немного про меня:”А что мне даст если я мясо есть то перестану?Это же вкусно!Это ж шашлычек,стэйк,колбасочка,сосисечки!Да это же белочек мой,да я с голодухи покусаю всех...Чем плохо выпивать для расслабления с друзьями!Это же общение,веселье...Пивка с тарашкой под футбол,вискарика задегустировать,коньячку с конфетками,а хлопнуть водочки под килечку балтийскую на бородинском хлебушке...А с женщинами что не так?Не изменяю ж даже!А то что посматриваю,так это ж так,из любопытства,вон сколько их разных,красивых.Все смотрят!Что мне в монастырь может уйти?В лифте с красивой, незнакомой проехал,так уже считай в мыслях согрешил...Но такое редко!Да и это ж всё фантазия!Это нормально!Даже до мастурбации моей добрались...Чего вы вообще пристали,она то кому мешает?И чем?И вообще об этом никто не знает...Изверги!Всего лешить меня вздумали!!За что?Зачем?”

niva 23.03.2016 08:20

Хотелось бы все-таки предостеречь людей от резко выраженного дуального восприятия мира и деления Единой системы чакр организма на высшие (духовные) и низшие (животные) центры.

“Рассмотрим принципы и смысл жизни стадного человека на основе чакроной
системы человека. Я не буду подробно внедряться в чакры, думаю, все
знакомы, или даже изучили эту тему. Первая чакра Муладхара – замыкает
сознание человека на теле. Т. е. весь смысл жизни Индивида сводится о
заботе тела, сознание полностью идентифицирует себя с телом. Вторая
чакра Свадхистана (сексуальная чакра) – вообще в жизни индивида это
важная энергетика, она отвечает за взаимодействие между людьми, и
отношениями мужчина-женщина, но так как сознание Индивида замыкают на
сексе, а точнее на инстинкте размножения, то вторым, по важности, в
жизни выступает этот инстинкт. Он полностью загружает человека и человек
становится ведомый этим инстинктом. Третья чакра Манипура – она
отвечает за быт, точнее бытовые потребности человека, она также влияет
на уровень заработка индивида. А если взять развитие в Системе, то такой
человек сосредоточен на условиях своего быта”.

“А Духовность родные мои начинается уже с выходом сознания Индивида на
четвертую чакру - Анатату”.

Конечно, мне есть над чем работать в духовном плане, но вот даже сейчас на основании того опыта и чувственно восприятия, что у меня есть я бы сказала следующее, нет нижних (животных) чакр и нет высших (духовных) чакр. Есть Единая чакровая Система организма, которая при духовном развитии человека, при соответствующих условиях пробуждается, у обычных же людей она - спит непробудным сном.
Если человек находится под влиянием животного начала, то все чакры его находятся под этим влиянием и три нижние чакры и четыре верхние чакры. И эти чакры для него по большому счету закрыты, ну или скажем они работают в “спящем” режиме: И анахата,и аджна, и сахасрара, и муладхара.
У человека конечно и при “спящем” режиме его энергетических центров есть небольшой запас этой начальной энергии жизни - сексуальной энергии, праны, но поскольку он её тратит нерационально, на внешнее и находится в основном под влиянием какодемона, настоящей активации энергетических центров не происходит и постепенно запас жизненных сил тратится всуе, пока не наступает полный гейм овер.
Я ставлю акцент и прошу все-же обратить внимание, что не сексуальная энергия плоха и “греховна”, а греховно, если уж об этом говорить глупое разбазаривание жизненных энергетических запасов человека, которые ему даны, для духовного пробуждения, на внешнее, на материальное.
А духовное пробуждение - это в том числе пробуждение энергетических чакранов человека, которое начинается снизу от очень жизненно важной чакры - Муладхары и заканчивается конечной стадией процесса - активизацией Сахасрары, то есть активизацией эпифиза человека.
Но эпифиз может быть активирован, только тем что называют “Силой и Жизнью” и никакой активации Сахасрары без предварительной активизации и накопления жизненных сил организма - сил Аллата, не может быть в принципе... Этак вместе с “живой водой” и младенца слить можно ...
Мое мнение - отношение Муладхары, как чакры ответственной за проявления животных инстинктов в корне неверно. Разбуженная Муладхара - это источник огромной жизненной силы, которую знающие люди сравнивают с прекрасной Змеёй Кундалини, именно энергия Кундалини имеет огромный потенциал Жизни, способный оживить все остальные вышележащие чакраны и именно эта мощная энергия разбуженной Шакти по представлениям индусов, в конечном итоге сливается в верхней чакре со своим супругой Шивой и только тогда и при этих условиях происходит духовная реализация человека и пробуждение в нем мощных духовных сил. Но просто так энергию Кундалини не разбудить и вот здесь уже для человека идущего по духовному пути и становится важным и контроль мыслей, и пребывание на волне агатодемона - в любви, и постоянное устойчивое направление внимание на духовную часть человека - на лотос, поскольку именно он является пусковым фактором для пробуждения огромных сил Прекрасной Змеи Кундалини.

И совсем не зря первая чакра - Муладхара изображается в виде женского знака - треугольника, направленного вершиной вниз, а вы говорите животные инстинкты... Животные инстинкты - это всего лишь выбор вектора нашего внимания в пользу материального вместо духовного,в пользу внешнего вместо внутреннего.

Интеллект человека

Интеллект (от лат. intellectus - познание, понимание, рассудок) - способность мышления, рационального познания. Это латинский перевод древнегреческого понятия нус («ум») и по своему смыслу он тождествен ему.

Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание - основная задача человека, остальные для него - лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности.

Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

Любопытство - стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.

Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.

Гибкость и подвижность ума - способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления.

Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей.

Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.

Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.

Широта мышления - способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи, видеть многовариантность в решении проблемы.

Изучением интеллекта и интеллектуальных возможностей человека давно занимаются ученые различных специализаций. Один из основных вопросов, стоящих перед психологией - это вопрос является ли интеллект врожденным или формируется в зависимости от окружающей среды. Этот вопрос, пожалуй, касается не только интеллекта, но здесь он особенно актуален, т.к. интеллект и креативность (нестандартность решений) приобретают особую ценность в наш век всеобщей скоростной компьютеризации.

Сейчас особенно нужны люди, способные нестандартно и быстро мыслить, имеющие высокий интеллект, чтобы решать сложнейшие научно-технические задачи, и мало того, что обслуживать суперсложные машины и автоматы, но и создавать их.

Коэффициент интеллектуальности и креативность

С конца 19-го века в экспериментальной психологии получают распространение разнообразные количественные методы оценки интеллекта, степени умственного развития - с помощью специальных тестов и определённой системы их статистической обработки в факторном анализе.

Коэффициент интеллектуальности (англ. Intellectual quotent, сокращённо IQ), показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомлённости, устанавливаемый на основе различных тестовых методик. Коэффициент интеллектуальности привлекает тем, что позволяет количественно в цифрах выразить уровень интеллектуального развития.

Идея количественного определения уровня интеллектуального развития детей с помощью системы тестов впервые была разработана французским психологом А. Бине в 1903 году, а термин был введён австрийским психологом В. Штерном в 1911 году.

Большинство тестов интеллекта в основном измеряли вербальные способности и в какой-то мере способность оперировать числовыми, абстрактными и другими символическими отношениями, стало ясно, что они имеют ограничения при определении способностей к различным видам деятельности.

В настоящее время тесты определения способностей носят комплексный характер, среди них получил наибольшую известность тест структуры интеллекта Амтхауэра. Польза практического применения этого теста, точнее знание степени развития тех или иных интеллектуальных возможностей человека, дает возможность оптимизировать взаимодействие руководителя и исполнителя в процессе трудовой деятельности.

Высокий коэффициент интеллектуальности (выше 120 единиц IQ) не обязательно сопутствует творческому мышлению, которое очень трудно оценить. Творческие люди способны действовать нестандартными методами, иногда наперекор общепринятым законам, и получают хорошие результаты, делают открытия.

Способность получать такие необыкновенные результаты нестандартными способами называют креативностью. Мало того, что творческие люди, обладающие креативностью, решают проблемы нестандартными способами, но они еще их и сами генерируют, бьются над ними и в результате решают, т.е. находят тот рычаг, который способен "перевернуть земной шар".

Однако нестандартное мышление не всегда бывает креативным, часто оно бывает просто оригинальным, поэтому действительно трудно определить творческое мышление, а тем более дать ему какую-то количественную оценку.

Интеллект животных

Под интеллектом у животных понимается совокупность высших психических функций, к которым относятся мышление, способность к обучению и коммуникации. Изучается в рамках когнитивной этологии, cравнительной психологии и зоопсихологии.

История развития представлений об интеллекте животных

Способность животных к мышлению была предметом споров ещё с античных времён. Аристотель ещё в 5 веке др нашей эры обнаружил у животных способность к научению и даже допускал наличие у животных разума. Начало серьёзному научному исследованию интеллектуальных способностей животных, как и их психики вообще, положил Чарльз Дарвин в своей книге «Происхождение видов и естественный отбор». Его ученик Джон Роменс продолжил изучение, результатом которых стала книга «Ум животных». Подход Роменса отличается антропоморфизмом и недостаточным вниманием к строгости методологии. «Ум животных» основан на отдельных случаях, которые показались достойными внимания автору, его читателям или друзьям, а не на систематическом целенаправленном наблюдении.

Сторонники подобного «анекдотического подхода» подвергались суровой критике со стороны научного сообщества, главным образом в связи с ненадёжностью метода. В начале XX века в науках о поведении животных прочно и надолго утвердился прямо противоположный подход. Это было связано с возникновением научной школы бихевиоризма. Бихевиористы придавали большое значение научной строгости и точности используемых методов. Но вместе с тем, они в принципе исключали возможность изучения психики животных. Одним из основателей бихевиоризма является Конви Ллойд Морган, британский психолог. Ему, в частности, принадлежит знаменитое правило, известное как «Канон Моргана».

… то или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале

Интеллектуальные способности животных

К интеллектуальным способностям животных, отличных от человека, относятся способность к решению нетривиальных поведенческих задач (мышление). Интеллектуальное поведение тесно связано с другими формами компонентами поведения, такими как восприятие, манипулирование, научение и инстинкты. Сложность поведенческого акта не является достаточным основанием для признания наличия интеллекта у животного. Сложное гнездостроительное поведение некоторых птиц обуславливается врождёнными программами (инстинктами). Основным отличием интеллектуальной деятельности является пластичность, позволяющая значительно повысить шансы на выживание в условиях быстро изменяющихся условий среды.

О развитии интеллекта могут свидетельствовать как поведение, так и строение головного мозга.

Ключевыми признаками языка как коммуникативной системы являются развитие в процессе социализации, произвольный характер знаков, наличие грамматики и открытость. Коммуникативные системы животных соответствуют отдельным признакам языка. В качестве примера можно привести широко известный пчелиный танец. Форма его элементов (виляние, перемещение по кругу) отделены от содержания (направление, расстояние, характеристики источника корма).

Хотя и имеются свидетельства о том, что некоторые говорящие птицы способны использовать свои подражательные способности для нужд межвидовой коммуникации, действия говорящих птиц (майны, попугаи ара) не отвечают этому определению.

Одним из подходов к изучению языка животных является экспериментальное обучение языку-посреднику. Большую популярность приобрели подобные эксперименты с участием человекообразных обезьян. Поскольку, из-за анатомо-физиологических особенностей, обезьяны не способны воспроизводить звуки человеческой речи, первые попытки обучения их человеческому языку потерпели неудачу.

Математические способности

Согласно современным представлениям, основы математических способностей у человека и животных имеют общее основание. Хотя животные и неспособны оперировать абстрактными математическим понятиями, они могут уверенно оценивать и сравнивать количество различных объектов. Подобные способности отмечены у приматов и некоторых птиц, в частности, воронов. Более того, приматы способны производить арфиметические операции.

Справедливость канона Моргана, как и важность скрупулёзной оценки методов, хорошо иллюстрирует история Умного Ганса - лошади, демонстрировавшей исключительные математические способности. Умный Ганс был способен производить математические вычисления, и выстукивать ответ копытом. Тринадцать лет Ганс публично демонстрировал свои способности (в том числе и в отсутствие хозяина, исключавшее возможность дрессировки), пока в 1904 году Оскар Пфюнгст нем. Oskar Pfungst не установил, что лошадь реагировала на незаметные движения экзаменаторов.

Шкала Портмана

Все началось с работ профессора А. Портмана из Зоологического института города Базель (Швейцария). Исходя из последних научных данных, Портман создал так называемую "шкалу разума", которая в свою очередь расставила всех живых обитателей планеты по местам, согласно их интеллекту.

И вот что получилось: на первом месте, несомненно, человек (214 баллов), на втором - дельфин (195 баллов). Третье место безоговорочно занял слон (150 баллов), а наши младшие братья - обезьяны заняли только четвертое место, заработав при этом всего 63 балла. За ними идут зебра (42 балла), жираф (38 баллов), лиса (28 баллов) и так далее. Самым недалеким в плане интеллекта, согласно шкале Портмана, оказался бегемот - он набрал всего 18 баллов.

Дельфины

Многие утверждают, что дельфины достойны внимания, а их разум опередил человека. Доказано, что дельфины обладают абстрактным мышлением, отождествляют себя с изображением в зеркале и имеют хорошо развитую и до сих пор толком не изученную систему сигналов.

Дельфин по имени Полорус Джек двадцать пять лет "работал"... лоцманом в Новой Зеландии. Он настолько профессионально проводил суда через опаснейшие проливы, что капитаны кораблей доверяли ему гораздо больше, чем профессиональным лоцманам-людям.

Еще одна знаменитость - дельфин Таффи, сначала долгое время работавший почтальоном, проводником и подносчиком инструментов в одной американской подводной экспедиции. Затем смышленого дельфина приняли на работу ракетчики. Он успешно выполнял задания, связанные с поиском в океане и доставкой к берегу отработанных ступеней ракет.

Пару лет назад в морской аквариум неподалеку от Майами ученые доставили нескольких только что пойманных в океане дельфинов и подсадили их к уже одомашненным особям, разделив на всякий случай перегородкой. По свидетельству сторожей, всю следующую ночь из аквариума доносился шум - это старожилы завязали разговор с вновь прибывшими. Причем дельфины общались через перегородку, не видя друг друга.

Каково же было удивление ученых, когда утром они обнаружили, что новички уже прекрасно знают и отлично выполняют все те трюки, которым перед этим обучались их пойманные раньше собратья.

На третьем месте, согласно шкале Портмана, находятся слоны. Здесь в первую очередь хочется отметить прекрасную память этих могучих животных. Они на всю жизнь запоминают людей, обходившихся с ними плохо или наоборот - хорошо, но и даже местность, в которой произошло достойное запоминания событие.

Ученые идентифицировали по крайней мере семьдесят различных сигналов, которыми обмениваются слоны. Они, как и киты, главным образом общаются посредством низкочастотных шумов, не слышимых человеческому уху. И вот исследователи, используя специальное оборудование, в том числе особые микрофоны, выяснили, что у слонов, оказывается, очень тонкий музыкальный слух. Известен случай, когда слона приучили узнавать и соответственно реагировать на двенадцать музыкальных мелодий. И несмотря на то, что с момента последней дрессировки прошло уже много времени, слон по-прежнему продолжает распознавать когда-то выученные песенки.

Слоны часто по собственной инициативе проявляют заботу о человеке. Нескольким детям, находившимся во время наводнения на пляже острова Пхукет (Таиланд), удалось спастись, потому что их вывел в безопасное место слон. Животное было ручным и очень популярным среди туристов. Его каждый день приводили на берег, чтобы развлекать детишек. Когда огромная волна накрыла пляж, все дети, какие только смогли поместиться на спине животного, залезли туда, и слон очень быстро безо всяких погонщиков покинул опасное место, доставив детей в безопасную зону.

Еще у слонов есть удивительное сходство с человеком - они никогда не забывают своих мертвых. Обнаружив обглоданные гиенами кости своего соплеменника, слоны приходят в необычайное волнение: они подхватывают останки хоботом и носят их некоторое время с места на место. Иногда легко наступают на кости и начинают мягко катать их по земле, как будто прощаясь с усопшим другом.

Обезьяны

Но обезьян роднят с нами не только социальные аспекты. В Вашингтонском университете долгое время жила, пожалуй, самая умная обезьяна в мире, шимпанзе по кличке Мойя. С момента рождения Мойи ученые стали обращаться с ней, как с немым человеческим детенышем, и довольно скоро достигли интереснейших результатов. Через несколько лет Мойя легко общалась со своими наставниками с помощью языка жестов для глухонемых, имея при этом в запасе сто восемьдесят слов и понятий. Шимпанзе умела считать, очень любила одеваться в человеческую одежду, всегда выбирая яркие тона, и имела добрый, покладистый характер. Прожила Мойя двадцать девять лет, что немало для обезьяны, и умерла от старости. Но эксперимент на этом не закончился. Сейчас на попечении университета находятся еще четыре шимпанзе, чей багаж человеческих знаний уже гораздо выше, чем у знаменитой Мойи.

Забавно, что возможности обезьян вовсе не ограничиваются умением объясняться на языке жестов и владением простыми действиями арифметики. Не так давно ученые обнаружили у бабуинов... склонность к программированию! Под чутким людским руководством группа подопытных бабуинов за короткий срок усвоила язык программирования "Бейсик 3.0".

Мартышки научились самостоятельно менять программные настройки и параметры файлов. Более того, достаточно было один раз показать бабуину путь к интересующей его картинке, как в дальнейшем он мог уже добраться до нее самостоятельно, запоминая при этом до семи уровней в меню.

Интересно, что как только мартышка становилась способной самостоятельно нажимать на клавиши или пользоваться компьютерным меню, ее статус среди сородичей резко возрастал.

Бобры работают посменно

В одном Вайомингском ущелье американские ученые обнаружили плотину шестиметровой высоты при ширине 10 м. Но это не предел - самая большая из всех известных бобровых плотин была найдена в американском штате Нью-Хэмпшир вблизи городка Берлин. В ее строительстве участвовало не менее 40 бобровых семей, а длина плотины достигала 1200 м! Как бобры "договариваются" между собой, кому и что делать, остается неясным. Для возведения и починки плотин, требуются усилия многих животных. Бобры работают посменно, и каждая "смена" состоит из небольшой группы особей. А некоторые бобры вообще любят работать поодиночке, но при этом четко придерживаются общего плана.

Как обучаются свиньи

Свинье, которая была меньше и слабее остальных, то место, где можно найти пищу, а затем подключил к эксперименту свинью-конкурента. Осведомленная свинья обычно направлялась прямо к ведру с едой, в то время как свинья, которая ничего не знала, ходила вокруг, осматривая пустые ведра. Затем свинья-конкурент научилась следовать за осведомленной свиньей к ведру в пищей. Она, видимо, понимала, что осведомленной свинье известно нечто, что она также может использовать. Когда она подходила к ведру, то благодаря своим более крупным размерам просто отталкивала от него осведомленную свинью и съедала пищу. Затем осведомленная свинья стала вести себя так, чтобы свести к минимуму шансы свиньи-конкурента. Она не шла сразу к ведру с едой, а старалась приближаться к нему, когда свинья-конкурент находилась вне поле зрения.

У подобного поведения есть два объяснения. Или осведомленная свинья могла предполагать наличие конкурента, что говорит о зачатках мышления, или ее поведение было результатом опыта, накопленного в результате проб и ошибок.

Свойства живых организмов

Всем живым организмам в большей или меньшей степени свойственны определенные размеры и форма, обмен веществ, подвижность, раздражимость, рост, размножение и приспособляемость. Хотя этот перечень кажется вполне четким и определённым, граница между живым и неживым довольно условна, и будем ли называть, например, вирусы живыми или неживыми, зависит от того определения жизни, которое мы примем. Неживые объекты могут обладать одним или несколькими из перечисленных свойств, но никогда не проявляют всю совокупность этих свойств одновременно. Кристаллы в насыщенном растворе могут “расти”, кусочек металлического натрия начинает быстро “бегать” по поверхности воды, а капля масла, плавающая в смеси глицерина и спирта, выпускает псевдоподии и передвигается наподобие амёбы.

Подавляющее большинство проявления жизни в конечном счете можно объяснить на основании тех же физических и химических законов, которым подчиняются неживые системы. Из этого следует, что если бы мы достаточно хорошо знали химическую и физиологическую основу жизненных явлений, то мы, возможно, были бы в состоянии синтезировать живое вещество. В сущности ферментативный синтез специфических молекул ДНК, осуществленный в пробирке Артуром Конбергом в 1958г., уже можно рассматривать как важный первый шаг в этом направлении*. Противоположный взгляд, называемый витализмом, был широко распространен среди биологов до начала этого века; они считали, что жизнь обуславливают и контролируют силы особого рода, необъяснимые в понятиях физики и химии. Многие явления жизни, казавшиеся такими таинственными при их первом открытии, удалось понять без привлечения особой “жизненной силы”, и разумно будет предположить, что и другие проявления жизни при их дальнейшем исследовании окажутся объяснимыми на научной основе.

* В конце 1967 г. А.Корнберг и его сотрудники получили новые важные результаты. Им удалось синтезировать специфическую ДНК вируса Æ Х174, обладающую биологической активностью. При заражении клеток эта искусственная ДНК ведет себя точно так же, как природная ДНК этого вируса.

[В.С.1] Специфическая организация. Каждый род живых организмов обладает характерными для него формой и внешним видом; взрослые индивидуумы каждого рода организмов, как правило, имеют характерную величину. Неживые объекты обычно имеют гораздо менее постоянные размеры и форму. Живые организмы не гомогенны, а состоят из различных частей, выполняющих специальные функции; таким образом, они характеризуются специфической сложной организацией. Структурной и функциональной единицей как растительных, так и животных организмов служит клетка - наиболее простая частица живого вещества, способная существовать самостоятельно. Но и сама клетка имеет специфическую организацию; клетки каждого типа обладают характерными размерами и формой, они имеют плазматическую мембрану, отделяющую живое вещество от окружающей среды, и содержат ядро - специализированную часть клетки, отдельную от остального ее вещества ядерной оболочкой. Ядро, как мы узнаем позже, играет важную роль в контроле и регулировании функций клетки. Тела высших животных и растений имеют ряд последовательно усложняющихся уровней организации: клетки организованы в ткани, ткани - в органы, а органы - в системы органов..

Обмен веществ. Совокупность всех химических процессов, осуществляемых протоплазмой и обеспечивающих ее рост, поддержание и восстановление, называется обменом веществ или метаболизмом. Протоплазма каждой клетки непрерывно изменяется: она поглощает новые вещества, подвергает их разнообразным химическим изменениям, строит новую протоплазму и превращает в кинетическую энергию и тепло потенциальную энергию, заключенную в крупных молекулах белков, жиров и углеводов, по мере того как эти вещества превращаются в другие, более простые соединения. Это постоянное расходование энергии представляет собой одну из специфических и характерных особенностей живых организмов. Некоторые типы протоплазмы отличаются высокой интенсивностью обмена; очень высока она, например, у бактерий. Другие типы, как, например, протоплазма семян и спор, имеют столь низкий уровень обмена, что его с трудном можно обнаружить. Даже в пределах одного вида организмов или у одной особи интенсивность обмена может меняться в зависимости от таких факторов, как возраст, пол, общее состояние здоровья, активность эндокринных желез или беременность.

Процессы обмена могут быть анаболическими или катаболическими. Термин анаболизм относится к тем химическим процессам, при которых более простые вещества соединяются между собой с образованием более сложных веществ, что приводит к накоплению энергии, построению новой протоплазмы и росту. Катаболизмом же называют расщепление этих сложных веществ, приводящее к освобождению энергии и к износу и расходованию протоплазмы. Процессы того и другого типа протекают непрерывно; более того, они находятся в сложной взаимозависимости и их трудно отделить друг от друга. Сложные соединения расщепляются, и их составные части соединяются друг с другом в новых комбинациях, образуя другие вещества. Примером сочетания катаболизма с анаболизмом могут служить взаимные превращения углеводов, белков и жиров, непрерывно происходящие в клетках нашего тела. Поскольку большинство анаболических процессов требует затраты энергии, должны происходить какие-то катаболические процессы, которые доставляли бы энергию для реакций, связанных с построением новых молекул.

Как у растений, так и у животных есть анаболическая и катаболическая фазы обмена. Однако растения (за некоторым исключением) обладают способностью синтезировать свои собственные органические вещества из неорганических веществ почвы и воздуха; животные же зависят в своем питании от растений.

Раздражимость. Живые организмы обладают раздражимостью: они реагируют на раздражители, т.е. на физические или химические изменения в непосредственно окружающей их среде. Раздражители, вызывающие реакцию у большинства животных и растений, - это изменения цвета, интенсивности или направления световых лучей, температура, давление, звук и изменения в химическом составе почвы, воды или атмосферы, окружающей организм. У человека и других сложноорганизованных животных некоторые высокоспециализи-рованные клетки тела обладают особой чувствительностью к раздражителям определенного типа: палочки и колбочки в сетчатке глаза реагируют на свет, определенные клетки в носу и во вкусовых почках языка - на химические раздражения, а специальные клетки кожи - на изменения температуры или давления. У низших животных и у растений такие специализированные клетки могут отсутствовать, но весь организм реагирует на раздражение. Одноклеточные животные и растения отвечают движением по направлению к раздражителю или от него при воздействии тепла или холода, некоторых химических веществ, света или при прикосновении микроиглы.

Раздражимость растительных клеток не всегда бывает такой заметной, как раздражимость животных клеток, но и растительные клетки чувствительны к изменениям окружающей их среды. Течение протоплазмы в клетках растений иногда ускоряется или прекращается под действием изменений в освещении. Некоторые растения (например, венерина мухоловка, растущая в болотах Каролины) обладают поразительной чувствительностью к прикосновению и могут ловить насекомых. Их листья способны перегибаться вдоль средней жилки, а края листьев снабжены волосками. В ответ на раздражение, производимое насекомым, лист складывается, его края сближаются, а волоски, переплетаясь, не позволяют добыче выскользнуть. Затем лист выделяет жидкость, которая убивает и переваривает насекомое. Способность ловить насекомых развилась как приспособление, позволяющее таким растениям получать часть необходимого для их роста азота из “поедаемой” добычи, так как почва, на которой они растут, очень бедна азотом.

Рост. Следующая особенность живых организмов - рост - представляет собой результат анаболизма. Прирост массы протоплазмы может происходить за счет увеличения размеров отдельных клеток, за счет увеличения числа клеток или за счет того и другого. Увеличение размеров клеток может быть следствием простого поглощения воды, но такого рода набухание обычно не рассматривается как рост. Понятие рост относится лишь к тем процессам, при которых увеличивается количество живого вещества организма, измеряемое количеством азота или белка. Рост различных частей организма может быть либо равномерным, либо одни части растут быстрее, так что пропорции тела по мере роста изменяются. Некоторые организмы (например, большинство деревьев) могут расти в течение неопределенно долгого времени. Большинство животных имеет ограниченный период роста, заканчивающийся по достижении взрослым животным определен-ных размеров. Одна из замечательных особенностей процесса роста состоит в том, что всякий растущий орган продолжает в то же время функционировать.

Размножение. Если есть какое-либо свойство, которое можно считать совершенно обязательным атрибутом жизни, так это способность к воспроизведению. Наиболее простые вирусы лишены обмена веществ, не двигаются и не растут, и все-таки, поскольку они способны воспроизводить себя (а также мутировать), большинство биологов считает их живыми организмами. Одно из основных положений биологии гласит, что “всё живое происходит только от живого”.

Классические опыты, опровергающие теорию самоп-роизвольного зарождения жизни, произвел итальянец Франческо Реди около 1680г. Реди очень простым способом доказал, что “черви” (личинки мух) не образуются из гниющего мяса. Он положил по куску мяса в три банки, одну из которых оставил открытой, второю обвязал тонкой марлей, а третью - пергаментом. Все три куска мяса начали гнить, но “черви” появились только в мясе, находившемся в открытой банке. Несколько червяков появилось на марле, покрывавшей вторую банку, но в мясе их не было, как не было и в мясе, закрытом пергаментом. Таким образом Реди доказал, что “черви” не возникли из гниющего мяса, а вывелись из яиц, отложенными мухами, привлеченными запахом разлагающегося мяса. Дальнейшие наблюдения показали, что из личинок развиваются взрослые мухи, которые снова откладывают яйца. Примерно через два столетия Луи Пастер установил, что и бактерии возникают не путем самозарождения, а только от предсуществовавших бактерий. Субмикроскопические фильтру-ющиеся вирусы не образуются из невирусного материала, а происходит только от существовавших ранее вирусов.

почти все необходимое для своей жизнедеятельности организм получает из внешней среды.
Нужда в чем-либо для поддержания жизни и развития организма вызывает особое состояние, называемое потребностью. Сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности и проявляющихся в целенаправленной деятельности, называетсяповедением. Поведение представляет собой совокупность физиологических и психических процессов.
Переводя все это на более понятный язык, можно сказать, что потребность в пище у волка вызывает великое множество разнообразных движений, направленных на поиск добычи и охоту на нее, а так же поглощение пищи и удовлетворение существующей потребности. Все это можно назвать охотничьим поведением.
В самом широком плане поведение можно подразделить на два типа: врожденное и приобретенное, но между ними нет четкой границы, и большинство поведенческих реакций высших организмов, несомненно, содержит элементы того и другого типа.
Врожденным поведением называются такие формы поведения, которые генетически запрограммированы и которые практически невозможно изменить.
Приобретенными (в результате научения) называют все формы поведения, которые формируются как результат индивидуального опыта живого организма.
В принципе животному выгодно обладать как врожденными, так и приобретенными формами поведения.
Преимущество врожденного поведенческого акта, например отдергивания руки от огня, заключается в том, что он реализуется очень быстро и всегда безошибочно. Это существенно снижает вероятность ошибок, которые могло бы допустить животное, если бы ему приходилось учиться избегать огня или затаиваться, когда поблизости находится хищник. Кроме того, врожденное поведение избавляет от необходимости затрачивать время и энергию на научение. В осуществлении врожденных форм поведения задействованы низшие отделы нервной системы.
Приобретенные формы поведения могут со временем изменяться при изменении условий жизни животного.
Врожденные формы поведения развивались и совершенствовались на протяжении многих поколений путем естественного отбора, и главное их приспособительное значение состоит в том, что они способствуют выживанию вида. К врожденным формам поведения относятсябезусловные рефлексы и инстинкты. Последовательно охарактеризуем их.
Безусловные рефлексы, их характеристика и классификация
Безусловные рефлексы (видовые рефлексы) – относительно постоянные, стереотипные, врожденные, генетически закрепленные реакции организма на внутренние и внешние раздражители (стимулы), осуществляемые при участии центральной нервной системы (ЦНС).
Термин «безусловный рефлекс» был введен И.П. Павловым для обозначения рефлексов, безусловно, то есть автоматически возникающих при действии соответствующих стимулов на рецепторы. Например, выделение слюны при попадании пищи в рот, отдергивание руки при уколе пальца и др. Набор безусловных рефлексов одинаков у особей одного вида, поэтому их и называют видовыми. Их наличие является таким же обязательным видовым признаком, как форма тела, количество пальцев или рисунок на крыльях бабочки.
Для осуществления врожденных рефлексов организм имеет готовые рефлекторные дуги.Центры безусловных рефлексов расположены в спинном мозге и в стволовой части головного мозга, т.е. в нижних отделах ЦНС. Для их осуществления необязательно участие коры полушарий большого мозга. Важная роль в механизме безусловных рефлексов принадлежит обратной связи – информации о результатах и степени успешности совершенного действия. Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство внутренней среды и происходит размножение. Безусловные рефлексы лежат в основе всех поведенческих реакций животных и человека.
Выделяют несколько разных типов безусловных рефлексов, в зависимости от разных подходов к их классификации.
Осуществление врожденных безусловных рефлексов обусловлено наличием соответствующих потребностей, которые возникают в результате временного нарушения внутреннего постоянства (гомеостаза) организма или в результате сложных взаимодействий с внешним миром. Опять-таки переводя вышеизложенное на более понятный язык, можно сказать, что изменение внутреннего постоянства организма - повышение, например, количества гормонов в крови - приводит к проявлению половых рефлексов, а неожиданный шорох - воздействие внешнего мира - к настораживанию и проявлению ориентировочного рефлекса.
Поэтому можно полагать, что возникновение внутренней потребности фактически является условием реализации безусловного рефлекса и в определенном смысле его началом.
Инстинкты и их характеристика
Инстинкт (от лат. instinctus – побуждение) – это более сложная, чем безусловный рефлекс, врожденная форма поведения, возникающая в ответ на определенные изменения окружающей среды и имеющая большое значение для выживания организма.
Инстинктивное поведение специфично для каждого вида. Это целая цепочка последовательно связанных друг с другом рефлекторных актов.
Рассмотрим истинктивное поведение на примере гнездового поведения птиц.
Таким образом мы видим, что каждый последующий рефлекторный акт стимулируется предыдущим, и инстинктивное поведение представляет собой серию врожденных реакций организма на воздействие внешнего мира.
В этом сложном поведении все большую роль начинают играть и приобретенные формы поведения - молодые птицы могут свое первое гнездо построить и не столь удачным, чем все последующие.
Инстинктивность внешне очень разумного поведения птиц можно поверить в некоторых экспериментах. Достаточно создать ситуацию, требующую нестандартных решений, и можно наблюдать как разрушается, становится нелепым внешне очень разумное поведение. Например, курица, которой вместо цыплят подложили котят, некоторое время пытается вести себя с ними, как с цыплятами.
Инстинктивное поведение генетически запрограммировано, и его практически нельзя изменить. Оно обеспечивает организм набором готовых поведенческих реакций, позволяющих животным без обучения проявлять довольно сложное адаптивное поведение.

Индивидуальное узнавание сородичей у взрослых стайных птиц очень важно в связи с созданием иерархии доминирования. У кур наиболее вероятной основой индивидуального узнавания служит гребень в сочетании с клювом или сережками.
У колониально гнездящихся береговых птиц индивидуальное распознавание очень существенно как для членов супружеской пары, так и для родителей и их потомков. Без такого узнавания родительские заботы могли бы распространяться на чужих птенцов. Поразительно, что во многих случаях это узнавание основано на индивидуальных особенностях голосовых сигналов.
Видоспецифические оборонительные реакции. Боллс в своей очень важной статье критиковал положения традиционной теории научения применительно к избегание. Он отметил, что в лабораторных условиях животные решают некоторые задачи на избегание быстрее, чем другие, и высказал предположение, что эти различия могут быть поняты при учете видоспецифических оборонительных реакций. Согласно Боллсу, животные в природе не учатся избегать опасности постепенно, как можно было бы заключить из лабораторных данных: тогда они погибали бы прежде, чем научение закончится. Скорее новые или неожиданные стимулы вызывают проявление врожденных оборонительных реакций.
"Научение" будет быстрым, если реакция избегания, которую нужно выработать у животного, представляет собой одну из оборонительных реакций, характерных для данной ситуации, близка к ней. Но когда животное обучают реакции, несовместимой с его видоспецифическим оборонительным поведением, она будет усваиваться очень медленно. Например, гораздо труднее заставить крысу поворачивать колесо или нажимать на рычаг, чтобы избежать электрического удара, чем научить ее убегать из опасной зоны. Предположения Боллса послужили стимулом для интенсивного исследования связи между видоспецифическими оборонительными реакциями выработкой избегания, и полученные результаты в целом соответствуют его гипотезе.