Неврозы у детей. полезно прочитать

Невроз (у ребенка) — обратимое расстройство нервной системы, при котором возрастная незрелость сочетается с нерациональными реакциями на чрезмерные внешние раздражители.

Невольными виновниками неврозов у детей становятся самые близкие люди, которые не умеют разрешать свои собственные проблемы. Иногда сбой нервной системы имеет органическую причину, не обнаруженную при рождении. Неврозы у детей нужно «узнавать в лицо» и лечить с первых дней, чтобы развитие малыша не нарушалось.

Можно разделить на 2 большие группы: органические предпосылки и непосредственные травмирующие воздействия.

Органические (биологические) предпосылки развития невроза у детей бывают такими:

Органические предпосылки могут и не реализоваться, а то и вовсе сгладиться в дружелюбной и доброй обстановке. Но если ребенок, имеющий неблагоприятный органический фон, сталкивается с различного рода психологическими проблемами в собственной семье, его нервная система не выдерживает перегрузки, и начинается невроз.

Травмирующие воздействия

Эти воздействия, от которых формируются неврозы у детей, тоже подразделяются на несколько групп:

Провоцирующие моменты

Существуют факторы, которые почти всегда ведут к формированию неврозов у детей:


  • неприятие пола – ребенок без слов чувствует, что ним недовольны, хотя не знает, что ждали мальчика, а родилась девочка или наоборот;
  • гиперопека или желание настолько спрятать «под крыло», что оттуда невозможно выбраться в мир – этим часто грешат неполные семьи, когда мать компенсирует отсутствие мужской любви излишней заботой о сыне или дочери (при этом нелюбовь она компенсирует себе, а страдает малыш);
  • авторитарность или полный родительский контроль всех сторон жизни малыша, на что дети с твердым характером отвечают бунтом, а со слабым – неврозом;
  • вседозволенность, когда родители пытаются дружить с малышами вместо того, чтобы обозначить для них необходимые границы допустимого;
  • жесткость и педантичность, когда ребенок получает выволочку за милые детские шалости, которым в принципе нет места в таких семьях.

Крайне неблагоприятно влияют на маленьких детей переезды, в результате которых меняется привычный уклад жизни. Познание мира – серьезный и важнейший труд ребенка, и ему очень тяжело, когда приходится на новом месте начинать все заново.

Смена детского коллектива тоже ничего хорошего не несет. Иногда родители меняют садик или школу, если их малыша «затравливают» сверстники. Это тяжелая ситуация, но смена коллектива – не выход, поскольку в новой среде ситуация почти всегда повторяется. Причина кроется в личности ребенка, его неумению противостоять среде или в том, что у него есть неприемлемые для коллектива качества. Такие ситуации требуют обязательного вмешательства опытного психолога или психотерапевта, который подскажет адекватные действия.

Невероятно сильно действует на ребенка все, чем живет семья. Многие малыши не принимают рождения брата или сестры, требуется дополнительная работа с ними. Развод и появление отчима или мачехи – настоящая детская драма. То, что взрослые переживают относительно легко, взрывает и разрушает до основания мир ребенка. Требуются колоссальные усилия родителя и родни, чтобы собрать из этих обломков хоть что-нибудь приемлемое.

Уравновешенный ребенок может без потерь пережить одну какую-нибудь неприятность. Однако если наваливается все сразу – развод, переезд, смена школы – то с большой долей вероятности можно ожидать появления невроза у детей.

Предрасполагающие характерологические особенности

Чтобы у ребенка развился невроз, его личностные особенности должны совпасть с травмирующей ситуацией. То, что безразлично одному малышу, другого может ранить очень больно и стать пусковым моментов разлада психической деятельности.

Чувствительные, эмоциональные и ласковые дети нуждаются в искренней любви и внешнем выражении чувств как цветок в поливе. Если родители не понимают этого и ведут себя ровно и отстраненно, ребенок считает, что его не любят и не принимают. У него ровное поведение родителей – без поцелуев, тисканий и восторга – вызывает тяжелые переживания.

Дети-лидеры с трудом переносят ограничения. С таким ребенком нужно договариваться, приводить «железобетонные» аргументы. Если просто применять родительский запрет и тем более наказания, это приведет либо к брутальному протесту, либо к глубокому неврозу и отчуждению в раннем детстве.

У часто болеющих детей родители формируют чересчур щадящее отношение к себе, отчего они считают себя слабыми и беспомощными. Иногда болезни «на копейку», но характер сильно испорчен именно родительскими страхами. В детском коллективе такие дети сталкиваются с адекватной оценкой, которая не совпадает с тем, что принято дома.

Асоциальные семьи, а также пребывание в детском доме или интернате не дают ребенку устойчивого ощущения незыблемости мира, что является базовым условием нормального развития. Постоянная настороженность, горький опыт маленькой жизни невротизируют самого устойчивого малыша.

Общие признаки неврозов

Прежде чем лечить ребенка от невроза, нужно тщательно разузнать все обстоятельства жизни и здоровья ребенка. Иногда под маской невроза протекает начало сложных соматических болезней.

Все детские неврозы имеют общие признаки, которые должны насторожит внимательных родителей. Это перемены в поведении, несвойственные ранее, готовность к слезам по малейшему поводу, ранимость и тревожность. Особенно характерна бурная реакция в виде агрессии или отчаяния, которая возникает по незначительному поводу.

Происходят перемены и в физическом состоянии ребенка, которые возникают из-за рассогласованности разных частей вегетативной нервной системы. Это сердцебиение и колебания артериального давления «на ровном месте», потливость, чувство нехватки воздуха. Характерна «медвежья болезнь», когда после резкого звука или неожиданного события ребенок испытывает непреодолимый позыв к дефекации. Бывают трудности засыпания, прерывистый сон, кошмары, непереносимость яркого света и громких звуков.

Виды неврозов

Различные проявления неврозов у детей включает несколько видов (распределены по частоте).

Вид Проявления
Невроз страха или тревожный Страхи у детей разного возраста отличаются. Так, дети 2-5 лет боятся оставаться дома одни, боятся темноты или вымышленных персонажей – мультфильмов, фильмов и передач. Дети 5-7 лет переживают школьные страхи – учителя, плохой оценки, старших.
Навязчивых движений При любом эмоциональном напряжении малыш производит частично неосознаваемые действия, которые облегчают его переживания – кашляет, шмыгает носом, моргает, морщится, топает ногой, вздрагивает. Сюда относится кусание ногтей, накручивание на палец волос, раскачивание ногой, прикосновение к половым органам.
Нервный тик Характерен для детей старше 5 лет, проявляются в виде непроизвольных сокращений мышечных групп лица, шеи, конечностей.
Фобии Навязчивые страхи, полностью оторванные от реальности. Это боязнь замкнутых пространств, грязи, болезни, неотвратимой смерти. Фобии полностью завладевают ребенком, часто противоречат моральным принципам. Это более сильная и глубокая эмоция, чем простой страх.
Депрессивные неврозы Развиваются у детей старше 7 лет, чаще ближе к пубертату. У ребенка резко снижена самооценка, он ограничивает общение, считает себя хуже всех. Этот невроз таит в себе опасность суицида.
Истерические Бывают преимущественно у детей от 2 до 5 лет. Таких малышей можно видеть в любом крупном детском супермаркете, когда в ответ на отказ в покупке они падают на пол, орут и стучат ногами. У старших школьников можно наблюдать полноценные проявления в виде истерической слепоты, мнимого удушья, расстройств чувствительности, возникающих при отказе удовлетворить их желания.
Неврастения Истощение нервной системы, возникающее на фоне соматической болезни или школьных перегрузок. Дети быстро устают, неусидчивы, плаксивы, плохо спят и едят.
Ипохондрические Развиваются у детей после 7 лет, часто имеющих перед глазами «образец» — больного родственника. Дети «находят» у себя проявления разных болезней и потом долго переживают об этом.
Заикание или логоневроз Бывает чаще у мальчиков до 5 лет в период активного освоения речи. Провоцируют заикание перегрузки, испуг, семейные скандалы.
Сомнамбулизм или снохождение и сноговорение Характерно для детей обоих полов в возрасте от 3-х до 5-ти лет, требуется тщательное неврологическое обследование.
Нервная анорексия или отказ от пищи, рвота во время еды Возникает у детей любого возраста как реакция на насильное кормление, скандалы во время еды. Может распространяться на любую еду или отдельные ее виды.
Энурез и энкопрез или недержание мочи или кала Лечится психотерапевтическими методами только после тщательного обследования и исключения органической природы.

Установить диагноз невроза может только психиатр или психотерапевт после всех необходимых консультаций с другими специалистами.

Медикаментозное лечение

Требуется редко, только в случаях органической резидуальной (остаточной) симптоматики. Ограниченно используются ноотропы для улучшения обмена веществ в головном мозге, особенно при невропатиях, энцефалопатиях и прочих подобных процессах.

Часто используются средства, улучшающие венозный отток и ликвородинамику. Применяются аптечные витамины, преимущественно группы В и С. При явлениях астении или истощаемости нервной системы лечатся общеукрепляющими средствами на фоне нормализации питания и режима дня.

У детей при неврозах психотропные средства используются в исключительных случаях, чаще применяются только растительные сборы, отвары, микстуры. Использование психотропных средств необходимо при расторможенности ребенка, курс используется как можно более короткий.

Психотерапия

Основной вид лечения при неврозах у детей всех возрастов. Лечиться должна вся семья, а не только ребенок. Одновременно нужно исправлять реакции и детей, и родителей. Если семья неполная, то к лечению привлекаются и другие родственники, проживающие с ребенком – дедушки, бабушки, тетки.

Первое, что делает психотерапевт – разъясняет родственникам особенности сложившейся ситуации и необходимость единых требований к ребенку. При простом изучении семейной ситуации вскрываются многие «скелеты в шкафу», без устранения которых дальнейшее движение невозможно.

Полезны индивидуальные и групповые занятия с членами семьи без участия ребенка, на которых можно разрешить застарелые семейные проблемы. Важно провести расстановку или объяснение каждому члену семьи его места и жизненной роли. Многие семьи это уберегает от распада и позволяет перестроить всю ситуацию.

Для детей применяются преимущественно игровые формы, в которых обучение правильному реагированию и устранение болезненных симптомов происходит как бы незаметно для малыша. Используются такие подходы:

Подбор метода психотерапии – сложная задача, которая под силу только квалифицированному врачу – психиатру. Важно вовремя проконсультировать малыша, чтобы не дать развиться патологическим чертам характера.

Профилактика

Лучшая профилактика – здоровый образ жизни в любящей семье. Если идеал на данном этапе недостижим, нужно организовать ребенку 3 вещи: сбалансированное питание, режим дня и интересные занятия.

Важно не потерять контакт с ребенком, страдающим неврозом, чтобы оставаться в курсе его проблем и не пропустить момент, когда ему можно помочь. Нужно знать друзей своих детей и весь круг его общения.

Современные родители должны знать причины, симптомы, виды неврозов у детей, ведь такая проблема со здоровьем в последнее время встречается все чаще. Термин подразумевает психогенные патологии, когда человек реагирует на травму психического характера. Спровоцировать ее может продолжительная ситуация, влияющая на индивидуума, внезапное происшествие или остро воспринятое событие. В детском возрасте такая ситуация переносится особенно тяжело.

Откуда пришла беда?

Спровоцировать неврозы у детей 3 лет и более старшего возраста могут самые разные ситуации. Довольно часто причина - в эмоциональной травме, повлиявшей на психику маленького человечка. Свою роль может сыграть генетический фактор или патологии, которые ребенок перенес в какой-то момент своей жизни. Существенное влияние на психическое состояние малыша оказывают взаимоотношения родителей в семье, а также общение с другими представителями социума.

Перегрузки, включая эмоциональные, могут повлиять на стабильность психического состояния. Свою роль играют и повышенная физическая напряженность, недостаточность времени для ночного отдыха. Многое зависит от родителей и используемых ими методик воспитания. Любые ошибки могут стать причиной неврозов у детей в легкой, а иногда - тяжелой форме, иных расстройств психического состояния человечка.

Проблема: как проявляется?

Конечно, сам малыш не может рассказать, что ему нужно лечение невроза. У детей такое состояние могут заметить лишь старшие. Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на ребенка и обратиться за квалифицированной помощью, а также исключить факторы, ставшие причиной такого нарушения. Ключевое явление, провоцирующее нарушение психики - противостояние личности и мира, окружающего ее. Это приводит к истерии, представляет собой мощный фундамент для психологического конфликта. Как правило, ребенок отличается завышенным уровнем притязаний, в то время как окружающее пространство не в силах удовлетворить такие запросы.

Известно, что неврозы у детей и подростков часто сопровождаются склонностью к усилиям сверх меры, хотя такие значительно выше, нежели реальные возможности конкретного человека. Из числа частых причин, провоцирующих такое состояние, особенно нужно отметить родительское влияние. Старшие стимулируют детей на новые и новые свершения, призывают добиваться успеха, совершенно не учитывая, как велики возможности конкретной личности, насколько сильно чадо. Долг и собственные желания вступают в конфликт, что приводит к психическим расстройствам. Нередко в тяжелой ситуации оказываются детишки, чьи индивидуальные стремления идут вразрез с преподаваемыми им нормами морали. Немалое значение имеют и личные привязанности конкретного индивидуума.

Детская форма: особенности патологии

Специфические неврозы у детей дошкольного возраста обусловлены тем фактом, что развивается это состояние, пока личность еще только формируется, причем результат этого процесса, как показали многочисленные тематические исследования, зависит от практикуемого в семье подхода к воспитательному процессу. Известно немало случаев, когда родители излишне опекают ребенка, не готовы принять его индивидуальность, потворствуют негативным качествам человека или относятся к чаду слишком жестко, авторитарно. Все они приводят к некорректному формированию личности, создают базу для разнообразных психических отклонений. Такие подходы к воспитанию могут извратить данные ему от природы особенности.

Неправильное взаимодействие старших и младших в семье может стать причиной нарушения направленности реакций. Одновременно создаются стойкие отрицательные особенности характера. Исследования показывают, что у многих детей наблюдается преневротический личностный радикал, то есть ребенок ощущает себя недостаточно хорошим, неполноценным. Со временем это приводит к тревожности. Рано или поздно человек встречается с чем-то, что играет роль пускового фактора. Это событие воспринимается неадекватно, что становится стартом развития патологии - и вот уже нужна психотерапия. Неврозы у детей и подростков представляют собой действительно очень распространенную проблему в нашем обществе в последнее время.

Начало положено

Если внешние условия, специфические особенности семьи и другие факторы создали почву для психических нарушений, роль пускового фактора может сыграть самое малозначимое событие. Есть вероятность, что симптомы невроза у детей начнут внезапно проявляться после неосторожной, резкой фразы, замечания, сформулированного с целью обидеть ребенка. Свою роль могут сыграть внезапные изменения жизненных условий. Все эти факторы объединены единым итогом - развивается невроз.

Как показали многочисленные исследования, проявления невроза у ребенка малолетнего возраста чаще связаны с биологическими особенностями. Чем старше индивидуум, тем этот фактор становится менее значимым. Из самых ярких, типичных причин необходимо упомянуть нервность, невропатию. Как видно из медицинской статистики, в последнее время число таких случаев неуклонно возрастает.

Психика, медицина и начало начал

Медицине известны несколько видов неврозов у детей. В общем случае нарушения заключаются в неправильном эмоциональном фоне, на котором базируются личностные особенности индивидуума. Невропатия нередко провоцируется перенесенными матерью в период вынашивания плода болезнями. Если женщина в «интересном положении» много нервничала, а сам процесс родов прошел с осложнениями, вероятность невроза у ребенка существенно выше, нежели при благоприятных обстоятельствах.

Известны и такие случаи, когда перенесенные во время беременности заболевания, осложнения спровоцировали энцефалопатию, на основании которой в будущем у ребенка развивался СДВГ. Такая особенность развития приводит к тяжелой адаптации в социальных учреждениях. Нередко при СДВГ становится причиной частых срывов, вынуждающих срочно госпитализировать ребенка. Особенно опасны смены стереотипов, связанных с повседневностью.

Это важно

СДВГ (синдром дефицита внимания, гиперактивности) - психическая патология, относительно которой официальная медицина пока не выработала единой позиции. В то время как одни специалисты с уверенностью диагностируют заболевание и выписывают препараты для его устранения, другие отрицают сам факт существования такой проблемы, объясняя все проявления индивидуальными личностными особенностями, то есть отрицают патологическую природу. Подобные споры ведутся уже не первое десятилетие по всему миру, в полемику вступают самые видные деятели психиатрического сообщества, но окончательного решения сформулировать пока так и не удалось.

Есть все шансы, что один доктор диагностирует у ребенка СДВГ и предположит повышенный риск развития нервных патологий, а для профилактики неврозов у детей выпишет сильнодействующий препарат, в то время как иной специалист сформулирует заключение как полное отсутствие нарушений психического здоровья. В некоторой степени оба будут правы, но одновременно с этим оба ошибаются.

Возраст и психологические проблемы

Методы устранения неврозов детей, неврозов родителей отличаются достаточно сильно. При этом стоит помнить и о влиянии на клинические проявления заболевания причин, спровоцировавших отклонения в развитии. Как показывают исследования, среди детей дошкольного возраста и еще младше крайне редко фиксируются классические варианты течения болезни. Это обусловлено недостаточной зрелостью личности. Ребенок еще не осознает себя в достаточной степени, чтобы это стало причиной конфликта. Для малолетних пациентов в большей мере характерны невротические реакции. Структура этого явления довольно простая. Нервоз может быть системным, иногда диагностируют моносимптомную форму.

Чаще всего невроз у ребенка трехлетнего возраста и раньше проявляется энурезом, заиканием. Возможны условнорефлекторные связи - интенсивная активность при аффективном напряжении и само состояние аффекта. На практике один из частых случаев - защитные движения, которые со временем провоцируют невротический тик. Системный невроз, первое время проявляющийся как невротический ответ организма, в будущем запросто может стать стойким. В период обучения в школе, в подростковый этап взросления личности высока вероятность формирования невротического состояния, аналогичного развития личности. Предупредить такой исход может лишь внимательное отношение родителей к чаду и обращение за квалифицированной помощью, если в этом возникает необходимость.

Симптоматика: как заподозрить проблему

Первичные проявления психического расстройства во многом зависят от того, какого рода травма спровоцировала нарушения. Свою роль играют и специфические личностные особенности конкретного человека. Характерные черты позволяют определить невроз у ребенка и причислить его к одной из известных групп. Особенное внимание уделяют истероидности, мнительности, сенситивности. Тщательный анализ состояния позволяет понять, присутствует ли истерия, развился ли навязчивый невроз или необходима адекватная терапия неврастении.

А если подробнее?

Довольно часто встречается истерия, для которой врачи очень хорошо знают все основные характерные симптомы. Лечение невроза у детей, если выявлен такой тип, представляет собой не самую простую задачу. Личность с подобным нарушением склонна внушать себе представления об окружающем мире, одновременно с этим внушаема, поддается внешним факторам. Дети с истерией впечатлительны, эгоистичны, чувствительны. Им характерны резкие перепады настроения, эгоцентризм. Ребенок требует от окружающих, чтобы его признавали. Такой невроз спровоцирован завышенными притязаниями, в то время как особенности личности не соответствуют им. Нередко такая форма развивается у малыша, который дома с рождения - центр внимания и всеобщий любимец.

Истерический невроз у ребенка проявляется многочисленными, разнообразными симптомами. В большей степени это характерно, если личность развивается по истероидному шаблону; проявления чаще моносимптомные.

Как заметить?

Истерия может стать причиной дыхательного невроза у детей. В большей степени это характерно малолетним больным. Такие приступы нередки, если ребенок в семье один, родители его неоправданно балуют. Если малыш чем-то недоволен, он начинает плакать, а когда это не дает эффекта, начинается припадок с остановкой дыхания. Аналогичный приступ может спровоцировать гнев, также вызванный отсутствием внимания к желаниям чада.

С возрастом невроз у детей проявляется большим разнообразием ситуаций. Возможны приступы, сходные с эпилепсией, удушье, напоминающее астму. Припадок театральный, ребенок принимает выразительные позы. Длительность такого периода при наличии наблюдателя непредсказуемо продолжительная. Преимущественно жалобы, сформулированные ребенком, не соответствуют его реальному состоянию, выявляемому при профессиональном врачебном осмотре.

Неврастения: в чем суть?

В такой форме невроз у ребенка проявляется раздражительностью, слабостью. Малыш склонен плакать, при малейшем поводе возможно состояние аффекта, бурное выражение эмоций, после чего наступает период раскаяния. Иногда ребенок вялый, пассивен, но такие периоды сменяются беспокойством, двигательной активностью. Довольно часты смены настроения, высока вероятность депрессионного состояния. Многие дети страдают от недостатка внимательности, быстро устают. Работоспособность при неврастении понижена, а по утрам болит голова. Свойственна головная боль и перенапряжению - психическому, умственному, усталости в целом. Нередко головные боли постоянные, словно бы сжимают голову.

Дети школьного периода, подросткового возраста и старше при неврастении склонны к ипохондрии, считают болезнь неизлечимой и очень тяжелой. Нередко течение усложняется проблемами со сном: сложно уснуть, сам отдых неглубокий, часты кошмары, больной постоянно просыпается. Неврастения в достаточно большом проценте случаев сопровождается ночными страхами. Чаще всего они связаны с пережитым днем. Возможны вегетативные нарушения - дрожь, бледность, краснота кожных покровов, нарушение ритма биения сердца.

Навязчивый невроз у детей

Подобное психическое нарушение нередко обусловлено индивидуальными особенностями личности. Чаще оно наблюдается у неуверенных в себе и нерешительных детей, боязливых, склонных к мнительности. Известно немало случаев семейного анамнеза: родители в детстве также были мнительными и тревожными. Уже с самого младшего возраста малыши опасаются нового. Страхи иногда связаны с животными, насекомыми, темнотой. Многие дети панически боятся одиночества. С возрастом тревожность, мнительность не слабеют, у многих развивается страх заражения болезнью. Зачастую такие дети устанавливают для себя запреты, тем самым пытаясь уберечься от «чего-то плохого». Клиническая картина позволяет диагностировать обсессивный невроз.

Лечение навязчивого невроза у детей следует доверить квалифицированному доктору. Такое состояние и больным, и близкими переносится непросто. Многие пациенты страдают от самых разных фобий - насекомых, смерти, болезни. Психологическая защита от страхов реализуется через навязчивые действия, у некоторых носящие ритуальный характер. К примеру, ребенок может постоянно мыть руки или прихлопывать. С годами индивидуум все больше подвержен сомнениям, мыслям. При этом многие критикуют проявления подобного мышления со стороны, пытаются бороться с замечаемыми у себя навязчивыми действиями, что приводит к формированию новых ритуалов защиты.

Невротические тики

Нередко именно так проявляется навязчивое состояние, когда невроз еще только формируется. Одновременно ребенок ощущает себя отчужденным, пытается задержать тики, что становится базой для формирования еще более сложного ритуала. Истерическая личность отличается демонстративными тиками, активизирующимися при влиянии внешних обстоятельств. Особенно сильное воздействие оказывает близость лиц, на которых симптоматика направлена. Если ребенок страдает неврастенией, тик может активизироваться при усиливающей иные симптомы болезни. Если травмирующая психику ребенка ситуация хроническая, невротическое состояние со временем трансформируется, его основной симптоматикой становятся именно тики.

Проблемы с речью

При неврозе у многих детей развивается заикание. Термин подразумевает под собой сбои ритмичности речи, нарушение плавности. Причиной тому являются судорожные мышечные сокращения. При неврозе впервые заикание фиксируется в возрасте от двух до четырех лет. Чаще его провоцируют сильный испуг, иное резкое впечатление. Частота проявления симптома зависит от интенсивности процессов развития мышления. Многое определяется и тем, как быстро усваивается способность применения в речи сложных фраз.

Для малолетних пациентов отличают судорожность клонического характера, тонического. По мере взросления доминируют тонические. Известно влияние наследственного фактора. Если в семье уже были случаи заикания, вероятность развития такого явления у ребенка существенно выше. Активизация нарушения происходит в стрессовой ситуации. Нередко попытки выговорить слова сопровождаются дополнительными движениями, словно бы облегчающими задачу произнесения. Иногда это тики лицевых мышечных волокон, некоторые щелкают пальцами или топают ногой.

Ситуации бывают разные

Заикание, спровоцировано неврозом, в большей степени характерно тем, у кого речь развивается быстрее нормы или в стандартном темпе. Если речевой климат в постоянном окружении ребенка адекватный, генетических факторов формирования отклонения нет, требуется провести терапевтические мероприятия. Своевременный и ответственный подход позволяет вскоре полностью искоренить проблему - на это уходит не более пары недель под контролем квалифицированного врача.

Иногда заикание развивается на фоне аффекта, шока, сильного испуга, после которого малыш на некоторое время полностью теряет дар речи. Даже при проведении адекватной терапии есть риск рецидива в будущем. Если случай особенно тяжелый, заикание закрепляется, формируется речевой стереотип. В такой ситуации диагностируют логоневроз. Болезнь носит волнообразный характер, время от времени активизируется. Это провоцируется психогенными ситуациями - к примеру, периодом экзаменов или повышенной нагрузкой в образовательном учреждении. Логоневроз зачастую становится сильнее в подростковом возрасте, когда ребенок остро воспринимает недостаток. Одновременно развивается логофобия.

Энурез

Пожалуй, такой симптом детского невроза - самый известный. Термин предполагает недержание мочи в период ночного отдыха. В некоторых случаях неврологический развивается как продолжение физиологического. Если ребенок слишком глубоко погружается в сон, в коре мозга невозможно создать «сторожевую точку». Невроз и энурез следует связывать, когда проявления недержания спровоцированы травмой психики, сменой жизненных обстоятельств, стереотипа. Очень часто такое нарушение вызывает переход в ясли, садик или рождение в семье еще одного ребенка.

Продолжительные исследования явления позволили сформулировать обоснованные заключения относительно тесной связи энуреза и проблем механизмов сна. Клиническая картина существенно варьируется, многое определяется внешним влиянием на эмоции больного. Если на некоторый временной промежуток исключить влияние травмирующих факторов, недержание наблюдается реже, иногда проходит полностью. Заметна связь вероятности развития энуреза и робости ребенка, повышенной впечатлительности, склонности тревожиться. На фоне энуреза у детей формируется комплекс собственной неполноценности. Со временем это приводит к существенному осложнению ситуации, ребенок развивается замкнутым.

p{text-align:justify;}

Во-первых, помните, невроз - это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Что это значит? То, что если невроз появился, от него надо избавляться и избавлять своего ребёнка. Совершенно необязательно с ним жить и мучиться! Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.

Какие бывают неврозы:

1. Невроз страха.
Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными нарушениями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.)
У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез),сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.

2. Невроз навязчивых состояний.
Отличается преобладанием ранообразных навязчивых явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости.
Обессивный невроз у детей дошкольного и младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями - навязчивыми тиками, а также относительно простыми навязчивыми действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения - мигания, наморщивание кожи лба, переносья, повороты головы, подергивания плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливания (респираторные тики), похлопывания кистями рук, притоптывания ногами. Тикозные навязчивые движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения.
При фобическом неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе. Изредка у подростков встречаются контрастные навязчивые переживания. К ним относятся хульные и кощунственные мысли, т.е. представления и мысли, противоречащие желаниям и нравственным установкам подростка. Еще более редкой формой контрастных навязчивостей являются навязчивые влечения. Все эти переживания не реализуются и сопровождаются тревогой и страхом.

3.Депрессивный невроз.
Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.

4.Истерический невроз.
В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

5.Неврастения (астенический невроз).
Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза - повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время - истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

6.Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

Системные невротические проявления.

7.Невротическое заикание.
У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

8.Невротические тики.
Объединяют разнообразные автоматизированные привычные движения (мигание, наморщивание кожи лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также «покашливание», «хмыкание», «хрюкающие» звуки (респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного движения, первоначально целесообразно. В части случаев тики относят к проявлениям невроза навязчивости. Вместе с тем нередко, особенно у детей дошкольного младшего школьного возраста, невротические тики не сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжения, стремлением к навязчивому повторению движения, т.е. не носят навязчивого характера. Невротические тики (включая навязчивые) - распространенное расстройство в детском возрасте, они обнаруживаются у мальчиков в 4,5% и у девочек в 2,6% случаев. Наиболее часты невротические тики в возрасте от 5 до 12 лет. Наряду с острыми и хроническими психическими травмами в происхождении невротических тиков играет роль местное раздражение (конъюнктивит, инородное тело глаза, воспаление слизистой верхних дыхательных путей и т.п.). Проявления невротических тиков довольно однотипны: преобладают тикозные движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, респираторные тики. Часты сочетания с невротическим заиканием и энурезом.

9.Невротические расстройства сна.
У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

10.Невротические расстройства аппетита (анорексия).
Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

11.Невротический энурез.
Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а такженаследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

12.Невротический энкопрез.
Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в очновном в длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.

13. Патологические привычные действия.
Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

Причины невроза:

Основной причиной неврозов является психическая травма , но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.
Итак, для возникновения невроза имеют значение:

1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуаци.

3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.
Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:

  • Длительное недосыпание
  • Физические и умственные перегрузки

НО! Самое главное, причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Но поступая так, валят "с больной головы на здоровую" - если здесь уместен такой каламбур. Первопричина в них самих. Не состоятельность как родителей. Конечно, спровоцировать выход невроза "на поверхность" может какой угодно напряженный момент - облаяла собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем детстве. <>

Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям.

Какие дети больше подвержены невротическим заболеваниям?

Возраст. При анализе возникновения неврозов по каждому году жизни (вне пола детей) наиболее уязвимы возрасты 2,3,5 и 7 лет. В 2 и 3 года невротизация - следствие, с одной стороны, травмирующего опыта разлук с родителями при помещении в ясли и детский сад и проблем адаптации к ним; с другой стороны - противоборства родителей с упрямством детей, фактически же - с их природным темпераментом, волей и формирующимся чувством "я". Средний же возраст начала невроза составляет 6 лет: у мальчиков - 5; у девочек - 6,5 лет. В этом возрасте они топко понимают и глубоко переживают травмирующие жизненные обстоятельства, будучи еще неспособными разрешить их наиболее доступным для себя способом.

Дети с ярко выраженным «Я». Их эмоциональная чувствительность проявляется повышенной потребностью в эмоциональном контакте, признании, любви и привязанности со стороны близких и значимых лиц, а также заметной чувствительностью к оттенкам их отношения. В свою очередь, неудовлетворение этих потребностей порождает столь присущий детям с неврозами страх одиночества или страх неразделенности чувств, эмоционального неприятия и изоляции.
Выраженность "я" - это рано проявляемое чувство собственного достоинства, стремление к своему мнению, самостоятельности в занятиях и действиях. Эти цельные и непосредственные в своем чувстве дети стремятся быть собой, не переносят заискивания, притворной вежливости и фальши, двойственности в чувствах и отношениях. Уже в первые годы жизни они ранимо воспринимают ущемление их чувства "я", подавление, диктат, ограничения активности, чрезмерный контроль и избыточную заботу, проявляя несовместимость с подобным отношением в виде упрямства (с точки зрения родителей).

С нервно-соматической ослабленностью. Наиболее часто речь идет об общей соматической ослабленности, подверженности частым простудным заболеваниям, спазмам в области дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. При ослабленности организма возрастает количество проблем в воспитании, так как нелегко найти подход к часто болеющему ребенку. У матери и бабушки в этом случае часто проявляются гиперопека и предохранения в общении со сверстниками.

Дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях, особенно длительное время.

Что такое психическая травма как причина невроза?

Психическая травма - это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. То есть для разных людей разные ситуации и события могут быть травматичными. В этом значении психическая травма личностно неповторима у каждого человека. Доминирующая роль при неврозах принадлежит хронической психической травматизации, нередко дополненной острыми психическими травмами. Однако последние могут играть и относительно самостоятельное значение, как это видно из наблюдений. Мальчик 5 лет с неврозом страха и заиканием отдан в начале второго года в ясли, где за нерасторопность на горшке наказывался няней. Или девочка 14 лет, испытывающая непонятный для окружающих страх, когда она выходила из дома. Заметим, что дети с неврозами не бегут из дома, как это нередко бывает при психопатических развитиях, а, наоборот, "бегут в дом", т. е. остаются в нем. И девочка, о которой идет речь, пользовалась любым поводом, чтобы не идти в школу. Все началось в 1,5 года, когда мать отдала ее в ясли и не смогла однажды вовремя забрать из них.

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕВРОЗА?

Лечением неврозов занимается врач- психотерапевт. Методик избавления от невроза довольно много, среди них и медикаментозное лечение, гомеопатия, гипноз и т.д.. Широко применяются игровая терапия, сказкотерапия и т.д. Каждая ситуация индивидуальна.

Главное, никакое лечение не будет эффективным, если не менять жизнь ребёнка. Неразделима триада "смех - радость - счастье". Если отрицательные эмоции (страх, агрессия) формируют отрицательные стрессы, то положительные - смех и радость - создают положительные стрессы. Смех является механизмом стирания ненужных стереотипов. В жизни каждого ребёнка должна быть радость, и чем больше, тем лучше!

Наверняка нет для родителей проблемы больше, нежели болеющий ребенок. И тут трудно определить, какие заболевания тяжелее. Иногда обычное ОРЗ перерастает в осложнения в виде глухоты, а иногда и, казалось бы, незначительные психические расстройства способны поломать всю дальнейшую жизнь. Итак, чем характеризуются детские неврозы? Каковы их причины, виды, лечение?

Невроз у ребенка

Неврозом называют обратимые расстройства психики, вызванные воздействием травмирующих факторов. При таком нарушении нервные клетки мозга не разрушаются, временно расстраивается только их нормальная деятельность. По этой причине невроз называют в медицине функциональным нарушением.

У детей чаще всего данное состояние бывает результатом сочетания нескольких причин, которые по отдельности угроз не представляют. Большое значение при этом играют особенности ребенка, который находится под действием конкретного раздражителя, имеющего эффект травмы. Если у него есть генетическая склонность к психическим расстройствам, то малейшие раздражители в виде постоянных криков или упреков сформируют в нем невроз. Многие невротические признаки у малыша так и остаются на всю жизнь, если не заниматься его лечением. Предупреждение травмирующих факторов может остановить развитие неврозов у детей.

Психологи констатируют: корни детских неврозов - в семье, в неправильном воспитании ребенка , подавлении его личности, пережитых стрессах.

Признаки и симптомы неврозов у детей дошкольного возраста

Родители обязательно должны обращаться к специалистам, если замечают у дошкольника тики, то есть непроизвольные дергания мышц лица либо тела. Это один из симптомов невротического расстройства.

Консультации детского психиатра требует также энурез (ночное недержание мочи) и энкопрез (недержание кала). Эти два явления считаются симптомами невроза, если в дошкольном, младшем школьном возрасте ребенок вдруг перестал себя контролировать, утратил навык контроля над мочеиспусканием и частично над дефекацией.

Насторожить родителей должны и такие признаки, как заикание и навязчивые движения. Это может быть качание тела вперед-назад или со стороны в сторону.

Частым симптомом описываемой патологии среди пациентов дошкольного возраста являются расстройства сна. Если ребенок привык засыпать в 9 вечера, и у него это получалось довольно быстро, а затем вдруг он перестал так засыпать, то мама с папой должны насторожиться. В дошкольном возрасте признаками невроза являются страхи темноты и боязнь одиночества. Нередко дошкольники боятся персонажей из сказок и фильмов либо выдуманных родителями „бабаев” с целью воспитания и послушания. Часто по этой причине ребенок плохо засыпает ночью.

Признаками невротических расстройств в дошкольном возрасте являются также дрожание рук и припадки, судорожное глотание и приступы удушья, повторяющаяся рвота и обмороки, вспышки ярости.

Признаки и симптомы неврозов у детей младшего школьного возраста

Такие расстройства могут наблюдаться вплоть до 18 лет. Но в плане их диагностики четко определить признаки невроза можно лишь после 6-летнего возраста. До этого периода расстройства носят стертый характер и по этой причине остаются нераспознанными либо незамеченными родителями. Иногда папа с мамой просто не хотят замечать эти симптомы, потакая малейшим капризам ребенка, выполняя все требования или, наоборот, запрещая все и подавляя его желания.

Признаками неврозов детей младшего школьного возраста могут быть такие проявления:

  1. Эмоциональная нестабильность, перепады настроения.
  2. Склонность к капризам.
  3. Раздражительность.
  4. Возбудимость.
  5. Непереносимость резких звуков и запахов.
  6. Двигательная суетливость.
  7. Быстрая потеря интереса к определенным занятиям.
  8. Неустойчивое рассеянное внимание и отвлекаемость.
  9. Расстройства сна.

Признаками неврозов в возрасте после 6 лет могут быть припадки в форме падения с криками, ударами об пол. Они могут возникать у детишек в связи с обидами и недовольством отказа родителей в детских требованиях.

Признаки и симптомы неврозов у подростков

Детям старшего школьного возраста свойственны страхи болезней. Это могут быть те болезни, о которых подростки слышат рассказы взрослых. В этом возрасте дети могут носить в себе переживания о том, что тоже могут заболеть болезнями взрослых и умереть. Страх смерти - один из наиболее характерных признаков невроза подросткового периода. Подростки также могут бояться подавиться при еде. В этом возрасте у школьников бывают и навязчивые переживания в виде хульных мыслей, противоречащих нравственным установкам.

Редкой формой проявления неврозов у подростков бывают навязчивые влечения. Они не могут реализоваться и поэтому трансформируются в тревогу и страх.

Причины и виды неврозов

Главной причиной невротических расстройств являются психические травмы, что проявляется реакцией личности ребенка на неблагоприятную ситуацию либо длительным преодолением трудной ситуации, неспособностью адаптироваться к ней. Чем больше предрасположенность малыша к нервозам, тем меньшей травмы достаточно для развития психоневроза. Кстати, больше подвержены таким расстройствам мальчики.

Для возникновения невроза имеют значение такие предпосылки:

  1. Биологическая природа: наследственность и перенесенные болезни, протекание беременности и родов.
  2. Психологическая природа: психотравмы и психотравмирующие ситуации.
  3. Социальная природа: родители и сексуальное воспитание .

К развитию неврозов у детей в любом возрасте приводят и такие факторы, как длительное недосыпание, перегрузки умственного и физического плана.

Но по утверждению психологов, основные причины нервных заболеваний кроются в ошибках воспитания. Родители порой приводят ребенка на прием к врачу, сразу же указывая, куда ему встать, сесть, что делать и что говорить. К сожалению, такие родители свое поведение считают вполне нормальным и хотят видеть причины неврозов в школе, детском саду, педагогах, но не в себе.

Какие бывают неврозы:

Все невротические расстройства детского возраста классифицируются на несколько видов. Специалисты выделяют наиболее распространенные из них:

  1. Невроз страха . Страх может проявляться при засыпании ребенка. Это больше характерно дошкольному возрасту, когда дети боятся темноты и животных, их напугавших, персонажей из фильмов. У первоклассников наблюдается страх школы с непривычной дисциплиной и режимом, что иногда может проявляться отказом идти в школу. Таким неврозам больше подвержены дети, которые до этого не посещали детский сад, а воспитывались дома.
  2. Невроз навязчивого состояния . Он характеризуется преобладанием качающих телодвижений, опасений, мыслей, которые возникают вопреки желанию и преследуют ребенка. Это могут быть навязчивые тики в виде мигания и наморщивания лба, частые повороты головы, дергание плеч, притоптывания ногами. Тикозные движения всегда связаны с эмоциональным напряжением ребенка. При фобиях как виде навязчивых состояний у детей возникает боязнь острых предметов и закрытых помещений. В более старшем возрасте это может быть страх болезни и страх покраснеть. Нередко это и страх устного ответа в школе.
  3. Депрессивный невроз . Это больше всего характерно подросткам. Проявляется депрессивный психоневроз подавленным настроением, грустью, апатией, тихой речью, плаксивостью, стремлением к одиночеству. В высказываниях подростка преобладают фразы о собственной малоценности, зависть другим подросткам и даже суицидальные мысли. При этом возможны снижение аппетита и массы тела, запоры и бессонница.
  4. Истерические неврозы . В младшем школьном и дошкольном возрасте встречаются припадки в виде ударов об пол и падения с разбрасыванием конечностей, громких криков, доходящих до хрипов. Такие состояния возникают как реакция на родительский отказ.
  5. Неврастения . Возникновению этого вида психоневроза способствуют перегрузки умственного и физического плана. Это могут быть слишком большие нагрузки при подготовке к соревнованиям по определенному виду спорта или посещение большого количества репетиторов. Тогда ребенок раздражителен и несдержан, часто у него случаются вспышки гнева.
  6. Ипохондрический невроз . Чаше бывает у подростков. Это слишком большая озабоченность здоровьем и мысли по поводу возникновения болезней, не характерных подростковому возрасту.

Лечение и профилактика неврозов

Поскольку причиной возникновения неврозов бывают недостатки и издержки воспитания, то и начинать лечение нужно с налаживания здоровой атмосферы в семье. Это и есть лучшая профилактика неврозов. Нужно просто быть внимательным к ребенку и замечать изменения в его поведении. Не засыпает ребенок нормально несколько вечеров? Поговорите, узнайте, что его тревожит, чего он испугался. И ни в коем случае не ругайте сына за трусость. Наоборот, постарайтесь внушить ему, что родители - лучшие защитники и помощники.

Очень важно разговаривать с ребенком о серьезных вещах, готовить его к трудным психологическим ситуациям. Так, например, нужно рассказывать о ситуациях, которые могут произойти в школе. Например, о том, что одноклассники могут отбирать вещи, посмеиваться над очками ребенка. Научиться спокойно реагировать на такие проблемы ребенок должен только с помощью родителей. Научите сына или дочку всегда и везде достойно вести себя и ничего не бояться. Пусть он знает, что вы всегда готовы прийти ему на помощь.

Также очень важно следить за нагрузками школьника, чтобы он не переутомлялся, соблюдал режим сна, питания, отдыха.

Партнерские и дружеские отношения с ребенком, уважение его личности и готовность всегда прийти ему на помощь - основные условия профилактики неврозов у детей.

Специально для - Диана Руденко

Такое явление как неврозы у детей представляет собой реакцию маленькой личности на психическую травму.

Это ответная реакция детской психики на негативную ситуацию, которая длится достаточно долго. Только небольшое количество родителей понимают всю серьезность данной проблемы.

Особенности неврозов у детей находятся в прямой зависимости от возраста. Психика детей дошкольного возраста, школьников, тинейджеров наиболее уязвима.


Неврозы у детей впервые могут проявиться в возрасте 2 или 3 лет. Этот период характеризуется проявлением негативизма, строптивости, постоянного противостояния с родителями.

В 3 года дети пытаются осознать собственную значимость и отстоять свои интересы.

Неврозы у детей школьного возраста и неврозы у детей дошкольного возраста характеризуются остротой восприятия и реагирования на различные травматические ситуации.


Неврозы у детей и подростков могут быть связаны с особенностями характера или же с имеющейся предрасположенностью к заболеваниям такого рода.

Неуверенность в себе, возбудимость, стеснительность, повышенная активность, эмоциональность, раздражительность, зависимость от чужого мнения являются предрасполагающими чертами, ведущими к невротическим расстройствам у детей.

Причины неврозов у детей зависят от различных факторов.


В 3 года дети могут испытать большой стресс из-за разлуки с близкими или же из-за посещения детского сада, кружков и других детских коллективов (возникает проблема с адаптацией и социализацией).

У ребят постарше основными причинами бывают проблемы в семье, взаимоотношения с одноклассниками, насилие со стороны близких родственников, страх.


Также провокационными факторами, вызывающими невротические реакции у детей, могут быть:

  • патологии во время беременности (частые стрессы, гипоксия плода, тяжелые роды);
  • изменения привычного образа жизни (смена школы, коллектива, переезд в другой город, ухудшение жилищных условий, появление нового члена семьи);
  • проблемы взаимоотношений между родственниками (частые ссоры, развод, насилие, алкогольная или наркотическая зависимость члена семьи);
  • неправильное или ошибочное поведение близких родственников в вопросах воспитания (чрезмерная опека, абсолютное безразличие, авторитарность, вседозволенность);
  • страхи (чаще всего вызываются родителями путем запугивания наказанием, вымышленными персонажами);
  • биологические причины (умственные или физические перегрузки, недосыпание, нарушение и несоблюдение режима, наследственность, общее состояние здоровья).

Как видите, причин вызывающих данную патологию великое множество.

Основные виды невротических расстройств

В психологической практике выделяют разные виды неврозов.

Невроз навязчивых движений возникает при наличии особенностей характера (боязливость, мнительность, нерешительность или же неуверенность в себе). У малышей начиная с ранних лет, возникает чувство страха перед чем-либо незнакомым, новым для них.


Например, малыш 4 лет боится оставаться один в комнате, насекомых, темноты, грозы и будет стараться избегать подобных ситуаций. Таким образом, оказавшись один в помещении, он будет пытаться поскорее найти взрослых, кричать, чтобы к нему пришли.

Завидев издалека паука, малыш постарается максимально отстраниться от места, где было замечено насекомое. При наступлении темноты кроха будет включать свет во всех комнатах, и т. д.


Нервный тик имеет проявление в виде частого моргания, подергивания носом, поднимания бровей, подергивания плечами, непроизвольного произнесения слов. Другими словами, происходит бесконтрольное сокращение мышц.

Обычно у детей 4-5 лет возникает тик, связанный с миганием, который вскоре может пройти. Стоит помнить, что тики не всегда свидетельствуют о заболевании психики.


Неврозоподобное состояние у детей, которое характеризуется органическим поражением мозга, представляет собой неврозоподобные тики. Диагностика того или иного вида тиков представляет достаточно большие трудности.

Взрослые и пожилые люди нередко страдают ипохондрией (постоянный страх за свое здоровье), но подростки тоже иногда ей подвергаются. Они специально ищут симптомы различных болезней, беспочвенно боятся их формирование.

Признаки неврозов

О невротическом состоянии навязчивых движений свидетельствуют:

  • необходимость вращать какой-либо предмет в руках (ручка, пуговица)
  • стук пальцами о поверхность;
  • дерганье губой;
  • щелканье пальцами;
  • привычка грызть ногти.

Так, крохи в 2 или 3 года скорей всего будут сосать пальцы, скрежетать зубками, накручивать волосы и т. п.


Невроз страха у детей (тревожный невроз) в большинстве случаев проявляется приступами страха (сильная тревога, паническое состояние, внутреннее напряжение).

Основными симптомами могут быть:

  • учащенный пульс;
  • потливость;
  • затрудненное дыхание;
  • головокружения;
  • бессонница;
  • озноб.

В зависимости от возраста мальчиков и девочек, страхи могут варьироваться. Крохи боятся персонажей мультфильмов, мифических существ, темноты, чужих людей и т. п. У ребят постарше распространены страхи публичного высмеивания, унижения, плохих оценок, строгих учителей, конфликтов с одноклассниками.


Неврастения у детей возникает в результате чрезмерных физических и умственных нагрузок. Причинами могут служить посещение большого количества кружков, большая нагрузка в школе, недосыпание. Основным синдромом является раздражительная слабость.

Также для неврастении характерны:

  • вялость;
  • пассивность;
  • быстрая утомляемость;
  • заторможенность;
  • неусидчивость;
  • сбои механизмов сна.

Довольно часто неврастения возникает на фоне болезней, ослабленного здоровья.

Отдельные виды детских неврозов

Существуют также такие признаки характеризующие детский невроз, как заикание и энурез.

Заикание

Заикание обычно наблюдается у маленьких детей (от 3 до 4 лет в период активного становления речи). Связан этот недуг с судорогами мышц, участвующих в речевом процессе. Сильный испуг или же другая травма психики служит причиной возникновения заикания.


Также большую роль играет наследственность и предрасположенность к речевым патологиям. Именно невротическое заикание вызывается сильным волнением или переживанием, иногда в сопровождении лицевых тиков. Бывают также случаи отсутствия речи после состояния сильного шока (так называемая реакция аффекта) с последующим развитием заикания.

Энурез

Энурез является одним из видов психических расстройств в случае, если наблюдается взаимосвязь психической травмы и недержания мочи. Развитие этой болезни начинается со сбоев механизмов сна (сбой биохимических процессов, отвечающих за начало и течение сна).


Энурез может появиться под влиянием выраженной зависимости от дискомфортной обстановки (посещение детского сада, интерната). Причем временное отсутствие травмирующих психику условий приводит к уменьшению частоты неконтролируемых мочеиспусканий или же к полному исчезновению.

Истерия

Истерия характеризуется появлением переменчивого непостоянного настроения, эгоизма и эгоцентризма, повышенной чувствительности.


Предпосылкой для возникновения истерии считаются ошибки родителей в вопросе воспитания (чрезмерное проявление любви и заботы к своему чаду, беспрекословное выполнение всех его желаний, требований и т. д.).

Независимо от возраста, истерические припадки происходят в присутствии взрослых. Именно таким образом юный диктатор привлекает к себе внимание. Истерия более характерна для мальчиков и девочек, привыкших быть в центре внимания.

Детки помладше выражают свои протесты путем:

  • плача;
  • крика;
  • драки;
  • крушение или бросание предметов.

Что касается школьников, то тут преобладают:

  • нарочитая театральность истерик;
  • склонность к преувеличению болезненных расстройств;
  • желание вызвать сочувствие у окружающих;
  • повышенные требования к родным и близким;
  • появление заболеваний соматического характера (жалобы на боли головы или сердца, которые не проходят после приема лекарств).

Нервная анорексия (пищевое психическое расстройство) проявляется отказом от пищи, рвотой при поступлении пищи в желудок. Причинами отсутствия аппетита бывают перекормы, насильственные кормления.

Это ведет к формированию отвращения к еде. Отсутствие аппетита порой сигнализирует о возможном наличии переживаний или проблем.

Симптоматика заболевания

Исследования в области психологии утверждают, что в неблагополучных семьях (в которых присутствуют скандалы, физическое насилие, неправильная модель воспитания) у ребят формируется враждебность, озлобленность, недоверие к людям.

Симптомами неврозов у детей являются:

  • новые черты характера;
  • возбудимость;
  • чрезмерная плаксивость;
  • тревожность;
  • замкнутость;
  • изменение мимики;
  • заторможенность;
  • депрессивные состояния;
  • бурная реакция на незначительные внешние раздражители;
  • ступор;
  • агрессия и т. п.

К изменениям, происходящим на уровне соматического здоровья, относятся: снижение памяти, плохая реакция на звуки, свет, сбой ритмов сна, тахикардия, потливость, рассеянное внимание, и т. п.

Если классифицировать симптомы по возрастным критериям, мы будем иметь следующую картину:

  • В первый год жизни и до трех лет наблюдаются сбои соматических и вегетативных функций.
  • В четыре — десять лет наблюдаются сбои психомоторных функций.
  • У ребят от семи до двенадцати лет — сбои аффективных функций.
  • Сбои эмоциональных функций бывает у подростков двенадцати — шестнадцати лет.

Диагностика заболевания

Для установления правильного диагноза следует обратиться за консультацией к специалисту (психотерапевту или психологу).

Диагностика состоит из нескольких последовательных этапов:

  • опрос близких родственников, участвующих в процессе воспитания, для выяснения психологической обстановки, анализа взаимоотношений, анализа отношений пациента со сверстниками и другими людьми;
  • в процессе игры или других отвлекающих занятий детям задаются ранее подготовленные вопросы;
  • наблюдение за поведением пациента во время спонтанной игры, анализ его рисунков;
  • обследование родителей или других близких родственников, задействованных в воспитательном процессе, анализ ошибок в их поведении;
  • назначение обследований пациенту (допплерография сосудов мозга, электроэнцефалограмма, компьютерная томография);
  • разработка психотерапии.

Немедикаментозные методы лечения

Главный вопрос, волнующий родителей, как лечить невроз у ребенка?

Психотерапия — основной метод лечения заболевания. Характеризуется многосторонним воздействием на психику. Психотерапия направлена на нормализацию взаимоотношений и климата в семье, коррекцию правил воспитания, устранение негативных внутрисемейных факторов. Условно данный вид терапии делится на 3 вида:

  • Семейная — особое значение имеет при лечении маленьких деток. Эффективно устраняет влияние ошибок воспитания. Происходит путем обследование семьи (психологические характеристики, особенности нравов). Психотерапия заключается в семейных беседах или обсуждениях (разговоры с близкими родственниками), совместной терапии. В ходе наблюдения за общением, играми малыша с мамой и папой выявляются возможные конфликты. Главной задачей психотерапевта является построение и реализация модели оптимальных взаимоотношений.
  • Индивидуальная — лечение невроза у детей путем применения рациональной психотерапии, арт-терапии, игровой, внушения, гипноза. Главным принципом рациональной терапии является пояснение врачом пациенту сущность и возможные причины его болезненного состояния, выявление общими усилиями основной источник переживания.
  • Групповая — в зависимости от типа заболевания формируются группы ребят по 4-6 человек. С ними проводят тренинги, игры, организуют походы на экскурсии, в библиотеку. Часто задают домашние задания, которые проверяются и обсуждаются внутри группы. Групповые тренинги обладают большей эффективностью и результативностью, чем индивидуальные. На занятиях достигается максимально расслабляющая обстановка, при которой пациенты раскрепощаются, делятся друг с другом переживаниями, стараются самостоятельно их анализировать.

Арт-терапия

Арт-терапия оказывает благотворное влияние на детей, так как с помощью рисунка ребята смогут разобраться в своих переживаниях. Задача врача заключается в наблюдении за пациентом, составлении мнения об особенностях характера, самооценки, коммуникации.

Игра с терапевтической целью имеет спонтанную и импровизационную форму, благодаря чему пациенты могут свободно выразить эмоции. В такой игре врач создает вымышленные стрессовые ситуации с целью подтолкнуть к самостоятельному выходу из них.


Иногда назначается лечение с помощью контакта с животными (собаки, кошки, лошади). Контакт с дельфинами — самый популярный вид в этой категории.

Лечение неврозов у подростков проводится с помощью методов мышечного расслабления, внушения и гипноза. Путем мышечного расслабления, создаваемого врачом (фантазии пациента на тему приятных воспоминаний, впечатлений, заветных желаний или же представление шума моря, теплых солнечных лучей), происходит уменьшение, даже исчезновение заикания, нервных тиков.

С каждым следующим сеансом уменьшаются симптомы. Внушение проводится в случаях диагностирования у пациента острых психических реакций с целью коррекции поведения. Доктором внушается спокойствие, уверенность в собственных силах, улучшение самочувствия и т. п.


Довольно успешно практикуется косвенное внушение — установка на выздоровление при приеме медикаментов или проведении определенных процедур (т. н. эффект плацебо).

Медикаментозная терапия

Терапия с помощью лекарственных средств имеет второстепенное значение в процессе лечения. Как правило, она проводится перед психотерапией. Назначаются:

  • общеукрепляющие, тонизирующие препараты (витамины группы В, С, препараты кальция);
  • ноотропы (пирацетам);
  • препараты для уменьшения количества жидкости в организме или отдельных органах (диуретики);
  • настойки из лекарственных трав (травы, оказывающие успокаивающее действие);
  • транквилизаторы — применяются только в случае чрезмерной активности, расторможенности (хлордиазепоксид);
  • физиотерапия (электрофорез, электросон);
  • возможно применение малых доз антидепрессантов (имипрапин).

Следует помнить, что только врач может назначить препараты, необходимые для лечения заболевания.

Дошкольники, ребята школьного возраста, подростки имеют не до конца сформированную и незрелую нервную систему, к тому же чрезвычайно ранимы. Очень важно вовремя им помочь справиться со стрессовыми ситуациями, возможными проблемами, дабы избежать тяжелых последствий психического расстройства и необратимых изменений личности.

Зачастую взрослые люди просто не придают большого значения возникновению невротических реакций у детей, списывая такое поведение на вредность, капризы, возрастные особенности. Это является огромной ошибкой! Необходимо внимательно относиться ко всем малейшим изменениям в поведении детей, стараться больше проводить времени с ними, не стесняться обсуждать их личностные переживания.


Мамы и папа должны организовать правильный режим труда и отдыха, полноценный сон, благоприятную психологическую атмосферу в семье. Необходимо устранить или облегчить хронические заболевания (врожденные или приобретенные).

Если у ребенка диагностировали это заболевание, ни в коем случае не следует отчаиваться. Благодаря поддержке близких, психотерапии в сочетании с медикаментозной терапией вылечить вовремя обнаруженный невроз у детей можно достаточно легко и быстро.