Речь человека многообразна и имеет разнообразные формы. В психологии различают два вида речи: внешняя; внутренняя.
1. Внешняя речь
включает устную и письменную речь.
Одной из первых у человека появилась восклицательная речь.
Её основная задача сообщить всем ос воём состоянии или об отношении к окружающим. Восклицание будет принято только в том случае, если окружающие находятся рядом и наблюдают происходящее.
Основным исходным видом устной речи
является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной,
или диалогической
- это речь поддерживаемая собеседником, в ходе которой собеседник может помочь закончить мысль (беседа), в процессе разговора участвуют двое.
Эта речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи.Она не требует развёрнутого выражения речи
, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чём идёт речь, и может мысленно достроить фразу, произнесённую другим собеседником. Выделяют три основных типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство.
Любой диалог имеет свою структуру: зачин - основная часть - концовка.
Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку.
В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.
Для диалога характерны:
- персональность адресации,
т. е. индивидуальное обращение друг к другу;
- спонтанность и непринуждённость
- собеседники вмешиваются в речь друг друга, уточняя или меняя тему разговора; говорящий может перебивать сам себя, возвращаясь к уже сказанному;
- ситуативность речевого поведения
- непосредственный контакт говорящих;
- эмоциональность
- ситуативность, спонтанность и непринуждённость речи в непосредственном общении усиливают её эмоциональную окраску.
Другая форма устной речи называется монологической, или монологом
- длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Например, речь оратора, лектора, докладчика и др.
Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли и он должен следить не только за своей речью, но и за аудиторией.
Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.
По цели высказывания монологическую речь делят на три типа:
- информационная речь
служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен учитывать интеллектуальные способности восприятия информации и познавательные возможности слушателей. Разновидности информационной речи - лекции, отчёты, сообщения, доклады.
- убеждающая речь
обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная.
- побуждающая речь
направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.
Монолог можно определить как развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога:
1. монологическая речь
представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь.
Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.
2. монолог
- это речь наедине с самим собой.
Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не разщитан на ответную реакцию собеседника.
Монологическую речь различают по степени подготовленности и официальности. Ораторская речь всегда представляет собой заранее подготовленный монолог, произносимый в официальной обстановке. Однако в определённой степени монолог - это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу.
Характеризуя эти два вида устной речи надо иметь в виду не их внешнее, а психологическое различие. Они могут быть похожи друг на друга, например, монолог может быть построен по своей внешней форме как диалог, т.е. говорящий может обращаться или ко всем слушателям, или к воображаемому аппоненту.
Диалогическая и монологическая речь могут быть активной
или пассивной.
Активная форма речи - это речь говорящего человека, а пассивная - это речь слушающего человека.
Следует отметить, что у детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Ребёнок, прежде всего, учится понимать чужую речь, а потом начинает говорить сам. Однако и в более зрелом возрасте люди различаются по степени развития активной или пассивной форм речи. Очень часто бывает, что человек хорошо понимает речь другого человека, но плохо передаёт свои собственные мысли. И, наоборот, хорошо говорит, но не умеет слушать другого.
Другим видом речи является письменная речь
.
Она появилась намного позднее устной. Благодаря письменной речи, люди получили возможность хранить накопленные человечеством знания и передавать их новым поколениям.
Письменная речь отличается от устной речи тем, что она изображается графически, с помощью письменных знаков.
Она представляет собой разновидность монологической речи, более развёрнута, чем устная монологическая речь
. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником.
Она не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
Письменную речь можно строить произвольно, так как написанное всегда перед нашими глазами. По той же причине её легче понимать. С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей. Кроме того, процесс формирования и выражения мысли протекает в устной и письменной речи неодинаково (не редко одним людям легче выразить свою мысль письменно, а другим - устно).
2. Внутренняя речь
-это особый вид речевой деятельности.
Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.
Поэтому, для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность
. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации
. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической
. Она формируется на основе внешней.
Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развёртывания структуры внутренней речи, построения её в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.
Внутренняя речь
, прежде всего, связана с обеспечением процесса мышления
.
Информативность речи
зависит, прежде всего, от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности её автора к сообщению.
Понятность речи
зависит:
- от её смыслового содержания;
- от её языковых особенностей;
- от соотношения между её сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей - с другой стороны.
Выразительность речи
предполагает учёт обстановки выступления, ясность и отчётливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.
Домашнее задание:
написать какой вид речи наиболее сложный (лично для вас) и почему, то есть докажите что именно этот вид речи является наиболее сложным. Выполнить в тетради.
Внутренняя и внешняя речь
Внешняя речь связана с процессом коммуникации. Внутренняя речь является стержнем нашего мышления и всей сознательной деятельности. И мышление, и зачатки сознания присутствуют у животных, но именно внутренняя речь является мощным катализатором и того, и другого, что наделяет человека - в сравнении со всеми другими животными - просто сверхъестественными способностями.
Выше было уже сказано, что слушающий человек волей-неволей повторяет про себя услышанные слова. Прекрасные ли это стихи или многоэтажный мат алкоголика - услышанное повторяется в сознании слушающего. Этот механизм вызван необходимостью хоть на короткое время удержать целостный образ сообщения. Эти повторения (реверберации) тесно связаны с внутренней речью, то есть «перетекают» в нее.
Во многом внутренняя речь похожа на диалог с самим собой. С помощью внутренней речи можно доказать себе что-то, внушить, убедить, поддержать, подбодрить.
Каждый оратор, готовясь к публичному выступлению, должен отчетливо понимать, достижение какой цели он преследует своим выступлением. В соответствии с этим он выбирает тип публичной речи. Специалисты выделяют следующие целевые установки: информировать, соблюсти протокол, убедить, развлечь. На основании этого можно говорить о следующих типах публичных выступлений: информационная речь, протокольно-этикетная речь, убеждающая речь и развлекательная речь.
Информационная речь.
Цель этой речи – дать новую информацию о том или ином предмете, углубить знания, расширить кругозор. Основными жанрами информационной речи являются публичная лекция, отчетный доклад, обсуждение проекта и т.д.
Протокольно-этикетная речь
. Цель данной речи – соблюсти традиции общения в данной ситуации, выполнить предписания этикета, ритуала. Видами такого рода выступлений можно считать следующие: приветствие и речь при официальной встрече гостей, официальное поздравление юбиляра, траурная речь, речь с оценкой заслуг кого-либо и т.д.
Убеждающая речь.
Цель убеждающей речи – побудить аудиторию принять мнение оратора, его оценку какого-либо факта, события. В убеждающей речи можно выделить две основные разновидности: а) аргументирующую речь и б) агитационную речь.
Аргументирующая речь.
Общая цель аргументирующей речи – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, доказать правоту говорящего. Разновидностью аргументирующей речи является судебная речь. Основная функция судебной речи (адвоката или прокурора) – воздействие.
Агитационная речь
. Цель агитационной речи – на основе эмоциональной аргументации побудить слушателей к какому-либо действию. Примером агитационных выступлений могут служить выступления на предвыборных собраниях, рекламные выступления, выступления в поддержку тех или иных общественных движений. Особое место среди агитационных выступлений занимают митинговые выступления. Это, как правило, выступления с политическими призывами, с протестом.
Развлекательная речь
. Цель развлекательной речи – развлечь, потешить, позабавить слушателей, дать им возможность приятно провести время. Примеры развлекательных выступлений: речь на банкете, тост, рассказ в компании о забавном случае.
Соответственно
множеству своих функций речь является
полиморфной деятельностью, т.е. в своих
различных функциональных назначениях
представлена в разных формах и видах.
В психологии в основном различают две
формы речи:
внутреннюю.
2.1 Внешняя речь
Внешняя
речь
- система используемых человеком звуковых
сигналов, письменных знаков и символов
для передачи информации, процесс
материализации мысли. Внешней речи
могут быть присущи:
Жаргон
- стилистические особенности (лексические,
фразеологические) языка узкой социальной
или профессиональной группы людей.
Интонация
- совокупность элементов речи (мелодика,
ритм, темп, интенсивность, акцентный
строй, тембр и др.), фонетически организующих
речь и являющихся средством выражения
различных значений, их эмоциональной
окраски.
Внешняя
речь
служит общению (хотя в отдельных случаях
человек может размышлять вслух, не
общаясь ни с кем), поэтому ее основной
признак-доступность восприятию (слуху,
зрению) других людей. В зависимости от
того, употребляются ли с этой целью
звуки или письменные знаки, различают
устную (обычную звуковую разговорную
речь) и письменную речь. Устная и
письменная речь обладают своими
психологическими особенностями. При
устной речи человек воспринимает
слушателей, их реакцию на его слова.
Письменная же речь обращена к
отсутствующему читателю, который не
видит и не слышит пишущего, прочтет
написанное только через некоторое
время. Часто автор даже вообще не знает
своего читателя, не поддерживает с ним
связи. Отсутствие непосредственного
контакта между пишущим и читающим
создает определенные трудности в
построении письменной речи. Пишущий
лишен возможности использовать
выразительные средства (интонацию,
мимику, жесты) для лучшего изложения
своих мыслей (знаки препинания не
заменяют в полной мере этих выразительных
средств), как это бывает в устной речи.
Так что письменная речь обычно менее
выразительна, чем устная. Кроме, того,
письменная речь должна быть особенно
развернутой, связной, понятной и полной,
т. е. обработанной.
Но
письменная речь обладает другим
преимуществом: она в отличие от устной
речи допускает длительную и тщательную
работу над словесным выражением мыслей,
тогда как в устной речи недопустимы
задержки, времени на шлифовку и отделку
фраз нет. Если ознакомиться, например,
с черновыми рукописями Л. Н. Толстого
или А. С. Пушкина, то поражает их
необыкновенно тщательная и
требовательная работа по словесному
выражению мыслей. Письменная речь
как в истории общества, так и в жизни
отдельного человека возникает позже
устной речи и формируется на ее основе.
Значение письменной речи чрезвычайно
велико. Именно в ней закреплен весь
исторический опыт человеческого
общества. Благодаря письменности
достижения культуры, науки и искусства
передаются от поколения к поколению
.
Итак,
внешняя речь включает следующие виды:
диалогическую;
монологическую;
письменную
Рисунок 1 – Виды
внешней речи
Устная
речь
- это общение между людьми посредством
произнесения слов вслух, с одной стороны,
и восприятия их людьми на слух - с другой.
В зависимости от
различных условий общения устная речь
приобретает вид либо диалогической,
либо монологической речи.
Диалог
(от греч. dialogos - разговор, беседа) - вид
речи, заключающийся в попеременном
обмене знаковой информацией (в том числе
и паузами, молчанием, жестами) двух и
более субъектов. Диалогическая речь -
это разговор, в котором участвуют не
менее двух собеседников. Диалогическая
речь, психологически наиболее простая
и естественная форма речи, возникает
при непосредственном общении двух или
нескольких собеседников и состоит в
основном в обмене репликами. Реплика
- ответ, возражение, замечание на слова
собеседника - отличается краткостью,
наличием вопросительных и побудительных
предложений, синтаксически не развернутых
конструкций. Отличительной чертой
диалога является эмоциональный контакт
говорящих, их воздействие друг на друга
мимикой, жестами, интонацией и тембром
голоса. В бытовом диалоге партнеры не
заботятся о форме и стиле высказывания,
откровенны. Участники публичного диалога
учитывают присутствие аудитории, строят
речь литературно. В повседневном и
обычном разговоре диалогическая
речь не планируется. Это речь поддержанная.
Направленность такой беседы и ее
результаты в значительной степени
определяются высказываниями ее
участников, их репликами, замечаниями,
одобрением или возражением. Но иногда
беседу организуют специально, чтобы
выяснить определенный вопрос, тогда
она носит целенаправленный характер
(например, ответ ученика на вопросы
учителя).
Диалогическая
речь, как правило, предъявляет меньше
требований к построению связного и
развернутого высказывания, чем речь
монологическая или письменная; здесь
не нужна специальная подготовка.
Объясняется это тем, что собеседники
находятся в одинаковой ситуации,
воспринимают одни и те же факты и явления
и поэтому сравнительно легко, иногда с
полуслова, понимают друг друга. Им
не требуется излагать свои мысли в
развернутой речевой форме. Важное
требование к собеседникам при
диалогической речи - уметь выслушивать
высказывания партнера до конца,
понимать его возражения и отвечать
именно на них, а не на собственные мысли.
Монолог
- вид речи, имеющий одного субъекта и
представляющий собой сложное синтаксическое
целое, в структурном отношении совсем
не связанный с речью собеседника.
Монологическая речь - это речь одного
человека, в течение относительно
длительного времени излагающего свои
мысли или последовательное связное
изложение одним лицом системы знаний.
Для монологической
речи характерны:
последовательность
и доказательность, которые обеспечивают
связность мысли;
грамматически
правильное оформление;
Монологическая
речь сложнее диалога по содержанию и
языковому оформлению и всегда предполагает
достаточно высокий уровень речевого
развития говорящего. Выделяются три
основных вида монологической речи:
повествование (рассказ, сообщение),
описание и рассуждение, которые, в свою
очередь, подразделяются на подвиды,
имеющие свои языковые, композиционные
и интонационно-выразительные особенности.
При дефектах речи монологическая речь
нарушается в большей степени, чем
диалогическая.
Монолог
представляет собой развернутое
высказывание (элементарная единица
текста) одного лица, завершенное в
смысловом отношении. Психолого-педагогической
особенностью монологической речи
является то, что реакция слушателей
угадывается, жесты и мимика играют
меньшую роль, чем при диалоге. Монолог
- это чаще всего публичная речь,
адресованная большому количеству людей.
Ораторский монолог диалогичен.
Выступающий
как бы беседует с аудиторией, то есть
происходит скрытый диалог. Но возможен
и открытый диалог, например, ответы на
вопросы присутствующих.
Монологическая
речь предполагает, что говорит одно
лицо, другие только слушают, не участвуя
в разговоре. Монологическая речь в
практике общения людей занимает большое
место и проявляется в самых разнообразных
устных и письменных выступлениях. К
монологическим формам речи относятся
лекции, доклады, выступления на
собраниях. Общая и характерная особенность
всех форм монологической речи - ярко
выраженная направленность ее к слушателю.
Цель этой направленности - достигнуть
необходимого воздействия на слушателей,
передать им знания, убедить в чем-либо.
В связи с этим монологическая речь носит
развернутый характер, требует связного
изложения мыслей, а следовательно,
предварительной подготовки и планирования.
Как
правило, монологическая речь протекает
с известным напряжением.Она
требует от говорящего умения логически,
последовательно излагать свои мысли,
выражать их в ясной и отчетливой
форме, а также умения устанавливать
контакт с аудиторией. Для этого говорящий
должен следить не только за содержанием
своей речи и за ее внешним построением,
но и за реакцией слушателей.
Сумма
потерь информации при монологическом
сообщении может достигать 50%, а в некоторых
случаях и 80% от объема исходной информации
.
Письменная
речь
- это графически оформленная речь,
организованная на основе буквенных
изображений. Она обращена к широкому
кругу читателей, лишена ситуативности
и предполагает углубленные навыки
звукобуквенного анализа, умение логически
и грамматически правильно передавать
свои мысли, анализировать написанное
и совершенствовать форму выражения.
Письменная и устная
речь выполняют обычно разные функции.
Речь устная по большей части функционирует
как разговорная речь в ситуации беседы,
письменная речь – как речь деловая,
научная, более безличная, предназначенная
не для непосредственно присутствующего
собеседника. Письменная речь при этом
направлена преимущественно на передачу
более отвлеченного содержания, между
тем как устная, разговорная речь по
большей части рождается из непосредственного
переживания. Отсюда целый ряд различий
в построении письменной и устной речи
и в средствах, которыми каждая из них
пользуется.
В устной, разговорной
речи наличие общей ситуации, объединяющей
собеседников, создает общность ряда
непосредственно очевидных предпосылок.
Когда говорящий воспроизводит их в
речи, речь его представляется излишне
длинной, скучной и педантичной: многое
непосредственно ясно из ситуации и
может быть в устной речи опущено. Между
двумя собеседниками, объединенными
общностью ситуации и – в какой-то мере
– переживаниями, понимание бывает
возможно с полуслова. Иногда, между
близкими людьми, достаточно одного
намека, чтобы быть понятым. В таком
случае то, что мы говорим, понимается
не только или иногда даже не столько из
содержания самой речи, сколько на
основании той ситуации, в которой
находятся собеседники. В разговорной
речи многое поэтому не договаривается.
Разговорная устная речь – ситуативная
речь. Притом в устной речи-беседе в
распоряжении собеседников, помимо
предметно-смыслового содержания речи,
имеется целая гамма выразительных
средств, при помощи которых передается
то, что не досказано в самом содержании
речи.
В письменной речи,
обращенной к отсутствующему или вообще
безличному, неизвестному читателю, не
приходится рассчитывать на то, что
содержание речи будет дополнено
почерпнутыми из непосредственного
контакта общими переживаниями,
порожденными той ситуацией, в которой
находился пишущий. Поэтому в письменной
речи требуется иное, чем в устной, –
более развернутое построение речи, иное
раскрытие содержания мысли. В письменной
речи все существенные связи мысли должны
быть раскрыты и отражены. Письменная
речь требует более систематического,
логически связного изложения. В письменной
речи все должно быть понятно исключительно
из ее собственного смыслового содержания,
из ее контекста; письменная речь – это
контекстная речь.
Письменная
речь -
вербальное
(словесное) общение при помощи письменных
текстов. Оно может быть и отсроченным
(например, письмо), и непосредственным
(обмен записками во время заседания).
Речь письменная отличается от речи
устной не только тем, что использует
графику, но и в грамматическом (прежде
всего синтаксическом) и стилистическом
отношениях - типичными для письменной
речи синтаксическими конструкциями и
специфичными для нее функциональными
стилями. Ей свойственна весьма сложная
композиционно-структурная организация,
которой необходимо специально овладевать,
и отсюда - особая задача обучения
письменной речью в школе. Поскольку
текст письменной речи может быть
воспринят одновременно или, во всяком
случае, большими «кусками», восприятие
письменной речи во многом отличается
от восприятия устной речи .
Наименование параметра
|
Значение
|
Тема статьи:
|
Виды речи
|
Рубрика (тематическая категория)
|
Психология
|
1. Внешняя речь -
нацелена на других людей при помощи разговора или различных технических устройств.
Устная речь -
общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.
Она подразделяется:
· Монологическую речь –
развёрнутая речь человека, обращённая к другим людям. Это речь оратора, лектора, докладчика или любого другого человека, передающего какую-либо информацию. Она разворачивается в форме доклада, рассказа, лекции, выступления.
Монологическая речь – связная, контекстная, строится по плану, должна быть последовательна и доказательна, предложения построены грамматически безукоризненно. Её выразительность создаётся за счёт голосовых средств (интонация, паузы, ударения, повторы, замедление или ускорение речи, громкости и др.). Монолог предполагает скупость и сдержанность жестов. Человек, произносящий монолог, должен учитывать все возникающие реакции слушателей и рефлексировать, ᴛ.ᴇ. осознавать то, как его речь воспринимается и при крайне важно сти корректировать её (вводить или опускать подробности, вносить образные сопоставления, усиливать доказательность и др.).
· Диалогическая речь -
самый древний вид речи.
Диалог -
это непосредственное общение 2-х или нескольких человек, это обмен репликами
(ответ, возражение, замечание одного собеседника на слова другого. Может выражаться возгласом, возражением, замечанием по содержанию речи говорящего, а также действием, жестом, даже молчанием) или развёрнутыми прениями.
Это свёрнутая речь, в ней много подразумевается, благодаря знанию и пониманию ситуации собеседником. Невербальные средства (жесты, мимика) нередко подменяют высказывание.
Тематически направленный диалог называют беседой
(должна быть цель и выясняется определенный вопрос). В диалоге цель отсутствует.
Иногда диалогическая речь приобретает форму диспута͵
спора, в процессе которого может узнать ся какой-либо вопрос.
Ситуативная диалогическая речь –
связана с ситуацией, в которой возникло общение. Может быть понятна только двум общющимся.
Контекстуальный диалог –
все предшествующие высказывания обусловливают последующие. Это более сложное общение, т.к. должно быть развёрнутое построение мыслей для обмена идеями. По существу - ϶ᴛᴏ короткие монологи. Это и открытые дискуссии по поводу решения творческих задач, а также в философских и научных произведениях.
· Письменная речь -
разновидность монологической речи, которая строится при помощи письменных знаков. Важно заметить, что для смыслового выделения, выражения отношения используются не интонации, а лексика (выбор сочетания слов), грамматика, знаки препинания, типичные синтаксические конструкции и стили, особая композиционная структура. Письменная речь допускает разрыв во времени и пространстве между моментом её создания и восприятия другими (письма, литературные произведения и др.).
2. Внутренняя речь
-особый вид беззвучной речевой деятельности (ʼʼпро себяʼʼ и ʼʼна себяʼʼ). Характеризуется предельной свернутостью грамматической структуры и содержания.
· Собственно внутренняя речь –
свёрнута͵ в ней опускается большинство второстепенных членов предложения, нередко остаётся только подлежащее, являющееся для человека центром мысли, вокруг которого объединяются образы. Могут быть изменения и в самом слове, к примеру, в русском языке в слове выпадают гласные, не несущие смысловых нагрузок. Слова понятны только субъекту. Может также строиться по типу конспекта͵ оглавления: о чём
идёт речь, что
должно быть сказано, опуская известное.
· Внутренне проговаривание –
совпадает по структуре с внешней речью.
Внутренняя речь выполняет планирующую и контролирующую функции. Так, она является начальным моментом речевого высказывания, его программированием перед реализацией; средством рефлексивных действий, позволяющих строить самоустановки при общении с другими людьми и при осуществлении самоанализа, самооценки.
3. Эгоцентрическая речь
- промежуточное звено в переходе от внешней речи к внутренней. Около 3-х лет ребёнок начинает говорить вслух с самим собой, планировать в речи свои действия.
Виды речи - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Виды речи" 2017, 2018.
- Различные виды речи Существуют различные виды речи: звуковая речь и речь жестов, письменная и устная, внешняя речь, внутренняя и эгоцентрическая, грамотная и неграмотная, быстрая и медленная, интересная и скучная, выразительная и невыразительная, монологическая и диалогическая, официальная... .
- Основные виды речи В настоящее время существует большое количество разнообразных теорий, пытающихся объяснить возникновение и развитие речи. Суть данной проблемы состоит в том, что сегодня достаточно трудно дать однозначный ответ в отношении того, является ли человеческая речь врожденной... .
- Понятие речи. Функции и виды речи. Речь и мышление. Одним из основных отличий человека от животного мира, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь чаще всего определяется как процесс общения людей посредством языка.
Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык... .
- Основные виды речи N центр Брока, который находится в задней части третьей лобной извилины левого полушария. Это двигательный центр речи. Человек теряет способность произносить слова
N К центральным относятся определенные структуры головного мозга, а к периферическим -...