Краткосрочная позитивная психотерапия при бронхиальной астме. Психологические причины возникновения бронхиальной астмы

Дыхание — это жизнь. Почему же тогда возникают ситуации, когда наш организм отказывается дышать, попросту лишая нас возможности не просто нормально функционировать, а фактически ставя под угрозу само наше существование? Давайте поподробнее разберемся в том, каковы психологические причины бронхиальной астмы и механизм ее развития.

Бронхиальная астма представляет собой один из наиболее опасных видов аллергий. Она проявляется в виде приступов удушья, при которых человеку труднее сделать вдох, чем выдох. Т.о. организм как бы отказывается впускать в себя кислород и другие вещества, находящиеся в воздухе. На физиологическом уровне это выражается в сужении просвета бронхиол — мельчайших веточек нашего бронхиального дерева, через которые и поступает в легкие кислород. А просвет сужается благодаря спазму гладкой мускулатуры бронхиального дерева, что сопровождается также отеком слизистой и избыточным выделение мокроты. Как результат — невозможность сделать вдох, или сильные затруднения в этом процессе.

Поводом для запуска подобной реакции могут послужить самые разные причины - присутствие аллергена в воздухе (например, пыли, пыльцы, шерсти животных и т.п.), резкий запах, холод, физическая нагрузка, сильный эмоциональный стресс, обиды, перенапряжение в работе или учебе, семейные ссоры, конфликт взглядов. Все это может вызвать возникновение или обострение данной болезни.

Причина может быть довольно незначительной, но реакция может оказаться весьма серьезной и даже угрожающей жизни. Очень часто приступ удушья может запускаться так называемыми «якорями », т.е. повторяющимися ситуациями, в которых наблюдается схожий набор условий. И далеко не всегда необходимо физическое присутствие аллергена в воздухе. Аллергическую реакцию вполне можно запустить, просто думая о нем.

До того времени, как сформировались научные представления об аллергической природе бронхиальной астмы, ее относили к разряду нервных болезней. И это неудивительно — ведь кроме затрудненного выдоха и нехватки кислорода во время астматического приступа человек испытывает нервное потрясение, становится недоступным и немного неадекватным. Отсюда становится понятным влияние психики на течение астмы, и обратная зависимость.

Бронхиальная астма является самым известным психосоматическим заболеванием , т.е. заболеванием, в основе которого лежит нарушение психической деятельности человека. Бронхиальная астма — это хроническое заболевание дыхательных путей, это не локальный процесс, а сложный вид взаимодействия всех систем организма. Она может возникнуть в любом возрасте и может протекать в виде единичных приступов, а может иметь тяжёлое течение с астматическим статусом и летальным исходом.

Для понимания ситуации приведем следующие цифры:

Бронхиальная астма — наиболее распространенное хроническое заболевание в детском и подростковом возрасте. В 90% случаев оно начинается в возрасте до пяти лет. Мальчики заболевают в 2 — 3 раза чаще девочек. К подростковому возрасту половина детей выздоравливает. Среди взрослых пик заболевания приходится на возраст 21 — 35лет, болеют преимущественно женщины.

Установлено, чтоэмоциональный стресс вызывает приступы удушья у 70 % взрослых. В особой группе риска дети. 5 % детей начинают чувствовать себя хуже даже после небольшого стресса, причем состояние их стабилизируется только после удаления причины стресса. У 44 % больных бронхиальной астмой ухудшение состояния связано с различными конфликтными ситуациями в семье, у 9 % — на работе. Особенно впечатляет факт, что у 55% взрослых больных имеются нарушения высшей нервной деятельности. В клиниках зачастую можно встретить больных, первый приступ у которых возник в результате стресса.

Психологический портрет астматика

Общий психологический портрет астматика выглядит следующим образом — он:

  • Любит уединение, склонен к самоизоляции

Больные другими заболеваниями легких, которые сопровождаются одышкой, легче идут на контакт и меньше отчуждаются, чем астматики. При хроническом течении астмы самоизоляция человека только усиливается. Такие люди склонны к самокопанию.

  • Капризен. Астматик своенравен, ему сложно угодить и понравиться, в быту он излишне педантичен. Предпочитает, чтобы ход событий происходил по его прогнозу, и если этого не случается, сильно расстраивается и замыкается.
  • С трудом принимает решения

В случае конфликтной или сложной ситуации человек с бронхиальной астмой долго не может решиться, как ему следует поступать. Если ему приходится принять точку зрения оппонента, то он принимает ее только внешне, а глубоко в душе все равно остается при своем мнении. Астматики не умеют справляться со стрессом, в результате он негативно влияет на психику и вызывает постоянные обострения астмы.

  • Нервозный, обидчивый

Нервное возбуждение чувствуется даже при нахождении рядом с таким человеком, а тем более оно проявляется при общении. Для него характерна прерывистая, быстрая, зачастую негативно окрашенная речь и отрицательные эмоции. Возникает ощущение, что астматик остался непонятым окружающими, и выражает это всем своим видом.

По мнению психологов, причины бронхиальной астмы лежат чаще всего в детстве , в конфликте между беззащитностью ребенка и недостатком или избытком заботы родителей , в неразрешенной зависимости от родителей. Но обостряется заболевание в ситуациях, когда человеку необходимо проявить самостоятельность, ответственность, независимость, смелость или пережить одиночество, печаль, т.е. во взрослом возрасте.

Характерной чертой астматиков является то, что они переживают и выражают большее количество негативных эмоций, чем другие люди . У них также наблюдается недостаточная устойчивость к стрессам, инфантилизм, т.е. демонстрация детских форм поведения, склонность к блокированию эмоциональных переживаний, низкий уровень осознания себя, своих переживаний, желаний, потребностей. Также для них характерно неадекватное представление о себе, которое выражается в заниженной самооценке и высокой зависимости от мнения окружающих.

У астматиков часто обнаруживается повышенная чувствительность к запахам, которая ничем физиологически не обусловлена. При этом нужно отметить, что такая сверхчувствительность относится, прежде всего, к тем запахам, которые каким-то образом связаны с нечистотами и неаккуратностью, а также с неряшливым и нечистоплотным поведением. Астматики с повышенной восприимчивостью к запахам также крайне зависимы от суждений и мнения окружающих их людей.

Однако для возникновения бронхиальной астмы недостаточно только лишь психологических причин. Аллергическая предрасположенность имеет также достаточно весомое значение. При совпадении аллергических и психологических факторов появление бронхиальной астмы становится наиболее вероятным.

Заболеваемость бронхиальной астмой в большинстве стран с середины 1980-х годов имеет тенденцию к постоянному росту. Считается, что развитие бронхиальной астмы в 30% случаев - вызывают психологические факторы, 40% — относятся к инфекциям и 30% — к аллергии.

«Сдерживание» и «вытеснение» — психические механизмы защиты при бронхиальной астме. Как сдерживание эмоций, так и вытеснение тревожащих мыслей, оказывают эффект, схожий с неконтролируемым стрессом. Это ведет к биохимическим и иммунным изменениям в организме, предрасполагающим к обострению астмы. В результате эмоции, которые не нашли выход, оказывают деструктивное влияние на здоровье.

Психотерапия при бронхиальной астме может быть направлена на раскрытие у человека способности осознавать и проявлять «запретные» эмоции, научится быть спонтанным, ценить каждую эмоцию, даже слёзы - «дышать полной грудью», реагировать свободно.

Психотерапия астматиков достаточно сложна и длительна, и может проводиться только профессиональным психологом, специализирующимся на решение такого рода вопросов.

Методики для разрядки негативных эмоций:

В случае астмы происходит спазм гладких мышц, который невозможно снять осознанно, силой воли. Гладкая мускулатура способна расслабиться за счет соответствующего эмоционального фона. Существует много методик для разрядки негативных эмоций. Большое распространение получили различные дыхательные упражнения. Дыхание — это процесс, которым управляют и механизмы тела, и эмоции. Помочь нормализовать свой эмоциональный фон могут дыхательная психотерапия, рейки, йога, медитация и др.

  • Дыхательная психотерапия устраняет энергетическую и физическую блокаду дыхания, она основана на сознательном подходе;
  • Рейки — энергетический способ лечения, когда при повышенной тревожности создается дополнительная энергетическая защита на бессознательном уровне, которую человек воспринимает в виде реальных симптомов;
  • Йога и медитация формируют умение расслабляться, избавляться от негативных мыслей и возвращают эмоциональное равновесие.
Отдел межведомственных связей и комплексных программ профилактики ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики города Старого Оскола» Ппсихолог Безлепкина О.А.

ПУЛЬМОНОЛОГИЯ - EURODOCTOR.ru – 2008

Гипнотерапия . Одним из методов психотерапии, направленных на эмоциональные, волевые, глубинные личностные компоненты, является гипнотерапия, то есть использование с лечебной целью гипнотического сна, на фоне которого психотерапевт производит лечебные внушения, направленные больше всего на снятие болезненной симптоматики, на внушение пациенту хорошего самочувствия после сеанса, устранение признаков заболевания.

Лечебные формулировки, даваемые в императивном стиле короткими фразами, оказываются достаточно эффективными для устранения страхов перед какими-то действиями, для обретения уверенности в своих силах, способности решать проблемы и даже для изменения функционирования внутренних органов.

Наиболее распространенной является техника словесного погружения пациента в состояние гипнотического сна. Психотерапевт описывает больному ощущения, обычно испытываемые при засыпании. Точкой приложения лечебного внушения может быть определенное переживание, ощущение, мысль и даже состояние внутренних органов (частота и ритм сердцебиения, глубина дыхания, просвет бронхов…).

Групповая психотерапия . Большое психотерапевтическое влияние на больных оказывают и групповые занятия дыхательной гимнастикой, аутогенной тренировкой или различными вариантами тренировок на функциональное расслабление. При групповой психотерапии специалист после предварительного индивидуального знакомства с пациентами объединяет их для дальнейшей работы, а после достижения лечебного эффекта группа перестает существовать.

Известные спортсмены, чемпионы мира и Олимпийских игр болели бронхиальной астмой. Регулярные занятия, возрастающий объем нагрузок позволили им преодолеть свой недуг. Подобные наблюдения могут разбираться на занятиях по групповой психотерапии, оказывая положительное влияние. С помощью групповых занятий легче всего удается привить потребность заниматься физической культурой, как одним из наиболее эффективных методов профилактики бронхиальной астмы.

Семейная психотерапия . Однако в мире преобладают группы длительно и тесно взаимодействующих и живущих вместе людей, которые организовались задолго до встречи с психотерапевтом и обратились к нему в связи с заболеванием одного из своих членов - это семьи.

Семьи создаются людьми для обеспечения психологического комфорта, эмоционального тепла, для избавления от чувства одиночества и ради возможности иметь детей. В гармоничных семьях люди находят поддержку своих жизненных целей, установок и ориентаций. В то же время в любой семье возникают трудности из-за возрастных и половых различий, из-за разных интеллектуальных возможностей членов семьи и из-за принадлежности их к разным социально-психологическим группам.

Болезнь одного побуждает остальных членов семьи изменить свои обязанности, интересы, отношения и поведение. Причем источником проблемы, вызвавшей, допустим, невротическую симптоматику у ребенка, может быть кто-либо из взрослых, а пациент является в таком случае носителем симптома. Таким образом, чтобы помочь ребенку избавиться от болезненных симптомов, часто приходится работать не только с ним, но и со всей семьей в целом и, изменив внутрисемейные отношения, добиться с помощью семьи излечения пациента. Такая системная семейная психотерапия оказалась в настоящее время особенно распространенной в мире.

Психотерапевт помогает членам семьи улучшить понимание друг друга, достигнуть умения открыто выражать свои чувства, желания и мысли, избегая разрушительных конфликтов. Важно добиваться уважительного отношения к проявлениям индивидуальности каждого, разделения ответственности, а не подчинения друг другу.

Семейная психотерапия направлена на достижение таких изменений в системе отношений членов семьи, которые приведут к уменьшению или исчезновению болезненных признаков у;носителя симптома.. Психотерапевт может вести работу, помимо всей семьи в целом, с разными семейными подсистемами в отдельности (мать; ребенок, бабушка; ребенок, супруги, прародители и пр.) Семье необходимо осознать, что она должна изменить свои отношения, взгляды, привычки, чтобы исчезли болезненные признаки у одного из ее членов, в противном случае все останется по-прежнему.

Позитивная психотерапия . Это один из вариантов психологической помощи при заболевании бронхиальной астмой.

При позитивной психотерапии акцент делается на тех возможностях человека, опираясь на которые он уже частично сам справляется с болезнью без помощи извне и в дальнейшем может полностью избавиться от заболевания, используя собственные личностные ресурсы.

При неструктурированной форме работы используются любые приемы и техники во имя того, чтобы пациент как можно быстрее признал, что он обладает достаточной силой и возможностями, как бы ни был удручен больной, важно добиться от него хотя бы мимолетной улыбки, юмористической оценки событий.

Естественно, нет универсального метода, который помогал бы всем пациентам; с другой стороны, практически нет пациента, которому только с помощью одного метода психотерапии удалось бы решить все свои значимые проблемы. Проблема лечения во многом сводится к тому, настолько психотерапевт умеет овладевать все новыми методами работы и искусством их оптимального выбора и применения по отношению к каждому человеку, обратившемуся к нему за помощью.

Хронический бронхит часто сопровождается тревогой и депрессией. В настоящее время все более широко внедряются программы реабилитации для пациентов с заболеваниями органов дыхания, предусматривающие физическую тренировку и применение методов поведенческой терапии (Make B. G., 1986 г.). Бронхиальная астма - заболевание дыхательных путей, которое характеризуется повышенной готовностью реагирования трахеобронхиальной системы на целый ряд стимулов. Патофизиологически речь идет о значительном сужении дыхательных путей, которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения. Клиническая картина определяется отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом и нарушением секреции. С этиологических позиций бронхиальная астма - гетерогенное заболевание, которое может вызываться разными воздействиями. Влияние различных факторов при этом можно частично или полностью интерпретировать с психосоматической точки зрения.

Классификация бронхиальной астмы

На основе клинической практики бронхиальную астму принято делить на «внешнюю» (аллергическую) и «внутреннюю». Аллергическая астма часто ассоциируется с наличием в личном или семейном анамнезе аллергических заболеваний, таких, как ринит, крапивница и экзема. Положительные кожные и провокационные тесты, как и повышенный уровень иммуноглобулинов класса E (IgE) в сыворотке крови, указывают на наличие типичной реакции на специфический антиген.

Патогенетический механизм

Если больные не обнаруживают этих реакций, то патология определяется как «внутренняя» астма. Вызывается она чаще инфекцией. Повышенная реактивная готовность (гиперсенсибилизация) дыхательных путей при бронхиальной астме может быть обусловлена многими факторами. Однако лежащие в ее основе механизмы остаются неизвестными. При воздействии инициирующего фактора (контакт с антигеном, инфекция, стресс, психические перегрузки, прием лекарств, влияние среды) активируются тучные клетки и макрофаги. Это способствует высвобождению медиаторов (гистамин, брадикинин и др.), которые воздействуют непосредственно на мускулатуру дыхательных путей и проницаемость капилляров, вызывая интенсивную локальную реакцию, которая и приводит к астматическому приступу.

Клиническая картина

Во время приступа больной испытывает острую тяжелую нехватку воздуха. При этом в первую очередь затрудняется и пролонгируется выдох, который становится громким, отчетливо слышимым. Переживания больных во время приступа и при подострых состояниях легкой нехватки воздуха ограничиваются исключительно актом дыхания. Больной поглощен состоянием своего дыхания. В его поведении примечательно то, что во время приступа он недоступен, держится отчужденно, с ним трудно установить контакт. Это отличает астматиков от других больных с легочными заболеваниями, сопровождающимися одышкой. При хронической астме бросается в глаза все более нарастающая тенденция больных к самоизоляции. Бронхиальная астма может возникать в любом возрасте, но чаще всего она развивается в первые 10 лет жизни. Преобладают мальчики, которые заболевают в 2-3 раза чаще, чем девочки. В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде. В более старших возрастных группах преобладают женщины.

Патологические компоненты бронхиальной астмы
Источники соматических и психических влияний в многофакторных астматических процессах многообразны. В целом болезненный процесс сводится к триаде: бронхоспазм, отек слизистой оболочки и нарушение мукозной секреции. Вегетативно обусловленное спастическое состояние мускулатуры бронхов и бронхиол приводит к повышению бронхиальной ригидности, которая затем нарастает за счет набухания и секреции слизистой оболочки. Определенную роль при этом играет также судорожное состояние произвольно иннервируемой дыхательной мускулатуры, особенно диафрагмы.
Три функциональных компонента, которые образуют «субстрат» астмы, - бронхоспазм, секреторная и воспалительная дискриния и судорога диафрагмы - нельзя понимать просто как сумму изолированно нарушенных функций. Скорее, это единый взаимосвязанный процесс, который можно рассматривать как координирующий шаблон в плане защитной функции организма.
При попадании в нос даже малых доз раздражающих веществ повышается интенсивность дыхания, усиливается и пролонгируется экспираторное дыхание, затормаживается деятельность диафрагмы и мускулатуры грудной клетки. При возрастающей концентрации газа может развиться преходящее апноэ, а затем дыхание становится преимущественно экспираторным и остается повышенно интенсивным. В это время присоединяются спазм бронхов и повышенная секреция слизи, которая частично обусловлена непосредственным раздражением дыхательных путей. Парциальные функции (спазм бронхиол, перестройка дыхательной моторики, гиперсекреция) при этом расстройстве выступают как функциональное единство. Цель этого функционального шаблона - действие, направленное во внешнюю среду для защиты от чужеродных веществ. Однако биологическая функция приобретает у человека еще и новый субъективный элемент: индивидуум отвечает не только на объективное раздражение, но и на то значение, которое заключается в ситуации раздражения.
В формировании бронхиальной астмы как аллергической реакции принимают участие многие иммунные, нейроэндокринные и клеточные системы. Таким образом, бронхиальная астма - не локальный процесс, а сложный вид взаимодействия всех систем организма. При этом характерны собственная динамика развития и возможность ее обособления при нарастании поливалентности повышенной чувствительности в отношении других многочисленных раздражителей. Эта поливалентность касается также существенно значимых ситуаций и процессов.

Этиология

Бронхиальная астма в плане дыхательного поведения объясняется как заученные ошибочные условные рефлексы. Наблюдения показывают, что типичные астматические приступы могут провоцироваться произвольно или непроизвольно, под влиянием настроения больного, которое он сам вызывает. Экспериментально воспроизводимые приступы обусловлены, прежде всего, неправильной дыхательной моторикой и так называемой бронхиальной гиперактивностью.

Факторы риска бронхиальной астмы
Этиологически важными факторами в ситуации развития заболевания могут служить воспалительные, аллергические или психологические факторы. Становится очевидным, что в болезненный процесс вовлекается не только дыхание, но и функциональные системы всего организма.
Психосоматические факторы также участвуют в патогенезе аллергической бронхиальной астмы. Так, среди факторов, имеющих значение в ее развитии, лишь 30% относятся к эмоциям, 40% - к инфекциям и 30% - к аллергии. Бронхиальная астма является классическим примером многофакторной обусловленности болезни, при которой взаимодействуют многочисленные соматические и психические факторы. Согласно H. Weiner (1977 г.), эмоциональные факторы вряд ли сами по себе могут создать достаточные условия для развития болезни, но у биологически предрасположенного к ней человека они могут привести в действие астматический процесс. Характерными ситуациями, способствующими заболеванию, являются те, которые имеют характер требования в направлении враждебно-агрессивного или нежного и преданного выражения чувств. Такому проявлению чувств противостоит, однако, защита в форме актуальных ситуационных мотиваций или в виде характерной хронической невротической реакции. Сильные и часто амбивалентные переживания презрения и нежности лежат в основе защиты и вытеснения. Типично также сближение с чувством особого ожидания (так называемая астма первой брачной ночи).

Влияние стрессовых ситуаций на возникновение заболевания
Конечно, все ситуации заболевания невозможно привести к общему знаменателю. И все же с относительным единодушием говорят о наличии специфичности как характера требований, предъявляемых этими ситуациями, так и особенностей поведения. Ряд авторов интерпретируют появление астматических состояний в соответствии с теорией условных рефлексов, или теорией обучения, как условно-рефлекторный ответ на определенные психические и соматические раздражители: стресс, ярость, страхи, расстройства настроения, переживание разлуки или переохлаждение, запахи, определенный аллерген и т. д. Упомянутая дифференцировка ситуации заболевания с неспецифическими соматическими и психическими факторами соответствует понятию генерализации возбуждения. Это предполагает и исходную аллергическую реакцию в виде бронхиальной гиперактивности.
Основной конфликт у пациентов с бронхиальной астмой сосредоточен вокруг внутренних импульсов, которые угрожают привязанности к матери или замещающему ее человеку. Некоторые матери реагируют на первые признаки нежности или даже сексуальных побуждений ребенка отчуждением или отверганием. Сексуальные побуждения ребенка при этом несут опасность потерять благосклонность матери. Впоследствии намерение вступить в брак у этих пациентов порой становится исходной ситуацией для появления астматических приступов.
Особенно типичен для астматиков конфликт в связи с детской превербальной формой выражения в виде плача: плач как первая возможность позвать мать будет подавляться ребенком, потому что он боится материнских упреков и ее отказа. Матери астматиков часто проявляют амбивалентное поведение, которое одновременно выражает стремление к обладанию и руководству и в то же время отказ от этого. Поскольку близость к матери уже в раннем детстве сопряжена со страхом, то позже нарушаются доверительные отношения с матерью или лицом, ее замещающим. Больные находятся в состоянии конфликта между их желанием завоевать доверие и страхом перед этим. Отсюда, согласно F. Alexander (1951 г.), возникают нарушения функции дыхания: астматические припадки занимают место нарушенных в раннем детстве форм превербального общения.

Особенности личности астматиков
Не существует единой всеобъемлющей структуры личности, характерной для всех астматиков. При исследовании методом MMPI (многофункциональный психологический тест) наиболее значительными оказываются такие показатели, как депрессия, истерия, ипохондрия. Характерны также низкая самооценка, снижение уровня социальных контактов, эмоциональные трудности, включающие проблемы энергии и самоуверенности. В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости. За агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке. Субъективные симптомы составили 5 групп: паника-страх, раздражительность (возбудимость), гипервентиляция-гиперкапния, бронхиальная обструкция, утомляемость (астения).

Психические расстройства при бронхиальной астме

Неврозоподобные расстройства
Психические расстройства при бронхиальной астме наблюдаются часто и выступают в виде реактивных личностных образований в связи с переживанием болезни, неврозоподобных расстройств, обусловленных соматическими факторами, аномального (психопатического) развития личности. Неврозоподобные расстройства при бронхиальной астме проявляются в форме реакций пациента на приступ либо в особенностях субъективного переживания болезни. По своей структуре они близки ситуационным, адекватным реакциям личности на возникшее заболевание. Однако ни в одном случае они не служат основанием для постановки диагноза невроза. Эти реакции усложняют клиническую картину, привнося в нее черты ипохондричности, болезненной тревоги и опасений, вызывая негативистические установки по отношению к лечению и порождая недоверие к врачу.

Астенодепрессивные расстройства
Такие реакции на болезнь особенно частыми бывают в начальном периоде астмы. Астенодепрессивные расстройства (пониженное настроение с мыслями о безысходности существования, неизлечимости болезни) обнаруживаются у половины всех больных.
Пациенты при этом бывают молчаливыми, задумчивыми, жалуются на однообразные мысли об «утраченном здоровье», неопределенном, безрадостном будущем. Такие мысли особенно беспокоят их перед засыпанием. Больные продолжают выполнять повседневные обязанности, но без прежней активности. У некоторых больных отмечаются ипохондрические проявления, они полагают, что «легкие раздуты», «не дышат», беспокоятся, что на самом деле у них не астма, а рак легких или туберкулез; прислушиваясь к себе, находят все новые, меняющиеся ощущения, преувеличивают тяжесть болезни. При фобической структуре реакции больные испытывают неотвязный страх, тревогу, беспокойство. Такое состояние, как правило, в последующем полностью редуцировалось и сменялось ровным настроением с установкой на выздоровление. В случаях ухудшения оно могло смениться затяжным астенодепрессивным синдромом.
Лица без психопатических черт в преморбиде реже обнаруживают реакции на болезнь, для них более типичен астенодепрессивный вариант переживания болезни в начальном периоде астмы, отличающийся большой яркостью и динамичностью. По мере развития болезни эти явления протекали все более стерто, в виде астенодепрессивных, реже ипохондрических с депрессивной окраской расстройств настроения, иногда с истерическими симптомами.

Психические нарушения при разных степенях тяжести заболевания
При легкой форме астмы неврозоподобные расстройства являются обычно стертыми, выступают, как правило, в виде легкой физической астении.
При астме средней тяжести возникают реактивные состояния с неврозоподобными расстройствами, которые отличаются многообразием и глубиной. На высоте физической астении появляются одышка, гипервентиляция. При легкой нагрузке возникают ощущения слабости, разбитости, недомогания. При прогрессировании болезни возникает смешанное состояние (тревожное ожидание несчастья, беспокойство). Могут появляться циркулярные расстройства настроения, сверхценные ипохондрические опасения, невротическое ожидание повторных приступов.
При тяжелом течении астмы реактивные образования, как правило, являются вторичными, ведущими же оказываются неврозоподобные расстройства с массивными явлениями физической и психической астении, вегетативно-сосудистыми нарушениями. При улучшении соматического состояния вначале исчезают симптомы психической, затем физической астении. При хроническом течении бронхиальной астмы заметно меняется и личностная структура.

Лечение

Психотерапия
На ранних этапах болезни преобладают психогенные реакции, которые, как правило, бывают кратковременными и проходят самостоятельно. Все же для многих пациентов весьма полезна рациональная психотерапия с фиксацией на важности фактора эмоционального равновесия, уверенности в обратимости приступа. Для этого используются психодинамические бихевиоральные подходы (релаксация, функциональная разрядка, десенсибилизация и биообратная связь), гипноз, групповая психотерапия, семейная психотерапия, долгосрочная индивидуальная психотерапия. Однако эффект психотерапевтических вмешательств тем выше, чем раньше (до появления необратимых патофизиологических изменений) начато лечение.

Медикаментозная терапия
В ряде случаев, когда этого недостаточно, показана фитотерапия (настойка валерианы), хороший эффект может дать применение новопассита по 1-2 ч. л. после приступа и далее курсом в 2-3 недели (по 1 ч. л. 3 раза в день перед едой). Г. К. Ушаков считает, что применение бензодиазепинов также не имеет противопоказаний при лечении бронхиальной астмы (реланиум, элениум). При возникновении фобических расстройств показаны фризиум (по 5-10 мг в сутки), фенибут (по 0,25 г 3 раза в день). Астенодепрессивные проявления на более поздних этапах заболевания купируются назначением мягких антидепрессантов - леривон (по 25 мг 2-3 раза в день), коаксил (15-30 мг в сутки в первой половине дня). Препаратом, показанным для терапии на всех этапах лечения астмы, можно считать терален, который используется в соматической практике одновременно как антиаллергический препарат. В особенности он показан при астеноипохондрических проявлениях на более поздних этапах развития бронхиальной астмы, а также при психогенных проявлениях и патологическом развитии личности.
Используют 4%-ный раствор в каплях (1 капля = 1 мг) по 3-5 капель 2-3 раза в день в зависимости от индивидуальной чувствительности или в таблетках по 5 мг (2-3 раза в день по состоянию на курс лечения). Психотерапия должна использоваться на всех этапах течения бронхиальной астмы, в том числе и на фоне медикаментозной терапии.
Хорошо себя зарекомендовал эглонил (сульпирид) в суточной дозе до 200-300 мг. При этом снижается частота и тяжесть протекания приступов удушья, а также выраженность депрессивных реакций, сопровождающих приступы. Это в некоторых случаях позволяет снизить дозу или прекратить вообще прием глюкокортикоидов. Предполагается, что эффект эглонила при бронхиальной астме связан с тем, что препарат улучшает функции общения и экспрессии у данной категории больных, вмешиваясь в алекситимическое звено патогенеза, что способствует разрыву системы порочного круга при этом заболевании.
В связи с нарастающей частотой заболеваемости туберкулезом остановимся подробнее на психических нарушениях при этом заболевании. Здесь характерны астения, раздражительность, плаксивость, головные боли, сонливость, вялость, падение интереса к окружающему, уменьшение инициативности. Характерны отсутствие критического отношения к заболеванию и поведенческие расстройства с алкогольными эксцессами. Возможны спутанность сознания, а также хронически протекающие аффективные и бредовые синдромы. При длительном течении болезни возможны стойкое снижение интеллекта, эпилептиформные припадки, корсаковский синдром.

Типичное для детского и подросткового возраста психосоматическое заболевание с явной тенденцией к хроническому течению. В целом, понятия «психосоматические», или «психофизиологические», заболевания включают расстройства с соматической симптоматикой и отчетливой органической патологией, при которых, однако, причиной или поддерживающими болезнь факторами могут быть психические влияния.

Для последних десятилетий характерно все более настороженное отношение к постулату о причинной связи между психическими влияниями (например, травмирующими переживаниями, продолжительными конфликтами) и соматическими проявлениями болезни (повреждениями тканей различных органов).

Под бронхиальной астмой мы понимаем приступы удушья с удлиненным и затрудненным выдохом, связанные со спазмами гладкой мускулатуры малых бронхов и бронхиол. Учащение таких приступов может угрожать жизни. В промежутках между приступами часто не бывает никаких жалоб.

Бронхиальная астма - наиболее частое хроническое заболевание в детском и подростковом возрасте. В больших детских популяциях им страдают около 2-4% детей. В ФРГ сообщается о частоте 1-2%. 30-40% случаев манифестируют в пубертатном возрасте. Ведущим в клинической картине является астматический приступ, обусловленный спазмами гладкой мускулатуры бронхов с гиперсекрецией слизи, а иногда и отеком.

Классификация бронхиальной астмы

Современные схемы классификации отражают упомянутую выше необходимость осторожного отношения к тезису об очевидной связи между психическими воздействиями и соматическими изменениями при так называемых «классических» психосоматических заболеваниях, к которым относится бронхиальная астма. Это не означает, что при бронхиальной астме психические влияния не играют никакой роли.

В МКБ-10 различные формы астмы включены в рубрику «психологические и поведенческие факторы, связанные с заболеваниями, классифицированными в других разделах» (F 54). Поясняется: «Эта категория должна использоваться для регистрации наличия психологических или поведенческих факторов, играющих существенную роль в этиологии соматических заболеваний, классифицируемых в других главах МКБ-10». Органические компоненты регистрируются дополнительно под рубрикой J 40-J 47, включающей «хронические заболевания нижних дыхательных путей».

Относительно этиологии и патогенеза сегодня считают, что бронхиальная астма должна рассматриваться главным образом в рамках мульти-факторной теории, пытающейся интегрировать различные моменты, способствующие развитию заболевания или провоцирующие приступы.

Предполагают наличие генетической предрасположенности , приводящей к манифестации болезни при воздействии различных провоцирующих факторов (инфекции, иммунологической реакции, эмоциональной нагрузки). Важную роль при этом играют психологические и семейные отягощающие ситуации. Они не являются единственными или ведущими причинами, но имеют значение для возникновения и поддержания болезни в целом или астматического приступа.

Эта осторожная и умеренная гипотеза об этиологии и патогенезе бронхиальной астмы учитывает тот факт, что многие ранее сформулированные психогенетические теории (например, теории специфической личностной структуры, специфических семейных конфликтов или специфических отношений между матерью и ребенком) были опровергнуты эмпирическими исследованиями. Взаимосвязи между различными обсуждаемыми факторами представлены на рисунке.

Психологическая поддержка детей и подростков с бронхиальной астмой

В соответствии с многочисленностью факторов , имеющих отношение к возникновению и сохранению симптомов бронхиальной астмы, варьируют методы психологической поддержки: используются индивидуальные, групповые и семейно-терапевтические подходы. Их можно систематизировать следующим образом:

1. Применение психотерапии в дополнение к медикаментозному лечению и общему образу жизни пациента. Этот принцип эффективен при всех психосоматических (психофизиологических) заболеваниях. Подробно разъясняя пациенту и его семье природу заболевания, необходимо в первую очередь содействовать тому, чтобы принимались и проводились необходимые мероприятия соматической терапии.

2. В сфере психотерапии хорошо зарекомендовали себя следующие мероприятия:
попытка устранить астматические приступы с помощью методов поведенческой терапии (например, путем систематической десенсибилизации или методики оперантного обусловливания);
методики релаксации (такие, как аутогенный тренинг) для устранения страха - по показаниям;
индивидуальная разговорная терапия (глубинно-психологическая или конфликт-центрированная), если предварительное исследование выявило серьезные личностные конфликты. Она ориентирована, как правило, на ближайшее окружение пациента (школа, семья, профессиональная ситуация);
проблемо-центрированная семейная терапия, если в семье имеются неразрешимые конфликты, выражено стремление избегать их или сформировались альянсы, постоянно наносящие вред пациенту;
хорошо зарекомендовали себя и методы групповой терапии, применяемые для устранения социальной изоляции детей или подростков и помогающие им почувствовать, что они не одиноки со своими проблемами. Групповая терапия дает также возможность обсуждать стратегии преодоления трудностей и сравнивать их у детей и подростков.

Наряду с этими общими принципами существуют и стандартизированные психотерапевтические программы, чаще всего на базе поведенческой терапии. Они исходят, как правило, из функционального анализа астматического процесса, причем объективно фиксируются наиболее частые (поведенческие эксцессы) и редкие (поведенческие дефициты) варианты поведения во взаимосвязи с астматическими приступами.

Для самих мероприятий поведенческой терапии важно выбрать соответствующую мишень. Эта терапевтическая мишень может существовать на разных уровнях:
на уровне физиологических измерений (объем выдоха, частота дыхания и т. п.);
на уровне симптоматики, сообщаемой самим пациентом (например, страх, раздражительность, утомляемость, чувство обделенности вниманием);
на уровне объективных данных о поведении (таких, как число приступов астмы в неделю, число посещений врача).

После тщательного функционального анализа , учитывающего все три названных уровня, следует вмешательство, направленное на соответствующие симптомы. При этом могут применяться различные методы поведенческой терапии (методики релаксации, биологическая обратная связь, систематическая десенсибилизация, когнитивные стратегии контроля и т. д.).

Использование различных мероприятий зависит от результатов анализа поведения. Методы релаксации и тренинг с использованием биологической обратной связи применяются тогда, когда имеется выраженное состояние страха и напряжения. Когнитивные стратегии контроля используются втех случаях, когда пациент либо недооценивает свои симптомы, либо придает им чрезмерное значение. Он должен научиться оценивать свою симптоматику.
Так как способы лечения различны в зависимости от исходного состояния, трудно рекомендовать общую программу. Она может строиться из разных элементов с учетом особенностей данного случая.

Прогноз бронхиальной астмы у детей и подростков

Несмотря на интенсивные психотерапевтические меры и комбинированную психологическую и медикаментозную терапию, примерно у 25% больных детей и подростков болезнь переходит в хроническую форму (меньше чем у половины из них - в тяжелую).

Согласно Штейнхаусену , бронхиальная астма, начинающаяся в детстве, характеризуется у 30% больных наступлением длительной стабильной ремиссии, у 20% - ремиссией в периоды отсутствия аллергенов, и еще у 20% - развитием других аллергических симптомов или заболеваний. Летальность составляет 1%. Если клиническая симптоматика возникает лишь во время инфекций, прогноз особенно благоприятен. Неблагоприятные прогностические факторы - высокая частота приступов и сочетание астмы с экземой.

Эмоциональный стресс, раздражение, неурядицы на работе и в семье, как указывалось, утяжеляют течение заболевания, нередко провоцирует его обострение. В таких случаях седативные лекарства в комплексе с другими средствами нередко дают эффект. В тех случаях, когда в патогенезе приступов удушья психоэмоциональное факторы являются преобладающие, в комплекс лечения должна быть включена психотерапия. В задачи ее входят формирование правильных взглядов на свое заболевание, изменение жизненной позиции больного, выработка умения преодолевать жизненные трудности, подавлять психоэмоциональное напряжение в конфликтной ситуации и т.д. Выполнение этих задач возможно при глубоком анализе факторов, усугубляющих тяжесть заболевания, затрудняющих его лечение, облегчающих реализацию нервно-психического механизма развития приступов удушья.

Многие проблемы в психотерапии могут быть решены лечащим врачом. Чуткое и внимательное обращение к больному, умелый выбор тех или иных средств и методов в соответствии с фазой болезни, обучение больного умению ориентироваться в своем состоянии зачастую снимают тревожное состояние, и улучшает состояние пациента. В последнее время в зарубежной литературе обсуждаются вопросы целесообразности обучения пациентов или родителей больных детей программам самопомощи. Главная цель такого обучения - научить предупреждать приступы бронхиальной астмы.

В лечении больных бронхиальной астмы с нервно-психическим вариантом течения болезни широко используются такие методы, как индивидуальная и групповая психотерапия, аутогенная тренировка. Более углубленный анализ причин, опосредующих влияние нервно-психических факторов на течение бронхиальной астмы (поведенческие стереотипы, особенности жизненной позиции), делает необходимым в ряде случаев проведение семейной психотерапии. В ее задачи входят нормализация семейного климата, выработка правильного отношения членов семьи к больному, для оценки «семейного климата» используется шкала семейного окружения. Она предназначена для измерения и описания особенности отношения между членами семьи. Оценивается субъективное представление об имеющемся и идеальном семейном климате каждым членом семьи, а также вычисляется показатель несовместимости семьи, отражающий степень различия восприятия семейного климата различными членами семьи.

Показания к психотерапии

Психотерапия как основной вид терапии может применяться в комплексной системе лечения пациентов самыми различными заболеваниями. Объем психотерапевтических воздействий, их направленность, определяются факторами, которые рассматриваются как показания к психотерапии. К ним относятся: роль психического в этиопатогенезе заболевания; возможная вторичная невротизация как следствие соматического патологического процесса, реакция личности на болезнь, динамическая трансформация личностных особенностей в процессе заболевания.

При этом необходимо учитывать наличие в этиопатогенезе трех факторов (биологического, психологического и социального), что обуславливает необходимость соответствующих воздействий, с учетом механизмов каждого фактора и обязательным учетом и пониманием их взаимосвязи и взаимовлияния.

Показания к психотерапии необходимо определять на разных уровнях (социальном, психологическом, биологическом), воздействовать на возможные проявления тех синдромов, коррекции которых возможна с помощью психотерапии как главного или дополнительного метода лечения.

С помощью гипносуггестии можно воздействовать на все симптомы при неврозах, касающиеся как основных психопатологических их проявлений (страх, тревога, астения, депрессия), так и другие невротических синдромов. В последние годы расширяется круг показаний гипноссугестивной психотерапии при соматических заболеваниях. Внушение в гипнозе с эффектом применяется при бронхиальной астме. С помощью этих методов можно воздействовать психопатологические нарушения - страх, астению, депрессию, ипохондрию.

Рассматривая вопрос о применении психотерапии в лечении больных соматическими заболеваниями, необходимо отметить значимость работ, определивших системность и многоуровневость психотерапевтического воздействия охватывают три направления: биологического, психологического, социального и таким образом реализуется в практике современный биопсихосоциальный подход. В каждом из этих направлений определено несколько уровне реализации психотерапевтического влияния, как то: уровень организма, функциональных систем, физиологических систем, органов, клеток (биологический); личности, сфер психики, психических свойств (психологический); макросоциальный, микросоциальный реадаптации, аутореабелитации (социальный). В этом подходе отмечается необходимость разноплановость методов коррекции с точки зрения меры участия сознания, количества людей на сеансе, дидактический подход к динамике психотерапевтического процесса, этапность.

При этом предложена методика объективации эффективности психотерапии соматических больных, включающая блоки: оценка динамики невротических жалоб, экспериментальных показателей психоэмоционального состояния больного, исчисление оценки коэффициентов медицинской, социальной, экономической эффективности. Психотерапия становится существенным компонентом лечения на всех этапах восстановительной терапии пациентов с бронхиальной астмой.

Основными целями психотерапии заявляются - воспитание гибкости, умение находить новые, эффективные стратегии поведения; накапливать и рационально использовать энергетические ресурсы; изыскивать сохранять и развивать ресурсные состояния, обеспечивать активность, энтузиазм, оптимизм, сохранять и развивать здоровье.