СПП их стр-но семант. признаки

СПП – это предложение, предикативные части которого свя-заны подчинительными союзами или союзными словами. Объеди-няемые части различны по своим синтаксическим функциям, а именно: одна часть является главной, а другая – зависимой (прида-точной). От главной части к придаточной задаётся смысловой во-прос, в главной части располагается средство связи, но по смыслу она не всегда содержит в себе главное содержание: Известно, что слоны в диковинку у нас .

В СРЯ существуют три основных принципа классификации

· по значению,

· по форме,

· по значению и форме.

Первый принцип классификации называется семантическим или логико-семантическим. Основанная на этом принципе класси-фикация сложилась к середине девятнадцатого века. (Ф.И. Буслаев, А.Н. Гвоздёв). Согласно этой классификации придаточная предика-тивная часть уподобляется члену предложения. Соответственно выделяются СПП с придаточными подлежащными, сказуемными, определительными и т.д.: Тот весел, кто смеётся (СПП с подле-жащной придаточной частью). Придаточная часть определяется на основе смыслового вопроса, который задаётся к ней от главной ча-сти. Данная классификация является довольно стройной, однако охватывает далеко не все виды СПП. Так, проблемной является характеристика СПП, придаточная часть которых не отвечает ни на какой вопрос (следствия, присоединения, прикомпаративное ).

Классификация СПП по формальному признаку ведёт своё начало с двадцатых годов двадцатого века. (Л.А. Булаховский, А.Б. Шапиро). В соответствии с данной классификацией все СПП делятся на СПП с подчинительными союзами и СПП с союзными словами. Основное внимание уделяется не столько изучению сложного предложения, сколько изучению союзов или союзных слов и их функциональных возможностей. Данная классификация просуществовала недолго, до начала шестидесятых годов, и на смену ей пришла структурно-семантическая.

Структурно-семантическая классификация учитывает не только семантику и форму СПП, но и особенности сочетания пре-дикативных частей между собой (Богородицкий, Поспелов). В со-ответствии с этой классификацией все СПП делятся на два боль-ших типа: СПП одночленной структуры (нерасчленённые) и СПП двучленной структуры (расчленённые). В первом типе придаточная предикативная часть относится к одному слову или словосочета-нию главной части: Я знаю, что он придёт . Во втором типе прида-точная часть относится ко всей главной: Он не пришёл, потому что заболел .



В СПП одночленной структуры между главной и придаточ-ной частью образуется контактная рамка. В контактную рамку вхо-дит слово или словосочетание главной части, которое требует по-яснения при помощи придаточной части, а также средство связи придаточной части с главной. В зависимости от характера контакт-ного слова СПП одночленной структуры делятся на присловные и местоименно-соотносительные.

· присловных СПП придаточная часть относится к слову или словосочетанию, обладающему неполным лексическим значением. Присловные СПП делятся на присубстантивно-определительные, прикомпаративные, изъяснительные.

· местоименно-соотносительных СПП придаточная часть относится к местоимениям, обладающим только указательным зна-

чением: Он там, где мы только что были .

· присубстантивно-определительных СПП придаточная часть конкретизирует контактное слово главной части (субстантив)

· присоединяется к этому субстантиву при помощи союзных слов

который, какой, чей, где, куда, откуда, когда и др.: С улицы доно-сился шум, какой бывает только днём .Придаточная часть всегдаследует за главной и отвечает на вопросы определения. При ис-пользовании союзных слов где, куда, откуда, когда определитель-ные отношения осложняются обстоятельственными (пространственными, временными): Пред ними стелется равнина, где ели изредка взошли. Настала минута, когда я понял всю цену этих слов .

· прикомпаративных СПП придаточная предикативная часть относится к компаративу главной части (форме сравнительной сте-пени прилагательного, наречия или категории состояния), поясняя или распространяя его смысл. Придаточная часть обозначает то, с чем сравнивается признак названный в главной части, она не отве-чает ни на какой вопрос и связывается с главной с помощью союзов чем и нежели : Лететь самолётом быстрее, чем ехать поез-дом .



· изъяснительных СПП придаточная часть присоединяется к контактному слову главной части (глаголу, прилагательному, слову категории состояния), требующему пояснения, и отвечает на па-дежные вопросы: Мы не знали, что он вернулся . Средством связи являются союзы (что, чтобы, будто и др.) и союзные слова (кто, что, чей и др.)Придаточная часть обычно располагается послеглавной.

· местоименно-соотносительных СПП придаточная часть связывается с соотносительным местоимением главной части при помощи союзов (чтобы, что, будто и др.) и союзных слов (кто,

что, где и др.): Он сказал о том, что не придёт. Он спросил меня о том, кто я .Местоименно-соотносительные СПП делятся по значе-нию на изъяснительные и обстоятельственные. В изъяснительных СПП придаточная часть раскрывает смысл местоименно-соотносительного слова главной части и отвечает на падежные вопросы: С кем поведёшься, от того и наберёшься . В обстоятельственных СПП придаточная часть уточняет смысл коррелята глав-ной части, имеющего обстоятельственное значение. Эти предложе-ния делятся на количественно-обстоятельственные (придаточная часть отвечает на вопросы сколько? насколько? и присоединяются к главной части при помощи союзных слов сколько, насколько или при помощи союза что (в школьной грамматике их называют СПП с придаточным меры и степени), обстоятельственно-временные (местоименно-соотносительное слово обобщённо указывает на время совершения действия главной части, которое конкретизиру-ется в придаточной части, отвечающей на вопрос когда? и связан-ной с главной с помощью союза когда ) и обстоятельственно-локальные (местоименно-соотносительное слово со значением ме-ста в главной части конкретизируется с помощью придаточной,присоединяемой союзами где, куда, откуда ): Он взял столько книг, сколько мог поднять. Когда приедешь, тогда и сделаешь. Он жил там, где жил его отец .

· зависимости от характера соотношения главной и прида-точной частей местоименно-соотносительные СПП делятся на отождествительные, фразеологизированные и вмещающие. Отож-дествительные СПП включают в свой состав устойчиво воспроиз-водимые средства связи предикативных частей: повторяющиеся слова, формы слов, одинаковый порядок слов в предикативных ча-

стях: Как аукнется, так и откликнется . В фразеологизированных СПП форма местоименно-соотносительного слова главной части тесно связанна только с определённым подчинительным союзом придаточной части, с союзом что : Я так люблю её, что даже бо-юсь своей любви .Во вмещающих СПП придаточная часть своимсодержанием полностью как бы вмещается в местоименно-соотносительное слово главной части, раскрывая его смысл: Задача состояла в том, чтобы ускорить обработку деталей .

СПП двучленной структуры в зависимости от смысловой и грамматической связей между частями делятся на девять видов: СПП времени, места, условия, причины, уступки, следствия, цели, сравнения и присоединения.

· СПП времени придаточная часть отвечает на вопросы ко-гда? как долго? с каких пор? Присоединяется главной части припомощи союзов когда, пока, покуда, прежде чем и др. В придаточ-ной части СПП времени указывается действие или проявление при-знака, соотносительные по времени с действием или проявлением признака, о которых говорится в главной части. Действие главной части может происходить одновременно с действием придаточной части, предшествовать ему или происходить после него: Каждый раз, когда я приходил, Света встречала меня.Прежде чем сдаватьэкзамен, подготовься к нему. Едва жандармы начали обыск, вер-нулся из театра Кирилл. СПП времени могут иметь как гибкую, так негибкую структуру.

· СПП места придаточная часть отвечает на вопросы где? куда? откуда? и содержит указание на место,направление,про-странство, где совершается то, о чём говорится в главной части. Придаточная часть связывается с главной союзами где, куда, отку-да .Эти предложения обычно имеют негибкую структуру: Ищи счастье, где потерял его .

· СПП условия придаточная часть называет явление, при осуществлении которого становится возможным действие главной части. Придаточная часть отвечает на вопрос при каком условии? , связывается с главной с помощью союзов если, раз, ежели, коли и обычно расположена после главной. СПП условия делятся на СПП с реальным условием: Если температура воздуха падает ниже нуля, вода в реке замерзает ;и СПП с нереальным условием: Если бы я увидел хоть единственный огонёк где-нибудь вдалеке, я бы остановился .Условные СПП обычно имеют гибкую структуру.

· СПП причины придаточная часть содержит указание на причину действия главной части, отвечает на вопросы почему? от-чего? по какой причине? и связывается с главной с помощью сою-

зов потому что, оттого что, ибо и др.: Часа в три утра я проснулся, оттого что озяб .Большинство причинных составныхсоюзов могут использоваться либо компактно, только в придаточ-ной части, либо расчлененно, то есть одновременно в главной и придаточной частях. СПП причины обычно имеют гибкую струк-туру.

· СПП цели придаточная часть содержит указание на цель или на значение того, о чём говорится в главной части; отвечает на вопросы зачем ? для чего ? с какой целью ? и прикрепляется к глав-ной части с помощью союзов чтобы, для того чтобы и др.: Чтобы хорошо жить, надо трудиться .Составные целевые союзы могутиспользоваться либо компактно, либо расчленено. СПП цели име-ют гибкую структуру.

· СПП уступки придаточная часть содержит указания на действие, препятствующее совершению действия главной части. И всё же несмотря на препятствие, действие главной части соверша-ется. Придаточная часть отвечает на вопрос несмотря на что? и присоединяется к главной части с помощью союзов хотя, пусть, пускай и др.: Пусть он себя не прославил, а сделал себя он сильней .

Очень редко встречаются усилительно-уступительные СПП, в ко-торых препятствие, обозначенное в придаточной части доведено до предела, и всё же действие главной части совершается. Средством связи в таких предложениях выступают союзные слова кто ни, когда ни, где ни, что ни и т.д.: У него ничего не клеилось, что бы он ни предпринимал .Уступительный СПП имеют гибкую структуру.

· СПП следствия придаточная часть указывает следствие, которое вытекает из содержания главной части. Придаточная часть не отвечает ни на какой вопрос и связывается с главной с помощью союза так что : Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низко от земли .СПП следствия имеют негибкую структуру.

· СПП сравнения придаточная часть поясняет содержание главной части путём сравнения, основанного на каких-либо ассо-циациях. Придаточная часть отвечает на вопросы как? каким обра-зом? и связывается с главной при помощи сравнительных союзов

как, будто, словно, точно, как если бы и др.: Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задёрнулись занавески .СравнительныеСПП могут иметь собственно сравнительное значение (признак или действие главной части уточняется путём сравнения его с призна-ком или действием придаточной части) и сравнительно-условное (придаточная часть называет лишь предполагаемый признак, с ко-торым сравнивается действие главной части): Он засмеялся, точно сталь зазвенела. Они трудились на протяжении всех дней войны,

как если бы это был один день .Эти предложения нельзя смешивать

· простыми предложениями, осложнёнными сравнительным оборо-том. СПП сравнения могут иметь гибкую и негибкую структуру.

· СПП присоединения придаточная часть содержит сообще-ние, пояснение по поводу того, о чём говорится в главной части. Придаточная часть не отвечает ни на какой вопрос и связывается с главной частью союзными словами что, отчего, почему и др.: Его не было дома, почему я и оставил записку .СПП присоединенияимеет негибкую структуру, придаточная часть всегда находится после главной.

Тема урока: Понятие о сложноподчиненном предложении

Цели урока:

1. Образовательные:

    проверка понимания и степени усвоения материала по теме

2. Развивающие:

    развитие мыслительной деятельности учащихся

    развитие умения работать в группах, давать оценку ответам одноклассников

3. Воспитательные:

    воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний

    воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи

Обеспечение:

    Интерактивная доска

    Презентация

    Раздаточный материал

Ход урока

    Орг. момент

    Повторение

- Орфографическая «пятиминутка»

Задание: найдите столбик с правильными для всех слов ответами:

1 2 3 4 5

а) р..стение а о а о а

б) з..ревать о о а а а

в) к..сательная а а а а о

г) пл..вчиха а о о а а

д) заг..релый а а о о о

е) ск..чок о о а а а

Правильный вариант 3.

Что должен знать ученик, выполняя это задание. Правильно, правописание корней с чередующейся гласной.

Внимательно прочитайте каждое слово в указанном предложении и найдите среди них с чередующейся гласной в корне. В этом вам поможет знание корней, в которых происходит чередование гласных (Таблица Т.Я. Фроловой)

Выполнение тестовых заданий ГИА А5.

Вариант -1

1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне

Горелая сосна стояла на пригорке, и торчащие вокруг нее толстые пни служили надёжным укрытием для стрелков. Позиция была удобна для обороны, и в то же время с пригорка легко было атаковать. (Бражнин И.)

1) атаковать
2) торчащие
3) горелая
4) позиция

Скоро по комнате распространился запах кофе, который блестел чёрными зеркалами в белых фарфоровых чашках. (Дубровин Е.)

1) распространился
2) запах
3) комнате
4) блестел

Мы выкопали добрый десяток глубоких ям, с замиранием сердца ожидая, когда лопата ударится о кованый сундучок. Но чем больше мы копали, тем всё меньше и меньше верили в существование клада. (Коковин Е.)

1) ожидая
2) выкопали
3) лопата
4) замиранием

Деревья появлялись из темноты и уходили опять в темноту. Коле они казались то стариками, идущими под конвоем фашистских солдат, то партизанами, выскочившими из лесу. Коля изредка ещё вздрагивал, но почему-то ему казалось, что теперь все будет хорошо. (Рысс Е.)

1) появлялись
2) деревья
3) выскочившими
4) казалось

5. Найдите в предложении слово с чередующейся гласной в корне.

Сотрясая мостовую, под виадуком прошел, расстелив над ним дымное облако, дачный поезд. Холодный январский ветер доносил серебристый перезвон склянок с кораблей, стоявших в порту и на рейде. (Нагишкин Д.)

1) сотрясая
2) стоявших
3) серебристый
4) расстелив

Вариант 2

1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

Васёк покрывал лаком рамку для стенгазеты. "Вот это по мне", - думал он, с удовольствием макая кисть в густой лак. Митя сидел за столом, просматривая заметки для стенгазеты. (Осеева В.)

1) стенгазеты
2) с удовольствием
3) макая
4) сидел

2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

Когда мать была жива, Васёк после школы торопился домой. Теперь опустевший дом пугал мальчика. Часто до возвращения отца с работы он бесцельно бродил по городу один или предлагал своим друзьям Коле Одинцову и Саше Булгакову: «Пойдемте, ребята, куда-нибудь, пошатаемся...» (Осеева В.)

1) предлагал
2) возвращения
3) работы
4) пошатаемся

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

Вероника Васильевна знает по фамилиям всех постоянных читателей. Она неторопливо расхаживает по ту сторону стойки, перебирая книги. В ее руках - моя судьба, по крайней мере, на сегодняшний вечер. Хорошо ли проведу его, с увлекательной ли, интересной книгой вдвоем? Эх, мне бы ту, со львами!.. (Платов Л.)

1) увлекательной
2) перебирая
3) читателей
4) неторопливо

4. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

Юнга очень удивился переменам, происшедшим в его отсутствие. Теперь катер был уже не катером, а чем-то вроде плавучей беседки. (Платов Л.)

1) удивился
2) беседки
3) плавучей
4) катер

5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

Разведчики спустились к реке, в прибрежные заросли, где их уже ожидали сапёры с тремя рыбачьими лодками. Было одиннадцать часов ночи. Огромная туча, выползшая из-за Шебекинского урочища, закрыла луну. (Алексеев М.)

1) выползшая
2) сапёры
3) часов
4) заросли

II. Изучение новой темы.

1. Актуализация знаний. Исследование синтаксических конструкций.

Учитель . В чём разница предложений?

Зарево, которое осветило долину, было недолгим.

Зарево осветило долину, но это длилось недолго.

Изобразите ответ графически. Составьте вертикальную схему к первому предложению.

Учитель . Охарактеризуйте второе предложение. (Сложносочинённое предложение, две части которого соединены союзом «и» и разделены запятой.)

[ , (), ]

2. Создание лингвистического текста.

Чтобы охарактеризовать первое предложение, вам потребуется текст из § 12, с. 69–71.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока ( Понятие о сложноподчиненном предложении)

Каковы цели урока:

    повторение и углубление сведений о сложном предложении

    введение понятия о сложноподчиненном предложении

    формирование умения различать союзы и союзные слова

    находить в СПП главное и придаточное предложения, видеть средства связи между частями предложения

Учитель . Докажите, что это сложноподчинённое предложение.

В подготовленном классе можно обратиться и к § 13 и продолжить характеристику по таблице.

3. Упражнение 87 по заданию, устно.

III. Тренировочные упражнения.

1. Упражнение 89: одно (любое) предложение, то, которое больше нравится отвечающему (устно), ещё одно на выбор письменно по заданию: преобразуйте ССП в СПП.

Когда кончились каникулы, в школе началась учеба.

Мне пришлось выйти на балкон, потому что в комнате стало душно.

Когда начался урок, ученики приступили к самостоятельной работе.

2. Графический диктант.

Задание: мы умеем отличать сложноподчинённое предложение от других видов предложений, сейчас попробуем сделать это на слух. Предложение писать не надо, только схемы с определением вида сложного предложения, для сложноподчинённых предложений + вертикальные (с. 74), объясняя их роль.

1) До вечера оставалось не более получаса, а заря едва зажигалась .

, а . ССП

2) За рекой по вечерам раздаются песни и мелькают огоньки.

. – и . ССП

3) Мне показалось, что он смутился .

, (что). СПП

4) Когда спешишь, не всегда получается хорошо .

(Когда), . СПП

5) Сыпались звёзды, да иглы звенели.

, да . ССП

6) Если хочешь быть счастливым, будь им.

(Если), . СПП

7) Впереди, где лишь угадывались огни, нас ждало неизведанное .

[ , (где), ]. СПП

Возможная система оценки: предложить сдать на проверку тем, кто уверен, – им оценка по желанию в журнал (мы только учимся этому!), остальные проверяют по заранее написанному на доске. Но оценки, даже хорошей, не получают, можно просто их похвалить и предложить быть более уверенными в своих силах.

IV . Исследование теоретического материала и сопоставление синтаксических конструкций

Обратите внимание, что части СПП могут соединяться при помощи союзов и союзных слов .В чем же разница? Как отличить союз от союзного слова?

В науке существуют два пути, которыми можно достичь истины: путь практиков и теоретиков.

- Разделить класс на две группы: “Исследователи” и “Теоретики”.

Исследователи

Исследователь, исследовать – подвергнуть научному изучению

Теоретики

Теоретик – человек, занимающийся вопросами теории

Идут от практики к теории

Постановка перед учащимися учебной проблемы – в чем отличие союза от союзного слова

Кто может знать, что ждет меня? (А.С.Пушкин)

Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я. (А.С.Пушкин)

Идут от теории к практике

Чтение изучающее

Выслушиваем ответы учащихся, делаем выводы при помощи наглядных примеров

ВЫВОД:

Союз можно опустить, либо заменить другим союзом. Союзное слово можно заменить только самостоятельной частью речи.

V . Подведение итогов. Закрепление изученного.

- Что нового узнали на уроке?

Выводы:

- СПП имеет две части, одна из которых является главной, а другая – придаточной.

- Части СПП соединены при помощи подчинительных союзов и союзных слов.

- Союзы и союзные слова находятся в придаточной части СПП.

Самостоятельная работа

Вариант -1

В7-1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённых предложений.

Стоит вглядеться и в крылышки невзрачных ночных бабочек,(1) которые прилетают на свет летними вечерами. В лупу можно увидеть,(2) насколько красив и сложен рисунок на крыльях и что сверкают на них серебром и золотом узоры,(3) как на драгоценной парче. Очень интересны радужные «сложные» глаза бабочек и свёрнутые спиралью хоботки,(4) при помощи которых эти насекомые питаются нектаром цветов. Разве не чудо,(5) что бабочки,(6) как в настоящей сказке,(7) в течение жизни испытывают полное перевоплощение!

В7-2.

Каждый,(1) кто любит Театр,(2) знает,(3) что только здесь происходит великое таинство живого общения со зрителем,(4) что только здесь можно прикоснуться к Душе и достучаться до Сердца. Театр - это волшебство,(5) удивительный мир,(6) наполненный мечтами,(7) где Добро борется со Злом…

В7-3.

Загрязнение - это нежелательное изменение физических,(1) химических или биологических характеристик нашего воздуха,(2) земли и воды,(3) которое может сейчас или в будущем оказывать неблагоприятное влияние на жизнь самого человека,(4) растений и животных. Загрязнители - это остатки всего того,(5) что мы производим,(6) используем и выбрасываем. Загрязнение увеличивается не только оттого,(7) что с ростом населения уменьшается доступное для каждого человека пространство…

В7-4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО предложения.

Выработанные рукой многих поколений узоры всегда были просты,(1) изысканны и точны. После раскраски вещь много раз покрывали олифой,(2) много раз сажали в раскалённую печь. Именно от температуры зависело,(3) вспыхнет ли изделие золотом или останется тускловато-серебристым. Наконец из печи вынимали чашу,(4) самим солнцем согретую,(5) драгоценную от искусства,(6) вложенного в неё. Такие деревянные чаши и ложки больше не боялись горячих щей и каши,(7) не уступали боярским - золотым и серебряным.

В7-5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Виноваты прежде всего люди,(1) прибывающие в некогда дикие,(2) непролазные чащи. Тут и геологи,(3) и дорожники,(4) и электрики,(5) и строители,(6) и лесорубы,(7) да и просто вездесущие туристы. А где много людей,(8) там обязательно обнаружится непогашенный окурок,(9) небрежно брошенная спичка,(10) тлеющий костёр,(11) искра от электросварки или от порвавшихся проводов.

В7-1 1, 2, 4, 5

В7-2 1, 2, 3, 4, 7

В7-3 3,5,7

Вариант -2

В7-1 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО предложения.

Пока спорили и гадали,(1) появился новый сюрприз. Холст сам собой разгладился,(2) и от морщин не осталось никакого следа. На следующий день повторилось то же самое,(3) что взволновало сотрудников музея. В 11 часов утра перед посетителями раскрылись двери выставки,(4) в 13 часов картина собралась в складки,(5) в 20 часов вот складок не осталось и следа. На третий же день это прекрасно произведение Левитана уже больше не заставляло хранителей музея так волноваться,(6) потому что причины необычного поведения картины были разгаданы и были приняты соответствующие меры.

В7-2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО предложения.

Смог бы мир существовать без птиц? Если бы и смог,(1) то это был бы мир с безмолвными погибающими лесами и ничтожными урожаями. Расплодились бы в огромном количестве вредные насекомые,(2) клещи,(3) грызуны,(4) убытки от которых исчислялись миллионами рублей. Без птиц же ничего не осталось бы от наших урожаев. Большая синица,(5) например,(6) уничтожает за день до шести тысяч насекомых,(7) колония розовых скворцов за месяц съедает сто тонн саранчи. А пара канюков истребляет за лето до тысячи грызунов,(8) что сберегает полторы тонны зерна.

В7-3 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифра, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Египтяне быстро поняли,(1) насколько полезны эти создания,(2) когда ливийские дикие кошки стали приходить охотиться к амбарам с зерном. Так между людьми и кошачьими зародилась дружба,(3) а вскоре из союзника по борьбе с грызунами кошка превратилась в домашнюю любимицу. Прошло ещё немного времени,(4) и она стала божеством: египтяне поклонялись доброй богине Баст с кошачьей головой и её жестокой сестре с львиной головой - богине войны Сехмет.

В7-4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Хорошо,(1) что в жизни многое меняется и буквально на глазах превращается в свою противоположность. Если в середине двадцатого века люди увлекались книгами знаменитых охотников за дикими животными,(2) то сейчас,(3) в начале двадцать первого века,(4) охотничьи трофеи уже не воспринимаются как подвиг человека и вызывают у нас возмущение и жалость к братьям нашим меньшим. Мы все знаем теперь,(5) что человек истребил и уничтожил более семидесяти видов животных.

В7-5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Подсчёты показали,(1) что экологический ущерб от деятельности комбината во много раз превысил стоимость выпущенной им продукции. Нравственно ли отдавать такие ресурсы,(2) как байкальская вода,(3) для промышленной продукции,(4) пусть даже самой лучшей? Кто же сегодня является основными загрязнителями атмосферы в бассейне Байкала? Это вольфрамо-молибденовый,(5) металлургический комбинат,(6) несколько крупных электростанций,(7) кроме того,(8) дымят не только котельные,(9) но и свалки,(10) в том числе на берегу озера.

В7-6 3,6

В7-7 1,4,8

В7-8 1,2

В7-9 1,2,5

Домашнее задание: упражнение 91 + графическое обозначение, схемы сложных предложений

Как известно, язык является системой систем. Термин «система» используется специалистами практически во всех научных дисциплинах. Например, в биологии - нервная система; в химии - периодическая система химических элементов; в литературоведении - система стихосложения и т.д. Что же понимается под системой? Система - это совокупность взаимосвязанных или определенным образом упорядоченных элементов, образующих некоторое единство. Структура же является составной частью системы. Это способ упорядочения элементов в системе.
Сложноподчиненное предложение (СПП) осознается только в системе языка, т.е. в первую очередь в противопоставлении сложносочиненному (ССП) и бессоюзному (БСП) сложным предложениям. Исчезли бы понятия ССП и БСП, термин СПП стал бы опустошенным и ненужным.
СП минимальной структуры СП максимальной структуры

Сложное предложение

Сложноподчиненное предложение занимает определенное место в системе видов сложного предложения.
ССП СПП БСП СПП ССП БСП СП
СПП само является системой определенной структуры, так как состоит из конкретных элементов: главной и придаточной частей - и вступает в парадигматические, синтагматические отношения с другими единицами языка.
СПП - это структурно-семантическая разновидность сложного предложения.

  1. Структурные признаки:
  1. Полипредикативность;
  2. Наличие грамматических средств связи предикативных частей: по- динительные союзы, союзные слова, соотносительные (указательные) слова.
  3. Возможная структурная неполнота одной предикативной части.
Н-р, Мир освещается солнцем так же, как человек - знаниями.
  1. Порядок следования предикативных частей может быть фиксированный и нефиксированный.
Ср.: Где перестрелка, там и он.
Я живу в доме, который построил мой отец.
  1. Координация видо-временных форм глаголов-сказуемых во всех предикативных частях.
  2. Возможный структурный параллелизм предикативных частей.
  1. Семантические признаки:
  1. Полипропозитивность.
  2. Лексико-тематическое единство между предикативными частями. Предикативные части логически совместимы.
  3. Между предикативными частями складывается определенный тип грамматических отношений, т.е. каждое СПП обладает определенным грамматическим значением.
Изоморфизм сложноподчиненных предложений с другими единицами синтаксиса.
Являясь составляющей синтаксической системы, СПП изоморфно (однотипно) другим единицам синтаксиса - словосочетанию (далее СС), простому предложению (далее ПП). Явления называются изоморфными, если между их элементами, а также функциями, свойствами, отношениями, существует или может быть установлено взаимооднозначное соответствие.
Так между СПП и словосочетанием прослеживается общность в следующем:
  1. Двучастное строение, имеются главный и зависимый компоненты;
  2. Наличие подчинительной связи между ними;
  3. Одинаковые синтаксические отношения между составляющими компонентами: атрибутивные, объектные, различные виды обстоятельственных отношений.
Ср.: интересная книга
[Я читаю книгу], (которая мне интересна).
Между СПП и простым предложением тоже прослеживаются изоморфные отношения:
  1. Строение предикативных частей СПП аналогично строению простого предложения;
  2. Одинаковое распространение второстепенными членами предложения;
  3. Однородные члены в простом предложении и однородные придаточные части в СПП изоморфны относительно пунктуации и закономерности синтаксической связи.
Ср.: Надежный и истинный друг не предаст.
Друг, (который проверен годами) и (с которым можно поделиться сокровенным), не предаст.
Но при всей общности, полного изоморфизма между СПП и словосочетание, простым предложением нет, так как сложное предложение, в частности, СПП, - это самостоятельная синтаксическая единица, имеющая свои отличительные структурно-семантические особенности. Словосочетание, простое предложение, СПП - единицы различных планов. Словосочетание - некоммуникативная единица. Простое предложение и сложное предложение - коммуникативные. Простое предложение - монопредикативная единица. Сложное предложение - полипредикативная. Надо помнить, что изоморфизм и тождество - разные понятия. Изоморфизм исключает полное тождество между явлениями. Возведение в абсолют действительно имеющего место изоморфизма между словосочетанием, простым предложением, СПП является слабым местом в некоторых классификациях СПП. Внешний характер изоморфизма и ограниченность его распространения не позволяют считать СПП усложненным вариантом простого предложения или его сложным аналогом.
Изоморфизм между СПП и словосочетанием, простым предложением существует, но полного тождества нет. Класс СПП не может быть охарактеризован ни аналогией со словосочетанием, ни аналогией с простым предложением. Только в отдельных случаях можно говорить об их изоморфизме, но этот изоморфизм не распространяется на все виды СПП.
Изоморфизм сложноподчиненного предложения и простого предложения
Наличие изоморфизма между СПП и простым предложением послужило основой для классификации СПП в трудах Ф. И. Буслаева. Аналогия СПП с простым предложением в его членении на главные и второстепенные члены предложения изучена достаточно основательно и стала уже историей. Традиционная, первая логико-грамматическая классификация СПП Ф.И.Буслаева просуществовала в школьной практике более ста лет и до сих пор находит сторонников среди синтаксистов (н-р, учебный школьный комплекс В. В. Бабайцевой). А. А. Шахматов усматривал аналогию между СПП и простым предложением в том, что СПП и простое предложение могут быть односоставными и двусоставными. Надо помнить, что А. А. Шахматов не употреблял термин сложное предложение, а говорил осцеплении предложений. Пом- нениюА. А. Шахматова, односоставным является такое подчинительное сцепление предложений, предикативные части которого, могут употребляться
ТЛ V» хэ
самостоятельно. В двусоставной подчинительной конструкции предикативные части не могут существовать друг без друга.
Ср.: Постоем совсем заморил, хоть в петлю полеза. (Односоставное).
Кто не с нами, тот против нас. (Двусоставное).
Эти предварительные замечания А.А.Шахматова в дальнейшем послужили основой для деления СПП на два класса: СПП одночленной и СПП двучленной структуры (Н.С.Поспелов). Позднее - на СПП с присловной и неприсловной зависимостью (Н.С.Валгина), на детерминантные СПП и обычные (В.А.Белошапкова), на СПП нерасчлененной и расчлененной структуры (В.В.Бабайцева, Л.Ю.Максимов и многие другие).
Таким образом, за основу разных классификаций СПП брались следующие случаи изоморфности СПП и простых предложений:
  1. Придаточная часть изоморфна члену простого предложения - принцип логико-грамматической классификации СПП. Отсюда имеющиеся названия придаточных частей: определительная, обстоятельственная, дополнительная, подлежащная, сказуемостная;
  2. Структура СПП изоморфна структуре простого предложения, так как те и другие единицы могут быть двусоставными и односоставными. Эта мысль послужила основанием для дальнейшего разграничения нерасчленен- ных и расчлененных СПП.
  3. СПП изоморфно расчлененности простого предложения на основную часть и детерминант. Это позволило В. А. Белошапковой выделить из состава расчлененных СПП детерминантные структуры.
Ср.: Под старость жизнь такая гадость.
(Когда стареешь), [жизнь - такая гадость].
Изоморфизм сложноподчиненного предложения и словосочетания.
Менее изучены аналогия и структурный параллелизм между СПП и словосочетанием, хотя вопрос этот тоже затрагивается в ряде работ (Н.Н.Прокопович, С.Е.Крючков, Л. Ю. Максимов и др.).
Вступая в контакт с тем или иным словом главной части (касается только нерасчлененных СПП), придаточная часть ведет себя в некотором отношении аналогично зависимому компоненту словосочетания.
Ср.: угловой дом
[Дом], (который стоит на углу).
Прилагательное в словосочетании и союзное слово, выраженное относительным местоимением, одинаково согласуются со своими главными, определяемыми словами. Там и там структура - предмет + его признак, одинаково и грамматическое значение - выражаются атрибутивные отношения.
Ср.: Он обещал нам свою помощь (обещал помощь - объектные отношения)
Он обещал нам, что поможет (между главной и придаточной частями тоже объектные отношения).
Ребенок изменился до неузнаваемости (изменился до неузнаваемости - обстоятельственные отношения).
Ребенок изменился так, что не узнаешь (тоже обстоятельственные отношения).
Но эта аналогия не абсолютная. Необходимо видеть не только общее, но и отличное, т.е. специфические особенности СПП. Это особые средства связи (подчинительные союзы, союзные и соотносительные слова). Сообщение, заключающееся в придаточной части, соотносится не только со стержневым словом, но и со всем содержанием, заключенным в главной части СПП. Потому соотношение главной и придаточной частей в СПП сложнее, чем в синонимичном словосочетании.
Ср.: Она не любила жадных людей (жадных людей - атрибутивные отношения).
Она не любила людей, которые были жадными (атрибутивные отношения с оттенком причины).
Безусловно, СПП сближает со словосочетанием прежде всего то, что обе единицы представляют собой сочетание нескольких компонентов и не могут быть однокомпонентными (тогда как простое предложение может быть однокомпонентным).
Аналогию можно провести между словосочетанием и СПП и в отношении структуры. Для синтаксиса словосочетания и СПП исходными являются понятия - минимальная и максимальная (усложненная) структура. Минимальные по структуре словосочетания и СПП - двукомпонентны. Усложненные словосочетания и СПП тоже могут соединять несколько минимальных компонентов.
Ср.: Читать интересную книгу (последовательная подчинительная связь).
Он говорит, что нет книг, которые ему нужны (последовательная подчинительная связь между придаточными частями и главной частью).
Купить газеты и журналы (однородное подчинение).
Он говорит, что нет книг и все свободны (однородные придаточные части).
Быстро идти по улице (параллельное подчинение).
Когда мы пришли, он сказал, что нет книг (параллельное подчинение придаточных частей).
Таким образом, между СПП, с одной стороны, и словосочетанием, простым предложением, с другой стороны, существует определенный изоморфизм, который был положен в основу многих классификаций СПП.
Благодаря умению видеть действительные границы аналогии и ее реальную глубину, таким синтаксистам, как Н.С.Поспелов,
В. А. Белошапкова, А. Б. Шапиро, С. Г. Ильенко и др., удалось построить достаточно убедительную классификацию СПП.

Цели урока:

1. Образовательные:

  • повторение и углубление сведений о сложном предложении
  • введение понятия о сложноподчиненном предложении
  • формирование умения различать союзы и союзные слова
  • находить в СПП главное и придаточное предложения, видеть средства связи между частями предложения
  • проверка понимания и степени усвоения материала по теме

2. Развивающие:

  • развитие мыслительной деятельности учащихся
  • развитие умения работать в группах, давать оценку ответам одноклассников

3. Воспитательные:

  • воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний
  • воспитание любви к русской литературе, уважения к творчеству великих писателей
  • воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи

Обеспечение:

  1. мультимедийный проектор, экран
  2. раздаточный материал (опорный конспект № 1 “Предложение”; опорный конспект № 2 “Сложноподчиненное предложение”; текст “Заочная экскурсия по Ясной Поляне”)

1. Оргмомент

(Цель: мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке)

Приветствие
- обеспечение благоприятной атмосферы на уроке
- формулировка целей урока
- объявление плана урока

2. Активизация пройденного материала

(Цель: актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала)

А) Орфографическая разминка.

У доски работает ученик. (Необходимо правильно записать предложение, определить его вид. Класс записывает предложение под диктовку).

Стелющийся дым, таящий в себе большую опасность, клубился из огнедышащего кратера вулкана, увенчанного шапкой быстро тающего снега.

(Простое осложненное предложение)

В) Комбинирование устного и письменного опроса.

Устный опрос.

Индивидуальный опрос с использованием средств наглядности (слайд 3) и опорного конспекта №1

Фронтальный опрос

В каком разделе языкознания изучается предложение?
- На какие группы делятся все предложения?
- В чем отличие простого предложения от сложного?
- Какие виды сложных предложений?
- В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?
- Какие средства связи между частями предложения?

Письменный опрос

Указать вид предложения, способ связи частей в предложении.

САМОПРОВЕРКА

Определите, к какому виду относятся следующие предложения. Для сложных предложений укажите также средства связи, с помощью которых соединены между собой части предложения.

1. Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумажку и подала её незнакомой своей покровительнице, которая стала читать её про себя. (А.С.Пушкин)
2. Свечи вынесли, комната опять осветилась одною лампадою. (А.С.Пушкин)
3. Приятелей наших встретили в передней два рослых лакея в ливрее; дин из них тотчас побежал за дворецким. (И.С.Тургенев)
4. В саду было тихо, прохладно, и темные покойные тени лежали на земле. (А.П.Чехов)
5. Князь, не теряя присутствия духа, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника. (А.С.Пушкин)

Форма записи в тетрадях.

1. СПП, интонация и союзное слово
2. БСП, интонация
3. БСП, интонация
4. ССП, интонация и союз
5. ПП

3. Усвоение новых знаний

1. Работа с учебником и составление опорного конспекта.

(Учащиеся читают параграф, систематизируют информацию по опорному конспекту №2)

Обратите внимание, что на части СПП могут соединяться при помощи союзов и союзных слов (слайд 8) .В чем же разница? Как отличить союз от союзного слова?

В науке существуют два пути, которыми можно достичь истины: путь практиков и теоретиков.

2. Разделить класс на две группы: “Исследователи” и “Теоретики”.

Выслушиваем ответы учащихся, делаем выводы при помощи наглядных примеров (слайд 10)

Окончательный вывод по теме делает учитель.

4. Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на языковом материале.

Заочное путешествие в Ясную поляну.

Учащиеся читают и анализируют текст, находящийся на парте. Находят в каждом предложении СПП. Чтение текста сопровождается показом слайдов (11-19)

Заочная экскурсия по Ясной Поляне.

Деревня Ясная Поляна возникла недалеко от Малиновых ворот Малиновой засеки. Толстые полагали, что свое название Ясная Поляна получила от широкой солнечной долины, открывающейся при повороте к усадьбе, а возможно, по речке Ясенке, протекающей неподалеку. В 1763 году Ясную Поляну на имя жены купил прадед Тостого князь С. Ф. Волконский, с тех пор она переходила по наследству. 28 августа 1828 года в Ясной Поляне родился Лев Николаевич Толстой. Он провел здесь большую часть своей жизни.

У входа в усадьбу встречают белые башенки. Здесь, как вспоминает Л.Н. Толстой, "...игра света и теней от больших, густо одевшихся берез прешпекта по высокой уже, темно-зеленой траве, и незабудки, и глухая крапива...". Глухой крапивы, конечно, сегодня нет. Усадьба очень ухожена, во всем чувствуется заботливая рука работников музея. Слева, у въезда в усадьбу, - Большой пруд, который является одним из старейших гидротехнических сооружений Ясной Поляны.

Внешний облик двухэтажного дома-музея, расположение его комнат, обстановка - все сохраняется в том виде, как было в последний год жизни писателя. В доме все одухотворено образом Льва Толстого: библиотека, рабочий кабинет; зал, где обедали, отдыхали; “комната под сводами” с ее небольшим круглым столом, лампой, диваном, несколькими креслами, старинным туалетным столом с тремя зеркалами, личные вещи писателя, портреты его и близких.

Флигель Кузминских - здание Яснополянской школы Толстого, позднее – дом для гостей; ныне в нем размещаются временные экспозициии. Изначально флигель представлял собой (как и Дом Толстого) часть архитектурного ансамбля, заложенного еще при князе Волконском. В 1859 году во флигеле Толстым была открыта школа для крестьянских детей, которая просуществовала до 1862 года. Позднее здесь останавливались гости. Чаще других здесь жила свояченица писателя, младшая сестра его жены, Татьяна Андреевна Кузминская со своей семьей. По ее имени флигель и был назван флигелем Кузминских.
Дом Волконского - самое старое здание в усадьбе. Предполагается, что в нем некоторое время жил дед писателя князь Н. С. Волконский. При князе в центральной части дома располагались мастерские по изготовлению полотна, ковров, обработке кожи. При Толстом здесь жила прислуга, находились прачечная и “черная кухня”. В восточном крыле Дома Волконского размещалась художественная мастерская дочери Толстого Татьяны Львовны.

Могила Л.Н. Толстого является одним из наиболее популярных мест среди посетителей усадьбы. В "Воспоминаниях" Лев Николаевич писал о том, как его старший брат Николенька объявил, что "у него есть тайна, через которую, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми и будут любить друг друга. Тайна эта написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги на краю оврага в яснополянском парке". Считается, что Толстой попросил похоронить его на краю оврага, на месте “зеленой палочки”, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо ". По словам Стефана Цвейга, это "самая красивая, самая внушительная, самая трогательная могила в мире”

5. Подведение итогов урока. Закрепление изученного материала.

Что нового узнали на уроке? Выводы (слайд 20)
- Работа с карточками.

Для закрепления изученного материала учащимся выдаются карточки с заданием, составленным по материалам сборника “Подготовка к ЕГЭ. 9 класс”

Вариант 1.

Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке,(1) из-под которой виднеются редкие седые волосы. Он сидит подле столика,(2) на котором стоит кружок с парикмахером,(3) бросавшим тень на его лицо; в одной руке он держит книгу,(4) другая покоится на ручке кресел; подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате,(5) клетчатый платок,(6) черная круглая табакерка,(7) зеленый футляр для очков,(8)щипцы на лоточке. Все это так чинно,(9) аккуратно лежит на своем месте,(10) что по одному этому порядку можно заключить,(11) что у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна.

(Л.Н.Толстой. Детство)

1,2,10,11

Вариант 2.

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые.

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках,(1) немного не доходивших до худых,(2) острых локтей,(3) и в белых атласных башмачках. Мазурку отбили у меня: препротивный инженер Анисимов - я до сих пор не могу простить это ему - пригласил ее,(4) только что она вошла,(5) а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал.Мазурку я танцевал не с ней,(6) а с одной немочкой,(7) за которой я немножко ухаживал прежде.

(Л.Н.Толстой. После бала)

6. Задание на дом: параграф 9 учить, Упр.76

Изучение синтаксиса вызывает определенные трудности, что связано в первую очередь с многообразием конструкций и понятий. отличается наличием нескольких предикативных частей, которые могут быть самостоятельными. Это сложносочиненное предложение. А могут быть зависимыми и главными - это сложноподчиненное предложение. В статье идет речь об СПП с придаточными определительными.

Сложное предложение с подчинительной связью частей

Предложения, где одна часть главная, а другие зависимые, могут быть разными по своей структуре и по значению подчинительных частей. Если придаточная часть СПП отвечает на падежей, то это изъяснительная часть. Например:

  • Петр утверждал, что его на заседании не было.
  • Екатерина поняла, зачем они выполняли эту работу.
  • Кошка знала, что за свои выходки она будет наказана.

В случаях, когда к придаточной части задается вопрос обстоятельства, это предложение. К примеру:

  • Они встретились в парке, когда закончилась демонстрация.
  • Так как начался шторм, путешествие на теплоходе пришлось отложить.
  • Максим был там, где жили его друзья.

К СПП с придаточными определительными задается вопрос "какой". Например:

Эта птица, которая пролетала над морем несколько раз, называется гагарой.

Мальчик, чьи родители работали на объекте в Сочи, показал отличные результаты в спорте.

Усадьба, что находится в пределах заповедника, является музеем.

Пунктуация в СПП

Какие ставятся знаки препинания в сложноподчиненном предложении? В русской грамматике принято отделять главную часть от придаточной запятыми. В большинстве случаев она предшествует союзу или является членом предложения, к нему можно задать вопрос): "Туристы остановились на ночлег в палаточном городке, потому что им предстоял еще долгий путь в горы".

Много примеров, когда запятая ставится в финале главной части, но не перед союзом/союзным словом (особенно часто это наблюдается в СПП с придаточными определительными): "Тропинка к источнику лежала через ущелье, о месторасположении которого было известно немногим".

В случаях, когда придаточная часть расположена в середине главной, запятые ставятся по обеим сторонам зависимой части: "Дом, в который они переехали, был просторнее и светлее".

Знаки препинания в ставятся по таким же синтаксическим правилам: после каждой части - запятая (чаще всего перед союзами/союзными словами). К примеру: "Когда поднялась полная луна, ребята увидели, как таинственно плещутся морские волны, звуки которых они слышали давно".

Придаточное определительное

  • Определительная зависимая часть раскрывает некоторые признаки слова, обозначенного в главной части. Такая придаточная часть сравнима с простым определением: "Выдался чудесный день"/ "Выдался день, о котором давно мечтали". Разница не только синтаксическая, но и семантическая: если определения называют предмет прямо, то придаточная часть рисует объект через ситуацию. При помощи союзных слов присоединяются СПП с придаточными определительными. Предложения-примеры:
  • Машина, которую Мария купила в Японии, была надежной и экономичной.
  • Миша принес яблоки из сада, где также росли груши и сливы.
  • Отец показал путевки в Венецию, куда вся семья отправится в сентябре.

При этом есть союзные слова, которые являются основными для таких предложений: "который", "чей", "какой". Другие считаются неосновными: "где", "что", "когда", "куда", "откуда".

Особенности придаточного определительного

Кратко описав основные характеристики конструкций, можно составить небольшой конспект «СПП с придаточным определительным». Основные черты таких предложений раскрываются ниже:


Местоименно-определительные предложения

От СПП с придаточными определительными, где зависимая часть относится к существительному с указательным местоимением, нужно отличать такие, что зависят от самого указательного местоимения. Подобные предложения называются местоименно-определительные. Для сравнения: "Тот не будет допущен к зачету, кто не сдал лабораторную работу"/ "Те студенты, которые не сдали лабораторную работу, не будут допущены к зачету". Первое предложение - местоименно-определительное, так как в нем придаточная часть зависит от указательного местоимения "тот", которое нельзя убрать из предложения. Во втором предложении зависимая часть относится к существительному "студенты", при котором есть указательное местоимение "те", и его можно опустить, следовательно, это придаточное определительное.

Упражнения по теме

Закрепить изложенные выше теоретические сведения поможет тест «СПП с придаточными определительными».

  1. В каком предложении представлено СПП с придаточным определительным.

а) Егору сообщили о случившемся поздно, что ему не понравилось.

б) Вследствие того что заседание затянулось, адвокат опоздал на встречу.

в) Роща, где росло много берез, после дождя манила грибников.

г) Море было спокойным, когда они вышли к берегу.

2. Среди предложений найдите местоименно-определительное.

а) Его еще не видели таким, каким он был вчера на совещании.

б) Тот город, который появился на горизонте, был Бейрут.

в) Мысль, что пришла ему в голову, понравилась всем.

г) Школа, в которую ходила ее сестра, была в другом городе .

3. В каком варианте ответа придаточная часть разрывает главную?

а) Тот не поймет Пушкина, кто не читал его душой.

б) Вода в реке, что находилась на окраине города, была студеной.

в) На день рождения был приглашен его приятель, с которым он познакомился на конференции.

г) Василий позвонил доктору, чей номер дала Дарья Николаевна.

4. Укажите придаточное определительное предложение.

а) Он знал, откуда доставили груз.

б) Страна, откуда он родом, находилась в центре Африки.

в) Откуда приехал Михаил, было известно лишь отцу.

г) Она подошла к окну, откуда доносились голоса.

5. Укажите предложение с местоименно-определительным придаточным.

а) Та улица, которая шла параллельно проспекту, была древнейшей в городе.

б) Та, что была в желтом костюме, оказалась женой Ипатова.

в) Та девушка, что встретилась Николаю в парке, была знакомой его сестры.

г) Лидию привлекла та песня, которую исполняли дети со сцены.