ПФ34. Физиологический перекрест – это изменение соотношения между

Показатели крови характеризуют состояние здоровья человека и могут значительно облегчить диагностику. Благодаря определению лейкоцитарной формулы можно предположить вид заболевания, судить о его протекании, наличии осложнений и даже спрогнозировать его исход. А понять происходящие в организме изменения поможет расшифровка лейкограммы.

Что показывает лейкоцитарная формула крови?

Лейкоцитарная формула крови - это соотношение различных видов лейкоцитов, обычно выраженное в процентах. Исследование проводится в рамках общего анализа крови.

Лейкоцитами называют белые кровяные клетки, которые представляют систему иммунитета организма. Их главными функциями являются:

Выделяют следующие виды лейкоцитов:

Расшифровка показателей LYM (лимфоцитов) в анализе крови:

Плазматические клетки (плазмоциты) участвуют в образовании антител и в норме присутствуют в очень низком количестве только в крови детей, у взрослых - отсутствуют и могут появиться только в случае патологий.

Исследование качественных и количественных характеристик лейкоцитов способно помочь при постановке диагноза, так как при любых изменениях в организме процентное содержание одних видов клеток крови увеличивается или уменьшается за счёт увеличения или уменьшения в той или иной степени других.

Врач назначает данный анализ для того, чтобы:

  • получить представление о тяжести состояния больного, судить о ходе заболевания или патологического процесса, узнать о наличии осложнений;
  • установить причину заболевания;
  • оценить эффективность назначенного лечения;
  • спрогнозировать исход заболевания;
  • в некоторых случаях - оценить клинический диагноз.

Техника проведения, подсчёт и расшифровка анализа

Для подсчёта лейкоцитарной формулы с мазком крови совершают определённые манипуляции, высушивают, обрабатывают специальными красителями и рассматривают под микроскопом. Лаборант отмечает те клетки крови, которые попадают в поле его зрения, и делает это до тех пор, пока в сумме не наберётся 100 (иногда 200) клеток.

Распределение лейкоцитов по поверхности мазка неравномерно: более тяжёлые (эозинофилы, базофилы и моноциты) располагаются ближе к краям, а более лёгкие (лимфоциты) - ближе к центру.

При подсчёте могут использоваться 2 способа:

  • Метод Шиллинга. Заключается в определении числа лейкоцитов в четырёх участках мазка.
  • Метод Филипченко. В этом случае мазок мысленно делят на 3 части и ведут подсчёт по прямой поперечной линии от одного края к другому.

На листе бумаги в соответствующих графах отмечается количество. После этого производится подсчёт каждого вида лейкоцитов - сколько каких клеток было найдено.

Следует иметь в виду, что подсчет клеток в мазке крови при определении лейкоцитарной формулы является весьма неточным методом, поскольку существует множество трудноустранимых факторов, вносящих погрешность: ошибки при взятии крови, приготовлении и окраске мазка, человеческая субъективность при интерпретации клеток. Особенность некоторых типов клеток (моноцитов, базофилов, эозинофилов) заключается в том, что в мазке они распределяются неравномерно.

При необходимости производится расчёт лейкоцитарных индексов, представляющих собой отношение содержащихся в крови пациента различных форм лейкоцитов, также иногда в формуле используется показатель СОЭ (скорость оседания эритроцитов).

Возраст Эозинофилы, % Нейтрофилы
сегментоядерные, %
Нейтрофилы
палочкоядерные, %
Лимфоциты, % Моноциты, % Базофилы, %
Новорождённые 1–6 47–70 3–12 15–35 3–12 0–0,5
Младенцы до 2 недель 1–6 30–50 1–5 22–55 5–15 0–0,5
Груднички 1–5 16–45 1–5 45–70 4–10 0–0,5
1–2 года 1–7 28–48 1–5 37–60 3–10 0–0,5
2–5 лет 1–6 32–55 1–5 33–55 3–9 0–0,5
6–7 лет 1–5 38–58 1–5 30–50 3–9 0–0,5
8 лет 1–5 41–60 1–5 30–50 3–9 0–0,5
9–11 лет 1–5 43–60 1–5 30–46 3–9 0–0,5
12–15 лет 1–5 45–60 1–5 30–45 3–9 0–0,5
Люди старше 16 лет 1–5 50–70 1–3 20–40 3–9 0–0,5

Нормы лейкоцитарной формулы зависят от возраста человека. У женщин отличие также состоит в том, что показатели могут меняться в период овуляции, после или в период менструации, при беременности, после родов. Именно поэтому в случаях отклонений следует консультироваться у гинеколога.

Возможные отклонения от нормы в лейкограмме

Повышение или снижение уровня тех или иных видов лейкоцитов указывает на происходящие в организме патологические изменения.

Причины изменения количества лейкоцитов в крови - таблица

Сдвиг лейкоцитарной формулы

В медицине существуют понятия сдвига лейкоцитарной формулы, свидетельствующие об отклонених в состоянии здоровья пациентов.

Сдвиг лейкоцитарной формулы влево и вправо - таблица

Сдвиг влево Сдвиг вправо
Изменения в формуле крови
  • Увеличивается количество палочкоядерных нейтрофилов;
  • возможно появление молодых форм - метамиелоцитов, миелоцитов.
  • Увеличивается процентное содержание сегментоядерных и полисегментоядерных форм;
  • появляются гиперсегментированные гранулоциты.
На какие проблемы со здоровьем указывает
  • Острые воспалительные процессы;
  • гнойные инфекции;
  • интоксикация (отравление токсическими веществами) организма;
  • острая геморрагия (кровотечение при разрывах сосудов);
  • ацидоз (нарушение кислотно-щелочного баланса со смещением в сторону кислоты) и коматозное состояние;
  • физическое перенапряжение.
  • Мегалобластная анемия;
  • болезни почек и печени;
  • состояние после переливания крови.

Для получения данных о состоянии больного, опираясь на результаты лейкоцитарной формулы, учитывают индекс сдвига. Его определяют по формуле: ИС = М (миелоциты) + ММ (метамиелоциты) + П (палочкоядерные нейтрофилы)/С (сегментоядерные нейтрофилы). Норма индекса сдвига лейкоцитарной формулы у взрослого человека - 0,06.

В некоторых случаях может отмечаться такое явление, как значительное содержание в крови молодых клеток - метамиелоцитов, миелоцитов, промиелоцитов, миелобластов, эритробластов. Это обычно указывает на заболевания опухолевой природы, онкологию и метастазирование (образование вторичных очагов опухоли).

Перекрёст лейкоцитарной формулы

Перекрёст лейкоцитарной формулы - это понятие, возникающее при анализировании крови ребёнка. Если у взрослого человека изменения в крови обусловлены заболеваниями или значительным воздействием на организм вредных факторов, то у маленьких детей изменения возникают в связи с формированием иммунной системы. Данное явление не является патологией, а считается абсолютно нормальным. Нестандартность цифр обуславливается только становлением иммунитета.

Первый перекрёст лейкоцитарной формулы обычно возникает к концу первой недели жизни младенца. В это время количество нейтрофилов и лимфоцитов в крови уравнивается (их становится примерно по 45%), после чего число лимфоцитов продолжает расти, а нейтрофилов - уменьшаться. Это считается нормальным физиологическим процессом.

Второй перекрёст лейкоцитарной формулы возникает в 5–6 лет и только к десяти годам показатели крови приближаются к норме взрослого человека.

Как определить природу воспалительного процесса по анализу крови - видео

Лейкоцитарная формула способна дать многие ответы при затруднениях в диагностике заболевания и назначении терапии, а также охарактеризовать состояние пациента. Однако расшифровку анализа крови лучше доверить опытному специалисту. Врач может дать подробные объяснения и скорректировать проводимое лечение.

Перекрест лейкоцитарной формулы, перекрест формулы крови… Это определение довольно часто можно услышать, если речь идет об анализе крови у детей. Что же может «перекрещиваться» в результатах исследования, как лаборанты это определяют, и о чем это вообще говорит?

Что такое лейкоцитарная формула:

Как все знают, в крови содержатся кровяные клетки трех разновидностей: красные (эритроциты), белые (лейкоциты) и тромбоциты. Когда человеку делают анализ крови, лаборант пишет в результатах абсолютное число каждой из этих групп клеток. Например, эритроцитов в среднем 4-5 × 1012 на 1 литр крови, лейкоцитов 3-9 × 109 на такой же объем.

Среди лейкоцитов есть несколько форм. Вернее, их несколько десятков, так как каждая форма включает еще ряд разновидностей клеток промежуточной степени зрелости. Однако основных видов лейкоцитов не так много. Это нейтрофилы, лимфоциты, моноциты, эозинофилы , базофилы.


Нейтрофил (фиолетовый, справа) и
лимфоцит (фиолетовый, слева) -
основные участники перекреста

Вместо того чтобы подсчитывать точное количество клеток той или иной формы, исследователи пишут их содержание в процентах. Например, нейтрофилов может быть 45-70%, лимфоцитов - 20-40%, моноцитов 6-8%, базофилов 0-1%, эозинофилов 1-3% от всех лейкоцитов. В сумме получается 100%.

Число лейкоцитов и их разновидностей - это и есть лейкоцитарная формула . У взрослого человека она относительно стабильна и изменяется лишь при заболеваниях, когда содержание разных клеток меняется. Однако у маленьких детей в ней происходят довольно большие изменения, которые называются перекрестом формулы. Перекрест наблюдается в норме и не является признаком патологии.

Сегментоядерные нейтрофилы, лимфоциты: как они меняются во время перекреста?

Перекрест формулы происходит из-за того, что у маленького ребенка происходит становление, созревание иммунитета . Разные формы клеток образуются в большем или меньшем количестве, все это меняется с течением времени… Отсюда и берутся закономерные перемены в анализах крови.

Теперь о том, почему это явление называют перекрестом. Все дело в том, что при нем друг с другом «перекрещиваются» показатели нейтрофилов и лимфоцитов. Сначала нейтрофилы (сегментоядерные) понижены, нейтрофилы повышены. Затем все меняется: сегментоядерные нейтрофилы повышены, лимфоциты понижены . Если говорить более подробно, то это происходит следующим образом…

У только что родившегося ребенка «нормальные» лимфоциты и нейтрофилы, повышения или понижения нет, а показатели этих клеток напоминают таковые у взрослых: первых 30-35%, вторых 60-65%.

Однако уже к недельному возрасту происходят изменения: показатели «приближаются» друг к другу. В итоге оказывается, что сегментоядерные понижены, а лимфоциты - повышены относительно тех значений, которые были у маленького человечка совсем недавно. Оба параметра «встречаются» на значении 45% - к возрасту ребенка 4-7 дней в крови их становится поровну.

Далее каждый из них продолжает изменяться в прежнем направлении, но с разной «скоростью». К 10-14 дню у человека довольно низкие сегментоядерные нейтрофилы, лимфоциты же возрастают и достигают содержания 55-60%. Кроме того, в то же время в крови немного, до 10%, возрастает уровень моноцитов.

Последующие месяцы и годы не приносят настолько же резких перемен в составе крови, как первые дни жизни. Однако постепенно сегментоядерные нейтрофилы повышаются, а лимфоциты понижаются снова. В 5-6 лет их количество опять сравнивается. Это второй и последний перекрест лейкоцитарной формулы. Далее происходят еще некоторые изменения, и все складывается так, что в итоге нейтрофилы повышены, а лимфоциты понижены относительно тех «средних» 45%.

Приблизительно к 10-летнему возрасту лейкоцитарная формула прекращает видоизменяться, и все значения приближаются к тем нормам, что были описаны в начале статьи.

Биологическая роль перекреста:

Человеку, который не планирует связывать свою жизнь с медициной, довольно скучно разбираться в том, какой показатель и когда повышен, а какой - понижен. Если для вас это представляет интерес, вы можете подробно изучить и запомнить содержание предыдущего раздела. Однако если речь идет об анализах крови вашего ребенка, и вы просто хотите узнать, все ли с ними в порядке, лучше доверьте их трактовку знающему специалисту, который давно имеет с этим дело. Вам же достаточно понять нескольких простых вещей.

Перекрест формулы - явление нормальное, физиологическое. Иммунитет ребенка , недавно появившегося на свет, переживает большую встряску, так как на него сразу же начинает действовать большое количество раздражителей. Постепенно все эти процессы «устаканиваются», и иммунная система приходит в стабильное состояние.

Главное, что нужно, пока ребенок растет - это по возможности
обеспечить ему взросление без стрессов : хронических и острых заболеваний, резкой смены климата, далеких путешествий и т.д. К тому же, весьма полезной была бы поддержка иммунитета , с которой детский возраст пройдет без затяжных простуд и частой заболеваемости.

Прием препарата Трансфер Фактор , созданного на основе информационных молекул, может в этом помочь. Эти молекулы обучают лимфоциты правильной работе, что позволяет иммунной системе ребенка быстрее созреть и приобрести высокую устойчивость ко всем возможным заболеваниям, создав залог крепкого здоровья на будущее.

Общий анализ крови в педиатрической практике имеет не менее важное значение чем в диагностике заболеваний взрослого человека. От этого исследования начинают отталкиваться при любом обращении к врачу, а первый обязательный общий анализ крови проводят уже на пятый день жизни ребенка. Картина крови ребенка обладает рядом особенностей и отличий от таковой у взрослых, поэтому любому профессиональному педиатру необходимо знать множество нюансов, чтобы поставить правильный диагноз или вовремя распознать развитие какого-либо заболевания.

Первой важной особенностью общего анализа крови у детей является высокая изменчивость результатов, которая зависит от множества факторов - возраста ребенка, его диеты, физической активности, даже эмоционального состояния и атмосферы в семье. Особой лабильностью отличается кровь детей возрастом до двенадцати месяцев, поэтому нормы основных показателей общего анализа крови в этот период можно лишь приблизительно выразить в такой таблице.

Наибольшие изменения в лейкоцитарной формуле отмечаются в содержании нейтрофилов и лимфоцитов. Остальные показатели существенно не отличаются от показателей взрослых.

Классификация лейкоцитов

Сроки развития:

I. Новорожденные:

· нейтрофилы 65-75 %;

· лимфоциты 20-35 %;

II. 4-е сутки - первый физиологический перекрест:

· нейтрофилы 45 %;

· лимфоциты 45 %;

III. 2 года:

· нейтрофилы 25 %;

· лимфоциты 65 %;

IV. 4 года - второй физиологический перекрест:

· нейтрофилы 45 %;

· лимфоциты 45 %;

V. 14-17 лет:

· нейтрофилы 65-75 %;

· лимфоциты 20-35 %.

6. Лимфа состоит из лимфоплазмы и форменных элементов, в основном лимфоцитов (98 %), а также моноцитов, нейтрофилов, иногда эритроцитов. Лимфоплазма образуется посредством проникновения (дренажа) тканевой жидкости в лимфатические капилляры, а затем отводится по лимфатическим сосудам различного калибра и вливается в венозную систему. По пути движения лимфа проходит через лимфатические узлы, в которых она очищается от экзогенных и эндогенных частиц, а также обогащается лимфоцитами.

По качественному составу лимфа подразделяется на:

· периферическую лимфу - до лимфатических узлов;

· промежуточную лимфу - после лимфатических узлов;

· центральную лимфу - лимфа грудного протока.

В области лимфатических узлов происходит не только образование лимфоцитов, но и миграция лимфоцитов из крови в лимфу, а затем с током лимфы они снова попадают в крови и так далее. Такие лимфоциты составляют рециркулирующий пул лимфоцитов .

Функции лимфы:

· дренирование тканей;

· обогащение лимфоцитами;

· очищение лимфы от экзогенных и эндогенных веществ.

ЛЕКЦИЯ 7. Кроветворение

1. Виды кроветворения

2. Теории кроветворения

3. Т-лимфоцитопоэз

4. В-лимфоцитопоэз

1. Кроветворение (гемоцитопоэз)процесс образования форменных элементов крови.

Различают два вида кроветворения:

миелоидное кроветворение:

· эритропоэз;

· гранулоцитопоэз;

· тромбоцитопоэз;

· моноцитопоэз.

лимфоидное кроветворение:

· Т-лимфоцитопоэз;

· В-лимфоцитопоэз.

Кроме того, гемопоэз подразделяется на два периода:

· эмбриональный;

· постэмбриональный.

Эмбриональный период гемопоэза приводит к образованию крови как ткани и потому представляет собой гистогенез крови . Постэмбриональный гемопоэз представляет собой процесс физиологической регенерации крови как ткани.

Эмбриональный период гемопоэза осуществляется поэтапно, сменяя разные органы кроветворения. В соответствии с этим эмбриональный гемопоэз подразделяется на три этапа:

· желточный;

· гепато-тимусо-лиенальный;

· медулло-тимусо-лимфоидный.

Желточный этап осуществляется в мезенхиме желточного мешка, начиная со 2-3-ей недели эмбриогенеза, с 4-ой недели он снижается и к концу 3-го месяца полностью прекращается. Процесс кроветворения на этом этапе осуществляется следующим образом, вначале в мезенхиме желточного мешка, в результате пролиферации мезенхимальных клеток, образуются «кровяные островки», представляющие собой очаговые скопления отростчатых мезенхимальных клеток. Затем происходит дифференцировка этих клеток в двух направлениях (дивергентная дифференцировка ):

· периферические клетки островка уплощаются, соединяются между собой и образуют эндотелиальную выстилку кровеносного сосуда;

· центральные клетки округляются и превращаются в стволовые клетки.

Из этих клеток в сосудах, то есть интраваскулярно начинается процесс образования первичных эритроцитов (эритробластов, мегалобластов). Однако часть стволовых клеток оказывается вне сосудов (экстраваскулярно ) и из них начинают развиваться зернистые лейкоциты, которые затем мигрируют в сосуды.

Наиболее важными моментами желточного этапа являются:

· образование стволовых клеток крови;

· образование первичных кровеносных сосудов.

Несколько позже (на 3-ей неделе) начинают формироваться сосуды в мезенхиме тела зародыша, однако они являются пустыми щелевидными образованиями. Довольно скоро сосуды желточного мешка соединяются с сосудами тела зародыша, по этим сосудам стволовые клетки мигрируют в тело зародыша и заселяют закладки будущих кроветворных органов (в первую очередь печень), в которых затем и осуществляется кроветворение.

Гепато-тимусо -лиенальный этап гемопоэза осуществляется в начале в печени, несколько позже в тимусе (вилочковой железе), а затем и в селезенке. В печени происходит (только экстраваскулярно) в основном миелоидное кроветворение, начиная с 5-ой недели и до конца 5-го месяца, а затем постепенно снижается и к концу эмбриогенеза полностью прекращается. Тимус закладывается на 7-8-й неделе, а несколько позже в нем начинается Т-лимфоцитопоэз, который продолжается до конца эмбриогенеза, а затем в постнатальном периоде до его инволюции (в 25-30 лет). Процесс образования Т-лимфоцитов в этот момент носит название антиген независимая дифференцировка . Селезенка закладывается на 4-й неделе, с 7-8 недели она заселяется стволовыми клетками и в ней начинается универсальное кроветворение, то есть и миелоилимфопоэз. Особенно активно кроветворение в селезенке протекает с 5-го по 7-ой месяцы внутриутробного развития плода, а затем миелоидное кроветворение постепенно угнетается и к концу эмбриогенеза (у человека) оно полностью прекращается. Лимфоидное же кроветворение сохраняется в селезенке до конца эмбриогенеза, а затем и в постэмбриональном периоде.

Следовательно, кроветворение на втором этапе в названных органах осуществляется почти одновременно, только экстраваскулярно, но его интенсивность и качественный состав в разных органах различны.

Медулло-тимусо-лимфоидный этап кроветворения. Закладка красного костного мозга начинается со 2-го месяца, кроветворение в нем начинается с 4-го месяца, а с 6-го месяца он является основным органом миелоидного и частично лимфоидного кроветворения, то есть является универсальным кроветворным органом. В то же время в тимусе, в селезенке и в лимфатических узлах осуществляется лимфоидное кроветворение. Если красный костный мозг не в состоянии удовлетворить возросшую потребность в форменных элементах крови (при кровотечении), то гемопоэтическая активность печени, селезенки может активизироваться - экстрамедуллярное кроветворение.

Постэмбриональный период кроветворения - осуществляется в красном костном мозге и лимфоидных органах (тимусе, селезенке, лимфатических узлах, миндалинах, лимфоидных фолликулах).

Сущность процесса кроветворения заключается в пролиферации и поэтапной дифференцировке стволовых клеток в зрелые форменные элементы крови.

2. Теории кроветворения:

· унитарная теория (А. А. Максимов, 1909 г.) - все форменные элементы крови развиваются из единого предшественникастволовой клетки;

· дуалистическая теория предусматривает два источника кроветворения, для миелоидного и лимфоидного;

· полифилетическая теория предусматривает для каждого форменного элемента свой источник развития.

В настоящее время общепринятой является унитарная теория кроветворения, на основании которой разработана схема кроветворения (И. Л. Чертков и А. И. Воробьев, 1973 г.).

В процессе поэтапной дифференцировки стволовых клеток в зрелые форменные элементы крови в каждом ряду кроветворения образуются промежуточные типы клеток, которые в схеме кроветворения составляют классы клеток. Всего в схеме кроветворения различают 6 классов клеток:

· 1 класс - стволовые клетки;

· 2 класс - полустволовые клетки;

· 3 класс - унипотентные клетки;

· 4 класс - бластные клетки;

· 5 класс - созревающие клетки;

· 6 класс - зрелые форменные элементы.

Морфологическая и функциональная характеристика клеток различных классов схемы кроветворения.

1 класс - стволовая полипотентная клетка, способная к поддержанию своей популяции. По морфологии соответствует малому лимфоциту, является полипотентной , то есть способной дифференцироваться в любой форменный элемент крови. Направление дифференцировки стволовой клетки определяется уровнем содержания в крови данного форменного элемента, а также влиянием микроокружения стволовых клеток - индуктивным влиянием стромальных клеток костного мозга или другого кроветворного органа. Поддержание численности популяции стволовых клеток обеспечивается тем, что после митоза стволовой клетки одна из дочерних клеток становится на путь дифференцировки, а другая принимает морфологию малого лимфоцита и является стволовой. Делятся стволовые клетки редко (1 раз в полгода), 80 % стволовых клеток находятся в состоянии покоя и только 20 % в митозе и последующей дифференцировке. В процессе пролиферации каждая стволовая клетка образует группу или клон клеток и потому стволовые клетки в литературе нередко называются колоние-образующие единицы - КОЕ.

2 класс - полустволовые, ограниченно полипотентные (или частично коммитированные) клетки-предшественницы миелопоэза и лимфопоэза. Имеют морфологию малого лимфоцита. Каждая из них дает клон клеток, но только миелоидных или лимфоидных. Делятся они чаще (через 3-4 недели) и также поддерживают численность своей популяции.

3 класс - унипотентные поэтин-чувствительные клетки-предшественницы своего ряда кроветворения. Морфология их также соответствует малому лимфоциту. Способны дифференцироваться только в один тип форменного элемента. Делятся часто, но потомки этих клеток одни вступают на путь дифференцировки, а другие сохраняют численность популяции данного класса. Частота деления этих клеток и способность дифференцироваться дальше зависит от содержания в крови особых биологически активных веществ - поэтинов , специфичных для каждого ряда кроветворения (эритропоэтины, тромбопоэтины и другие).

Первые три класса клеток объединяются в класс морфологически неидентифицируемых клеток, так как все они имеют морфологию малого лимфоцита, но потенции их к развитию различны.

4 класс - бластные (молодые) клетки или бласты (эритробласты, лимфобласты и так далее). Отличаются по морфологии как от трех предшествующих, так и последующих классов клеток. Эти клетки крупные, имеют крупное рыхлое (эухроматин) ядро с 2 4 ядрышками, цитоплазма базофильна за счет большого числа свободных рибосом. Часто делятся, но дочерние клетки все вступают на путь дальнейшей дифференцировки. По цитохимическим свойствам можно идентифицировать бласты разных рядов кроветворения.

5 класс - класс созревающих клеток, характерных для своего ряда кроветворения. В этом классе может быть несколько разновидностей переходных клеток - от одной (пролимфоцит, промоноцит), до пяти в эритроцитарном ряду. Некоторые созревающие клетки в небольшом количестве могут попадать в периферическую кровь (например, ретикулоциты, юные и палочкоядерные гранулоциты).

6 класс - зрелые форменные элементы крови. Однако следует отметить, что только эритроциты, тромбоциты и сегментоядерные гранулоциты являются зрелыми конечными дифференцированными клетками или их фрагментами. Моноцитыне окончательно дифференцированные клетки. Покидая кровеносное русло, они дифференцируются в конечные клетки - макрофаги . Лимфоциты при встрече с антигенами, превращаются в бласты и снова делятся.

Совокупность клеток, составляющих линию дифференцировки стволовой клетки в определенный форменный элемент, образуют его дифферон или гистологический ряд. Например, эритроцитарный дифферон составляет: стволовая клетка, полустволовая клеткапредшественница миелопоэза, унипотентная эритропоэтинчувствительная клетка, эритробласт, созревающие клеткипронормоцит, базофильный нормоцит, полихроматофильный нормоцит, оксифильный нормоцит, ретикулоцит, эритроцит. В процессе созревания эритроцитов в 5 классе происходит: синтез и накопление гемоглобина, редукция органелл, редукция ядра. В норме пополнение эритроцитов осуществляется в основном за счет деления и дифференцировки созревающих клетокпронормоцитов, базофильных и полихроматофильных нормоцитов. Такой тип кроветворения носит название гомопластического кроветворения. При выраженной кровопотери пополнение эритроцитов обеспечивается не только усиленным делением созревающих клеток, но и клеток 4, 3, 2 и даже 1 классовгетеропластический тип кроветворения, предшествующий собой уже репаративную регенерацию крови.

3. В отличие от миелопоэза, лимфоцитопоэз в эмбриональном и постэмбриональном периодах осуществляется поэтапно, сменяя разные лимфоидные органы. В Т- и в В-лимфоцитопоэзе выделяют три этапа:

· костномозговой этап;

· этап антиген-независимой дифференцировки, осуществляемый в центральных иммунных органах;

· этап антиген-зависимой дифференцировки, осуществляемый в периферических лимфоидных органах.

На первом этапе дифференцировки из стволовых клеток образуются клетки-предшественницы соответственно Т- и В-лимфоцитопоэза. На втором этапе образуются лимфоциты, способные только распознавать антигены. На третьем этапе из клеток второго этапа формируются эффекторные клетки, способные уничтожить и нейтрализовать антиген.

Процесс развития Т- и В-лимфоцитов имеет как общие закономерности, так и существенные особенности и потому подлежит отдельному рассмотрению.

Первый этап Т-лимфоцитопоэза осуществляется в лимфоидной ткани красного костного мозга, где образуются следующие классы клеток:

· 1 класс - стволовые клетки;

· 2 класс - полустволовые клетки-предшественницы лимфоцитопоэза;

· 3 класс - унипотентные Т-поэтинчувствительные клетки-предшественницы Т-лимфоцитопоэза, эти клетки мигрируют в кровеносное русло и с кровью достигают тимуса.

Второй этап - этап антигеннезависимой дифференцировки осуществляется в корковом веществе тимуса. Здесь продолжается дальнейший процесс Т-лимфоцитопоэза. Под влиянием биологически активного вещества тимозина , выделяемого стромальными клетками, унипотентные клетки превращаются в Т-лимфобласты - 4 класс, затем в Т-пролимфоциты - 5 класс, а последние в Т-лимфоциты - 6 класс. В тимусе из унипотентных клеток развиваются самостоятельно три субпопуляции Т-лимфоцитов: киллеры, хелперы и супрессоры. В корковом веществе тимуса все перечисленные субпопуляции Т-лимфоцитов приобретают разные рецепторы к разнообразным антигенным веществам (механизм образования Т-рецепторов остается пока невыясненным), однако сами антигены в тимус не попадают. Защита Т-лимфоцитопоэза от чужеродных антигенных веществ достигается двумя механизмами:

· наличием в тимусе особого гемато-тимусного барьера;

· отсутствием лимфатических сосудов в тимусе.

В результате второго этапа образуются рецепторные (афферентные или Т0-) Т-лимфоциты - киллеры, хелперы, супрессоры. При этом лимфоциты в каждой из субпопуляций отличаются между собой разными рецепторами, однако имеются и клоны клеток, имеющие одинаковые рецепторы. В тимусе образуются Т-лимфоциты, имеющие рецепторы и к собственным антигенам, однако такие клетки здесь же разрушаются макрофагами. Образованные в корковом веществе Т-рецепторные лимфоциты (киллеры, хелперы и супрессоры), не заходя в мозговое вещество, проникают в сосудистое русло и током крови заносятся в периферические лимфоидные органы.

Третий этап - этап антигенезависимой дифференцировки осуществляется в Т-зонах периферических лимфоидных органов - лимфоузлов, селезенки и других, где создаются условия для встречи антигена с Т-лимфоцитом (киллером, хелпером или супрессором), имеющим рецептор к данному антигену. Однако в большинстве случаев антиген действует на лимфоцит не непосредственно, а опосредованно - через макрофаг , то есть вначале макрофаг фагоцитирует антиген, частично расщепляет его внутриклеточно, а затем активные химические группировки антигена - антигенные детерминанты выносятся на поверхность цитолеммы, способствуя их концентрации и активации. Только затем эти детерминанты макрофагами передаются на соответствующие рецепторы разных субпопуляций лимфоцитов. Под влиянием соответствующего антигена Т-лимфоцит активизируется, изменяет свою морфологию и превращается в Т-лимфобласт, вернее в Т-иммунобласт , так как это уже не клетка 4 класса (образующаяся в тимусе), а клетка возникшая из лимфоцита под влиянием антигена.

Процесс превращения Т-лимфоцита в Т-иммунобласт носит название реакции бласттрансформации . После этого Т-иммунобласт, возникший из Т-рецепторного киллера, хелпера или супрессора, пролиферирует и образует клон клеток. Т-киллерный иммунобласт дает клон клеток, среди которых имеются:

· Т-памяти (киллеры);

· Т-киллеры или цитотоксические лимфоциты, которые являются эффекторными клетками, обеспечивающими клеточный иммунитет, то есть защиту организма от чужеродных и генетически измененных собственных клеток.

После первой встречи чужеродной клетки с рецепторным Т-лимфоцитом развивается первичный иммунный ответ - бласттрансформация, пролиферация, образование Т-киллеров и уничтожение ими чужеродной клетки. Т-клетки памяти при повторной встрече с тем же антигеном обеспечивают по тому же механизму вторичный иммунный ответ, который протекает быстрее и сильнее первичного.

Т-хелперный иммунобласт дает клон клеток, среди которых различают Т-памяти, Т-хелперы, секретирующие медиатор - лимфокин, стимулирующий гуморальный иммунитет - индуктор иммунопоэза. Аналогичен механизм образования Т-супрессоров, лимфокин которых угнетает гуморальный ответ.

Таким образом, в итоге третьего этапа Т-лимфоцитопоэза образуются эффекторные клетки клеточного иммунитета (Т-киллеры), регуляторные клетки гуморального иммунитета (Т-хелперы и Т-супрессоры), а также Т-памяти всех популяций Т-лимфоцитов, которые при повторной встрече с этим же антигеном снова обеспечат иммунную защиту организма в виде вторичного иммунного ответа. В обеспечении клеточного иммунитета рассматривают два механизма уничтожения киллерами антигенных клеток:

· контактное взаимодействие - «поцелуй смерти», с разрушением участка цитолеммы клетки-мишени;

· дистантное взаимодействие - посредством выделения цитотоксических факторов, действующих на клетку-мишень постепенно и длительно.

4. Первый этап В-лимфоцитопоэза осуществляется в красном костном мозге, где образуются следующие классы клеток:

· 1 класс - стволовые клетки;

· 2 класс - полустволовые клетки-предшественницы лимфопоэза;

· 3 класс - унипотентные В-поэтинчувствительные клетки-предшественницы В-лимфоцитопоэза.

Второй этап антигеннезависимой дифференцировки у птиц осуществляется в специальном центральном лимфоидном органе - фабрициевой сумке. У млекопитающих и человека такой орган отсутствует, а его аналог точно не установлен. Большинство исследователей считает, что второй этап также осуществляется в красном костном мозге, где из унипотентных В-клеток образуются В-лимфобласты - 4 класс, затем В-пролимфоциты - 5 класс и лимфоциты - 6 класс (рецепторные или В0). В процессе второго этапа В-лимфоциты приобретают разнообразные рецепторы к антигенам. При этом установлено, что рецепторы представлены белками-иммуноглобулинами, которые синтезируются в самих же созревающих В-лимфоцитах, а затем выносятся на поверхность и встраиваются в плазмолемму. Концевые химические группировки у этих рецепторов различны и именно этим объясняется специфичность восприятия ими определенных антигенных детерминант разных антигенов.

Третий этап - антигензависимая дифференцировка осуществляется в В-зонах периферических лимфоидных органов (лимфатических узлов, селезенки и других) где происходит встреча антигена с соответствующим В-рецепторным лимфоцитом, его последующая активация и трансформация в иммунобласт. Однако это происходит только при участии дополнительных клеток - макрофага, Т-хелпера, а возможно и Т-супрессора, то есть для активации В-лимфоцита необходима кооперация следующих клеток: В-рецепторного лимфоцита, макрофага, Т-хелпера (Т-супрессора), а также гуморального антигена (бактерии, вируса, белка, полисахарида и других). Процесс взаимодействия протекает в следующей последовательности:

· макрофаг фагоцитирует антиген и выносит детерминанты на поверхность;

· воздействует антигенными детерминантами на рецепторы В-лимфоцита;

· воздействует этими же детерминантами на рецепторы Т-хелпера и Т-супрессора.

Влияние антигенного стимула на В-лимфоцит недостаточно для его бласттрансформации. Это происходит только после активации Т-хелпера и выделения им активирующего лимфокина. После такого дополнительного стимула наступает реакция бласттрансформации, то есть превращение В-лимфоцита в иммунобласт, который носит название плазмобласта , так как в результате пролиферации иммунобласта образуется клон клеток, среди которых различают:

· В-памяти;

· плазмоциты, которые являются эффекторными клетками гуморального иммунитета.

Эти клетки синтезируют и выделяют в кровь или лимфу иммуноглобулины (антитела) разных классов, которые взаимодействуют с антигенами и образуются комплексы антиген-антитело (иммунные комплексы) и тем самым нейтрализуют антигены. Иммунные комплексы затем фагоцитируются нейтрофилами или макрофагами.

Однако активированные антигеном В-лимфоциты способны сами синтезировать в небольшом количестве неспецифические иммуноглобулины. Под влиянием лимфокинов Т-хелперов наступает во-первых, трансформация В-лимфоцитов в плазмоциты, во-вторых, заменяется синтез неспецифических иммуноглобулинов на специфические, в третьих, стимулируется синтез и выделение иммуноглобулинов плазмоцитами. Т-супрессоры активируются этими же антигенами и выделяют лимфокин, угнетающий образование плазмоцитов и синтез ими иммуноглобулинов вплоть до полного прекращения. Сочетанным воздействием на активированный В-лимфоцит лимфокинов Т-хелперов и Т-супрессоров и регулируется интенсивность гуморального иммунитета. Полное угнетение иммунитета носит название толерантности или ареактивности , то есть отсутствия иммунной реакции на антиген. Оно может обуславливаться как преимущественным стимулированием антигенами Т-супрессора, так и угнетением функции Т-хелперов или гибелью Т-хелперов (например, при СПИДе).

Описание работы с демонстрационными препаратами:

1.Мазок крови человека. Окр. по Романовскому-Гимза, ув. иммерсия.

В мазках крови человека под иммерсией более детально рассмотреть особенности строения эозинофильного гранулоцита, базофильного гранулоцита, моноцита.

После работы с препаратами студенты решают ситуационные задачи по данной теме:

1. Больному ошибочно ввели в вену гипотонический раствор. Какие изменения могут произойти с эритроцитами в крови?

2. Больному случайно ввели в вену 1.5% раствор NaCl. Что может произойти с эритроцитами в крови?

3. В лейкоцитарной формуле крови взрослого больного повышен процент юных и палочкоядерных нейтрофилов и уменьшено содержание сегментоядерных нейтрофилов. Как называется такое состояние лейкоцитарной формулы?

4. Лейкоцитарная формула крови больного указывает на эозинофилию. Что это такое? О чем могут свидетельствовать эти изменения в крови?

5. В мазке крови человека видна крупная круглая клетка со слабо базофильной цитоплазмой и бобовидной формы ядром. Назовите эту клетку.

6. У ребенка глистная инвазия. Какие изменения в лейкоцитарной формуле следует ожидать?

7. В лейкоцитарной формуле здорового человека содержится 65% лимфоцитов и 25% нейтрофилов. Каков возможный возраст данного человека?

8. В лейкоцитарной формуле больного повышен % сегментоядерных нейтрофилов и исчезли юные и палочкоядерные нейтрофилы. Как называется данное состояние лейкоцитарной формулы?

Примечание для студентов педиатрического факультета:

Эритроциты: у новорожденных отмечается повышенное содержание эритроцитов (6-7х10 12 /л), анизоцитоз, пойкилоцитоз, ретикулоцитоз, обнаруживаются полихроматофильные нормоциты. К 10-14 суткам оно равно цифрам взрослого. В последующем происходит снижение числа эритроцитов с минимальными показателями на 3-6 месяце жизни (физиологическая анемия). В период полового созревания число эритроцитов достигает нормы взрослого.

Гемоглобин: у новорожденных содержание Hb повышено до 110-115% от нормы взрослого человека. Кровь детей 1-го года жизни характеризуется понижением содержания гемоглобина. К 2 годам гемоглобин поднимается снова и его содержание нормализуется постепенно к 15 годам.

Лейкоциты: число их в крови новорожденного увеличено и достигает 10-30х10 9 /л. В течение 2 недель после рождения число их падает до 9-15х10 9 /л. Количество лейкоцитов достигает к 14-15 годам уровня, который сохраняется у взрослого. Соотношение числа нейтрофилов и лимфоцитов у новорожденного такое же, как и взрослых. В последующие сроки содержание нейтрофилов падает, а лимфоцитов возрастает, и таким образом, к 4-6 суткам количество этих видов лейкоцитов уравнивается (первый физиологический перекрест лейкоцитов ). Дальнейший рост числа лимфоцитов и падения нейтрофилов приводят к тому, что на 1-3 году жизни процент лимфоцитов составляет 65, а нейтрофилов 25. Новое снижение числа лимфоцитов и повышение нейтрофилов приводят к выравниванию обоих показателей у 4-6 летних детей (второй физиологический перекрест ). Постепенное снижение содержания лимфоцитов и повышение нейтрофилов продолжаются до полового созревания, когда количество этих видов лейкоцитов достигает нормы взрослого.

Темы реферативных сообщений:

1. Функциональное значение, происхождение и производные мезенхимы.

2. Сравнительная морфофункциональная характеристика эритроцитов и тромбоцитов крови человека и лягушки.

3. Морфофункциональные изменения лейкоцитов в соединительной ткани. Понятие о системе мононуклеарных фагоцитов.

4. Морфофункциональная характеристика лимфы.

В конце лабораторного занятия студентам необходимо сдать и защитить протокол , узнать задание на дом для подготовки к следующему занятию. При защите протокола студент отвечает на вопросы преподавателя.

Список литературы:

Основная:

1. Алмазов И. В., Сутулов Л. С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М., Медицина. – 1978. - С. 128-136.

2. Быков В. Л. Цитология и общая гистология. – СПб.: СОТИС. – 2000 (2002, 2007). - С. 160-217.

3. Гистология: учебник для мед. вузов/ ред. Ю. И. Афанасьев, С. Л. Кузнецов, Н. А. Юрина. - М.: Медицина, 2001 (2006). - С. 155-198.

4. Кузнецов С. Л. Гистология, цитология и эмбриология: учебник для мед. вузов/ С. Л. Кузнецов, Н. Н. Мушкамбаров. -М.: Мед. информ. агентство, 2007. - С. 127-143.

5. Лекция по теме «Мезенхима. Кровь».

Дополнительная:

1. Кузнецов С. Л., Мушкамбаров Н. Н., Горячкина В. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. - М., МИА. – 2002. - С. 68-71.

2. Новиков В. Д. Гистология, цитология, эмбриология: Справочник/ В. Д. Новиков, Г. В. Правоторов. -М.: ЮКЭА, 2003. -336 с.

3. Руководство по гистологии. Под ред. Р. К. Данилова, В. Л, Быкова. – СПб., СпецЛит, 2001. - С. 453-535.

4. Тестовые задания по курсу гистологии / Ю. И. Склянов, Г. В. Правоторов, С. В. Машак [и др.] ; под ред. Проф. Ю. И. Склянова. - Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2010. - С. 33-37.

5. Хэм Э., Кормак Д. Гистология. – М.: Мир. - 1983. - Т.2. - С.106-152.

6. Юшканцев С. И., Быков В. Л. Гистология, цитология и эмбриология. Краткий атлас: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - Спб.: Издательство «П-2», 2007. - С. 22-23.