Уловить краем глаза или периферическим зрением. Упражнения для расширения диапазона периферического зрения по методу фельденкрайза Развитие периферийного зрения

6.1. Развитие периферического поля зрения.

6.1.1. Правила работы с таблицами Шульте.

  1. Для тренировок использовать все 8 таблиц .
  2. Находить цифры необходимо беззвучным счетом, т. е. про себя в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Перебирать по очереди все 8 таблиц в любом порядке. Найденные цифры обязательно указываются карандашом. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 с.
  3. Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком (вспомните упражнение с зеленой точкой и приведенные выше рекомендации).
  4. При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз только в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, т. е. примерно 25—30 см.
  5. Время и периодичность тренировок установите сами, помня, что не следует переутомляться.
  6. Когда вы привыкните к считыванию таблиц, то можно проводить эти тренировки, используя только поисковые движения взором, т. е. без подтверждения найденной цифры карандашом.

6.1.2. Тренировка с таблицами Шульте.
Ежедневно работать с комплектом таблиц Шульте в соответствии с изложенными правилами. Добиться считывания любой таблицы за время не более 25 с.

6.1.3. Упражнение «Созерцание зеленой точки» . Как было показано в первом уроке, это упражнение эффективно решает и задачу расширения поля зрения. В отличие от таблиц Шульте оно статическое. Именно в сочетании динамических тренировок с таблицами Шульте и статического созерцания зеленой точки кроется секрет успеха в тренировке зрительного анализатора, если вы аккуратно в течение всего времени выполняли это упражнение, то на сегодняшний день, наблюдая зеленую точку, вы можете «в отдельные моменты ясного сознания» отчетливо видеть почти всю страницу. Мы настоятельно рекомендуем в период тренировок с таблицами Шульте усилить внимание к упражнению «Созерцание зеленой точки». Проанализируйте ваши успехи. Только гармоничное сочетание обоих упражнений поможет решить основную задачу этого этапа тренировок: развитие периферического поля зрения.

6.1.4. Читать ежедневно одну газету, используя вертикальное движение глаз по узким газетным колонкам. У вас уже широкое поле зрения. Нет необходимости скользить глазами по каждой строчке текста. Вы все видите и хорошо понимаете текст. Читайте смелее. У вас обязательно получится.

В заключение прочитайте контрольный текст 6 и определите скорость чтения по формуле . Текст набран в виде узких колонок, что должно значительно облегчить работу. Скорость вашего чтения здесь будет очень высокой.

Показать Текст 6 — Объем 3250 знаков

ОЛИМПИЯ СЕГОДНЯ

Что такое по современным понятиям стадия, давшая имя стадионам мира? Как не попытаться получить ответ на этот вопрос, если судьба предоставила возможность ступить на землю древней Олимпии!

Здесь, на стадионе, который насчитывает много веков, можно пройти, так сказать, по следам Геракла, ставшего, по преданию, родоначальником Олимпийских игр. Шестьсот его стоп составили стадию - длину стадиона.

Я убедился не без некоторого огорчения, что Геракл был не таким уж богатырем, как нам представляется со школьных лет. Его нога соответствовала сорок третьему размеру. Попробуй Геракл сегодня зайти в магазин «Богатырь », перед ним извинились бы и посоветовали спросить сандалии в обычном магазине. Впрочем, стоит ли удивляться: древние греки, наделившие Геракла сверхъестественной силой, не имели представления о том, что такое акселерация…

В Олимпии довелось познакомиться с Панайотисом Зафейропулосом — хранителем Аллеи Эллинов. Вот что я услышал от него, а позже и в знаменитом музее, где хранятся сто тридцать скульптура и несколько тысяч бронзовых предметов, обнаруженных при раскопках стадиона.

В Греции, как и во всем мире, по мере приближения Московских Игр интерес к ним все более возрастает. Местная пресса много пишет о том, как готовится Москва к всемирному спортивному сбору, о ее стройках - стадионах, дворцах спорта, плавательных бассейнах. Приближение Олимпиады-80 стимулирует развитие спорта и в самой Греции. Страна это небольшая. Но имеется в ней неплохие баскетболисты, гимнасты, бегуны. А больше всего греки любят футбол…

Мы прошли мимо храма Зевса, Гимнасия, Филлипеона, парламента и приблизились к храму Геры. Стараюсь представить состязания, которые разворачивались на этих ристалищах, и вспоминаю о том, что даже самые жаркие из них никогда не служили разъединению людей.


Только миру, согласию и дружбе. Начинаешь с благодарностью думать о мудром законодателе Эллады - Эфите, провозгласившем святое правило: мир во время Олимпиад.

А вот та самая точка, на которую скоро будут настроены телеантенны мира. Самая красивая девушка Греции в белой тунике поднесет к небольшому рефлектору факел, и он зажжется от солнечных лучей. Передавая огонь друг другу, тысячи юношей и девушек понесут этот факел по дорогам Греции, Болгарии, Румынии к границам России и далее — в каждой деревне на пути огненной эстафеты встреча олимпийского факела превратится в праздник спорта и товарищества.

Помню, как доставляли этот огонь на олимпийские стадионы Рима, Токио, Мехико и Мюнхена, как вспыхнул огонь в чаше монреальского стадиона от лазерного луча, рожденного сигналом, переданным через спутник, переношусь мысленно в Лужники. 19 июля будущего года здесь от факела, доставленного из греческой деревушки Олимпия, загорится пламя которое будет символизировать верность молодежи всего мира олимпийским идеалам мира и дружбы.

Подходим к тому месту, где под высоким обелиском покоится сердце основателя Олимпийских игр современности Пьера-де Кубертена, застываем в почтительном молчании. Всё кругом окружено пышной растительностью. Преобладают в ней оливы, олеандры, кипарисы. С олив золотым ножом срезали ветви, которыми увенчивали победителей Игр. А дурманящий запах цветущего поблизости олеандра как бы предупреждал: не занесись, не дай успеху вскружить себе голову, помни, что на тебя смотрят как на гордость города и народа.

Ведь история быстро и справедливо стирает память о людях, не умеющих переносить спортивные и жизненные успехи, что во все времена было делом куда более трудным, чем искусство переносить неудачи…

Сегодня под флаг российской сборной призваны те юноши и девушки, которые первыми из наших олимпийцев будут выступать у себя дома. Это великая честь. И особая ответственность. Она требует быть строгим к себе, уметь управлять чувствами, нервами, волей. И нести в своем сердце искры благородного олимпийского огня.

А. Кикнадзе; Олимпия, Греция (Правда . 7 октября 1979 г.)

Скрыть текст, при ответе на контрольные вопросы к нему

Контрольные вопросы к тексту для проверки качества усвоения прочитанного и определения коэффициента понимания:

  1. Название.
  2. Автор.
  3. Выпускные данные.
  4. О чём эта статья?
  5. Какой вид спорта греки любят больше всего?
  6. Какой лозунг провозглашали во время олимпиад?
  7. В чём особенность запаха олеандра?
  8. Как зажигали олимпийский огонь в Монреале?
  9. Что нового для себя вы узнали из этой статьи?

Для быстрого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение. Что понимается под этим термином? При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникают только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане. Раз­личные физиологические возможности зон зрения показаны на рис. 25.

Широкое поле зрения имеет большое значение для быстрого чтения. Оно существенно сокращает время поиска информативных фрагментов текста.

У некоторых животных, например, поле зрения значительно больше, чем у человека. Исследователи установили, что у тех животных, которые обнару­живают приближение врага или добычи главным образом с помощью зрения, в процессе эволюции выработалось панорамное зрение. Оптические оси их глаз направлены в разные стороны, так что поле зрения охватывает обширное пространство с боков и позади собственного тела. У такого животного поле зрения правого и левого глаз, взятые вместе, иногда составляют угол обозре­ния, близкий к 360°. Впереди эти поля перекрываются лишь на несколько гра­дусов, а могут и совсем не перекрываться. Преимущества панорамного зрения очевидны: чем большая часть окружающего мира непрерывно отображается на сетчатке, тем эффективнее система предупреждения об опасности. Психологи убедительно доказали, что объем фиксации взора и размер опе­ративного поля, с которого происходит съем информации, зависят от обучения.

Нам удалось найти специальный методический инструмент и разработать упражнения, которые значительно расширяют поле ясного видения и решают задачу вертикального движения глаз по центру страницы при чтении. Таким инструментом оказались широко известные у психологов тестовые цифровые таблицы Шульте. На вкладыше, приложенном к книге, размещено 8 таблиц Шульте. При работе с ними надо, концентрируя взгляд в центре очередной таблицы, видеть ее всю целиком и найти все видимые цифры по порядку на­растания счета за время не более 25 сек. Таблицы Шульте обычно применя­ются для исследования и развития психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений. Каждая таблица представляет собой разграфленный на 25 ячеек квадрат размером 20Х20 см со вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до 25. Вам необходимо ис­пользовать все 8 таблиц или изготовить их самим по образцу (рис. 26). Время, затраченное на поиск всего ряда чисел в каждой таблице, замеряется по секундомеру.

Рис. 26. Запись движений глаз при работе с таблицей Шульте за 60 сек. Читатели с хорошими параметрами внимания и с широким полем зрения затрачивают на одну таблицу 25-30 сек. По мере тренировок со всем комплек­том таблиц время поиска постепенно сокращается и у отдельных лиц доходит до 11-12 сек., а в некоторых случаях и до 7-8 сек. Причем, как правило, общее время увеличивается только из-за задержки на каком-либо одном из двузначных чисел, все остальные числа отыскиваются быстро, однако затем человек вдруг опять не может найти следующего числа - смотрит на него и не видит, ему подчас даже кажется, что в таблице этого числа просто нет. Такие особенности работы с таблицами Шульте свидетельствуют о неравномерности темпа психической деятельности человека.

У здорового и отдохнувшего человека на каждую таблицу уходит примерно одинаковое время. Увеличение времени на отыскание чисел в последних таб­лицах говорит о том, что человек несколько утомился. По мере тренировок скорость нахождения чисел постепенно возрастает благодаря развитию пери­ферического зрения. Интересно проследить характер изменений движения глаз при работе с таблицами. На рис. 26 показана запись движения глаз человека, не имеющего инструкции о правилах работы с таблицами. Общее время поиска всех цифр-60 сек. Как показано на рисунке, взгляд последовательным пере­бором переходит от цифры к цифре. Такая тренировка практически ничего не дает для развития периферического поля зрения.

Рис. 27. Запись движений глаз при работе с таблицей Шульте за 15-20 сек.

Рис. 28. Запись движений глаз при работе с таблицей Шульте за 8-11 сек.

Рис. 27 демонстрирует более совершенную технику поиска цифр. Обучающийся стремится удерживать взгляд в центральном поле таблицы, фиксируя боковым зрением все остальные цифры. Это пример эффективной тренировки, обеспечивающей расширение поля зрения. Время работы с таблицами в этом случае составляет 15-20 сек. И наконец, на рис. 28-пример поиска цифр обучающимся, достигшим совершенства в работе с таблицами Шульте. Взгляд фактически неподвижно фиксирует центральную часть таблицы. Время поиска всех цифр 8-11 сек.

При работе с таблицами Шульте следует постоянно помнить, что тренировка здесь не самоцель. Главное - расширение поля зрения, что может быть достигнуто только при аккуратном выполнении правил работы с таблицами, систематическими и осознанными тренировками. Не следует также забывать, что таблицы Шульте-это фактически модель страницы текста. Работа с таблицей включает два этапа: подготовительный и исполнительный. Причем первостепенное значение имеет подготовительный этап. Он содержит следующее тре­бование: перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре. Ставится задача видеть всю таблицу целиком.

Исполнительный этап предполагает последовательный поиск всех цифр от 1 до 25. Если говорить о тренировке периферического поля зрения, то она про­исходит только в те моменты, когда вы фиксируете взгляд в центре таблицы и стремитесь взором охватить ее всю. Именно в этот момент раздражаются пе­риферические зоны сетчатки глаза и формируются нейронные ансамбли, обеспечивающие съем и обработку информации с резервных зон поля. Иными словами, дальнейшую работу можно и не производить, если качественно и эф­фективно выполнен начальный этап. Фиксируя взгляд в центре таблицы, вы как бы отправляете в матрицу оперативной памяти мозга панораму всей таб­лицы. И дальнейшая деятельность представляет собой уже не поиск цифр, а как бы вспоминание уже известного их расположения в клетках таблицы.

Упражнение 6.1. Развитие периферического зрения

6.1.1. Правила работы с таблицами Шульте.

1. Для тренировок использовать все 8 таблиц.

2. Находить цифры необходимо беззвучным счетом, т. е. про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Перебирать по очереди все 8 таблиц в любом порядке. Найденные цифры указываются только взглядом, для этого обе руки удерживают таблицу в слегка наклонном положении. В ре­зультате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 сек.

3. Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком (вспомните упражнение с зеленой точкой и приведен­ные выше рекомендации).

4. При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз только в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Расстоя­ние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, т. е. при­мерно 25-30 см.

5. Время и периодичность тренировок установите сами, помня, что не сле­дует переутомляться.

6.1.2. Тренировка с таблицами Шульте. Следует ежедневно работать с комплектом таблиц Шульте в соответствии с изложенными правилами. До­биться считывания любой таблицы за время не более 25 сек.

6.1.3. Упражнение «Созерцание зеленой точки». Как было показано во второй беседе (с. 24), это упражнение эффективно решает и задачу расши­рения поля зрения. В отличие от таблиц Шульте оно статическое. Именно в сочетании динамических тренировок с таблицами Шульте и статического со­зерцания зеленой точки кроется секрет успеха в тренировке зрительного ана­лизатора. Если вы аккуратно в течение всего времени выполняли это упраж­нение, то на сегодняшний день, наблюдая зеленую точку, вы можете «в от­дельные моменты ясного сознания» отчетливо видеть почти всю страницу. Мы настоятельно рекомендуем в период тренировок с таблицами Шульте уси­лить внимание к упражнению «Созерцание зеленой точки». Проанализируйте ваши успехи. Еще раз прочитайте раздел второй беседы

(с. 24), Только гар­моничное сочетание обоих упражнений поможет решить основную задачу этого этапа тренировок: развитие периферического поля зрения.

Рис. 29. Числовая пирамида для расширения

поля зрения.

Числовая пирамида состоит из двух равно. мерно расходящихся сверху вниз рядов случайных двузначных чисел и ряда последовательных чисел (от 1 до 12), расположенных посередине. Осевые центральные числа ориентируют вас во время выполнения упражнения. Тренировка заключается в том. что. фиксируя взгляд на числах центральной от взора линии, необходимо распознавать одновременно и числа, располо­женные в расходящемся ряду .

6.1.4. Чтение ежедневно одной газеты вертикальным движением глаз. " У вас уже широкое поле зрения. Нет необходимости скользить глазами по каждой строчке текста. Вы все видите и хорошо понимаете текст. Читайте смелее. У вас обязательно получится.

6.1.5. Упражнение с использованием числовой пирамиды (рис. 29).

Упражнение 6.2. Гимнастика для глаз

В процессе вашей учебы в школе основная нагрузка падает на зрительную систему. Как сохранить зрение? Здесь мы рекомендуем вам упражнения, раз­работанные для школьников старших классов учеными Московского НИИ глаз­ных болезней им. Гельмгольиа под руководством профессора Э. С. Аветисова.

6.2.1. Пять золотых правил гигиены зрения:

Правило 1. Как можно меньше смотреть телевизор.

всегда расстояние от текста до глаз -33 см.

Правило 4. Как можно больше динамических физических нагрузок для

общего укрепления организма и активизации его функций. Для зрения пред­почтительны игровые виды спорта, развивающие периферическое зрение: фут­бол, хоккей, баскетбол, волейбол, теннис и т. д.

Правило 5. Постоянно следить и укреплять свое зрение с помощью упраж­нений. Один раз в год посещать врача, проверять зрение.

6.2.2. Упражнения для предупреждения зрительного утомления и близо­рукости.

Предлагаемый комплекс упражнений, разработанный профессором Э. С. Аветисовым, рекомендуется выполнять 2-3 мин. в школе в середине каж­дого урока под руководством учителя. Дома вы можете делать эти упражнения самостоятельно в середине выполнения домашних заданий для снятия зритель­ного утомления.

Все упражнения выполняются в положении сидя за партой или письмен­ным столом.

1. Откинуться на спинку парты. Сделать глубокий вдох. Наклониться впе­ред к крышке парты или стола-выдох. Повторить 5-6 раз.

2. Откинуться на спинку парты, прикрыть веки. крепко, как только можете. зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 5-6 раз.

3. Руки положить на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на ло­коть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки, Вернуться в исходное положение. Повторить 5-б раз.

4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовен стрелке, затем сделать глазами круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.

5. Руки вытянуть вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, сделать вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, сделать выдох. Повторить 4-5 раз.

6. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек. (дома на ваш экран мысленного взора); затем перевести взор на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

7. Закрыть веки. В течение 30 сек. массировать их кончиками указатель­ных пальцев.

Боковое зрение (его еще называют периферическим) – это способность воспринимать предметы, находящиеся в стороне от прямого взгляда. Объекты, воспринимаемые боковым зрением, отбрасывают свет на периферию сетчатки, поэтому человек способен определить наиболее ярко выраженные их свойства, хотя и не видит их четко.

Для чего нужно тренировать боковое зрение? Во-первых, это повышает общую работоспособность мозга, во-вторых, помогает лучше ориентироваться в пространстве, в-третьих, способствует формированию навыка скорочтения. Кроме того, хорошее боковое зрение необходимо для водителей, спортсменов, работников силовых структур, военных и т.д. Даже если природа не наградила вас возможностью хорошо различать предметы вне поля прямого взгляда, комплекс специальных упражнений поможет исправить ситуацию.

  1. Зафиксируйте взгляд на определенной точке, находящейся на уровне Ваших глаз. Теперь постарайтесь различить предметы, находящиеся по сторонам от нее.
  2. Возьмите в руки по карандашу и выберите на стене предмет, находящийся на расстоянии 3 м от глаз. Зафиксируйте взглядом центральный предмет, карандаши расположите по бокам от него. Далее постепенно разводите карандаши в стороны, при этом их изображение будет раздваиваться. Продолжайте упражнение, перемещая карандаши произвольно и продолжая фокусироваться.
  3. Возьмите в руки карандаши, фокусируя на них взгляд, медленно разведите их в стороны, насколько сможете. Далее поднимайте правый карандаш вверх и следите за ним правым глазом. А левый опускайте вниз, наблюдая за ним периферическим зрением левого глаза. Затем снова сведите карандаши в центр. После этого карандаш, находящийся в правой руке, ведите по диагонали вверх и влево, а карандаш левой руки – вниз и вправо, следите за ними периферическим зрением. Затем так же медленно сведите карандаши обратно в центр.
  4. Распечатайте или нарисуйте разными цветами на листах бумаги крупные цифры или буквы. Сядьте на стул и положите листы возле себя, поочередно поднимайте их так, чтобы они были расположены в поле бокового зрения, попытайтесь различить, что на них нарисовано. Постепенно увеличивайте угол обзора. После того, как Вы научитесь различать разноцветные цифры или буквы, сделайте карточки меньшего размера и проделывайте это упражнение до тех пор, пока не научитесь различать достаточно мелкие шрифты.
  5. Следующее упражнение лучше всего выполнять вне дома, например, в общественном транспорте. Зафиксируйте в центральном поле зрения предмет, расположенный на уровне глаз. Далее, продолжая удерживать его в поле зрения, выберете еще одну точку и зафиксируйте ее боковым зрением. Далее – еще одну, и т.д. Развивайте навык до тех пор, пока одновременно сможете концентрироваться на 6-8 предметах, часть из них при этом может двигаться.
  6. Два карандаша расположите на уровне глаз на расстоянии 30 см. Рисуем в воздухе воображаемые круги сначала в одну, потом в другую сторону. Взгляд должен быть расфокусирован вдаль.
  7. Стоя на ногах, взгляд прямой, расфокусированный. Постарайтесь уловить боковым зрением объекты, расположенные справа и слева от вас, переводите периферический взгляд (не двигая зрачками) из стороны в сторону.
  8. Найдите в газете узкую колонку и прочертите сверху вниз яркую линию по центру. Постарайтесь прочитать текст по диагонали, не двигая зрачками.
  9. Сядьте в кресло или на диван, ладонь поместите над носом так, чтобы закрыть центральную область для обзора. Для большей эффективности упражнения можно сделать специальную маску из подручных средств. Время, необходимое для этого упражнения – 1 час. Первые 20 минут проведите в маске, вторые – без нее, и последние 20 минут – снова в маске, занимайтесь при этом своими обычными домашними делами.
  10. Прогуливаясь по улице, старайтесь сконцентрировать снимание на трещинах и объектах на асфальте, взгляд при этом направлен вперед, на дорогу.

В первое время выполнение упражнений по развитию бокового зрения может показаться вам слишком утомительным. Приучать глаза к упражнениям следует постепенно, начиная с 15 минут в день. Между упражнениями делайте паузы, если чувствуете, что глаза болят, поморгайте, сделайте передышку.

Скорее всего, прочитав заголовок этой статьи, многие с недоумением подумают: «А зачем вообще это нужно?». И это вполне справедливый вопрос, ведь кому какое дело до того, что творится за полем его зрения? А даже если дело и есть, то ничто не мешает просто повернуть голову и посмотреть. Проясним же, что оно из себя представляет, и какие преимущества получает человек с развитым периферическим зрением.

Периферическим зрением называется та область картинки, которую мы видим благодаря нашим глазам, и которая находится по краям поля обзора. Как правило, видимость в этой области тем менее чёткая, чем дальше она от центральной точки фокусировки взгляда. Причём это не природная функция глаз! Мы создаём и закрепляем свою функциональную точку обзора самостоятельно, в течение всей жизни и важно не столько постоянно видеть всё, что дают нам глаза, сколько умение контролировать эту их функцию.

Мало кому известно, что именно таким способом наше сознание разграничивает для себя сферу приоритетов. Взгляните на какую-нибудь область и отметьте, сколько информации вы получили за секунду обо всех объектах, которые увидели. А теперь представьте, какова будет нагрузка на подсознание и сознание, если считываться будут вообще все находящиеся в области фактического видения объекты. Таким образом, периферическое зрение играет также роль защитного механизма.

Плюсы периферического зрения:

Рассмотрим, что вы приобретёте, развивая свою функциональную область зрения. Прежде всего, у вас появится умение быстрее и в большем объёме воспринимать информацию. Помимо этого, умение видеть периферию может очень часто пригодиться вам в жизни, дабы внимательно наблюдать за чем-то или кем-то для вас интересным. И это уже не говоря о том, что в экстремальной ситуации оно может спасти вам жизнь, ведь умение вовремя увидеть опасность, залог того, что вы сможете успешно её избежать. Эти и многие другие плюсы вы откроете для себя, развивая и совершенствуя один из самых важных данных вам от рождения органов чувств – глаза.

Упражнения для развития переферического зрения

Упражнение №1

Это простое упражнение и рассчитано на тех, кто только-только начинает проникаться идеей и готов экспериментировать. Сядьте поудобнее и положите ладонь себе на нос, закрыв центральную область обзора. При желании можно сделать себе специальную маску из подручных средств. В таком состоянии попробуйте прожить хотя бы час, и вы увидите, что даже против вашей воли вы начинаете чётче различать те объекты, которые обычно находились в слепой зоне вашего зрения. Упражнение следует выполнять в течение одного часа, разбив его на сектора по 20 минут. Первый сектор времени вы ходите, едите, читаете в специальной маске, второй – без неё, третий – снова в маске. Таким образом, вы как бы приучаете свой организм активнее реагировать на ваше желание перестроить функции зрения.

Упражнение №2

Существуют специальные таблицы для развития периферического зрения, иначе называемые таблицами Шульте. Весь их смысл заключён в простой и гениальной идее заставить вас фокусировать взгляд не по центральной точке визуального экрана, как в игре от первого лица, а осознанно, как бы перемещая курсор по всей области поля. Эти таблицы бывают разной сложности, начиная с девяти ячеек. В этих ячейках в произвольном порядке записаны цифры от 1 до 9. Ваша задача состоит в том, чтоб глядя на красную точку в центральной ячейке сосчитать все цифры по порядку. Как только у вас начнёт хорошо это получаться, переходите к следующей сложности из 25 и более ячеек соответственно.

Существует одна простая хитрость, благодаря которой вы сможете более форсировано развивать поле своего зрения, и эта хитрость заключается в соревновательной игре. Установите себе таймер на определённый отрезок времени (лучше всего установить свой личный рекорд и постепенно бить его) и попытаться преодолеть этот временной рубеж. Конечно, такой способ более эффективен для тренировках в паре, но даже выполняя это упражнение в одиночестве вы сможете в разы ускорить свой прогресс.

И напоследок хочется дать несколько простых советов тем, кто очарован идеей саморазвития. Прежде всего, не стоит пытаться достичь всего и сразу. Оттачивайте один навык в одном упражнении до совершенства и только потом беритесь за что-то новое. Как однажды сказал Брюс Ли, что боится не того бойца, который оттачивает десять тысяч ударов, а того, который отрабатывает один единственный удар десять тысяч раз! Нет предела совершенствованию, но во всём важно знать меру и не впадать в крайности, только тогда вы достигните внушительных результатов!

Еще статьи:

Эта страница сделана на Flash технологиях.
Новая версия тренинговскорочтения вот здесь:

Упражнение выявляет резервы зрения для вхождения в состояние скорочтения (быстрого чтения). Легко убедитесь, что вы можете без каких либо тренировок различать объекты, находящиеся в 100 пикселей от центра концентрации взгляда. Позвольте себе здесь и читать или скоро-читать группами слов. Все возможности этого у вас уже есть. Остается малое - начать тренироваться и приобретать новые привычки.

Этот тренинг развивает периферическое зрение, которое необходимо при чтении зигзагообразным способом и при чтении по диагонали. Так же хорошо развитое периферическое зрение помогает увеличить скорость чтения за счет того, что читатель схватывает сразу несколько слов и находит информацию, которая требует внимательного прочтения, а мусорную информацию пропускает мимо.

Чтение хороших книг есть как бы беседа с
почтеннейшими людьми прошлых веков -
их авторами, и причем ученая беседа,
в которой они открывают нам только
лучшие из своих мыслей.
(Декарт)

Описание тренинга на развитие навыка скорочтения

Нажми на стрелку в нижнем правом углу. Концентрируй взгляд на точке в центре экрана и одновременно старайся увидеть все цифры на поле. Этого можно добиться рассеянным взглядом. Смотрите сквозь экран.

В центре экрана вы видите цифру. Посчитайте количество цифр того же достоинства на круге и нажмите на соответствующее число на панели справа. Если вы правильно отгадали, то радиус круга увеличится, и в центре круга появится зеленый кружок. Если вы ответили не верно, то появится красный кружок, и радиус круга, по которому плывут цифры уменьшится.

Как работает тренинг на восприятие количества цифр.

Сконцентрируйте взгляд на центр экрана. Боковым зрением посчитайте сколько цифр крутится того же достоинства, что в центре. Наберите число на клавиатуре. Если все правильно, то загорится зеленый кружок. Если не правильно, то красный. Постепенно круг сужается или расширяется в зависимости от ваших успехов.

Вывод:

Ваш угол зрения гораздо шире, чем вы думаете. Вы можете уже сейчас, без каких либо тренировок читать группы слов за одну концентрацию взгляда или можете читать самое важное слово в строке текста и тем самым повысить скорость чтения.

Поломайте психологический барьер. Разрешите себе читать несколько слов за одну фиксацию взглядом.

Онлайн флеш тренинги для освоения навыка быстрого чтения

Таблицы Шульте - случайно расположенные числа (или другие объекты) для тренировки скоростного их нахождения объектов в соответствии с правилами. Таблицы применяются для, тренировки, развития исследования, темпа восприятия информации, скорости зрительных поисковых движений. Поисковые движения являются основой быстрого чтения. Таблицы Шульте позволяют увеличить поле зрения. Широкое поле зрения значительно уменьшает время обнаружения информативных фрагментов текстов.

Как сделать таблицу Шульта самому

Таблица Шульте представляет собой листок, на котором изображен квадрат со сторонами 20см. Поле квадрата разбивается на 25 ячеек, в которые вписываются в беспорядке числа.

Немного физиологии

    Широкое поле зрения сокращает поиск информативных фрагментов информации.

    Максимальная зона видения человека занимает 35 градусов. Зона ясного видения равняется 14 градусам. Область сто процентного видения занимает 1.4 градуса.

    При движении взгляда наибольшая острота зрения случается в центральной зоне сетчатки. Все, что лежит за пределами зоны, на периферии, человеком видится не ясно. Поле, с которого происходит съем информации, можно значительно расширить, например, использованием .

При регулярном использовании Таблицами, совершенствуется периферийное зрение и это позволяет повысить скорость чтения за счет охвата большего пространства читаемого текста, так и за счет применения одномоментного режима анализа печатных символов.

Правила работы таблицами Шульте.

  • Перечислять цифры необходимо беззвучным счётом в возрастающем порядке. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть около 20 сек.
  • Время и периодичность занятий нужно выбирать так, чтобы не уставать.
  • Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре таблицы Шульте, чтобы видеть всю таблицу целиком.
  • При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз не допустимы. Расстояние от таблицы до глаз как обычно.
  • При работе с таблицами следует помнить, что тренировка здесь не самоцель. Главное - расширить поле зрения.

Как правильно подобрать для чтения материал?

Руководствуйтесь при выборе литературы следующими принципами:

  • Перед чтением, просмотрите текст и отметьте, на сколько понятен язык автора.
  • Выпишите незнакомые слова. Чем больше будет непонятных слов, тем меньше будет скорость чтения.
  • Обратите внимание на примеры, которые приводит автор.

Если выбор книг не велик, то придерживайтесь следующего алгоритма чтения:

  1. Просмотрите книгу с пятого на десятое.
  2. Отложите текст на несколько дней.
  3. Прочитайте углубленно текст.
  4. Делайте заметки в блокноте.

Книги с непонятной терминологией читайте в два прохода. В первый раз вы знакомитесь с непонятными словами. Читая второй раз, вы подчищаете и усваиваете материал, при этом более полно усваивая структуру знаний.

А что делать, если психологически трудно убедить себя читать книгу второй раз?

Выберете 3-5 книг в нужной вам области и последовательно ускоренно прочитайте их. Такой алгоритм чтения позволит преодолеть психологический барьер «повторного чтения».

Как на работу мозга влияют посторонние раздражители?

Если вы "аудиалист" – то воспринимаете информацию через звуковые каналы, посторонний шум для вас будет представлять серьезную проблему во время чтения.

Вот несколько советов для тех, кого раздражают посторонние разговоры:

  1. Занимайтесь в библиотеке или там, где уровень шума минимален.
  2. Используйте во время занятий наушники. Включите спокойную музыку или шумы природы (крик чаек, или шелест листвы).
  3. Занимайтесь поздно вечером, когда все легли спать или рано утром.

Как отключить навязчивые мысли

Кроме аудиальных раздражителей существуют раздражители, засевшие в сознании, и требующие к себе внимания. Навязчивые мысли крутятся по кругу и не дают сосредоточиться на важном деле.

Вот пример навязчивых мыслей:

  • Закрыл ли я машину?...
  • Скоро срок сдачи отчета, я не успеваю...
  • Что написали мои "френды" в Фейсбуке?
  • Закрыл ли я машину? надо проверить...
  • Отчет на носу, а времени нет...

Если у вас в сознании крутятся подобные мысли, то очень трудно сосредоточиться и начать внимательно читать.

Приемы отключения навязчивых мыслей.

  1. Займитесь физической работой. В качестве минимального варианта – отожмитесь от пола 20 раз. Прогуляйтесь или выполните комплекс упражнений на растяжение.
  2. Замените раздражающую эмоцию на еще более сильную. Например представьте, что произойдет, если вы поддадитесь на пагубное влияние хандры.
  3. Пообещайте себе заняться вопросами, которые крутятся у вас в сознании чуть позже.

Важно!

Проводить процедуры по отключению мыслей не зависимо от того, ощущаете ли вы наплыв навязчивых мыслей или нет. Часто бывает так, что после очистительных процедур, как после горячего душа, тело начинает ощущать как оно было напряжено.

| - тренировка иностранных языков | | | |