Нарушения голоса. Болезни голосовых связок: причины и симптомы нарушений речевого аппарата, методики лечения

03.08.2017 5:05:00

Профессиональные заболевания голосового аппарата чаще раз-виваются у лиц голосо-речевых профессий: педагогов, воспита-телей детских садов, вокалистов, чтецов, артистов драмтеатров, дикторов, клоунов, экскурсоводов, гидов, переводчиков в ре-зультате их профессиональной деятельности.

Основной причи-ной развития профессионального заболевания голосового аппа-рата является его систематическое перенапряжение при выпол-нении профессиональных функций или при длительной, без от-дыха голосовой деятельности, в результате неумелого пользова-ния фонационным дыханием, модулированием высотой и силой звука, в неправильной артикуляции и др. Особое значение это имеет при работе на иностранном языке, когда ошибки в техни-ке речи обусловливают резкое напряжение шейной мускулату-ры, недостаточно хорошая дыхательная опора приводит к зна-чительному смещению гортани вперед, что снижает тонус голо-совых складок.

Помимо основного этиологического момента - перенапряже-ния голосового аппарата в любой форме, в развитии профессио-нальных заболеваний голосового аппарата имеет значение и спе-цифика условий труда (нервно-эмоциональное напряжение, повышенная интенсивность окружающего фонового шума, плохая акустика помещений, перепады температуры окружающей среды повышенная сухость и запыленность воздуха и т.п.).

Способству-ют развитию профессиональных заболеваний гортани несоблюде-ние гигиены голоса (курение, алкоголь) и воспалительные забо-левания полости носа и глотки. Существенную роль играют аллергизация организма с развитием повышенной чувствительности к таким раздражителям, как пыль, осыпь красок с декораций гримы, а также утомление и психогенная травма.

Распространенность профессиональных заболеваний глотки и гортани среди лиц голосоречевых профессий высока и дости-гает в некоторых профессиональных группах (учителя, воспи-татели) 84%, причем отмечается четкая стажевая динамика е сторону роста заболеваемости в группах обследованных при стаже более 10 лет.

КЛИНИКА И ДИАГНОСТИКА ПРОФЗАБОЛЕВАНИЙ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА



Основными жалобами лиц, использующих в своей профессиональной деятельности как орудие труда голосовой аппарат, является быстрая утомляе-мость голоса, звучание голоса в неполном диапазоне (голос «са-дится»), неловкость в горле, сухость, першение. В стажевой группе от 3 до 10 лет отмечаются расстройства голоса - вплоть до полной охриплости (афония), боли в горле и в области шеи при выполнении голосо-речевых функций. К профессиональ-ным заболеваниям голосового аппарата относятся как органические, так и функциональные нару-шения голоса, то есть дисфонии. Функциональные нарушения голосового аппарата наиболее часто проявляются в виде фонастений.

Фонастения - невроз голосового аппарата - наиболее ти-пичное функциональное нарушение, которое встречается пре-имущественно у лиц голосо-речевых профессий с неустойчивой нервной системой. Основной причиной ее возникновения явля-ется повышенная голосовая нагрузка в сочетании с различными неблагоприятными ситуациями, вызывающими расстройства нервной системы. Для больных фонастенией характерны жалобы на быструю утомляемость голоса, парестезии в области шеи и глотки, першение, саднение, щекотание, жжение, ощущение тяжести, напряженности, боли, спазма в глотке, сухости или наоборот, повышенной продукции слизи.

Весьма типичными для этой патологии являются обилие жалоб и тщательная дета-лизация их больным. В начальной стадии заболевания голос звучит обычно нормально, а эндоскопический осмотр гортани не выявляет каких-либо отклонений от нормы. Диагноз фонас-тении требует обязательного проведения современных методов исследования функционального состояния гортани - ларинго-стробоскопии и микроларинго-стробоскопии. Характерными по-казателями при ларинго-стробоскопии у этих больных является неустойчивая и крайне пестрая стробоскопическая картина, асинхронизм колебаний, их малая амплитуда, частый и умеренный темп. Типичным является отсутствие «стробоскопического комфорта», то есть при создании условий для абсолютной синхронизации частоты импульсного света и колебаний голосовых падок вместо неподвижных голосовых складок (как это на-блюдается у здоровых людей) видны сокращения или подерги-вания на отдельных их участках, напоминающие дрожание или мерцание.

При длительно протекающих тяжелых формах фонастений, идущих к органическим изменениям голосовых складок, ти-пичным является отсутствие феномена смещения слизистой оболочки в области их переднего края. Из органических дисфоний наиболее часто встречаются та-кие профессиональные заболевания, как хронический ларингит и «узелки певцов». Довольно редко, но все-таки среди «профес-сионалов голоса» встречаются такие заболевания, как вазомо-торный монохордит, контактные язвы голосовых складок.

Клиническая эндоскопическая картина перечисленных забо-леваний типична для подобных заболеваний в клинике общей оториноларингологии. Следует отметить, что к профессиональным относятся не только вышеназванные заболевания голосо-речевого аппарата, но и их осложнения и прямые последствия. Так, представление общей оториноларингологии о хроническом ларингите как предопухолевом процессе дает основание в ряде случаев считать необластомы гортани (при отсутствии дру-гих этиологических факторов) профессиональными, если они развились у пациента - «профессионала голоса», имевшего в анамнезе хроническое воспаление голосовых складок.

Необходимо отметить, что до настоящего времени отсутству-ют специфические объективные критерии профессиональной принадлежности заболеваний голосового аппарата, что иногда ведет к ошибкам диагностики и неправильному решению экс-пертных вопросов. В связи с этим для определения профессио-нального характера заболевания гортани необходимо тщатель-ное изучение анамнеза (исключение воздействия других этиоло-гических факторов, в первую очередь курения, приема алкого-ля, травм и др.).

Большое и решающее значение отдается изуче-нию санитарно-гигиенической характеристики условий труда с целью определения степени голосовой нагрузки. Условно при-нята допустимая норма голосовой нагрузки для лиц голосо-речевых профессий 20 ч в неделю. Кроме этого, необходимо учи-тывать и потенцирующее действие вышеперечисленных сопутст-вующих факторов окружающей производственной среды и тру-дового процесса. Объективными критериями являются также данные динамического наблюдения за состоянием верхних ды-хательных путей и в первую очередь гортани, с использованием методов определения функционального состояния гортани.

ЛЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА

Лечение больных профессиональными заболеваниям! голосового аппарата базируется на принципах лечения непро-фессиональных воспалительных заболеваний гортани. Во всех случаях дисфоний необходимо соблюдение голосового режима и личной гигиены голоса (исключение курения, приема алкого-ля), следует избегать переохлаждения. Необходима санация очагов хронической инфекции. При органических заболеваниях гортани показана противо-воспалительная терапия, прием антигистаминных средств, ин-стилляция масел в гортань. При вазомоторных изменениях хороший лечебный эффект оказывает инстилляция масел в гор-тань в сочетании с суспензией гидрокортизона, витамином С.

Полезны ингаляционные процедуры: при субатрофических про-цессах - ингаляции щелочные и с витаминами, различными биостимуляторами; при гипертрофических формах - с цинком, таннином; при вазомоторных - с суспензией гидрокортизона новокаином. Широко используются физиотерапевтические про-цедуры: электрофорез на область гортани с йодидом калия хлоридом калия, витамином Е.

При фонастении широко показа-но применение дополнительной седативной терапии (прием транквилизаторов: седуксена, элениума, тазепама и др.). Для повышения жизненного тонуса этим лицам рекомендуется при-менение пантокрина, экстракта женьшеня, элеутерококка. Из физиотерапевтических процедур при фонастении хороший эф-фект оказывают гидропроцедуры (обтирание водой, хвойные ванны). Можно использовать полоскание горла настойкой шал-фея, ромашки. Для профилактики рецидивов фонастении сле-дует избегать перенапряжения голоса, различных ситуаций, от-рицательно влияющих на нервную систему.

ЭКСПЕРТИЗА ТРУДОСПОСОБНОСТИ РАБОТНИКОВ ГОЛОСО-РЕЧЕВЫХ ПРОФЕССИЙ



Экспертиза трудоспособности как времен-ной, так и стойкой утраты трудоспособности при профессио-нальных заболеваниях голосового аппарата требует особого подхода. О временном нарушении трудоспособности у лиц голосо-речевых профессий речь идет в том случае, когда патологи-ческий процесс, возникший в гортани, является недлительным, обратимым и через небольшой отрезок времени трудоспособ-ность полностью восстанавливается. Это может быть при фона-стении, травмах и кровоизлияниях в голосовые складки, то есть при начальных формах профессионального заболевания.

Временное нарушение трудоспособности у лиц голосо-речевых профессий является полным. Это означает, например, что певец, у которого произошло кровоизлияние в гортани, на какой-то ко-роткий период непригоден к профессиональному труду, так как любое нарушение голосового режима (режим молчания) может усугубить течение имеющегося у него заболевания. Стойкое нарушение трудоспособности у лиц голосо-речевых профессий чаще возникает и при обострениях хронического ла-рингита, при рецидивирующих фонастениях, монохордитах и других заболеваниях гортани. В этих случаях больной нуждается в длительном стационарном лечении и в последующем на-правлении на МСЭК или предоставлении дополнительного листка нетрудоспособности с целью увеличения эффективности течения и удлинения срока отстранения от чрезмерной профессиональной голосовой нагрузки.

При отсутствии положительного клинического эффекта от проведенного лечения, в зависимости от тяжести процесса и функционального состояния гортани больного направляют во МСЭК для установления степени утраты трудоспособности. МСЭК определяет больному III группу инвалидности, либо процент утраты трудоспособности по профессиональному забо-леванию с рекомендацией по рациональному трудоустройству.

Такие больные нуждаются в наблюдении у фониатра и оторино-ларинголога и проведении активного лечения.

ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЗАБОЛЕВАНИЙ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА




Профилактика профессиональных заболеваний гор-тани должна базироваться прежде всего на правильном профот-боре, обучении молодых специалистов и студентов технике речи, привитии навыков гигиены голоса. Целесообразно при профотборе включить предварительную беседу с психоневроло-гом. Претенденты должны быть достаточно эмоциональны, спо-собны быстро реагировать на ситуацию. Нежелательным явля-ется наличие очагов хронической инфекции в верхних дыха-тельных путях, после санирования которых необходимо повтор-ное решение вопросов профессиональной пригодности.

Абсолютным противопоказанием для работы в голосо-речевых профессиях являются острые и хронические заболевания гортани; хронические заболевания глотки дистрофического (особенно суб-атрофического) характера, вазомоторные и аллергические нару-шения слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Необходимым условием профилактики является проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Необходима адаптированная санпросветработа, включающая вопросы аутогенной тренировки, приемы использования голосо-вого аппарата и необходимые знания по технике речи.

В медицине есть два термина, обозначающих нарушения голоса. Это афония - абсолютная потеря голоса, дисфония - ухудшение его качества, силы и окраски звука. Но эти термины обозначают лишь степень выраженности патологии. Причиной развития всех расстройств являются различные патологические изменения в голосообразующих органах. Кроме таких распространенных расстройств голоса, как утрата силы или видоизменение тембра, существует еще голосовое переутомление и огромное количество ощущений, связанных с сенсорными нарушениями, например, частое першение в горле, вызывающее кашель, комок в горле, помехи. Эти признаки нарушений имеются практически при каждой патологии, но проявляются они неодинаково.

Время от времени с нарушениями голоса сталкивается практически каждый человек. Заболевание возникает одинаково часто в разных возрастных группах. За последние 20 лет данная патология стала встречаться гораздо чаще. Это объясняется расширением количества процедур по реаниматологии. На данный момент врачи вынуждены проводить детям некоторые виды операций, чтобы спасти им жизнь. К сожалению, побочным эффектом таких вмешательств часто становится нарушение голоса.

Кроме того, с каждым годом количество больных хроническим ларингитом увеличивается. Попытки самостоятельно заниматься пением часто приводят к избыточным нагрузкам на голосовые связки и увеличивают риск развития патологий голоса. При несвоевременной медицинской помощи эти дети рискуют навсегда остаться с неполноценным голосовым аппаратом.

Согласно статистике, сегодня 60 человек из 10 тысяч имеют хронические заболевания голосообразующих органов. Около 30-40% людей голосоречевых профессий страдают данными заболеваниями. Очень часто разные расстройства голоса диагностируются у педагогов и работников детских воспитательных заведений.

Коррекция нарушений голоса - важнейшая задача логопедии. Не так давно врачи разработали систему педагогического воздействия для людей с нарушениями голоса, назвав ее фонопедия. Фонопедия - это педагогическое воздействие, суть которого заключается в выполнении различных упражнений для улучшения дыхания и функций нервно-мышечного аппарата верхней части дыхательного горла. В ходе занятий пациенты учатся говорить с минимальной нагрузкой на артикуляционный аппарат и добиваться при этом наилучшего акустического эффекта.

Классификация голосовых расстройств

  • дисфонию - расстройство, при котором уменьшается сила голоса, изменяется его окраска и высота. При дисфонии голос хрипнет, понижается, становится осипшим;
  • афонию - расстройство, во время которого голос исчезает полностью. При афонии человек может только шептать.

По механизму развития данные нарушения делятся на:

  • органические;
  • функциональные.
  • центральными - расстройство голоса, возникшее в результате патологических процессов, происходящих в середине голосового аппарата;
  • периферическими - патологические изменения происходят в периферической части голосового аппарата.

Причины нарушения голоса

  • параличи и парезы голосообразующих органов;
  • патологические процессы в коре или структуре головного мозга, в проводящих нервных путях;
  • наличие воспалительных процессов в голосовых связках;
  • неправильное строение голосового аппарата;
  • воспаление гортани хронического характера;
  • травмы или ожоги верхней части дыхательного горла;
  • наличие новообразований в горле;
  • наличие рубцов в гортани после операции;
  • операция по удалению верхней части дыхательного горла;
  • психическая травма;
  • заболевания эндокринной сферы;
  • вредные привычки;
  • операции, в ходе которых удаляются гортань и голосовые связки;
  • принадлежность к женскому полу.

Признаки органических нарушений голоса

При длительном воспалении гортани нарушение голоса происходит из-за разрушения нейромышечного синапса и неполного смыкания голосовых связок. Данное состояние сопровождается такими симптомами, как повышенная утомляемость, изменения звучания голоса, а иногда и полное его отсутствие. Ларингит могут сопровождать такие неприятные симптомы, как боль, першение, царапанье.

Признаки органических нарушений, вызванных наличием новообразований в верхней части дыхательного горла, усиливаются по мере их роста. После операций на гортани пациенты всегда сталкиваются с голосовыми расстройствами. При полном удалении гортани пациент полностью теряет голос, его дыхание сбивается.

При парезах гортани, а также атрофических параличах голос часто исчезает полностью или становится хриплым. Это состояние часто сопровождает рефлекторный кашель, сбои в дыхании и речевое переутомление. При этом нарушение звучания голоса и дыхания могут сильно усугубить состояние.

Анартрия и дизартрия сопровождаются понижением голоса. Кроме того, он становится слишком тихим и однотонным.

Органические нарушения голоса часто являются причиной отставания детей в речевом развитии. Такие дети неправильно произносят звуки, им сложнее адаптироваться в обществе, что может стать причиной низкой самооценки. При возникновении нарушений голоса в зрелом возрасте человек может стать профессионально непригодным.

Признаки функциональных нарушений голоса

Одним из самых частых нарушений голоса является фонастения. С ней часто сталкиваются люди речевых профессий. Реже она возникает в результате переутомления, ослабления защитных сил организма, психотравмирующих ситуаций. Обычно пациенты в данном случае жалуются на чрезмерную утомляемость голоса, невозможность долго разговаривать, возникновение охриплости после разговора, болевые ощущения в горле и наружных мышцах гортани.

Гипотонусная дисфония, возникшая из-за пареза гортани, повлекшего за собой несмыкание голосовых связок, сопровождается осиплостью, быстрой утомляемостью. Такие больные часто вынуждены говорить шепотом.

Судорожное сжатие гортанных мышц может спровоцировать возникновение гипертонусной дисфонии. При ней голос огрубевает и глухо звучит. Человек, страдающий афонией, полностью утрачивает свой голос.

При патологической мутации переменчивость голоса сохраняется и после окончания подросткового возраста.

Практически все больные с функциональным нарушением голоса жалуются на охриплость и осиплость, неспособность контролировать звучание голоса.

Диагностика голосовых расстройств

Для диагностики может понадобиться проведение непрямой ларингоскопии, осуществляемой при помощи зеркала и лобной лампы. Если данная процедура не дала необходимого результата, ее можно провести с помощью гибкого фиброоптического ларингоскопа. Данная процедура выполняется под местным обезболиванием. При остром воспалении гортани у пациента можно увидеть покраснение гортани без наличия отделяемого. С помощью данного исследования можно обнаружить также доброкачественные и злокачественные опухоли гортани.

При травмировании гортанного нерва у пациента может произойти паралич голосовой связки с одной стороны. При обнаружении данной патологии врач должен провести дополнительное обследование для обнаружения факторов, спровоцировавших это состояние.

Во время обследования шеи врач должен исключить наличие зоба. При обнаружении увеличенных в размерах надключичных лимфоузлов врач может заподозрить у пациента наличие новообразований в пищеводе.

Во время обследования органов грудной клетки специалист должен исключит у пациента спадание доли легкого и воспаление плевры, что часто сопровождает рак легких.

В некоторых случаях может понадобиться проведение лабораторных и инструментальных исследований, которые включают в себя:

  • СОЭ - выполняется при воспалении гортани, новообразованиях;
  • РГК - при злокачественных опухолях легких;
  • тензилоновая проба - для пациентов с аутоиммунными нервно-мышечными заболеваниями;
  • компьютерная томография шейного отдела - назначается больным раком гортани или щитовидной железы для определения ее стадии;
  • компьютерная томография органов грудной клетки - выполняется при опухолях в легких, увеличении диаметра грудной аорты;
  • эндоскопия - назначается при подозрении на рак пищевода;
  • аортография дуги аорты;
  • ОАК - назначается пациентам с воспалением гортани;
  • биопсия - при опухолях щитовидной железы.

Лечение нарушений голоса

Для нормализации функций голосового аппарата необходимо выяснить точную причину нарушения. Если причиной заболевания стала слишком большая нагрузка на голосовые связки, рекомендуется уменьшить речевую нагрузку. Кроме этого, рекомендуется избегать стрессовых ситуаций, которые могут негативно отразиться на ЦНС.

Перед проведением работы по выработке правильных голосовых навыков пациенту рекомендуется пройти курс лечебной физкультуры и научиться правильно дышать. Таких пациентов логопеды учат находить опору дыхания и удлинять фонационный выдох.

Кроме этого, врач может назначить массаж шеи и проведение физиотерапевтических процедур. При органических причинах нарушения голоса специалист может проводить медикаментозную терапию, а в некоторых случаях даже назначить хирургическое лечение заболевания ЛОР-органов. При этом наилучшего результата можно добиться, используя медикаментозную терапию в сочетании с различными упражнениями.

Также врач может порекомендовать проведение дыхательной гимнастики и выполнение фонопедических упражнений. Нарушение голоса у детей лечат логопеды и ЛОР-врачи. Лечение детей нужно проводить как можно раньше. Это необходимо для того, чтобы патология не мешала им в дальнейшем полноценно жить и работать.

Прогноз и способы предотвращения нарушений голоса

Огромное количество заболеваний - включая болезни дыхательной системы, а также системы органов, обеспечивающих циркуляцию крови в организме, патологии эндокринной сферы и слухового аппарата, вредные факторы, травмы голосового аппарата - может спровоцировать расстройство голоса. Результат от лечения зависит от множества факторов, включая причины, вызвавшие патологию, и начало проведения лечения. При сильных видоизменениях голосового аппарата или параличах голос часто невозможно восстановить до прежнего состояния, хотя и можно улучшить его звучание. Функциональные нарушения голоса обычно устраняются полностью, хотя у некоторых пациентов, не выполняющих указания логопеда, случаются рецидивы заболевания. Огромную роль также играет желание пациента вылечиться.

Профилактика нарушений голоса заключается в отказе от вредных привычек - таких, как курение и употребление алкоголя. Также не рекомендуется громко разговаривать и петь, кричать на морозе. Рекомендуется проводить профилактику и своевременное лечение простудных заболеваний. При простудах нужно придерживаться голосового режима. Людям голосоречевых профессий рекомендуется научиться диафрагмальному дыханию и правильной подаче голоса.

При обнаружении каких-либо подозрительных симптомов нужно как можно скорее обратиться к врачу.

различные расстройства голосовой функции, обусловленные патологическим состоянием органов голосообразования. Нарушения голоса проявляются его недостаточной силой, высотой, искажением тембра, голосовым утомлением, першением, болью, «комком» в горле. При нарушениях голоса пациент должен быть проконсультирован отоларингологом и фониатром с исследованием голосовой функции, а также обследован логопедом. Преодоление нарушений голоса включает медицинские мероприятия (медикаментозное или хирургическое лечение, ФТЛ, психотерапию) и логопедическое воздействие (голосовой режим, дыхательную и артикуляционную гимнастику, фонопедические упражнения и др.).

МКБ-10

R49

Общие сведения

Нарушения голоса – группа голосовых расстройств, характеризующихся частичным или полным отсутствием фонации. Нарушения голоса чаще встречаются у лиц голосоречевых профессий (преподавателей, лекторов, актеров, певцов и др.), испытывающих большую речевую нагрузку, у подростков в пубертатном периоде, детей и взрослых с различной речевой патологией (ринолалией , дизартрией, алалией , заиканием , афазией). Так, нарушениями голоса страдают около 60% педагогов, 6-24% подростков в период мутации и 41% детей с речевыми проблемами. В свою очередь, нарушения голоса препятствуют полноценному развитию речи и коммуникации, ухудшают нервно-психическое состояние, накладывают ограничения на выбор профессии.

Нарушения голоса являются медико-социальной проблемой, поэтому изучаются медицинскими и педагогическими дисциплинами – отоларингологией (и ее узкоспециализированным разделом - фониатрией), неврологией , психиатрией , логопедией (и ее узкоспециализированным направлением - фонопедией).

Классификация нарушений голоса

По степени расстройства фонации выделяют дисфонию (частичное нарушение силы, высоты и тембра голоса) и афонию (отсутствие голоса). При дисфонии голос становится глухим, хриплым, сиплым, немодулированным, срывающимся, быстроиссякающим, иногда – назализованным. Афония характеризуется полным отсутствием звука голоса и возможностью говорить лишь шепотом.

По причинам и механизмам фонационных расстройств различают:

  • центральные (психогенная афония или истерический мутизм)
  • периферические (фонастения, гипотонусная и гипертонусная дисфония или афония, патологическая мутация)
  • центральные (дисфония и афония при дизартрии и анартрии)
  • периферические (дисфония и афония при заболеваниях гортани; ринофония).

Причины

Центральные органические нарушения голоса связаны с параличами и парезами голосовых связок, обусловленными поражением ствола или коры головного мозга, проводящих нервных путей. Центральные органические нарушения голоса встречаются у детей с детским церебральным параличом .

Причинами периферических органических нарушений голоса выступают различные воспалительные заболевания или анатомические изменения голосового аппарата. В их числе – хронические ларингиты , ожоги и травмы гортани , периферические парезы и параличи (при поражении возвратного нерва), «певческие узелки », опухоли (папилломатоз) гортани, послеоперационные рубцы и стенозы гортани , состояние после резекции гортани или ларингэктомии.

При функциональных нарушениях голоса деятельность голосового аппарата нарушается при отсутствии органических повреждений. Центральные функциональные нарушения голоса (психогенная афония) является следствием острой психотравмирующей ситуации. Чаще возникает у женщин, склонных к невротическим реакциям.

Периферические функциональные нарушения голоса по типу фонастении могут быть вызваны чрезмерными голосовыми нагрузками, несоблюдением голосового режима при респираторных заболеваниях. Патологическая мутация голоса у подростков может быть обусловлена эндокринными нарушениями, ранним курением, перегрузкой голосового аппарата в этот период. К гипотонусной дисфонии и афонии чаще всего приводит двусторонний миопатический парез (парез внутренних мышц гортани), вызванный ОРВИ , дифтерией , гриппом , сильным напряжением голоса. Развитие гипертонусной (спастической) дисфонии и афонии, как правило, связано с чрезмерным форсирование голоса.

Симптомы органических нарушений голоса

Нарушения голоса при хронических ларингитах обусловлены поражением нервно-мышечного аппарата гортани и несмыканием голосовых складок. Дефект голоса выражается утратой нормального звучания, сильной утомляемостью, иногда - невозможностью выполнения голосовой нагрузки. Характерны неприятные субъективные ощущения в горле – царапанье, першение , саднение, ощущение «комка», боль, давление.

В случае периферических параличей и парезов гортани голос может отсутствовать совсем или иметь хриплое звучание. Нарушение голоса сопровождается сильным речевым утомлением, рефлекторным кашлем, поперхиванием, расстройством дыхания. Дискоординация фонации и дыхания значительно утяжеляет дефект.

Нарушения голоса, связанные с доброкачественными и злокачественными опухолями гортани развиваются постепенно, по мере роста образований. После любого, даже щадящего оперативного вмешательства на гортани возникают преходящие голосовые нарушения. При удалении гортани человек полностью лишается голоса; при этом резко нарушается функция дыхания, поскольку происходит разобщение трахеи и глотки.

При центральных парезах и параличах гортани, наблюдаемых при дизартрии и анартрии, голос становится слабым, тихим, прерывистым, глухим, монотонным, нередко – с назальным оттенком.

Органические нарушения голоса, возникшие у ребенка раннего возраста, сопровождаются отставанием в речевом развитии, задержкой накопления словаря и развития грамматических структур, нарушением звукопроизношения, трудностями коммуникации и ограничением социальных контактов. Нарушения голоса, развившиеся во взрослом возрасте, могут обусловливать профессиональную непригодность.

Симптомы функциональных нарушений голоса

Будучи периферическим функциональным нарушением голоса, фонастения является профессиональным «заболеванием» лиц голосоречевых профессий. К проявлениям фонастении относятся невозможность произвольно регулировать звучание голоса, (усиливать или ослаблять), прерывание (осечки) и быстрая утомляемость голоса, охриплость. В остром периоде фонастении голос может пропадать совсем. В большинстве случаев фонастения не требует лечения; голос восстанавливается самостоятельно после периода отдыха.

При гипотонусной дисфонии вследствие пареза внутренних мышц гортани развивается несмыкание голосовых складок, что проявляется осиплостью голоса, голосовым утомлением, болями в мышцах шеи и затылка; в тяжелых случаях возможна только шепотная речь. При гипертонусной дисфонии, обусловленной тоническим спазмом гортанных мышц, голос искажается, становится глухим, грубым; при афонии – не возникает совсем.

Патологическая мутация может выражаться в сохранении высокого звучания голоса после истечения пубертатного периода, неустойчивости голоса (чередовании низких и высоких тонов), дисфоничном звучании и т. д.

Функциональное нарушение голоса центрального характера (истерический мутизм, психогенная афония) характеризуется полной одномоментной потерей голоса, невозможностью шепотной речи, но при этом сохранным звучным смехом и кашлем. Важным дифференциальным признаком является изменчивость формы несмыкания голосовых складок. Течение психогенного нарушения голоса длительное, возможны неоднократные рецидивы после восстановления голоса.

Диагностика

Установление причин нарушений голоса проводится отоларингологом , фониатром , неврологом ; исследование основных характеристик голоса – логопедом . Для выявления анатомических или воспалительных изменений голосового аппарата выполняется ларингоскопия ; с целью оценки функции голосовых складок - стробоскопия . В диагностике опухолевых поражений незаменимы рентгенография и МСКТ гортани . Для получения сведений о функции мышц гортани проводится электромиография . С помощью электроглоттографии оцениваются изменения голосового аппарата в динамике.

Логопедическую работу по восстановлению нарушений голоса следует начинать как можно раньше, чтобы предупредить фиксацию патологической голосоподачи, добиться лучших результатов, предотвратить развитие невротических реакций на дефект. Основные направления коррекционной работы включают психотерапию, коррекцию дыхания, развитие координации фонации и артикуляции, автоматизацию достигнутых навыков и введение голоса в свободное речевое общение. На логопедических занятиях по коррекции дисфонии используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения. У больных после экстирпации гортани проводится работа над формированием пищеводного голоса.

Прогноз и профилактика

Эффективность коррекции нарушений голоса во многом зависит от их причины, сроков начала лечения и логопедических занятий. При грубых анатомических изменениях голосового аппарата и центральных параличах обычно удается достичь лишь той или иной степени улучшения. Нарушения голоса функционального характера, как правило, устраняются полностью, однако при несоблюдении рекомендаций логопеда возможны рецидивы. Важное значение в успехе коррекции нарушений голоса принадлежит организованности и настойчивости пациента.

С целью предупреждения нарушений голоса необходимо воспитание правильных голосовых привычек (не форсировать голос), профилактика простудных заболеваний, отказ от курения и алкоголя, приема чрезмерно охлажденной и горячей пищи. Лица голосоречевых профессий должны владеть навыками диафрагмального дыхания и правильной голосоподачи. Любую, даже самую малую, простуду недопустимо переносить на ногах; в период болезни следует соблюдать щадящий голосовой режим.

Код МКБ-10

Гигиена и охрана голоса детей

1.2.. Болезни органов голосового аппарата и их профилактика

Наиболее часто причиной нарушения функций голосового аппарата являются острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, ангины (тонзиллит), острый насморк (ринит), воспаление глотки (фарингит), гортани (ларингит), трахеи (трахеит) и бронхов (бронхит). Речевые нагрузки и пение следует в этом случае прекратить до выздоровления. Для профилактики воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей следует избегать переохлаждения и закаливать организм.

К заболеваниям, связанным с повышенной профессиональной нагрузкой на голос, относятся певческие узелки. Они бывают острыми и хроническими, застарелыми. Причина их появления - повышенная нагрузка на голосовой аппарат, неправильное форсированное пение. Острые узелки при обеспечении голосового покоя обычно самопроизвольно рассасываются. Застарелые узелки, как правило, удаляются оперативным путем. Появление на связках узелков может привести к изменению тембра голоса (появляется охриплость), уменьшению его диапазона. Во избежание повторного их возникновения целесообразно не допускать перегрузок голосового аппарата.

К заболеваниям, связанным с повышенной эксплуатацией голоса, также относится кровоизлияние в голосовую складку. Оно наступает при резком напряжении (крик, форсирование). Голос сразу «садится», и голосообразование становится невозможным. При абсолютном голосовом покое кровоизлияние постепенно рассасывается и может пройти бесследно.

Дисфония - расстройство голосообразования, протекающее либо в форме ослабления деятельности голосовых складок (несмыкание), либо в спазматической форме (пересмыкание, спазмы). Как правило, это результат перенапряжения нервной системы, усиленной голосовой деятельности, часто протекающей на фоне какой-нибудь инфекции.

Голосовой аппарат чутко реагирует на любые негативные изменения в общем состоянии организма. Психическая перегрузка, переутомление голосового аппарата, злоупотребление верхними звуками, криком, болезнь могут стать причиной заболеваний голоса.

Анатомический анализ положения "позиции Веер" в спортивных танцах латиноамериканской программы

· Положение отдельных звеньев в суставах. · Характеристика работы мыщц. · Функциональные группы мыщц, обеспечивающие данное положение в суставах...

Аппарат Гольджи

Аппарат Гольджи

Лизосомы - это маленькие, окруженные одинарной мембраной пузырьки. Они отпочковываются от аппарата Гольджи и, возможно, от эндоплазматического ретикулума. Лизосомы содержат разнообразные ферменты, которые расщепляют крупные молекулы...

Вирус чумы плотоядных

Гигиена голоса неразрывно связана с режимом жизни и общегигиеническими правилами. Под гигиеной голоса понимают соблюдение человеком определенных правил поведения, обеспечивающих сохранение здоровья голосового аппарата...

Кровь и ее значение

Малокровие - резкое снижение гемоглобина крови и уменьшение количества эритроцитов. Различного рода заболевания и особенно неблагоприятные условия жизни детей и подростков приводят к малокровию. Малокровие сопровождается головными болями...

1) Двигательная активность является проявлением жизнедеятельности организма, именно она отличает животные организмы от растительных и обуславливает возникновение самых разнообразных способов передвижения (ходьба, бег, лазанье, плавание...

Опорно-двигательный аппарат животных

Нейромоторная единица. Анатомической и функциональной единицей скелетных мышц является нейромоторная единица. Под нейромо торной единицей следует понимать двигательный нейрон и иннервируемую им. группу мышечных, волокон (рис. 4). Рис...

Орган слуха и равновесия. Проводящие пути слухового анализатора

Защита органов слуха и своевременно принятые меры профилактики должны носить регулярный характер, потому как некоторые заболевания способны спровоцировать расстройство слуха и, как результат, ориентации в пространстве...

Особенности развития утомления у детей и подростков и его профилактика

Признаки переутомления не исчезают после кратковременного отдыха и даже ночного сна нормальной продолжительности. Для полного восстановления работоспособности...

Правильная осанка-красота и стройность, свидетельство хорошего здоровья и высокой активности человека. Нарушение осанки разнообразны: сутуловатость, круглая спина, скомотическая осанка, лордотическая осанка...

Профилактика здоровья школьника

Каждый школьник должен иметь правильно организованное место для занятий: письменный стол, стул, книжный шкаф или полку дома и подходящую по его росту парту в классе. Необходимо создать такие условия...

Слуховой анализатор

Барабанная полость (рис. 1) сообщается с наружным воздухом через особый канал -- слуховую, или евстахиеву трубу, наружное отверстие которой находится в стенке носоглотки. Обычно оно закрыто, но в момент глотания раскрывается...

Сомнамбулизм, лунатизм

Рекомендации: 1. Соблюдать режим дня, ложиться и вставать в одно и то же время. 2. За несколько часов до отхода ко сну нужно расслабиться и успокоить нервную систему. 3. Если вы смотрите телевизор ограничьтесь чем-то нейтральным...

Фотосинтез как основа энергетики биосферы

Настоящая работа состоит из двух частей: первая - опасание заболеваний голосового аппарата и их возможные причины, вторая - методика лечения и охраны голосового аппарата. Данное исследование может быть интересно не только педагогам-вокалистам или хормейстерам, но всем, чья работа связана с процессом голосообразования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Настоящее исследование посвящено одному из важнейших вопросов, связанных с работой любого педагога - охраной голоса и профилактикой заболеваний голосового аппарата. Данная проблема является крайне актуальной. От состояния голосовой системы педагога во многом зависит успех его деятельности, так как основной объём информации на любом занятии учащиеся воспринимают с голоса. Кроме того, нижеследующие рекомендации необходимы для учителей музыки и педагогов дополнительного образования, чья деятельность связана с работой над голосовым и певческим аппаратом воспитанников (педагогов по хору, вокалу, сценической речи и т.п.).

В первом разделе рассматриваются виды профессиональных болезней голоса и их причины. Наиболее подробно говорится о фонастении, как самом распространенном заболевании. В следующем разделе описаны методы лечения болезней голоса. Центральное место этого раздела занимает методика фонопедических упражнений, как наиболее доступный и вместе с тем эффективный метод лечения. Заключительный раздел наиболее важен для лиц, имеющих отношение к голосообразованию, и посвящен проблемам профилактики голосовых заболеваний и правильному голосовому режиму.

Под профессиональными болезнями голоса принято подразумевать такие заболевания, которые возникают в результате неправильных приемов технической обработки голоса или неорганизованности голосового аппарата для длительной работы. Среди основных заболеваний голосового аппарата можно назвать следующие:

1. Органические заболевания. К ним относятся: острые и хронические заболевания голосовых складок и слизистых тканей гортани и носоглотки, хронический трахеит.

2. Собственно профессиональные заболевания: кровоизлияния в мышцы голосовых складок или слизистые ткани гортани и носоглотки, недосмыкание, несмыкание или пересмыкание, асинхронность работы голосовых связок, припухлости, узлы.

3. Функциональные заболевания: фонастения, дисфония, афония.

Все заболевания голосового аппарата, как правило, являются результатом неверной эксплуатации голоса или нарушений нормальной деятельности центральной нервной системы. Чаще всего, не считая простудных заболеваний, страдает основная часть голосового аппарата - голосовые складки. Среди психофизических причин голосовых расстройств первое место занимает форсировка во всех ее проявлениях. Суть форсировки голосового аппарата - это любое превышение психофизиологических и голосовых возможностей. Форсировка это не только повышенная голосовая громкость, но и попытки извлечения чрезмерно высоких и низких для данного исполнителя в данное время звуков. Длительная работа голосового аппарата в режиме тихого звучания тоже является форсировкой. Как и искусственное нарочитое изменение тембра под более высокий или низкий голос.

Форсировка может быть следствием временной усталости голосового аппарата, результатом длительного непрерывного звукоизвлечения (декламации, пения) в нездоровом состоянии. Всегда нужно придерживаться старинного правила: “Каким бы сильным звуком ни пользовался актёр, он всегда должен чувствовать, что может еще прибавить“ (Люш Д. Развитие и сохранение певческого голоса. Киев, 1988, стр. 105).

Наиболее часто встречающимся видом форсировки является форсированное дыхание. Вследствие усиленного давления воздуха на связки, гортань поднимается кверху, что ведет к излишнему напряжению мышц надставной трубы, судорожным движениям нижней челюсти, опусканию мягкого неба так далее, то есть к нарушению нормального течения процесса звукоизвлечения со всеми вредными последствиями.

Среди профессиональных заболеваний голоса на первом месте, как было сказано выше, находится фонастения, или функциональные расстройства. Причины, вызывающие такого рода заболевания, разнообразны. На первом месте стоит неправильный голосовой режим (чрезмерное пользование голосом, форсировка и т.д.) и неверная постановка голоса. Среди других причин можно указать различного рода физиологические и психологические расстройства: нервные заболевания, нервные потрясения, истощения, малокровие, заболевания легких и верхнего отрезка дыхательных путей и тому подобное.

Жалобы страдающих фонастенией обычно сводятся к быстрой утомляемости голоса. Сам процесс звукоизвлечения становится исполнителю неприятен. В разговорной речи, особенно в первой половине дня, становятся слышны элементы охриплости. Появляется ощущение излишней мокроты, подступающей к голосовым связкам, тогда как на самом деле ее нет. Постоянное стремление откашляться вызывает раздражение и как следствие - першение в горле, доходящее до ощущения боли.

Помимо обычной формы фонастении существуют формы острой и ложной фонастении. Острая фонастения обычно наступает при резком переутомлении голосового аппарата. Как правило, она проходит так же внезапно, как и наступает. При условии абсолютного голосового покоя болезнь в большинстве случаев проходит в течение нескольких дней без какого бы то ни было лечения. Ложная фонастения встречается у лиц, подверженных значительной нервной возбудимости, и не является настоящим заболеванием голосового аппарата. Нарушение функции голоса является лишь одним из симптомов общего нервного состояния больного.

Следующая форма функциональных заболеваний голоса - “слабость голоса”, являющаяся последствием перенесенного инфекционного заболевания, наиболее часто - гриппа. Уже после полного выздоровления от основной болезни, в течение некоторого периода, иногда довольно продолжительного (от 1 до 3 недель), отмечается утомляемость и слабость голоса. Обычно такое состояние голоса проходит само собой.

В настоящее время наибольшее распространение получили методы комбинированного медикаментозного, физиотерапевтического и хирургического лечения функциональных нарушений голоса и других заболеваний гортани.

Методика упражнений для ликвидации расстройств голоса преследует одну основную цель - изменить неправильную манеру звукоизвлечения, чтобы не только ликвидировать конкретное расстройство, но и исключить возможность аналогичной повторной голосовой травмы.

Прекрасным примером методики лечения и профилактики голосовых расстройств может служить система З.И.Аникеевой. Предлагаемая ею и соавторами система упражнений ориентирована на вокалистов, но может быть с успехом применена на любых занятиях, связанных с голосоведением. Суть метода – в сочетании голосовых упражнений с физическими, создании псевдоанатомического комплекса (ротоглоточного рупора) артикуляционной беззвуковой гимнастикой, произнесением глухих, “взрывных” согласных, вокальных упражнениях для расширения диапазона голоса. Этот метод замечателен тем, что в ходе дыхательных упражнений вырабатывается спинно-нижнереберный тип дыхания, используемый для создания опоры дыхания и длительного фонационного выдоха. Кроме того, создается ротоглоточный рупор, понижается гортань, расширяя глотку(Аникеева З.И. Нарушение и восстановительное лечение голоса у вокалистов. Кишинев, 1985).

Методика фонопедических упражнений, предлагаемая З.И.Аникеевой в целом сводится к следующим положениям:

1.Дыхательная гимнастика. Вначале все дыхательные упражнения сочетаются во время выдоха с произнесением звуков пф, пфсс в следующей последовательности: выдох - пф,ф - пауза - легкий вдох через нос, расширяя грудную клетку в передне-заднем направлении. Это является подготовкой к правильному дыханию.

2.Артикуляционная беззвуковая гимнастика. Она призвана активизировать мышцы губ, языка, глотки.

3.Произнесение сонорных звуков - м, н, л, р на полузевке с опущенной гортанью и расслабленными мышцами дна полости рта, затем - переднесмычных (бп, вф, дт, сз) и заднесмычных (кг, кк) согласных.

4.Соединение сонорных звуков и гласных.

5.Звуковые (озвученные) артикуляционные упражнения.

6.Работа над скороговорками, следя за четкой артикуляцией губ, языка, начиная с медленного темпа, постепенно ускоряя.

7.раздельное мысленное произнесение гласных на зевке, предельно расширяя глотку и гортаноглотку вертикально и горизонтально в стороны, расслабляя мышцы дна полости рта.

8.Пение отдельных слогов (ма, мо, му, на, но,ну и так далее) по хроматической гамме в наиболее удобной тональности на piano, legato, staccato.

9.Пение отдельных фраз, куплетов только на звуках м, н, на полузевке, ощущая высокопозиционное головное звучание, затем на гласные.

10.Пение несложных мелодий, выбор которых находится в компетенции педегога.

Говоря о проблеме профилактики голосовых заболеваний необходимо отметить тесную связь голосового аппарата с другими органами и системами человеческого организма. Большое значение для здоровья голоса имеет также культурное и бытовое окружение.

Важнейшая часть голосового аппарата - гортань имеет поистине удивительную связь с другими органами человеческого тела. Любой стресс, любое взаимодействие с внешним раздражителем проявляется прежде всего в мышечном аппарате. Мышцы же гортани - один из самых чутких улавливателей этих внешних сигналов. Каждый стресс вызывает их мгновенный спазм.

Помимо стрессовых ситуаций в основе большинства заболеваний голоса лежит утомление. Оно развивается или вследствие неумения владеть голосом, или от больших перегрузок плохо тренированного голосового аппарата, или от незнания правил голосовой гигиены. Самое распространенное голосовое заболевание - несмыкание. На всякое утомление мышцы гортани отвечают усилением своей работы, которое довольно быстро сменяется ослаблением их тонуса. Если такое утомление фиксируется, то процесс становится хроническим, изменения в мышцах принимают необратимый характер. Такое ослабление мышц гортани часто является фоном для развития других органических болезней: ларингит, “узелки”, кровоизлияния. Речь и пение - тяжелая физическая, нервно-мышечная работа. Спасти голосовой аппарат от гибели может хорошая голосовая школа, постоянный тренаж всех звеньев голосообразующей системы, тщательное соблюдение всех мер гигиены голоса.

Во многом состояние голосового аппарата зависит и от внутреннего биохимического фона организма человека. Голосовые складки весьма чувствительны ко многим гормонам, в частности, щитовидной железы и надпочечников. Их повышенная секреция наблюдается, например, у многих певцов с сильными голосами.

Кроме того, существует понятие биоакустического резонанса. Когда голосовые складки издают звук, все внутренние органы, мышцы, костяк, полости черепа и носоглотки, диафрагма, живот резонируют каждый по-своему. В этом и заключается понятие биоакустического резонанса. Естественно, что больные органы действуют не так, как здоровые. Поэтому качество звука зависит не только от природных данных, но и от физиологического состояния организма человека в момент пения.

Учитывая описанную выше зависимость звучания голоса от психологического, физического и биохимического состояния организма следует прежде чем приступить к длительной эксплуатации голосового аппарата привести свой организм в порядок, в частности, своевременно устранить любые заболевания носоглотки. Следует помнить, что хронические воспалительные заболевания полости глотки, носа, миндалин оказывают неблагоприятное воздействие на голосовые складки и на акустические свойства голоса.

Важным средством профилактики профессиональных заболеваний является закаливание. Закаливание должно проводиться систематически и постепенно. Полезно сочетать его с занятиями спортом, особенно теми его видами, которые совершенствуют работу дыхательного аппарата, улучшают эластичность скелетной мускулатуры (гимнастика, легкая атлетика, туризм).

Особое внимание следует уделить специфике женского организма. Необходимо отметить, что иногда уже накануне наступления менструаций наблюдается воспалительное состояние гортани, длящееся обыкновенно около 2-3 дней. Для некоторых девушек и женщин нагрузка на голосовой аппарат в этот период связана с угрозой срыва голоса.

Кроме этого, необходимо следить за голосовым режимом, так как наиболее распространенные причины, вызывающие заболевания голосового аппарата, заключаются в небрежном обращении с голосом и в систематическом насилии над ним.

Каждый педагог должен учитывать вышеизложенное, знать особенности своего организма и индивидуальные особенности каждого ученика, чтобы иметь возможность давать верные рекомендации и уберечь свой голос и голосовой аппарат учащихся от перегрузок и профессиональных заболеваний.