Значение иосиф волоцкий (санин) в краткой биографической энциклопедии. Преставился прп

Пре-по-доб-ный Иосиф Во-лоц-кий (в ми-ру Иоанн Са-нин) ро-дил-ся в се-мье вот-чин-ни-ка, вла-дель-ца се-ла Яз-ви-ще Во-ло-ко-лам-ско-го кня-же-ства. Точ-ная да-та рож-де-ния пре-по-доб-но-го не уста-нов-ле-на, но боль-шин-ство ис-точ-ни-ков ука-зы-ва-ет 1439-1440 го-ды. Пра-дед Иоси-фа - Са-ня (ос-но-ва-тель фа-ми-лии) был ро-дом из Лит-вы. О ро-ди-те-лях пре-по-доб-но-го Иоси-фа Иоанне и Ма-рии из-ве-стий по-чти не со-хра-ни-лось, за ис-клю-че-ни-ем све-де-ний о том, что они умер-ли в мо-на-ше-стве. Кро-ме пре-по-доб-но-го Иоси-фа, у них бы-ло еще три сы-на: Вас-си-ан, Ака-кий и Еле-азар. Вас-си-ан и Ака-кий при-ня-ли мо-на-ше-ский по-стриг. Впо-след-ствии Вас-си-ан стал ар-хи-епи-ско-пом Ро-стов-ским.

В воз-расте се-ми лет от-рок Иоанн был от-дан в обу-че-ние стар-цу Во-ло-ко-лам-ско-го Кре-сто-воз-дви-жен-ско-го мо-на-сты-ря Ар-се-нию. За два го-да он изу-чил Свя-щен-ное Пи-са-ние и стал чте-цом в мо-на-стыр-ской церк-ви. В два-дцать лет Иоанн по-се-тил Твер-ской Сав-вин мо-на-стырь, где по-зна-ко-мил-ся с ду-хов-ным на-став-ни-ком Вар-со-но-фи-ем, и «муд-ре по-сле-дуя со-ве-ту и бла-го-сло-ве-нию про-зор-ли-ва-го и свя-та-го стар-ца Вар-со-но-фия, при-шел еси в оби-тель пре-по-доб-на-го Па-ф-ну-тия и то-го умо-лил еси при-я-ти тя в по-слу-ша-ние» (кондак 4).

В Бо-ров-ском мо-на-сты-ре пре-по-доб-ный Па-ф-ну-тий по-стриг юно-шу в ино-че-ство с име-нем Иосиф. Во-сем-на-дцать лет про-вел пре-по-доб-ный Иосиф под ру-ко-вод-ством свя-то-го по-движ-ни-ка. По пре-став-ле-нии сво-е-го учи-те-ля он был на-зна-чен игу-ме-ном Бо-ров-ско-го мо-на-сты-ря, ко-то-рым управ-лял око-ло двух лет. В этой оби-те-ли он ввел об-ще-жи-тель-ный устав, что вы-зва-ло недо-воль-ство неко-то-рых ино-ков. Пре-по-доб-ный Иосиф вы-нуж-ден был по-ки-нуть оби-тель и от-пра-вил-ся в па-лом-ни-че-ство по рус-ским свя-ты-ням. Так он ока-зал-ся в Ки-рил-ло-Бе-ло-зер-ском мо-на-сты-ре. Здесь он еще бо-лее укре-пил-ся в же-ла-нии со-здать но-вое мо-на-ше-ское об-ще-жи-тие. Из Ки-рил-ло-Бе-ло-зер-ско-го мо-на-сты-ря он уда-лил-ся в Во-ло-ко-лам-ские пре-де-лы, где в 1479 го-ду при сли-я-нии рек Стру-ги и Сест-ры в ле-су ос-но-вал оби-тель Успе-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. В сво-ем мо-на-сты-ре пре-по-доб-ный Иосиф ввел са-мое стро-гое об-ще-жи-тие и со-ста-вил для него соб-ствен-ный устав, зна-чи-тель-ная часть ко-то-ро-го взя-та из Уста-ва преп. . Пре-по-доб-ный Иосиф вос-пи-тал це-лую шко-лу ино-ков-по-движ-ни-ков. Мно-гие по-стри-же-ни-ки Иоси-фо-Во-ло-ко-лам-ско-го мо-на-сты-ря бы-ли ар-хи-пас-ты-ря-ми и за-ни-ма-ли важ-ней-шие ка-фед-ры Рус-ской Церк-ви: мит-ро-по-ли-ты Мос-ков-ские и всея Ру-си Да-ни-ил († 1539) и свя-той Ма-ка-рий († 1563), ар-хи-епи-скоп Вас-си-ан Ро-стов-ский († 1515), епи-ско-пы Си-ме-он Суз-даль-ский († 1515), До-си-фей Кру-тиц-кий († 1544), Сав-ва Кру-тиц-кий, по про-зва-нию Чер-ный, Ака-кий Твер-ской, Вас-си-ан Ко-ло-мен-ский, свя-ти-те-ли ка-зан-ские Гу-рий († 1563) и Гер-ман († 1567), свя-ти-тель Вар-со-но-фий, епи-скоп Твер-ской († 1576).

На цер-ков-ных Со-бо-рах 1490 и 1504 го-дов пре-по-доб-ный Иосиф вы-сту-пил с об-ли-че-ни-ем ере-си жи-дов-ству-ю-щих, воз-ник-шей в Нов-го-ро-де. Он ре-ши-тель-но до-би-вал-ся осуж-де-ния упор-ству-ю-щих от-ступ-ни-ков. Кро-ме ос-нов-но-го его со-чи-не-ния «Про-све-ти-тель», на-прав-лен-но-го про-тив этой ере-си, пе-ру свя-то-го при-над-ле-жат так-же 24 по-сла-ния к раз-лич-ным ли-цам, крат-кая и про-стран-ная ре-дак-ции мо-на-стыр-ско-го Уста-ва.

Пре-по-доб-ный Иосиф пре-ста-вил-ся 9 сен-тяб-ря 1515 го-да и был по-гре-бен близ ал-та-ря Успен-ско-го хра-ма сво-ей оби-те-ли. Со-бо-ром 1578 го-да пре-по-доб-ный Иосиф был при-чис-лен Цер-ко-вью к мест-но-чти-мым свя-тым, а в 1591 го-ду - к об-ще-рус-ским.

преподобного Иосифа Волоцкого

Тропарь преподобного Иосифа
глас 5

Яко постников удобрение/ и отцев красоту,/
милости подателя,/ разсуждения светильника,/
вси вернии, сошедшеся, восхвалим/
кротости учителя/ и ересей посрамителя,/
премудраго Иосифа,/ российскую звезду,/
молящася Господу// помиловатися душам нашим.

Кондак преподобного Иосифа
глас 8

Жития треволнения, и мятеж мирский,/
и страстная взыграния в ничтоже вменив,/
пустынный гражданин показался еси,/
многих быв наставник, Иосифе преподобне,/
монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель,//
моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва преподобному Иосифу Волоцкому

О преблаженне и приснославне отче наш Иосифе! Ведуще твое велие к Богу дерзновение и к твоему твердому заступлению прибегающе, в сокрушении сердца молим тя: озари нас светом дарованныя тебе благодати и молитвами твоими помози нам бурное море жития сего преити безмятежно и пристанища спасения неблазненно достигнути: порабощени бо суще суетными, и грехолюбиви, и немощни еже от обышедших нас зол возникнути, к кому прибегнем, аще не к тебе, явившему неоскудеваемое богатство милости в земнем житии твоем?
Веруем же, яко и по отшествии твоем множайшее стяжал еси дарование милосердовати бедствующим. Темже убо, припадающе ныне к цельбоносней иконе твоей, умиленно просим тя, святче Божий: сам искушен быв, помози и нам, искушаемым; постом и бдением поправый силу демонскую, и нас от нападений вражиих защити; препитавый гладом погибающих, и нам испроси у Господа изобилие плодов земных и вся яже ко спасению потребная; посрамивый еретическая мудрования, Церковь Святую от ересей и расколов, и смущений молитвами твоими огради: да тожде мудрствуем вси, единем сердцем славяще Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во вся веки. Аминь.

Святой преподобный Иосиф Волоцкий

Просветитель

Предисловие

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился 12 ноября 1440 года в селе Язвище-Покровское близ города Волока Ламского (ныне Волоколамск) в семье благочестивых родителей Иоанна и Марины. Семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение иноку Крестовоздвиженского Волоколамского монастыря Арсению.

В двадцать лет, презрев мирскую суету, Иоанн избрал путь монашеской жизни. По благословению старца Тверского Саввина монастыря Варсонофия он удалился в Боровск, в обитель преподобного Пафнутия († 1478; память 1 мая), который постриг его в иночество с именем Иосифа.

Постриг и последующие монашеские подвиги преподобного Иосифа дали благодатные плоды в жизни всей его семьи. Вскоре после ухода преподобного из мира отец его, Иоанн, был поражен тяжелой болезнью - парализован. Преподобный Пафнутий немедленно принял и его в свой монастырь, постриг в иночество с именем Иоанникия и поручил заботам сына, который покоил его в течение 15 лет, до самой кончины. Матери своей преподобный Иосиф написал увещательную грамоту, советуя избрать иноческий чин; она приняла постриг во Власиевской женской обители Волока Ламского (в схиме Мария). Вслед за родителями ушли в монашество и братья преподобного Иосифа.

Восемнадцать лет провел Иосиф в послушании у преподобного Пафнутия, нес возложенные на него тяжелые послушания в поварне, пекарне, больнице.

По преставлении преподобного Пафнутия в 1478 г. управление обителью перешло к преподобному Иосифу. Желая установить совершенное и полное общежитие братии, преподобный Иосиф предпринял путешествие по другим монастырям в поисках должного устроения иноческой жизни. Порядок, какой он желал учредить в своем братстве, преподобный нашел в Кирилло-Белозерской обители, где в полноте и строгости бережно сохранялся общежительный устав, заповеданный преподобным Кириллом. Но многие из братии Пафнутьевского монастыря отказывались принять строгий чин общежития, и тогда преподобный Иосиф задумал основать новую обитель в безлюдном, нетронутом месте. С немногими единомысленными ему братиями он удалился в лесную пустошь близ Волока Ламского и там основал обитель по образу монастыря Кириллова. Первый храм, в честь Успения Пресвятой Богородицы, был освящен 15 августа 1479 г.

Постепенно вокруг духоносного наставника собралось множество братии. Преподобный устроил строгое и совершенное общежитие. Устав обители, позднее изложенный преподобным Иосифом (Устав опубликован в книге: Послания Иосифа Волоцкого. М.-Л., 1959. С. 296–321.), сохранил для нас монастырские правила. Основой жизни в обители было отсечение своей воли, полное нестяжание, непрестанный труд и молитва. Все у братии было общим: одежда, обувь, пища, питие; без благословения настоятеля никто не мог взять в келью ни одной вещи; никто не должен был пить или есть отдельно от других. Пища была самая простая, все носили худые одежды, у дверей келий не было запоров. Кроме обычного монашеского правила, каждый инок творил до тысячи и более поклонов в день. К божественной службе являлись по первому благовесту, и каждый занимал в храме строго определенное место; переходить с места на место и разговаривать во время службы запрещалось. В свободное от службы время иноки участвовали в общих работах или в своих кельях занимались рукоделием. Среди прочих трудов в монастыре уделялось большое внимание переписке богослужебных и святоотеческих книг. После повечерия всякое общение между монахами прекращалось, все расходились по своим кельям. Обязательной была ежевечерняя исповедь с откровением помыслов своему духовному отцу. Большая часть ночи проходила в молитве, сну предавались лишь на короткое время, многие - сидя или стоя. Женщинам и детям вход в монастырь был строго воспрещен, а братии не позволялось даже беседовать с ними. Подчиняясь этому правилу, сам преподобный Иосиф отказал в свидании своей престарелой матери-инокине.

Во всем преподобный Иосиф являлся примером для братии: трудился наравне со всеми, ночи пребывал на молитве, одевался как нищий. За духовным наставлением к богоносному игумену притекали и простые миряне, и знатные, сановные лица. В голодные годы обитель кормила множество страждущих.

В трудное для Русской Церкви время Господь воздвиг преподобного Иосифа как ревностного поборника Православия и защитника церковного и государственного единства в борьбе с ересями и церковными нестроениями. Преподобный Иосиф - один из вдохновителей учения о Святой Руси как преемнице и хранительнице древнего Вселенского благочестия: “И как в древности Русская земля всех превзошла своим нечестием, так сейчас… она всех превзошла благочестием”, - пишет он в открывающем “Просветитель” “Сказании”. Последователь преподобного Иосифа, Спасо-Елеазаровский старец Филофей, пояснял значение России как последнего оплота Православия на земле: “Все христианские царства пришли к концу и соединились в едином царстве нашего Государя. По пророческим книгам, это есть Российское Царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать”(См.: Малинин. Старец Спасо-Елеазарьевского монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901.).

Преподобный Иосиф отошел ко Господу на 76-м году жизни, 9 сентября 1515 года, незадолго до кончины приняв великую схиму. Мощи преподобного почивают под спудом в соборном храме его обители. Общецерковное почитание святого установлено в 1591 году, при патриархе Иове. Многие из учеников и последователей преподобного Иосифа Волоцкого также вошли в лик российских святых, были архипастырями Русской Церкви; сам монастырь стал центром духовного просвещения на многие столетия (Публикация Волоколамского Патерика, содержащего житие прп. Иосифа: Богословские труды. Сборник десятый. М., 1973. С. 175–222.).

Величайшим подвигом преподобного Иосифа Волоцкого была его борьба против ереси жидовствующих. С тех пор как, по свидетельству “Повести временных лет”, равноапостольный князь Владимир отверг искус иудейской веры, принесенный хазарскими проповедниками, и Русь обновилась благодатью Крещения, “великая Русская земля 470 лет пребывала в православной вере, пока враг спасения, диавол вселукавый, не привел скверного еврея в Великий Новгород”, - пишет в “Просветителе” преподобный Иосиф. Оценивая ересь жидовствующих как величайшую опасность, которой когда-либо подвергалась Русь, русское православие, русская государственность, преподобный Иосиф не преувеличивает. Ересь эта имела поистине всеохватный характер: она затрагивала все стороны вероучения, завладела умами множества людей самых разных сословий и состояний, проникла к самым вершинам церковной и государственной власти, так что и первоиерарх Русской Церкви, и великий князь были затронуты ею, а в православной Руси творились немыслимые бесчинства, со скорбью описанные преподобным Иосифом в “Просветителе”.

Значение ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ (САНИН) в Краткой биографической энциклопедии

ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ (САНИН)

Иосиф Волоцкий (Санин) - знаменитый полемист, родился в 1439 или 1440 г., учился грамоте в Воздвиженском монастыре, около 1459 г. принял монашество в обители Пафнутия Боровского. Назначенный, после смерти Пафнутия, настоятелем этой обители, он пытался ввести строгий общежительный устав; встретив сильный отпор со стороны иноков, оставил монастырь и, недовольный жизнью нескольких монастырей, в которых побывал, основал в 1479 г. известный впоследствии Волоколамский монастырь. Основной добродетелью инока, по уставу Иосифа, было беспрекословное повиновение настоятелю, власть которого была безгранична. Вся жизнь монаха была точно распределена и регламентирована. Ересь жидовствующих нашла в Иосифе сурового обличителя. Враг всякого "мнения", всяких новшеств, Иосиф требует казни для еретиков. В своем "Просветителе", состоящем из 16-ти обличительных слов, он старается доказать неправильность "нового учения", с целью преследования еретиков, убеждает не верить в искренность их покаяния, всячески разыскивать их, заточать и казнить. Не одни только еретики служили предметом обличений Иосифа. Заволжские старцы, говорившие против казни еретиков, а также Вассиан Патрикеев (ратовавший против монастырских имуществ), вызвали со стороны Иосифа целый ряд посланий, в которых он доказывал законность монастырского землевладения, защищал богатую внешность храмов, украшение их богатыми образами, книгами и т. д. Мнения Иосифа одержали верх над мнениями противников; еретиков казнили, монастыри продолжали владеть имуществом, благодаря близости Иосифа к великому князю, власть которого Иосиф всегда старался окружить ореолом божественности. Иосиф утверждал, что государь "естеством подобен всем человекам, властию же - Богу", что он наместник Божий на земле, глава государства и церкви, самодержец в полном смысле этого слова. Во всех своих сочинениях Иосиф является древнерусским книжником, начетчиком. Умер 9 сентября 1515 г., канонизирован в 1579 г. - Ср. "Просветитель" (изд. 2-е, Казань, 1882); Хрущов "Исследование о сочинениях Иосифа Санина" (СПб., 1868); В. Жмакин "Митрополит Даниил и его сочинения" (М., 1881); Е. Голубинский, разбор соч. Жмакина в "Отчете о XXV присуждении Уваровских наград".

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ (САНИН) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВОЛОЦКИЙ
    404480, Волгоградской, …
  • ИОСИФ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (прибавление, присовокупление) - имя нескольких лиц: Быт 30:23 и др. - старший из двух сыновей патриарха Иакова и брат Вениамина, …
  • САНИН в Литературной энциклопедии:
    - герой романа русского писателя М.П.Арцыбашева «Санин» (1907). Фигура С. имеет некоторые автобиографические черты, главным образом это относится к нравственно-мировоззренческим …
  • ИОСИФ в Литературной энциклопедии:
    (нем. Joseph) - герой романа Т.Манна «Иосиф и его братья» (1933-1943), знаменитый Иосиф Прекрасный из Ветхого завета, сын Иакова и …
  • ИОСИФ в Литературной энциклопедии:
    С. О. — см. статью «Румынская …
  • ИОСИФ
    (князь Аргутинский-Долгорукий) (1743-1801) католикос всех армян с 1800, один из организаторов армянского освободительного движения, военного союза с Россией, создания армянских …
  • САНИН
    часть экономического района Тюгоку в …
  • ИОСИФ ФРАНСУА ДЮ ТРЕМБЛЕ
    (le p?re Joseph, собственно Fran?ois Ledere du Tremblay, 1577—1638; прозвище — Eminence grise) — государственный деятель Франции, монах капуцинского ордена, …
  • ИОСИФ И. Г. БАЖАНОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в миру Иван Гаврилович Бажанов) — известный проповедник (1829—1886), сын дьякона, учился в СПб. дух. акад.; был проф. и инспектором …
  • САНИН
    С́АНИН (наст. фам. Шенберг) Ал-др Акимович (1869-1956), актёр, режиссёр, театральный деятель. Был актёром и режиссёром МХТ, Александринского и др. т-ров, …
  • ИОСИФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́ОСИФ ФЛАВИЙ (Josephus Flavius) (37 - после 100), др.-евр. историк. Изменил восставшим и сдался римлянам во время Иудейской войны против …
  • ИОСИФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́ОСИФ ТРИЗНА (?-1655 или 1656), архимандрит Киево-Печерской лавры, создатель новой редакции Киево-Печерского патерика (1647- …
  • ИОСИФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́ОСИФ ВОЛОЦКИЙ (в миру Иван Иванович Санин) (1439/40-1515), основатель и игумен Иосифо-Волоколамского мон., глава иосифлян, писатель. Возглавлял борьбу с новгородско-московской …
  • ИОСИФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́ОСИФ II (1741-90), австр. эрцгерцог с 1780 (в 1765-80 соправитель Марии Терезии, своей матери), император "Священной Рим. империи" с 1765. …
  • ИОСИФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́ОСИФ I (Joseph) (1678-1711), австр. эрцгерцог с 1705, император "Священной Рим. империи". Вёл войну за Исп. …
  • ИОСИФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́ОСИФ (в миру Иос. Иос. Семашко) (1798- 1868), церк. деятель, чл. Петерб. АН (1857). Из униатских священников, сторонник воссоединения униатов …
  • ИОСИФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́ОСИФ (в миру Ив. Сем. Петровых) (1872- 1937), архиепископ Ростовский (1920), затем Одесский и Херсонский (1927). В 1928 арестован и …
  • ИОСИФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́ОСИФ (?-1652), патриарх Московский и всея Руси с 1642. Расширил деятельность моск. Печатного двора (впервые изданы Жития рус. святых, Кормчая …
  • ИОСИФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́ОСИФ (князь Аргутинский-Долгорукий) (1743-1801), католикос всех армян с 1800, один из организаторов арм. освободит. движения, воен. союза с Россией, создания …
  • ИОСИФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́ОСИФ, в библейской мифологии любимый сын Иакова и Рахили; был продан братьями в рабство, после долгих злоключений стал править Египтом. …
  • ИОСИФ в Словаре Кольера:
    в Ветхом Завете, одиннадцатый сын Иакова и первенец его любимой жены Рахили (Быт 30:24). Будучи поздним ребенком ("сыном старости"), Иосиф …
  • ИОСИФ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Бродский или …
  • ИОСИФ в Словаре синонимов Абрамова:
    || целомудрен, как …
  • ИОСИФ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • ВОЛОЦКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    В`олоцкий: И`осиф …
  • ИОСИФ
    Иосиф, (Иосифович, …
  • ВОЛОЦКИЙ в Орфографическом словаре:
    в`олоцкий в`олоцкий: и`осиф …
  • САНИН
    Владимир Маркович (1928-89) , русский писатель. В прозе - интерес к испытаниям человека в трудных условиях, нравственно-психологические проблемы. Книги: «Наедине …
  • ИОСИФ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в библейской мифологии любимый сын Иакова и Рахили; был продан братьями в рабство, после долгих злоключений стал править Египтом. Когда …
  • ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Иосиф Волоцкий (1439 …
  • ИОСИФ (САНИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Иосиф Волоцкий. ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь …
  • ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Волоцкий, в миру - Иван Санин (1439/40-9.9.1515), церковный писатель и публицист, глава течения иосифлян - воинствующих церковников, ставивших церковь выше …
  • ВОЛОЦКИЙ: ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Волоцкий: Иосиф …
  • ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    преподобный (1439/1440 1515 гг.) русский святой, богослов и проповедник, выдающийся публицист и церковный деятель. Принял пострижение в 1459 году в …
  • ПАФНУТИЙ БОРОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пафнутий Боровский (1394 - 1477), схиигумен, преподобный, чудотворец. Память 1 мая …
  • ИОСИФО-ВОЛОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иосифо-Волоцкий монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, ставропигиальный мужской монастырь, Русской Православной Церкви. …
  • ИОСИФ ПЕСНОПИСЕЦ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иосиф Песнописец (+ 883), преподобный. Память 4 апреля Родился в Сицилии в благочестивой …
  • ИОСИФ (СЕМАШКО) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иосиф (Семашко) (1798 - 1868), митрополит Литовский и Виленский. В миру Иосиф Иосифович …
  • ФРАНЦ ИОСИФ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Император Австрии (с 1867 г. Австро Венгрии) из рода Габсбургов, правивший в 1848—1916 гг. Сын эрцгерцога Франца Карла и Софии …
  • ФРАНЦ ИОСИФ в биографиях Монархов:
    Император Австрии (с 1867 г. Австро-Венгрии) из рода Габсбургов, правивший в 1848—1916 гг. Сын эрцгерцога Франца Карла и Софии Баварской. …
  • ВАССИАН САНИН в Краткой биографической энциклопедии:
    Вассиан Санин - родной брат Иосифа Волоколамского, архиепископ Ростовский, занимавший кафедру с 1506 г. Принимал большое участие в тяжбе …
  • САНИН ВЛАДИМИР МАРКОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1928-89) русский писатель. В прозе - интерес к испытаниям человека в трудных условиях, нравственно-психологические проблемы. Книги: "Наедине с Большой Медведицей" …
  • ВАССИАН САНИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    родной брат преп. Иосифа Волоколамского, архиепископ ростовский, бывший на кафедре в 1506 г. Он принимал большое участие в тяжбе Иосифа …
  • РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ в Новейшем философском словаре:
    часть мировой философии, обладающая значительным историческим, содержательным и идейным своеобразием. Первые опыты русского философствования восходят к древнекиевской эпохе и связаны …
  • в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    Волоцкий, Волгоградской, …
  • ВОЛКОВ
    Волк - древнерусское самобытное имя (ласкательный вариант - Волчко), означавшее ‘сила, отвага, хитрость’, - положило начало фамилиям Волкобоев, Волков, Волковысский, …
  • АЛЕКСАНДРОВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
    Эта фамилия занимает двенадцатое место в первой сотне самых распространенных российских фамилий. В этом нет ничего удивительного, ведь и имя, …
(1515-09-09 ) (74 года)
Почитается:

в Православной церкви

В лике:

преподобных

День памяти:

Ио́сиф Во́лоцкий (в миру - Ива́н (Иоа́нн ) Са́нин ; 14 ноября ( (?)) - 9 сентября ) - святой Русской Церкви , почитается в лике преподобных , память совершается 9 (22) сентября и 18 (31) октября .

Жизнеописание

В книге «Просветитель» и ряде посланий Иосиф Волоцкий, дискутируя с другим подвижником, духовным лидером «нестяжателей» Нилом Сорским , доказывал законность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами .

Требования казней еретиков и обогащения церкви встретили сильное противодействие среди ряда светских и духовных лиц. Монах и церковный писатель Вассиан Косой (князь Василий Патрикеев) в «Слове ответном» и «Слове о еретиках» критиковал иосифлян с позиции милосердия и нестяжательства, апеллируя к заповедям евангельской любви и бедности, а самого Иосифа именовал «учителем беззакония», «законопреступником» и «антихристом» . Заволжские старцы , отвергавшие монастырское землевладение и отличавшиеся от ортодоксального монашества образованностью и гуманизмом, на соборе 1503 года сделали заявление о том, что церкви неприлично владеть землями, а в «Ответе кирилловских старцев» возражали Иосифу Волоцкому относительно предания еретиков смерти: «нераскаявшихся и непокорных еретиков предписано держать в заключении, а покаявшихся и проклявших свое заблуждение еретиков Божья церковь принимает в распростертые объятия» . При этом они ссылались на заповедь «Не судите, да не судимы будете» и на рассказы о прощении Иисусом грешников.

Память

Православная гимнография

Сочинение Иосифа Волоцкого

Яко постников удобрение и отцев красоту,
милости подателя,
рассуждения светильника,
вси вернии, сошедшеся, восхвалим
кротости учителя
и ересей посрамителя,
премудраго Иосифа, Российскую звезду,

молящася Господу помиловатися душам нашим.

См. также

Примечания

Ссылки

храмы произведения Иосифа Волоцкого
  • Иосиф Волоцкий. ПОСЛАНИЕ ИКОНОПИСЦУ И ТРИ «СЛОВА» О ПОЧИТАНИИ СВЯТЫХ ИКОН.
ссылки на работы о Иосифе Волоцком
  • Иосиф Волоцкий // Православная энциклопедия
  • Иосиф Волоцкий (Волоколамский), преподобный на сайте Русское Православие
  • О взаимоотношениях между Нилом Сорским и Иосифом Волоцким
  • Об Иосифе Волоцком и Ниле Сорском рассказывает свящ. Сергий Барицкий

Научная литература

  • Алексеев А. И. К ИЗУЧЕНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ИСТОРИИ «КНИГИ НА ЕРЕТИКОВ» ИОСИФА ВОЛОЦКОГО //Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2008. № 2 (32). С. 60-71.
  • Алексеев А. И. О «Просветителе» и посланиях преподобного Иосифа Волоцкого //Вестник церковной истории . 2008. № 2(10). С. 121-220.
  • Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский / Сост. иеромонах Герман (Чекунов). М.: Русский издательский центр, Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь, 2011. 320 с., ил., 6000 экз., ISBN 978-5-424-90003-7

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 14 ноября
  • Родившиеся в 1440 году
  • Умершие 9 сентября
  • Умершие в 1515 году
  • Святые по алфавиту
  • Русские православные святые
  • Христианские святые XVI века
  • Игумены Русской православной церкви
  • Писатели по алфавиту
  • Писатели России по алфавиту
  • Писатели России XVI века
  • Русские писатели по алфавиту
  • Русские писатели XVI века
  • Публицисты России
  • Преподобные Русской Церкви
  • Канонизированные в XVI веке

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Иосиф Волоцкий" в других словарях:

    - (в миру Иван Санин) (1439/40 1515), основатель и игумен Иосифо Волоколамского монастыря, глава иосифлян, писатель. Укреплял авторитет великокняжеской власти, отстаивал незыблемость православных догматов, активную роль церкви во всех сферах жизни … Русская история

    Иосиф Волоцкий - (в миру Иван Санин) (ум. 1515 г.) – игумен основанного им Волоколамского монастыря, церковный деятель и публицист. Основные факты его биографии сообщаются в Житии Иосифа Волоцкого нескольких редакций, написанных через много лет после смерти И. В … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    - (Иван Санин) (1439/40 1515), основатель и игумен Иосифо Волоколамского монастыря, глава иосифлян, писатель. Возглавлял борьбу с новгородско московской ересью и нестяжателями. Автор Просветителя (не ранее 1502), многих посланий и др … Современная энциклопедия

    - (Иван Санин) (1439/40 1515) основатель и игумен Иосифо Волоколамского монастыря, глава иосифлян, писатель. Возглавлял борьбу с новгородско московской ересью и нестяжателями. Автор Просветителя, многих посланий и др. Канонизирован Русской… … Большой Энциклопедический словарь

    Иосиф Волоцкий - (Иван Санин) (1439/40 1515), основатель и игумен Иосифо Волоколамского монастыря, глава иосифлян, писатель. Возглавлял борьбу с новгородско московской ересью и нестяжателями. Автор “Просветителя” (не ранее 1502), многих посланий и др. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (в миру – Санин И в а н) (1439–1515) – рус. богослов схоласт, церк. писатель публицист, глава контрреформации в России конца 15 – нач. 16 вв. Осн. произведением И. В. является Просветитель, или Окончание ереси жидовствующих (4 изд., 1903),… … Философская энциклопедия

    В миру Иван Иванович Санин (1439/1440 1515), основатель и игумен Иосифо Волоколамского монастыря, глава иосифлян, писатель. Возглавлял борьбу с новгородско московской ересью и нестяжателями. Отстаивал неприкосновенность церковно монастырского… … Энциклопедический словарь

). Его родителями были Иоанн (в монашестве Иоанникий) и Марина (в схиме Мария), принадлежавшие к служилому дворянству удельного князя Бориса Волоцкого.

В семилетнем возрасте Иоанна (Иван Санин - мирское имя Иосифа Волоцкого) отдали в обучение к просвещенному старцу Арсению в Волоколамский Кресто-Воздвиженский монастырь, где он обучался грамоте. Иван первым из семьи принял постриг, позднее монашество приняли отец и все три его брата. Вскоре он стал певцом и чтецом при монастырской церкви. Современники удивлялись его необычайной памяти.

В 1459 году в двадцатилетнем возрасте Иван удалился в Саввин монастырь, расположенный в , к известному старцу Варсонофию. Однако монастырские правила показались Иоанну недостаточно строгими, Варсонофий посоветовал ему отправиться в , к игумену преподобному , последователю святого .

Принял юного подвижника, и 13 февраля 1460 года Иоанн Санин был пострижен в монахи под именем Иосиф. Иосиф работал на кухне, прислуживал в церкви. Его отличительными чертами были терпение, послушание и сострадательность, он имел талант к пению, снискал всеобщую любовь. Вскоре преподобный назначил Иосифа экклесиархом, в его обязанности входило наблюдение за исполнением церковного устава. Находясь в , Иосиф убедил отца и братьев принять иноческий постриг. В течение 15 лет он заботился об отце в монастырской больнице, которого разбил паралич.

Около 18 лет провел Иосиф в . После смерти преподобного (1 мая 1477 г.) Иосиф был рукоположен в иеромонаха, затем по завещанию и по настоянию он был назначен преемником настоятеля - игуменом . Новый настоятель решил заняться преобразованием монастырской жизни, устроить ее на началах более строгого общежития по примеру других известных обителей. Однако намерения Иосифа были встречены сильным противодействием со стороны братии, за исключением семи иноков.

Тогда Иосиф решил оставить монастырь и обойти другие обители в поисках решения о наилучшем устроении монастырской жизни. В сопровождении старца Герасима Чёрного он, среди прочих, посетил Кирилло-Белозерский монастырь, который произвел на него наиболее благоприятное впечатление своим строгим уставом монашеского общежития. Два года провел Иосиф в странствиях, знакомясь с жизнью различных монастырей, увиденное и осмысленное укрепило его взгляды. Возвратившись по воле Великого князя в , Иосиф встретился с прежним упорным сопротивлением братии к изменению монашеского устава. Братия даже просила у другого игумена, но князь отказал. Тогда Иосиф решил основать новую обитель и с семью единомышленниками направился в окрестности , в родные места.

В этот период Волоцким князем был брат Великого князя Борис Васильевич. Он был наслышан о добродетельной жизни Иосифа, радушно принял монаха и позволил поселиться на территории своего княжества. Место для будущей обители было выбрано в 25 км от , при слиянии рек Струги и Сестры. Существует поверье, что выбор этого места сопровождался знаменательным явлением: налетела буря и повалила лес на глазах удивленных путников, расчищая место для строительства обители. В июне 1479 года здесь был воздвигнут крест и заложена деревянная церковь в честь Успения Богоматери, освященная 15 августа 1479 г. Эта дата считается днем основания Иосифо-Волоколамского монастыря Успения Пресвятой Богородицы.

Князь и многие знатные благотворители делали многочисленные пожертвования в пользу монастыря, обитель также получала доходы с близлежащих деревень. Вскоре монастырь был построен. В его строительстве принимал участие сам ее основатель Иосиф, он валил лес, рубил и пилил, носил бревна. В построенной обители преподобный Иосиф устроил жизнь иноков по всей строгости, а устав монастырской жизни во многом был заимствован из уставов Студийского и афонских монастырей. Добрая слава об Иосифе привлекала к подвижнику учеников, и число иноков быстро достигло 100 человек. В монастыре все было общее: пища, одежда, обувь. Часть трапезы общим решением оставлялась бедным. Большое внимание в обители уделялось переписке Богослужебных книг, и вскоре книжное собрание монастыря стало одним из крупнейших среди монастырских библиотек.

В 1484-1485 гг. был построен каменный храм Успения Богоматери на месте деревянного. Летом 1485 г. его расписывал живописец Дионисий со своими сыновьями Феодосием и Владимиром. В 1504 г. заложили теплую трапезную церковь во имя святого Богоявления, позднее была воздвигнута колокольня, а под ней - церковь в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии.

Учениками и последователями Иосифа Волоцкого стали архиепископ Вассиан Ростовский (Рыло), митрополиты Московские и всея Руси Даниил (1492-1547) и Макарий (ок. 1482-1563), епископы Симеон Суздальский и Тарусский, Досифей Крутицкий, Савва Крутицкий (Черный) и многие другие. Постриженики монастыря занимали важнейшие кафедры Русской Церкви: архиепископ Казанский и Свияжский Гурий (ок. 1500-1563), архиепископ Казанский и Свияжский Герман (1505- 1567), епископ Тверской (1522-1567) и другие.

Преподобный Иосиф Волоцкий помогал всем нуждавшимся, учил знатных и власть имущих людей милосердию по отношению к подданным. В 1512 году во время страшного голода в его обители нашли пристанище около 1000 детей. Иосиф являлся духовным отцом многих бояр.

Иосиф Волоцкий скончался 9 сентября 1515 года на 76 году жизни. Надгробное слово ему составил его племянник и ученик Досифей Топорков. В 1579 году Иосиф был канонизован - установлено местное почитание в Иосифо-Волоколамском монастыре. 1 июня 1591 г. при патриархе Иосиф был признан святым всей Русской Православной Церковью. Мощи и вериги святого Иосифа Волоцкого покоятся в Успенском соборе Иосифо-Волоцкого монастыря.

14 июня 2009 г. около монастыря был открыт памятник преподобному Иосифу. 7 декабря 2009 г. преподобный Иосиф Волоцкий объявлен покровителем православного хозяйствования и предпринимательства (по благословению патриарха Кирилла).