Резонер и резонерство в обычной жизни — примеры и виды отклонения мышления. Резонерство мышления

А вот пример резонерского мышления с элементами разорванности из дневника больного С:

«Ветер—прогноз будущего. Радиално льются звуки радио. Ветер мышления колышет радиацию излучения. Атомная материя сознательная. Будущее вселенной сказочное. Букет цветов, излучающий счастье человечества, радиально ароматирует его. Солнце внушает в нас сознание и порождает в нас мысль. Мысль человека, это аромат счастья во вселенной. Вселенная ждет человечество. Я иду по ступеням к атому земли, пульсирующему радиально, ведет меня разум солнца, открывается туч занавес»

В приведенном отрывке видна космическая тематика, взятая из современной действительности, неудачные попытки поэтического оформления изложения, сомнительные сравнения и явный недостаток смысла.


(вычурность, резонерство, разорванность мышления)

Приведем еще один отрывок из того же дневника. Называется он «Любовь к материи».

«Материя излучает жизнью, мыслью, возрастом, происхождением, характером и капризом. Пример: я впервые полюбил карандаш и тетрадь правописания. Полюбить материю значит полюбить фантазию всей вселенной, значит жизнь сказочную мне представится право доставить на экран человечества».

Автор приведенных отрывков в течение ряда лет страдает бредовым психозом. Много тетрадей заполнено им произведениями, подобными приведенным образцам. Сам больной называет себя «Доктор Жорж Академии Наук» и придает своим сочинениям причудливую форму.


«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович

Еще более четко выступает роль измененного личностного отношения в структуре того вида патологии мышления, который обозначается в психиатрической клинике как резонерство.

Это расстройство мышления определяется клиницистами как "склонность к бесплодному мудрствованию", как тенденция к непродуктивным многоречивым рассуждениям. Иначе говоря, резонерство выступает для психиатров как само нарушение мышления. В действительности же это лишь феноменологическое описание. Наши исследования показали, что механизмом "резонерства" являются не столько нарушения интеллектуальных операций, сколько повышенная аффективность, неадекватное отношение, стремление подвести любое, даже незначительное, явление под какую-то "концепцию".

Нередко неадекватные суждения отмечаются даже у больных, у которых вообще эксперимент не выявляет нарушений познавательных процессов. Так, больной психопатией, который в опыте на пиктограмму подбирает адекватные связи для запоминания слова "развитие", рисует двух людей, расходящихся в разные стороны, объясняя: "Это разлука, разлука приводит к усовершенствованию, ведь разлука – это печаль, а чувство печали облагораживает человека, снимает мещанскую шелуху самодовольства". Другая больная при предъявлении пословицы "Не все то золото, что блестит" говорит: "Это значит, что надо обращать внимание не на внешность, а на внутреннее содержание", и тут же добавляет: "Но все же я должна сказать, что с точки зрения диалектики это не совсем правильно, ведь существует же единство формы и содержания, значит, надо обратить внимание и на внешность".

Психологическая характеристика симптома резонерства была предметом специального исследования Т. И. Тепеницыной . Как показали результаты ее исследования, неадекватность, резонерство больных, их многоречивость выступали в тех случаях, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к "оценочным суждениям". Т. И. Тепеницына пишет, что "резонерство выражается в претенциозно-оценочной позиции больного и склонности к большому обобщению но отношению к мелкому объекту суждений" .

Для иллюстрации приводим данные истории болезни и протоколов больной В. П.

Больная В. П., 1940 г. рождения. Образование среднее. Диагноз: шизофрения, параноидная форма.

Раннее развитие больной протекало без особенностей. В школу пошла с 7 лет. Училась хорошо. Росла упрямой, резкой девочкой. Была "заводилой" среди детей. Стремилась во всем быть первой.

После окончания школы поступила в торговый техникум, который успешно окончила. В 1959–1960 гг. стала чрезмерно "деятельной", настроение было всегда "восторженное", легко знакомилась с людьми.

В 1961 г. поступила в вуз. Много занималась. Впервые появилась несвойственная ранее больной подозрительность.

Стала злобной, грубой. Начала подозревать своего мужа в "плохих поступках". Привела его в милицию. Там была осмотрена психиатром и стационирована в психиатрическую больницу. При поступлении в больницу была малодоступной, злобной, возбужденной. Считала, что "враги" в сговоре с мужем, связаны с враждебными людьми. В больнице пробыла 24 дня. Лечилась аминазином и инсулином. Выписана в хорошем состоянии. Дома чувствовала себя хорошо. Успешно сдала зачеты. Вскоре состояние опять ухудшилось. Нарушился сон. Опять появилась подозрительность, выгоняла мужа из дома. Появились страхи.

В ноябре 1963 г. была стационирована повторно. При поступлении манерна, дурашлива, па лице неадекватная улыбка. Заявила, что слышит "голоса из космоса", испытывает на себе постороннее воздействие. Кто-то "действует на ее мысли", "ощущает, что в разных частях тела что-то дергается". Временами возбуждена, стремится куда-то бежать, то плачет, то смеется. Проявляет агрессию по отношению к больным. В период лечения стелазином состояние улучшилось. Стала спокойнее, правильнее себя вести. Со стороны внутренних органов и центральной нервной системы патологии не выявлено.

Данные общего экспериментально-психологического исследования (данные Т. И. Тепеницыной). Во время исследования настроение больной приподнятое, довольна. Тон высказываний – пуэрильно-восторженный. Много и беспричинно смеется. Манерна, многоречива. Обнаружила хорошую память, из 10 слов сразу же воспроизводила 10, почти в том же порядке, могла дословно повторить сложные тексты.

Приводим в качестве иллюстрации протоколы выполнения больной экспериментальных заданий: при выполнении классификации особенно отчетливо выступает склонность к "претенциозным высказываниям". Так, объединяя в группу предметы: "пилу, стакан, бутылку, куртку", больная объясняет: "Предметы домашнего обихода и инструменты"; "петуха, моряка, женщину" – "Петух гордый, моряк стройный, а женщина красивая"; "дерево, жука" – "Дерево можно к жуку, потому что никто не знает, откуда произошли деревья, и никто не знает, откуда произошли жуки"; "велосипед, кровать, стол" – "Техника, так как там затрачен труд такой же, как для того, чтобы сделать велосипед... Стол сюда же, тоже затрачен конкретный труд"; "птицу и собаку" – "Птичка и собачка к животным: они дышат. Можно сюда и моряка и женщину, потому что они произошли от обезьяны"; "стакан, петух" (перекладывает картины из первой группы) – "Общее – это жизнь! Потому что, если бы не было петуха, не было бы и курицы; если бы нс было курицы, не было бы и яйца! Выдуть яйцо – будет скорлупа, будет стакан, в него можно налить!"; "часы, пароход" – "Это тоже техника, во-первых; во-вторых, пароход работает по московскому времени. Московское время работает по Ому, по Архимеду, по Плутарху. Этот корабль не утонет, если будет работать по часам".

Попытки экспериментатора вмешаться, помочь больной, направить работу по нужному руслу ни к чему не приводят. Классификация предметов остается незавершенной.

Аналогичные результаты выявляются при определении слов: "дружба", больная определяет: "Дружба! Это такое чувство!.. Это большое, большое чувство, которое толкает людей на хорошие поступки... Это люди оказывают друг другу помощь в трудную минуту, это даже чувство любви в какой-то степени. Дружить можно не только... Дружба может быть не только среди людей, дружба бывает и среди животных. Дружба – это хорошо! Дружба – это хорошее чувство, которое испытывают люди и животные, которое позволяет людям делать друг другу хорошее..."; "голова" – "Голова – это та часть тела, без которой жить невозможно. Не-воз-мож-но! Это, как говорит Маяковский, “мозг класса, сила класса”. В голове расположен мозг – мозг тела, сила тела – вот что такое голова. Без руки жить можно, без ноги – можно, а без головы не рекомендуется".

Приводим примеры сравнения понятий. Больная должна сравнить понятия "часы и термометр"; она отвечает: "Это жизнь! Градусник – это жизнь! И часы – это жизнь! Ибо градусник нужен, чтобы измерять температуру людей, а время измеряют часы. Не было бы жизни, если не было бы часов и не было бы градусника, а нс было бы градусника, больным бы не мерили температуру и не мерили бы температуру воздуха; не мерили бы температуру воздуха – не могли бы предсказывать погоду, прогноза не могло быть, а если бы не было часов, то люди были бы как стадо: они не всегда выходили бы па работу, только по солнцу, а солнце не всегда видно – зимой его нет"; "птица и самолет" – "Сходство – крылья. Потому что рожденный ползать летать не может. Человек тоже летает, у него есть крылья. У петуха тоже есть крылья, но он не летает. Он дышит. Рожденный ползать летать не может!"

Т. И. Тепеницына отмечает, что эффективность проявляется и в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом. Иногда только одна интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как резонерское; так, суждения, звучащие в громкой речи как типично резонерские, при письменной записи вместе с потерей интонаций теряют и свой резонерский оттенок.

Грамматический строй речи этой категории больных отражает эмоциональные особенности "резонерства". Своеобразен синтаксис, своеобразна лексика резонерских высказываний. Больные часто используют инверсии, вводные слова.

Разноплановость и резонерство больных находят свое выражение и в речи, которая приобретает, по выражению клиницистов, характер "разорванности". По существу же это тоже симптом нарушения речи как функции общения.

Приведем пример речи больного Ч-на.

Экспериментатор: Ю. С., а часы Вы мне думаете отдать?

Больной: Не, не, не.

Э:. Это ведь чужая вещь.

Б.: Вещь, не вещь, человек, не человек (затем на ряд вопросов больной отвечает только неадекватной мимикой и жестами).

Э.: Зачем Вы губами шевелите?

Б.: Губы у меня всегда одинаковые.

Э .: Одинаковые?

Б.: Да. А зубы у меня растут откуда или нет? Вот вы мне говорите...

Э .: Зубы растут?

Б.: Зубы есть, но не могу с Вами играть.

Э .: Зубами?

Б.: Нет, Вы не смейтесь, Ваше величество... Вот я продал флаг, потом продам орудие и на оружиях этих... (неразборчиво, тихо).

Э .: Что? Я не расслышал.

Б.: Ничего больше... А свет есть свет. Ну, что ли, тьма... Да, значит, вы хотите сказать, что дальше нас нельзя найти.

Э .: Почему?

Б.: Вот, к примеру, человек зависит от человечества. В общем, так, пускай. Спит человечество, он говорит только с ним. У моего отца есть, а вот этого – нет.

Э .: Чего нет?

Б.: Ну, чего обещались. Ну, все-таки просто народы до народности было.

Э .: До народности было?

Б.: Вы, Ваше величество, не смотрите, только не указывая, так, красное, бледное, бело. Все это не... (неразборчиво).

Э .; Не понимаю, что вы говорите.

Б.: А вот – не продаете. Вы скажите, как я думаю? Вот-вот, ну, жандарм. Вам психология надобна?

Э .: Разве я жандарм?

Б.: То есть в каком смысле? Что его съедят... Ну, нехорошо... с отрицательной осадкой. Посмотрите на них, кто такая (неразборчиво)... Вы хотели меня обидеть... и я мог бы, но деньги мои тают.

Э .: Это метафора?

Б.: Да эго неважно... (пропуск). Вы сегодня не выходите из кабинета, а в кабинет никого не пускаете. Там я... всегда готов.

Э .: К чему готов?

Б.: Да это неважно... Сына народного (неразборчиво).

Э .: Что же важно, я не понимаю.

Б. , Да я сам тоже не знаю (смеется)... Дайте я покурю, а вы больше не толкайте меня сюда...

Э .: Вы сами пришли.

Б.: Я человек был честный, я хотел на кухню смотреть. У меня есть часы, на которых есть поверенный. А вот у меня братишка – простой мастеровой. И если бы каждый вот так думал за себя, все бы (неразборчиво)...

Э .: Вы отдадите мне часы?

Б.: Часы я только что скушал. По если я так буду кушать, то и вообще (говорит неразборчиво, тихо)...

Э .: То что?

Б:, У меня нет нуля. И это мне нехорошо. Я экономлю... Все человечество экономит... а я хочу сделать его честь.

Э.: Зачем, Ю. С.?

Б.: Вы, папа, не смейтесь... Я так, просто говорю...

Э.: Зачем, с какой целью?

Б.: Папа, покушай вот эту вещь (дает пепельницу).

Э.: Разве она съедобна?

Б.: А сколько раз тебя сломали (неразборчиво)... Сломано, посмотри, папа, сломано.

Э .: Она же не съедобна.

Б.: Да, она-то не съедобна.

Э.: Значит, ее нельзя есть.

Б.: Если он возьмет его – купите, а сами, он продаст его, – не пейте (показывает на графин с водой).

Нередко подобные больные говорят независимо от присутствия собеседника (симптом монолога). Приведем пример монологической речи больного Н. (шизофрения, состояние дефекта). При внешне упорядоченном поведении и правильной ориентировке в обстановке монотонным, спокойным голосом больной часами произносит монологи, не проявляя при этом никакой заинтересованности во внимании собеседников.

Почему, я вот почему, мне, конечно, никто не сказал об этом, и где я не вычитал это, это и нигде не показано. Я думаю и твердо, конечно, знаю, что эта материя движения, весь земной шар (непонятно). Да, я думаю, долго я думал об этом деле, но вижу, что, значит, это – живая материя, она, находясь, вот, значит, живая материя, вот я думаю, что потом я думаю, раньше я учился, сколько я не учился, все же учился, воздух – не живой, ну, кислород, водород, все это мертвые вещества, а мне теперь представляется, что вся населяющая окружающую атмосферу зелень окутывает; ну, живое существо, совершенно живое существо, совершенно живое существо, совершенно живое вот, и оно состоит, цветя, его представляю, как этот дым, только не сразу, как он появляется, вот как уже разошелся, чуть-чуть заметно и состоит из таких мельчайших существ, просто трудно различить, вот, и они имеют страшную силу, конечно, они вселятся куда хотите, через поры любого вещества, вот. Все это двигает в то же время, вот я считаю, что и зарождалось то. Почему женщина, вот эта материя, по-моему, весь род на земле происходит.

Анализ приведенных образцов "разорванной" речи приводит к следующим выводам.

Во-первых, в довольно длительных высказываниях больных нет никакого рассуждения; больные произносят ряд фраз, но не сообщают в них никакой содержательной мысли, не устанавливают никаких, хотя бы ложных, связей между предметами и явлениями.

По внешней форме первый отрывок напоминает разговор двух людей: в некоторых ответах больного даже содержится какой-то отклик на вопрос экспериментатора. По существу же представленная даже в диалогической форме речь больного нс служит функции общения: больной ничего нс сообщает экспериментатору, ни о чем не пытается у него узнать. Называя экспериментатора то жандармом, то папой, больной не обнаруживает намека на соответствующее этому отношение к нему. Попытка экспериментатора направить речь больного на какую-нибудь тему не удается; если больной и реагирует на вопрос экспериментатора, то только как па раздражитель, который дает начало новому непонятному потоку слов. Как подчеркивает В. А. Артемов, направленность на содержание является одной из характерных особенностей восприятия речи. У наших больных эта особенность утеряна.

Во-вторых, в речи больных нельзя обнаружить определенного объекта мысли. Так, больной называет ряд предметов – воздух, материю, художника, происхождение человека, красные кровяные шарики, но в его высказывании нет смыслового объекта, нет логического подлежащего. Приведенные отрывки нельзя изложить другими словами.

В-третьих, больные не заинтересованы во внимании собеседника, они не выражают в своей речи никакого отношения к другим людям. "Разорванная" речь этих больных лишена основных, характерных для человеческой речи признаков, она не является ни орудием мысли, ни средством общения с другими людьми.

Эта особенность речи больных, отсутствие функции общения, в сочетании с ее другой особенностью, с ее непонятностью для окружающих, делает ее схожей с так называемой эгоцентрической речью ребенка.

Резонерство мышления - утрата целенаправленности ассоциативно­го процесса (мышления). Для того чтобы выявить данный симптом, нужно, задав вопрос, не прерывать ответ больного, а позволить ему высказаться. Нередко, начав ответ в плане вопроса, больной постепенно отвлекается от его содержания и начинает «рассуждать» на абсолютно отвлечённые, не имеющие отношения к вопросу темы.

Например, на вопрос «Где Вы родились?», больной с резонерством мышления отве­чает следующим «монологом»:

Я родился в деревне К. Это недалеко от Рязани. Рязань, конечно, крупный город, но далеко не самый большой в Рос­сии. Да и Россия, хоть большая страна, но меньше Китая. Если бы все страны были такими большими, как Китай, людям дав­но бы негде было жить. Пришлось бы активнее осваивать кос­мос. Может быть, нужно было бы вести войны с инопланетяна­ми, но тогда неизвестно, кто бы победил. Конечно, у нас есть атомная бомба, но ведь и у инопланетян она может быть. Ис­ход межзвёздной войны вообще трудно предсказать…

Если, позволив больному высказаться, затем уточнить «А о чём я Вас спрашивал?», он нередко не может вспомнить вопроса. Резонерство, таким образом, это «цепь соскальзыва­ний» с темы беседы.

Резонёрство мышления, как психопатологический симптом, необхо­димо отличать от целенаправленного «ухода» от темы беседы здоровыми людьми (например, политическими деятелями при обсуждении нежелательных для них тем: политикам, как известно, «язык дан, чтобы скрывать мысли»).

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург

Видео:

Полезно:

Статьи по теме:

  1. Разноплановость мышления - одновременная оценка фактов (событий, явлений) с двух и больше взаимоисключаю­щих позиций. В...
  2. Разорванность мышления - потеря смысловой направленности речи при сохраненном её грамматическом строе....
  3. Мышление включает в себя способность познавать предмет не только в процессе реального взаимодействия, но и...
  4. Экспериментально-психологическое исследование занимает особое место среди дополнительных методов, т. к. прямо на­правлено на изучение психической...
  5. Ранее уже была установлена связь между дисфункцией митохондрий и болезнью Паркинсона, однако новое исследование под...
  6. Невролог — это врач, который занимается лечением именно нервных нарушений, но в отдельных случаях заболевания...

Под резонерством понимают вид нарушения мышления , при котором больной много рассуждает без какой либо конкретики и целенаправленности, а также с бесплодным многословием.

Лучшее определение дал Иван Петрович Павлов: Резонерство мышления — это «склонность к бесплодному мудрствованию», «словесная опухоль».

При этом человек изъясняется используя какие-то сложные логические построения, использует редкие абстрактные термины, зачастую не понимая их истинного смысла.

Разговаривая с врачом — обычный больной стремиться максимально полно ответить на все его вопросы, чтобы по его ответам было максимально проще определить причину болезни.

При резонерстве пациент много рассказывает, но при этом создается впечатление, что аспект понимания его рассуждений врачом находится на первом месте с конца списка.

То есть ему интересен сам процесс рассуждений , а не конечный результат, при этом само рассуждение движется путано и без четкого содержания. При этом часты случаи абстрактных размышлений с полным отрывом от реальности, которые сочетаются с примитивностью высказываемых идей.

Причины резонерства

Причинами данного заболевания могут быть как некоторые психические патологии, так и нарушения в правом и передних отделах левого полушария головного мозга.

Определенные расстройства личности, такие как истероидный (жажда признания) и шизоидный (скрытные, замкнутые и оторванные от реальности) также могут стать причиной резонерства.

Виды патологии

Современная медицина выделяет 3 вида.

Классическое

Классическое (шизофреническое) — больной старается, что-то ПОВЕДАТЬ МИРУ! При этом идет зацикливание на незначительных деталях, о которых больной начинает сыпать абстрактными суждениями.

При этом характерны особая лексика и пафос, поза излагающего и описываемое мелкотемье в содержании его речи, которая по сути является монологом.

При обследованиях определяют на примере раскрытия смысла пословиц. Примеры данного вида резонерства:

Врач предлагает пациенты объяснить смысл пословицы «не все то золото, что блестит» — пациент вначале отвечает стандартно: «Значение в том, что надо обращать на внутреннее содержание человека, а не на его внешний вид», но подумав добавляет (как в старом анекдоте): «Но с точки зрения диалектики (банальной эрудиции), это не правильно, так как есть понятие единства формы и содержания, и исходя из этого нужно обращать внимание на внешность».

Резонерство может проявляться и у людей с нормальной психикой в сложных эмоциональных ситуациях, таких как экзамен и в большинстве случаев возникает произвольно, при патологии больной занимается резонерством вне зависимости от сложности темы рассуждений.

Эпилептический вид

Эпилептическое — больше похоже на резонерство нормального человека, чем на классическое, оно возникает в процессе общения и характеризуется компенсаторным характером, но при этом отличается особой окраской высказывания — морализаторством и нравоучениями.

Органическое

Органическое — имеет наибольшее сходство с резонерством здорового, идет адресация высказываний собеседнику и возникает при различных затруднениях в разговоре.

Характерная особенность — это комментирующая речь при выполнении тех или иных этапов программы и проявляется в виде громкой речи.

Для теста обычно используют «Доски Сегена» (доски с выемками под различные фигуры и составные части фигур). Причиной являются болезни поражающие правое полушарие и передние отделы левого.

Примеры резонерства

Пример резонерства больного называющего себя — Доктор Жорж Академии Наук — описанного в монографии Н.В. Канторовича «Очерки о здоровой и больной психике».

«Ветер-прогноз будущего. Радиально льются звуки радио. Ветер мышления колышет радиацию излучения. Атомная материя сознательная. Будущее вселенной сказочное. Букет цветов, излучающий счастье человечества, радиально ароматирует его. Солнце внушает в нас сознание и порождает в нас мысль. Мысль человека, это аромат счастья во вселенной. Вселенная ждет человечество. Я иду по ступеням к атому земли, пульсирующему радиально, ведет меня разум солнца, открывается туч занавес».

Лечение

Так как резонерство является вторичным проявлением при эпилепсии, шизофрении, олигофрении и при некоторых поражениях мозга, то и лечение должно проводится сообразно первичному заболеванию.

Видео: Резонёрство о Юрие Хованском и его наглости

Пример резонерства во всей его красе. Рассуждения ни о чем и ни о ком, насыщенные большим количеством бессмысленных слов и словоформ.

По классификации нарушений мышления Б. В. Зейгарник, резонёрство (наряду с разноплановостью и разорванностью) относится к категории нарушений мотивационно-личностного компонента мышления.

Клиническая феноменология

Психологические исследования

Исследования показали, что «…неадекватность, резонёрство больных, их многоречивость выступали в тех случаях, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к „оценочным суждениям“» (Зейгарник Б. В.

Типы резонёрства при различной психической патологии

Шизофреническое (классическое) резонёрство

Эпилептическое резонёрство

компенсаторный характер

Органическое резонёрство

Наиболее сходно с резонёрством у здоровых людей: все адресовано партнеру, возникает в ситуации затруднений. Главная особенность: комментирующий характер ; резонёрство наблюдается во вне, вынесение в план громкой речи отдельных этапов выполняемой программы. Пример: резонёрство при выполнении пробы «Доски Сегена».

Следует также отметить наличие резонёрства при некоторых расстройствах личности. В первую очередь, оно наблюдается при истероидном (гистрионном) расстройстве личности и при шизоидном.

Классификация и характерные признаки резонерства. Диагностика и лечение

Резонёрством называется расстройство мышления, для которого характерны длительные и детальные, но при этом не несущие реальной смысловой нагрузки и не отвечающие на заданный вопрос рассуждения. Больной оперирует поверхностными и общеизвестными фактами, делая из них очевидные выводы и преподнося их как невероятной важности и глубины информацию.

Такие больные крайне многословны, склонны использовать сложные словесные конструкции, запутанные логические цепочки. В результате целью рассуждений становятся сами рассуждения, а не ответ на заданный вопрос или решение задачи.

Характерные признаки резонёрства

Резонёрство проявляется типичными изменениями в суждениях, среди которых:

  • склонность к обобщениям при обсуждении даже самых незначительных объектов,
  • оценочная позиция больного,
  • выражения многословные, пафосные, явно не соответствующие ситуации,
  • больные используют характерные грамматические конструкции: особый синтаксис, лексика, в речи много вступительных слов и инверсий,
  • выбор предмета обсуждения не соответствует ситуации,
  • отсутствие самокритичности,
  • вычурность речи,
  • уверенность в значительности сказанного,
  • использование многочисленных терминов, часто не относящихся к обсуждаемой теме,
  • склонность к длительным, многословным рассуждениям.

Больные с резонёрством не нуждаются в слушателях. При внешне не нарушенном поведении и сохранной оценке окружающего мира они способны часами рассуждать на заинтересовавшие их темы, не проявляя никакого интереса к наличию или вниманию собеседников.

Ещё один очень характерный для больных с резонёрством мышления симптом – «разорванность» речи. Для этого нарушения характерны следующие особенности:

  • В длительных рассуждениях больного отсутствует какая-либо общая идея.
  • Больные не заинтересованы в внимании собеседников, они не проявляют никакого интереса к другим людям, их речи не предполагают отклика аудитории.
  • В речи больных невозможно выявить какой-либо определённый объект размышления.

Больные склонны к пространным рассуждениям об отвлечённых, не связанных с повседневной реальностью, вопросах. Их речь высокопарна, наполнена патетическими рассуждениями о банальных, повседневных проблемах. Больные активно используют гиперболизацию и эпитеты, все прилагательные у них возведены в превосходную степень. Члены предложения часто расставлены в нестандартном порядке для придания монументальности и торжественности фразам.

Таким образом, речь больных с резонёрством лишена основных признаков, характерных для человеческого мышления и общения. Для больных речь не является способом донесения информации до окружающих, не используется ими как инструмент мышления.

При усугублении психического заболевания картина резонёрства меняется. Более явным становится психиатрический дефект и обеднение, уплощение личности. Речь больных насыщается автоматизмами и штампами, постепенно утрачивая содержательную сторону.

Причины резонёрского мышления

У больных с резонёрством отсутствуют нарушения непосредственно мыслительной или логической сферы. Данный синдром обусловлен изменениями в личностно-мотивационной сфере. Для таких больных характерна повышенная потребность в выражении своих личностных качеств и самоутверждении.

Резонёрство мышления может встречаться и у людей без явных признаков психического заболевания, при наличии у них характерных особенностей личности. При психических заболеваниях картина личностных особенностей отягощается нарушениями мышления, искажением системы ценностей и аффективной неадекватностью пациента.

Резонёрство наблюдается при следующих заболеваниях:

  • шизофрения,
  • олигофрения,
  • эпилепсия,
  • органические поражения головного мозга.

Классификация резонёрства

Выделяют следующие типы резонёрского мышления:

  • Манерно-резонёрский тип характеризуется преобладанием в речи рассуждений на различные темы с обсуждением преимущественно формальной стороны вопросов. Больные склонны использовать стереотипные, шаблонные выражения, высказывать банальные мысли. Их рассуждения не содержат рациональных моментов.
  • Вычурный тип резонёрского мышления отличается сочетанием эмоционального уплощения и эстетичности, наблюдательности, тонкости восприятия. Рассуждения характеризуются аутистичностью позиции.
  • Педантичный тип резонёрства характеризуется склонностью к плоским шуткам и показному остроумию в сочетании с непониманием юмора. Больные достаточно контактны, однако у них отсутствует чувство такта, свои суждения они преподносят с пафосом, несмотря на их банальность.

Эти особенности в большей мере определяются личностными особенностями больного и не связаны с заболеванием и типом его течения.

Диагностика резонёрства

Резонёрство выявляется при беседе с больным. Для этого используют патопсихологический эксперимент – специальным образом подобранные вопросы и задания. При построении этих вопросов учитывают личностные особенности больного для усиления его оценочной позиции и выяснения мнения больного по разным поводам. Например, классическим способом выявить нарушение логичности мышления является трактовка пословиц – больного просят объяснить, как он понимает данное выражение. Для выявления резонёрства пациента дополнительно просят высказать своё отношение к данной пословице. Другим способом спровоцировать резонёрские суждения является просьба дать определение понятию.

Характерным примером резонёрского мышления являются рассуждения больного о законе всемирного тяготения, Ньютоне и науке в целом в ответ на просьбу пояснить пословицу «Яблоко от яблони недалеко падает».

Пример стихотворения, написанного больным резонерством.

А свет колеблющейся лавой

в чащобу темную скакал,

где пожирающей оравой

зубов округлился овал.

Не ночи реющей твердыней

с туманом, сотканным со льда,

а перезревшей желтой дыней

катилась поздняя луна.

Безумец выстругал поделку.

То был его живой портрет.

Портрет тот двигал челюстями

И делал страшные глаза.

Нагайкой свинцово-гетманской удар нанесен.

В голове пролетарской отца земля закружилась.

Лечение

Специфического лечения резонёрства не существует. Его коррекция осуществляется параллельно лечению основного заболевания. Соответственно спектр используемых методов достаточно широк – от психотерапии до активного медикаментозного лечения нейролептиками, противосудорожными препаратами или транквилизаторами.

Успешность лечения зависит от степени выраженности причинной патологии. При раннем начале лечения возможно улучшение состояния.

Резонерство мышления - что это такое?

Нет ни одного человека, который бы не сталкивался с людьми, которые говорят красиво и образно, используют многочисленные эпитеты и гиперболы, но понять, о чем они говорят, не представляется возможным. Такое поведение относится к личностно-мотивационным нарушениям и называется «резонерство».

Резонерство - что это такое?

Резонерство - это нарушение мыслительной деятельности, выражающееся в склонности к сложным запутанным рассуждениям, не ведущим к конкретной цели. Лица, страдающие этим расстройством, велеречивы и многословны, но оперируют понятиями поверхностно, обращаются к прямому лексическому значению слов, не обращая внимания на нюансы их употребления и смысл повествования. Резонер не нуждается в том, чтобы его услышали и поняли, он говорит исключительно ради процесса говорения.

Резонерство в психиатрии

Склонность резонерствовать часто становится спутником таких психиатрических заболеваний и расстройств, как:

Согласно исследованиям Т.И. Тепеницына, резонерство – расстройство не только мышления, но и личности в целом и его возникновение обусловлено:

  • аффективным мышлением;
  • желанием подвести обыденные обстоятельства под какую-то «идею».

Зачастую резонера можно отличить даже не исходя из особенностей его речи, а просто по интонациям: все говорится пафосно, с особым смыслом, значительно. В психиатрии для диагностики этого расстройства просят объяснить пословицу, поговорку или крылатую фразу. Больные могут привлечь закон Ньютона к пословице про яблоко и яблоню или идею о единстве формы и содержания к поговорке «не всё то золото…».

Резонерство при шизофрении

Иногда резонерство встречается и у людей, не страдающих расстройствами психики, например, на экзаменах или публичных выступлениях без подготовки. Но оно носит эпизодический характер и может быть осознанно прекращено говорящим. Как сопутствующее шизофрении заболевание, резонерство имеет следующие симптомы.

  1. Больной стремится не просто высказаться, но преподнести миру откровение.
  2. Высказывания затрагивают мелкие, обыденные темы, но для их аргументации используются философия, этика, космология (или то, что больной считает ими).
  3. Стремление оценивать.
  4. Шизофреническое резонерство появляется вне зависимости от того, существует ли для него объективная причина, не зависит от заинтересованности собеседника диалогом.

Виды резонерства

Кроме шизофренического, существуют и другие типы резонерства.

  1. Эпилептическое. Оно ближе к поведению нормального человека и нацелено на диалог. Резонёр в таком случае стремится быть услышанным, но его речь остаётся излишне пафосной, носит морализаторский, нравоучительный характер.
  2. Органическое – это самый лёгкий вариант резонерства, он нацелен на собеседника и чаще возникает из-за каких-то затруднительных обстоятельств. Но склонность к резонерству такого вида всё равно болезненна и неконтролируема, в речи появляются элементы неуместных пафосности и морализаторства.

По преобладающим особенностям речи и самым привлекательным темам, резонерство классифицируется так.

  1. Манерно-резонерский тип. Характеризуется склонностью к обсуждению формальной стороны проблемы, стереотипичностью и нерациональностью мышления.
  2. Вычурный тип. Здесь преобладает манерность, больной стремится выражаться эстетично и тонко, его суждения аутистчны.
  3. Педантичный тип. Больные мыслят шаблонно, позицию свою высказывают пафосно, склонны к плоским шуткам в сочетании с отсутствием чувства юмора.

Резонерство - лечение

Для лечения такого расстройства, как резонерство мышления, не существует специальных методик. Резонерство лечат параллельно с основным заболеванием, и выбор коррекционных воздействий зависит от характера и тяжести болезни. Это могут быть как сильнодействующие лекарственные препараты, так и психотерапия.

Кто такой резонер: как проявляется резонерство мышления?

Случалось ли вам наблюдать за человеком, который часами может бесцельно рассуждать на различные темы, употребляя витиеватые фразы, абстрактные понятия и бессмысленные высказывания? Подобное многословие называется резонерством и чаще всего свидетельствует о расстройстве психики. Хотя иногда вполне здоровые и высокоинтеллектуальные люди сознательно применяют манеру резонерствовать в пропагандистских либо проповеднических целях. С точки зрения психологии, резонерство характеризуется бесплодным, бесцельным, основанным на нарушении мышления мудрствованием.

Мышление резонера

Кто же такой резонер? Это человек, склонный долго, но поверхностно рассуждать на любые темы, бросаться банальными фразами, пустыми выражениями, которые вообще не соотносимы с реальной ситуацией. Когда слушаешь такого человека, начинаешь понемногу теряться в сути излагаемого. Он так много говорит, а смысл его речей непонятен. Кажется, что цель мыслительного процесса для него вообще не имеет значения, а важно непосредственно стремление к словесному блуду. Следует понимать, что такое бесцельное многословие резонера часто является результатом нарушения мыслительных процессов, что выходит за рамки психической нормы. Хотя и здоровые люди могут использовать резонерскую манеру речи для каких-то им одним известных целей. Резонерское мышление обусловлено ошибками мотивационной сферы личности. У больного через бесплодное мудрствование, многозначительные интонации, витиеватые фразы и другие речевые приемы проявляется повышенная потребность к самовыражению. При наличии серьезной психической патологии мотивационный план еще больше искажается. Кроме этого, присоединяются неадекватные аффективные реакции и более грубые расстройства мышления.

Признаки резонерства

Как же распознать резонера? Как отличить его от просто высокоинтеллектуального и словоохотливого человека? Одним из главных признаков является отсутствие интереса к собеседнику. Для резонеров вообще не имеет значение, слушает их кто-то или нет. Рассуждать они могут часами на темы, которые в действительности не представляют никакой значимости. Резонеры используют речь не для того, чтобы донести информацию, как это делают здоровые люди, а лишь для того чтобы выразить самих себя. Поэтому они употребляют массу неадекватных эпитетов, торжественные и вычурные фразы, утрированные выражения. Речь в итоге получается разорванной, тема обсуждения не всегда понятна, а длинные предложения лишены всякого смысла. На простые вопросы резонеры могут отвечать очень долгими рассуждениями. Они нередко применяют терминологию не по теме, обсуждают предметы, не относящиеся к ситуации, употребляют множество вступительных слов, сложных речевых конструкций. Речь их наполнена оценками, нелогичными выводами, обобщениями. Резонеры не склонны к самокритичности, они всегда уверены, что высказывают нечто значительное, важное. Чем глубже психическая патология, тем больше в речи бессодержательных фраз, штампов и автоматизмов.

Классификация по типу психопатологии

Причины резонерского мышления могут быть связаны с психическими болезнями, органическим поражением мозга, определенными личностными качествами (чрезмерной потребностью в самоутверждении, гордыней), шизоидным либо истероидным расстройством личности, изменениями в сфере мотивации. Резонерство на фоне психических заболеваний сопровождается глубоким нарушением мышления, аффективными расстройствами, искажением ценностей. По виду психопатологии различают следующие типы резонерства:

  • Органическое – проявляется при олигофрении и поражении тканей головного мозга, главным образом правого и передних областей левого полушария. Отличается комментирующим характером высказываний, ближе всего к резонерской манере психически здоровых людей.
  • Шизофреническое – характерно для людей, страдающих различными видами шизофрении. Отличается пафосными, эмоциональными речами, склонностью к претензии, оценке, абстракции, повышенным вниманием к несущественным темам.
  • Эпилептическое – развивается при эпилепсии, проявляется в диалоге. Резонерство эпилептика отличается склонностью к нравоучениям, рассуждениям на тему морали, ярким эмоциональным высказываниям.

Типы шизофренического резонерства

Проявление резонерского мышления при шизофрении может отличаться по характеру, на что непосредственно влияют особенности личности больного. На основании клинических исследований можно выделить такие варианты шизофренического резонерства, как:

  • Педантичный, с показным остроумием, большим количеством глупых шуток, неумением понимать иронию и юмор окружающих. Такие люди легко идут на контакт, обладают достаточно живым интеллектом, но не отличаются особой тактичностью. Они могут глупые и банальные выражения употреблять с патетичными интонациями.
  • Вычурный, сочетающий в себе тонкое восприятие, аутистичность суждений, наблюдательность, гиперестетичность и уплощение аффекта.
  • Манерно-резонерский, при котором у человека наблюдается склонность к шаблонным, стереотипным фразам, иррациональным, бессмысленным высказываниям. Больные чаще обсуждают различные темы лишь с формальной стороны.

Диагностика и коррекция

Выявить резонерство может врач-психиатр либо практикующий психолог в беседе с пациентом. Для этого применяют специальные вопросы и психологические задания, подобранные с учетом личностных особенностей больного. В процессе патопсихологического эксперимента врач старается повести беседу в таком направлении, чтобы усилить акцент на личностно-оценочной позиции пациента. Нередко больного спрашивают о смысле всем известных пословиц, причем патопсихолог пытается спровоцировать его на высказывания именно личного мнения о конкретной поговорке. Иногда одного такого приема достаточно, чтобы выявить резонерскую направленность мышления. Важно в заданиях выводить пациента на словесную оценку различных понятий, формулировок. Например, если попросить больного шизофренией определить значение слова “собака”, он может сказать нечто вроде: “Это одушевленный предмет домашнего быта, предназначенный для охраны жилых помещений, а также применяется для воспитания детей и поднятия настроения”.

При выражении своей позиции у резонеров отсутствуют логичные и обоснованные доводы. Непродуктивность мышления они пытаются спрятать под завышенной самооценкой, набором высокопарных фраз и пафосных интонаций. На самом деле, мышление таких людей характеризуется банальностью, скудностью и пустотой. Какое-то особое лечение к резонерам не применяется. Коррекция мышления проводится наряду с лечением первичного заболевания и может включать различные медикаментозные и психотерапевтические методы.

Резонер и резонерство в обычной жизни - примеры и виды отклонения мышления

Под резонерством понимают вид нарушения мышления, при котором больной много рассуждает без какой либо конкретики и целенаправленности, а также с бесплодным многословием.

Лучшее определение дал Иван Петрович Павлов: Резонерство мышления - это «склонность к бесплодному мудрствованию», «словесная опухоль».

При этом человек изъясняется используя какие-то сложные логические построения, использует редкие абстрактные термины, зачастую не понимая их истинного смысла.

Разговаривая с врачом - обычный больной стремиться максимально полно ответить на все его вопросы, чтобы по его ответам было максимально проще определить причину болезни.

При резонерстве пациент много рассказывает, но при этом создается впечатление, что аспект понимания его рассуждений врачом находится на первом месте с конца списка.

То есть ему интересен сам процесс рассуждений, а не конечный результат, при этом само рассуждение движется путано и без четкого содержания. При этом часты случаи абстрактных размышлений с полным отрывом от реальности, которые сочетаются с примитивностью высказываемых идей.

Причины резонерства

Причинами данного заболевания могут быть как некоторые психические патологии, так и нарушения в правом и передних отделах левого полушария головного мозга.

Определенные расстройства личности, такие как истероидный (жажда признания) и шизоидный (скрытные, замкнутые и оторванные от реальности) также могут стать причиной резонерства.

Образование астроцитома головного мозга может быть доброкачественным и злокачественным. Как выявить и охарактеризовать этот вид опухоли?

Вовремя начатое лечение сотрясения головного мозга значительно повышает шансы на полное выздоровление больного. Методики лечения вы можете узнать из нашего материала.

Виды патологии

Современная медицина выделяет 3 вида.

Классическое

Классическое (шизофреническое) - больной старается, что-то ПОВЕДАТЬ МИРУ! При этом идет зацикливание на незначительных деталях, о которых больной начинает сыпать абстрактными суждениями.

При обследованиях определяют на примере раскрытия смысла пословиц. Примеры данного вида резонерства:

Врач предлагает пациенты объяснить смысл пословицы «не все то золото, что блестит» - пациент вначале отвечает стандартно: «Значение в том, что надо обращать на внутреннее содержание человека, а не на его внешний вид», но подумав добавляет (как в старом анекдоте): «Но с точки зрения диалектики (банальной эрудиции), это не правильно, так как есть понятие единства формы и содержания, и исходя из этого нужно обращать внимание на внешность».

Резонерство может проявляться и у людей с нормальной психикой в сложных эмоциональных ситуациях, таких как экзамен и в большинстве случаев возникает произвольно, при патологии больной занимается резонерством вне зависимости от сложности темы рассуждений.

Эпилептический вид

Эпилептическое - больше похоже на резонерство нормального человека, чем на классическое, оно возникает в процессе общения и характеризуется компенсаторным характером, но при этом отличается особой окраской высказывания - морализаторством и нравоучениями.

Органическое

Органическое - имеет наибольшее сходство с резонерством здорового, идет адресация высказываний собеседнику и возникает при различных затруднениях в разговоре.

Характерная особенность - это комментирующая речь при выполнении тех или иных этапов программы и проявляется в виде громкой речи.

Для теста обычно используют «Доски Сегена» (доски с выемками под различные фигуры и составные части фигур). Причиной являются болезни поражающие правое полушарие и передние отделы левого.

Примеры резонерства

Пример резонерства больного называющего себя - Доктор Жорж Академии Наук - описанного в монографии Н.В. Канторовича «Очерки о здоровой и больной психике».

«Ветер-прогноз будущего. Радиально льются звуки радио. Ветер мышления колышет радиацию излучения. Атомная материя сознательная. Будущее вселенной сказочное. Букет цветов, излучающий счастье человечества, радиально ароматирует его. Солнце внушает в нас сознание и порождает в нас мысль. Мысль человека, это аромат счастья во вселенной. Вселенная ждет человечество. Я иду по ступеням к атому земли, пульсирующему радиально, ведет меня разум солнца, открывается туч занавес».

Лечение

Так как резонерство является вторичным проявлением при эпилепсии, шизофрении, олигофрении и при некоторых поражениях мозга, то и лечение должно проводится сообразно первичному заболеванию.

Видео: Резонёрство о Юрие Хованском и его наглости

Пример резонерства во всей его красе. Рассуждения ни о чем и ни о ком, насыщенные большим количеством бессмысленных слов и словоформ.

Резонёрство

Резонер - рассуждающий человек, не умеющий делать неожиданных выводов.

Сноб уверяет, что только на его голове настоящая шляпа;

резонер настаивает, что только под его шляпой настоящая голова.

Нельзя бороться с дураками и резонёрами их оружием, - отхлёбывая какао,

сказал я. - Почему? - Они этим оружием лучше владеют, поверь.

Либо проиграешь, либо шерсть из ушей полезет.

Сергей Лукьяненко. Временная суета

Резонёрство как качество личности – склонность вести пространные рассуждения (обычно нравоучительного характера), рассуждать о нравственности, утомляя длинными рассуждениями и глупыми противоречиями .

Кто такой резонёр? Согласно Историческому словарю - сценическое амплуа: актер, исполняющий роли рассудочных людей, склонных к назидательным рассуждениям. В широком значении - человек, склонный к пространным рассуждениям, нравоучениям.

Согласно словарю литературоведческих терминов – резонёр - (от франц. raisonner - рассуждать) - персонаж драматургического или эпического произведения, не принимающий участия в развитии действия, но произносящий речи, отражающие взгляды автора, его мнение о событиях, персонажах, эпохе. Популярен в просветительской литературе (романы Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро) и драматургии классицизма. Типичными резонёрами являются Клеант в «Тартюфе» Ж.-Б. Мольера и Стародум в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Склонность к резонерству обнаруживается в Чацком («Горе от ума» А.С. Грибоедова) и Кулигине («Гроза» А.Н. Островского). В настоящее время термин «резонер» обычно употребляется для характеристики художественно неубедительных, слишком прямолинейно морализаторствующих персонажей.

Под резонерством в клиническом плане понимают вид нарушения мышления, при котором больной много рассуждает без какой-либо конкретики и целенаправленности, а также с бесплодным многословием. Лучшее определение дал Иван Петрович Павлов: Резонерство мышления - это «склонность к бесплодному мудрствованию», «словесная опухоль».

Особенно вредно и опасно резонёрство при воспитании детей. Философ Жан-Жак Руссо писал по этому поводу: «Никогда не следует прежде времени рассуждать с детьми о высоких материях, резонерствовать. Ничего нет пошлее детей, с которыми резонерствовали. Рассудок развивается после всех других способностей, и начинать с него - значит начинать с конца. Если бы причины, резоны всех вещей были понятны детям, тогда их нечего было бы и воспитывать».

Резонер склонен к пустым, бесплодным, основанным на поверхностных, формальных аналогиях рассуждениям. Это проявляется в неадекватном реальной ситуации мудрствовании, многословности и банальности суждений. При этом цель мыслительной задачи отодвигается на задний план, а на передний выдвигается стремление резонёрствовать.

В чём причины резонерства? Прежде всего, в гордыни, чрезмерной потребности в «самовыражении» и «самоутверждении».

С.В. Познышев исследует разницу между идейными преступниками и резонёрами: «Между ними большая разница. Первые совершают преступление ради торжества известной моральной или социальной идеи, которой они подчиняют свою личность и поведение. Вторые пытаются подвести идейный базис под свое стремление к удовлетворению известных своих потребностей; они прикрывают личные цели известными общими идеями и через посредство последних получают особую энергию для достижения этих целей. Одни приносят в жертву торжеству известных общих идей свои личные интересы, а иногда и целиком свою личность. Другие пользуются известными общими идеями для торжества своих личных целей. Не следует думать, однако, что в резонерстве есть элемент сознательной лжи. Нет, настоящее резонерство бывает вполне искренним, а его своекорыстный, личный элемент может быть скрыт под общими фразами так глубоко, что станет незаметен самому субъекту. Разница между теми и другими преступниками в самом содержании идей, лежащих в основе их предрасположения к преступлению. В одном случае, это моральная или социальная идея, которая получает свое осуществление в чем-либо объективном, по отношению к данному субъекту, и если приносит ему какую-либо пользу, то как отражение известного объективного порядка. В другом случае, это идея, осуществляющаяся в рамках жизни данного субъекта, в известных формах его существования и, притом, идея всегда ложная, так как только ложная идея может разрешить человеку преступление ради его личных целей. У преступников-резонеров мы встречаем кривую логику, софистические уловки. Отсюда не следует, конечно, что те идеи, которыми руководятся идейные преступники, всегда верны. Нет, и они часто ложны, но могут быть и верны».

Яркое олицетворение резонёрства – Виталий Коротич. Олесь Гончар оставил в своем дневнике следующую любопытную запись: “Просто диву даешься, читая, как самоуверенно, с каким апломбом В.Коротич… поучает читателей “Огонька”, с пасторским благолепием наставляет их на стезю моральности… За кого они нас принимают, подобные морализаторы? Неужели и вправду думают, что Союз писателей уже забыл, кто чем занимался и кто чего стоит?” В статье С. Гаража «Клуб резонёров» журналист рассказывает, как в своем резонерском монологе на телевидении В.Коротич в очередной раз заявил о своем неприятии коммунистической идеологии (он это делает всенепременно при каждом появлении на публике, приправляя признания той или иной дозой словесного яда), присмотримся повнимательнее, “чем занимался и чего стоит” наш оппонент.

В.Коротич, в частности, сокрушался, что в нашем нынешнем обществе то и дело проявляется чувство ненависти. Эта ненависть, заявил резонер, “заимствована из советских времен”. Если допустить, что это так, то кто же был ревностным носителем, распространителем, провод­ником ненависти? В 1985 году именно В.Коротич был удостоен Государственной премии СССР за книгу “Лицо ненависти”, содержавшую убийственную критику Соединенных Штатов Америки. Олесь Гончар записал в те дни в дневнике: “Я не воспринимаю писаний, которые культивируют ненависть. А некоторые литераторы именно этим и заняты, скажем наш Виталий Коротич. Было время для науки ненависти, и литература сказала тогда свое слово”.

Другой крупный писатель, на этот раз русский, Валентин Распутин писал об этой же связке - В.Коротич и тема ненависти - в 1998 году: “Небезызвестный Виталий Коротич, сбежавший от плодов своей “деятельности” в Америку, читает в Бостонском университете курс лекций на тему “Ненависть как основная категория общественного сознания” - речь идет о России. Ненавистник России, он пытается свою душонку выдать за душу страны, которой пакостил”.

В Москве В.Коротич возглавил редакцию журнала “Огонек”. 19 августа 1991 года, в день “путча ГКЧП”, В.Коротич внезапно исчез из Москвы, но тут же “нашелся” в Соединенных Штатах Америки. В прессе отмечалось, что слово “предатель” было самой мягкой из характеристик, что прозвучали в коллективе редакции “Огонька” вслед главному редактору, без предупреждения бросившему журнал и людей, в нем работавших, на произвол судьбы.

Резонёрство

Резонёрство - один из видов нарушений мышления, характеризующийся пустым, бесплодным многословием, рассуждательством с отсутствием конкретных идей и целенаправлености мыслительного процесса. По классификации нарушений мышления Б.В. Зейгарник, резонёрство (наряду с разноплановостью и разорванностью) относится к категории нарушений мотивационно-личностного компонента мышления.

Клиническая феноменология Править

Резонёрство - «склонность к бесплодному мудрствованию», «словесная опухоль» (И. П. Павлов). Речь изобилует сложными логическими построениями, вычурными абстрактными понятиями, терминами, нередко употребляемыми без понимания их истинного значения. Если больной с обстоятельностью стремится максимально полно ответить на вопрос врача, то для пациентов с резонёрством не важно, понял их собеседник или нет. Им интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль. Мышление становится аморфным, лишенным чёткого содержания. Обсуждая простые бытовые вопросы, больные затрудняются точно сформулировать предмет разговора, выражаются витиевато, рассматривают проблемы с точки зрения наиболее абстрактных наук (философии, этики, космологии). Подобная склонность к пространным бесплодным философским рассуждениям часто сочетается с нелепыми абстрактными увлечениями (метафизической интоксикацией).

Психологические исследования Править

Таким образом, с точки зрения клинической психиатрии резонёрство является патологией собственно мышления, однако психологические исследования (Т. И. Тепеницына) показали, что это нарушение не столько интеллектуальных операций, сколько личности в целом (повышенная аффективность, неадекватное отношение, стремление подвести любое, даже самое незначительное явление под какую-то «концепцию»).

Исследования показали, что «. неадекватность, резонёрство больных, их многоречивость выступали в тех случаях, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к «оценочным суждениям»» (Зейгарник Б.В. , 1987). Аффективность проявляется и в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом. Иногда только одна интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как резонёрское (поэтому то, что описывается в учебниках по психопатологии, выглядит так блекло - нет эмоциональности интонаций).

Типы резонёрства при различной психической патологии Править

Шизофреническое (классическое) резонёрство Править

Аффективно насыщено, есть потребность «что-то поведать миру». Склонность больного к выражению абстракции по отношению к мелкому объекту суждения; претенциозно-оценочная позиция. Больной вещает! Особый пафос, особая лексика, особые обороты, особая позиция говорящего, особая пафосная интонация при «мелкотемье» в содержании монолога. Больные-резонеры склонны писать трактаты.

В патопсихологическом обследовании . Пример: объяснение пословиц. «Не все то золото, что блестит». Больная: «Это значит, что надо обращать внимание не на внешность, а на внутреннее содержание», и тут же добавляет: «Но все же я должна сказать, что с точки зрения диалектики, это не совсем правильно, ведь существует же единство формы и содержания, значит, надо обратить внимание и на внешность».

Резонёрство в норме возникает в сложной и эмоционально-значимой ситуации (напр., на экзамене) и зачастую произвольно или полупроизвольно; в патологии же все наоборот: резонёрство возникает вне зависимости от трудности заданий и эмоциональной нагруженности ситуации.

Эпилептическое резонёрство Править

Иное, чем при шизофрении. Оно более сходно с резонёрством нормальных людей: возникает в процессе диалога, носит компенсаторный характер . Отличие от нормы: выраженная потребность говорить с яркой аффективной окраской высказывания, с особой лексикой - морализаторство, нравоучение.

Органическое резонёрство Править

Наиболее сходно с резонёрством у здоровых людей: все адресовано партнеру, возникает в ситуации затруднений. Главная особенность.