Происхождение династии рюриковичей. Династия рюриковичей схема с датами

Династия Рюриковичей и государственность на Руси – неразделимые, по сути, понятия. Что бы ни говорили о корнях этой династии, о причинах её появления, о том, насколько она была чужеродна или, напротив, органична для восточнославянских племён, факт остаётся фактом: именно Рюриковичи стояли у истоков Русского государства.

Кстати, о "русах", которым, по утверждению многих исследователей, Русь обязана своим названием. Не совсем ясно, на чём основано предположение авторов "норманнской теории", что это племя было норманнским, т.е. германо-скандинавским. В "Повести временных лет" о призвании варяжских князей (а "варяг", как говорил Л.Н. Гумилёв, это не национальность, а профессия) сказано так: "И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались Русью подобно тому, как другие называются свеи (шведы), а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, – вот так и эти назывались". Заметьте: пресловутые норманны названы Нестором-летописцем "другими", т.е. вовсе не теми, кто пришёл в 862 году "княжити" в Новгороде, Белоозере и Изборске. Всё это совпадает с мнением средневековых европейских авторов, считавших Рюрика (Рерика Ютландского, земляка и одного из предков Амлета, прототипа шекспировского Гамлета) и его династию не шведами, не немцами, не готами (готландцами), а потомками древнего народа ругов. Имел ли он отношение к славянам – учёным ещё предстоит выяснить. Зато установлено точно, что на острове в Балтике с названием Рюген жили именно славяне. Есть ещё "прусская теория" возникновения Рюриковичей, согласно которой и Рюрик, и "русы" происходили из балтийского племени пруссов. Но они, как известно, не имели никакого отношения к германцам, зато, судя по этимологическому анализу языка древних пруссов, были близки славянам.

Не забудем также, что в 862 году речь шла о призвании варяжского князя Рюрика в Новгород, что являлось делом обычным для этого города-республики, на протяжении всей своей истории призывавшего чужих князей. Но это не даёт никаких оснований считать Русь IX – начала Х вв. "варяжской вотчиной". Если т.н. русы-норманны, существование которых ещё никто не доказал, подчинили себе восточных славян, то почему варяги не навязали нам свой язык – первый признак подчинения – и обычаи? А вот в шведском языке, например, мы без труда обнаружим следы нашего влияния: там прилагательные имеют суффикс "ск" и на славянский лад склоняются, чего нет ни в одном из языков германской группы. Несомненно и то, что шведы приняли христианство именно по примеру Руси. Вслед за Западной Европой они этого не сделали.

Можно ли говорить о Рюриковичах как об "иностранной династии", если уже внук Рюрика, легендарный полководец князь Святослав, носил славянское имя и был по образу жизни славянином? Эдак получится, что и французские Меровинги и Каролинги были "иностранными династиями", поскольку происходили не из коренного населения, галлов, а из германского племени франков. А как вам нравится название Нормандия? Оно недвусмысленно говорит о том, кому некогда принадлежала эта французская провинция – норманнам. Тем самым норманнам, которые якобы стояли у истоков русской государственности. Между тем, нам точно известно, кто стоял у истоков государственности английской. Это было германское племя англов. Они вместе с саксами, ютами и фризами вторглись в V – VI вв. новой эры с Ютландского полуострова на территорию Британии и уничтожили, вытеснили с острова большую часть его коренного населения – кельтского племени бриттов, а остальных подчинили себе. В свою очередь, англосаксов разбил в 1066 году норманн Вильгельм, герцог Нормандии, и объявил себя английским королём. Именно Вильгельм I Завоеватель и считается создателем централизованного английского государства. Несамостоятельность британской государственности можно легко обнаружить даже на лингвистическом уровне. Например, англичане считаются родоначальниками парламентаризма. Но английское слово "parliament" – французского происхождения, даже старо-французского, потому что формы "parlier" (много говорить) в современном французском уже не существует (применяется "parler" и, соответственно, "parlement"). Отчего же англичане выбрали именно "parliament" для названия своего представительного органа? Очень просто: это слово привезли им норманны из Франции, где оно в XI веке (и много позже) означало парижский суд высшей инстанции. Свой же представительный орган французы назвали впоследствии иначе – Генеральные Штаты. И вот норманны, видимо, подарили англосаксам этот "parliament", не разобравшись толком, судебная или представительная это власть. Собираются, дескать, франкские вожди и решают сообща важные дела – вот и вы решайте. Так и родился английский парламентаризм. Воистину, от великого до смешного один шаг…

А теперь попытайтесь найти в древнерусской истории, культуре, языке, топонимике следы подобного же влияния варягов! Но самое главное не в этом. Рюриковичи способствовали укреплению и развитию коренного населения Киевской Руси – восточных славян, а вот англосаксонские и франкские короли оттеснили коренное население Британии и Галлии – кельтов на обочину истории и даже жизни.

Eщё первые Рюриковичи были данниками иудейской верхушки Хазарского каганата, a поляне платили хазарам дань задолго до появления Аскольда и Дира, северяне и вятичи – до призвания Рюрика. Только внук Рюрика Святослав и разгромил без остатка этот Хазарский каганат.

Рюриковичи привели Русь к христианству, что навсегда делает эту династию значимой в сознании русских, украинцев, белорусов. Утверждения, что христианизация лишила русичей этнической и религиозной неповторимости или, как ещё говорят, автохтонности, абсурдны: ни бриттам, ни галлам язычество не помогло сохраниться в качестве независимой этнической общности.

К XI веку в Европе, только благодаря христианству, появилось новое могучее государство – Киевская Русь. Оно контролировало и торговый путь "из варяг в греки", и восточноевропейский отрезок Великого Шёлкового пути, прежде "оседланный" хазарами. Киев того времени был одним из крупнейших и богатых городов мира, чего никак не скажешь о тогдашнем Париже или Лондоне. Любой европейский королевский двор считал за честь породниться с Рюриковичами, которые, между тем, ни королями, ни царями себя не называли.

Еще до Батыева нашествия Рюриковичи создавали в глухих лесах Восточной Руси "запасные центры" русской государственности и культуры – Суздаль, Владимир, Москву, Переславль-Залесский. Как и многие европейские династии, потомки Рюрика не смогли избежать феодальной раздробленности, но смогли сохранить под игом Золотой Орды саму династию.

Многовековое соседство с Западной Европой и Азией позволило Рюриковичам сделать важный вывод, что завоевание страны кочевниками из Великой Степи далеко не всегда означает потерю национальной, религиозной и культурной самостоятельности, чего никак нельзя сказать о захватнической политике "немцев" (германцев и англо-саксов). Эти не ограничивались данью и вассальным подчинением – они стирали с лица земли завоёванные народы. Не устояв под ударами Батыя, Рюриковичи – святые благоверные князья Александр Невский, Довмонт Псковский – отбили западный "натиск на Восток". Может быть, монголо-татарское иго и отбросило нас на 300 лет назад, но Православная Русь за эти 300 лет не исчезла.

Рюриковичи, даже получая от ордынских ханов ярлыки на княжение, с зависимой ролью Руси не смирились. Московские князья терпеливо собирали вокруг себя русские земли, готовились к освободительной войне.

Святой благоверный князь Димитрий Донской одержал победу на Куликовом поле, а его потомок Иоанн III привёл такую силу на реку Угру, что Орда повернула обратно и навсегда отказалась от своих "прав" на Русь. К тому времени православная Византия, Второй Рим, уже перестала существовать, и было сказано монахом Филофеем: "Москва – Третий Рим, а четвёртому не бывать". Рюрикович Иоанн III стал называться Великим князем всея Руси. А его внук, Иоанн IV, был уже венчан на Царство.

Уже при первом православном Царе Русь двинулась в освободительный поход против потомков Батыя. Под громом русских пушек пали Казань и Астрахань, бежали из-под подмосковных Молодей крымские татары и больше никогда не приходили в Московское государство с набегами. Началось движение Руси на запад, к берегам Балтийского моря, захваченным ливонцами и литовцами.

Но 19 января 1598 года скончался бездетный сын Иоанна Грозного Феодор Иоаннович, последний Царь из династии Рюриковичей (по прямой линии, ибо правивший в 1606 – 1610 гг. царь Василий Шуйский тоже был из рода Рюриковичей). Н.М. Карамзин писал: "Так пресеклось на троне московском знаменитое варяжское поколение, коему Россия обязана бытием, именем и величием, – от начала столь малого, сквозь ряд веков бурных, сквозь огонь и кровь, достигнув господства над севером Европы и Азии воинственным духом своих властителей и народа, счастием и промыслом Божием!..".

Династия Рюриковичей правила Киевской и Московской Русью 736 лет. Россия вступала в Смуту и в 300-летний период правления новой царской династии – Романовых…

Андрей Венедиктович Воронцов

Царь Федор Иоаннович и царь Иоанн Васильевич Грозный.
Василий Осипов (Кондаков?). 1689 год.
Фрагмент фрески Спасо-Преображенского собора новоспасского монастыря в Москве.

Анастасия Романовна

Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переславль-Залесский. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

Феодоровский (Фёдоровский) монастырь

19 ноября 1581 года от раны, нанесённой отцом, погиб наследник престола Иван. С этого времени Фёдор стал наследником царского престола.

Фёдор I Иоаннович
Русский Царь в 1584-1598

Фёдор Иоаннович - русский царь, последний Рюрикович на троне по праву наследования, сын Ивана Грозного и Анастасии Романовны. Большое внимание царь уделял дворцовому хозяйству, украшению дворцовых покоев. Известны его покровительство и щедрые пожалования многочисленным монастырям и церквам. Кандидатура Фёдора Иоанновича выдвигалась (1573 - 1574 и 1587) на престол Речи Посполитой. Первые годы его правления сопровождались ожесточённой дворцовой борьбой, в ходе которой распался учрежденный Иваном Грозным незадолго до смерти для управления страной.

Регентский совет, в который входили князья Мстиславский и Шуйский, Захарьин-Юрьев, Годунов, Бельский. Сводный брат Фёдора Иоанновича, царевич Дмитрий, был выслан (1584) в Углич. С 1587 года в правлении царя Фёдора активное участие принимал его шурин - «слуга и конюший боярин» Борис Годунов.

Правления царя Фёдора характеризовалось постепенным подъёмом хозяйственной жизни страны, преодолением тяжёлых последствий кризиса 70 - 80-х, неудачной Ливонской войны. В это время произошло резкое усиление крепостной зависимости крестьян. Повысились государственные налоги на тяглое, город, население. Всё это привело к обострению противоречия и внутри господствующего класса: между светскими и духовными феодалами, между дворцовой знатью и московским высшим дворянством - с одной стороны, и провинциально служилыми людьми - с другой. При Фёдоре Иоанновиче несколько улучшилось международное положение России: в результате Русско-швед. войны 1590-1593 были возвращены (по Тявзинскому миру 1595) города и районы Новгородской земли, захваченные Швецией в период Ливонской войны; окончательно присоединена Западная Сибирь; успешно осваивались южные пограничные районы и Поволжье; усилилась роль России на Северном Кавказе и в Закавказье.

Но в дальнейшем стали нарастать противоречия в отношениях России с Польшей, Швецией, Крым. ханством и Турцией, в результате чего в царствование Фёдора Иоанновича успел сложиться узел классов, внутриклассовых и международодных противоречий, приведших к Великой смуте в Русском государстве в самом начале XVII века.

В своем жизненном обиходе царь Фёдор Иоаннович был прост и доступен для всех приходящих к нему, любил молиться, сам совер­шал ежедневно Богослужения.

Реконструкция облика

Ирины Годуновой, жены Федора Иоанновича.

Царица Ирина Федоровна в русской исторической традиции была государыня добрая, умная, грамотная и благочестивая. Ее именовали «великой государыней» и именно она была соправительницей Фёдора, а не её брат. Царь был искренне привязан к своей царице и не желал нипочем с ней расставаться. Практически все её беременности заканчивались выкидышами. Единственная дочь царя Федора Иоанновича и Ирины, Феодосия, прожила менее двух лет.

Реконструкция облика Федора Иоанновича. М. Герасимов, 1963.

История основания Руси в IX веке по РХ окутана плотной завесой тайн, которые иногда противоречат утверждениям официальной истории русского государства. С именем князя Рюрика связано множество гипотез и исследований, которые пытаются восстановить цепочку истинных событий того далекого времени.

Может, этих гипотез было бы меньше, если бы не одно главное обстоятельство: с именем Рюрика связано основание правящей династии, представители которой занимали русские престолы вплоть до 1610 г., до Смутного времени, до смены династии Рюриковичей на династию Романовых.

Итак, Рюрик.

Официальные данные:
— год рождения неизвестен, из варяжского княжеского рода, родовой герб – сокол, падающий вниз.
— призван славянами для подавления междоусобицы с финно-угорскими племенами в 862 г. по РХ.
— становится князем Новгородским и родоначальником княжеской, царской династии Рюриковичей.
— умер в 879 г. по РХ.

Приход Рюрика с родовой дружиной, в историографии, принято называть «Призванием Варягов». С Рюриком пришли братья Синеус и Трувор. После смерти братьев в 864 г., Рюрик становится единоличным правителем Новгородского княжества.

Версии происхождения Рюрика:
— Норманнская версия утверждает, что Рюрик происходит из скандинавских викингов. Одни исследователи ассоциируют Рюрика с Рориком Ютландским из Дании, а другие с Эйриком из Швеции.

— Западнославянская версия утверждает, что Рюрик из вагров или пруссов. Этой теории придерживался М.В. Ломоносов.

После смерти Рюрика в 879 г., ему наследовал сын Игорь. Воспитывал Игоря Вещий Олег, причастность которого к роду Рюрика сомнительна. Скорее всего, Вещий Олег был одним из дружины Рюрика или, по крайней мере, пребывал в отдаленном родстве.

Началось распространение влияния династии Рюрика на все славянские земли к югу от Новгорода.

Прямая линия наследования после Рюрика продолжалась. После Игоря следовали Святослав Игоревич, Владимир Святославич (Великий), Ярослав (Мудрый). По смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) начался процесс разветвления генеалогической линии Рюриковичей.

Разделение вызвано Лествичным порядком и нарастанием феодального дробления Руси. Отдельные потомки старших князей ставали полновластными князьями отделившихся княжеств. Сыновья Ярослава мудрого возглавили так называемый «Триумвират»:

  • Изяслав правил Киевом, Новгородом и землями к западнее Днепра.
  • Святослав правил Черниговом и Муромом.
  • Всеволод княжил в Ростове, Суздале и Переяславле.

Из трех этих ответвлений сильнейшим оказалась ветвь Всеволода и его сына Владимира Мономаха. Эта ветвь смогла расширить владения за счет Смоленска, Галича и Волыни. В 1132 г. умер сын Владимира Мономаха, Мстислав Великий. В это время Киевская Русь распалась окончательно. Началось формирование и укрепление местных династий, которые, однако, так же являлись Рюриковичами.

Мы сконцентрируемся на династии Рюриковичей из основной ветви – Мономаховичей.

К этой ветви принадлежали такие известные князья: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Иван Первый Калита, Симеон Иванович Гордый, Иван Второй Красный, Дмитрий Донской; наследные князья: Василий Первый Дмитриевич, Василий Второй Темный, Иван Третий Васильевич, Василий Третий Иванович; московские цари: Иван Четвертый Грозный, Федор Первый Иоаннович.

Правление Федора Иоанновича, третьего сына Ивана Грозного, стало последним в длинной череде отпрысков полулегендарного варяжского князя Рюрика. Со смертью Федора Иоанновича началось кровавое Смутное время для России, которое завершилось взятием Китай-города в Москве 4 ноября 1612 г. и выборами нового царя.

Более семи веков на Руси правила династия Рюриковичей. При ней образовалось Русское государство, была преодолена раздробленность, на трон взошли первые монархи. Древний варяжский род канул в лету, оставив историкам много неразрешимых загадок.

Династические хитросплетения

Наибольшую сложность у историков вызывает составление генеалогического древа Рюриковичей. Дело не только в отдаленности эпох, но и в широте географии рода, в его социальном переплетении, в отсутствии надежных источников.

Определенные трудности в изучении династии Рюриковичей создает так называемое «лествичное» (очередное) право, существовавшее на Руси до XIII века, при котором в качестве приемника Великого князя выступал не его сын, а следующий по старшинству брат. Более того, князья нередко меняли удел, переезжая из города в город, что еще больше запутывает общую картину родословной.

Правда, вплоть до правления Ярослава Мудрого (978-1054) наследование в династии шло по прямой, и только после его сыновей Святослава и Всеволода, в период феодальной раздробленности, ветви Рюриковичей начали беспрестанно множиться, распространяясь по древнерусским землям.

Одна из ветвей Всеволодовичей приводит к Юрию Долгорукому (1096?-1157). Именно от него свой отсчет начинает линия, впоследствии приведшая к появлению Великих князей и царей московских.

Первый из рода

Личность основателя династии Рюрика (ум. В 879) и по сей день вызывает много споров, вплоть до отрицания его существования. Для многих знаменитый варяг не более чем полумифическая фигура. Это и понятно. В историографии XIX – XX столетий норманнская теория подвергалась критике, так как отечественной науке была непереносима мысль о неспособности славян создать собственное государство.

Современные историки более лояльны к норманнской теории. Так, академик Борис Рыбаков выдвигает гипотезу, что в один из набегов на славянские земли дружина Рюрика захватила Новгород, хотя другой историк – Игорь Фроянов поддерживает мирную версию «призвания варягов» на княжение.

Проблема еще в том, что образу Рюрика не хватает конкретики. По некоторым источникам им мог быть датский викинг Рёрик Ютландский, по другим – совершавший набеги на земли балтов швед Эйрик Эмундарсон.

Существует и славянская версия происхождения Рюрика. Его имя связывают со словом «Ререк» (или «Рарог»), которое в славянском племени ободритов означало сокола. И, действительно, при раскопках ранних поселений династии Рюриковичей было найдено много изображений этой птицы.

Мудрый и Окаянный

После раздела древнерусских земель между потомками Рюрика, с уделами в Ростове, Новгороде, Суздале, Владимире, Пскове и других городах, разразилась настоящая братоубийственная война за обладание вотчинами, которая не утихала вплоть до централизации Русского государства. Одним из самых властолюбивых оказался князь Туровский, Святополк, прозванный Окаянным. По одной версии, он был сыном Владимира Святославовича (Крестителя), по другой, Ярополка Святославовича.

Восставший против Владимира, Святополк был посажен в темницу по обвинению в попытке отвращения Руси от крещения. Однако после смерти Великого князя он оказался расторопнее других и занял пустующий престол. По одной из версий, желая избавиться от конкурентов в лице сводных братьев Бориса, Глеба и Святослава, он подослал к ним своих дружинников, которые поочередно с ними расправились.

Согласно другой версии, к которой склоняется историк Николай Ильин, Святополк не мог убить Бориса и Глеба, поскольку они признали за ним право на престол. По его мнению, молодые князья пали жертвой от рук воинов Ярослава Мудрого, который претендовал на киевский трон.

Так или иначе между Святополком и Ярославом вспыхнула долгая братоубийственная война за титул великого киевского князя. Она продолжалась с переменным успехом, пока в решающей битве на реке Альте (недалеко от места гибели Глеба), дружины Ярослава окончательно не разбили отряд Святополка, которого заклеймили вероломным князем и предателем. Что ж, «историю пишут победители».

Хана на царство

Одним из самых одиозных правителей из рода Рюриковичей был царь Иван IV Грозный (1530-1584). По отцовской линии он происходил от московской ветви династии, а по материнской от хана Мамая. Возможно, именно монгольская кровь придала его характеру такую непредсказуемость, взрывоопасность и жестокость.

Монгольские гены отчасти объясняют военные походы Грозного в Ногайскую Орду, Крымское, Астраханское и Казанское ханства. К завершению царствования Ивана Васильевича Московская Русь обладала территорией превышающей всю остальную Европу: разрастающееся государство скорее соответствовало владениям Золотой Орды.

В 1575 году Иван IV неожиданно отрекся от престола и провозгласил новым царем касимовского хана, Семеона Бекбулатовича – потомка Чингисхана и правнука хана Большой Орды, Ахмата. Историки называют это действо «политическим маскарадом», хотя до конца объяснить его не могут. Кто-то утверждает, что таким образом царь спасался от предсказаний волхвов, напророчивших ему смерть, другие, в частности историк Руслан Скрынников, усматривает в этом хитрый политический ход. Интересно, что после смерти Грозного многие бояре консолидировались вокруг кандидатуры Семеона, однако борьбу с Борисом Годуновым они в итоге проиграли.

Смерть царевича

После того, как на царство был посажен слабоумный Федор Иоаннович (1557-1598) – третий сын Ивана Грозного, актуальным оказался вопрос о приемнике. Им считался младший брат Федора и сын Грозного от шестого брака Дмитрий. Даже несмотря на то, что Церковь официально не признавала право Дмитрия на престол, поскольку претендентами могли быть только дети от первых трех браков, реально управлявший государством и рассчитывавший на престол шурин Федора, Борис Годунов всерьез опасался конкурента.

Поэтому, когда 15 мая 1591 года в Угличе царевич Дмитрий был найден мертвым с перерезанным горлом, подозрение сразу пало на Годунова. Но, в результате, в смерти царевича обвинили несчастный случай: якобы, страдающий эпилепсией царевич во время приступа сам себя смертельно ранил.

Историк Михаил Погодин, в 1829 году работавший с подлинником этого уголовного дела, также оправдывает Годунова и подтверждает версию несчастного случая, хотя некоторые современные исследователи склонны видеть в этом коварный умысел.

Царевичу Дмитрию суждено было стать последним из московской ветви Рюриковичей, но окончательно династия прервалась лишь в 1610 году, когда представляющий суздальскую линию рода Рюриковичей, Василий Шуйский (1552-1612) был свержен с престола.

Измена Ингигерды

Представителей Рюриковичей можно встретить и сегодня. Российские ученые недавно провели исследования образцов ДНК тех кто считает себя законными наследниками древнего рода. Исследователи пришли к заключению, что потомки принадлежат к двум гаплогруппам: N1с1 – ветви, ведущие от Владимира Мономаха и R1a1 – происходящие от Юрия Тарусского.

Однако исконной признается именно вторая гаплогруппа, поскольку первая могла появиться в следствие неверности жены Ярослава Мудрого, Ирины. Скандинавские саги повествуют, что Ирина (Ингигерда) воспылала любовью к норвежскому королю Олафу II. По предположению историков плодом этой любви стал Всеволод – отец Владимира Мономаха. Но даже такой вариант лишний раз подтверждает варяжские корни рода Рюриковичей.

В октябре 1582 года у Ивана Грозного родился сын Дмитрий, которому выпала доля стать последним отпрыском (по мужской линии) царской династии Рюриковичей. Согласно принятой историографии, Дмитрий прожил восемь лет, но его имя еще 22 года нависало проклятием над Российским государством.

У русских людей часто возникает ощущение, что Родина находится под каким-то заклятием. «Все у нас не так – не как у нормальных людей». На рубеже XVI-XVII веков на Руси были уверены, что знают корень всех бед – всему виной было проклятие невинно убиенного царевича Дмитрия.

Набат в Угличе

Для царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного (от последнего брака с Марией Нагой, который, кстати, так и не был признан церковью) все закончилось 25 мая 1591 года, в городе Угличе, где он в статусе удельного князя Угличского, находился в почетной ссылке. В полдень Дмитрий Иоаннович метал ножи с другими детьми, входившими в его свиту. В материалах следствия по факту смерти Дмитрия есть свидетельство одного отрока, игравшего вместе с царевичем: «…играл-де царевич в тычку ножиком с ними на заднем дворе, и пришла на него болезнь – падучей недуг – и набросился на нож». Фактически эти показания стали главным аргументом для следователей, чтобы квалифицировать смерть Дмитрия Иоанновича как несчастный случай.

Однако жителей Углича доводы следствия вряд ли бы убедили. Русские люди всегда больше доверяли знамениям, нежели логическим заключениям «человеков». А знамение было… И еще какое! Почти сразу же после того, как сердце младшего сына Ивана Грозного остановилось, над Угличем разнесся набат. Звонил колокол местного Спасского собора. И все бы ничего, только звонил колокол сам по себе - без звонаря. Об этом гласит легенда, которую угличане на протяжении нескольких поколений считали былью и роковым знаком.

Когда жители узнали о смерти наследника, начался бунт. Угличане разгромили Приказную избу, убили государева дьяка с семьей и нескольких других подозреваемых. Борис Годунов, который фактически управлял государством при номинальном царе Федоре Иоанновиче, спешно отправил в Углич стрельцов на подавление мятежа.

Досталось не только мятежникам, но и колоколу: его сорвали с колокольни, вырвали «язык», отрубили «ухо» и публично на главной площади наказали 12 ударами плетей. А затем его вместе с другими бунтарями отправили в ссылку, в Тобольск. Тогдашний тобольский воевода князь Лобанов-Ростовский велел запереть корноухий колокол в приказной избе, сделав на нем надпись «первоссыльный неодушевленный с Углича». Однако расправа над колоколом не избавила власти от проклятия – все только начиналось.

Конец династии Рюриковичей

После того, как весть о гибели царевича разошлась по Русской Земле, в народе поползли слухи о том, что руку к «несчастному случаю» приложил боярин Борис Годунов. Но находились смельчаки, которые подозревали в «заговоре», и тогдашнего царя – Федора Иоанновича, сводного старшего брата погибшего царевича. И основания для этого были.

Спустя 40 дней после смерти Ивана Грозного Федор, наследник Московского трона, стал активно готовится к своей коронации. По его приказу за неделю до венчания на царство вдова-царица Мария и ее сын Дмитрий Иоаннович были отправлены в Углич – «на княжение». То, что последняя жена царя Иоанна IV и царевич не были приглашены на коронование, являлось страшным унижением для последних. Однако на этом Федор не остановился: например, содержание двора царевича сокращалось порой по нескольку раз за год. Спустя всего несколько месяцев с начала царствования он дает распоряжение духовенству убрать традиционное упоминание имени царевича Дмитрия при богослужениях.

Формальным основанием стало то, что Дмитрий Иоаннович был рожден в шестом браке и по церковным правилам считался незаконнорожденным. Однако все понимали, что это только повод. Запрет на упоминание при богослужениях царевича его двор воспринимал, как пожелание смерти. В народе ходили слухи о неудавшихся покушениях на Дмитрия. Так, британец Флетчер, будучи в Москве в 1588–1589 гг., записал, будто от яда, предназначенного для Дмитрия, умерла его кормилица.

Спустя полгода после гибели Дмитрия жена царя Федора Иоанновича, Ирина Годунова, забеременела. Все ждали наследника престола. Причем, по легендам, рождение мальчика предсказали многочисленные придворные маги, знахари и лекари. Но в мае 1592 года царица родила девочку. В народе гуляли слухи, что царевна Феодосия, так назвали дочку родители, появилась на свет аккурат через год после гибели Дмитрия – 25 мая, а царская семья почти на месяц задержала официальное объявление.

Но это было еще не самое страшное знамение: девочка прожила всего несколько месяцев, и скончалась в том же году. И здесь уже стали говорить о проклятии Дмитрия. После смерти дочки царь переменился; он окончательно потерял интерес к своим царским обязанностям, и месяцами проводил в монастырях. Люди говорили, что Федор замаливает свою вину перед убиенным царевичем. Зимой 1598 года Федор Иоаннович скончался, так и не оставив наследника. С ним умерла и династия Рюриковичей.

Великий Голод

Смерть последнего государя из династии Рюриковичей открыло дорогу к царству Борису Годунову, который фактически был правителем страны еще при живем Федоре Иоанновиче. К тому времени за Годуновым в народе закрепилась репутация «убивца царевича», однако это не сильно его смущало. Путем хитрых манипуляций он все-таки был избран царем, и почти сразу же начал с реформ.

За два недолгих года он провел преобразований в стране больше, чем предыдущие цари за весь XVI век. И когда Годунов уже, казалось, снискал народную любовь, грянула катастрофа – из небывалых климатических катаклизмов на Русь пришел Великий голод, который длился целых три года. Историк Карамзин писал, что люди «подобно скоту щипали траву и питались ею; у мертвых находили во рту сено. Мясо лошадиное казалось лакомством: ели собак, кошек, стерво, всякую нечистоту. Люди сделались хуже зверей: оставляли семейства и жен, чтобы не делиться с ними куском последним.

Не только грабили, убивали за ломоть хлеба, но и пожирали друг друга… Мясо человеческое продавалось в пирогах на рынках! Матери глодали трупы своих младенцев!..» Только в одной Москве умерло от голода более 120 000 человек; по всей стране орудовали многочисленные шайки разбойников. От родившейся было народной любви к избранному царю не осталось и следа – в народе снова говорили о проклятии царевича Дмитрия и о «проклятом Бориске».

Конец династии Годуновых

1604 год наконец-то принес хороший урожай. Казалось, беды закончились. Это было затишье перед бурей – осенью 1604 года Годунову донесли, что со стороны Польши на Москву двигается войско царевича Дмитрия, чудом спасшегося от рук убийц Годунова в Угличе в далеком 1591 году. «Рабоцарь», как называли Бориса Годунова в народе, вероятно, осознавал, что проклятие Дмитрия теперь воплотилась в самозванце.

Однако государю Борису не суждено было встретиться лицом к лицу с Лжедмитрием: он скоропостижно умер в апреле 1605 года, за пару месяцев до триумфального вступления в Москву «спасшегося Дмитрия». Ходили слухи, что отчаявшийся «проклятый царь» покончил собой – отравился. Но проклятие Дмитрия распространилось и на ставшего царем сына Годунова – Федора, которого задушили вместе с родной матерью незадолго до въезда Лжедмитрия в Кремль. Говорили, что это было одним из главных условий «царевича» для триумфального возвращения в столицу.

Конец народного доверия

До сих пор историки спорят, был ли «царь ненастоящим». Впрочем, наверное, мы об это никогда не узнаем. Сейчас мы можем говорить только о том, что Дмитрию так и не удалось возродить Рюриковичей. И снова роковым стал конец весны: 27 мая в бояре под руководством Василия Шуйского устроили хитроумный заговор, во время которого был убит Лжедмитрий. Народу объявили, что царь, которого они еще недавно боготворили, является самозванцем, и устроили публичное посмертное поругание. Этот абсурдный момент окончательно подорвал народное доверие к властям. Простые люди не верили боярам и горько оплакивали Дмитрия.

Вскоре после убийства самозванца, в начале лета, ударили страшные морозы, которые уничтожили все посевы. По Москве поползла молва о проклятии, которое бояре навлекли на Русскую Землю, убив законного государя. Кладбище у Серпуховских ворот столицы, на котором погребли самозванца, стало местом поломничества у многих москвичей.

Появилось много свидетельств о «явлениях» воскресшего царя в разных концах Москвы, а некоторые даже утверждали, что получили от него благословение. Испугавших народных волнений и нового культа мученника, власти выкопали труп “вора”, зарядили его прах в пушку и выстрелили в сторону Польши. Жена Лжедмитрия Марина Мнишек вспоминала, когда тело ее мужа тащили через кремлёвские ворота, ветер сорвал с ворот щиты, и невредимыми, в том же порядке установил их посреди дорог.

Конец Шуйских

Новым царем стал Василий Шуйский – человек, который в 1598 году ввел следствие по факту гибели царевича Дмитрия в Угличе. Человек, который сделал вывод, что смерть Дмитрия Иоанновича, была несчастным случаем, покончив с Лжедмитрием и получив царскую власть, вдруг признался, что у следствия в Угличе были доказательства насильственной смерти царевича и прямой причастности к убийству Бориса Годунова. Говоря это, Шуйский убивал двух зайцев: дискредитировал – пусть даже уже мертвого – своего личного врага Годунова, а заодно доказывал, что Лжедмитрий, которого убили во время заговора, был самозванцем. Последнее Василий Шуйский даже решил подкрепить с помощью канонизации царевича Дмитрия.

В Углич была отправлена специальная комиссия о главе с митрополитом Ростовским Филаретом, которая вскрыла могилу царевича и якобы обнаружила в гробу нетленное тело ребенка, которое источало благоухание. Мощи были торжественно привезены в Архангельский собор Кремля: по Москве распространили слух о том, что останки мальчика чудотворные, и народ пошел к святому Дмитрию за исцелением. Однако культ долго не продержался: было несколько случаев смерти от прикосновения к мощам.

По столице поползли слухи о подставных мощах и о проклятии Дмитрия. Раку с останками пришлось с глаз долой убрать в реликварий. А уже совсем скоро на Руси появилось еще несколько Дмитриев Иоанновичей, а династия Шуйских, суздальской ветви Рюриковичей, которые на протяжении двух столетий были главными соперниками ветви Даниловичей за московский престол, прервалась на первом же царе. Василий закончил свою жизнь в польском плену: в той стране, в сторону которой по его приказу когда-то выстрелили прахом Лжедмитрия I.

Последнее проклятие

Смута на Руси закончилась только в 1613 году – с установлением новой династии Романовых. Но иссякло ли вместе с этим проклятием Дмитрия? 300 летняя история династии говорит об обратном. Патриарх Филарет (в миру Федор Никитич Романов), отец первого «романовского» царя Михаила Федоровича, был в самой гуще «страстей по Дмитрию». В 1605 году, его, заключенного Борисом Годуновым в монастыре, освободил как «родственника» Лжедмитрий I. После воцарения Шуйского именно Филарет привез “чудотворные мощи” царевича из Углича в Москву и насаждал культ святого Дмитрия Углицкого – для того, чтобы с подачи Шуйского убедить, что когда-то спасший его Лжедмитрий был самозванцем. А затем, встав в оппозицию царю Василию, стал “нареченным патриархом” в тушинском лагере Лжедмитрия II.

Филарета можно считать первым из династии Романовых: при царе Михаиле он носил титул «Великий государь» и был фактически главой государства. Царствие Романовых началось со Смуты и Смутой закончилось. Причем второй раз в русской истории царская династия прервалась убийством царевича. Есть легенда, что Павел I закрыл в ларец на сто лет предсказание старца Абеля, касающегося судьбы династии. Не исключено, что там фигурировало имя Дмитрия Иоанновича.

Рюриковичами историки называют первую династию русских князей и царей. Фамилии у них не было, а название династия получила по имени еЕ легендарного основателя - новгородского князя Рюрика, умершего в 879 году.

Однако более достоверным историческим лицом, а значит, а значит и родоначальником династии является Великий князь киевский Игорь , которого летопись считает сыном Рюрика.

Династия Рюриковичей стояла во главе русского свыше 700 лет. Рюриковичи правили Киевской Русью , а затем, когда она в XII веке распалась, крупными и мелкими русскими княжествами . И после объединения всех русских земель вокруг Москвы во главе государства встали Великие Князья московские из рода Рюриковичей . Потомки бывших удельных князей утратили свои владения и составили высший слой русской аристократии, однако титул "князь" они при этом сохранили.

В 1547 году Великий князь московский принял титул "царя Всея Руси". Последним представителям династии Рюриковичей на русском престоле был царь ФЕдор Иванович , умерший бездетным в 1598 году. Но это не значит, что на этом закончился и род Рюриковичей . Пресеклась лишь его самая младшая - московская - ветвь. А вот мужское потомство других Рюриковичей (бывших удельных князей) к тому времени приобрело уже и фамилии: Барятинские, Волконские, Горчаковы, Долгоруковы, Оболенские, Одоевские, Репнины, Шуйские, Щербатовы и др.

Всех Рюриковичей , которые правили Русью, запомнить очень сложно - их было слишком много. Но знать хотя бы самых известных необходимо. Среди Рюриковичей наиболее крупными государственными деятелями были Великие князья Владимир Святой, Ярослав Мудрый , Владимир Мономах , Юрий Долгорукий , Андрей Боголюбский , Всеволод Большое Гнездо , Александр Невский , Иван Калита , Дмитрий Донской , Иван Третий, Василий Третий, царь Иван Грозный .

Рю́риковичи - княжеский род потомков Рюрика, раздробившийся с течением времени на множество ветвей. Последними правителями из правящей династии Рюриковичей на Руси были цари Фёдор I Иоаннович и Василий Шуйский.

О происхождении Рюрика ведутся споры. Западные и некоторые российские ученые считают его норманном, другие же считают, что он был западнославянского (Бодричи) происхождения (см. Русь (народ) и Рюрик).

По одной из норманнских теорий (Кирпичников А. Н., Пчелов Е. В. и др.) Рюриковичи являются ветвью датской династии Скьёльдунгов, известной с VI века. По западнославянской теории Рюриковичи являются ветвью династии ободритских князей.

Разветвление рода

В русско-византийском договоре 944 года упоминаются племянники Игоря Рюриковича , но фактическое разветвление рода Рюриковичей начинается с Владимира Святого . При разветвлении рода младшие дядья порой оказывались моложе старших племянников возрастом и зачастую переживали их. А действовавший порядок наследования имел такую особенность, как институт изгойства , когда потомки не занимавшего престол князя лишались права занимать этот престол, поэтому выделялись из рода Рюриковичей прежде всего старшие линии, оседавшие в уделах (что было закреплено решением Любечского съезда князей (1097 )), а наибольшее влияние на государственные дела приобретали младшие линии. Выделение определённых ветвей закреплялось также династическими браками, которые с эпохи правления Владимира Мономаха (1113 -1125 ) стали заключаться между представителями разных семей рода Рюриковичей.

Изяславичи Полоцкие

Основная статья : Изяславичи Полоцкие

Прежде других отделяется полоцкая линия потомков Изяслава Владимировича . Его мать Рогнеда была дочерью последнего полоцкого князя-нерюриковича - Рогволода , поэтому Рюриковичи полоцкой ветви иногда назывались Рогволожьими внуками . Её старший сын Изяслав стал киевским наместником в Полоцке. Однако, по смерти Изяслава его отец не прислал в Полоцк одного из младших сыновей (как, например, по смерти Вышеслава в Новгороде перевёл туда из Ростова Ярослава , по смерти Всеволода перевёл во Владимир-Волынский Позвизда), а в Полоцке стали править сыновья Изяслава. Внук Изяслава Всеслав Брячиславич стал единственным из полоцких князей, занявшим великокняжеский престол в результате киевского восстания 1068 года .

Ростиславичи (первая Галицкая династия)

Основная статья : Ростиславичи (галицкие)

Старший сын Ярослава Мудрого умер в 1052 году , раньше отца, и его сын Ростислав Владимирович оказался изгоем. В 1054 году Ярослав разделил южную Русь между тремя старшими на тот момент сыновьями - Изяславом , Святославом и Всеволодом . Ростиславу удалось отвоевать Тмутаракань у дяди Святослава, дважды изгоняя оттуда его сына и наместника Глеба . Сыновья Ростислава боролись против Ярополка Изяславича Волынского и Туровского, что привело к его гибели в 1087 году и закреплению Ростиславичей и их потомков в Перемышле и Теребовле . В 1140 году ведущая роль перешла к Галичу , их владения были объединены в единое Галицкое княжество , и с угасанием династии Ростиславичей в 1198 году стали ядром будущего Галицко-Волынского княжества 1254 года Королевства Руси ).

Изяславичи Туровские

Основная статья : Изяславичи Туровские

Вячеслав Ярославич умер в 1057 году , Игорь Ярославич был переведён старшими братьями в Смоленск , и Волынь была присоединена к владениям Изяслава Киевского. Впоследствии Волынь присоединялась к киевским владениям Всеволодом Ярославичем в 1087 году по смерти Ярополка Изяславича , Святополком Изяславичем в 1100 году после решения Витичевского съезда , осудившего Давыда Игоревича , Владимиром Мономахом по смерти Ярослава Святополчича в 1117 году . Владимир Мономах лишил Изяславичей и Турова, здесь княжили его сыновья. Лишь в 1162 году младший сын Ярослава Святополчича Юрий , по матери внук Мстислава Великого , смог удержать Туровское княжество за собой и своими потомками.

Святославичи

Основные статьи : Святославичи , Ольговичи , Ярославичи Муромо-Рязанские

После смерти на киевском княжении Святослава Ярославича в 1076 году Изяслав Ярославич вернулся в Киев, а Чернигов удержал Всеволод Ярославич. Святославичи Роман и Олег в союзе с половцами начали борьбу за бывшие владения своего отца, что привело к гибели в 1078 году в битве на Нежатинной Ниве Изяслава Ярославича и союзника Олега Бориса Вячеславича , сына Мономаха Изяслава в 1096 году 1078 году при переходе Всеволода Ярославича в Киев он оставил сына Владимира Мономаха наместником в Чернигове). В 1097 году по решению Любечского съезда князей каждый да держит отчину свою Святославичи получили отцовское наследство.

В 1127 году в отдельную ветвь выделились потомки Ярослава Святославича , изгнанного из Чернигова своим племянником и зятем Мстислава Великого Всеволодом Ольговичем и сохранившего для своих потомков Муром , Рязань и Пронск . В 1167 году угасла черниговская ветвь потомков Давыда Святославича , в Чернигове осели потомки Всеволода Ольговича, в Новгороде-Северском и Курске - потомки Святослава Ольговича .

Мономаховичи (Мономашичи)

Основные статьи : Мономашичи , Мстиславичи , Романовичи , Юрьевичи

После гибели младшего сына Всеволода Ярославича Ростислава в битве с половцами на реке Стугна в 1093 году за потомством Всеволода Ярославича закрепляется имя Мономаховичи . В период правления Владимира Мономаха и его сына Мстислава (1113 -1132 ) киевские князья восстанавливают свой прямой контроль над всей Русью (включая Полоцк и Туров), за исключением юго-западных владений Ростиславичей и левобережных владений Святославичей (Курск временно принадлежит Мономаховичам).

Мономаховичи разветвляются на линии Мстиславичей (они, в свою очередь, на Изяславичей Волынских (в том числе с 1198 года Романовичей Галицких ) и Ростиславичей Смоленских ) и Юрьевичей (Георгиевичей) Владимирских (от Юрия Долгорукого ). Последняя линия с конца XII века приобрела преобладающее значение между князьями всей Руси; из неё происходят великие князья и цари московские . Со смертью Фёдора I Иоанновича (1598 ) московская линия династии Рюриковичей прекратилась, но отдельные княжеские фамилии продолжают существовать и до нашего времени.

Потомки Рюрика

Отдалёнными потомками Рюрика по женской линии являются 10 современных монархов Европы (Норвегия, Швеция, Дания, Голландия, Бельгия, Англия, Испания, Люксембург, Лихтенштейн, Монако), несколько американских президентов, писатели, артисты.