Можно ли поминать заранее 1 год. Мнение церкви о поминовении усопших

Поминать усопшего – своеобразная миссия. Делать это необходимо, но важно, чтобы поминал человек без принуждения, по собственному желанию. Делают это в память о близком, которого уже нет рядом. Но он навсегда остается в сердцах людей, помнящих о нем людей.

Особо выделяют в проведении поминальных мероприятий 3, 9 и 40 дни, принимая день смерти за 1-й день отсчета. В эти дни поминовение умершего считается освященным церковными обычаями и соответствует христианским учениям о состоянии души за порогом смерти.

Поминки на 3 день после смерти

Поминки проходят в память чудесного воскресения Иисуса Христа на третий день и в честь образ Пресвятой Троицы. Считается, что первые два дня душа остается на земле, находится рядом с родными, посещает в сопровождении Ангела дорогие ей места, а на третий день она возносится на небо и предстает перед Богом.

Поминки на 9 дней

Поминки в этот день проводятся в честь девяти ангельских чинов, которые могут ходатайствовать о помиловании покойного. Когда душа, сопровождаемая Ангелом, попадает в рай, то вплоть до девятого дня ей показывают загробный мир. А на девятый день, со страхом и трепетом, душа опять предстает перед Господом на поклонение. Молитвы и поминовение на 9 день помогут ей пройти данное испытание достойно.

Поминки на 40 дней

В этот день душа третий раз возносится на поклонение к Господу. В период с девятого по сороковой день она познает совершенные грехи и ходит по мытарствам. Ангелы сопровождают душу в Ад, где она может увидеть страдания и муки нераскаявшихся грешников.

На сороковой день должна решиться её участь: в соответствии с духовным состоянием усопшего и его земными делами. Молитвы и поминовение в этот день могут загладить грехи усопшего. На выбор сорокового дня для особого поминовения оказало значительное влияние и то, что Иисус Христос после своего воскрешения вознесся на Небо именно на сороковой день.

Желательно в каждый из этих дней поминовения в церкви заказывать панихиду.

Особенности поминовения усопших:

  1. На поминки на третий день можно пригласить всех присутствующих на похоронах. В этот день поминальную трапезу традиционно проводят сразу после них.
  2. На поминки в девятый день зачастую приглашают друзей и близких родственников усопшего.
  3. На сороковой день приходят все желающие помянуть покойного. Проводить поминки не обязательно в доме усопшего. Место выбирают родственники по желанию.

Поминки на годовщину смерти

О траурной дате стоит сообщать только тем людям, которых семья умершего желает видеть на годинах. Приходить должны самые близкие люди – родственники и друзья усопшего. В годовщину смерти желательно сходить на кладбище. После посещения могилы все присутствующие приглашаются на поминальный обед.

Дни поминовений проводятся на усмотрение семьи покойного. Обсуждать правильность организации поминок неуместно.

Нужно ли на поминки идти в церковь?

Поминки на 3, 9, 40 дни, а также на год после смерти у православных христиан предполагают проведение церковных служб. Приходя в храм, родственники и близкие покойного ставят свечи, организуют панихиды и читают молитвы.

Сделать все это вы при желании можете не только в поминальные, но и в обычные дни. Посетить церковь, зажечь свечу и помолиться можно, если на вас нахлынут чувства о покойном. Посетить храм и помолиться можно также в день рождения усопшего.

Если в поминальные дни нет возможности пойти в храм, то помолиться можно и дома.

В дни поминовения нужно быть в хорошем расположении духа. Не держите ни на кого зла, особенно на умерших. В эти дни принято поминальными блюдами угощать людей, которые вас окружают, − коллег, соседей, друзей. А также раздавать милостыню.

Поминальные дни после похорон (видео)

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" - "Да, конечно". - "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

Дух, душа и тело - творения Божьи. Если тело имеет временную природу, то дух и душа живут вечно. Задача человечества так прожить земную жизнь, соблюдая заповеди Божьи, чтобы после смерти увидеть Царство Небесное.

Поминки на 9 дней после смерти - важный ритуал, помогающий умершему отойти в мир иной, а живым простить и отпустить его.

Где находится душа 9 дней после смерти

По канонам православия душа новопреставленного не сразу отправляется по Божьему предназначению, она 40 дней находится на земле после оставления тела.

В эти дни родные, близкие постоянно молятся за ушедшего в мир иной, по-особому отмечая 3, 9 и 40 день.

Главное разобраться, почему так важны эти дни, чтобы правильно провести поминки на 9 дней после смерти. Девять дней после смерти: смысл поминок состоит в молитвах за умершего перед Богом.

Число 9 является сакральным числом. После смерти тело покоится, укрытое землей, а душа продолжает находиться на земле. Прошло девять дней после похорон, что это значит для души умершего?

Загробная жизнь начинается с первого дня. На третьи сутки душа отходит из дома, отправляется в девятидневное хождение. Шесть дней усопший проходит особый путь, готовясь к личной встрече с Всевышним. этот путь заканчивается.

В дополнение:

Поминки на 9 дней после смерти помогают новопреставленному с трепетом и страхом оказаться перед престолом Бога - Судьи.

Именно девятидневное пребывание на посмертном пути заканчивает выбор ангелов-защитников, которые станут адвокатами перед Царем царей на Божьем суде.

Каждый из ангелов будет просить Бога о помиловании, представляя свидетельства праведной жизни ушедшего из жизни человека.

Три дня ангел-хранитель пребывает с душой около живых, а на четверные сутки усопший попадает в рай для знакомства.

Приговор Божьего суда еще не прозвучал, каждый новопреставленный попадает на райские просторы, чтобы отдохнуть от боли, преследовавшей его на земле. Здесь же умершему человеку показываются все его грехи.

Свечи на кладбище

Значение 9 дней

На девятый день ангелы приводят новопреставленного к престолу Бога, после разговора с Всевышним Богом душа отправляется в ад.

Это не окончательное Божье решение. Во время адского путешествия начинаются мытарства умершего, которые заключаются в прохождении испытаний. Сложность и глубины их зависят от греховных искушений, которые встретятся почившему во время путешествия по адскому пути. Души умерших, которые во время этого путешествия покажут, что добро побеждает зло, могут рассчитывать на прощение на Божьем суде.

Важность девятого дня после смерти человека - умерший все еще не определен Богом на своем пути. Молитвы, воспоминания родственников и друзей оказывают неоспоримую помощь ушедшему. Их воспоминания о жизни новопреставленного, его добрых делах, прощение обиженных приносят успокоение уходящей душе.

Также смотрите:

По православным традициям нельзя постоянно лить слезы об умершем человеке, удерживая таким образом его душу на земле. Обретая покой, родные и близкие дарят успокоение ушедшему родственнику, который, уходя, уже не заботится об оставленных им людях.

Проходя дорогой ада, грешники получают возможность раскаяться, молитвы живых оказываются сильной поддержкой для них во время непростого путешествия.

Важно! На девятый день принято заказывать молебен, который заканчивается поминками. Молитвой, звучащие во время поминовения, помогают умершему человеку пройти адские испытания.

Молитвы живых наполнены просьбами присоединить усопшего к ангелам. Если Богу будет угодно, тогда умерший родной человек станет ангелом-хранителем кого-то из близких людей.

Как правильно посчитать 9 дней

При расчете этого сакрального дня имеет значение не только день, но время смерти. Поминки устраивают не позже девятых суток, а чаще всего это делают на день раньше, но никак не позже.

Если человек умер после обеда, то поминки следует делать через 8 дней . Дата смерти не связана со временем похорон. По православной традиции, тело предают земле на вторые, третьи сутки, но бывают случаи, что дата погребения переносится на шестой и седьмой день.

Исходя из этого, дату поминок исчисляют в зависимости от времени смерти.

Поминки по традициям православия

Поминки не являются простым ритуалом. На девятый день родственники и близкие собираются на обед, чтобы отдать дань памяти умершему, оставив в своем сознании лучшие моменты из его жизни.

На поминальный обед не принято приглашать людей, они приходят сами. Безусловно, следует уточнить, где и когда происходить это событие, предупредить родных о своем желании присутствовать на обеде.

Начинают и заканчивают поминовение Господней молитвой.

Молитва «Отче наш»

Отче наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Мало кто из людей специально изучает погребальные, поминальные ритуалы и традиции, но никто не может избежать участи хоронить или поминать кого-то из близких.

Как правильно накрыть стол

Поминальный обед не имеет ничего общего с празднованием. Во время поминовения умершего не может быть веселья, песен или смеха .

Алкогольные напитки, вызывающие неподобное случаю поведение, не рекомендованы церковью.

А во время поминок люди молятся о прощении прегрешений живым и мертвым. Предание пьянству во время поминовения девяти дней может нанести вред усопшему.

После молитвы каждый присутствующий на поминальном обеде человек накладывает в свою тарелку кутью, специально приготовленное и освященное в церкви блюдо.

Совет! Бывают такие ситуации, когда нет возможности освятить поминальное блюдо в церкви, тогда можно сбрызнуть его трижды святой водой.

Каждый регион имеет свои традиции приготовления этого блюда. Главными ингредиентами кутьи является мед и зерно:

  • пшеница;
  • кукуруза;
  • пшено.

Зерно выбрано не случайно. Оно имеет сакральный смысл. Как умирает семя при приготовлении кутьи, так умирает человек. Он может возродиться в новом облике, воскреснув в Царстве Небесном. Мед и мак добавляют в кутью, чтобы пожелать новопреставленному райскую жизнь.

Изюм, орехи не всегда присутствуют в постной кутье, ведь их символика - благополучная, здоровая жизнь.

Сладости, такие как варенье, мед или сахар, добавляются как символы сладостного райского пребывания.

Не следует превращать поминки в простое поедание пищи. Это время воспоминаний об умершем и утешения близких.

Правила поведения во время поминального обеда

Начинают поминальный обед с первого блюда, как правило, это борщ.

Поминальное меню обязательно содержит кашу, часто это горох, к которому подают рыбу, котлеты или птицу.

Выбор холодных закусок также во власти принимающей стороны.

Из напитков на столах присутствует взвар или компоты. На окончание трапезы подают пирожки со сладкой начинкой или тонкие блины с маком или творогом.

Совет! Не стоит готовить изобилие еды, чтобы не впасть в чревоугодие.

Создавать ритуалы во время принятия поминальной пищи - выдумка людей. Скромная трапеза не является основным событием этого дня. Собравшиеся люди во время приема пищи тихо вспоминают об ушедшем из жизни человеке.

Также читайте:

Не рекомендуется говорить об плохих поступках или чертах характера ушедшего. Церковь призывает не заострять внимание присутствующих на том, что усопший был далеко не ангел, чтобы не навредить ему во время путешествия по аду.

Любой грех во время проведения поминок на 9 день может навредить усопшему.

Негативизм, высветленный при поминовении, является подталкиванием умершего человека к страшному приговору.

Всю еду, оставшуюся после поминального обеда, рекомендуется раздать бедным родственникам, нуждающимся соседям или просто нищим.

Важно! Если девятину отмечают в пост, тогда поминальный обед переносят на ближайшие выходные и вносят коррективы в меню. Для людей, не придерживающихся постов, можно мясные блюда заменить рыбными.

Великий пост накладывает особенно строгий запрет на спиртное.

Имеет ли значение вид одежды

При проведении поминального обеда читаются молитвы, поэтому женщины покрывают свои головы платками или шарфами. На 9 день платки черного цвета могут быть только у близких родственников, как знак особой печали.

Мужчины наоборот, снимают головные уборы, предстают перед Богом в молитве с непокрытой головой.

Свечи за упокой в церкви

Поведение в церкви

Для православных родственников присутствие на заупокойной службе по случаю девяти дней обязательно.

Все присутствующие в храме люди за упокой умершего по такому распорядку:

  1. Вначале следует подойти к иконе, около которой стоят свечи на упокой, как правило, это изображения распятого Иисуса, перекреститься.
  2. Предварительно приобретенную свечу зажигают от других горящих свечей. Если таковых нет, тогда допускается зажигание от огня из лампадки. Запрещается использование спичек или зажигалок, принесенных с собой.
  3. Установить зажженную свечу на свободное место. Предварительно можно немного расплавить нижний край свечки, чтобы та стояла устойчиво.
  4. Попросить Бога упокоить душу усопшего человека, при этом следует назвать его полное имя.
  5. Перекреститься, сделать поклон и тихо отойти от светильника.

Для молитвы за упокой подсвечники, расположенные по левую сторону храма, сделаны в прямоугольной форме в отличие от круглых столов со свечами за здравие.

Свечи, поставленные в храме, символизируют коллективную просьбу, молитву за новопреставленного.

Молясь за упокой души ушедшего в загробный мир, в Небеса посылаются просьбы о великой милости Бога к грешному новопреставленному человеку. Чем больше людей молится о даровании прощения, тем ниже опускается чаша весов с прощением.

Просить можно как Бога, так ангелов, Святых угодников.

Молитва за умерших на 9 день

«Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших;

создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианскаго лишенных (имя рек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание.

Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя - правда во веки, и слово Твое - истина. Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя рек), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Как вести себя на кладбище

  1. После поминальной службы присутствующие на ней люди отравляются на кладбище, принося цветы.
  2. На могиле следует зажечь лампадку, прочитать молитву «Отче наш», если нет приглашенного священника для чтения литии.
  3. Несколько человек вслух говорят об умершем человеке, остальные вспоминают его мысленно. Не рекомендуется во время посещения кладбища вести мирские беседы, разговаривая на посторонние темы.
  4. Запрещается устраивать поминальную трапезу около могилы, тем более распивать спиртные напитки. Это может навредить душевному состоянию усопшего.
  5. Не оставляют еду на могиле новопреставленного. Почтить память об усопшем просят малоимущих, раздавая, как милость, им сладости, булочки, пирожки и конфеты. Это могут быть и деньги, пожертвованные нищим. Решение в этом случае только за родственниками.
  6. Уходя с кладбища, надо погасить лампадку, чтобы не вызвать пожара на могиле.

Мольбы, прошения и молитвы близких людей способны вымолить у Бога прощение ушедшему в Небеса родному человеку, представшему перед Всевышним на девятый день.

Посмотрите видео о девятом дне

После физической смерти человек остаётся в памяти родственников и близких людей. Поэтому в день его кончины они собираются, чтобы вместе вспоминать его. При этом существуют определённые правила, которые стали традициями. Это произнесение проникновенных слов, чтение стихов и молитв. Об этом и будет рассказано в статье.

О некоторых традициях поминовения

  • Поминовение (или поминки) представляет собой ряд ритуальных действий, позволяющих поддерживать память об умерших. В основном организацией поминальных дней занимаются родственники. Если таких не осталось - то друзья или другие близкие люди.
  • Обычно поминальные традиции опираются на те или иные верования - язычество, мусульманство, индуизм. Поэтому у разных народов они различны. У русских правила поминовения тесно связаны с христианской верой. Иногда смешиваются ритуалы, взятые из разных религиозных направлений и местных обычаев. Часто на этой основе создаются определённые обряды.
  • В русской христианской традиции существует ряд основных правил, отступление от которых происходит редко. Например, заупокойные и другие молитвы читаются в церкви только в том случае, если умерший был крещён по православному обряду. А также в храмах не молятся за тех, кто самостоятельно свёл счёты с жизнью, проповедовал еретические верования.

Поминальные даты

  • Православные христиане устраивают поминки непосредственно после похорон.
  • В ближайшее время после кончины поминают усопших трижды: первый раз - на третий день после кончины; второй раз - на девятый; третий раз - на сороковой.
  • Впоследствии поминки устраиваются каждый год в день смерти.

Поминки после похорон и на год смерти

Значение поминальных дней

Поминание в каждый из указанных дней имеет свой особый смысл, связанный с событиями христианской истории.

Третий день

Поминальная трапеза на третий день совершается в связи с вознесением на небо Иисуса Христа на третий день после его распятия. Воскресение из мёртвых и переход к вечной жизнь является основной доктриной христианского учения. Согласно церковному преданию, после смерти человеческая душа «скитается» до того, как высшими силами будет определено, куда она направится до Страшного суда - в рай или в ад. Первые три дня душа усопшего ещё находится на земле, посещая места своей жизни в телесной оболочке и людей, с которыми человек был связан.

Девятый день

На девятый день поминки совершаются как чествование ангелов , которые просят Бога о помиловании души усопшего. В это время душа умершего человека облетает райские обители, знакомясь с формами иной жизни. На девятый день на поминки приглашаются ближайшие родственники. Вблизи стола, за которым они обедают, ставится фотография покойного. Рядом с ней ставится наполненный водкой стакан, на него кладётся кусочек хлеба. Нужно отметить, что обычай ставить стакан берёт корни в языческих верованиях. Для истинных христиан он неприемлем.

Сороковой день

После девяти дней , душе представляются картины мучений грешников, отбывающих посмертное наказание в аду. Это продолжается по сороковой день. В этот день Всевышним окончательно определяется, куда будет отправлена душа покойного. На поминки на сороковой день приглашаются все желающие, а также те, кто отсутствовал на похоронах.

Как проводить помины в годовщину смерти

Вот некоторые правила, соблюдаемые на поминках в годовщину смерти .

Что заказывают в церкви на годовщину смерти

Согласно христианскому учению, чтение молитв о душах усопших является долгом живых . Благодаря этому, участь грешников облегчается. Именно на вознесение прошений Всевышнему о прощении грехов умерших направлено чтение заупокойных молитв в церкви. Заказать панихиду можно не только в годовщину смерти, но и в другие дни.

В храмах для таких молитв существуют специальные виды служб:

  1. Поминовение покойных во время Божественной - главного христианского богослужения.
  2. Панихиды.
  3. Литии.
  4. Чтение Псалтири.

Как поминают во время Литургии

Этот вид поминовения является наиболее значимым. Упоминание имён умерших совершается:

Один из выдающихся знатоков церковного устава святитель Афанасий (в миру - Сахаров) отмечает, что чтение поминальных молитв во время проскомидии и после освящения святых даров является самым важным. Он говорит, что такие молитвы, хотя и негласные, по своей силе и действенности не могут сравниться ни с какими другими молитвами и даже подвигами в память усопших.

Панихида

В переводе с греческого языка панихида буквально означает ночную службу . Это название применяется для моления по усопшим в связи с тем, что по своей структуре она похожа на одну из частей всенощного бдения. А ещё и потому что древние христиане совершали службы в ночное время. Это было вынужденным явлением, так как они подвергались непрестанным гонениям. Панихида является одним из самых распространённых служений, заказываемых для того, чтобы поминать умерших родственников в день годовщины смерти. Панихиды, кроме храма, совершаются и на дому, и на могиле. На ней можно молиться как об одном, так и о нескольких покойниках.

Лития

Неусыпаемая псалтирь

  • Это молитва читается беспрерывно на протяжении нескольких суток. Обычно её заказывают в монастырях, где монахи читают её сидя, сменяя друг друга. Псалтирь - это сборник древних псалмов, написанных в основном библейским царём Давидом. Они имеют великую силу и считаются великой милостью для усопших душ. По прочтении Неусыпаемой псалтири грешные души очищаются, побеждают демонов и поднимаются из адского пламени.
  • С древних времён Неусыпаемую псалтирь, как и другие молитвы, на поминках родственников читают и дома. Для этого существует ряд правил, которых необходимо придерживаться. Чтобы молитвы могли возыметь действие, правила должны выполняться с большой точностью. Родственника заранее договариваются о том, в каком порядке они будут читать Неусыпаемую псалтирь.

Как правильно заказывать поминовение в церкви

Правила домашнего чтения молитв на годовщину смерти

Правила чтения псалтири на годовщину смерти выглядят так .

  1. Объединившись в группу, родственники прочитывают Неусыпаемую псалтирь целиком в продолжение одних суток.
  2. Придя к себе домой, каждый из них читает одну из двадцати частей псалтири, называемую кафизмой (что значит сидя), упоминая всех, кто также участвует в обряде. Это создаёт ощущение единства всех молящихся в это время за душу усопшего.
  3. На следующий день вариант чтения каждым родственником у себя дома повторяется, но уже с чтением другой части псалтыри.
  4. Всего молитвы нужно повторить не менее сорока раз.

В заключение нужно сказать о том, что перед тем, как начать поминки за столом, нужно подобрать соответствующие слова на годовщину смерти , чтобы не обидеть родственников и память покойного. Иногда собравшиеся читают поминальные стихи на годовщину смерти. Лучше, если они будут содержать тёплые чувства в отношении усопшего, а не только выражать горечь утраты.

Поминки – это действо, которое совершается с целью почтить память умершего человека. Стержнем поминок является общая трапеза, которую устраивают родственники в доме покойного, на кладбище либо в другом месте.

Поминки проводятся несколько раз:

  • в день смерти родственника или на следующий день;
  • на третий день после смерти – душа покойного покидает этот мир и возносится на небеса (как правило, этот день совпадает с днем похорон);
  • на девятый день;
  • на сороковой день;
  • далее поминальные трапезы делаются в полгода с даты смерти, а затем все последующие годовщины.

В поминках, как правило, принимают участие члены семьи умершего и его друзья. На поминки девятого дня, например, можно приходить без приглашения. Нельзя прогонять тех, кто захотел принять участие в этом ритуале. Но важно помнить, что поминки организуются не ради приглашенных, и накрытый стол – это не главная их составляющая. Люди приходят на них не для того, чтобы снять с себя негативные эмоции, стресс и уж тем более не ради того, чтобы поболтать на отвлеченные темы. Главное на поминках – это молитва об умершем. Очень хорошо, перед тем как приступить к трапезе, прочитать 17-ю Кафизму из Псалтыря. А перед едой каждый должен прочесть молитву «Отче наш».

Перенос даты поминок

Часто бывает так, что дни поминовения выпадают либо на будний день, когда невозможно отлучиться с работы, чтобы все к ним подготовить, либо на какой-либо религиозный праздник. В связи с этим возникает вопрос о том, можно ли переносить дату обязательных поминок, делать их либо раньше, либо позже срока.

Священнослужители считают, что совсем необязательно устраивать поминальную трапезу в годовщину смерти. Если существуют объективные причины, которые мешают это сделать, то ориентироваться нужно в первую очередь на них.

Нежелательно поминать умерших на неделе Светлой Пасхи, а также во время страстной недели Великого поста. В это время все помыслы должны быть устремлены: на страстной неделе – к жертве Иисуса Христа, на пасхальной неделе – к радости от известия о его воскрешении. Так что, в случае, если дата поминок попала на эти периоды, правильнее всего будет их перенести на Радоницу – день поминовения усопших.

Если дата поминок выпадает на Рождественский сочельник, то лучше будет перенести их на 8 января. Это считается даже хорошим знаком, так как поминки по своей сути посвящаются факту рождения уже в вечной жизни.

Священнослужители также советуют не забывать тот факт, что нашим умершим родственникам в первую очередь важна молитва за них. Поэтому рекомендуют за день до проведения поминок заказать в храме Литургию об упокоении Души умершего и Панихиду на День его поминовения. Желательно помолиться за умершего. А сами поминки можно перенести на ближайший выходной день после годовщины смерти. А вот переносить дату поминок на сороковой день на более ранний срок в православии не рекомендуется.

День поминовения умерших

В различных религиях существуют определенные дни, когда можно поминать своих усопших. Если по каким-то причинам не получилось помянуть своих близких в нужное время, всегда можно это сделать в день поминовения, дата которого в разных религиях своя:

  1. В православии, как было сказано выше, это Радоница – вторник второй недели после Пасхи. Следует отметить, что это не единственный день поминовения в Православии. Помимо Радоницы существует еще пять подобных дат.
  2. В католицизме День всех усопших приходится на 2 ноября. Поминки на третий, седьмой и тридцатый дни после смерти считаются необязательными.
  3. В исламе неважно, на какой по счету день, нужно помянуть умершего. Главное – это вспомнить его молитвой и вместе с его семьей совершать от его имени хорошие поступки – раздавать милостыню, заботиться о сиротах. Но главное, чтобы оставалось в тайне, от чьего имени совершаются эти поступки.
  4. В буддизме отмечают праздник Уламбана, который проходит в седьмом месяце с первого по пятнадцатый день по Лунному календарю. Посвящен поминовению умерших.

Практически все знают, что своих умерших нужно поминать, но часто люди забывают, как и для чего это делается. Связь между усопшими и теми, кто остался на земле существует. Поэтому, люди, у которых умер родственник, долгое время находятся в состоянии печали, беспокойства, им снятся сны про умерших, в которых чаще всего они просят еду или что-то сделать для них.

Как правило, после подобных снов возникает потребность в поминовении их, потребность в посещении храма, потребность в совершении каких-либо добрых дел (например, подать милостыню). Все это благотворно влияет на души усопших. Невозможность провести поминальную церемонию день в день – не беда, так как всегда можно оставить в храме записку и ее проведет за вас священнослужитель.

Наше духовное состояние влияет на состояние умерших в потустороннем мире и для того, чтобы помочь им, необходимо начать менять себя и свое окружение. Можно избавиться от вредной привычки, простить тех, на кого очень долго время копилась внутри обида, начать читать Библию.

Проводя ритуал поминок, всегда необходимо держать в уме его цель – творя совместную молитву, просить у Господа, чтобы он даровал усопшему Царство Небесное и упокоил его Душу.