Лексикология современного русского языка основные понятия вопросы. Предмет лексикологии и ее практическое значение

Современная филология, как наука, состоит из нескольких основных разделов, каждый из которых посвящен изучению того или иного языкового явления или класса. Один из таких разделов посвящен такой категории, как слова. Сегодня мы поговорим о том, что такое лексикология, каков ее предмет, и что именно она изучает.

Определение

Прежде всего, начнем с определение самого понятия и перечня основных проблем, которыми занимается наука.

Лексикология - это раздел языкознания, который изучает лексику, то есть словарный состав языка. Лексемы имеют двойственную структуру. Они одновременно имеют план содержания и план выражения.

В целом наука изучает следующие проблемы:

  1. Лексический состав языка.
  2. Соотношение между словами и понятиями, закрепленными за ними.
  3. Основные типы лексических значений - прямое, переносное.
  4. Историю возникновения слов, пополнения словарного запаса.
  5. Группы слов в зависимости от их стилистического значения, частоты употребления.

Разделы

В лексикологии выделяют различные разделы и подразделы.

Сюда относятся:

  1. Общая лексикология, которая изучает общие закономерности развития лексики, ее функционирования.
  2. Конкретная, изучающая словарный состав того или иного языка.
  3. Историческая - изучает историю возникновения слов, пути пополнения словарного запаса. Второе ее название - этимология.
  4. Сопоставительная - изучает словарный состав двух и более языков, выделяя в нем общие и различные особенности в структуре и семантике.
  5. Прикладная лексикология - это наука, изучающая вопросы лингводидактики, культуры речи, а также особенности составления словарей.

Связь с другими дисциплинами

Мы выяснили, что такое лексикология, теперь пора поговорить о том, с какими она связана.

В первую очередь она тесно связана с лексикографией, наукой о создании и функционировании словарей. Объектом изучения лексикографии являются словари, в которых фиксируются все данные о словах - их семантика, грамматические особенности, сфера употребления, история возникновения. Все эти данные ученые-лексикографы получают непосредственно с помощью лексикологии.

Связана она и с этимологией, наукой о происхождении слов. В фиксируется не только значение слова, но и его происхождение, история образования и преобразования. Иногда в учебном курсе «Лексикология», определение которого мы дали, этимологию не выделяют в отдельный раздел.

Ономастика - наука об именах собственных. Изучает возникновение и функционирование имен собственных - имен и фамилий, названий городов, сел, рек, фирм, космических объектов.

Стилистика - изучает функционирование тех или иных групп слов в том или ином стиле в зависимости от их значения и происхождения, сферы применения.

Фразеология - наука, изучающая фразеологизмы, пословицы и поговорки, пути их возникновения, значение. Довольно часто в учебниках по русскому языку можно увидеть раздел «Лексикология и фразеология», хотя некоторые авторы учебников и учебных курсов все же предпочитают делать их на два раздела при изучении.

Школьный курс

Ознакомление с лексикологией, как и с любым другим разделом языкознания, начинается еще в школе. Начиная с пятого класса, детей знакомят с азами - поясняют, что такое лексикология, учат различать синонимы, антонимы и омонимы, подбирать к ним пары, говорят о многозначности и однозначности слова, рассматривают явление паронимии. Далее знакомят с активным и пассивным запасом, различными слоями лексики - жаргоном, диалектизмами, просторечьями, канцеляризмами.

Вырабатывают у учеников и навыки работы со словарями - учат находить в них те или иные слова, правильно читать словарные статьи и извлекать из них необходимую информацию.

В старших классах полученные знания повторяют, систематизируют и закрепляют.

Изучение в университете

На филологических факультетах изучение раздела «Лексикология» русского языка начинается на втором курсе. В течении курса студенты разбирают основные понятия лексикологии, изучают пласты лексики по происхождению, ее функциональные разновидности, стилистические возможности классов и групп слов.

Особо тщательно изучают такие понятия, как синонимия, антонимия, многозначность и омонимия, паронимия. В это же время знакомят студентов и с различными словарями. Довольно часто в курс включают и фразеологию, отводя ей несколько занятий.

Также довольно часто одновременно с лексикологией изучают лексикографию, выделяя ее в отдельный спецкурс.

Выводы

Мы выяснили, что такое лексикология, каковы ее основные направления работы и с какими филологическими науками она наиболее тесно связана. Изучение данного раздела языкознания начинается еще в школе, а при обучении в университете на филологическом факультете полученные ранее знания углубляются и совершенствуются.

Лексикология - наука, которая сосредотачивается на лексике конкретного языка. Она имеет свои законы и категории. Что изучает лексикология? Данная наука занимается разнообразными аспектами слов, а также их функциями и развитием.

Понятие

Лексикология - это наука, которая изучает словарный состав языка и его особенности. Предметом данного раздела языкознания является следующее:

  • Функции лексических единиц.
  • Проблема слова как базового составляющего элемента языка.
  • Типы и виды лексических единиц.
  • Структура словарного запаса языка.

Это еще не полный перечень того, что изучает лексикология. Данная наука занимается вопросами пополнения и расширения словарного состава, а также рассматривает связи и противоречия между лексическими единицами.

Объект изучения

Слово и его значение - это основа для многих наук. Этими вопросами занимается морфология, а также разнообразные направления словообразования. Однако если в этих науках слова являются средством изучения грамматических структур или изучения разнообразных моделей для разных вариантов словообразования, то, то, что изучает лексикология, используется непосредственно для познания специфики самых слов. Лексические единицы рассматриваются не просто как совокупность букв и звуков, а являются целостной системой, которая имеет свои связи, функции, категории и понятия. Это и выступает объектом изучения лексикологии. Она рассматривает не отдельные слова, а всю лексику как что-то целое и нераздельное.

Такой подход имеет свои особенности. Это позволяет относить к категории не только слова, но также и устойчивые словосочетания, которые имеют определенную аналитическую роль.

Проблема слова

Лексикология современного русского языка сосредотачивается на объекте и предмете своего изучения. Поскольку слово рассматривается как некоторая единица, которая имеет связи между своей формой и содержанием, то оно рассматривается в трех основных аспектах:

  • Структурный. Изучается форма слова, его структура и составляющие компоненты.
  • Семантический. Рассматривается значение лексических единиц.
  • Функциональный. Исследуется роль слов в речи и в общей структуре языка.

Если говорить о первом аспекте, то лексикология - это наука, которая устанавливает конкретные критерии для определения отличия и тождества отдельных слов. Для этого лексические единицы сопоставляются со словосочетаниями, а также разрабатывается аналитическая структура, которая позволяет установить инварианты слова.

Что касается семантического аспекта, то этим занимается отдельная наука - семасиология. Она изучает связь между словом и определенным объектом. Это важно для лексикологии. Она изучает слово и его значение, а также его отдельные категории и типы, что позволяет выделять такие понятия, как моносимия (однозначность) и полисимия (многозначность). Лексикология также занимается исследованием причин, которые приводят к появлению или утрате словом своего значения.

Функциональный аспект рассматривает лексическую единицу как объект, который связывается с другими подобными элементами и выстраивает целую систему языка. Здесь важна роль взаимодействия лексики и грамматики, которые, с одной стороны, поддерживают, а с другой - ограничивают друг друга.

Понятие словарного состава

Лексикология рассматривает слова как систему, которая состоит из нескольких подсистем. Лексические единицы образуют группы, которые разные по объему, форме и содержанию. Это часть того, что изучает лексикология. Словарный запас исследуется одновременно в двух аспектах: как групповые отношения между отдельными единицами и их правильное расположение по отношению друг к другу. Благодаря этому лексику можно распределить на отдельные категории. Например, омонимы, паронимы, синонимы, антонимы, гипонимы и др.

Дополнительно практически любой раздел языкознания, в том числе и русская или английская лексикология, изучает более объемные группировки слов, которые называются полями. Обычно это строится на основе ядра поля, например, определенном количестве ключевых слов, и самых границ, которые являют собой разнообразные парадигматические, семантические, грамматические или другие типы отношений с данными лексическими единицами.

Разделы лексикологии

Как и любая другая наука, лексикология имеет свою систему дисциплин, которые отвечают за определенные аспекты ее объекта и предмета изучения:

  • Семасиология. Занимается значениями слов и словосочетаний.
  • Ономасиология. Изучает процедуру называния объектов и явлений.
  • Этимология. Исследует происхождение слов.
  • Ономастика. Занимается именами собственными. Это касается как имен людей, так и географических названий.
  • Стилистика. Изучает значение слов и выражений коннотативного характера.
  • Лексикография. Занимается способами организации и составления словарей.
  • Фразеология. Исследует фразеологизмы и стойкие выражения.

Разделы лексикологии имеют свои собственные категории, а также объект и предмет изучения. Кроме того, выделяют некоторые типы данной науки. В частности, речь идет об общей, частной, исторической, сопоставительной и прикладной лексикологии. Первый тип отвечает за общие закономерности лексики, включая ее структуру, этапы развития, функции и др. Частная лексикология занимается исследованием конкретного языка. Исторический тип отвечает за развитие слов в связи с историей наименований объектов и явлений. Сопоставительная лексикология исследует слова с целью выявления родства между разными языками. Последний тип отвечает за такие процессы, как культура речи, особенности перевода, лингвистическая педагогика и лексикография.

Категории лексических единиц

Словарный состав любого языка отличается разнообразием и разнородностью. Соответственно, выделяют категории, которые имеют свои отличительные черты и особенности. Русская лексикология предвидит следующие подвиды:

  • По сфере применения: общеупотребляемые слова и лексические единицы, которые применяются в особых ситуациях (наука, поэзия, просторечье, диалекты и др.).
  • По эмоциональной нагрузке: нейтральные и эмоционально окрашенные единицы.
  • По историческому развитию: неологизмы и архаизмы.
  • По своему происхождению и развитию: интернационализмы, заимствования и др.
  • По функциональности - активные и пассивные лексические единицы, а также окказионализмы.

Учитывая постоянное развитие языка, границы между словами являются нечеткими, и они могут переходить из одной группы в другую.

Проблемы

Как и любая другая наука, лексикология занимается решением определенных проблем. Современные специалисты выделяют следующие:

  • Частотность слов в тексте.
  • Разница между лексическими единицами на письме и в устной речи.
  • Возможности слов, которые позволяют создавать новые названия для предметов и явлений.
  • Изменение значений лексики.

Наука также изучает варианты сочетаемости слов на разных уровнях: семантическом и лексическом.

Способы пополнения словарного запаса

Лексикология занимается исследованием вариантов номинаций. Под этим понимают различные способы и методы расширения словарного состава. Для этого могут быть использованы как внутренние ресурсы конкретного языка, так и привлечение лексических единиц из других языков. Различают следующие способы пополнения словарного состава:

  • Словообразование - создание новых слов.
  • Конструирование новых значений для уже существующих слов: полисемия, перенос значений и др.
  • Образование стойких словосочетаний.
  • Заимствование.

Эти способы характерны для любого языка, однако в каждом конкретном случае имеют свои особенности и отличительные черты.

Методы

Для своих нужд лексикология пользуется общелингвистическими методами исследования. К ним относятся:

  • Дистрибуция. Отвечает за определение рамок лексической единицы, за количество значений и др.
  • Субституция. Изучает явления синонимии и вариации слов.
  • Компонентный метод. Отвечает за расщепление лексических единиц на отдельные компоненты, а также занимается их общей структурой.
  • Трансформация. Используется в процессе словообразования с целью определения главного компонента слова.
  • Используется для определения частотности использования лексических единиц, а также для вычисления их семантических, парадигматических и других типов связей.

Информация, полученная при помощи данных методов, используется и в других науках, среди которых психолингвистика, нейролингвистика, а также ряд дисциплин социального характера.

ВОПРОСЫ 1. Лексикология как наука. Виды лексикологии. Разделы лексикологии. 2. Слово как предмет лексикологии. Лексическое значение. 3. Типы отношений между единицами лексико-фразеологической системы. 4. Функционально-стилевой аспект изучения лексики. 5. Активные процессы в лексике и семантике современного русского языка.

Лексикология (греч. lexikos ‘относящийся к слову’ и logos ‘учение’) – раздел науки о языке, изучающий слово и словарный состав языка в целом.

1. 2. 3. 4. 5. Предмет лексикологии: Слово с точки зрения общей теории слова; Структура словарного состава языка; Функционирование лексических единиц языка, характер сочетаемости слов с точки зрения совместимости/несовместимости понятий; частотность лексических единиц в тексте и речи, их функции и особенности употребления и т. д. ; Пути пополнения и развития словарного состава языка; Соотношение лексики и внеязыковой действительности.

ВИДЫ ЛЕКСИКОЛОГИИ Общая – рассматривает вопросы, связанные со строением и функционированием словарного состава языков мира; Частная – изучает словарный состав конкретного языка; Историческая (диахроническая) – описывает историю развития словарного состава языка в целом или отдельных его групп; Описательная (синхроническая) – изучает лексическую систему в её современном состоянии; Сопоставительная – изучает словарный состав различных языков с целью выявления их генетического родства, общих закономерностей развития их лексиконов; Прикладная – связана с лексикографией, теорией перевода, культурой речи, лингвопедагогикой и т. д.

РАЗДЕЛЫ ЛЕКСИКОЛОГИИ Ономасиология (греч. onoma ‘имя’ и logos ‘учение’) – занимается теорией номинации, исследует процесс называния: от вещи (или явления) действительности к мысли об этой вещи (или явлении) и далее к обозначению их языковыми средствами (словом, словосочетанием, предложением).

РАЗДЕЛЫ ЛЕКСИКОЛОГИИ Семасиология (греч. semasia ‘значение’ и logos ‘учение’) – занимается изучением значения слов и словосочетаний, исследует смысловую сторону языковой единицы путём сопоставления её с другими единицами того же уровня.

РАЗДЕЛЫ ЛЕКСИКОЛОГИИ Ономастика (греч. lexikos ‘относящийся к слову’ и logos ‘учение’) – изучает имена собственные в широком смысле слова.

РАЗДЕЛЫ ОНОМАСТИКИ Топонимика – топонимы (Крым, Белое море), микротопонимика – микротопонимы (площадь Суворова) Антропонимика – антропонимы (Иван Грозный, Александр Сергеевич Пушкин) Агионимика – агионимы (прп. Серафим Саровский) Зоонимика – зоонимы (Мурка, Шарик) Хрематонимика – хрематонимы (царь-пушка, алмаз «Звезда юга») Космонимика – космонимы (Большая Медведица) Астронимика – астронимы (Земля, комета Энке) Фитонимика – фитонимы (Маврический дуб) Анемонимика – анемонимы (ураган Бетси) Хрононимика – хрононимы (Петровская эпоха)

РАЗДЕЛЫ ЛЕКСИКОЛОГИИ Этимология (греч. etymologia

РАЗДЕЛЫ ЛЕКСИКОЛОГИИ Лексикография (греч. lexikos ‘относящийся к слову’ и grapho ‘пишу’) – занимается теорией и практикой составления словарей.

РАЗДЕЛЫ ЛЕКСИКОЛОГИИ Фразеология (греч. phraseos ‘выражение’ и logos ‘учение’) – изучает фразеологический состав языка, природу фразеологизмов, их типы, категориальные признаки, особенности функционирования в речи.

ВАЖНЕЙШИЕ ФУНКЦИИ СЛОВА Номинативная (слова – названия реалий объективного мира); Сигнификативная (слова – вместилище информации о реальной действительности); Кумулятивная, или накопительная (слова в процессе жизни в языке обогащают свою смысловую структуру); Прагматическая (слова связаны со сферой употребления, с коннотативной информацией); Строительная, или конструктивная (слово – основной строительный материал языка).

КОНСТИТУТИВНЫЕ (ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ) ПРИЗНАКИ СЛОВА Номинативность (слово выполняет функцию номинации); Лексико-грамматическая отнесённость (слово относится к той или иной части речи); Структурная цельнооформленность (графическое и грамматическое единство слова, слово оформляется по законам данного конкретного языка); Выделимость (обусловлена самостоятельностью значения слова); Воспроизводимость (повторяемость слова в готовом, несоздаваемом каждый раз виде);

КОНСТИТУТИВНЫЕ (ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ) ПРИЗНАКИ СЛОВА Недвуударность (но: грязеводолечебница, малообеспеченный); Непроницаемость (в потоке речи слово не разделяется на части; но: кое-кто → кое у кого, «И лёгкие месяцы будут над нами, как снежные звёзды лететь» (А. Ахматова)); Информативность (слово содержит объём знаний о явлении мира действительности); Индивидуальность лексического значения (в значении слова отражается один, определённый класс явлений реальности); Материальность (существование слова в звуковой/графической форме).

«Слово – это характеризующаяся (фонетической и единица наименования, цельнооформленностью грамматической) и идиоматичностью» (Шмелёв Д. Н. Современный русский язык. Лексика. М. , 1977. С. 53)

Слово как структурно-семантическая двустронняя единица обладает формой значением (планом выражения - (планом содержания означающим) означаемым) ЛЕКСЕМА СЕМЕМА (выражается в звучании (СЕМАНТЕМА) (комплексе звуков) в устной речи или в буквенном обозначении в письменной речи

ЛЕКСЕМА – звуковая или графическая оболочка слова, его «каркас» , образуемый совокупностью всех его словоизменительных форм, составляющих грамматическую парадигму (дом, дома, дому и т. д.), совокупность всех лекс слова. ЛЕКСА – конкретная реализация лексемы в тексте. СЕМЕМА (СЕМАНТЕМА) – противостоит лексеме, содержание слова. СЕМА – минимальная предельная единица плана содержания.

Интегральная сема – ‘артист’; дифференциальные семы – ‘цирковой’, ‘ комик’. Эксплицитные семы – ‘артист, ‘ цирковой’, ‘комик’; имплицитные – ‘человек’, ‘ роль’, ‘ смех’, ‘ юмор’, ‘арена’ и т. д.

Интегральная сема – ‘мошенник’; дифференциальные семы – ‘проникает в электронные базы’, ‘ похищает средства’, ‘ с чужих банковских счетов’. Эксплицитные семы – ‘мошенник’, ‘проникает в электронные базы’, ‘ похищает средства’, ‘ с чужих

ПОЛНЫЙ СОСТАВ СЕМНОГО ЧЛЕНЕНИЯ классема лексограммема гиперсема, или архисема гипосемы, или дифференциальные семы коннотативные семы потенциальные семы вероятностные семы

Денотативный компонент значения – содержание слова, указывающее на его предметную отнесённость, обозначаемый им класс объектов. Денотативный компонент может исчерпывать собой лексическое значение (в нейтральной лексике) или являться объективнологическим компонентом лексического значения слова (в экспрессивной лексике).

Сигнификативный компонент значения (от лат. signifikatum - обозначаемое) – понятийное содержание знака языкового. С гносеологической точки зрения сигнификат представляет собой отражение в человеческом сознании свойств соответствующего денотата.

Коннотативный компонент значения – состоит из ряда характеристик эмоционального, оценочного и собственно стилистического характера. Все эти характеристики не входят в основную денотативнопонятийную часть значения, содержат в себе дополнительную информацию субъективного (в определенном смысле) характера. . . Во-первых, в ней может быть выражено оценочное отношение к денотату, обозначенному словом. Те или иные явления в сознании носителей языка, общественном сознании могут оцениваться как знаком «плюс» , так и знаком «минус» . . . Вовторых, дополнительная информация может быть связана с социальной оценкой самого слова как устаревшего, стилистически ограниченного, диалектного или специального (Э. В. Кузнецова).

Типы лексического значения (по В. В. Виноградову) I. На основе парадигматических отношений 1. номинативное (прямое); 2. номинативно-производное (переносное, образности); 3. метафорическое (опосредованная связь); 4. экспрессивно-синонимическое. II. На основе синтагматических отношений 1. свободное; 2. фразеологически связанное; 3. конструктивно ограниченное; 4. синтаксически обусловленное). нет

АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЛЕКСИКЕ Динамичная и регулярная смена лексических единиц; Массовое вхождение в русский язык заимствований (преимущественно из американского варианта английского языка); Разрастание сфер распространения жаргонной лексики и расширение состава лексических групп социально и профессионально ограниченного использования; Стилистические процессы в сфере лексики;

Динамичная и регулярная смена лексических единиц связана с рядом следующих явлений: архаизацией семантических советизмов (социалистические идеалы, коммунистические принципы, соцсоревнование, переходящее знамя, идейно-воспитательный, идеологическая диверсия, партийная учёба, ленинская вахта и др.); появлением новых слов и фразеологических единиц (августовский дефолт, экономический кризис, оранжевая революция, болонский процесс и др.); деархаизацией прямых значений (губернатор, чиновник, полиция, департамент, муниципальный округ; дворянское собрание, купечество, казачество; лицей, гимназия, гувернёр; исповедь, литургия, заповедь; милосердие, благотворительность, покаяние); переоценкой некоторых единиц (инфляция, коррупция, многопартийность, безработица, бизнес и др.).

Массовое вхождение в русский язык заимствований (преимущественно из американского варианта английского языка): «жизненно оправданных» (термин В. Г. Костомарова) «заимствование которых не имеет каких-либо оснований, кроме давления моды» (В. Г. Костомаров).

Слова, «заимствование которых не имеет какихлибо оснований, кроме давления моды» (В. Г. Костомаров) Таких единиц, к сожалению, подавляющее большинство. Показательным нам кажется шутливый пример поздравления к Международному женскому дню 8 марта, опубликованный в «Литературной газете»: «Сударыни! Женщины! Гражданочки! Просто леди и железные леди! Миссы и миссисы!. . Желаем вам счастья в менеджменте, хорошего семейного консенсуса и плюрализма в личной жизни! И чтоб у вас никогда не было стагнации, а, наоборот, презентации по всем статьям! Крепкого вам имиджа в труде, красивого фейса и отличного спонсора в быту! Короче, отличной вам альтернативы в семейной жизни…» («Литературная газета, 1990, 10»).

Разрастание сфер распространения жаргонной лексики и расширение состава лексических групп социально и профессионально ограниченного использования: бабки ‘деньги’, грохнуть ‘убить’, бухать ‘распивать спиртные напитки’, дурка ‘психиатрическая больница’, беспредел, тусовка, разборка и др.

Стилистические процессы в сфере лексики: стилистическая нейтрализация (в частности, ряд книжных единиц перемещается в нейтральные контексты; ср. , например: предпосылки, останки, стезя, перспектива, принципы, престиж, тенденция и др. , с другой стороны, элементы просторечия, жаргонов и узкопрофессиональных слов входят в нейтральный, общеупотребительный словарь; ср. : ребята, парень, разбазарить (просторечн.); лагерник, отказник, разборка, штука, кусок (жаргон.); ляп, стыка, спайка, накладка (проф.)); стилистическое перераспределение – процесс перемещения слов из одной стилистической группы в другую (ср. : переход из нейтральной лексики в разговорную (давеча, повёртывать), в просторечную (взаправду, кабы), в книжную (огласить, меж) и др.).

АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СЕМАНТИКЕ процессы метафоризации, метонимизации, расширения, сужения и расширения значений, инновации в области новых мелиоративных оценочных значений появление новых семантических оппозиций, не зафиксированных ранее

Процессы расширения значений в настоящее время занимают первое место. Может наблюдаться у производных и непроизводных имён лиц (фигурант, пользователь, уклонист, наёмник, выдвиженец, подписант); у глаголов типа расстрелять (не только в значении «привести в исполнение высшую меру наказания» , но и «подвергнуть сильному обстрелу на короткой дистанции»), казнить (в значении «убить») и др. ; у арготизмов и жаргонизмов типа завязать, заложить, сдать, расколоть, пасти, шить, прессовать и др.

Инновации в области новых мелиоративных оценочных значений (ср. прилагательные типа элитный, престижный, эксклюзивный, продвинутый, знаковый)

Появление новых семантических оппозиций, не зафиксированных ранее (ср. : человек – мужик – мужчина, женщина – баба – тётка – дама – мадам, господин – товарищ, человек – хозяин, хозяин – раб, бюджетник – не-бюджетник, выдвиженец – назначенец, журналист – читатель и др.).

Лексикология (гр. lexikos - относящийся к слову, logos - учение) - это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка, или лексику. В лексикологии изучается слово как индивидуальная единица, а также место слова в лексической системе современного русского литературного языка.

Одним из основных разделов лексикологии является семасиология (гр. semasia - значение, logos - учение), или семантика (гр. sema - знак) которая изучает все вопросы, связанные со значением слова, а также изменения значения слова.

Помимо семантики слова, лексикология изучает вопросы происхождения и формирования лексики современного русского языка, отношения слова к активному или пассивному словарному составу, т.е. определяет место слова в лексической системе, а также в системе функциональных стилей современного русского языка (нейтрального, научного, делового и т.д.).

Лексикология изучает словарный состав языка в его современном состоянии, а также вопросы изменения словарного состава языка, изменения значения слова, основные тенденции развития словарной системы языка, выявляются причины изменения значения слова и словарного состава языка в целом.

Особенной единицей языка является слово . Невозможно представить себе язык без слов. Одно слово может иметь несколько значений. При этом значения одного слова оказываются связанными не только между собой, но и со значениями других слов. Значения слова связаны и с его происхождением. Одно значение - понятие может быть выражено разными словами. Слово раскрывает свое значение только в системе языка.

Имея в виду связи между значениями слов, говорят о лексико-семантической системе языка . Слово как единица лексико-семантической системы отражает действительность, и с этой точки зрения системность слов есть отражение системности мира. Эта системность в слове видима, воспринимаема, она, так сказать, лежит на поверхности. Лексико-семантический уровень языка представляет собой двойную систему, стороны которой взаимодействуют, взаимосвязаны, они не могут быть разделены на систему собственно содержания и систему организации этого содержания.

Благодаря общению человек способен формировать понятия . Понятие - это отражение в сознании людей общих и существенных признаков явлений действительности, представлений об их свойствах. Такими признаками могут быть форма предмета, его функция, цвет, размер, сходство или различие с другим предметом и т. д.

Понятия формируются и закрепляются в нашем сознании с помощью слов. Связь слов с понятием (сигнификативный фактор) делает слово орудием человеческого мышления. Без способности слова называть понятие не было бы и самого языка.

Обозначение словами понятий позволяет нам обходиться сравнительно небольшим количеством языковых знаков. Так, чтобы выделить из множества людей одного и назвать любого, мы пользуемся словом человек . Для обозначения всего богатства и разнообразия красок живой природы есть слова красный, желтый, синий, зеленый и т. д. Перемещение в пространстве различных предметов выражается словом идет (человек, поезд, автобус, ледокол и даже - лед, дождь, снег и т. п.

С помощью понятия слова не только называют, но и обобщают лица, предметы, явления по какому - либо отличительному признаку: мужчина, женщина (по полу); математик, физик, филолог (по специальности, профессии); земноводные, пресмыкающиеся (класс позвоночных животных); роза, лилия, ромашка, гиацинт (цветы).

Если бы каждый объект в мире назывался отдельным словом, то потребовались бы миллиарды слов и общение было бы невозможно.

В современном русском языке есть слова, которые имеют одно лексическое значение: бинт, аппендицит, береза, фломастер, сатин и подобные. Такие слова называются однозначными или моносемантическими . Можно выделить несколько типов однозначных слов.

  • · Однозначны прежде всего имена собственные: Иван, Петров, Мытищи, Владивосток .
  • · Однозначны, как правило, недавно возникшие слова, не получившие еще широкого распространения: лавсан, дедерон, поролон, пицца, пиццерия, брифинг и подобные.
  • · Однозначны слова с узкопредметным значением: бинокль, троллейбус, чемодан . Многие из них обозначают предметы специального употребления и поэтому в речи используются сравнительно редко, что способствует сохранению у них однозначности: бидон, бисер, бирюза .
  • · Однозначны часто и терминологические наименования: гастрит, миома, существительное, словосочетание .

Большинство русских слов имеют не одно, а несколько значений. Они называются многозначными или полисемантическими и противопоставлены словам однозначным. Многозначность слова обычно реализуется в речи: контекст (т. е. законченный в смысловом отношении отрезок речи) проясняет одно из конкретных значений многозначного слова. Например, в произведениях А.С. Пушкина встречаем слово дом в таких значениях: Господский дом уединенный, горой от ветров огражденный, стоял над речкою (дом - здание, строение); Страшно выйти мне из дому (дом - жилище); Всем домом правила одна Параша (дом - домашнее хозяйство); Три дома на вечер зовут (дом - семья); Дом был в движении (дом - люди, живущие вместе).

Среди значений, присущих многозначным словам, одно воспринимается как основное, главное, а другие - как производные от этого главного, исходного значения. Так, у слова идти в семнадцатитомном «Словаре современного русского литературного языка» (БАС) отмечено 26 значений, а в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова - 40 значений.

Слово приобретает многозначность в процессе исторического развития языка, отражающего изменения в обществе и природе, познание их человеком. В итоге наше мышление обогащается новыми понятиями. Объем словаря любого языка ограничен, поэтому развитие лексики происходит не только благодаря созданию новых слов, но и в результате увеличения числа значений у ранее известных, отмирания одних значений и возникновения новых. Это приводит не только к количественным, но и к качественным изменениям в лексике.

Многозначность обусловлена и чисто лингвистически: слова способны употребляться в переносных значениях. Названия могут переноситься с одного предмета на другой, если у этих предметов есть общие признаки.

В данной статье речь пойдет о лексикологии. Что она изучает, что из себя представляет, на какие разделы делится и какими обладает способами действия, мы рассмотрим именно здесь.

Введение

Лексикология является лингвистическим разделом, изучающим лексику. Что изучает лексикология, мы узнали, а теперь ознакомимся с ее общей и частной частью. Последняя занята изучением лексического состава определенного языка. Все свое внимание эта наука обратила на:

  • слово и заключенное в нем значение;
  • систему взаимоотношения слов;
  • исторические факты, посредством которых формировалась лексика в современном понимании;
  • имеющееся различие слов по функционально-стилевому характеру в разнообразных речевых сферах.

Объект и предмет

Слово служит объектом, который изучает лексикология. Другим объектом изучения служит словообразование и морфология. Однако, если в этих разделах наук слово представляет собой средство, при помощи которого изучается грамматический строй и словообразовательная модель, а также языковые правила, то в науке лексикологии слово изучается с целью познания смысла самого слова и языкового словарного состава. Она изучает не отдельные языковые единицы устной речи, а, непосредственно, всю систему языка.

Что изучает лексикология в русском языке? В первую очередь она занята рассмотрением русского и славянского языков, которые имели активное развитие в ходе исторических событий.

Предметом лексикологии служит

  • Слово, как часть языка, рассматриваемая при помощи теории слова.
  • Структура языкового состава слов.
  • Функциональные возможности лексической единицы.
  • Возможные способы пополнения языкового состава.
  • Взаимосвязь с внеязыковым типом деятельности, например с культурой.

Главные разделы

Лексикология - это наука, изучающая лексику, ее основу. Наука довольно обширная и имеющая множество разделов, среди которых:

  • ономасиология - раздел о процессе наименования предметов;
  • семасиология - раздел, изучающий слово и словосочетания, а именно их значение;
  • фразеология - изучает словарное отношение друг между другом, и между собой;
  • ономастика - занята изучением существующих имен;
  • этимология - раздел, обративший внимание на историческое происхождение слова, также рассматривает обилие словарного состава в целом;
  • лексикография - сосредоточилась на теории и практике по составлению словарей;
  • стилистика - раздел, изучающий значение изречений и слов коннотативного типа.

Общие данные

Лексикология - это наука, изучающая словарный состав языка, и количество слов в нем сосчитать невозможно. Одно, только семнадцатитомное собрание «Словаря современного Р.Я.» включает в себя более 130000 слов, а в Оксфордском словаре находится свыше 300000 слов.

Лексикология изучает словарный состав языка, среди которого также есть малоизвестные единицы речи, такие как агнонимы, которые относятся к словам с непонятным значением.

Речевые единицы, которые используют часто, относятся к активному словарю языка. Существуют частотные словари, при помощи которых можно определить часто используемые слова. Однако существует понятие о пассивном словаре, в состав которого входят элементы языка, которые несут в себе информацию о чем-то, но используются относительно редко. Такие слова относятся к ограниченно употребляемой лексике - диалектное, профессиональное или жаргонное слово.

Пополнение словарного состава

Что изучает лексикология, мы узнали, а теперь обратим свое внимание на пути, при помощи которых происходит пополнение запаса слов.

Явление заимствования лексики из языков других народов относится к одному из главных таких путей. Взятые давно, чужеродные слова в настоящее время считаются исконно русскими. Однако очень часто это не так, примером тому может служить единица речи - хлеб, который пришел в русский язык из германского. Вследствие заимствования исходное значение слова может изменяться.

Другим путем обогащения лексических компонентов является образование нового ряда слов. Такие компоненты речи называются неологизмами.

Дальнейшее развитие судьбы новых слов может быть разнообразным: какие-то теряют новизну и закрепляются среди других элементов языка, другие могут считаться новообразованиями, созданными индивидуальным автором (окказионализмы). Расширение границ лексики происходит также благодаря развитию нового ряда значений у слов, которые были известны уже давно и хорошо.

Слова, канувшие в лету

Лексикология изучает слова, среди которых также рассматриваются устаревшие единицы языка. Вследствие влияния времени на слово, кстати, происходит его выход из употребления. Это можно наблюдать, например, при исчезновении предмета или явления, которое раньше часто употреблялось. Данные слова именуют историзмами. Исчезновение такого слова ведет и к потере реалии, которую оно в себе несет, однако иногда сами реалии не пропадают, а переименовываются и называются архаизмами.

Лексика - как система подвижного типа

Лексика похожа на систему, способную к продвижению. Это позволяет нам определить, что слова имеют между собой разнообразнейшее отношение по различным смысловым причинам. К таким словам можно отнести синонимы - речевые единицы, имеющие различие в форме, но близки между собой в значении.

Встречаются слова, связанные между собой по наличию причины общности в противоположном значении - антонимы. Они указывают на противоположные «вещи». Имеющееся противоположное значение у одной речевой единицы именуется энантиосемией. Примером могут служить фразы: "прослушать" в понимании фразы "внимательно выслушать", и в понимании "пропустить мимо ушей".

Связь слов может выражаться в форме. Практически каждый язык несет на себе слова, имеющие внешнюю идентичность, могут иметь разные значения. Примером может служить разнообразие значения слова - коса, которое может быть, как сельскохозяйственным инструментом, так и сплетением волос. Этот тип слов называется омонимами.

Омонимы, в свою очередь, включают в себя разные виды различия одного характера. Если языковые единицы совпадают по «форме» звучания лишь при наличии отдельных причин, то такие слова именуют омоформами. Слова, совпадающие по написанию, но отличающиеся по звучанию обусловили создание термина - омограф. Если же произношение совпадает, но написание разное, то такое слов называют омофоном.

К паронимам относятся схожие слова, но имеющие отличие в тождественности по характеризующимся параметрам формы и значения. Они также прекрасно нам показывают всю суть формального вида связи.

Существует понятие об межъязыковых омонимах и паронимах. Такие слова имеют формальное сходство, но в разных языках могут иметь множество значений. Их называют «ложными друзьями переводчиков».

Лексические единицы

Лексикология, как раздел лингвистики изучает словарные составные любых языков, и знает, что они имеют огромнейшее разнообразие и разнородность. Существуют категории, которые выделили благодаря наличию в них особых отличительных очертаний. В лексикологии Русского языка предвидится следующее множество подвидов:

  • по сферам применения, делятся на: общеупотребляемый вид слов и единицы лексики, что применяются при стечении особых обстоятельств в науке, поэзии, просторечье, диалекте и т. д.;
  • по величине значения эмоциональной нагрузки, которые включают в себя единицы речи, окрашенные по эмоциональному или нейтральному «цвету»;
  • в соответствие с историческим развитием, делящиеся на архаизмы и неологизмы;
  • по истории происхождения и развитию делящиеся на интернационализм, заимствование и т. д.;
  • в соответствие с функциональностью - единицы лексики активного и пассивного типа;

С учетом непрерывного развития языков то, что рассматривает лексикология, включает в себя непреодолимые границы изучения, постоянно расширяющиеся и изменяющиеся.

Лексические проблемы

В данной науке существует понятие некоторых проблем, изучением которых она занята. Среди них выделяют:

  1. Структурную проблематику, решающую форму восприятия слова, структурную основа его элементов.
  2. Семантическую проблему, занятую изучением вопроса о значении лексической единицы.
  3. Функциональные проблемы общей системы языка, исследующие роль в самом языке слов и речевых единиц.

Говоря о первой проблеме, и аспекте развития, можно подытожить, что эта наука занята установлением конкретных критериев, по которым можно определять отличия и тождество отдельного ряда слов. Чтобы избежать этого, происходит сопоставление лексической единицы со словосочетанием, при этом разрабатывается структура для анализа, позволяющая установить инвариантность слов.

Семантической проблемой выражает себя вопрос семасиологии - науки, что изучает связи между словами и конкретными объектами. В лексикологии это один из чрезвычайно важных объектов изучения. Его изучение сосредоточено на значении слова, его отдельных категорий и типов, что позволяют создавать термины: моносимии (однозначности) и полисимии (многозначности). Лексикология старается исследовать причинно-следственные связи, которые ведут к утратам или появлению новых значений у слов.

Функциональная проблема старается изучить лексическую единицу, в форме объекта, который связывается с другим подобным элементом и создает целостную языковую систему. В таком понимании роль взаимодействия грамматики с лексикой считается чрезвычайно важной. Они могут друг друга, как поддерживать, так и ограничивать.

Выводы

Мы определили, что лексикология изучает словарный состав языка, его структуру, исчезающие единицы речи, например такие как, историзмы, построили представление о значение слов. Рассмотрели их виды и вариации, определили проблематику этой науки. Благодаря этому мы можем подытожить, что ее значение не переоценить, так как она является чрезвычайно важной для общей системы языка и отслеживанием тенденций его развития.