Казанская икона божией матери когда праздник. День Казанской иконы Божией Матери — дата, история, поздравления, стихи, проза, смс

События из истории иконы

Явление Казанской иконы Божией Матери

1579 год был для Казани тяжелым. Стояла страшная жара и засуха, из-за которой произошел пожар. Половина города сгорела, многие жители потеряли свои дома. В их числе была семья девятилетней девочки Матроны. Ее отец и мать пытались наладить быт в новом жилище. Однажды Матрона увидела сон, в котором Богородица велела ей достать из земли икону и указала место, где она лежит, как раз там, где стоял их сгоревший дом. Родители сначала не послушали дочь, но когда видение повторилось, все-таки пошли на пожарище. Там, где было указано, они нашли образ Божией Матери. Весть об этом чуде разнеслась по всему городу. Воеводы и архиепископ пришли к дому Матроны. Первым достал из земли икону и перенес в кафедральный собор Спасо-Преображенского монастыря простой священник по имени Гермоген. Через несколько лет он стал Патриархом всея Руси.


иконописец Юрий Кузнецов

Явление Казанской иконы Божией Матери помогло людям укрепиться в православной вере. До 1552 года здесь было распространено мусульманство. Казанское ханство совершало набеги на Русь до тех пор, пока царь Иван Грозный не захватил город. После того как Казань вошла в состав России, местные жители стали принимать христианство. После чудесного обретения образа Богородицы в православный храм пришли даже те, кто все еще оставался приверженцем иной веры.

Никому неизвестно, как икона Божией Матери оказалась в земле. Предполагают, что она является списком с иконы, написанной апостолом Лукой. В Казань ее мог привести и закопать либо русский пленный, либо мусульманин, принявший христианство, но вынужденный скрываться.

После того как образ был найден, о случившемся доложили царю Ивану Васильевичу Грозному. Им был издан указ - поставить на месте обретения иконы храм и основать женскую обитель.
Казанско-Богородицкий женский монастырь строился уже при царе Федоре Ивановиче. Первой его инокиней стала та самая Матрона, которая обрела святыню. После пострига она получила имя Мавра и спустя несколько лет стала настоятельницей монастыря.

По просьбе царя Федора Ивановича митрополит Казанский Гермоген написал книгу <Повесть и чудеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани>. (Издание: Творенiя святейшаго Гермогена, Патрiарха Московскаго и всея Россiи. Съ приложенiемъ чина поставленiя въ Патрiарха. - Изданiе Церковной Комиссiи по чествованiю юбилейныхъ событiй 1612, 1613 и 1812 годовъ. - М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1912. С. 1-16.). В ней рассказывается о том, что чудеса от иконы стали происходить сразу после того, как ее извлекли из земли. По дороге в храм прозрел участвовавший в шествии Иосиф, который до этого три года ничего не видел. Также обрел зрение слепец Никита.

Слава о Казанской иконе Божией Матери росла. С образа делались списки и отправлялись по разным епархиям. В 1904 году оригинальный лик был похищен из казанского храма. В настоящее время неизвестно, где он находится.

Особо почитаемые списки с явленной Казанской иконы Богоматери

Широко известны несколько особо чтимых образов Божией Матери <Казанская> - списков с явленной иконы.

Два из них пребывают в Казани, городе, в котором мирно сосуществуют две религии: христианство и мусульманство. Чудотворный список с Казанской иконы Божией Матери находится в храме во имя Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Несмотря на свои скромные размеры, храм является одним из наиболее почитаемых мест православной Казани. В сознании верующих это одно из самых намоленных мест древнего города, церковь Ярославских чудотворцев - единственная в городе, не закрывавшаяся в советские годы (в связи с этим с 1938 по 1946 год храм имел статус кафедрального). В Крестовоздвиженском соборе города (бывшем Казанско-Богородицком монастыре) находится еще один Казанский образ Божией Матери, вернувшийся в 2004 году из Ватикана в Россию - <на место своего обретения>.

Особо чтится также чудотворный Казанский образ Божией Матери, хранящийся в Москве. До постройки Казанского собора на Красной площади Москвы в 1636 году московская <Казанская> находилась в приходском храме Пожарских - церкви Введения на Лубянке, затем в 1630 году на средства князя Дмитрия Пожарского, при содействии казны, на Красной площади начали возводить Казанский собор. После разрушения собора в 1936 году и по настоящее время этот чудотворный список хранится в Елоховском Богоявленском соборе города Москвы.

Одной из главных святынь Санкт-Петербурга и его Покровительницей считается Казанская икона Божией Матери, привезенная Петром I из Москвы. Об ее чудотворении стало широко известно, когда икона находилась еще в скромной церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Петербургской стороне. Икона странствовала по Санкт-Петербургу и в первой половине XVIII, и в XX веках. В 2001 году Казанский образ Божией Матери вернулся в Казанский собор города, где находится и в настоящий момент. Чтимый список с петербургского образа находится в Свято-Троицком соборе.

В настоящее время трудно восстановить все достоверные исторические факты, связанные с чудотворными образами Божией Матери <Казанская>, однако в церковной истории утвердились некоторые версии.

События из истории <московского> образа Казанской Богородицы

В 1598 году умирает наследник Ивана Грозного - Федор Иванович, прерывается правящая династия России. С этого момента для России наступает <темная полоса> - Смутное время. Государство раздирает политический, экономический, государственный и социальный кризис.

В стране действуют противоборствующие группы, руководимые своекорыстными интересами, усиливают общий хаос ватаги разбойников и мародеров - холопы и слуги, выгнанные из усадеб из-за невозможности их прокормить. С 1607 года начинаются различные интервенции на территорию России, разоряются целые области.

К 1610 году многие русские города находятся под властью поляков, московские бояре присягают польскому королевичу Владиславу, и в сентябре этого года польские войска вступают в столицу. Однако грабежи и насилие польско-литовских отрядов, совершаемые в русских городах, и межрелигиозные противоречия между католицизмом и православием вызывают у ряда русских городов отказ на присягу Владиславу.

В 1611 году первое ополчение пытается положить конец интервенции поляков в Москве, но им это не удается. Россия, продолжая сражаться с поляками, одновременно пытается дать отпор татарам, разоряющим Рязанский край, и шведам, захватывающим северные города. Кажется, что православная Русь стоит на краю своей гибели.

Нижний Новгород в то время - один из ключевых стратегических пунктов восточных и юго-восточных районов России. В условиях же ослабления центральной власти, хозяйничанья интервентов этот город становится инициатором всенародного патриотического движения, нижегородцы включаются в освободительную борьбу против интервентов за несколько лет до образования второго ополчения.

Патриарх Гермоген (тот самый, что присутствовал при явлении иконы Божией Матери в Казани), находящийся во время польской интервенции в темнице Чудова монастыря, призывает всех подняться на защиту веры и Отечества. Он тайно отправляет в Нижний Новгород воззвание: <Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались положить души свои за Дом Пречистой и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите, :везде говорите моим именем>.

После получения грамоты бесстрашного старца в Нижнем Новгороде возникает новый подъем патриотического движения. Собранное Кузьмой Мининым ополчение возглавляет князь Дмитрий Пожарский. Присоединившиеся к нему казанские дружины приносят с собой список с Казанской иконы Божией Матери и передают князю Дмитрию с верой, что Пресвятая Богородица возьмет ополчение под Свое покровительство.

Казанская икона Божией Матери,
иконописец Юрий Кузнецов

В осажденном Кремле находится в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений. В ночь на 22 октября (по старому стилю) 1612 года ему в видении является преподобный Сергий Радонежский: <Арсений, наши молитвы услышаны; заутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена>. Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получает исцеление от болезни. Это радостное известие разлетается по войскам ополчения. Проникнувшись глубокой верой в помощь свыше через чудотворный Казанский образ Божией Матери, ополчение Пожарского и Минина 22 октября 1612 года берет приступом Китай-город. Князь Пожарский вступает в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и клянется построить храм в память этой победы. Спустя несколько дней польский гарнизон капитулирует из Кремля.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с крестным ходом, идут в Кремль, неся Казанскую икону Божией Матери. На Лобном месте крестный ход встречает вышедшего из Кремля архиепископа Арсения, который несет Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молится Небесной Заступнице. В 1613 году избирается законный царь Михаил Романов, и Россия начинает возрождаться.

Царь Михаил Федорович отдает повеление установить второй ежегодный праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, назначив его на 22 октября - день освобождения Москвы от иноземных захватчиков (8 июля празднуется день явления иконы в Казани). А в 1649 году по указу царя Алексея Михайловича местный московский (и казанский) праздник в честь Казанской иконы Божией Матери становится общероссийским. Поводом к этому указу послужило рождение во время всенощной службы на 22 октября наследника, царевича Дмитрия Алексеевича. Это радостное для царя событие было приписано им милости Матери Божией, и с этого времени Алексей Михайлович начинает смотреть на московскую икону Богородицы <Казанская> не только как на избавительницу России от нашествия иноземцев, но и как на Покровительницу династии Романовых. Этот взгляд был усвоен и последующими царями из дома Романовых.

Согласно Никоновской летописи, князь Дмитрий Пожарский поставил Казанскую икону Божией Матери в своей приходской церкви Введения в храм Пресвятой Богородицы на Лубянке. Позже стараниями князя на Красной площади был воздвигнут Казанский собор, куда в 1636 году и была перенесена Казанская икона Божией Матери. После разрушения Казанского собора в Москве почитаемый список Казанской иконы Божией Матери был перенесен в Богоявленский Елоховский собор, где он находится и в настоящее время.

События из истории <питерского> образа Казанской Богородицы

История <петербургского> Казанского образа Божией Матери тесно связана с именем Петра I. Нововведения Петра тяжело приживались на Руси, не снискали они и особенного одобрения у служителей Церкви. Исключением, пожалуй, были два великих святителя: святой Димитрий Ростовский и святой Митрофан Воронежский, которые горячо поддержали идею обучения русских людей на Западе, но открыто выказывали свое негативное отношение к европейским обычаям, к распространению западных ценностей.

Особенные отношения сложились у царя с Митрофаном Воронежским. Своим нравственным авторитетом, милосердием, молитвой епископ способствовал преобразованиям Петра I, необходимость которых хорошо понимал. Святому Митрофану Воронежскому принадлежат слова, обращенные к Петру: <Возьми икону Казанской Божией Матери - и она поможет тебе победить злого врага. Потом ты перенесешь эту икону в новую столицу. Ты хотел освятить дворец здесь - я сделаю это, если ты удалишь из него идолов. Но он тебе не понадобится. Ты будешь жить в других дворцах, на Севере, и воздвигнешь новую столицу, великий город в честь святого Петра. Бог благословляет тебя на это. Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего. До тех пор, пока икона будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога>.

(по статье протоиерея Василия Швеца
<Казанская Божья Матерь - благословение России и Петербургу>)


Исполняя пророчество Митрофана Воронежского, в 1703 году Петр I начал строительство Санкт-Петербурга, а в 1709 году накануне Полтавского сражения неоднократно молился о победе над врагом перед чудотворным Казанским образом Божией Матери, так называемой <Каплуновской>. Перед сражением икону носили по всему войску и благословляли ею коленопреклоненных воинов. После одержанной победы икону вернули в село Каплуновка Харьковской области, где она была обретена в 1689 году.

В 1710 году по повелению императора Петра I список с Казанской иконы Божией Матери был перенесен из Москвы в Санкт-Петербург и поставлен в центре новой столицы на Петербургской стороне близ старого Гостиного двора в деревянной часовне.

Первый список с Казанской иконы был привезен в Москву царю Ивану Грозному в 1579 году (вскоре после обретения иконы). Скорее всего, в царских палатах в Москве находись и другие, такие же древние или более поздние списки Казанской иконы как очень чтимой в царской фамилии. Одну из таких копий царская семья могла взять с собой при переселении в новую столицу. Большинство мнений склоняется к тому, что в Петербург была привезена обетная икона, выполненная по заказу вдовствующей царицы Парасковии Федоровны, супруги царя Иоанна Алексеевича - брата Петра I.

Казанская икона Божией Матери,
иконописец Юрий Кузнецов

С 1737 года Казанская икона Божией Матери находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте. Для прославленной Казанской иконы Божией Матери в 1800 году архитектору Воронихину было поручено сооружение Казанского собора на Невском проспекте. М.И. Кутузов, бывший тогда генерал-губернатором Санкт-Петербурга, с большим вниманием следил за началом строительства. В 1811 году Казанская икона Божией Матери была перенесена в Казанский собор. В 1812 году началась Отечественная война. Накануне отъезда в действующие войска главнокомандующий русской армии М.И. Кутузов молился перед чудотворным списком Божией Матери <Казанская> о победе над врагом и за спасение России. А к концу 1812 года, в праздник Рождества Христова, в Казанском соборе пред Казанской иконой Божией Матери служили первый благодарственный молебен <За избавление России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков>.

За разгром армии Наполеона М.И. Кутузов был удостоен ордена Св. Георгия 1-й степени, став первым в истории ордена полным Георгиевским кавалером (награжденным орденами всех четырех степеней). Казанский собор в Петербурге стал храмом - памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас алтаря изготовлен из серебра, отбитого донскими казаками у французов. И перед самим собором стоят скульптурные изображения полководцев Кутузова и Барклая де Толли. Не случайно великий полководец и воин - М.И. Кутузов, приведший русскую армию к победе, завещал похоронить себя в Казанском соборе, в храме, освященном в честь Казанской иконы Божией Матери, которую он так почитал всю жизнь.

В двадцатых годах XX века Казанский собор перешел в подчинение обновленческих структур, Казанскую икону Божией Матери успели перенести в церковь на Смоленском кладбище Васильевского острова. После закрытия Смоленской церкви в августе 1940 года чудотворная икона была доставлена в Князь-Владимирский собор и пробыла в нем до 2001 года. В июле 2001 года святыня вернулась под родные своды Казанского собора.

События из истории <ватиканского> образа Казанской Богородицы

С <ватиканским> образом связана широко нашумевшая в средствах массовой информации история возвращения чудотворной Казанской иконы Божией Матери из Ватикана в Россию в 2004 году. Этот чудотворный образ 11 лет хранился в покоях Папы Римского и был передан патриарху Московскому и всея Руси Алексию II кардиналом Вальтером Каспером, по распоряжению Папы Римского Иоанна Павла II. Находясь в июле 2005 года с визитом в Казани, Патриарх Алексий II, совершив литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля, передал образ Казанской епархии.

Попытку проследить путь <ватиканского> Казанского образа Божией Матери в своей работе <Казанская икона Божией Матери> делает Владимир Бровко. По словам автора, первый раз эта икона появляется среди других ценнейших произведений искусства, выставленных большевиками для продажи, в 1920 (по некоторым источникам - в 1919) году. В этом году сделка не состоялась, и где была икона следующие годы, неизвестно. По косвенным признакам, ее вывозят из России в 1928 году.

В 1953 году в Англии ее приобретает коллекционер Фредерик Митчелл-Хеджес и начинает активно рекламировать в целях коммерции. В каталогах русских икон этот образ получает название <Казанская Богородица замка Фарлей>, по имени замка, в котором проживал коллекционер.

Первая официальная экспертиза Казанского образа Богородицы предпринимается Сирилом Бантом, специалистом по иконографии из Великобритании. Свою экспертизу и сопутствующие исследования он проводил как минимум 9 лет. <За более чем восемь лет исследования этой иконы я много раз пытался опровергнуть ее возраст, ее ценность и ее идентичность, так как в этом состоит работа хорошего исследователя предметов искусства. Но мои исследования только больше и больше подтверждали невозможность опровергнуть подлинность этой иконы. Эта икона в своей целостности является величественным произведением искусства>. Не раз еще подвергалась Казанская икона Божией Матери экспертизе. Из-за своего темного лика икона приобрела в Англии название <Черной Казанской Богородицы>.

Казанская икона Божией Матери,
иконописец Юрий Кузнецов

Казанскую икону Божией Матери унаследовала приемная дочь коллекционера. Поскольку икона была признана высокочтимым религиозным объектом и считалась экспертами бесценной, мисс Анна Митчелл-Хеджес предложила выкупить икону Американской православной церкви только за стоимость драгоценных камней в окладе (примерно 500 тыс. долларов).

По стечению обстоятельств она так и не была продана и хранилась несколько лет в Америке в сейфе управляющего делами Анны Митчелл-Хеджес. В 1970 году было решено выставить икону на аукцион, где ее могли бы купить частные лица. Ректор Российского католического центра Фатимской Божией Матери в Сан-Франциско, отец Карл Пацельт, создал компанию по сбору средств, которые помогли бы сохранить святыню для всех христиан. В результате образ был выкуплен за три миллиона долларов США и размещен в церкви города Фатима. В 1993 году икону передали Папе Римскому, а спустя несколько лет она вернулась в Россию.

Это случилось после того, как в Ватикан приехала делегация, состоящая из жителей Казани и мэра города. Их принял Папа Иоанн Павел II, признавший после беседы, что Казанская икона Божией Матери является духовной собственностью Русской Православной Церкви.

В 2004 году святой образ был доставлен в Россию. Принимая ее из рук делегатов Римско-католической Церкви, Святейший Патриарх Алексий II сказал: <Сегодня Россия встречает один из чтимых списков Казанской иконы Божией Матери. Этот образ совершил долгий и нелегкий путь по многим странам и городам. Перед ним молились православные верующие, католики, христиане других исповеданий. Долгое время его бережно сохраняли в Ватикане, и это возгревало во многих верующих-католиках любовь к Пречистой Деве Марии, к России и Русской Церкви, к ее культуре и ее духовному наследию. По воле Божией спустя годы этот честный образ возвращается домой>.

Экспертиза, которая проводилась специалистами Министерства культуры России и Церковно-научного центра <Православная энциклопедия> в присутствии представителей Ватикана показала, что икона, хранившаяся у Папы Римского, написана в XVIII веке в Москве или неподалеку от нее.

О роли Казанской иконы Божией Матери в Великой Отечественной войне

Казанская икона Божией Матери,
иконописец Юрий Кузнецов

Православная литература конца XX века рассказывает нам историю, которая связывает Казанскую икону Божией Матери с событиями, произошедшими в ходе Великой Отечественной войны.

В 1941 году Патриарх Антиохии Александр III воззвал ко всем христианам обратиться с молитвой о помощи России.

Митрополит гор Ливанских Илия затворился на трое суток в уединении. Он молился, и Богородица явилась ему в видении. Она передала послание для российского народа: <Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Пусть вынесут чудотворную Казанскую икону и обнесут ее крестным ходом вокруг Ленинграда, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России>.

Митрополит Илия передал эти слова Иосифу Сталину. Главнокомандующий дал обещание и действительно выполнил наказ в точности. В блокадном Ленинграде жители совершили крестный ход с Казанской иконой Божией Матери. Вот как описано это на сайте Князь-Владимирского собора: <Стали трамваи, прекратилась подача электрического света, керосина не было. В предутренней тьме, озаряемой вспышками орудийных выстрелов, чрез глубокие сугробы неубранного снега спешили священники, певчие, служащие и прихожане собора со всех концов города: Певчие пели в пальто с поднятыми воротниками, закутанные в платки, в валенках, а мужчины даже в скуфьях. Так же стояли и молились прихожане>.

Богослужения в храме, где хранилась Казанская икона Божией Матери, проходили ежедневно дважды в день - утром и вечером, несмотря на то что люди страдали и погибали от голода. Вместе с ними все тяготы блокады разделял митрополит Ленинградский Алексий. Молитвой и словом он поддерживал прихожан. <Наш град находится в особенно трудных условиях, но мы твердо верим, что его хранит и сохранит покров Матери Божией и небесное предстательство его покровителя св. Александра Невского>, <Не падайте духом. Бодрите других. Наш долг быть твердыми: мы - русские, мы - православные христиане>, - говорил митрополит и молился о даровании победы.

В 1943 году митрополит Алексий и три священнослужителя Князь-Владимирского собора были награждены медалями <За оборону Ленинграда>. Это был первый случай в истории советской России, когда государственные награды получили представители духовенства.

Ленинград отстояли. После того как в Москве отслужили молебен, чудотворный Казанский образ Божией Матери увезли в Сталинград. Перед ним служили молебны и панихиды. Там, где была икона, враг не прошел. После Сталинграда святой образ перемещался по стране вместе с нашими войсками, которые пошли в наступление и освобождали один город за другим.

В октябре 1947 года Сталин пригласил в Москву митрополита гор Ливанских Илию. По совету Патриарха Алексия, ему были переданы в дар Казанская икона Божией Матери, крест и панагия, украшенные драгоценными камнями. По приказу правительства за помощь стране митрополит награждался премией, но Владыка отказался от нее, сказав, что монаху деньги не нужны. Он попросил передать средства на помощь сиротам, а к ним добавил крупную сумму денег, собранных Антиохийской церковью.

Визит митрополита гор Ливанских Илии в Россию действительно произошел. Но было ли ему в начале войны видение Богородицы, передавал ли он указания Сталину, говорить на этот счет с уверенностью нельзя. Сомнения в этом выражают не только историки, но и служители церкви, например, диакон Андрей Кураев в статье <Война: чудо и сказки>. Неоспоримо одно - для русских православных христиан Казанская икона Божией Матери была и остается заступницей и хранительницей мира.

4 ноября отмечается день Казанской иконы Божьей Матери. На протяжении 300 лет она была защитницей и заступницей русского народа. Историки до сих пор гадают о судьбе явленного образа, похищенного в 1904 году.

1. Икона была обретена в Казани в 1579 году после пожара, который уничтожил половину города. Легенда гласит, что Богородица явилась во сне девятилетней Матроне и указала место, где спрятана икона. Икону обнаружили на глубине метра, завернутую в рукав мужской рубахи, по свидетельствам очевидцев, «икона сияла, как только что написанная».

2. Икона Казанской Божьей Матери относится к типу одигитрия, что означает «указующая путь». По преданию, первообраз этой иконы был написан апостолом Лукой. Основной догматический смысл этой иконы – явление в мир «небесного Царя и Судии».

3. На явленной иконе младенец Христос благословляет двумя перстами. Но в некоторых поздних списках встречается именословное перстосложение. Пальцы в нем складываются особым образом, каждый из них символизирует букву греческого алфавита. Вместе они составляют монограмму имени Иисуса Христа - I҃C X҃C.


4. Икону почти сразу признали чудотворной. Когда ее переносили с места обретения в храм, исцелились два слепца.

5. Явленная икона, судя по описи Казанского девичьего монастыря 1853 года, была сравнительно небольшого размера – 6×5 вершков или 26.7×22.3 см.

6. У явленной иконы было две ризы – праздничная и повседневная. Первая была выполнена из золота, поверх нее надевалась еще один оклад, украшенный драгоценными камнями. В украшении повседневной ризы преобладал жемчуг.


7. В честь иконы Иван Грозный приказал основать в Казани женский монастырь Пресвятой Богородицы. Первыми его постриженицами стали Матрона, благодаря которой была обретена икона, и ее мать.

8. Чаще всего у Казанской иконы просят избавления от болезни глаз, нашествия иноплеменников и помощи в тяжелые времена.

9. В честь иконы Казанской Божьей Матери установлены два праздника: 8 июля (21июля по новому стилю) – в честь обретения, и 22 октября(4 ноября) – в честь избавления Москвы от поляков.


10. 4 ноября в России отмечается День Народного Единства. Этот праздник установлен в честь освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 году и одновременно приурочен ко дню Казанской иконы Божией Матери.

11. Один из списков иконы Казанской Божьей Матери сопровождал ополчение Дмитрия Пожарского. По легенде, духовное заступничество иконы привело к добровольной сдаче Кремля поляками в 1611 году.

12. В честь иконы был построен Казанский собор на Красной площади. Храм был возведен на средства князя Пожарского.

13. К 1636 году икона Казанской Божьей Матери стала "палладиумом царского дома Романовых, защитницей столицы царства и охранительницей трона", т.е. святыней государственного масштаба.


14. В «Повести о Савве Грудцыне» главный герой заключает контракт с бесом, и только заступничество Богородицы спасает его. Согласно тексту, Савва избавился от проклятья только после того, как помолился перед Казанским собором, а потом – и перед самой иконой.

15. В 1649 году царь Алексей Михайлович повелел отмечать 22 октября ежегодный праздник в честь Казанской иконы Божьей Матери, так как в этот день за год до этого родился первенец царя Димитрий.

16. В 1709 году Петр I со своим войском молился перед иконой Казанской Божией Матери из села Каплуновки. Многие современники приписывали победу в Полтавском сражении именно заступничеству иконы Казанской Божьей Матери.

17. Петр I счел, что новой столице России нужна своя святыня. По приказу императора один из старинных списков иконы Казанской Божьей Матери в 1721 году перевезли в Санкт-Петербург.


18. Первый драгоценный оклад для петербургского списка приказала сделать императрица Анна Иоанновна. Она же в 1736 году повелела выстроить на пересечении Невского проспекта и Мещанской улицы каменную церковь и перенести туда святыню.

19. В 1767 году императрица Екатерина II пожертвовала свою бриллиантовую корону для украшения оклада явленной иконы.

20. В честь Казанской иконы в 1811 году в Санкт-Петербурге был возведен кафедральный собор, который стал одним из главных символов Санкт-Петербурга.

21. В 1812 году Кутузов молился иконе Казанской Божьей Матери, сразу после назначения его главнокомандующим. А 22 октября, в день празднования дня Казанской иконы Божьей Матери, русские войска одержали первую победу над французами.


22. Один из списков иконы Казанской Божьей Матери находился в 1880 году в Зимнем дворце во время теракта, устроенного народовольцами. Взрыв мощностью в 30 кг динамита разрушил перекрытие между цокольным и первым этажами и полы дворцовой гауптвахты обрушились. Несмотря на то, что комната, где находился список, была полностью уничтожена, сама икона осталась нетронутой.

23. Иконе Казанской Божьей Матери приписывают помощь в победе в Великой Отечественной Войне. По преданию, маршал Жуков возил Казанскую икону по фронтам. Этот факт подтверждает его дочь, М. Г. Жукова, в книге «Маршал Жуков: Сокровенная жизнь души».

24. Самые известные иконы Казанской Божьей Матери – это явленная икона, московский и петербургский списки. К сожалению, явленная икона и московский список были утрачены в начале XX века.


25. 29 июня 1904 года явленная икона Казанской Божьей Матери была похищена из Казанского Богородицкого монастыря шайкой Варфоломея Стояна. Во время расследования в печи квартиры Стояна были обнаружены останки сожжённых икон. В ходе суда было высказано предположение, что явленная икона была уничтожена.

26. Существует легенда, что на самом деле явленная икона не была похищена. Рассказывают, что игуменья Казанского Богородицкого монастыря имела привычку подменять икону на ночь, чтобы обезопасить ее от воров. Поэтому вор похитил не саму икону, а лишь ее точный список.

27. Московский список Казанской иконы Божьей Матери в драгоценном окладе был похищен из Казанского собора в 1918 году. В настоящее время местоположение иконы неизвестно.

28. Петербургский список чудом уцелел в 1922 году, когда большевики конфисковали иконостас и ризу иконы. Настоятель Казанского собора протоирей Николай Чуков спас икону, заявив, что оригинал был украден, а этот список такой ценности не имеет. На сегодняшний день петербургский список хранится в Казанском соборе в Санкт-Петербурге.


29. Один из списков XVIII века был вывезен из России во время революции. В 1970 году икону выкупили русские католики, а с 1993 года список хранился в личных покоях Папы Римского. В 2004 году «Ватиканский» список был возвращен Русской Православной церкви. Сейчас икона находится в Казанском Богородицком монастыре (г. Казань).

30. Икона Казанской Божьей Матери – самая популярная в России венчальная икона.

31. Казанской иконе посвящены 14 монастырей и 50 церквей и храмов, которые находятся, в том числе в Белоруссии, Украине, Финляндии и Кубе.

32. В 2011 году список иконы Казанской Божьей Матери отправился в космос на Международную Космическую Станцию.

День народного единства — праздник сравнительно недавний. Однако он основан на событии, имеющем не только исторический, но и религиозный смысл. Православные верующие в этот день вспоминают, как благодаря Казанской иконе Богоматери народному ополчению удалось освободить Москву.

Но сегодня этот праздник приходится отмечать без его главного символа — самой иконы. И никто не знает, как она исчезла и где сейчас. О мистическом появлении и столь же таинственном исчезновении главной русской святыни — в материале РИА Новости.

Знамя русского ополчения

По церковному преданию, икона явилась на пепелище. После страшного пожара в Казани в 1579 году местной жительнице Матроне явилась Богородица, указав, где найти завернутую в сукно икону. А когда она была найдена, молва о многочисленных чудесах дошла до самого царя Ивана Грозного, ему послали копию изображения.

Однако как на самом деле появился этот образ, неизвестно по сей день. По одной из версий, его привезли в мусульманскую Казань православные миссионеры, по другой — икону написал кто-то из местных жителей.

В 1611 году Казанская икона стала знаменем войска Дмитрия Пожарского. По легенде, перед самым штурмом захваченной поляками Москвы князь приказал воинам держать трехдневный пост и постоянно молиться перед чудотворной иконой. А когда столица Российского государства была освобождена, горожане и все воинство прошли крестным ходом с иконой на Лобное место, благодаря Матерь Божию за помощь стране и ее народу.

А спустя 20 лет почитание иконы стало общегосударственным — ее выбрали "покровительницей" русского войска во время Смоленской войны с Речью Посполитой. По всей стране появляются многочисленные списки (копии) икон Казанской Богоматери. Ближе к XVIII веку этот образ становится поистине общероссийским, символизируя не только заступничество Богородицы за страну, но и сплоченность народа. К XIX веку Казань стала центром паломничества — поклониться чудотворному образу приезжали христиане со всего света.

Кража века

Но именно всенародная популярность святыни сыграет с ней злую шутку. Чрезмерное количество списков зачастую приводило к путанице, многие верующие не понимали, где именно хранится оригинал. Духовенство даже издавало брошюры с доказательством того, что образ находится в Казанском Богородицком монастыре, построенном на месте обретения святыни.

Именно в эту обитель любил захаживать некто Варфоломей Чайкин. Особенно много времени он проводил возле иконы 25, 26 и 27 июня 1904 года — в эти дни в Казань привезли икону Богоматери "Смоленскую". Обе святыни были выставлены в центре храма, и в их честь в монастыре совершались длительные службы, после которых утомившиеся монахини сразу шли спать. А спустя два дня вся Казань испытала шок.

© Фото: предоставлено пресс-службой Казанской и Татарстанской митрополии

© Фото: предоставлено пресс-службой Казанской и Татарстанской митрополии

"Толпы народа с раннего утра 29 июня окружили монастырь и, пока было возможно, заполнили собою храм, паперть и даже монастырский двор. Неподдельный ужас и горе выражались на лицах всех явившихся в обитель разделить общее невыразимое горе. Горькие слезы лились и у тех, кто рассказывал, и у тех, кто слушал про подробности этого печального события в жизни монастыря и православной Казани. Все чувствовали дорогую утрату монастыря как личную потерю. Никто не верил, чтобы похищение не раскрылось", — писал один из очевидцев.

Новость о краже быстро облетела всю страну. Многие увидели в этом дурной знак, к тому же буквально на следующий после похищения день у императора родился долгожданный наследник. За раскрытие преступления взялись лучшие сыщики, расследование курировал лично Николай II.

Ключевыми в деле стали показания девятилетней Евгении Кучеровой: она видела, как поздним вечером 28 июня к храму подошли Ананий Комов и Стоян Чайкин (имя Варфоломей было ненастоящим), которого в криминальных кругах считали первоклассным вором. Это помогло полиции выйти на преступников. А вот что было дальше — никто не может выяснить до сих пор. Существует несколько версий.

Икону уничтожили. Кучерова утверждала, что видела, как Комов и Чайкин разрубили икону топором и бросили в печь. Чайкин же постоянно менял показания — сначала говорил, что действительно уничтожил икону, потом заявил, что продал ее старообрядцам, ведь те давали огромные деньги за старорусские образа. Эту версию следствие рассматривало как основную.

"Судьба подлинника неизвестна. В Церкви считается, что образ исчез после кражи", — отмечает замглавы Учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов.

Украли не ту икону. Такие слухи появились сразу после трагедии, как только в Богородицком монастыре выставили копию иконы. Есть версия, что каждый вечер перед закрытием храма игуменья убирала оригинал в тайник, ставя на его место список. Как бы то ни было, выставляемый после 1904 года образ тоже похитили — либо в 1917 году, либо год спустя, в 1918-м. Что с ним было дальше, никому не известно.

"Первый образ бесследно исчез после революции 1917 года", — в свою очередь, полагает настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове (Москва) протоиерей Александр Агейкин.

В 90-е годы появился миф о том, что икону перепрятали чекисты. Согласно легенде, во время войны с ней по личной инициативе Сталина якобы совершали облет линии фронта.

Икона хранится в частной коллекции или у католиков. В 1960 году в Русской православной церкви за границей стало известно о некоем английском коллекционере, у которого есть "древняя Казанская икона Богоматери, во многом походившая на подлинную". Возникла версия, что икону спасли соратники генерала Врангеля, затем она оказалась в США, но местной православной общине пришлось ее продать.

Еще одна версия гласит, что португальские католики выкупили икону у того английского коллекционера и привезли ее в Фатиму — там в 1917 году детям тоже чудесным образом являлась Богородица. В Фатиме действительно хранится оклад от православной иконы, причем некоторые ученые заявляют, что он принадлежал оригинальному образу.

По еще одной версии, икону передали папе римскому Иоанну Павлу II, в личных покоях которого она хранилась 11 лет. В 2004 году "ватиканский" образ передали Русской православной церкви. Теперь он хранится в Казанском Богородицком монастыре.

"Переданный католиками образ на самом деле является списком", — объясняет религиовед Алексей Юдин.

Сейчас в России, помимо "ватиканского", хранится несколько списков, считающихся чудотворными. Самые известные находятся в Казанских соборах Москвы и Санкт-Петербурга. По своим размерам они, судя по составленным в XIX веке описаниям, чуть больше оригинала. С 2011 года копию Казанской иконы доставили на МКС.

По всей стране разбросаны десятки храмов и монастырей в честь этого образа. Практически в каждом регионе есть свои местночтимые иконы Казанской Богоматери. Как ни парадоксально, таинственное исчезновение явленной иконы только усилило ее почитание среди верующих.

Сегодня мы вспоминаем заступничество Божией Матери за наше отечество в смутные времена, и празднуем память Казанской иконы Божией Матери. Хотелось бы сказать несколько слов об истории этого события, его значении, используя при этом некоторые гимнографические тексты праздника.

4 ноября по новому стилю (22 октября - по старому стилю) вся полнота Русской Церкви торжественно совершает второе за год празднование Казанской иконы Божией Матери (первое - 8 (21) июля).

Явление этой иконы произошло в 1579 году в Казани. Тогда произошел сильнейший пожар в Казанском кремле, что вызывало насмешки со стороны местных мусульман по отношению к православным и их Богу. И как некогда царь Давид, убегая от своего сына Авессалома, возопил к Создателю: Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: нет спасения ему в Боге его (Пс. 3: 2), так и казанские христиане того времени молились Господу о ниспослании милости, ибо «вера Христова , - как пишет летописец, - стала притчею и поруганием» . И Бог, как и во многие другие разы, явил свою милость, показав, что слышат всегда все прошения своих детей, поправ тем самым насмешки со стороны инославных.

Во время Богослужения в этот день прославляется Богородица, простирающая постоянно над нами свой покров

Девятилетней девочке Матроне явилась Божия Матерь и велела искать Свою икону на месте сгоревшего дома. Проснувшись, девочка рассказала о сне родным, которые поначалу ей не поверили. Когда же видение повторилось еще несколько раз, то родители решили все-таки отправиться на то место, которое было указано Пресвятой Богородицей девочке, и, действительно, вскоре нашли Ее святой образ. Произошло это 8 июля (21 июля по н. стилю). Икона сразу же была перенесена в храм, настоятелем которого был будущий патриарх Ермоген. Этот образ сразу же стал особо почитаться русским народом.

Изгнание поляков из Кремля. Художник Эрнест Эрнестович Лисснер. Холст, масло Во времена же смуты в 1612 году Божия Матерь вновь явила свое заступничество за Россию. Тогда ополчение Кузьмы Минина и Димитрия Пожарского на протяжении двух месяцев пыталось освободить Китай-город от поляков. Русские уже теряли надежду на успех: заканчивалось продовольствие, не хватало оружия. Было принято опять с молением о помощи обратиться к Христу и Его Матери. Был отслужен молебен перед святым образом Казанской иконы Богородицы и наложен трехдневный строгий пост. На следующий же день 22 октября (4 ноября) русские, положившись на Творца, двинулись на поляков. И то, что не удавалось сделать столь долгое время, было выполнено - из Китай-города, а через несколько дней и из Кремля, оккупанты были вытеснены. В память об освобождении Москвы 22 октября (4 ноября) и было установлено Святой Церковью празднование чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери.

Во время Богослужения в этот день прославляется Богородица, простирающая постоянно над нами свой покров, и мы, как и наши предки 400 лет назад, прославляя Ее, взываем: «Ты еси похвало и венец святым всем, о Царице» , «радуйся любезная миру помоще, во спасение душ наших» , «радуйся царей православных похвало, и христолюбивых воинств, покров пребываеши всех Царице» .

Для тех же, кто сомневается в необходимости иконопочитания, он пересказывает в икосе по шестой песни канона постановление Седьмого вселенского собора

Как и на многие другие празднования, посвященные Пресвятой Деве, 4 ноября мы слышим песнопения, в которых прославляется тайна Воплощения Христа: «Высокий Царю непостижимый, со Отцем седяй на престоле и Божественным Духом: благоволивый родитися на земли от Девы неискусобрачныя Иисусе» , «Царь славы, сниде обновити Адама, преступлением всего истлевшаго: вселися в Тя Чистая Дево» .

И, конечно же, прославляется сама икона Пресвятой Богородицы, через которую Господь являет Свою милость.

Автор стихир призывает всех нас поклониться образу Царицы Небесной, от которого всегда исходит целебная благодать: «Приидите к тихому Ея и чудному, почитаемому ангелы, честному поклонимся образу… дарует бо верным обильныя дары» . А для тех же, кто сомневается в необходимости иконопочитания, он пересказывает в икосе по шестой песни канона постановление Седьмого вселенского собора, раскрывающее суть православного почитания икон. «Честь бо иконы , - говорится в богослужебном фрагменте, - на первообразное восходит, и почитаяй и покланяяйся ей, почитает самое первообразное» , то есть, молясь перед иконой, мы обращаемся не к изображению, но тому, кого на ней видит.

Русский народ всегда почитал Божию Матерь и видел в Не й последнее свое прибежище. И Царица Небесная никогда не оставляла без ответа эти смиренные молитвы, незримо защищая наше Отечество. Как говорил Святейший Патриарх Пимен: «Ее покров всегда был над русским народом, и не случайно народ наш нарек страну свою «домом Пресвятыя Богородицы» – так велико почитание Пречистой у нас на Святой Руси!» .

Цит. по: Глаголева О. Великие чудотворные иконы. М., 2011. С. 34.

Минея октябрь. С. 555.

Народный праздник Казанская осенняя отмечают 4 ноября 2019 года (22 октября - дата по старому стилю). В церковном календаре на этот день (начиная с 1649 года) установлено празднование в честь Казанской иконы Божией Матери, в знак благодарности чудотворному образу за избавление Москвы и всея России в 1612 году от поляков.

История праздника

XVI-XVII века называют Смутным временем. В тот период польское княжество издевалось над христианской религией и всей православной верой, разграбляло храмы и монастыри, города и деревни. При помощи обмана оно завладело Москвой. Патриархом Ермагеном был созван народ в ополчение на защиту Родины. Возглавил его князь Пожарский. В духовную поддержку из Казани был послан образ Пресвятой Богородицы.

Весь русский народ возвел молитву Господу Богу и Божией Матери о помощи и наложил на себя 3-дневный пост. Мольба была услышана, и гнев Божий сменился на милость. 22 октября 1612 года ополчение разгромило захватчиков и освободило Москву.

Традиции и обряды

Этот день считается переломным. Именно после него в свои владения вступает зима.

Казанская осенняя - время расчетов за выполненные строительные работы. Этот день являлся последним, когда хозяева могли рассчитаться со всеми рабочими: малярами, плотниками, штукатурами, каменщиками, простыми наемниками и другими. Мужики возвращались домой с деньгами, где их ждали жены и накрытые столы, ломившиеся от яств и пива.

Традиционно в этот день проветривали подвал, подпаливали можжевельник и окуривали им данное помещение. Делалось это с целью сохранения запасов: чтобы они не гнили и не заканчивались.

Приметы

Если урожай был богат, то зима будет очень холодной.

Если на Казанскую осеннюю стоит ясный день, то вскоре наступит холод, а если туман - тепло.

Если этот день прошел без дождя, то год будет трудным.