Общее понятие о психике. Определение психики человека

Сюда перенаправляется запрос «Теория психики». На эту тему нужна отдельная статья. В Викисловаре есть статья «психика»

Пси́хика (от др.-греч. ψῡχικός «душевный, духовный, жизненный») - сложное понятие в философии, психологии и медицине.

  • Совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой.
  • «Форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию».
  • Системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психика животных - субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т. п.

Психика характеризуется такими качествами, как целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д.; связана с соматическими (телесными) процессами. Появляется на определённой стадии биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики - сознание. Изучением психики занимается наука психология.

Вопросы происхождения и развития психики

В истории науки высказывались различные точки зрения на место психики в природе. Так, согласно панпсихизму, одушевлённой является вся природа. Биопсихизм приписывал психику всем живым организмам, включая растения. Теория нейропсихизма признавала наличие психики только у существ, имеющих нервную систему. С точки зрения антропопсихизма психика есть только у человека, а животные являются своего рода автоматами.

В более современных гипотезах в качестве критерия наличия психики принимается та или иная способность живого организма (например, способность к поисковому поведению). Среди множества таких гипотез особое признание получила гипотеза А. Н. Леонтьева, предложившего считать объективным критерием наличия психики способность организма реагировать на биологически нейтральные воздействия[прояснить ]. Такая способность называется чувствительностью; согласно Леонтьеву, она имеет объективный и субъективный аспекты. Объективно она проявляется в реагировании, в первую очередь двигательном, на данный агент. Субъективно - во внутреннем переживании, ощущении данного агента. Реагирование на биологически нейтральные воздействия обнаруживается практически у всех животных, поэтому есть основания считать, что у животных есть психика. Эта способность реагирования есть уже у простейших одноклеточных организмов, например, у инфузории.

У растений науке известны реакции только на биологически значимые воздействия. Например, корни растений при соприкосновении с раствором питательных веществ в почве начинают их всасывать. Способность реагировать на биологически значимые воздействия называется раздражимостью. В отличие от чувствительности, раздражимость не имеет субъективного аспекта.

В эволюции форм психики А. Н. Леонтьев выделил три стадии:

  1. стадию элементарной сенсорной психики;
  2. стадию перцептивной психики;
  3. стадию интеллекта.

К. Э. Фабри оставил только две первых стадии, «растворив» стадию интеллекта в стадии перцептивной психики.

На стадии элементарной сенсорной психики животные способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. На стадии перцептивной психики живые существа отражают внешний мир уже в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей.

1.2. Специфический характер психологических феноменов

Как уже упоминалось выше, сложность освоения системы психологических понятий определяется спецификой предмета психологии. Спе­цифика эта заключается в том, что каждый человек при знакомстве с данными психологии, будучи носителем психики и обладая возможностью наблюдать об­суждаемые явления «изнутри», может, как кажется, выступать в качестве «экс­перта» по проверке излагаемых положений. Проверка эта не всегда оказывает­ся удачной, а результаты - убедительными в силу того, что для получения одно­значного результата в психологии очень часто необходимо соблюдать и учитывать большое количество условий. Практически любой психологический феномен, любой психологический эффект является следствием множества объективных и субъективных факторов, и поэтому их воспроизведение требует тщательной организации. При чтении психологической литературы нередко возникает искушение поспорить, поскольку достаточно изменить одно из усло­вий, и результат может быть прямо противоположным. В связи с этим хочется подчеркнуть: в психологии практически любое утверждение верно только в кон­тексте описанных при этом условий. Учитывать следует все что сказано.

Психика - это очень тонкий инструмент приспособления к окружающей среде. Ее механизмы работают слаженно, гармонично и преимущественно неза­метно для субъекта. Образно говоря, для психики важно дать субъекту надеж­ный результат, не отвлекая его внимания на процедуру и процесс получения этого результата. Точность и эффективность практической деятельности чело­века как раз и обеспечивается «прозрачностью» психических процессов, непо­средственной данностью их результатов. В повседневной жизни мы «не видим» многих психических явлений подобно тому, как мы не видим хорошо отполиро­ванных стекол очков при чтении. Психику в рассматриваемом контексте можно уподобить хорошо отлаженному техническому устройству, на детали которого и их назначение обращаешь внимание только тогда, когда они начинают работать плохо или вовсе выходят из строя. Более того, в психике человека имеются спе­циальные механизмы, активно препятствующие осознанию субъектом некото­рых процессов, происходящих в его «внутреннем хозяйстве». В связи с этим тем более не все, что утверждается в психологии, может быть сразу воспринято, осознано и понято путем сверки этих утверждений с опытом, полученным в ре­зультате наблюдения над собой и анализа своих переживаний. Под переживани­ями в психологии, кстати, понимаются не только эмоции по поводу какого-то события, но и любое событие, непосредственно представленное в сознании субъекта в данный момент.

1.3. Определение психики

Читатель уже наверняка заметил, что в данном тексте терми­ны «душа» и «психика» используются как равнозначные. Действительно ли по­нятия

«душа» и «психика» эквивалентны? Здесь стоит вспомнить о том, что значение любого термина, слова, т.е. понятие, с которым данное слово или тер­мин находится в более или менее однозначной связи, раскры­вается по своему содержанию только в определенном контексте. Все зависит от того, в какую систему включено данное понятие, не говоря уже о том, какой смысл придает данному

Термином «психика» в психологии обозначают все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека.

термину конкретный человек. Повторное обращение к про­блеме отношений между словом и его значением здесь вовсе не уловка и не стремление увести внимание читателя в сторо­ну от разговора по существу. Дело как раз в том, что, как бу­дет показано ниже, человек как сознательное существо дей­ствительно живет в символической среде, т.е. в мире, опреде­ляемом его способностью к категоризации воспринимаемых явлений, и эта способность в свою очередь во многом определяется особенно­стями его словоупотребления.

Если обратиться к этимологии слова «психика», то можно обнаружить пол­ное тождество значений слов «психика» и «душа», поскольку слово «психика» производно от греческих слов psyche (душа) и psychicos (душевный). Однако возникновение новых слов для обозначения однородных явлений неслучайно. Новое слово подчеркивает и новый аспект в их понимании. В те исторические времена, когда феномены внутреннего мира человека воспринимались скорее как неделимое целое и не был еще накоплен опыт выделения множества состав­ляющих его элементов и их обозначений, весь этот внутренний мир и обозначал­ся общим термином (словом) душа. В обыденном сознании так происходит и в настоящее время, когда, например, об эмоциональном переживании неопреде­ленности говорят «душа не на месте», а об эмоциональной разрядке, сопровож­дающей удовлетворение какой-то потребности - «на душе легче стало». По мере накопления опыта наблюдения за фактами душевной жизни и обозначения отдельных феноменов специфическими терминами произошло усложнение представлений о душе, и для обозначения всего комплекса этих явлений посте­пенно, главным образом в профессиональной среде, утвердился термин «психи­ка». Таким образом, термином «психика» в психологии обозначают все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека. Это и само сознание, и бессознательное, проявляюще­еся в непроизвольно возникающих психических образах и элементах поведения человека, и сами психические образы, и потребности, и мотивы, и воля, и эмо­ции, и сама личность человека как способ организации всех психических фено­менов. Термином «психика» обозначают также некие гипотетические «менталь­ные», «внутренние» механизмы, оказывающие управляющее влияние на поведение животных.

Дать научное определение понятия - это значит показать его наиболее важ­ные связи с другими понятиями и категориями, отнести явление, отраженное в данном понятии, к какой-то ранее определенной категории, перечислив при этом его специфические признаки, отличающие его от явлений того же порядка. Поскольку исчерпывающие определения - это скорее недостижимый идеал, к каждому из них обычно даются более широкие комментарии, раскрывающие содержание входящих в него понятий. Так же поступим и мы.

Итак, психика - это системное свойство высокоорганизо­ванной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждае­мой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности (Психология, 1990).

Здесь следует остановиться и внимательно разобраться с содержанием понятий, входящих в данное определение.

Во-первых, психика - это не материя, а ее свойство. Свой­ство данной высокоорганизованной материи (нервной систе­мы) связано с самой материей так же, как, например, свой­ство зеркала отражать - с самим зеркалом как материаль­ным объектом. Здесь уместно вспомнить, что любое свойство любого материального объекта (сущности) проявляется только при его взаимодействии с другими объектами (сущностями). Нет и не может быть свойства

Психика - это системное свойство высокоорганизован­ной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

объекта как такового! Бессмысленно спрашивать, напри­мер, растворим ли свинец вообще, поскольку указанное свойство - растворимость - проявляется при помещении его в азотную кислоту, а при помещении в воду он такого свойства не обнаруживает. Следовательно, психика как свойство материи - это не какая-то исходящая от данной материи эманация, а некое ка­чество, проявляющееся в специфическом характере взаимодействия ее с други­ми объектами (сущностями).

Во-вторых, психика - системное свойство высокоорганизованной материи. Высокая организация, сложность, обусловлена прежде всего сложностью про­цессов жизнедеятельности, составляющих сущность элемента данной живой материи, клетки - это один уровень ее сложности. Она определяется также сложностью организации элементов в целое более высокого уровня - нервную систему - это второй уровень, включающий в себя первый. Психика отдельно­го человека в той форме, в которой мы ее наблюдаем в нормальных условиях, является следствием третьего, надорганизменного (социального) уровня орга­низации той же живой материи. Здесь необходимо подчеркнуть процессуальный характер той организации материальной основы, в рамках которой разворачи­ваются психические явления. Предельно упрощая картину, можно сказать, что психика возможна только в процессе жизнедеятельности живых организмов. Психика не только результат этого процесса, не просто некий эпифеномен, по­бочное его следствие, она сама по себе процесс, причем процесс активный.

В чем же проявляется специфическое свойство этой организованной в опре­деленную систему материи? Ответ таков: основное свойство ее заключается в активном отражении окружающей действительности, т.е. в активном построе­нии образа окружающего мира. Для чего? Для того чтобы, имея его в наличии, строить поведение всего организма в этой окружающей его действительности (среде) так, чтобы удовлетворять постоянно возникающие у него потребности и при этом обеспечивать его сохранность.

Здесь может возникнуть вопрос: «Если психика - это свойство материи, то какова собственная природа психики? Материальна она или идеальна? Материальны ли формируемые ею образы мира? Если образы идеальны, то как это иде­альное связано с материей нервной системы?» Проблема, поднимаемая этими вопросами, имеет скорее философский, нежели психологический характер. Она будоражила умы ученых многие столетия. Ответы давались самые разные - от отрицания психики как таковой через признание психики как некоего эпифеномена до дуализма и психофизического па­раллелизма. С развитием теории информации и кибернетики проблема эта практически снята. В настоящее время на по­ставленный вопрос можно ответить так: психика идеальна, но возможна только при протекании определенных физиологи­ческих процессов.

Предметом психологии являются законо­мерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатлен­ные в системе чувст­венных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждаю­щих действовать, а также в самих действиях, пережива­ниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

А. В. Петровский

Взаимоотношение между материальной основой образа и самим идеальным образом, формирующимся посредством этой материальной основы, можно предельно упрощенно продемонстрировать на примере мелодии, записанной на пластинке. Сколько бы мы ни рассматривали пластинку, как бы ни анализиро­вали увиденную картину, мелодии мы там не увидим. Все, что мы сумеем уви­деть - это канавки различных конфигураций. Мелодию мы можем получить, лишь создав определенные условия для протекания процесса, при котором ме­лодия и осуществляется: определенную скорость вращения пластинки, помеще­ние иглы в канавку, усиление возникающих при этом колебаний. Здесь необхо­димо обратить внимание на то, что при воспроизведении мелодии воспроизво­дится не материал, который при этом используется, а структура, т.е. система отношений между колебательными движениями, запечатленными на пластинке. Она может быть потом воспроизведена в неизменном виде в структуре электри­ческих потенциалов на магнитной ленте или в структуре затемнений на целлу­лоидной пленке, или в структуре колебаний воздушной среды (звуковых волн), колебаний барабанной перепонки и, наконец, в структуре нервных импульсов. Здесь важно то, что мелодия - это процесс. Если пластинку остановить или ис­портить аппарат для ее воспроизведения, мелодия исчезнет, может быть, навсегда. Если психику, с известными оговорками, в образной форме уподобить мело­дии, а живую нервную систему - проигрывателю, то мы получим простейшую модель взаимоотношений между нервной системой (материальным носителем) и психическими явлениями. Грубо говоря, психика существует, свершается в то время и до тех пор, пока «пластинка» крутится.

Несколько усложняя эту простую аналогию, мы можем продемонстрировать, как эта структура колебаний (а не сами по себе колебания) оказывают обратное влияние на материальный субстрат. Для этого достаточно представить себе, что на этом проигрывателе имеется чувствительный датчик, который реагирует только на какую-то одну музыкальную фразу (т.е. на структуру колебаний воз­душной среды) тем, что замыкает контакты реле, отключающего питание проиг­рывателя. Здесь мы сталкиваемся с очень важным моментом - моментом сличе­ния всех «воспринимаемых» этим датчиком отношений с имеющимся у него образцом этих отношений. При предельном упрощении «идеальное» во всей цепи этой последовательности возникает при их совпадении, которое вызывает ответ­ные действия. Это очень упрощенная модель момента возникновения значения объекта, значения как единственного содержания психики.

Конечно, приведенный пример представляет собой до предела упрощенную схему. В действительности физиологические и порождаемые ими психологиче­ские процессы, а также их взаимные влияния неизмеримо сложнее, однако принципиальная их основа, как это представляется в настоящее время, в нем от­ражена.

Таким образом, психология изучает идеальные психические образования, их взаимное влияние друг на друга, а также их роль и участие в регуляции жизнеде­ятельности человека.

Понятие о психике. Психика и деятельность

Любые исследования в области психологии имеют своей конечной целью определение природы психического.

Первое определение души (psyche - греч.), сформулированное, скорее, как вопрос, дал Гераклит. Он учил: все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Что же позволяет реке оставаться рекой? Русло? Но оно тоже изменяется. Следует искать неизменное в изменчивом, то, что придает этому изменчивому определенность. Это неизменное никогда не доступно чувственному восприятию и в то же время сообщает миру вещей существование. Применительно к телу человека это нечто выступает как душа.

Философом, который развил это положение, был Платон. Вечное и неизменное он отнес к миру бытия, а временное и изменяемое - к миру существования. Душа - это идея тела. Она соединяется с материей (хора), и таким образом возникает человек. Другие названия идеи, как ее понимал Платон, - морфэ, форма, в немецком переводе - die Gestalt. Сегодня можно было бы подобрать эквивалент этому понятию: матрица или программа.

Ученик Платона Аристотель, развивая эти представления, дал окончательное определение психике, существующее и сейчас, несмотря на различия терминологического аппарата. Возражая Платону, Аристотель заявлял, что если общее есть общее для множества предметов, то субстанцией, т. е. бытием вполне самобытным, оно быть не может. Поэтому субстанцией может быть только единичное бытие. Единичное бытие есть сочетание формы и материи. В плане бытия форма - это сущность предмета. В плане познания форма - понятие о предмете. Материя, из которой формируется человек на основе формы, является субстратом. Сегодня мы говорим: физиологический субстрат психического. Для Аристотеля душа - это форма тела. Полное определение звучит так: душа (психика) - это способ организации живого тела. И в самом деле, с точки зрения современной биологии человек похож скорее на водопад, чем на камень (вспомним реку Гераклита). В ходе пластического обмена состав атомов человека почти полностью меняется за восемь лет, но при этом каждый из конкретных людей остается самим собой. За всю жизнь человека на непрерывное достраивание и обновление его тела уходит в среднем 75 т воды, 17 т углеводов, 2,5 т белков. И все это время нечто, оставаясь неизменным, «знает», куда, в какое место поставить тот или иной структурный элемент. Теперь мы знаем, что это нечто - психика. Вот почему, влияя на психику, мы можем влиять на тело, а свойства психики и законы ее функционирования не выводимы из свойств и законов функционирования тела. Откуда же она берется? Извне. Из мира бытия, который каждая психологическая школа интерпретирует по-разному. Например, для Л. С. Выготского это мир культуры, депонированной в знаках. «Всякая психическая функция, - пишет он, - возникает на сцене дважды. Один раз как интерпсихическая, второй раз как интропсихическая». То есть вначале вне человека, а затем внутри него. Высшие психические функции возникают вследствие интериоризации, т. е. погружения знака и способа его употребления в натуральную функцию. Форма соединяется с материей.

Итак, мы вслед за Аристотелем определили психику как способ организации живого тела. Теперь следует рассмотреть вопрос о соотношении психики и мозга. Шире эта проблема формулируется как проблема соотношения биологического и социального в человеке.

Отправным пунктом здесь может быть положение С. Л. Рубинштейна о том, что мозг и психика - это предметно одна и та же реальность. Что это значит? Возьмем какой-нибудь предмет, самый простой, например карандаш. По мнению С. Л. Рубинштейна, любой предмет можно рассматривать в разных системах связей и отношений. Например, карандаш можно рассматривать как средство для писания и как указку. В первом случае мы можем сказать, что этот предмет оставляет след на бумаге или на другой гладкой поверхности. Когда он перестает писать, его надо заточить, написанное можно стереть ластиком, прикрепленным на противоположном от грифеля конце. Во втором случае мы скажем, что этот предмет заострен на конце, он легкий, его удобно держать в руках, однако он недостаточной длины. Если сейчас перечитать эти две группы характеристик, забыв, что они относятся к одному и тому же предмету, покажется, что речь идет о двух совершенно разных реальностях.

Итак, мозг и психика - это предметно одна и та же реальность. Взятая с точки зрения биологической детерминации, она выступает как мозг, точнее, как ЦНС, осуществляющая высшую нервную деятельность; а взятая с точки зрения социальной детерминации, шире, взаимодействия человека с миром - как психика. Психика - это все те изменения в структуре нервной системы, которые возникли вследствие взаимодействия человека с миром как в онто-, так и в филогенезе.

Таким образом, психика объективна, она имеет свои собственные свойства и качества и определяется своими собственными законами.

Обладая собственным объективным существованием, психика имеет и собственную структуру. В самом общем плане она обладает вертикальной и горизонтальной организацией. К вертикальной относятся: сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное. К горизонтальной - психические процессы, свойства и состояния.

Психика не дана человеку в готовом виде с момента рождения и сама по себе не развивается. Только в процессе взаимодействия, общения ребенка с другими людьми, усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями, в процессе деятельности формируется и развивается психика.

Деятельность - система процессов активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим предметным миром, в ходе которого он реализует определенные жизненные отношения к нему и удовлетворяет ведущие потребности.

Взаимоотношения психики и деятельности носят диалектический характер. С одной стороны, психика формируется в процессе деятельности. С другой, психическое отражение свойств и качеств предметов окружающего мира, отношений между ними само опосредует процессы деятельности. Благодаря психическому деятельность субъекта приобретает опосредованный характер. Психическое отражение, опосредуя взаимодействие индивида с окружающим миром, делает возможным предвосхищающий, целенаправленный характер деятельности, обеспечивает его ориентацию на будущий результат. Субъект, обладающий психикой, становится активным и избирательно реагирующим на внешние воздействия.

С развитием деятельности как в фило-, так и в онтогенезе усложняются формы ее опосредования, формы психического отражения. Наивысшей из них, присущей только человеку, является сознание.

Деятельность человека имеет общественный, социальный характер. В ходе своего психического развития, в процессе социализации субъект овладевает аккумулированными в культуре формами, способами и средствами деятельности, усваивает ее задачи и мотивы.

В зависимости от формы осуществления выделяют внешнюю, протекающую во внешнем плане (предметно-практическую), и внутреннюю, протекающую во внутреннем плане (умственную), деятельность. Внешняя и внутренняя деятельность тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют собой не две различные реальности, а единый процесс деятельности. Внутренняя деятельность формируется на основе внешней, в процессе ее интериоризации, и имеет единую с ней структуру. Процесс интериоризации означает не «перекладывание» внешней деятельности во внутренний план, а формирование (от латинского forma - устройство, структура, система организации чего-либо) внутренней деятельности в процессе осуществления внешней. Возможен и обратный процесс - экстериоризация - разворачивание внутреннего плана деятельности вовне.

В структуре деятельности вычленяются собственно деятельность и входящие в ее состав отдельные действия и операции. Структурные элементы деятельности соотносятся с ее предметным содержанием - мотивами, целями и условиями. Деятельность всегда подчинена мотиву -предмету потребности. Она состоит из отдельных действий, направленных на сознательно поставленную цель. Цель, как правило, не совпадает с предметом потребности (мотивом), но предполагает осмысленное соотнесение с ним.

В психологии выделяют различные виды деятельности: предметно-манипулятивную, игровую, учебную, трудовую и др. Основным из них, влияющим на формирование личности человека, в отечественной психологии признавалась трудовая (предметно-практическая) деятельность. Эта идея восходит к трудовой теории антропогенеза, разработанной в XIX в. немецкими философами на основе теории Ч. Дарвина.

Психика это

Fatamorgana

В психологии психика - один из элементов, объясняющих механизм поведения человека.

В типологии жизненных миров психика - это орган, инструмент ориентировки человека в трудном внешнем мире.

От психики следует отличать сознание - орган, инструмент ориентировки в ценностях сложного внутреннего мира, и волю - то, что организует жизнь творческого человека в сложном внутреннем и трудном внешнем мире.

Пси́хика (от «дыхание, душа») - особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой; способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память). Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики - сознание. Изучением психики в основном занимаются науки психология, нейрофизиология, психиатрия.

Психика [греч. psychê - душа] -
1) по М. Г. Ярошевскому, высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека психика. приобретает качественно новый характер, в силу того что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности - сознание, а индивид становится личностью. Знание о психике менялось на протяжении столетий, отражая достижения в исследованиях функции организма (как его телесного субстрата) и в понимании зависимости человека от социальной среды его активности. Это знание, осмысливаясь в различных идейных контекстах, служило предметом острых дискуссий, поскольку затрагивало коренные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия. В течение многих веков психика обозначалось термином «душа» , трактовка которой, в свою очередь, отразила расхождения в объяснении движущих сил, внутреннего плана и смысла человеческого поведения. Наряду с восходящим к Аристотелю пониманием души как формы существования живого тела сложилось направление, представляющее ее в образе бесплотной сущности, история и судьба которой, согласно различным религиозным вероучениям, зависят от внеземных начал;

Http://www.syntone.ru/library/psychology_dict/psihika.php

Пси́хика (от др. -греч. {, ψυχή } «дыхание, душа») - сложное понятие в философии, психологии и медицине.

* Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой.

* Способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.).

Гость

См. определение "психика" в Википедии + дополнительно:
Психика - зеркало, отражает и лужи на дороге, и дворцовые покои, со скоростью света 300 тысяч км/сек.
Отражает и кучи дерьма на асфальте. и это нормально, для здоровой психики.

Словарь медицинских терминов

психика (греч. psychikos относящийся к душе, душевным свойствам; син. психическая деятельность)

форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

психика

психики, мн. нет, ж. (от греч. psychikos - душевный) (книжн.). Душевная организация человека (или животного), Совокупность его душевных переживаний, состояний сознания, сил и способностей. Здоровая психика, больная психика.

Совокупность душевных склонностей и привычек, душевный мир, душевный склад, свойственный лицам какой-н. профессии, какого-н. социального положения и т. п. Психика разлагающейся буржуазии.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

психика

И, ж. Совокупность ощущений, представлений, чувств, мыслей как отражение в сознании объективной действительности; душевный склад человека. Здоровая п.

прил. психический, -ая, -ое. Психическая деятельность. Психические болезни (расстройства мозговых центров, нервной системы). Психическая атака (вид атаки, рассчитанной на устрашение, подавление воли, психики обороняющихся; также перен.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

психика

    Свойство высокоорганизованной материи - головного мозга - отражать действительность в виде ощущений, восприятий, мыслей, чувств и т.п.

    Душевный склад, душевная организация человека.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

психика

ПСИХИКА (от греч. psychikos - душевный) совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром (см. Интенция), развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т.д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики сознание - присуща человеку. Изучается психологией.

Психика

(от греч. psychikós ≈ душевный), свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности. Важнейшая особенность психического отражения ≈ его активность. При этом оно не только представляет собой продукт активной деятельности субъекта, но и, опосредствуя её, выполняет функцию ориентации, управления ею. Т. о., психические явления составляют необходимый внутренний момент предметной деятельности субъекта, и природа П., её законы могут получить научное объяснение лишь в процессе анализа строения, видов и форм деятельности.

Понимание П. как отражения позволяет преодолеть ложную постановку проблемы о соотношении психологического и физиологического, приводящую либо к отрыву П. от работы мозга, либо к сведению психических явлений к физиологическим, либо, наконец, к простой констатации параллельности их протекания. Раскрытие психического отражения как порождаемого деятельностью, осуществляющей взаимодействия материального субъекта с объективной действительностью, исключает взгляд на психические явления как чисто духовные, обособленные от телесных мозговых процессов, ибо эти процессы и реализуют деятельность, в которой происходит переход отражаемой реальности в психическое отражение. Однако характеристика деятельности субъекта не может быть непосредственно выведена из реализующих её физиологических процессов, т.к. она определяется свойствами и отношениями предметного мира, которым она подчиняется и которым, соответственно, подчиняется также и возникающее в мозгу субъекта психическое отражение. Т. о., хотя психические явления существуют только в результате работы мозга и в этом смысле представляют собой его функцию, они не могут быть сведены к физиологическим явлениям или выведены из них; они образуют особое качество, проявляющееся лишь в системе отношений деятельности субъекта.

Возникая на определённой ступени биологической эволюции, П. представляет собой необходимое условие дальнейшего развития жизни. Изменяясь и усложняясь, психическое отражение приобретает у человека качественно новую форму ≈ форму сознания, порождаемого его жизнью в обществе, теми общественными отношениями, которые опосредствуют его связи с миром. Необходимость возникновения сознания проистекает из особого характера человеческого труда, качественно отличающегося от инстинктивного поведения животных. Труд, как целесообразная продуктивная деятельность, требует, чтобы объективный результат его был представлен в голове человека в такой субъективной форме, которая позволяет сопоставлять его с исходным материалом (предметом труда), его преобразованиями и с достигнутым результатом (продуктом труда). При этом представление, регулирующее деятельность субъекта, находит своё воплощение в её продукте, и в этой опредмеченной форме оно и выступает для человека. Процесс сопоставления представления, опосредствующего деятельность, с отражением её продукта и есть процесс осознания. Он может осуществиться лишь в том случае, если объект выступит для субъекта в своей отражённой в языке форме; поэтому осознанное есть всегда также словесно-означенное. В этой своей функции язык является не только средством общения людей, но он есть их действительное сознание, существующее для индивида лишь постольку, поскольку оно существует для др. людей (см. К. Маркс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 29). Т. о., сознание как форма индивидуальной психики возможно лишь в обществе. Будучи главной формой П. человека, сознание, однако, не исчерпывает её; у человека имеются и несознаваемые психические явления и процессы, т. е. такие, в которых он не может дать себе отчёта, которые скрыты от его самонаблюдения.

Хотя явления сознательного отражения даны для субъекта в его самонаблюдении, природа их может быть выявлена лишь путём объективного анализа. Изучение П. составляет предмет психологии.

Лит. см. при ст. Психология.

А. Н. Леонтьев.

Википедия

Психика

Пси́хика (от - «душевный, духовный, жизненный ») - сложное понятие в философии, психологии и медицине.

  • Совокупность душевных процессов и явлений; специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой.
  • «Форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулятивную функцию».
  • Системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психика животных - субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т. п.

Психика характеризуется такими качествами, как целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация; связана с соматическими процессами. Появляется на определённой стадии биологической эволюции . Человеку присуща высшая форма психики - сознание . Изучением психики занимается психология.

Примеры употребления слова психика в литературе.

До сих пор не могу составить окончательного мнения, действительно ли спасти пытался Волка, намекая Людмиле Иосифовне, джеку-потрошителю, чтобы нажала на дочку в смысле алиментного заявления в ОВИР, или поддался власти темных, отвратительных сил, которые, несомненно, присутствуют в моей психике , как и в психике каждого истинно русского человека.

Померанц: То, что мучило Достоевского, впоследствии получило научное название: амбивалентность психики , биологическая агрессивность.

За моим двигающимся телом скрывается аниматор, - психика с ее глубинными мотивациями.

Сходство с человеческим складом психики и общественными установлениями можно было заметить прежде всего в тех областях, где дело касалось либо чисто антрактных понятий, либо же наоборот, вещей сугубо материальных, характерных для всех вообще форм органической жизни.

У нас нет оснований сомневаться в словах Ошо, но в связи с этим возникает вопрос о соотношении аутогенной тренировки, самогипноза, аутогенной медитации, идеомоторной тренировки, репродуктивной тренировки и других видов самовоздействия на психику с восточными видами медитации?

Во всяком случае люди, страдающие от депрессивного состояния либо по природе своей от психологической неустойчивости, без всяких сомнений, должны регулярно заниматься той или иной системой аутогенной тренировки, системой самосовершенствования своей психики .

И без того два дня были убиты на то, чтобы узнать имя бывшей баскетболистки со странностями в психике .

Нам, с нашими паранойяльными и эпилептоидными нажимами, с гипертимной беспардонностью, следует вести себя поаккуратнее, иначе психика шизоида будет травмирована настолько, что он не только не сможет участвовать в мозговых штурмах, но и вообще потеряет дар речи вместе с творческим даром.

Билл Бирнбаум, страдавший серьезным расстройством психики , выпрыгнул из окна своей квартиры на тринадца-том этаже.

Когда книга вышла в свет, его идеи о неразделимости секса и психики еще не оформились, и в любом случае Брейер занимал доминирующее положение, что не позволяло Фрейду углубиться в любимую тему.

Многие английские биографы стремились представить трагедию сестер Бронте как случайное явление, как результат воздействия печальных обстоятельств на болезненно утонченную психику писательниц.

Поразмыслив, Эшер пришел к выводу, что приводимые в Эрнчестер-Хаус жертвы должны были, во-первых, быть людьми, поскольку вампиры питаются не только кровью, но и агонией человека, а во-вторых, обладать очень податливой психикой .

Видите ли, мы, вампиры, находим путешествия разрушительными для психики .

Ад, акаша, алкоголизм, Ангел, антивещество, антигравитация, антифотон, астения, астрология, атом, Армагеддон, аура, аутогенная тренировка, белая горячка, бессонница, бесстрастие, Бог, божественное, божественный путь, Буддизм, буддхи, будущее, будущее Вселенной, будущее Солнечной системы, вакуум, Великий обет, вещество, виртуальный, влияние на судьбу, внеземная цивилизация, Вселенная, всемирный потоп, воплощение, время, Высший Разум, Высшие Знания, галактика, геологические периоды, Гермес Трисмегист, гиперон, гипноз, головной мозг, гороскоп, гравитационные волны, гравитация, гуна, Дао, двойник, деперсонализация, дефект массы, демон, Дзэн-буддизм, добро зло, ДНК, Древние Знания, дрейф материков, Дух, душа, дхьяна, дьявол, Единая Теория Поля, жизнь, заболевания психики , зарождение жизни, звезда, земная жизнь, знание будущего, знания, зомби, зомбирование, изменение судьбы, измененные состояния сознания, измерение вещества, Изумрудная Скрижаль, иммунная система, инстинкт, интеллект, интуиция, искривление света, ис

Доктор Гаше, его последний лечащий врач, не исключал возможность, что на психику Винсента повлияли солнечные удары, а также то, что он пил скипидар.

1 7 523 0

Древних греков почитают как мудрых мастеров философии. Еще они заметили, что человек «спаян» из двух частей: внешнее проявление умственной деятельности и внутренние психические свойства. Отличий между людьми много, но самыми интересными являются особенности внутреннего мира. Понимание психической деятельности и самого понятия психики, на самом деле, не столь сложно, как кажется.

Функции психики

В современной психологии дается более точное определение, помогающее понять сам феномен.

Психика – это зеркало. Субъективное отражение объективного мира и реакция на него. Основа работы психики – совокупность множества «чувственно» и «реакционно» направленных связей.

За некоторые функции отвечает конкретный участок мозга. Но делегирование тоже свойственно главному «думательному» органу человека, потому за некоторые формы проявления определенных функций отвечает вся кора головного мозга. Психика человека выполняет следующие функции:

    Отражательная

    Эмоциональная

    Порождение эмоциональных реакций на определенные ситуации.

    Волевая

    Возможность «свободного» выбора. Оспаривается большинством современных психологов.

Важность для человека

В конце 19 века ученые считали, что врожденность обуславливает всю дальнейшую жизнь. Л. С. Выготский считал, что психическое развитие человека происходит по историческим законам, а не по биологическим.

Возможности человека напрямую связаны с уровнем его развития.

Уровень развития психики устанавливает качество профессиональной деятельности, проявления и направленность воли и нормы поведения. Биохимия мозга, а вследствие и поведение, регулируется тремя отделами: эпифизом, гипоталамусом и гипофизом. При неправильной работе желез, которые направляются перечисленными отделами, наблюдаются изменения и в психическом состоянии человека.

Процессы

Происходящие действия в сознании человека и выработанная эмоциональная реакция на внешние раздражители. Во многом совпадают с функциями.

    Регуляторные

    Другая сторона восприятия внешнего. Вырабатывают принципы системы поведения. Волеизъявление, мотивация, постановка целей.

    Познавательные

    Осмысление конкретной ситуации со всевозможных сторон и возможность действовать, согласно своим идеалистическим представлениям. Сюда относятся восприятие, память и воображение.

    Коммуникативные

    Необходимость объединения усилий с людьми для достижения определенной цели подтолкнуло первобытного человека к изобретению сознательной коммуникации.

Состояния

Это характеристика индивидуальной картины мира и норм поведений, закрепленная на протяжении относительно долгого периода времени. Характеристики психических состояний можно предугадать.

  1. Эмоциональные . Испытуемые чувства.
  2. Активационные . Показатель активности или пассивности человека.
  3. Временные . Длительность состояния.
  4. Тонические . Схожи с активационными, только здесь имеется ввиду конкретный момент – бодрый ли человек, угнетенный ли.

Свойства психики

Главными отличающими особенностями психики являются гибкость и обучаемость. Известный ученый Татьяна Черниговская говорит, что мозг не умеет одного – не учиться.

Кардинальное отличие людей от животных – это способность и готовность влиять на обстоятельства в некоторых случаях. Это и называют волеизъявлением.

Способность действовать, исходя из накопленного опыта, и возможность выбирать способ своего поведения. Вообще свойства – это относительно стабильные образования, которые обуславливают характер индивида. Делятся на три категории:

  1. Жизненная позиция . Убеждения, идеальный образ себя и т.д.
  2. Характер и темперамент . Врожденные психо-физические свойства личности и избранная манера поведения.
  3. Способности . Развитость воли, интеллекта и предрасположенность к творчеству.

Психические явления

Психология изучает фундамент, состоящий из процессов, свойств и состояний психики. Однако далеко не все процессы осознаются человеком. Как утверждают ученые, самосознание не может существовать отдельно от бессознательного, сверхсознательного, предсознательного и подсознательного. Бессознательные процессы, являющиеся первым уровнем психики, такие как дыхание, размножение, а зачастую даже и автоматическое мышление не «выводятся» на поверхность, дабы не загружать мозг.

Своими индивидуальными бессознательными люди формируют коллективное бессознательное, то есть историю всего человеческого рода. Впервые на него указал Юнг в своей работе «Структура души».

Психика - это характеристика человеческого состояния, особая описательная черта, которая включает в себя множество различных аспектов, вопросов и проблем. В этой статье мы постараемся ответить на некоторые вопросы, связанные с ней. В частности будут рассмотрены определение психики, ее характеристики, функции, свойства, структура и многое другое.

Введение

Психика - это сложный термин, который бытует в таких сферах человеческого познания и деятельности, как философия, психология и медицина. Данное понятие можно трактовать по-разному:

  • Общее количество явлений и процессов душевного характера (например, ощущение, восприятие, эмоция).
  • Специфическая особенность, проявляемая животными, включая человека, и связанная с окружающей действительностью.
  • Активное отображение субъектом объективных компонентов реальности. Она возникает в ходе взаимодействия между высокоорганизованными живыми существами и внешней средой. Осуществление выражает себя в поведении.
  • Психика - это свойство, характерное для материи с высокой организацией. Ее суть заключается в активной форме отображения субъектом окружающего объективного мира. Основывается на саморегуляции индивидуального поведения и деятельности субъекта.

Психика - это определение, которое характеризуется понятиями активности, развития, саморегуляции, коммуникативности, адаптации т. д. Оно тесно связано с всем разнообразием телесных (соматических) процессов. Появление ее отслеживается на определенной биологической стадии эволюции индивида. Человек обладает высшей формой психики - сознанием. Изучает этот феномен психология.

Психическое здоровье - это благополучное состояние, позволяющее человеку реализовать индивидуальный потенциал, решать проблемы, возникающие вследствие влияния стресса, осуществлять плодотворную и продуктивную работу, а также привносить нечто (как положительные, так и отрицательные компоненты деятельности) в жизнь социума - среды обитания. Важно знать, что смысловое содержание термина «психика» не исчерпывается лишь критериями медицины и психологии, но также оно отражает общественный и групповой перечень норм, регламентирующих жизнь человека.

Понятие психики тесно связано с самосознанием, которое представляет собой субъективное восприятие объективного мира вокруг себя. Это отличная форма анализа всех объектов вокруг, которая, так или иначе, отличается от любого другого человека. Она формируется с накоплением и осмыслением опыта. Самосознание определяет для индивида набор потребностей, которые являются жизненно важными, например, потребность в мысли, чувстве, мотиве, переживании, действии.

Происхождение и развитие

История науки по-разному старалась определить понятие психики в естественной среде природы. Смена точки зрения изменялась в ходе развития знания человека.

Панпсихизм утверждает, что природа в целом является одушевленной. Биопсихизм считает, что данное свойство характерно для любого живого организма, включая растения (клетки исключаем). Нейропсихистические взгляды говорят нам о том, что психикой обладают только существа с нервной системой. Сторонники антропопсихизма полагают, что этот феномен присущ только человеку, а животные - это «автоматы».

Более современные гипотезы определяют свойства психики и ее наличие в соответствие с набором критериев, которые зависят от способностей определенных живых организмов (например, поисковое поведение). Одной из таких гипотез, получившей признание со стороны множества ученых, является утверждение А. Н. Леонтьева. Он предположил, что объективный критерий психики - это умение организма проявить ответную реакцию на воздействие биологически нейтрального раздражителя. Это свойство называют чувствительностью. Согласно мнению Леонтьева, оно включает в себя ряд аспектов как субъективного, так и объективного характера.

По Леонтьеву, эволюция психических форм разделяется на 3 этапа, среди которых:

  1. Элементарная сенсорная п-ка.
  2. Перцептивная п-ка.
  3. Психика интеллекта.

К. Фабри из трех, вышеупомянутых стадий психики, оставил только два первых. А этап анализа интеллекта он «растворяет» в понятии перцептивной психики.

На первом этапе полагается, что животное может отражать только отдельный ряд свойств, которые связаны с внешним воздействием. Вторая стадия отображает состояние внешнего мира в форме цельных образов по отношению к объектам и субъектам.

Поведение

Психика и поведение - это термины, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Под поведением подразумевают определенную форму взаимодействия с окружающим миром. Оно формируется в течение жизни и во много обязано «перехвату» опыта от других субъектов. Поведение может изменяться в соответствие со сменой внутреннего и внешнего ряда факторов, которыми оказывается влияние на субъект. характерная животному уровню организации.

Поведение играет важную роль в эволюционном развитии, так как оно обладает приспособительным значением, позволяющим животному избегать каких-либо факторов, способных негативно сказаться на нем. Данная черта свойственна для одноклеточных и многоклеточных живых организмов, однако у последних поведение регулирует нервная система.

Поведение человек может наблюдать и анализировать напрямую. В настоящее время этим занимается множество дисциплин, например: психология, этология, зоопсихология и т. д. Проделывать такие операции с психикой гораздо сложнее.

Еще одним важным понятием, связанным с психикой, является термин «душа».

Под душой подразумевают множество различных свойств человека. Например, религиозные и философские предположения определяют ее как бессмертную субстанцию или нематериальную сущность, которую выражает божественная природа, дающая новые начала для жизни в самом широком смысле. Душа тесно связана с такими понятиями, как мышление, сознание, чувства, воля, способность ощущать и даже сама жизнь. Более рациональное и объективное описание души определяет ее как специфику и совокупность особенностей внутреннего, психического мира человека.

Свойства

Свойства психики - особые функции, которые она осуществляет. Среди них выделяют несколько основных:

  • Рефлексия - главное психическое свойство, которое является основой для понятий репродуктивности, объективации, разобъективации, интровертированности и экстравертированности.
  • Понятия объективации и разобъективации - это умение энергии, которой обладает психика, изменяться и переходить в другие формы. Например, поэт объективирует свои энергетические ресурсы из объектов и явлений в форму произведения, которое будет изучать читатель. Последним субъектом для осмысления информации будет осуществляться разобъективация.
  • Интро- и экстравертированность связаны с направленностью психики. Однако последнее также должно показывать такие стороны изучаемого термина, как ее открытость к осмыслению и анализу новой информации.
  • Репродуктивность в психологии - это черта субъекта, посредством применения которой он может возобновлять предыдущие психические состояния.

Свойство психики - рефлексия, как и говорилось ранее, ее главнейшая черта. Если рассматривать конкретно рефлексию, а не вытекающие из нее функции, то можно сказать, что это умение воспринимать мир, переносить события вокруг на самого себя, а также подвергать определенную информацию осмыслению. Это понятие лежит в основе адаптации человека к условиям новой среды или перемене в старой.

Функции

Функции психики - это набор выполняемых задач, которые отражают воздействие окружающей реальности на субъект. Также они регулируют особенности поведенческих реакций, деятельность человека и осознание им личного места в мире вокруг.

Отражение воздействия среды, в которую помещен индивид, является одной из основных функций изучаемого термина. Эта задача имеет ряд особенностей, среди которых:

  • Постоянный прогресс, развитие и совершенствование различных характеристик человека, которые происходят при помощи преодоления внутренних противоречий.
  • Постоянное преломление внешнего воздействия сквозь призму ранее сложившихся особенностей восприятия информации посредством психики.
  • Верная интерпретация и отражение реалий окружающего мира. Здесь важно понимать, что осмысление и преобразование информации об объективной действительности не отрицают наличие реальности как таковой. Другими словами, вне зависимости от мнения индивида, например, о красном и спелом яблоке, оно таковым и останется, невзирая на другие формы интерпретации данных об этом объекте.

С помощью психики человек создает общую картину реального мира вокруг. Это становится возможным благодаря сбору информации через различные органы чувств, например, зрение, слух, осязание. Также важно учитывать способность человека использовать ресурс воображения.

Еще одной важной функцией психики является регулирование поведения и его деятельности. Эти два компонента живого существа опосредуются именно п-кой. Основанием для такого утверждения служит то, что сбор информации, осознание мотивов и потребностей, а также постановка задач и целей вырабатываются в ходе индивидуального восприятия.

Психика - это также особенность живого существа, включающая в себя функцию осознания человеком индивидуального места в мире. Данная задача позволяет нам адаптироваться и ориентироваться в объективной реальности.

Процессы

Структура психики - это сложная система. Она включает в себя еще одно немало важное понятие - «психические процессы».

Они представляют собой группу особых явлений, которые условно можно выделить из целостной структуры психики. Отделение таких компонентных единиц - это обобщающее разделение без особых категорических отличий. Другими словами - оно сугубо условное. Они появились из-за существования воздействия со стороны механистических представлений об устройстве психики с точки зрения ученых-психологов и психиатров.

Психические явления различают по длительности и делят на три группы: п-кие процессы, состояния и свойства.

Психические процессы выделяются среди всех тем, что они протекают очень быстро и являются кратковременными. Это определенный актуальный отклик на происходящее вокруг.

Современные утверждения науки говорят о том, что п-кие процессы, во всем своем многообразии, сливаясь, образуют структуру того, что человек называет психикой. Разделение по психологическим процессам гипотетическое, поэтому весомых аргументов пока не имеет. На сегодняшний день в мире происходит разработка интегративных подходов к психике. Все процессы стараются классифицировать по двум типам: педагогическому и пропедевтическому. Эти две стези должны находиться в рамках меры развития науки.

Веккер выделял 2 уровня организации психических процессов. Первый он связывал с рядом нервных процессов, которые организуются нейронными связями. Они выделяются лишь иногда в сознании личности, так как все происходят на уровне подсознания, поэтому определить их сложно. Второй уровень - это связывание подсознательных процессов с сознательными, их анализ и установление взаимосвязей для создания целой картины.

Человеческая психика взаимно связывает, например, такие процессы, как память, внимание, мышление, восприятие. Существует множество аналогичных способностей нашего мозга. Среди них выделяют: познавательные (ощущения, представления, память, мышление, восприятие, ресурсы внимания, речь и воображение), эмоциональные (чувства, эмоции, устойчивость и восприятие стресса, аффекты) и волевые (борьбе между мотивами, постановка цели и способность принимать решение).

Структура

Структура психики - это довольно образованная отдельными подсистемами. Элементы этого понятия организованы иерархически и могут часто изменяться. Главное свойство психики - это целостная форма и системность.

Развитие этой науки позволило создать в ней определенную организацию, которая выделяет в общей структуре такие понятия, как психические процессы, состояния и свойства. Ниже рассмотрим процессы.

Психические процессы происходят в мозге человека и отражают динамически изменяющуюся «картину» явления. Они делятся на познавательные (явление отражения и преобразования информации), регулятивные (отвечают за направление и интенсивность временной организации поведения) и коммуникативные (обеспечивают явление общения между субъектами, а также проявление и восприятие чувств и мыслей).

Понятие сознания

Уровни психики включают в себя несколько основных классификационных «единиц»: подсознание, предсознание, сознание, сверхсознание.

Подсознание - это набор желаний, устремлений и представлений, что вышли из сознания или воспринялись психикой в виде сигнала, но в сферу восприятия сознания не смогли проникнуть.

Предсознание - промежуточное звено между понятием бессознательного и сознательного. Оно существует в виде «потока сознания» - случайного движения мыслей, их осмысление, наличие образов и ассоциаций. Также это уровень представляют эмоции.

Сознание - компонент, включающий в себя каждую высшую п-кую функцию (мышление, ресурсы памяти, воображения, умение представлять и также воля).

Эволюционное развитие психики человека позволило ему создать определение для высшего уровня отражения действительности на этой планете. Это материалистическая позиция, характеризующая одну из форм человеческого мыслительного «начала». Однако история психологии показывает, что проблема сознания была наитруднейшей и наименее разобранной. И даже на сегодняшний день этот вопрос до конца не изучен, и над ним ломают головы множество психологов.

Среди психологических характеристик сознания выделяют:

  • субъективное ощущение и познание себя;
  • умение посредством мыслительных процессов воображать нереальную действительность;
  • способность нести ответственность за собственные психические и поведенческие типы состояния;
  • умение воспринимать информацию, принятую из окружающей действительности.

Сверхсознание - психический ряд образований, которые человек способен в себе сам формировать путем целенаправленного приложения усилий.

Отечественная психология трактует сознание как высшую форму психического отображения объективной реальности. Также это способность к саморегуляции. Тавтология: «сознание в том виде, в котором им обладает человек, доступно в обладании только ему» констатирует, что психическое развитие человека стоит на порядок выше в сравнении с другими животными.

Психика - это способность, доступная центральной нервной системе. Ей может пользоваться только человек и некоторые виды сложно развитых животных. При помощи психики мы можем отражать мир вокруг нас и реагировать на изменение условий в среде обитания. Разница между сознанием и психикой заключена в том, что сознание обладает неким высшим уровнем в отличие от психики, форм ее и устройства структуры.

Сознание - это некая, непрерывно изменяющаяся совокупность образов, воспринимаемых умственно и чувствительно во внутреннем мире субъекта. Здесь происходит синтез визуальных и звуковых образов с впечатлениями и воспоминаниями, а также схемами и идеями.

Детская психика

Развитие психики человека начинается еще с детского возраста.

Каждый врожденный рефлекс малыша регулируется рядом нервных центров. Кора полушарий младенца не сформирована до конца, а нервное волокно не укрыто защитной оболочкой. Это объясняет быстрое и резкое возбуждение новорожденных. Особенностью процессов протекающих в таком возрасте, является то, что скорость их развития превышает развитие контроля над телом. Другими словами, зрение и слух формируются гораздо быстрее. Это позволяет образоваться ориентировочным рефлексам и условно-рефлекторным связям.

До четырех лет процесс формирования психики происходит очень активно. Поэтому необходимо уделять в это время наибольшее внимание малышу и подойти к вопросу воспитания крайне ответственно.

Важно помнить, что для психики ребенка весь мир представляется игрой. Потому для него ведущим способом обучения и формирования личности служит подражание, которое будет перенято из поведения взрослых. Необходимо осознавать, что опыт, перехваченный в младенчестве и раннем детстве, может укорениться на уровне подсознания в мозге малыша на всю жизнь. Ребенок семи лет уже обладает выраженным темпераментом. В этом возрасте важно давать ему возможность проводить время со своими сверстниками. Также необходимо определить наклонности ребенка, чтобы определить сферу деятельности, которая позволила бы ему добиться успехов в силу собственной индивидуальности и задатков.

Психические расстройства

Расстройство психики - это проблема, задевающая все уровни ее структуры (сознание, подсознание, предсознание и сверхсознание). В широком понимании, это состояние, которое отличается от «нормального». Существуют и более исчерпывающие определения, которые применяются в конкретных сферах человеческой деятельности (юриспруденции, психиатрии и психологии). Расстройства психики не являются отрицательными характеристиками личности.

Противоположным состоянием расстройства является психическое здоровье. Субъекты, которые способны приспосабливаться к жизненным условиям и разрешать различные проблемы, как правило, относятся к здоровым. Наличие сложностей в таких сферах жизни, как установление связей с людьми, решение семейных или рабочих вопросов может указывать на то или иное нарушение психики.

Заболевание такого характера приводит к изменению и нарушению процессов ощущения чувств, мышления и поведенческих реакций. Также бытует мнение о том, что проблемы с психикой вызывают определенные соматические дисфункции организма. Создавать медикаментозные и психологические средства устранения психических проблем возможно только при тесном содействии таких сфер деятельности, как медицина и психология. Надо также не забывать о важности рассмотрения объекта психологии - психики - с различных точек зрения.

Процессы психики нарушены у каждого четвертого-пятого человека на планете. Такими данным располагает ВОЗ. Причиной наличия поведенческих или психических расстройств могут служить различные явления. Сама суть возникновения заболевания не ясна. Специалистами психологии было создано множество способов борьбы с ними и их определения. При наличии определенных симптомов у субъекта, ему нужно обращаться к специалистам.

В настоящее время происходит активная критика отождествления понятий психического расстройства и заболевания. Это вызвано наличием в психиатрии сложного набора критериев для определения характера заболевания (биологический - телесная патология, медицинский - качество условия существования и угрозы жизни, социальный - проблемы в социальной сфере функционирования). Чаще всего выдвигается предположение о том, что психическое расстройство обусловлено наличием проблемы в телесном функционировании части мозга. Основываясь на этом, специалисты на десятом пересмотре Международной классификации болезней утвердили, что вместо 2 терминов («п-кая болезнь» и «п-кое заболевание») можно употреблять понятие «психическое расстройство».

Часто выделяют состояние психики (психиатрические и психические расстройства, а также те, которые лечат психиатры) как условность, носящую конвенциональный, немедицинский тип описания человека. Например, некоторые виды расстройств относятся к патологической практике лишь образно. Такие реакции, которые являются атипичными для обыденной жизни, становятся патологиями. Однако они могут оказываться спасительными и проявляться себя так в условиях определенных экстремальных ситуациях.

Формы психики можно различать между собой по типу расстройства. С такой точки зрения классифицируют:

  • Синдромологический принцип, который основывается на существующей концепции о наличии «единого психоза.
  • Нозологический п-п основывается на разделении болезней по их этиологической общности, а также связан с вопросами патогенеза и сходстве клинических картин.
  • Прагматический п-п - это следствие установления связи в развитии между национальными и международными здравоохранительными организациями.

Такие особенности психики, как ее расстройства, позволяют разделять их на различные структурные единицы, которые образуют единый и целый отдел науки. Он описывается в пятом разделе международного классификатора болезней десятого пересмотра и был разработан ВОЗом (на территории РФ ее приняли в 1997 году). Постановления раздела выделяют:

  1. F00 - F09 - органический тип заболевания, включающий симптоматические п-кие расстройства.
  2. F10 - F19 - психический тип расстройств, распространенный и на поведение, связанное с употреблением психоактивных препаратов и веществ.
  3. F20 - F29 - шизофренические, шизотипические и бредовые расстройства.
  4. F30 - F39 - расстройство настроения (аффективное р-во).
  5. F40 - F49 - невропатическое р-во, связанное со стрессами и соматоформными расстройствами.
  6. F50 - F59 - поведенческий ряд синдромов, связанных с физиологическими проблемами, возникшими на основе физических факторов.
  7. F60 - F69 - р-во личности и поведенческих реакций в зрелом возрасте.
  8. F70 - F79 - умственное отставание субъекта.
  9. F80 - F89 - р-во психического «роста».
  10. F90 - F98 - эмоциональные и поведенческие р-ва, начавшиеся в возрасте подростка или ребенка.
  11. F99 - психическое р-во без дополнительного ряда уточнений.

Различные заболевания имеют ряд описательных характеристик, которые выделяют определенные явления в конкретные группы. Например, шизофрению характеризует распад мыслительных и эмоциональных процессов. Такие расстройства характерны тем, что позволяют сознанию субъекта воспринимать нечто «атипичное» для большинства нормой. Это касается в первую очередь опасных проявлений агрессии и жестокости. Шизофрения часто включает в себя слуховые или зрительные галлюцинации. Легкие формы такого заболевания присущи довольно большой части населения Земли, но в таком виде их практически нельзя обнаружить без должного знания. Однако люди с легкой формой шизофрении часто являются творческими натурами и обладают какими-то отличительными чертами.

Психика человека – это свойство мозга ощущать и оценивать происходящее, создавая внутреннюю картинку случившихся событий. Именно созданный образ влияет на дальнейшее отношение к жизненным ситуациям, вещам, субъектам и самому себе.

Выдуманное представление очень сильно отличается от реальных событий, ведь оно наполнено большей эмоциональностью и яркостью. К тому же на окончательное суждение нередко влияют другие истории, которые происходили чуть раньше.

Психические образы, которые касаются каких-то , называют первичными. Если же они основываются на памяти или воображении, то их называют вторичными. Они очень сильно влияют на дальнейшие отношения к каким-то ситуациям и объектам.

Стоит отметить, что данным свойством может обладать только живое существо. Психика человека и животных схожа и базируется на некоторых общих принципах, но существенные отличия все же есть. К примеру, у животных принятие решений основывается только на конкретных ситуациях, а также мотивация имеет лишь биологический характер. Что касается чувств, то животные их тоже могут испытывать, но спектр их значительно меньше.

Научная трактовка

Концепция ученых по вопросу возникновения психики такова:

  • По мнению ученых, психика появилась на определенном этапе развития живых организмов. Она является отражением их манер, и поступков. По мере прогресса живых существ развитие получала и психика. В своей эволюции она прошла два этапа: инстинктивный и персональное обучение.
  • Психика и сознание – это кульминационная фаза эволюции. Это достижение возникло благодаря активной трудовой деятельности, которая проходила в достаточно цивилизованном для того времени обществе.
  • Психика в действии имеет самое сильное развитие. Именно движения и активность формируют изменения. Важная закономерность – это переход деятельности и каких-либо поступков в психический образ, и наоборот.
  • Психика человека сформирована функционированием мозга, но по факту она является индивидуальным феноменом, который зависит от общественных действий.
  • Психические явления обладают конкретизированной системой и структурной организацией.

Групповые явления

Понятие «психика» является довольно обширным, поэтому его непросто объяснить одним предложением или примером. Структуру психики полагается разделять на четыре основные группы: свойства, процессы, качества и состояния.

1. Свойства. Психические свойства представляют собой личностные качества и характеристики, которые принадлежат конкретному человеку. Они могут повторяться у других индивидуумов или быть исключительно индивидуальными.

К тому же эти характеристики могут передаваться другим поколениям. К данным чертам можно отнести свойства нервной системы (сила, мобильность, спокойствие и т.п.).

2. Процессы. Это качества, которые получили свое определение в процессе жизни. Они основаны на каких-то знаниях, наблюдениях и чувствах. Можно выделить два типа процессов:

  • Познавательные ( , мышление, воображение, ощущения и т.п.).
  • Эмоционально-мотивационные (эмоции, мотивация, чувства и т.п.).

3. Качества. Данные черты появляются благодаря окружающей обстановке, а также генам родителей (характер, эмоциональность и т.п.).

4. Состояние. Отражает степень работоспособности человека. Состояния зависят от физиологических особенностей и внешних влияний (настроение, вдохновение и т.п.).

Функции

Функции психики представляют собой индивидуальные особенности, присущие конкретному индивидууму. Они помогают человеку справиться с различными ситуациями в жизни.

В ходе эволюции развивались не только физические способности, но также психика и мозг человека. Животные тоже достигали каких-то изменений, но именно человек смог добиться более совершенных модификаций.

Каждая личность обладает своей уникальной психикой, а на состояние духа влияет окружающий мир. Именно в общении люди прогрессируют, поэтому создание правильной обстановки очень важно.

К примеру, если с рождения лишить ребенка общества, то он будет вести себя как Маугли, напоминая дикое животное. В этом случае психика как нечто запущенное не будет иметь развития. Существуют несколько функций психики, которые можно выделить:

1. Когнитивная. Данная функция формирует фундамент для остальных. Она существует у всех живых организмов на свете. Протекая через нервную систему, оказывает влияние на мозг, создавая эффект зеркального отражения каких-либо ситуаций и вещей. Однако она учитывает индивидуальные качества личности.

У когнитивной функции существуют особенные черты:

  • Устойчивая психика всегда продолжает развиваться, ведь окружающий мир тоже эволюционирует.
  • Психика как предмет психологии склонна меняться под воздействием психологических особенностей отдельного индивидуума, его эмоций и ощущений в конкретный момент времени.
  • Реальный мир существует для человека в картинках, которые он формирует на протяжении всей жизни, опираясь на обоняние, вкус, зрение, слух и другие чувства.

2. Регуляторная. Сознание адаптируется к внешним воздействиям, формируя внутри индивидуума стимул к определенным поступкам и поведению.

Благодаря ей личность создает некую систему движения в реальности:

  • Осознает свои желания и потребности в конкретный период.
  • Осознает задачи.
  • Придумывает методы для решения задач и достижения результатов.

Эта функция помогает необдуманно реагировать на внешние раздражители. В данном случае большую роль играют чувства, которые пробуждает данный раздражитель. Именно испытанные эмоции будут влиять на волевые качества, которые так нужны для принятия решений.

3. Коммуникативная. Общение является главным звеном взаимодействия с другими личностями. Именно знаки, которые собеседник слышит в процессе беседы, дают ему возможность сделать выводы о конкретном человеке.

Коммуникация заставляет других людей объединяться вместе, ведь так быстрее достигаются цели. Она имеет два вида:

  • Вербальная (речь).
  • Невербальная (мимика, жесты).

Даже в первобытную эпоху человек придумывал средства общения, которые существенно влияли на его сознание, хотя он и не понимал этого. К примеру, взяв в руку копье и кратко обменявшись со своим племенем какими-то суждениями, он мог быстрее поймать добычу. К тому же коммуникативные навыки в тандеме с определенным опытом сильно пригождались новым поколениям.

Стоит отметить, что именно человек единственный смог перейти от невербального общения к высшим формам коммуникации.

4. Эмотивная. Эта функция отвечает за душевное состояние и чувства личности. Окружающий мир и его проявления вызывают конкретные эмоции, которые впоследствии создают настроение.

Очень часто чувства сталкиваются с функцией мышления, благодаря чему человек принимает более рациональные решения. Именно поэтому иногда следует не совершать поступки сгоряча, а все тщательно обдумать. Принятие решений основывается уже не на эмоциях, а на том, что жизненно важно в данный момент.

К примеру, небольшая часть яблока имеет гнилое пятно, которое вызывает у нас отвращение и неприязнь. Если мы будем руководствоваться только чувствами, то яблоко тут же полетит в помойку. Однако можно отрезать эту часть, ведь другая половина является пригодной. Такие разумные решения оставляют заметный след в нашей жизни.

5. Конативная. Здоровая психика изначально реагирует на определенные поступки и поведение. Благодаря им человек формирует отношение, которое имеет четкий курс.

Примером может выступить ситуация с подбором няни для ребенка. К примеру, на собеседование приходят две кандидатки, которые имеют высшее педагогическое образование. Однако у первой большой опыт в подобной работе, а у второй его нет.

Разумеется, мама выбрала бы первого специалиста, но этот педагог ведет себя слишком сдержанно и холодно, в отличие от другой няни. Таким образом, вторая женщина устраивает неопытную мать, ведь с ней будет проще выстраивать коммуникацию, налаживать общение.

Такое предпочтение происходит бессознательно, ведь очевидно, что первая кандидатка объективно лучше. Однако конативная функция делает свое дело.

Развитие в психологии

Психология изучает общественные коммуникации и поведение, их связанность с психическими явлениями, а также зависимость развития данных явлений от них. В настоящее время появляется много нововведений и умозаключений в психологии, которые связаны с постоянными изменениями людей и их психики. Ближайшими целями в этой науке считают:

  • Раскрытие принципов психики.
  • Выявление определенной цепочки закономерных средств и позиций.
  • Принятие системы психической деятельности.
  • Исследование природы и манипуляций разных механизмов вместе с другими отраслями.

За несколько десятков лет создан список психологических направлений, которые заняты абсолютно разными исследованиями. Ученые представляют миру новые гипотезы и теории.

Таким образом, психология представляет собой науку, которая анализирует события и закономерности психики. Определение некоторых взаимосвязей занимает много времени, но очень значима для развития науки. Автор: Лена Мелисса