Болдырева рисунки детей больных шизофренией. Шизофрения у детей

Изобразительное творчество - один из самых ранних и древних видов искусства, способов самовыражения человека. Живопись помогает нам проникнуть в мир мыслей, чувств и образов личности художника. Поэтому возможности рисунка используются врачами при работе с больными шизофренией и другими душевными болезнями.

Шизофрения – сложное и до сих пор малоизученное заболевание. Медикам необходимо много времени, чтобы правильно его диагностировать, для этого собирается большой объем информации о больном. И конечно, определить такое заболевание только по рисункам нельзя.

Однако они могут послужить отправной точкой, сигналом для близких людей обратить внимание на развивающуюся душевную болезнь ребенка, родственника или друга.

Особенно к творчеству нужно присмотреться внимательно, если человек демонстрирует другие признаки нарушений психики: склонен к депрессиям, уходу в себя, одержим бредовыми идеями, сообщает о странных явлениях, которые не существуют в реальности (галлюцинации) и т. д. Рисунки больных шизофренией людей обычно имеют ряд отличий и характерных особенностей.

Ни в коем случае нельзя заниматься самодиагностикой и тем более закрывать глаза на признаки душевного расстройства у вашего близкого человека. Помните, что сами они воспринимают проявления болезни просто как особенности личности, и зачастую только близкие люди могут убедить их обратиться к врачу.

Когда недуг точно установлен, именно рисунок часто помогает психиатрам отследить динамику развития патологии, внутреннее состояние пациента, особенно когда он недоступен для продуктивного контакта. Картины шизофреников с описанием истории болезни автора обычно есть в любом пособии по психиатрии.

Чем отличаются рисунки душевнобольных и здоровых людей

Живопись душевнобольного – это отображение его психического состояния на текущий момент, «слепок» его сложного мира бредовых идей, галлюцинаций, попытка осознания себя и своего места в мире.

Психиатры выделяют характерные именно для шизофреников черты и особенности, четко видные в их изобразительном творчестве. У врачей даже существует классификация картин психически больных по основным признакам:

  1. С проявлением стереотипии.
  2. С расщеплением, разрывом ассоциативных связей.
  3. С невыявленными (невыясненными) формами.
  4. Символические.

Стереотипия в рисунке

Больные шизофренией в течение очень длительного промежутка времени могут рисовать одни и те же фигуры, контуры, предметы, символы или знаки. Каждый раз получается некий стереотипный набросок. Это проявляется также в одинаковой манере исполнения и цветовой гамме.

В период обострения психотических симптомов стереотипность рисунков пациента обычно возрастает, но вновь становится более слабовыраженной в периоды ремиссии. Например, пациентка, поглощенная идеей своих взаимоотношений с мужчинами, часто изображала людей и фаллические символы в виде гор, столбов, иных вытянутых предметов. Повторяемость сюжета прослеживалась из работы в работу.

Тематика картинок будет отражать ту самую сокровенную и больную проблему взаимоотношений с миром: конфликты с людьми, галлюцинаторные видения, бредовые идеи.

В отличие от здорового человека, увлеченно рисующего в одном жанре – например, портреты, пейзажи, морскую тематику и т. д. – рисунки шизофреников обязательно будут демонстрировать и другие яркие черты, характерные для живописи именно душевнобольных людей.

На фото, рисунки больного шизофренией. Повторяющийся стереотипный образ, названный им «лимонная птица». Можно проследить характерные черты творчества душевнобольного: символизм, орнаментализм в исполнении, рисовка штрихом и т. д.

Рисунки с разрывом ассоциативных связей, расщеплением

Эффект расщепления, разрыва ярко проявляется в специфической фрагментарности художественного творчества больных шизофренией. Части тела или другого объекта изображаются отдельно друг от друга, могут разделяться линиями или даже предметами.

Здоровые дети рисуют всю кошку целиком, ребенок-шизофреник может изобразить ее отдельные «части» либо в разных углах листа, либо даже на отдельных страницах. Изображая дом, шизофреник рисует крышу, фасад и окна отдельными, не связанными друг с другом частями и т. д.

Как вариант, отдельный фрагмент или любая малозначимая деталь будет главным объектом изображения, что также не характерно для творчества психически уравновешенных людей. Например, больной, отображая себя, рисует одну-единственную загогулину-морщину на лбу («это мои мысли», «это я – печальный»).

Рисунки с невыясненными (невыявленными) формами

Так называют изобразительные работы, состоящие из разнообразных деталей, не связанных между собой. Эти изображения незакончены, объекты на них неясно очерчены, преобладают штрихи неопределенной формы. Например, животные, нарисованные шизофрениками, будут иметь странный вид и форму, которые не встречаются в реальной жизни. Также они видят предметы, людей, события.

Символические рисунки

В символических набросках свои мысли, чувства больные проявляют не прямо, а образами – символами, понять которые можно лишь с помощью самого пациента. Изображения словно зашифровываются душевнобольными, и шифр этот не только неясен окружающим, но зачастую непонятен и самому художнику.

Одновременно для картин шизофреников свойственны:

  • орнаментализм, частое использование симметричных образов;
  • отсутствие логики, сочетание несовместимого;
  • незаконченность, отсутствие целостности композиции;
  • отсутствие пустых мест;
  • рисовка штрихом;
  • неподвижность образов (отсутствует движение);
  • слишком тщательная прорисовка самых мелких деталей.

Обратите внимание! В сравнении с живописью здоровых людей, творчество шизофреников наглядно демонстрирует картину душевной скомканности, разорванности, расщепления сознания, свойственных патологии. Особенно это будет заметно в процессе ухудшения психического состояния. Творчество здорового человека будет отличать, наоборот, целостность композиции, связанность и логичность деталей, разнообразие цветовой гаммы.

Больше работ людей, больных шизофренией, можно посмотреть в видеоматериале:

Картины знаменитых шизофреников

Безусловно, для самого человека болезнь разума – тяжкое испытание. Однако, существует довольно распространенное мнение, что талант и психическая болезнь часто идут рука об руку. Нетривиальный взгляд на жизнь через призму, казалось бы, дефекта сознания подарил миру картины художников-шизофреников, признаваемых гениальными. Считается, что этим недугом страдали Винсент Ван Гог, Михаил Врубель, Сальвадор Дали.

С точки зрения отображения развития болезни, в творчестве особый интерес представляют работы английского художника Луиса Уэйна (1860–1939). Всю свою жизнь Уэйн рисовал исключительно кошек, которые были абсолютно очеловечены в его живописи.

Художник создал целый кошачий мир. Они передвигаются на задних лапах, носят одежду, создают семьи, живут в человеческих домах. Его работы были очень популярны уже при его жизни. Забавные «кошачьи» картинки печатались, в основном, на открытках, которые хорошо раскупались.

Луис Уэйн страдал от шизофрении, которая не сильно затронула его первые работы. Но в последние годы жизни болезнь все больше овладевала им, и он даже был помещен в психиатрическую лечебницу.

Сюжет его картин остался неизменным – кошки, но вот сами картины постепенно утрачивают композицию, связанность, богатство смыслов. Все это вытесняет орнаментализм, сложные абстрактные узоры – черты, отличающие картины шизофреников.

Работы Луиса Уэйна часто публикуют в учебниках по психиатрии как раз в качестве яркого примера изменения живописи под влиянием развития болезни сознания.

Вывод

Изобразительное наследие гениев, больных шизофренией, бесценно. Однако, вопреки распространенному мнению о массовой гениальности шизофреников, стоит отметить, что возможный всплеск творческого потенциала приходится на первые, щадящие этапы болезни. Впоследствии, особенно после приступа психоза и под влиянием деградации психики, человек нередко теряет способность к продуктивному творчеству.

Перед вами рисунки 18-летней девушки по имени Кейт, которой год назад поставили страшный диагноз - шизофрения. Она видит странные галлюцинации, которые потом рисует, чтобы попробовать разобраться со своими мыслями. Кейт решила показать всем, с чем ей приходится жить и сопроводила свои рисунки пояснительными комментариями.

"На протяжении многих лет мне ставили несколько диагнозов. В 17 лет, наконец, был поставлен диагноз шизофрении, когда мои родители поняли, что мое психическое здоровье ухудшается".

"Я рисую много своих галлюцинаций, так как рисунок помогает мне справиться с этим".

"Неодушевленные предметы будут выглядеть как картина Ван Гога: извращенные и резкие".

"Это птичка, она поет мне".

"Это цитата художника по имени Джори, и это было то, что говорило со мной. Моя депрессия заставляет меня чувствовать себя никчемной, как муха. Эти иллюстрации отражают мою болезнь".

"Этот человек выползает из вентиляционного отверстия в моем потолке и производит щелканье, или я вижу, как он выползает из-под предметов".

"Это автопортрет".

"Вот пример из бестелесных глаз, которые я вижу. Они появляются в курганах или на моих стенах или полах. Они деформируются и двигаются".

"Моя самооценка находится на самом низком уровне, и я чувствую себя незначительной. Мне всегда хотелось бы превратиться в «красивого» человека".

"Организация, общение, паранойя, депрессия, беспокойство и управление моими эмоциями – они ведут большую борьбу за меня".

"То, с чем я живу, нелегко, и это может быть изнурительным, но я не живу на улицах, крича о похищениях инопланетян.Это не значит, что нет таких людей - есть. Тем не менее, есть такие же люди, как я, которые просто сидят дома, запертые в своей комнате. Это спектр симптомов с различной степенью тяжести. Опыт каждого человека уникален".

Книга постепенно будет выложена полностью. Спасибо за понимание.


С.А. Болдырева

ПРЕДИСЛОВИЕ

Изучение изобразительного творчества, прежде всего рисунков, психически больных представляет один из существенных вспомогательных методов исследования клиники психических болезней. В последние годы этому разделу психиатрии было посвящено несколько международных конференций. Во многих странах ведется систематическое изучение творчества психически больных, издаются специальные монографии.

В отечественной психиатрии проблеме изобразительного творчества психически больных также уделялось внимание. Опубликовано несколько оригинальных исследований (Г.А. Трошин, В.М. Бехтерев, В.А. Артемов, Н.Д. Рыбников и др.), имеются главы в руководствах психиатрии (В.А. Гиляровский). Но специальная монография на эту тему была издана лишь одна (П.И. Карпов, 1926).

Монографической работы, посвящённой исследованию рисунков детей, болеющих шизофренией, нет ни в нашей стране, ни за рубежом. Серьезный пробел в этой области с успехом восполняет предлагаемая читателю книга С.А. Болдыревой. Ее исследования уникальны во многих отношениях. Рисунки детей, страдающих шизофренией, постоянно сравниваются с рисунками здоровых детей одинакового возраста.

Рисунки больных детей дифференцируются по формам шизофрении, сопоставляются в соответствии с динамикой болезни. Полученные автором результаты ее метода исследования вносят в клинику детской шизофрении новые существенные данные, представляют значение для диагностики этой болезни, подчас весьма трудной.

Другая особенность исследования С.А. Болдыревой — психоортопедическая, с использованием стремления детей к рисованию. Автором в этом направлении разработана своя система коррекции проявлений шизофренической патологии детей. Рисование используется в качестве трамплина и для достижения возможности проведения дошкольных и школьных занятий, и для нормализации поведения. Разработанный автором метод терапии поведения больных детей приложим не только к шизофрении, но и к другим психическим заболеваниям и неврозам.

Коллекция рисунков, включенная в монографию, представляет исключительную ценность.

Несомненно, монография С.А. Болдыревой положит начало широкому исследованию творчества психически больных психиатрами, психологами, педагогами и дефектологами.

  • Действительный член АМН СССР, профессор А.В. Снежневский
  • ВВЕДЕНИЕ

    Изучение изобразительной деятельности детей имеет большую историю и различные теории, начиная с рассмотрения рисунка как средства педагогического воздействия и кончая признанием за ним серьезного диагностического и прогностического значения.

    В творчестве ребенка отражается его внутренний мир: настроение, переживания, фантазии, влечения, которые он не всегда сам осознает и не всегда высказывает. Для ребенка рисунок является формой выражения мыслей, представлений об окружающей действительности, эмоциональных переживаний. Посредством рисунка устанавливается контакт при наличии замкнутости, аутистических и негативистических тенденций у больных детей, которые либо сами мало говорят, лтбо не хотят обсуждать свои переживания. «Рисунок ребенка, — писал Clapare’de, — это его душа, выложенная на бумаге» (Traube, 1937, с.285).

    Рисование по сравнению с речью имеет то ценное и бесспорное преимущество, что является «интернациональным языком» (Kerschensteiner, 1914), доступным и понятным каждому человеку.

    Художественное творчество детей представляет интерес не только для педагогов и искусствоведов, но и для психологов, педиатров, психоневрологов, дефектологов. Несмотря на то, что анализ творчества ребенка может многое дать для понимания его внутренних переживаний и служить диагностическим целям, этому вопросу уделяется недостаточно внимания при психических заболеваниях, в частности при шизофрении. Рисунки детей, заболевших шизофренией в дошкольном возрасте, вообще не изучены. Специальных публикаций по этому вопросу в отечественной и доступной зарубежной литературе мы не встретили.

    Данная монография посвящена изучению рисунков больных шизофренией детей дошкольного возраста. Рассматриваются вопросы лечебно-коррекционной работы с больными детьми на основании изучения их творчества. Разработка методов и приемов коррекции невозможна в отрыве от изучения особенностей творчества больных и сравнительного анализа со здоровыми детьми. Проводится сопоставление творчества больных и рисунками контрольной группы — здоровых детей того же возраста. Обращается внимание на своеобразие изобразительного творчества при шизофрении, его диагностическую значимость и возможности педагогического воздействия.

    Исследование изобразительной деятельности больных детей и их психических особенностей открывает новые, совершенно не освещенные в литературе пути лечебно-коррекционной работы. Методы и приемы этой работы во многом определяются клинической картиной заболевания и особенностями творчества больных. Систематические занятия с детьми способствуют установлению контакта с ними, частично преодолению аутизма, внесению корректив в их творчество и поведение. Занятия по заданию отвлекают детей от болезненных переживаний и односторонних интересов. Вместе с элементарным обучением грамоте они развивают познавательную деятельность, расширяют связи с окружающей действительностью и оказывают терапевтическое воздействие.

    ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

    Особенности художественного творчества взрослых больных шизофренией. Творчество душевнобольных давно привлекало внимание врачей, психологов и педагогов . Имеются публикации, посвященные художественному творчеству взрослых больных, в частности страдающих шизофренией.

    Kraepelin (1909) упоминает о кататониках, способных создавать бесчисленно повторяющиеся рисунки нередко в виде сказочных существ. Mohr (1905-1906) сообщает о больных с бредовыми идеями преследования, изображающих машины, посредством которых их пытают. Bertschinger (1911) описывает женщину 28 лет, которая в галлюцинациях видела чертей и змей. Эти галлюцинации она изобразила более чем на 100 рисунках.

    Morgenthaler (1921) описывает душевнобольного художника, который страдал параноидной формой шизофрении. Содержание творчества его характеризуется монотонностью. В последние годы болезни они становятся все более застывшими и условными. В произведениях доминируют излюбленные мотивы, которые в разных вариантах изображаются на протяжении 10 лет. Чаще всего это богини. Рисунки необычайно часто повторяются: либо один и тот же мотив с некоторыми вариациями в ряде листов, либо одна и та же форма как истинная стереотипия. Птички и улитки встречаются дюжинами на каждом листе, нередки символические фигуры: крест, круг, овал, треугольник, ромб, волнистая линия. Больной любит вычерчивать дату, год, определенные три буквы. Он не выносит пустых мест, обязательно все заполняет.

    Особенно к творчеству нужно присмотреться внимательно, если человек демонстрирует другие признаки нарушений психики: склонен к депрессиям, уходу в себя, одержим бредовыми идеями, сообщает о странных явлениях, которые не существуют в реальности (галлюцинации) и т. д. Рисунки больных шизофренией людей обычно имеют ряд отличий и характерных особенностей.

    Когда недуг точно установлен, именно рисунок часто помогает психиатрам отследить динамику развития патологии, внутреннее состояние пациента, особенно когда он недоступен для продуктивного контакта. Картины шизофреников с описанием истории болезни автора обычно есть в любом пособии по психиатрии.

  • С проявлением стереотипии.
  • Больные шизофренией в течение очень длительного промежутка времени могут рисовать одни и те же фигуры, контуры, предметы, символы или знаки. Каждый раз получается некий стереотипный набросок. Это проявляется также в одинаковой манере исполнения и цветовой гамме.

    Здоровые дети рисуют всю кошку целиком, ребенок-шизофреник может изобразить ее отдельные «части» либо в разных углах листа, либо даже на отдельных страницах. Изображая дом, шизофреник рисует крышу, фасад и окна отдельными, не связанными друг с другом частями и т. д.

    Рисунки с невыясненными (невыявленными) формами

    Символические рисунки

    В символических набросках свои мысли, чувства больные проявляют не прямо, а образами – символами, понять которые можно лишь с помощью самого пациента. Изображения словно зашифровываются душевнобольными, и шифр этот не только неясен окружающим, но зачастую непонятен и самому художнику.

  • орнаментализм, частое использование симметричных образов;
  • отсутствие логики, сочетание несовместимого;
  • рисовка штрихом;
  • слишком тщательная прорисовка самых мелких деталей.
  • Больше работ людей, больных шизофренией, можно посмотреть в видеоматериале:

    Картины знаменитых шизофреников

    Луис Уэйн страдал от шизофрении, которая не сильно затронула его первые работы. Но в последние годы жизни болезнь все больше овладевала им, и он даже был помещен в психиатрическую лечебницу.

    Возможна ли диагностика шизофрении с помощью живописи?

    Шизофрения – сложное и до сих пор малоизученное заболевание. Медикам необходимо много времени, чтобы правильно его диагностировать, для этого собирается большой объем информации о больном. И конечно, определить такое заболевание только по рисункам нельзя.

    Живопись душевнобольного – это отображение его психического состояния на текущий момент, «слепок» его сложного мира бредовых идей, галлюцинаций, попытка осознания себя и своего места в мире.

    Психиатры выделяют характерные именно для шизофреников черты и особенности, четко видные в их изобразительном творчестве. У врачей даже существует классификация картин психически больных по основным признакам:

    1. С расщеплением, разрывом ассоциативных связей.
    2. С невыявленными (невыясненными) формами.
    3. В период обострения психотических симптомов стереотипность рисунков пациента обычно возрастает, но вновь становится более слабовыраженной в периоды ремиссии. Например, пациентка, поглощенная идеей своих взаимоотношений с мужчинами, часто изображала людей и фаллические символы в виде гор, столбов, иных вытянутых предметов. Повторяемость сюжета прослеживалась из работы в работу.

      Как вариант, отдельный фрагмент или любая малозначимая деталь будет главным объектом изображения, что также не характерно для творчества психически уравновешенных людей. Например, больной, отображая себя, рисует одну-единственную загогулину-морщину на лбу («это мои мысли», «это я – печальный»).

    • незаконченность, отсутствие целостности композиции;
    • Безусловно, для самого человека болезнь разума – тяжкое испытание. Однако, существует довольно распространенное мнение, что талант и психическая болезнь часто идут рука об руку. Нетривиальный взгляд на жизнь через призму, казалось бы, дефекта сознания подарил миру картины художников-шизофреников, признаваемых гениальными. Считается, что этим недугом страдали Винсент Ван Гог, Михаил Врубель, Сальвадор Дали.

      С точки зрения отображения развития болезни, в творчестве особый интерес представляют работы английского художника Луиса Уэйна (1860–1939). Всю свою жизнь Уэйн рисовал исключительно кошек, которые были абсолютно очеловечены в его живописи.

      Художник создал целый кошачий мир. Они передвигаются на задних лапах, носят одежду, создают семьи, живут в человеческих домах. Его работы были очень популярны уже при его жизни. Забавные «кошачьи» картинки печатались, в основном, на открытках, которые хорошо раскупались.

      Сюжет его картин остался неизменным – кошки, но вот сами картины постепенно утрачивают композицию, связанность, богатство смыслов. Все это вытесняет орнаментализм, сложные абстрактные узоры – черты, отличающие картины шизофреников.

      Изобразительное наследие гениев, больных шизофренией, бесценно. Однако, вопреки распространенному мнению о массовой гениальности шизофреников, стоит отметить, что возможный всплеск творческого потенциала приходится на первые, щадящие этапы болезни. Впоследствии, особенно после приступа психоза и под влиянием деградации психики, человек нередко теряет способность к продуктивному творчеству.

      Изобразительное творчество - один из самых ранних и древних видов искусства, способов самовыражения человека. Живопись помогает нам проникнуть в мир мыслей, чувств и образов личности художника. Поэтому возможности рисунка используются врачами при работе с больными шизофренией и другими душевными болезнями.

      Однако они могут послужить отправной точкой, сигналом для близких людей обратить внимание на развивающуюся душевную болезнь ребенка, родственника или друга.

      Ни в коем случае нельзя заниматься самодиагностикой и тем более закрывать глаза на признаки душевного расстройства у вашего близкого человека. Помните, что сами они воспринимают проявления болезни просто как особенности личности, и зачастую только близкие люди могут убедить их обратиться к врачу.

      Чем отличаются рисунки душевнобольных и здоровых людей

    • Символические.
    • Стереотипия в рисунке

      Тематика картинок будет отражать ту самую сокровенную и больную проблему взаимоотношений с миром: конфликты с людьми, галлюцинаторные видения, бредовые идеи.

      В отличие от здорового человека, увлеченно рисующего в одном жанре – например, портреты, пейзажи, морскую тематику и т. д. – рисунки шизофреников обязательно будут демонстрировать и другие яркие черты, характерные для живописи именно душевнобольных людей.

      Рисунки с разрывом ассоциативных связей, расщеплением

      Эффект расщепления, разрыва ярко проявляется в специфической фрагментарности художественного творчества больных шизофренией. Части тела или другого объекта изображаются отдельно друг от друга, могут разделяться линиями или даже предметами.

      Так называют изобразительные работы, состоящие из разнообразных деталей, не связанных между собой. Эти изображения незакончены, объекты на них неясно очерчены, преобладают штрихи неопределенной формы. Например, животные, нарисованные шизофрениками, будут иметь странный вид и форму, которые не встречаются в реальной жизни. Также они видят предметы, людей, события.

      Одновременно для картин шизофреников свойственны:

    • отсутствие пустых мест;
    • неподвижность образов (отсутствует движение);
    • Обратите внимание! В сравнении с живописью здоровых людей, творчество шизофреников наглядно демонстрирует картину душевной скомканности, разорванности, расщепления сознания, свойственных патологии. Особенно это будет заметно в процессе ухудшения психического состояния. Творчество здорового человека будет отличать, наоборот, целостность композиции, связанность и логичность деталей, разнообразие цветовой гаммы.

      Работы Луиса Уэйна часто публикуют в учебниках по психиатрии как раз в качестве яркого примера изменения живописи под влиянием развития болезни сознания.

      «ШизАрт»: о чем рисуют шизофреники

      На этой неделе в Казани открылась весьма необычная выставка. В галерее «ШизАрт» нет натюрмортов или пейзажей. На картинах души - портреты внутренних состояний душевнобольных людей. Их чувства, эмоции, переживания. Все это работы пациентов с диагнозом маниакально-депрессивный психоз и шизофрения. Корреспондент сайта Собака.ru побеседовал с куратором галереи Игорем Милованкиным.

      На выставке действительно рисунки шизофреников?

      В 2010 году экспозиция нашей первой выставки на девяносто процентов состояла из рисунков психически больных людей. И тогда же стали приходить посетители - в основном подростки, - и спрашивали: «У меня похожие рисунки, я сумасшедший?». В результате, за четыре года наших гастролей по России набралась коллекция картин посетителей - таких же ярких личностей со своим взглядом на мир.

      Сегодня у нас очень яркая галерея. В ней и коллекция профессора Александрова - рисунки шизофреников с 1949 года, и работы людей, которые находятся на лечении в клинике, и рисунки «обычных» подростков. Очень часто люди спрашивают: «У кого из них есть диагноз, а у кого нет?» А вы сами разберитесь. То, что у вас нет диагноза, хотя вы яркая личность, это не ваша заслуга, а недосмотр психиатров. Диагноз можно поставить любому, у кого есть мало-мальские скачки настроения. Что уж говорить о детях, которые рисуют подобные картины. Естественно, родители хватают их в охапку и ведут к врачу: «Дайте таблетку, чтобы мой ребенок стал нормальным».

      В Казани, кстати, выставка поделена на три части: треть ее составляют картины людей с диагнозом шизофрении, треть — люди-самоубийцы, которых мы потеряли за прошедшие четыре года и остальные — люди, которые смогли «выбраться» и побороться за свою судьбу.

      Были ли какие-то сложности из-за столь необычной темы выставки?

      Впервые выставка собралась в Челябинске в 2010 году, и ее в город не пустили. «Держите психов в психушке», — сказали нам и не дали никакого помещения. Даже когда мы договорились провести выставку в одном бомбоубежище, власти стали получать письма с негодованиями и требованиями запретить ее. В итоге первую выставку мы открыли на свалке в заброшенном здании в промзоне Челябинска. От конечной остановки транспорта нужно было идти еще полтора километра. Однако, за месяц нас посетило 1 500 человек, и это был настоящий резонанс. Вторую выставку мы уже согласовывали с администрацией и провели в старой заброшенной больнице Петрозаводска. Третья выставка была все-таки в бомбоубежище. За несколько лет мы посетили Карталы, Тольятти, Москву, Магнитогорск. Теперь вот в Казани.

      Есть ли какая-то схожесть тем в картинах?

      Посмотрите экспозицию. Очень яркий пример – четыре рисунка двух разных авторов, в которых один и тот же мотив – прощание с детством. Как вы видите, рисунки очень похожи стилистически, хотя дети не знакомы друг с другом. Когда начинаешь с ними общаться, они одинаково отвечают на вопросы о своих работах.

      Заклеенный рот: потому что все считают меня маленькой и никто не хочет слушать. «Не перебивай», «Замолчи», «Делай то, что тебе говорят».

      Медвежонок: единственный проводник в мир взрослых, единственный друг с детства, которому рассказываешь все страхи, сомнения, мечты. Ни разу он не сказал: «Отвали, я занят», никогда не проболтался, не предал.

      Нож и деревянная нога: неготовность быть взрослым. Мальчик более агрессивен: этот мир жесток, мне нужно будет себя защищать. Девочка с помощью этой деревянной ноги демонстрирует свою слабость.

      Все мы мыслим одинаковыми образами, и в картинах вы будете их постоянно встречать. Черно-белые цвета как добро и зло, у детей нет полутонов. Закрытые или сжатые рты. Медвежата. Бабочки, рыбки, птички – мечты. Связанные, скованные или оторванные руки — беспомощность. Глаза – надзор общества.

      Какой возраст у художников?

      Нашим авторам от тринадцати до двадцати лет. Знаете, всегда найдется человек, который на твое двадцатилетие подойдет и шепнет на ушко: «Ну что, третий десяток пошел?» И, видимо, на уровне подсознания срабатывает некий щелчок: начинаешь думать, что хватит бороться с этим миром, что-то там рисовать и кому-то доказывать, пора бы взяться за ум, карьеру строить, семью. И к своим двадцати пяти даже самый яркий гений превращается в обычного взрослого человека. Все думают: «Вот потом, когда-нибудь, я обязательно к этому вернусь». Это «потом», к сожалению, уже никогда не наступает.

    Шизофрения у детей – психическое заболевание, которое частично или полностью разрушает мыслительные, познавательные и эмоциональные функции психики ребенка. Нормальные процессы детского сознания замещаются галлюцинациями и бредом. Кардинально меняется личность ребенка и его взаимоотношения с миром.

    В сознании больных шизофренией детей все происходящие в реальности события смешиваются с элементами воображаемого мира. Невозможность отделить реальный мир от придуманного образует в их головах ужасную неразбериху, осмыслить которую сложно даже здоровому человеку.

    Ребенок, больной шизофренией, может иметь трудности в общении с родными и сверстниками. Болезнь делает его испуганным, замкнутым, а общественная жизнь (школа, работа) становится частью нереального мира, в котором шизофренику сложно ориентироваться. Полностью вылечить шизофрению нельзя, можно лишь облегчить её симптомы препаратами и психотерапией.

    Причины детской и подростковой шизофрении можно обусловить генетическими нарушениями. В ДНК больных детей обнаруживаются мутации, не свойственные здоровым людям. Ранее заболевание не отождествляли с генетикой. Сегодня медики допускают наличие предрасположенности у детей, родственникам которых (даже не прямым) установлен подобный диагноз.


    Также причины патологии можно проследить в нарушениях клеток мозга. Когда элементы ДНК (гистоны) не могут присоединить к себе ацетильную группу, образуется недостаточность ацетильно-гистоновых связей, порождающий диагноз шизофрения у детей и подростков.

    Существует версия, утверждающая, что причины заболевания кроются в дисбалансе таких веществ, как: серотонин, допамин, вазопрессин, норадреналин, холецистокинин в организме ребенка. Следствием такого дисбаланса становится сбой метаболизма белковых и углеводистых соединений.

    • поздняя беременность;
    • экстремальные жизненные условия – насилие физического, эмоционального характера, скандалы, развод родителей и прочее;
    • внутриутробные вирусные заболевания;
    • голодание матери во время вынашивания ребенка;
    • детская наркомания с употреблением психотропных веществ – ЛСД, псилобицина, МДМА.

    Интересно, что иногда у больных шизофренией рождаются дети с уровнем интеллекта, во много раз превышающим интеллект детей, рожденных здоровыми родителями. Причины такого явления пока не изучены.

    Как распознать?

    Признаки шизофрении у детей и подростков выражены слабо, характеризуются незавершенностью, стертостью. Однако легко можно выделить проявление симптомов стандартных групп – продуктивной и негативной.

    • Негативные признаки – исчезают нормальные качества, которые постепенно выпадают, стираются из личности больных детей. Снижается эмоциональность, познавательная потребность, активность, интерес к окружающему миру. Нарушается речь, деформируются процессы мышления, снижается уровень интеллекта. Происходит двигательная деградация – ребенок разучивается ходить, ползает.
    • Продуктивные признаки – в сознании больных появляются процессы, которых там не должно быть – галлюцинации, бред, фантазии, страхи, при этом ребенок принимает их за действительность. Неадекватно воспринимая свою внешность, они сроят бредовые идеи насчет несуществующих физических уродств, страдают анорексией. Проявляется философическая интоксикация – зацикленность на абстрактных проблемах, которая сопровождается примитивными, поверхностными размышлениями на возвышенные темы.

    Продуктивная симптоматика также проявляется грубостью, жестокостью, сексуальной расторможенностью, склонностью к алкоголю и наркотикам.

    Первые признаки

    Если ребенок дошкольного возраста болен шизофренией, первые признаки можно распознать не позднее 7 лет, внимательно наблюдая за его поведением. Если вы заметили странные перемены в ребенке в виде необоснованного страха, разговоров с кем-то невидимым, возможно у вас появились веские причины показать ребенка психиатру.

    1. Паранойя. Возможно, ваш ребенок вообразил, что окружающие обращаются к нему в унизительном тоне, все вокруг сговорились против него?
    2. Галлюцинации. Вы замечали, что он слышит голоса, разговаривает с ними, видит несуществующие вещи?
    3. Снижение в гигиене. Стал равнодушен к своему внешнему виду, безразличен к гигиене?
    4. Необоснованная тревожность, страх. Ваш ребенок жаловался, что боится каких-либо нестандартных вещей? Его страхи не похожи на обычные «страшилки» детей, вроде монстров в шкафу? Он высказывает опасения, насчет несуществующих вещей, которые невидимы другим?
    5. Изолированность. Возможно, он вдруг потерял интерес к общению со сверстниками, равнодушен к детским играм, не может построить длительные отношения с ребятами своего возраста?
    6. Экстремальная капризность. Вы наблюдали резкие, ничем не обоснованные перепады настроения, по крайней мере, видимыми причинами?
    7. Раздробленность речи. Не было ли случаев, что ребенок терял способность адекватно высказываться, вести диалог в рамках обычной модели?
    8. Хаотичность мысли. Вы замечали, что он иногда не способен отделить сны и сюжеты из телевизионной фантастики от реальных событий?

    Если хотя бы 5 из 8 признаков совпадает с симптомами, которые можно определить у вашего ребенка, возможно, вы столкнулись с первыми проявлениями шизофрении.

    • Возможно вас заинтересует:

    Чтобы последующая консультация у специалиста была максимально продуктивной, заведите дневник, записывайте необычные симптомы, которые сможете выявить. Для дальнейшей диагностики обратитесь в кабинет психиатра.

    Формы

    Исходом любой из форм шизофрении являются необратимые дефекты психики: эмоциональное оскудение, абулия, разорванное мышление и речь, выраженное слабоумие.

    Параноидная

    У детей редко встречается параноидная форма шизофрении, чаще у юношей и взрослых. Но если в возрасте 10-12 лет диагностируется параноидная шизофрения, то её проявления будут выражаться страхами, бредом, манией преследования, философической интоксикацией. Ребенок внезапно может стать чрезвычайно враждебным, злобным, особенно по отношению к близким, отказаться от еды, довести себя до . Ему всюду чудится заговор, будто его хотят отравить или сделать еще что-то ужасное.

    Кататоническая

    Характеризуется двигательными патологиями – кататоническим возбуждением, которое выражается в однообразных движениях и манипуляциях с вещами, неестественной подвижности – взмахи руками и т.д. Двигательная активность периодически переходит в состояние ступора, сильного мышечного напряжения, застывания в неловкой позе, неподвижности. Ребенок замкнут и отрешен от реального мира, страдает депрессией, негативизмом, отказывается есть, разговаривать, забивается в угол, не реагирует на вопросы.

    Гебефреническая

    Чаще всего наблюдают у подростков школьного возраста, юношей. Сначала ребенок становится рассеянным, страдает бессонницей и острыми головными болями. Основным признаком данной формы является дурашливое поведение, немотивированная веселость и возбуждение. Ребенок совершает однообразные нелепые поступки, становится чудаковатым, кривляется и гримасничает. Иногда галлюцинирует, придумывает бредовые идеи, словно хочет развеселить окружающих.

    Простая

    Простая форма шизофрении часто возникает у детей, реже – в юности. Ребенок стремительно теряет интерес к обучению, становится вялым, безразличным, замкнутым. Снижается уровень интеллекта, прогрессирует паранойя, галлюцинации. Ребенок становится агрессивным, особенно если его принуждают ходить в школу, стремится уйти из дома, бесцельно скитается где попало, совершает асоциальные поступки.

    • Интересно почитать:

    Привитая

    Развивается у детей, в подростковом возрасте, если были какие-либо травмы головы или поражения мозга, ставшие причиной зпр. Данная форма прививается на подходящую почву, поражая детей, которые в прошлом проявляли приступы капризного упрямства, были замкнутыми, раздражительными, возможно они перенесли неизвестное заболевание, интоксикацию.

    Диагностика

    Диагностика шизофрении у детей включает в себя лабораторные исследования и психологические методы. Психиатр предложит пройти комплексную диагностику, в которую войдут:

    • МРТ, для выявления типичных при шизофрении изменений в структуре мозга, исследования функциональной активности в каждой области мозга и исключения возможных опухолей.
    • Электрическая энцефалография, чтобы отразить явную картину мозговой биоэлектрической активности.
    • Дуплексное сканирование сосудов, для выявления возможных заболеваний – атеросклероза, патологий венозного оттока.
    • Нейротест, чтобы определить наличие аутоантител к белковым соединениям в нервных клетках – диагностика эффективности функций нервной системы.
    • Психологические тесты для определения адекватности мышления, памяти, восприятия и внимания, выявления сбоев в работе мозга.

    Одновременно будет проведена диагностика систем пищеварения, дыхания, эндокринной и сердечно-сосудистой. Обязательны анализы на наличие наркотических средств в крови, вируса Эпштейн-Барра и герпеса. Иногда исследуют спинномозговую жидкость, чтобы удостовериться в отсутствии инфекций и раковых новообразований.

    Рисунки

    Рисунки больных шизофренией детей – это эффективный метод, дополняющий клинические исследования. Творческая работа помогает ребенку выразить свои переживания, раскрыть типичные тенденции психологического расстройства.

    Выявить патологию по одному рисунку сложно, он лишь является сигналом, отображая возможные симптомы нездоровой психики ребенка.

    Лучшие рисунки, с точки зрения диагностики, получаются тогда, когда творческая работа осуществляется на свободную тематику, без уточнения задания.

    Рисунки больных детей содержат определенные признаки, позволяющие выявить симптомы шизофрении в раннем возрасте:

    • Символизм – в рисунке определенным способом зашифровывается некая информация. Такой шифр окружающим разгадать сложно, иногда ребенок сам не в состоянии понять свою работу.
    • Стереотипность – больной постоянно повторяется в своих рисунках. Каждая новая работа включает тот же образ, объект, форму.
    • Разрыв «ассоциативного аппарата» — составные части объекта, который пытается изобразить ребенок, бессвязны, разорваны. Изображая, к примеру, человека или животное, больной рисует его частями, некоторые части вообще рисует на другом листе.
    • Невыясненные формы – работа состоит из разнообразных, бессвязных элементов, незаконченных объектов, форму которых определить сложно. Рисунки живых существ отличаются довольно странным видом – несуществующие животные.
    • Агглютинация – при рассмотрении нескольких картин, можно заметить как одна работа, плавно перетекает, «проникает» в сюжет другой.

    Если говорить о цвете, то дети-шизофреники предпочитают абстрагироваться от определенных оттенков, раздражаются при виде некоторых цветов. При вялотекущей шизофрении отношение к цвету апатичное, если же атака прогрессирует, ребенка могут дико раздражать черный и красный цвет.

    Симптомы шизофрении хорошо прослеживаются на цветных рисунках. Частые признаки заболевания – неестественное сочетание цветов (солнце красного цвета, а трава – черная). Если картина нарисована тусклым серым цветом, но имеется яркое пятно, вспышка – это свидетельствует о надвигающемся приступе.

    Тесты

    Специфическая шизофрения, не позволяющая исследовать себя обычными клиническими методами, оставляет единственный ключ к пониманию внутреннего мира больного – психологические тесты.

    Тест «Маска»

    Пациенту показывают рисунок маски, которая имеет изогнутую форму и смотрящий видит её с вогнутой стороны. Ребенок с нормальной психикой воспринимает округлые формы, игру света-тени, поэтому маска кажется ему выпуклой. Но глаза шизофреника невозможно обмануть – он увидит, что маска вогнутая.


    Мозг больного не воспримет перечисленные показатели, либо не свяжет их с объектом, не установит связь между маской и окружающими её явлениями. На фоне кажущейся ему неразберихи он увидит лишь вогнутую маску.

    Цветовой тест Люшера

    Тест состоит из 8 цветов. Ребенку предложат выбрать цвета по степени приятности – от цвета, который больше всего приятен, до цвета, который не приятен, раздражает. Тест проводится в хорошо освещенном помещении с естественным освещением.

    Механизм теста прост – ребенок выберет цвета подсознательно. Анализ и расшифровка ответов теста говорят о том, что желтый цвет предпочитают . Не зря желтый цвет отождествляют с безумием.

    Лечение


    Лечение шизофрении у детей может проводиться дома или в стационаре. Госпитализация проводится, если симптомы говорят об острой форме – в таком состоянии дети и подростки опасны для окружающих и самих себя. Дальнейшая реабилитация будет проходить в реабилитационном центре и группах поддержки.

    Лечение сочетает применение лекарств, индивидуальную, семейную психотерапию, специализированные реабилитационные программы.

    Психотерапия

    Психотерапевтическая работа с детьми-шизофрениками успешно и эффективно практикуется с использованием моделей бихевиоризма: «политика жетонов», «усиленная коррекция», «техника удаления», «плата за проступок».

    Не менее эффективными оказались методики творческого самовыражения: элементы арт-терапии, психодраматические постановки, телесно-ориентированные методики, примеры танцевальной, интегративной терапии, а также других экзистенциальных методов.

    Препараты

    Прогрессирующая шизофрения у детей может потребовать применения психотропных препаратов – это атипичные нейролептики, воздействующие на нервные рецепторы, изрядно тормозящие негативные проявления и сохраняющие функции мышления и восприятия на удовлетворительном уровне.

    Действие нейролептиков не способно полностью подавить симптомы шизофрении у детей разного возраста, но они помогают сгладить проявления болезни.

    Наиболее эффективными считают действие Торазина, Геодона, Галоперидола, Зипрекса, Проликсина, Клозапина, Стелазина, Меларила, Трифалона и Навана. Самостоятельно отменять прием препаратов запрещается, в связи с высоким риском рецидивов.


    Дозу препарата определяет врач, так как их сложно подобрать правильно, с учетом стадии болезни. Тем более все нейролептики имеют побочные эффекты. Поэтому врач, лечащий ребенка препаратами должен следить за симптомами инсулиновой резистентности, чтобы не спровоцировать сахарный диабет.

    Электрошок

    Электрошок используется только при лечении детей старшего возраста, подростков исключительно в крайних случаях, чтобы быстро вывести ребенка из состояния глубокой . Процедура выглядит следующим образом: на мозг проводится воздействие коротким разрядом электрического тока.

    Предварительно пациента усыпляют и вводят лекарства, приводящие мускулатуру в расслабленное состояние. Лечение электрошоком спасает при тяжких депрессивных состояниях, когда есть вероятность попыток суицида.