Половая система кольчатых червей

1. Продолжите заполнение сводной таблицы на с. 13

2. Аргументируйте утверждение: «Среди различных червей кольчатые-наиболее высокоорганизованные»

Кольчатые черви впервые имеют вторичную полость тела и клеточное строение кожи. Во внутреннем строении появляется кровеносная система. Выделительная система представлена более развитыми метанефридиями. Большинство кольчецов - свободноживущие, некоторые имеют подобие ног - параподии. У всех двусторонняя симметрия. Есть органы чувств

3. Докажите, что перегородки, имеющиеся в теле кольчатого червя, выполняют защитную функцию

Каждый сегмент кольчатых червей отделен перегородкой и имеет по полному набору нервных узлов, нефридиев, кольцевых сосудов и половых желез. Если целостность одного сегмента нарушается, на жизнедеятельность червя это влияет в малой степени

4. Перечислите особенности строения, помогающие кольцам хорошо перемещаться в различных средах обитания

Некоторые виды кольчецов имеют параподии и щетинки для передвижения. Те виды, у которых нет параподий, имеют щетинки или их тело покрыто слизью для лучшего скольжения. Мышечная система всех кольчецов представлена кольцевыми и продольными мышцами

5. Изучив текст параграфа, закончите схемы

а) Пищеварительная система кольчецов

б) Нервная система кольчецов

в) Органы чувств кольчецов

6. Что произойдет, если тело кольчеца разделить на несколько частей?

Может произойти регенерация, и червь восстановит утраченные части. То есть произойдет бесполое размножение

7. Возможно ли половое размножение кольчецов без образования пояска?

Возможно. У некоторых многощетинковых червей, живущих в морях и относящихся к типу Кольчатые черви, размножение происходит в воде, оплодотворение наружное. Но у большинства кольчецов размножение происходит с помощью пояска

8. Как связаны между собой количество отложенных яиц в заботах о потомстве?

Существует прямая зависимость между количеством откладываемых яиц и заботой о потомстве. Некоторые полихеты откладывают немного яиц, и самка их охраняет. Это означает, что Кольчатые черви более прогрессивны, чем предыдущие типы червей

9. Назовите все возможные способы питания полихет

Среди многощетинковых червей есть хищники, питающиеся мелкими морскими животными. Есть всеядные, фильтрующие воду и питающиеся растениями

10. Закончите предложения

Развитие полихет происходит с чередованием жизненных форм . Их личинки не похожи на взрослых особей. Каждая жизненная форма выполняет различные функции: воспроизведение, расселение, самосохранение . У некоторых полихет наблюдается забота о потомстве

11. Закончите схему

Значение полихет в природе

1. Фильтруют воду

2. Они корм для рыб

3. Питаются остатками отмерших животных

12. В чем отличия в питании многощетинковых и малощетинковых червей?

Малощетинковые черви питаются органическими веществами из растительных остатков почвы, а среди многощетинковых встречаются и хищники, и всеядные, и растительноядные

13. Что общего в приспособлениях к перенесению неблагоприятных условий у простейших и олигохет?

Для перенесения неблагоприятных условий многие простейшие образуют цисту, а олигохеты - защитную капсулу, и впадают в диапаузу. Эти образования сходны по выполняемым функциям

14. Пользуясь текстом и рисунками учебника, изучите строение дождевого червя, а затем выполните лабораторную работу №3 «Внешнее строение дождевого червя». Сделайте рисунок дождевого червя, обозначив передний и задний концы тела, сегменты, поясок, щетинки.
Сделайте вывод о том, какие особенности строения позволяют червям вести подземный образ жизни

Вывод: Первичная полость тела - опорная. В ней находится жидкость, придающая телу червя упругость

15. Перечислите характерные черты пиявок:

1) Постоянное количество сегментов тела

2) Наличие присосок для прикрепления к телу жертвы или субстрату

3) Отсутствие щетинок на теле

4) Все пиявки живут в водной среде

16. Назовите 2 вида питания пиявок

17. Рассмотрите рисунки. Подпишите какому типу и классу принадлежат данные черви

18. Изучив текст параграфа, объясните почему пиявки чувствительнее, чем другие черви, к изменениям в окружающей среде

У пиявок нервная система развита лучше

19. Верно ли утверждение: «В грязной воде олигохетам трудно дышать, а пиявки чувствуют себя хорошо»?

Утверждение не верно. Пиявки очень чувствительны к чистоте воды и при ее загрязнении погибают. Олигохеты же стойко переносят загрязнение воды и могут долго жить в таких водоемах

20. Что произойдет, если пиявки перестанут вырабатывать гирудии?

Гирудин необходим для препятствия свертыванию крови на ранке жертвы и в желудке самой пиявки. Если он не будет вырабатываться, пиявка не сможет питаться, так как кровь свернется

21. С какой целью пиявок покупают в аптеке?

Пиявки используются в медицине для снижения давления крови при гипертонии и угрозе кровоизлияния, инсульта

22. Укажите характеристики, соответствующие каждому классу кольчатых червей

А - 1, 2, 8, 10, 16

Б - 4, 6, 11, 12, 17

В - 3, 5, 7, 9, 14, 15

Кроссворд №1. «Черви»

1. Капсула

3. Полихеты

4. Полость

5. Цепочка

6. Олигохеты

8. Дыхание

Ключевое слово: кольчецы

Рабочая тетрадь по по биологии. 7 класс. Латюшин В.В.

§ 9-10. Классы кольчецов. Тип Кольчатые черви, или Кольчецы.

1. Продолжите заполнение сводной таблицы на с. 13

2. Аргументируйте утверждение: «Среди различных червей кольчатые-наиболее высокоорганизованные».

Кольчатые черви впервые имеют вторичную полость тела и клеточное строение кожи. Во внутреннем строении появляется кровеносная система. Выделительная система представлена более развитыми метанефридиями. Большинство кольчецов – свободноживущие, некоторые имеют подобие ног – параподии. У всех двусторонняя симметрия. Есть органы чувств.

3. Докажите, что перегородки, имеющиеся в теле кольчатого червя, выполняют защитную функцию.

Каждый сегмент кольчатых червей отделен перегородкой и имеет по полному набору нервных узлов, нефридиев, кольцевых сосудов и половых желез. Если целостность одного сегмента нарушается, на жизнедеятельность червя это влияет в малой степени.

4. Перечислите особенности строения, помогающие кольцам хорошо перемещаться в различных средах обитания.

Некоторые виды кольчецов имеют параподии и щетинки для передвижения. Те виды, у которых нет параподий, имеют щетинки или их тело покрыто слизью для лучшего скольжения. Мышечная система всех кольчецов представлена кольцевыми и продольными мышцами.

5. Изучив текст параграфа, закончите схемы.
а) Пищеварительная система кольчецов
б) Нервная система кольчецов
в) Органы чувств кольчецов
6. Что произойдет, если тело кольчеца разделить на несколько частей?

Может произойти регенерация, и червь восстановит утраченные части. То есть произойдет бесполое размножение.

7. Возможно ли половое размножение кольчецов без образования пояска?

Возможно. У некоторых многощетинковых червей, живущих в морях и относящихся к типу Кольчатые черви, размножение происходит в воде, оплодотворение наружное. Но у большинства кольчецов размножение происходит с помощью пояска.

8. Как связаны между собой количество отложенных яиц в заботах о потомстве?

Существует прямая зависимость между количеством откладываемых яиц и заботой о потомстве. Некоторые полихеты откладывают немного яиц, и самка их охраняет. Это означает, что Кольчатые черви более прогрессивны, чем предыдущие типы червей.

9. Назовите все возможные способы питания полихет.

Среди многощетинковых червей есть хищники, питающиеся мелкими морскими животными. Есть всеядные, фильтрующие воду и питающиеся растениями.

10. Закончите предложения.

Развитие полихет происходит с чередованием жизненных форм. Их личинки не похожи на взрослых особей. Каждая жизненная форма выполняет различные функции: воспроизведение, расселение, самосохранение. У некоторых полихет наблюдается забота о потомстве.

11. Закончите схему
Значение полихет в природе

12. В чем отличия в питании многощетинковых и малощетинковых червей?

Малощетинковые черви питаются органическими веществами из растительных остатков почвы, а среди многощетинковых встречаются и хищники, и всеядные, и растительноядные.

13. Что общего в приспособлениях к перенесению неблагоприятных условий у простейших и олигохет?

Для перенесения неблагоприятных условий многие простейшие образуют цисту, а олигохеты – защитную капсулу, и впадают в диапаузу. Эти образования сходны по выполняемым функциям.

14. Пользуясь текстом и рисунками учебника, изучите строение дождевого червя, а затем выполните лабораторнуюработу №3 «Внешнее строение дождевого червя». Сделайте рисунок дождевого червя, обозначив передний и заднийконцы тела, сегменты, поясок, щетинки.
Сделайте вывод о том, какие особенности строения позволяют червям вести подземный образ жизни.
Вывод:

15. Перечислите характерные черты пиявок:
1) Постоянное количество сегментов тела (33)
2) Наличие присосок для прикрепления к телу жертвы или субстрату.
3) Отсутствие щетинок на теле.
4) Все пиявки живут в водной среде.

16. Назовите 2 вида питания пиявок.

17. Рассмотрите рисунки. Подпишите какому типу и классу принадлежат данные черви.

18. Изучив текст параграфа, объясните почему пиявки чувствительнее, чем другие черви, к изменениям в окружающей среде.

19. Верно ли утверждение: «В грязной воде олигохетам трудно дышать, а пиявки чувствуют себя хорошо»?

Утверждение не верно. Пиявки очень чувствительны к чистоте воды и при ее загрязнении погибают. Олигохеты же стойко переносят загрязнение воды и могут долго жить в таких водоемах.

20. Что произойдет, если пиявки перестанут вырабатывать гирудии?

Гирудин необходим для препятствия свертыванию крови на ранке жертвы и в желудке самой пиявки. Если он не будет вырабатываться, пиявка не сможет питаться, так как кровь свернется.

21. С какой целью пиявок покупают в аптеке?

Пиявки используются в медицине для снижения давления крови при гипертонии и угрозе кровоизлияния, инсульта.

22. Укажите характеристики, соответствующие каждому классу кольчатых червей.
Классы типа Кольчатых червей.
А - Класс Многощетинковые черви.
Б - Класс Малощетинковые черви.

«Размножение животных» - Как появляются на свет черепашки? Какая птица выводит птенцов зимой? Перечислите стадии размножения бабочки. Какие птицы выводят птенцов три раза за лето? Почему самка рака непрестанно промывает икру водой? Викторина о размножении животных. Головастики- чьи детки? Оформите выводы в виде диаграмм. Учитель начальных классов Никифорова Татьяна Ильинична.

«Органы размножения» - Для яиц характерно большое количество желтка. Изучите размножение рыб и ответьте на вопрос: Для чего нужно изучать размножение организмов? В каком направлении шла эволюция органов размножения? Появляется матка, дающая возможность эмбриону развиваться в организме матери. Изучите строение органов размножения членистоногих и моллюсков.

«Развитие животных» - Прямое развитие. Гаструла. Дробление. Постэмбриональное. Рост и развитие животных. Оплодотворенное яйцо- зигота. Бластула. Развитие животных. Эмбриональное. Урок биологии 6 класс Учитель биологии МОУ Новоцимлянская СОШ Константинова Е.П. Нейрула.

«Размножение и развитие животных» - Рождают детенышей. Откладывают яйца. Бабочка. Пресмыкающиеся. Земноводные. Икра --- малек --- рыба. Колюшка. Личинка. Детеныши --- взрослое животное. Насекомые. Развитие кузнечика. Группы животных. Развитие. Утконос. Яйца. Развитие бабочки. Куколка. Млекопитающие. Рыбы. Яйцо ---детеныш --- взрослое животное.

«Половое размножение животных» - У пчел, муравьев, тлей, ос, дафний. Основа существование видов – размножение. Из неоплодотворенного яйца развиваются самцы. Половое размножение животных. Знаете ли вы? Сколько особей участвуют при половом размножении? Легочные моллюски -гермафродиты. Партеногенез - у пчел. Какие формы размножения вы знаете?

«Постэмбриональное развитие» - Виды постэмбрионального развития. Задачи: Опорные точки изложения темы. Постэмбриональный период развития организмов: начало-выход организмов из яйцевых оболочек или при внутриутробном развитии зародыша - момент рождения. Постэмбриональное развитие животных. Три периода постэмбрионального развития. Дорепродуктивный Репродуктивный Пострепродуктивный период период период рост организма, активное старение, постепенное развитие и половое функционирование угасание процессов созревание. взрослого организма: жизнедеятельности. размножение.