Саадуев вслед за муфтием Дагестана отрекся от партии «Народ против коррупции.

Ярким событием в общественно-политической жизни республики стал выход заместителя муфтия Магомедрасула Саадуева из партии «Народ против коррупции». Попытка ещё неопытного в политических баталиях лидера НПК Магомедхабиба Тажудинова как-то оправдать уход главного локомотива партии выглядела довольно странно. Он заявил, что Саадуев «де-юре» никогда не состоял в партии. Напомним, ранее официальные аккаунты НПК активно распространяли следующую запись: «Проходящий под номером один в Народное собрание РД от регионального отделения партии "Народ против коррупции" Магомедрасул Саадуев завершил сегодня сбор документов. Он находится в хорошем расположении духа и настроен на победу».

Списки под замок!

Сообщение Муфтията Дагестана о том, что Саадуев решил прекратить деятельность в этой партии, прояснило важный вопрос, почему НПК отказывалась публиковать свои списки. На многочисленные просьбы сторонников партии обнародовать их, пресс-служба НПК отвечала уклончиво и списки до сдачи в Избирком так и не показала. Вполне возможно, что НПК попросту вводила в заблуждение своих же сторонников, которые шли в партию из-за того, что в ней был уважаемый многими жителями Дагестана Саадуев.

Всё становится на свои места. Сначала от НПК отрекся муфтий Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев, вслед за ним её покинул Магомедрасул Саадуев. Есть ожидания, что сын достопочтеннейшего шейха Саида-афанди Абдула Ацаев также покинет скандальную партию. Ранее шейх Абдулжалил Афанди рекомендовал своим мюридам не участвовать в политике в качестве кандидатов от партии «Народ против коррупции». Вслед за такими уважаемыми символами из партии могут начать выходить и рядовые активисты, разочаровавшиеся в непонятной им игре.

Ни одного коррупционного дела

Партия «Народ против коррупции», несмотря на громкие заявления и высокие ожидания жителей Дагестана до сих пор не может похвастаться какими-то значимыми победами в своей якобы борьбе с взяточничеством.

Представители НПК ставили в себе заслугу защиту Эльтавского леса, но есть сообщения, что участки на его территории продолжают продаваться администрацией Кировского района г. Махачкалы. Члены НПК разумеется должны быть в курсе ситуации. Но вместо того, чтобы решить проблему или как минимум сообщить о ней мэру Махачкалы Мусе Мусаеву, активисты НПК предпочитают проводить субботники. Так проще.

Остаётся непонятным и то, как члены собираются бороться с коррупцией. Нет информации ни об одном уголовном деле или серьезной проверке в адрес коррупционеров, которые были бы организованы с их подачи. На данный момент они не предложили ни одного метода борьбы, оставляя за собой право только перечислять и без того известные всем проблемы, играя на народных струнах. Члены партии в этом мало чем отличаются от тех чиновников и депутатов, чьи кресла они хотят занять.

До сих пор активисты НПК не назвали ни одной фамилии какого-либо коррупционера, предпочитая делам абстрактные призывы бороться с коррупцией. Возможно ли победить взяточничество не трогая взяточников? С кем они собираются бороться? Вполне вероятно, что ответов на эти вопросы у партии нет и вряд ли они появятся. А таких вопросов к партии с каждым днем становится всё больше. Вряд ли дагестанцев можно подолгу кормить обещаниями и красивыми призывами.

Будут ли НПКшники выполнять свои обещания после выборов, если уже перед выборами, когда даже ленивые функционеры выходят из спячки и стараются что-то сделать, чтобы хоть как-то проявить себя и оправдать свой мандат, партия «Народ против коррупции» бросается словами вместо дел?

Мифическое присутствие религиозных лидеров республики и представителей Нацгвардии в рядах партии, «хорошие настроения» Саадуева и пресс-секретаря партии Роберта Курбанова, которые должны своими улыбками победить коррупцию, это неполный список абсурдных заявлений, сделанных ими. Группы в дагестанской части «Фейсбука» и «Инстаграма» пестрят их яркими сообщениями, фотографиями и видеороликами. И дагестанцы начинают уставать от этого фарса.

То в жар, то в холод

Не до конца понятой остаётся и позиция партии по отношению к действующей власти. С самого начала своей политической борьбы НПК выступила в противовес действующему главе Дагестана Рамазану Абдулатипову. Один из главных идеологов НПК в Дагестане Руслан Гереев в своем комментарии для LIFE заявил, что ни один из проектов развития республики (авторство которых, как известно, приписывает себе Абдулатипов) не был завершен, а все обещания так и остались обещаниями.

Затем НПК поспешила отказаться от своей оппозиционности и даже заявила о готовности помогать властям Дагестана. Возможно, первое обвинительное заявление было сделано, чтобы просто привлечь к себе противников действующей власти.

Интересен и состав главных активистов НПК. Лидер партии в Дагестане – Магомедхабиб Тажудинов входил в Совет доверенных лиц Абдулатипова. Пресс-секретарь НПК – Роберт Курбанов, который до этого работал в Белом Доме и в главном рупоре правительства – в РИА Дагестан. Ещё один активист Руслан Гереев всего несколько месяцев назад с таким же упорством пиарил Общероссийский народный фронт, «дочернюю компанию» Единой России.

В качестве членов партии заявили о себе бывший руководитель движения «Я Помощник Президента» и заместитель министра по делам молодежи Ахмед Магомедов, начальник отдела Наркоконтроля Хасайбат Валиева и много других колоритных персонажей, включая бывших работников Счетной Палаты Дагестана. Большие сомнения вызывают способность и желание выходцев из таких государственных структур к борьбе с коррупцией. Не говоря о членах партии, приходящихся детьми и племянниками республиканским чиновникам. Может ли НПК на самом деле гарантировать, что никто из них не брал и не давал взяток? Дагестан перестаёт тешить себя иллюзиями на этот счёт.

14:34 — REGNUM Практически с самого своего зарождения партия «Народ против коррупции» столкнулась с давлением со стороны представителей власти республики. Такое мнение высказал ИА REGNUM 22 июля политический обозреватель газеты «Черновик» Магомед Магомедов .

По его словам, давление выражалось не только в прозрачных намёках главы Дагестана Рамазана Абдулатипова , считавшего деятельность этой партии ненужной и идущей вразрез с его политикой. Партия, опиравшаяся на официальное духовенство республики, хоть последние это отрицают, стала на самом деле народной силой, считает эксперт, так как духовные лидеры и близкие им молодежные авторитеты умеют мобилизовать народные массы.

«Традиционно, несмотря на официальные данные, дагестанские выборы проходят при низкой явке населения, а результат выборов (особенно, если это касается выборов в НС РД, Госдуму или президента России) формируется в кабинетах администрации главы РД. При таких подходах к выборам, их примерные результаты, как правило, уже известны заранее. Механизм прост: основные партии договариваются между собой о будущем распределении мандатов и согласовании результатов выборов. Появление партии «Народ против коррупции» (НПК), причём на фоне небольшого конфликта главы региона с муфтиятом, показало, что эта партия некий внесистемный проект, способный поломать договоренности основных партий. НПК, совместно с другими внесистемными (не оппозиционными) партиями, могла обеспечить реальную высокую явку населения на выборы, контроль и чистоту избирательного процесса и подсчёта голосов», — считает эксперт.

Именно это, по его мнению, стало причиной того, почему на партию оказывалось сильное административное давление. Первым, как ни странно, сдалось духовенство, выведя из рядов НПК Магомедрасула Саадуева , отмечает Магомедов.

«Вполне возможно, тут сыграли роль и какие-то договорённости между руководством РД и муфтиятом. Оставшиеся в НПК молодежные и гражданские активисты, лидеры намеревались продолжить политическую борьбу, но не выдержали силового давления (к административному давлению, судя по официальным сообщениям НПК, подключились и силовики)», — заявил эксперт.

Что касается дальнейшей перспективы, то у партии остается мощный ресурс, который они намерены направить на поддержку кандидатов в депутаты Госдумы, считает Магомедов. Это, по его словам, позволяет НПК стать мощной союзнической силой для других, внесистемных партий на выборах, так как даже формальное участие партии в выборах позволяет им обеспечивать контроль прозрачности избирательного процесса, подсчета голосов и т.п. Кроме того, партия способна рекомендовать своему электорату, кого поддерживать на будущих выборах. А по наиболее реальному развитию сценария следует ожидать усиления административного давления на другие внесистемные партии (к примеру, на «Родину») и традиционных дагестанских выборов с таким же традиционным переписыванием протоколов и результатов, далеких от реальности, подчеркнул эксперт.

Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов с мусульманским духовенством. Фото: kavkazpress.ru (архив)

День единого голосования в Дагестане в этом году обещает быть достаточно интересным. Как и весь предвыборный процесс. Причина этому - активизация в местном политическом спектре движения «Народ против коррупции» (НПК). Активисты НПК заявили о своем намерении идти в Народное Собрание Дагестана. Наблюдатели уже прогнозируют, что НПК может не только смело бросить вызов проверенным старожилам местной политической жизни (КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, «Правое дело»), но и оспорить право на лидерство по мандатам у главного тяжеловеса - дагестанской «Единой России». В случае достижения НПК лидерских позиций дагестанскую политическую жизнь ожидает много интересного, вплоть до того, что местный парламент станет реальной и довольно жесткой оппозицией исполнительной власти.

Для многих дагестанцев словосочетание «Народ против коррупции» до недавнего времени было синонимом известной идиомы «темная лошадка». Ореол неизвестности с НПК спал, когда в качестве кандидатов от движения пошли представители, пожалуй, самой мощной альтернативной силы в Дагестане - суфийского духовенства.

Сын шейха

Лидером дагестанского общественного движения «Народ против коррупции», идущего на выборы в парламент Дагестана как представителя государственнической оппозиции дагестанским единороссам, стал ректор Дагестанского теологического университета имени шейха Саида эфенди Чиркейского Абдулла Ацаев .

Фамилия лидера государственников - оппозиционеров, а также отчество «Саидович» прямо указывает на очевидный факт: Абдулла Ацаев - сын известного суфийского устаза, убитого в конце августа 2012 года. Как и его отец, Абдулла Ацаев является суфийским имамом, мусульманским ученым. По сведениям информационно-аналитического ресурса OnKavkaz, к Абдулле Ацаеву еще при жизни его отца апеллировали многие силы, как из мусульманской среды Дагестана, так и из политической и административной. Абдулла Ацаев - один из лидеров вирда (направления), которое возглавлял его знаменитый отец. Поскольку в Дагестане (как и в Чечне, и Ингушетии) суфийский ислам тесно пересекается и переплетается с сугубо властными сферами (политической, экономической, административной и т. д.), Абдулла Ацаев является также и устазом многих дагестанцев, в той или иной степени облеченных властью. Исходя из этих тесных и сложно пересекающихся между собой связей, сын известного шейха (как и весь вирд ныне покойного Саида-эфенди) так или иначе был обречен соприкасаться с дагестанской политикой.

Выдвижение сугубо религиозного деятеля лидером светской политической партии для Дагестана не является чем-то особенным. Более того, для Страны гор это скорее нормально, чем исключительно. Многие дагестанские светские политики и общественники по совместительству являются активными, соблюдающими Шариат мусульманами. Участию мусульманских священнослужителей в политическом процессе не препятствует региональное и федеральное законодательство. По законам, мухтасиб, имам или другой служитель ислама не может быть депутатом любого уровня как представитель от своего муфтията, но имеет право делать это как частное лицо, в том числе в составе какой-то партии.

Как ранее сообщали многие северокавказские СМИ, дагестанское движение «Народ против коррупции» ранее преподнесло ряд не менее интересных политических сюрпризов. 12 апреля дагестанская газета «Новое дело» сообщила, что первым номером движения «Народ против коррупции» в предвыборном списке может стать первый заместитель муфтия Дагестана Магомедрасул Саадуев . Он не менее известен в мусульманской среде Дагестана, чем семья шейха Саида-эфенди Чиркейского . Как уже сообщало , Саадуев до назначения первым замом муфтия долгое время был настоятелем Джума-мечети Махачкалы. В период нашумевшего в конце 2015 года «котровского противостояния », Саадуев рассматривался как наиболее вероятный имам мечети «Ан-Надирийя». То, что имамом давнего оплота салафитов «двигали» именно Саадуева, объяснялось, помимо указаний властей, еще и тем, что настоятель главной мечети Махачкалы одинаково уважаем как последователями суфизма, так и «чистого ислама». Одно время Саадуев даже состоял во Всемирном совете мусульманских ученых (ВСМУ) - сугубо салафитской структуре, возглавляемой идеологами «Братьев-мусульман» Юсуфом Кардави и Али Карадаги . Членство Саадуева в ВСМУ скорее было формальным, но оно придавало ему дополнительное уважение в глазах салафитов. Отношения Саадуева с ВСМУ закончились, как только ДУМ Дагестана отозвало Саадуева из мечети на Котрова и заявило о своем фактическом отступлении из этого скандально известного прихода. Как передали корреспонденту EADaily источники в суфийских кругах республики, после этого Саадуев публично заявил, что больше не желает иметь ничего общего с людьми Кардави и Карадаги. 1 декабря прошлого года, почти сразу после окончания «котровского противостояния», Саадуев был назначен первым заместителем муфтия Дагестана.

Глава и шейх не поняли друг друга

До сих пор точно не ясно, была ли связь и какая именно между войной за мечеть на Котрова, кадровыми пертурбациями с Саадуевым и его публичным разрывом отношений с организацией Кардави-Карадаги. Но, как передают дагестанские эксперты, после неудачи с мечетью на Котрова между муфтиятом Дагестана и административным аппаратом Дагестана возникла пусть и незаметная с виду, но значительная брешь. Саадуев, как и другие сотрудники ДУМ Дагестана, полагал: вся история с мечетью на Котрова была заранее спланирована в дагестанских верхах. Сценарий предполагал как-то, что Саадуеву не дадут стать имамом, так и вообще то, что ДУМ Дагестана капитулирует в этом приходе, а в итоге предстанет перед народом в совершенно дискредитированном виде. Есть версия, что именно это подтолкнуло Саадуева согласиться стать «номером первым» в списках партии «Народ против коррупции» - движения, которое хоть стоит на патриотических позициях и поддерживает Владимира Путина , но к действующей дагестанской вертикали относится критически - оппозиционно.

Позже руководители движения - в основном мусульманская суфийская интеллигенция - решили сохранить Саадуева в предвыборных списках, но убрать из первых номеров. Немалую роль в этом сыграла реакция властей на неожиданную фронду духовенства. 19 апреля на проходившей в Махачкале конференции некоммерческих объединений Рамазан Абдулатипов высказался как против выдвижения Саадуева кандидатом в депутаты Народного Собрания, так и вообще против активного участия дагестанского духовенства в политике. ««Если я начну заниматься религией, шейх Магомедрасул не поймёт меня. И если шейх Магомедрасул начнёт заниматься политикой, я не пойму его», - заявил глава Дагестана.

По мнению местной газеты «Свободная республика», Абдулатипов «недвусмысленно дал понять», что не желает видеть в политике представителей духовенства, считая, что «духовенство должно заниматься своими делами, а светская власть - своими». Несколько позже сентенцию Абдулатипова озвучил своими словами его советник Деньга Халидов . Выступая перед студентами Дагестанского госуниверситета, Халидов заявил о нежелательности «использования мобилизационных и лоббистских возможностей» ДУМД для «поддержки неподготовленных кандидатов», претендующих на разные должности во власти. О движении «Народ против коррупции» Халидов сказал так: вопрос об участии этого движения в выборах в республиканский парламент должна решать Москва, которой стоит обратить внимание на то, что в списках НПК есть некомпетентные в политике люди вроде Магомедрасула Саадуева. «Если ведомое большинство поддерживает некомпетентного кандидата, власть должна сказать свое принципиальное слово», - заявил Деньга Халидов.

Определение сторонников НПК как «ведомого большинства» следует из определения Халидовым ДУМД как организации с «мобилизационными и лоббистскими возможностями». Иначе говоря, советник Рамазана Абдулатипова представил дагестанский муфтият как огромную теневую структуру, которая бесстыдно манипулирует чувствами верующих дагестанских масс и использует верующих в собственных политических играх, которые к исламу не имеют никакого отношения. Из этого логически вытекает, что такая ситуация недопустима для Дагестана, и потому светские власти должны использовать максимум административного ресурса для того, чтобы «Народ против коррупции» не дошел до финальной черты. С той же самой речью Халидов потом выступал в Москве, на проходившем 28 апреля в Общественной палате круглом столе «Роль и значение суфизма в возрождении традиционных духовных ценностей российских мусульман». Свои (точнее исходившие из высших кругов Махачкалы) тезисы Халидов в Москве озвучил сразу же после доклада Абдуллы Ацаева, посвященного тому, что следование канонам суфийского ислама - это для Дагестана залог создания у мусульман республики гражданского патриотического сознания.

Кризис инструментария

Отторжение у Махачкалы вызвали не исходившие от лидера НПК апелляции к исламу и его влиянию на гражданское сознание. Власти Дагестана, решившие поставить «Народу против коррупции» в плане выборов административные «рогатки», руководствуются следующими стратегическими соображениями. Во-первых, сразу было заметно, что за «Народом против коррупции» стоит мусульманская интеллигенция и мюриды суфийских устазов. Лидер НПК Магомедхабиб Тажудинов - бывший ректор Дагестанского теологического института. Во-вторых, суфии в Дагестане - мощная общественная сила, которая и в самом деле обладает мощными мобилизационными ресурсами. В случае резкой конфронтации между действующими светскими властями и суфиями, исход будет явно не в пользу светской вертикали. Исходя из этих соображений, между светскими властями и суфийским духовенством с 1990 годов следует договоренность взаимного невмешательства. Как пример, предыдущий муфтий Дагестана Саидмухаммад Абубакаров и суфийский устаз Саид-эфенди Чиркейский никогда не вмешивались в избирательные процессы в республике и своим примером демонстрировали ту же модель поведения своим последователям. В народе эту суфийско-светскую договоренность еще называют «пактом о ненападении». Намерение суфиев включаться в политику заставило власти Дагестана думать, что одна сторона выходит из «пакта о ненападении».

В-третьих, ситуация позволяет миллионным суфийским массам преобразовать возможности муфтията в реальную политическую партию, а потом использовать по максимуму ресурсы и влияние ДУМД как политические потенции этой партии. Как уже упоминалось выше, действующее законодательство позволяет участвовать имамам и муфтиям в светской политике. Не существует никаких формальных препятствий для того, что имамы, суфийские интеллектуалы или просто влиятельные мюриды в качестве частных лиц самоорганизовались в свою партию и потом пошли в составе этой партии на выборы любого уровня. Это право дают им и дагестанские законы, и Конституция РФ. Дагестанские власти воспринимают движение «Народ против коррупции» именно как зарождение такой партии, сугубо светского движения. В Махачкале резонно полагают, что чисто суфийская изначально партия может в перспективе притянуть к себе голоса сугубо светского электората. Даже того, который изначально к ДУМД относится негативно, вроде молодого поколения дагестанских коммунистов. Атеистически настроенный дагестанец, в случае чего, выразит солидарность с условно «суфийской» партией как со свежей оппозиционной чисто светской силой.

Надо отметить следующее. В другой ситуации у дагестанской вертикали не было бы резона ставить барьеры «Народу против коррупции». С участием в дагестанской политике местных справороссов или жириновцев дагестанская «Единая Россия» давно и прочно согласна. Но это согласие обусловлено тем, что у властей есть давний и проверенный инструментарий по взаимодействию с ЛДПР и «Справедливой Россией». Для других политических акторов, вроде «Народа против коррупции», этот проверенный инструментарий, увы, не годится. Времени на разработку и апробирование аналогичных подходов и механизмов у Махачкалы тоже нет.

К большому сожалению для Махачкалы, в 2016 году дали сбои опробованные ранее сценарии по сглаживанию конфликтов и противоречий через уверенный «ход конем» - выдвижение в Народное собрание Дагестана «Единой России» и практически гарантированную победу этой партии. Несмотря на то, что социологические данные показывают по Дагестану проедроссовскую ориентацию электрорального большинства, в реальности это большинство может повести себя иначе. Как пример - затянувшаяся более чем на полгода ситуация в Буйнакске, которой ранее был посвящен целый ряд публикаций . Выйти без потерь из буйнакского клинча Махачкале более-менее помогли только неизбирательные меры - прямое и бескомпромиссное применение административного ресурса. Но применение в бывшей столице Дагестанской АССР таких методов дало и обратный эффект: благодаря широкому освещению ситуации с выборами в городе, дагестанцы со всей республики поневоле «примерили Буйнакск на себя» и оценили, во что такой сценарий может обойтись им самим. Надо констатировать очевиднейшее. А именно - в ситуации с Буйнакском люди увидели, что можно переиграть непопулярную в народе власть. Но вместе с этим, переигранная власть пришлет «ответку», вплоть до силовых мер воздействия. Это, по мнению людей, показывает, что действующая в республике вертикаль пока не умеет и не привыкла проигрывать. Само собой разумеется, что такие народные умозаключения не прибавляют популярности дагестанской «Единой России».

«Бросайте ваххабитов в реку!»

В предыдущие годы, когда конкурентами дагестанских «медведей» были давние партнеры по выборам, вроде ЛДПР, эсэров и яблочников, Махачкале удалось бы добиться запланированного результата по нужному числу нужных мандатов на нужном уровне. Но внезапная активизация ранее не заявлявшего о себе движения «Народ против коррупции» (которое существует с 2013 года), да еще с мощной подпиткой в виде суфиев, заставляет переписывать весь сценарий заново. Поскольку времени катастрофически мало, рассуждают местные эксперты, Махачкале остается только апеллировать к пресловутому административному ресурсу. Да и то не факт, что эта мера поможет.

Как говорят эксперты, есть еще один способ: добиться договоренностей с руководством ДУМ Дагестана, чтобы наиболее активные и влиятельные суфии вышли из политической игры. Можно предполагать, что в качестве переговорного инструмента власть будет использовать апелляцию к покойному муфтию Абубакарову, который в критические для Дагестана девяностые годы пошел с главой Дагестана Магомедали Магомедовым на пресловутый «пакт о ненападении», после чего светская власть и «религиозники» образовали аналог советского «блока коммунистов и беспартийных». Но тут есть нюанс. Переговоры власть будет вести с главой ДУМ Дагестана муфтием Ахмадом Абдуллаевым . Есть гарантия, что муфтий согласится. Но абсолютно нет гарантии, что слово муфтия повлияет на других суфиев из «Народа против коррупции». Ахмад-хаджи Абдуллаев в муфтияте - не единоличный автократ, а компромиссная фигура, выбранная именно в качестве таковой после гибели в 1998 году предыдущего муфтия, Саидмухаммада Абубакарова. Сама структура муфтията не предполагает, чтобы муфтий решал единолично дела всех суфиев Дагестана. Решающее слово остается за коллективными органами - Советом алимов, меджлисами разных уровней и т. д.

К слову, ранее демонстрировавший отстраненность от дрязг светской политики Ахмад-хаджи Абдуллаев стал показывать, что в плане Дагестана он далеко не со всем согласен с властями. Поводом к фронде муфтия стало опять же поведение светских властей. В январе 2016 года газета «Черновик» организовала интернет-голосование за звание «Народный президент Дагестана». Как пишут дагестанские СМИ, на втором этапе голосования - с 4 по 11 февраля - муфтий республики набрал 1309 голосов, то есть в 436 раз больше, чем Рамазан Абдулатипов, набравший на этом этапе 3 голоса. В ходе следующего этапа с 11 по 18 февраля муфтий собрал 2543 голоса - в 31 раз больше, чем Абдулатипов, набравший 81 голос. В ходе четвертого этапа с 18 по 25 февраля муфтий собрал 5311 голосов - в 11 раз больше Абдулатипова. На последнем этапе муфтий собрал 13 427 голосов - в 353 раза больше дагестанского лидера. Итого исход был такой: почти 23 тысячи голосов - у Ахмада Абдуллаева, а у Рамазана Абдулатипова - 617.

Как сообщили потом СМИ республики, после подведения итогов голосования с муфтием якобы встречались некие представители руководства СКФО и федеральных органов власти из Москвы, что вызвало у руководства Дагестана болезненную реакцию. Следствием этой реакции, в частности, стала вышедшая 14 февраля на РГВК «Дагестан» передача, где близкий к властям Дагестана тележурналист Алексей Казак предложил возложить на ДУМД социальную нагрузку в виде добровольно-принудительного отчисления части пожертвований на нужды дагестанской «социалки». В ДУМД резонно сочли, что этот эфир не мог выйти без «заказа» со стороны махачкалинского «Белого дома», саму телепередачу оценили как провокацию, а поведение молодого журналиста Казака - как хамство. К реакции ДУМД на «социальный» эфир прибавилась память о других эпизодах взаимоотношений властей с религиозной сферой. В частности, уже упоминавшееся «котровское противостояние» и более мелкие эпизоды вроде публичной фразы Абдулатипова: «Бросайте ваххабитов в реку, я сам за все отвечу!» В текущей ситуации, сочли в ДУМД, заявления вроде абдулатиповского могут привести только к ответным реакциям джихадистов вроде убийств суфийских имамов или терактов. Помимо этого, в ДУМД указали, что слова главы Республики Дагестан фактически ниспровергают действующий в республике с 2011 года режим салафитско-суфийского диалога. Договоренности, пусть и формальные, необходимо соблюдать.

Надо отметить вот еще что. В статье «Предвыборный газават», опубликованной на дагестанском сайте «Годекан», говорится: дальновидно избрав своей предвыборной платформой борьбу с коррупцией, организовавшиеся вокруг «Народа против коррупции» сторонники ДУМД нашли одновременно и живой отклик у населения, и весьма действенный способ нейтрализовать возможное противодействие со стороны руководства республики. «Обозначая свою политическую деятельность как реализацию призыва президента страны Владимира Путина к обществу повсеместно подняться на борьбу с коррупцией, активисты движения лишают своих оппонентов возможности открыто противодействовать», - говорится в статье. В случае если противодействие со стороны республиканского руководства все же возникнет, то в обществе сразу начнутся различные спекуляции и интерпретация действий власти как нежелание искоренять коррупцию в своих рядах. Такие спекуляции могут сформировать негативное отношение избирателей к политическим партиям, поддерживаемым руководством республики на выборах в Народное Собрание РД: «Единой России», ЛДПР, КПРФ, эсэрам, «Правому делу». Именно об этом говорилось выше, когда упоминался проверенный инструментарий взаимодействия власти с определенными партиями. Упомянем еще раз: этот набор, в силу ограниченности спектра партий, для новых течений не подходит. Применять к «Народу против коррупции» инструмент, рассчитанный на ту же ЛДПР, - это все равно, что чинить очки гаечным ключом.

Нельзя не согласиться с другим выводом статьи: с учетом того, что явка избирателей в ходе муниципальных выборов в 2015 году даже официально не превысила 60% избирателей, а также с учетом высокой активности и четкой координации действий сторонников ДУМД, доля полученных партией «Народ против коррупции» голосов может достигнуть 25%. «С учетом того, что все политические партии в Дагестане (кроме «Единой России») в среднем сумели получить в минувшем году не более 10% голосов избирателей, можно предположить, что партия «Народ против коррупции» имеет достаточно твердые шансы стать второй по численности партийной фракцией в Народном Собрании Республики Дагестан. «В случае начала официальной предвыборной кампании, представители ДУМД могут стать как минимум третьей силой в Народном Собрании РД, о чем можно судить на основе результатов муниципальных выборов в 2015 году», - говорится в статье.

В теории, у власти есть еще один ресурс для преодоления внезапно проснувшегося суфийского сопротивления. Имеется в виду четвертая модель выборов в Народное Собрание, о которой ранее рассказывало EADaily. Но даже эта «американская» модель дает потенциальным избирателям НПК пространство для действий. Чтобы эта модель работала, выборщикам из региональных отделений «Единой России» надо за кого-то голосовать. Кроме этого, коллегии выборщиков, согласно регламенту дагестанских единороссов, будут формироваться из максимально широкого круга населения: молодежи, женщин, заслуженных работников и т. д. Жесткая модель выборов, конечно, ограничивает степень народного волеизъявления, но не может лишить свободы выбора всех людей без исключения. Это учитывают и в администрации Рамазана Абдулатипова.

Наджмудин Алиев, специально для EADaily

Руководитель пресс-службы регионального отделения Общероссийской партии «НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ» в Республике Дагестан Роберт Курбанов ответил на вопросы корреспондента информационного агентства «РЕГИОН-ПРЕСС» о деятельности партии, ее целях и задачах, структуре, и о том, как выстраивается работа НПК в городах и районах Дагестана.

Роберт Шабанович, как вы попали в НПК и когда получили предложение стать руководителем пресс-службы партии?

Мы знакомы с Магомедхабибом Тажудиновым достаточно давно. С того момента как он возглавил дагестанское отделение партии НПК я внимательно следил за деятельностью этой организации и когда поступило предложение вступить в партию, долго не думая согласился. Мне импонирует состав НПК и заявленные цели организации.

Прошлая моя работа была во многом связана с медиа, и видимо, поэтому ко мне поступило предложение возглавить пресс-службу партии. Надеюсь оправдать оказанное доверие.

- О партии «Народ против коррупции». Что представляет собой эта организация сегодня? Многие связывают с ней надежды на улучшение, но есть и те, которые ругают, пророчат распад. А ваш прогноз относительно партии?

Партия создана в 2013 году. Возглавляет ее Григорий Григорьевич Анисимов. В том же году было образовано дагестанское отделение НПК, и только недавно его возглавил юрист, ранее работавший в администрации Махачкалы Магомедхабиб Тажудинов.

С его приходом НПК в Дагестане получила новый импульс. Мы надеемся, что сможем охватить своей деятельностью весь Дагестан. На данный момент к нам поступает множество предложений о сотрудничестве, ряды НПК ежедневно пополняются новыми людьми. Штаб партии занят выявлением лидеров в районах и городах республики. Очень важно в преддверии выборов наладить работу непосредственно на местах.

К сожалению, за последние годы население стало достаточно скептически относиться к возможности проведения честных выборов. Бытует мнение, что итоги голосования заранее известны и соответственно нет никакого смысла принимать участие в этой процедуре. Мы надеемся, что к сентябрю сможем преодолеть это предубеждение и привести на избирательные участки десятки тысяч наших сторонников в самых разных муниципальных образованиях республики.

Есть правда и определенные лица, настроенные достаточно скептически. Но нельзя надеяться на какие-то позитивные изменения, лежа на диване и ничего не делая. Чтобы ваше мнение учитывалось надо прийти на участок и добиться этого, а не ждать пока за тебя какой-нибудь добрый и честный дяденька решит все проблемы. Этого не будет.

- Скажите, есть ли среди политсовета партии или рядового состава известные узнаваемые люди? Какова ее структура, политика территориальной экспансии, стратегия развития?

В НПК очень много известных, уважаемых и влиятельных людей. Они являются выходцами из самых разных городов и районов республики, представителями разных национальностей и конфессий, заняты в самых разных сферах жизни нашего общества. Не буду их здесь всех перечислять, их имена и так известны. С биографиями многих из них можно ознакомиться на официальных ресурсах партии в социальных сетях.

На данный момент функционирует центральный штаб НПК в Махачкале и формируются штабы во всех городах Дагестана. Работа в этом направлении продолжается и муниципальных районах республики.

Значительные усилия НПК сейчас направлены на формирование эффективной команды и создание «центров силы» НПК в городах и районах республики. Мы намерены бороться и отстоять каждый отданный за нас голос. Уверен, НПК станет самым массовым движением в Дагестане.

- Кто может быть членом партии НПК? Есть ли у вас какие-то особые критерии отбора?

Членом НПК, впрочем, как и любой другой партии может быть совершеннолетний, дееспособный, честный и порядочный гражданин Российской Федерации. Нужно просто иметь желание работать и помогать благому делу.

- Недавно было анонсировано, что НПК разрабатывает тактику развития партии, в том числе кадровую политику , какая сейчас работа проводится в данном направлении?

Тактика НПК очень проста – привлечь к работе максимальное число авторитетных и порядочных людей. Особые требования предъявляются к потенциальным кандидатам в депутаты. Они должны в первую очередь быть устойчивыми к внешнему давлению, иметь определённые мобилизационные ресурсы по месту выдвижения. Недостаточно быть просто честным и порядочным. Надо уметь работать с населением, быть способным защитить свои голоса, обладать уважением среди населения. Нам нужны люди с сильным характером и волей к победе.

Ряд представителей экспертного и журналистского сообщества предрекают НПК существенный успех на предстоящих выборах в Народное собрание Дагестана. Озвучивались также мнения о возможности создания НПК крупной фракции в половину мандатов парламента…

У партии действительно имеются очень серьезные мобилизационные ресурсы, высокий авторитет среди населения. Но мне не хотелось бы сейчас делать каких-либо прогнозов. Впереди много работы и очень многое зависит от того как хорошо мы сумеем использовать наш потенциал. Никаких шапкозакидательских настроений не должно быть.

Очень много материалов в СМИ и соцсетях, о якобы существующих проблемах во взаимоотношениях с региональной властью. НПК называют «оппозицией Абдулатипову», «исламской партией», связывают ее деятельность с муфтиятом Дагестана. Насколько эти утверждения соответствуют действительности?

Партия «Народ против коррупции» находится, если так можно выразиться в оппозиции к коррупционерам и коррупции как явлению. Мы не ставим своей целью борьбу с теми или иными конкретными политиками, в том числе с главой Дагестана. Партия не имеет никакого отношения к муфтияту, патриархии и какой бы то ни было, другой религиозной организации.

Соответственно НПК не является «исламской» партией. Мы не формируем свою команду по признаку религиозной или национальной идентичности. Вступить в партию может любой добропорядочный гражданин Российской Федерации. Мы уже презентовали многих из числа представителей нашей партии. Этого достаточно чтобы понять, что в состав регионального отделения НПК входят лица самых разных национальностей и конфессиональной принадлежности, возраста и социального положения. Это врачи и учителя, представители духовенства, известные спортсмены, военные и представители правоохранительных органов, деятели науки и культуры, общественники и предприниматели.

Хочу также подчеркнуть, что у дагестанского отделения партии «Народ против коррупции» пока нет никаких проблем во взаимоотношениях с республиканскими или муниципальными властями. Для этого просто нет оснований, ведь мы твердо следуем букве закона.

Во всяком случае, как нам кажется, региональные власти должны быть заинтересованы в создании условий для здоровой политической конкуренции. Уверен, она позволит существенно обновить и оздоровить политическую элиту Дагестана.

Роберт Шабанович , спасибо за интересную беседу

28 июля 2016, 14:58

Уважаемый Юсуп, согласен с тобой. Но они не прочитают, а если и прочитают не поймут. Чрезмерно увлечены собой и своей святостью. Мы с тобой не Алимы, не имамы. Но мы с тобой одними из первых комментаторов назвали этот шаг наших религиозников, претендующих на лидерство в религиозных вопросах стратегической и тактической ошибкой. Не услышали нас тогда, не услышат и сегодня. Тупость ведёт к тупику. Но это для нас- Дагестана, не тупик. Ислам не является тупиковой религией. Ислам есть религия очищения от завалов любых тупиков и безысходности.
Возможно, каждый из нас виноват в складывающейся ситуации, но мы не умеем и не научены жить в согласии самим собой и при этом все вины возлагаем на свою же религию и её Руководство. К примеру, возьмём ислам. Кого ислам назвал главными врагами общины? Главным врагом названы шайтан. Кто второй враг? Это лицемеры в самой религии. Некоторые наши Алимы говорят, что главными врагами являются многобожников. Как можно так мелко судить? Разве первыми мусульманами Мекки и Медины не стали теже язычники и многобожники? Именно из их среды выросли первые поколения мусульман. Это характерно не только для ислама, но и для иудеев и христиан. Ни одна религия не посыпалась с неба, как манна небесная и перепела. Все религии были ниспосланы через смертных пророков и для облегчения и свободы людей. Ни одна религия не требует обожествлениях своих религиозных лидеров. Но мы в Дагестане это делаем повсеместно. Это что, от ислама? Ничего подобного! Это от той самой нашей дикости и невежества о которой ты Справеливость пишешь. Вся гордыня в нас- это от шайтана и подпитывается она нашим невежеством и широко распространённым лицемерием. А Всевышний всегда изобличает козни лицемеров. Неважно, когда они жили, при пророках или в современном мире.
Не скрою, в дни начала активности НПК мы тоже беседовали с многими религиозными лидерами. Они нас спросили, что такое НПК и как относиться к их активности. На твёрдом основании Корана и Сунны мы им ответили. К ним надо относиться, как к заблудшим в болоте. Если кому то из них нужна помощь от Аллаха, такой спасётся и мы поддержим такое спасение уповавшего на Аллаха. Если кто то из них ждёт спасения от Властей, Политики, мы им ничем помочь не сможем, кроме как добрым назиданием и увещеванием. Кто нас послушался- добровольно сложили свои полномочия и вышли из политического болота с честью сохранив своё достоинство. Кто упорствовал были унижены самой властью и политикой, которой хотели служить, оставаясь худшими из лицемеров. Ни в земной власти, ни в мандатах спасение мусульман. Все это байки для неустойчивых и унесённых ветрами маиша- поиска жизненных благ. Для мусульманина достаточно тех благ, который Всевышний определил для каждого своего творения. Но когда мусульманин хочет увеличит свой удел за счёт Власти, политики, мандата, он осознанно бросил себя в объятья своего злейшего врага- шайтана. Не бывает и не будет ни одного лицемера ни в какой религии, который не был бы подгоняемым своими шайтанами. Кто самый яростный организатор и вдохновитель террора в мире? ИБЛИС!!! Он материален? Да. Он также материален, как и сам человек. ИБЛИС и есть тот ОГОНЬ Страстей, который незримо пожирает человека изнутри, ибо сотворён ИБЛИС из огня и стал он из свойств и качеств человеческих страстей. Наши уважаемые Алимы вместо того, чтобы разъяснит и помочь людям подавит в себе эти страсти ОГНЯХ, начали пропагандировать и разжигать этот огонь в сердцах людей ещё больше и тем самым обманулись сами и обманули людей.
Нельзя было этого делать, кто бы об этом не попросил.
сегодня после публичных собственных унижений некоторые из идейных из НПК нам говорят:-"мы снимаемся с выборов, чтобы не нарушать ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО и общественный мир!"
Ислам запретил азартные игры и ислам не несёт ответственности, если кто то решил стать шулером, под Исламской вывеской.
Чтобы пользоваться исламскими понятыми и категориями, сначала надо стать убеждёнными не на словах, а сердцем мусульманином. Если в чьём то сердце нет стойкости, надо остановится, одуматься, а не продолжать снять семена раздора. Им бесполезно говорить и объяснять, что они первыми нарушили Законы Аллаха и Сунну Пророка с.а.с. Их ссылки на то, что они не хотят нарушать законы государства и общественный мир в стране это отмазки, для оправдания своего малодушия и отступления.
Помнишь, как некоторые мусульмане бросили свои позиции во время сражения под горной Ухуд и побежали собирать добычу ещё не побеждённых многобожников в Окрестностях Медины. В результате такого бегства с позиций мусульмане потерпели одну из самых трагических поражений. Кто были те, кто покинули свои позиции, не смотря на строгое повеление пророка с.а.с. не делать этого, если даже многобожники будут одерживать верх в бою? В основном это были лицемеры из мусульман, которые приняли Веру языком, но сама вера не дошла до их сердец. Для них добыча в бою оказалась ценнее, чем их Вера и неукоснительное соблюдение повеления пророка с.а.с. Так Аллах поражением испытал Дух и Верность мусульман и помог им обрести Знания различения Верности от лицемерия.
Брат Юсуп, воллахи это поражение НПК не есть поражение и даже не тупик Ислама в Дагестане. Это полная и безоговорочная капитуляция мусульманского лицемерия в Дагестане. Это свидетельство того, что Дагестан был и остаётся страной расчленённой, раздроблённой Надежды, где все уповают на могущества Хана- "Парня из нашего Села".
Уважаемый брат Юсуп. В Москве живут и работают умные учёные мужи. Если у вас там есть такая возможность доведи до их сведения, что они не правильно и неверно переводят смыл слова "Дагестан" и используют это ошибочное суждение уже более 600 лет.
Сколько можно обманывать себя, что "Дагестан"- переводится, как "Страна Гор". Разве в мире есть хоть какая то страна без гор? Даже в песках Сахары и Прериях Америки и Австралии имеются горы! Не правильно они переводят название нашей республики. Это позднейшие выдумки людей, берущие своё начало с рубежа 14-16 веков нашей Эры.
Топономическое название ДАГЕСТАН это двухсложное словообразование из двухдревнеарамецских словообразований, с времён потомков сыновей АДАМАС и НОЯ. В переводе с древнесемитского языка слова ДАГЪ- означает- РАЗБИТАЯ, Расчленная, РАЗДЕЛЁННАЯ. Второе слово СТАН в древнесемитский языках означает место отдалённой от центра- стоянку- СТАН, а вовсе не страну, как целостное понятие.
Таким образом Дагестан - не "страна гор", как нам впарывают в мозги современные историки. Дагестан- разбитая, разделённая, разделенная на Станы- стоянки разных народов, куда отправлялись на изгнание отдельные семьи, роды и племена древнейших народов для заселения и несения дозорных функций на самых отдалённых и труднодоступных рубежах древнейших цивилизаций. Бывало и так, что здесь находили приют и беглые семьи и роды. Нельзя Дагестан рассматривать вне Кавказского социума. Весь Кавках таков- это разбитые, расчленённое и разбитые на стоянки народы и языки. Отсюда и многообразие и архаичность сохранённых здесь отголосков древнейших народов и их языков.
Может нам всем стоит немножко призадуматься и меньше выпендриваться о том, кто из нас тут древнее и кто более религиознее.
Когда планеты и звезды в космосе взрываются- их пыль разлетается повсему космосу. От того, что песчинка космической пыли будет вопить в космических далях, о своём величии, это не делает его не планетой и не звездой.
Суть: "мы - кавказцы, заражены космическим Величием- будучи пылью мироздания" и это опасная болезнь. Она у нас обостряется сезонно: весной и осенью. От выборов и до выборов, от одного кризиса до другого кризиса. Мы вдруг начинаем вспоминать, какими "мы были парнями из Высоких Звёзд".
Вот это "звёздная болезнь" в нас вдруг стала приобретать "освящённый статус в пыле и газообразованиях типа НПК и наши религиозные лидеры не оказали неотложной, своевременной медицинской помощи своим пациентам. Не обижаться нам надо друг на друга, а учиться- "лечиться от опасной радиации звёздной пыли".