Праведный Иов: образ надежды через страдание.

Архимандрит Тихон (Агриков)

Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращуся, Господь дал, Господь и взял

(Иов. 1, 21).


На всем свете нет человека, который больше бы перенес неправды, чем Иов многострадальный. Напраслина, нищета, страшные удары потерь, злая ненависть от близких, ропот, уныние, отчаяние - вот цепь ужасных мук, перенесенных праведным и неповинным человеком.

Будучи непорочным перед Богом и людьми, Иов страдал исключительно по зависти бесовской. Сатана не стерпел его добродетелей и праведной жизни. И вот, по Божию попущению, он навел на Иова ужасные бедствия.

Праведный Иов был богат и знаменит. У него было семь сыновей и три дочери. Было семь тысяч голов мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц, а также весьма много прислуги.

В один злополучный день Иов все это потерял. Детей, когда они все были вместе, раздавил упавший дом, в котором они находились. Его весь скот угнали иноплеменники. Имение разграбили разбойники. Слуг и дворовых побили.

Когда Иов услышал обо всем этом, он разодрал свои одежды в знак великого горя, упал на землю и сказал: “Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращуся, Господь дал, Господь и взял… Буди имя Господне благословенно!” (Иов. 1, 21).

Но диавол на этом не успокоился. Он поразил Иова лютой проказой от подошвы ног по самое темя его. Иов вышел из селения, потому что нельзя было ему находиться там по причине зловония, исходящего от него. Он сел на пепел вне селения и черепком соскабливал гной со своих ран. Это были физические страдания. Но кроме них есть страдания более тяжкие - нравственные, душевные.

Сатана, видя что и проказа не сломила дух Иова, навел на него душевные страдания. Жена Иова - самый близкий человек - стала его укорять и злословить. Она пришла на гноище Иова и сказала ему:

Доколе ты будешь терпеть? Вот подожду еще немного и уйду от тебя. Дети мои все погибли, имение тоже, все болезни и труды мои, коими я трудилась, все напрасно. Сам ты сидишь и смраде червей, проводя ночь без покрова, а я скитаюсь и служу, перехожу с места на место… До каких пор все это будет? Скажи некое слово к Богу и умри.

Но Иов сказал жене своей:

Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели мы доброе будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов. 2, 10).

Но вот к Иову пришли три его знатных друга. Они хотели утешить его, но вместо этого еще более причинили ему страданий. Друзья стали укорять Иова за то, что он страдает за свои тайные, злые дела. Скрыв от людей какие-то грехи, Иов не мог скрыть их от Всевидящего Бога, Который вот теперь, дескать, и наказывает его этими страданиями.

Для честного и невиновного человека больнее всего та боль, когда в чем-либо его обвиняют, а он в этом совершенно не виноват и чист. Эта душевная мука мучительнее всякого физического страдания.

Услышав от близких своих неправедное обвинение себе и видя, что они его совершенно не понимают, Иов почувствовал всю тяжесть своего одиночества. Горечь и слезы наполняли его бедную душу и он воскликнул:

Погибни день, в который я родился, и ночь, в которой зачался человек! Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева… Теперь бы лежал я и почивал, спал, и мне было бы спокойно… Или, как выкидыш сокрытый, я погиб бы, как младенцы, не увидевшие света… На что страдальцу дан свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее… На что дан свет человеку, путь которого закрыт и которого Бог окружил мраком? Вздохи мои предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода… Нет мне мира, нет покоя, нет отрады (Иов. 3, 26). Опротивели душе моей жизнь моя, предамся печали моей, буду говорить в горести души моей. Скажу Богу: не обвиняй меня, объяви мне, за что Ты со мною борешься? Хорошо для Тебя, что Ты угнетаешь, что оставляешь дело рук Твоих (Иов. 10, 1–3).

И вот Господь отвечал Иову из бури:

Где ты был, когда Я полагал основание земли? Скажи, если знаешь… Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышедши как бы из чрева?.. Давал ли ты когда в жизни указания утру и указывал ли заре место ее? Нисходил ли ты в глубину моря и входил ли в исследование бездны? Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?.. (Иов. 38, 4-33).

Иов отвечал Господу:

Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено… Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле… (Иов. 42, 1–2, 6).

Иов многострадальный страшно терзался своей душой, видя как нечестные благоденствуют и умножают свое беззаконие и насилие над слабыми. Он уже почти сомневался, стоит ли стремиться жить по правде и делать по совести? Коли нечестивые грешат, беззаконничают, живут безнаказанно в роскоши и славе, тогда какой же смысл делать добро и жить по правде?

Но Господь сказал Иову, что Бог так велик, так мудр и добр, что пути Его непроницаемы. И все, что Он делает с человеком, делает по Своей благости и любви. И если страдает человек несправедливо, он и награду получит за это великую. Но страдая, человек не должен пытаться узнать пути Божии, творимые с ним. Он должен доверять Богу во всем, что бы ми делал Господь с человеком. И в этом доверии Богу вся красота покорности человека своему Создателю и весь смысл спасительного смирения.

Испытав терпение праведника, Бог посрамил этим сатану, который более не дерзал клеветать на рабов Божиих. Затем Господь наградил Иова еще большим богатством, чем было у него до этого. И снова было у Иова семь сыновей и три дочери.

Праведный Иов жил еще много лет. Он видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода и умер в старости, насыщенный днями (Иов. 42, 17).

Так награждается Богом терпение людей, их страдания, их муки, если принимаются они не как случайные бедствия, а как посланные от Бога для нашей пользы.

Как близок Иов многострадальный ко многим современным людям, которые терпят тяжелые бедствия от близких, родных! Они лишаются своих домов, детей, имущества, высокого положения. И как часто они, бедные, готовы роптать на Бога, всех и каждого, видя как несправедливо их притесняют, поносят, унижают, готовы стереть их имена с лица земли. И вот такие страдальцы пусть помнят всегда Иова многострадального, который по зависти и злобе других все потерял, а потом получил еще здесь, на земле, вдвое, втрое больше, чем имел до этого.

Да если люди до пришествия Христова могли так терпеть, то как мы должны быть теперь терпеливыми, когда перед своим взором имеем страдания Самого Господа нашего Иисуса Христа и Его великое терпение за нас грешных.

Жи-тие пра-вед-но-го Иова Мно-го-стра-даль-но-го

Свя-той пра-вед-ный Иов жил за 2000-1500 лет до Рож-де-ства Хри-сто-ва, в Се-вер-ной Ара-вии, в стране Ав-си-ти-дий-ской, в зем-ле Уц. Жизнь и стра-да-ния его опи-са-ны в Биб-лии (Кни-га Иова). Есть мне-ние, что Иов при-хо-дил-ся пле-мян-ни-ком Ав-ра-аму: был сы-ном бра-та Ав-ра-ама - На-хо-ра. Иов был че-ло-ве-ком бо-го-бо-яз-нен-ным и бла-го-че-сти-вым. Всей ду-шой он был пре-дан Гос-по-ду Бо-гу и во всем по-сту-пал со-глас-но Его во-ле, уда-ля-ясь от все-го зло-го не толь-ко в де-лах, но и в мыс-лях. Гос-подь бла-го-сло-вил его зем-ное су-ще-ство-ва-ние и на-де-лил пра-вед-но-го Иова боль-шим бо-гат-ством: у него бы-ло мно-же-ство ско-та и вся-ко-го име-ния. Семь сы-но-вей пра-вед-но-го Иова и три до-че-ри бы-ли друж-ны меж-ду со-бой и со-би-ра-лись на об-щую тра-пе-зу все вме-сте по-оче-ред-но у каж-до-го из них. Через каж-дые семь дней пра-вед-ный Иов при-но-сил за сво-их де-тей жерт-вы Бо-гу, го-во-ря: "Мо-жет быть, кто из них со-гре-шил или по-ху-лил Бо-га в серд-це сво-ем". За свою спра-вед-ли-вость и чест-ность свя-той Иов был в ве-ли-ком по-че-те у со-граж-дан и имел боль-шое вли-я-ние на об-ще-ствен-ные де-ла.

Од-на-жды, ко-гда пе-ред Пре-сто-лом Бо-жи-им пред-ста-ли Свя-тые Ан-ге-лы, явил-ся меж-ду ни-ми и са-та-на. Гос-подь Бог спро-сил са-та-ну, не ви-дел ли он ра-ба Его Иова, му-жа пра-вед-но-го и чуж-до-го вся-ко-го по-ро-ка. Са-та-на дерз-ко от-ве-чал, что неда-ром бо-го-бо-яз-нен Иов - Бог бе-ре-жет его и умно-жа-ет его бо-гат-ства, но ес-ли на-слать на него несча-стья, то он пе-ре-станет бла-го-слов-лять Бо-га. То-гда Гос-подь, же-лая по-ка-зать тер-пе-ние Иова и ве-ру, ска-зал са-тане: "Все, что есть у Иова, Я пре-даю в твои ру-ки, толь-ко са-мо-го его не ка-сай-ся". По-сле это-го Иов вне-зап-но ли-шил-ся всех сво-их бо-гатств, а по-том и всех сво-их де-тей. Пра-вед-ный Иов об-ра-тил-ся к Бо-гу и ска-зал: "На-гим вы-шел я из чре-ва ма-те-ри мо-ей, на-гим воз-вра-щусь к ма-те-ри сво-ей зем-ле. Гос-подь дал, Гос-подь и взял. Да бу-дет Имя Гос-подне бла-го-сло-вен-но!" И не со-гре-шил Иов пе-ред Гос-по-дом Бо-гом, и не про-из-нес ни од-но-го нера-зум-но-го сло-ва.

Ко-гда Ан-ге-лы Бо-жии вновь пред-ста-ли пе-ред Гос-по-дом, и сре-ди них са-та-на, то диа-вол ска-зал, что Иов пра-ве-ден, по-ка сам невре-дим. То-гда Гос-подь воз-ве-стил: "Я по-пус-каю те-бе сде-лать с ним, что хо-чешь, толь-ко ду-шу его сбе-ре-ги". По-сле это-го са-та-на по-ра-зил пра-вед-но-го Иова лю-той бо-лез-нью - про-ка-зой, ко-то-рая по-кры-ла его с ног до го-ло-вы. Стра-да-лец при-нуж-ден был вы-се-лить-ся из об-ще-ства лю-дей, сел вне го-ро-да на ку-че пеп-ла и гли-ня-ным че-ре-пом скоб-лил свои гной-ные ра-ны. Все дру-зья и зна-ко-мые оста-ви-ли его. Же-на его при-нуж-де-на бы-ла до-бы-вать се-бе про-пи-та-ние, тру-дясь и ски-та-ясь из до-ма в дом. Она не толь-ко не под-дер-жи-ва-ла сво-е-го му-жа в тер-пе-нии, но ду-ма-ла, что Бог на-ка-зы-ва-ет Иова за ка-кие-ли-бо тай-ные гре-хи, пла-ка-ла, роп-та-ла на Бо-га, уко-ря-ла и му-жа и на-ко-нец по-со-ве-то-ва-ла пра-вед-но-му Иову по-ху-лить Бо-га и уме-реть. Пра-вед-ный Иов тяж-ко скор-бел, но и в этих стра-да-ни-ях остал-ся ве-рен Бо-гу. Он от-ве-чал жене: "Ты го-во-ришь как од-на из безум-ных. Неуже-ли доб-рое мы бу-дем при-ни-мать от Бо-га, зло-го не бу-дем при-ни-мать?" И не со-гре-шил пра-вед-ный ни в чем пе-ред Бо-гом.

Услы-шав о несча-сти-ях Иова, три его дру-га при-шли из-да-ле-ка к нему раз-де-лить его скорбь. Они счи-та-ли, что Иов на-ка-зан Бо-гом за гре-хи, и убеж-да-ли непо-вин-но-го ни в чем пра-вед-ни-ка по-ка-ять-ся. Пра-вед-ник от-ве-чал, что он стра-да-ет не за гре-хи, но что эти ис-пы-та-ния по-сла-ны ему от Гос-по-да по непо-сти-жи-мой для че-ло-ве-ка Бо-же-ствен-ной во-ле. Дру-зья, од-на-ко, не ве-ри-ли и про-дол-жа-ли счи-тать, что Гос-подь по-сту-па-ет с Иовом по за-ко-ну че-ло-ве-че-ско-го воз-мез-дия, на-ка-зы-вая его за со-вер-шен-ные гре-хи. В тяж-кой ду-шев-ной скор-би пра-вед-ный Иов об-ра-тил-ся с мо-лит-вой к Бо-гу, про-ся Его Са-мо-го за-сви-де-тель-ство-вать пе-ред ни-ми его неви-нов-ность. То-гда Бог явил Се-бя в бур-ном вих-ре и уко-рил Иова за то, что он пы-тал-ся про-ник-нуть сво-им ра-зу-мом в тай-ны ми-ро-зда-ния и су-деб Бо-жи-их. Пра-вед-ник всем серд-цем рас-ка-ял-ся в этих мыс-лях и ска-зал: "Я ни-что-жен, от-ре-ка-юсь и рас-ка-и-ва-юсь в пра-хе и пеп-ле". То-гда Гос-подь по-ве-лел дру-зьям Иова об-ра-тить-ся к нему и про-сить его при-не-сти за них жерт-ву, "ибо, - ска-зал Гос-подь, - толь-ко ли-цо Иова я при-му, чтобы не от-верг-нуть вас за то, что вы го-во-ри-ли обо Мне не так вер-но, как раб Мой Иов". Иов при-нес жерт-ву Бо-гу и по-мо-лил-ся за дру-зей, и Гос-подь при-нял его хо-да-тай-ство, а так-же воз-вра-тил пра-вед-но-му Иову здо-ро-вье и дал ему вдвое боль-ше то-го, что он имел преж-де. Вме-сто умер-ших де-тей у Иова ро-ди-лось семь сы-но-вей и три до-че-ри, пре-крас-нее ко-то-рых не бы-ло на зем-ле. По-сле пе-ре-не-сен-ных стра-да-ний Иов про-жил еще 140 лет (все-го же он про-жил 248 лет) и ви-дел потом-ство свое до чет-вер-то-го ро-да.

Свя-той Иов про-об-ра-зу-ет Гос-по-да Иису-са Хри-ста, со-шед-ше-го на зем-лю, по-стра-дав-ше-го ра-ди спа-се-ния лю-дей, а по-том про-сла-вив-ше-го-ся слав-ным Сво-им Вос-кре-се-ни-ем.

"Я знаю, - го-во-рил пра-вед-ный Иов, по-ра-жен-ный про-ка-зой, - знаю, что Ис-ку-пи-тель мой жив, и Он вос-ста-вит из пра-ха в по-след-ний день рас-па-да-ю-щу-ю-ся ко-жу мою, и я во пло-ти мо-ей узрю Бо-га. Я узрю Его сам, мои гла-за, не гла-за дру-го-го уви-дят Его. Ча-я-ни-ем се-го ис-та-и-ва-ет серд-це мое в гру-ди мо-ей!" ().

"Знай-те, что есть суд, на ко-то-ром оправ-да-ет-ся толь-ко име-ю-щий ис-тин-ную пре-муд-рость - страх Гос-по-день и ис-тин-ный ра-зум - уда-ле-ние от зла".

Свя-той го-во-рит: "Нет несча-стья че-ло-ве-че-ско-го, ко-то-ро-го не пе-ре-нес бы этот муж, твер-дей-ший вся-ко-го ада-ман-та, ис-пы-тав-ший вдруг и го-лод, и бед-ность, и бо-лез-ни, и по-те-рю де-тей, и ли-ше-ние бо-гат-ства, и за-тем, ис-пы-тав ко-вар-ство от же-ны, оскорб-ле-ния от дру-зей, на-па-де-ния от ра-бов, во всем ока-зал-ся твер-же вся-ко-го кам-ня, и при-том до За-ко-на и Бла-го-да-ти".

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь праведному Иову Многострадальному

Бога́тство ви́дев доброде́телей И́овлих,/ укра́сти ко́знствоваше пра́ведных враг,/ и, разтерза́в столп телесе́,/ сокро́вище не укра́де ду́ха,/ обре́те бо вооруже́ну непоро́чнаго ду́шу,/ мене́ же и, обнажи́в, плени́,/ предвари́в у́бо мя пре́жде конца́,// изба́ви мя льсти́ваго, Спа́се, и спаси́ мя.

Перевод: Увидев богатство Иова, враг праведных (диавол) замыслил их похитить но, растерзав телесное основание, так и не украл сокровища духа, потому что встретил вооруженную душу праведника. Меня же (враг) раздел и обокрал, но предупреди мой конец и избавь меня, Спаситель, от и спаси меня.

Ин тропарь праведному Иову Многострадальному

Па́мять пра́ведного Твоего́ И́ова, Го́споди, пра́зднующе,/ тем Тя мо́лим:/ изба́ви нас от наве́тов и сете́й лука́вого диа́вола// и спаси́ ду́ши на́ша, я́ко Человеколю́бец.

Перевод: Память праведного Твоего Иова, Господи, празднуя, потому Тебя молим: избавь нас от клеветы и сетей лукавого диавола и спаси души наши, как Человеколюбец.

Кондак праведному Иову Многострадальному

Я́ко и́стинен и пра́веден, Богочести́в и непоро́чен,/ освяще́н же я́влься всесла́вне, Бо́жий уго́дниче и́стинный,/ просвети́л еси́ мир в терпе́нии твое́м, терпели́вейший и до́блейший.// Те́мже вси, Богому́дре, па́мять твою́ воспева́ем.

Перевод: Как верный и праведный, Богочестивый и непорочный, ты явился освященным, прославляемый всеми истинный угодник Божий, просветил ты мир терпением своим, терпеливейший и доблестный. Потому мы все, Богомудрый, воспеваем твою память.

Молитва праведному Иову Многострадальному

О, вели́кий пра́ведниче, И́ове Многострада́льне, чи́стым житие́м свои́м и свято́ю бли́зостию к Бо́гу просия́вый. Ты́ до Моисе́а и Христа́ на земли́ пожи́л еси́, вся́ же за́поведи Бо́жия, нося́ и́х в се́рдце свое́м, исполня́л еси́. Явле́нныя ми́ру чрез Христа́ и Его́ Святы́х апо́столов та́йны, глубо́кими свои́ми открове́нии уразуме́в, прича́стник ве́яний Ду́ха Свя́та бы́ти сподо́бился еси́. Вся́кия ко́зни диа́вольския, в по́сланных тебе́ от Го́спода особых искуше́ниих, и́стинным смире́нием свои́м препобеди́в, о́браз злострада́ния и долготерпе́ния все́й вселе́нней яви́лся еси́. Любо́вь ве́лию к Бо́гу и ко все́м лю́дем в безме́рных свои́х ско́рбех сохрани́в, чи́стым се́рдцем за гро́бом едине́ния с Го́сподем ра́достно ожида́л еси́. Ны́не же в селе́ниих пра́ведных пребыва́еши и Престо́лу Бо́жию предстои́ши. Услы́ши на́с гре́шных и непотре́бных, пред свято́ю ико́ною твое́ю предстоя́щих и усе́рдно к хода́тайству твоему́ прибега́ющих. Моли́ Человеколю́бца Бо́га, да к ве́ре кре́пцей, непоро́чней и неруши́мей на́с утверди́т, от вся́каго зла́ вра́г ви́димых и неви́димых защити́т, в ско́рбех и искуше́ниих на́м кре́пость пода́ст, в сердца́х на́ших па́мять сме́ртную при́сно сохрани́т, в долготерпе́нии и братолю́бии укрепи́т, и сподо́бит на́с на стра́шнем суде́ Христо́ве до́брый отве́т да́ти и в воскреше́нней пло́ти на́шей Триеди́наго Бо́га созерца́ти и сла́ву Ему́ со все́ми святы́ми воспева́ти во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святому и праведному Иову Многострадальному

Кондак 1

Избранному Господем великому Ветхаго Завета праведнику, пятому от Авраама Исавовых сынов сынови, Иову Многострадальному похвальное воспоем пение: яко своими дивными добродетельми и всем своим житием учителем всей вселенней явившемуся. Ты же, праведный Иове, приими сию похвалу, с любовию тебе приносимую, согрей наша сердца желанием подражати твоим подвигом, да единодушно зовем ти: Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Икос 1

Ангели Божии в день некий предсташа Господеви, хвалу Ему возносяще. С ними же и диавол прииде. Сей последний, вопрошенный Господем об Иове, начат клеветати на праведника, яко той чтит Господа земных ради благ, имиже Бог его награди. Мы же, злую диавольскую клевету на великаго праведника с горечию воспоминающе, тако Иова восхваляем: Радуйся, Иове, яко сам Господь наименова тя человека непорочна и благочестива. Радуйся, от Господа вся блага земная приемый. Радуйся, множество слуг имевый и стада своя тысящами исчитывавый. Радуйся, Господем дарованных тебе сынов и дщерей в великом благочестии воспитавый. Радуйся, яко о чадех своих великое попечение являл еси. Радуйся, яко ни к чему же от земных благ сердцем не прилеплялся еси. Радуйся, яко мудростию своею над всеми высоко стоял еси. Радуйся, яко царь посреде храбрых был еси. Радуйся, яко был еси благороднейший сущих от восток солнца. Радуйся, всеславне, Божий угодниче истинный. Радуйся, великая дела благая совершивый. Радуйся, в терпении своем мир просветивый. Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 2

Ведая веру несокрушимую и велию преданость воли Божии раба своего, даде Господь власть диаволу вся блага земная у Иова отъяти и чад его погубити. Мы же, сему особому изволению Божию дивящеся, вопием Премудрому Богу: Аллилуиа!

Икос 2

Разумом своим злым зело обрадовася диавол, таковое изволение Божие получивый. Во един день, егда вся чада Иовля единодушно в доме старейшаго брата своего трапезою наслаждахуся, посла диавол исполнители злые воли своея, и все имущество Иовле погуби, и десятерицу чад его смерти предаде. Буря нечаянных искушений на поколеба сего дивнаго столпа, и из уст его изыдоша сицевая мудрая словеса: Наг изыдох аз от чрева матере моея, наг и отъиду тамо: Господь даде, Господь отъят: яко Господеви изволися, тако бысть. Буди Имя Господне благословено во веки! Чтуще таковую преданность воли Божии праведника, мы в похвалу Иова сице глаголем: Радуйся, Иове, ничимже пред Господем согрешивый. Радуйся, Многострадальне, и устнама своима безумия Богу не давый. Радуйся, яко двери дома твоего выну отверсты бяху всякому мимошедшему. Радуйся, яко странник вне дома твоего не оставашеся. Радуйся, яко ты вдовича слезнаго ока не презрел еси. Радуйся, яко слепым, нога же хромых был еси. Радуйся, яко хлеб свой николиже един вкушал, сирым же обильно давал еси. Радуйся, яко вси немощнии, чесого требующии, вся от тебе радостно получали суть. Радуйся, яко о всяком немощнем ты плакал еси. Радуйся, яко видя мужа в скорбех, тяжко вздыхал еси. Радуйся, во всякой нужде и печали скорый помощниче. Радуйся, ищущым предстательства твоего неусыпный заступниче. Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 3

На силу свою полагаяся, сатана паки клевещет на Иова и Богу глаголет: Посли руку Твою и коснися костем его и плоти его, аще не в лице Тя благословит? И паки Господь предает дивнаго Иова в руце беззаконника. Сеятель же зла, вышед от лица Господня, злорадно порази Иова гноем лютым от ногу даже до главы его. И седяше праведник вне града на гноищи, взем чрепок, да острогает гной свой. Мы же, благословяще Бога, допустивша навести проказу лютую на Иова непорочнаго, прославления ради раба Своего, вопием Господу: Аллилуиа!

Икос 3

Воистинну терпение паче человеческаго имяше Многострадальный Иов. Болезнь в прокаженнем телеси умножашеся. Жена же праведника, зрящи страдания мужа своего и сатаною научаема, даде совет Иову: Рцы глагол некий ко Господу и умри. Он же, воззрев, рече к ней: Вскую яко едина от безумных жен возглаголала еси? Аще благая прияхом руки Господни, злых ли не стерпим? Во всех сих приключившихся ему, ничимже согреши Иов устнама пред Богом и не даде безумия Богу. Откуду кто возможет обрести глаголы, прославляющыя праведника новолепне? Обаче мы, любовию к Иову побеждаеми, Иовлими же словесы прославляем Многострадальнаго сице: Радуйся, яко кости твоя нощию смятошася и жилы твоя в разслабление приидоша. Радуйся, яко кожа твоя вельми помрачися. Радуйся, яко и составы телесе твоего от гноя сгореша. Радуйся, яко исполнен был еси болезнию от вечера до утра. Радуйся, яко тело твое в гнои червей пребываше. Радуйся, яко брашна твоя смрадом преисполнена быша. Радуйся, яко гнушахуся тебе и воставаху на тя видевший тя. Радуйся, Иове, всеми прилоги лукаваго непреклоненный. Радуйся, и до смерти Господу преданный. Радуйся, безумная словеса жены своея обличивый. Радуйся, столпе добльственный, в тяжких болезнех своих никакоже унынию предавыйся. Радуйся, в скорбех своих Бога благословивый. Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 4

Множество великих смущений найде на праведника, егда приидоша к нему три друзи его. Сии издалеча на прокаженнаго воззревше, не познаша его, и возопивше гласом велиим, восплакашася, разтерзавше ризы своя и посыпавше перстию главы своя: седяху при нем седмь дний и седмь нощей, и никтоже от них возгагола к нему словесе утешения. Зря таковыя други своя, всем сердцем устремися невинный страдалец к Богу, на Него Единого уповая и взывая Ему: Аллилуиа!

Икос 4

Слыша глас велий и вопль другов своих, уразумел еси, Многострадальне, яко тии не дадут тебе утешения. В горести же душевней, пред лицем Господа, отверзл еси уста своя, Иове, начен глаголати, яко лучше тебе не родитися, нежели жити кроме близости к Богу. Сострадающе праведнику в неизреченном его горе, в похвалу великия его преданности Господу, глаголем Иову сицевая: Радуйся, велий Ветхозаветный праведниче, все блаженство свое в близости к Богу полагавый. Радуйся, страх от Бога отверженну тебе быти в низпосланных искушениих испытавый. Радуйся, смерть предпочитавый, нежели жити тебе оставленну от Бога. Радуйся, чаянием утешения Божия скорби своя твердо претерпевый. Радуйся, яко о безконечной загробной жизни вещал еси. Радуйся, яко в смерти вечный покой полагал еси. Радуйся, скорби земныя яко предуготовление к жизни будущей разумевый. Радуйся, вечныя радости прозорливый провидче. Радуйся, о безсмертнем блаженстве ко Господу взывавый. Радуйся, в земных благах токмо с Господем благо видевый. Радуйся, яко красоты зримаго неба без Бога за ничтоже почитал еси. Радуйся, яко новаго неба и новыя земли всею душею ожидал еси. Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 5

Всецелыя Господу преданности праведника три друзи его в словесех Иовлих не разумеваху, токмо же ропот его на Бога видяху: сего ради внушаху Иову к Богу обратитися с молитвою и покаянием о гресех своих. Невинный же страдалец о единем моляше Бога, да даст ему Господь силу невинных страданий своих уразумети. К Богу, источнику премудрости и разума, от сердца своего сокрушеннаго праведник вопияше: Аллилуиа!

Икос 5

Хотя указати на неисповедимыя пути Господни, об уразумении киих и должно есть человеку Бога умоляти, ты други своя, Иове, жити в воли Божии наставлял еси. Мы же, мудрыя речи страждущаго праведника чтуще, приносим ему сия похвалы: Радуйся, яко неправды на Бога уста твоя не изрекоша. Радуйся, ложь другов своих мудро обличивый. Радуйся, о непостижимости промысла Божия смиренномудро вещавый. Радуйся, жизнь праведников в Ветсем Завете уяснити возжелавый. Радуйся, погруженна себе от природы во всякую скверну видевый. Радуйся, нужду в ходатаи между Богом и людьми своим благочестивым сердцем прозревавый. Радуйся, любве Отчи от Бога возжадавый. Радуйся, яко слезно умолял еси Господа, да не удалит Он от тебе страх Свой. Радуйся, яко искушения своя от Бога посланная почитал еси. Радуйся, яко грядущую смерть избавительницу себе от земных скорбей полагал еси. Радуйся, мудрый изъяснителю путей Божественных. Радуйся, благий руководителю к Царствию Небесному. Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 6

Проповедник непостижимости глубин Божиих, Божия премудрости и разума явился еси, Многострадальне, егда обличал еси своя лицемерствующыя други, мнящыя себе пути премудрости Божия разумеющя. Смиренно видя себе немощна промысл Божий ведети, возжелаше праведник на суд пред Богом стати и у Того особыя милости просити, дабы Господь грозную руку Свою отъял и страхом Своим его не ужасал. Нося в сердце своем смиренную мольбу ко Господу, со умилением Иов к Единому Судии и Богу взываше: Аллилуиа!

Икос 6

Возсия в души твоей, праведне, благодатный луч Божественный, егда в велицей горести своей приближение к смерти ожидал еси, и к невозвратному шествию в неведомую страну мрака и тьмы вечныя готовился еси. Всею бо душею любя Господа, по призыву Божию в загробный мир ити готов был еси, Иове, обаче надежды жизни новыя в близости к Богу в сердце своем не отривал еси. Радующеся таковому светлому чаянию страждущаго праведника, с любовию поем ему: Радуйся, смиренный, Богомудрый, невинный страдальче. Радуйся, о близости смертней непрестанно помышлявый. Радуйся, день и час кончины человека в премудрой воли Божии полагавый. Радуйся, рабе Христов нелицемерный. Радуйся, яко чистым сердцем своим Бога узрети возжелал еси. Радуйся, яко в своей глубокой Господу преданности дерзновенно Того вопрошал еси. Радуйся, яко от правды своея никакоже отступил еси. Радуйся, яко у Бога истинныя премудрости искал еси. Радуйся, други своя врачы неправедныя именовавый. Радуйся, в словесех их лесть пред Богом видевый. Радуйся, душу свою чисту и непорочну сохранивый. Радуйся, безбоязненно пред Господем на суде стояти восхотевый. Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 7

Хотящым истинную мудрость в сдовесех твоих уразумети, помози нам, угодниче Божий. Ложныя други своя обличая, указал еси им, Иове, яко блага земная и горести людския суть в руках Божиих. Господь раздает их премудро: отнюдуже и праведный люте страждает и нечестивый благоденствует. Тайны мироправления Божия человек перстный ведети не может, за вся же должен есть благодарити Господа и, восхлавляя Его, пети Ему: Аллилуиа!

Икос 7

Дивныя речи слышим мы из уст Ветхозаветнаго праведника. Лицемерсвующии же друзи его утешения Иову не даваху, наипаче же новыя скорби сердцу его причиняху. Праведник же токмо ко Господу мысль свою устремляше, на Единаго Заступника и Нелицепрятнаго Судию Бога уповаше, от Него Единаго утешения чая. Видяще таковое превыспренное устремление Многострадальнаго, величаем его сице: Радуйся, лицемерия мудрый обличителю. Радуйся, други своя злыя утешители именовавый. Радуйся, видевый други, покивающих главами над великими страданьми друга своего. Радуйся, токмо от Господа сердцу своему облегчения искавый. Радуйся, токмо на небесех Истиннаго Заступника себе видевый. Радуйся, яко ужасы пред Богом преисполняшеся сердце твое. Радуйся, яко чистою молитвою своею к Богу приближался еси. Радуйся, яко на правду свою крепко уповал еси. Радуйся, в смирении своем, беседовати с Богом недостойна себе почитавый. Радуйся, токмо умоляти Бога Судию своего желавый. Радуйся, невиновность свою пред всем миром свидетельствуяй. Радуйся, яко око твое благодатными слезами преисполнено бе. Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 8

Странно есть нам, сыном Завета Новаго, кровию Сына Божия искупленным и Евангелие Христово имущым, дерзновенная словеса Ветхозаветнаго праведника слышати. Великия тайны загробнаго мира Многострадальному не ведомы бяху, своим же преданным Богу сердцем Иов моляшеся, да озарит его Сущий на небеси Свидетель и заступник таковых таин ведением. Ко Господу слезит око Многострадальнаго и с умилением поет праведник Богу: Аллилуиа!

Икос 8

Чая приближения кончины своея, терпя на земли страдания тяжкая, в благодатных озарениих своих глаголаше праведник, яко аще в скорбех на земли несть облегчения, да скрыет его Господь в преисподних до времени. Егда же престанет гнев Божий, греси и беззакония людская покрыются, тогда Господь по милости своей даст праведнику близким к Нему быти. Мы же, таковое светлое упование страждущаго зряще, в особую ему похвалу глаголем сице: Радуйся, прозорливче Богомудрый и просвещенный. Радуйся, святый и великий страдальче. Радуйся, плотию постарадавый и греха свободивыйся. Радуйся, любовию ко Господу дух уныния препобедивый. Радуйся, яко светлыя надежды жизни будущия преисполнен был еси. Радуйся, яко всею душею в любовь безконечную Божию веровал еси. Радуйся, тайны загробнаго мира уведети возжадавый. Радуйся, в мрачных удолиих адовых милости Божия ожидавый. Радуйся, упование на светлую жизнь за гробом Давиду, Исаии, Иезекиилю и иным пророком равный. Радуйся, яко сим упование стал еси на единый путь с великими Ветхозаветными праведники. Радуйся, всем праведником радость светлаго бытия за гробом проповедавый. Радуйся, Евангельских Христовых истин прозорливый исповедниче. Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 9

Всякими великими искушеньми и скорбьми духовно возрастал еси, Иове. Господь же особыми откровении услаждаше душу твою, Многострадальне. Благодатно озаренный Богом, ты, избранниче Божий, вещал еси: Вем, яко жив Искупитель мой, Иже в день последний распадающуюся кожу мою сию из праха воскресит, аз же во плоти моей узрю Бога. Воспринимающе сердцами нашими сию веру в воскрешение плотию, мы, таковыми откровении праведника вразумляеми, вопием Богу: Аллилуиа!

Икос 9

Ветия воистинну неправедныя явишася многоречивии друзи твои, Иове. Ложнии сии утешителие возжелаша тя, страждущаго друга своего, укоряти, глаголюще, яко ты алчущих не питал еси, нищих не одевал еси, вдовиц и сирых обижал еси, и жажду ближних не утолял еси. О, великое долготерпение великого страдальца! Восхваляюще таковое долготерпение и чистое добродетельное Иовле житие, воспеваем ему сицевая: Радуйся, яко поношения от другов своих смиренно претерпевал еси. Радуйся, яко и посмеяния малых детей благодушно приимал еси. Радуйся, яко и раби твои любовь твою к ним забыша. Радуйся, яко и жена твоя лукавому совету неразумно внимаше. Радуйся, яко злый сатана, разтерзав столп телесе, сокровища духа твоего не украде. Радуйся, велий борче, вся козни вражыя препобедивый. Радуйся, яко Единаго Бога и Господа на земли зрети хотел еси. Радуйся, яко своею преданностию Господу прославился еси. Радуйся, высотою подвигов своих всех удививый. Радуйся, просвещения духовнаго указателю. Радуйся, всех людей великое утешение. Радуйся, яко многим в мире сем тобою спасение явися. Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 10

Спасения себе токмо от Господа чая, и светлую надежду на обновленную жизнь за гробом имея, Многострадальный Иов, иже праведник Ветхаго Завета быв, утвердитися в озарениих своих не дерзаше, в мыслех же и чувствиих своих сумняшеся и горесть некую в души претерпеваше. Мы же, праведнику в сей горести сострадающе и Святей воли Божии преклоняющеся, возопиим Любвеобильному и Премудрому Богу: Аллилуиа!

Икос 10

Стена крепкая в преданности Господу всему миру явился еси, Многострадальне, егда твердо о непорочности своей и лицемерии другов своих вещал еси. Имуще сердца, исполненная состраданием к невинно страждущему праведнику, едиными усты нашими со умиленнем зовем ему тако: Радуйся, великий праведниче, в страшных искушениих всецело преданность Господу сохранивый. Радуйся, ни от когоже от людей добраго утешения видевый. Радуйся, о лишении чад и пропавшем богатстве унынию никакоже предавыйся. Радуйся, яко всех нас побеждати искушения сребролюбия наставляеши. Радуйся, яко изменения в небесных светилех мудро разумел еси. Радуйся, яко ни единыя же приснопребывающия радости к мире сем видел еси. Радуйся, токмо во Единем Бозе радость и истину выну созерцавый. Радуйся, великая истинная откровения от Бога прияти сподобивыйся. Радуйся, яко ложь другов и укорения ближних крепостию духа своего превозмогал еси. Радуйся, яко всякая безсловесная похотения чистотою сердца своего препобеждал еси. Радуйся, во всех своих светлых упованиих никакоже посрамивыйся. Радуйся, яко в тайны загробнаго мира углублялся еси веянием Духа Святаго. Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 11

Пение всеумиленное воспоем Многострадальному, невиновность свою видевшему и неискупленную греховность людскую ведавшему. Зря на себе десницу Божественныя воли, в промысл Божий о человеце вероваше праведный, добраго чая конца. Разделяюще несокрушимую светлую веру его и упование на Бога, могущаго тяжкую Иовлю скорбь облегчити, мы купно с ним вопием Всеблагому Господу: Аллилуиа!

Икос 11

Светла озарения Многострадальнаго, светла и упования его. Времени же минувшу умолча Иов словесы. Умолчаша же и три друзи его ктому пререковати Иову, бе бо Иов праведен пред ними. Глаголет к нему новый собеседник Елиус, егоже речи благожелательней внемлет праведный. Не могущу же Иову уразумети вся словеса сия новая, се Господь Сам явися рабу Своему и глаголаше к Иову сквозе бурю и бурныя облаки, обличая, и наставляя, и исцеляя его. Той же с трепетом благоговейным, внемля словесем Божиим, безмолвне множицею себе укоряше, наипаче же познаваше, яко ничтоже есть пред лицем Божиим: и абие исполнися душа праведнича смирения благодатнаго. Видяще таковое глубокое пред Господем смирение, радостно поем Иову сицевая: Радуйся, великий в чистоте речей своих пред Господем. Радуйся, великий в безмернем пред Господем смирении. Радуйся, ничтожество свое познавый, на уста же своя руку положивый. Радуйся, подобно Аврааму, земля и пепел себе именовавый. Радуйся, велемудре, судьбы человека в мире до Христа на себе испытавый. Радуйся, верный слуго Господень, о своей мудрости глаголати не дерзавый. Радуйся, ни единым же словесем о речех другов своих обмолвивыйся. Радуйся, яко благоговейно выслушал еси Господа о дивных делех всемогущества Божия. Радуйся, в недомыслии пред Богом сокрушенно себе обличивый. Радуйся, пред премудростию Единаго Бога всею душею преклонивыйся. Радуйся, в смирении своем, обличавшему тя Господу радостно внимавый. Радуйся, всех смелых речей своих пред Господем отрекийся и в прахе и пепле раскаявыйся. Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 12

Благодатная велия радость в сердце твое, Многострадальне, сниде. Ты в бури и облаце Господа своего видел еси. Ты обличающее тебе слово Господа, и гневное слово Его к неверным другом твоим слышал еси. Проказа страшная сойде с тебе, Иове, и ты всякая блага земная в сугубом числе от Господа приял еси. В награду за скорби своя долголетие, по милости Божии, стяжал еси, и новую десятерицу чад своих радостно созерцал еси. Воскресение со всеми избранными своими Господь, тебе обетова. Презирая вся скорби своя, праведник и мы купно с ним всем сердцем радостно вопием Господу: Аллилуиа!

Икос 12

Безмерныя скорби претерпев и всецелую преданность всесвятей воли Божии показав, живый прообраз скорбей Господа, крестными страдании диавола победившаго, явился еси, Иове. Поюще твое чудное житие, восхваляюще безмерное долготерпение твое, Многострадальне, словесы Самого Господа, Его пророков и апостолов, и церковными словесы восхваляем тебе сице: Радуйся, праведниче, усты Божиими на всю вселенную хвалимый. Радуйся, истину в словесех о Бозе, не якоже твои лжеречивии друзи, явивый. Радуйся, яко Господь показа тя едина молитвенника за други своя. Радуйся, яко грехи таковыми Господь отпусти за молитвы твоя. Радуйся, Самем Господем не единажды истинный раб Божий нареченный. Радуйся, великий Ветхозаветный молитвенниче в ряду с Ноем и Даниилом. Радуйся, яко брат Господень наименова тя образ злострадания и долготерпения. Радуйся, яко той же апостол Иаков восхвали в твоем житии славную кончину Господню. Радуйся, яко Церковь Христова святую книгу твою повеле прочитывати во дни страстныя седмицы. Радуйся, прообразе страстей безгрешнаго Господа. Радуйся, яко Святый Златоуст призва нас образом страданий твоих к подражанию твоим подвигом. Радуйся, яко в Церкви Святей имя твое славно, досточестно и препрославлено. Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 13

О, великий праведниче Ветхаго Завета, Иове Многострадальне, приими наше посильное хваление твоих безмерных во славу Бога подвигов. Твоими сильными у престола Божия молитвами подаждь помощь нам, преклоняющим колена наша пред твоими многолетними тяжкими страданьми, твердыми в искушениих и злостраданиих быти, в вечную загробную жизнь несокрушимо веровати, на получение, по милости Божии, венцев праведных на страшнем суде Христове, твердо надеятися, да и мы в обновленней плоти нашей, с тобою и со всеми святыми, сподобимся Искупителя и Господа нашего зрети и вечно ему воспевати: Аллилуиа! Аллилуиа! Аллилуиа!

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)


Молитва первая праведному Иову Многострадальному

О, великий праведниче, Иове Многострадальне, чистым житием своим и святою близостию к Богу просиявый. Ты до Моисеа и Христа на земли пожил еси, вся же заповеди Божия, нося их в сердце своем, исполнял еси. Явленныя миру чрез Христа и Его Святых апостолов тайны, глубокими своими откровении уразумев, причастник веяний Духа Свята быти сподобился еси. Всякия козни диавольския, в посланных тебе от Господа особых искушениих, истинным смирением своим препобедив, образ злострадания и долготерпения всей вселенней явился еси. Любовь велию к Богу и ко всем людем в безмерных своих скорбех сохранив, чистым сердцем за гробом единения с Господем радостно ожидал еси. Ныне же в селениих праведных пребываеши и Престолу Божию предстоиши. Услыши нас грешных и непотребных, пред святою иконою твоею предстоящих и усердно к ходатайству твоему прибегающих. Моли Человеколюбца Бога, да к вере крепцей, непорочней и нерушимей нас утвердит, от всякаго зла враг видимых и невидимых защитит, в скорбех и искушениих нам крепость подаст, в сердцах наших память смертную присно сохранит, в долготерпении и братолюбии укрепит, и сподобит нас на страшнем суде Христове добрый ответ дати и в воскрешенней плоти нашей Триединаго Бога созерцати и славу Ему со всеми святыми воспевати во веки веков. Аминь.

Молитва вторая праведному Иову Многострадальному

О, святый угодниче Божий, праведне Иове! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтим святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Св. Иов происходил из рода Авраамова и жил в Аравии, в земле Хус, которая находилась на юго-востоке от Палестины, за Мертвым морем. Св. Иов отличался богобоязненностью, милосердием, справедливостью, истинностью, а более всего - соблюдением невинности своего сердца и удалением от всякого зла. У него было семь сыновей и три дочери. Он был также известен своим богатством и имел большое влияние на общественную жизнь в своей стране, т.к. по всему Востоку был в великом почете за свое благородство и честность.

Как-то раз, когда ангелы Божии собрались на небе перед престолом Божиим чтобы принести Богу разные человеческие мольбы о жизненных нуждах людей, - по попущению Божию пришел между ними и диавол. Господь сказал сатане: «Откуда ты пришел?» Сатана отвечал: «Я ходил по земле и обошел ее всю». Господь сказал ему: «Обратил-ли ты внимание на раба Моего Иова? Не найти на земле другого такого человека, который был бы так справедлив, богобоязнен и чужд всякого порока, как он!»

На это сатана отвечал Господу: «Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты-ли бережешь его? Ты благословил дела рук его и стада его умножил и распространил на земле. Но простри руку Твою и коснись всего, что есть у него, - отними у него все и тогда увидишь, станет-ли он благословять Тебя?»

Тогда Господь сказал сатане: «Все, что у него есть, Я отдаю в твои руки, делай по воле своей, только его самого не касайся». И отошел сатана от лица Господня.

После этого был день, когда сыновья и дочери Иова пировали в доме своего старшего брата. И вот, приходит к Иову вестник и говорит: «На твоих волов напали савеяне и угнали их, а слуг твоих перебили; спасся только я и прибежал донести тебе». Пока этот говорил, приходит другой вестник к Иову и рассказывает: «Огонь упал с неба и попалил весь мелкий скот и пастухов; спасся я один и прибежал сказать тебе». Еще не кончил этот своей речи, приходит новый вестник и доносит: «Подошли халдеи и, разделившись на три отряда, окружили верблюдов и угнали их, а слуг перебили; спасся я один и пришел возвестить тебе». Еще этот говорил, приходит иной вестник и докладывает Иову: «Сыновья твои и дочери твои пировали в доме старшего брата своего; вдруг страшный вихрь понесся из пустыни, обхватил дом с четырех углов и обрушил его на детей твоих; все погибли; спасся только я один и пришел известить тебя».

Выслушавши одну за другой эти ужасные вести, Иов встал, в знак тяжелой скорби разодрал свою верхнюю одежду, остриг свою голову, пал на землю и, преклонившись перед Господом, сказал: «Нагим я вышел из чрева матери моей, нагим и возвращусь в чрево матери земли. Господь дал, Господь и взял! Как угодно Ему, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!»

Так при всех этих тяжелых и невероятных обстоятельствах Иов не согрешил перед Богом ни одним безрассудным словом.

Затем, когда следующий раз ангелы предстали перед Господом, опять пришел между ними сатана. И сказал Господь сатане: «Откуда ты пришел?» Сатана отвечал: «Я был на земле и обошел ее всю». Господь сказал ему: «Обратил-ли ты внимание на раба Моего Иова? Нет на земле человека, который был бы ему подобен: так он добр, правдив и благочестив, – так он далек от всего злого! И даже при постигших его несчастьях он до сих пор остается тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно!» И отвечал сатана Господу: «Кожу за кожу, а за жизнь свою человек отдаст все, что есть у него, (т.е. в чужой коже человек может страдать, в чужой коже удары не так чувствительны); но простри руку Твою и коснись его собственного тела, и увидишь – благословит-ли он Тебя?»

Тогда Господь сказал сатане: «Вот, он в руке твоей. Я попускаю тебе сделать с ним, что захочешь, только душу его сбереги».

Сатана отошел от лица Господня и поразил все тело Иова страшной проказой, от подошвы ног его до самого темени его. Страдалец должен был выселиться из среды живых людей, т.к. был нетерпим между ними. Тело его покрылось отвратительными, смрадными струпьями; по все суставам разливался жгучий внутренний огонь. Сидя в пепле вне селения, Иов обломком черепка скоблил свои гнойные раны. Все соседи его и знакомые отстранились и оставили его. Даже жена его утратила сострадание к нему.

Спустя много времени она, в состоянии крайнего отчаяния, однажды сказала ему: «Доколе ты будешь терпеть? Вот погибла с земли память твоя – наши сыновья и дочери, болезни чрева моего и труды, которыми я напрасно трудилась. Сам ты сидишь на смраде червей, проводя ночь без крова, а я скитаюсь и служу, перехожу с места на место, ожидая когда зайдет солнце, чтобы хоть немного успокоиться от трудов и болезней моих. Не упорствуй, не отстаивай свою непорочность; но скажи некое слово Богу, похули Его и умри, – в смерти найдешь освобождение от своих страданий, а меня избавишь от мучений».

Так решала жена Иова для него и для себя вопрос о жизни: «кожу за кожу», как внушал ей сатана. Измученная и усталая нравственно, она готова была погасить последний луч истинной жизни: «похули Бога – и умри».

Не так, однако, рассуждал о своем состоянии сам страдалец. С сожалением взглянув на жену, Иов сказал ей: «Зачем ты говоришь как безумная? Если доброе мы принимали от Бога, то неужели злого не стерпим, не будем принимать?» И на этот раз Иов снова не согрешил перед Богом – не произнес на Бога ничего хульного.

Слух о несчастьи, постигшем Иова, распространился по окрестным странам. И вот три дальних друга его собрались вместе, чтобы прийти утешить его и разделить с ним скорбь его. Но, приблизившись к нему и сначала не узнав его, т.к. лицо его представляло сплошной гнойный струп, они от ужаса вскричали и зарыдали, а затем семь дней и семь ночей просидели напротив своего друга, не промолвив ни одного слова, потому-что видели как велико было его страдание и не находили средств утешить его в таком состоянии. Потом они заговорили с ним, но слова их еще больше расстраивали Иова, т.к. по понятиям того времени о том, что Правосудный Бог награждает добрых и наказывает злых, они считали, что если кто подвергается несчастью, тот человеку – грешник, и чем больше несчастье – тем, значит, греховней его состояние. Поэтому и об Иове они думали, что у него существуют какие-то страшные тайные грехи, которые он до сих пор искусно скрывал от людей и за которые Всевидящий Бог теперь открыто наказывал его, и они всячески убеждали его сознаться и раскаяться в своих преступлениях.

Праведный же Иов в своей непорочности ужасался от таких разговоров и старался защищать свое доброе имя, разъясняя своим друзьям, что он страдает не за грехи, но что Бог по Своей непостижимой для человека воле посылает одному тяжелую, а другому счастливую жизнь. Однако, друзья его оставались неубежденными, и даже еще больше обвиняли его за то, что объявляя себя невинным, Иов как бы представлял посланное ему от Бога наказание незаслуженным. Тогда Иов обратился с молитвой к Богу, прося чтобы Он Сам засвидетельствовал его невинность.

Господь действительно явился Иову в бурном вихре и укорил его за намерение требовать отчета от Бога в делах мироправления. Господь указал Иову, что для человека очень много непостижимого в явлениях и творениях даже одной видимой природы, а желание проникнуть в тайны судеб Божиих и знать почему Он поступает с людьми так, а не иначе, – является уже дерзким и самонадеянным. Этот разговор Господа с Иовом, (который читается в сокращенном виде на литургии Страстного Четверга), описанный в книге Иова (главы 38-41), рисует нам картину мироздания в тонах высокой духовной поэзии:

Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто это, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж; Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь: кто положил меру ей или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленою его, и утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота, и сказал: досюда дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим? Давал-ли ты когда в жизни своей приказание утру и указывал-ли заре место ее, чтобы она охватила края земли, чтобы земля изменилась как глина под печатью, и стала как разноцветная одежда? Нисходил-ли ты во глубину моря и входил-ли в исследование бездны? Обозрел-ли ты ширину земли? Объясни, если знаешь все это. Где путь к жилищу света и где место тьмы? Входил-ли ты в хранилище снега и видел-ли сокровищницы града, которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны? По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле? Кто проводил протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать траву к произрастанию? Знаешь-ли ты уставы неба и можешь-ли установить господство его на земле? Можешь-ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в обилии покрыла тебя? Можешь-ли посылать молнии, и пойдут-ли они и скажут-ли тебе: вот мы?....

И отвечал Иов Господу и сказал: «Знаю, что Ты все можешь и что намерение Твое неизменно. Так, я говорил о том, что не понимал, о чудных для меня делах, которых я не знал. Я слышал о Тебе прежде только краем уха своего, теперь же глаза мои видят Тебя».

После этого Господь возвратил Иову телесное здоровье и дал ему вдвое больше богатства, чем он имел прежде. Господь ущедрил Иова Своим благословением и родились у него, вместо умерших, снова семь сыновей и три дочери. Иов, после терпеливо перенесенных им испытаний, прожил еще 140 лет, (всего же он жил на земле 248 лет), и видел потомство свое до четвертого рода. Друзьям своим праведный Иов внушал не бояться телесных страданий, ни лишения благ земных, а только «меча Господня», т.е. гнева Бога Вседержителя.

«Знайте, что есть суд, – говорит он в своем наставлении, – суд, на котором оправдается только имеющий истинную премудрость – страх Господень, и истинный разум – удаление от зла».

Святой праведный Иов жил за 2000-1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии, в стране Авситидийской, в земле Уц. Жизнь и страдания его описаны в Библии (Книга Иова). Есть мнение, что Иов приходился племянником Аврааму ; был сыном брата Авраама - Нахора. Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Всей душой он был предан Господу Богу и во всем поступал согласно Его воле, удаляясь от всего злого не только в делах, но и в мыслях. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было множество скота и всякого имения. Семь сыновей праведного Иова и три дочери были дружны между собой и собирались на общую трапезу все вместе поочередно у каждого из них. Через каждые семь дней праведный Иов приносил за своих детей жертвы Богу, говоря: "Может быть, кто из них согрешил или похулил Бога в сердце своем". За свою справедливость и честность святой Иов был в великом почете у сограждан и имел большое влияние на общественные дела.

Однажды, когда перед Престолом Божиим предстали Святые Ангелы, явился между ними и сатана. Господь Бог спросил сатану, не видел ли он раба Его Иова, мужа праведного и чуждого всякого порока. Сатана дерзко отвечал, что недаром богобоязнен Иов - Бог бережет его и умножает его богатства, но если наслать на него несчастья, то он перестанет благословлять Бога. Тогда Господь, желая показать терпение Иова и веру, сказал сатане: "Все, что есть у Иова, Я предаю в твои руки, только самого его не касайся". После этого Иов внезапно лишился всех своих Богатств, а потом и всех своих детей. Праведный Иов обратился к Богу и сказал: "Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!" И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова.

Когда Ангелы Божии вновь предстали перед Господом и среди них сатана, то диавол сказал, что Иов праведен, пока сам невредим. Тогда Господь возвестил: "Я попускаю тебе сделать с ним, что хочешь, только душу его сбереги". После этого сатана поразил праведного Иова лютой болезнью - проказой, которая покрыла его с ног до головы. Страдалец принужден был выселиться из общества людей, сел вне города на куче пепла и глиняным черепом скоблил свои гнойные раны. Все друзья и знакомые оставили его. Жена его принуждена была добывать себе пропитание, трудясь и скитаясь из дома в дом. Она не только не поддерживала своего мужа в терпении, но думала, что Бог наказывает Иова за какие-либо тайные грехи, плакала, роптала на Бога, укоряла и мужа и наконец посоветовала праведному Иову похулить Бога и умереть. Праведный Иов тяжко скорбел, но и в этих страданиях остался верен Богу. Он отвечал жене: "Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, злого не будем принимать?" И не согрешил праведный ни в чем перед Богом.

Услышав о несчастиях Иова, три его друга пришли издалека к нему разделить его скорбь. Они считали, что Иов наказан Богом за грехи, и убеждали неповинного ни в чем праведника покаяться. Праведник отвечал, что он страдает не за грехи, но что эти испытания посланы ему от Господа по непостижимой для человека Божественной воле. Друзья, однако, не верили и продолжали считать, что Господь поступает с Иовом по закону человеческого возмездия, наказывая его за совершенные грехи. В тяжкой душевной скорби праведный Иов обратился с молитвой к Богу, прося Его Самого засвидетельствовать перед ними его невиновность. Тогда Бог явил Себя в бурном вихре и укорил Иова за то, что он пытался проникнуть своим разумом в тайны мироздания и судеб Божиих. Праведник всем сердцем раскаялся в этих мыслях и сказал: "я ничтожен, отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле". Тогда Господь повелел друзьям Иова обратиться к нему и просить его принести за них жертву, "ибо, - сказал Господь, - только лицо Иова я приму, чтобы не отвергнуть вас за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов". Иов принес жертву Богу и помолился за друзей, и Господь принял его ходатайство, а также возвратил праведному Иову здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Вместо умерших детей у Иова родилось семь сыновей и три дочери, прекраснее которых не было на земле. После перенесенных страданий Иов прожил еще 140 лет (всего же он прожил 248 лет) и видел потомство свое до четвертого рода.

Святой Иов прообразует Господа Иисуса Христа, сошедшего на землю, пострадавшего ради спасения людей, а потом прославившегося славным Своим Воскресением.

"Я знаю, - говорил праведный Иов, пораженный проказой, - знаю, что Искупитель мой жив и Он восставит из праха в последний день распадающуюся кожу мою, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам, мои глаза, не глаза другого увидят Его. Чаянием сего истаивает сердце мое в груди моей!" (Иов 19, 25-27).

"Знайте, что есть суд, на котором оправдается только имеющий истинную премудрость - страх Господень и истинный разум - удаление от зла".

Святой Иоанн Златоуст говорит: "Нет несчастья человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение богатства, и затем, испытав коварство от жены, оскорбления от друзей, нападения от рабов, во всем оказался тверже всякого камня, и притом до Закона и Благодати".

Праведник, главное действующее лицо одноимённой ветхозаветной книги.

Кни-га Ио-ва со-сто-ит из 2 час-тей: про-за-ические по-ве-ст-во-вательные об-рам-ле-ния (про-лог - гла-вы 1-2; эпи-лог - гла-ва 42, сти-хи 7-17) и рит-ми-зи-рованных по-этических глав. В про-ло-ге опи-сы-ва-ет-ся не-по-роч-ный, че-ст-ный и бо-го-бо-яз-нен-ный жи-тель зем-ли Уц Иов, ко-то-ро-го с до-зво-ле-ния Бо-га ис-пы-ты-ва-ет са-та-на , при-шед-ший пред-стать пред Гос-по-дом ме-ж-ду «сы-на-ми Бо-жии-ми» (Иов. 1:6). Пра-вед-ный Иов об-ре-ка-ет-ся на го-ре и стра-да-ние: гиб-нут его 10 де-тей и всё иму-ще-ст-во, сам он по-ра-жён му-чи-тель-ной бо-ле-знью (1:13-2:10). При этом са-та-на вы-сту-па-ет не как про-тив-ник Бо-га, а как враг и об-ви-ни-тель че-ло-ве-ка. Он за-яв-ля-ет, что Иов чтит Бо-га не бес-ко-ры-ст-но, а лишь по-то-му, что Бог по-мо-га-ет ему (1:9-10), сто-ит от-нять у пра-вед-ни-ка иму-ще-ст-во, де-тей и здо-ро-вье, и он про-кля-нёт Бо-га (1:11, 2:5). В по-этической час-ти кни-ги пред-став-ле-ны дис-кус-сия Иова с дру-зья-ми и от-вет ему Бо-га. Иов жа-лу-ет-ся на свою участь, об-ви-ня-ет дру-зей в не-до-ста-точ-ном со-чув-ст-вии к его стра-да-ни-ям (6:14-30, 16:1-5), ут-верж-да-ет свою не-по-роч-ность (гла-вы 23, 27, 31), тре-бу-ет су-да с Бо-гом (9:29-35, 16:21-22). Он об-ви-ня-ет Гос-по-да в не-спра-вед-ли-во-сти Его кар (гла-ва 10), те-ря-ет ве-ру в воз-дая-ние за доб-ро-де-тель (гла-ва 21) и в спра-вед-ли-вость ус-та-нов-лен-но-го Бо-гом по-ряд-ка ве-щей (гла-ва 24). Дру-зья Иова ут-верж-да-ют прин-цип выс-шей спра-вед-ли-во-сти: Бог на-ка-зы-ва-ет греш-ни-ков и воз-наг-раж-да-ет пра-вед-ни-ков (4:7-9). Стра-да-ния Иова и его не-же-ла-ние при-знать свою не-пра-во-ту скло-ня-ют дру-зей к мыс-ли, что сам Иов - ве-ли-кий греш-ник (гла-ва 22). Бог, всту-пив-ший в спор, не объ-яс-ня-ет Иову при-чи-ну его бед-ст-вий, но по-ка-зы-ва-ет не-со-изме-ри-мость че-ло-ве-че-ско-го стра-да-ния и ве-ли-чия Твор-ца ми-ра, ча-стью ко-то-ро-го яв-ля-ет-ся че-ло-век (гла-вы 38-41). Иов бе-рёт на-зад свой вы-зов, «от-ре-ка-ет-ся и ра-ска-и-ва-ет-ся в пра-хе и пеп-ле» (42:6). В про-за-ическом эпи-ло-ге кни-ги Бог сто-ри-цей воз-наг-ра-ж-да-ет Иова за стой-кость в стра-да-ни-ях (42:10-17) и по-ри-ца-ет его дру-зей за то, что те го-во-ри-ли о Нём «не так вер-но, как раб... Иов» (42:7). Иов упо-ми-на-ет-ся так-же в других книгах Библии (Иез. 14:14; Иак. 5:11 и др.) и в Ко-ра-не (су-ры 6:84, 21:83, 38:41-43). Имя Иова встре-ча-ет-ся в апок-ри-фический «Апо-ка-лип-си-се Пав-ла» (гла-вы 27, 49). Су-ще-ст-ву-ет так-же апо-кри-фическое «За-ве-щание Иова», на-пи-сан-ное на греческом языке.

День па-мя-ти в Русской пра-во-слав-ной цер-к-ви - 6(19) мая, в Рим-ско-ка-то-лической цер-к-ви - 10 мая.

Про-за-ические и по-этические час-ти Кни-ги Ио-ва пред-став-ля-ют со-бой, по за-клю-че-нию современных ис-сле-до-ва-те-лей, не-за-ви-си-мые, но ин-кор-по-ри-ро-ван-ные од-но в дру-гое, литературные про-из-ве-де-ния. Осо-бен-но-стью кни-ги яв-ля-ют-ся сло-ва (свыше 100), встре-чаю-щие-ся толь-ко в ней. С од-ной сто-ро-ны, язык кни-ги (осо-бен-но в диа-ло-гическом дис-кур-се) де-мон-ст-ри-ру-ет зна-чительное влия-ние ара-мей-ско-го языка, что по-зво-ля-ет го-во-рить о со-став-ле-нии по-ве-ст-во-ва-ния на се-ве-ре Па-ле-сти-ны или да-же о его пе-ре-вод-ном ха-рак-те-ре. С дру-гой сто-ро-ны, име-на дру-зей Иова, от-ра-жаю-щие их про-ис-хож-де-ние, - Ели-фаз Фе-ма-ни-тя-нин, Вил-дад Сав-хея-нин, Со-фар На-ами-тя-нин - мо-гут ука-зы-вать на связь по-этической сю-жет-ной ос-но-вы с Эдо-мом (тер-ри-то-рия к югу, юго-во-сто-ку от Мёрт-вого моря). Зем-ля Уц отож-де-ст-в-ля-ет-ся с Эдо-мом так-же в Пла-че Иере-мии (4:21). Клю-че-вые сю-жет-ные зве-нья Кни-ги Ио-ва де-мон-ст-ри-ру-ют влия-ние древ-не-пер-сид-ской (сю-жет о са-та-не), а так-же древ-не-еги-пет-ской и ва-ви-лон-ской литературной тра-ди-ций (фи-гу-ра пра-вед-ни-ка, сю-жет ис-пы-та-ния пра-вед-ни-ка). Боль-шин-ст-во современных ис-сле-до-ва-те-лей да-ти-ру-ет про-за-иче-скую часть Кни-ги Ио-ва вре-ме-нем до VI века до нашей эры, по-этический текст - меж-ду VI-IV веками до нашей эры. Гла-вы 28 и 32-37, воз-мож-но, яв-ля-ют-ся позд-ней-ши-ми встав-ка-ми.

Кни-гу Иова ком-мен-ти-ро-ва-ли и ис-сле-до-ва-ли ещё в древ-но-сти; к ней об-ра-щались бо-го-сло-вы, фи-ло-со-фы, пи-са-те-ли (Еф-рем Си-рин, Гри-го-рий I Ве-ли-кий , Ав-гу-стин Бла-жен-ный, И.В. Гёте, А.С. Пуш-кин, С. Кьер-ке-гор, Н.А. Бер-дя-ев , М. Бу-бер и др.). На-счи-ты-ва-ют свыше 30 ин-тер-пре-та-ций толь-ко основные те-мы этой кни-ги, сре-ди ко-то-рых: судь-ба Иова - при-мер тер-пе-ния для всех стра-даю-щих, осо-бен-но не-вин-но; стра-да-ние пра-вед-ни-ка яв-ля-ет-ся сред-ст-вом очи-ще-ния ду-ши; пра-вед-ник стра-да-ет за кол-лек-тив-ный грех все-го на-ро-да; оп-рав-да-ние Бо-га (тео-ди-цея); ука-за-ние на то, что Бог сто-и́т вы-ше лю-бой эти-ки; Бог ис-пы-ты-ва-ет лю-дей, что-бы дать воз-мож-ность им про-явить се-бя, а за-тем воз-дать им; ут-верж-де-ние су-ще-ст-во-ва-ния про-ви-де-ния и пред-оп-ре-де-ле-ния; опи-са-ние ду-хов-ной эво-лю-ции че-рез фи-зи-че-ское и ин-тел-лек-ту-аль-ное стра-да-ние в но-вую иден-тич-ность лич-но-сти; ал-ле-го-рия стра-да-ний еврейского на-ро-да в еги-пет-ском пле-ну; судьба Иова как прообраз страданий и воскресения Иисуса Христа и т.д.

Ико-но-гра-фия. Наи-бо-лее ран-ние изо-бра-же-ния Иова встре-ча-ют-ся в рос-пи-сях си-на-го-ги в Ду-ра-Ев-ро-пос (245-256 годы). В даль-ней-шем ис-то-рия Иова, про-воз-ве-ст-ни-ка вос-кре-се-ния, слу-жив-ше-го об-раз-цом ве-ры и тер-пе-ния, ил-лю-ст-ри-ро-ва-лась во всех ви-дах хри-сти-ан-ско-го изо-бра-зительного искусства: в скульп-ту-ре (сар-ко-фаг Юния Бас-са, 359 год, му-зеи Ва-ти-ка-на; фа-сад северного тран-сеп-та со-бо-ра в Шар-тре, начало XIII века), в ми-ниа-тю-ре (Еван-ге-лие Рав-ву-лы, 586 год, Базилика Лау-рен-циа-на, Фло-рен-ция; «Сло-во Гри-го-рия На-зи-ан-зи-на», 880-883 годы, Национальная базилика, Па-риж; «Иов и уте-ши-те-ли», ми-ниа-тю-ра «Ча-со-сло-ва Эть-е-на Ше-ва-лье» Ж. Фу-ке, 1452-1460 годы), в мо-ну-мен-таль-ной жи-во-пи-си (фре-ска Ни-ко-ло-Дво-ри-щен-ско-го со-бо-ра в Ве-ли-ком Нов-го-ро-де, 1125 год, вит-ра-жи ка-пел-лы Сент-Ша-пель в Па-ри-же, 1239-1248 годы, и Ру-ан-ско-го со-бо-ра, XIII век). Обыч-но Иова из-об-ра-жа-ют си-дя-щим на гнои-ще, с об-на-жён-ным те-лом, по-кры-тым яз-ва-ми, в ок-ру-же-нии тро-их дру-зей, уп-ре-каю-щих его. Сце-ны из жиз-ни Иова вклю-ча-лись в вет-хо-за-вет-ные цик-лы рос-пи-сей (фре-ски Бар-то-ло ди Фре-ди в Кол-лед-жа-та, Сан-Джи-минь-я-но, 1367 год).

Ис-то-рия Иова пред-став-ле-на Т. Гад-ди в пи-зан-ском Кам-по-сан-то (середина XIV века). Ико-на Иова на-чи-ная с XVII века встре-ча-ет-ся в пра-оте-че-ском ря-ду русских вы-со-ких ико-носта-сов (ико-но-стас Тро-иц-ко-го со-бо-ра Ипать-ев-ско-го монастыря, 1652 год). Со-глас-но ико-но-пис-но-му под-лин-ни-ку XVII века, Иов был «сед, бра-да Ни-ко-ли-на. На гла-ве шап-ка… а шу-ба на нём кня-же-ска». Жи-тий-ные ико-ны Иова край-не ред-ки («Жи-тие пра-вед-но-го Ио-ва», XIX век., ГИМ). В эпо-ху Воз-ро-ж-де-ния Иов сре-ди других свя-тых пред-сто-ит Бо-го-ма-те-ри [ал-тарь ц. Сан-Джоб-бе Джо-ван-ни Бел-ли-ни (смотри Бел-ли-ни, се-мья), около 1480 года, га-ле-рея Ака-де-мии, Ве-не-ция; «Ма-дон-на с Мла-ден-цем и пред-стоя-щи-ми Святого Ио-ан-ном Кре-сти-те-лем и Ио-вом» Фран-ча-бид-жо, 1516 год, га-ле-рея Уф-фи-ци, Фло-рен-ция]. В XV-XVI веках Иов по-чи-тал-ся в Западной Ев-ро-пе и как по-кро-ви-тель му-зы-ки и изо-бра-жал-ся в ком-па-нии му-зы-кан-тов, уте-шаю-щих его сво-ей иг-рой («Ал-тарь Ио-ва» А. Дю-ре-ра, 1504 год, Ште-де-лев-ский ху-дожественный институт, Франк-фурт-на-Май-не, Му-зей Валь-раф-Ри-хард-Люд-виг, Кёльн); со-глас-но ле-ген-де, он рас-пла-тил-ся с ни-ми ку-соч-ком сво-ей ко-жи, ко-то-рый чу-дес-ным об-ра-зом пре-вра-тил-ся в зо-ло-тую мо-не-ту (ми-ниа-тю-ра, ил-лю-ст-ри-рую-щая по-эму «Де-вять чте-ний из Ио-ва» П. Нес-со-на, XV век, Национальная базилика, Па-риж). В XVII веке сю-же-ты из жиз-ни Иова бы-ли по-пу-ляр-ны в жи-во-пи-си ба-рок-ко: кар-ти-ны «Мно-го-ст-ра-даль-ный Иов» Х. Се-гер-са (1-я половина XVII века, Нац. га-ле-рея, Пра-га); «Же-на, на-сме-хаю-щая-ся над Ио-вом» (Ж. де Ла-ту-ра, около 1635 года, Де-пар-та-мент-ский му-зей Во-ге-зов, Эпи-наль) и др. Ро-ман-тическим па-фо-сом про-ник-ну-ты ил-лю-ст-ра-ции к Кни-ге Ио-ва У. Блей-ка (1818-1825 годы, ак-ва-рель).

Иллюстрации:

«Иов Мно-го-ст-ра-даль-ный». Ми-ни-а-тю-ра из Ки-ев-ской Псал-ти-ри. 1397. Рос-сий-ская на-цио-наль-ная биб-ли-о-те-ка (С.-Пе-тер-бург). Архив БРЭ;

Х. Се-герс. «Мно-го-ст-ра-даль-ный Иов».1-я пол. 17 в. На-цио-наль-ная га-ле-рея (Пра-га). Архив БРЭ.