Хождение по мукам: почему полезны душевные страдания? Какие бывают нравственные страдания.

"Каждое возрастание духа нуждается в отягощении обстоятельствами.

Существует старинное предание, что из страданий человеческих рождаются драгоценные камни.

Так оно и есть, и потому, когда говорю — нагружайте Меня, то не жертву приношу, но лишь умножаю силу духа".

(Иерархия, 38)

Смысл Страдания

Что такое страдание?

Причины возникновения страдания?

К чему приводят страдания?

Цель страданий

Может ли кто-нибудь избавить нас от страдания?

Как преодолевать страдания?

Сущность преодоления страдания?

Имеет ли страдание смысл?

Что такое страдание ?

Страдают все - и те, кто много зла сделал, и невинные дети, и молодёжь, не успевшая ещё вкусить жизни. Люди страдают телом - от голода, холода, болезней и непосильного труда.

Страдают душой от клеветы и зависти, от самих себя и от других, от соседства с ближними, исходят в тоске одиночества и непонятности, отравлены горечью разочарования, муками обманутой любви или скорбью об утрате близких.

Сколько тяжких минут причиняет нам сознание своего несовершенства, так же несовершенства окружающего мира.

Причины возникновения страдания ?

Вопрос человеческих страданий во все времена занимал умы лучших мыслителей человечества. Величайшие усилия предпринимались для его решения.

Лишь знание закона Причин и Следствий (Кармы) и закона Перевоплощений внесло ясность в эту трудную проблему.

Страданием мы называем чувство неудовольствия, которое мы испытываем в том случае, когда действительность не отвечает нашим желаниям. Под действительностью мы разумеем внешние обстоятельства, как бедность, болезнь, голод, холод и наши нравственные действия, наши поступки, которые нередко противоречат нашим высшим желаниям.

Источник страдания обычно заключается в уклонении человека от законов природы, как физической так и духовной. Или наши желания дурны, противоречат действительности, природе вещей, природе человека. Или наоборот, видимая действительность противоречит нашим хорошим желаниям, и мы страдаем, таким образом, из-за добра. Но это потому, что самую действительность извратили дурные желания человека.

Наши действия противоречат нашим высшим желаниям - "доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю", и мы испытываем тогда внутреннее страдание - мучение совести.

Поэтому, необходимо изучение Космических Законов Вселенной, которые открывают истинный смысл страданий.

Какие же эти законы?

На языке биологии и социологии - это законы жизни, сохранения рода и вида, общества и личности.

На языке этики - это космические законы-законы любви, чистоты, справедливости и почитания того, что выше нас.

На языке религии - это заповеди Бога.

Страдание, в большинстве случаев, является заслуженным следствием нарушения Космических Законов.

Итак, перечислим причины страдания:

- Невежество или Отсутствие желания чего-либо познавать.

Каждое горе или страдание является доказательством того, что нарушен тот или иной закон жизни.

По Закону Кармы мы страдаем в результате наших неразумных или негативных действий из прошлого.

Кроме того, человек забывает о своем Божественном Происхождении и о той высокой миссии, которую Христос выразил в словах: “Вы же должны стать совершенными, как совершенен Отец ваш Небесный”.

К этому состоянию следует стремиться во всех обстоятельствах жизни и во всех профессиях, будь то священник, миллионер или подсобный рабочий.

Каждая капля страдания есть результат наших собственных

отрицательных мыслей, слов, желаний, действий и усилий в прошлом.

- Желания и вожделения или Страсти человека

Человек наполнен всевозможными желаниями и вожделениями, причем наибольшая их часть направлена на достижение самых различных земных благ. Самые крутые машины, огромные особняки, норковые шубы, айфоны, крутые смартфоны и т.п.

Неумеренность в удовлетворении потребностей физической природы человека может стать причиной неизлечимых болезней.

- Плохие качества и привычки

Плохие качества и привычки, ведут к страданиям. Неумеренность в еде и питье, или, иначе, обжорство и пьянство. В этом случае люди создают себе страдания в виде болезней не только в этой жизни, но и на далекое будущее.

Не всегда болезни могут быть изжиты человеком в одной жизни, так же как не может быть изжита за одну жизнь совокупность всей негативной Кармы, щедро накопленной им в своих предшествующих жизнях. Следовательно, они могут проявиться затем в следующих инкарнациях. В настоящее время люди болеют многими болезнями, причины которых были заложены уже в минувших столетиях.

- Жажда собственности

Страсть к обладанию приводит человека к бесчисленным преступлениям, убийствам и войнам, обманам. И всё это для того, чтобы завладеть благами,

которые дают лишь краткий миг радости.

Человек должен осознать, что не материальные блага являются постоянной ценностью, но исключительно духовные богатства. И Христос учил: “Что пользы человеку, если он завоюет весь мир, но душу свою погубит”.

Земное бытие дано нам не с целью накопления материальных благ,

но для расширения и развития нашего сознания.

- Привязанности

Привязанности - одна из основных причин страданий человека!

Материя становится фактором страдания для того, кто привязан к ней. Избавление от привязанностей зависит от сознания и от отношения к вещам. Нищий тоже может страдать из-за желания иметь деньги.

“Учитесь владеть без чувства собственности”, - говориться в Учении Живой Этики. Кто смог достичь этого качества, может распоряжаться богатством, не будучи к нему внутренне привязанным. Никому не запрещено приобретать собственность, напротив, каждому рекомендуется жить по возможности в нормальных условиях.

Страдание - является космической необходимостью для развития человеческого сознания!

Лишь через страдание развивается человек. Только через напряжение может быть рост Духа.

Только, когда мы погружаемся в страдания и несчастья, в нас пробуждается элементарное стремление к блаженству и радости.

Человек, духовно мало развитый, испытывает преимущественно физические страдания - страдания своего тела.

Человек, который испытывает духовные и душевные страдания, например, угрызения совести, то это уже признак роста человеческого духа и проснувшегося сознания .

К чему приводит страдание ?

Страдание в этом мире не есть только зло: без него человек превратился бы в животное. Побеждать страдание человек может любовью и творчеством, а облегчается собственное страдание, когда человек начинает испытывать сострадание к другому.

Страдания учат нас тому, чтобы мы не делали другим того, чего не хотим себе.

Страдание является для нас источником нравственных ценностей и положительных духовных приобретений, оно приводит нас к вере, любви и духовной силе. Мы живём на этой земле для того, чтобы поработать над красотой нашей души, и жизнь есть огромная мастерская, в которой душа готовится для нового неба и новой земли.

Страдание ведёт не только к силе, но и к мудрости

Цель страданий

В Живой Этике указывается, что горе и страдание являются наилучшими очистителями. Они также наилучшим образом сокращают путь самосовершенствования.

Горе имеет для человека великое воспитательное значение и становится учителем, помогающим нам уверенно достичь конечной земной цели, а именно, подчинения низшего ”Я” высшему и проявлению Божественности в нас.

Испытывая из жизни в жизнь всевозможные страдания , человек постепенно понимает причину своих мучений и, в конце концов, начинает остерегаться повторения тех действий, которые порождают причины его мучений.

Таким образом, страдание является, стимулирующим средством, побуждающим человека к действию. Выстояв в страданиях, горестях и борьбе, душа выходит из них, обогащенная опытом и психической энергией.

И даже если в борьбе со своей низшей природой душа вновь терпит поражение, все же благодаря страданию она постепенно очищается и учится. Избегая повторных ошибок, мы освобождаемся тем самым от страданий

Как преодолевать страдания

Лучший метод преодоления страданий - Путь Золотой Середины. Это единственный путь, ведущий к постепенному уменьшению страданий и, в конечном итоге, освобождению от них. Поэтому Будда отказался как от королевского благосостояния , так и от монашеского аскетизма , ибо оба пути вели к крайностям и к неумеренности.

Человеку нужно учиться освобождаться от рабства своих желаний и страстей. Только тогда он придет к срединному пути, способному уменьшить человеческие страдания. Это путь отречения через постепенное, благоразумное преодоление желаний.

Никогда не следует насильственно отучать себя от чего-либо, так как рецидив страсти может быть сильнее, чем сама страсть до того.

Нельзя одолеть проявления инстинкта посредством аскетизма, так как они являются выражением жизненной энергии, которую следует постепенно трансформировать в духовную энергию , что, однако, лишь тогда приведет к желаемым результатам, когда человек идет Путем Золотой Середины .

Плохие качества и склонности должны быть изжиты в сознании постепенно, без принуждения и без надежды на немедленные результаты.

В человеке должно вызреть понимание того, что потребности тела должны подчиняться потребностям духа, а не наоборот!

Чтобы освободиться от страдания, нужно прекратить порождать новые причины для его возникновения.

Легкомысленное бегство от страдания - это, когда люди, вернее большая часть людей стремятся минутным наслаждением заглушить горечь жизни, забыться безумием "пира во время чумы" или пляской на краю смерти. "Будем есть и пить, ибо завтра умрём".

Может ли кто-нибудь избавить человека от страданий?

Закон причин и следствий доказывает, что не существует возможности избавить другого человека от страданий, так как каждый должен сам искупить свои грехи и ошибки.

Не избегай ни страдания, ни радости! Учись страдать, не жалуясь!

Не будь пессимистом, несмотря на горе и нужду, но будь оптимистом и продолжай бороться!

Сомневающемуся в вечной Воздающей Справедливости Будда говорил следующее:

«Когда-то ты совершил такое же зло, какое причиняет тебе сегодня, вольно или невольно, твой враг. Итак, терпи безмолвно. Ты искупаешь только свою собственную вину».

Сущность преодоления страдания?

Сущность преодоления страданий заключается в преобразовании низших качеств в высшие .

Для преодоления страданий необходимо развить силу противостоять искушениям и слабостям. Необходимо научиться владеть собой, контролировать свои желания, страсти и отказываться от них.

постараться преобразовать их в хорошие .

Примерный список противоположных качеств, которые мы должны преобразовать в себе:

Ненависть - любовь и прощение.

Бессердечие и беспощадность - сострадание, доброта. Мстительность - благородство.

Зависть - великодушие.

Скупость - щедрость.

Эгоизм - альтруизм и любовь к ближнему.

Нетерпимость - терпимость.

Раздражение - спокойствие.

Придирчивость и критиканство - понимание, благожелательность.

Болтливость - молчаливость и сдержанность.

Имеет ли страдание смысл?

Для человека, вступившего на путь самосовершенствования, важно знать, что высокомерие, раздражительность, обидчивость, любопытство являются теми слабостями, которые доставляют наибольшие трудности на пути восхождения.

Все перечисленные качества являются источником человеческих страданий. Только их постепенное, последовательное преобразование в добродетели поможет превратить горе в счастье и радость. Но и в принятии страдания ещё не всё. Можно терпеть, стиснув зубы. А можно преодолевать и преображать страдание. Оно может быть камнем, давящим душу, но оно может сделаться скалою, на которую мы станем как на твёрдую опору.

Но поистине, всё великое входит в этот мир через врата страдания.

Мы любуемся жемчужиной. Как она рождается? В Индийском океане живёт моллюск в створчатой раковине. В раковину попадает песчинка, которая раздражает тело моллюска. Тогда он в целях самозащиты выделяет из себя перламутровую жидкость, которая обволакивает песчинку. Эта работа идёт годами. Так рождается жемчуг, красота венцов и ожерелий.

Однажды спросили Будду: "Отчего происходит страдание?". Он ответил рассказом: " Охотник в лесу упал поражённый стрелой. Стал ли он или окружающие спрашивать в этот момент, откуда стрела, или из чего она сделана? Конечно, нет. Но прежде всего постарались извлечь стрелу". Так и мы смертельно ранены стрелою страдания; и самое важное - это вынуть стрелу.

Необходимо знать причину страдания, чтобы избежать её в другой раз, нужно знать цель наших испытаний, потому что это укрепляет дух, делает его стойким в перенесении им боли. Ведь самое тяжёлое страдание - это его бесцельность.

Да будут благословенны страдания,

как великолепные ступени восхождения!

Из предложенной презентации, в интересной форме узнайте о смысле страданий

Улыбнемся! :)

Экология жизни. Психология: Люди привыкли делать центральным каждое негативное событие - этим пропитаны новости на тв и радио...

Формула страдания + Техника выхода

Страдания берут корни из далекого прошлого.

Страдать - правильно делать, страдать почетно. Страдание наполняет пустоты в жизни, якобы облагораживает душу и делает ярче мир. Много страдания в литературе, кино, искусстве. Это ярко и интересно для себя и для окружения.

А когда человек счастлив и доволен? "Не рассказывай, а то сглазят, позавидуют" - то это получается уж и не так интересно и почетно???

Люди привыкли делать центральным каждое негативное событие (восприятие) - этим пропитаны новости на тв и радио, в каждой отдельно взятой жизни человек также более внимательно вчувствуется в плохое событие и раздувает его, а хорошее воспринимает как само собой разумеющееся.

ПРОСТАЯ ФОРМУЛА СТРАДАНИЯ:

формула страдания=боль+время переживания

Сама по себе боль от события - кратковременная, и она связана с привязанностями, ожиданиями, самообманом, в редких случаях - с реальными событиями (смерть, катастрофа). Если реально произошло серьезное болевое событие, то это требует правильного выхода, и чаще многие, привыкшие страдать по пустякам, в серьезные сложные моменты жизни как раз берут себя в руки. Это очередной раз доказывает, что в пустяках они склонны все же раскручивать себя до полнейшей катастрофы.

Вспомните детство: хотели мороженное - мама не купила - больно и обидно, прошло пять минут и вы уже об этом и позабыли и весело играете с детьми.

А во взрослом возрасте: девушка влюбилась - а он не так себя ведет, боль(!), не соответствие ожиданий, девушка раскручивает в своей голове целую трагедию, вместо того, чтобы просто общаться с другими и отвлечься на свои дела.

Боль связана с привязанностями. Каждый раз, когда человек теряет что-то, отдает - он может испытывать боль. НО не факт, что из этой боли стоит делать страдание.

  • Берем - испытываем радость.
  • Отдаем, теряем - испытываем боль.

Человек во взрослом возрасте не соглашается, сопротивляется, раскручивает свою боль до уровня страдания. В своем мозгу создает очень долгое и мучительное продолжение этой боли. Если сравнить с физической раной - ковыряется в царапине отверткой, часто ржавой и долго!

На самом деле не из каждой боли мы ведь делаем страдание: боль физиологическая - краткосрочна, вылечили и забыли.

Если ВЫ сопротивляетесь движению жизни, вы привыкли погружаться, ковыряться в своей ране, то вы выращиваете СТРАДАНИЕ, а радости и жизни нет места.

Второй вариант формулы страдания, более сложный:

Формула страдания=жизненная стратегия+привычное восприятие умом+привычная эмоциональная реакция+страдательное тело,

жизненная стратегия - Жертва,

восприятие умом - какой ужас и дальнейшая раскрутка,

привычная эмоциональная реакция - не соответствует моим ожиданиям, значит плохо,

тело - опущенные плечи.

Этот вариант конечно требует проработки со специалистом привычных установок, сценариев + выработка новых привычек, что, конечно же, потребует осознанной и продолжительной работы.

В двух этих вариантах - и простом и сложном - можно из этого состояния выходить достаточно быстро самостоятельно.

Важно научиться отпускать и соглашаться с тем, что жизнь меняется

  • 1 шаг - осознать, что мне приносит боль (прощание со своими ожиданиями),
  • 2 шаг - согласие и принятие того, что произошло, вычерпывание опыта,
  • 3 шаг - благодарность тому что было и разрешение жизни быть непредсказуемой, но от этого не менее счастливой.

Все это стоит проделать, если вы решили, что жизнь из страдания вас не устраивает.

Если же вам удобнее и привычнее страдать - то ищем вторичные выгоды: что мы таким образом получаем от мира и людей:

- снимаем с себя ответственность?

- привлекаем внимание?

- занимаем свое время и ничего не делаем конструктивного?

- или какой ваш вариант?

Ведь очень многие делают ВЫБОР страдать - это ведь так сладко и выгодно... Правда приводит в большинстве случаев к печальным последствиям: депрессии, апатии, разрушенным отношениям. опубликовано

В этой статье хотел бы рассказать о нескольких методах, которые позволяют избавиться от психологического страдания. До этого на сайте уже была статья « ». Однако, методы, предложенные там, относились скорей к иному образу жизни. Здесь же, мы рассмотрим достаточно конкретные практические техники.

Дыхательный метод

Необходимо сделать несколько глубоких, осознанных вдохов и выдохов. Во время вдоха Вы как бы осознаете, что вдыхаете Вашу жизненную энергию, счастье, здоровье и все самое лучшее. Во время выдоха, Вы выдыхаете страдание и боль. Если почувствовать это напрямую не получается, можно просто представить, словно у Вас это получается. Как правило, срабатывает почти мгновенно. Достаточно всего два-три вдоха и выдоха. Эффективность этого метода объясняется тем, что дыхание напрямую связано с энергетикой. Мы вдыхаем энергию, чтобы жить. Осознание дыхания в таком ключе привязывает переживания к течению энергии дыхания, и во время выдоха, вы действительно будете избавляться от всего лишнего. Если Вы материалист, можно объяснить для себя этот эффект самовнушением. Ведь, по сути, психологическое страдание – также, всего лишь самовнушение.

Расслабление

Практика расслабления одна из самых важных и на сайте описывалась неоднократно. Если быть кратким, суть в том, что причиной любого страдания являются блоки в психических каналах, по которым движется жизненная энергия. Во время напряжения там, где должно быть движение, энергия стопорится, что и вызывает страдание. Причиной напряжения является неприятие — отказ проживать собственные переживания, которые в итоге такой блокировки уходят на уровень подсознания. Соответственно благодаря расслаблению мы проходим через обострение подавленных переживаний, и постепенно от них освобождаемся, при этом переживая облегчение, словно нечто тяжелое и ненужное отвалилось и стало легче жить.

Выключение внутреннего диалога

Необходимо воспринять этот метод как можно проще и практичней, и выполнять его просто и конкретно. Это — реальный метод, благодаря которому можно вынести любую психологическую боль. Выключение внутреннего диалога – это начало. Затем необходимо выключить фантазирование и мышление на какие-либо конкретные бесполезные темы. Лучше всего, если это происходит при помощи расслабления. Иначе, напряженное подавление мышления, может привести к тому, что мысли «набросятся» на разум с удвоенной силой. Психологическое страдание по большей части вызвано оценками, идущими от ума. Тяжелые мысли, с которыми страдание вступает в трение, заставляют переживать неприятие жизни и утонченное психологическое напряжение. Можно сказать, что неприятие жизни – одна из граней страдания как такового. Расслабление ума ведет к растворению болезненной рефлексии. Когда ум выключается, внутренний оценщик уходит, и в месте с ним уходит психологическая боль.

Созерцание «я»

Терпение

Осознание смысла происходящего дарует терпение. Необходимо помнить, что страдание развивает и закаляет личность — то есть делает нас сильней. Монахи терпеливо выносящие трудности становились святыми. Конечно, это не должно превратиться в мазохизм и самобичевание. Но каждому человеку в жизни в отдельные периоды необходимо совершать смелые шаги, и терпеливо справляться с трудностями.

Молитва

Этот метод, если можно назвать молитву методом, помогает в самых тяжелых жизненных ситуациях. Когда ничто не может помочь, человека спасает .

Общение

Обыденное общение на мирские темы – то, что помогает отвлечься от рефлексии и поглощенности тяжелыми мыслями. Однако куда более мощный эффект оказывает общение в ситуации, когда сознание не может найти никакой опоры. Если неосторожный мистик каким-то образом перепрыгнул необходимые этапы развития, и его занесло в состояние, где личность не способна найти опор, но еще в них нуждается, общение магическим образом быстро возвращает сознание на привычные рельсы.

Метод погружения в страдание

Это, пожалуй самый кардинальный и непростой метод. Как известно, чтобы избавиться от какого-либо переживания, иногда просто необходимо его усилить и полностью прожить. Тогда переживание сгорает, исчерпывает себя и человек переживает облегчение, катарсис. Иногда на физическом уровне это может привести к головокружению. Если в это время ощущается тошнота, возможно лучшим способом будет выпить литр теплой воды и вызвать рвоту.

Настройка на любовь

Этот метод притягивает позитивную, гармоничную энергию, состояние, в котором все страдания растворяются. Если, например, причиной Вашего страдания является поступок другого человека, необходимо сделать кардинальный для Вашего самолюбия шаг, и пожелать Любви и тепла обидчику. Иногда это крайне сложно. Однако здесь можно подойти практично. Спросите себя: нужно ли Вам страдание? Обидой и злостью Вы делаете хуже лишь себе самому. Если пожелать тепла и любви чужому человеку, этим, Вы, по сути, привносите тепло и любовь в ту область Вашего бытия, где ощущалось страдание, связанное с этим человеком. Если внешних причин нет, просто почувствуйте, что источник любви находится в сердце Вашего существа. Если не получается почувствовать, просто представляйте это. Этот метод можно использовать даже, когда все хорошо. Мастера говорят, что единственный способ идти по жизни без психологических напряжений – любовь ко всему живому.

Грех первого человека стал причиной возникновения страдания в мире. Из-за первой ошибки человек начал умирать с самого начала своего существования и, взяв пример от диавола, стал сам уже изобретателем порока, то есть сам стал виноват во всем том зле, которое начало, как цепная реакция, распространяться во всем мире из-за его склонности ко греху.

Часто человек ищет комфорта везде и во всем, так что мысли о страдании, о болезнях, о смерти - своей или близких - он отгоняет куда-то прочь, «на потом». Погрязает в каких-то бытовых ежедневных мелочах, не замечает, что вокруг него есть много людей, которые сталкиваются со страданием лицом к лицу. Человек часто предается греху, мелкой злобе, раздражению, а когда сам встречается со страданием - даже не задумывается, что ведь это Бог захотел его «встряхнуть» и обратить хотя бы немного к Себе, предложить ему перевести свое внимание от мелких бытовых вещей - к вечности.

В таких и в подобных ситуациях люди, часто уже от безысходности, обращаются к Богу, а потом к священнику с главным вопросом: «За что мне это?».

Так или иначе, в современном мире человеку все чаще приходится сталкиваться со страданием, как бы он ни пытался этого избежать. Это связано с ухудшением экологии, уменьшением продолжительности жизни, новыми болезнями, учащающимися случаями заболевания раком («чумой XXI века»), наконец, с внезапными катастрофами, терактами и т. д. Дети разбиваются на мотоциклах, близкие заболевают неизлечимыми недугами, что-то еще случается - в таких и в подобных ситуациях люди, часто уже от безысходности, обращаются к Богу, а потом к священнику с главным вопросом: «За что мне это?». И задача священника найти индивидуальный ответ для каждого страдальца, потому что каждое страдание уникально.

Первозданное состояние человека и его грехопадение

Страдание как явление , ненормальное по отношению к замыслу Бога о творении, напрямую связано с понятием зла, а значит, с состоянием противления Богу.

Как уже было сказано, Священное Писание четко говорит, что Бог зла не создавал, и всякое творение Божие хорошо (1 Тим. 4:4). Равно как и зло, не создавал Бог и страдание. Оно чуждо замыслу в отношении всего Его творения.

Преподобный Максим Исповедник говорит, что «трансформацию природы в… тление и смерть человек изначально не получал от Бога», потому что Господь по образу Божию сотворил его [человека] (Быт. 1:27). Как говорит об этом святитель Григорий Нисский, невозможно было бы сказать о человеке, «что он создан по образу Божию, если бы отображенная красота была противоположна красоте первообразной». И потому человек не знал страдания в первозданном состоянии , будучи бесстрастным.

В связи с этим преподобный Максим говорит, что «Бог, создав естество человеков, не создал вместе с ним ни чувственного наслаждения, ни чувственной муки». Потому состояние человека в Раю было целостным; однако, по мысли святителя Феофила Антиохийского, он был создан способным как к состоянию смерти, так и к бессмертию: не совершенно смертным, но и не совершенно бессмертным. И если бы человек решил не поддаваться искушению и исполнить заповедь Творца без принуждения, свободно, то он получил бы в награду бессмертие тела; но так как он преступил заповедь, то сам стал виновником своей смерти. Об этом же говорит святитель Игнатий Брянчанинов.

Теперь необходимо ответить, по какой причине нарушается первозданная целостность и приходит страдание и смерть в жизнь человека.

Согласно святителю Григорию Нисскому, Бог сотворил человека от преизбытка любви и потому хотел, чтобы человек также испытывал любовь. Однако, чтобы дать возможность любить по-настоящему, Бог дал свободу воли: с ее помощью человек мог решить - любить или не любить, «потому что любовь всегда включает в себя выбор» .

История грехопадения человека (Быт. 3) делает очевидным тот факт, что человек соприкасается со злом через диавола , который стал первым уклонившимся от Бога: …сначала диавол согрешил (1 Ин. 3:8), а уже с завистью диавола вошла в мир человеческий смерть (Прем. 2:24).

Через искушение диаволом, явившимся в виде змея, пала Ева. И фактом самого разговора со змеем Ева подтвердила свое грехопадение еще до вкушения запретного плода, потому что, не будучи расположенной изменить воле Творца, она не сказала бы: «плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:3). В словах Евы («не прикасайтесь к ним» ), которые не были сказаны Богом, но которые Ева Ему приписала, многие толкователи видят упрек Евы Творцу «за лишнюю суровость и трудность Его заповеди и глухое недовольство этим».

В словах змея «…и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5) блаженный Августин Иппонский видит, что здесь указано на гордость как начало всех грехов. И святой продолжает, говоря, что диавол использует эту фразу лишь потому, что на тот момент «люди уже проявляли склонность к поиску удовлетворения в самих себе», к поиску обособления от Бога, а значит, состояние зла уже началось в первых людях до встречи со змеем-обольстителем, а змей лишь провоцирует человека, «но ни в какой мере не определяет выбор человека в пользу зла».

Будучи сам павшим от гордости, диавол усматривает в том же слабое место Евы, которая уже была на пути гордости (блаженный Августин Иппонский). Преподобный Ефрем Сирин говорит то же: «Искусительное слово не ввело бы в грех искушаемых, если бы руководством искусителю не служило собственное их желание». И преподобный Иустин (Попович) отмечает: «Она поступила по предложению сатаны лишь после того, как предварительно сознательно и добровольно всей своей душой приняла его предложение».

Здесь видно подтверждение слов Писания: «Начало гордости - удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его » (Сир. 10:14). И потому дьявол не смог бы обольстить человека…, если бы человеком уже не овладело довольство собою. Потому-то и понравилось ему услышанное: «будете, как боги». Профессор А. П. Лопухин обращает здесь внимание, что в оригинале используется слово אֱלהִים («элохим»), которое является одним из имен Божиих. И следует понимать, что человеку было ложно и соблазнительно предложено быть богом, так как «первые люди еще не знали других богов, кроме единого истинного Бога».

Преподобный Ефрем Сирин даже допускает, что «Если бы и не пришел искуситель, то само дерево красотой своей привело бы к борьбе из-за их тяги к обладанию». Таким образом, больше, чем совет змея, прародителям навредило их собственное пожелание.

Блаженный Диадох Фотийский говорит, что, посмотрев на древо с вожделением и вкусив от него с неудержимым желанием, Ева в тот же момент испытала «склонность к самоуслаждению плоти», хотя до воззрения на древо помнила заповедь Божию и была покрываема как бы крыльями любви Божией.

Еву научил Божией заповеди Адам, а он получил заповедь напрямую от Бога, на самом себе испытав безмерную Божественную любовь, и потому «не имел никаких смягчающих его вину обстоятельств, так что его грех… тяжелее греха Евы». Как пишет святитель Григорий Нисский, «и муж, и жена участвовали в своем падении своей полной свободой, ибо вне свободной воли нет греха, нет зла».

Размышляя о событии грехопадения, блаженный Августин Иппонский говорит, что Бог позволил диаволу приступить к человеку, поскольку в противном случае человек не продвинулся бы к бо́льшему совершенству, «не пройдя испытания злом». Кроме того, нужно сказать словами святителя Иоанна Златоуста, что Господь дал заповедь не из ненависти к человеку, «но любя нас и заботясь о нас».

На вопрос, почему же Бог попустил человеку быть искушенным, блаженный Августин Иппонский дает ответ, что это неведомо ему, однако, насколько об этом можно рассуждать, то представляется вероятным, что «человек не заслуживал бы бо́льшей похвалы, если бы мог жить добродетельно потому только, что никто не склонял его жить порочно, раз он имел и в природе возможность, и в воле желание не следовать внушению», причем при помощи Бога. Однако далее святой Августин приводит цитату из Первого Соборного Послания апостола Петра: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). Таким образом, блаженный Августин наводит на мысль, что человек, находясь в состоянии превозношения и начиная искать возможности обособиться от Бога и быть, как Он, не может получать от Бога далее силы к существованию в том состоянии, в котором был создан первоначально.

Попытавшись обособиться в искушении диаволом и обманувшись, далее человек сталкивается с новым состоянием - страха : «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3:9-10).

Говоря о возникновении страдания в жизни человека, важно отметить, что Адам и Ева, после преступления заповеди, еще и усугубили свою вину нежеланием покаяться, самооправданием, перекладыванием вины (Быт. 3:9-13) и таким образом навлекли на себя смерть. Однако важно отметить, что смерть - это общее понятие состояния человека вне общения с Богом.

Раскрывая подробнее указанный выше тезис, следует обратиться к размышлениям святителя Григория Паламы. Он пишет о том, что смерть в Священном Писании является главным следствием прародительского греха , но она, однако, должна пониматься в широком смысле слова, а именно: это, прежде всего, смерть духовная, то есть удаленность от Бога, Источника жизни. А если человек удаляется от Источника жизни, то попадает в мир тления, где постепенно и смерть физическая его побеждает как естественное следствие смерти духовной. И, таким образом, тление приводит к различным формам страдания: духовная «смерть, привнесенная в душу через нарушение заповеди, не только испортила саму душу, но также отяготила тело болью и страстями и в конечном счете подвергла его смерти» физической .

Кроме того, смерть духовная сделала тело человека болезненным и страстным, предала его, наконец, смерти физической. Это обуславливается и изречением Господа по итогам грехопадения: Еве сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3:16). И Адаму сказал: терния и волчцы произрастит… тебе (земля); и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт 3:18). Так Господь определил меру страдания человека по факту грехопадения.

Преподобный авва Дорофей отмечает, что, как только было совершено нарушение Божией заповеди, Адам был изгнан из рая и, лишившись своего первозданного состояния, «обнаружил себя в состоянии, противном природе, то есть в страстях, которые властвовали над ним, потому что он через преступление сделал себя их рабом» . Кроме того, по мысли святителя Василия Великого, человек заболел, познал страдание, удалившись «от здоровья по причине плохого образа жизни или по какой-то другой причине», которая вызывает болезнь .

Нужно сказать также, что, исходя из размышлений святых отцов, причина изменения воли к действию против Бога , как и в падших ангелах, так и в согрешившем человеке, - это обращение внимания на себя и забвение Бога. И тем самым человек перечеркнул свое вечное предназначение, которое - с Богом (преподобный Макарий Великий), и оказался в мире страданий, потому что «именно грех есть причина человеческого страдания, начиная с Адама, и величайшая угроза его вечному счастью» .

Человечество было обмануто отпавшим от Бога диаволом, представившим Еве зло сильным и соблазнительным: Вступив на путь зла, люди стали не богами, а зверями, не свободными, а рабами, попали во власть закона смерти и страдания. Все манящие обещания зла оказались ложью, обманом.

Подытоживая первопричину появления человеческого страдания, нужно сказать, что началом падения было ложное удовольствие, полученное обманом. Здесь нужно добавить, что преподобный Максим Исповедник говорит об особенной связи удовольствия и страдания, которая поддерживается страстной любовью к себе «и которая у первого человека заменила собою любовь к Богу», так что, по мнению преподобного Максима, любовь к себе стала матерью всех страстей . Кроме того, необходимо отметить, что, по словам святителя Григория Нисского, зло стало распространяться в мире, потому что в жизнь человека вошла «растлевающая привычка ко греху».

В связи с тем, что мир от грехопадения изменился, то и удовлетворение многих желаний (например, в связи с необходимостью поддержания жизненных сил пищей, что ранее осуществлялось в Раю безболезненно) стало сильно затрудненным, потому что сказано Адаму: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт. 3:17).

Таким образом, Бог, будучи любовью и бездной милости, «не позволяет нам впасть в совершенную погибель» и делает все возможное, чтобы человек не погиб до конца в гордости, и потому Он дает человеку страдание как воспитательное средство .

Страдания как следствие прародительского греха

Говоря о страдании, нужно отметить, что в греческом языке слово «скорбеть» близко по смыслу к слову «сжимать, давить», то есть, сдавливается мое «я» чем-то другим… Если я скорблю, то, значит, внутри меня действует что-то лукавое и оказывает на душу давление, предотвращает полную погибель человека от гордости и делает его смиренным разнообразными смиряющими факторами. Не случайно сказано: «смиренным дает благодать» (Иак. 4:5). И потому страдание и приобретаемое с его помощью смирение становятся для выбывшего из Рая человека инструментом, который рушит эгоизм и возвращает к Богу.

Итак, первозданные отношения с Богом разорвались, и грех естественным образом привнес в мир людей смерть и тление. Человек начал страдать от того, что теперь в новых исторических обстоятельствах он не имеет всего того, что имел, когда был с Богом. Теперь труд и болезнь - ключевые факторы, сопровождающие всю его жизнь.

Однако Бог по Своему свойству всеведения еще до сотворения человека знал, что тот уклонится от добра, однако все равно хотел привести «его в бытие и (затем) заболевшее естество снова воззвать в первоначальную благодать» . Таким образом, можно сказать, что Бог знал, что человек восстанет против Него. Но Он так же знал, что многие решат последовать за Ним и достигнуть Его Царствия. Это можно сравнить с тем, как родители, предвидя болезни своих детей, все равно становятся родителями, потому что знают, что и у чад, и у них самих будет, помимо боли, и потенциал для великой радости.

Из повествования о грехопадении ясно, что Господь объявил человеку падшему, какой будет его жизнь без Него: это боль и страдания. И никто не в силах этого приговора избежать, потому что каждый человек рождается в эту жизнь страстным путем, расположенным к страстям по вине всеобщей тленности, тленного тела: тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум (Прем. 9:15).

Последствие греха первых людей - это измененная природа человека, подвластного страстям с момента грехопадения, которая биологически передается из поколения к поколению. По слову святителя Григория Нисского, зло смешивается с естеством тех, кто допустил непослушанием вселить в себя болезнь, и потому как вследствие естественного закона природы «рожденное есть то же с родившим, так и от человека рождается человек, от страстного страстный, от грешника грешник».

Важно, что каждый человек ответственен за свой грех : «Сеющий неправду пожнет беду…» (Притч. 22:8); или: «Пути твои и деяния твои причинили тебе это; от твоего нечестия тебе так горько, что доходит до сердца твоего» (Иер. 4:18). Не нужно все списывать на грехопадение Адама и Евы, но все же смерть царствовала… над несогрешившими подобно преступлению Адама (Рим. 5:14). И каждый человек, рожденный от Адама и Евы, согрешая впоследствии, становится подобными Адаму и Еве, и потому - частично ответственным вместе с ними за последствия их греха как в отношении себя, так и в отношении окружающих и рождающихся далее.

Таким образом, страданию становятся причастны все люди , в большей или меньшей степени. С одной стороны, страдание действительно берет свои истоки от греха и зла, в которое ввергнул человечество Адам; но, с другой стороны, оно становится следствием личных грехов людей, рожденных от Адама страстным путем. Кроме того, в Священном Писании еще будет много примеров страданий, которые напрямую не связаны с грехом страдающего, но стали следствием чужих грехов или действий диавола. Это, например, страдания Авеля, Иова, и в конечном итоге - Мессии, Который перенес самые великие страдания, не совершив ни малейшего греха и не будучи ни в малейшей степени виновным.

Понятие «страдание» в Священном Писании

Говоря о понятии «страдания», необходимо обратить внимание на употребление этого слова в Священном Писании, преимущественно - в текстах Ветхого Завета, и обзорно обозначить рамки понимания страдания.

В еврейском (масоретском) тексте в тех местах, где в русском Синодальном переводе стоит слово с корнем «страд-», еврейским языком, согласно переводу на русский, передаются следующие смыслы. Во-первых, например, по Быт. 35:17 и Исх. 3:7 под «страданием» понимается нечто трудное, тяжелое, суровое, и даже жестокое . Также это может быть притеснение или бедствие. Во-вторых, со страданием ассоциируется часто зло или беззаконие, в общем, то, что причиняет бедствие, что несет разрушительную силу (например, в Руф. 1:21 или Иов. 6:2).

Самая распространенная ассоциация со страданием - это боль или перенесение боли (например, Иов. 2:13). Особенно часто страдание ассоциируется с родовыми муками, то есть это такое состояние, при котором хочется кричать (от боли), корчиться от страха, быть объятым ужасом (например, в Мих. 4:10).

Кроме того, страдание - это тяжелый труд, который приводит к изнеможению, мучению (Иов. 5:7). Еще страдание связывается с горем, несчастьем, бедой (Пс. 24:18); или с угнетением, притеснением, нуждой, теснотой (Пс. 106:17 или Ис. 48:10).

Иов и его друзья. Худ. Илья Репин.

В Новом Завете (в греческом тексте) маркерами «страдания» часто являются слова, производные от πάσχω, что значит «претерпевать, терпеть, переносить, испытывать» (например, Мф. 16:21; Лк. 9:22; Иак. 5:10; 1 Пет. 2:19 и др.). Кроме того, «страдание» - это терпение мучения от боли (Мф. 8:6). Или, например, когда есть какой-то стесняющий фактор, используется производное слово от συνέχω, что значит «сдерживать, охватывать, зажимать, объять» (например, Деян. 28:8).

Таким образом, обобщая употребление слова «страдание» в Священном Писании, можно сказать, что оно по большей мере связано с перенесением чего-либо стесняющего, где этот самый стесняющий фактор - в большей степени какая-либо боль (физическая, или боль утраты, или какая-либо другая душевная боль, например, состояние Агари в Быт. 16:11). Или стесняющим фактором может быть состояние угнетения от сложившейся ситуации (исторической или личной, будь то стихийное бедствие, война, плен, какое-либо иное угнетение, например, страдания народа еврейского в Египте в Исх. 3:7 и т.д.). Кроме того, страдание может быть перенесением влияния страстного состояния или какого-либо совершенного греха (состояние богача из притчи Лк. 16:25 или метафора страдающего члена единого тела, от которого страдает все тело в 1 Кор. 12:26).

Понятие «страдание» в русской лингвокультуре

В продолжение рассмотрения библейского понимания понятия «страдание», следует обзорно осветить понимание «страдания» в русской языковой картине мира, потому что невозможно рассматривать духовное понятие в отрыве от языка человека.

Нужно сказать, что в русском языке этимологически слово «страдание» связано с такими действиями, как «стараться, добиваться». Со «страданием» связывается процесс преодоления какой-то трудности, боли, на пути к положительному результату. То есть, страдать - значит испытывать боль.

В истории русского народа на пересечении языка и культуры сформировалась ассоциация со «страданием» как с тяжелой физической работой (преимущественно, крестьянский труд). Часто «страдание» связывалось с трудоемким процессом сенокоса, сбором урожая, жатвой (например, по-древнерусски страдомая земля - значит, «пахотная земля»).

Кроме того, страдание ассоциируется с процессом прохождения или переживания чего-либо (тяжелого), или «можно было бы сказать “идти по какой-то дороге с болью”, иметь боль своей попутчицей на каком-то отрезке своего жизненного пути».

Итак, как это было видно из обзорного анализа употребления понятия «страдание» в Священном Писании и в связи с этимологией русского слова «страдание», оно неразрывно связано с болью. О страдании как о терпении, перенесении нравственной или физической боли пишет также и В. И. Даль. В Словаре русского языка С. И. Ожегова боль также характеризуется, как «ощущение страдания». Ф. М. Достоевский писал, что «страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца».

Как маркер организованной и сформировавшейся личности, страдания, переживания, «боль сердца», сострадание, побуждают человека действовать в соответствии с идеалами поведения. Кроме того, сожалением о каких-то поступках можно назвать моральную боль. И преодоление такой боли предполагает стремление к изменению себя или окружающего мира к лучшему.

Таким образом, рассмотрев понятие «страдания» как «боли» в системе русской культуры и русского языка, следует отметить, что как бы значение перенесения страданий и боли ни оценивалось, однако естественным желанием человека остается прекращение любой боли, любого страдания .