Помоги моему неверию. «Верую, Господи! помоги моему неверию

Рубрика Правмира – «Чтение на каждый день поста» – это проповеди, слова и главы из книг лучших мыслителей, богословов и проповедников. Аудиобеседы на 10-20 минут, сопровождаемые текстом - можно успеть прослушать даже между делом. Мы отбираем недлинные и глубокие фрагменты, чтобы у каждого была возможность хотя бы 10 минут в день подумать о главном.

Верующий, неверующий – какие это, в сущности, отвлеченные слова! Как будто верующий всегда, все время верит. Как будто неверующий все время живет своим неверием.

Вот в Евангелии отец больного ребенка бросается к Христу со словами: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9:24), – и в этих словах больше правды о человеке, глубокой, подлинной правды, чем во всех отвлеченных спорах о вере и неверии.

Вот в саду у первосвященника трижды отрекается от Христа апостол Петр. И Христос взглянул на него, и Петр вспомнил, как обещал он Христу умереть за Него, и сказано про него, что он вышел вон и «плакал горько» (Мф. 26:75).

И наконец, сам Христос в предсмертной муке обращает к Богу эти страшные слова: «Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). И что по сравнению с этими примерами могут значить все ученые доказательства?

Верующий как нечто само собою разумеющееся доказывает свою веру. Неверующий так же снисходительно, как само собою разумеющееся, доказывает правду своего неверия. Но верующий, если только он правдив сам с собою, знает, что он слишком часто живет так, как если бы не было никакого Бога, так часто в суматохе и шуме жизни как бы где-то теряет, растрачивает свою веру.

А в ином неверующем больше печали по Боге, больше тоски по Свету и Истине, чем в ином самодовольном фарисее-верующем. Поэтому и так пусты, так беспредметны на последней глубине все споры о вере и неверии. Ибо никогда еще и ни в ком не родилась вера от доказательств и аргументов, не родилась даже от чудес.

Евангелие полно рассказов о чудесах Христа, но как же вышло так, что в последнем счете все оставили, все бросили и все предали Его? А вот когда не было никакого чуда, когда, всеми брошенный, Он умер на кресте, воскликнул сотник, распинавший Его: «Воистину Человек сей Божий Сын» (Мф. 27:54).

Вспоминается другой библейский рассказ, о пророке Илии, которому сказано было, что он увидит Бога. И сначала была буря, но не в буре Бог, а потом был огонь, и не в огне Бог, и наконец был – как чудесно сказано в Библии – «глас хлада тонка» (3Цар. 19:12) – и в нем был Бог. Был, иными словами, тихий голос – дуновение, прикосновение чего-то и кого-то к душе человеческой. Была таинственная встреча.

И вот о такой-то вере и говорит все христианство. В ней его суть; оно не о громе, не о буре, не об огне. И доходит оно по-настоящему только до того, кто может – как опять-таки сказано в Евангелии – вместить, то есть принять, таинственные слова: «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3:8). Кто способен услышать неслыханную весть о Царе Небесном в рабском виде, невозможное благовестие о смиренном Боге?

Эти мысли приходят в голову, когда читаешь и слушаешь споры о религии. С обеих сторон несется хвастовство о своих победах и торжествах, сила против силы, пропаганда против пропаганды, ненависть против ненависти, и в конечном итоге, так часто, зло против зла.

Но все христианство утверждает, что злом не разрушить зла, ненавистью не победить ненависти – все это мир сей, про который давно сказано, что он «во зле лежит» (1Ин. 5:19).

И не пора ли нам, называющим себя верующими, вспомнить этот сердцевинный парадокс христианства – что побеждает в нем только крест, его непобедимая, непостижимая сила, его единственная красота, его дух захватывающая глубина. Не пришел Христос спасти нас ни силой, ни внешней победой, но заповедал нам, чтоб мы знали, какого мы духа, чтоб была в нас сила крестная.

И вот поразительно, что и сейчас, там, где идет борьба с религией, там побеждают те, кто силе противопоставляют только правду, ненависти – только любовь и жертву, шуму и грохоту пропаганды – вот тот самый «глас хлада тонка», тишину и свет подлинной веры. И вот над шумом слышен только их голос, во тьме светит только их свет, действительного этого света тьме не объять.

Когда-то Владимир Соловьев написал книгу с парадоксальным заглавием «Оправдание добра»; в ней он так ясно показал, что слабость христиан почти всегда в том, что они сами не верят в свое добро и, когда приходит час борьбы со злом, противопоставляют ему такое же зло, такую же ненависть и тот же страх. Так вот, пора, пора оправдать добро, и это значит – снова поверить в его силу, в его внутреннюю Божественную непобедимость.

Пора миру, лежащему во зле, противопоставить не чудо, не авторитет и не хлеб, как в легенде о великом инквизиторе Достоевского, а тот ликующий облик добра, любви, надежды и веры, от отсутствия которых задыхается человечество. И только тогда, когда мы в самих себе оправдаем добро и поверим в него, начнем мы снова побеждать.

В эти послепасхальные дни все еще поется в Церкви: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Смертию – смерть, ибо до воскресения Он самое страшное из всех зол – смерть, разрушение – наполняет добром, любовью, жертвой, самоотдачей. Саму смерть наполняет Жизнью, и когда разрушает Он смерть, тогда, только тогда, наступает светоносное утро воскресения.

Тогда, и только тогда, тем, кто отдают ему всю земную любовь и идут, ни на что не надеясь, ко гробу, чтобы помазать Его тело, Он говорит это единственное из всех слов: «Радуйтесь!» (Мф. 28:9), – и тогда начинается христианство…

Об этом думаешь, об этом тоскуешь в наши дни разгула ненависти, страха и подлости.

Протопресвитер Александр Шмеман. «О вере и неверии»

pravmir.ru


13 августа, в предпразднство Происхождения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня, протоиерей Андрей Копейкин совершил Божественную литургию в храме святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. По окончании богослужения батюшка поздравил верующих с наступлением Успенского поста:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня последний день в нашей подготовке к Успенскому посту, который считается одним из самых строгих. Ведь только твердая вера в Бога позволяет человеку пройти жизненный путь, не заблудившись в темени грехов. Свет Божий верующих людей озаряет и указывает истинную дорогу ко спасению души через разные препятствия: скорби и радости, болезни и искушения. Чтобы все это пройти, необходимо верить во Христа и не отступать ни на шаг от заповедей Спасителя. Для этого мы и должны встать на путь покаяния, как это сделал отец бесноватого юноши, о котором сегодня повествует Евангельское чтение. Апостол Матфей говорит, что к Спасителю подошел человек, который начал просить об исцелении своего сына. Отец сказал: «Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду» (Мф. 17, 15). Даже апостолы не могли изгнать нечистого духа. И вот у мужчины осталась последняя надежда только на Христа. Апостол Марк более подробно освещает данный момент встречи человека с Господом. Отец много страдал и очень сильно переживал за своего бесноватого сына, но в нем не хватало веры. Поэтому Господь и говорит: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 9, 23). В этих словах заключается главное условие нашего спасения — мы должны хотя бы с горчичное зерно иметь веру в Бога, как отмечено в Евангелии от апостола Матфея. Самый важный момент во всей этой истории с бесноватым юношей наступает тогда, когда отец проникся словами Господа о силе веры и воскликнул со слезами, раскаиваясь в своем маловерии: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9, 24). Только после этих слов Христос исцеляет бесноватого отрока. Если бы мы имели такой же порыв глубокой веры, как этот несчастный отец, то в нашей душе тоже произошли бы коренные изменения и мы совсем другими глазами увидели бы нашу реальность. «Верую, Господи! помоги моему неверию», — слова, которые грешная наша сущность взывает к Божиему милосердию. Мы немощны и слабы, мы понимаем, что в нас мало веры и стремления обрести Божию благодать, и от этой безысходности мы просим Господа помочь избавиться от одержимости грехом, чтобы прозреть и уверовать в Бога с еще большей силой. Поэтому Святая Церковь перед началом Успенского поста напоминает нам о нашем маловерии. В прошлое воскресенье мы слушали Евангельское повествование о том, как апостол Петр пошел по воде к Спасителю, но он усомнился в вере и начал тонуть. И сегодня в Евангельском чтении мы слышали, как апостолы не могли понять, почему им не удалось изгнать беса из отрока. Христос сказал: «По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17, 20).

На этих Евангельских примерах мы, дорогие братья и сестры, учимся понимать, какую мощь имеют сила молитвы и сила веры во Христа. Ведь снискав Божественную благодать, человек сможет пройти различные испытания. Поэтому любой пост — это не только воздержание в пище, но и великая брань со своими грехами. Пусть же Успенский пост послужит всем нам для нашего спасения! Храни вас Господь и Матерь Божия! Аминь».

Такова сила веры, что восхваляют ее даже те, кто отказывается ей служить. Истинно по заслугам восхваляется вера, без которой никакое доброе дело не начинается и не совершается. Как написано: Без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11:6) .

Проповеди.

Свт. Григорий Палама

И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию

Отец же оного отрока, как только услышал, что за его верою последует исцеление его сына, со слезами сказал: «Верую Господи, помози моему неверию» . Видите ли: прекрасное преуспеяние нрава сего человека? – Он не только уверовал в возможность исцеления отрока, но и – в то, что если Господь захочет, Он может превозмочь и его неверие.

Омилия 12. В Неделю четвертую Святой Четыредесятницы.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию

Прп. Иоанн Кассиан

И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию

Чувствуя сам в себе, что вера его размывается волнами неверия, грозящими разбить его корабль о скалы (ср. 1 Тим. 1:19), он с мольбою просит Господа помочь его вере: Верую, Господи! помоги моему неверию ! Точно так же мужи евангельские и апостольские понимали, что все блага становятся совершенными только при помощи Божией, и, не полагаясь на то, что веру свою могли сохранить неповрежденной своими собственными силами или своей собственной свободной волей, молили Господа либо о помощи в вере, либо о ее даровании (ср. Лк. 17:5).

Собеседования.

Прп. Нил Синайский

И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию

Говоришь, что диавол и против воли твоей возбуждает в тебе неверие к Богу. Но ты не бойся неверия, злокозненно влагаемого; напротив того, смело откройся великому Врачу Христу, взывая Ему: «верую» Владыка, «помози моему неверию» (Мф. 9:24) , и получишь исцеление.

Письма на разные темы. Софронию.

Блж. Августин

И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию

В чем смысл слов Господа: Когда Сын Человеческий придет, найдет ли Он веру на земле (Лк. 18:8) ? Он сказал это о вере совершенной - такую веру редко встретишь на земле. Тем не менее Церковь Господа полна ее: кто бы пошел в нее, если бы в ней не было веры? Кто не сдвинет горы, если вера полна (ср. Мф. 17:20 , 21:21)? Взгляните на самих апостолов: не оставили бы они все, что у них было, не попрали бы надежды века, не пошли бы за Господом, если бы вера их не была велика. И все же, если бы полна была у них вера, не сказали бы Господу: Умножь в нас веру (Лк. 17:5) . Обрати внимание и на то и на другое: на веру и на несовершенство ее. Когда отец приводит для исцеления сына, одержимого злым бесом, Господь спрашивает его, верит ли он, на что отец отвечает: Верую, Господи! помоги моему неверию. Вера проявляет себя, когда он говорит: Верую, Господи ; несовершенная вера - когда говорит: …помоги моему неверию (ср.

ВЕРУЮ, ГОСПОДИ...ПОМОГИ МОЕМУ НЕВЕРИЮ! Удивительная история одной женщины,прошедшей путь ОТ НЕВЕРИЯ К ВЕРЕ В БОГА...Прочтите! "Я пошла к отцу Иоанну Кормилину и позвонила в дверь. Он открыл мне сам и теперь стоял и смотрел на меня темными, проникающими в сердце глазами. - Вам что-нибудь надо? - Да, я пришла, чтобы спросить Вас... я хотела бы знать... верите ли Вы в Бога? Он не удивился, не возмутился, а ответил всё тем же тихим голосом: - Да, я верю в Бога. И вдруг мне ужасно захотелось плакать. Как будто мое сердце говорило: Как ты смеешь, дерзкая и глупая, спрашивать у священника, который отдал всю свою жизнь Богу, верит ли он в Бога? Но я зажала сердце тоской и сказала цинично: "Я сомневаюсь, что можно верить, но если вы действительно верите, то научите и меня верить! Я ищу Бога и никак не могу найти и никто не может научить меня вере, хотя я многих просила и расспрашивала о их вере. Может быть вы сможете научить меня?" Он увел меня к себе в дом и спросил: - Сколько времени ты будешь Его искать? - А сколько времени надо Его искать? - ВСЮ ЖИЗНЬ, - ответил он. - ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА. ТОГДА ВЫ НАЙДЕТЕ ЕГО. Многие ищут Бога месяц, два и потом отходят от Него и считают, что это не их вина, что Бог не открылся им. Но те, кто ищет своего Создателя всю жизнь, находят Его. Я ничего ему не ответила, но я поняла, что сейчас я уже не та, что была до прихода к о.Иоанну. Что-то во мне незримо изменилось. Потом он сказал, чтобы я пришла в храм, исповедовалась и он меня причастит. Я не хотела причащаться и мне трудно было придти в храм, но я пришла. Во время исповеди я снова дерзила батюшке и спорила с ним: - Я не могу причащаться, для меня Причастие это только "хлеб и вино"! Я недостойна и вообще это грех так причащаться, а по-другому я не могу чувствовать... Или молитва лжет, что это истинные Кровь и Плоть Христа или вы меня сознательно толкаете на грех? Не пойму только зачем? Он слушал меня и во всем его образе была тишина. Потом сказал так же тихо: - Молитва не лжет. Принимать Причастие без веры, это еще больший грех, но я беру ваш грех на себя... - Я не понимаю, батюшка, как это можно взять чей-то грех на себя? И вообще я не верю, что это возможно, каждый отвечает сам за себя. - Вы можете не верить, но я беру этот грех на себя и поэтому благословляю вас приобщиться Святым Христовым Дарам. Я стояла перед ним жалкая и ничего не смыслящая... Наконец я смирилась и причастилась. Утром следующего дня я спешила в храм, чтобы торжественно объявить о.Иоанну, что со мной ничего необычного не случилось, вера не спустилась ко мне с небес.. - Приходите в храм на каждую службу и выстаивайте ее от начала до конца. - Но мне это скучно! Я вообще не понимаю, что происходит на службе, я просто стою и рассматриваю людей молящихся в храме. И ладно бы просто смотрела, а то критикую и осуждаю.. - А вы боритесь с этими мыслями и повторяйте про себя Иисусову молитву: "ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЕНЯ ГРЕШНУЮ". Я стала всё делать так, как сказал батюшка, но при этом думала о себе: "Ну, что ж, пусть это будет тренировкой мой воли". Прошло около двух месяцев, я по-прежнему приходила в церковь каждые субботу и воскресение. Я приходила к началу службы и оставалась до конца, постепенно я привыкла к Иисусовой молитве, она проникла в меня так, что я повторяла ее механически.. Просто повторяла. Но однажды в субботу, во время всенощной хор запел: "Величит душа моя Господа и вся внутренная моя, имя Святое Его..." Я не знаю, как это случилось, но я почему-то оказалась на коленях и по щекам моим обильно текли слезы. Душу мою переполняла неизъяснимая радость, РАДОСТЬ ВЕРЫ И ВСТРЕЧИ С БОГОМ В СВОЕЙ ДУШЕ. Мне было все равно тогда - жить или умереть, потому что свершилось главное чудо в моей жизни - ОН ЕСТЬ! Так по молитвам о.Иоанна, взявшего на себя грех причащения меня недостойной, у меня теперь началась совершенно новая жизнь, центром которой стал Бог и Его Церковь"...

Храм Христа Спасителя

Проповедь Протоиерея Андрея Овчинникова после Божественной Литургии

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Верую, Господи, помоги моему неверию.»

Эти слова как стон человеческого сердца, пораженного скорбью, стоят в центре евангельского события, о котором мы сегодня читали на воскресной Божественной Литургии. Эти слова произнес отец, у которого был бесноватый сын. Это событие произошло одновременно с Преображением Господним. Только Господь воссиял и преобразился на горе, а вот это событие произошло на земле, у подножия Фавора. Господь оставил на земле девять учеников, с тремя Он был наверху. И вот эти девять апостолов не смогли изгнать беса из несчастного больного отрока. И вот слова, которые произнес отец – они очень близки каждому из нас, потому что наша вера тоже нуждается в укреплении, потому что она очень слабая, она постоянно колеблется, обуревается всякими искушениями. Самое печальное, что наша вера оторвана от нашей жизни, она почти мертвая и бесплодная. Поэтому сегодня на проповеди нам уместно поговорить о том, каким же образом мы можем укрепить нашу веру. Это – самая главная проблема нашей христианской жизни, о которой мы должны переживать и думать. Потому что без веры Богу угодить невозможно – это слова апостола Павла из «Послания к евреям». Итак: первое средство укрепления веры нам показано в Евангелии в словах несчастного отца: «Верую, Господи, помоги моему неверию.» Эти слова являются самой краткой молитвой обращенной ко Христу. Первое средство укрепления веры – это молитва. Мы должны верить, что источником всякого блага является Бог. Вера – это есть благодатный плод, духовное дарование Божие, которое дается человеку, который стремится к этому дару. А вот молитва – это путь и средство для того чтобы стяжать этот благодатный дар. Поэтому мы должны постоянно, может быть, первым прошением во всякой молитве обращаться к Богу со словами: «Господи, умножь мою веру, сделай ее живой, сделай ее состоящей из конкретных дел, потому что вера без дел мертва есть». Нам могут возразить: «А как я могу молиться, когда у меня нет этой самой веры? Когда мое сердце потеряло связь с Богом. В нем я не чувствую Его присутствия». И вот здесь надо понимать значение христианского подвига. Веришь ты или не веришь, коснулась твоего сердца благодать Божия или не коснулась – ты должен трудиться в молитве. Для новоначального христианина иного пути нет. На первых порах необходим труд, иногда кажущийся бесплодным, однообразным, совершающийся ежедневно без особых результатов. Но это не так. Господь ждет нашей верности. Господь хочет, чтобы мы проявили терпение, Господь хочет, чтобы мы показали, что мы действительно Его любим. И вот если человек верен будет в малом своем подвиге, Господь обязательно придет к нему на помощь. Он всегда стоит рядом с нами, Господь не хочет чтобы какие-то страдания, скорби бессмысленные, несчастья были у человека — ничего подобного. Он хочет дать человеку только одну радость, одно счастье и даже блаженство. Но с нашей стороны необходимо малое усилие, необходим христианский труд. И вот это первый шаг, который мы должны делать на пути обретения веры. Вторым средством укрепления веры является видимый пример. Если бы рядом с нами жил бы настоящий христианин, мы бы тоже такими стали. Как говорится, с кем поведешься, от того и наберешься. Одно из самых тяжелых испытаний, которые выпали на нашу долю – это отсутствие примера. Еще пророк Давид восклицал, что оскудел преподобный. И вот нам попустил Господь жить в такое время, когда вокруг нас мы почти не видим примера христианской жизни – нет юродивых, нет старцев, нет подвижников, нет святых. Может быть, они, конечно, и есть, но, согласно изречениям святых отцов древнего времени, они, эти люди, спасаются исключительно смирением. Может быть, они есть среди нас, но мы их не видим, потому что святой человек – он, в первую очередь, смиренный и все свои подвиги он совершает тайно – для Бога. Что нам остается делать? Нам необходимо обращаться к книге. Не было в истории Церкви времени, когда бы на прилавках храмов было такое количество замечательной душеспасительной литературы. И не было такого времени, когда бы люди проявляли такое безразличие и равнодушие к изучению своего Православия. Мы должны постоянно читать о христианстве из самых разных источников, начиная со Священного Писания и кончая замечательными православными журналами, адресованными православным женщинам, молодежи, детям. Это все – благодатная пища, которая укрепляет нашу веру. И без труда мы эту веру никогда не укрепим. Если нужно стремиться к доброму примеру, постараться его увидеть и запомнить, то также очень важно беречься соблазна, беречься негативного влияния на наше сердце, на нашу волю. И тот же пророк Давид говорит, что с преподобным будешь преподобным, а вот с мужем лукавым развратишься. И часто мы забываем об этом предостережении. Вера, пусть слабая, нуждается в бережном охранении. А похищается это сокровище с помощью людей, которые от этой веры отвернулись, которые строят свою жизнь не по воле Божией, а по воле диавола. К сожалению, таких вокруг нас очень много, и часто мы не замечаем этой опасности, а ведь один пустой разговор, когда священные вещи осмеиваются, или о них говорят со скептицизмом, могут посеять в нашем сердце страшные семена сомнения. Мы должны очень внимательно смотреть с кем мы общаемся, кто наши друзья. Мы должны беречься. И, наверно, для христианина самое спасительное состояние – это одиночество, но не просто с самим собой, а с Богом. Слово монах от греческого слова «monos» означает «один», но не с самим собой, а с Господом. И нам, живя в такое время, полезно поменьше общаться с людьми, а побольше обращаться к Богу – Он наш самый лучший друг, Он наш самый верный помощник, Который нас никогда не предаст, не отвернется и всегда придет на помощь. И, наконец, третье средство, которое может укрепить нашу веру – то, о котором говорится во многих книгах… Но сегодня хочется привести пример не из Патериков, а из замечательного романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». В этом романе есть глава, которая называется «Неверующая дама». Речь идет о старце Зосиме – этот прекрасный образ взят из реальной жизни – говорят, что Достоевский писал своего старца Зосиму из созерцания преподобного Амвросия Оптинского. Так вот к этому старцу приходило множество людей, и однажды пришла богатая помещица, которая стала говорить о том, что она теряет веру в свою бессмертную душу, в вечность и в Самого Бога. И она просила старца дать ей совет – как ей обрести веру. И вот Достоевский говорит устами старца Зосимы прекрасное назидание, которое нужно каждому из нас усвоить. Он говорит, что вера обретается на путях стяжания деятельного любовного опыта, то есть тогда, когда человек сам упражняется в деятельной любви. Постоянно пытается исполнить эту самую главную евангельскую заповедь. Эта дама говорила, что ей хочется – в порыве духовного вдохновения – стать медсестрой, работать в лазарете, ухаживать за ранеными, кормить их из своих рук, но она при этом сказала – при одном условии – когда будет благодарность за подвиг. А вот мы должны совершать свой христианский подвиг не ожидая награды на земле. Потому что Господь хочет чтобы наше сокровище сохранялось на небесах. Итак: опыт деятельной любви — от каждого дела мы можем приобрести себе крупицу христианского опыта. Опыт – это вещь бесценная. Никакие искушения, никакие наветы и разговоры не смогут увлечь человека от того, что он сам лично пережил. Вот почему мы и говорим, что христианство – это постоянная практика, постоянное накапливание опыта – религиозного, покаянного, молитвенного, благодарственного. И вот когда человек почувствует этот опыт – у него действительно окрепнет вера. Уже никто не сможет его переубедить в том, что есть Бог, что Этот Бог есть сама любовь, что Этому Богу можно молиться, и Он слышит наши молитвы. О том, что есть вечность, что душа бессмертна – вот эти вещи христианин должен еще в этой жизни опытно пережить. И тогда его вера укрепится. Поэтому в сегодняшний день нам Церковь преподносит прекраснейший урок, который виден на примере отца бесноватого отрока. Да, он был слаб в вере, но он не отчаивался, он не опустил руки, он обращался к Богу с молитвой: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» И вот такой молитвой мы тоже должны постоянно обращаться к Богу. И тогда Господь нас услышит, придет в наше сердце со своей благодатью, и наша вера укрепится – она станет живой и будет выражаться в наших делах. Аминь.