Плетень (игра с пением русская) Цель: развивать координацию движений. «Праздник народных игр» Сценарий семейного праздника для детей подготовительных групп и их родителей

– любимое времяпровождение для дошколят. Играя, малыши укрепляют свое физическое здоровье, развивают мышление, быстроту, ловкость и силу.

С приходом осени дети все больше времени проводят . Поэтому осенние игры в детском саду должны быть подобраны с учетом этого фактора.

Какие игры осенью пользуются наибольшей популярностью среди детей? Рассмотрим самые популярные и всеми любимые.

Музыкальная игра «Осень спросим» известна еще с советских времен.

Среди детей выбирается Дождик и Осень. В то время как Дождик прячется, все малыши становятся в круг, в середине которого находится Осень. Начинают водить хоровод и петь «Осеннюю песенку»:

Дети:

Здравствуй, осень! Здравствуй, осень,

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

Что в подарок принесла?

Осень:

Принесла я вам осеннее ненастье и погод семь на дворе:

сеет, веет, крутит, мутит, сверху льёт, гнетёт, метёт.

А еще я принесла корзину со своими дарами.

Принесла вам мёду

Полную колоду.

Осень:

Принесла я вам муки,

Значит, будут пироги.

Осень:

Принесла вам гречки,

Каша будет в печке.

Осень:

Принесла вам фруктов, ягод!

Мы варенья сварим на год!

Дети:

Ты и яблок, ты и хлеба,

Ты и мёду принесла.

А хорошую погоду

Ты нам, осень, припасла?

Осень:

Дождику вы рады?

Дети:

Не хотим, не надо.

После последних слов выскакивает Дождик и начинает ловить участников. Тот, кто попадется – становится новым Дождиком и все повторяется снова.

Игра «Карусель» в детском саду

Развивает ритмичность движений и внимательность.

Дети становятся в круг, при этом держась за обруч или шнур со связанными концами. Задача детей – делать правильные движения, соответствующие словам песенки, которую читает взрослый:

Еле - еле, еле - еле,

Закружились карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Пробежав 2 – 3 круга, можно поменять направление и постепенно замедляя движение, закончить игру.

Игра «Плетень» в детском саду

Дошколята разделяются на две группы и выстраиваются в две шеренги друг напротив друга. При этом образуется «живая плетень» – дети берутся перекрестно через одного за руки.

В начале игры одна шеренга наступает на другую, затем возвращается обратно. При этом нельзя размыкать руки. Далее те же действия повторяет вторая шеренга. Игра длится до тех пор, пока кто-то не потеряет равновесие.

Игра «Светофор» в детском саду

Развивает внимательность и быстроту реакции.

Выбирается ведущий игры – Светофор, который разворачивается к игрокам спиной. Дошкольники выстраиваются за условной линией (за 15–20 м). Если ведущий объявляет «зеленый свет» – дети начинают двигаться к нему. Но при словах – «красный свет» должны замереть. Кто не успел – выбывает. Игра продолжается, пока участники не коснутся Светофора.

Игра «Дождик» в детском саду

Позволяет развивать внимательность и ритмику.

Ребята становятся в круг и начинают водить хоровод под песенку, делая параллельно определенные движения.

Дождик, дождик, что ты льешь?

Погулять нам не даешь.

(3 хлопка в ладоши)

Дождик, дождик, полно лить,

Деток, землю, лес мочить.

(по 3 притопа каждой ногой)

После дождика на даче

Мы по лужицам поскачем

(3 прыжка на месте)

Игра «Пузырь» в детском саду

Стимулирует правильное произношение звука «Ш», развивает ловкость.

Дети, берясь за руки, образуют круг. Ведущий предлагает надуть игрокам волшебный пузырь, который будет очень большим, но не лопнет. Задача детей – внимательно слушая ведущего, максимально точно выполнять названные движения.

Раздувайся, пузырь!

(дети, не отпуская друг друга, максимально расходятся в стороны)

Раздувайся, большой…

Оставайся такой

И не лопайся!

(продолжая держать друг друга, дети останавливаются)

(начинают сходится к центру круга)

Игра «Ловишки» в детском саду

Дети становятся в круг, где по центру стоит Ловишка. По условному сигналу («раз, два, три») дети разбегаются, а ведущий стремится дотронуться до кого-то. Игра заканчивается, когда пойманы 5–6 человек.

Стоит лишь проявить фантазию и игры в детском саду осенью принесут дошколятам много веселья, радости и пользы.

Песня «Плетень» (Тень-тень-потетень выше города плетень)
Музыка В. Калинникова. Слова народные.
Песня-игра для детей старшего дошкольного возраста.



Текст песни:

Выбирают восемь детей на роли Лисы, Зайки, двух Ежей, двух Блох, Медведя и Коты. «Звери» становятся со всеми детьми в круг. 1-й куплет поют все и, взявшись за руки, двигаются по кругу вправо. Остальные куплеты дети поют стоя.

1. Тень-тень, по-те-тень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.

2. Похвалялася лиса:
«Всему свету я краса!»
Похвалялся зайка:
«Пойди догоняй-ка!»

3. Похвалялися ежи:
«У нас шубы хороши!»
Похвалялись блохи:
«И у нас неплохи!»

4. Похвалялся медведь:
«Могу песни я петь!»
Похвалялася коза:
«Всем вам выколю плаза!»

Каждый «зверь» выходит на слова, в которых о нем поется, «свои» слова каждый герой поет сам, стараясь в движениях передать образ. Например, Лиса может изображать, как она любуется своим хвостом. Зайка - прыгает. Медведь ходит, тяжело переваливаясь с ноги на ногу. Коза идет, приставив к голове пальчики-«рожки». По окончании пения Козы все звери разбегаются, а она их ловит. Игра заканчивается, когда Коза поймает несколько зверей (два-три). При повторении игры на роли зверей выбираются другие дети.

Гуси-лебеди ……………………………………………………….3

Обыкновенные жмурки……………………………………………4

У медведя во бору …………………………………………………5

Краски………………………………………………………………6

Горелки……………………………………………………………..6

Выше ноги от земли……………………………………………… 8

Волк во рву………………………………………………………....8

Бездомный заяц…………………………………………………….8

Части тела………………………………………………………......8

Снежная королева………………………………………………….9

Охотники и зайцы………………………………………………….10

Два Мороза…………………………………………………………10

Коршун и наседка…………………………………………………..11

Караси и щука………………………………………………………11

Плетень……………………………………………………………...11

Иголка и нитка………………………………………………………12

Пошла коза по лесу…………………………………………………12

Как у бабушки Ларисы……………………………………………..13

Как у бабушки Маланьи…………………………………………… 14

Гуси – лебеди

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живет хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

Гуси-гуси!

Га-га-га.

Есть хотите?

Да, да, да.

Гуси-лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

Обыкновенные жмурки

Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

Кот, кот на чем стоишь?

На квашне.

Что в квашне?

Квас.

Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

Правила игры. Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!» Нельзя кричать это слово с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него. Играющим не разрешается прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.

У медведя во бору

Медведь выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

У медведя во, бору

Грибы, ягоды беру!

Медведь постыл

На печи застыл!

Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Правила игры. Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

Краски

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучит:

Тук, тук!

Кто там?

Покупатель.

Зачем пришел?

За краской.

За какой?

За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: « Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке».

Правила игры. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

Горелки

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка.

Играющие на распев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле, едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

Выше ноги от земли

Игроки бегают по площадке в разных направлениях. Выбранному водящему дается в руки флажок. Водящий поднимает флажок вверх и бегает вместе со всеми. По команде «Лови!» дети убегают и «прячутся» на любом возвышении (гимнастическая стенка, скамейка, турник и т.п.). Игроков, не успевших «спрятаться», водящий пятнает флажком.

Игроки, которых запятнали, остаются в игре. Отмечаются водящие, которые запятнали большее количество игроков.

Волк во рву

Игроки – «козы» находятся на одной стороне площадки. В центре площадки параллельными линиями обозначен «ров», шириною 70-100 см. Водящий – «волк» стоит во рву. По команде «Козы – в поле, волк во рву!» козы перебегают на противоположную сторону, перепрыгивая через ров. Волк старается запятнать прыгающих коз. Игра повторяется 2 раза, затем выбирается новый водящий.

В прыжке отталкиваться одной ногой; волку нельзя выходить за пределы рва.

Бездомный заяц

Игроки – «зайцы» стоят в «домиках» - обручах, расположенных на одной стороне площадки. По команде зайцы выпрыгивают из домиков и прыгают по площадке на двух ногах. Педагог в это время убирает один или несколько обручей. По звуковому сигналу зайцы прячутся в домики. Тот, кому не хватило домика, - бездомный заяц, он остается в игре. Игра продолжается 4-5 раз, отмечаются самые ловкие зайцы.

Прятаться можно в любой домик, два зайца в один домик спрятаться не могут.

Части тела

Игроки перемещаются по площадке в разных направлениях (бегают, прыгают, шагают). По команде педагога «Рука-голова!» каждый игрок быстро находит себе партнера и кладет руку ему на голову. Отмечаются самые быстрые и внимательные пары.

Педагог может придумывать разные комбинации – «рука-рука», «спина-спина», «рука-нос» и др.

Снежная королева

Игроки находятся на площадке, водящий – «Снежная королева» в стороне от игроков. По команде игроки разбегаются по площадке, а Снежная королева старается их догнать и запятнать. Тот, кого она коснулась, превращается в «льдинку» и остается стоять на месте.

При повторении игры из числа самых ловких игроков выбирается другой водящий.

Охотники и зайцы

Игроки – «зайцы» находятся в домике на одной стороне площадки, водящий – «охотник» стоит на противоположной стороне площадки. Рядом с водящим лежат снежки. Зайцы прыгают по площадке на двух ногах. По команде «Охотник!» убегают в домик, а охотник бросает в ноги зайцев снежки. По окончании игры подсчитывается количество пойманных зайцев и выбирается новый охотник.

Нельзя бросать снежки в туловище и голову игрокам.

Два мороза

Игроки находятся на одной стороне площадки, водящие – «Два Мороза», в центре площадки лицом к игрокам. Морозы говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые!»

- «Я Мороз – Красный нос!»,

- «Я Мороз – Синий нос!»,

«Ну-ка, кто из вас решится, в путь дороженьку пустится?»

Дети хором говорят: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!»

После этих слов игроки перебегают на противоположную сторону площадки, а водящие стараются их запятнать («заморозить»). По окончании игры подсчитывают количество «замороженных» игроков и выбирают новых водящих.

Перебегать с одной стороны площадки на другую, не толкаться и не мешать другим игрокам.

Коршун и наседка

Дети стоят в колонне по одному в сцеплении, положив руки на пояс впередистоящим игрокам. Первый игрок в колонне – «наседка», водящий – «коршун», располагается напротив игроков и старается запятнать позади наседки одного из «цыплят». Наседка не пропускает его, перемещаясь из стороны в сторону, не задерживая коршуна руками. Коршун выигрывает, если в течении установленного времени (30-40 с) ему удается запятнать игрока или если разорвется цепочка. Игра повторяется с новыми водящими.

Играют 8-10 человек, игроков можно разделить на 2-3 команды.

Караси и щука

Участвуют две группы. Одна группа строится в круг – это «камешки», другая – «караси», которые «плавают» внутри круга. Водящий – «щука» находится в стороне от игроков. По команде «Щука!» водящий быстро вбегает в круг, а караси прячутся за камешки. Не успевших спрятаться карасей, щука пятнает. Пойманные караси временно выбывают из игры. Игра повторяется с участием другой щуки. По окончании игры отмечается лучший водящий.

Карасям нельзя трогать камешки руками.

Плетень

Игроки двух команд строятся в 2 шеренги на противоположных сторонах площадки и образуют «плетень» (согнув руки скрестно перед грудью, держат за разноименные руки соседей справа и слева). По сигналу дети отпускают руки и разбегаются по залу в разных направлениях, а о команде «Плетень» строятся на своих местах, образуя плетень. Отмечается команда которая быстрее построится.

Очередность игроков в команде можно не соблюдать.

Иголка и нитка

Игроки строятся в круг, берутся за руки. Водящие – «иголка» и «нитка» находятся за кругом. По сигналу иголка начинает убегать от нитки, пробегая «змейкой» под руками игроков, стоящих в кругу. Нитка, догоняя иголку, бежит в том же направлении. Если нитка догонит иголку, или нитка перепутает путь движения за иголкой, то выбирают новых водящих. Если нитка за 20-30 сек. Не смогла догнать иголку, то игра останавливается и выбираются новые водящие.

Если детей много, то можно составить 2-3 круга. Игрокам, стоящим в кругу, не разрешается трогать водящих руками и мешать им. Нитка должна бежать по тому же пути, что и иголка.

Пошла коза по лесу

Дети стоят в кругу взявшись за руки. Выбирается водящий - «коза». Водящий, стоя внутри круга, выбирает из играющих пару и выводит ее в круг.

Пошла коза по лесу,

По лесу, по лесу,

Нашла себе принцессу,

Принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем,

Потопаем, потопаем.

Дети вместе с водящим выполняют соответствующие движения. Слова песни можно пропевать.

Как у бабушки Ларисы

Все играющие становятся в круг, один из них – водящий – становится в центре круга. Играющие идут по кругу со словами:

Как у бабушки Ларисы

Было семеро детей.

Они ни пили, ни ели,

Все на бабушку глядели,

Разом делали вот так!

Игрок, стоящий в центре круга, принимает какую-нибудь необычную позу, остальные участники повторяют ее за водящим и замирают. Тот, кто первый пошевелится, выходит из круга. Если водящий – мальчик, то слова «Как у бабушки Ларисы….» заменяются словами «Как у дедушки Ивана»

Бабушка Маланья

Вначале главную роль выполняет воспитатель. Он предлагает детям поиграть в очень веселую игру-хоровод. При этом предупреждает, что хоровод ребята будут вести самостоятельно. Дети берутся за руки, а взрослый становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

У Маланьи, у старушки Дети движутся по кругу

Жили в маленькой избушке в одну сторону, держась за

Семь дочерей, руки. Останавливаются и с

Семь сыновей, помощью жестов и мимики

Все без бровей. изображают то, о чем говорится в

С такими глазами, тексте: закрывают руками брови

С такими ушами, делают «круглые глаза» и

С такими носами, «большой нос» и т.п.

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели, Присаживаются на корточки и

Целый день сидели, одной рукой подпирают

На нее (него) глядели, подбородок. Повторяют за

Делали вот так… ведущим любое смешное

Движение.

Движения, которые дети повторяют за взрослым, должны быть разнообразными: можно, например, погрозить шутливо пальцем, сделать рожки, помахать рукой, поплясать и т.д.

Тот, кто стоит в центре хоровода, должен сам придумать, как изобразить детей бабушки Маланьи. Разрешается показывать любые движения, но кривляться или дурачиться нельзя. Все участники хоровода повторяют движения ведущего.

Конспект открытого мероприятия в подготовительной группе для ГМО

Тема: Семейная викторина «Знатоки родного города».

Цели: обобщить, систематизировать и расширить знания детей о своем городе, стране; воспитывать чувство любви и уважения к своему родному городу, Родине; желание лучше узнать ее историю; привлечь к участию в викторине родителей.

Предварительная работа :беседы о достопримечательностях родного города, о героическом прошлом Ржева во время войны, рассматривание книг, альбомов с видами города, разучивание стихов, песен о Ржеве, рисование на тему «Мой любимый город», работа над понятиями «Родина», «малая родина», работа с родителями (подборка литературы, создание герба своей семьи).

Ход викторины

Звучит песня «С чего начинается Родина ...».

Ведущий: - Добрый день, дорогие гости! Сегодня в нашем музыкальном зале открывается клуб знатоков родного города., в котором принимают участие дети подготовительной к школе группы, родители и вы, уважаемые болельщики.

Представление участников команд и жюри. Капитаны команд представляют свое название и эмблему.

Сейчас прозвучала замечательная песня «С чего начинается Родина». Скажите пожалуйста, а что мы называем Родиной? (место, где мы родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы и папы, друзья…)

Ребенок: Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

А как называется наша Родина, наша страна? (Россия). Посмотрите, какую огромную территорию занимает наша страна. Она простирается от Северного Ледовитого океана до южного Черного моря., на востоке доходит до Тихого океана. (показать на карте).

Ребенок: Здесь – мороз, а там – жара,

Урожай снимать пора.

Там – закат, а здесь – рассвет,

Там садятся за обед.

В горы нас везет ишак,

В тундре – упряжь из собак,

А в пустыне могут люди

Ездить только на верблюде.

Да, действительно, страна наша очень большая. Когда в одной части ее люди ложатся спать, в другой только начинается день. В одно и то же время в одной части может идти снег. А в другой – светить яркое солнце.

Песня «У моей России».

Начнем мы нашу викторину с небольшой разминки. Сначала я предлагаю ответить на вопросы только родителям.

1. Официальная эмблема государства. (герб).

2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (страна)

3. Объясните значение слова «патриотизм» (преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)

4.Что означают цвета на флаге России?

А теперь вопросы детям.

1. Назовите главный город России (Москва)

2. Как называется главная площадь страны? (Красная)

Большая Родина всегда начинается с малой – своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и речки, расположенных рядом. Малая Родина – это часть большой страны, в которой живет наш народ.

Вопросы детям: 1. Как называется область, в которой мы живем? (Тверская).

2. Какое название носит областной центр? (Тверь).

На карте огромной страны Тверская область занимает скромное место, но мы легко отыщем ее, потому что именно здесь рождается Волга – одна из самых больших и знаменитых рек. И на этой земле много веков назад был основан чудесный город, в котором нам посчастливилось родиться и жить.

С двух сторон по Волге, на краю Валдая,

Город встал с названьем, рожь напоминая.

То ли корень Ржева – ржавая водица,

То ли слышен отзвук ржанья кобылицы.

Ржевичи – вояки был народ из гордых,

Угрожали Ржеву Чингиз – хана орды,

Рыцари в доспехах к Ржеву подходили,

Удалой Мстиславич – первый князь во Ржеве,

Отстоял наш город – бил врагов во гневе.

А потом наследством князь распоряжался,

Левый берег князю Федору достался.

Ну а князь Димитрий правый берег принял,

Так все и осталось до сих пор поныне.

А теперь наш город выше стал и краше,

Слава предкам гордым – ржевитянам нашим! (Роман Леонов)

Создал господь бог Землю. Все расположил на ней своим чередом: и горы, и равнины, и моря, и океаны, и пустыни. Хорошо получилось.

Потом призадумался: «А какими бы богатствами одарить каждое место на земле?» И решил – соберу все подарки и отправлюсь путешествовать. Пришел на Урал – подарил ему камни самоцветные. Оказался в Восточной Сибири – оставил там уголь и руду железную, Кавказу подарил минеральные источники, южным областям – сады и виноградники.

Когда же на Ржевской земле оказался, почувствовал, что устал, притомился. Взял он и высыпал здесь сразу полмешка подарков. Тут тебе и леса богатые, и зверь пушной, и рыба, да много еще чего…

Тысячи безымянных ключей бьют из нашей щедрой земли. Одному из них выпала великая судьба стать могучей рекой, символизирующей Россию. По нашим Тверским лугам делает она первые робкие шаги, на нашей земле она становится полноводной, здесь она становится труженицей. Волга – река – красавица! Волга – река – кормилица! Так называют ее русские люди.

Вопросы командам:

1.Что кроме рыбы добывали в древности в Волге? (жемчуг)

2.Покажите на карте России Волгу, начиная с того места, откуда она берет свое начало.

3.Какими ремеслами славилась земля ржевская? Чем занимались наши предки? (крестьяне обрабатывали землю, выращивали лен, занимались деревообработкой (прялки), гончарным ремеслом (посуда из глины), плели лапти из бересты, лыка, рыболовство и плетение сетей, веревок из конопли, из которых затем изготавливали морские канаты, торговали хлебом, железом, пеньковыми веревками).

4.Что было в старину на месте обелиска? (красивый Успенский собор – самое высокое здание в городе)

5.Сколько раньше было церквей во Ржеве? (22). Сколько их осталось сейчас? (5).

Над тихой речкою на круче

Стоял купеческий наш Ржев.

Висел над городом тягучий

Протяжный звон колоколов.

6.Где мы многое можем узнать об истории нашего города? (в краеведческом музее).

Молодцы! Очень много вы знаете о древнем городе Ржеве. Да наши предки славно трудились, а в свободное время, конечно же, гуляли. Самым большим праздником у ржевитян был Петров день (отмечался в середине июля). Люди отдыхали, веселились, играли в различные игры.

Вот и мы сейчас немного отдохнем и поиграем.

Хороводная игра «Плетень».

Жюри подводит итоги.

Испокон веков славились наши места богатыми лесами. Самое красивое и нежное дерево нашего леса – это, конечно же, … (береза). Какими только ласковыми словами не называет русский человек это дерево: кудрявая, стройная, красивая, белоствольная.

Ребенок: Березка, лебедь белая, Из – за тебя, красивая,

Рядком с тобой стою, Светло в лесу моем.

Тебе, моя несмелая, Зеленая, раздольная,

Я песенку пою. Ты гибче камыша.

Как ты стоишь, счастливая, Березка белоствольная

Веселым летним днем. Ну всем ты хороша!

Хоровод «Березка».

А теперь следующий конкурс. Все вы знаете, что каждая страна, каждый город имеет свои символы, одним из которых является герб.Задание так и называется «Собери герб». (кто быстрее сложит правильно герб из восьми деталей).

Каждая семья, участвующая в нашей викторине, заранее получила задание: нарисовать свой семейный герб. Ведь семья – это маленькое государство со своими законами, особенностями, интересами. Визитные карточки своих семей сейчас представят мамы как хранительницы своего государства.

Ребята, скажите, как называется улица, на которой находится наш детский сад? (Республиканская). А вот чтобы узнать, как эта улица называлась в старину, выполните задание: расположите буквы по порядку номеров шариков. Сделать это нужно быстро и правильно. А затем родители помогут вам прочитать это слово. (Петровская)

А пока ребята выполняют задание, мы проведем игру с болельщиками.

1.Как называют жителей г. Ржева? (ржевитяне).

2.На какой стороне города мы с вами проживаем: Дмитровской или Федоровской?

3.Какие заводы, находящиеся в нашем городе вы знаете?

4.Я буду называть место работы родителей, а вы – их профессию: стройка (строитель), магазин, гараж, школа; а теперь – наоборот: профессия – место работы: воспитатель, токарь, доктор.

Жюри подводит итоги.

Следующий конкурс называется «Улицы нашего города». Команды поочередно будут называть улицы родного города. Победит команда, последней назвавшая улицу.

Старинному русскому городу на Волге выпала особая доля в Великой Отечественной войне. Ржев 17 месяцев не только находился в фашистской оккупации, но почти все это время был городом – фронтом. Летом и осенью 1942г. земля под Ржевом стонала от поступи сотен танков, от разрывов бомб, снарядов и мин. Более сорока братских захоронений находится на территории Ржева и ржевского района.

Внимание, вопрос командам: Какие памятные места Ржева вы знаете? (пушка, паровоз, танк, самолет). Эти памятники были установлены к 30 – летию освобождения города от немецко – фашистских захватчиков. Стелла подпольщикам на Советской площади, обелиск павшим воинам.

Кто знает, когда был освобожден Ржев?

Как еще люди чтят память героев? (сложены стихи, песни, их именами названы улицы).

Начертала война на трагических плитах

Имена, имена, имена.

Вы навек рождены,

Вы вовек не забыты,

Если Родина – мать спасена!

Ребенок: Славен город наших дедов,

В жизни многое изведав,

Он стоит из года в год –

Наша гордость и оплот!

Вот и пришла пора для нашего последнего конкурсного задания. Сейчас команды поочередно должны назвать как можно больше пословиц о Родине.

Вот и подошла к концу наша викторина. Мы сегодня много говорили о любимом городе, вспоминали о его прошлом. Мы все очень любим наш город. Давайте же беречь его и прославлять своими делами.

Ребенок: Там, где сладко пахнет смородиной,

Там, где дом и родная семья,

Это все называется Родина,

Дорогая, родная земля!

Даже солнце здесь светит теплее,

И ромашки красивей цветут,

И горжусь я землею своею –

Здесь хорошие люди живут…

Подведение жюри общего итога конкурса. Награждение участников викторины.

Песня о Ржеве.

Воспитание нравственных качеств детей посредством народной игры

«Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети».

Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимает вопросы нравственного воспитания.

Главным популярным содержанием любого праздника, мероприятия является игра. Игра обладает большой воспитательной силой. В настоящее время в детско-подростковой среде все чаще народная подвижная игра уступает место компьютерной. Из детских игр практически полностью исчезли традиционная терминология, символика, игровые предметы, способы разметки игрового поля, разделения на команды, правила. Разрушены основные носители игровой культуры детства. Именно эти элементы составляют ядро любой традиционной игры и делают её фактором усвоения и передачи народной культуры. Первостепенная задачей воспитания является расширение игрового спектра детского досуга, сохранение народных традиций, пробуждение детей к активной игровой деятельности. Н ародные игры прививают ребенку уважение к национальным обычаям, формируют качества личности, ценные для данного этноса, знания культуры своей Родины, нравственные поступки. В социокультурном развитии любого государства народная игра является важным фактором воспитания в процессе подготовки детей к будущей жизни. Игра- сфера комфортного общения, уникальная возможность развития личности и формирования культуры детей. В народной игре заложена генетика прошлого, как и в народных песнях, танцах, фольклоре, поэтому игра-феномен цивилизации. В народной игре Некоторые виды спорта, которыми многие из нас увлекаются так же родились из народных игр, например, бокс из кулачных поединков, хоккей из игры «котел». Характерные особенности народной игры: единая цель, одноплановость действия, игровой зачин («считалка», «жеребьевка»), словесные приговоры и припевы для проведения игрового действия, определение водящего или разделение играющих на группы (театр начинается с вешалки, а народная игра с определения водящего или разделения, играющих на две группы), объяснение условий должно быть кратким и понятным, игра должна носить эмоционально-познавательное содержание. С течением времени народные игры подвергаются изменениям, которые вносят сами дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют иной игровой материал). Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными со взрослыми, их поведение становится более серьезными осмысленным. Это очень помогает в воспитательном процессе, сокращая дистанцию между педагогом и детьми.

Русская народная игра “Плетень”

Есть старинная игра, называется “Плетень”.
Нам в нее играть охота, нам в нее играть не лень.

Раз плетень, два плетень, спрячемся от солнца в тень.
Посидим, отдохнем и опять играть начнем.

Участники строятся в две шеренги напротив друг друга, сцепив руки в положении крест на крест. По сигналу первая шеренга идет на встречу

второй шеренге, которая стоит на месте, и кланяется ей. Затем отходит на

первоначальные позиции. Тоже делает вторая шеренга. По сигналу дети начинают хаотично передвигаться по площадке, а затем присаживаются. По сигналу дети должны построиться в шеренги. Правила игры. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно построится.
Белорусская народная игра “Мельница”
Закружилась мельница, крыльями вертя.
Мельница-бездельница, кружит не спеша.
Но подует суховей, заработает быстрей.
Дует, дует ветерок, быстро ловит мяч игрок.

Кто свой мячик не поймал, тот, наверное, устал.
Он в сторонке постоит за другими поглядит
Все играющие становятся в круг на расстоянии не менее 2 м друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и т.д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч. Правила игры. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.

Татарская народная игра “Скок-перескок”

Мы займем свои кружки, будем смирно в них стоять,

Но, услышав “Перескок”, быстро бросимся скакать.
На одной ноге скачу, я в другой кружок хочу.
Надо всех опередить, мне не хочется водить.

Рисуют мелом большой круг диаметром 15-25 м, внутри него - маленькие кружки 30-35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга. Водящий говорит: “Перескок!” После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.
Правила игры. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих детей не могут находиться в одном кружке.

Нравственное воспитание подрастающего поколения не может быть абстрактным, оно всегда конкретно, национально. Высокие требования к честности, справедливости, доброте, толерантности и другим человеческим качествам заложены во всех народных играх. «Мы перестаем играть не потому, что становимся старше, а становимся старше, потому что перестаем играть!»

Саманцова Э.В.

педагог МБУДО «Дом детского творчества»

Володарского района г. Брянска