Современные подходы к изучению игры. Педагогический совет

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Анализ современных подходов к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. Развитие игровой деятельности у детей в дошкольном возрасте. Музыкальные игры и их влияние на музыкальное развитие ребенка.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2011

    Психолого-педагогические подходы к понятию общение. Методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Методические подходы к изучению влияния сюжетно-ролевой игры на формирование навыков общения детей младшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2016

    Структура и этапы развития сюжетно-ролевой игры. Духовные и физические силы ребенка. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей. Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2012

    Исследование влияния предметно-игровой среды на развитие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста. Изучение психолого-педагогических условий организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении. Основные способы построения игры.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2014

    Виды сюжетно–ролевой игры. Роль игры в развитии личности умственно отсталого ребенка. Условия, необходимые для развития игровой деятельности умственно отсталых дошкольников старшего дошкольного возраста. Содержание и методы работы учителя-дефектолога.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2014

    Психолого-педагогический аспект влияния игры на формирование гуманных отношений у детей дошкольного отношения. Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в различных сюжетно-ролевых играх.

    дипломная работа , добавлен 04.03.2011

    Особенности и проблемы социализации детей в педагогике и психологии. Изучение социально-значимых качеств личности. Изучение влияния сюжетно-ролевых игр как средства социализации ребят дошкольного возраста. Проведение теоретического анализа видов игры.

    Выступление на педсовете

    Воспитатель: Хасанова Н.Т.

    г. Нижневартовск

    прямое руководство партнера.

    Косвенные приемы

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 56 «Северяночка»

    Выступление на педсовете

    Тема: «О современных подходах к организации творческих игр дошкольников»

    Воспитатель: Хасанова Н.Т.

    г. Нижневартовск

    "О современных подходах к организации творческих игр дошкольников"

    В работах Т.И. Бабаевой получают свое развитие идеи о сочетании прямых и косвенных способов руководства творческими играми. Определено, что прямое руководство играми детей связано с влиянием педагога на игру через собственное ролевое поведение и его участие в игре как равного партнера. При этом педагог помогает детям придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. Непосредственное прямое развитие игры также должно обеспечить обогащение содержания, развитие сюжета игры и игровых умений, развитие взаимоотношений между детьми. Прямое влияние на игру строится как непринужденное эмоциональное общение воспитателя с детьми (индивидуально или небольшими подгруппами). Нельзя сажать или ставить детей вокруг себя. Игровой процесс должен протекать естественно, у детей не должно возникать ощущения, что их "обучают" играть.

    Косвенные приемы руководства должны обеспечить ребенку позицию участника тех событий, о которых он узнает в процессе наблюдений, слушания книг, просмотра мультфильмов и кинофильмов. Косвенное развитие игры должно обеспечить развитие положительного, эмоционально - окрашенного отношения детей к явлениям окружающей действительности, которые могут быть отражены в игре, детских интересов. Для этого необходимо обогащать представления детей о социальной действительности через экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры и др. косвенные приемы должны обеспечить ребенку позицию участника тех событий, о которых он узнает в процессе наблюдений, слушания рассказов, чтения книг, просмотра кинофильмов и мультфильмов.

    Косвенное развитие игры связано с созданием развивающей предметно - игровой среды, в которой должны быть представлены как готовые игры и игрушки, так и материалы для синтеза игры с художественной и трудовой деятельностью, позволяющей включать в игру самоделки, сочетать игру с рисованием.

    "Почему ребенок постоянно играет в одни и те же игр?", "Почему ребенок всегда находится в "тени" игры и выполняет только второстепенные роли или просто наблюдает за играми других?" - именно от ответов на эти и другие вопросы зависят тактика правильного взаимодействия педагога и ребенка в игре.

    Игровое сопровождение предстает как достаточно сложный механизм естественной помощи ребенку. Оно включает в себя как непосредственно игровое взаимодействие, так и наблюдение за игровым поведением малыша, изучение возможностей его развития и определение того, как пробудить активность и инициативу.

    Нарастание самостоятельности детей в игровой деятельности требует гибкой тактики руководства игровой деятельностью, где позиция педагога постоянно меняется.


    Ребёнок познаёт мир во всём его многообразии через те виды деятельности, которые малышу оказываются понятными и близкими. В этом контексте ведущую позицию занимает игра. Именно поэтому реализация целей и задач обучения, развития и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется через игровые элементы. Такой подход зафиксирован программными требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Рассмотрим особенности игровой деятельности дошкольников в условиях ФГОС.

    В чём заключается игровая деятельность по ФГОС

    Одной из задач игровой деятельности является связь с действительностью, дети должны учится жить в современном мире

    Это интересно. Известный русский педиатр, психолог и благотворитель ХIХ века Е.А. Покровский говорил: «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»

    Главная особенность дошкольного образования - отсутствие ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО обучения, так как это не соответствует уровню развития ребёнка. Вместо этого на первый план выходит игра, через которую и происходит реализация деятельностного подхода. Однако в современном мире сместились акценты: от дворовых игр произошёл переход к индивидуальным, а от групповых - к компьютерным. Поэтому задача методической работы в детских садах - вернуть игру детям без отрыва от дня настоящего. В этом контексте и следует рассматривать вопрос об игровой деятельности дошколят.

    Значение

    Игра способствует самореализации ребёнка с среде сверстников

    Правильно организованная и умело направляемая игра позволяет малышу

    • развиваться физически и интеллектуально;
    • формировать положительные черты характера;
    • учиться общению со сверстниками и окружающими взрослыми;
    • быстро и легко усваивать новые знания.

    ФГОС опирается на схему линии развития ребёнка: чувствовать - узнавать - создавать. То есть в детском саду должно осуществляться одновременно развлечение, познание и творчество. Всё это объединяет в себе игра.

    Цели и задачи

    Игра способствует развитию речи ребёнка

    Важным направлением вовлечения детей в игровую деятельность становится развитие знаний, умений и навыков, необходимых для решения проблем, связанных с разными областями жизни (обучение, социализация, то есть отношения с окружающими людьми, самоопределение и т.д). Кроме этого, игровая деятельность по ФГОС:

    • развивает логическое, образное, критическое мышление;
    • формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
    • расширяет диапазон мыслительных операций, творческие способности, фантазию;
    • воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
    • заставляет проявлять инициативу;
    • развивает различные психические функции, в том числе речь;
    • способствует физическому развитию.

    Реализации поставленных целей помогает планомерное решение таких задач, как:

    • знакомство с нравственно-этическими понятиями (например, в контексте мероприятий, посвящённых патриотическому воспитанию);
    • общефизическая подготовка;
    • выработка стратегии «сотворчества» в разных видах игровой активности;
    • подбор игрового материала;
    • правильная организация и проведение игр.

    Принципы и формы игры

    Дети должны чётко понимать правила игры

    Чтобы приём «работал», нужно его правильно применять. Для этого ФГОС предусмотрены следующие принципы внедрения игровой деятельности в работу дошкольного учреждения:

    • свободное вовлечение в игру (нельзя принуждать малышей играть, это может спровоцировать «эффект обратной петли», и ребёнок откажется и от других видов взаимодействия);
    • исключение занятий, попирающих нормы общественной морали (например, игра на деньги или вещи), или унижающих достоинство играющих;
    • отсутствие показательной назидательности и дидактичности (то есть не стоит перегружать занятие информацией);
    • чёткое понимание ребятами правил игры;
    • исключительно положительное влияние на эмоциональную, интеллектуальную сферы участников;
    • достаточное количество времени и материально-технической базы для игры;
    • наличие игровой среды для мальчиков и для девочек;
    • своевременное изменение формы и содержания игр в зависимости от возраста ребят;
    • создание условий для демонстрации самостоятельной активности детей (театральной, интеллектуальной, конструктивной, двигательной).
    • доступность предметно-игровой среды для всех участников.

    По форме игры могут быть:

    • индивидуальные, где каждый борется сам за себя;
    • групповые, в которых малыш чувствует ответственность за свои действия.

    Также стоит сказать и о такой форме, как проект, который может быть и индивидуальным, и групповым, а также иметь разные временные рамки для осуществления.

    Программные документы

    • Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 №61/19–12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
    • Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2014г.№03–51–46 ин/14–03 Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье.
    • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
    • Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013г.№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
    • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26» Об утверждении СанПин 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

    Детальный анализ этих документов позволяет сделать вывод о том, что в современное правовое поле для определения сути системы образования в дошкольном учреждении, были внесены существенные коррективы в сравнении с программными документами предыдущих лет.

    Условия развития игровой деятельности в свете ФГОС

    Креативный подход воспитателя в составлении игр касается всех аспектов: от разработки сценария до моделирования костюмов

    Реализации технологии игры в дошкольном учреждении имеет ряд особенностей. Среди основополагающих черт можно выделить

    • креативный подход воспитателя к работе;
    • выбор игры, которая позволит решать задачи обучения, развития и воспитания на конкретном этапе развития ребёнка;
    • учёт личностных качеств играющих;
    • хронометраж.

    Используемые игры можно разделить на две группы:

    • с фиксируемыми правилами (например, лото);
    • свободные игры, то есть правила игры являются скрытыми (это удобно, например, тогда, когда идёт обучение чтению - дети должны помочь неумеющему читать взрослому обучиться этому навыку и пр).

    Список приёмов по ФГОС

    Физическое развитие малышей также реализуется через игру

    По ФГОС игры делятся на:

    • досуговые (служат отличным развлечением в моменты пауз между основными видами активности или для объединения ребят во время прогулок – «Ручеёк», пальчиковые игры и т.д);
    • подвижные (способствуют физическому развитию - физкультминутки, разминки и т.д.);
    • театрализованные (решают задачи формирования выразительности речи, интеллектуального, эстетического, коммуникативного воспитания, развивают творческие способности - постановки сказок, инсценировки отрывков из прочитанных книг и т.д.);
    • компьютерные (с обязательным обучающим компонентом);
    • игры с правилами (учат малышей соблюдать правила, а также показывают, что перед «законом» равны все - лото, домино и т.д.);
    • сюжетно-ролевые игры (развивают игровой опыт дошколят, открывают новые горизонты отображения мира – «Дочки-матери», «Козаки-Разбойники», «Снегурочка» и т.д.)

    Видео: Сюжетно-ролевые занятия в младшей, средней и старшей группах

    Видео: «Путешествие» для старшей группы

    Эти виды игр применяются в работе с детьми любого возраста, с учётом уровня развития малышей. Так, например, лото в младшей группе представляет собой отдельные картинки животных, которые нужно правильно расположить на плакате с изображением нескольких зверей.

    Современные виды игровой деятельности

    Игра-культурная практика позволяет через моделирование игрового пространства реализовать поставленные образовательные цели, например, проверить с помощью «капитана корабля» способность «экипажа» осуществлять простейшие арифметические действия в пределах 10

    Что касается дошкольного образования в наши дни, то набор игровых технологий в рамках обозначенного ФГОС перечня типов игр дополнился, что связано с практической направленностью образования на всех ступенях взаимодействия с детьми. Так, Надежда Александровна Короткова, кандидат психологических наук, занимающаяся вопросами дошкольного воспитания, выделила 2 вида игровой деятельности:

    • игра-культурная практика (сюжетная игра, свободная игра);
    • игра-педагогическая форма (сюжетно-ролевая дидактическая игра, дидактическая игра с правилами).

    Игровая образовательная ситуация

    Известный русский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

    Игровая деятельность может реализовываться в двух направлениях: первое - дети сами устанавливают правила, придумывают содержание игры на основании имеющихся атрибутов (игрушек или другого доступного инвентаря), второе - на основании игровой технологии осуществляется процесс обучения, развития и воспитания. В последнем случае весь организационный момент остаётся за взрослым. Именно о таком приёме, который называется игровой обучающей ситуацией (ИОС) и способствует преодолению разрыва между ведущей игровой деятельностью в данный момент от учебной в будущем, и пойдёт речь далее. Для ИОС характерны следующие черты:

    • незамысловатый сюжет, который требует много времени;
    • специально организованное игровое пространство;
    • наличие дидактической цели и воспитательной задачи;
    • направляющая роль воспитателя.

    Типы ИОС

    Исходя из вышеизложенного, можно выделить несколько типов игровых образовательных ситуаций в зависимости от того, что сопровождает игру:

    • использование игрушек-аналогов (например, сопоставление неживого аналога с живым - муляжа растения с комнатным цветком);
    • связь с литературным персонажем (например, включение в работу таких всем известных героев, как Незнайка, Петрушка, Буратино);
    • ИОС-путешествия (игры, моделирующие поход в лес, зоопарк, музей и т.д).

    Примеры

    Видео: Физкультурное занятие «Игрушечный городок»

    Видео: Сюжетная образовательная ситуация по ПДД в средней группе

    Видео: Занятие «Путешествие по математике с Машей и медведем»

    Суть социо-игровой технологии

    Использование социо-игровой технологии предполагает работу в малых группах (чаще всего по 6–8 человек)

    Одной из современных форм воплощения игровой деятельности является социо-игровая технология. Это такая организация собственных действий ребёнка, в которой он делает, слушает и говорит, то есть малыш участвует в составлении правил, сочинении сюжета игры . Такая комплексная задача и отличает эту технологию от игры в привычном понимании, где ребёнок чаще всего выступает в роли «исполнителя». Более того, социо-игровое взаимодействие предполагает обязательное наличие «договора», правил и общения. Другими словами, дети могут даже спорить, но с целью договориться и доработать правила. Авторы технологии Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов выделили ряд принципов такой деятельности.

    • Педагог - равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
    • Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
    • Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
    • Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы, примеряя на себя разные роли (например, сначала охотники за сокровищами, а потом разбойники, которые эти ценности охраняют, в роли сокровищ могут выступать правильные ответы на арифметические примеры).
    • Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры, то есть, как было сказано выше, могут дорабатывать или изменять правила игры.
    • Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно, то более интересно (так, куда занимательнее тренироваться вместе с Лунтиком над замысловатой скороговоркой, чем повторять одну и ту же простую вместе с Вупсенем и Пупсенем).
    • Движение и активность.
    • Работа детей в малых группах, в основном, в шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

    Преимущество такого рода активности в том, что она определяет малыша не как объект образования, а как субъект, то есть полноправного участника процесса.

    Формы

    Формы осуществления социо-игровой активности могут быть следующими:

    • Игры с правилами, которые могут меняться в зависимости от ситуации (например, все участники - Незнайки, они задают взрослому вопросы по теме, а в следующий раз все дети - Знайки, а в роли Незнайки - игрушка, которой малыши разъясняют то, что ещё вчера не знали сами).
    • Игры-соревнования.
    • Игры-драматизации (то есть постановки сюжетов сказок, мероприятий).
    • Режиссёрские игры (когда ребёнок сам придумывает сюжет для игры, но при этом игрушка не отождествляется с ребёнком).
    • Сюжетно-ролевые игры (малыш берёт на себя роль персонажа, отождествляет себя с куклой, например).
    • Сказкотерапия (в незатейливых сюжетах дети видят себя и свои поступки, например, «Сказки о малыше Похожем-на-тебя», «Сказки от капризов» и т.д).
    • Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности (например, при изучении алфавита задание может быть таким: помоги Незнайке найти пропавшие буквы в азбуке, спрятанные в загадках).
    • Самопрезентация (рассказ о себе в виде поочерёдных ответов на вопросы ведущего-взрослого, например, в сопровождении передачи какого-то «эстафетного объекта» от одного участника к другому).

    Примеры социо-игровой активности

    Все приёмы этой технологии могут применяться в разных возрастных группах: форма остаётся неизменной, а вот содержательный компонент может варьироваться в зависимости от уровня подготовки детей.

    «Волшебная палочка» (в форме самопрезентации)

    Суть игры: дети становятся в круг и получают «волшебную палочку» (например, указку). Задача игроков: передавая друг другу предмет, отвечать на вопрос, поставленный взрослым. Например, «Какая твоя любимая игрушка?». Далее задание усложняется: «Почему она тебе нравится, назови 3 причины». Затем можно расширить круг вопросов - от личных к общеизвестным: «Назови самые популярные сегодня игрушки».

    «Говорим хором» (социо-направленный приём)

    Суть игры: дети делятся на группы, воспитатель задаёт вопрос. Задача ребят хором ответить на него. Благодаря коллективному ответу, даже те ребята, которые не уверены в ответе или не знают его, не будут чувствовать себя некомфортно.

    «Таинственная шапка» (игра с правилами с элементами социо-направленности)

    Суть игры: в шляпу кладём написанные на листочках вопросы (если ребёнок читать не умеет, то ему помогает воспитатель), малыши по очереди тянут вопросы и отвечают на них. Так можно в игровой форме повторить элементарные арифметические действия, правила дорожного движения и т.д. За счёт того, что шляпа попадает в руки ко всем, каждый ребёнок чувствует себя ведущим, то есть лидером.

    Видео: Социо-игровой подход в развитии коммуникативых навыков дошкольников

    Компьютерные игры

    Грамотное использование компьютера в детском саду может принести неоспоримую пользу интеллектуальному развитию ребёнка

    Информационные технологии (в частности, игры) в дошкольном образовании, наряду с общепринятым мнением о вреде для психического и физического здоровья детей, обладают рядом неоспоримых преимуществ перед другими игровыми технологиями. Компьютерные игры:

    • помогают быстрее перейти от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, что является важной ступенью развития логики;
    • способствуют формированию умения анализировать;
    • ускоряют процесс управления собственной внешней деятельностью (так, малышу нужно одновременно совершать действия мышью и наблюдать за изображением на экране) и т.д.

    Таким образом, компьютерные игры позволяют ребятам значительно быстрее осуществить переход от простейших форм мышления к сложным.

    Примеры

    Использование этой игровой технологии зависит от материально-технической базы дошкольного учреждения. Но если в детском саду такие занятия не проводятся, родителям следует знать, какие компьютерные игры, рекомендованные методистами, могут применяться в домашних условиях. Скачать эти игры может любой желающий, достаточно ввести название в строку поиска.

    • «В поисках Немо. Подводная школа» (средняя группа). Цель: познакомиться с животным миром планеты. Дети смогут узнать о жизни зверей в дикой природе, об их привычках и повадках, а также смогут узнать, как строит свой дом бобр, полетают с летучей мышью в поисках пропитания и увидят обустройство муравейника.
    • «Весёлая азбука» (старшая группа). Цель: закрепление и совершенствование навыка делить слова на слоги, делать звуковой анализ слов. Малыши смогут разбивать слова на части, составлять новые слова, объединять их в простые предложения.
    • «Планета чисел для малышей» (младшая группа). Цель: научиться считать до 10, дать представления о простых геометрических фигурах, научить сравнивать. Ребята знакомятся с кругом, квадратом, треугольником, соотносят фигуры по цветам, размерам. Учатся счёту до 10.

    Как провести правильный анализ?

    Целесообразность тех или иных игровых технологий оценивается, в том числе, и по активности ребёнка

    Мониторинг успешности использования игровых приёмов в детском саду проводится 3 раза в год (в начале, в конце учебного года, а также в середине). Оценке подвергается вся группа детей, проводит диагностику воспитатель или лицо, задействованное в том или ином занятии. Осуществляется этот анализ по 3 аспектам:

    • организационный компонент;
    • деятельность взрослого (воспитателя, учителя физкультуры, музработника);
    • деятельность ребёнка.

    Таблица «Анализ игровой деятельности дошкольников»

    Аспект анализа Критерии анализа Оценка
    Да Нет Частично Другое
    Организация и проведение игры Соответствие целей задачам группы
    Соответствие уровню развития детей
    Соответствие программе
    Соответствие санитарным нормам
    Соответствие материально-технической базы условиям игры
    Деятельность воспитателя Разнообразие приёмов для решения задач игры
    Соответствие приёмов возрасту малышей
    Правильность применения приёмов
    Деятельность детей Усвоение содержания игры
    Активность, внимание, интерес к занятию (оценивается как минимум 2 критерия)
    Соответствие поведения условиям занятия
    Соответствие знаний, умений и навыков норме

    По итогам заполнения таблицы можно увидеть те методические пробелы, которые обозначены в графе «нет». На эти критерии нужно обратить внимание особенно, изменив форму игровой деятельности или внеся доработки в её содержание.

    Игра для дошкольников - это ведущий вид деятельности. Именно через него дети узнают мир, учатся взаимодействовать с другими людьми, познают себя. Задача взрослого разнообразить эту практику интересными формами проведения игр. При этом нужно ориентироваться на те требования, которые выдвигаются к подобного рода деятельности ФГОС и другими документами, регулирующими процесс образования дошкольников. Правильно организованная работа обеспечит высокие достижения в обучении, развитии и воспитании будущих школьников.

    Пазникова Татьяна Ивановна

    СП «Детский сад «Аленушка» ГБОУ СОШ №2 им.В.Маскина ж.-д. ст.Клявлино

    Воспитатель

    Современные подходы к организации игровой деятельности в ДОО

    К играм современных детей существует неоднозначное отношение взрослых, которое проявляется в запрете педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру ребенка более закрытой от взрослых, чем это было ранее.

    Проведя анализ современных игр детей дошкольников, можно сделать вывод, что в играх детей дошкольного возраста сохраняются традиционные сюжеты, бытовавшие на протяжении длительного времени. В играх девочек на протяжении многих столетий присутствуют: красавица, царевна, принцесса.... Становление девочки, ее внутреннего мира, половая идентификация связаны со стремлением стать женщиной, у которой есть семья, дети. Первоначально эти стремления реализуются и осознаются в играх.

    У мальчиков преобладают военизированные сюжеты.

    У современных дошкольников XXI века появились новые игровые роли: Человек - паук, Бэтмен, полицейские и другие. Особенностью субкультуры современного детства, формирующегося под влиянием средств массовой информации, можно считать характерной особенностью то, что социальные и семейные роли все менее интересны для современных детей, новым становится факт предпочтения ролей мультфильмов и фильмов (в основном зарубежных). По сюжетам фильмов и мультфильмов представлены и сюжеты игр: «Кен и Барби», «Семья на отдыхе» и т.д.

    Часто игра сводится к манипулированию яркой, модной игрушкой часто сводится детская игра: «Одеть Барби, водить на работу, в кафе, на прогулку».

    Современные игрушки занимают особое место в детских играх. Не всегда понятная взрослому, часто бесполезная и неразвивающая игрушка - характерная примета нашего времени.

    Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше Барби, Бэтменов, трансформеров в детской субкультуре считается престижным.

    Играя с современными игрушками, дети, как правило, отказываются вводить в сюжет традиционные игрушки, объясняя это тем, что «так нельзя» или «не хочется».

    На настоящий момент педагогам необходимо акцентировать внимание на следующих принципах работы с детьми:

    Предоставить достаточно места для организации различных видов игр;
    - игры, игрушки, пособия должны находятся в доступном для детей месте (на уровне роста детей);

    Создание условий для индивидуальных, групповых и коллективных игр;
    - обеспечение условий изолированности между элементами зоны;

    Моделирование игрового пространства;

    Обогащение жизненного опыта детей информацией и впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре;

    Свободный выбор детьми любого вида игр.

    Использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;

    Обеспечение взаимосвязи непосредственно образовательной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной игровой деятельностью;

    Использование цикличности в организации игровой деятельности дошкольников;

    Создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской игровой деятельности и инициирующей ее;

    Широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;

    Обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);

    Формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.

    Нужно еще учесть, что сажать или ставить детей вокруг себя нельзя, ни в каком случае. Процесс игры должен протекать естественно, о том, что детей «обучают» играть, не должно возникать ощущения.

    Позицию участника тех событий, о которых ребенок узнает в процессе наблюдений, слушания книг, просмотра мультфильмов и кинофильмов, должны обеспечить косвенные приемы руководства. Косвенное развитие игры должно обеспечить развитие положительного, эмоционально - окрашенного отношения детей к явлениям окружающей действительности, которые могут быть отражены в игре, детских интересов. Для этого через экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры необходимо обогащать представления детей о социальной действительности.

    Современное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, разного по тематике и образному решению, помогают ребенку восстановить в памяти недавние впечатления, побуждают к самостоятельной игре.

    Необходимым условием правильного воспитания являются хорошо организованные игры. Для того, чтобы воспитатель мог организовать игру детей наиболее целесообразно, при этом активно воздействовать на ход игр и взаимоотношения детей потребуется некоторая реорганизация условий. Игры займут видное место в организации жизни детей при правильной педагогической работе

    Введение

    игра ребенок дошкольный возраст

    Актуальность исследования. В настоящее время игровой деятельности детей дошкольного возраста придается большое значение. Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Успешная игровая деятельность детей дошкольного возраста является необходимой для развития отдельных психических процессов и функций, и овладения социальным опытом.

    Проблема игры стала привлекать внимание ученых в конце 19- начале

    20 века. Этот интерес не угас и до настоящего времени. К. Гроссом была сформулирована первая теория игры, которая получила широкое распространение и признание во многих странах в первой половине 20 века.

    Согласно этой теории игра является явлением, неразрывно связанным с жизнедеятельностью человека. По словам К.Гросса: «Если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего детства, то выдающееся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре, так что мы вполне можем сказать, употребляя несколько парадоксальную форму, что мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для этого и дано детство, чтобы мы могли играть» (1.С.67)

    В более поздних исследованиях авторы (П. П. Блонский, Ш. Бюлер, Л.С.Выгодский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтев, С.Л.Рубинштейн, Ж.Пиаже, Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон и др.) обращают внимание на психологические аспекты игры и ее значение в развитии ребенка (в частности развитие отдельных психических процессов и функций и овладение социальным опытом) (2.С.8).

    Система обучения игре детей строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей.

    Объектом исследования являются особенности игровой деятельности дошкольников.

    Предметом исследования выступает игра, как средство развития дошкольников.

    Целью исследования является выявление влияния игры на развитие дошкольников.

    Цель предопределила следующие задачи:

    1. Проанализировать современные подходы к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

    2. Выявить особенности развития игры на психическое развитие ребенка.

    «Современные подходы к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

    Игра - один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов, генетиков, писателей и т.д.

    В работах педагогов и психологов появились новые данные, подтверждающие, что игра возникает не самопроизвольно, как продукт чисто индивидуального творчества, а под влиянием социального окружения, в результате усвоения ребенком социального опыта и становиться средством воспитания в условиях целенаправленного педагогического руководства.

    Постепенно расширялся фронт педагогических исследований детской игры в целом, а также ее различных видов: сожетно-ролевой, дидактической, подвижной. Педагоги и психологи обращают внимание на необходимость изучения ребенка в игре для выбора более обоснованных методов формирования игры и детских взаимоотношений в ней (3.С.5).

    На ранних ступенях развития человечества, когда уровень производительных сил был еще чрезвычайно низок и основным способом добывания средств существования являлась охота, дети очень рано начинали принимать участие в общем со взрослыми труде. Практически усваивая способы употребления примитивных орудий, дети становились полноправными членами общества (7.С.99).

    У каждого народа накоплен и передается из поколения в поколение огромный запас разнообразных детских игр, в которых дети, играя и забавляясь, познают окружающий мир, совершенствуют свои способности, овладевают различными способами человеческой деятельности. Каждое общество различными путями, сознательно или стихийно, влияет на содержание датских игр (через подбор игрушек, осуждение и одобрения игр определенного содержания и т.д.) (7.С.100).

    Г.В.Плеханов в работе «Письмо без адреса», обратился к детским играм. Он дал толкование происхождения игры, рассматривал происхождение искусства. Анализ содержания игр детей разных народов (в основном первобытных), дал ему возможность утверждать, что в истории человечества игра, как и искусство возникла после труда и на его основе. В игре находит отражение трудовая деятельность людей «игра-дитя труда, который предшествует ей во времени»,- считал Г. В. Плеханов (6.С.340). В жизни общества труд предшествует игре, и определяет ее содержание. В играх первобытных племен изображается война, охота, земледельческие работы. Несомненно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены. Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а потом появилось стремление воспроизвести это впечатление в пляске.

    Таким образом, игра связана с искусством, она возникла еще в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Дикари играли, как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм, приписывали магическое действие.

    В.Г.Плеханов считал, что игра «…составляет одну из связей соединяющих различные поколения и служащих именно для передачи культурных приобретений из рода в род"(6.С.346). Подражая в игре деятельности взрослых, дети практически овладевают не сложными навыками трудовой деятельности родителей и всем тем, что связано в обычаях общества с этим трудом. Ребенок вначале подражает труду взрослых в игре, и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе. Плеханов доказывает закономерность такого явления: игра служит средством подготовки к труду, средством воспитания.

    Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра - образное, действенное отражение жизни; она возникла из труда, и готовит молодое поколение к труду. В педагогической литературе понимание игры как отражение действительной жизни впервые было высказано К. Д. Ушинским. Окружающая обстановка имеет сильнейшее влияние на игру, «она дает для нее материал гораздо разнообразнее и того, который предлагается игрушечной лавкою». Игра - это своеобразная социальная практика ребенка.

    Ушинский описывает игры своего времени, причем показывает, что у детей разных социальных групп были разные игры. Он доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка: «Не думайте, что все это пройдет бесследно с периодом игры: весьма вероятно, что из этого завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем свяжутся в одну обширную сеть, которая определяет характер и направление человека» (4.С.349-440). Эта мысль Ушинского подтверждается данными физиологии и психологии.

    Детская игра имеет многовековую историю: «Это могучее воспитательное средство, выработанное самим человечеством и в котором поэтому выразилась неподдельно истинная потребность человеческой природы» (5.С.475). Но Ушинский не связывал появление игры, с каким - либо историческим периодом жизни человечества. К.Д.Ушинский указывал на специфическую особенность игры: «Игра потому и игра, что она самостоятельна для ребенка…» (5.С.355). Но при этом он считал, что необходимо направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений.

    Ушинский указал на зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он предавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, отмечал, что ребенок не играет тогда, когда его занимают игрой, когда его заставляют играть.

    К. Д. Ушинский указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.

    Теория игры также складывалась под влиянием на нее взглядов Н. К. Крупской и А. С. Макаренко.

    Н. К. Крупская в ряде работ подчеркивала большое значение игры в воспитании ребенка, не однократно высказывала мысль об особом месте игры в жизни детей дошкольного возраста: требовала, чтобы жизнь детей детского сада была наполнена разнообразными играми и забавами, необходимыми для здоровья детей и их правильного развития. Она предавала им особое значение в игре, в деле воспитания коллективических чувств Н. К. Крупская считала, что главное в игре - постановка цели. Также должно быть построение плана игры. Крупская призывала изучать игры разных народов. Считала, что игры детей должны быть интересными, а игры возбуждающие у детей нежелательные чувства, необходимо отводить, как опасные игры.

    Эти идеи на практике были развиты и реализованы А.С.Макаренко. Он считал, что игра - это подготовка к работе, нет резкой разницы между игрой и трудом. Он вывел различие игры и труда: труд дает материальную базу, игра - нет. А. С. Макаренко наметил ряд ступеней в развитии игры, а на каждом этапе - определенные задачи руководства.

    Крупская и Макаренко рассматривали игру, как деятельность, в которой формируются качества личности будущего гражданина и деятеля. Исходя из социальной сущности игры, они считали необходимым активно руководить детскими играми.

    Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. В истории зарубежной и русской педагогической науке сложилось два направления использования игры в воспитании ребенка:

    Для всестороннего гармонического развития,

    В узкодидактических целях.

    Педагог - демократ. Ян Амос Каменский считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям. Он советовал взрослым внимательно относиться к играм детей, разумно руководить ими, так как игра, средство всестороннего, гармонического развития, условие радостного детства.

    Дидактическое направление наиболее полно было представлено в педагогике Ф. Фребеля. Его взгляды на игру отражали религиозно - мистические основы педагогической истории. Им разработаны подвижные, дидактические игры, игры «с дарами». Но игры были чужды, непонятны детям, они играли в основном по указанию взрослых.

    М. Монтессори также разрабатывала дидактические игры и упражнения с различными материалами.

    В английских и американских детских учреждениях используется в основном дидактическое направление игры по выше указанным теориям.

    Значительный вклад в разработку теории игры внес П. Ф. Лесгафт. Он уделял основное внимание, физическому воспитанию детей, рассматривая игру как упражнение, при посредстве, которого ребенок готовиться к жизни. П.Ф. Лесгафт также подчеркивал большое значение «подражательных» игр (7.С.102).

    Взгляды на игру Е.И.Тихеевой для теории игры представляет интерес. Она рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем, как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. В ее детском саду были игры двух видов:

    Свободные игры, стимулированные окружающей средой (в том числе и педагогической).

    Игры, организованные педагогом, игры с правилами.

    Е.И.Тихеева подчеркивала значение роли дидактической игры, ею разработано много игр этого вида.

    Таким образом, теория игровой деятельности имеет глубокие истоки: на протяжении от глубокой древности до наших дней, игра заслуживала и заслуживает внимание выдающихся педагогов, которые вносят свой вклад в развитие теории игры, раскрывают ее сущность.

    Экспериментальные исследования выявили, что игра воздействует на поведение дошкольника, в ней создаются оптимальные условия для овладения ребенком произвольными формами поведения. Игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности. Ребенок вносит в нее свои выдумки, фантазии, в ней переплетаются реальность и вымысел. В игре происходит активная социализация ребенка, оперирование знаниями и умениями, которые уточняются, обогащаются, закрепляются. Таким образом, игра выступает как эффективное средство познания ребенком предметной и социальной действительности. Кроме этого, игра, как совместная деятельность, в которой существуют не только игровые но и реальные отношения, способствует социальному развитию детей.