Основные эстетические параметры в ортопедической стоматологии. Понятие прямой и непрямой эстетики в стоматологии

Эстетика в стоматологии.ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. Кафедра ортопедической стоматологии
Эстетика в
стоматологии.
Основные эстетические параметры.
Презентация подготовлена
студенткой 3 курса стоматологического
факультета 382 группы Шимчик М. А.
Преподаватель: Сафронова О. Н.
2016

Понятие о эстетической стоматологии

Эстетическая стоматология - область
стоматологической науки, изучающая
эстетику челюстно-лицевой области, ее
нормы, аномалии и деформации,
методы их устранения и профилактики.

Исторические аспекты эстетической стоматологии

Правило «золотого сечения».
Пропорции «золотого сечения», по мнению
Фибоначчи и Рикеттса, - это соотношение
1:1,618, которое прослеживается во многих
параметрах зубов и зубных дуг: в ширине
верхнего центрального резца к ширине нижнего.
Отправной точкой в дизайне улыбки являются
центральные резцы верхней челюсти. Это те
зубы, которые в первую очередь видны при
улыбке. Критическими факторами для эстетики
являются ширина, длина, отношение к
косметическому центру и соотношение с
боковыми резцами. Для определения их
идеальной ширины и высоты можно
пользоваться правилом «1 к 16»: идеальная
высота центрального резца составляет 1/16 от
расстояния между прямой линией,
соединяющей зрачки до основания подбородка;
идеальная ширина - 1/16 расстояния между
косметическим центром лица и выступом
скуловой кости.

Симметрия лица.

Эстетические критерии улыбки.

Срединная линия
лица проходит
вертикально через
основание носа,
подносовую точку,
межрезцовую точку и
подбородок
Несовпадение
срединных линий лица
и верхнего зубного
ряда
Ширина улыбки
должна быть в 2 раза
меньше ширины лица

Ортопедическая стоматология, в первую очередь, ставит перед собой задачу полного восстановления жевательной функции у пациентов. Однако, не менее важным для врача стоматолога-ортопеда является и эстетический аспект протезирования, в частности, когда речь идет о реставрации передних зубов.


В последнее время значительно возросли требования пациентов к эстетической стороне протезирования. Поэтому так важно сегодня врачу-ортопеду иметь необходимые знания по эстетике, художественный вкус и навыки скульптора и художника. Необходимо остановиться на вопросах эстетики в ортопедической стоматологии. Эстетика – наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты. Как наука эстетика изучает сейчас все сферы эстетического освоения деятельности, касается любой творческой деятельности людей.


Эстетика протезирования Сейчас проблема эстетики протезирования является одной из главных в ортопедической стоматологии. Она включает: 1) исследование типов лица, формы, размеров и цвета зубов, зубных рядов и их взаимоотношение с окружающими тканями, обеспечивает эстетичный оптимум (эстетика лица); 2) эстетику протеза за счет использования современных технологий изготовления и материалов; 3) изучение типичных индивидуальных изменений, возникающих с возрастом, в случае аномалий, разрушение зубных рядов и другой патологии; 4) разработку методов устранения нарушений эстетических норм лица;


Зубное протезирование, как известно и свидетельствуют палеонтологические раскопки, было известно еще за несколько веков до нашей эры. Уже во времена Римской империи и в средние века изготавливались искусственные зубы эстетического назначения. Так при вскрытии пирамиды египетского фараона Хефреса был найден протез из дерева. Его возраст 4500 лет. При раскопках древнего города Сидона (1У – 111 век до нашей эры) найден протез, который можно было бы назвать прототипом современного мостовидного протеза. В гробницах этрусков (1Х – У1 век до нашей эры) найдены более совершенные протезы. Что характерно, материалами для изготовления искусственных зубов служили золото, слоновая и бычья кость, дерево и зубы людей и животных. Искусственные зубы изготавливались ювелирами, кузнецами, резчиками по металлу и кости.. Все это говорит за то, что во все времена те, кто занимался зубным протезированием стремились как можно естественнее восстановить утратившие зубы. Что достигалось применением материалов по своим свойствам соответствующим или напоминающих естественные зубы человека и изготовление их людьми, так или иначе связанных с какой-то мере с искусством (ювелиры, резчики, чеканщики и т.д.). С 1774 года для изготовления искусственных зубов стали применять фарфор, а с 30 годов нашего столетия пластмассы. С внедрением в стоматологическую практику этих материалов возможность достижения большого эстетического эффекта значительно возросла. Так как теперь сходство с естественными зубами по цвету, внешнему виду стало более реальным.


Для стоматолога- ортопеда каноном является ортогнатический прикус и все его признаки – зубные, мышечные, суставные, включая и конфигурацию лица в фас и в профиль, характерную для ортогнатического прикуса. Знание признаков ортогнатического прикуса помогает создать «идеальную», а вернее, среднюю, наиболее часто встречающуюся форму зубочелюстной системы. Но этого мало, необходимо также найти признаки, присущие только данному человеку, т.е. воспроизвести индивидуальное. Восстановление индивидуальных черт лица помогает изучение фотографий, сделанных до потери зубов; измерения на лице с использованием относительно постоянных анатомических ориентиров на костях и мягких тканях лица. Важным, определяющим эффективность протезов в эстетическом и в не меньшей степени фонетическом отношении, являются моделирование, изготовление, подбор и постановка фронтальных зубов.


Общие положения о эстетической гармонии формы, лежащей в основе постановки зубов. 1. В основе постановки зубов должен лежать принцип гармоничного сочетания формы отдельных элементов зубочелюстной системы и эффективного гармоничного функционирования. 2. Гармоничные формы зубов не отвлекают внимания и не портят общего впечатления от лица, а находятся в соответствии с его характером, конфигурацией и чертами. 3. Отсутствие гармонии означает прежде всего нарушение соответствия протезов анатомическим пропорциям лица и головы в целом, а также невозможность нормального функционирования зубочелюстной системы. Общие положения о гармонии формы и функции могут быть использованы не только при выборе и постановке искусственных зубов, но и при изготовлении других конструкций несъемных зубных протезов.


Для более качественного изготовления протезов с точки зрения эстетики существуют определенные анатомические ориентиры, знание которых облегчат врачу-ортопеду задачу изготовления полноценных протезов. 1. Ширина рта в покое соответствует ширине зубной дуги 6 передних верхних зубов. 2. Высота верхней губы соответствует высоте зубоальвеолярного комплекса верхней челюсти 3. Высота нижней губа соответствует высоте зубоальвеолярного комплекса нижней челюсти. 4. Длина крыла носа в два раза меньше высоты лба; в два раза меньше высоты носа и в два раза меньше нижней трети лица 5. Длина крыла носа в два раза меньше ширины рта и в два раза меньше высоты уха. 6. Длина крыла носа равна длине глаза и в четыре раза меньше наибольшей ширины лба. 7. Длина глаза равна ширине зубной дуги 4 верхних резцов и высоте верхней губы в покое. 8. Длина глаза равна ширине уха и в два раза меньше высоты уха. 9. Высота уха равна высоте верхней и средней трети лица. 10. Высота уха равна нижней трети лица и укладывается в высоте лица три раза. 11. Высота уха равна ширине рта и в два раза меньше наибольшей лобной ширины.



ЛИЦО – типы по Бауэру. На тип лица оказывает влияние развитость мозгового черепа, дыхательного и жевательного аппарата или костно-мышечной системы. Церебральный тип характеризуется сильным развитием головного мозга и соответственно мозгового черепа. Высокий и широкий лобный отдел лица резко преобладает над остальными, вследствие чего лицо приобретает пирамидальную форму с основанием, направленным кверху. Мимика церебрального типа концентрируется обычно в лобном отделе, вокруг больших и живых глаз. Респираторный тип характеризуется преобладающим развитием дыхательного аппарата, в зависимости от чего лицевая часть головы, шея и туловище приобретают ряд характерных особенностей. Благодаря сильному развитию полости носа и ее придатков средний отдел лица сильно развит; верхнечелюстные пазухи велики, скулы немного выступают. Лицо имеет ромбовидную форму, нос сильно развит в длину, его спинка нередко выпукла. Дигестивный тип характеризуется преобладающим развитием нижнего отдела лица (жевательный тип). Верхняя и нижняя челюсти чрезмерно развиты. Расстояние между углами нижней челюсти велико. Ветвь нижней челюсти очень широка, массивна, ее венечный отросток короток и широк, жевательные мышцы очень развиты. Рот окаймлен толстыми губами. Подбородок широк и высок. Вследствие сильного развития нижнего отдела лица при относительной узости лобной части лицо приобретает иногда характерную форму трапеции (обратноконическое). Мимика концентрируется преимущественно в нижнем отделе лица. Мышечный тип - верхний и нижний отделы лица приблизительно равны, граница волос обычно прямая, лицо квадратной формы. Хотя исследования показывают, что строго очерченных типов лица нет и чаще всего один тип сочетается с другим, а развитие устанавливается только на основании преобладания в том или ином случае различных признаков, определяющих тип лица, тем не менее в восстановительных целях очертание лица человека может быть определено как квадратное, коническое и обратноконическое.





Эстетическая стоматология в рамках ортопедической стоматологии Самый большой объем работ по эстетической стоматологии проводят стоматологи – ортопеды, которые работают как самостоятельно, так и вместе со стоматологами других специальностей. Совместно со стоматологами-терапевтами они устанавливают искусственные коронки на штифтовые зубы, вместе в хирургами после имплантации зубов устанавливают коронки и протезы. Собственно ортопедические работы по эстетическому восстановлению зубов могут быть разными, их выбор индивидуален и зависит от проблем и предпочтений пациента. Устанавливаются несъемные (мостовидные и консольные) и съемные (бюгельные) протезы, виниры (тонкие фарфоровые пластинки, которые устанавливаются на передние зубы для закрытия дефектов), вкладки (или полукоронки устанавливаются в качестве пломбы на коренные зубы при их больших дефектах).


Эстетическая стоматология в рамках ортодонтии Ортодонтия – это раздел стоматологии, который занимается исправлением неправильного положения зубов и аномалий прикуса с использованием съемных и несъемных аппаратов. Одной из основных причин обращения пациентов к ортодонту является неправильный прикус, который может значительно нарушать внешний вид пациента. В процессе ортодонтического лечения перемещаются и занимают другое положение отдельные зубы, восстанавливается нормальный вид зубных рядов и нижней челюсти.


Замечено, что красивая и здоровая улыбка оказывает благоприятное влияние не только на общее здоровье пациента, но и на его настроение, психологический статус, успешность, как в личной, так и общественной жизни. Восстановление функции – жевания, дикции - далеко не все, что сегодня является потребностью пациентов. Эстетический аспект лечения все чаще становится главной характеристикой, требуемой пациентами, и отличает качественное стоматологическое лечение от посредственного. Виниры, вкладки, коронки, выполненные с применением керамических материалов и современных компьютерных систем проектирования, позволяют получать эстетически неотличимые от естественных зубов результаты. Современная ортопедическая стоматология позволяет получить положительные результаты там, где другие методы лечения неэффективны или приводят к недолговечным или нестабильным результатам. Пример – восстановление, коррекция формы, изменение цвета с применением пломбировочного материала при разрушении зуба более чем на 40%. В этом случае без услуг ортопеда не обойтись: риски разрушения терапевтического восстановления зубов слишком значительны.стоматология Коронки, вкладки, съемное и несъемное протезирование, использование искусственных корней – имплантатов – весь этот широкий спектр стоматологических аппаратов позволяет стоматологам - ортопедам получать качественные, эстетически безупречные работы почти во всех случаях.


В. Н. Трезубов, А. С. Щербаков, Р. А. Фадеев Ортодонтия 2001г Руководство к практическим занятиям по ортопедической стоматологии для студентов 5 курсов - Лебеденко И.Ю г Терапевтическая стоматология: учебник. ч2. Болезни пародонта Барер Г.М г Терапевтическая стоматология: учебник. ч2. Болезни пародонта

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИКИ В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Клюшников О.В.,

Подкорытов Ю.М.,

Бессчастный Д.С.,

Подкорытов Е.Ю.

Возросший культурный и материальный уровень современных людей требует полноценного восстановления функций и внешнего вида лица, нарушенного, потерей зубов у всех пациентов не зависимо от их общественного положения, профессии и возраста.

Ортопедическая стоматология достигла значительных успехов в диагностике, профилактики и лечении заболеваний, требующих ортопедического вмешательства. Тем не менее, потребность в протезировании не сокращается, а к сожалению растет.

В последнее время значительно возросли требования пациентов к эстетической стороне протезирования. Поэтому так важно сегодня врачу-ортопеду иметь необходимые знания по эстетике, художественный вкус и навыки скульптора и художника. Необходимо остановиться на вопросах эстетики в ортопедической стоматологии.

Эстетика - наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты. Как наука эстетика изучает сейчас все сферы эстетического освоения деятельности, касается любой творческой деятельности людей. Складывалось это учение, прежде всего, в недрах искусства и разрабатывалось многие века художниками, скульпторами, музыкантами и философами.

В каждой науке существуют свои научные понятия, категории, методы. Для эстетики такими категориями являются понятия прекрасного, красивого, причем существует строгое различие между красотой и украшением.

Общепринято, что красота сопутствует здоровью человека. Поэтому трудно переоценить роль врача-ортопеда, который призван путем ортопедического лечения, с одной стороны, восстанавливать у больных нарушенную или полностью утраченную функцию зубочелюстной системы, а с другой - способствовать возвращению пациентам эстетически полноценной конфигурации лица.

Художественно-эстетический метод, который применяют в эстетике, охватывает многие дисциплины и средства, такие, как физика (оптика, свет), психология восприятия (иллюзии, эмоции), средство художественной выразительности, перспектива и пр. Включает этот метод и биометрию, дающую хотя и средние, но достаточно объективные цифровые данные.

Перечисленные и многие другие средства врач-ортопед применяет в процессе конструирования протезов, совместно с зубным техником. Стараясь сделать их наиболее приближенным к естественным зубам. Именно художественное творчество проявляют они, когда стремятся восстановить конфигурацию лица и отдельные элементы зубочелюстной системы больного: высоту прикуса, центральное соотношение челюстей, зубы, овал альвеолярных и зубных дуг и др. Также как перед художником или скульптором, перед врачом-ортопедом стоит задача воспроизведения объекта. Кроме того, врач в своей работе руководствуется основным принципом эстетики - законом гармонии.

Закон гармонии в приложении к нашей специальности может быть сформулирован следующим образом: Единство форму и функции, целостность построения зубочелюстной системы, соразмерность и пропорциональность отдельных ее элементов.

Эстетические факторы ортопедического лечения многогранны, но прежде всего они включают в себя понятия гармонии формы и гармонии функции. эстетическая стоматология зубочелюстная протез

Гармония формы означает соразмерность, пропорциональность отдельных элементов лица и зубочелюстной системы в покое. Например, наиболее привлекательными будут такие формы и размер зубов, которые соответствуют форме и величине лица человека, его головы, т.е. которые будут находиться в соответствии с общей конфигурацией лица и его элементов.

Гармония функции означает правильные и гармоничные движения нижней челюсти, сокращения жевательных и мимических мышц, правильное соотношение отдельных элементов лица и органов зубочелюстной системы во время речи, жевания, глотания. Если имеют место какие - либо приспособительные движения нижней челюсти во время жевания, производящие отрицательное впечатление - считается, что нарушена эстетика функции жевания.

Неправильное произношение звуков речи, зависящее от протезов, следует диагностировать как нарушение эстетики речи. Применительно к постановке искусственных зубов эстетически полноценной функциональной постановкой будет такая, при которой зубы выглядят естественно как в покое, так и при улыбке, смехе, разговоре, еде.

Ортопедическое лечение в эстетическом плане направлено, с одной стороны, на воспроизведение идеального образа лица человека, его зубочелюстной системы, а с другой - на отображение отклонений от идеального, т.е. восстановление индивидуального.

Зубное протезирование, как известно и свидетельствуют палеонтологические раскопки, было известно еще за несколько веков до нашей эры. Уже во времена Римской империи и в средние века изготавливались искусственные зубы эстетического назначения. Так при вскрытии пирамиды египетского фараона Хефреса был найден протез из дерева. Его возраст 4500 лет. При раскопках древнего города Сидона (IV-III век до нашей эры) найден протез, который можно было бы назвать прототипом современного мостовидного протеза. В гробницах этрусков (IX-VI век до нашей эры) найдены более совершенные протезы. Что характерно, материалами для изготовления искусственных зубов служили золото, слоновая и бычья кость, дерево и зубы людей и животных. Искусственные зубы изготавливались ювелирами, кузнецами, резчиками по металлу и кости. Все это говорит за то, что во все времена те, кто занимался зубным протезированием стремились как можно естественнее восстановить утратившие зубы. Что достигалось применением материалов по своим свойствам соответствующим или напоминающих естественные зубы человека. Изготовление их людьми, так или иначе связанно с какой-то мере с искусством (ювелиры, резчики, чеканщики и т.д.). С 1774 года для изготовления искусственных зубов стали применять фарфор, а с 30 годов нашего столетия пластмассы. С внедрением в стоматологическую практику этих материалов возможность достижения большого эстетического эффекта значительно возросла. Так как теперь сходство с естественными зубами по цвету, внешнему виду стало более реальным.

В эпоху расцвета греческого искусства великий скульптор Поликлет (V век до нашей эры) создал фигуру человека, получившую название "канона", которая долгое время служила руководством при определении пропорциональности частей тела человека (Поликлетом было установлено, например, что длина головы составляет 1/8 длины тела, а длина лица 1/ 10 длины тела). Для стоматолога-ортопеда таким каноном является ортогнатический прикус и все его признаки - зубные, мышечные, суставные, включая и конфигурацию лица в фас и в профиль, характерную для ортогнатического прикуса. Знание признаков ортогнатического прикуса помогает создать "идеальную", а вернее, среднюю, наиболее часто встречающуюся форму зубочелюстной системы. Но этого мало, необходимо также найти признаки, присущие только данному человеку, т.е. воспроизвести индивидуальное. И в этой части своей работы врач ортопед очень близок к художнику, потому, что, совершенствуясь в искусстве, живописец или скульптор проходит те же два этапа творческого роста: от принятого канона к воплощению индивидуального образа.

Восстановление индивидуальных черт лица помогает изучение фотографий, сделанных до потери зубов; измерения на лице с использованием относительно постоянных анатомических ориентиров на костях и мягких тканях лица.

Важным, определяющим эффективность протезов в эстетическом и в не меньшей степени фонетическом отношении, являются моделирование, изготовление, подбор и постановка фронтальных зубов. Многие исследователи пытались найти какие-либо закономерности в построении отдельных элементов зубочелюстной системы и выработать эстетические критерии для постановки и изготовления искусственных зубов.

Частое соответствие между формой лица и центральными резцами установили Халл, Бери, а затем и Вильямс. В результате многочисленных измерений на черепах людей различных рас были определены общие для всех рас три типа лица: треугольный, квадратный, яйцевидный (округлый), которым соответствуют по форме верхние резцы; установленные Вильямсом закономерности до настоящего времени используются при производстве искусственных зубов.

Некоторые авторы считают форму и величину головы надежным ориентиром для определения формы и величины зубной дуги. Длинная узкая голова обычно сочетается с длинным, узким небом, узкими конусовидными альвеолярными дугами и конусовидным расположением передних зубов. Округлая форма головы сочетается с округлой формой зубных дуг и зубов.

Согласно законам гармонии, выпуклому профилю лица соответствуют выпуклые зубы; прямому профилю - плоские зубы; плоскому лбу и впалым щекам соответствуют плоские зубы; выпуклому лбу и круглым щекам - зубы выпуклые с резко выраженным экватором.

Форма зубов должна также соответствовать контурам лица, если смотреть на него с разных позиций - прямо, сбоку, а также сверху и снизу. Законы гармонии могут быть использованы в качестве общего руководства в практике ортопедической стоматологии при изготовлении и выборе не только формы зубов, но и их размера и цвета. Искусственные зубы подбираются главным образом по лицевым признакам, но, кроме того, их выбор должен быть увязан с полом, возрастом, типом нервной системы пациента и конституцией.

Фронтальные зубы у мужчин по размерам больше, чем у женщин. Однако если учесть пропорциональные размеры тела у мужчин и женщин, то зубы у женщин оказываются больше, чем у мужчин. Зубы мужчин обычно отличаются более четко выраженными формами, подчеркивающими силу и мужество. Зубы женщины имеют более мягкие, гибкие контуры, повторяющие округлость, мягкость линий лица и тела.

Зубы пожилых людей. как правило, более темной окраски и нередко имеют резко очерченные, удлиненные шейки. Режущие края фронтальных зубов и особенно клыков уплощенные вследствие стираемости.

Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать общие положения об эстетической гармонии формы, лежащей в основе постановки зубов:

1. В основе постановки зубов должен лежать принцип гармоничного сочетания формы отдельных элементов зубочелюстной системы и эффективного гармоничного функционирования;

2. Гармоничные формы зубов не отвлекают внимания и не портят общего впечатления от лица, а находятся в соответствии с его характером, конфигурацией и чертами;

3. Отсутствие гармонии означает, прежде всего, нарушение соответствия протезов анатомическим пропорциям лица и головы в целом, а также невозможность нормального функционирования зубочелюстной системы.

Общие положения о гармонии формы и функции могут быть использованы не только при выборе и постановке искусственных зубов, но и при изготовлении других конструкций несъемных зубных протезов.

Следует добавить, что из косметических соображений, т.е. чтобы скрыть от постороннего взгляда наличие протезов во рту, целесообразно, особенно у лиц пожилого возраста, при постановке фронтальных зубов нарушать строгую симметрию.

Функциональная асимметрия, наблюдается в природе вообще и в построении тела человека в частности, его лица и зубочелюстной системы. Воспроизведение этой асимметрии и особенностей расположения зубов, которые были до потери, а именно трем между зубами, поворотов отдельных зубов, их скученности и др., является средством для того, чтобы избежать впечатления об "искусственности" в восприятии протеза.

Одним из способов, при помощи которого можно придать искусственным зубам более естественный вид, является неровная постановка фронтальных зубов. Режущие края фронтальных зубов не должны стоять на одном уровне. Естественное впечатление производит, когда верхние центральные резцы и клыки длиннее, чем боковые зубы. Центральные резцы могут быть повернуты медиальными поверхностями в небном направлении, дистальными - в губном. Этот вид постановки особенно показан, когда имеется широкий альвеолярный отросток. Поворот медиальных поверхностей центральных и боковых резцов в сторону губ и дистальных в сторону неба полезен, когда альвеолярный отросток имеет треугольную форму.

Диастема и тремы в искусственной зубной дуге показаны для широколицых людей. Они могут сочетаться с уплощенными режущими краями и быть поставлены встык с нижними зубами.

Чтобы придать искусственным зубам естественный вид, можно применять двухцветные зубы, которые имеют режущие края более светлого оттенка, чем в пришеечной части. Возможно также наложение пломб или вкладок в пришеечной, проксимальной областях, на режущем крае фронтальных зубов или видимых поверхностях премоляров. Вкладки и пломбы могут быть изготовлены одномоментно у кресла больного из пластмассы, золота или серебряно-палладиевых сплавов. В пришеечной части целесообразно создавать треугольные просветы.

Рейте, применив метод фотомонтажа, привел многочисленные варианты постановки зубов в пределах "рамки губ" одного человека. Автор весьма иллюстративно продемонстрировал, как при изменении расположения фронтальных зубов только в вертикальной плоскости получается весьма различный эстетический эффект, вплоть до карикатурного. Особое значение в получении положительного зрительного впечатления от зубов Рейте придает учету так называемого лицевого, резцового, пришеечного эффекта постановки зубов.

Лицевой эффект, обеспечивающий общее впечатление от зубов, согласно Рейте, определяется формой зубов, цветом и их соответствием лицевым признакам. Резцовый эффект зависит от положения резцов по отношению к губам.

Пришеечный эффект определяется соотношением между шейками зубов и контурами десневого края. Зрительное впечатление от искусственных зубов будет благоприятным или неблагоприятным в зависимости от того, насколько правильно учтены и соблюдены при постановке резцовые и лицевые признаки зубов данного человека.

Для того чтобы получить положительный эффект при постановке зубов, необходимо определить индивидуальный уровень расположения верхних зубов по отношению к губе, чему помогает лябиометрия - измерение верхней губы и установление ее типа. Однако еще более точное определение уровня режущих краев фронтальных зубов по отношению к верхней и нижней губам и их вестибуло-оральное положение оказывается возможным при помощи функциональных фонетических проб.

Весьма важно, особенно при коротком типе верхней губы, найти не только расположение режущих краев фронтальных зубов, но и уровень шеек этих зубов.

Для того чтобы при улыбке не было видно искусственной десны Кемени (при коротком типе верхней губы) рекомендует ставить искусственные зубы длиннее, чем они были у пациента. Такая постановка зубов без искусственной десны может быть показана при определенных анатомических условиях, а именно нависающей форме вестибулярного ската и сохранившемся альвеолярном отростке челюсти.

В других случаях, если существуют определенные показания и условия, желательно осуществлять постановку искусственных зубов на "приточке" (незначительная атрофия фронтального участка альвеолярного отростка верхней челюсти).

В некоторых случаях лучшие в эстетическом отношении результаты обеспечиваются постановкой зубов, соответствующих по длине типу лица, но при условии особо тщательной моделировки базиса протеза, и созданием естественной формы альвеолярных выступов, рельефа десневого края, тщательной моделировки шеек зубов, имитирующих оголенные шейки зубов при заболевании пародонта и др.

Весьма существенным и необходимым моментом в постановке зубов является обеспечение красоты и, главное, естественности вида лица человека и в то время, когда он смеется или улыбается.

Переверзев предложил объективный метод оценки улыбки, которую он проводил на фасных фотографиях лица с помощью линейных и угловых измерений. Им были выделены следующие компоненты улыбки:

1. Степень обнажения зубов и альвеолярного отростка при улыбке;

2. Средние резцовые линии верхней и нижней зубных дуг (которые могут совпадать, что считается с точки зрения эстетики положительным, или не совпадать);

3. "Щечное пространство" - расстояние между видимым краем последнего зуба и углом рта.

Индивидуальные особенности расположения зубов в пределах "рамок губ", согласно перечисленным элементам, могут быть достаточно точно установлены врачом при оценке старых фотографий больных и повторены или учтены при протезировании.

Для более качественного изготовления протезов с точки зрения эстетики существуют определенные анатомические ориентиры, знание которых облегчат врачу-ортопеду задачу изготовления полноценных протезов:

1. Ширина рта в покое соответствует ширине зубной дуги 6 передних верхних зубов;

2. Высота верхней губы соответствует высоте зубоальвеолярного комплекса верхней челюсти;

3. Высота нижней губа соответствует высоте зубоальвеолярного комплекса нижней челюсти;

4. Длина крыла носа в два раза меньше высоты лба; в два раза меньше высоты носа и в два раза меньше нижней трети лица;

5. Длина крыла носа в два раза меньше ширины рта и в два раза меньше высоты уха;

6. Длина крыла носа равна длине глаза и в четыре раза меньше наибольшей ширины лба;

7. Длина глаза равна ширине зубной дуги 4 верхних резцов и высоте верхней губы в покое;

8. Длина глаза равна ширине уха и в два раза меньше высоты уха;

9. Высота уха равна высоте верхней и средней трети лица;

10. Высота уха равна нижней трети лица и укладывается в высоте лица три раза;

11. Высота уха равна ширине рта и в два раза меньше наибольшей лобной ширины.

Полученные величины могут быть использованы в повседневной практике врачей-ортопедов и зубных техников. На этих величинах и базируется статистическая и лабораторная части постановки искусственных зубов. Статистическая постановка зубов должна быть затем индивидуализирована путем использования функциональных признаков (жевания, речи, глотания), присущих данному человеку.

Одним из основных современных требований, предъявляемых к несъемным конструкциям протезов (штифтовые зубы, коронки, мостовидные протезы) тоже является эстетичность. Для достижения данной цели используют различные материалы (пластмасса, фарфор, металлокерамика и др.) и приемы. Те принципы, которые лежат в основе конструирования съемных протезов для достижения наиболее полного эстетического восстановления внешнего вида больных, в полной мере применимы для конструирования и изготовления несъемных протезов.

Когда коронками покрывается большая группа, эстетический фактор приобретает особо важное значение. Нередко больные отказываются от ортопедического лечения только ввиду нежелания покрыть зубы металлическими коронками. Применение коронок с облицовками, изготовление промежуточной части мостовидных протезов в виде фасеток дает положительный эстетический эффект. Особое внимание при изготовлении мостовидных протезов следует уделять разделке зубов промежуточной части протеза, правильной моделировки искусственных зубов. При сильной атрофии альвеолярного отростка в области дефекта рекомендуется зубы промежуточной части мостовидного протеза моделировать длиннее, чем они были у больного до потери зубов, или имитировать обнаженный корень, создавая впечатление обнаженных корней при болезнях пародонта, если существуют для этого клинические показания. При применении металлокерамических конструкций использовать искусственную десну.

В заключении следует отметить, что вершиной искусства моделировки, изготовления и постановки искусственных зубов следует считать естественность их вида в покое, во время функции жевания, речи, а также когда человек улыбается или смеется, в чем проявляют свое умение врача и зубного техника, их творчество, труд и знание дела, и конечно же их искусство. Нужно отметить, что качество ортопедического лечения определяется как подготовленностью и искусством врача, так и свойствами стоматологических материалов, клиническими методами и зуботехническими технологиями.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные и дополнительные методы исследования жевательного аппарата. Лечение заболеваний органов зубочелюстной системы в клинике ортопедической стоматологии. Внешний осмотр больного. Обследование полости рта, зубных рядов, пародонта зубов больного.

    презентация , добавлен 14.05.2015

    Деонтология и этика в ортопедической стоматологии. Обследование больных в клинике ортопедической стоматологии. Осмотр внеротовой области головы и шеи. Больные с аномалийным соотношением челюстей. Исследование альвеолярных отростков беззубых участков.

    презентация , добавлен 25.05.2012

    Место рентгенологического метода в комплексе обследования больных с заболеваниями челюстно-лицевой области. Методические подходы к исследованию зубочелюстной системы. Защита больных и персонала при рентгенологическом исследовании в стоматологии.

    реферат , добавлен 20.11.2009

    Определение понятия "менеджмент" в стоматологии. Рассмотрение подходов к управлению в стоматологии. Изучение управленческих функций в клинике. Описание взаимодействия субъекта и объекта управления. Обзор системы мотивации и формирования лояльности.

    контрольная работа , добавлен 19.11.2015

    Материалы, применяемые в стоматологии (конструкционные, вспомогательные, клинические). Особенности материалов, используемых врачом-стоматологом в процессе изготовления зубных протезов и на приеме больных. Характеристика свойств основных материалов.

    презентация , добавлен 26.10.2014

    История ортопедической стоматологии. Виды зубных протезов: металлокерамика, вкладки, виниры. Этапы зубного протезирования. Съемные и условно-съемные зубные протезы, уход за ними. Бюгельное протезирование зубов. Протезирование без обточки соседних зубов.

    реферат , добавлен 18.11.2009

    Классификация зубных протезов. Обзор применяющихся в ортопедической стоматологии сплавов. Основные требования, предъявляемые к ним. Литье сплавов металлов. Гальванический синдром, аллергия к ним. Характеристика методов изготовления зубных протезов.

    презентация , добавлен 19.01.2015

    Схема проведения обследования больных в клинике ортопедической стоматологии. Трудности при ортопедическом лечении больных. Получение представления о физическом и психическом состоянии больного и особенностях его челюстно-лицевой системы при обследовании.

    презентация , добавлен 17.12.2014

    Кариес зубов как одно из самых распространенных заболеваний человечества. Гигиенист стоматологический как основной специалист профилактической программы стоматологии. Успех ортодонтического лечения. Современное лечение стоматологических заболеваний.

    презентация , добавлен 27.03.2015

    Основные свойства пластмасс и их применение в практике ортопедической стоматологии. Характеристика современных стоматологических термопластических материалов: полиамидов (нейлон), полиоксиметилена, полипропилена, полиметилметакрилата, этиленвинилацетата.


На первый взгляд, может ли являться точной наукой лицевая эстетика ? Либо человек нравится, либо нет. Но, оказывается, существует огромное множество параметров пропорций лица, размеров и форм частей лица, которые должны находиться во взаимной гармонии.

Нас, как стоматологов, интересуют, прежде всего, параметры улыбки и зубов, однако при проведении реставраций зубов мы всегда смотрим и учитываем такие параметры, как:

  • пол и возраст пациента,
  • расу и национальность,
  • размеры глаз, носа, щек, подбородка.

    Остановимся на некоторых осебенностях размера и формы зубов в зависимости от пола и возраста. Как вы наверное догадались, на левом фото – улыбка мужчины, в центре – молодой девушки и справа – женщины средних лет.

    Эти правила выполняются, разумеется, не всегда, но в среднем:

  • У мужчин передние зубы более широкие и имеют более плоский режущий край
  • У женщин передние зубы имеют более закругленные края
  • У женщин боковые резцы (вторые от центра) чаще всего значительно меньше по размеру, чем центральные; у мужчин разница не так выражена
  • Также вторые резцы у женщин чаще имеют выпуклую форму, у мужчин они более прямые
  • У молодых людей (и девушек и юношей) центральные резцы часто длиннее, чем остальные зубы; с возрастом линия зубов выравнивается за счет стираемости
  • При улыбке у молодых людей губы более изогнуты, уголки рта обращены вверх, с возрастом они опускаются (ослабление мышечного тонуса)

    "Золотое сечение" и числа Фибоначчи в стоматологии

    В 60-70-х годах в США было проведено много исследований для обнаружения "золотых пропорций" или "золотого сечения" в стоматологии, которые успешно систематизировал американский стоматолог-ортодонт Роберт Рикеттс (R.Ricketts).

    "Золотой пропорцией" называется соотношение 1 к 1,618 (приближенное значение). "Магия" заключается в том, что

    0,618: 1 = 1: (1 + 0,618)

    1,618 х 0,618 = 1
    1,618 - 0,618 = 1

    В математике понятие "золотого сечения" связано с числами Фибоначчи. В XIII веке итальянец Филиус Боначчио придумал ряды, названные впоследствие его именем, в самом простом из которых 0,1,1,2,3,5,8,13,21,34,55,89,144,... "каждое моследующее число равняется сумме двух предыдущих". Примечательно, что отношение a n+1 / a n с увеличением n стремится как раз к пропорции "золотого сечения".

    1: 1 = 1
    2: 1 = 2
    3: 2 = 1,5
    5: 3 = 1,67
    8: 5 = 1,6
    13: 8 = 1,625
    21: 13 = 1,615
    34: 21 = 1,6190
    55: 34 = 1,6176
    89: 55 = 1,61818
    144: 89 = 1,61797
    233: 144 = 1,61805
    377: 233 = 1,618026
    610: 377 = 1,618037
    987: 610 = 1,618033

    Применимо к эстетическим реставрациям передних зубов приблизительно в "золотой пропорции" относятся:

    1. Ширина верхнего центрального резца к ширине нижнего

    2. Последовательно (во фронтальной проекции): ширина двух нижних резцов, ширина двух верхних резцов, ширина четырех верхних резцов, расстояние между премолярами

    3. Расстояния между дистальными поверхностями нижних клыков и щечными фиссурами моляров

    В анатомическом строении тела человека можно обнаружить немало "золотых пропорций", например длины фаланг пальцев. Обратите внимание на соотношения стопы и голени, голени и бедра, кисти и предплечья, верхней части плеча и лопатки, расстояний от макушки до бедра и до пятки.

    Не меньше примеров "золотого сечения" встречается в лицевой эстетике. Идеальная пропорция наблюдается при сравнении ширины одной ноздри с суммарной шириной носовой перегородки и другой ноздри. Наиболее красивые лица также демонстрируют золотую прогрессию при сравнении ширины носа в области переносицы по внутренним краям орбит с шириной основания. Данная прогрессия продолжается далее к ширине ротовой щели, ширине между наружными углами глаз и, наконец, к ширине лба на уровне линии бровей.

    Вертикальные пропорции имеют еще большее значение для создания симметрии лица. Эти пропорции берут начало от соотношения верхней и нижней губ: если за единицу принять высоту верхней губы, то у наиболее красивых губ высота нижней губы будет больше именно в идеальной пропорции.

    Еще одна идеальная вертикальная пропорция наблюдается, если за 1 принять высоту фильтрума или губного желобка (от "лука Купидона" до основания носа): в этом случае суммарная высота губ будет составлять 1,618.

    У людей с красивыми лицами существует идеальная пропорция между расстояниями от медиального угла глаза до крыла носа и от крыла носа до подбородка. Это явление называется "динамической симметрией" или "динамическим равновесием". Расстояние от линии смыкания губ до крыльев носа пропорционально расстоянию от линии губ до низшей точки подбородка в соотношении 1: 1,618 (кончик носа при этом может быть приподнят или опущен, это не влияет на результат). Было также установлено, что расстояние от линии смыкания губ до крыльев носа идеально пропорционально расстоянию от зрачка глаза до крыла носа. Таким образом, на идеальном лице расстояние от глаз до крыльев носа равняется расстоянию от ротовой щели до подбородка (гармоническое уравнение).

    Идеальная пропорция существует между расстояниями от линии роста волос (расположенной в верхней части лба в области начала апоневроза черепа) до зрачковой линии и от нее до подбородка. Если затем перевернуть циркуль, не изменяя положения его ножек, станет видно, что между расстояниями от нижней точки подбородка до крыльев носа и от крыльев носа до линии роста волос тоже идеальная пропорция. Эти данные показывают, что на идеальном лице в целом равны три вертикальных расстояния, вновь образующие гармоническое уравнение: (1) расстояние от линии роста волос до зрачковой линии, (2) расстояние от зрачковой линии до линии смыкания губ и (3) расстояние от крыльев носа до подбородка. Интересно, что на красивой голове даже высота уха тесно связана с этим размером.

    Цвет в стоматологии

    Цвет – понятие субъективное. Цветовосприятие человека индивидуально, более того оно зависит от многих факторов. На тему оптического восприятия существует множество забавных опытов, к примеру, если в течение минуты смотреть на синий круг, переводя взор на другие предметы, вы будете видеть желтое пятно.

    Не вдаваясь в риторику и философию вопроса, поговорим о том, как определяется цвет зуба при эстетической реставрации.

    Если речь идет о постановке стандартной пломбы или лечении зубов по страховке, врач использует чаще всего материал одного цвета, наиболее близкого к оттенку восстанавливаемого зуба и/или соседних зубов. Многие знают, что к каждому набору композитного материала прилагается расцветка, врач прикладывает ее к зубам и выбирает наиболее похожий цвет.

    Если речь идет об эстетических реставрациях, одним цветом не обойтись. Наша задача сделать пломбу или реставрацию неотличимой от окружающих тканей. Зуб является очень сложным, с оптической точки зрения, объектом. Мы попытаемся понятным языком и вкратце рассказать теорию цвета в стоматологии.

    Возьмем на себя смелость утверждать, что восприятие объекта, в нашем случае зуба, определяется следующими факторами:

    Параметры цвета:

  • тон (оттенок, hue )
    Пример:
  • насыщенность (saturation )
    Пример:
  • яркость (lightness )
    Пример:

    Квадратик посередине – один и тот же, если кажется, что они разные, это очередной оптический эффект. Если Вы вообще не видите различия между квадратиками, расположенными в одном ряду, извините, у Вас плохой монитор. Параметры объемного объекта:

  • прозрачность

    Нетрудно заметить, что режущий край и боковые зоны зуба более прозрачны, чем его центральная часть.

  • блеск

    Этот параметр определяется степенью гладкости поверхности. Блеск определяет наличие и размеры блика. Человеческий глаз очень чувствительный орган, он легко определит различия в блеске поверхностей зубов.

    Феномены отражения падающего света:

  • флюоресценция

    Свойство преломления лучей ультрафиолетового спектра (короткие волны) в голубые оттенки видимого спектра.

  • опалесценция

    Свойство преломления лучей теплого спектра (длинные волны) в оттенки желтого, красного, серого тонов.

    Чтобы проиллюстрировать столь непростые понятия, как флюоресценция и опалесценция, сравните две фотографии: 1 – при освещении лампой накаливания (короткие волны) сбоку, 2 – при освещении дневным светом (больше ультрафиолета). Фотографии не корректировались на компьютере.

    Желтые тона – слева, голубые – справа.

    При оценке цветовосприятия эстетической реставрации следует использовать различные источники света, на разных уровнях яркости и под разным углом падения лучей.

    Подсказка для пациентов:

    Для эстетических реставраций зубов очень желательно наличие дневного света, поэтому лучше записываться к врачу на день или утро.

  • Источник материала: http://www.esthetics.ru/tree

    Эстетика протезирования является одной из крупнейших проблем орто­педической стоматологии. Она включает в себя:

    1. Исследование типов лица, формы, размеров и цвета зубов, зубных рядов и их взаимоотношений с окружающими тканями, обеспечивающих эстетический оптимум (эстетика лица). Установление определенной зависи­мости между формой зубов и типом лица. Выделяют три типа лица: прямоу­гольное, коническое и овальное (рис. 1).

    Четвертый принцип свидетельствует, что протезирование является лечеб­ным и профилактическим мероприятием, базирующемся на прочном фунда­менте знании строения и функции нормальных органов, патологии органов и систем челюстно-лицевой области. Этот принцип называется нозологическим, поскольку предусматривает изучение этиологии, патогенеза, частоты пораже­ния, клинической картины заболевания, ортопедического лечения, ближайших и отдаленных результатов его при определенных нозологических формах пора­жения зубочелюстной системы.

    Пятый принцип гласит, что любой протез или ортопедический аппарат рассматривается как лечебное средство, обладающее, кроме тера­певтического, нежелательным (побочным) действием. Знание и того и дру­гого свойства протеза является одним из условий успешности орто­педического лечения.

    Шестой принцип получил название принципа стадийности. Он вытекает из предыдущего. Выбор лечебного средства (протез, ортопедический аппа­рат) определяется не только характером заболевания, но и стадией развития патологического процесса. Внедрение этого принципа предлагает подроб­ное изучение клинической картины заболевания и точную диагностику. С учетом стадии развития патологического процесса назначается и средство ортопедической терапии.

    Седьмой принцип - принцип ступенчатости. Использование различных средств диагностики и лечения, сначала наименее инвазивных и кончая ра­дикальными инвазивными. Этот принцип вытекает из предыдущего.

    Восьмой принцип - принцип законченности лечения. Он предписывает наблюдать больного до тех пор, пока не будут решены задачи, предусмот­ренные планом лечения. Выделяют следующие фазы:

    1. Операционная фаза.

    2. Послеоперационная фаза (наблюдение за больным).

    Пример: после наложения съемного протеза больной должен находиться под наблюдением врача, пока последний не убедится, что больной привык к протезу, принимает обычную пищу, восстановлены речь и внешний вид, а ткани протезного ложа (слизистая оболочка, опорные зубы и др.), височно-нижнечелюстной сустав и жевательные мышцы здоровы.

    Девятый принцип - принцип комплексной терапии различных заболева­ний. Имеется ряд заболеваний, которые не могут быть вылечены отдельно ни терапевтом, ни ортопедом, ни хирургом. Только совместные и строго планируемые консервативные, ортопедические и хирургические мероприя­тия могут сделать лечение эффективным.

    Десятый принцип - принцип профилактики. Проще предупредить, чем лечить заболевание.

    Одиннадцатый принцип - деонтологический.