Нужны ли обществу усомнившийся макар. Главный герой рассказа «Усомнившийся Макар» – смех

Жили в деревне два мужика. Первый – Макар Ганушкин, который «больше любил промыслы, чем пахоту, и заботился не о хлебе, а о зрелищах». Второй – Лев Чумовой, считавшийся «наиболее умнейшим на селе». Местные жители полагали, что голова у него умная, вот только «руки пустые». Чумовой «руководил движением народа вперед». Ганушкина занимали более простые вещи. Например, установка карусели или поиски железной руды. Бурная деятельность Макара привела к печальным последствиям. Пока народ смотрел на карусель, у Чумового убежал жеребенок. Сам Лев за ним гнаться не стал, а людей отвлекло устроенное Ганушкиным зрелище. Нового жеребенка Макар достать не сумел и замену ему смастерить тоже. Чумовой «кругом оштрафовал его», из-за чего Ганушкину пришлось уйти в Москву на заработки.

Последний раз Макар ездил на поездах в 1919 году, десять лет назад. Тогда его возили бесплатно. «Пролетарская стража» считала, что Ганушкин беден и разрешала ехать дальше. Не подозревая об изменениях, Макар не стал покупать билет. Сел он не в вагон, а на сцепки, чтобы посмотреть, «как действуют колеса на ходу». Контролер обнаружил его и сказал выйти на первом полустанке, где работает буфет. Он переживал, что на глухом перегоне Макар может умереть с голоду. Ганушкин заботу оценил, но с поезда слезать не стал, а только переместился под вагон. Макар руководствовался простой логикой. Он считал, что помогает поезду доехать до Москвы. По мнению Ганушкина, чем предмет тяжелее, тем дальше он летит, когда его бросишь. Следовательно, поезду лишний вес только пойдет на пользу. Немного не доехав до столицы, Макар вышел. Оставшийся путь он решил идти пешком.

По дороге в Москву Ганушкин заметил, как на платформе выгружали из вагона пустые бидоны, а вместо них загружали бидоны с молоком. Макару показалось это неразумным. Он подошел к начальнику, который заведовал бидонами, и посоветовал построить молочную трубу до столицы, чтобы технику зря не гонять. Тот выслушал Ганушкина и объяснил, что сам ничего предпринять не может, – надо обращаться в Москву. Макар разозлился. По его мнению, столичное руководство издалека лишних расходов не видит. Впрочем, от начальника Ганушкин отстал. Вскоре Макар добрался до центра Москвы, где строился «вечный дом». Ганушкин попросился на работу, но для этого нужно было сначала записаться в союз рабочих.

На стройку Макар официально не устроился, зато придумал способ улучшить рабочий процесс. Он считал, что бетон нужно подавать наверх по трубам. Изобретение свое Ганушкин назвал «строительной кишкой». Желая претворить его в жизнь, Макар пошел по разным инстанциям, но ничего толком не добился.

В итоге Ганушкин попал в ночлежный дом, где находили приют бедняки. Там он переночевал и утром познакомился с рябым Петром. Новые друзья пошли гулять по Москве. Чтобы добыть еды, Петр привел Макара в милицию и выдал его за сумасшедшего, которого нашел на улице. Их отослали в «душевную больницу». При этом Петр выступил в роли сопровождающего. Вместе с Ганушкиным он пришел в больницу, попросил еды. Их хорошо накормили, и Макар с Петром остались там ночевать.

Утром они отправились в РКИ (Рабоче-крестьянскую инспекцию), где встретили Льва Чумового. Макару и Петру дали там должности. Они сели за столы напротив Чумового и стали говорить с бедняками, решая их дела. Вскоре народ в учреждение ходить перестал. Дело в том, что сотрудники думали слишком просто, – так бедняки и сами думать могли. Остался в учреждении только Лев Чумовой, которого потом перевели в комиссию по делам ликвидации государства, где он и проработал 44 года.

  • «Усомнившийся Макар», анализ рассказа Платонова
  • «Возвращение», анализ рассказа Платонова
  • «Котлован», анализ повести Платонова
  • «Юшка», анализ рассказа Платонова
  • «Сокровенный человек», анализ повести Платонова

«Усомнившийся Макар»)

часто называют тайной русской души. Дерзновенность мысли, глубина рассмотрения философской проблематики всегда отличали произведения Платонова. Писатель удивляет читателя уже с первой строки самобытностью созданного им характера героя. Это народный тип, чаще всего рабочий, мастеровой, которого волнуют проблемы мироустройства, отличает упорное стремление постичь глубинный смысл происходящего. Платонов видит мир глазами трудящегося человека, мучительно и напряженно мыслящего, ищущего свое место в жизни. Таков «нормальный мужик» Ганушкин, главное действующее лицо рассказа «Усомнившийся Макар».

Русский народный характер особенно ярко проявляет себя в творчестве Платонова в искании универсальной истины. Не случайно Макар, подобно многим героям-странникам в русской литературе, отправляется в путешествие, пытаясь открыть для себя сокровенный смысл бытия: «Что мне делать в жизни, чтоб я себе и другим был нужен?». Как и его многие литературные собратья, Макар лишен эгоизма и корысти, он беззаветный искатель истины, не щадящий ради этого ни сил, ни времени, отвергающий материальное во имя достижения духовного просветления. Главная цель его усилий не личное благополучие, а стремление стать частью общей жизни, содействовать ее улучшению. Только в этом видит герой свое предназначение, только так может быть счастлив.

» - Москву. В произведении отсутствует детализация описаний: пейзажей, места действия, так как автор сосредоточен на повествовании о внутренней жизни героя, его настойчивом поиске истины. Обо всем мы узнаем через восприятие Макара, одаренного тонкой наблюдательностью и самостоятельностью мышления. Искусство создания народного характера проявляется Платоновым в индивидуализации речи героя: «неправильная» гибкость языка Макара, его прекрасное «косноязычие», искусственная «шероховатость» фраз подчеркивают самобытность личности героя, искренность его исканий. Нельзя не сказать и о другой особенности платоновского героя: почти всегда он несет в себе некую долю ущербности, неполноценности. У Макара Ганнушкина, по словам «умнейшего на селе Льва Чумового», «стихийная, порожняя голова». Чумовой и Макар в рассказе антиподы: сельский активист, руководящий «движением народа вперед, по прямой линии к общему благу», «живет голым умом», а «единоличник», «индивид-дьявол» действует «своими умными руками». Однако ограниченность Ганушкина на поверку оказывается мнимой: он познает действительность не с помощью логики, аналитических способностей, а чувством. Подчеркивая уникальность интуитивного понимания мира Макаром, его удивительную наблюдательность, автор замечает: «Думать он не мог, но зато мог сразу догадываться». В этом отражается яркая особенность русского мировосприятия, народного характера, воплощенная еще в фольклорных произведениях, любимые герои которых, часто считавшиеся простаками и недотепами, проявляли недюжинные способности в решении сложнейших жизненных задач. Успеха они достигали потому, что думали не только о себе, а стремились помочь другим.

через сквозную антитезу, являющуюся главным принципом построения кульминационной сцены. Макар увидел во сне гору, на которой «стоял научный человек». Герой же «лежал» под этой горой, как «сонный дурак», и «глядел» на вышестоящего, «ожидая» от него «слова». Но тот «молчал», «не видя» Ганнушкина и думая лишь о «целостном масштабе», а не о «частном Макаре». Лицо «умнейшего человека» освещало зарево «дальней массовой жизни», которая «расстилалась перед ним вдалеке». На мучавший Макара вопрос о смысле своего бытия он не отвечал, лишь «миллионы живых жизней отражались в его мертвых очах». Тогда Ганнушкин пополз «на высоту». «Три раза» им овладевал страх, и «три раза» страх побеждало «любопытство». Если бы Макар «был умным человеком», то не полез бы на гору, но он был «отсталым человеком». «Силой своей любопытной глупости» герой добрался до «образованнейшего» и тронул его «толстое, громадное тело». Оно шевельнулось, как «живое», и рухнуло на Макара. Это «неизвестное тело» было «мертвое». Так во сне герою открывается разрушительная сила бюрократизма, которая управляет живыми людьми, постепенно развивая в них безынициативность, пассивность, отчуждение друг от друга. Искренность и самозабвенность духовных поисков истины привели героя к открытию, которое миллионы людей сделали лишь много десятилетий спустя. Макар стал олицетворением внутренней свободы, независимости мысли и символом сопротивления тоталитарной системе. Такова сила обобщения художественного образа, созданного искусным мастером слова.

«Одухотворенные люди». Это моряки, защищающие Севастополь от фашистов и не прекращающие напряженные размышления о жизни, смерти, судьбах человечества даже в окопах. Их задача - понять сокровенный смысл происходящего и осознать свою роль в этих событиях. Матрос Фильченко приобретает иное видение войны, когда становится свидетелем того, как дети хоронят своих кукол. С этого момента он ощущает себя не просто бойцом, выполняющим приказ, но человеком, на которого возложена миссия спасения, которая выражалась в остром желании «отучить от жизни тех, кто научил детей играть в смерть».

что его судьба стала частицей общей, когда его существование помогает сделать жизнь людей красивее и чище. В момент наивысшего прозрения бойцы понимают, что «они родились на свет не для того, чтобы истратить, уничтожить свою жизнь в пустом наслаждении ею, но для того, чтобы отдать ее обратно правде, земле и народу, отдать больше, чем получили от рождения, чтобы увеличился смысл существования людей». Эти слова могли бы принадлежать многим героям писателя, ведь в них звучит неиссякаемая потребность в искании правды, добра, красоты. Такова формула народного характера в творчестве Андрея Платонова, таково его главное художественное открытие, которое ставит его в один ряд с великими художниками слова.

На протяжении начала произведения описывается жизнь в деревне. Один из жителей – Макар. Он очень любил маскарады, театральные сцены, в общем, был весельчаком. Неоднократно Чумовой, решивший, что он отвечает за мирную жизнь в деревне, ругал Макара за такую самодеятельность и самовольность Макару не понравилось такое отношение, и он решает отправиться в Москву. Он ехал не как все обычные люди, а под вагоном, держась за сцепляющее устройство.

Немало приключений произошло с нашим героем, пока тот добирался до Москвы. Его удивляло количество мусора, неадекватная реакция на происходящее людей. Прибыв в Москву, он пообщался с начальником. Пытаясь доказать, что то, что начальник делает довольно бессмысленно, услышал лишь негативную реакцию.

Когда он подошел к главному инженеру, подсказать, как правильно следует класть бетон, он также не увидел положительного ответа. Рабочие сплавили беднягу к начальнику, надеясь на то, что герою хотя бы там объяснят, что к чему. Не дождавшись ответа, Макар в ночлежке знакомится с каким-то мужиком. Они поняли, что их идеи имеют место быть и во многом совпадают и можно еще исправить хоть что-то. Пообедав, они отправились к Чумовому давать советы. Их наставления были до ужаса просты, а в итоге в канцелярии так и остался один Чумовой.

Данное произведение описывает о герое, который хотел идти против системы, он хотел быть нужным человечеству, а в итоге он и сам превратился в обычного служащего. Автор говорит о том, что всем управляет какая-то внешняя сила, а люди своего рода невольные свидетели которые, совершают свои каждодневные дела, не принимая во внимание тот факт, что их счастье и будущее исключительно в их руках.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Платонов. Все произведения

  • В прекрасном и яростном мире
  • Усомнившийся макар
  • Юшка

Усомнившийся макар. Картинка к рассказу

Сейчас читают

    Пятиклассник Геннадий (Геша) Черемыш живет в детском доме и переходит учиться в новую школу. Для того чтобы расположить к себе одноклассников, Геша говорит, что он брат Героя Советского Союза летчика Климентия Черемыша.

  • Краткое содержание Титов Всем смертям назло

    Произведение изложено в виде автобиографии самого писателя. Он повествует нам о человеке, который стал калекой, но не сдался, а продолжал жить.

  • Краткое содержание Достоевский Вечный муж

    В произведении три героя, которым присуща своя история. Вельчанинов Алексей – сорокалетний ловелас, прожигающий наследство. Трусоцкий Павел – чиновник с заурядной внешностью

  • Краткое содержание Иларион Киевский Слово о законе и благодати

    Митрополит Илларион возносит благодарность христианскому Богу за то, что Он не позволил людям находится во тьме. Бог Отец пожертвовал своим единственным Сыном, чтобы спасти народ от дьявола.

  • Краткое содержание Лесков Соборяне

    Рассказ повествует о жителях старогородской «соборной поповки»: протеирее Савелии Туберозове, священнике Захарии Бенефактове и дьяконе Ахилле Десницине.

в чем усомнился макар в повести платонова "усомнившийся макар"

  1. Усомнившийся Макар усомнившийся в правильности социалистического выбора, классовой ненависти писатель А. Платонов.

    Для раннего творчества Платонова характерны рассказы, в них он выражает сво видение жизни. Его герои честны, хотят жить правдой. Поискам этой правды посвятил свою жизнь Макар Галушкин из рассказа
    Усомнившийся Макар, написанный Платоновым в 1929 году. В нем автор показывает зарождение бюрократизма -- машины, стоящей над человеком и обезличивающей всех, кто приобщается к труду в учреждениях. Нормальный мужик Макар Ганушкин отправился в Москву, чтобы добывать себе жизнь под золотыми головами храмов и вождей. Он задается вопросом: Что мне делать в жизни, чтоб я себе и другим был нужен? Ответа нет ни в жизни, ни во сне, где ему приснился мертвый идол верховной власти. Уже в этом рассказе Платонов ставит вопрос о ценности идеи, оторванной от интересов человека, его гармоничного развития. Идол мертв, потому что мертва любая мысль, направленная на разрушение личности, убежден писатель.
    Макар считает неправильным то, что транспорт везт пустые бидоны из-под молока из Москвы, предлагает построить трубу для перекачки молока. Начальник, к которому он обратился, говорит: Я исполнитель, а не выдумщик труб. Макару снится сон: на горе стоит научный человек думающий о целостном масштабе. Взор его обращн в дальнюю, массовую жизнь. Макара он не видит, Макар залез на гору и тронул начальника за плечо, тот рухнул, так как был мртв. Так Макар и не понял правды. Человек, стремящийся быть полезным, деятельный, беспокойный не востребован.
    Услышав в дурдоме про статью Ленина о сидящих в учреждениях враждебных людях, Макар пошел туда бороться за общебедняцкое дело. В результате он сам, как свежий человек из низов, был принят в ряды чиновников. Так поиски истины закончились у Макара обретением теплого местечка, где уже совсем не хотелось думать о тех самых трудящихся, ради интересов которых он двинулся в путь.. .
    История Макара Ганушкина -- это рассказ о том, как нормальный мужик превращается в обезличенного служащего. Платонов пытается сказать тем самым, что государство, провозгласившее себя народным, создает государственную машину, которая на самом деле не защищает интересы людей, а стоит над ними. Платонов же видит такой выход: Отпустить бы всех людей из учреждений на свободу, чтобы они наделали побольше съедобных, носильных и жилищных вещей, дабы никто не серчал от нужды и дабы они сами перестали поедать чужие мягкие вещи.

Главный герой рассказа Платонова «Усомнившийся Макар» — сельский мужик Макар Ганушкин. У него были золотые руки, но вот голова была пустой, отчего он порой делал глупые вещи. Полной его противоположностью был Лев Чумовой, главный человек на селе. У того была умная голова и пустые руки.

Однажды соорудил Макар карусель, которая приводилась в движение ветром. Вокруг карусели столпились жители села. Да вот только ветра не было, и карусель работать не стала.

Пока народ так стоял, у Чумового убежал жеребенок. Чумовой стал ругать Макара, а тот пообещал ему сделать вместо жеребенка самоход на колесах. Нашел Макар железную руду, выплавил из нее железо и сделал колеса, а вот самоход сделать не получилось. Тогда Чумовой оштрафовал Макара и чтобы тот штраф выплатить, Макар поехал на заработки в Москву.

Ехал он на поезде, и на одной из станций сошел, завидев впереди Москву. На станции Макар обратил внимание, как в вагон загружают бидоны с молоком, а из вагона вытаскивают пустые бидоны. Решил Макар, что гораздо эффективнее молоко в город по трубе доставлять, чтобы вагоны пустые бидоны не возили. Обратился он со своей идеей к человеку, руководившему погрузкой бидонов. Но тот сказал, что он всего лишь простой исполнитель и советовал искать в Москве умных людей.

Пошел Макар в Москву и там увидел, как строят дом из бетона. И здесь у Макара тоже родилась идея, что бетон можно подавать по трубам. Стал он искать в Москве человека, который бы принял его изобретение. Нашел он место, где его выслушали, но там ему лишь выдали рубль, как неимущему изобретателю и отправили в профсоюз.

В профсоюзе ему выдали еще один рубль и отправили дальше скитаться по инстанциям. В итоге Макар оказался в ночлежном доме, где познакомился с думающим пролетарием по имени Петр. Вдвоем они стали ходить по Москве и искать свое назначение в жизни. Два приятеля побывали сначала в милиции, потом в сумасшедшем доме, а закончились их хождения в рабоче-крестьянской инспекции (РКИ), где Петр заявил, что у них с приятелем ум накопился и потребовал дать им власти.

Чиновник дал им власть, и стали Макар с Петром заседать в РКИ, где общались с приходящими к ним бедняками.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Платонова «Усомнившийся Макар» заключается в том, что бюрократизм способен свести на нет любое здравое начинание. Макар Ганушкин хотел, чтобы его изобретательские идеи были воплощены в жизнь, а вместо этого он превратился в служащего, просиживающего штаны в кабинете.

Рассказ Платонова «Усомнившийся Макар» учит быть инициативным и образованным человеком, чтобы добиваться полноценной реализации своих идей.

В рассказе мне понравилась инициативность Макара, его неуспокоенность в отношении текущего положения дел. В разрезе сегодняшнего дня про Макара можно сказать, что ему не хватает умения практически реализовывать свои идеи. Мудрый человек требует всего прежде всего от себя, и только потом от других.

Какие пословицы подходят к рассказу Платонова «Усомнившийся Макар»?

Мужик в землю смотрит, а на семь сажен видит.
Всяк своим умом живет.
Источник нашей мудрости - наш опыт.