Гарри Каспаров – лучший среди лучших. Шахматный суперкомпьютер "Deep Blue"

"Deep Blue" - на сегодняшний день - самый известный компьютер в мире. Его ещё называют "шахматный суперкомпьютер", так как он создавался корпорацией IBM , в рамках проекта "Deep Thought ", специально для шахматных поединков с человеком. Собственно, первоначально у IBM была только программа "Deep Thought ", но позже под неё был разработан и создан сам компьютер. Он совершенствовался в процессе поединков с человеком и в итоге, 11 мая 1997 года, одержал победу в матче из 6 партий с чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым.

В названии "Deep Blue" (по-русски звучит: "Дип Блю") сочетается название проекта "Deep Thought" (в переводе с английского: "глубокая мысль") и прозвище, данное ему в IВМ: "Big Blue " ("Биг Блю").

В мае 1997 года состоялся шахматный матч, ставший знаменательным в истории человечества. Ход матча освещался ведущими СМИ мира, и за ним без преувеличения наблюдало всё разумное человечество. Мощному компьютеру, его программе и команде специалистов из IBM противостоял действующий чемпион мира по шахматам - Гарри Каспаров - величайший игрок в истории шахмат. Это был его третий поединок за всю историю существования "Deep Blue ". Матчи 1989 и 1996 годов закончились победой Каспарова. Тем интереснее была их третья встреча.

В 1997 году специалисты IВМ из команды "Deep Blue " открыто заявляли, что теперь их компьютер настолько мощен, что сможет победить Каспарова. Сам Каспаров перед матчем тоже выглядел уверенным. На вопрос прессы, может ли он проиграть, чемпион ответил: "Я не считаю уместным обсуждать, могу ли я проиграть. Я не проигрываю никогда. Ни разу в жизни я не проигрывал".

В этой серии из шести матчей заранее было трудно выделить фаворита. Каспаров повёл в счёте, но Deep Blue его догнал во втором матче. Затем последовала серия из трёх ничейных матчей. Счёт был равным. Противостояние человека и компьютера достигло своего пика. Интрига сохранялась. Стало очевидно, что суперкомпьютер действительно стал мощнее, чем он был в предыдущие годы. Финальный, шестой, матч был стремительным. Всего 19 ходов (обычно ходов в 2-2,5 раза дольше) в течение часа (обычно гроссмейстеры играют около четырёх часов). На глазах у следивших за ходом поединка произошло, казалось бы, невозможное... Каспаров был побеждён компьютером.

В шоке были почти все. Сам Каспаров едва сдерживал эмоции, но почтил своим присутствием церемонию закрытия турнира. Там он заявил, что, если бы "Deep Blue " пришлось играть в обычном турнире, то он разнёс бы его в пух и прах. Так же, Каспаров потребовал переиграть матч, заявив, что подозревает, что компьютеру в ходе игры помогали люди-шахматисты. IBM ответила отказом, обосновав его тем, что игра проводилась по правилам. Это выглядело справедливым, однако, после этого матча полуторатонный Deep Blue был разобран, что лишь укрепило во мнении тех, кто принял на веру заявление Каспарова о том, что суперкомпьютер выиграл при помощи шахматистов-людей.


Текст © Спицын Владимир, 2009 (специально для сайта "Город Воркута" - www.сайт )

У программы были принципиально другие алгоритмы, чем у Deep Blue. АlphaGo работает на , которые способны, к примеру, сами - без ручных установок тренеров - на основе огромной статистики партий постепенно понимать, какие позиции на доске выгодны, а какие нет.

Кроме победы в го нейронные сети за последние два года научились неплохо справляться со многими другими интеллектуальными и творческими задачами, которые традиционно считались под силу только человеку. Теперь они сочиняют стихи и рассказы, пишут музыку и рисуют картины в стилях известных художников, а на очереди стоит

Это немного пугает. Одни боятся за свою работу, другие предчувствуют неминуемую машинную деградацию искусства, третьи вообще предрекают победу искусственного интеллекта над человеческим уже в планетарных масштабах, но пример с Deep Blue может немного остудить этот футурологический пыл. Шахматы (и шахматисты) еще живы - они только немного перестроились. Научились жить и работать бок о бок с машинами.

Ровно 18 лет назад лучший шахматист планеты Гарри Каспаров начал матч против компьютерной программы Deep Blue, в котором впервые за более чем десять лет потерпел поражение. Ни один из поединков человека и компьютера за шахматной доской не привлёк столько внимания.

Предыстория

Первый матч Каспарова и программы IBM Deep Blue, сильнейшей на тот момент, прошёл в феврале 1996 года в Филадельфии. Шахматный гений одержал уверенную победу со счётом 4:2, но уступил в одной из шести партий, что дало противнику тактическое преимущество и право просить реванш. Он и состоялся через год.

Что в чёрном ящике?

За это время разработчики внесли коррективы в структуру программы, оснастив её новыми шахматными процессорами. Внешне машина представляла собой два высоченных чёрных ящика, внутри которых располагались узлы с процессорами. Всего использовалось 510 процессоров против единственного мозга Каспарова. Такая махина перебирала 2,5 миллиона шахматных позиций в секунду.

Рекордный призовой фонд

Конечно, участники боксёрского поединка Мэйвезер - Пакьяо рассмеялись бы нам в лицо, но в 1997 году призовой фонд свыше миллиона долларов был рекордным для шахматных матчей. Победителю предназначалось 700 тыс., проигравшему - 400 тыс. Примечательно, что те же 400 тыс. получил Каспаров и в 1996-м, но уже как победитель.

Битва на 35-м этаже

В качестве места для проведения эпохального матча выбрали 35-й этаж знаменитого небоскрёба Equitable Building. Здесь Каспаров обдумывал свои ходы, отдыхал и двигал фигуры на доске. Компьютер располагался в отдельном помещении, а за его работой наблюдал отдельный независимый судья, что в дальнейшем вызвало немало вопросов со стороны чемпиона. Внизу расположился зрительный зал на 480 человек.

Неправильный компьютер

До встречи с Deep Blue Каспаров уверенно противостоял искусственному интеллекту и считал, что человек за счёт нестандартной логики способен ставить расчётливые машины в тупик. В этот раз он оказался в тупике после необычного хода в первой партии. Шансов спастись у Deep Blue там не было, однако вместо логичного хода машина выбрала крайне слабое продолжение, приведшее к проигрышу. Раньше компьютеры так не играли. Эта нестандартность проявлялась ещё несколько раз и выбила Каспарова из колеи.

Протесты

После второй партии Каспаров укрепился во мнении, что машина не может так играть, и попросил объяснить выбор отдельных ходов, а после пятой партии и вовсе потребовал log-файлы Deep Blue, которые впоследствии были опубликованы. Штаб чемпиона считал, что в отдельных ключевых моментах на помощь машине приходят сильнейшие гроссмейстеры и вносят в игру бездушных ящиков творческое начало.

Поражение

До последней, решающей партии сохранялась ничья, однако Каспаров в отличие от машины сильно расшатал нервы в спорах и догадках. В шестой партии он выбрал нестандартный дебют и спровоцировал Deep Blue на жертву фигуры. Циничный компьютер отдал коня и выиграл партию у деморализованного соперника уже к 19-му ходу. Прочитать его логику Каспарову так и не удалось.

Резонанс

Поражение безоговорочно лучшего шахматиста среди людей стало одним из самых обсуждаемых спортивных событий 1997 года и принесло огромный имиджевый успех компании IBM, заставив даже консервативную часть человечества поверить, что компьютер может всё. В дальнейших битвах людей и машин лучшие умы человечества так и не смогли вернуть себе инициативу.

Самоуверенность

Эксперты считали, что Каспаров недооценил соперника и не показал в том матче своей лучшей игры, а без допущенных грубых ошибок уверенно выиграл бы половину из шести партий. «В классических шахматах на серьёзном уровне компьютерам ничего не светит в XX веке» - эти слова припоминали Каспарову после поражения неоднократно.

Отклонённый реванш

Каспаров предложил IBM провести решающий третий матч и был готов его провести по принципу: «Победитель забирает всё». В свою очередь, он предложил увеличить количество партий и дать ему больше времени на отдых. Компания IBM отклонила предложение, так как в случае поражения могла утратить все свои имиджевые завоевания и подскочившие цены на акции.

Последующие сражения

Каспаров тяжело психологически перенёс это поражение и на следующие подобные матчи согласился лишь в 2002 и 2003 годах. Его соперниками были программы Deep Junior и Deep Fritz. Оба матча завершились вничью, после чего Гарри Кимович сделал пророческое заявление о том, что уже через несколько лет человек не сможет соперничать с сильнейшими шахматными программами.

Куда делся Deep Blue?

Увидеть в деле «неправильный» компьютер Deep Blue широкой публике так и не удалось. Машина больше не проводила матчей ни с людьми, ни с себе подобными, а потому и спустя 18 лет мы не можем получить однозначного ответа на вопрос, она ли перехитрила самоуверенного Каспарова или имел место заговор программистов и гроссмейстеров против величайшего шахматиста, чем и объясняются многие странные ходы.

Гарри Каспаров – воспитанник классической советской шахматной школы. Его не напрасно считают продолжателем великих игроков, практикующих комбинационный стиль. Каспарову удалось вобрать в себя силу Алехина, Таля, Чигорина и других великих шахматистов.

Каспаров аналитик. Каждый его шаг – это хорошо просчитанная комбинация. Он точно знает зачем и почему он совершает каждое свое действие за шахматной доской. Более того, благодаря своей уникальной памяти, Гарри может держать в голове огромное количество различных комбинаций и вариантов игры.

Гарри Кимович Каспаров родился в Баку 13 апреля 1963 года. Сегодня большая часть экспертов говорит о том, что это величайший шахматист в мировой истории. На второе место ставят, как правило Фишера.

Начало пути Каспарова.

В детстве Гарри прошел хорошую шахматную школу, во время которой он очень тщательно изучил и проанализировал наследие, оставшееся от великих мастеров шахматной игры. Он учился у таких признанных мастеров, как , Ботвинник и др. Как результат – в 15 лет Каспарова признали во всем мире. Он стал одним из самых сильных шахматистов Советского Союза и международным гроссмейстером.

Однако свою первую шахматную задачу Гарри решил гораздо раньше. Дело в том, что его родители увлекались шахматами, и решали напечатанные в газетах шахматные задачки. Маленький Гарри часто наблюдал за ними, и в 5 лет подсказал родителям решение одной из задач. Уже в 7 лет малыша отдали в шахматную школу. Первым учителем Каспарова был Олег Притворский.

Уже в 12 лет Гарри одержал свою первую победу на чемпионате СССР.

Противостояние – Карпов – Каспаров.

Взойдя на международный шахматный олимп, Каспаров выбрал себе нового учителя. Им стал Анатолий Карпов. Матчи между этими двумя выдающимися игроками даже получили свое название – противостояние двух «К». Это всегда красочный и эмоциональный поединок. Игроки сыграли более ста матчей, во время которых было созданы множество дебютных вариантов и разыграно прекрасных партий. И в итоге Гарри все таки смог поднять уровень своей игры настолько, что стал тринадцатым чемпионом мира.

В середине 80-х годов началась эпоха смены лидера. Причем первое и второе место в турнирных таблицах чаще всего занимал или Карпов, или Каспаров. То есть это опять было противостояние двух «К».

Разрыв с ФИДЕ.

Как импульсивный человек, Каспаров совершал много ошибок во время своей шахматной карьеры. Одной из таких ошибок стал разрыв с ФИДЕ и создание Профессиональной шахматной ассоциации. Произошло это 27 февраля 1993 года. Тогда Гарри заявил, что свой матч с Найджелом Шотом он проведет без участия ФИДЕ, но под покровительством нового созданного им органа – Профессиональной шахматной ассоциацией. Матч так и прошел.

Однако ассоциация просуществовала не долго. После того, как Каспаров отказался от поединка с компьютером Deep Blue, корпорация Intell отказалась от спонсирования ПШФ, и уже в 1996 году ассоциация прекратила свое существование.

Компьютер против Каспарова.

Первая игра между человеком и компьютером состоялась в 1898 году. Тогда компьютер выиграл у международного гроссмейстера Бента Ларсена. Реакция на матч у Каспарова была однозначной. Он заявил, что компьютер не может быть умнее человека.

В ответ на это, в 1996 году IBM предложили Гарри сыграть партию с новым супермощным компьютером «Дип Блю». Каспаров согласился, и матч прошел в феврале 1996 года. Каспаров выиграл со счетом 4:2, но умудрился начисто «слить» первую партию. Это был первый в мировой истории случай, когда компьютер смог обыграть чемпиона мира.

Однако, из-за того, что Каспарову не смогли предоставить «лог» файл того, как именно думал компьютер, чемпион мира заявил, что игра была не честной, и что периодический в работу компьютера вмешивался человек.

Признание того, что компьютер все – таки сможет обыграть чемпиона мира пришло лишь в 2003 году. Тогда, сыграв с новой версией компьютера Карпов заявил, что по истечении нескольких лет у человека пропадет возможность выиграть у компьютера в шахматы.

Секрет успеха Гарри Каспарова.

Секрет успеха Каспарова состоит из трех составляющих. Во – первых, это огромная аналитическая работа мозга, которая позволяет сразу же во время игры анализировать и находить выход казалось бы из безнадежных ситуаций.

Во вторых – Гарри обладает очень высоким уровнем подготовки к соревнованиям. В его команде продумано все до мельчайших подробностей. И поддержка, и учителя, и подготовка к самим соревнованиям. Каспаров всегда учился только у лучших, и это дало сой результат.

И наконец, одним из решающих факторов является огромная энергетика этого Бакинского парня. Он может выпутаться из практически любой ситуации. Даже проигрыш в матче с 2000 года не смог надолго выбить Каспарова из колеи. Хотя после этого матча Каспаров потерял свой титул .

Кроме этого Каспаров не останавливается на достигнутом. Казалось бы – он уже имеет все титулы, которые только можно иметь в шахматах. Можно было бы и остановиться, но нет, Гарри продолжает совершенствоваться и не собирается уступать свое место на олимпе кому то другому. Рано или поздно, конечно же, это произойдет, но видимо еще не время.

Пока Каспаров, это человек, который смог не просто возглавить рейтинг-лист, но и продержаться лидером в течении 20! лет. Недаром его называют «Великий и Ужасный».

Наследие Гарри Каспарова.

Гари не напрасно признают лучшим шахматистом мира. В его «копилке» 11 «Оскаров» как лучший шахматист года, на протяжении 10 лет – с 1981 по 1991 года он занимал или разделял первое место во всех возможных турнирах, рейтинг Гарри как игрока составлял в 1999 году 2851 пункт, что являлось на тот момент максимальным значением и т.д.

Кроме этого, Каспаров принес большой вклад в дебютную теорию шахмат. А его серия матчей с Карповым дала ход огромному количеству исследований. И, конечно нельзя забывать о том, сколько новых вариантов разработал Каспаров работая с компьютером.

Призовой фонд впечатляет - 1 миллион 100 тысяч долларов, из которых победителю причитается 700 тысяч, а побежденному - 400.

Конечно, не машина будет распоряжаться своей долей призового фонда, а команда проектировщиков Deep Blue-руководитель Си-Джей Тан, а также Фен Сю, Мюррей Кэмпбелл, Джерри Броуди, Джо Хоузйн и гроссмейстер Джоаль Бенджамин, с августа прошлого года взятый в лабораторию имени Уотсона на постоянную работу. Бенджамин даже перебрался в Манхэттен из Бруклина,чтобы сэкономить час езды до городка Йорктаун Хайтс, где находится лаборатория корпорации IBM. Накануне матча команда Deep Blue получила подкрепление в виде испанского гроссмейстера Мигеля Ильескаса, функции которого заключались в окончательном тестировании и отладке программы. (Теперь известно, что подключались и другие гроссмейстеры. – Ред.)

Если в Филадельфии Deep Blue физически не присутствовал и все коммуникации с компьютером осуществлялись с помощью глобальной компьютерной сети Интернет, то на сей раз электронный гроссмейстер почтил своим посещением Манхэттен. Охраняли его так, как, наверно, охраняют только президента страны. После установки компьютера на 35-м этаже манхэттенского небоскреба Equitable доступ туда имели лишь посвященные - по особым пропускам. Но в выходной день (после 4-й партии) группу репортеров все же допустили в «святая святых», и я увидел Deep Blue своими глазами. Ничего интересного-два черных ящика двухметровой высоты, издающих непрерывное гудение (работают вентиляторы). Трудно поверить, что эта «железяка» может обрабатывать около 200 миллионов позиций в секунду!

Жеребьевка на открытии матча проходила оригинально. Гарри Каспарову и СиДжей Тану предложили выбрать одну из двух подарочных коробок, словно только что снятых с витрин фешенебельных магазинов на 5-й авеню. Вскрыв выбранную им коробку, чемпион мира обнаружил белую кепку бейсбольного клуба «Нью-Йорк Янкис», а это означало, что во всех нечетных партиях у него будет преимущество выступки. Мне показалось, что Каспаров остался недоволен - последнюю партию придется играть черными. - но старался это не демонстрировать.

Здесь хотелось бы сказать: «И вот пришло время соперникам сесть за доску». Но в данном случае такая фраза не имеет смысла. Трудно представить себе черный шкаф, водруженный напротив Каспарова; за столиком сидел оператор Deep Blue, который с бесстрастным выражением лица повторял на доске ходы, появляющиеся на экране монитора.

Итак, свершилось. Компьютер победил чемпиона мира! В шахматах наступает новая эра! - такими заголовками пестрят первые полосы газет.

Но оставим в стороне эмоции. Попробуем понять, что же на самом деле произошло в этом историческом поединке.

Это был довольно странный матч, хотя бы уже потому, что не оставил целостного впечатления. Перепады в игре Каспарова и компьютера были видны всем. Но если можно найти какое-то объяснение неровной игре чемпиона мира - он ведь шахматист «белковый» - то что можно
сказать о его «силиконовом» оппоненте? До какого-то момента Deep Blue играет блестяще, и вдруг делает серию ходов на уровне, как заметил Каспаров, заурядного клубного игрока. Что это - несовершенство программы или какие-то закулисные маневры?
Да, Каспаров настаивает на определенном расследовании, будучи уверенным, что многое осталось за кадром. Сделаем небольшое «лирическое отступление».

Пятая партия предыдущего матча Каспарова с Deep Blue, Филадельфия, февраль 1996 года. Счет равный - 2:2. Чемпион мира играет черными, оптимально расставляет фигуры, уравнивает позицию и предлагает ничью. Поскольку Deep Blue не способен сам решать, принимать ли предложение, ответственность берет на себя гроссмейстер Джоэль Бенджамин. Он решает отклонить ничью, и рассерженный Каспаров, чье самолюбие уязвлено, не
оставляет от позиции компьютера камня на камне. Когда чемпион мира на подъеме, остановить его очень трудно, и в очередной, 6-й партии Deep Blue вновь повержен. Каспаров выиграл матч со счетом 4:2.

Пятая партия матч-реванша Каспаров Deep Blue, Нью-Йорк, май 1997 года. Счет матча равный. На сей раз у Каспарова белые, а белыми надо выигрывать, и о предложении ничьей и речи быть не может. Каспаров решает не играть на атаку, а методично усиливать позицию, стремясь победить чисто техническими средствами. Ему удается получить перевес; если посмотреть на позицию невооруженным глазом, кажется, что этот перевес - решающий, но… Словно очнувшись от спячки, компьютер вдруг заиграл дьявольски изобретательно, он изыскивает совершенно фантастические ресурсы защиты и в конце концов находит изумительный по красоте марш-бросок своего короля, который спасает партию.

Каспаров потрясен. Он не может понять, как в машине сочетаются, казалось бы, несочетаемые стили игры, как поверхностные ходы могут чередоваться с гениальными. Будучи под впечатлением от игры Deep Blue в предыдущем матче, чемпион мира никак не может отрешиться от имиджа, нарисованного его воображением при подготовке к матч-реваншу. Поскольку некоторые ходы Deep Blue выглядят на 100 процентов «человеческими», Каспаров делает вывод, что здесь что-то нечисто.

На послематчевой пресс-конференции Каспаров, что называется, метал громы и молнии. Он обрушился на команду Deep Blue и, в целом, на корпорацию IBM, выдвигая с его точки зрения убийственные аргументы.

Как мог Deep Blue, превосходно проведя 2-ю партию, под конец сделать слабый ход, позволяющий Каспарову объявить вечный шах и спасти полочка? Чтобы машина просмотрела элементарный трехходовый вариант?! Значит… кто-то
был за кадром и оказал машине медвежью услугу?

На пресс-конференции Каспаров даже напрямую обратился к Бенджамину с вопросом: «Так была ничья вечным шахом - или нет? Я требую однозначного ответа - да или нет?» Бенджамин не стал отвечать, хотя многим присутствующим показалось, что он кивнул головой.

Отмечу, что когда Бенджамин появился на пресс-конференции и проходил мимо матери Каспарова, сидевшей в первом ряду, она демонстративно зааплодировала ему. Именно демонстративно.

Почему во время 4-й партии оператор Deep Blue удалялся из зала в то время, когда компьютеру предстояло сделать ход? Как объяснить тот факт, что в критический момент оператор Deep Blue вдруг начал что-то быстро печатать на клавиатуре? Заявление, что в тот момент один из микропроцессоров машины вышел из строя, Каспарова абсолютно не удовлетворило.

Известно: компьютеры практически всегда отдают предпочтение слонам перед конями и никогда не меняют слонов на коней в ранней стадии партии. В пятой встрече, когда Каспаров на 4-м ходу напал пешкой на слона Deep Blue, машина мгновенно разменяла этого слона на коня чемпиона мира. И сам этот размен, и быстрота, с которой машина добровольно рассталась со слоном, Каспарова просто шокировали. «Я кое-что понимаю в шахматах и в компьютерах, - воскликнул он после партии. - Это не компьютерная игра!»

После завершения 5-й партии чемпион мира долго не вставал из-за шахматного столика и впервые за время матча подал официальный протест. Суть протеста состояла в том, что произошла задержка с распечаткой протокола Deep Blue (в котором виден ход «мышления» компьютера). Эта распечатка должна появляться немедленно после окончания партии, и нейтральная сторона - ACM (Association of Computer Machinery) - обязуется вложить ее в специальный конверт и положить в сейф на хранение до окончания матча. Каспаров требовал обьяснений, чем вызвана задержка с распечаткой - обычно весь процесс занимает от силы минуту. После оживленных дебатов с главным арбитром Кэрол Джареки и представителем ACM Кеном Томпсоном обстановка вроде бы нормализовалась, конверт запечатали, но неприятный осадок от этого инцидента остался.

Еще до начала матча Каспаров настаивал на том, чтобы компьютерные распечатки предоставлялись ему сразу же после завершения партий, но руководитель команды Deep Blue Си Тан категорически возразил и пообещал предоставить эти материалы после матча. Идет научный эксперимент, сказал Тан, и мы просто не можем раскрывать все свои карты.

После победы в первой партии Каспаров не возвращался к этой теме. Но вот матч проигран, и тут чемпион мира взорвался.

Это не имеет ничего общего с наукой, - заявил Каспаров. - И когда корпорация с неограниченными ресурсами стремится к реализации сверхзадачи, имеется множество способов достижения необходимого результата. И он был достигнут. Уверен, эта машина пока ничего никому не доказала. По-моему, она не готова к крупному испытанию.

Увы, к крупному испытанию оказался не готов чемпион мира. Сказав, что на подготовку у него ушло всего дней десять, Каспаров тем самым пытался найти оправдание своей неудаче. Но ведь на официальном открытии матча Каспаров отметил, что не надеется на импровизацию, как было год назад в Филадельфии. Что же помешало ему выделить на подготовку хотя бы месяц? Победы, одержанные в последних поединках предыдущего матча, оказали Каспарову плохую службу. В матч-реванше ему противостоял другой соперник, который стал не только гораздо быстрее считать варианты, но и в ряде случаев действовал в полном соответствии с канонами шахматной стратегии.

Неужели команде Deep Blue удалось решить одну из ключевых задач компьютерных шахмат? Каспаров выражает большие сомнения по этому поводу. В том-то и дело, приводит свои аргументы чемпион, что Deep Blue все-таки срывался в критические моменты борьбы, как это было во второй партии. Вначале компьютер не заметил одноходового выигрыша, а затем допустил нелепую ошибку, предоставив возможность черным спастись. Уж слишком это по-человечески!

Каспаров признал, что надлом в его игре произошел, именно когда Deep Blue сравнял счет. Но ведь впереди было еще четыре встречи - достаточно времени, чтобы внести коррективы в свою тактику. Почему же чемпион изменил своему шахматному кредо, играл не свои дебюты - и вообще не в свои шахматы - вместо того чтобы вернуться к своему мощному, динамичному стилю игры?

Чрезмерная осторожность Каспарова объяснялась не только его поражением во второй партии, но прежде всего тем, что игра машины не укладывалась в привычные рамки. «Это выше моего понимания, - несколько раз повторил Каспаров на послематчевой пресс-конференции. - После второй партии матч был практически окончен».

Не странно ли слышать такие высказывания? Куда же подевалась та колоссальная воля к победе, которая всегда отличала Каспарова?

Впрочем, есть один аспект проблемы, который следует принять во внимание. Когда Каспаров получает перевес в партии с обычным оппонентом, сдержать его напор очень трудно. Каспаров психологически подавляет противников, его энергия, бьющая через край, парализует, их волю и заставляет ошибаться. Но электронному гроссмейстеру неведомы эмоции, он отчужден и беспристрастен - значит, Каспаров лишается одного из самых главных своих преимуществ.

Именно по такому сценарию развивались 3,4 и 5-я партии. Получая многообещающие позиции, Каспаров, тем не менее, сумел выжать из них лишь полуочки. Это подействовало на него столь удручающе, что в 6-й партии борьбы, по сути, не было. Позиция его просто развалилась как карточный домик, это был коллапс, «total crash», как говорят американцы.

Когда все перипетии борьбы позади, настало время оценить итоги матча и сделать соответствующие выводы. Но при этом нужно сохранять ясную голову и не давать волю эмоциям. Каспаров же позволил себе крайне резко высказаться о корпорации IBM, обвиняя ее в натаскивании Deep Blue только на чемпиона мира. «Пусть Deep Blue сыграет в ряде соревнований с сильнейшими гроссмейстерами, тогда мы увидим его истинную силу», - заявил Каспаров, выразив желание еще раз померяться силами с машиной, но в более длинном матче из 8-10 партий. Однако корпорация IBM не проявила никакого желания организовать еще один матч с Каспаровым. Теперь, когда ее детище одержало сенсационную победу, для IBM в таком матче просто нет необходимости. А после обвинений Каспарова, которые посыпались как из рога изобилия, идея проведения очередного соревнования между чемпионом мира и Deep Blue вовсе повисла в воздухе…