Занятия в доу перелётные птицы. «Перелетные птицы»

Кондратьева О.В.
Конспект занятия в старшей группе по экологии «Перелетные птицы»

Цели :

1. Расширять и обобщать знания детей о прилете птиц .

2. Познакомить детей с понятиями : «лететь «клином» , «цепочкой» , «стайкой» .

3. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

4. Развивать интерес к жизни птиц , воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь.

Материал :

Иллюстрации перелетных птиц , аудиозапись голосов и пения птиц .

Предварительная работа :

1. Разучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах .

2. Чтение рассказов о птицах .

3. Наблюдение на прогулке за птицами .

Ход занятия.

1. Лексическое упражнение «Сядет тот, кто повторит ряд слов» .

Воспитатель :

Дети, сейчас вы должны быть очень внимательными. Присядет на

стул тот, кто повторит ряд слов, а повторит тот, на кого я посмотрю.

Аист, гусь, пеночка;

Журавль, гусь, трясогузка;

Цапля, соловей, лебедь;

Грач, скворец, кукушка;

Ласточка, удод, иволга;

Пеночка, утка, лебедь;

Соловей, цапля, кукушка;

Трясогузка, аист, чиж.

Как назвать их одним словом?

Дети :

– Птицы .

Воспитатель :

По каким признакам мы отличаем птиц от других живых существ?

Дети :

Голова и тело покрыто перьями.

У них есть крылья.

Они умеют летать.

Воспитатель :

А каких птиц называют перелетными ?

Дети :

Тех, которые осенью улетают, а весной возвращаются из тёплых стран.

Воспитатель :

Назовите перелетных птиц ?

Дети :

Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок.

Воспитатель :.

Отгадайте, пожалуйста, загадки :

Что за птица –

На яйцо не садится,

По чужим гнёздам шныряет,

Своих деток не знает.

Дети :

Кукушка.

Воспитатель :

Молодцы. Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет.

Дети :

Жаворонок.

Воспитатель :

Молодцы.

Воспитатель включает аудиозапись песни соловья.

Воспитатель :

Еще одна загадка :

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

Дети :

Аист.

Воспитатель :

Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения , но и своими песнями. Окружающий человека мир полон звуков, и среди них особое место занимают звуковые сигналы птиц .

А сейчас проведём физкультминутку :

Физкультминутка : « Перелетные птицы »

Насекомые пропали,

Птицы в лесу заскучали .

Взмахи руками (крыльями) .

Стали думать и гадать,

Как беды им избежать?

Пальцы рук к вискам головы,

покачивание головы вправо – влево.

Вместе собрались,

Стаей назвались.

Дети встают в круг, взявшись за руки.

Дружно взлетели,

На юг полетели.

Поворачиваются направо, машут руками, бегут по кругу.

Долго летели, устали,

Сели, отдыхали,

Останавливаются, приседают.

Снова взлетели,

Встают, бегут по кругу, машут крыльями.

Вот и южные края,

Долетели мы, друзья!

Вы устали, отдохните.

Насекомых поищите.

Дети останавливаются, расходятся в разные стороны.

Воспитатель :

А вы знаете, каким образом птицы летят к нам ? Правильно, стаей, но еще могут лететь : вереницей, поодиночке, клином. (Вывешиваю соответствующие картины) .

Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы . В слове насекомоядные прячутся два слова : едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.

Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси , утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите – водоплавающие.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы , которые питаются

насекомыми, потому что. /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

Да можно назвать лесным доктором, потому что. /он достает

жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что. /она не вьет

себе гнезда/.

Все люди любят слушать соловья, потому что. /он красиво поет,

заливается/. и др.

Весной перелетные птицы прилетают назад , потому что. /им нужно

выводить птенцов/.

Воспитатель : Дидактическая игра.

«Какая птица лишняя ?"

Сорока, синица, курица, аист;

Сова, орел, сокол, цапля;

Ворона, клест, соловей, воробей;

Трясогузка, голубь, скворец, утка.

Воспитатель :

В заключении нашего занятия мне бы хотелось прочитать стихотворение Александра Яшина

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

Покормите птиц зимой .

Пусть со всех концов.

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна,

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть,

И для птиц тепло .

Разве можно забывать :

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.


Конспект

Организационно- образовательной деятельности

для детей группы «Капельки»

Тема: «Перелетные птицы»

МБДОУ «Детский сад №29».

Воспитатель: Титова Ю.Н.

Программное содержание:

1. Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.

2. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.

3. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.

4. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

5. Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение .

Предварительная работа

Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры, дидактические игры.

Материал к занятию

Картинки с изображением перелетных птиц и их силуэты, дерево с гнездом и скворечником, картон, цветная бумага

1 Организационный момент.

Ребята, какое сейчас время года? (Весна)

А весной солнышко ярко светит, птички поют!

Но наше солнышко почему-то спит, может поэтому и не слышно пения птиц. Давайте разбудим солнышко потешкой. Оно вас услышит и обязательно проснется.

Солнце красное покажись, (руки вытянуть вперед)

Солнце красное нарядись (руки за юбку, на пояс)

Платье алое надень

Подари нам красный день (хлопают в ладошки).

Переворачиваем солнышко.

Вот и солнышко проснулось. На улице стало гораздо теплее. Весна пришла. Настроение у нас поднялось (слышится пение птиц).

2 Основная часть.

Ребята, а это что за звуки такие, кто поет? (Птицы)

А откуда они появились? (Солнышко нас услышало весна пришла и птички домой с юга прилетели).

Ребята, сейчас я вам загадаю загадки про птиц, а вы попробуйте отгадать, о каких птицах говорится в загадках:

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Кто же это? (Соловей)

Кто прилетает к нам с теплом

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Всех перелетных птиц черней

Чистит пашню от червей. (Грач)

Есть на дереве дворец,

Во дворце живет певец.

Он не лает, не кусает

Сад фруктовый охраняет. (Скворец)

Как называются эти птички одним словом? (Перелетные)

А почему их так называют? (Становится холодно, пропадают насекомые и птицы улетают в теплые края).

Дети, а наших перелетных птиц вы знаете?

(скворец, ласточка, соловей, журавль, жаворонок)

Назовите перелетных птиц водоплавающих. (Гуси, утки).

Посмотрите на наши картинки. На них изображены птицы. Все они такие разные! Лебедь – белая, грач – черный, утка – коричневая. Но что у них общее? (Тело птиц покрыто перьями, у всех птиц есть туловище, голова, хвост, клюв, лапы).

А сейчас моя волшебная палочка превратит вас в птичек.

Физминутка: «Птицы».

Мы загадку отгадаем и о ком она узнаем (хлопают)

Есть и лапы, и глаза, (показать ноги, глаза)

Туловище и голова,

Грудь, спина,

Хвост, живот,

Два крыла и клювик – рот. (махают руками, рот трубочкой)

Ей на месте не сидится (качают головой)

Отгадали? Это птица! (взмахнуть и подпрыгнуть)

Молодцы! А теперь моя волшебная палочка превратит вас опять в детишек! Садитесь на свои стульчики.

Ребята, а где живут птицы? Как называется птичий домик? (Гнездо). А из чего птицы его делают? (Их веточек, мха, глины).

А вот этот домик вам знаком? (Скворечник)

Кто его сделал? А кто в нем живет?

Как вы думаете, в скворечнике могут жить только скворцы? (Нет, но и другие маленькие птички).

А вы знаете, почему люди жилища для скворцов размещают на деревьях около своих садов и огородов? (Они уничтожают вредных насекомых).

Что птицы откладывают в своих гнездах? (Яйца).

Что потом будет с яйцами? (Из них появятся птенцы).

Они маленькие, беспомощные, будут пищать и просить есть. Что будут делать птицы – родители? (Кормить своих птенцов).

Предлагаю поиграть в игру «Птенчики».

Молодцы! А теперь немного поиграем с мячом.

Игра «Один – много».

Соловей – соловьи, журавль – журавли, грач – грачи, ласточка – ласточки, скворец – скворцы, лебедь – лебеди, утка – утки, жаворонок – жаворонки, гусь – гуси, стриж – стрижи.

Аппликация «Скворечник»

Дети, теперь давайте сделаем скворечники для птиц.

Ребята, посмотрите и скажите из каких частей состоит скворечник, какой формы каждая часть?

Стенка скворечника какой формы? – прямоугольной

Крыша какой формы? – треугольной

Окошко какой формы? – круглой (лаз).

Правильно, молодцы.

Ребята, в начале выложите скворечник на столе.

Какую часть будете наклеивать первой? (Стенку скворечника)….

Пальчиковая гимнастика.

Весна пришла по снежному (пальчики идут по ладошки)

По влажному ковру,

Рассыпала подснежники (раздвинуть пальцы)

Посеяла траву. (пальцы вместе)

Теперь зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов.

Ребята смотрите, к нам прилетели скворцы. Давайте их расселим по своим скворечникам. (Раздать изображения птиц и дети приклеивают их к своим скворечникам).

3 Итог.

Сегодня мы с вами сделали для птиц скворечники, за это они вам будут благодарны. Будут радовать нас своим пением, лечить деревья от вредителей.


тема: «Перелетные птицы»

Цели:

1. Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование: Иллюстрации перелетных птиц (презентация), аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1.Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, Лужи у крыльца,

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном.

Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце Света и тепла.

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.

А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.

Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.

Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Кто же это? (соловей)

Послушайте как поет соловей. (аудиозапись)

2. Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. /Кукушка/

Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/.

Отгадайте следующую загадку.

3. Под крышей я леплю гнездо,

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. /Ласточка/ /включается аудиозапись/

4. Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту за лягушками к болоту. /Аист/ /аудиозапись/

Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.

Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.

Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.

У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.

А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/ Пой–ка, подпевай-ка, Десять птичек – стайка, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко. Эта – зяблик, Эта – стриж, Эта – развеселый чиж. Ну а эта – злой орлан, Птички, птички, по домам. /руки за спину/

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/. Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/. Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/. Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Анализ занятия:

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

О каких новых перелетных птицах вы узнали?

Что интересного мы узнали о кукушке?

Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы! Самым активным ребятам я даю призы (открытки, календари, книги о птицах.)

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.

ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.

РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.
Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.

Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.

Ласточки и скворцы улетают стаей.

Журавли улетают клином - углом.

А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ: ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец – птица, остальные насекомые).

ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ:
Журавли – журавлята.
Грачи – грачата.
Гуси – гусята.
Скворцы – скворчата.
Утки - ... .
Кукушки - ... .
Стрижи - ... .

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Чей клюв?
У журавля – журавлиный.
У гуся – гусиный.
У утки -... .
У кукушки -... .
У грача -... .

ОДИН - МНОГО.
Кукушка – кукушки.
Журавль - журавли.
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок – жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка – ласточки.
Грачонок – грачата.
Аист – аисты.
Гусенок – гусята.

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.



Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей...
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его - ... (скворец).

НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Соловей - соловушка.
Журавль - журавушка.
Лебедь - лебедушка... .

У КОГО - КТО?
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ "ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ":
В поле я увидел... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за... (длинноногим журавлем).

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО):
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?

Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда).
На ветке сук, а на ветках... .
В гнезде птенец, а в гнездах - ... .
На дворе дерево, а в лесу - ... .

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)

Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)

На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)

Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный сторож, друг полей.
Первый вестник тёплых дней.
(Грач.)

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!

Кристина Рожнова
Конспект занятия в старшей группе «Перелетные птицы»

Конспект занятия в старшей группе по теме "Перелетные птицы "

Цель : 1. формировать представление о зимующих и перелетных птицах ; углублять представления о причинах отлета птиц ; классифицировать птиц на зимующих и перелетных .

2. Развивать активный и пассивный словарь детей; совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, птицам , желание помогать им.

Активизация словаря : стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.

Оборудование : иллюстрации с различными видами птиц , предметные картинки с изображением различных видов птиц , животных, рыб, насекомых,корм для птиц .

Ход занятия:

1. Вводная часть.

1) Упражнение на развитие слухового внимания «Мы идем» .

Ребята предлагаю всем отправиться на прогулку в лес…

В лес с ребятами идем, громко песенку поем (Дети маршируют)

На носочках мы пойдем, и тихонько запоем (Ходят на носочках)

2) Привела нас тропинка в лес.

Садимся на пеньки. Тихо.

Не слышно птиц . Почему?

Улетели в теплые края.

Чем питались птицы летом ?

Мошками, жучками, ягодами, зелеными растениями.

А что стало с жучками, мошками, ягодами осенью?

Не стало еды для птиц , вот улетели они на юг,

где тепло и сытно.

Сначала улетели те, кто питался насекомыми.

Это какие птицы ?

Ласточки, стрижи. (ставлю картинки) .

После ласточек и стрижей улетают те птицы ,

которые кормятся, собирают пищу на земле – это журавли, грачи

И последними улетают от нас утки и гуси.

Они живут у нас пока не замерзнут реки.

Ребята, как называют птиц , которые улетают на юг?

Еще каких перелетных птиц вы знаете ?

Лебеди, скворцы, кукушки.

Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы)

Журавли клином (ставлю картинку клином)

Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)

Во время перелетов много птиц погибает . Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря

2. Основная часть.

А вы знаете, каким образом птицы летят к нам ? Правильно, стаей, но еще могут лететь : вереницей, поодиночке, клином. (Вывешиваю соответствующие картины) .

Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы . В слове насекомоядные прячутся два слова : едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.

Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси , утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите – водоплавающие.

Игра "У кого какое тело?"

Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий) . Значит, скворец какой? - Короткохвостый.

Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? – Длиннохвостая.

Это грач, у него острый клюв. Какой грач? – Остроклювый.

У него чёрное крыло? – Чернокрылый.

Молодцы, ребята, правильно.

Физминутка "Скворечник".

Из скворечника торчат

Клювы маленьких скворчат

Клювик раз, клювик два,

Лапки, лапки, голова.

Работа с пословицами.

Ребята, давайте вспомним пословицы о птицах .

1. Всякая птичка свои песенки поет.

2. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того-на зеленой ветке.

3. Невелика птичка, да коготок остер.

4. Всякая птица тепло ищет .

5. Всякая птичка сети боится.

Молодцы, ребята, все пословицы вспомнили верно. Давайте их еще раз все вместе повторим. (дети пословицы произносят хором)

Игра "Птицы , животные, рыбы, насекомые".

Посмотрите, у нас есть такие картинки, на них изображены животные, птицы , рыбы, насекомые. Сейчас мы их с вами перемешаем . Каждый себе должен взять по одной карточке. Я буду называть группу и те ребята , у кого есть кто- то из этой группы , должны быстро выложить их на стол.

В ходе проговариваем названия групп , животных, обсуждаем, правильная ли получилась группа . Обращаю внимание на ошибки, поощряю за правильные ответы, высказывания. Какая весенняя птица

Игра «Кто лишний»

Не все птицы улетают на юг , остаются птицы и зимовать .

Ребята, назовите птиц , которые зимуют?

Воробей, ворона, синичка, сорока, голубь. (Ставлю картинки!»

Как мы их называем?

Физминутка. «Снегирек»

Отгадайте загадку.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

Ведь это – снегири!

Картинку «Снегирек» Про снегирей говорят : «Снегири прилетели – на крыльях зиму принесли. Эта птица появляется тогда , когда снег выпавший уже не первый раз и раньше таявший, наконец не растает.

Загадки :

Трактору чуть ли не на нос садится?

Бежит за плугом с криком вскачь

Весны посланец – чёрный.

(Грач) .

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном,

Из травы и глины.

(Ласточка) .

Нам в хозяйстве помогает,

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно-бронзовый.

(Скворец) .

3. Итог занятия .

Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах, - они перелётные птицы , которые живут рядом с людьми.

Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах , проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением , которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение)

Берегите птиц

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда,

У нас растит своих птенцов,

Не разоряй её гнезда.

Будь другом птиц !

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей!