Светофильтры для объективов: как выбрать и зачем использовать? Блог дмитрия евтифеева.

Фильтры для фотоаппарата и их разновидности

В наше время наиболее часто фотографы используют защитные фильтры для фотоаппарата (haze/uv) , поляризационные (круговые и линейные), тёплые/холодные, градиентные, нейтральные и иногда цветные. Ниже вы можете увидеть, для чего используется каждый из фильтров:

Поляризационные фильтры для объективов

Эти объективы в народе называют «полярики», так вот они бывают круговые и линейные. Следует сказать, что многие фотографы используют их как защитные, то есть носят на своих линзах постоянно. Хотя поляризационный фильтр и влияет на снимок, причем достаточно сильно, но это никоим образом не вредит фото. Эти объективы обозначаются аббревиатурами PL или C-PL. Работа данных аксессуаров состоит в том, что бы отражать количество отражённого света, который попадает на матрицу фотоаппарата. Чтобы представить себе этот эффект, вспомните качественные поляризующие очки, одев которые вы сразу же замечаете насколько красивый цвет у неба, как просто стало смотреть на это самое небо, а так же появилась возможность немного глядеть сквозь воду. В силу этих характеристик поляризационные фильтры на объектив больше всего используются в ландшафтной и пейзажной съемке.

Эти фильтры сделаны так, что они вращаются вокруг своей оси, тем самым может быть достигнут максимальный эффект поляризации доступный в данных условиях. Заметьте – вращать фильтр более чем на пол-оборота нет никакого смысла, так как эффект будет повторяться. Так же следует знать, что максимальный эффект поляризации достигается при градусах близких к 90о, то есть, когда солнце стоит в зените.

Накрутив поляризационный фильтр для объектива, не забывайте, что он сильно сокращает количество проходящего света. Поэтому если вы снимаете с рук в сумерках, увеличивается количество смазов, что происходит вследствие удлинения выдержки.

Как уже говорилось выше, фильтры для объектива бывают круговыми и линейными. Первые – это обычные фильтры, к которым мы привыкли, они позволяют нормально работать автофокусу и экспозамеру, а вот линейные не дают такой возможности, поэтому их применяют на специальных камерах, они нам не интересны.

Нейтральный фильтр для фотоаппарата

Нейтральный фильтр имеет обозначение ND. Его действие направлено на равномерное уменьшение количества света, который попадает на матрицу фотоаппарата. Эти фильтры используют в тех случаях, когда света слишком много, а выдержка необходима более длинная, при этом нет возможности закрывать диафрагму и уменьшать значение ISO. Разберем подобные ситуации на примерах:

  • возможность использования меньшей ГРИП при очень ярком свете;
  • сглаживание природного движения воды;
  • исключение или размытие движущихся объектов;
  • специальное создание размытия для более качественной передачи движения объектов;
  • уменьшение дифракции (снижение резкости при значениях диафрагмы более f/11).

Ниже приведена сводная таблица, из которой становится ясно, насколько затемняет изображение определенный нейтральный фильтр на объектив той или иной фирмы:

Градиентные нейтральные светофильтры для объективов

Обозначение для этого вида линз следующее: GND. Эти фильтры своей функцией являются точной копией предыдущих, за одним единственным исключением. Градиентный фильтр затемняет кадр не равномерно, но по определенной геометрической схеме, смотри рисунок ниже:

Как показано на рисунке, в верхней части, фильтр «темный». В нижней части он соответственно «светлый» или вообще прозрачный. Теперь следует рациональный вопрос, когда может понадобиться такое приспособление? Все очень просто. Градиентные фильтры для объективов чаще всего используются в пейзажной съемке, когда верхняя часть кадра (небо) намного светлее нижней (земля). Благодаря этому простому приспособлению фотография получается с ровным гармоничным светом и требует меньше и более легкой обработки.

Несмотря на кажущуюся простоту, градиентные светофильтры для объективов, делятся на несколько типов и характеристик, наиболее важной, из которых есть скорость перехода от свётлого к темному. Эту характеристику называют «жёсткой» или «мягкой» гранью. Эта характеристика, как уже стало ясно, дает понимание, насколько резко изменится освещенность сцены. Соответственно становится ясно, в какой ситуации следует использовать такой фильтр. К примеру, жесткий фильтр используется в классическом пейзаже при переходе от темной земли к светлому небу, то есть их разделяет очень тонкая линия горизонта. В этой ситуации «мягкий» фильтр оставил бы полоску темной земли и еще одну светлого неба, скорее всего светового провала. Так же градиентные фильтры бывают круговыми.

Очень хорошо использовать градиентные световые фильтры со штативом, особенно это касается «жестких».

Второй важнейшей характеристикой таких аксессуаров является разница между количеством пропускаемого света на концах фильтра. К примеру, 0,6 ND обозначает 2 f-ступени экспозиции на концах фильтра.

Противотуманный и ультрафиолетовый светофильтр для объектива

Для современных цифровых камер ультрафиолетовые фильтры (UV) не приносят особого эффекта, поэтому они и используются как защитные. А вот для пленочных камер, эти фильтры убирали дымку и подымали контрастность изображения, минимизируя попадание ультрафиолета на носитель. К счастью матрицы цифровых камер практически не чувствительны к ультрафиолету, так что его просто не нужно убирать.

Стало ясно для чего нужны ультрафиолетовые светофильтры на объектив, но у них есть и негативная сторона. По сути, на цифровой камере, такой объектив не приносит никакой пользы кроме защиты передней линзы, а вот вред принести он способен. Фильтр может создавать дополнительные блики, изменять оттенки снимка, понизить контраст и качество изображения.

Выбирая из двух зол, следует обратить внимание на важнейший фактор – цена техники. Если у вас дешевый, темный объектив, то защищать и затемнять его нет смысла, а если еще упадет и без того низкое качество, то вопрос становится смешным. Другое дело, если у вас дорогая оптика, тогда ее защита становится просто необходимостью, остается только понять каким фильтром ее защитить.

Проблемы при использовании светофильтров

Кроме сказанного выше следует сказать и о том, что какой бы качественный ни был фильтр, он добавляет еще один лишний слой стекла между матрицей и объектом съемки, то есть все равно усложняет ее работу. Это может привести к множественному изменению различных характеристик снимка, поэтому применяйте фильтра только по необходимости.

Когда был изобретен фотоаппарат, народ сильно не волновало качество изображения - ведь было просто приятно видеть свою физиономию, пусть и ужасно нечеткую, на какой-то поверхности, ведь таким образом твой лик консервировался в том возрасте, когда был снят, но человеку редко бывает чего-то достаточно, и перфекционизм попросту не дает покоя, хочется от хорошего побыстрее перейти к лучшему. Постепенно на фотоаппаратах появились объективы, увеличилась разрешающая способность и, в конце концов, появился цвет, и вот тогда стало ясно, что цвета не очень-то соответствуют тому, что видит глаз. Появилась необходимость коррекции этих самых цветов, которая осложнялась еще и тем, что каждая пленка тоже имела свой оттенок.

Нет, не подумайте, во времена фотографии черно-белой светофильтры тоже были необходимы: опыт показывал, что теплые светофильтры неплохо помогают при портретной съемке, красный делает более удобоваримым лицо и более контрастным небо - все равно ведь в результате картинка получалась монохромной, так какая разница, какого цвета стекляшку ставить, ведь с отсутствием цвета конечный кадр не получал и ненужных тонов.

На закате пленочной фотографии всем стала править цифра, а появление удобных программ редактирования и мощных процессоров с каждым годом править карточки становится все легче и быстрее. Такая ситуация привела к тому, что цветные светофильтры практически перестали применяться, на смену им давно пришли светофильтры цифровые, ставшие чуть ли не стандартным инструментом в программах редактирования. Из продаваемых и производимых фильтров сегодня остаются только те, что имеют нейтральный цвет. Впрочем, есть и цветные светофильтры для портативного света, но их необходимость никогда и не отпадала.

Какие бывают светофильтры?

Прежде всего, есть светофильтры для объективов (вкручивающиеся в резьбу крепления светофильтра или вставляющиеся в специальный держатель на объективе) и фильтры для импульсного света, устанавливающиеся в крепеж для светофильтра во вспышке или просто фиксирующиеся резинкой для денег. Мы поговорим обо всех.

Фильтры для объектива:

  • защитные , самый простой вид фильтров, просто защищают переднюю линзу от царапин, устанавливаются при покупке и не снимаются, так как имеют аналогичную посадочную резьбу для других светофильтров с обратной стороны. По структуре это обычная стекляшка, просто чуть лучшего качества, по сравнению с оконным стеклом. В маркировке обычно используется «protector ».

  • ультрафиолетовые , которые часто используются как защитные, дополнительно еще и снижают поток ультрафиолетового излучения, которое глаз человека не видит, но прекрасно видит матрица. На финальном изображении УФ и часть поляризованного света приводят к появлению цианистого оттенка в небе и даже могут его сильно пересвечивать. Использование УФ-фильтра часто способно снижать этот эффект, делая небо чуть темнее и чуть синее. Обозначаются обычно как «UV ».
  • инфракрасные , наоборот, фильтры очень специфические. В противовес ультрафиолетовым, которые блокируют только ультрафиолетовую часть спектра, наоборот, отфильтровывают весь видимый спектр, а инфра-красный оставляют. Современные цифровые фотоаппараты улавливают его часть, потому могут регистрировать информацию в очень специфических условиях. Так как фильтр закрывает весь видимый спектр, вы даже сфокусироваться не сможете или экспозицию измерить - в видоискателе будет абсолютная темнота. Потому, нужно обязательно использовать штатив (обязательно будете ставить длинную выдержку), ручной и фокусироваться на объекте заранее. Результат применения фильтра очень необычен: деревья получаются по-зимнему белыми, небо черным, а часть объектов глючно меняет свой цвет. Обозначаются фильтры как «IR ».

  • , которые бывают двух типов, линейные и круговые - первые не очень эффективно снижают поляризованный свет, невидимый нашему глазу, зато по всему полю фильтра и под любым углом, вторые гораздо эффективней снижают этот поток только под прямым углом к оптической оси, любой из них необходимо вращать перед каждым кадром, контролируя эффект в видоискатель. Вторые куда популярнее первых (естественно, ведь сильнее давят ненужный спектр), отчего первые куда сложнее купить. На деле, эффект применения фильтра выглядит как более контрастная картинка: небо очень синее, тени глубже, а вода практически прозрачная, с минимальным количеством бликов, под таким углом даже наш глаз дно не видит, а в кадре слой воды будет абсолютно прозрачным, в зависимости от ее чистоты, конечно. За счет того, что фильтр фактически состоит из двух колец, он получается очень толстым и на широкоугольных объективах срезает виньетированием углы изображения, отчего многие производители перешли на тонкие поляризационные фильтры (маркировка «slim » и более высокая цена). Маркируются фильтры как «PL » (линейные) и «C-PL » (циркулярные).Хороший урок, посвященный поляризационному фильтру.
  • , которые тоже бывают двух видов, вращающиеся 50/50, которые имеют затемнение на половину кадра и вращаются, как поляризационные, и обычные, квадратной формы для установки в специальное крепление на объективе. Нужны они для выравнивания экспозиции при съемке пейзажей, чтобы немного затемнить верхнюю часть изображения, а низ, соответственно, экспонировать лучше. Как результат, вы получаете изображение с корректно экспонированным небом (синим с красивыми облаками) и землей или водной гладью (без провалов в тенях, с достаточной детализацией). Неудобны оба вида фильтров: круглые делят кадр вопреки канонам кадрирования, ровно пополам, а квадратные требуют специального адаптера, так что далеки от компактности и оперативности. Как аналог применения фильтра, сейчас часто используют панорамную или HDR склейку.

  • , которые бывают одного вида, но различающиеся по плотности. Они все нужны для того, чтобы удлинять экспозицию, не привнося никаких цветовых эффектов. Это простые «темные очки» для объектива, которые затемняют изображение на 1 / 2 ступени и более. Их эффект обычно указан в маркировке, например, ND2 (на две ступени, т.е. доступна выдержка в четыре раза длиннее, при прочих равных) или 400x (девять ступеней, с округлением - такие могут устроить закат солнца вручную). Помните, что затемняют тени они больше, чем света, и, в большинстве случаев, если использовать слишком темные, тени получаются провальными. Эффект их применения виден, когда требуется снять, к примеру, портрет при ярком солнце, но с открытой диафрагмой, к тому же, с полнофункциональной вспышкой, либо размытую воду при съемке заката или рассвета, когда над экспозицией довлеет солнце, многие так же снимают водопады в солнечных местах - в общем, все случаи, когда вам требуется принудительно удлинить выдержку или открыть диафрагму, если условия освещения вам этого сделать не позволяют. Обозначаются, как можно понять из сказанного выше, «ND », после чего следует определенная цифра.
  • цветные , которые были актуальны в пленочную эру для работы с черно-белыми и цветными пленками.

Светофильтры для вспышек

С этими все гораздо проще, потому что они бывают только одного вида, цветные . Казалось бы, зачем в наше время они нужны - ведь цвет так просто поправить ползунком баланса белого в конвертере?! Ничего подобного - ведь ползунком вы правите сразу все изображение, а перекрасить его локально может обойтись довольно дорого, в плане затрат времени, так не лучше ли все делать сразу и верно?

Вспышечные светофильтры бывают разными: пластиковыми, из стекла, и даже из желатина (в народе называемые гелевыми, что в корне неверно - кто видел их, подтвердит, что к гелю они имеют уж слишком отдаленное отношение). Суть у них одна - скорректировать цвет вспышки, называемый еще и цветовой температурой.

Для понимания необходимости в этом включаем мозг и обращаемся к шкале цветовой температуры (откройте Lightroom или хотя бы панель настройки монитора - там есть общепринятая шкала Кельвина), можно еще и предустановки покрутить, чтобы посмотреть, как что меняется (поэкспериментируйте и поснимайте один объект с одним освещением в JPEG, меняя баланс белого, все поймете). Конвертеры сделали баланс белого и цветовую температуру вообще вещью относительной: кадру, снятому в , вы можете присвоить любой параметр, в пределах кельвиновской шкалы. Неважно, к чему это приводит, но смысл в том, что, к примеру, лампочка накаливания, которой присвоен соответствующий ей параметр баланса белого, будет в кадре белой, а импульс вспышки в том же кадре будет уже синеватым, если то же самое проявить с установкой «день», лампочка станет желтой, а вспышка белой. Но настоящее веселье начинается дальше: при установке «люминесцентная лампа» появится явный оранжевый оттенок у лампочки и красный у вспышки.

Такие вот шатания от синего красному и обратно, принципе, нестрашны, когда вы не страдаете перфекционизмом, и когда источник света в кадре один - вы просто тыкаете серой пипеткой в нейтральное место на кадре, и все становится красивым… но стоит вам увлечься стробистскими тонкостями, как все вокруг меняется. Вспышка по цвету совместима только с дневного светом - все остальное будет у нее вызывать стойкое отторжение. Именно поэтому все хорошие вспышки продаются с каким-то минимальным набором цветных фильтров - нужны они не для световых спецэффектов, а для выравнивания цветовой температуры под имеющиеся источники, чтобы лампочки в кадре не казались глючными - ведь яркость вспышки будет перебивать по яркости любые из них, и корректные цвета будут лишь у объектов, ею освещенных.

Получается, что мало просто внести в кадр - ее свету надо придать еще и соответствующий оттенок, если вы не хотите ужасной мешанины. Совершенно серьезно, у вас все объекты с одной стороны могут быть белыми, с другой желтыми, и, пытаясь охладить «горячую» сторону, вы сделаете другую еще холодней, поэтому коррекция должна быть локальной, либо светофильтрами, либо масками в конвертере - второе обычно требует на порядок больше времени.

У цветных светофильтров есть два параметра: цвет и плотность. Цвет подбирается под оттенок мешающегося нам в кадре освещения:

  • красный - под «теплые» люминесцентные лампы и цвет заката
  • оранжевый - под «теплые» люминесцентные лампы или лампы накаливания, может отчасти заменить отсутствующий желтый или красный
  • желтый - под лампы накаливания
  • зеленый - под «холодные» люминесцентные лампы
  • синий - отчасти заменяет зеленый, для эффекта к нему можно добавить желтый

Не забывайте также о смещении цветов (или цветовом сдвиге) - тогда из одних можно получить другие.

Стоит также помнить и о цветовом контрасте, подчас необходимом в кадре, помимо контраста яркостного, например, темно-синему небу можно противопоставить теплое, в желтоватых или оранжевых тонах лицо. Естественно, это не значит, что на фоне малинового заката лицо обязательно должно быть зеленым.

Однако, вернемся… второй параметр светофильтра - плотность, выражающийся в количестве ступеней яркости, которые он крадет, соответственно, надо будет поднимать яркость вспышки. Маркировка написана на самом фильтре, вроде 1.2 EV и пр. Более плотный фильтр, естественно, добавляет больше цвета в кадр, т.е., применять его следует, в зависимости от того, насколько ярко освещен кадр «чужеродным» цветом. Это как с краской - положишь дополнительный слой, темнее и насыщеннее будет поверхность.

Не так давно возникло во мне желание немножко облагородить свой Nikon D3000 и заказать к нему соответствующую бленду диаметром 52 мм. Главная задача этой накладки на объектив состоит в грамотном отсечении света, кроме того, эта вещь косвенно служит защитой объектива от ударов и царапин. Так получилось, что покупку я делала удаленно через сеть Интернет, и бленду отдельно покупать было не так выгодно, как заказать целый набор: три фильтра на объектив, четыре накладные линзы, бленду и защитную крышку.

Спустя две недели пришла моя посылочка, но дело в том, что до этой покупки светофильтрами мне пользоваться не приходилось, а знания о том, для чего они нужны, было чисто теоретическим. Сегодня я предлагаю вам вместе со мной посмотреть, что же все-таки получается во время съемки с различными фильтрами, и вместе разобраться, для чего они нужны.

Популярные светофильтры на объектив

Поляризационный светофильтр

Первый фильтр, о котором хотелось бы поговорить — поляризационный. Его вы можете видеть на фото ниже.

Поляризационные фильтры используются в цифровой фотографии наиболее часто. Эти светофильтры обозначаются аббревиатурой PL (CPL, LPL) и их основная задача — снизить количество отраженного света, попадающего на сенсор камеры. Поляризационные фильтры снижают яркость фотографий и повышают их насыщенность.

Существует два вида поляризационных фильтров: круговые (CPL) и линейные (LPL). Линейные поляризационные фильтры менее эффективно снижают поляризационный свет, чем круговые, зато ставить их можно под любым углом, в то время как круговые поляризационные фильтры нужно ставить под прямым углом к оптической оси.

Круговой (циркулярный) фильтр представляет из себя систему из двух оправок: оправка со стеклом + оправка. Оправка со стеклом свободно вращается, и поворачивая ее под определенным углом, нам удается достичь желаемого эффекта.

Однако»полярик» следует использовать с осторожностью и умением. Не стоит использовать его в качестве защитного фильтра для объектива и носить, не снимая. Поляризационный фильтр может оказывать негативное влияние на снимок, так как он сильно крадет свет — увеличивается риск размытия фотографий при съемке без штатива.

FLD-фильтр (флюрисцентный светофильтр)

Второй светофильтр, который шел в комплекте, это FLD-фильтр. Для него характерен яркий фиолетовый оттенок.

Для чего он предназначен? Он сокращает или полностью убирает неприятный зеленоватый оттенок, появляющийся на снимках, где фигурируют лампы дневного света.

Использовать его можно при съемке городских пейзажей в темное время суток. Изначально FLD-фильтры были созданы для съемки на пленочные фотоаппараты, и для цифровой фотосъемки они не нужны, особенно в формате RAW. Так что этот фильтр я навряд ли буду использовать.

UV-фильтр

Третий, и последний фильтр, идущий в комплекте — UV-фильтр.

Ультрафиолетовый фильтр сегодня чаще всего используется в качестве защитного фильтра. Никакого влияния на изображение UV-фильтр не оказывает (в идеале) и его можно использовать во время съемки любого типа. На пленочных камерах UV-фильтр повышает контраст и уменьшает дымку, но в эпоху цифровой фотографии на такие камеры почти никто не снимает.

Очень важно, чтобы ультрафиолетовый фильтр был хорошего качества и содержался в чистоте, так как он может значительно ухудшить качество изображения и прибавить столь нежелательных бликов.

Стоит ли использовать UV — фильтр? Если вы — владелец дорогостоящего объектива, желательно иметь такой защитный фильтр, ведь проще заменить его, чем ремонтировать объектив. Если ваша камера — любительская, то здесь стоит задуматься о целесообразности его использования.

Подводим итог: из трех фильтров, идущих в комплекте, самый нужный — поляризационный, самый часто используемый — защитный UV-фильтр, бесполезный — FLD-фильтр.

Ничто в нашей жизни не вечно, нужно стараться сохранить те вещи, которые нам дороги и необходимы. Чтобы сохранить объектив в целостности и сохранности вам обязательно нужен защитный фильтр.

Пыль, грязь, вода – всё это очень быстро разрушает объектив. Уберечь любой ценой объектив – вот самая главная задача защитного фильтра! Иногда даже ценой своей жизни:

Вот так заканчивается неудачное попадание в объектив шарика от страйкбола. Если бы не фильтр плакала бы моя Токина и я вместе с ней:)

Чтобы узнать какой фильтр нужен для вашего объектива достаточно знать всего один параметр – диаметр, он обязательно пишется на объективе и на внутренней стороне крышки от объектива. Здесь есть одна логичная закономерность, чем больше диаметр фильтра тем дороже фильтр. И если на 52мм фильтр вы потратите 10-15$, то на 77мм уйдёт не меньше 30-40$.

Купить фильтр не составит никакого труда, в любом фотомагазине вам предоставят широкий ассортимент, но в этом то и проблема! Он настолько широкий, что покупатель зачастую теряется и не знает что купить. Продавец в свою очередь толком не может объяснить чем отличается один фильтр от другого, а когда задаешь вопрос: фильтр какого производителя купить, они совсем уходят в ступор, потому что они сами этого не знают, им главное продать и желательно подороже.

Чтобы вы не терялись я вам объясню что к чему. Существует три основных вида защитных фильтров: ультрафиолетовый (UV обозначение на фильтре), скайлайт/skylight (SKY), и нейтральный (N), некоторые производители указывают как Normal.

Самые распространенные ультрафиолетовые защитные фильтры (UV), они якобы защищают матрицу от ультрафиолетовых волн, но на деле вы этого проверить не сможете, поэтому оставим громкие слова про их колоссальную защиту для продавцов.

Фильтры скайлайт (SKY) имеют светло-розовое оттенок, за счет этого у вас фотографии уйдут в теплые тона, я не вижу в этом смысла, т.к.

это далеко не всегда нужно и далеко не всем по душе. Имеют две маркировки 1А и 1B, второй ещё более “теплый”.

Нейтральные защитные фильтры (N) – это фильтры без всяких наворотов, обычное прозрачное осветленное стекло.

Я советую покупать либо ультрафиолетовые либо нейтральные защитные фильтры. Цена у них примерно одна и та же. Они не портят вам фотографии разными оттенками и делают свою основную задачу – защищают линзу от капель воды, грязи и разных механических повреждений.

Если у вас широкоугольник, на подобии или , есть смысл купить защитный фильтр с тонкой оправой, в противном случае получите небольшое виньетирование на широком угле. Вот собственно разница в толщине между ними:

Ещё вы можете встретить обозначение water proof coat (WPC – водозащитное покрытие), опять же, у меня были и такие фильтры и обычные, но разницы между ними, когда я фотографировал в непогоду, никакой не ощущал. Для себя я решил что не буду переплачивать за то что не приносит пользы.

Что касается брендов, то здесь особо неважно какой бренд вы купите, фильтр это расходный материал, как батарейка , и много тратить денег и платить за название я не вижу смысла.

Спасибо за прочтение, предохраняйтесь!

Если Вы всерьез займетесь фотографией, то через некоторое время с удивлением обнаружите у себя в шкафу немало коробочек с разнообразными фильтрами. И хотя распространение цифровой фотографии с возможностью дальнейшей обработки полученных изображений в графических редакторах сделало использование многих типов светофильтров (контрастные, цветные, туманные и др.) неактуальным, остались 4 группы фильтров, использование которых не заменит никакой графический редактор:

  1. защитные фильтры
  2. поляризационные фильтры
  3. градиентные фильтры
  4. фильтры, ослабляющие световой поток.

Выбор фильтра осложняется малым количеством обзоров и тестов в сети (в отличие, например, от объективов). Я нашел два польских обзора - УФ и поляризационных фильтров - которые впоследствии перевели и разместили на Lenstip. Ссылки привожу в соответствующих разделах.

Если теория представляет интерес, то поищите следующие книги:

Р. Хеймен, "Светофильтры", Мир, 1988 год

Ли Фрост, "Светофильтры в фотографии", АСТ Астрель, 2005 год

Защитные и УФ фильтры Kenko

Защитные и ультрафиолетовые (UV) фильтры.

Основная задача этой группы фильтров: защита передней линзы объектива от грязи и повреждений. В некоторых объективах с защитой от пыли и влаги (weather sealed) они являются неотъемлемой частью этой защиты (например, Canon рекомендует использование фильтра на объективе 24-105/4L). Ультрафиолетовые фильтры используют в качестве "защитных" потому, что они блокируют невидимый глазу диапазон спектра, не меняя картинку.

Дискуссии о необходимости использования защитных фильтров продолжаются. Многие, и небезосновательно, считают, что фильтр портит картинку, снижая контраст и резкость, а при попадании источника света в кадр может привести к переотражениям.

Я использую защитные фильтры на всех своих объективах. Защита дорогостоящей оптики для меня важнее незначительного ухудшения картинки. Тем более, я так и не смог увидеть разницу в изображениях, снятых с фильтром и без. Есть только одно "но": избегайте дешевых фильтров и фильтров неизвестных производителей. Понятно, что заплатив немалую сумму за объектив, трудно заставить себя купить дорогой высококачественный фильтр. Однако, есть качественные защитные фильтры среднего ценового диапазона.

В качестве защитных я выбрал фильтры Kenko. Они занимают более 60% рынка Японии. Бытует мнение, что фильтры Kenko и Hoya - один и тот же продукт, волей маркетологов продающийся по разным ценам. Утверждать не берусь, однако, на старых коробках от Hoya значится "Made by Tokina Co. Ltd", на коробочках Kenko: "kenko-tokina.co.jp". Какая-то неявная связь присутствует:)

Ассортимент защитных и UV-фильтров может насчитывать несколько десятков наименований у одного производителя. Какой же из них выбрать?Первый критерий: диаметр резьбы под фильтр. Его легко узнать на любом ресурсе с обзором планируемого к покупке объектива.

Второй: тип объектива. Для широкоугольных объективов лучше покупать фильтры в "тонкой" оправе, чтобы избежать возможного виньетирования.

Третий: просветление. На просветлении стоит остановиться подробнее. Как понятно из названия, просветление фильтра имеет отношение к количеству проходящего через него света. Разница между просветленным и обычным фильтром составляет менее 8% и на нее не стоило бы обращать внимание, если бы не одно "но": просветление снижает возможные переотражения и падение контрастности снимка. Обозначения и маркировка просветленных/непросветленных фильтров стандартна у большинства производителей:

    Без маркировки или non-C (non-coated) - без просветления. Светопропускание 92%;SC, C (single coated, coated) - однослойное одностороннее просветление, светопропускание 95%

    MC (multi-coated) - по три слоя с каждой стороны. Светопропускание 99,7%;

    SMC, HMC, MRC (super multi-cjated) - по 6 слоев с каждой стороны

    SMC Pro, Pro - по 9-12 слоев с каждой стороны.


Просветление "борется" с отражением света от поверхности стекла. Делается это при помощи вакуумного напыления на стекло светофильтра тончайшей пленки, имеющей толщину в 1/4 длины волны света. Она не позволяет входящему и отражающемуся лучам выйти за пределы этого покрытия и преобразует отраженный луч обратно - во входящий. Так работает однослойное покрытие. Но каждый цвет отличается по длине волны. Поэтому многослойное просветляющее покрытие состоит из нескольких слоев с толщиной в 1/4 длины волны соответствующего цвета.


Два совета из моего опыта:

    Не покупать фильтры Vitacon и Soligorлетом

    Когда света достаточно и темнеет не в 4 часа вечера, можно использовать поляризационный фильтр вместо защитного.

Быстро текущая вода, снятая через "полярик"

Поляризационные фильтры.

Необходимый "инструмент" фотографа, снимающего пейзажи. Объяснить принцип их действия я не смогу, только "напеть" с чужих слов: круговой (он же circular - циркулярный) поляризатор представляет собой два стекла с наклеенными на них тончайшими "решетчатыми" пленками, собранные в одной оправе. Вращением этих стекол относительно друг друга можно добиться "удаления" отраженного света. "Работу" поляризатора особенно ярко можно увидеть в трех случаях:

  • при съемке воды (она становится прозрачнее)

Вода через полярик

  • съемке под углом через стекло (когда без поляризатора видны только отражения окружающих предметов)
  • и - основное - снимая пейзаж (увеличивая "насыщенность" неба и зелени при помощи "полярика").

Поляризационный фильтр работает только в случаях, когда объектив направлен под углом к солнечным лучам и совершенно не работает в пасмурные дни, когда нет прямых лучей света и "отражаться" нечему.

Поляризационные фильтры Marumi, Kenko, B+W

Поляризационные фильтры уменьшают световой поток, делая необходимым использование более длительных выдержек/открытых диафрагм по сравнению со съемкой в тех же условиях, но без фильтра. Из-за этого у многих фотографов они лежат в сумке и ставятся на объектив непосредственно перед съемкой. В "светлое" время года (весна, лето, начало осени) "полярик" стоит у меня на объективах постоянно. Мне легче снять его в случае, если света не хватает, чем накручивать перед каждой съемкой.

Выбор поляризационного фильтра - дело непростое. Стоимость качественного фильтра вполне сопоставима со стоимостью недорого объектива. Здесь могу посоветовать одно: если не готовы купить хороший (а значит "дорогой") фильтр, то не покупайте никакого - толку от него не будет, а "ухудшить" картинку некачественный "полярик" может очень значительно.

Я использовал и использую поляризационные фильтры фирм Marumi, Kenko и B+W.

B+W несомненно лидер "поляриков", с которыми я встречался. Он дает наиболее "выраженный" эффект, но одновременно и "съедает" самое большое количество света. Самым "светлым" у меня был Kenko Pro1D C-Pl, но я продал его из-за невнятности "поляризации".

Не советовал бы покупать "тонкие" поляризационные фильтры фирм Marumi и B+W - на них нет внешней резьбы и поэтому стандартная крышка объектива не ставится. B+W в комплекте прилагает свою "крышку", но она просто надевается сверху на фильтр и легко "спадает". Тонкие Marumi требуют "докупания" такой же надевающейся крышки, либо "однократного" использования: накрутил - сделал снимок - снял и спрятал до следующей съемки.

Не стоит покупать поляризационный фильтр для объектива с вращающейся в процессе фокуировки передней линзой: теоретически, наверное, можно крутить полярик каждый раз после фокусировки, но практически это маловыполнимо. К счастью, большинство современных объективов имеют внутреннюю фокусировку, что не препятствует использованию поляризационных фильтров.

Неоднократно встречал информацию о том, что поляризационные фильтры подвержены "старению" и поэтому не рекомендуются к покупке подержанными. Ни подтвердить, ни опровергнуть не могу: свой B+W я покупал подержанным, но нареканий он не вызывает. Может, еще не "состарился"?

Kenko ND4 и B+W gradual grey 25%

Градиентные светофильтры и светофильтры, ослабляющие световой поток.

Эти светофильтры можно рассмотреть вместе: основная их задача состоит в уменьшении количества света, проходящего через объектив. Только градиентные фильтры "затемняют" часть кадра, а ND (neutral density) фильтры - весь. Действие и тех и других основано на применении "затемненного" нейтрально-серого (neutral density) стекла, не меняющего тональный рисунок, а лишь уменьшающего световой поток.

Градиентный фильтр представляет собой стекло, наполовину затемненное нейтрально-серым цветом, в крутящейся оправе. Градиентные нейтральные фильтры (я не рассматриваю "цветные" градиентные фильтры - их польза для "цифрового" фотографа сомнительна ) используются в пейзажной фотографии для

Продолжение...

2 фильтра, показанные на фотографии - единственные оставшиеся у меня из этой группы фильтров. Без сомнения, градиентные и нейтрально серые фильтры могут быть очень полезны для пейзажного фотографа, но их "ценность" именно для меня очень невелика: обычно получается так, что они лежат в коробочках дома. Причина банальна: к моему огромному сожалению, очень нечасто получается выбраться именно фотографировать, когда процесс происходит "с чувством, с толком, с расстановкой" - кадр планируется, есть возможность тщательно продумать и подготовиться (в данном случае речь идет о "снять защитный фильтр, достать нейтрально серый или градиентный, сделать снимок, снять нейтрально-серый фильтр, накрутить защитный...).

Эффектные светофильтры

В цифровой фотографии используются в значительно меньшей степени, чем в пленочной. Причина та же: возможности графических редакторов позволяют при постобработке добиться большинства эффектов, создаваемых фильтрами.

Тем не менее, определенной популярностью пользуются так называемые "лучевые" или "звездные" фильтры, которые благодаря линиям, нанесенным на поверхность, создают пересечения лучей от источников света, попавших в кадр. Для меня полезность и необходимость таких фильтров стремится к нулю, но многим фотолюбителям эффект, создаваемый лучевыми фильтрами, нравится. Особенно на ночных фотографиях.

Снимок с применением лучевого фильтра