Социальное законодательство. Изменения и дополнения в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации

Раздел "Социальное законодательство" содержит подборку Федеральных законов и Указов Президента в области государственной социальной политики, устанавливающих социальные гарантии и меры социальной поддержки отдельным категориям граждан:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости"
  • Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
  • Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
  • Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы"
  • Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов"
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации"
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
  • Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"
  • Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 17 июля 2011 г. N 211-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
  • Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 128-ФЗ "О пособии детям военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в войсках, органах и учреждениях)"
  • Федеральный закон от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности"
  • Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 г. N 774 "О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами"
  • Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 г. N 775 "Об учреждении ордена "Родительская слава"
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов"
  • Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
  • Закон о материнском капитале (Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей")
  • Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами"
  • Указ Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы"
  • Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов"
  • Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи"
  • Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
  • Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"
  • Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"
  • Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации"
  • Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"
  • Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1999 г. N 1708 "О дополнительных мерах социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы - участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов"
  • Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"
  • Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
  • Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы"
  • Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Инвалид — это гражданин, который по определенным причинам является полностью или частично нетрудоспособным. Нередки случаи, когда инвалида не хотят принять на работу или они подвергаются дискриминации. Чтобы защитить таких граждан, государством был принят Федеральный Закон 181 «О социальной защите инвалидов». Ознакомившись с текущей статьей, вы узнаете положения представленного правового акта.

Так же права инвалидов обозначены в законе о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Узнать его основные положения можно

Федеральный Закон 181 «О социальной защите инвалидов» приняли в 1995 году. С момента принятия были внесены неоднократные изменения, а некоторые статьи были изъяты.

Основополагающие положения ФЗ-181 в настоящее время:

  • Предоставляется юридическое понятие слову “инвалид”;
  • Указываются и перечисляются степени инвалидности — I, II и III группы. Детям группа не присваивается;
  • Определяется понятие о социальной защите инвалидов. Нормативное учреждение обязано совершенствовать акт, а исполнительный — осуществлять его постановления;
  • Вводится определение медико-социальной проверки, которая определяет степень инвалидности. Также она устанавливает факт того, что гражданин нуждается в социальной помощи;
  • В ФЗ-181 указывается, что дискриминация по признаку инвалидности недопустима;
  • Законом установлена необходимость оформления правительственного реестра об инвалидах;
  • Указываются меры по поддержке инвалидов. К ним относятся: выплаты денежных средств; предоставление необходимых товаров и определенных услуг (медикаменты, продукты питания, отдых в санатории). Также у них есть возможность получить бесплатное жилье;
  • Определены трудовые права инвалидов. Гражданин данной социальной группы должен работать не более 35 часов в неделю. При этом ему выплачивается полная заработная плата;
  • ФЗ-181 вводит определения абилитации и реабилитации гражданина данной социальной группы;
  • Другие постановления.

На заметку! В РФ существует важный закон с таким же номер, посвященный вопросу охраны труда. Больше о ФЗ об основах охраны труда в РФ

Права инвалидов

Люди с ограниченными возможностями являются наиболее уязвимой группой населения. По этой причине государство оказывает защиту представленной категории.

В качестве примера представим перечень прав инвалидов 3 группы по закону:

  • Получать пенсию по инвалидности. На сегодняшний день ее размер находится в пределах 7 тыс. рублей, при этом минимальный размер составляет от 3 625 тыс.руб., а рассчитывается она с учетом трудового стажа;
  • Доплата к пенсии с учетом состава семьи – 1919 рублей;
  • Снижение оплаты на услуги ЖКХ – до 50 процентов;
  • Постановка в очередь на улучшение условий жилья;
  • Приобретение земельного участка для строительства, на льготных условиях с 50% скидкой;
  • Проезд с 50% скидкой на 1 поездку на ЖД транспорте;
  • По ФЗ-181 предполагается возможность приобретения препаратов и медикаментов со скидкой;
  • Приобретение путевок в санатории с 50% скидкой.

Таким образом, инвалидность 3 группы предусматривает скидки на ряд жилищно-коммунальных услуг, лечение, медикаменты, проезд.

Скачать

Для контролирования и регулирования прав граждан с ограниченными возможностями, был создан закон «О социальной защите инвалидов».

Правовые акты РФ регулярно претерпевают изменения для получения актуальной информации можно ФЗ-181 с изменениями.

Последние изменения ФЗ «Об инвалидах»

При последней редакции Федерального закона 181 «О социальной защите инвалидов» не были внесены значительные изменения. Согласно поправкам, граждане с ограниченными возможностями получают возможность на первоочередный ремонт технических средств, в которых они нуждаются (протезы, инвалидные коляски).

Статья 11

В ст. 11 Федерального Закона 181 указывается информация об индивидуальной программе реабилитации или абилитации гражданина с ограниченными способностями. Представлена информация о реабилитационных процедурах для гражданина с ограниченными возможностями. О их видах, объемах и сроках.

Изменений текущая статья закона не претерпела.

Статья 15

В ст. 15 ФЗ-181 указывается необходимость обеспечения беспрепятственного доступа для человека, имеющего степень инвалидности, к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. В последней редакции закона данная статья не претерпела изменений.

Статья 17

В ст. 17 ФЗ-181 описан процесс обеспечения инвалида жильем. Правовое положение гласит, что подобные граждане и семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, вправе встать на учет. В результате они будут обеспечены необходимым жилым помещением, которое соответствует нормам российского законодательства.

В последней редакции закона 17 статья не была изменена.

Статья 23

В ст. 23 Федерального Закона 181 описаны требуемые условия труда для лиц с определенной степенью инвалидности. В ней говорится, что любая организация, в которой работает человек с ограниченными возможностями, должна создать необходимые для него условия. Также отмечается, что продолжительность рабочего времени для инвалидов первой и второй группы не должна превышать 35 часов в неделю. При этом заработная плата сохраняется в полном размере.

Статья 23 ФЗ-181 не претерпела изменений при последней редакции закона.

Статья 28

28 статья Федерального Закона описывает процесс социально-бытового обслуживания человека с ограниченными возможностями. Она гласит, что гражданам с ограниченными возможностями, которые нуждаются в уходе и помощи, предоставляются медицинская и бытовая помощь на дому или в специальных организациях.

При последнем редактировании текущая статья закона не была изменена.

Людям, получившим инвалидность, нужна полноценная поддержка со стороны государства. Правительство заботится о таких членах общества, предоставляя им помощь в виде попечительства, страхования, пособий, льгот, субсидий.

Законы о защите инвалидов 2019 года, президентские указы содержат много воодушевляющей информации для этой социально уязвимой части общества. С нового года начал действовать перечень законов, которые оговаривают тип условий оказания подобных услуг, облегчения доступа к различным объектам, улучшения обслуживания лиц с таким статусом.

Закон о льготах и пенсиях инвалидам в 2019 году

Претерпел существенные трансформации Федеральный Закон о социальной защите инвалидов № 181-ФЗ в 2019 году. Разные пункты данного закона описывают льготы для инвалидов в 2019 году, отображают пакет услуг, полагающихся людям с инвалидностью, указывают положенные им гарантии и пр. Законами о пенсии инвалидам в 2019 году прописывается увеличение объемов пособий (согласно утвержденным нормам).

К воплощению в реальность Федерального Закона об инвалидах 2019 года, регламентирующего стратегию соцзащиты на основании Конвенции прав инвалидов, правительство приступило с прошлого года, а продолжило его адаптацию в настоящем году.

Федеральный реестр инвалидов в соответствии с законом 2019 года

Федеральный реестр инвалидов в соответствии с законом 2019 года создан для повышения качества их жизнедеятельности, эффективности социального сервиса граждан, имеющих такой статус. База данных ФРИ будет содержать, например, данные:

  • о назначении группы;
  • о персональной схеме реабилитации;
  • о масштабах расстройства функций организма;
  • об уровне нетрудоспособности человека;
  • о мерах соцзащиты.

Эта информация будет поступать из Центрального бюро МСЭ, Фонда соцстрахования и подобных госструктур. ФРИ должна стать универсальным информационным источником для всех организаций, занимающихся реабилитацией. В реестре будет присутствовать информация (как гласит закон) также о детях инвалидах, в 2019 году и в предыдущих годах получивших свой статус.

Ведется активная работа, касающаяся подсоединения к системе всех уполномоченных доноров информации, официальных пользователей данных ФРИ. На протяжении текущего года планируется значительная оптимизация нормативно-правовой базы, благодаря чему появится возможность предоставлять надлежащий сервис на основании фактов, полученных из ФРИ. Людям, имеющим группу, не придется демонстрировать дубликаты документов, которые подтверждают их статус, при оформлении льгот или запросе других услуг. Все материалы из реестра конфиденциальны, они представляют собой юридическую ценность, защищаются государством в соответствии с законами РФ об информационных технологиях.

Оснащение входов пандусами в 2019 г. в соответствии с законом об инвалидах

Лица с «лимитированными» возможностями (например, колясочники) ежедневно сталкиваются с проблемами перемещения по городу. Аптеки, поликлиники, магазины и прочие структуры обязаны, согласно новому Закону 2019 г. о пандусах для инвалидов, обеспечить гражданам со стесненными физическими возможностями надлежащие условия для проникновения в свои помещения.

Случается так, что оснастить вход пандусом, оборудовать здание специальным лифтом не представляется возможным. Правительство учло этот момент, выдвинув требование к таким учреждениям и службам оказывать «замещающий» сервис, например:

  • организовывать доставку необходимой продукции на дом;
  • сотрудничать с соцработниками, которые помогут колясочнику или незрячему человеку попасть в здание;
  • обеспечить людям возможность делать заказы товаров по интернету, получать их через курьера;
  • предоставлять отдельные категории услуг дома.

Широкие дверные проемы, подъемники необходимо планировать в проектах всех новых зданий, предусматривать их как часть капстроительства. Если зафиксируется их отсутствие, то такой проект не сможет быть одобрен. Этого требует закон «О защите прав инвалидов» № 181-ФЗ (действующий в ред. от 2019 г.), ст. 15:

«…разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов … без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются».

Обязанность оснащать пандусами подъезды многоэтажек спальных кварталов возлагается на компании-управители, обслуживающие эти дома. Если объект уже введен в эксплуатацию или его невозможно переоборудовать, то с соцслужбой необходимо согласовать варианты предоставления альтернативного сервиса, иначе владелец здания будет привлечен к административной ответственности.

Места для инвалидов на парковках в соответствии с законом 2019 года

Непременность выделения мест для инвалидов на парковке в законе 2019 года также упоминается. Если здоровый человек воспользуется таким местом, он должен будет заплатить штраф, поскольку данный поступок расценивается как нарушение закона. Инвалидам разрешается парковать свои авто на отведенных для них участках или на общей парковке.

Федеральный Закон о защите инвалидов (с изменениями 2019 года) предписывает организовывать специальные льготные парковки у всех социально весомых структур – аптечных, торговых точек, супермаркетов, банков, госпиталей и пр. На автостоянках обязательно следует выделять 10% парковочной территории и более, помечая ее указателями:

  1. знаком № 6.4;
  2. таблицей № 8.17;
  3. особой разметкой 1.24.3 (она представляет собой прямоугольник 1,6 х 0,8 м с соответствующим рисунком внутри).

Удостоверение, доказывающее инвалидность, должно быть с человеком всегда, ведь сотрудники ГИБДД имеют право проверить его наличие. Хотя Федеральный Закон 2019 г. о защите прав инвалидов не требует оснащать машину специальной наклейкой, все-таки желательно, чтобы она присутствовала на лобовом окне автомобиля.

Закон также учитывает тот факт, что многие инвалиды используют для перемещения не только автомобили, приспособленные под их персональные особенности, но и обыкновенные такси. Их могут подвозить также родственники, знакомые либо друзья на своих машинах. Правительство принимает во внимание данный факт, разрешая водителю пользоваться специальной парковкой (даже временно крепить на стекле авто соответствующий знак) исключительно тогда, когда он перевозит инвалида.

Программа «Доступная среда» для инвалидов на основании закона 2019 г.

Комплекс специальных мер, направленных на качественную реабилитацию, лечебно-педагогические действия по отношению к инвалидам, называется программой «Доступная среда». Она преследует такие цели:

  1. Расширение спектра реабилитационных учреждений, улучшение сервиса.
  2. Подготовка профессиональных кадров для работы с людьми, имеющими инвалидность.
  3. Оптимизация процедуры медэкспертизы, обязанностью которой является определение степени нарушений здоровья.
  4. Внедрение международных разработок, инновационных концепций соцзащиты.

Закон о «Доступной среде» для инвалидов на 2019 год обещает увеличение инвестиций на поддержку этой программы. Планируется выделить около 52 919 205,8 тыс. руб. Документ возлагает функции наблюдения за надлежащей реализацией пунктов программы на органы власти, уполномоченные осуществлять госнадзор за качеством услуг.

Новый Федеральный закон 2019 г. об образовании детей-инвалидов в России и взыскании алиментов на ребенка

Законы 2019 года о детях-инвалидах в России предусматривают увеличение льгот, повышение выплат, расширение границ прочих мер соцзащиты. Как и прежде, таким ребятам полагаются преимущества при поступлении в вузы. Абитуриента, имеющего группу инвалидности, должны зачислять вне конкурса (если вступительные экзамены сданы успешно). Закон об образовании детей, в т. ч. инвалидов в 2019 году позволяет учиться им совместно со здоровыми детьми, если действующие программы не сказываются негативно на самочувствии. Допуск на обучение в обычной школе выдается врачами, психологами, педагогами. Вердикт выносится после ряда соответствующих диагностических процедур и тестирования.

Могут формироваться специализированные группы или классы, также может организовываться домашнее обучение по персональной программе. Согласно Федеральному Закону 2019 г. о детях инвалидах, родители или опекуны могут подать прошение о том, чтобы государство компенсировало расходы, связанные с репетиторскими занятиями для ребенка, организацию вспомогательных услуг, касающихся образовательного процесса.

Порядок взыскания алиментов на ребенка инвалида (по новым законам 2019 года) сохранит свои основополагающие принципы. Родитель, не проживающий с ребенком, должен содержать его даже после достижения им 18-летнего возраста.

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" Федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Федеральный закон от 24.11.1995 n 181-фз (ред. От 29.12.2015) "о социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 04.11.2014, с изм. от 14.12.2015) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)

24.Структура социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях (на примере УР)

Социальные услуги населению оказывают различные типы учреждений социальной защиты: комплексные центры социаль­ного обслуживания; территориальные центры социальной по­мощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подрос­тков; дома ночного пребывания; геронтологические центры.

Федеральный уровень системы социальный защиты РФ

Президент УР - Правительство УР - Министерство социальной защиты УР - агенства, фонды и т.д.

25. Непрофессиональный характер социальной работы

Непрофессиональные формы социальной работы на протя­жении столетий претерпевали изменения - от конкретных ви­дов помощи, поддержки, защиты в рамках небольших сообществ (рода, племени) до более масштабных, цивилизованных, полу­чивших признание (призрение, благотворительность и т. д.).

Благотворительность понимается в двух смыслах. В узком смысле как оказание частными лицами или организациями без­возмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам (слоям) населения, а в широком смысле - как безвоз­мездная деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и других ценностей (благ) для удовлетворения насущных потребностей человека, социальной группы, слоя, общностей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Становление и развитие профессиональной социальной работы (осуществляемой систематически людьми, получивши­ми специальное, среднее специальное или высшее образование) в настоящее время также сочетается с непрофессиональной со­циальной работой, которую ведут отдельные люди, те или иные организации и учреждения путем оказания разовой помощи, благотворительности и т. д.

Тяжелый кризис российского общества 1990-х гг. и раз­вал крупных отраслей промышленности побудили людей к попытке самостоятельного решения чрезвычайно острых социально-экономических про­блем современной российской жизни: согласно данным репре­зентативного опроса, проведенного среди 3340 респондентов исследовательским центром (Великобритания) в 1998 г., 61% российских граждан в период кризиса полагались только на себя, 14% - на семью, соседей, друзей и лишь 12% - на госу­дарство. Люди начали объединяться, создавая инвалидные, ве­теранские, женские, семейные, образовательные и антикризис­ные центры по оказанию социальных услуг своим членам. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, число общественных объединений, зарегистрированных в Рос­сийской Федерации на 1 января 2010 г., составляло 119 247 и некоммерческих организаций 79 988.Группы самопомощи - это небольшие, привязанные к оп­ределенному месту группы, члены которых, имея общие соци­альные, психологические, медицинские, экологические пробле­мы (потребности), решают их сообща, помогают друг другу. Эти группы иногда возникают спонтанно, но чаще их организует наиболее активный из будущих членов (реже - социальный ра­ботник). Каждый участник такой группы одновременно и при­нимает помощь от других членов, и сам ее оказывает, воплощая в жизнь принцип взаимопомощи. Цель работы в группе - смяг­чение влияния негативных явлений, а не полное их преодоле­ние (что невозможно), поддержка человека, а не формирование нового стиля жизни, постепенное научение позитивным жизнен­ным навыкам, а не полное отрицание прошлых норм жизни.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Плата за жилое помещение (плата за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения), предоставленное инвалиду по договору социального найма с превышением нормы предоставления площади жилых помещений, определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и желающие получить жилое помещение по договору социального найма, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.

Дети-инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.

Жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору социального найма, при помещении инвалида в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме, сохраняется за ним в течение шести месяцев.

Специально оборудованные жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемые инвалидами по договору социального найма, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

Платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

Платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

Платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

Оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.