Пособие для молодых инвалидов, ищущих работу. В крае все больше инвалидов стремятся к трудоустройству Законодательные акты, регламентирующие труда инвалидов

Большим резервом в регулировании рынка труда инвалидов является их самозанятость и организация инвалидами собственного дела. Однако работа с инвалидами по обучению навыкам предпринимательства, профессиональной помощи и психологической поддержке пока не приносит ощутимого эффекта.

В целях снижения социальной напряженности на рынке труда инвалидов, создания инвалидам дополнительных возможностей трудоустройства органы службы занятости внедряют систему выделения финансовых средств работодателям для частичной компенсации их расходов по оплате труда инвалидов. В 1996г. за счет реализации программ субсидирования заработной платы инвалидов было трудоустроено 1 тыс. человек.

Квотирование рабочих мест

Новый закон о социальной защите инвалидов послужил отправной точкой для развития идеи и реализации квотирования рабочих мест. В настоящее время в соответствии с Планом мероприятий по реализации Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг., утвержденным постановлением Правительства РФ 3 августа 1996г. № 928, продолжается работа над проектом постановления Правительства РФ “О порядке установления квоты для приема на работу инвалидов”. Данное постановление направлено на обеспечение дополнительных гарантий занятости граждан, признанных в соответствии с действующим законодательством инвалидами, и устанавливает механизм введения квоты для приема на работу инвалидов, ее размер и определяет порядок внесения обязательной платы в случае ее невыполнения.

В соответствии с законодательством квота устанавливается организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности с численностью работников более 30 человек. Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности организации, хозяйственные товарищества и общества, уставной капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов. Рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты создаются за счет работодателей (организаций) и иных источников.

Вместе с тем, существуют и сомнения относительно самой парадигмы квотирования рабочих мест для инвалидов. Безусловно, здесь имеется почва для серьезного конфликта интересов между инвалидами, стремящимся к занятости, с одной стороны, и работодателем, основная цель которого - конкурентоспособность производства на открытом рынке, которая априори стимулирует его к поиску квалифицированной и адекватной потребностям производства рабочей силы, но не наоборот - искусственной адаптации 3% рабочих мест к потребностям отдельных работников-инвалидов. Не случайно, что действующий закон о квотировании породил широко распространенную “обходную технологию”, когда работодатель лишь формально нанимает работников-инвалидов во избежание санкций, реально же они незаняты.

Закрепленная законом система квот только кажется простым решением проблемы трудоустройства инвалидов. В действительности она не очень успешна, непродуктивна и не согласуется с понятием профессиональной реабилитацией инвалидов. Квотовая система редко направлена на поддержку инвалидов в их продвижении по службе, сосредоточивает внимание, в основном, на низкооплачиваемых, малозначительных работах.

Принудительное внедрение закона о квотах для трудоустройства инвалидов происходит довольно трудно и подрывает его законность. Пока еще мала вероятность того, что жесткие принудительные процедуры могут оказать большое влияние на изменение ситуации с занятостью инвалидов и увеличение доли работников-инвалидов в общей численности работников организаций. В настоящее время органы государственной службы занятости, которые контролируют реализацию законодательства о квотах, из-за недостатка денежных средств и персонала не в состоянии осуществлять эффективный контроль за выполнением квоты.

Кроме того, работодатели могут выполнить квоту при условии достаточно высокой трудовой активности самих инвалидов. Вместе с тем, по поводу стремления к занятости самих инвалидов существуют самые разнообразные оценки и мнения. Большинство социологических опросов показывают, что это стремление существует и что примерно половина всех инвалидов хотят работать, но не могут трудоустроиться в современных условиях, хотя к этим оценкам следует относиться с известной степенью осторожности Однако здесь следует иметь в виду социально-психологический феномен: в большинстве случаев респондент выражает свое намерения, которые еще не означают, что в реальности он готов к трудоустройству. Поэтому намерения респондентов не являются исчерпывающим аргументом при анализе их отношения к занятости. .

Введение законодательствами о занятости и социальной защиты инвалидов нормы, предусматривающей взыскания с работодателя обязательной ежемесячной платы за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты инвалида в случае невозможности ее выполнения, фактически является скрытой формой дополнительного целевого “налога” на работодателя.

Однако собранные от этого “налога” средства в соответствие с законом могут быть направлены только на создание новых рабочих мест у работодателя, трудоустраивающего инвалидов сверх установленной квоты или на создание специализированных предприятий (цехов, участков) общественных объединений инвалидов. Это положение не учитывает тот факт, что для трудоустройства инвалидов в счет квоты тоже требуются, и в ряде случаев значительные, средства. К сожалению, в соответствии с законом средства от этого “налога” не могут быть направлены на проведение мероприятий по профессиональному обучению или переобучению инвалидов, на адаптацию рабочих мест для инвалидов у работодателя, желающего выполнить квоту, на субсидирование их занятости, на оказание поддержки специализированным рабочим местам и реабилитационным центрам, способствующим преодолению препятствий на пути к трудовой деятельности граждан, данной категории. Все это в значительной степени сдерживает решение проблемы обеспечения занятости инвалидов. Средства, поступившие в Фонд занятости от этого “налога”, могли бы быть использованы на усиление процесса реабилитации и решение проблемы занятости инвалидов.

В большинстве развитых стран мирового сообщества политика занятости в отношении инвалидов строится в соответствии с концепцией включения инвалидов в процесс общей занятости. При этом следует иметь в виду, что социальная политика в отношении инвалидов в послевоенный период прошла уже несколько этапов развития. Начальным этапом считается принятие законов о квотировании рабочих мест для инвалидов. В разных странах это законодательство имело свои специфические национальные особенности. В Великобритании такой закон был принят в 1944г. В настоящее время в мире происходит поворот от патерналистской социальной политики в отношении инвалидов к концепции равных возможностей, закрепленной в антидискриминационном законодательстве ряда стран, в результате которого ряд стран отказывается от практики квотирования.

Сложившаяся ситуация с трудоустройством инвалидов далека от той, которую можно назвать удовлетворительной. Подавляющее количество людей с инвалидностью не имеют возможности полноценно трудиться и основная причина этого даже не столько в отсутствии у них необходимых профессиональных навыков, сколько в сложной адаптации к современным условиям рынка труда. И главной задачей решения проблемы трудовой занятости инвалидов становится определение тех механизмов, которые позволят им максимально эффективно использовать свои способности.

Для этого необходимы две составляющие. Первая - это создание условий окружающей среды, при которых люди с инвалидностью смогут чувствовать себя на равных с другими участниками общественной жизни (так называемый "средовой подход"). И вторая, когда посредством индивидуальной работы с потребностями инвалида создаются психологические, мотивационные и социальные основы для того, чтобы сам человек с инвалидностью избавился от своих комплексов и стремился к независимой, общественно- полезной жизнедеятельности. То есть, решение проблемы включения людей с инвалидностью в рынок труда решается с двух сторон. Со стороны общества должно быть движение навстречу инвалидам путем изменения некоторых правил и создания доступной инфраструктуры (не только архитектурная доступность, но и отношение к людям с инвалидностью, избавление от существующих стереотипов и предрассудков), и обратное движение не менее важно. Без активной жизненной позиции людей с инвалидностью решение проблем их трудовой занятости невозможно. Но сегодня необходимо воспитывать подобное отношение инвалидов к собственным проблемам, которые помимо объективной составляющей имеют и не менее значимое субъективное, построенное на значительных личностных проблемах вследствие ограниченного или негативного социального опыта.

Люди с инвалидностью различны в своих потребностях, и нельзя равнять процесс обеспечения равных возможностей, к примеру, для инвалида по зрению и человека с синдромом Дауна. Соответственно, и профессиональная интеграция подразумевает разные составляющие. Как и в предыдущей части, мы готовы выделить три группы людей с инвалидностью, которые отличаются друг от друга уровнем потребностей в услугах для успешного трудоустройства. К первой группе относятся инвалиды, уже готовые к трудовой деятельности и нуждающиеся в информационных услугах. С такими инвалидами достаточно успешно работают государственные службы занятости населения, ведь они не требуют создания каких-либо специальных условий труда и для трудоустройства им нужен список вакансий, соответствующий их профессиональным навыкам и физическим возможностям. В большей степени в эту группу входят инвалиды 3-й группы по общему заболеванию.

Ко второй группе относятся люди с инвалидностью, которым для обеспечения возможности трудовой деятельности требуется решение двух основных проблем: создание специальных условий труда и подготовка к процессу трудоустройства и дальнейшей работе, основным элементом которой является решение личных психологических комплексов и развитие коммуникативных способностей. Очень много вопросов, как в действующем законодательстве, так и в практике применения вызывают эти самые "специальные условия труда". Многими этот фактор понимается, исключительно как создание доступной архитектурной инфраструктуры для инвалидов и приобретение специального дополнительного оборудования для эффективного труда сотрудников с инвалидностью. На наш взгляд, не меньшее значение имеет изменение графика работы и адаптация служебных обязанностей под индивидуальные возможности человека с инвалидностью. Этот вопрос будет подробно рассмотрен ниже.

Третья группа инвалидов состоит из людей, чья трудовая деятельность может осуществляться только при обеспечении длительного обучения профессиональным, социальным и коммуникативным навыкам, причём не только в изолированных учебных условиях, но и в условиях реального трудового процесса на обычном предприятии, фирме. Обучение должно осуществляться специально обученными специалистами, которые сопровождают инвалида во время работы (а в случаях, когда у работника с инвалидностью возникают трудности с самостоятельным передвижением по городу - и к месту работы и обратно до места жительства), помогают адаптироваться к выполнению возложенных на него служебных обязанностей и интегрироваться в трудовой коллектив. Такая помощь нужна, в основном, людям с ментальной инвалидностью или с серьёзными неврологическими заболеваниями. Одним из основных вопросов, без ответа на который невозможно найти оптимального сочетания государственных программ, направленных на решение проблем трудоустройства инвалидов, является количественное соотношение между людьми с инвалидностью, которых можно отнести к трём вышеописанным группам. Обычное разделение инвалидов в соответствии с установленной им группой инвалидности не может дать нам необходимой информации. Несколько ближе к указанной классификации представляется современное определение степени ограничения способности к трудовой деятельности. Во всяком случае, инвалиды, которых по услугам, необходимым им для эффективной профессиональной деятельности, могут быть отнесены к третьей группе, по современным критериям службы медико-социальной экспертизы, в большинстве имеют третью степень ограничения способности к трудовой деятельности. А инвалиды со второй степенью ограничения способности, скорее всего попадут в обозначенную нами вторую группу, где основным условием является создание специальных условий труда. Напомним, что третья степень подразумевает под собою неспособность или противопоказанность трудовой деятельности. Конечно, при определении степени ограничения способности к трудовой деятельности служба МСЭ больше руководствуется медицинскими факторами, но на наш взгляд, такое положение вещей является больше следствием социальной ситуации в нашем обществе. Государственные структуры в настоящее время не готовы работать с потребностями всех российских инвалидов. (Зарубежный опыт свидетельствует, что при создании необходимых условий работать сможет человек практически с любой формой инвалидности, весь вопрос в том, сколько усилий и профессиональных знаний нужно, чтобы эти самые условия создать). Но в целом, классификация инвалидов в зависимости от установленной степени ограничения способности к трудовой деятельности не может дать объективной картины того спектра услуг, которые необходимы людям с инвалидностью для успешного решения проблем их трудоустройства. Слишком сильны в их определении и уже упоминавшиеся медицинские факторы, и присоединившиеся, в последнее время, к ним социальные (эти социальные факторы, заключаются только в том, что теперь и базовый размер пенсии по инвалидности и компенсационные выплаты за отменённые льготы выплачиваются в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности). Именно отсутствие чётких, прописанных критериев установления степени ограничения способности к трудовой деятельности накладывают значительный отпечаток субъективности со стороны специалистов бюро медико-социальной экспертизы на процесс установления степеней ограничения способности к трудовой деятельности. Трудоустроиться сегодня имеют возможность только те инвалиды, которые могут самостоятельно приспособиться к условиям работы. Отметим, что совсем немного людей с инвалидностью работают с неполной занятостью и насколько ничтожная их часть имеет возможность трудиться в специально и индивидуально созданных условиях. Думаем, что основная причина низкой трудовой занятости инвалидов именно в этом. Те, кто не нашёл себя на рынке труда, можно с достаточной достоверностью утверждать, и являются людьми, которым требуется эти самые специальные условия труда. И пока государственные программы не будут развёрнуты в этом направлении, проблемы трудоустройства инвалидов так и останутся нерешёнными. Другим важным вопросом является взаимосвязь трудностей в трудоустройстве инвалидов с другими социальными проблемами. Среди последних, как объективные можно выделить недоступность окружающей архитектурной инфраструктуры для свободного передвижения людей с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов с ограниченными возможностями зрения, а также проблемы получения образования людьми с разными формами инвалидностью. Невозможно обеспечить трудовую занятость человека, передвигающегося на инвалидной коляске, если он не имеет возможности из-за ступеней в подъезде выйти из своего дома и не может добраться на общественном транспорте до места работы. И предложения организовывать рабочие места на дому, на наш взгляд, не могут рассматриваться как достойная альтернатива. Трудовая деятельность - это не только способ заработать финансовые средства, но и один из основных актов приобщения индивида к аспектам общественной жизни, и никакая, даже самая высокооплачиваемая работа на дому не может это обеспечить. У нас принято ссылаться в этом вопросе на желание самих инвалидов и заботе об их состоянии здоровья, избавлении от трудностей дороги и удобстве в бытовом плане. Считаем это, в значительной степени, лукавством. Мы признаем право человека с инвалидностью на выбор условий труда, но только тогда, когда это действительно является выбором. А если инвалид не имел возможности на протяжении длительного времени свободно выйти из дома и самостоятельно передвигаться по городу, то совершенно естественно он и не мыслит свою трудовую деятельность вне своего жилища. И представлять это его желанием и свободным выбором в определённой степени просто преступно по отношению к ещё одной загубленной судьбе человека, который мог сделать столько полезного для общества. Получение образования влияет на всю дальнейшую жизнь человека. Значение имеют и приобретённые профессиональные знания, без которых невозможно получить высокооплачиваемую должность и построить успешную карьеру, и полученные в процессе учёбы социальные навыки, умение входить в коллектив и общаться с коллегами. И отсутствие подобного жизненного опыта автоматически делает инвалида аутсайдером на рынке труда. То есть, значение имеют не только сам факт получения образования, но и то, в каких условиях это образование было получено. Если человек с инвалидностью учился на дому или в специальном учреждении, где имел возможность общаться только с другими инвалидами, то соответственно самих знаний будет недостаточно, чтобы успешно реализовать свои профессиональные способности. Потребуется ещё долгий процесс, чтобы инвалид приобрёл уверенность в своих силах и способность общаться на равных с представителями общества без инвалидности. А возможно, что этого уже не произойдёт никогда, так как наша самооценка и собственное позиционирование в современном социуме закладывается именно в детском и юношеском возрасте, и исправить сформировавшиеся и укоренившиеся комплексы уже во взрослом возрасте представляется сложной, а подчас и не имеющей решения задачей. Интересно и то, в каких профессиональных областях люди с инвалидностью имеют наилучшие возможности для успешного трудоустройства и реализации своих способностей. В целом, мы являемся принципиальными противниками такого подхода, при котором, во многом в силу стереотипных представлений, инвалидам отводится ограниченный сегмент рынка труда. Например, инвалидам по зрению предлагают работу массажистами или наладчиками музыкальных инструментов (считается, что у незрячих хорошо развит слух и чувствительность рук). Людям, передвигающимся на колясках, предлагают профессию web-дизайнеров или другую работу на персональных компьютерах (чаще всего на дому) и так далее. Конечно, к этому есть и много объективных посылов, но часто это очень мешает людям, которые хотят учиться и работать по специальностям, которые не входят в этот условный "список профессий, рекомендованных инвалидам". В таком случае становится трудно получить образование, возникают сложности с трудовой рекомендацией в бюро медико-социальной экспертизы, а впоследствии и в общении с работодателями, так как эти, с первого взгляда, рекомендательные документы, очень сильно влияют на формирование и субъективного отношения в вопросах трудоустройства инвалидов и даже на принятие государственных программ. К тому же это может стать ещё одним элементом дискриминации, когда обществом искусственно ограничиваются возможности людей с инвалидностью, и, следовательно, инвалиды переводятся в иную, отличную от остальных членов социума группу. Мало кто из нас согласится, чтобы другие люди решали, какие профессии ему подходят, а какие нет. Без анализа отношения работодателей к сотрудникам - инвалидам обзор трудоустройства людей с инвалидностью на открытом рынке труда будет неполным. Самое первое, с чем сталкивается инвалид, пытающийся трудоустроиться - это скрытая и явная дискриминация.

Есть множество вариантов дискриминации, которые можно объединить в шесть типов: инвалид трудоустройство инвалидность

  • * психологическая дискриминация - работодатель может принять заявление, но сделает это очень неохотно, что инвалид почтёт за лучшее убраться или не сможет произвести необходимое впечатление о своей компетенции из-за ожидания отказа;
  • * статистическая дискриминация - работодатель может заочно вычеркнуть инвалида из "листа ожидания" на том основании, что "последние исследования" и статистические данные предполагают, что инвалиды в среднем работают менее эффективно;
  • * дискриминация по требованиям - работодатель сознательно завышает критерии для определённого вида работы под предлогом сохранения определённого стандарта рабочей силы;
  • * чистая дискриминация - работодатель отказывает в приёме на работу всем инвалидам, потому, что считает, что инвалид не может выполнять эту работу, либо создаёт "большие проблемы" для работодателя, для своего рабочего места или для себя самого, либо потому, что он предубеждён против тех, кого считает "ненормальными";
  • * дискриминация, оправдывающаяся социальной политикой - работодатель не принимает на работу инвалидов под тем предлогом, что у них есть другие формы дохода (пенсия, пособия и т.д.)
  • * дискриминация "по возражению других" - работодатель не принимает на работу инвалидов, так как другие работники отказываются трудиться рядом с ним.

Далеко не каждый человек с инвалидностью может конкурировать со здоровыми людьми на открытом рынке труда. Некоторые считают, что это вообще невозможно. Для тех, кого по состоянию здоровья не возьмут на обычное предприятие, создают специальные рабочие места в рамках программ, финансируемых государством. Что делать тем, кто готов рискнуть и попробовать свои силы в мире, где конкуренция диктует свои правила?

«Держать планку» и не скрывать инвалидность

Мы попросили экспертов дать несколько советов людям с инвалидностью, которые хотят найти работу на открытом рынке труда. Получился такой список рекомендаций.

1. Не следует скрывать инвалидность от работодателя, особенно если она и так видна.

2. На собеседовании не надо концентрировать внимание на теме «как мне плохо, какой я несчастный». Лучше поставить вопрос иначе: «я могу работать таким-то специалистом и решать такую-то проблему».

Телеведущая Евгения Воскобойникова. Фото с сайта nnd.name

«Нужно ценить себя в любом виде, не клянчить для себя хоть какую-нибудь работенку, а представлять из себя специалиста высокого уровня, даже если это не совсем так. Можно накинуть себе несколько баллов, но не делать из себя бедную жертву, которая априори будет обузой», – считает телеведущая Евгения Воскобойникова , потерявшая способность ходить после ДТП.

3. Самообразование и профессионализм – всегда ключ к успеху. Да, инвалиды изначально находятся в невыгодном положении: они с детства учатся в специализированных школах, на дому, дистанционно. Поэтому им приходится постоянно работать над собой и заниматься самообразованием.

«Мы, инвалиды, должны делать все в десять раз лучше, чем обычный человек, тогда мы конкурентоспособны», – подчеркнула председатель РООИ «Московский городской клуб инвалидов Контакты-1» Екатерина Ким .

Екатерина Ким, председатель РООИ «Московский городской клуб инвалидов Контакты-1». Фото с сайта molodmos.ru

Если же человек получил инвалидность в зрелом возрасте и работа по специальности для него невозможна, ему лучше освоить другую профессию, считает Евгения Воскобойникова.

«Стать визажистом или маникюршей, копирайтером или IT специалистом», – пояснила она.

4. Нужно помнить, что работодатель выбирает не только специалиста, но и человека, который будет работать в команде. Он опасается, что инвалид плохо впишется в уже существующий коллектив, и его сомнения придется развеять.

5. Не нужно соглашаться на любую работу. «Когда согласен на все, значит, ни на что конкретно», – считает Юлия Евсюкова , представитель РООИ «Перспектива» в Санкт-Петербурге.

6. Ни в коем случае нельзя переоценивать свои возможности. «Был такой случай. Парень каждый день звонил и говорил: я хочу работать, вы обязаны найти мне работу. У него одна нога не двигается, нет одной руки, дикция плохая, нет образования, навыков вообще практически никаких нет.

Ручной труд я не могу ему предложить, куда-то ездить курьером тоже, из-за дикции и телефон не подходит. Но я нашла ему вариант – видеонаблюдение, мониторинг. Он подтвердил: да, по ИПРА все это мне можно. Он проработал неделю, а потом говорит: как вы могли мне такое предложить, я же инвалид, я устаю», – рассказала Юлия Евсюкова.

Юлия Евсюкова (в центре), представитель РООИ «Перспектива» в Санкт-Петербурге, с участниками семинара по формированию лидерских качеств у людей с инвалидностьюФото: facebook.com

7. Лучше сразу отказаться от завышенных ожиданий. Никто не будет платить высокую зарплату человеку без опыта работы. Но и ограничивать себя поисками вакансии на «шесть тысяч» тоже не следует, считают эксперты.

«Они работают лучше»

Опытный наниматель не будет опасаться принять на работу человека с инвалидностью. «У нас есть очень много успешных примеров работы с такими людьми, – отметил руководитель проекта “Работа.ру” Александр Каючкин . – У такого человека большая мотивация. Он внутренне понимает, что он не совсем обычный сотрудник. Я знаю несколько конкретных примеров, когда эти люди работают лучше».

Что советуют эксперты работодателям, решившимся взять на работу сотрудника с инвалидностью?

В первую очередь нужно обращать внимание на его образование, навыки, опыт. И, конечно же, стрессоустойчивость. Люди с ограниченными возможностями действительно не всегда справляются со стандартным объемом работы. Важно подобрать такому сотруднику обязанности, которые он сможет выполнять эффективно.

Так, не слышащие люди могут быть отличными программистами, но человека с дефектами речи лучше не брать на вакансию, требующую общения, отметил Александр Каючкин.

Юлия Евсюкова привела в пример молодого бухгалтера с ДЦП, которого приняли на работу в крупную компанию. «Он не успевал на 100 процентов то, что от него требовалось, но он на 80 процентов делал это так, что по окончании испытательного срока работодатель сказал: он так аккуратно относится к работе, так хорошо все выполняет, у него такой характер хороший, что мы его оставим».

Екатерина Ким рассказала об успешном проекте создания рабочих мест для людей с инвалидностью в общественном питании.

«Люди с отставанием в развитии, крепкие ребята, работали грузчиками. Люди, у которых мышечные проблемы, ДЦП, скажем, руки слабые, или речь заторможена, они были кассирами. К разным формам инвалидности подбирались разные виды работы», – пояснила она.

«Да, есть мнение, что человек с инвалидностью будет плохо работать и постоянно ссылаться на свое здоровье. Это миф, на своем примере и на примере моих знакомых могу доказать обратное – люди с инвалидностью держатся за свое место работы гораздо больше остальных, стремятся делать так, чтобы их никто не мог упрекнуть, и никогда, в отличие от остальных работников, не жалуются на состояние здоровья!» – сказала Евгения Воскобойникова.

Что касается налоговых льгот, положенных за трудоустройство людей с ограниченными возможностями, то это, к сожалению, «небольшие суммы, которые вряд ли мотивируют работодателей финансово», отметил Александр Каючкин.

Более того, как правило, работодатели предпочитают заплатить штраф за нарушение закона о квотировании рабочих мест для инвалидов, чем решать проблемы, связанные с их трудоустройством, подчеркнула Екатерина Ким.

«Медвежья услуга» или соцзащита?

Многие компании отпугивают требования, предъявляемые законодательством к условиям труда инвалидов. «Например, не у всех работодателей есть пандусы», – сказал Александр Каючкин.

По ИПРА инвалидам нередко бывает рекомендована частичная занятость, которую в нынешних экономических условиях мало кто готов предоставить. Кроме того, человеку с инвалидностью I и II группы положена сокращенная рабочая неделя и увеличенный отпуск.

«Мой рабочий день должен быть на час короче, чем у остальных, и среднегодовой отпуск на 5 дней длиннее. Но я не пользуюсь этими преференциями по собственному желанию, работаю, как и все. Но знаю, что работодатель всегда пойдет мне навстречу по любому вопросу», – сказала Евгения Воскобойникова.

«Бывают случаи, когда работодатель не хочет брать человека с инвалидностью в штат, дабы не было потом проблем с его увольнением. По трудовому кодексу инвалида не так-то просто уволить. Но человек с инвалидностью может работать на договорной основе», – добавила она.

«Вы не должны испытывать дискомфорт»

Трудоустройству человека с ограниченными возможностями зачастую мешают психологические проблемы – с обеих сторон.

Работодатели и коллеги не знают, как общаться с новым сотрудником, если у него есть инвалидность. РООИ «Перспектива» даже проводит специальные тренинги по пониманию инвалидности, рассказывая, как создать необходимую среду для человека с ограниченными возможностями и как сделать общение комфортным для всех.

Какие именно затруднения возникают, Юлия Евсюкова пояснила на примере трудоустройства не слышащей девушки. Первое время коллеги девушки звонили в «Перспективу» и задавали вопросы.

«Они говорили мне: мы идем обедать, разговариваем, но она не слышит, и мы даже не понимаем, как себя вести в такой ситуации.

Она вроде сидит, улыбается. Я отвечаю: все нормально, она понимает, что все равно вас не услышит, вы не должны от этого испытывать дискомфорт. Для нее важно, что вы просто берете ее с собой, а не уходите разговаривать в сторонку», – рассказала Евсюкова.

Со своей стороны, инвалиды тоже порой не готовы вливаться в коллектив и испытывать связанные с работой стрессы. «В первую очередь они ожидают заработка и общения, и только потом осознают, что должны вносить вклад в развитие предприятия или команды, в которую интегрируются. Они не готовы к тому, что их жизнь станет неизмеримо сложнее, когда они трудоустроятся», – отметила Екатерина Ким.

Людей с ограниченными возможностями может выбивать из колеи некорректность коллег. Например, «был случай, когда девушка сама трудоустроилась, но где-то услышала, что о ее инвалидности сказали не очень корректным словом. У нас в организации принято говорить «человек с инвалидностью», а не просто «инвалид». Говорить «слепой» или «глухой» тоже некорректно, лучше сказать, что человек «не слышит» или «не видит»», – пояснила Юлия Евсюкова.

Недоступная среда

Самое очевидное препятствие для трудоустройства человека с инвалидностью – недоступная среда. Так, по словам Евсюковой, исторический центр Санкт-Петербурга, где расположены офисы многих компаний, готовых, в принципе, нанимать на работу людей с инвалидностью, полностью недоступен для колясочников.

Развитие технологий, к сожалению, тоже лишает некоторые категории инвалидов возможности найти подходящую вакансию. Так, например, те виды работы, которые раньше выполняли люди с ментальной инвалидностью, теперь автоматизированы.

Упаковка, сборка, фасовка – это была ниша, которую годами занимали инвалиды. Однако новые технологии этих видов производства не всегда соответствуют требованиям техники безопасности, предъявляемым к рабочим местам инвалидов.

А бабушка ждала на улице…

Отсутствие доступной среды ставит вопрос о сопровождении инвалидов, получивших работу. Однако, считает Юлия Евсюкова, от сопровождения надо по возможности отказываться.

«У нас был случай, когда девочка с третьей группой инвалидности два месяца проходила практику, а в это время ее семидесятилетняя бабушка ждала ее на улице и постоянно звонила ей: я замерзла, пошли домой», – рассказала она. Такая ситуация вызывает недоумение у других сотрудников, у них создается впечатление, что новый коллега нуждается в няне, отметила она.

По мнению Екатерины Ким, сопровождение нужно обязательно. Она привела в пример опыт Швеции, где инвалидам помогают персональные ассистенты.

Кому нужны специальные рабочие места

Большая часть людей с инвалидностью все-таки не готова выйти на открытый рынок труда, они нуждаются в особых проектах, в специально созданных рабочих местах. Легче всего организовать доступную среду и сопровождение для инвалидов на специализированном предприятии, считает Екатерина Ким.

В обычной организации создавать особые условия для инвалидов невыгодно, во всяком случае, на нынешнем уровне социально-экономического развития, считает она. «Условно, если там работают 50 человек, и из них один в инвалидной коляске, то под одного нужно переделывать всю среду и на самом предприятии, и на подступах к нему. Это затруднительно для предпринимателя», – пояснила она.

В конце июня Минтруд сообщил о выделении 167 млн рублей на программы помощи в трудоустройстве инвалидов. Федеральную поддержку получат восемь общественных организаций, такие как Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество инвалидов, РООИ «Перспектива» и др. Речь идет как о создании специальных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, так и об их трудоустройстве на обычные предприятия. Ожидается, что в 2016 году эти программы помогут найти работу 715 инвалидам.

Справка
Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов», во всех организациях должны быть установлены квоты для приема на работу людей с ограниченными возможностями. Например, если на предприятии работает более 100 человек, минимальное количество сотрудников с инвалидностью должно быть от 2 до 4 процентов.
Условия труда инвалидов должны соответствовать их индивидуальным программам реабилитации и абилитации (ИПРА). Инвалидам I и II группы положен ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней и продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

В Татарстане немногим меньше 100 тысяч инвалидов, готовых к предложениям о трудоустройстве. Это неплохой кадровый резерв для работодателя: активные, лояльные, с адекватными зарплатными ожиданиями. Работодатели боятся ошибиться, но все чаще идут навстречу. В 2016 году вакансий, доступных инвалидам, стало вдвое больше.

В Татарстане, по данным Министерства труда, занятости и социальной защиты, проживают 83,5 тысячи инвалидов трудоспособного возраста. Кто они такие и какие у них потребности, к сожалению, официальная статистика не показывает. Но легко предположить, что в трудоспособном возрасте молодые люди хотят быть частью коллектива, достойно зарабатывать, красиво одеваться, хорошо питаться и иметь карьерные перспективы.

Государство ставит задачи обеспечить этих активных людей рабочими местами. К 2020 году стоит задача создать условия для трудоустройства не менее чем половины инвалидов трудоспособного возраста. Пока в Татарстане работу имеет 31% инвалидов, к концу года эта цифра должна увеличиться до 37%. В Атнинском, Сабинском, Нижнекамском, Арском, Тюлячинском районах она уже почти достигнута.

Кому активную жизненную позицию?!

Подтягивать эти цифры довольно тяжело. При этом, пожалуй, самая большая проблема этой низкой динамики - слабая осведомленность людей с инвалидностью о вакансиях, доступных им, а работодателей - о возможностях такого «кадрового резерва». По исследованию HeadHunter.ru, больше всего работодателей беспокоит, что сотрудникам придется оборудовать специальные рабочие места для инвалидов (половина опрошенных заявила об этом), что возникнут трудности, если придется увольнять неподходящего работника-инвалида, что у сотрудника возникнут проблемы со здоровьем, которые будут мешать рабочему процессу.

В реальности проблем, конечно, хватает. Работодатели подтверждают, минусы есть. Это необходимость оборудовать специальные места, учитывать объективные препятствия для выполнения некоторых видов работ.

Государство осознает эти нюансы, поэтому для предпринимателей, который идут на наём работников-инвалидов, предоставляются льготы.

За оборудование одного рабочего места для трудоустройства инвалида работодателю компенсируются затраты в размере 72,69 тыс. рублей. Не все пользуются этим правом. Кроме того, важно помнить, работодатель вправе платить пониженную ставку тарифов на «травматизм». На 2017 год для организаций и предпринимателей они установлены в зависимости от класса профессионального риска и составляют от 0,2% до 8,5% от общего фонда заработной платы. Если в организации трудятся работники-инвалиды I, II или III группы, то взносы за них уплачиваются в размере 60% от установленного тарифа. Если, к примеру, организации присвоен третий класс профессионального риска и она применяет тариф 0,4%, то взносы на «травматизм» на выплаты работнику-инвалиду будут начисляться по сниженной ставке 0,24% (0,4 х 60% = 0,24). Этот коэффициент распространяется не на весь фонд з/п , а только на з/п работников-инвалидов .

Индивидуальные предприниматели, на которых трудятся наемные сотрудники-инвалиды, страховые взносы на «травматизм» за них вправе начислять в пониженном размере, аналогично организациям. Статья 2 закона от 19.12.2016 № 419-ФЗ устанавливает ставку для таких ИП тоже в размере 60% от применяемого тарифа.


Сотрудники с ограниченными возможностями здоровья, вопреки опасениям работодателей, хорошо адаптируются к работе, чувствуют дружелюбное отношение и работают в обычном графике. Фото: диаграмма из исследования HeadHunter

Государство также предоставляет субсидии на сохранение рабочих мест инвалидов на предприятиях, образованных общественными объединениями инвалидов (ежегодно выделяются средства из бюджета Татарстана в объеме 20,5 млн рублей), частично компенсируются расходы по созданию специальных рабочих мест для инвалидов - это по 1,1 млн рублей из бюджета ежегодно.

Одно из таких предприятий - «Центр оперативной печати», где организованы места для людей с ограниченными физическими возможностями. В компании говорят, что работа здесь - это большой шанс реализовать себя. Кстати, в «Центре оперативной печати» также говорят, что минусы, которые руководители компаний видят в приеме на работу инвалидов, не столь значимые. Вся адаптация рабочих мест, по словам директора компании, заключалась в том, чтобы адаптировать проходную, оборудовать санузлы по санитарным нормам, а также специальную стоянку на территории предприятия.

Еще одна финансовая выгода кроется в том, что кандидаты-инвалиды имеют гораздо более адекватные зарплатные ожидания, отмечают работодатели. Но гораздо значимее те нефинансовые преимущества, которые работодатели получают, трудоустраивая сотрудников с инвалидностью. Опрошенные HeadHunter работодатели утверждают, что сотрудники с инвалидностью демонстрируют большую заинтересованность в работе (об этом говорят 54% работодателей) и активную жизненную позицию. Это именно те положительные качества сотрудников, на недостаток которых чаще всего сетуют топ-менеджеры.

«Никаких опасений по трудоустройству людей с ограниченными возможностями мы не испытывали. Отличий во взаимоотношениях с такими сотрудниками нет, - говорит генеральный директор компании «Центр оперативной печати» Оксана Ганибаева. - Сейчас мы являемся свидетелями масштабных и позитивных изменений в нашем обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями. Важной задачей которых является формирование толерантного отношения к инвалидам и преодоление барьеров, которые устанавливаем мы сами. Поэтому наш совет другим бизнесменам: не бояться привлекать к себе на производство людей с ограниченными возможностями и дать возможность таким людям влиться в общество и почувствовать себя таким же полноценным его участником».

Для организации рабочего места инвалида необходимо оборудовать санузел по санитарным нормам, стоянку и вход. Государство выделяет на эти цели 72 тысячи рублей. Фото abiturient.tusur.ru

В КМПО рассказывают, что специальные меры по адаптации людей с инвалидностью применяют и результатом довольны. «Для наиболее полного процесса адаптации таких специалистов в штат объединения принят сурдопереводчик. Среди данной категории сотрудников даже выбран свой лидер - председатель. Все те формы подготовки и повышения квалификации, работающие на объединении, доступны для данной категории сотрудников, что делает их совершенно равными среди большого числа специалистов дружного коллектива АО «КМПО», - рассказывает Николай Абруков, заместитель генерального директора по персоналу и социальному развитию.

Положительные и отрицательные стороны найма инвалидов, по мнению работодателей, исследование HeadHunter 2016 года

Кнуты и пряники в трудоустройстве инвалидов

Пока в обществе только формируется толерантное отношение, государство старается повлиять на ситуацию и обязывает компании нанимать инвалидов. Это требование закона «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите», исполнение которого контролирует Министерство труда, занятости и соцзащиты РТ. В 2017 году по квоте предприятия должны были трудоустроить 637 инвалидов. Квота часто не «выбирается», к таким компаниям применяются штрафы. Но есть предприятия, которые без проблем трудоустраивают инвалидов. В частности, называют в Минтруде, это АО «Эссен Продакшн АГ» (Елабужский район), ОАО «Камгэсэнергострой» (г. Набережные Челны), МУП «Водоканал» (г. Казань).

Но тренд на более открытое отношение предприятий к инвалидам уже заметен. Компании часто не создают специальные вакансии для людей с инвалидностью, а маркируют свою вакансию, демонстрируя, что сотрудником может в равной степени оказаться как здоровый человек, так и человек с инвалидностью. Например, говорят в КМПО, на предприятии работают люди с ограниченными возможностями здоровья, а также инвалиды по слуху, но специальные вакансии для них не открывались. Они трудоустраивались на вакантные места.

Это вдохновляет как других работодателей, так и самих работников. Большое исследование HeadHunter говорит, что с тех пор, как в 2013 году на сервисе появилась возможность маркировать вакансии «доступно для людей с инвалидностью», число их все время растет. Например, только за один год число таких вакансий выросло в два раза - до 8% от общего числа. В региональной структуре рынка вакансий, доступных людям с инвалидностью, по итогам 2016 года Татарстан занимает 5-е место (3,1% от общего количества маркированных вакансий в России), говорят в HeadHunter.

В том же режиме, в том же темпе

На общефедеральном портале «Работа в России» доля вакансий, доступных для инвалидов , скромнее - около 1%. Но их число также растет. По данным на июнь, в службе занятости числилось 11 тысяч вакансий на 36 тысяч рабочих мест, из которых 396 рабочих мест, доступных для инвалидов. Вакансии очень разные. Среди них и рабочие специальности, в том числе без квалификации (от уборщика до слесаря-сборщика), так и работа для квалифицированных сотрудников с высшим образованием (здесь и вакансии для инженеров, бухгалтеров, врачей, экономистов).

Работодатели готовы брать инвалидов на работу как на производство, так и на офисную работу. Таких вакансий становится все больше. Фото: скриншот с сайта «Работа в России»

Наличие последних означает, что работодателю даже не приходится отдельно задумываться об организации рабочего места, подходит обычный офис. А часть вакансий доступны еще и для удаленной работы, что часто удобно для обеих сторон. Хотя, согласно все тому же исследованию HeadHunter, 76% сотрудников с инвалидностью работали на своем последнем месте работы полный день и только 2% - удаленно. При этом, если в 2014 году 1% сотрудников-инвалидов трудился по сокращенному графику, в 2016 году эта цифра составила 0. И это при том, что законодательство дает возможность людям с ограничениями по здоровью претендовать на сокращенный рабочий день, особые условия сверхурочных и работы в праздничные дни. За работниками остается право этой возможностью не пользоваться, что они, похоже, и делают.

Большинство инвалидов (если не все) готовы и могут трудиться точно в том же режиме, что и обычные люди, большинство работников-инвалидов говорят, что не испытывают сложностей с адаптацией в коллективе (52% - в 2016 году), а абсолютное большинство утверждает, что в коллективе к ним относятся дружелюбно (72%). Судя по всему, ситуация в обществе меняется, и на рабочем месте в том числе, - это должно снять последние сомнения работодателей в том, что трудоустройство инвалидов - это не из ряда вон выходящее событие.

Материал размещен при содействии Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ

Интернет-газета «Реальное время»

Особое внимание Закон «О социальной защите инвалидов» уделяет обеспечению занятости инвалидов. Закон предусматривает финансово-кредитные льготы специализированным предприятиям, применяющим труд инвалидов, а также предприятиям, учреждениям и организациям общественных объединений инвалидов; установление квот для приема инвалидов, в частности организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 30 человек. Общественные объединения инвалидов и их предприятия, организации, уставной капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Закон определяет правовые нормы для решения таких существенных вопросов занятости инвалидов, как оборудование специальных рабочих мест, условия труда инвалидов, права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов, порядок и условия признания инвалида безработным, государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов.

В соответствии с федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает инвалидам получение профессионального образования и профессиональной подготовки в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и дополнительные гарантии занятости путём разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, проведения обучения по специальным программам, установления квот для приёма инвалидов на работу (в размере не менее 3% среднесписочного состава в организациях с численностью работников более 30 человек). Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости. Пожалуй, самым главным условием для обеспечения занятости инвалидов, является наличие в организации квоты для приема на работу инвалидов и создания для них минимального количества специальных рабочих мест.



Ответственность работодателей за несоблюдение установленной квоты для приема на работу инвалидов определена Положением «О порядке внесения обязательной платы в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов».

Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами «О социальной защите инвалидов в РФ» и «О занятости населения в РФ». Вместе с тем, существуют и сомнения относительно самой идеи квотирования рабочих мест для инвалидов. Безусловно, здесь имеется почва для серьезного конфликта интересов между инвалидами, стремящимся к занятости, с одной стороны, и работодателем, основная цель которого - конкурентоспособность производства на открытом рынке. Не случайно, что действующий закон о квотировании породил широко распространенную "обходную технологию", когда работодатель лишь формально нанимает работников-инвалидов во избежание санкций, реально же они незаняты. Закрепленная законом система квот только кажется простым решением проблемы трудоустройства инвалидов. В действительности она не очень успешна, непродуктивна и не согласуется с понятием профессиональной реабилитацией инвалидов. Система квот редко направлена на поддержку инвалидов в их продвижении по службе, сосредоточивает внимание, в основном, на низкооплачиваемых, малозначительных работах. Принудительное внедрение закона о квотах для трудоустройства инвалидов происходит довольно трудно и подрывает его законность. Пока еще мала вероятность того, что жесткие принудительные процедуры могут оказать большое влияние на изменение ситуации с занятостью инвалидов и увеличение доли работников-инвалидов в общей численности работников организаций. В настоящее время органы государственной службы занятости, которые контролируют реализацию законодательства о квотах, из-за недостатка денежных средств и персонала не в состоянии осуществлять эффективный контроль выполнения квоты. Кроме того, работодатели могут выполнить квоту при условии достаточно высокой трудовой активности самих инвалидов. Вместе с тем, по поводу стремления к занятости самих инвалидов существуют самые разнообразные оценки и мнения. Большинство

социологических опросов показывают, что это стремление существует и, что большая часть инвалидов хотят работать, но не могут трудоустроиться в современных условиях, хотя к этим оценкам следует относиться с известной степенью осторожности. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года закрепил положение о том, что государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. По данным Федерального научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации, более 60% инвалидов находятся в трудоспособном возрасте. Результаты анализа, проведённого, в частности, в Тверской области, показали, что 20% впервые признанных инвалидами нуждаются в профессиональном обучении. Потребность в профессиональной реабилитации испытывают 63% всех граждан с ограниченными физическими возможностями, преобладающее большинство которых составляют инвалиды второй и третьей групп.

Необходимость получения профессионального образования устанавливается учреждениями медико-социальной экспертизы, которая на основании комплексного обследования человека устанавливает характер и степень заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов, даёт медико-социальные заключения, принимает решения, обязательные для государственных органов, предприятий и организаций независимо от формы собственности. На 1 января 2001 года в стране функционирует свыше 1900 бюро медико-социальной экспертизы и более 300 Главных бюро медико-социальной экспертизы. Однако практика показывает, что этого количества данных учреждений недостаточно. Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов. Высшее образование становится для этой категории граждан доступнее, в учреждениях среднего профессионального образования перечень специальностей, предлагаемых им для освоения, расширяется прежде всего за счёт современных профессий, конкурентоспособных на рынке труда. Однако в целом по стране потребности инвалидов в профессиональном образовании удовлетворяются далеко не полностью. В некоторых регионах профессиональное обучение инвалидов ведётся лишь по профессиям, не требующим высокой квалификации, только в условиях производства или на специализированных предприятиях общественных организаций инвалидов. Потребности инвалидов в профессиональном образовании наиболее полно удовлетворяются в крупных городах, расположенных в промышленно развитых регионах, в то время как в небольших населённых пунктах, в сельской местности проблемы профессионального обучения этой категории населения стоят очень остро.

Трудовое устройство инвалидов - сложный и многоплановый процесс их возвращения или приобщения к общественно-полезному труду в соответствии с состоянием здоровья, способностями и личными склонностями, который осуществляется с помощью системы государственных и общественных мероприятий, проводимых на сложившейся организационной основе. Организационной основой трудоустройства инвалидов является его этапность и комплексность.

Первым этапом в процессе трудоустройства инвалидов является экспертиза их трудоспособности и профессиональная ориентация при освидетельствовании в медико-социальной экспертной комиссии. На этом этапе происходит клинико-функциональная и профессиографическая диагностика больных трудящихся, определение клинического и трудового прогноза. Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Следующим этапом в процессе трудоустройства инвалидов при определенных условиях и наличии необходимости являются мероприятия по подготовке их к показательным видам труда. Профессиональное обучение имеет особое значение для дальнейшего успешного и стабильного трудового устройства инвалидов с детства. Основные принципы реабилитации инвалидов - раннее начало мероприятий и их непрерывность, индивидуальный подход и осуществление мер реабилитации в коллективе - в полной мере относятся и к трудовому устройству. Подготовка инвалидов к профессиональному труду осуществляется в виде профессионального обучения в учебных заведениях разного типа, в том числе и специализированных, или непосредственно на производстве. Четвертый этап трудового устройства инвалидов включает в себя общеорганизационные вопросы содействия занятости инвалидов, а также последующий контроль их рационального трудоустройства.

Организация труда инвалидов на производстве во многом зависит от характера инвалидности. Специальные меры необходимы для приспособления к труду инвалидов вследствие психических болезней, заболеваний центральной и нервной периферической системы. Организация труда инвалидов зависит не только от характера патологий, но и от степени нарушения функции пораженных систем. Организация труда инвалидов, живущих в городе и в сельской местности, имеют также свои специфические особенности. Трудовое устройство горожан на промышленных предприятиях различных областей обеспечивается специальным комплексом организационных мероприятий. В него входит создание при профсоюзных комитетах крупных предприятий комиссий по трудоустройству инвалидов.

Для обеспечения взаимосвязи подразделений предприятий и должностных лиц, различных служб предприятия, имеющих отношение к трудоустройству контингента работающих инвалидов, выделяется ответственное должностное лицо. На предприятии с небольшим числом работников и, соответственно, инвалидов в их составе, все перечисленные меры осуществляются уполномоченным представителем администрации или непосредственно собственником предприятия.

Важнейшим направлением в организации трудового устройства инвалидов на предприятиях является приспособление производства к трудовым возможностям инвалидов с конкретными формами патологии, создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. К этому направлению работы относится приспособление производственного оборудования к имеющемуся у инвалида дефекту или заболеванию. Ряд организационных и организационно-технических мероприятий, проводимых на предприятиях, обеспечивает подготовку к труду и самих инвалидов. К ним относятся, например, снабжение инвалидов рабочими приспособлениями к рабочим протезам и обучение их пользованию. Важным направлением в организации производства для рационального применения труда инвалидов является использование специальных режимов труда, в том числе предоставления инвалидам возможности работать сокращенный рабочий день, с дополнительными перерывами в течение рабочего дня. В ряде случаев, совершенствование технологии и модернизации производства, исключающие тяжелый физический труд, расширяет возможности рационального трудоустройства инвалидов.

Организационные мероприятия при трудоустройстве некоторых категорий инвалидов включает введение в штат предприятия специального персонала и руководства в процессе производственной деятельности. Некоторые категории инвалидов, из числа высококвалифицированных рабочих, нуждаются не в руководящем персонале, а в подсобной малоквалифицированной рабочей силе для выполнения более тяжелой физической работы, которая стала для них недоступной. Они могут работать и в качестве инструкторов, бригадиров, контрольных мастеров.

Все перечисленные организационные мероприятия могут обеспечить рациональное трудоустройство инвалидов, как в обычных, так и специально созданных условиях и реализуются по мере необходимости на соответствующих предприятиях.

Организация трудового устройства инвалидов в специальных цехах предприятий регламентируются соответствующими положениями с учетом особенностей работающего контингента инвалидов. В специальном цехе для инвалидов с нервно-психическими болезнями практикуются мелкие слесарные, сборочные работы и так далее. В специальные цеха для инвалидов вследствие сердечно-сосудистых заболеваний направляются инвалиды 2 группы. Санитарно-гигиенические условия в таких цехах должны предусматривать оптимальную температуру и влажность помещения, отсутствие запыленности, загазованности, шума и вибрации.

Специальные цеха для больных туберкулезом предназначены для трудоустройства инвалидов 3 группы следствия данного заболевания. В них не могут работать больные с распространенными формами легочного туберкулеза в фазе распада и обсеменения и с явлениями значительных расстройств функций кровообращения и дыхания. Работа в таких специальных цехах не должна быть связана со значительными физическими и нервными напряжениями, неблагоприятным микроклиматом. Продукция должна подвергаться соответствующей дезинфекции. Не допускается выпуск изделий детского обихода, для пищевой промышленности и общественного питания.

Положения о специальных цехах составляются на основании типового проекта и утверждаются местной администрацией с учетом местных условий. Наряду со специальными цехами, трудоустройство инвалидов в специально созданных условиях осуществляется на специализированных предприятиях, в том числе - учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, предприятиях Всероссийского общества инвалидов, а также предприятиях, ранее принадлежавших к системе ликвидированных министерств местной, легкой промышленности и бытового обслуживания, а ныне представляющих

разные организационно-правовые формы и формы собственности, но обеспечивающих инвалидам специально созданные условия труда.

Специализированные предприятия при наличии в их составе не менее 30% инвалидов пользуются налоговыми и иными льготами. Все изложенные выше основы организации труда инвалидов в специально созданных условиях могут быть реализованы в современном производстве и на предприятиях с различными формами собственности. Организация труда на таких предприятиях, в зависимости от характера патологии у работающих контингентов, основывается на тех же принципах, что и в специальных цехах обычных предприятий. Специфические организационные мероприятия проводятся на предприятиях, предоставляющих работу инвалидам в надомных условиях. При организации надомного производства администрация предприятия обеспечивает надомников всем необходимым для их работы, в том числе материалами и полуфабрикатами, а также оборудованием. Для тех, кто имеет тяжёлую форму инвалидности, организуется индивидуальная трудовая деятельность на дому или самозанятость. В основном это ремесленные виды труда, не требующие дорогостоящего оборудования или сырья: рукоделие, шитьё, плетение из лозы, изготовление сувениров и так далее. Уровень организации труда инвалидов в промышленном производстве неодинаков на предприятиях общего типа, на специализированных предприятиях и в специальных цехах, предназначенных для трудоустройства инвалидов с тяжелыми формами патологии. Труд инвалидов, проживающих в сельской местности, до настоящего времени реализуется преимущественно в колхозах и совхозах, в том числе преобразованных в акционерные общества и товарищества разного типа. При этом используются разнообразные формы организации их труда. Ограниченно трудоспособные инвалиды трудоустраиваются на различных должностях и рабочих местах в соответствии с трудовой рекомендацией медико-социальной экспертной комиссии. При наличии в хозяйстве достаточного числа инвалидов из них формируются специальные бригады и звенья, часто при участии пенсионеров по возрасту и здоровых лиц. Широко практикуется надомный труд инвалидов по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также трудоустройство в подсобных цехах и промыслах хозяйств. Важную роль в организации трудоустройства инвалидов, как в городе, так и в сельской местности до последнего времени играли органы социальной защиты. В районных отделах социальной защиты работа по организации трудоустройства инвалидов возлагалась на одного из инспекторов в городских и областных - на работников сектора по трудовому и бытовому устройству инвалидов. Эта работа включала: -

учет инвалидов нуждающихся в трудоустройстве;

Выявление при участии врачей МСЭК на предприятиях и учреждениях с соответствующих территорий и населенных пунктов рабочих мест, профессий и должностей, видов труда, доступных инвалидам, помощь предприятиям в составлении спектров профессий и должностей для преимущественного замещения инвалидами;

Проверку на предприятиях состояния трудового устройства инвалидов и выполнения решений администраций и местных советов по этому вопросу;

Внесение на рассмотрение местной администрации предложений по улучшению и совершенствованию организации труда инвалидов и подготовку соответствующих решений. Работа по организации трудоустройства инвалидов включалась в общий план работы отделов социальной защиты, которые формировали общественные советы инвалидов и пенсионеров по возрасту под руководством сектора по трудоустройству.

В настоящее время в связи с проведением коренных экономических реформ организация трудового устройства инвалидов претерпевает существенные изменения. В соответствии с Законом «О занятости населения РФ», «О социальной защите инвалидов в РФ» и Указом Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» произошло существенное перераспределение обязанностей в области социально-трудовой реабилитации инвалидов между органами социальной защиты и органами по труду и занятости. На последнее возложена ответственность за профессиональное консультирование, профориентацию, подготовку и переподготовку безработных инвалидов, сохранение и создание для них рабочих мест, их трудоустройство. В связи с этим местные органы по труду и занятости должны осуществлять комплексную программу содействия занятости инвалидов, в которую входят целый ряд разноплановых мероприятий.

Это, прежде всего, расчет дифференцированной квоты для трудоустройства инвалидов на предприятиях разного профиля, льгот и штрафных санкций в зависимости от ее выполнения, подготовка проекта соответствующего нормативного документа региональной или муниципальной администрации. Это развитие акционерных предприятий, кооперативов и товариществ для преимущественного устройства инвалидов при долевом участии фонда занятости. В программу содействия занятости инвалидов входит так же создание специализированной биржи труда инвалидов с компьютерным банком данных о рынке труда, в том числе рабочей силы. Безусловно, необходимо наличие в службах занятости структурных подразделений по работе с инвалидами, укомплектованных подготовленными специалистами. Необходимо также тесное взаимодействие таких подразделений с медико-социальными комиссиями; последние должны давать органам занятости информацию о характере болезни, вызвавшей инвалидность, требованиях к доступному для инвалида труду, потребность в мерах реабилитации и формулировке трудовой рекомендации. Интересен опыт деятельности Департамента ФГСЗН по Томской области в решении проблемы занятости инвалидов. В своей работе с инвалидами он руководствуется Законами РФ "О занятости населения в Российской Федерации" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В 2002 году к услугам областной службы занятости населения обратились 203,9 тыс. человек, это каждый 3 гражданин в трудоспособном возрасте. В качестве ищущих работу, поставлены на учет 52,7 тыс. человек, из них 34,7 тыс. человек (65,8%) получили статус безработного. В истекшем году по сравнению с 2001 годом в 1,5 раза увеличилась численность инвалидов, пользующихся услугами службы занятости, и составила 1373 человека (в г. Томске - 552 инвалида). Статус безработного получили 1226 инвалидов, или 89,3% от общего числа инвалидов, обратившихся в качестве ищущих работу. В начале 2003 года на учете в службе занятости состояли 688 безработных инвалидов (на 68,6% больше, чем в начале 2002г.).

По состоянию на 1 января 2003 г. в общей численности официально зарегистрированных безработных инвалидов 50,3% проживали в сельской местности, тогда как на 1 января 2002 года - 41,7%. Доля женщин в общей структуре безработных инвалидов на протяжении 2 последних лет не изменилась и составила 46,9%. При содействии службы занятости населения в 2002 году были трудоустроены 510 инвалидов, включая лиц, заявивших о своём трудоустройстве после окончания обучения, что на 17,8 % больше, чем за 2001 год. Рабочие места гражданам, имеющим инвалидность, подбирались в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР). В 2002 году Департаментом социальной защиты разработано Положение об индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИПР). Специалисты службы занятости внесли свои предложения по заполнению органами медико-социальной экспертизы ИПР в части профессиональной реабилитации. Однако, на практике осталась проблема расплывчатой формулировки рекомендуемых видов труда в ИПР, что затрудняет нашим специалистам избежать постановки изначально бесперспективных целевых задач по трудоустройству инвалидов. Инвалидам подбираются рабочие места из общего банка вакансий, соответствующие их трудовым рекомендациям и профессиональным навыкам. Однако вакансий, которые могут быть замещены инвалидами, не так много (около 250 вакансий в течение года - 0,5% от общего числа, заявленных в службу занятости). В целях расширения возможности трудоустройства инвалидов служба занятости продолжала работу по реализации программы "Организация временного трудоустройства

граждан, особо нуждающихся в социальной защите" за счет бюджетных средств. В 2002 году на условиях поддержки доходов безработных граждан на временные рабочие места были трудоустроены 248 инвалидов, что составило 48,6% от общего числа трудоустроенных этой категории (в 2001 году - 72 чел.). Из них 162 человека были трудоустроены за счет средств областного бюджета. Наибольшее количество инвалидов трудоустроено в г. Томске - 106 человек, в Колпашевском районе - 35 человек. В г. Томске по договорам с работодателями инвалиды работали бухгалтером, администраторами, социальными работниками в Томском региональном отделении общероссийской организации "Ассоциация Молодых Инвалидов России" "Аппарель", юристом, экспедитором в Томской городской общественной организации инвалидов "Инвет"; историком в Томском региональном общественном учреждении "Комиссия по правам человека"; электромонтером, дворником, сторожем, диспетчерами, медсестрой, бухгалтерами, начальником отдела продаж на предприятиях города. По истечении срока действия срочного договора на постоянной основе в г. Томске были трудоустроены 9 человек.

Томским городским центром занятости населения был заключен договор с Томской региональной общественной организацией родителей и опекунов инвалидов детства "Незабудка", согласно которого были созданы рабочие места для 14 инвалидов детства I, II группы с умственными и физическими недостатками. Инвалиды под контролем воспитателей и реабилитологов выполняли работы по стирке и утюжке белья, уборке территорий, высадке цветочной рассады и саженцев на газоны. Продолжительность работы каждого инвалида составляла от 3 до 5 часов в день (согласно трудовых рекомендаций ИПР).

За 2002 год при содействии Колпашевского городского центра занятости были трудоустроены 30 инвалидов Ш группы по программе "Трудоустройство лиц, особо нуждающиеся в социальной защите". Договоры были заключены со следующими предприятиями: Колпашевское районное общество инвалидов, Судоверфь, муниципальный учебный центр "Школа искусств", Администрация Колпашевского района, детский сад № 20, детский сад "Золотой ключик", Комитет по культуре, молодежной политике и спорту, РЭБ ФЛОТА ПГО, ЗАО "Металлист", Центр социального обслуживания населения, ОАО Автотранспортник, филиал педагогического колледжа, ООО Колпашевские городские дорожные сети, Колпашевская центральная больница, ДК "Лесопильщик", Тогурский детский сад "Ивушка", Тогурская школа, Тогурская Воскресенская Церковь и др.

Инвалиды работали по таким специальностям и профессиям как: бухгалтер, художник-оформитель, рулевой-моторист, продавец, токарь, экспедитор, уборщик производственных помещений, сторож, дворник, сестра-хозяйка. сторож-кочегар, санитарка, рабочий. Из 30 человек, участвовавших в программе, на постоянную работу после истечения срока договора были трудоустроены 10 человек. В г. Северске в рамках реализации названной программы и в соответствии с заключенными договорами были трудоустроены 6 человек, имеющих инвалидность. Из них: 4 человека трудоустроены сторожами, 1 человек - уборщиком служебных помещений и 1 человек - фельдшером. Финансовые затраты на реализацию этого мероприятия в целом по области составили 3098,3 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 1750,2 тыс. руб. (56,5%), областного и местных бюджетов - 1020,1 тыс. руб. (32,9 %), средств работодателей - 328,0 тыс. руб. (10,6%). Безработным инвалидам была предоставлена возможность участвовать в общественных работах. Воспользовались этой возможностью 39 человек. Например, Томский городской центр занятости совместно с Томской клинической психиатрической больницей организовал оплачиваемые общественные работы для трудовой реабилитации инвалидов II и III группы. В рамках договора на условиях поддержки доходов безработных граждан был трудоустроен 21 инвалид. Инвалиды выполняли подсобные работы в пекарне, картонажном и швейном цехах. Для более полной информированности инвалидов по вопросам законодательства о труде и занятости, специалистами службы занятости в здании государственной службы медико-социальной экспертизы оформлен стенд. В городских и районных центрах занятости населения каждый инвалид, обратившийся за содействием в трудоустройстве, получает памятки и рекомендации по активному поиску работы, составленные специалистами службы занятости. Специалисты Томского городского центра занятости установили взаимосвязь со специализированными школами-интернатами г. Томска с целью предоставления более полной информации по вопросам занятости инвалидов, детей-сирот. Например, была организована встреча с выпускниками специализированной школы-интерната №15 для глухих и слабослышащих детей и их родителей. Выпускники получили информацию о

возможных вариантах трудоустройства, порядке и условиях постановки на учет в службе занятости, консультации по вопросам законодательства о труде и занятости.

Новые формы взаимодействия появились между центром занятости г. Северск и Городской общественной организацией Всероссийского общества инвалидов. В рамках "Соглашения о совместной деятельности" с целью обмена опытом по содействию адаптации на рынке труда данной категории граждан, специалисты центра занятости провели семинар по теме "Обеспечение занятости и трудоустройства инвалидов". На семинаре освещались вопросы профессиональной реабилитации инвалидов, порядок и условия признания инвалидов безработными, возможности организации предпринимательской деятельности и профессионального обучения инвалидов. Специалисты центра занятости оказали помощь ГОО Всероссийскому обществу инвалидов в проведении социологического опроса "Уровень правовой грамотности членов городского отделения Всероссийского Общества инвалидов". Помимо выявления уровня правовой грамотности инвалидов, целью опроса являлось и выяснение мотивации к труду у членов Общества инвалидов. В целом, она не высока: около 12% опрошенных имеют работу, более половины (58,1%) опрошенных неработающих инвалидов не желают трудиться. Повышенное желание найти работу показали инвалиды III группы, имеющие общее среднее образование, а также молодежь в возрасте до 29 лет (23%).

Дополнительные гарантии в реализации права на труд инвалидов призван обеспечить Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов". В рамках реализации данного Закона в 2002 году органами местного самоуправления установлена квота на 1091 рабочее место для трудоустройства инвалидов. В службу занятости в счет квот были заявлены 95 рабочих мест. На всех работают инвалиды. На территории области действует Закон Томской области "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы". Однако исполнение данного закона идет сложно и не в полной мере. Проблемы, возникающие при реализации закона, дважды рассматривались на заседании Координационного комитета содействия занятости населения (21.09.2001г. и 10.10.2002г.), обсуждались в комитете по труду и социальной политике Государственной Думы Томской области. Исполнение этого закона проверялось областной прокуратурой. Большинство предприятий и организаций не информируют органы местного самоуправления, городские и районные центры занятости населения о создании и сохранении квотируемых рабочих мест. Это не позволяет оперативно решать проблему занятости безработных граждан, относящихся к социально слабо защищенной категории населения.

В 2002 году постановлениями глав администраций муниципальных образований было предусмотрено создание и сохранение более 3,5 тысяч рабочих мест на 422 предприятиях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите. Постановления не были приняты в г. Томске, г.Северске, Каргасокском и Тегульском районах, в Парабельском районе постановление принято лишь в конце 2002 года. В соответствии с решением Координационного комитета, состоявшегося в октябре 2002 года, Главам городских (районных) администраций было рекомендовано совместно с директорами центров занятости населения в срок до 01.01.2003 г. принять постановление и необходимые нормативные документы по квотированию рабочих мест на 2003 год. На текущий момент соответствующие постановления приняты в 16 муниципальных образованиях. В г. Томске, г. Северске, Колпашевском и Чаинском районах проекты постановлений находятся на согласовании в органах местного самоуправления. Для реализации в полном объеме Закона Томской области "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы" участниками Координационного комитета было предложено органам местного самоуправления использовать средства местных бюджетов, выделенных на реализацию районной (городской) программы содействия занятости. На основании договоров, заключенных в установленном порядке, осуществлять возмещение затрат работодателей по оплате труда безработных граждан, трудоустроенных по направлению центров занятости населения в счет установленной квоты. При решении задач социально-трудовой реабилитации инвалидов и его рационального трудоустройства, усилия всех звеньев, принимающих участие в этом деле, будут бесполезны, и эффективность работы будет низка, если сам инвалид не будет активно содействовать этому.

В целях приобретения навыков самостоятельного поиска работы, восстановления мотивации к трудовой деятельности безработных инвалидов, служба занятости осуществляет работу по социальной адаптации граждан на рынке труда путем реализации программ "Клуб ищущих работу" и "Новый старт". Участниками данных программ стали 68 безработных инвалидов. После прохождения социальной адаптации в клубах 18 человек были трудоустроены. Наиболее активно эта работа проводится Томским городским центром занятости населения. Здесь в 2002 году начал работу специализированный клуб "Перспектива" для инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью. Целью деятельности клуба является психологическая поддержка инвалидов, помощь в самореализации, адаптация их к труду в условиях рыночных отношений. Специалистами ТГЦЗН была разработана учебная программа, подготовлены методические материалы. Специально для этого клуба разработан блок занятий "Формирование уверенного поведения", цель которых - научить навыкам

саморегуляции, активизации внутренних ресурсов и коррекции неблагоприятных состояний. Участниками клуба стали 20 человек. После завершения занятий в клубе 30% слушателей приняли решение о приобретении новой специальности и получили направление на профессиональное обучение.

В Колпашевском районе инвалиды принимают участие в работе клуба для безработных "Активный поиск работы".Кроме групповых занятий с ними ведется индивидуальная работа.. Из 13 инвалидов - участников клуба 9 человек нашли работу. В г. Северск впервые в рамках Клуба поиска работы проводились групповые занятия для безработных инвалидов, длительно состоявших на учете в центре занятости. На занятиях рассматривались вопросы психологической поддержки, юридической защиты прав безработных граждан. Группа участников программы клуба была проинформирована об условиях участия в программе активной политики занятости "Организация временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите". В работе клуба приняли участие 9 инвалидов. В других районах и городах области работа по социальной адаптации инвалидов осуществляется через работу "Клуба ищущих работу", клубов "Выбор", "Бизнес-старт", слушателями которых в 2002 году были 26 инвалидов.

Система профессиональной ориентации и психологической поддержки граждан является одним из эффективных и мало затратных направлений активной политики занятости инвалидов. В течение 2002 года услуги по профессиональной ориентации получили 51,9 тыс. человек, из них 623 инвалида (в 1, 4 раза больше, чем в 2001 году).Квалификационный уровень инвалидов, обратившихся в службу занятости, остается низким, охватывает узкий перечень профессий и специальностей. В то же время, инвалиды, прошедшие профессиональное обучение, переподготовку или повышение квалификации имеют больше шансов на трудоустройство. Так, из 34 инвалидов, завершивших обучение по направлению службы занятости в 2002 году, 33 человека нашли работу.

В 2003 году на конкурс по размещению заказов на профподготовку безработных граждан была представлена заявка ПУ-12 на обучение инвалидов профессии портной, но этого явно не достаточно. С целью расширения возможностей трудоустройства в 2002 году проводились специализированные ярмарки вакансий для инвалидов. Всего в ярмарках вакансий, в том числе и специализированных, приняли участие 252 инвалида, из них трудоустроились 67 человек. Наиболее активно в этом направлении проводилась работа в г. Томске. В ярмарках приняли участие 130 инвалидов. От промышленных предприятий, учреждений жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, строительства, транспорта были заявлены 39

вакансий для трудоустройства инвалидов. Все вакансии были инвалидами востребованы.