Получают зарплату священники. Кто платит зарплату священнику

«Сколько в среднем зарабатывает священник в большом городе?» — спрашивают наши читатели, возможно, будущие священники. В Интернете встречаются очень противоречивые цифры.

Вспоминаю, что первый раз напрямую я соприкоснулся с зарплатой церковнослужителя на Кипре, у отца Сергия Козлова, — я планировал там жить и, соответственно, заниматься любимым делом. Храм сам по себе принадлежит Тримифутинской епархии, но на самом деле это храм русской общины, и богослужения ведутся по чину Русской Православной Церкви. Священник Сергий Козлов учился в академии в Сергиевом Посаде, а позже в Греции в Салонийском университе на факультете богословия, что, соответственно, определило выбор нынешнего патриарха Кирилла о его назначении. На самом деле батюшка жил достаточно небогато, а так как богослужения проводили по воскресным дням, он был вынужден подрабатывать в других местах. Соответственно, остальному клиру платить он не мог. «Нужно найти работу, которой ты занимался в России», — запомнил я его слова.

Для сравнения можно привести зарплаты священников в других странах. Как известно, в Белоруссии зарабатывают в среднем порядка 24 тысяч рублей, на Украине — 32 тысячи, в Греции около 40-ка, в Италии и Испании — порядка 56 тысяч (в переводе на наш рубль), во Франции — около 65 тысяч плюс бесплатное жильё. В Бельгии начинающий священник получит 120 тысяч, а более опытный — до 360 тысяч рублей в месяц.

Но давайте всё же вернёмся к российской действительности. «Приходской священник получает зарплату, сумма которой определяется приходским советом и зависит от финансового положения прихода. Это может быть как вполне достаточная для жизни сумма, так и минимальная зарплата «, — ловко отвечает отец Андрей Ефанов, благочинный Кинешемской епархии. Ну а как иначе? А всё дело в том, что зарплата священника совершенно произвольна.

Среди священников есть колоссальное расслоение. Это как олигархат и нищета. Это самая незащищённая часть общества “, — говорит архимандрит Савва Тутунов. «Зарплата священников в России зависит от их вышестоящего начальника «, — вторит соседний сайт. «Сейчас у нас содержателем священнослужителя является приход. И зарплата священника - то жалование, которое он имеет в результате служения на конкретном приходе. У нас нет какого-то распределения зарплат в епархиях. И тем более, как в каких-то странах, нет государственных зарплат для духовенства «, - поясняет замглавы Учебного комитета РПЦ , настоятель храма Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов.

И это действительно так.

«Ого, какая зарплата, столько и священники не получают «, — позже ответил мне один сельский батюшка, когда мне предложили алтарничество за 30 тысяч рублей в месяц. А вот в соседнем со мной туристическом городе рядовой священник может получить до 200 тысяч в месяц. Но и это только на сезон: в остальные месяцы он будет получать по 15-ть и жить на то, что скопил летом. А упомянутый мной сельский батюшка вообще не получает зарплаты, поскольку приход убыточен и он живёт только на средства от подработки.

Общее представление о ситуации даёт один из личных дневников ЖЖ:

Сельские приходы собирают в среднем ежемесячно (внимание!) ~20 тысяч рублей. Из которых за коммуналку зимой идет порядка 7 тысяч, обязательно нужно платить какой-то епархиальный налог. В сельских же приходах та же машина для священника не роскошь, а суровая необходимость, ее обслуживание (бензин, например) оплачивается отсюда же. Копеечная же зарплата идет еще 2-3м человекам, обслуживающим приход, вроде сторожа. И на зарплату священнику остается 5-10 тысяч… А если в приходе 10 бабулек? Выход ищут по-разному. Кто попредприимчивей приусадебное хозяйство организуют или даже заводик какой производственный мелкий (читала на спецфоруме про такой случай).

Понятно, что при таком раскладе назвать точную сумму или хотя бы определить способ ценообразования очень сложно. Возможно, поможет более эмоциональное объяснение в виде одного комментария — ответа на похожий вопрос на авторитетном портале «Православие и мир»:

Огромное количество московских священников тихо, спокойно, падая с ног от усталости делают своё дело; живут в панельных домах со своими многочисленными чадами и матушками, которые точно так же решают насушные бытовые вопросы: чем накормить, во что одеть. Слава Богу, прихожане выручают. И при этом многие батюшки ездят на иномарках… На тех, которым в зубы не смотрят: духовное чадо подарил: продавать уже невыгодно, а так и батюшка рад будет (он и такую убитую (но внешний вид хоть куда!) купить не сможет), и глядишь, всю жизнь Богу за него и всё семейство молиться будет. По-разному бывает… Встретила как-то священника со своего прихода в маршрутке, в 22 часа, с требы домой возвращался… И семью дьякона на новеньком мерседесе-автобусе, который их семье в Германии подарили — петь они туда ездили, вот немцы растрогались да и подарили. 11 человек семья! Позавидуем? Только чему: что машинка люкс, или что 9 детей в семье? В большой семье не без урода.

Кто платит зарплату священнику?

    Священники получают зарплату из бюджета храма, который состоит из пожертвований, а также оплат прихожан за разные дополнительные услуги. Выплачивает деньги настоятель храма. Обычно зарплата священнослужителей составляет столько же, сколько получают бюджетники в регионах.

    Это очевидно, что церковные служители существуют на:

    1) пожертвования. В наших храмах всегда вижу на входе (на видном месте) деревянную коробочку. В праздничные дни к этой коробочке очередь выстраивается и прихожане бросают в не достаточно крупные купюры.

    2) торговля в церковных лавках религиозными символами и иконами.

    3) благотворительность. Многие известные люди жертвуют серьзные суммы на ремонт или восстановление храма и из них конечно же перепадает священникам на хлеб насущный.

    4) всевозможные обряды и ритуалы также приносят доход священнику. Крещение младенца, освятить дом, венчание... На кладбище в родительский день, когда поминают близких к батюшке стоит очередь, чтоб подошл на могилку и отпел поминальную молитву. За это люди платят.

    А как таковой зарплаты, а тем более от государства, у священнослужителей думаю нет.

    Зарплату священникам не платит никто. В том понимании, что человек приходит в кассу, расписывается в ведомости и получает деньги.

    У священников и других служителей церкви есть доход, который складывается из пожертвований прихожан и оплаты за требы (крещение, венчание, отпевание и т.д.).

    Из этих денег необходимо оплатить коммунальные услуги, свет, воду, тепло, оплату телефона, интернета, если он есть и так далее.

    Деньги нужны и на текущий ремонт самого Храма и подсобных помещений. Деньги идут и на воскресные церковные школы, на помощь малоимущим и на дома престарелых.

    А остальные деньги можно тратить на выплаты служителям церкви.

    Могу только подтвердить сторону закона. Зарплату, конечно из бюджета страны для церковных служителей не платят. Но есть, очень много, государственных программ увода госимущества под различными причинами, когда церкви передают бесплатно.

    Но как граждане России церковные служители могут получать социальную пенсию. Зарплату церковные служители получают по линии церкви и не малые в зависимости к какой иерархии относится.

    Многие служители получают даже страховую пенсию, за которых были произведены страховые отчисления в Пенсионный фонд.

    Основным источником доходов церкви как мы знаем является пожертвования населения и бизнеса.

    Священник не получает зарплату, а вернее берт из пожертвований, которая приносит паства, которая состоит из прихожан, которые покупают свечки,иконки,пояса, молитвы, вот это на русском языке называется бизнес.

    Церковь отделена от государства, так что госбюджет им ничего вроде не платит, хотя кто его знает. Зато им платит приход, а главой прихода обычно сам священник и является. Сколько конкретно, зависит от прихода, наверное, значительно может отличаться, плюс пожертвования прихожан, тут от прихода зависит, служащие в богатых храмах получают значительные пожертвования. Продажу свечек, икон, и тому подобного тоже забывать не стоит, это тоже доход, услуги, вроде крещения, отпевания и прочего тоже ведь не бесплатно оказываются. Никто не запрещает, например, сельским священникам, иметь свое хозяйство. Да, они отдают часть средств, полученных приходом, на нужды епархии, что-то вроде налога, коммунальные услуги оплачивают тоже из приходского бюджета, но все равно и на жизнь остается, я не сомневаюсь.

    Священники живут на пожертвования прихожан и других обеспеченных людей. Многие богатые люди делают не малые пожертвования церкви. На эти же деньги делается ремонт в храмах, выплачивается, хоть и не большая, но зарплата служащим церкви и платятся взносы в епархию. Есть такие приходы в не больших населнных пунктах, где пожертвованных денег не хватает не то, чтобы сделать ремонт в храме, но и на хлеб священнику. Таким приходам помогает Русская Православная Церковь.

    Раньше на Руси священник получал за свой труд некоторую сумму из пожертвований, и на эти деньги проживала его семья, да и храм обустраивался. Позже церковь дала разрешение на установку цен на услуги, оказываемые священнослужителями. Это позволяло правильно планировать бюджет прихода.

    Сегодня доход российского священнослужителя тоже зависит от денег, заработанных на оказании услуг, например, таких:

    Эти средства сосредотачиваются в руках настоятеля храма, а он уже занимается их распределением. Часть финансов уходит на зарплату служителям и другим работникам, другая - на взносы в епархию, коммуналку, ремонт здания и на приобретение необходимых для богослужения предметов.

    Настоятель же и устанавливает размер зарплаты священнику, который ориентируется на среднюю по региону зарплату бюджетников. Кстати, современные российские священники имеют и трудовую книжку, и медстраховку, и даже номер в Пенсионном фонде.

    да, у священника зарплаты нет, у них пожертвования распределяются между служителями, плюс ко всему - службы по прейскуранту церкви. Крещение, отпевание, поминки - это недешево обходится, надо сказать. Не волнуйтесь, они не бедствуют

Православные священники в условиях нового экономического порядка живут гораздо беднее, чем раньше, — в советское время они действительно жили в завидном материальном достатке. Церквей было мало, они не восстанавливались, почти никогда не ремонтировались. Священников тоже было мало, а прихожан на один приход гораздо больше, чем сейчас. Среди священства в то время было много таких, которые рассматривали свое служение как ремесло, ведь бизнеса в стране не существовало, а хорошо жить хотелось. Да и достойному пробиться в священники через кордон уполномоченных по делам религий было очень сложно... Кому не встречались люди, воспринимающие священника как хронического попрошайку. В связи с этим вспоминается забавный эпизод. Как-то на автобусной остановке к нам с супругом подошел мужик, деловито вытащил из кармана десятку и стал ходить вокруг, что-то разыскивая. Не найдя то, что искал, он, показывая нам десятку, спросил: «А куда кидать?» В ответ на наше удивление воскликнул: «Как, у вас должен быть ящик!» Так вот, предупреждаю, если увидите в метро «попа» с ящиком, знайте: он не настоящий — в метро священники не стоят никогда! Все, кто там стоит с крестами и в рясах, — стопроцентные самозванцы. Как известно, в больших городах это целый бизнес, контролируемый преступными группировками, к Церкви он никакого отношения не имеет. К этому же «бизнесу» относятся и так называемые монахи, круглогодично подпирающие могучими спинами стены, например, Троице-Сергиевой Лавры и собирающие деньги якобы на нужды дальних монастырей.

С другой стороны, некоторые почему-то считают, что в Церкви все должно быть бесплатно. А чем должны кормить батюшки свои многодетные семьи, во что одевать и обувать детей, платить за квартиру, школу, транспорт? Какова же заработная плата современных священников, и существует ли она вообще?

Зарплата существует, но крайне мизерная — не больше, чем у врачей и учителей. А если в семье много детей и жена не работает, то уровень жизни может опуститься ниже, чем у любого рядового учителя и врача. Один мой знакомый священник, который служит в известном московском многоштатном храме (где много священников), рассказывал, что его жена всегда без денег. В кошельке у нее бывает максимум пятьсот рублей, и на питание они тратят в месяц примерно пять тысяч. И это по московским-то меркам. Единственное, что спасает от крайней нужды и нищеты, — добровольные пожертвования прихожан за требы: освящение квартир, машин, причащение больных. Эти деньги идут непосредственно священнику, на его личные нужды, если только прихожанин не оговаривает, что его пожертвование на храм, — тогда оно действительно идет на храм: утварь, облачения, стройку... Чем больше треб, тем легче жить семье.

На больших приходах финансами занимаются старосты, в светском понимании это кто-то вроде финансового директора. Есть священники, которые в финансовые дела даже не вникают, другие же, наоборот, дотошно контролируют своих старост. Староста на приходе — достаточно независимая фигура. Официально он выбирается приходским собранием. Зачастую старосту назначают свыше, то есть из Патриархии. Кстати, матушка не может быть старостой у мужа на приходе.

Сегодня особенно тяжело живется сельским батюшкам: храм в разрухе, прихожане — пенсионеры, считающие копейки до пенсии, надежда только на огород и пожертвования от спонсоров.

Хороший доход имеют настоятели больших богатых храмов — примерно как у бизнесмена средней руки. То есть на евроремонт в квартире, хорошую иномарку, дачу и регулярные поездки семьи в Турцию хватит вполне. У рядовых священников, в том числе и священников тех же богатых храмов, и настоятелей бедных храмов достаток средний, если не низкий, а таких на сегодняшний день большинство.

Вообще-то, священник человек подневольный и жаловаться ему особенно некуда. И поменять приход ему по своему желанию невозможно. В крайнем случае батюшка имеет право пожаловаться своему архиерею, но чаще всего терпи, смиряйся, и все тут. Да и не принято проситься на более выгодный приход по материальным соображениям. Священник служит не ради того, чтобы кормить семью! Хочешь кормить семью — иди на работу в миру... У нас был знакомый дьякон, который имел неосторожность просить своего архиерея о рукоположении в священники, так как дьяконского жалованья ему не хватает на содержание семьи. Что из этого получилось, нетрудно догадаться — священства он после этого так и не дождался.

Основной статьей расходов всех современных храмов в первую очередь являются отнюдь не зарплаты священнослужителям и работникам, а коммунальные платежи. Электроэнергия для современного прихода стоит столько же, сколько и для коммерческой организации. Если подсчитать средний доход среднего (не богатого) московского храма, то коммунальные платежи отнимают больше половины всех доходов. Например, если среднемесячный доход в храме составляет пятьдесят тысяч рублей, то «коммуналка» обходится в тридцать шесть тысяч. А еще зарплату нужно платить — бухгалтеру, сторожам, певчим, уборщицам и прочему рабочему люду...

Агрессивно настроенные против Церкви граждане думают, что Церковь проповедует абсолютное нестяжание, и потому священники должны ходить в рубище и лаптях, а жить, видимо, в коробке из-под телевизора. А уж иметь личный автомобиль — просто криминал, все равно что торговля наркотиками и оружием. Церковь никогда подобный бред не проповедовала. Вопрос в отношении к материальным ценностям, а не в их наличии. Никому не запрещено иметь приличную машину или хороший дом, или несколько приличных машин и несколько приличных домов, но целью жизни это не должно становиться ни при каких обстоятельствах. Привязываться душой к этому нельзя. Как говорил царь Давид (а он был далеко не бедный человек, по нашим меркам просто олигарх), богатство, аще течет, не прилепляйтесь сердцем.

Могут ли священники работать на светской работе или заниматься бизнесом? В России это не принято и не соответствует церковным правилам. К тому же в России батюшки заняты служением практически круглосуточно, в отличие от священников Русской Зарубежной Церкви. Почему? Так сложилось. Наверное, наша страна все еще остается православной, хотя порой в это уже верится с трудом. Священника, вдруг дерзнувшего заняться бизнесом, могут вызвать к правящему архиерею и поставить перед выбором: либо бизнес, либо священный сан. В России сохранилось пока почитание священства как особого благословенного дара, который не каждому дается.

Но видя священника на автомобиле, многие все же не преминут бросить в его адрес пару обличительных фраз типа:

— Что это вы, батюшка, на машине ездите, не положено по религии-то!

Или, глядя на старенькие «Жигули»:

— Разъездились тут попы на «Мерседесах»...

Для священника, как и для многих, автомобиль — это прежде всего средство передвижения, зачастую просто жизненно необходимое. Священнику постоянно приходится ездить по требам. Представляете, если на селе приход состоит из нескольких мелких деревень, стоящих друг от друга в десятках километров и не связанных между собой каким-либо сносным автобусным сообщением... Как передвигаться по такому приходу?

Один батюшка жил в такой глуши, где по приходу можно было проехать только на трех видах транспорта — военный «Урал», трактор «Беларусь» и народный «УАЗ». Из трех видов батюшка выбрал «УАЗик». А до местного архиерея, находящегося в пятистах километрах от батюшкиного прихода, доползли слухи, что батюшка-де хорошо зажил, на джипе разъезжает. Когда же архиерей удостоил этого батюшку своим посещением, то они вместе посмеялись, глядя на пресловутый «джип». А еще больше посмеялись, когда батюшка рассказал, как однажды к ним пожаловали бандиты из соседнего районного города. Приехали они, конечно, на импортных «уазиках», в народе называемых «джип широкий», но «джип широкий» сел по брюхо там, где наша народная техника легко проходит. Пришлось местному трактористу их выручать за ящик водки.

В городе машина тоже необходима. Взять, к примеру, московский микрорайон Ясенево, в котором у священника может быть в один день несколько треб в разных концах. Другие на дачу ездят, на работу, за покупками, детей в школу отвозят. Почему же если священник имеет машину, то это лучший повод перемыть ему кости? В некоторых епархиях архиереи даже запрещают священникам приобретать иномарки, дабы людей не соблазнять. Но всякий раз, садясь за руль, батюшка рискует лишиться сана, если собьет человека насмерть. И вот почему: по церковным канонам священник, совершивший невольное убийство, извергается из сана без права служения; сбивший человека, он, кроме возможного осуждения, личной трагедии и чувства вины, вне зависимости от своей вины, еще и понесет непоправимое церковное наказание.

Москвичей, как известно, испортил квартирный вопрос. Портит ли он священников? Скорее он портит им жизнь. А дело с ним обстоит в большинстве случаев скверно. Многим изначально выпадает жребий служить вдали от родного дома; в таком случае возникновение квартирного вопроса гарантировано. В отличие от армии, где офицерам всегда предоставляют жилье, пусть даже и неважного качества, Церковь жилье священникам не предоставляет вовсе, за редким исключением, когда у прихода имеется собственный церковный дом или квартира. Если церковный дом в плохом состоянии, семья священника вынуждена ремонтировать его за свой счет, при этом, сколько бы они этот дом ни отстраивали, собственностью семьи он никогда не станет, а останется церковным.

Одного нашего знакомого священника назначили на служение в одну из кубанских станиц. Если батюшку переведут на другой приход, то в этом доме поселится новоназначенный священник.

Единственный для священника путь оставить что-либо детям — это приобрести свою недвижимость, а не отстраивать церковную. Я знаю одного многодетного священника, который с матушкой и детьми много лет живет в невероятно стесненных условиях, при этом у них уже восемь детей и это, по всей видимости, для них не предел. Поистине подвиг… Когда я у них побывала в последний раз, то была сильно удручена окружающей обстановкой. Единственная жилая комната походила на армейскую казарму, всю сплошь заставленную железными двухъярусными кроватями, на которых лежали и сидели многочисленные дети. Под потолком - веревки с развешенными на них пеленками. Фанерная перегородка, отделяющая спальню от обеденного стола... Вот такой квартирный вопрос.

 ( 6 голосов : 5 из 5 )

Из книги: Юлия Сысоева. «Записки попадьи: особенности жизни русского духовенства».

"Батюшка! А вы вправду верите во все то, что проповедуете, или это просто работа такая?" Когда люди, далекие от Церкви, при знакомстве задавали мне вопросы такого типа, поначалу я реагировал на это как на хамство: незнакомого человека безо всяких оснований подозревают в бессовестной лжи и лицемерии. Причем на мой встречный вопрос: «А Вы сами, что - не верите в Бога?» - все мне отвечали: «Нет, я-то, конечно, в Бога верю, но думаю, что многие священники не верят…» Потом, выслушивая высказываемые такими случайными собеседниками впечатления от знакомых им батюшек, стал понимать, что, наверное, зря злюсь.

Нередко у прихожан, да и у иных людей возникает вопрос о том, из каких источников выплачивается заработная плата священнику?

Всем священникам выплачивается заработная плата из бюджета, который сформирован в храме. Этот бюджет пополняется за счет пожертвований прихожан и произведенных ими оплат за различные услуги. Выплатой денег поручено заниматься настоятелю храма. Как правило заработная плата священнослужителя соответствует зарплате бюджетников в этом же регионе.

Очевидно, что церковный бюджет пополняется пожертвованиями людей - всегда у входа в храм можно увидеть ящичек, к которому в праздничные дни не удастся подойти, не выстояв длинной очереди из желающих внести пожертвования. Порой прихожане опускают в этот ящичек и весьма крупные купюры.

Немалый доход церкви приносит и торговая деятельность - в церковных лавках бойко идет торговля свечами и иконами, различными религиозными символами и церковной утварью.

Нельзя сбрасывать со счетов и благотворительность организаций и физических лиц. Нужно отметить, что весьма серьезными бывают суммы пожертвований известных людей, которые они жертвуют на ремонт или восстановление, содержание храма. Естественно, что из этих сумм также перепадает на хлеб насущный и священнослужителям.

Особой статьей дохода священника являются проводимые им всевозможные религиозные обряды и ритуалы. Окрестить младенца или обвенчать людей, освятить дом или офис - что все чаще входит в ритуал - все это услуги платные. Платят люди и за поминальную молитву у могилки в родительский день - в очереди стоят к батюшке.

Официальной зарплаты, в привычном понимании, а тем более из государственных фондов, полагаю нет. Нет такого, чтобы священник получал в кассе деньги, расписавшись в ведомости.

Доход священников, как и иных церковных служак формируется из добровольных пожертвований населения и произведенной платы за требы, к которым относятся, к примеру, крещение и венчание, отпевание.

Кто оплачивает расходы священника

Из полученного дохода церковь должна произвести оплату коммунальных услуг и электроэнергии, водоснабжения и тепла, телефона и интернета, иных услуг.

Требуются немалые суммы и для ремонта церкви и ее пристроев, подсобок. Также расходуются полученные средства на работу воскресных школ и домов престарелых, из пожертвований оказывается помощь малоимущим. Оставшиеся средства могут быть израсходованы на выплаты священнослужителям.

Если говорить о финансовой поддержке государства, которую оно оказывает церкви, то, конечно, речь идет не о зарплате священникам. Из бюджета им зарплату не выдают. Но вот для бесплатной передаче церкви государственного имущества и земель задействовано немало различных госпрограмм.

Нужно отметить, что церковные служители, как и любой гражданин России, могут претендовать на получение социальной пенсии. Многие, по достижении пенсионного возраста, получают и страховую часть пенсии - если будет документально подтвержден факт страховых отчислений в Пенсионный фонд России.


Каждый священник, принятый на службу в Русской Православной Церкви (РПЦ) получает денежное довольствие, которое назначается вышестоящими начальниками, имеющими более высокий сан. Начиная с 2013 года РПЦ взялась за упорядочивание дохода священнослужителей. Ранее он рассчитывался по всем знакомому принципу "каков приход, таков и доход". Документ, утверждающий права священников в получении материальной помощи от епархий, был принят в этом же году. При этом РПЦ распорядилась создавать специальные комиссии при каждом приходе, которые бы и рассчитывали сумму материальной помощи.

Стереотип, сложившийся о Церкви (в общем понимании этой организации), намекает на её очень хорошее положение положение в финансовом плане. Причин для этого предостаточно: это и золото в обрамлении храмов и стоимость разного рода треб, которые по идее должны быть бесплатными. Эти средства, однако, идут не в карман самим священникам, а порой самим настоятелям приходится платить взносы за свое содержание.

Как уже было сказано выше, зарплата священников в России зависит от их вышестоящего начальника. Специально созданный в 2009 году фонд Финансово-хозяйственного управления Московской патриархии, отвечающий за экономику РПЦ, по уровню законспирированности и закрытости может соперничать с ФСБ. В числе открытых для общего ознакомления положений о работе фонда в частности и РПЦ в целом документ, регламентирующий вопросы, связанные с получением довольствия (зарплат) священников в России. Из этого документа мы узнаем, что священники должны быть социально защищены, а их семьи - материально поддержаны церковью. «Положение о материальной поддержке священнослужителей», опубликованное в своде законов Финансово-хозяйственного управления Московской патриархии, дает нам понять, что священники получают зарплату, примерно равную средней зарплате в регионе, в котором они находятся . И это при условии отсутствия второй работы, которую можно было бы отнести к разряду постоянной.

Хоть это и кажется смешным на первый взгляд - у священников есть трудовые книжки, номера соцстрахования, за них платятся взносы в пенсионный фонд России и у них есть медицинская страховка. В трудовых книжках, в частности, прописывается должность, на которой состоит священнослужитель. Это может быть "клирик" или "настоятель прихода". Сама отчетная бухгалтерия не доступна глазу простого человека, однако в налоговые исправно платятся отчисления за работающих священников.

При всех попытках подвести вопрос о заработной плате священников в России к среднестатистическим показателям, в конечном итоге она зависит от решения настоятеля, "главного" по церкви. По словам некоторых священнослужителей, иной раз доходит до странностей: некоторые настоятели, которые не утруждают себя походами в магазины, не бывают там по нескольку лет, как архиереи, поэтому оценивать экономическую обстановку в стране здраво не могут, назначая священникам очень маленькие зарплаты, на которые еле-еле получается сводить концы с концами. Само же благосостояние настоятелей также зависит от решения вышестоящих чинов, которые берут за основу все ту же рекомендацию поддерживать сотрудников материально, сообразно средним ставкам зарплат соцработников по региону.

Основной доход любого храма состоит в первую очередь из пожертвований прихожан, оплаты ими треб (венчание, крещение, молебны, панихиды, отпевания умерших, молитвы за упокой), покупки атрибутики (свечи, курения, иконки) и прочих финансовых вливаний. И только ничтожная часть от общих сумм идет на зарплаты священников, остальное отправляется в головную организацию РПЦ, находящуюся в Москве.