Первые шаги ребенка во сколько. Со скольки месяцев ребенок начинает ходить

Специалисты по раннему развитию сходятся во мнении: невозможно определить единую возрастную норму, когда ребенок начинает говорить. Если малыш вполне здоров и не оставлен без внимания семьи, в среднем он начинает произносить первые полноценные слова в год-полтора. И если этого пока не происходит, отчаиваться не стоит. При верном подходе к ситуации и корректном отношении к особенностям малыша все трудности будут преодолены.

Детский лепет - отдельные звуки - не нужно принимать за «разговоры», это пока только имитация услышанного от вас. В возрасте 6 месяцев младенцы, как правило, уже могут совмещать звуки и интенсивную жестикуляцию, что позволяет им довольно успешно транслировать в мир свои желания и чувства. В это же время отдельные согласные соединяются с гласными, образуя слоги.

Есть дети, которые используют до 15 слов в 10-11 месяцев, а есть и двухлетние «молчуны» - при этом доктора не отмечают у них никаких отклонений в психике или состоянии здоровья. Самое удивительное, что ребята, которые долго не говорят, могут неожиданно начать выдавать длинные правильные фразы, намного опережая тех, у кого речь появилась раньше. В любом случае, если внимательно слушать малыша, интересоваться его высказываниями, разбирать то, что он пытается до вас донести, и отвечать ему, вы обязательно услышите и первые слова.

Детский психолог Ш. Бюллер подсчитала минимальный и максимальный словарный запас детей разного возраста и выяснила, что в 1,3 года словарь может составлять от 0 до 232 слов. Так что речь ребятишек развивается по-разному, и есть лишь приблизительные «нормативные показатели».

Этапы формирования речи у детей

Существуют понятия активного и пассивного словарного запаса.

  • Пассивное накопление словаря - когда малыш может вас понимать, но сам не воспроизводит слова.
  • Активное накопление словаря - это интенсивное освоение звуков и складывание из них слов и фраз.

Пассивная речь значительно опережает активную, и если ребенок не говорит или говорит немного, но при этом хорошо понимает ваши высказывания и с интересом слушает, беспокоиться не нужно.

Теперь рассмотрим, во сколько лет дети начинают говорить. В таблице ниже - примерные сроки формирования речевых навыков, которые выделяют специалисты.

Возраст Речевые навыки
1-3 мес. Гуление - негромкие, протяжные звуки, затем слоги («а-а», «гу-у», «ва-а»)
4-5 мес. Смех, повизгивание, «пение» - протяжные звуки с изменением интонации
6 мес. Реакция на знакомые голоса и их тон. Лепет (проговаривание слогов типа «ма», «та»)
7-8 мес. Понимание многих слов и простых просьб («возьми машинку», «дай руку»). Расширение запаса согласных и гласных звуков. Появление звукоподражаний («гав-гав», «ко-ко»). Узнавание наименований предметов, попытки найти их взглядом
9-11 мес. Простые односложные и двусложные слова: «дай», «баба», «ляля». Увеличение «звукоподражательного» лексикона до 10 слов
1–1,5 года Использование в речи минимум 5 простых слов. Способность показать на картинке по просьбе взрослых предметы, животных, людей. Построение двухсловных предложений
2-3 года Понимание простых вопросов. Появление вопросительных слов. Разграничение понятий («вверх» - «вниз»). Выполнение сложных просьб («возьми кружку и дай мне»), составление фразы из 2-3 слов. Называние всех известных предметов, цветов, частей тела. Рассказывание простых стихов, историй
3-4 года Ответы на простые вопросы: что? кто? где? Ребенка хорошо понимают не только родственники, он активно общается и с незнакомыми людьми. Его фразы состоят из 4 и более слов, звуки произносятся правильно

Конечно, это приблизительные параметры, но общепринятые. И если вы обнаружили многие несоответствия тому, во сколько начинают говорить дети у вас - лучше проконсультироваться с неврологом, психологом, логопедом-дефектологом, чтобы исключить задержку как речевого, так и психического развития.

На подобную задержку у малыша могут указывать, например:

  • невнятность говорения;
  • гиперактивность, неадекватность поведения;
  • неумение хорошо пережевывать пищу;
  • открытый рот (при этом может быть сильное выделение слюны);
  • отсутствие зрительного контакта с окружающими людьми;
  • активный отказ от общения.

Чем раньше показать ребенка специалистам и начать заниматься с ним, тем быстрее вы достигнете хороших результатов, а к школе он вообще не будет отличаться от других детей.

Возраст первого слова

Когда бы малыш ни произнес свое первое слово, оно не обязательно должно напоминать нечто привычное вам. Логопеды утверждают: вполне достаточно и того, чтобы это был узнаваемый набор звуков, который обозначает человека, предмет, явление («ка» вместо «каша», «тё» вместо «тётя», «бах» вместо «упал»). В науке о раннем развитии все это - полноценные слова!

Если вы слышали, что в 1 год дети должны знать 10-20 слов - скорее всего, имеются в виду не полные, а именно «логопедические» слова-слоги, звукоподражания.

Обычно ребенок говорит первое слово к 7-8 месяцам, иногда чуть позже. Это звукоподражания или слова из одинаковых слогов. К году словарный запас может увеличиться до восьми слов. Как определить, что это не случайные высказывания? Вы можете их не понимать, но если они повторяются при одних и тех же обстоятельствах, это закономерность. Поэтому считайте, что малыш уже говорит как может, просто пока невнятно. Не подыгрывайте, лепеча как он. Лучше сразу учить правильному произношению, только тогда ребенок освоит правильные нормы. Он кричит: «Би-би!» - вы отвечаете: «Да, это машина». Поинтересуйтесь, где машина - малыш укажет на нее. А если спросить его прямо: «Что это?» - вы побуждаете его произносить выученное понятие.

Самый ранний возраст, когда ребенок начинает говорить «мама» - 4-5 месяцев. Это слово также рождается из лепетных повторений «ма». Конечно, оно не обязательно должно быть первым: дети в первую очередь выговаривают то, что для них удобнее всего, и, возможно, вначале им проще сказать «ляля». Не тревожьтесь, если вначале чадо называет «мамой» всех взрослых подряд: ему скоро будет понятно, что у каждого человека свое «имя», а мама у него одна.

Возраст фразовой речи

Уже к двум годам у малыша появляется фразовая речь: к этому понятию относятся и предложения из двух слов (даже лепетных). В идеале, к тому времени, когда ребенок должен начать говорить предложениями, словарный запас составляет 250-300 единиц. В активное употребление входят глаголы, наречия, предлоги, которые и позволяют составлять фразы.

На третьем году малыш уже строит сложные предложения, использует прилагательные и предлоги. А в 4 года и 5 лет речь понемногу совершенствуется, маленький «почемучка» задает много вопросов - и здесь вы также поможете ему, познавая мир, увеличивать словарь.

При отсутствии двухсловных фраз в возрасте 2,5 лет нужно обратиться к логопеду. Педагоги, дефектологи уверены: без специальной поддержки будет сложно догонять сверстников, так как не сформирована «база» для речи - а причин этому может быть достаточно: от родовой травмы до заболеваний или просто неблагоприятной окружающей обстановки.

Чтобы помочь ребенку осваивать фразовые высказывания, стоит делать следующее:

  • стимулировать детское стремление спрашивать и удовлетворять любопытство подробными ответами;
  • не сюсюкать, говорить плавно, четко и не быстро;
  • каждый день читать книги - непременно подходящие по возрасту;
  • обогащать жизнь малыша новыми впечатлениями (не перегружая при этом его память и психику) и обсуждать их;
  • поощрять игры и общение с другими детьми, особенно если они уже хорошо разговаривают;
  • слушать с ребенком музыку, петь, танцевать (ритмичные движения развивают не только физически, но и умственно).

Важно с особенным вниманием отнестись к моменту, когда дети начинают говорить даже простые слова, и проконсультироваться со специалистами. Если малыш не общается так, как предполагается в его возрасте, нужно помнить, что на развитие детской речи влияет множество факторов, особенно - неврологические нарушения. Обнаруженные проблемы можно устранить, но для успешной реабилитации необходимо поддерживать постоянную связь с врачами.

Неоценимую помощь окажет вам и педагог-логопед. Он будет проводить обучающие мероприятия по собственной программе, посоветует упражнения и игры для формирования артикуляции, развития мелкой моторики (координированные мелкие и точные движения пальцев рук), которыми можно регулярно заниматься дома. Все это благотворно влияет не только на говорение, но и на мышление, память, формирует личность малыша в целом.

Распечатать

Новорожденные на удивление быстро обучаются новому: сначала узнавать родителей и улыбаться, потом ползать и доставать игрушку, чуть позже – играть, сидя на полу. И родители, не успев оглянуться, с удивлением замечают, что малыш уже не просто стоит возле дивана, а пытается делать первые шаги. О том, когда ребенок начинает ходить, что допустимо со стороны родителей, а чего делать не следует – в полезной информации ниже.

Вопрос №1: когда?

Родители, чей малыш стремится к годовалой отметке, часто задаются вопросом, во сколько месяцев ребенок начинает ходить.

Иногда им кажется, что собственный кроха долго осваивает это навык, по сравнению с ровесником-племянником. Но это ошибочный настрой: все дети разные, кто-то пойдет раньше, кто-то позже.

  1. Нормальный возраст — это от 9 месяцев до неполного года.

Именно в это время ребенок начинает постигать сложную науку ходить. Максимально уделяйте карапузу внимание: иногда дети умеют твердо стоять и переходить с места на место, а присесть и отдохнуть не всегда получается. Как следствие — сильная нагрузка на позвоночник и усталость;

  1. Для «ранних» путешественников «День Икс» может настать раньше срока, обозначенного выше.

Бывает и такое, что малыш начинает ходить в неполные 9 месяцев. Такое раннее освоение — большая редкость, и она не представляет повода для беспокойства, в том случае, если это получилось у крохи спонтанно, без вмешательства родителей.

Очень часто, по запросу о том, как научить ребенка ходить, можно найти видео с девятимесячными малышами, шустро бегающими от родителей;

  1. «Жаворонки» в освоении ходьбы – это дети, которые встали и пошли в 7-7,5 месяцев.

Да, такое тоже бывает. Если ребенок с первых недель жизни проявляет энергичность и активность, быстрее сверстников начинает переворачиваться , держать голову и ползать, то, скорее всего, ходить он тоже начнет рано.

Есть мнение, что слишком ранняя двигательная активность, не сулит ничего хорошего: позвоночник испытывает большую нагрузку, он еще не готов полноценно удерживать массу ребенка вертикально.

В данном случае лучше просто понаблюдать за малышом. Если он крепкий, физически активный, ему нравится ходить, при этом он не испытывает дискомфорта, то нет ничего страшного в том, что ребенок рано начал ходить;

  1. Момент вызывающий сильную тревогу: крохе уже исполнился год, а он все еще не хочет ходить.

Конечно, это может тревожить, но физически здоровый ребенок может пойти позже своих сверстников. По мнению педиатров, нижняя граница – полтора года. Это может быть и нетипично, но не катастрофично.

Важно! Не стоит принуждать ребенка к раннему хождению, все придет в свое время, малыш лучше чувствует свой организм. Всему свое время.

Вопрос №2: возможные проблемы и их решение

В освоении навыков ходьбы есть свои «подводные камни», это обстоятельства, которые могут тормозить их развитие.

  • Первый пункт – физиология.

Часто причиной того, что ребенок поздно начал ходить, становится его физическое состояние. Крепыши-малыши с большой массой тела труднее встают на ноги, первые шаги тоже даются им значительно труднее, чем более стройным сверстникам.

Умеренные, но регулярные нагрузки, сбалансированное питание и консультация специалиста помогут разрешить эту проблему;

  • Второй пункт – генетика. Малыш обычно повторяет развитие родителей в ранний период. Поэтому есть смысл расспросить бабушек и дедушек о собственных успехах на поприще хождения;
  • Третий пункт – вид темперамента.

Спокойный, меланхоличный ребенок предпочитает больше лежать или сидеть. Ему в большей степени интересно наблюдать за чем-нибудь, и в меньшей – двигаться.

Чтобы флегматичный малыш захотел ходить, надо придумать ему забавное развлечение, способное его расшевелить и вызвать интерес к двигательной активности;

  • Четвертый пункт – малыш бегает в ходунках, но не может или не хочет самостоятельно ходить.

Эта проблема решается легче всего – нет ходунков, нет проблемы. Кроха будет вынужден «работать» самостоятельно, когда «помощник» исчезнет;

  • Пятый пункт – психологический.

Если малыш уже начинал ходить, и, несколько раз упав, перестал, то надо помочь ему перебороть страх перед новыми падениями.

Например, подать руку, предложить пройтись вместе. Поиграть с ним: широко распахивая объятия на некотором отдалении от крохи, ловить, когда ребенок делает первые шаги. Малыш почувствует себя увереннее, когда поймет, что мама всегда поймает его и поддержит;

  • Шестой пункт – индивидуальные обстоятельства.

Недоношенные дети немного отстают от сверстников, и это нужно понимать. Ребенок, родившийся на 2 месяца раньше срока будет развиваться в соответствии со своим биологическим возрастом.

Поначалу ему будет трудно «догнать» тех, кто является его сверстниками, но родившимся в срок.

Поэтому, если малыш начинает ходить позже по этой причине, то это должно быть не поводом к расстройству, а стимулом еще больше физически развивать ребенка. Как правило, к году-полутора «ранние» младенцы выравниваются с родившимися в правильный срок;

  • Седьмой пункт – болезни, стрессовые ситуации и расстройства неврологического характера. Как научить ребенка ходить самостоятельно в этих случаях?

После болезни требуется время, чтобы малыш вспомнил все то, чему успел научиться до болезни. Если нежелание ходить у крохи связано со стрессом, то ему понадобится поддержка близких, чтобы он чувствовал себя в максимальной безопасности.

Если хождение тормозят иные причины, связанные с нарушениями в организме по ортопедической или неврологической части, то лучший вариант – обратиться за квалифицированной помощью к врачам.

Раньше существовало мнение, что принадлежность к определенному полу тоже имеет значение. Однако сейчас специалисты, которым задают вопрос: «во сколько начинают ходить девочки», отвечают: «так же, как и мальчики. По-разному.»

Непростая наука: обучение

Учиться чему-то новому – всегда сложно, особенно, когда твой рост менее метра, ты еще некрепко держишься на ногах, а любимые родители хотят, чтобы ты как можно быстрее начал ходить. Для того, чтобы малыш научился правильно ходить, часто требуется помощь его самых близких людей. Разберемся по порядку:

  1. В первую очередь, о том, как научить ребенка ходить, необходимо задумываться с младых ногтей – почти с рождения. Дело в том, что ежедневные укрепляющие процедуры, гимнастика, массаж – это основа развитых мышц и крепкого позвоночника. Подробнее об этом в статье: Как научить ребенка ходить >>>
  2. Второй важный момент – большие пространства. Не надо ограничивать мир малыша сеткой и бортиками манежа – только на свободе он быстрее всего научится ходить.
  3. Внимательный выбор обуви – важный момент, практически ключевой.

Ведь очень многое в том, когда и как ребенок начинает уверенно ходить, зависит от обуви. В идеале – изготовленная из натуральных материалов, имеющая качественный задник и подошву. Обязательно наличие супинатора – это необходимо для того, чтобы своды стопы правильно формировались.

Очень часто, когда у малыша проблемы со стопами, можно наблюдать, как ребенок ходит на носочках . В такой ситуации ребенок нуждается в консультации невролога и ортопеда, а также ему необходима специальная обувь.

В этом случае надо немедленно обращаться за помощью к специалистам, которые смогут выявить причину и назначат комплекс лечебных процедур. В остальных моментах терять голову не стоит, пусть малыш развивается гармонично.

На чтение 6 мин. Просмотров 892 Опубликовано 31.01.2018

Доброго вам времени и отличного настроения, дорогие наши читательницы.

Родители всегда находятся в ожидании – когда малыш появится на свет, когда первый раз улыбнется, когда вылезет первый зуб, когда сядет, когда пойдет. Но больше всего хочется услышать слова «мама» и «папа» от своего ребенка. Во сколько дети начинают говорить, примерные показатели нормы, и что делать, если малыш молчит – давайте разбираться вместе.

Как формируется речь у ребенка

Навыки речи закладываются у ребенка в первый год жизни, чем больше вы будете читать, разговаривать с малышом, тем большим запасом слов он будет обладать, когда начнет говорить – этот процесс называется пассивное накопление слов.

Активная стадия накопления слов выражается не только в запоминании, но и в повторении звуков, попытках сложить из них новое слово.

Что нужно делать, чтобы малыш заговорил вовремя:

  • старайтесь не включать телевизор в присутствии малыша;
  • больше разговаривайте с ребенком с первых дней жизни, фразы должны быть четкими, простыми, избегайте сложных и витиеватых конструкций, говорите медленно;
  • после года начинайте разучивать стихи, которые имеют простые рифмы;
  • не сюсюкайте сами, и пресекайте подобные попытки со стороны других взрослых;
  • не упрощайте речь – называйте все вещи своими именами;
  • всегда внимательно слушайте, не отмахивайтесь от вопросов ребенка;
  • чтение, рассматривание картинок должно занимать не менее 20 минут в день.

Во сколько дети начинают говорить первые слова? Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов, значение имеет и атмосфера в семье – если вы или ваши близкие привыкли общаться на повышенных тонах, малыш заговорит позже своих сверстников.

Во сколько лет дети начинают говорить

Основное, что вам нужно запомнить – все детки разные. Да, существует много таблиц, тестов, где расчерчено и расписано, что должен уметь малыш в том или ином возрасте, но не всегда отклонения – повод для паники. Речь, ходьба, зубы – все это очень индивидуальные параметры, о чем часто любит повторять доктор Комаровский. Но для собственного спокойствия можете показать малыша специалисту, если вам кажется, что он в чем-то отстает.

Во сколько месяцев ребенок начинает говорить:

  • до 3 месяцев малыш предает свои эмоции криками и плачем, постепенно в его речи появляются простые односложные звуки, он начинает агукать;
  • 4-5 месяцев – у ребенка появляется больше эмоций, протяжные звуки приобретают различную эмоциональную окраску;
  • полгода – в этом возрасте малыш хорошо распознает голоса близких людей, в его лепетании можно различить короткие слоги – ма, па, если до 8 месяцев нет признаков лепета, необходимо проверить слух ребенка;
  • 7-8 месяцев – ребенок хорошо понимает простые просьбы – покажи, дай, возьми, начинает подражать звукам животных, узнает много предметов, но называть их четко еще не умеет;
  • после 10 месяцев речь становится осмысленной, именно в этом возрасте можно услышать долгожданное «мама», к 11 месяцам запас малыша состоит примерно из 10 слов, к году количество слов увеличивается до 20.

Как показывает многолетняя статистика, у большинства деток первым словом становится не «мама», а «дай».

Как расширяется словарный запас

После года происходит стремительный лингвистический скачок – уже к 1,5 годам ребенок составляет словосочетания из 2-4 элементов, легко находит на картинках все знакомые ему предметы, с удовольствием выполняет простые задания, запас слов приближается к 300. В этом возрасте малыш активно использует указательный жест, так он призывает родителей называть предметы, которые ему незнакомы, постепенно ребенок понимает, что одна и та же вещь всегда называется одинаково, даже если ее внешний вид немного отличается.

После 1,5 лет речь становится более внятной, ребенок усваивает до 12 новых слов каждую недель. К 2 годам дети могут соединять по 2 слова вместе, если этого не произошло до 2,5 лет, нужно проконсультироваться со специалистом.

Специалисты считают, что к 3 годам ребенок должен хорошо разговаривать с использованием простых фраз, а к четырем – уже обладать развитой речью со сложными предложениями.

К 3 годам дети становятся говорунами и почемучками, могут выполнять сложные просьбы, прекрасно усваивают простые стихотворения. К 4 годам речь полностью сформирована, могут наблюдаться проблемы с произношением некоторых букв.

Почему малыш молчит, нужно ли обращаться к врачу

Когда нужно обращаться к врачу? Если к 3 годам речь ребенка остается невнятной, разобрать ее могут только близкие люди, малыш часто бывает гиперактивным, наблюдаются проблемы с пережевыванием пищи. Тревожным признаком может быть категорическое нежелание вашего ребенка общаться с кем-либо, часто открытый рот, обильное выделение слюны.

Поводом обращения к специалисту может быть абсолютное молчание малыша, которому уже исполнился год, отсутствие реакции на свое имя, незнание предметов в 1,5 года. Консультация необходима и в том случае, если ребенок в 2 года не повторяет слова за старшими, не может составлять элементарные словосочетания, в 3 года не понимает смысла несложных рассказов.


При появлении подобных симптомов может потребоваться консультация логопеда, невролога, невропатолога, детского психолога, ЛОРа, поскольку проблема может быть вызвана короткой уздечкой, задержкой речевого развития, проблемами со слухом, с нервной системой. Если начать лечение своевременно, то к школе ваше чадо ничем не будет отличаться от сверстников.

Почему ребенок молчит:

Причин «упрямого» молчания малыша может быть несколько:

  1. Недостаточное развитие мелкой моторики рук. Чтобы этого избежать, нужно с самого рождения делать массаж, заниматься пальчиковыми играми, рисованием, лепкой, прекрасное развлечение для детей – кинетический песок, различный шнуровки, пальчиковые лабиринты.
  2. Отсутствие мотивации. Часто от этого страдают поздние дети-первенцы, родители предугадывают все желания малыша, и ему просто не нужно учиться озвучивать свои просьбы. Если подобная ситуация возникла у вас, нужно срочно учиться непониманию безмолвных жестов крохи.
  3. Настойчивое обучение. Многие родители стремятся воспитать вундеркинда, постоянно настаивают на многократном повторении одного и того же слова, часто раздражаются, переходят на крик, если ребенок не справляется с задачей. В итоге малыш замыкается в себе, начинаются проблемы с развитием речи.
  4. Основная причина – недостаток внимания, молчуны и плохо говорящие дети часто встречаются у очень занятых родителей, или в асоциальных семьях. Без достаточного и регулярного живого общения речь ребенка развиваться не будет.
  5. Двуязычная семья, раннее обучение иностранным языкам. Дети-билингвы начинают говорить позже, но сразу на двух языках.

Часто речевые задержки носят наследственный характер, прежде чем паниковать, узнайте, не было ли у ваших близких, или родственников мужа подобной проблемы.

Заключение

Родители успели порадоваться первой улыбке ребенка, первым звукам, умению самостоятельно сидеть. У малыш появился первый зубик и вот он уже готовится сделать свой первый шаг, который ознаменует собой не просто возникновение новых приятных хлопот для мамы, но и значительный шаг на пути к взрослению. Большинство родителей не могут дождаться, когда кроха начнет ходить, консультируются по данному вопросу с врачами. Но не существует утвержденного стандарта по данному вопросу – все индивидуально.

Когда дети делают первые шаги

Возраст, в котором ребенок должен начать самостоятельно ходить, в среднем около года. В большинстве случаев можно наблюдать, как девятимесячные малыши пытаются подняться, чтобы сделать первый неуверенный шаг. Нередко, когда дети начинают ходить в полтора года. Это также входит в понятие традиционного, с точки зрения врачей, возраста. Кроха пробует встать, удерживаясь за прутья кроватки или руку родителя. Только после этой попытки начинается освоение окружающего мира. Самое главное, что должны сделать родители – осмотреть комнату на наличие опасных предметов и максимально обезопасить пространство.

Когда дети начинают самостоятельно ходить зависит от множества факторов:

  • Генетика. Если отец или мать начали ходить довольно поздно, то вряд ли чадо опередит их в этом отношении;
  • Конституционные показатели и особенности пола. Худенькие малыши могут попытаться пойти раньше упитанных ровесников, а девочки – раньше мальчиков.
  • Темперамент. Флегматик и меланхолик не торопятся с началом ходьбы. Они комфортно познают мир в положении сидя или продолжая ползать. Холерик и сангвиник стараются как можно скорее изучить окружающее пространство и развиваются в этом отношении быстрее.

Хождение маленького ребенка заметно отличается от того, как ходят взрослые люди. Особенности ходьбы малышей:

  • Постановка шагов ребенка в параллели друг от друга;
  • Неумение малыша перекатывать стопу с пятки на носок, как бы скользя в одной плоскости;
  • Отсутствие умения крохи удерживать центр тяжести, что может послужить причиной частых падений.

С учетом данных особенностей будет несложно понимать, в чем специфика ходьбы малыша, и почему стоит проявлять особую бдительность. Опасность способна подстерегать, если происходит падение ребенка вперед или назад. Он не сумеет смягчить падение рукой, что в результате приведет к травме лица или затылочной части головы. В то же время не стоит позволять себе волноваться. Костная система в этот возрастной период обладает эластичностью, что позволит спокойно осуществлять первые шаги с минимальной вероятностью появления перелома.

Не менее важно правильно реагировать на ситуации с падением. Достаточно спокойной интонацией поддержать чадо, дождаться, когда он сам не спеша поднимается и продолжит ходить, осваивая окружающий мир. В ином случае, можно отбить у малыша инициативу и желание активности.

Родители обязаны быть всегда настороже. Не стоит думать, что если в комнате, по мнению взрослых, были убраны все небезопасные предметы, то малыш не сможет получить травму.

Лучше раньше начать ходить или позже?

  • Если ребенок пошел в раннем возрасте – это повод проявить бдительность. В этом возрасте не полностью окрепли мышцы ног и позвоночника. Крупные дети могут столкнуться с проблемами при формировании костной системы и мышц ног. Это послужит фактором, приведшим к неправильной постановке стопы.
  • Позднее начало первых шагов возникает в силу ряда факторов. Нет готовности мышц ног и позвоночника к данному процессу или ослаблена иммунная система.

  • Предоставление максимально свободного пространства для передвижения малыша. Ребенок, ограниченный рамками манежа, может поздно начать ходить. Можно расставить по комнате различные предметы мебели, чтобы опираться во время ходьбы. Расположение любимых игрушек должно быть на таком расстоянии, чтобы можно было дотянуться, или чтобы малыш смог дошагать уже своими силами. С каждым разом расстояние можно увеличивать, чтобы у ребенка была мотивация проходить всё большее количество шагов.
  • Процедура массажа. С его помощью можно укрепить и расслабить мышцы, которые функционируют во время ходьбы. Родители могут поглаживать, растирать, постукивать стопы и голени ребенка, что поспособствует прекрасному эффекту в дальнейшем.
  • Каждый день можно устраивать для малыша гимнастику со специальными упражнениями. Ребенку можно сгибать и разгибать ножки, приседать, потягивать, обеспечивать прыжки на коленях у взрослого и усаживать на фитбол.
  • Особые игрушки с колесиками могут помочь крохе ощутить уверенность. Малыш сможет толкать перед собой приспособления, что обеспечит полноценное передвижение практически своими силами.
  • Не нужно торопить малыша. Все приведенные примеры – лишь условность. Многие дети в возрасте 1 год и 3 месяца еще не проявляют интереса к ходьбе и это не повод для паники. Главная задача родителей – дождаться, когда малыш созреет, чтобы начать осваивать новый навык. Если поспешить, можно столкнуться с негармоничным формированием стоп, мышц и суставов.
  • Важно создание безопасной обстановки: никаких острых углов, розеток, шнуров, неустойчивых предметов. Не нужно оставлять малыша совсем одного в этот период.
  • Проведение физической подготовки. Необязательно придумывать специальные упражнения. Достаточно поэтапной тренировки всех мышц с самого рождения. Выкладывание на живот, стимулирование переворачиваться. Крохе важно научиться садиться, уметь ползать. Родитель не должен ограничивать двигательную активность ребенка. Можно применять игрушки, заставлять ползти. Не стоит забывать про традиционные прыжки на коленях родителей. Это прекрасно укрепит ножки малыша.
  • Массаж способствует отличному развитию и снятию напряжения в мышцах. Если родители не уверены в своих силах, можно обратиться к специалисту.
  • Мотивировать малыша к началу ходьбы. Можно воспользоваться любимой игрушкой, положив ее на расстоянии от ребенка, чтобы тот смог добраться, лишь приподнявшись на ноги. Как только ребенок начнет делать первые шаги, игрушка может переместиться чуть дальше. Частые прогулки окажут благотворное воздействие: можно посмотреть на других детей, активно вышагивающих по дорожкам.
  • Поощрение. Улыбка любящего родителя, похвала, поддержка – самый лучший приз, какой только может получить ребенок. Не нужно сдерживаться в проявлении эмоций. Ребенок сможет ощутить собственную значимость и поймет, что на правильном пути, а потому не стоит бояться исследоваться мир.

О чем не нужно забывать:

  • Первые шаги рекомендуется начинать босиком, что обеспечит правильное развитие стопы, а заодно жизненно необходимое закаливание. воспользоваться носочками с прорезиненной подошвой.
  • Для прогулок по улице нужна качественная и удобная обувь с плотной задней стороной, которая не будет натирать ноги малыша.
  • Не нужно приобретать ходунки. Детям будет сложно впоследствии ходить самим, без опоры.
  • Не стоит удерживать ребенка при обучении ходьбе за подмышки. Грамотнее за руку, предплечье или капюшон.
  • Родителям следует проявлять терпение, не считая за эталон в этом вопросе детей знакомых и родственников. Главное быть настоящим помощником для малыша, что обеспечит ему нормальное развитие.

Выбор обуви для ребенка начинающего ходить

Нужно обратить внимание на следущее:

  • Материал для обуви – замша или натуральная кожа, чтобы ножка ребенка свободно дышала;
  • Подошва, отличающаяся тонким покрытием и гибкостью. Иначе есть риск падений.
  • Твердый задник во избежание расстегивания и сползания с ножки;
  • Наличие маленького каблука, с устойчивым покрытием, чтобы не было падений назад;
  • Мягкий материал для верхней и боковой части обуви.

Хождение на цыпочках или носочках

Нередко обычная ходьба у ребенка заменяется передвижением на носочках. Вполне вероятно, что так малыш хочет получить внимание родителей или осваивает новый вид ходьбы.

Если подобное передвижение наблюдается постоянно и кроха не пытается опустить ногу на всю стопу, нужно записаться на прием к врачу. Он сможет назначить разработанный массаж, гимнастические и физиопроцедуры.

Не нужно волноваться, если кроха не радует первыми шагами, едва ему исполнилось полтора года. Если ребенок отличается хорошим здоровьем, активностью, задорно ползает, но не проявляет интереса к ходьбе, не нужно бить тревогу. Возможно, что в силу темперамента или индивидуальных особенностей, он начнет ходить немного позже.

Первый год в жизни ребенка - очень ответственное и волнительное время. Первая улыбка, первое слово, первый шаг... Все родители беспокоятся о том, правильно ли развивается их малыш, нет ли у него отставания. Молодые мамочки вместе обсуждают, когда ребенок должен начать ходить, и нередко ориентируются при этом на соседку, сынишка которой пошел экстремально рано. Педиатры предупреждают, что все дети разные, и предлагают родителям не впадать в панику раньше времени.

Общепринятые нормы

Врачи предостерегают родителей от попыток подтолкнуть чадо к прямохождению. Все здоровые дети овладевают этим навыком в положенное время. Малыш лучше вас знает, готов ли его опорно-двигательный аппарат к новым нагрузкам. Преждевременное стимулирование ходьбы приводит к искривлению позвоночника или ног, неправильной постановке стоп ребенком.

Во сколько месяцев ребенок начинает ходить, согласно нормам? Педиатры ориентируются на возраст от 9 месяцев до 1,5 лет. Они призывают родителей сохранять спокойствие в том случае, когда их годовалый малыш еще не делает самостоятельных шагов. Если он активно ползает, интересуется игрушками, с удовольствием изучает мир, все в порядке.

Факторы, которые надо учитывать

Кто-то в 9 месяцев уверенно топает по дому, а кто-то в 1,2 года боится оторваться от опоры. От каких факторов зависит, в каком возрасте ребенок начинает ходить? Педиатры указывают на:

  • Наследственность. Если в семье все дети начинают ходить после года, то есть вероятность, что и младшенький поступит так же.
  • Вес. Полным детям труднее удержать свое тело в вертикальном положении, чем худеньким и шустрым малышам.
  • Темперамент. Непоседа пойдет быстрее, чем его спокойный, флегматичный ровесник.
  • Наличие в окружении других малышей, уверенно бегающих по квартире. Если в семье есть старшие братики или сестрички, младенец будет подражать им.
  • Неподходящие условия. Если ребенок целый день проводит в кроватке или ходунках, он пойдет поздно.
  • Развитие других умений. Детям трудно осваивать несколько направлений одновременно. Если малыш активно учится говорить, то с ходьбой можно и повременить.
  • Наличие заболеваний. Больному малышу не до освоения новых навыков. Нередко он забывает то, что умел делать до болезни.
  • Недоношенность. Такие детки отстают от сверстников и начинают ходить ближе к полутора годам.

Отклонения от нормы

Мамы нередко придают слишком много значения тому, во сколько месяцев ребенок начал ходить. Хотя спешить здесь как раз не стоит. Часто можно услышать хвастовство малышом, который пошел в 7-9 месяцев. Педиатров такое заявление, наоборот, настораживает. Если раннее овладение навыком было спровоцировано активным участием родителей, неокрепший позвоночник и кости ног оказываются неготовыми к возросшей нагрузке.

Другое дело, если малыш начал ходить по собственной инициативе. Обычно такое случается с активными детками. В этом случае не надо усаживать ребенка насильно, но регулярно устраивайте игры с ползанием. Это очень важный навык, во время которого малыш учится координировать движения правой и левой половиной тела. При этом задействованы оба полушария. Уже доказано, что у детей, которые пропустили этап ползания, хуже координация, чаще встречаются дисграфия и дислексия.

Позднее овладение ходьбой необязательно говорит об отставании. Сохраняйте спокойствие и не торопите события. Но если в полтора года малыш не пытается вставать на ножки и делать первые шаги, лучше посетить специалиста. Это поможет исключить подозрение на скрытые родовые травмы и ослабленный иммунитет.

Уже пора?

Почему ребенок начинает ходить? Им движет естественное любопытство, желание достать интересную игрушку, добраться до запретного шкафа. Передвигаясь самостоятельно, малыш приобретает большую свободу. Однако перед тем, как пойти, ему необходимо укрепить мышцы ног, спины.

О том, что ребенок готов к ходьбе, свидетельствуют следующие признаки:

  • Он уверенно ползает.
  • Часто встает на ножки и подолгу стоит, держась за опору.
  • Малыш умеет садиться из положения стоя.
  • Держась за решетку кроватки или диван, он переступает ногами.
  • С поддержкой за ручки уверенно ходит, ставя ноги параллельно друг другу.

Как помочь?

Многие родители спрашивают, что надо делать, чтобы малыш быстрее овладел новым навыком. На самом деле ребенок и без помощи справится с поставленной задачей. Главное - обеспечить ему свободное пространство для перемещений.

Большими проблемами для крохи может обернуться скользкий пол. Паркет или линолеум лучше застелить ковровым покрытием. Когда ребенок начинает ходить самостоятельно, уберите из свободного доступа бьющиеся и колющие предметы, лекарства, бытовую химию, провода. Продумайте, как защитить малыша от острых углов мебели, электрических розеток. Если вам дорог мобильный телефон, не оставляйте его на виду.

Подготовив пространство, предоставьте ребенку свободу. Если малыш упал и теперь боится ходить, будьте рядом, подстраховывайте. Многие детки делают первые шаги, проходя короткое расстояние от мамы к папе. Чтобы возникла потребность в передвижениях, разложите по комнате интересные игрушки на разной высоте.

Босиком или в ботинках?

Много споров вызывает вопрос, в какой обуви кроха должен делать первые шаги. Педиатры, в том числе известный доктор Комаровский, считают, что дома ходить можно босиком. Это - отличная профилактика плоскостопия. Не надо бояться, что ребенок заболеет, играя на холодном полу. При соприкосновении с ним сосуды ног непроизвольно сужаются, поэтому тепло из тела уходит медленно.

Если стоит надеть носки с прорезиненной подошвой. И конечно же, подумать о первой обуви. Когда ребенок начинает ходить, ему лучше покупать ортопедические ботинки из натуральных материалов. Важен жесткий задник, который будет фиксировать пятку, устойчивая и гнущаяся подошва с небольшим каблучком, эластичный супинатор. Подбирайте правильный размер. Обувь не должна жать или натирать ноги. Но и допускать, чтобы стопа болталась в ботинке, тоже нельзя. Оптимально, если стелька больше ноги крохи на 5-7 мм.

Подготовка мышц

Когда ребенок начинает ходить, нагрузка на мышцы и скелет резко увеличивается. Родителям не рекомендуется активно стимулировать малыша к ходьбе, пока он не будет готов. Но в их силах поощрять его двигательную активность, делать массаж, гимнастику, тем самым укрепляя тело крохи.

Проводить эти процедуры следует регулярно. Массаж начинают с поглаживаний, которые сменяются легким растиранием. В конце легонько постучите по ножкам, стопам, спинке малыша, не трогая колени. Этим снимается гипертонус.

Для укрепления мышц ног сгибайте их поочередно лежащему ребенку, поднимайте вверх, просите кроху ногами дотянуться до палочки, которую взрослый держит на весу. Для мышц спины полезны упражнения на фитболе, когда лежащего на животе малыша перекатывают вперед и назад. Затем его переворачивают на спинку и повторяют то же самое.

Специальные упражнения

Когда дети начинают ходить, им тяжело удерживать равновесие. С 9 месяцев можно включить в ежедневный комплекс гимнастики специальные упражнения, готовящие малыша к первым шагам.

К ним относятся:

  • Наклоны. Взрослый ставит ребенка спиной к себе, кладет перед ним игрушку. Словами "возьми" побуждает кроху наклониться, поддерживая его под животом и за колени.
  • "Танцы". Взрослый держит малыша за руки, предлагая ему "поплясать". Перемещая свои руки, побуждает ребенка переступать с ноги на ногу.
  • Приседания. На полу раскладываются игрушки. Мама просит поднять их, приседая и снова вставая на ножки. Ребенка при этом поддерживают за руку.
  • Сгибания рук. Взрослый держит колечки. Вкладывая их в руки малышу, побуждает встать его на ноги, а затем поочередно сгибает руки ребенка в локтях.
  • Учимся стоять. Малыш стоит с поддержкой. Если он делает это уверенно, взрослый убирает руки на 20 секунд.
  • Ходьба с поддержкой. Водим ребенка, поддерживая за обе руки.
  • Лазание. Взрослый предлагает малышу забраться на диван, а потом слезть с него, оказывая помощь.

Специальные приспособления

Среди мам бытует мнение, что современные устройства вроде ходунков могут повлиять на то, во сколько дети начинают ходить. Так ли это? Рассмотрим самые популярные приспособления:

  • Ребенок толкает их впереди себя, используя вместо опоры, и переступает ногами. Такая покупка может оказаться весьма полезной на ранних этапах обучения.
  • Ходунки. Они очень удобны для мам, так как способны надолго занять кроху. Однако ребенок в них сидит и только отталкивается ногами от пола. Он не учится держать равновесие, правильно вставать на стопу, напрягать мышцы. Это устройство скорее замедляет обучение ходьбе, чем поспособствует ему.
  • Вожжи. Конструкция состоит из ремешков, которые крепятся на плечи, грудь и спину ребенка. Взрослый с помощью поводка контролирует движения крохи, вовремя предотвращая падение. Вожжи удобно использовать, если малыш боится удариться во время ходьбы. Единственный минус - они не научат ребенка правильно падать, группироваться, а это очень важный навык, который не раз пригодится ему в дальнейшем.

Немного о походке

Когда ребенок начинает ходить, следите за тем, как он ставит стопы. У малышей они располагаются параллельно друг другу. Ноги еще не готовы к перекату с пятки на носок, поэтому дети наступают на полную стопу. Крохе очень трудно удержать равновесие, что приводит к частым падениям. Однако эластичность детских костей и мышц сводит к минимуму риск получить серьезную травму.

Стоит насторожиться, если ребенок ходит на носочках. Это может указывать как на повышенную активность чада, так и на наличие гипертонуса, родовой травмы. Лучше проконсультироваться у педиатра.

На самом деле неважно, в каком возрасте ребенок начал ходить. Это никак не влияет на его дальнейшую жизнь, успехи в учебе или спорте. Поэтому откажитесь от участия в соревновании "чей малыш самый развитый" и наслаждайтесь общением с ним. Все произойдет в свой срок. Еще немного - и вам придется носиться за крохой по всей детской площадке.