Основные ошибки при фотографировании. Обрезанный объект съемки

Наши снимки могут получиться великолепными, но могут также выйти и на редкость неудачными. Всё дело в том, что мы чаще всего обращаем внимание на объект съёмки и совершенно не замечаем то, что происходит вокруг, позади или даже перед ним. Когда мы получаем готовые снимки, наша ошибка становится очевидной всем. Вот примеры классических ошибок съёмки, которые время от времени случаются и у профессионалов!

1. Не садите деревья у людей на голове

Очень часто бывает, что на снимке у человека из головы «растут» деревья или столбы. Если что-то выросло, то отойдите чуток в сторонку, и все будет в порядке, столб будет расти, откуда ему положено: из земли.

Похожая проблема, когда линия горизонта или палка «растёт» из ушей.
Старайтесь обращать внимание на фон.

2. Не обрезайте людям ноги!

Как правило начинающие фотографы фотографируют следуя внутреннему подсознательному вдохновению. В итоге получают «обрезанные» краем кадра руки, ступни, края одежды. Очень часто на фотографиях на заднем плане виднеется чьё-то «обрезанное» наполовину лицо или чья-то конечность. Фотографируя портрет нужно убрать всё лишнее, мешающее созданию гармоничной композиции.

Но если всё же человек не умещается полностью — обрезайте выше колен и выше локтей, но ни в коем случае не в районе ступней и кистей, иначе люди становятся похожи на инвалидов с ампутированными конечностями…

3. Слишком далеко

Делая снимок группы друзей, всегда хочется поймать выражения их лиц и настроение. Мы нередко фотографируем их, когда они слишком далеко (снимок справа). Стоит только приблизиться, и результат становится намного лучше (фото справа), в особенности потому, что средний размер распечатанных снимков чаще всего невелик, и поэтому очень важно оптимально использовать пространство.

4. Всё и сразу?

Не старайтесь заполнить кадр как можно большим количеством объектов. Ищите способы привлечь внимание к наиболее важным деталям. Одним из способов будет выбор несложного фона, который не будет отвлекать от главного объекта.

Приблизившись поближе, и выбрав в качестве фона однотонное небо, упростился и улучшился вид этой фотографии.

5. Не забывайте об освещении

Светочувствительность цифровых матриц и плёнок сегодня такова, что съёмку можно вести при самых разнообразных условиях. Однако при очень ярком освещении — результат может разочаровать вас из-за обилия тёмных теней или бликов. Хотя фотоаппараты умеют правильно определять общий уровень освещённости, зачастую они не фиксируют, когда требуется увеличение экспозиции для хорошей «проработки» теней.

В этих случаях можно использовать функцию фотоаппарата «съёмка при заднем освещении» (контраст освещения). Она используется для того, чтобы правильно определить уровень экспозиции, когда солнце располагается позади объекта. А ещё это выручает, когда фотографируют на снегу, благодаря чему снег получается ослепительно-белым.

Снимок слева сделан в обычном режиме, в результате чего человек оказался в тени. Справа использована функция съёмки при заднем освещении.

Та же проблема при съёмке у окна - необходимо использовать вспышку и функцию съёмки при заднем освещении

Избыток солнечного света, направленного непосредственно в объектив фотоаппарата, может создать засветку, как это видно на снимке справа внизу. Засветка — это пятна и круги, вызываемые солнечным светом, который отражается от внутренних линз объектива. Даже если солнце не попадает в кадр, отражения все равно могут возникать. Чуть изменив положение фотоаппарата, вы с легкостью избавитесь от помех.

7. Держи ровнее!

Если в композиции доминирует горизонтальная линия, очень важно, чтобы она располагалась ровно! Иначе сцена будет выглядеть так, словно объект катится с горы. Горизонт очень легко смещается в сторону от горизонтали, особенно при съёмке на море. Чтобы убедиться, что все правильно, можно воспользоваться индикаторами видоискателя или ЖК-экраном.

Небольшой наклон фотоаппарата едва заметен при съёмке, однако это очевидно в напечатанных кадрах.

8. Проверьте резкость

У некоторых фотоаппаратов резкость можно проверить перед нажатием на спуск. В противном случае необходимо заранее убедиться в том, что область фокусировки, обозначенная на экране видоискателя, наведена непосредственно на объект съёмки. Будьте особенно внимательны в тумане или в тени, когда работа автофокуса затрудняется. Изображение справа было снято в спешке. Немного внимания, и получится великолепно сфокусированный снимок, показанный слева.

Фокусировка имеет огромное значение. Слегка размытый кадр справа выглядит ужасно, а потому не жалейте мгновения на то, чтобы правильно навести резкость.

Читайте тут:

Очень часто бывает так, что радость от приобретения нового цифрового фотоаппарата омрачается качеством полученных фотоснимков. «Счастливый» обладатель новенького фотоаппарата думает, что производители и продавцы его обманули, продав некачественный товар. Но это не так.


Конечно, качество изображения напрямую зависит от качества самого фотоаппарата. Но не стоит забывать о том, что фотографирует не фотоаппарат, а сам фотограф ! А значит, что фотограф просто пренебрег общепринятыми правилами фотосъемки. Ведь даже обладателям зеркального фотоаппарата не всегда удается сделать именно такой снимок как хотелось бы, потому что каждая фотокамера имеет свой потенциал, особенность и возможность . Поэтому сначала стоит досконально изучить ее, ну и, конечно же, следовать простым правилам фотосъемки и избегать типичные ошибки начинающих фотографов .

Композиция изображения

Рассматривая фотографии друзей в фотоальбоме или в интернете, вы можете наткнуться на одну и ту же ошибку – линия горизонта на изображении всегда посередине. Это не правильно, потому что портит общее восприятие изображения. Запомните: не ровняйте кадр на ровные вертикальные или горизонтальные части , а лучше смещайте линию горизонта немного вверх или вниз. Смещение зависит от того, что вы хотите запечатлеть большей частью – небо или землю. То же самое касается главного объекта на снимке: ему совсем не обязательно находиться ровно в центре кадре .

Снимая портрет не крупным планом, следите за тем, чтобы кисти рук не были грубо вырезаны из кадра .

Отсутствие основной темы на изображении

– одна из самых распространенных ошибок начинающих фотографов. Это может произойти из-за удаленности главного объекта съемка.

Очень часто люди фотографируют друг друга на фоне какой-либо достопримечательности. И часто делают такую ошибку: берут в кадр всю достопримечательность целиком, а чтобы она полностью влезла в кадр, отходят назад на несколько шагов. В итоге получается, что достопримечательность в кадре есть, а фотографируемого практически не видно. Что делать? Вместо того чтобы далеко отходить от фотографируемого, попросите его наоборот подойти на такое расстояние к вам, чтобы в кадр вошла и достопримечательность и он сам, в том числе, но не так чтобы в кадр входило одно лицо!

Так же потеря темы на фотографии может произойти из-за яркого конкурирующего фона или переднего плана, обилие разных деталей (люди, достопримечательности, пейзаж) Главный объект просто «теряется» в таком изобилии цвета и тема изображения смазывается. Зрителю становится непонятно, что конкретно хотел показать автор фотографии.

Освещение

Даже самую красивую модель можно «изуродовать» неправильным освещением. Лучший вариант освещения – естественный свет . Именно при естественном освещении получаются самые красивые кадры. Старайтесь в светлое время суток не использовать встроенную вспышку , т.к. вы запросто можете получить пересвеченные изображения. Не следует фотографировать людей в ночное время суток при плохом освещении даже со встроенной вспышкой – это тоже типичная ошибка всех начинающих фотографов. У вас могут получиться не четко выраженные силуэты, а лица объектов съемки могут получиться белыми от яркой вспышки. Согласитесь, что ничего в этом красивого нет. Лучше подобрать хорошо освещенную комнату или поставить вокруг объекта съемки все возможные источники света – светильники, фонари и т.д. Но источники света нужно установить так, чтобы на фоне тень от объекта съемки была минимальной.

Но если вам просто необходим ночной фотопортрет, то тогда научитесь работать со вспышкой правильно. Возможно вам понадобиться не только вспышка, но и подсветка объекта сзади.

Вспышка в лоб – не есть хорошо

Распространенный моветон в портретной фотосъемке – яркая вспышка в лицо. Она делает лицо плоским и неестественным. Поэтому вспышку при съемке портрета лучше не использовать, а научиться, в первую очередь, правильно устанавливать свет, пользоваться отражателями и рассеивателями света . Хорошие портреты получаются при рассеянном свете.

Пересветы и провалы в черноту

В идеале на снимке не должно быть абсолютно белых и черных пятен . К примеру, небо не должно быть абсолютным белым пятном на снимке (теряет свои краски) или, наоборот, земля не должна казаться полностью черной. Чтобы избежать таких ошибок, каждый раз после съемке проверяйте гистограмму снимка .

Есть еще вариант – применение профессиональных фильтров . Солнечным днем лучше пользоваться поляризационным фильтром. Он немного притемнит небо, но оставит яркими остальные предметы. В пасмурную погоду он вряд ли поможет. Здесь куда эффективнее будет применение градиентного фильтра.

Шум на фотографии

Шум на фотографии проявляется как мелкий цветной песок. Такой неприятный эффект может получиться при съемке с очень высоким значением ISO. Как его подавить? Обычно профессиональные фотографы исправляют шумы в программе Adobe Photoshop, применяя при этом фильтр Reduce Noise.

Резкость в фотографии

Главный объект снимка всегда должен быть резким – это правило. Фокусироваться нужно по главному объекту . Если это портрет, то фокусируйтесь по глазам объекта. Окружающая обстановка не должна быть резкой, дабы выделить главный объект на снимке и придать снимку объемности. Но это не касается съемки ландшафта. Здесь вам стоит избегать нерезкости переднего плана.

Главный объект снимка всегда должен быть резким

Режим съемки в фотографии

Не снимайте всегда в одном и том же режиме съемки . В разных ситуациях используйте различные режимы: при движении объекта и при съемке детей – режим «спорт» («дети»), при съемке мелких предметов или цветов – «макро», на природе – «пейзаж» («ландшафт») и т.д.

Эффект красных глаз

Часто такой эффект получается при использовании вспышки в темном помещении или ночью на улице. Как избежать эффекта красных глаз? Попробуйте установить вспышку, а если она встроенная, то фотоаппарат, таким образом, что бы свет не бил человеку прямо в глаза. В крайнем случае, вы сможете исправить данный дефект в Фотошопе.

Некоторые начинающие фотографы, взявшиеся за коррекцию цветовой гаммы изображения, делают слишком яркими, контрастными и неестественными фотографии. У них лес становится слишком зеленым, небо неестественно голубым, глаза слишком яркими, кожа неестественно гладкой и т.д. Ваше желание сделать фотографию яркой и интересной понятно, но делайте это так, чтобы она не теряла своей естественности!

Читайте другие материалы

Как и в большинстве хобби или профессий, каждый фотограф с чего-то начинал. Это означает, что они также допускали ошибки, которые стали для них уроком. Следует помнить, что каждый делает ошибки - даже опытные профессионалы порой могут ошибиться, но ключ к успеху заключается в том, чтобы учиться на своих ошибках и двигаться дальше. По мере того, как вы приобретаете опыт, ошибки будут случаться все реже и реже, но в то же время здесь приведены шесть ошибок, которых следует избегать, когда вы только начинаете заниматься фотографией.

№1 – Не игнорируйте инструкцию по эксплуатации

Меня часто спрашивают, есть ли у меня совет для людей, начинающих фотографировать. И мой первый совет - прочитать инструкцию по эксплуатации вашей камеры от корки до корки. Даже сейчас, всякий раз, когда я обновляю свою камеру, я всегда читаю инструкцию пару раз. Помимо того факта, что ваша камера - это инструмент, который вам нужно использовать для создания фотографий, поэтому вам нужно понять, как его использовать, руководство также содержит множество информации о фотографии.

Поставьте себе задачу прочесть каждый раздел столько раз, пока вы его не поймете, а затем попрактикуйтесь с ним, используя свою камеру, пока она не станет для вас абсолютно понятной. В одно мгновение вы должны иметь возможность изменять настройки, точки фокусировки, просматривать изображения и т. д.

Камеры в наши дни предлагают так много возможностей, и вы можете использовать свою камеру в полном объеме только тогда, когда знаете и понимаете о ней все.


№2 – Не обвиняйте свое оборудование

Каждый фотограф-новичок, скорее всего, в какой-то момент говорил: «Если бы у меня была лучшая камера, я мог бы сделать лучшие фотографии». Хорошие камеры позволяют вам делать фотографии лучшего качества, предоставляя вам больше контроля над процессом съемки, большие размеры изображений, меньше шума и т. д. Но это само по себе не сделает вас хорошим фотографом.

Хорошая фотография требует сочетания многих элементов, и независимо от камеры, которая у вас есть, скучный предмет будет по-прежнему скучным, даже если он снят на последнюю высококачественную камеру.


Если вы действительно хотите улучшить свою фотографию, сначала вам нужно улучшить творческие и визуальные элементы. Такие вещи, как возможность красиво осветить сцену или предмет, правильно составить композицию/кадрировать изображение и фактически найти интересные возможности для фотографирования. После того как вы освоите эти составляющие, ваши фотографии будут выглядеть лучше, независимо от используемой камеры.

№3 – Не упускайте теоретическую часть обучения

Как и в любом другом деле, чем больше вы занимаетесь фотографией, тем лучше вы становитесь. Очень легко забыть о том, что на самом деле есть какая-то наука и теория, лежащие в основе фотографии.

Хотя вам и не нужно понимать сложные составляющие теории (если вы этого не хотите) и уметь пересчитывать цветовые температуры, все же очень полезно знать некоторые основы.

Самое замечательное заключается в том, что в наши дни есть много информации о фотографии онлайн, и вы можете получать необходимые знания в удобное для вас время.


№4 – Не сравнивайте себя с другими

Когда вы начинаете фотографировать, всегда какая-то часть вас будет смотреть на вашу работу и сравнивать ее с другими людьми. Хотя вы всегда должны смотреть работы других фотографов и вдохновляться ими, но пытаться сравнить себя с другими - это не просто бессмысленно, но и может нанести ущерб вашему успеху в будущем.

Вы осознаете, что пытаетесь скопировать других людей, а не развить свой собственный стиль, который в дальнейшем поможет вам и вашим фотографиям выделяться из толпы. Так что не злоупотребляйте, сравнивая свою работу с другими, смотрите на чужие работы с восхищением, но никогда не завидуйте.

№5 – Будьте откровенны с собой

Одна из самых замечательных вещей в фотографии - то, что вы могли бы отправить бриф нескольким фотографам, и все они, скорее всего, сделают разные работы. Это может быть их интерпретация, их видение или их стиль – суть в том, что их работа, вероятно, будет выглядеть по-другому, даже если эта разница очень тонкая. Именно эта уникальность делает фотографию такой замечательной формой искусства. Но у всех этих фотографов есть одна общая черта - они остаются верными своему способу работы.


Конечно, иногда вам нужно приспосабливаться, особенно когда вы работаете с клиентами по брифу, но в творческих съемках всегда должна быть синергия. Если вы хотите определить, есть ли у вас собственный стиль, разложите на столе как можно больше своих фотографий. Вы тут же увидите связь между ними. Если это не произошло, тогда спросите себя, почему и попытайтесь понять, что не так.

№6 – Делайте то, что любите

Большинство фотографов расскажут вам, что им абсолютно нравится то, что они делают, и они не хотели бы делать что-либо еще.

Если фотография - это хобби для вас, зачем вам фотографировать то, что вам не нравится? Большинство людей увлекаются фотографией именно благодаря тем жанрам, которые им действительно нравятся. Для некоторых это фотографии из путешествий, для других это может быть еда или свадьбы. Некоторые люди любят снимать фотографии дикой природы, а другие, например, спортивные мероприятия.

Какова бы ни была ваша страсть, вам будет гораздо лучше сосредоточиться на вещах, которые вы любите фотографировать, а не на том, что вам не нравится, поскольку эта страсть будет отражаться на качестве вашей работы.


Заключение

Хотя этот список может показаться очевидным, но удивительно, как часто люди снова и снова допускают эти ошибки.

Для многих фотография – это хобби. И, как и любое другое хобби, оно должно приносить удовольствие. Старайтесь избегать этих ошибок, и фотография станет для вас еще более увлекательной, и это отразиться на ваших работах.

И света в портретной фотографии существует еще и язык тела, который должен понимать фотограф. Именно в позировании скрывается огромное количество ошибок фотографов, которые где-то подсмотрены, не очень удачно скопированы либо просто игнорируются по незнанию. Комментируя и просматривая фотографии студентов, я часто встречаю одни и те же ошибки у разных фотографов, поэтому и решила объединить их в одну статью.

Для наглядных примеров я заручилась поддержкой книги Уильяма Мортенсена «Модель. Проблемы позирования», одной из лучших книг по позированию, которые мне приходилось встречать. Иллюстрации взяты оттуда.

Итак, начнем с лица .

Ошибка 1. Прерванный профиль (слева). Часто случается так, что фотограф не обращает внимания на поворот головы модели, и кончик ее носа заходит за край щеки либо слегка его касается.

Правильно: Профиль должен быть либо полным, чтобы зрителю была видна только одна сторона лица модели, либо в три четверти, как показано на рисунке справа.

Ошибка 2. Высоко поднятый подбородок либо нижний ракурс. Человеческое лицо лучше не снимать снизу, особенно если речь идет о полнолицых или не очень молодых моделях. Помимо того, что такой ракурс подчеркивает не всегда красивый подбородок, он искажает форму лица. Такое же искажение происходит, если модель слишком запрокидывает голову назад: это приводит к зрительному увеличению челюсти, а также акцентирует ноздри:

Ошибка 3: Отсутствие шеи. Некоторые модели любят прижимать подбородок, чтобы продемонстрировать свою скромность. Если голову сильно наклонить вперед, это не только исказит лицо, но и спрячет шею, нарушив естественные пропорции. Недопустимы и любые другие ракурсы, в которых шея на фотографии отсутствует.

Ошибка 4. Наклон головы без наклона плеча. Наклон головы при ровных плечах смотрится неестественно:

Если вы решили использовать в позе наклон головы, его нужно обязательно компенсировать плечом, поднятым в ту сторону, куда наклонена голова:

Руки и ноги

Ошибка 5. Короткие руки или ноги. Позы, в которых руки или ноги модели становятся зрительно короче, нарушают пропорции тела. Их лучше избегать. Напротив, использовать лучше позы, в которых подчеркивается естественная длина конечностей.

Ошибка 6. «Культи» из конечностей. Если конечность не видна на фотографии целиком, а виден только ее изгиб, она смотрится как ампутированная. Слово ужасное, но так оно и есть:

Помните, что фотография двухмерна, и по ней нельзя «додумать», где тут рука или нога.

Ошибка 7. Рука из живота. Неестественно смотрятся руки, внезапно возникающие там, откуда они не растут. Если вы хотите, чтобы обе руки были видны, выберите такую позу, при которой видно всю линию руки.

Ошибка 8. Рука из ниоткуда или «чужая» рука. Речь также идет о фотографиях, на которых линия руки прерывается. При этом рука может смотреться либо как чужая, либо неожиданно появляться из края кадра, откуда ее не ждали.

Ошибка 9. Нога на ногу. В позе «нога на ногу» нежелательно, чтобы нога, расположенная ближе к камере, была сверху:

Если вы решили использовать эту позу, сверху должна быть нога, которая попала на задний план.

Ошибка 10. При съемке «ню» и в обтягивающей одежде следите, чтобы бедра не касались какой-либо поверхности всей своей площадью. При этом искажаются линии ног, которые играют большую роль в передаче формы тела в целом (слева). Особенно следует избегать такого «сплющивания» ног, если модель склонна к полноте. Решить эту проблему можно выбором другой позы (справа):

Ошибка 11. Следите за тем, чтобы рука в предплечье не касалась тела слишком плотно. Это проводит к некрасивому увеличению зрительного размера плеча.

Ошибка 12. Не кадрируйте ноги и руки в суставах. Это грубейшая ошибка:

Если вам все-таки нужно обрезать ноги или руки, это нужно делать либо выше, либо ниже сустава:

Просим Вас, не совершать их!

Как показывает опыт, в процессе обучения почти каждый начинающий фотограф совершает типичные ошибки. В этой статье мы собрали их вместе, чтобы вы могли заранее их предвидеть. И, по возможности, избежать.

1. Отказ от вспышки

Случается такое, что начинающему фотографу кажется, что съемка со вспышкой гораздо хуже, нежели без нее: неприятный, резкий и плоский свет сверху над самой камерой. Обычно такое бывает, если вы используете неправильный тип вспышки (например, выдвижную вспышку pop-up). Обязательно купите себе “правильную” вспышку и тогда вы узнаете сколько возможностей дает она для творчества.

2. Неверный выбор режима фокусировки

Бывает, что совсем нет времени на то, чтобы произвести все необходимые настройки (например, при съемке спонтанных событий). В таких случаях приходится идти на компромисс, надеясь, что потом при помощи фоторедактора можно будет исправить какие-то недочеты. Но всегда помните – фокус относится к тем вещам, которые не поддаются постобработке.

Если вы выбрали неправильный режим фокусировки, то ваша камера будет, либо непрерывно пытаться перефокусироваться, либо же вовсе не будет отслеживать ни сам объект съемки, ни его движение.

3. Неправильно настроенная светочувствительность - ISO

Есть 2 проблемы, связанные со светочувствительностью, которые чаще всего встречаются у новичков. Первая – это когда фотограф не хочет особо возиться с ISO, поэтому устанавливает уровень 100 и больше его не меняет на протяжении всей съемки. Из-за этого фотографии получаются очень темными и недоэкспонированными, что явно не прибавляет им качества.

Другая ошибка заключается в том, что временами фотографы выставляют уровень ISO, например, на 1600. А потом, забывая об этом, фотографируют с той же настройкой при ярком солнечном освещении. Поэтому снимки получаются с большим уровнем шума.

Такие мелочи легко упустить из виду, особенно если вы только начинаете заниматься фотографией. Но постоянная практика поможет вам выработать привычку всегда проверять настройки фотоаппарата перед съемкой.

4. Использование только формата JPG

Конечно же удобно, когда, снимая в JPG, камера сама выбирает нужные настройки баланса белого, резкости, насыщенности и контраста, но здесь есть один недостаток - при этом настолько сильно сжимается изображение, что внести в него какие-либо изменения при обработке довольно сложно. Сделав в одно и то же время снимки в режиме RAW и JPG, вы можете увидеть реальную разницу между 2 фотографиями и возможностями постобработки.

5. Пятна и пыль на изображениях

Если работая с фотокамерой, вы вдруг замечаете странные пятна на своих фотографиях, то, скорее всего, стоит проверить датчик фотокамеры. Кроме того, грязной может быть не только матрица, но и объектив. Если избавиться от грязи у вас нет возможности, то лучше фотографировать при малом отверстии диафрагмы, при значениях f/16. А еще не фотографируйте однотонные пространства до очистки техники, снимайте что-нибудь разноцветное.

6. Работа без резервных копий

Иногда из-за обычного отказа жесткого диска можно потерять все свои фотографии. Поэтому хорошему фотографу следует всегда делать резервные копии сразу же при импорте фотографий. Потом каждый месяц можно удалять их, перенося оригинальные файлы на внешний диск. Таким образом, освобождая место на диске своего компьютера и при этом ничего не теряя.

7. Неотформатированная карта памяти

Очень обидно, когда придя на долгожданную фотосъемку, обнаруживаешь, что карта памяти фотоаппарата почти заполнена. Лучше всего форматировать карту памяти после каждого копирования всех отснятых фотографий на компьютер. Это существенно улучшит производительность работы фотоаппарата и избавит вас от неприятных ситуаций с переполненной картой памяти.

8. Копирование фото на компьютер через USB-кабель

Если вы пользуетесь обычным кабелем USB, то весь процесс длился довольно долго, а вместе с ним тратится заряд батареи, и случаются со сбои при передаче. С тех пор, как у меня появился кардридер, в сторону USB я даже и не смотрю.

Если у вас новая модель зеркального фотоаппарата, то, скорее всего, там есть слот для SD-карт, а в ноутбуке встроен для них картридер. И нет вам никаких оправданий, если вы им не пользуетесь.

9. Баланс белого на автоматическом режиме

Одна из самых больших ошибок начинающих фотографов. Если на вашей камере почти всегда установлен режим AWB (автоматический баланс белого), то вы наверное замечали, что при съемке внутри помещения автоматический режим не всегда срабатывает. И некоторые снимки получаются довольно плохого качества с оранжевым оттенком. Как только вы начнете сами устанавливать правильный баланс белого, а не будете доверять это автомату, то вскоре увидите огромную разницу в цвете. Что отразится и на общем качестве фотографий – они больше не будут похожи на снимки любителя-дилетанта.

10. Использование бесплатного фоторедактора

Это своего рода преступление в мире фотографии. Чаще всего при такой обработке снимки теряют свою резкость, поскольку бесплатные программы довольно плохо справляются со своими задачами. Поэтому обязательно заведите надежную программу для такой работы.