Новый порядок ккт. Кто освобожден от применения ККТ

3 июля 2018 года подписан закон, внесший поправки в 54-ФЗ в части изменения списка субъектов, освобожденных от применения онлайн-касс, а также установления порядка работы с ККТ в отдельных ситуациях. Большинство принятых норм вступили в силу уже 3 июля. Рассказываем, как изменится жизнь пользователей касс.

Применение касс при безналичных расчетах с физлицами

Подписанный Президентом РФ Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ исключил из Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники…», в том числе и из его наименования, большинство упоминаний об «электронных средствах платежа». Данный термин был заменен на «расчеты в безналичном порядке».

Тем самым была упразднена путаница и неразбериха при толковании закона. Например, ранее было не совсем понятно, нужно ли применять кассы, если товар оплачивается дистанционно, путем зачисления денег на расчетный счет продавца. В частности, в случаях расчета платежными поручениями.

Теперь закон говорит, что организации и ИП при безналичных расчетах с физическими лицами обязаны применять кассовую технику и выдавать покупателям кассовые чеки (п.5 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ).

При этом закон все же отделяет собственно безналичные расчеты от электронных средств платежа (ЭСП). ЭСП – это банковские карты, системы интернет-банкинга, электронные кошельки, платежные программные приложения и т.п. Безналичные расчеты не ограничиваются вышеперечисленными ЭСП. К примеру, оплата по банковской квитанции и платежному поручению также являются безналичными расчетами.

Относительно двух последних способов оплаты поправки устанавливают переходный период сроком на 1 год, чтобы продавцы сумели подстроиться под новые правила работы с платежками (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ).

Таким образом, если организация/ИП работает, допустим, по безналу, используя платежки и свой расчетный счет, то обязанность по применению касс и изготовлению чеков для нее появится с 1 июля 2019 года.

Если же организация/ИП принимает к оплате банковские карты и электронные деньги, то она обязана соблюдать кассовую дисциплину уже сейчас. Тем более, что поправки значительно смягчили порядок работы с кассами при дистанционной торговле.


Изготовление чеков при дистанционной оплате

Дистанционная оплата товаров не освобождает продавца от применения кассы и выдачи покупателю кассовых чеков. Причем раньше было непонятно, как продавцы могут обеспечить изготовление/передачу чека в момент оплаты товара (п. 2 ст. 5 Закона № 54-ФЗ).

Сейчас законодатели учли специфику дистанционной торговли и прописали в пп. 5.3-5.4 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ особые правила применения онлайн-касс и выдачи чеков для таких случаев. Теперь при дистанционной торговле кассовый чек/БСО нужно изготовить не позднее рабочего дня, следующего за днем расчета. При этом чек не может быть изготовлен позднее момента передачи товара. То есть, сегодня оплатили, завтра доставка – завтра чек, сегодня оплатили и сегодня же доставили – чек тоже сегодня.

Чек разрешено направить покупателю одним из следующих способов:

  • в электронной форме на абонентский номер или e-mail (чек направляется не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета);
  • на бумаге вместе с товаром без направления электронного чека;
  • на бумаге при первом непосредственном взаимодействии покупателя с продавцом без направления электронного чека.

Применение касс в расчетах между организациями и ИП

Закон прямо устанавливает, что кассовая техника не применяется при безналичных расчетах между организациями и ИП (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). При этом уточняется, что если между организациями/ИП происходит предъявление электронного средства платежа, то применение ККТ становится обязательным.

Таким образом, если при расчетах между организациями происходит перечисление денег со счета на счет, то применять кассу не нужно. Если же организации расплачиваются друг с другом наличными деньгами или банковской картой, они обязаны применять онлайн-кассы в общем порядке.

Обращаем внимание, что вопреки многочисленным разговорам на эту тему, подотчетные лица организаций, выступающие на стороне покупателей, не будут печатать чеки при покупке товаров/услуг у организаций. Изготавливать чеки будет обязана исключительно организация-продавец. Это в интервью БУХ.1С .

Он уточнил, что при расчетах подотчетного лица со сторонним юридическим лицом достаточно пробить один кассовый чек: «Идентификация покупателя как юридического лица происходит на основании предъявляемой им доверенности на совершение расчетов от имени юрлица. Также важным фактором взаимодействия юридических лиц является договор. Если данные условия соблюдены, то получается, что фактически встретились два юридических лица, совершающих один расчет, который оформляется одним чеком, сформированным на одной кассе».

Если же подотчетное лицо совершает покупки без предъявления доверенности от компании, то ККТ продавцу следует применять так же, как и с обычным покупателем.

При этом теперь кассовый чек, сформированный при расчетах между организацией и ИП, должен содержать дополнительные реквизиты. Эти реквизиты позволят идентифицировать покупателя и приобретенную продукцию (п. 6.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). В перечень дополнительных реквизитов чеков входят:

  • наименование покупателя (наименование организации, ФИО ИП);
  • ИНН покупателя (клиента);
  • сведения о стране происхождения товара (при осуществлении расчетов за товар);
  • сумма акциза (если применимо);
  • регистрационный номер таможенной декларации (если применимо).

Применение касс при предоплате

Поправки дополняют ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ новым п. 2.1, который устанавливает правила оформления расчетов в случаях внесения физлицами предоплаты/авансов за те или иные услуги. Например, когда физлицо предъявляет абонемент в театр, проездной билет на общественный транспорт или использует определенный тарифный пакет на услуги связи и интернета.

В соответствии с новыми правилами, при расчетах в виде зачета или возврата предварительной оплаты и авансов, организации и ИП могут сформировать один кассовый чек (БСО). Данный чек будет содержать сведения обо всех таких расчетах за сутки либо иной расчетный период. Этот период не должен превышать календарного месяца. Сводный чек будет направляться в ФНС в целях контроля.

Что касается кассового чека, то покупателю, например, подарочного сертификата, чек, естественно, выдавать нужно. Предъявление такого сертификата к оплате - это и есть частный случай расчета в виде зачета аванса. И предъявителю сертификата (а это может быть и другой человек), никакого чека уже выдавать не надо.

Что делать при поломке фискального накопителя

Поправки дополняют ст. 4 Закона № 54-ФЗ новым п. 8.1, который утверждает порядок действий в случае поломки фискального накопителя. Под поломкой накопителя здесь понимается невозможность считывания из памяти всех фискальных данных и формирования отчета о закрытии.

Теперь пользователь обязан будет сдавать сломанный накопитель изготовителю для экспертизы. Если поломка произошла по причине заводского брака, то экспертиза производится бесплатно.

В течение пяти рабочих дней со дня поломки пользователь ККТ должен будет подать заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ с новым накопителем либо о снятии ее с учета.

Производитель в течение 30 дней со дня получения сломанного фискального накопителя должен провести экспертизу и направить ее результат пользователю ККТ и в налоговые органы.

Если со сломанного фискального накопителя можно считать данные, пользователь обязан будет передать эти данные в налоговый орган в течение 60 дней.

Снятие кассы с учета при прекращении деятельности

Поправки дополняют ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ новым п. 18, который устанавливает правила снятия касс с учета при прекращении предпринимательской деятельности.

Согласно нововведениям, при прекращении деятельности организации/ИП снимать кассу с учета не потребуется. ККТ снимут с регистрационного учета налоговики в одностороннем порядке.

То есть, направлять в ИФНС заявление о снятии кассы с учета не нужно. Основанием для снятия кассы с учета выступает запись в ЕГРЮЛ или ЕГРИП о прекращении деятельности организации/ИП.


Кого навсегда освободили от применения ККТ

Федеральный закон дополняет и уточняет перечень случаев, при которых организации и ИП вправе осуществлять торговлю вообще без применения кассовых аппаратов.

В частности, уточняется, что от применения касс освобождаются кредитные организации (п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Вместо применения ККТ им вменяется в обязанность ведение перечня автоматических устройств для расчетов, обеспечивающих возможность осуществления операций по выдаче и приему денег (банкоматов).

Наряду с кредитными организациями от применения ККТ освобождается:

  • торговля газетами и журналами на бумажном носителе, а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров (абз. 2 п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ);
  • торговля безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой в розлив (абз. 8 п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ);
  • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров (абз.7 п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ), а также торговля в пассажирских вагонах поездов и на борту самолетов (исключение составляют случаи разносной торговли технически сложными товарами – при их продаже потребуется применение касс);
  • продажа страховых полисов страховыми агентами (обязанность по направлению клиенту электронного чека возлагается на страховщика, который обязан направить электронный документ при получении денег от агента (п. 11 ст. 2 Закона № 54-ФЗ));
  • деятельность организаций, которые реализуют властные полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления, по платному предоставлению парковок (п. 10 ст. 2 Закона № 54-ФЗ);
  • продажа товаров через механические автоматы, где расчеты совершаются исключительно монетой Банка России, кроме автоматов, которые питаются от электричества, в том числе через аккумулятор (п. 1.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ);
  • платные услуги государственных и муниципальных библиотек, связанные с библиотечным делом (п. 12 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Также поправки разрешают организациям и ИП не применять кассы в административных центрах муниципальных районов, отнесенных к труднодоступным местностям и при этом являющихся единственным населенным пунктом района (абз. 1 п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ).

Кроме того, от применения ККТ освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, при условии выдачи покупателю документа, подтверждающего факт расчета (п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Исключения составляют виды деятельности, осуществляемые ИП на ПСН, которые указаны в пп. 3, 6, 9 - 11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 45 - 48, 53, 56, 63 п. 2 ст. 346.43 НК РФ. По данным видам деятельности применение ККТ станет обязательным с 1 июля 2019 года.

Когда можно не выдавать чеки и использовать кассу автономно

Согласно изменениям (п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ), организации и ИП, которые осуществляют продажу товаров через автоматы (вендинг), могут не выдавать покупателям бумажные чеки.

Также они вправе не высылать им и электронные чеки, если покупатели до момента уплаты не сообщат свои контактные данные (адрес электронной почты или номер мобильного телефона). Исключение составляют случаи торговли подакцизной продукцией, технически сложными товарами, а также товарами, подлежащими обязательной маркировке.

При этом вендинговые автоматы должны быть оборудованы онлайн-кассой и обеспечивать передачу данных о расчетах в ФНС. С 1 февраля 2020 года для автоматов вводится новое требование – обязательное отображение на дисплее QR-кода (п. 3 ст. 4 Закона № 192-ФЗ). Такой код должен позволять покупателю осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (бланк строгой отчетности).

Другой случай, когда разрешается не выдавать чеки, - расчеты при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа, если клиенты оплачивают проезд/провоз при помощи карты (п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Также поправки дополняют перечень случаев, когда организации и ИП могут использовать кассы в автономном режиме (без выхода в интернет и мгновенной передачи информации о расчетах на сервер ФНС).

Согласно нововведениям, в данный перечень попала торговля на территориях военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны и органов внешней разведки (абз. 1 п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Отсрочка на применение онлайн-касс до 1 июля 2019 года

Одновременно с установлением перечня субъектов, освобожденных от применения ККТ, поправки в закон об онлайн-кассах по сути расширили список организаций и ИП, обязанных их применять. При этом всем новым пользователям онлайн-касс предоставлена отсрочка на 1 год для того, чтоб они могли перестроить свою деятельность под соблюдение кассовой дисциплины.

В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона № 192-ФЗ отсрочку на обязательное применение онлайн-касс до 1 июля 2019 года получили организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении:

  • безналичных расчетов с физическими лицами через квитанции и платежки (в отношении банковских карт, интернет-банкинга, электронных кошельков и других ЭСП отсрочка не действует);
  • расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт;
  • зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов;
  • при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг (погашение займов для оплаты товаров, работ и услуг требует от организаций и ИП применения ККТ уже с 3 июля 2018 года, абз. 21 ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).

Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ сделал закон о применении ККТ значительно проще и понятнее. Между тем, у пользователей касс еще остались вопросы. На некоторые из них БУХ.1С ответил Андрей Бударин, начальник Управления оперативного контроля ФНС России.

С 3 июля 2018 года законодатели расширили понятие расчетов. Теперь, согласно ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ, расчетами считаются, в частности, зачет и возврат предварительной оплаты и авансов. Андрей Владимирович, хотелось бы уточнить, что понимается под таким зачетом и возвратом?

Под этим термином понимается, в том числе, любая отгрузка товара в счет предоплаты (аванса). Независимо от порядка оплаты такая отгрузка потребует применения онлайн-касс. При этом применение кассы необходимо при расчете с физическими лицами, а между юридическими лицами и ИП – нет.

А когда вводится обязанность по применению касс при отгрузке товаров в счет ранее полученной предоплаты (авансов)?

Зачет и возврат предварительной оплаты и авансов включены в перечень расчетов, по которым предоставляется отсрочка до 1 июля 2019 года.

Также в понятие расчетов включили предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ и услуг. Означает ли это, что при продаже товаров в кредит, т.е. когда товар передается покупателю вообще без оплаты, нужно применять ККТ?

В категорию «предоставление и погашение займа» не входит передача товаров в кредит с участием кредитной организации. Но при продаже товара в кредит продавец все равно обязан применять ККТ и выдавать покупателям чеки.

Помимо всего прочего, сейчас под расчетами понимают и предоставление/получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги. Относится ли сюда оплата страховой премии страховщику и выплата страхового вознаграждения?

Нет, это относится к услуге. При этом с 01.07.2019 для расчетов по таким услугам предусмотрены дополнительные реквизиты кассового чека.

А считается ли встречным предоставлением товарообмен?

Да, считается.

Но кассы применяют лишь в случаях, если товарообмен происходит с физлицами. Если же два юридических лица, или юрлицо и ИП осуществляют товарообменную операцию, они не должны применять онлайн-кассы.

Закон не требует применения ККТ при безналичных расчетах между организациями и ИП. Исключение составляют случаи, когда между организациями/ИП происходит предъявление электронного средства платежа (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Есть ли возможность уточнить, какие виды оплаты попадают под это исключение?

Под такое исключение подпадает физическое предъявление покупателем продавцу электронного средства платежа. Например, корпоративной карты.

В случаях, указанных в п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ пользователи вправе применять ККТ вне корпуса автоматического устройства для расчетов. Значит ли это, что пользователь может при расчете через автоматическое устройство выдать чек, используя кассу, которая находится отдельно?

Да. При этом в указанных случаях кассовый чек может вовсе не печататься.

Правда ли, что после 1 июля 2019 года при оплате проезда водителю автобуса или маршрутки наличными денежными средствами, пассажир должен будет получить чек?

Да, именно так.

Что означает формулировка нового п. 5.3 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ «осуществление расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с пользователем или уполномоченным им лицом»? Кого можно считать уполномоченными лицами?

Данная формулировка означает, в частности, оплату товаров на основании счета в отделении банка.

Круг же уполномоченных лиц определяется в соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации (например, ст. 185 ГК РФ).

По новым правилам при дистанционной торговле чек должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара (п. 5.4 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Можно ли считать датой расчета день подтверждения банком исполнения распоряжения покупателя на оплату.

Да можно, но в целях соблюдения норм Закона № 54-ФЗ значение имеет не «дата расчета», а «момент расчета».

При этом момент расчета в розничной торговле не может быть осуществлен позднее момента передачи товара.

Также могут возникнуть проблемы, если продавец и покупатель трактуют момент расчета по-разному и покупатель пожалуется, почему чек ККТ выдан, например, через 3 дня после покупки. Тогда налоговые органы начнут разбираться в договорных отношениях, нарушении законных прав покупателя и т. д.

Владельцы малого бизнеса неоднократно выражали недовольство необходимостью внедрения онлайн-касс, объясняя это тем, что им придётся понести дополнительные расходы на покупку, установку и обслуживание нового оборудования. Предприниматели не видят собственную выгоду, и считают, что онлайн-устройства нужны лишь для облегчения работы ФНС. Законодатели пошли навстречу, и разбили переход на несколько этапов. На сегодняшний день осталось перешагнуть последнюю ступень - в 2019 году современные аппараты будут установлены везде, где это предусмотрено законом.

Нужна онлайн-касса? Подберем ККТ для вашего бизнеса за 5 минут!

Что принёс 192-ФЗ: изменения в законе об онлайн-кассах с 3 июля 2018

На 01.07.2018 в законе 54-ФЗ было много неточностей, хоть большинство ИП и ЮЛ, попадающих под этот нормативный акт, установили кассы и зарегистрировали их к этой дате. Изменения в законе об онлайн кассах вышли 3 июля: был подписан закон, разъясняющий и уточняющий многие вопросы, обсуждаемые в 54-ФЗ. Кроме того, был дополнен список тех предприятий и частных предпринимателей, кто освобождается от применения ККМ насовсем.

Среди них и некоторые категории ИП на ПСН, получившие разрешение не использовать кассу. Основные изменения по 192-ФЗ:

  1. Расчётные операции, проведённые по безналу, теперь требуют применения кассовой техники. Если ранее под понятием «расчёты» понималось получение или выплата денежных средств наличными и через систему электронных платежей, то сейчас безналичные операции также считаются расчётными.
  2. Некоторые категории ИП на ПСН должны были установить современные ККТ уже в июне 2018, но 290-ФЗ предоставил им отсрочку до 01.07.2019 при условии выдачи покупателю чека или БСО с реквизитами, указанными в абз. 4-12 п. 1 статьи 4.7 ФЗ №54. После выхода 192-ФЗ, перечень видов деятельности, имеющих право на отсрочку, заметно сократился. Выбывшие из него категории взамен получили разрешение не устанавливать ККМ вообще, но обязательство выдавать клиенту расчётный документ осталось за ними.
  3. Изменения коснулись и правил установки ККМ для торговых автоматов. Если автоматическое устройство предназначено для оплаты услуг перевозки пассажиров и багажа, касса может быть установлена вне его корпуса при условии, что заводской номер на ней полностью читаем. В таком случае ККТ может не печатать чеки и не передавать их по интернету, если пользователь не предоставил свою почту или номер мобильного.
  4. Если дисплей вендингового автомата выдаёт QR-код, который содержит все данные об операции, то с 01.02.2020 чек также может не выдаваться. Однако это условие не распространяется на реализуемую продукцию с обязательной маркировкой, подакцизные и технически сложные товары.
  5. В обиходе появился фискальный накопитель (ФН) со периодом использования 15 мес., и не исключено, что появятся устройства с другим сроком действия. Это обусловлено тем, что изменились требования к ФН в части периода действия главной памяти ККТ - менее 36 месяцев и не менее 13 месяцев.
  6. Нововведения обращены и к платёжным агентам, которые проводят операции через автоматическое оборудование. Они обязуются формировать чеки в бумажном либо электронном виде и предоставлять их своим клиентам. Помимо этого, они могут переслать клиенту информацию с идентификацией чека и адресом интернет-ресурса, чтоб он смог самостоятельно найти и напечатать расчётный документ.
  7. Страховщик, привлекающий клиентов через агентов или посредников, которые работают от его имени, но не числятся в штате и не оформлены, как организация или ИП, обязан оформлять чек или БСО и направлять его страхователю.

Условия заполнения чеков и БСО также изменились. Теперь QR-код стал обязательной составляющей расчётного документа, а цена за единицу продукции указывается исключительно в валюте РФ.

Также дополнился список требований к расчётным документам, предоставляемым при выдаче выигрыша в лотерею, при оплате за страховку и возмещении ущерба по страховому случаю. Эти требования изложены в п. 6.2 ст. 4.7 ФЗ № 54, но они вступают в силу только 01.07.2019.

Кто переходит на онлайн-кассы с 1 июля 2019 согласно изменениям в законодательстве?

К перечню «вмененщиков» и «патентщиков», которым разрешено установить кассу к 01.07.2019, добавились некоторые категории ИП с патентом.

В 2019 ряды ИП и ЮЛ на ЕНВД, использующих кассу, пополнят виды деятельности:

  • ветеринария;
  • перевозка багажа и людей;
  • услуги по аренде земли и оборудованных мест под торговлю и размещение предприятий общепита;
  • сдача парковочных мест на стоянках;
  • ремонт и техосмотр автомобилей и мототехники;
  • сдача внаём личной жилплощади;
  • бытовые услуги (прачечные, парикмахерские и т.д.).

ИП на патенте переходят на онлайн-кассы с 1 июля 2019 согласно изменениям, если их бизнес попадает под следующие категории:

  • производство молока;
  • салоны красоты;
  • тренажерные залы, спортивные секции;
  • транспортировка грузов и людей (сюда же входит водный транспорт);
  • рыболовецкая и охотничья деятельность;
  • ветеринария, фармацевтика и мед. услуги;
  • ремонт автотранспорта, радио и бытовой техники, компьютеров;
  • услуги по прокату.

ИП на патенте и «вмененщики» могут не применять ККТ при условии отсутствия заключённых трудовых договоров, осуществляя розничную торговлю (тут же и вендинг), работая в сфере общепита, реализуя пиво и подакцизную продукцию.

Наряду с этим отсрочкой пользуются:

  • ЮЛ на УСН, работающие в сфере общепита без сотрудников;
  • все виды налогообложения, оказывающие работы и услуги населению.

Последние обязуются выдавать клиенту БСО в соответствии с изменениями 54-фз по онлайн-кассам 2018 года.

Через год ККТ понадобится ЮЛ и ИП при расчёте с физическими лицами по безналу (исключая интернет-банкинг и электр. кошельки) в таких случаях:

  • оплата за комм. услуги и за жилплощадь;
  • взносы за кап. ремонт;
  • выдача займов для расчёта за товары, услуги, работы;
  • зачёт и возврат аванса.

Кассы для ИП и ООО. Установим и зарегистрируем за 1 день.

Оставьте номер телефона, мы перезвоним и ответим на Ваши вопросы!

Освобождение от применения онлайн-кассы: изменения в 2019 году

В ст. 2 ФЗ № 54 скорректирован список тех категорий бизнеса, которые могут не применять ККМ для работы:

  • введено уточнение, что освобождение касается печатных изданий на бумажном носителе;
  • запрещено реализовать маркированные товары посредством разносной торговли без кассового аппарата;
  • разносная торговля без кассы теперь разрешена на борту воздушного транспорта;
  • разрешено реализовать молоко и питьевую воду в розлив;
  • услуги, предоставляемые государственными библиотеками, не оформляются через ККТ;
  • платный паркинг вдоль дорог общего пользования и возле госучреждений не применяет ККМ;
  • торговые автоматы, которые не питаются от электросети и от аккумуляторов, также освобождены от установки ККМ, если расчёты совершаются монетой ЦБ РФ;

Также согласно изменениям 2019 от онлайн-касс освобождены ИП на патентном режиме, указанные в ст. 346.43 п. 2 НК РФ за исключением пп 3, 6, 9 - 11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 45 - 48, 53, 56, 63, но обязанность выдавать чек остаётся при них. А вот продажа лотерейных билетов была исключена из списка видов деятельности, с которыми можно не применять кассу.

Изменения в онлайн-кассах: как работает устройство?

Сегодня существует огромное количество современных моделей ККТ, обеспечивающих работу предпринимателя в соответствии с последними требованиями законодательства. Независимо от комплектации и внешнего вида, каждая онлайн-касса работает по такому принципу:

  • формирует и печатает кассовые чеки с реквизитами, указанными в ст. 4.7 ФЗ № 54;
  • аккумулирует, шифрует и хранит данные об операциях;
  • отправляет сведения в ФНС посредством передачи информации ОФД;
  • обеспечивает формирование фискальных чеков и отчётов в электронной форме;
  • печатает на чеке линейные и двумерные коды;
  • принимает подтверждение о поступлении информации к ОФД;
  • информирует кассира-оператора о неполадках и ошибках, а также о неуспешной передаче сведений ОФД;
  • обеспечивает возможность поиска любого фискального документа в памяти ФН.

Передача данных ОФД осуществляется по специальному защищённому протоколу. Аппарат не может передавать информацию без подключения к сети интернет. Поэтому все расчётные онлайн-устройства предусматривают настройку беспроводного или кабельного интернета.

Главное изменение в онлайн-кассах - наличие фискального накопителя, пришедшего на смену ЭКЛЗ. Именно благодаря этому элементу, инсталлированному в корпус ККТ заводом-изготовителем или устанавливаемому опционально, расчётная техника может отвечать требованиям 54-ФЗ. Это и есть главная память устройства, без которой невозможен обмен информацией с ОФД, как и накопление, шифрование и хранение сведений о кассовых операциях. Без ФН кассовый аппарат выполняет функцию обычного чекового принтера.

Изменения по онлайн-кассам в 2019 году: алгоритм перехода

Из-за изменений в работе онлайн-кассы, в 2019 году по-прежнему действует усовершенствованный порядок установки и регистрации кассовой техники. Он охватывает несколько следующих этапов:

Не стоит забывать о том, что некоторым индивидуальным предпринимателям положены льготы на подключение и регистрацию кассового оборудования. ИП на ЕНВД и ИП на ПСН могут сократить расходы на установку кассы, обратившись за налоговым вычетом. Предприниматели, осуществившие переход до 01.07.2018, уже реализуют своё право на получение налогового вычета, а ИП, которым только предстоит поставить кассу в 2019, смогут оформить льготу по факту покупки и подключения кассы.
«Патентщики» отправляют в ФНС уведомление о намерении оформить вычет, и компенсируют средства путём возврата или перезачёта части налогового взноса. «Вменёнщики» вносят эту статью расходов в декларацию, и получают уменьшение налога за отчётный период, в котором касса была куплена и установлена. Сумма вычета за одну единицу ККТ составляет не более 18000 руб.

Изменения в работе с онлайн-кассами

По большому счёту, кассир-оператор выполняет ту же работу, что и раньше. Современные ККТ настраиваются таким образом, что выполнение всех законодательно требуемых функций осуществляется внутри устройства. Задачи кассира остались прежними:

  • формировать отчёты о закрытии и открытии смены;
  • добавлять товар в чек, сканируя его штрихкод, выбирая нужную позицию на экране POS-терминала или набирая его код на клавиатуре;
  • создавать чек, добавляя все позиции и подбивая итоговую сумму, печатать его на принтере и передавать копию покупателю.

Среди новых новых изменений в работе с онлайн-кассами, касающихся обязанностей продавца, можно отметить следующие:

  • следить за корректной работой онлайн-устройства;
  • отслеживать поступление сообщений об успешной или неуспешной передаче информации ОФД;
  • отмечать при формировании чека необходимость отправки клиенту его электронной версии на его почту или номер телефона (в том случае, если покупатель предоставляет такую информацию).

Кроме того, лицо, работающее с кассой, отслеживает срок необходимости замены ФН. Период его действия - 13, 15 и 36 мес.

54-ФЗ: и какая от него польза бизнесу

До 1 июля 2017 года подавляющее большинство предпринимателей, занятых в розничном бизнесе, должны модернизировать свои кассовые аппараты или приобрести новые – такова суть поправок в закон «О применении контрольно-кассовой техники». Теперь главное требование к кассовой технике – подключение к интернету и наличие фискальных накопителей, которые будут передавать информацию о всех расчётах в налоговые органы. О том, что изменится для малого бизнеса в ближайшие два года и есть ли для российских предпринимателей хоть какие-то плюсы в новом законе, рассказала эксперт фирмы «1С» Мария Правдина.

В чём суть закона об онлайн-кассах

Как работает онлайн-касса

сайте ФНС.

1С:Касса

  • Важно!

госреестр ККТ

электронный документооборот .

1С-ОФД ».

удостоверяющих центров .

1С-Подпись

руководитель проектов фирмы «1С», эксперт в сфере программного обеспечения для малого и среднего бизнеса. Образование: факультет экономической кибернетики МЭСИ. В фирме «1С» - с 2006 года, занимается продвижением сервисов для автоматизации управления и учёта (в том числе решениями по интеграции решений «1С» с государственными информационными системами).

Постановка на учёт кассы выполняется дистанционно, то есть никуда ехать и везти кассовый аппарат не потребуется.

К процессу постановки на учет и фискализации кассы нужно отнестись очень внимательно. Дело в том, что если процессе фискализации кассы – то есть при записи полученного в ФНС регистрационного номера в фискальный накопитель - будет совершена ошибка, то её уже нельзя будет исправить. Такой фискальный накопитель будет испорчен. Поэтому обычно эту процедуру поручают специалистам, которые знают и кассовый аппарат, и процесс фискализации.

Шаг пятый – подключить кассу к интернету . Это можно сделать как самостоятельно, так и с помощью специалистов. Особых требований к интернету закон не предъявляет.

Шаг шестой – обучить персонал работе с новыми кассами и запустить их в работу. Порядок работы с онлайн-кассами в принципе не отличается от привычного. Но есть и несколько новшеств. Кассира придётся обязать перед пробитием чека спрашивать покупателя, не хотел бы тот получить электронный чек. И в случае такого пожелания - указывать в программе электронный адрес или телефонный номер. Техническому специалисту или директору нужно будет взять за правило контролировать наличие неотправленных чеков в фискальном накопителе. Эта информация есть, к примеру, в торговых программах «1С», к которым подключаются кассы. Если неотправленные чеки есть – нужно будет разобраться с подключением к интернету или доступности ОФД. После решения проблемы прямо в программе можно будет дать команду фискальному накопителю отправить чеки в ОФД.

Для более крупных розничных компаний могут потребоваться и более серьёзные изменения бизнес-процессов.

Есть ли в новом законе хоть какие-то плюсы для бизнеса

Несмотря на то, что из-за вступившего в силу нового закона малый бизнес понесёт вполне ощутимые затраты и будет вынужден во многом перестроить свою работу, эта реформа имеет ряд плюсов и преимуществ.

Главную выгоду от нового порядка получат предприниматели, уровень дохода которых зависит не от степени хитрости в отношении неуплаты налогов, а от того, насколько полезный бизнес они создали, насколько его ценят покупатели, насколько хорошо отлажены бизнес-процессы. То есть честный бизнес.

Те, для кого сокрытие выручки было средством повышения эффективности бизнеса – безусловно, сильно пострадают. И чем больше ожиданий возлагалось на уклонение от налогов – тем более сильный удар будет нанесён новым законодательством.

Среди других полезных последствий также можно отметить следующие:

Отсутствие необходимости ходить в ФНС для регистрации, перерегистрации, снятия с учета касс – теперь всё это можно сделать дистанционно на сайте ФНС.

Снижение количества проверок (во всяком случае, это декларируется). Поскольку данные о продажах будут поступать в налоговые органы автоматически, у фискалов отпадёт необходимость проводить массовые проверки с непосредственным выездом сотрудников на места установки касс. Проверки касс и расчётов теперь будут осуществляться в автоматизированном режиме.

Также декларируется, что обслуживать кассовые аппараты можно будет самостоятельно - без привычных недешёвых договоров с Центрами технического обслуживания (ЦТО). Но на практике пока это не подтверждается. Производители касс стараются сохранить монополию своих специалистов на обслуживание техники, угрожая снятием гарантий.

Как обратить «закручивание гаек» на пользу своему бизнесу

В текущей ситуации есть ещё несколько моментов, которые следует принять во внимание.

«Реформа 54-ФЗ» - не первая и не последняя на розничном рынке. Уже в течение нескольких лет происходит усиление государственного контроля над товародвижением, причём, для этого очень эффективно используются информационные технологии.

Так, только за 2015-2016 годы были введены в действие автоматизированные системы контроля НДС, ЕГАИС, система маркировки меховых изделий. На очереди в 2017 году – запуск системы маркировки лекарственных средств и электронная сертификация рыбы, мяса, молока и прочих товаров, подлежащих ветеринарному контролю.

При этом контроль товародвижения становится сквозным – от производителя или импортёра – до конечного покупателя.

Поэтому бизнес должен как минимум соответствовать уровню государственной автоматизации – то есть уметь предоставлять данные по всем направлениям деятельности, а не только, как раньше, бухгалтерские отчёты и налоговые декларации. А также - уметь организовать качественный учёт товародвижения, не противоречащий ни бухгалтерской, ни налоговой отчётности.

Возможно, сейчас самый подходящий момент для того, чтобы задуматься о комплексной автоматизации своего бизнеса

Подумайте, целесообразно ли теперь, когда ФНС видит весь ваш товарооборот, содержать «лояльного» специалиста по учёту в штате компании? При повышении нагрузки и ответственности за результат не пора ли передать задачу фискального учёта профессиональным аутсорсерам и тем самым сократить расходы компании?

И ещё: не пришло ли время использовать информацию, которую вы так и так отправляете в ФНС, с пользой для бизнеса? Например, начать контролировать товарные остатки, анализировать спрос, планировать закупки, не допускать отсутствия ходовых товаров на прилавке и залежей неликвидов.

Наличие и анализ информации о товародвижении – идеальная база для проведения акций, запуска программ лояльности и применения всего спектра популярных розничных технологий даже в самых небольших розничных точках. А для решения этих задач подходит любая товароучётная система - например, «1С:Розница» за 3 300 рублей с бессрочным бесплатным обновлением или упомянутая новая облачная «1С:Касса» за 200 рублей в месяц.

В чём суть закона об онлайн-кассах

  • С 1 июля 2017 года организации и большинство индивидуальных предпринимателей должны использовать только контрольно-кассовую технику нового поколения (онлайн-кассы или ККТ с передачей данных).
  • С 1 июля 2018 года применение онлайн-касс станет также обязательным для плательщиков ЕНВД и предпринимателей на патенте.
  • Особенность новых касс в том, что вся информация о платежах будет передаваться через оператора фискальных данных напрямую в налоговую инспекцию.
  • Розничным продавцам будет необходимо обеспечить требуемый состав информации в каждом кассовом чеке – включая наименование товара (услуги) и НДС.
  • Штрафы за ненадлежащее использование контрольно-кассовой техники повышаются до 30 000 рублей, срок давности увеличивается до года.

В числе первых на новые онлайн-кассы должны перейти продавцы любых спиртосодержащих напитков (в том числе пива, сидра, медовухи, пуаре) и те предприниматели, которые осуществляли розничную продажу алкоголя при оказании услуг общественного питания и ранее не применяли фискальную технику.

Это обусловлено тем, что данная категория розницы оказалась на перекрестке изменений сразу в двух федеральных законах – и 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Несмотря на то, что среди продавцов слабоалкогольной продукции много предпринимателей на ЕНВД и ПСН, и согласно 54-ФЗ они могли перейти на новые ККТ только с июля 2018 года, требования 171-ФЗ обязывают их перейти на онлайн-кассы уже к 1 апреля 2017-го.

Что будет с нарушителями 54-ФЗ

Государство уже предусмотрело довольно суровые меры за неприменение или ненадлежащее применение контрольно-кассовой техники.

Согласно закону, неприменение ККТ повлечёт изъятие выручки, полученной в обход кассы. Так, должностные лица заплатят штраф в размере половины суммы расчёта, осуществлённого без применения кассового аппарата. Причём, штраф не может быть меньше 10 000 рублей. Сами же магазины могут лишиться вообще практически всей выручки, полученной подобным образом (от 75 до 100% выручки). Размер штрафа для юрлиц начинается с суммы в 30 000 рублей. Такой штраф предполагается за каждый факт нарушения закона.

Повторное нарушение повлечёт дисквалификацию должностных лиц и административное приостановление деятельности магазинов. Дисквалифицировать будут на срок до двух лет, а закрывать торговые объекты – на 3 месяца.

Одновременно закон увеличивает срок давности привлечения к административной ответственности. Новый срок составит один год. Напомним, ранее этот срок исчислялся двумя месяцами. При этом налоговики жаловались, что завершить производство в законный срок зачастую просто невозможно. Теперь же избежать ответственности пойманным на нарушении торговцам станет значительно труднее.

Что произойдёт с кассами, которые не будут заменены : ФНС в письме от 30 декабря 2016 года № ЕД-4-20/25616 предупредило, что в случае, если налоговые органы выявляют кассу, не соответствующую требованиям законодательства, то её снимут с учета в одностороннем порядке без заявления пользователя.

Как работает онлайн-касса

Новая касса, или онлайн-касса, сильно отличается от той, к которой привыкли продавцы. Во-первых, привычный кассовый блок (ЭКЛЗ - электронная контрольная лента защищённая) заменяется на фискальный накопитель. Это небольшое устройство, в памяти которого хранится информация обо всех продажах, выполненных на кассе. Фискальный накопитель шифрует данные и отправляет их в ФНС.

Заявленная стоимость фискального накопителя – 8 000 рублей, однако в настоящий момент в силу дефицита цена доходит и до 15 000 рублей. Срок работы прибора – 13 месяцев

Обещают, что на рынке будут доступны и накопители с более долгим сроком годности – до 36 месяцев, но на момент написания этой статьи такие на рынке ещё не появились.

Владелец кассы имеет право самостоятельно заменять фискальный накопитель по истечении периода использования. Но, судя по всему, поставщики кассовой техники будут требовать, чтобы это выполняли сертифицированные специалисты – например, в рамках договора обслуживания ККТ. В ином случае это может грозить снятием кассового аппарата с гарантии.

Кассовый аппарат также должен быть оборудован интерфейсом для подключения к интернету – проводному или беспроводному (WiFi, мобильный интернет).

Некоторые кассовые аппараты могут быть модернизированы под новые стандарты. Некоторые – нет. Это можно выяснить только у производителя.

Стоимость новых касс – от 18 000 до 70 000 рублей, в зависимости от характеристик и возможностей. При покупке нужно обращать внимание на то, входит ли в объявленную стоимость фискальный накопитель.

Кто такой оператор фискальных данных и зачем он вообще нужен

Законодательно в процессе передачи данных от кассы в ФНС предусмотрен обязательный посредник - оператор фискальных данных, или ОФД. Это компании, которым ФНС делегировала собирать информацию с фискальных накопителей касс и транслировать её на свои серверы. Реестр ОФД опубликован на сайте ФНС. Договор с ОФД должен быть заключён для каждой кассы. Стоимость годового договора - 3 000 рублей.

Важный вопрос – как быстро ваш чек будет отправлен в ФНС. В законе нет требования о моментальной отправке чека в ОФД. На это отводится до 30 календарных дней с момента формирования чека. Поэтому если «отвалился» интернет – ничего страшного не случится, неотправленные чеки будут накапливаться в фискальном накопителе, а при восстановлении связи – будут отправлены в ОФД. Но если в течение 30 дней информация не передана, то фискальный накопитель будет автоматически заблокирован и касса перестанет печатать чеки.

Несмотря на наличие посредника, ответственность за своевременность передачи данных в ФНС несёт владелец кассы.

Какие данные будут указаны в новых чеках

В чеках, которые будут выдавать онлайн-кассы, содержится намного больше информации, чем было раньше. Теперь туда включаются, в числе прочих, и следующие сведения:

  • информация о системе налогового учёта продавца;
  • признак расчёта (приход, возврат и т.д.);
  • наименование проданных товаров;
  • сумма расчёта с отдельным указанием ставки и размера НДС;
  • форма расчёта (наличные или электронный платёж).

Также на чеке будет размещен QR-код, по которому покупатели смогут с помощью специального мобильного приложения найти свой чек на сайте ФНС.

Большинство данных касса получает из программы, в которой компания ведет товарный учёт. Если такого учёта раньше не было, а в чеках пробивалась только общая сумма покупки – необходимо такой учёт организовать и обеспечить выгрузку нужных данных в кассу.

Для этого между кассовым аппаратом и программой учёта (например, «1С:БизнесСтарт») организуется синхронизация данных: из программы в кассу передаётся номенклатура, актуальные розничные цены, данные о скидках, а обратно загружается отчёт о продажах. Это называется интеграция кассы с программой.

Такое торговое приложение может быть размещено на компьютере или в «облаке» - в онлайн-сервисе, доступном пользователю через интернет.

Есть тип касс, которые могут работать автономно, без подключения к компьютеру. Обычно их используют небольшие торговые точки, курьеры, пункты разъездной торговли и т.д. У них есть одно неудобство - если товаров довольно много, то забить их в такую кассу и регулярно менять их цены затруднительно.

Для них теперь разработаны специальные «облачные» программы, которые помогают загрузить номенклатуру, быстро обновлять розничные цены после переоценки, печатать этикетки и ценники. Например, новая облачная программа «1С:Касса », с платой за доступ в 200 рублей в месяц, как раз предназначена для того, чтобы организовать удобную работу с такими аппаратами.

По новому закону, кроме бумажного чека покупатель может получить и электронный – достаточно попросить продавца отправить чек по e-mail или SMS со ссылкой на чек на сайте ФНС. Кассы отправлять SMS и электронные письма пока не умеют, и обычно эта задача поручается или торговой программе, или ОФД. Кстати, в решениях «1С» такие возможности уже реализованы.

  • Важно! И бумажный, и электронный чеки имеют одинаковую юридическую силу – то есть по любому из них можно вернуть товар в магазин или подтвердить понесённые расходы (например, оплату лечения для налогового вычета или компенсацию расходов в командировке). То есть при наличии электронного чека можно не опасаться потерять бумажный.

Как перейти на работу по новым правилам: шаг за шагом

Чтобы перейти на новый порядок применения контрольно-кассовой техники нужно осуществить следующие действия:

Шаг первый – снять старую кассу с учёта. Это придется сделать по старинке, то есть с личным посещением налоговой инспекции.

Шаг второй – модернизировать кассу или установить новый кассовый аппарат . Свяжитесь с производителем или поставщиком вашей кассы и уточните, подлежит ли она обновлению. Если кассу модернизировать нельзя, то нужно покупать новую. При выборе модели имейте в виду, что касса должна входить в госреестр ККТ . Кроме того, полезно обратить внимание, работает ли новая касса с товароучётной программой, например, с «1С». Проверить совместимость софта и оборудования можно и на сайтах производителей касс.

Шаг третий – заключить договор с оператором фискальных данных. Выбор ОФД пока невелик, в целом их условия и цены идентичны. Заключать договоры ОФД предпочитают в электронном виде, то есть используя электронный документооборот .

Для этого потребуется электронная подпись. Если вам потребуется бесплатная помощь в выборе и подключении ОФД – можно воспользоваться сервисом «1С-ОФД ».

Шаг четвёртый - поставить новую кассу на учёт в ФНС. И новую, и модернизированную кассу нужно поставить на учёт в налоговых органах. Для этого необходимо создать личный кабинет на сайте ФНС и иметь квалифицированную электронную подпись. Получить её можно в одном из удостоверяющих центров .

Для постановки на учёт кассового аппарата можно использовать квалифицированную электронную подпись, которую использует организация для сдачи отчётности в ФНС. Данная КЭП должна быть выпущена либо на руководителя организации, либо на лицо, имеющее право подписывать документы без доверенности (согласно данным ЕГРЮЛ).

Такая подпись может быть у вашего бухгалтера. Или же у него может быть право получить такую подпись бесплатно по договору сопровождения «1С» (в сервисе «1С-Подпись »). Поэтому прежде чем платить за новую подпись – поинтересуйтесь о такой возможности у своего бухгалтера.

Рассмотрим, как изменится в следующем году порядок применения ККТ, а также контроль со стороны налоговых органов и меры ответственности за неприменение или неправильное применение ККТ.

С 15 июля 2016 года вступили в силу поправки ( (далее — Закон № 290-ФЗ)) в Закон о ККТ (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — Закон о ККТ)), которые вводят новые требования к порядку регистрации и использования кассовой техники, расширяют сферу ее применения, а также права налоговых органов по контролю и получению информации.

Кроме того, внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые ужесточают ответственность за неприменение или неправильное применение ККТ и вводят новые виды наказаний.

Порядок применения ККТ: новые требования

Закон о ККТ теперь предъявляет более жесткие требования к контрольно-кассовой технике и порядку расчетов с покупателями (клиентами). Цель изменений — обеспечить возможность передачи через кассовый аппарат информации о расчетах (фискальных данных) в налоговые органы в режиме реального времени.

Напомним, что в 2014—2015 годах на территории ряда субъектов РФ проводился эксперимент по применению онлайн-касс (пост. Правительства РФ от 14.07.2014 № 657). Его признали удачным, и теперь полученный опыт распространяют на всю страну.

Организации и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), которые осуществляют наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг (именуемые в Законе о ККТ «пользователи» (абз. 17 ст. 1.1 Закона о ККТ)), должны будут приобрести и зарегистрировать по новым правилам кассовые аппараты, соответствующие новым требованиям (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/reestrkkt/), а также заключить договор на обработку фискальных данных, передаваемых через кассовый аппарат, с оператором фискальных данных — специализированной организацией, имеющей соответствующее разрешение, выданное налоговыми органами (ст. 4.4 Закона о ККТ). В функции оператора входит обработка, хранение и передача в налоговые органы информации. Его услуги платные.

Применение ККТ, не отвечающей новым требованиям, допускается до 1 июля 2017 года, а ее регистрация по старым правилам — до 1 февраля 2017 года ().

Новый порядок регистрации ККТ заключается в подаче пользователем в налоговый орган заявления о регистрации на бумажном носителе или в электронной форме через кабинет контрольно-кассовой техники на сайте ФНС России. В фискальный накопитель кассового аппарата (блок, предназначенный для защиты фискальных данных) пользователь заносит полученный от налогового органа регистрационный номер ККТ, а также сведения о себе и о ККТ и затем передает в налоговый орган отчет о регистрации, сформированный в ККТ. Особо отметим, что осуществления технической поддержки ККТ для регистрации теперь не требуется.

Изменился порядок применения БСО. Теперь это первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета с покупателем, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления (абз. 5 ст. 1.1 Закона о ККТ). С 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом ().

Появились принципиальные нововведения в части информации о расчетах. Во-первых, на кассовом чеке или БСО теперь будет печататься двухмерный штриховой код (QR-код размером не менее 20 × 20 мм), содержащий в кодированном виде реквизиты проверки документа (дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа) (п. 1 ст. 4 Закона о ККТ).

Во-вторых, у организаций и ИП появилась обязанность в случае предоставления покупателем (клиентом) до момента расчета абонентского номера телефона либо адреса электронной почты направлять на них сведения, идентифицирующие выданный на бумажном носителе кассовый чек или БСО (регистрационный номер кассового аппарата, сумму, дату и время расчета, фискальный признак документа), а также информацию об адресе интернет-ресурса, по которому кассовый чек или БСО может быть бесплатно получен. Причем полученный документ в распечатанном виде приравнивается к чеку или БСО, выданному кассовым аппаратом (пп. 2, 3 ст. 1.2 Закона о ККТ).

Сфера применения ККТ расширена

Перечень видов деятельности и особых обстоятельств, при которых применение ККТ не требуется (п. 3 ст. 2 Закона о ККТ), практически не изменился. Однако новая редакция Закона о ККТ не предусматривает льготы, ранее предоставлявшиеся организациям и ИП, оказывающим услуги населению, плательщикам ЕНВД и ИП, применяющим патентную систему налогообложения (далее — ПСН).

Напомним, до 15 июля 2016 года от обязанности применения ККТ были освобождены организации и ИП, оказывающие услуги населению. Вместо кассового чека они могли выдавать клиенту БСО с установленными Правительством РФ реквизитами (пп. 3, 5—6 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утв. пост. Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее — Положение)). БСО изготавливались типографским способом или формировались с помощью автоматизированной системы. Если автоматизированная система по своим параметрам функционирования отвечала требованиям, предъявляемым к ККТ (пп. 11, 12 Положения; письма Минфина России от 25.11.2010 № 03-01-15/8-250, от 03.02.2009 № 03-01-15/1-43, от 26.11.2008 № 03-01-15/11-362, от 22.08.2008 № 03-01-15/10-303), то, по сути, организации и ИП, использующие такие системы, применяли особую разновидность ККТ. БСО, изготовленные типографским способом, обычно заполняли от руки.

Как было отмечено выше, с 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом (ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). В свою очередь, автоматизированная система для формирования БСО согласно изменениям — это ККТ, используемая для формирования в электронной форме БСО, а также их печати на бумажных носителях. Таким образом, практическая разница между выдачей кассового чека и выдачей БСО исчезла. Поэтому организация или ИП, оказывающие услуги населению, должны будут приобрести и зарегистрировать кассовый аппарат, соответствующий новым требованиям, и заключить договор на обработку фискальных данных с оператором фискальных данных.

Аналогичным образом ИП, применяющие ПСН, а также организации и ИП — плательщики ЕНВД с 1 июля 2018 года утрачивают право осуществлять наличные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Применение ККТ теперь предполагает больше ответственности

Законодатели существенным образом изменили систему наказаний в сфере применения ККТ.

Ранее Кодекс об административных правонарушениях предусматривал за все нарушения (неприменение ККТ; применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям; нарушение порядка регистрации ККТ; невыдача покупателю кассового чека) единую меру ответственности (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в прежней редакции): предупреждение либо штраф в размере 1500—2000 рублей — для граждан, 3000—4000 рублей — для должностных лиц и 30 000— 40 000 рублей — для юридических лиц.

С вступлением в силу Закона № 290-ФЗ в Кодексе об административных правонарушениях появился целый набор новых составов административных правонарушений и видов штрафов. Кроме того, размеры штрафов установлены не просто в рублях, а в сумме, кратной размеру платежа, осуществленного с нарушением.

Так, неприменение ККТ в установленных законодательством случаях влечет наложение штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

На должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;

На юридических лиц — от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.

Повторное совершение указанных выше правонарушений в случае, если сумма расчетов составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, а в отношении ИП и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 2, 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

Отметим, что ответственность физических лиц — исполнителей (то есть обычных продавцов) из статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях исключена. Наказание будут нести только должностные лица.

Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1500 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей.
Отметим, что данная мера ответственности будет применяться только с 1 февраля 2017 года ().

Введена ответственность за непредставление или нарушение сроков представления информации и документов по запросам налоговых органов: предупреждение или штраф в размере от 1500 до 3000 рублей для должностных лиц и предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 рублей для юридических лиц (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ).

Установлена ответственность за ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе по его требованию: предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере 2000 рублей, на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере 10 000 рублей (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).