Наречие как часть речи пример. Наречие
Что представляет собой наречие, как часть речи? На какие вопросы отвечает наречие? Чем отличается наречие от других частей речи? Примеры наречий.
«Велик и могуч русский язык» — об этом мы все знаем еще со школьной доски. Возможно, именно потому изучение этого великого языка дается нам порой столь тяжело. Чего только стоят все его части речи? Одной из них и будет посвящен данный материал.
Что такое наречие в русском языке, на какие вопросы отвечает наречие?
Наречие — это самостоятельная часть речи русского языка. Помимо того, что эта часть речи считается самостоятельной, она еще и является неизменяемой. Зачастую наречия в предложении привязаны к глаголу или деепричастию, реже — к имени существительному, прилагательному или другому наречию.
В русском языке наречия могут отвечать на множество вопросов, таких как:
- Где? Куда?
- Как? Каким образом?
- Когда? Как долго?
- Насколько?
- Почему?
- Зачем? Для чего?
В зависимости от того, на какие вопросы отвечают наречия, их подразделяют на обстоятельственные и определительные.
К обстоятельственным наречиям относятся:
- Наречия времени — Когда? Как долго? С какого времени? (давно, постоянно, издавна).
- Наречия места — Где? Куда? Откуда? (далеко, везде).
- Наречия причины — Почему? По какой причине? (оттого, сослепу).
- Наречия цели — Зачем? Для чего? (умышленно, насмех).
К определительным наречиям относятся:
- Наречия меры и степени — В какой мере? Насколько? Сколько? (чрезмерно, вдоволь, очень).
- Наречия способа и образа действия — Каким образом совершается действие? Как? (по-весеннему, тихо).
- Качественные наречия — Какие свойства или особенности действия? (легко пробежаться, тихо заплакать).
Как в предложении подчеркивается наречие?
- Подчеркивать наречие в предложении необходимо, исходя из его значения. Дело в том, что иногда наречие может выступать в роли определения, иногда в роли обстоятельства, а иногда и в роли подлежащего, сказуемого.
- Если наречие в предложении служит в роли обстоятельства, то его необходимо подчеркивать точкой с тире — «Прочтя письмо, Анна Ивановна НАДРЫВИСТО зарыдала».
- Если наречие в предложении выступает несогласованным определением, то его нужно подчеркивать волнистой линией — «завтрак ПО-АНГЛИЙСКИ» или «яйцо ВКРУТУЮ».
- Если наречие в предложении выступает в роли сказуемого, оно подчеркивается двумя линиями — «Он ЖЕНАТ».
- Если наречие в предложении служит в роли существительного, его необходимо подчеркивать одной ровной линией — «Наше СЕГОДНЯ беспокоит всех».
Как определить наречие: грамматические и морфологические признаки наречия
- Наречие не имеет рода.
- Наречие не имеет числа.
- Наречие не имеет падежа.
- Наречие не склоняется.
- Наречие не спрягается.
- У наречий нет окончаний.
- Качественные наречия, имеющие окончание на -е или -о, и образующиеся от качественных прилагательных, имеют степени сравнения.
- Зачастую наречия зависят от глаголов, прилагательных или других наречий и образуют с ними словосочетания.
- Наречия являются признаками действия, признаков или других объектов.
- В предложении наречие чаще всего выступает в роли обстоятельства.
Наречие обозначает признак действия или предмета?
Наречия чаще всего обозначают признак действия или признак другого признака, и лишь изредка — признак предмета. Примеры:
- Признак действия — скакать высоко, спать плохо.
- Признак другого признака — абсолютно абсурдно, настолько бестолково.
- Признак предмета — жизнь порознь, запасы впрок.
Чем отличается наречие от прилагательного?
- Наречие — не изменяемая часть речи, а прилагательное — изменяемая.
- Наречие является признаком действия, состояния или другого признака, а прилагательное — только признаком предмета.
- Зачастую в предложении наречие выступает в роли обстоятельства, а прилагательное — только определения.
- Наречие напрямую связано с действием, а прилагательное — с предметом.
- Наречия не имеют рода, числа, падежа, а прилагательные — имеют.
- Прилагательное в предложении легко можно опустить, а наречие — нет.
Чем отличаются наречия от других частей речи?
- Наречия отличаются от союзов тем, что зачастую наречия привязаны к другим частям речи (глаголам, другим наречиям, деепричастиям, существительным или числительным), а союзы являются лишь связкой между однородными членами предложения, частями предложения или несколькими предложениями.
- Разница между наречиями и предлогами заключается в том, что первые не вводят падежной формы имени.
- Наречия отличаются от частиц тем, что не подчиняются существительным с предлогом, предшествуя им.
- Наречие не имеет зависимых и определяемых слов (в отличие от существительных, прилагательных, числительных и местоимений).
- Наречие зачастую можно поменять на другое наречие, схожее по смыслу.
Что такое наречие: примеры
В этом подпункте мы рассмотрим примеры наречий, отображающих степени сравнения этой части речи:
- Простая сравнительная степень — получается путем присоединения суффикса -ее, -ей, -е, -ше: жирно — жирней, жирнее; мягко — мягче; мало — меньше.
- Составная сравнительная степень — получается путем усиления наречий словами более или менее: смешно — менее смешно; тяжко — более тяжко.
- Составная превосходная — образуется путем дополнения исходной формы наречия словами наиболее, наименее, или простой сравнительной степени — словами всех, всего: страшно — наиболее (наименее) страшно; круче — круче всех (всего).
Наречие, как часть речи: Видео
Наречие - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, редко - предмета. Наречия неизменяемы (за исключение качественных наречий на -о 1-е) и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.
В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмя тку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.
Классификация наречий осуществляется по двум основаниям - по функции и по значению.
Классификация наречий по функции
По функции выделяют два разряда местоимений - знаменательные и местоименные.
Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков, местоименные - указывают на них, ср.: справа - где, на лево - куда-то, сдуру - почему, назло - затем, вчера - всегда.
Как уже было сказано, в комплексе 2 местоименные наречия являются не разрядом наречий, а разрядом местоимений (см. с. 349).
Местоименные наречия могут быть подразделены на классы в соответствии с классификацией местоимений, например: там, туда, то гда - указательные, где, куда, зачем - вопросительно-относительные, везде, всюду - определительные и т. д.
Классификация наречий по значению
Выделяют два разряда наречий по значению - определительные и обстоятельственные.
Определительные наречия характеризуют само действие, сам признак - способ совершения действия или количественную характеристику признака (красиво, весело, по-моему, пешком, очень) - и подразделяются на следующие разряды:
качественные, или образа действия (как? каким образом?): бы стро, так, вдвоем",
количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.
Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на следующие разряды:
места (где? куда? откуда?): справа, там, наверху;
времени (когда? как долго?): вчера, тогда, весной, когда",
причины (почему?): сгоряча, почему, потому,
цели (зачем? для чего?): назло, зачем, затем.
Грамматические признаки наречий
Главным морфологическим свойством наречий является их неизменяемость - это их постоянный морфологический признак.
Однако качественные наречия на -о/-е, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения.
В силу своей неизменяемости наречие связывается с другими словами в предложении примыканием. В предложении обычно бывает обстоятельством.
Некоторые наречия могут выступать как именная часть сказуемых. Чаще всего это сказуемые безличных предложений (На море тихо), однако некоторые наречия могут служить и сказуемыми двусоставных предложений (Разговор будет начистоту, Она замужем).
Наречия, выступающие как часть сказуемых безличных предложений, иногда выделяют в самостоятельную часть речи или в самостоятельный разряд внутри наречия и называют словами категории состояния (словами состояния, предикативными наречиями) (см. с. 357-358).
Степени сравнения качественных наречий на -о I -е
Степени сравнения наречий, как и степени сравнения прилагательных, обозначают большую / меньшую или наибольшую / наименьшую степени проявления признака. Устройство степеней сравнения наречия и прилагательного схоже.
Сравнительная степень наречия обозначает большую или меньшую степень проявления признака:
у одного действия субъекта по сравнению с другим действием этого же субъекта: Петя бегает лучше, чем прыгает;
у действия одного субъекта по сравнению с этим же действием другого субъекта: Петя бегает быстрее, чем Вася;
у действия субъекта по сравнению с этим же действием этого субъекта в другое время: Петя бегает быстрее, чем раньше;
у действия одного субъекта по сравнению с другим действием другого субъекта: Ребенок бежит медленнее, чем взрослый идет.
Как и у прилагательного, сравнительная степень наречия бывает простая и составная.
Простая сравнительная степень наречия образуется присоединением к основе положительной степени без -о (и без сегментов к/ок) формообразующих суффиксов -ее(-ей), -е, -ше/-же: тепл-ее, громч-е,
рань-ше, глуб-же.
От простой сравнительной степени прилагательного простая сравнительная степень наречия отличается синтаксической функцией: наречие бывает в предложении обстоятельством (Он прыгнул выше отца) или частью сказуемого безличного предложения (Стало теплее), а прилагательное выступает как часть сказуемого двусоставного предложения (Он выше отца) или как определение (Дай мне тарелку поменьше).
Составная сравнительная степень наречия имеет следующую структуру: элементы более / менее + положительная степень (Он прыг нул более высоко, чем отец).
Превосходная степень обозначает наибольшую / наименьшую степень проявления признака.
В отличие от прилагательных наречие не имеет простой превосходной степени сравнения. Остатки простой сравнительной степени представлены лишь во фразеологизированных оборотах покорнейше блсаго- дарю, нижайше кланяюсь.
Составная превосходная степень сравнения наречия образуется двумя способами:
1) наиболее / наименее + положительная степень (Он прыг^нул наиболее высоко);
2) простая сравнительная степень + всего / всех (Он прыгнул вы*ше всех); отличие от превосходной степени сравнения прилагательных состоит в том, что составная превосходная степень сравнения наречия выступает в синтаксической функции обстоятельства, а не именной тас-ти сказуемого двусоставного предложения.
Некоторые качественные наречия, как и некоторые качественщые прилагательные, не изменяются по степеням сравнения, например наречие особо.
Неизменяемые слова, выступающие в функции сказуемых безлг-ич-ных предложений, называют словами категории состояния (предикативными наречиями, безлично-предикативными словами).
Слова категории состояния обозначают состояние природы (Бъшо холодно), человека (У меня на душе радостно. Мне жарко), оцензку действий (Можно пойти в кино).
Слова категории состояния с суффиксом -о, образованные от прилагательных, могут иметь степени сравнения (С каждым днем станови лось все холоднее / более холодно).
В лингвистике, действительно, иногда выделяют эти слова в са\»о-стоятельную часть речи, называемую категорией состояния. Слова эт«ой группы делятся на слова, которые могут употребляться и в других сщн-таксических позициях (ср.: Море тихо (прил.) - Он сидел тихо (нар.) - В классе тихо (кат. сост.)), и слова, которые могут употребляться только в функции именной части сказуемого безличного предложения: можщо, нельзя, боязно, совестно, стыдно, пора, жаль и др. Отличительной ос о-бенностью этих слов является то, что они не сочетаются с подлежащем и теряют способность обозначать признак действия (весело) или предм.ет (лень). Однако в лингвистике также широко распространена точка зренщя, согласно которой слова категории состояния считаются подгруппой н а-речий. При таком описании к наречию как части речи относятся ней з-меняемые (или имеющие только степени сравнения) слова, которь^е могут выступать только в функции обстоятельства (пешком, направо, куда), в функции обстоятельства и сказуемого безличного предложенная
(хорошо, холодно) или только в функции сказуемого безличного пред ложения (стыдно, жаль, нельзя). "
Учебные комплексы имеют следующие особенности в изучении наречия как части речи.
В комплексах 1 и 3 наречие изучается в 7 классе, это последняя са- : мостоятельная часть речи, после изучения которой учащиеся переходят к служебным частям речи.
В комплексе 2 наречие изучается в 6 классе перед местоимением. Это вызвано тем, что, как уже было сказано при описании местоимения как части речи, комплекс 3 включает местоименные наречия в состав местоимений, а не наречий.
Комплексы 1 и 3, говоря о классификации наречий, не уделяют специального внимания разграничению наречий на знаменательные и местоименные. Комплекс 3 при этом просто приводит знаменательные и местоименные наречия в одном ряду. Так, в качестве примеров наречия со значением места приводятся слова вдалеке, кое-где, куда-то, вблизи. Комплекс 1 в основном иллюстрирует все теоретические положения знаменательными наречиями, но отдельно говорится, что среди наречий имеются указательные (здесь, там, тут, туда), неопределенные (где-то, куда-то, кое-где), вопросительные (где, куда, зачем), отрицательные (нигде, никуда, негде). Как видно из примеров, выделение этих групп возможно только среди местоименные наречий.
Вопрос о разрядах наречий по значению решается в комплексах следующим образом.
Комплекс 1 предлагает различать обстоятельственные и определи- 1 тельные наречия, при этом говорится, что обстоятельственные обозначают образ действия, время, место, причину, цель (идти пешком / вечером / туда), а определительные обозначают меру и степень, качество, способ действия (увеличить вдвое / слегка, едва). Такая классификация вызывает недоумение. Неясно, как разграничиваются «образ действия» как подразряд обстоятельственных и «способ действия» как подразряд определительных. Наречие в примере идти пешком, безусловно, описывает способ совершения действия и должно быть отнесено к определительным, а не обстоятельственным.
Комплекс 2 не разделяет наречия на определительные и обстоятельственные и сразу выделяет 6 групп наречий по значению: образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.
Комплекс 3 классифицирует наречия так же, как комплекс 2.
Все три комплекса описывают степени сравнения наречий на -о/-е.
При этом комплекс 1 при описании степеней сравнения наречий, как и
при описании степеней сравнения прилагательных, выделяет только
средства выражения большей степени проявления признака: вншштель-
нее, более внимательно, внимательнее всех. Комплексы 2 и 3 говорят и о меньшей степени проявления признака, образуемой соединением компонента менее с положительной степенью. Из способов выражения превосходной степени сравнения все три комплекса упоминают только соединение компаратива с элементами всего (всех): сделал лучше всех.
Описание составных степеней сравнения происходит в комплексах не единообразно. Комплексы 1 и 3 говорят о составных формах как о сочетании двух слов, что неверно: два компонента составной формы являют собой одно слово в его аналитической форме; это важно понимать для морфологического разбора наречия. Комплекс 2, говоря о составной сравнительной степени, называет элементы более и менее частицами, а в составную превосходную степень описывает как сочетание двух слов, что непоследовательно.
Все три комплекса при рассмотрении степеней сравнения наречия, как и в прилагательном, говорят о сравнительной и превосходной степени, а положительная степень сравнения ими не выделяется и считается «никакой».
При изучении степеней сравнения надо уделить особое внимание критериям разграничения простой сравнительной и составной превосходной степени прилагательного и наречия. Это разграничение проводится по их синтаксическим связям и синтаксическим функциям: прилагательное поясняет слово с предметным значением и бывает сказуемым двусоставного предложения (Он выше других учеников / выше всех в классе), а наречие поясняет глагол и выступает как обстоятельство (Он прыгнул выше других / выше всех в классе) или же употребляется независимо и выступает как сказуемое безличного предложения (На улице стало теплее). Помочь в разграничении прилагательного и наречия ученикам может также замена степеней сравнения на положительную: Он выше других в классе можно заменить на Он высокий, а Он прыгнул выше других на Он прыгнул высоко.
Особое внимание надо уделить вопросу о словах категории состояния.
Все комплексы слова категории состояния отмечают как особый разряд слов. В комплексе 1 в его последних редакциях эти слова выделены в самостоятельную часть речи - категорию состояния. В комплексе 2 эти слова называются «словами состояния» и описаны в разделе, посвященном наречиям. Комплекс 3 об этом языковом явлении упоминает в рубрике «Возьмите на заметку», где отмечается, что «среди наречий выделяется группа слов, которые обозначают состояние человека или окружающей среды» и что эти слова имеют свои особенности: они являются сказуемыми безличных предложений и употребляются со связкой, что нехарактерно для наречия. Тем не менее слова категории со-
стояния в комплексе 3 больше не упоминаются и должны рассматриваться в ряду других наречий.
Большая часть времени при изучении темы «Наречие» отводится на орфографию, что вызвано объективной трудностью правописания наречий.
Наречие обозначает признак действия, если присоединяется к глаголу или деепричастию. Например: «живите (как?) дружно», « (как?) вверх».
Если присоединяется к существительному, то оно обозначает признак предмета. К примеру: « (какое?) вслух».
Если же наречие присоединяется к прилагательному, причастию или другому наречию, то оно обозначает признак другого признака: «совершенно необходимо», «идущие пешком», «очень веселые дети».
Наречие не склоняется и не спрягается, то есть не изменяется. В предложении оно чаще всего бывает обстоятельством, реже – определением.
По своему значению наречия делятся на несколько групп:
Наречия, относящиеся к глаголу, причастию и деепричастию, обозначают время, место, образ действия, цель, причину, степень и меру, а относящиеся к прилагательному или другому наречию обозначают степень признака и меру.
1) Образа действия. Наречия этой группы отвечают на вопросы: как? и каким образом? Например: «медленно», «набело», «по-дружески», «по- ».
2) Времени. Отвечают на вопросы: когда? до каких пор? как долго? «Сегодня», «завтра», «тогда», «днем», «сейчас».
3) Места. Отвечают на вопросы: где? откуда? куда? «Домой», «вдали», «слева», «везде».
4) Причины. Отвечают на вопрос почему? «Сослепу», «сгоряча», «поневоле».
5) Цели. Отвечает на вопрос зачем? «Нарочно», «назло».
6) Меры и степени. Отвечают на вопросы: сколько? насколько? в какой мере? во сколько? К примеру: «пополам», «довольно», «чрезвычайно», «надвое».
Особую группу наречий составляют , которые, не называя признаки действия, только указывают на них. Они могут использоваться для связи предложений в тексте между собой. Эти наречия подразделяются на указательные («здесь», «там», «туда», «тут»), неопределенные («где-то», «кое-где», «кое-как»), вопросительные («где», «куда», «зачем», «как», «почему»), отрицательные («нигде», «никогда», «негде», «никуда»).
Степени сравнения наречий
Делая морфологический разбор наречия, необходимо указать его общее значение, основные морфологические признаки (неизменяемость и степень сравнения), определить синтаксическую роль в предложении.
Образованные от качественных имен прилагательных наречия на –о (-е) имеют 2 степени сравнения: превосходную и сравнительную.
В свою очередь, сравнительная степень имеет 2 формы – простую и составную. Первая (простая форма) образуется от исходного наречия при помощи суффиксов –е, -ше, -ее, -ей. При этом от исходного наречия необходимо отбросить конечные –о (-е), -ко. Например: «уверенно – уверенней (-ее)».
Составная форма образуется путем сочетания наречия со словами «более» и «менее». К примеру: «говорить тихо – более тихо».
Превосходная степень, как правило, имеет составную форму. Она представляет собой сочетание сравнительной степени наречия с местоимениями «всех», «всего». Например: «быть аккуратнее всех».
1. Наречие - самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий, признаки признаков и отвечает на вопросы как? куда? когда? где? почему? зачем? в какой степени?
Основные признаки наречий
А) Общее грамматическое значение | Примеры |
Это значение признака действий или признака признаков. | |
|
Весело смеяться, быстро бежать, громко разговаривать, сделать сгоряча , сделать назло . |
|
Слишком быстрый, очень быстро. |
Б) Морфологические признаки | |
Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются и не спрягаются. | |
В) Синтаксические признаки | Примеры |
В предложении наречия обычно являются обстоятельствами. | Луна ярко озаряла всю долину. |
Наречия обычно зависят от глаголов, прилагательных и других наречий, образуя с ними словосочетания. | Подойти справа , очень весёлый, очень весело. |
Примечание. В ряде пособий, наряду с наречиями, выделяются слова состояния. По форме они похожи на наречия, отвечают на подобные вопросы. Но, в отличие от наречий, в предложении они не зависят от других слов и всегда являются сказуемыми в безличном предложении (ср.: На душе весело ; Ночью светло ). В данном пособии слова состояния включаются в разряд наречий.
2. Разряды наречий по значению:
Значения наречий | Вопросы | Примеры | |
---|---|---|---|
1 | образа действия | как? каким образом? | Весело, громко, дружно, дружески, шёпотом, вдвоём. |
2 | меры и степени | в какой степени? насколько? | Очень, немного, чересчур, совершенно, совсем, вдвое. |
3 | места | где? куда? откуда? | Далеко, слева, сверху, вдаль, назад. |
4 | времени | когда? с каких пор? до каких пор? как долго? | Давно, всегда, весной, ночью, допоздна, уже, сперва. |
5 | причины | почему? отчего? | Сгоряча, сослепу, поневоле. |
6 | цели | зачем? для чего? | Нарочно, назло, на смех. |
3. Степени сравнения могут иметь наречия на -о (-е ), образованные от качественных прилагательных:
Ср.: весёлый → весело ; громкий→ громко ; быстрый → быстро .
а) сравнительная степень может быть:
простая (образуется с помощью суффиксов -ее (-ей ), -е, -ше );
Весело - веселее , веселей , громко - громче , далеко - дальше .
сложная (образуется с помощью частиц более и менее );
Более весело, менее громко.
б) превосходная степень обычно бывает сложной и состоит из двух слов - формы сравнительной степени наречия и слова всех .
Веселее всех , громче всех .
Обратите внимание!
1) Качественные наречия на -о (-е ) совпадают по форме с формами среднего рода кратких прилагательных.
Ср.: Море спокойно (прилагательное) - Он спокойно ушёл (наречие); На море спокойно (наречие).
Для того чтобы разграничить эти формы, следует помнить, что краткие прилагательные обычно бывают сказуемым в двусоставном предложении; наречия - обстоятельством или сказуемым в безличном односоставном предложении.
2) Простая сравнительная степень прилагательных совпадает с простой сравнительной степенью наречий. Для того чтобы разграничить эти формы, следует заменить простую форму сравнительной степени на сложную форму (они у прилагательных и наречий не совпадают) или заменить сравнительную степень положительной.
Ср.: Он спокойнее меня (прилагательное - он более спокойный , чем я; он спокоен ) - Говори спокойнее (наречие - говори более спокойно ; говори спокойно ).
4. Морфологический разбор наречий:
План разбора наречия
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма (неизменяемое слово; форма положительной степени - для качественных наречий). Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | неизменяемость; | ||
2 | разряд по значению; | ||
3 | для качественных наречий - отметить, если употреблено в сравнительной или превосходной степени. | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является наречие в данном предложении). |
Образцы разбора наречий
Трофимов шагнул вперёд и застыл навытяжку (Кетлинская).
(Шагнул) вперёд
- Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (шагнул) куда?
- Н. ф. - вперёд . Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд - наречие места.
- В предложении - обстоятельство места.
(Застыл) навытяжку
- Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (застыл) как?
- Н. ф. - навытяжку
- В предложении - обстоятельство образа действия.
Стало совсем темно (Чаковский).
(Стало) темно
- Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (стало) как?
- Н. ф. - темно . Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд - наречие образа действия.
- В предложении - именная часть сказуемого в безличном односоставном предложении.
Совсем (темно)
- Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (темно) в какой степени? насколько?
- Н. ф. - совсем . Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд - наречие меры и степени.
Солнце ласковее греет в затишье гумен и дворов (Бунин).
Ласковее (греет)
- Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (греет) как?
- Н. ф. - ласково . Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд - наречие образа действия; употреблено в простой сравнительной степени.
- В предложении - обстоятельство меры и степени.
Упражнение к теме «3.5.1. Понятие о наречии. Морфологические признаки наречий. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий»
В книге в краткой и доступной форме изложен необходимый справочный материал по всем видам разбора на уроках русского языка за курс начальной школы, представлено много схем и образцов грамматического разбора.
«Повторение, - говорят в народе, - мать учения». Так давайте повторим пройденное. Что главное и основное мы узнали о частях речи?
Имя существительное обозначает предмет.
Имя прилагательное обозначает признак предмета.
Глагол обозначает действие…
Но ведь у действий тоже есть признаки! Например, «учиться» - без всякого сомнения, действие.
Совершать это действие можно по-разному: хорошо, посредственно и плохо. Значит, «хорошо», «посредственно» и «плохо» - это признаки действия.
Признак действия обозначается частью речи, которая называется наречием.
В самом этом слове изначально был уже заложен его смысл. Корень слова наречие реч-. Слово же «речь» в древнерусском языке имело много значений, одним из которых было название части речи - глагол. А наречие как бы прилагается к глаголу, накладывается на глагол: на-речие.
Эта часть речи похожа на прилагательное, но и отличается от него. Когда мы говорим: хороший, ловкий, блестящий, талантливый, - мы говорим о предметах или лицах. Это сразу ясно, даже если предмет или лицо не назван.
Когда мы говорим: «Хорошо!» «Ловко!» «Блестяще!» «Талантливо!» - то сразу понимаем, что это относится к чьим-то поступкам, к чьим-то действиям.
Именно этим отличаются прилагательные и наречия.
Но не надо забывать, что и признаки предметов, выраженные именами прилагательными, тоже имеют признаки! Чересчур громкий голос, необыкновенно смелый человек, очень хорошая учеба, ослепительно синее небо… Так что наречия (в данном случае они подчеркнуты) могут употребляться и с прилагательными.
Но и у самих наречий есть признаки! Весьма хорошо, слишком быстро, чрезвычайно интересно - в этих и подобных случаях наречия поясняют признаки других наречий.
Наречия - это пояснительные слова.
Если наречие поясняет глаголы, то оно обозначает:
Место действия и отвечает на вопросы где? куда? откуда? - идти слева, вперед, назад;
Время действия и отвечает на вопрос когда? - идти утром;
Образ действия и отвечает на вопрос как? - идти медленно.
Если наречие поясняет прилагательные или другие наречия, то оно обозначает степень качества и отвечает на вопросы насколько? в какой степени? - очень быстро, слишком тихо, чересчур громко.
Теперь мы можем дать полное определение:
Наречие - часть речи, которая обозначает признак действия или признак другого признака и отвечает на вопросы как? куда? каким образом? когда? откуда? в какой степени? насколько?
Большинство вопросов, на которые отвечают наречия, - тоже наречия. Они носят название вопросительных. В жизни они играют чрезвычайно большую роль. (Кстати, найдите в последнем предложении наречие и подчеркните его!)
Вопросительные наречия побуждают нас к поискам, размышлениям, открытиям. Они верно служат каждому из нас. Особенно в детстве, когда вокруг так много неизвестного. Вспомним стихотворение Редьярда Киплинга в переводе С. Я. Маршака:
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, -
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
Но у меня есть милый друг,
Особа юных лет.
Ей служат сотни тысяч слуг, -
И все покоя нет.
Она гоняет, как собак,
В ненастье, дождь и тьму
Пять тысяч Где, семь тысяч Как,
Сто тысяч Почему!
Так и живут наречия - спрашивая, интересуясь, поясняя признаки действий и признаки признаков - и никогда не изменяясь. Поэтому у наречий не бывает окончаний.
А вот у третьей части нашего Справочника окончание есть. Это - стихотворение О. Высотской «Веселая грамматика»:
Существительное - школа , просыпается - глагол.
С прилагательным веселый
новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье,
бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
приниматься нужно всем.
Мы наречием отлично
на уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
нам их надо повторять
и при этом не лениться
и ни часа не терять!
После школы, как известно,
мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
междометья ох и ах !
В этом стихотворении упомянуты почти все части речи, которые есть в русском языке, - кроме предлога и союза. Всего частей речи 10. О некоторых мы уже говорили, о других речь пойдет в следующих частях Справочника.
Оставайтесь с нами и королевой Грамматикой!