Национальный проект «Здравоохранение. Приоритетный национальный проект «Здоровье Отвечают за реализацию проекта

К 2006 году Российское здравоохранение пришло со следующими накопившимися проблемами :

    недофинансирование отрасли;

    устаревшая материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений;

    низкая заработная плата медицинских работников;

    структурные диспропорции;

    устаревшие методы управления лечебными учреждениями (неэффективное использование ресурсов отрасли).

Кроме того, существенным недостатком системы здравоохранения явилось ослабление профилактической направленности, медико-санитарного просвещения населения и формирования здорового образа жизни.

Отсутствие результатов реформ, проводимых в 80 – 90-е годы ХХ столетия и продолжающийся кризис общественного здоровья привели к необходимости пересмотра государственной политики в отношении здравоохранения.

Для исправления сложившейся ситуации по предложению Президента России Министерством здравоохранения и социального развития РФ был разработан, и 21 декабря 2005 года утвержден национальной проект «Здоровье», основными приоритетами которого являются:

1. Развитие первичной медико-санитарной помощи:

    осуществление денежных выплат врачам общей (семейной) практики, участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам и медицинским сестрам участковых врачей-терапевтов и участковых врачей-педиатров с учетом объема и результатов их деятельности;

    подготовка и переподготовка врачей общей (семейной практики, участковых врачей терапевтов и участковых врачей-педиатров;

    организация открытия офисов врачей общей практики

    оснащение диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений

    оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения на основе родовых сертификатов;

    оснащение автомобилями скорой помощи, в том числе реанимобилями;

2. Усиление профилактической направленности здравоохранения :

    формирование у значительной части населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению;

    дополнительная диспансеризация работающего населения;

    иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;

    профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;

    обследование новорожденных детей на галактоземию, адреногенитальный синдром и муковисцидоз;

3. Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:

    строительство федеральных центров высоких медицинских технологий;

    увеличение доступности и объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

На встрече с членами правительства, руководством Федерального собрания и членами Президиума Государственного совета 5 сентября 2005 года Президентом России В.В. Путиным было сказано: «Особое внимание считаю необходимым уделить развитию первичного медицинского звена, первичной медицинской помощи, профилактике заболеваний, включая вакцинацию и эффективную диспансеризацию населения …».

Проектом «Здоровье» в качестве задач , которые будут решаться в ближайшие годы, определены:

Увеличение продолжительности жизни,

Уменьшение младенческой смертности и повышение эффективности помощи женщинам в период беременности и родов,

Уменьшение количества инфекционных заболеваний за счет вакцино-профилактики и вакцинации.

Отвечают за реализацию проекта:

    Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

    Министерство финансов Российской Федерации

    Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации.

Финансирование национального проекта в области здравоохранения составит 208,9 млрд. рублей, в том числе в 2006 году 88,4 млрд. рублей.

Основные мероприятия и ожидаемые результаты национального проекта «Здоровье»:

    Предполагается реорганизация системы здравоохранения таким образом, чтобы стандартный набор качественных медицинских услуг предоставлялся всем нуждающимся. Возможности здравоохранения будут сбалансированы с имеющимися финансовыми ресурсами, а регионы получат равные финансовые возможности в социальной сфере;

    Первичная медицинская помощь станет более доступной и качественной;

    Пройдут повышение квалификации и профессиональную переподготовку врачи общей практики, участковые терапевты и участковые педиатры;

    Повысится престиж труда медицинских работников первичного звена, в результате в участковую службу должны прийти молодые квалифицированные специалисты;

    Амбулаторно-поликлинические учреждения будут оснащены необходимым диагностическим оборудованием, а значит, снизятся сроки ожидания и повысится качество диагностических исследований;

    В регионы будут поставлены новые машины «Скорой помощи», это повысит эффективность работы службы скорой медицинской помощи;

    Организация массового обследования новорожденных для выявления наследственных заболеваний (фенилкетонурии, врожденного гипотиреоза, адреногенитального синдрома, галактоземии, муковисцидоза) позволит предотвратить инвалидизацию детей;

    Организация дополнительной бесплатной иммунизации населения приведет к снижению заболеваемости;

    Станут возможными своевременное выявление и предупреждение заболеваний за счет массовой бесплатной диспансеризации работающих граждан (в возрасте 35 – 55 лет) и граждан, работающих в отраслях с вредными и опасными производственными условиями;

    Увеличится выявление заболеваний в 1,5 раза и средняя длительность жизни больных после впервые установленного диагноза на 3,5 года (до 12 лет), снизится число дней временной нетрудоспособности на 30%;

    Станет возможным снижение заболеваемости гепатитом В в 3 раза, краснухой – до 10 случаев на 100 тыс. населения, ликвидация врожденной краснухи; стабилизируется заболеваемость гриппом при отсутствии возникновения пандемического вируса; уменьшится частота инфицирования ВИЧ (на 1000 человек в год);

    Благодаря строительству новых федеральных центров высоких медицинских технологий снизятся сроки ожидания и повысится доступность высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи, особенно для жителей отдаленных районов;

    Будет обеспечена прозрачность очереди на получение высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи за счет введения системы «листов ожидания»;

    Повысится качество медицинской помощи, оказываемой беременным женщинам, как в женских консультациях, так и в роддомах, за счет введения системы родовых сертификатов.

В перспективе в ходе успешной реализации проекта «Здоровье» ожидается:

* Снижение показателей смертности и инвалидности населения за счет повышения доступности и качества медицинской помощи;

* Удовлетворение потребности населения РФ в бесплатной высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи;

* Приближение отечественного здравоохранения к европейским стандартам медицинской помощи населению;

* Снижение экономических потерь за счет укрепления и восстановления здоровья граждан, уменьшение финансовых затрат на выплаты пенсий по инвалидности и пособий по временной нетрудоспособности;

* Укрепление позиции России на внутреннем и международном рынках медицинских услуг и медицинских технологий (экономические и профессиональные стимулы для реализации отечественных разработок на международном уровне и привлечения иностранных пациентов в российские клиники).


Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (далее - Госпрограмма) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 380 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения» утверждены изменения в Госпрограмму, касающиеся корректировки целей, состава соисполнителей и участников, структуры и сроков реализации пилотной Госпрограммы, правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Госпрограмма разработана в соответствии с Правилами разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. № 1242 «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации».

Госпрограмма подготовлена с учетом положений:

  • Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года; от 20 февраля 2019 года;
  • Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204
    «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
    на период до 2024 года»;
  • Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 г. № 8028п-П13;
  • Методических указаний по разработке национальных проектов (программ), утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 4 июня 2018 г. № 4072п-П6;
  • Положения об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства
    Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288;
  • документов стратегического планирования Российской Федерации
    в сфере здравоохранения;
  • решений (поручений) Президента Российской Федерации
    и Правительства Российской Федерации; и др.

С учетом Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ № 204) скорректированы цели Госпрограммы.

Цели Госпрограммы:

1) снижение к 2024 году смертности населения трудоспособного возраста
до 350 случаев на 100 тыс. населения;

2) снижение к 2024 году смертности от болезней системы кровообращения до 450 случаев на 100 тыс. населения;

3) снижение к 2024 году смертности от новообразований, в том числе
от злокачественных, до 185 случаев на 100 тыс. населения;

4) снижение к 2024 году младенческой смертности до 4,5 случая на 1 тыс. родившихся живыми.

Значения целевых показателей по годам реализации указаны
в паспорте Госпрограммы.

Изменен срок окончания реализации Госпрограммы с 2025 года
на 2024 год в соответствии со сроком завершения реализации национального проекта «Здравоохранение». Данное изменение утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2018 г. № 2211-р «О внесении изменений в перечень государственных программ Российской Федерации».

В состав проектной части пилотной Госпрограммы включен национальный проект «Здравоохранение» (далее - Национальный проект).

В составе Национального проекта в виде структурных элементов отражены
8 федеральных проектов:

«Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи»;

«Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»;

«Борьба с онкологическими заболеваниями»;

«Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям»

«Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами»;

«Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров
и внедрение инновационных медицинских технологий»;

«Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)»;

«Развитие экспорта медицинских услуг»;

Паспорта федеральных проектов утверждены протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Здравоохранение»
от 14 декабря 2018 г. № 3.

Кроме того, в структуру проектной части Госпрограммы включены 2 федеральных проекта, реализующихся в рамках национального проекта «Демография»:

«Укрепление общественного здоровья»;

«Старшее поколение».

В процессную часть Госпрограммы включены 24 ведомственные целевые программы (ВЦП), разработанные на основе отдельных мероприятий.

Разработка и согласование проектов ВЦП осуществлено в соответствии
с Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных
целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 года № 239 (в редакции от 23 февраля 2018 г. № 196).

В состав Госпрограммы в виде приложений включены Правила распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также сводная информация по опережающему развитию приоритетных территорий Российской Федерации. Перечень приоритетных территорий приведен в соответствие с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 3 ноября 2018 г. № 632 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849».

Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе – когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной.

Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, – последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений. Не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства.

Вот с чем столкнулась власть, начавшая работать в 2000 году. Вот в каких условиях необходимо было одновременно и решать острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые – долгосрочные – тенденции роста.

Путь, пройденный страной за пять последних лет, очень коротко, но наглядно описывается выдержками из ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию. Вспомним, с какими словами Владимир Путин обращался к нации в разные годы.

«Сегодня мы, прежде всего, ставим задачу наведения порядка в органах власти. Это – лишь самый первый этап государственной модернизации. Соединение ресурсов федеральной, региональных и местных властей потребуется для решения других сложных задач».

«Сегодня уже можно сказать: период «расползания» государственности позади. Дезинтеграция государства остановлена. 2000 год наглядно показал, что мы можем работать вместе, а теперь всем надо учиться работать эффективно».

«Мы должны сделать Россию процветающей и зажиточной страной. Чтобы жить в ней было комфортно и безопасно. Чтобы люди могли свободно трудиться, без ограничений и страха зарабатывать для себя и для своих детей. И чтобы они стремились ехать в Россию, а не из нее. Воспитывать здесь своих детей. Строить здесь свой дом».

«За трехлетний период мы не только основательно разобрали завалы проблем – а заниматься ими практически в ежедневном режиме нас заставляла сама жизнь, – но и добились некоторых положительных результатов. Сейчас надо сделать следующий шаг. И все наши решения, все наши действия – подчинить тому, чтобы уже в обозримом будущем Россия прочно заняла место среди действительно сильных, экономически передовых и влиятельных государств мира. Это – качественно новая задача. Качественно новая ступень для страны. Ступень, на которую мы раньше не могли подняться из-за целого ряда, из-за множества других, неотложных проблем. Такая возможность у нас есть. И мы обязаны ею воспользоваться».

«Мы подошли к возможности развития высокими темпами, к возможности решения масштабных, общенациональных задач. И сейчас мы имеем и достаточный опыт, и необходимые инструменты, чтобы ставить перед собой действительно долгосрочные цели. Сегодня, впервые за долгое время, мы можем прогнозировать нашу жизнь не на несколько месяцев – даже не на год, – а на десятилетия вперед. И достижения последних лет дают нам основание приступить наконец к решению проблем, с которыми можно справиться, но можно справиться – только имея определенные экономические возможности, политическую стабильность и активное гражданское общество».

«Прошу рассматривать прошлогоднее и нынешнее послания Федеральному Собранию как единую программу действий, как нашу совместную программу на ближайшее десятилетие».

Не правда ли, комментарии излишни?..

Но необходим был еще один шаг. Успехи страны, достигнутую макроэкономическую стабильность, – как обратить это к людям, чтобы цифры экономического роста перестали быть абстрактными еще для очень многих граждан России? И этот шаг был сделан.

5 сентября 2005 года Президент собрал вместе Правительство, парламент и руководителей регионов.

Из выступления В.Путина:

«Сегодняшние возможности России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России. Добиться, не нарушая баланса основных экономических показателей и не допуская всплеска инфляции. И потому уже открывающиеся в российской экономике возможности не должны быть нами упущены.

Сегодня хотел бы особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье.

Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала».

И вот, возможно, ключевая цитата:

«Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России – это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит – в будущее России».

(итоги 2015 года)

В 2015 году в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в здравоохранение области инвестировано средств в размере 1438,6 млн рублей, из них: 1243,7 млн рублей – из федерального бюджета и фонда социального страхования; 194,9 млн рублей – из областного бюджета. Реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» осуществлялась в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» на 2013 – 2020 годы по следующим направлениям:

Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний

В рамках Национального календаря профилактических прививок привито 2 689 598 человек, по эпидемическим показаниям привито 271 966 человек, что позволило поддержать эпидблагополучие по инфекциям, управляемым посредством вакцинопрофилактики, избежать групповой и вспышечной заболеваемости населения Ростовской области в 2015 году.

За счет средств федерального бюджета в область поставлено вакцин на сумму 286 998,4 тыс. рублей, что на 38,6 млн рублей больше, чем в 2014 году, из средств областного бюджета на эти цели было предусмотрено 44 647,1 тыс. руб., профинансировано 34 647,1 тыс. рублей. Невыполнение плана связано с расторжением контракта на сумму 10,0 млн рублей по причине срыва поставщиком сроков поставки из-за отсутствия сертификатов.

Реализуемый в области комплекс организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий позволяет своевременно выявлять инфицированных вирусами иммунодефицита, гепатитов В и С и оказывать необходимую медицинскую помощь. В 2015 году обследовано 652 076 человек, что на 8,4% больше, чем в 2014 году. 2 269 больных ВИЧ получили бесплатную дорогостоящую антиретровирусную терапию. В 2015 году применены инновационные методы профилактики ВИЧ-инфекции с использованием теле- и радиоканалов с общим охватом более 95% населения Ростовской области.

Из средств федерального бюджета закуплено тест-систем и антиретровирусных препаратов на сумму 230 771,9 тыс. рублей, израсходовано на мероприятия по профилактике 10 690,5 тыс. рублей. На цели борьбы с ВИЧ-инфекциями из областного бюджета выделено 31 091,1 тыс. рублей.

Мероприятия, направленные на выявление туберкулеза, лечение больных туберкулезом

Благодаря системному подходу, включающему мероприятия по предупреждению распространения туберкулеза, его своевременной диагностике и лечению удается ежегодно снижать заболеваемость и смертность от туберкулеза. В 2015 году по оперативным данным заболеваемость туберкулезом – 39,6 случаев на 100 тыс. населения, смертность от туберкулеза – 15,1 случаев на 100 тыс. населения (2014 год – 16,8).

Число лиц, осмотренных на туберкулез методом флюорографии в 2015 году, составило 1 823 062 человек, что на 78 201 человек больше, чем в 2014 году.

На финансовое обеспечение переоборудования лечебных учреждений данного профиля и закупок антибактериальных противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда) в 2015 году из федерального бюджета выделено 206 167,0 тыс. рублей, из областного бюджета – 6 636,0 тыс. рублей.

Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи

Начиная с 2014 года, расширены возможности финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. В 2015 году высокотехнологичную помощь в рамках финансирования нацпроекта «Здоровье» получили 7 190 человек (за счет всех источников финансирования – 16 304 человек, в 2014 году – 13 119 человек). Повысилась доступность специализированной медицинской помощи детям области. Пролечено 2 468 детей (2014 год – 1 955 чел.).

Оказание высокотехнологичной медицинской помощи осуществлялось в 17 медицинских учреждениях федерального, областного, муниципального подчинения, частных форм собственности. Основное развитие в области за эти годы получили те направления, которые напрямую влияют на медицинскую составляющую демографических показателей. Это – кардиохирургия, акушерство и гинекология, онкология и травматология-ортопедия.

Таблица. Прирост отдельных видов высокотехнологичной медицинской помощи

Стентирование

Эндопротезирование

В 2015 году на территории Ростовской области введены новые профили высокотехнологичной медицинской помощи: трансплантология, ревматология, эндокринология, детская офтальмология, детская травматология и ортопедия, детская оториноларингология.

На эти цели за счет средств федерального бюджета инвестировано 36 060,5 тыс. рублей, из консолидированного бюджета области – 122 540,4 тыс. рублей.

Совершенствование медицинской помощи женщинам и детям

В 2015 году на оплату медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, из средств фонда социального страхования запланировано финансирование в сумме 522 731,0 тыс. рублей, на 01.01.2016 оплачено талонов на сумму 473 033,0 тыс. рублей.

Продолжались мероприятия по пренатальной, неонатальной диагностике и аудиологическому скринингу.

Проведена пренатальная диагностика 33 001 беременным, вставшим на учет до 12 недель. Охват скринингом I триместра составил 85,6%, что на 11,2% больше, чем в 2014 году.

Обследовано на галактоземию 50 000 новорожденных, выявленных случаев – 6, на муковисцидоз – 50 591, выявленных случаев – 5; адреногенитальный синдром – 50 694 ребенка, выявленных случаев – 8; первичный гипотиреоз – 51 069 новорожденных, выявленных случаев – 9; фенилкетонурию – 50 650 ребенка, выявленных случаев – 10. Количество детей, прошедших аудиологический скрининг, составляет 50 016, выявлено детей с нарушением слуха – 9.

В результате реализованного комплекса мероприятий удалось улучшить годовые целевые значения показателей младенческой смертности. Младенческая смертность снизилась на 16,5% по сравнению с 2014 годом и составила по оперативным данным 6,6 случаев на 1000 родившихся живыми.

Многие ранее включенные в нацпроект «Здоровье» мероприятия реализовались в 2015 году в рамках Госпрограммы развития здравоохранения до 2020 года. По основным значимым направлениям были заключены отдельные соглашения софинансирования расходных обязательств субъекта из федерального бюджета. Часть мероприятий финансировалась за счет средств обязательного медицинского страхования.

Формирование здорового образа жизни

В 55 территориях области проведено более 648 акций движения за здоровый образ жизни «Тихий Дон – здоровье в каждый дом!»; 11 выездных мероприятий в рамках проекта «Твое здоровье в твоих руках – Просветись!»; 7 специализированных мероприятий в рамках проекта «Сохраним здоровье на рабочих местах»; 55 мероприятий в рамках проектов «Доноры Дона», «Танцуй ради жизни», «Всё, что тебя касается», волонтерские акции «Здоровое начало» и «Молодежь против наркотиков».

Всего за 2015 год организовано 721 мероприятие, направленных на формирование здорового образа жизни.

В области продолжают работать 14 взрослых и 6 детских центров здоровья.

За 2015 год обследовано 81 478 человек, из них признаны здоровыми 32 440 человек (39,8%).

В результате проведенной работы в области отмечено по оперативным данным снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 6,9%, снижение доли курящих на 23,5%, снижение доли больных синдромом зависимости от наркотиков, состоящих под наблюдением, находящихся в ремиссии от 6 месяцев и более на 23,2%.

Проведение диспансеризации граждан и детей

В 2015 году продолжилась диспансеризация населения за счет средств обязательного медицинского страхования.

Планировалось обследовать 400 тыс. человек, застрахованных по ОМС, старше 18 лет, на 01.01.2016 осмотрено 405 235 человек (101,3%).

На 01.01.2016 из 7 510 подлежащих диспансеризации детей-сирот, находящихся в казенных учреждениях, осмотрено 7 611 детей. Из 7 390 детей-сирот, находящихся под опекой, усыновленных, удочеренных осмотрено 7 390 детей.

Проведение диспансеризации, медицинских осмотров населения, в том числе сельских жителей, детей, способствует раннему выявлению заболеваний, патологических состояний, факторов риска их развития.

Мероприятия по совершенствованию оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями

Оказание медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями осуществляется в региональном сосудистом центре на базе ГБУ РО РОКБ и в 3-х первичных сосудистых отделениях на базе муниципальных лечебно-профилактических учреждений (БСМП № 2 г. Ростов-на-Дону, ГБСМП г. Таганрог, ГБСМП г. Каменск-Шахтинский).

В 2015 голу проведен ряд целенаправленных мероприятий по раннему выявлению пациентов с факторами риска сердечнососудистых заболеваний, начальными стадиями болезней органов кровообращения, своевременной постановки их на «Д» - учет и проведению обучения жителей области здоровому образу жизни.

Организовано обучение специалистов доврачебного и первичного медико-санитарного уровней современным методикам распознавания и оказания экстренной помощи пациентам с острой коронарной патологией и нарушением мозгового кровообращения.

На уровне муниципальных медицинских организаций разработаны, согласованы с министерством здравоохранения Ростовской области и утверждены главами муниципальных образований планы маршрутизации с острыми сосудистыми катастрофами в учреждениях межмуниципального и областного уровней с применением в необходимых случаях тромболитической терапии как на догоспитальном, так и на госпитальном этапах. Это позволило значительно снизить смертность от острого инфаркта миокарда и острых нарушений мозгового кровообращения, в том числе за счет своевременного использования высоких технологий коронарного стентирования, аорто-коронарного шунтирования и нейрохирургических вмешательств при геморрагических инсультах.

Создание областного регистра пациентов с острой сердечно-сосудистой патологией позволило значительно увеличить число случаев отсроченных оперативных вмешательств, направленных на вторичную профилактику повторных сердечно-сосудистых катастроф.

В результате по оперативным данным достигнуто снижение показателя «Смертность от болезней системы кровообращения» – 617,3 случая при плане 753,4 случая на 100 тыс. населения, что существенно ниже среднероссийского уровня – 631,8.

Мероприятия по совершенствованию организации онкологической помощи населению

В 2015 году завершено переоснащение медицинским оборудованием пяти областных онкологических центров (гг. Ростов-на-Дону, Шахты, Новочеркасск, Таганрог, Волгодонск). Профинансировано лекарственное обеспечение, проведение профилактических мероприятий, организация подготовки и переподготовки медицинских кадров, выделение в медицинских организациях помещений, необходимых для оказания лечебной помощи больным, и проведение их ремонта.

В результате реализации вышеизложенных мероприятий за 2015 год по оперативным данным снизилось число умерших от злокачественных новообразований до 164,9 случаев на 100 тыс. населения (2014 год - 174,4), увеличилось количество людей, проживших 5 и более лет с момента установления клинического диагноза, число пациентов, с диагнозом, установленным в 1-ой и 2-ой стадии заболевания.

Мероприятия, направленные на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях

Благодаря отработанному механизму взаимодействия всех служб при оказании медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях наблюдается тенденция к сокращению числа умерших на различных этапах оказания медицинской помощи. Стабильно отсутствуют пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях на трассе М4-Дон, умершие во время транспортировки бригадами скорой медицинской помощи. При установленном целевом показателе «дорожной карты» «смертность от дорожно-транспортных происшествий» - 10,3 умерших на 100 тыс. населения, за 2015 год по оперативным данным достигнут показатель – 7,3 (2014 год – 9,3).

Планы и задачи на 2016 год

В 2016 году в рамках нацпроекта «Здоровье» будет продолжено оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов. Из средств ФСС запланировано финансирование в размере 488,1 млн рублей. Все основные мероприятия ПНП «Здоровье» включены в госпрограмму развития здравоохранения до 2020 года.

Объявленная президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в 2005 году в рамках реализации четырех национальных проектов.

Цели и задачи проекта:

1. Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности.
2. Повышение доступности и качества медицинской помощи.
3. Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
4. Развитие профилактической направленности здравоохранения.
5. Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи.

К основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения относятся:

Развитие первичной медико-санитарной помощи , которое предусматривает следующие мероприятия: подготовку и переподготовку врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров; увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и "скорой помощи"; укрепление материально-технической базы диагностической службы амбулаторно-поликлинических учреждений, скорой медицинской помощи, женских консультаций; профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение ВИЧ-инфицированных; дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок; введение новых программ обследования новорожденных детей; дополнительная диспансеризация работающего населения; оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью : увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи; строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.

В 2008 году в нацпроект "Здоровье" были включены новые мероприятия , направленные на снижение смертности населения Российской Федерации от управляемых причин и сохранение трудового потенциала страны:

Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях , что поможет ежегодно сокращать смертность в результате ДТП на 2700 случаев, а также снизить инвалидность до уровня 8 тысяч случаев в год. В рамках этого направления запланировано оснащение 1 130 государственных и муниципальных учреждений здравоохранения санитарным автотранспортом (610 единиц) и медицинским оборудованием (4 182 единиц).

Совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями обеспечит снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в 1,3 раза (с 325 случаев до 250 случаев на 100 тысяч населения). В рамках этого направления запланировано создание региональных сосудистых центров малоинвазивной хирургии в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Развитие новых высоких медицинских технологий на базе федеральных медицинских учреждений, а также медицинских учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований , что позволит повысить уровень обеспеченности населения высокотехнологичными видами медицинской помощи до 70% потребности.

В 2009 году в национальный проект "Здоровье" были включены дополнительно следующие направления:

Формирование у россиян здорового образа жизни . В рамках данного направления Минздравсоцразвития России предполагает провести масштабную информационную кампанию, направленную как на борьбу с алкоголизмом и табакокурением, так и на формирование здорового образа жизни.

Снижение заболеваемости и смертности от туберкулеза . Программой предусмотрено внедрение современных методов диагностики и профилактики туберкулеза, лечения и реабилитации больных.