Купание в реке иордан на крещение. Поворот реки иордан вспять на крещение

Крещенское чудо Иордана, дерево Винни-Пуха и леший.

Быть на Святой Земле и не окунуться в реке Иордан — это все равно что не быть в Израиле вовсе. Потому как вот уже более двух тысяч лет Иордан — одна из главных точек христианского паломничества.

Именно здесь Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа. Именно здесь было первое явление Пресвятой Троицы. Здесь началось спасительное служение Иисуса Христа. Иордан считается величайшим местом поклонения, связанным с земной жизнью Спасителя. А погружение в эту реку паломники называют "вторым крещением", после которого у многих жизнь меняется, происходят исцеления от болезней и другие чудеса.

Ярденит.

Ярденит. Символическое место Крещения. Здесь Иордан красив и широк.

Как оказалось, на Святой Земле окунуться в святой Иордан можно не только в христианском центре "Ярденит", куда в первую очередь везут группы верующих и туристов. Ярденит считается символическим местом, хорошо оборудованным для посещения. А вот истинное место крещения Христа находится совершенно в другой стороне, неподалеку от Мертвого моря, куда проезд со стороны Израиля до последнего времени разрешался лишь дважды в год: в Великий Вторник на Страстной седмице и в Крещенский сочельник, накануне праздника Богоявления. Нынче доступ к подлинному месту крещения у городка Вифавара открыт круглый год, но доезжают туда только самые настойчивые паломники. Туристы ограничиваются погружением в Ярденит.

Сразу скажем, что Ярденит выглядит гораздо чище и приятнее, чем истинное место крещения у Вифавары. Во-первых, Ярденит — самая широкая и глубоководная часть Иордана. В нем даже поплавать можно, тогда как Иордан у Вифавары переплывать категорически запрещено — можно случайно оказаться в соседнем государстве — Иордании, и нажить множество проблем с возвращением на Святую Землю!

Во-вторых: на Ярдените нет блокпостов и сидящих рядом с паломниками девушек в военной форме с автоматами наперевес. Вода в Ярдените чистая, бирюзовая, тогда как в истинном месте Крещения Христа она мутного желтого цвета из-за глинистых почв.

Наши белые рубашки для погружения (купленные заблаговременно еще в Назарете за $4, тогда как возле Иордана их продают уже по $8—12) после погружения в Вифаваре были желтоватые, а самые правильные — кто трижды с молитвой окунулся в Иордан с головой, потом еще долго смывали с волос песок. И все же Иордан есть Иордан. Одно только осознание, что ты погружаешься там же, где и Спаситель, наполняет сердце неимоверным трепетом. А после погружения благодать в душе — непередаваемая. Действительно было ощущение второго крещения, полного обновления.

Дерево Винни-Пуха.

Побывали мы еще и на одном из трех истоков Иордана, который красивым водопадом стекает с горы Ермон (Хермон) и бурлит в камнях и деревьях. Кстати, в зимний период здесь — лыжные трассы.

После любования водопадом сестра Елена повела нас горными тропками через подвесной мостик к… "дереву Винни-Пуха", расположенного аккурат на обрыве. По традиции, туристы спускаются к дереву и залезают в углубление в стволе, которое столь огромно, что в нем можно даже спрятаться! Сфотографироваться в "дупле" с высунутой головой, размахивая руками, — "святое дело"!

После веселой фотосессии сестричка рассказала нам древнюю историю этих мест.

"О пещерах горы Ермон говорят, что их невозможно измерить. Легенды даже повествуют, что Моисей, которому Господь так и не дал возможности дойти до Земли Обетованной, страстно просил Господа, чтобы Он дал хотя бы возможность пройти через пещеры горы Ермон. Исток Иордана плавно течет по равнине, и, попадая в гористую местность, пробивает себе путь в застывшей лаве и нагромождении скал. Оба берега густо покрыты высокими деревьями и кустарниками. Может поэтому жители в древности назвали город Паниас (в честь греческого бога лесов Пана, израильтяне называют его Банияс). В нише, высеченной в скале, была статуя Пану, густо покрытому шерстью. Пан как божество стихийных сил природы наводил на людей панический страх, отсюда слово "паника". Христиане причислили Пана к бесовскому миру, именуя его бесом полуденным, а город Паниас еще звали городом лешего".

В городе лешего.

"Видимо, город был основан в 4—3 веке до Рождества Христова, — продолжает наш гид. — А под нишей в скале, где стояла статуя Пана, до сих пор сохранилась греческая надпись с упоминанием нимфы Эхо. Паниас попал во владения Птолемея, преемника Александра Македонского. В 200 году до Рождества Христова город Паниас упоминается как место битвы между птолемеями и селевкидами, правившими в Сирии. Когда римляне захватили Иудею, император Август подарил Паниас своему другу, Ироду Великому, и тот выстроил святилище в честь Августа возле пещеры с каменными нишами.

Словом, это было культовое языческое место. Во времена правления сына Ирода Филиппа Паниас даже был столицей округа, Ирод переименовал его в Кесарию Филиппову. Вот именно под таким названием город упоминается и в Евангелии: "Пришед же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников своих: "За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?", и когда Петр ответил: "Ты Христос — Сын Бога Живого", тогда Иисус сказал: "Ты — Петр, и на сим камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее, и дам тебе ключи от Царства Небесного, и что свяжешь на земле, то и будет связано на небесах. И что разрешишь на земле, то будет разрешено и на небесах".

Поэтому это место для нас очень важное. Здесь Господь символически "вручил" Петру ключи от Царства Небесного и указал путь спасения человечества.

Кроме того, из Кесарии Филипповой была родом святая Вероника — женщина, которая, по преданию, 12 лет страдала от кровотечений, а дотронувшись до края одежд Господа, исцелилась. Именно из Кесарии Филипповой Господь с тремя ближайшими учениками — Петром, Иаковом и Иоанном — отправляется на гору Фавор, где было Преображение Господне". Даже сегодня разрушенный Паниас с остатками каменных ниш и колонн производит сильное впечатление. Кстати, в этом истоке Иордана воду можно просто зачерпывать и пить — настолько чистой она стекает с гор.

Святой Иордан.

Вообще воды Иордана считались святыми и чудотворными еще с ветхозаветных времен.

"Первое чудо произошло во времена Иисуса Навина, который вел еврейский народ в Землю Обетованную после смерти Моисея, — рассказывает монахиня Елена. — Евреи подошли к реке со стороны Иордании. Тогда Иордан был намного полноводнее и глубже. Пешком, как сейчас, через него не перебраться. Так вот, когда евреи с Ковчегом Завета стали погружаться в Иордан, воды расступились, как в Чермном море (с церк.-слав. — "Красное море"), пока Иисус Навин с Ковчегом не перешли на другой берег".

Чудеса.

В наше время самое большое чудо в Иордане происходит как раз на праздник Крещения Господня. Точнее, на сочельник, накануне Крещения, когда на Иордане совершается водосвятный молебен. Воду освящает обычно патриарх Иерусалимский или кто-то из архиереев, назначенных им.

"Согласно Евангелию, когда Господь крестился, воды Иордана повернулись вспять. Во время освящения воды, по традиции, в воды трижды погружают крест. Так вот что интересно: когда погружают крест первый раз — течение Иордана немножко приостанавливается. После второго раза в реке появляется небольшой водоворот, в виде воронки. А после третьего — Иордан начинает течь в обратном направлении. В этот момент люди стараются бросить какой-то предмет, чтобы убедиться, что это не выдумка. Брошенный ими предмет действительно плывет в другую сторону", — говорит сестра Елена.

Исцеления.

Вообще, у реки Иордан очень много чудес происходит.

"Одна из паломниц в моей группе целую историю пережила, — вспоминает наш гид. — У женщины была хорошая работа, а семейная жизнь не складывалась, хотя ей уже около 40. И еще ее квартиру все время грабили, где бы она ни жила. Однажды ее матери приснился сон о том, что дочь окунается в Иордане, после чего ее жизнь меняется. Дочь, хоть и не сильно верующий человек, поддалась на уговоры мамы и приехала вместе с ней на Святую Землю. И тут начались приключения. Во-первых, у этой дочери какая-то негативная реакция на темнокожих. А нас на Иордан мало того, что водитель-араб вез, так на Иордан еще и толпа темнокожих туристов прибыла. Кроме того, на реке тогда была аномально холодная вода, войти было крайне сложно. Стоим в очереди, среди темнокожих, а мама еле дочь сдерживает — у последней какое-то беснование началось, она рвалась назад в автобус. В итоге я попросила людей пропустить беснующуюся женщину вперед. Только она как ступила в холодную воду — тут же бросилась наутек. Все, что я успела, это водой Иордана побрызгать ее спину. И что вы думаете? Через полгода мне написала ее мама, что дочь изменилась, встретила свою любовь, кроме того, ее квартиру перестали наконец грабить. Через год они с мамой снова приехали и уже окунулись в Иордане как положено. В этом году мама приболела, так дочь просто окунула в Иордане ее белую рубашку".

Я тоже окунула свою рубашку в Иордане, а в гостинице тщательно просушила, и храню как память о своем погружении, как и свидетельство с датой своего погружения — читай дату своего второго Крещения. И, конечно, у меня тоже случилось маленькое чудо. После окунания в реку Иордан я перестала страдать бессонницей, и впервые за многие годы сплю спокойно всю ночь.

Редакция благодарит наместника Киево-Печерской лавры, митрополита Павла за помощь в организации паломнической поездки.

После раннего завтрака, с вещами садимся в автобус. Едем через город по крутому спуску, где мы поднимались вчера от берега Галилейского моря. Проехали это чудесное озеро. Здесь нам показали, где вытекает из него река Иордан. Едем в город Ерихон , который находится в восточной окраине Иордании. Он неоднократно упоминается в Ветхом и Новом Завете. Дорога занимает около часа. Река Иордан течёт с севера на юг, и её длина здесь в 2 раза больше. Название реки Иордан означает спускающаяся, ниспадающая. Вода её по библии целебная. По библейским преданиям был исцелён человек от проказы. Едем по Иорданской долине. Слева от нас вдали видна полоска Мёртвого моря. Жаль, что туда мы не поедем. Уровень мёртвого моря – самый низкий в мире. Справа на горе видим крепость. Рядом проходят поля с саженцами. Между рядов проезжает небольшой трактор и поливает их. Теперь едем по пустыне. Слева и справа пески и камни. Наконец подъехали к реке Иордан. Выходим из автобуса, и идём в тростниковые раздевалки.

Опять надеваем купальник, белые рубахи и идём по ступенькам до реки. Река здесь неширокая 15-20 метров. Вода зеленоватая и непрозрачная. Посредине реки стоит пограничный столбик, по другую сторону находится Иордания, и заплывать далее границы нельзя. Здесь же находится пограничный пост, и пограничники, которые наблюдали за нами.


Наша группа паломников выстроились у воды и вместе с батюшкой стали читать молитвы. Напротив, нас на другом берегу паломники Иордании. У них крещение по-другому, они заходят в воду по щиколотки, священники с молитвой обливают их сверху небольшим количеством воды. Мы же русские — стоим облачённые белыми рубахами в молитвах.

Наш батюшка освящает воду крестом.

Вникаем в смысл священных слов. Множество мух слетелось к нам, они мешают и щекочут ноги. Туристы с того берега с любопытством разглядывают и фотографируют нас. Здесь на реке в библейские времена Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа. Место очень святое. Наконец наш батюшка с молитвой освятил воду большим крестом. Теперь можно заходить.

Вода показалась прохладной. Окунулась трижды с молитвой «Отче Наш». Ощущения незабываемые. Солнце, вода и Дух Святой. Мне так понравилось, и вода уже не казалась холодной. Теперь идём одеваться в раздевалки, и к автобусу. Снова едем по Иудейской пустыне. Небо сине-голубое, жёлтые пески, местами вдоль дороги растут красивые красочные кусты.

Справа от нас видим верблюдов. Их коричневая окраска выделяется среди оранжевого песка.


Приехали в Ерихон , самый древний город мира к греческому монастырю пр. Герасима Иорданского . Он расположен неподалёку от впадения реки Иордан в Мёртвое море. На этом месте останавливалась Богородица с Младенцем и Иосифом по дороге в Египет.

Монастырь Св. Герасима — один из древнейших в Палестине. Он был построен преп. Герасимом в 455 году. Св. Герасим был родом из Мир Ликийских. Монастырь представлял собой каменную крепость, рассчитанную примерно на 70 монахов. На середине лавры находилась » киновия» (общежитие) для новоначальных. Монахи «достигшие степеней совершенства», помещались в отдельных келиях.

Пять дней недели каждый пребывал в своей келии, не вкушая ничего, кроме хлеба воды и фиников. В субботу и воскресение отшельники собирались все вместе, и по причащении Св. Таин, за общей трапезой вкушали варёную пищу и немного вина. Они не имели никакого имущества, кроме одежды, и, уходя не затворяли дверей своих келий. В пустыне подвизались другие св. отцы; пр. Феоктист, преп. Феодосий и др.


Память святого празднуется 4 марта. Пр. Герасим был столь воздержан, что весь Великий пост пребывал без пищи, довольствуясь только причастием Св. Таин. Преподобного изображают обычно вместе со львом. Этот лев, после того, как Св. Герасим исцелил его, стал преданным и неразлучным «послушником» преподобного, и использовался на монастырских работах.

Со времени арабского нашествия 637 года сведения об монастыре становятся малочисленнее, и затем исчезают. В 12 веке русский паломник игумен Даниил застал в монастыре 20 монахов.

Нынешний монастырь находится в нескольких милях от сада по направлению к Мёртвому морю. Он похож на небольшую крепость в пустыне. Примечательно, что неизвестны ни место погребения св. Герасима, ни сведения о его мощах.

Полы в храме из старинной мозаики. Мне понравилась огромная икона — крещение Иисуса Иоанном Предтечей.


Во внутреннем дворике очень уютно. Монахи нас угощают рисовой похлёбкой с хлебом.

Церковная еда всегда сытна и вкусна. Здесь в углу находится клетка с огромными зелёными попугаями. Справа небольшая церковная лавка.
Едем к следующему монастырю Пророка Елисея . Во дворе сохранилось знаменитое дерево Закхея, на котором сидел сборщик податей в надежде увидеть Спасителя.


Справа от нас источник святой воды. Можно пить, и умыться свежей водой. Заходим в храм.

Далее едем в монастырь «Русская миссия ». Здесь во все стены висят огромные иконы. Мне понравились с библейскими событиями — Крещение Иисуса, где Спаситель сам излечивал больного и т.д.

Снова выходим на улицу, погода стоит очень тёплая. На термометре у входа я заметила температура воздуха +26 С’. Рядом фруктовый сад с лимонами и апельсинами. Далее наш путь в Каранталь к Горе Искушений . На этой горе Иисус Христос постился в течение 40 дней и ночей после Своего Крещения, и здесь же Диавол искушал Его. Автобус остаётся внизу на стоянке, а мы идём 30 минут пешком в гору по каменистой дороге.

Добрались первые до железных ворот монастыря. Здесь находится греческий православный монастырь Искушения , построенный в 4 веке, и недостроенный монастырь на вершине горы. Стучим в двери. Наконец нас услышали, и открыли дверь. Здесь необычные проходы с открытыми сводами. Вместо потолка свешивающиеся склоны горы.

Выходим на длинный балкон, который нависал прямо над пропастью.

Главной святыней монастырского храма является камень, на котором молился Иисус. Мы по очереди в благоговении прикладываемся к нему. Ознакомившись с внутренними помещениями, выходим из храма и спускаемся уже за 15 минут к автобусу. Едем обратно, туда, где нас оставил гид Дмитрий. Ему нельзя ездить сюда, так как у него гражданство Израиля. Такие здесь дикие порядки.
Теперь едем из Эрихона к востоку. Здесь раскинулась удивительная своей каменистой дикостью Иудейская пустыня. Путь проходит по извилистой дороге. Автобус остаётся на стоянке. Со смотровой площадки открывается сказочный вид на пустынную, сезонную реку Нахаль Прат (на иврите) или Вади Кельт (на арабском), которая за многие годы образовала в скале каньон впечатляющих размеров. Длина глубокого и узкого ущелья — около 28 километров, а перепад высоты – более 1000 метров. На дне каньона есть три ручья: Эйн-Прат, Эйн-Мабуа и Эйн-Кельт. Нам на этот раз предстоит спуститься глубоко вниз к храму, что находится в каньоне. Нас предупредили, что некоторые паломники могут остаться наверху. Дорога состоит из больших плит. Местные извозчики с ослами, предлагают свои услуги по крутому спуску, но никто из наших паломников не пожелал. Здесь необычная природа. Горы резко обрываются вниз в виде каньонов.

Постепенно вечереет, воздух насыщен свежестью, и незнакомыми горными запахами. Мы неспешно спустились, последний отрезок пути надо пройти с подъёмом.

Наконец подошли к вратам храма пр. Хозевита , основанный, около 480 г. и посвящён Пресвятой Богородице. В пещерах ущелья, по соседству с храмом, располагались кельи иноков. Некоторые кельи виднелись в почти отвесной стене. Далее идём в пещерный храм Ильи Пророка , в память искушения Христа Дьяволом. По преданию это происходило на этом месте. Здесь скрывался и молился пророк Илия во время трёхлетней засухи. В этой же пещере св. Иаким получил от Ангела известие, что его жена родит долгожданную дочь Марию – Богородицу.

На улице уже темнело. В одном из залов храма балкон выходит на ущелье. Картина необычна перед закатом солнца. Вместо обзора во весь пролёт виднелась каменная стена. Добродушные монахи угостили нас кофейным напитком, чтобы подкрепить наши силы для обратной дороги. Теперь наш путь обратно, нужно подняться по крутому склону извилистой дороги.

Несколько человек согласились ехать на ослах, их сопровождали пешие погонщики. Я не поехала на осле, а пошла пешком, чтобы прочувствовать всю вечернюю красоту гор. Поднялись довольно скоро, и времени потратили почти это — же, за которое спустились. Меня это даже удивило. Вот, что значит освящённый кофейный напиток. Садимся в автобус.
Едем в Вифлеем , который находится в 8 км от Иерусалима по территории Палестины . Наш Гид опять нас временно покинул, так как ему нельзя находиться на чужой территории. На улице уже темно. Приехали в гостиницу, разместились по своим номерам. Номер у нас немного прохладный. Включаем кондиционер, но он, то перегревает комнату, то отключается.



Дорога к Иордану вспоминается прежде всего как сочетание желто-бурого цвета пустынных равнин, небесно-голубого озера Кинерет, бледно-лазурного Мертвого моря. А между ними – зеленовато-желтая вода Иордана. Плюс ярко-зеленые оазисы оливковых рощ, виноградников, банановых и финиковых садов, пальмовых плантаций.

Священная река Иордан. Окунувшись в ее воды, каждый христианин ощущает
неизъяснимую благодать, очищение от грехов и неопровержимую реальность
произошедшего здесь великого события – Крещения Господня

Кинерет

Несколько часов езды от Иерусалима, и вот оно – море Галилейское, или, по-другому, Тивериадское (Геннисаретское) озеро, ныне вернувшее себе древнее название Кинерет. Дорога плавно огибает береговую линию, открывая взору водную гладь. С высоты окружающих холмов оно кажется куском неба, опрокинутым на землю. Нам это озеро известно прежде всего из библейских текстов. Фактически вся история до прихода Иисуса в Иерусалим разворачивалась на его берегах. Именно по этому озеру, «аки посуху», ходил Христос. На этих берегах после Воскресения явился своим ученикам, которые вернулись без единой рыбы после ночного лова. Тогда по слову Спасителя произошел необыкновенный улов, который не могли вместить сети. Здесь и сегодня вылавливают около 2000 тонн рыбы в год, большая часть которой – знаменитая рыба святого Петра, или тиляпия. Игумен Даниил, посетивший эти места в XII веке, писал о Генисаретском озере: «Рыбы в нем очень много, и есть одна рыба, дивная и чудная, эту рыбу и Христос любил есть, очень вкусная рыба. И я сам ел много раз эту рыбу, когда был в Тивериаде». Сегодняшние паломники тоже не отказывают себе в удовольствии отведать тиляпии, несмотря на немалую цену.

Ярденит

Еще полчаса пути, и автобус заруливает на просторную стоянку, плотно заставленную машинами. Выложенная каменными плитами дорожка, обрамленная пальмами, ведет к красивому современному зданию. Широкие двери постоянно открываются, пропуская группы людей, говорящих на разных языках, – здесь священники и монахи, паломники и экскурсанты. Одни, едва войдя внутрь, сразу бросаются в магазин сувениров, другие спешат на берег реки, оборудованный удобным спуском в воду. Эта суета не сразу позволяет осознать тот факт, что перед нами Ярденит – заводь в Иордане, в которую мечтают окунуться христиане всего мира. Мутноватая вода мирно течет между зелеными берегами так же, как текла она и две тысячи лет назад. И лишь постепенно до тебя начинает доходить: ведь именно в этих водах Иоанн Предтеча крестил сынов Израилевых, здесь принял крещение Христос.

В воду Иордана безостановочно погружаются все новые верующие. И едва только человек ступает в неспешный поток, его лицо будто преображается. Несколько минут назад на нем читалась усталость от долгого пути или азарт приобретателя сувениров, и вот уже его черты разглаживаются, и на них проступает совсем другое выражение – благоговения и ожидания чуда. Строго говоря, крещение Иисус Христос принял не здесь. Но разве это так важно? – ведь святыми считаются сами воды Иордана! И вполне естественным кажется, когда к самым ногам верующего вдруг подплывает огромный сом или среди камышей бесстрашно высовывает любопытную мордочку выдра.

На мемориальной стене у входа в Ярденит на разных языках написаны евангельские слова: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1, 9–11).

Вифавара

Так где же все-таки произошло Крещение Господне? Считается, что ниже по течению Иордана, примерно в пяти километрах от его впадения в Мертвое море. Здесь исстари существовала переправа через реку, а во времена царя Давида даже действовал паром. За двенадцать столетий до Богоявления сюда привел Иисус Навин народ Израильский по пути в Землю Обетованную. Сейчас это территория Королевства Иордания, и река служит границей между ним и Израилем.

Из всех евангелистов только св. апостол Иоанн Богослов указал место Крещения Господня: «Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн» (Ин. 1:28). Точно определить его помогло изучение евангельского повествования и записей паломников византийского и более поздних периодов. С 1967 года, со времени «шестидневной войны», это место было закрыто для верующих, и только несколько лет назад оно стало доступным для туристов и паломников, которые теперь ежегодно становятся свидетелями чуда: в день Крещения Господня воды Иордана поворачивают вспять. В этот день от стен греческого монастыря Иоанна Предтечи, находящегося в полукилометре от реки, начинается крестный ход. Процессия, ведомая Иерусалимским Патриархом, спускается к Иордану, на берегах которого уже толпятся тысячи верующих. Здесь Патриарх служит водосвятный молебен, по окончании которого он троекратно выпускает в небо по одному белому голубю – это символизирует явление из воды Святого Духа. Процессия спускается прямо к реке. Здесь Патриарх троекратно опускает крест в воду. И происходит чудо. Вода начинает бурлить, и Иордан поворачивает вспять под ликующие возгласы собравшихся.

Дом паломника

В 2006 году правительство Иордании приняло историческое решение: передать Российской Федерации в бессрочное и безвозмездное пользование участок земли у реки Иордан в евангельской Вифаваре – для устройства русского паломнического центра.

В ноябре 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил паломничество на Иордан. «Освящая воду, мы призываем силу благодати Божией, силу Духа Святого, чтобы она соединилась с природным естеством оды и наполнила воду, которая при этом продолжает сохранять все свои физические и химические качества, силой иного бытия. Мы знаем, что так и происходит и святая вода, обладая этой силой, вспомоществует людям в болезнях, печалях, воздыханиях», – сказал Патриарх.

И вот шесть лет спустя, 26 июня 2012 года, состоялось освящение странноприимного дома и часовни при нем. Его совершил Блаженнейший Патриарх святого града Иерусалима и всей Палестины Феофил III. Вечером того же дня Президент России Владимир Путин возглавил церемонию открытия странноприимного дома.

А 13 ноября 2012 года в странноприимный дом на реке Иордан прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил великое освящение воды Иордана у Русского дома паломника. «Освящая воду, мы призываем благодать Святого Духа, чтобы она соединилась с физическим естеством воды и наполнила воду силой иного бытия. Знаем, что так и происходит – святая вода помогает людям в болезнях, в печалях», – сказал Патриарх Кирилл.

Комплекс состоит из основных и вспомогательных зданий общей площадью 8,5 тыс. кв. м и включает в себя паломническую гостиницу, храм, трапезную, дом приема почетных гостей, инженерные сооружения. И если, по промыслу Божию, в этом регионе сохранятся мир и согласие, православные верующие смогут беспрепятственно приезжать в Русский дом паломника как со стороны Иордании, так и со стороны Израиля, чтобы именно здесь, в Вифаваре, приобщиться к великому таинству Крещения Господня.

Советы паломнику

Ваше паломничество начинается уже в аэропорту. Регистрация на рейс – за 3 часа до вылета. Сотрудники авиакомпании (как на территории РФ, так и на израильской территории) могут задавать вам самые разные и неожиданные вопросы. Отвечайте спокойно, без раздражения, не пытайтесь иронизировать или разговаривать на отвлеченные темы.

Обувь

Обувь должна быть удобная, проверенная, желательно не новая. Возьмите с собой запасные туфли (ботинки, кроссовки) и тапочки, а также пластырь (и привычная обувь иногда начинает натирать ноги).

Одежда

Одежды должно хватить на всю поездку. Ваше пребывание на Святой Земле будет очень насыщенным, а стирать, сушить и утюжить вещи будет некогда. Поэтому предпочтение отдавайте немнущимся, удобным и компактным вещам. Не забудьте зонтик или легкую куртку. Желательно иметь с собой полотенце и резиновые тапочки, а также купальный костюм, солнцезащитные очки и крем, а также увлажняющие кремы.

Для посещения церквей просьба одеваться соответствующим образом: вам не позволят войти в храм в шортах и слишком открытых платьях, колени и плечи должны быть прикрыты.

Сувениры

Святыни, которые вы сможете приобрести в Израиле:

33 свечи, связанные в пучок и символизирующие количество лет Христа;

Масло от Гроба Господня;

Воду из Иордана;

Вино из Канны Галилейской;

Маленький деревянный крест со святой землей, который обычно паломники несут с молитвой по Крестному Пути;

Иконы и книги (путеводители по Израилю).

Омовение в реке Иордан

Для омовения нужно иметь специальную длинную сорочку с рукавом. Ее можно взять из дома или купить в Израиле, непосредственно у реки Иордан, по цене от 5 до 25 долларов. Под рубашку лучше надеть купальник: белая ткань при намокании становится прозрачной. Если пользуетесь своей рубашкой, вам придется оплатить услуги раздевалки – 2 доллара.

Требы

Почти во всех храмах на Святой Земле требы принимаются на пожертвование примерно около 1 доллара. Просьба заранее подготовить дома все записки, чтобы не тратить время, которого будет мало на святых местах. Напечатайте примерно по 30 одинаковых записок о здравии и упокоении на русском языке (печатными буквами), по 10–15 имен в записке.

Чаевые

Обслуживающему персоналу, гиду и водителю принято оставлять чаевые. Рассчитываются они, как правило, по 1–2 доллара с человека в день для водителя и для гида. Необходимо также взять с собой деньги для оплаты входа в святые места, закрытые для общего доступа. По стандартной программе это, как правило, составляет около 25 долларов.

Борис Владимиров

Как известно Иисус Христос принял крещение от Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. С тех пор существует традиция омовения в Иордане, которой следуют все паломники, хотя бы однажды побывавшие на Святой Земле. Благодаря туристической компании «Тайки Турз» - опытного организатора паломнических маршрутов, руководитель проекта "УНИАН-Религии" в прошлом году посетила Иорданию.

Река Иордан.

Почти две тысячи лет люди приходят к берегам библейской реки, с надеждой после омовения получить исцеление души и тела. За это время неоднократно изменялись русло реки и границы государств, по которым текут ее воды. Неизменными остались человеческая вера в Божию помощь и возможность чуда для каждого.

Раз в год, 19 января, в день Крещения Господнего, когда Иерусалимский Патриарх Феофил III служит праздничный молебен на Иордане, наступает мгновение, когда воды реки поворачивают вспять и текут в обратном направлении. Так очевидно и неоспоримо Господь являет людям Свою силу и Божественную благодать.

Поворот реки Иордан вспять на Крещение ВИДЕО


В реку Иордан окунаются семь раз, погружаясь с головой. («И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божьего, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился. – 4 Цар., 5:14).

Все, кому когда-либо приходилось окунаться в Иордане, помнят, какое сильное течение имеет эта река, потому списать это чудо на какое-то природное явление, которое случается из года в год 19 января именно во время молебна Патриарха, – никому в голову не приходит. Да и десятки тысяч людей, которые приезжают на праздник, тому свидетели – все они видели это необычное явление своими глазами.

Как знать, может и две тысячи лет назад, река так же потекла вспять во время Крещения Иисуса Христа, когда «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь».


На мемориальной стене у входа в Ярденит на разных языках мира написано: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1, 9-11).

Паломники, посещающие Святую Землю, всегда хотели окунуться, а некоторые – принять крещение в священных водах Иордана - самой известной реки на Земле, в которой соединились истории Ветхого и Нового заветов. Событие, произошедшее в этих водах, имеет важнейшее значение для христиан всего мира, поэтому людям было необходимо обрести символическое место крещения Христа.

Комплекс "Ярденит", Израиль. Место, где Иордан вытекает из Тивериадского озера.

Согласно ранней версии, принято было считать, что место крещения расположено на западном берегу реки Иордан, на территории Израиля, в окрестностях Каср-эль-Яхуд (арабск. - «иудейский дворец») на территории Палестинской автономии. Но с 1967 года, после войны, этот участок был закрыт.

Для омовения паломников в 1981 году Израиль выделил территорию в месте, где Иордан вытекает из Тивериадского озера. Там и был построен комплекс, который получил название «Ярденит». Эта территория, разумеется, не являлась историческим местом крещения Иисуса Христа, но вполне справлялась со своей символической функцией и была единственным местом, обеспечивающим свободный доступ к реке.


Старое русло реки Иордан, поселок Вади-эль-Харар, Иордания. Место крещения Иисуса Христа. По этим ступеням шел сам Спаситель.

В 1996 году, в результате археологических раскопок вдоль восточного берега реки Иордан, международная группа ученых обнаружила подлинное место крещения Спасителя. Это место находится в Иордании, неподалеку от места, где Иордан впадает в Мёртвое море - в долине Бетани, в поселке Вади-эль-Харар (араб. - «журчащая вода»). Место крещения оказалось на сорок метров восточнее нынешнего Иордана. С V века река существенно изменила русло и отступила от места крещения.

Существует древнейшее доказательство, которое указывает на место крещения Христа – это мозаичная карта древней Палестины VI века, найденная в православном храме - в церкви святого Георгия, в Мадабе.

Мозаичная карта древней Палестины VI века в церкви святого Георгия, в Мадабе.

Говорят, именно с помощью этой карты ученые обнаружили неоспоримое место крещения - квадратную мраморную основу греческой колонны, на вершине которой когда-то был крест – именно она упоминалась как место крещения Христа в записях паломников времен Византийской империи. Также учеными были обнаружены ступени, ведущие к воде. Исследователи полагают, что именно на этих ступенях Иисус Христос оставлял одежду перед таинством крещения.

К месту крещения ведет тропа. Кустарники когда-то росли здесь непроходимой стеной.

В зимнее время в купели старого русла реки собирается немного воды, но к лету озерцо полностью высыхает. Спуск закрыт для паломников в любое время года.

Неподалеку от места крещения находится пещера, где жил Иоанн Предтеча. Апостолы Матфей и Марк указали в Евангелиях, что Иоанн проповедовал в пустыне Иудейской, у Мертвого моря. Иоанн Богослов уточнил, что когда-то это место называлось Вифавар и находился за Иорданом. Именно сюда в 30-летнем возрасте пришёл Иисус Христос, чтобы принять крещение – об этом говорится в Евангелии от Луки.

В этих местах пророк Илия вознесся на небо.

Как известно, Иоанн жил в местах, где вознесся Илья-пророк. То есть именно отсюда ветхозаветного пророка унесла живым на небо огненная колесница. А до этого, согласно Ветхому Завету, пророки Илия и Елисей переходили реку Иордан посуху. Здесь же за 12 веков до крещения Господнего сформировались двенадцать племён Израиля, перешли Иордан и заселили Землю Обетованную. Первое чудо на реке произошло, когда израильтяне, следуя за Иисусом Навином с Ковчегом Завета посуху перешли Иордан.

В эти же места уже в раннехристианские времена ушла оплакивать свои грехи Мария Египетская – известная блудница и великая раскаявшаяся грешница, которая 47 лет молила Господа о прощении и питалась лишь листвой и травой.

Ежегодно к святому месту стекается множество паломников. Сегодня в районе раскопок проложены дорожки, оборудовано место для омовения, а неподалеку построен паломнический центр.


Место для омовения в водах реки Иордан. За невидимой границей со стороны Иордании следят несколько военных с автоматами. Со стороны Израиля солдатов заметно не было – возможно, велось скрытое наблюдение.

Со стороны Иордании к месту крещения и омовения можно попасть в любое время. Но со стороны Израиля есть ограничения - в зависимости от военного положения, так как это палестинская территория. Говорят, на Крещение и Пасху Иордания открывает границу для Израиля, чтобы паломники могли поклониться святыням. От израильского берега до берега Иордании – около 10 метров, граница проходит по реке и ничем не обозначена.

Вода в реке Иордан коричневая и очень мутная из-за быстрого течения, которое размывает глину и несет ил. Но если набрать воду в бутылку и дать немного постоять, примеси оседают, и вода становится прозрачной.

В аэропорту Бен-Гурион нашу группу встречала экскурсовод с трогательной табличкой в руках, на которой было написано: «Град Петров». Когда мы все собрались в кружок, она произнесла приветственные слова, некоторые из которых меня удивили и озадачили:

С каждым из вас обязательно произойдет на этой Земле какое-то чудо, ведь вы ступили на необыкновенную, Святую Землю. Можете мне поверить, я вожу здесь экскурсии уже пять лет. Надо только суметь это чудо увидеть.

То, что поездка эта не простая, я ощутила еще в Петербурге. Все дела, связанные с отъездом, устраивались самым наилучшим образом, без всякого моего участия. И мне с грустью подумалось, что все мои чудеса уже, наверное, произошли и ожидать больше нечего.

Но оказалось, что чудеса еще только начинаются!

Главное событие, ради которого мы все приехали на Святую Землю именно в эти дни, был праздник Крещения Господня. Однако наш гид, матушка Мария, жена протоиерея греческой церкви Святителя Николая, очень нас расстроила, сказав, что уже несколько лет подряд израильские военные не пускают паломников к историческому месту Крещения Господа Иисуса Христа и надо усиленно молиться, чтобы это разрешение, наконец-то, было получено.

18 января утром, когда мы зашли в автобус, еще не было уверенности, что нас повезут именно туда, где Иоанн Предтеча крестил Господа, а не в какое-то другое место на реке Иордан. Матушка снова призвала всех к молитве и будничным голосом добавила, что сегодня, после чина Великого освящения воды мы увидим, как Иордан потечет вспять. Видно, это явление было для нее делом привычным. Но не для меня. От такого сообщения я даже привстала с кресла и вскрикнула:

Как это, «вспять»? Что, Иордан на самом деле потечет в обратную сторону?

Но матушка только устало махнула рукой:

Да вы сами сейчас все увидите!

Я сконфуженно примолкла и плюхнулась в кресло. Но это еще не означало, что мне удалось справиться с вскипевшим потоком мыслей в голове: «Что значит, «Иордан потечет вспять»? Как это понимать? Неужели буквально? И почему я раньше об этом ничего не слышала?» Слова 113 псалма «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять», которые исполняются в песнопениях праздника Крещения Господня, я всегда воспринимала аллегорически. Иордан впадает в Мертвое море. Иордан - это образ смертного человечества, а Мертвое море - образ ада. Из всех земных рек Христос совершает таинство Крещения именно в Иордане, как бы освобождая наш род человеческий от течения к смерти. Это толкование слов псалма свт. Иоанном Златоустым было для меня в свое время настоящим открытием. Но чтобы вода в Иордане еще и вспять потекла! И хотя мозг отказывался вмещать это необыкновенное сообщение, что-то внутри меня уже жило и трепетало в ожидании чуда.

Под одежду поверх купальника я, по совету матушки Марии, еще в гостинице надела белую рубашку, купленную накануне за пять долларов в арабской лавочке возле Гроба Господня. По дороге к Иордану наш автобус остановился у последнего магазина, где еще можно было недорого приобрести белые рубашки тем из нас, кто раньше этого не сделал. После суеты с покупками мы пешком поднялись по дороге куда-то вверх и остановились возле какой-то стены. Я оказалась рядом с экскурсоводом как раз в тот момент, когда она объявила, что мы находимся возле входа в первую могилу Лазаря Четверодневного! За все восемь дней поездки я так и не смогла привыкнуть к молниеносному чередованию будничного и великого на этой удивительной Святой Земле!

И вот, наконец, все волнения от неизвестности позади, и мы находимся вблизи исторического места Крещения Христа, у стен монастыря Святого Иоанна Крестителя! Недолгое ожидание приезда Патриарха Иерусалимского Феофила - и Крестный ход под гром литавр и трубные звуки торжественно двинулся на Иордан, где и начался чин Великого освящения воды.

Во все время богослужения на посохе Патриарха чинно восседает белый голубь. В конце службы он взлетает, совершив два круга над нашими головами, и снова возвращается на свое место. Израильские военные, с автоматами наперевес охраняющие подходы к Иордану, пропускают священников к воде и смыкают свои ряды перед паломниками. Меня охватывает беспокойство: как же я теперь увижу самое важное! Вспомнив, что слева и справа от навеса, где проходило богослужение, установлены огромные экраны мониторов, проталкиваюсь к одному из них. Все происходящее внизу видно на нем, как на ладони!

Вот священники бросают в реку впереди себя привязанные на лентах венки из зеленых листьев и цветов. А теперь вытаскивают их обратно с левой стороны. Видимо, их относит течением. Да, но ведь Иордан течет из Галилейского озера в Мертвое море, то есть, слева направо, если смотреть с нашего берега... Значит, течение должно относить венки вправо и священники должны вытаскивать их справа... Но вот они снова бросают венки впереди себя, а вытаскивают их слева... Я заворожено смотрю на это действо, которое повторяется многократно, видимо, для таких маловеров, как я. Растерянно озираюсь по сторонам и встречаюсь глазами с матушкой. Она почти смеется, глядя на мое потрясенное лицо, и жестами показывает, что надо поторапливаться.

ПОЧЕМУ ВОДА В ИОРДАНЕ СОЛЕНАЯ

Набираю только что освященной Крещенской воды в привезенную еще из Петербурга бутылку. Для этого не надо спускаться к реке, вода подается наверх с помощью водопровода. Отливаю святой водички в пластиковую кружку, делаю большой глоток и столбенею от неожиданности: вода - горько соленая на вкус! В голове мелькает смелое предположение: уж не воды ли Мертвого моря дотекли до этого места «возвратися вспять»? Впрочем, раздумывать об этом некогда, сотни паломников в крещенских рубашках уже стоят на подступах к реке большим белым облаком. По другую сторону ограждения снуют израильские солдаты. Один из них, энергично размахивая автоматом, на чистейшем русском языке неутомимо выкрикивает призывы не толпиться у турникетов, не напирать на ограждение, сделать несколько шагов назад. Через час топтания на одном месте наше «белое облако» начинает глухо ворчать, впереди слышна перебранка военных с паломниками, недовольными крайне медленным продвижением очереди. Стоящая слева от меня группа людей во главе с батюшкой дружно запевает: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...». Через короткое время я с удивлением вижу, как они с пением проходят через турникет. Предлагаю своим соседям справа спеть тропарь празднику. Они смущенно говорят, что не знают слов... С соседями слева, сзади и сбоку - та же история. Начинаю тихонько петь тропарь про себя. Стоять становиться легче, но никакого продвижения вперед не наблюдается...

Еще через два часа кое-как протискиваюсь через турникет, сбегаю по ступенькам к деревянному настилу, быстро снимаю обувь и подхожу к воде. Теперь надо окунуться с головой три раза. Делаю шаг в воду. Ногу обжигает как кипятком! Заставляю себя сделать еще шаг, другой... Судорожно окунаюсь три раза в ледяную воду, бормоча про себя: «Во имя Отца! И Сына! И Святаго Духа! Аминь!», и пробкой выскакиваю на помост! Все тело горит огнем, как после хорошей русской бани! Усталости от трехчасового стояния как не бывало, наоборот, меня охватывает ощущение телесной невесомости и еще - невероятной радости, которая переполняется через край!

В автобусе я первым делом спрашиваю матушку Марию, почему вода в Иордане соленая.

А вы что, уже хлебнули? - восклицает матушка с выражением ужаса на лице.

Конечно, хлебнула! А что, разве я не должна была этого делать? - недоумеваю я.

Конечно, нет! Вода в Иордане имеет соленый вкус, потому что вместе с грунтовыми водами туда стекают удобрения с прибрежных полей! У вас как, живот еще не болит?

Почему же он у меня должен болеть? Ведь это святая Крещенская вода! - не сдаюсь я, - А вы что же, разве не пьете воду, освященную в Иордане?!

Несколько капелек этой воды мы добавляем в бутылку с обычной пресной водой, и только потом употребляем.

Я немножко сникаю от такого прозаического объяснения, почему вода в Иордане соленая... А как бы хорошо было, если бы и Мертвое море преобразилось в этот великий праздник!

Радость подстерегает меня в Питере, когда я нахожу в интернете выдержку из книги архимандрита Амвросия (Юрасова) «О вере и спасении»: «Накануне Крещения Господня православные христиане сбивают деревянные кресты, укрепляют на них зажженные свечи, и река Иордан уносит их в Мертвое море. А в день Крещения, когда воды Иордана поворачивают вспять и идут из Мертвого моря, они приносят кресты обратно. И обычно пресная вода Иордана становится соленой».

Лариса Ильинична Калюжная, Санкт-Петербург - Иерусалим