Конспект занятия «Звук и буква «Л. Конспект занятия по обучению грамоте тема: Звук и буква «Л

Надежда Корсакова
Конспект занятия «Звук [Л] и буква «Л»

Тема : Звук /Л/ . Буква Л .

Цель : Закрепление произношения звука Л в слогах , словах, предложениях, познакомить с буквой Л .

Оборудование : Мячи различного диаметра, по форме, карточки с заданиями, фишки, кукла.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Собери из букв слово , буквы на мячах . Прочитай, что написано. 4 мячика с буквами на них . ЛАДА

Кукла Лада, пришла поиграть, приготовила сюрприз.

Загадала слово. _ _ Л _ _ _ _.

Одну букву написала , а остальных не знает. Просит ей помочь разгадать слово.

2. Сообщение темы занятия .

Назови первый звук в имени девочки , назови букву , которая есть в загаданном слове?

Назови тему занятия . Тема – звук и буква Л .

Послушай, как говорит девочка : павка, вампа, мев, уак. Она правильно произносит звук Л в словах ?

Нет! Значит цель нашей деятельности какая?

Научиться правильно произносить звук Л . И отгадать слово.

Сегодня мы будем играть с Ладой, выполнять задания, артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, закреплять правильное произношение звука в словах и предложениях, читать, а чтобы нам было интереснее, в играх мы будем использовать мяч.

Кроме того, ты будешь оценивать выполненные задания с помощью фишек.

В конце мы посчитаем, каких фишек у тебя больше!

3. Пальчиковая гимнастика с использованием мяча.

Поработают наши ручки.

4. Артикуляционная гимнастика с использованием мяча.

Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали. Артикуляционная гимнастика с мячиком.

Наш язычок стал послушный, давайте произнесем звук [Л] .

5. Характеристика звука . Л показ буквы в слове .

Что делают наши зубки и язык, когда мы произносим этот звук . - Губы растягиваются в улыбке. - Язык поднимается вверх за зубки. - Скажи он гласный или согласный. (синий кружок) - Звонкий или глухой. Проверим. Закроем ручками уши, и послушаем как он звучит. Он напоминает гул летящего самолета : ЛЛЛЛЛЛЛЛЛ.

5. Игра «Доскажи словечко» . Использовать мяч, катим по столу. 1

Ла-ла-ла - есть у дворника МЕТЛА.

Ла-ла-ла - над цветком жужжит ПЧЕЛА.

Ло-ло-ло - мыли с мылом мы СТЕКЛО.

Лу-лу-лу - не могу найти ПИЛУ.

Ла-ла-ла сняли скатерть со СТОЛА.

Ол-ол-ол- вратарю забили ГОЛ.

Лы-лы-лы- стали туфли мне МАЛЫ.

Лу-лу-лу - нитку вденем мы в ИГЛУ.

6. Игра «Найди позицию звука Л » .2

Слова : лампа, вилка, стул, мел, лодка, палатка, платье. Карточка, фишка.

7. Дыхательная гимнастика с использованием теннисного мячика.

8. Динамическая пауза. Игра «Какой? Какое? Какая?» с использованием мяча.

Картинка. 3

9. Связь звука буквой . 4

Люди, видите слона?

Хобот есть. Нога видна. (Г. Виеру) .

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш . (В. Степанов) .

Напечатай букву Л в воздухе , на столе, обведи по точкам.

10. Напечатай букву Л . Закрепление буквы в слогах , словах, предложениях. Прочитай. 5

11. Работа с деформированным текстом. 6

Расставь правильно слова, прочитай, что получилось.

12. Связь с новым материалом.

Вспомни, какой цвет мы называли, когда играли со словами? Белый.

Выучить стихотворение…

Летят опилки белые

Летят из-под пилы,

Это плотник делает

Окна и полы.

Как ты слышишь звук Л в слове «летят» ? Твердо или мягко? Мягко.

На следующем занятии мы будем говорить о мягком звуке Ль .

13. Рефлексия. Итог занятия .

Итак, мы разгадали слово, помогли Ладе прочитать его. Что получилось?

Сегодня на занятии…

Сосчитай фишки, каких получилось больше? Оценка по карточке.

Ты был внимательным, активным, проявил смекалку! Вот тебе сюрприз от Лады. Воздушный шарик, ты его надуешь дома, будешь продолжать развивать сильный выдох, поиграешь с шариком дома!

Наша игра окончена. Лада пойдет отдыхать, а мы пойдем в группу!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Гласный звук [У]. Буква У» Тема: Гласный звук «У». Буква У. Цели: способствовать развитию звуко-буквенного анализа, фонематического слуха; познакомить детей с гласным.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Ы] и буква Ы» Заключение ПМПК - Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития) Возраст: старший дошкольный возраст (5- 6 лет) Период обучения:.

Конспект логопедического занятия «Звук [К] и буква К» Конспект логопедического занятия теме "Звук и буква К". Цели: Учить детей выделять звук К в словах (в конце, в середине слова, анализировать.

Конспект логопедического занятия «Звук [Л] и буква «Л» Тема: Звук "Л" и буква "Л". Цели: -автоматизация звука "Л" в слогах, словах и предложениях; -развитие фонематического слуха и восприятия;.

Тема: Звук [а], буква А. Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук [а], буква А. Цель: Закреплять правильное произношение.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: Звуки [Л], [Л"]. Буква «Л» «Наш гость Лунтик»

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  1. Познакомить с согласными звуками [Л] , [Л"] .
  2. Закрепить умение давать артикуляционную и акустическую характеристику звука.
  3. Продолжать учить определять позицию звука в словах.
  4. Познакомить с буквой «Л» .

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие фонематического слуха, внимания, памяти;
  2. Развитие общей моторики и тонких дифференцированных движений пальцев рук.
  3. Совершенствование грамматического строя речи;
  4. Закреплять понятие «звук» , «буква» , «гласный, согласный звук» , «мягкий – твердый» .
  5. Воспитание навыков самоконтроля за правильным звукопроизношением в самостоятельной речи.
  6. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.

Воспитательные: воспитание доброжелательности, отзывчивости, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности и инициативности.

Оборудование: Ноутбук, телевизор, слайдовая презентация, схемы для составления предложений, предметные картинки, карточки для звукового анализа слова «ЛУНА» , игра «Чья? Чей?»

I. Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. А кто мы узнаем, если отгадаем загадку.

Я родился на Луне,
Оказался на Земле,
Много здесь завёл друзей,
Чтоб жилось мне веселей.

Про меня есть мультик,
А зовусь я…
- ЛУНТИК!

Вы все знаете историю о Лунтик. Лунтик упал на землю, и на земле у него появилось много друзей. Все друзья Лунтика ходят в лесной садик, где узнают много нового и интересного.

Лунтик тоже хочет многому научиться, поэтому он пришел к нам.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

Ребята, скажите, какой первый звук в слове «Лунтик» ? (Звук [Л] )

При произнесении звука [Л] - губки в улыбке; зубки сближены; кончик языка поднят за верхние зубки; воздушная струя встречает преграду.

[Л] ?

2. Характеристика звука: звук [Л] согласный (язычок создает преграду воздуху) , твердый, звонкий, обозначакм фишкой синего цвета.

Звук [Л] имеет младшего братца звук [Л"] .

Что мы можем сказать о звуке [Л"] ?

Звук [Л"] согласный, мягкий, звонкий – обозначаем фишкой зеленого цвета.

4. Закрепление звуков в изолированном виде.

Большой самолет летит и гудит: [лллллл: ] (Дети произносят звук [л] громко) .

Маленький самолет летит и гудит: [льльльльльль: ] (Дети произносят звук [л"] тихо.)

5. Игра: «Светофор»

Я буду произносить слова, а вы когда услышите слово со звуком [Л] , поднимите синий сигнал светофора, а если услышите звук [Л"] , поднимите зеленый сигнал светофора.

Ласка, ложка, пила, лев, дом, кошка, стол, башня, полка, лес, окно, Лиза...

6. Игра: «Доскажи словечко»

звуком [Л] : сто..., сту..., осё…, дяте…, уко...,
слогом ЛА: пол…; иг…; кук…; ю…; пи..., ска..., ма...;
слогом ЛЫ: сто..., дят…; ска..., пи..., шко..., шпа...
7. Игра «Составь слово»

Ребята, я вам буду бросать звуки, а вы должны составить из них слово и вернуть мне:

Л У К (ЛУК) , С Т У Л (СТУЛ) , Ю Л А (ЮЛА) , Л" Е В (ЛЕВ) , С Т О Л (СТОЛ) , В О Л К (ВОЛК) ,

8. Определение позиции звука в слове:

Ребята, на столах у вас картинки, вы должны определить место звуков [Л] - [Л"] , в словах (начале, середине или в конце слова) .

Если в вашем слове звук [Л] , фишку, какого цвета возьмете?

А если звук [Л"] ?

Предметные картинки: будильник, волк, лиса, лось, олень, телевизор, малина, слон, дятел.

9. Игра «Один – два - пять» (С мячом)

Ребята, назовите диких животных, в названии которых есть звуки [Л] - [Л"] . (Лиса, волк, белка, слон, лев, олень, лось и т.д.) .

Одна лиса – две лисы – пять лис;

Волк, белка, слон, лев, олень, лось.

10. Физкультминутка «По дорожке»

По дорожке шли, шли
Много камешков нашли
Пришли, собрали
И дальше пошли

(Дети выполняют движения со словами)

11. Игра «Чья морда? Чей хвост?»

Логопед показывает детям картинку с изображением хвоста или морды и просит назвать: «Чья морда? Чей хвост?»

Лиса – лисий хвост – лисья морда;

Волк, олень, белка.

12. Игра «Зашифрованное слово»

Ребята, чтобы угадать, какое слово «зашифрованно» необходимо соединить первые звуки названий предметов, которые изображенны на слайде.

Ласточка, улитка, ножницы, аквариум. ЛУНА

13. Звуковой анализ слова ЛУНА

Скажите слово ЛУНА так, чтобы услышали первый звук, назовите его.

Какой второй звук в слове ЛУНА?

Что вы можете сказать об этом звуке?

Почему он гласный?

Какой третий звук в слове ЛУНА?

Что вы можете сказать об этом звуке?

Какой последний звук в слове ЛУНА?

Сколько звуков в слове ЛУНА?

Сколько слогов в слове ЛУНА?

Почему? (ответы детей)

А мы знаем, сколько гласных звуков столько и слогов в слове.

Назовите первый слог? Второй?

Сколько звуков в первом слоге? Во втором?

14. Составление предложений со словом ЛУНА.

Придумайте предложение со словом ЛУНТИК или ЛУНА.

Из чего состоит предложение? (Из слов) .

Как пишется первое слово в предложении? (С заглавной буквы) .

Что ставится в конце предложения? (Точка)

Составление детьми предложений.

Дети выбирают понравившееся предложение и составляют схему предложений.

15. Знакомство с буквой «Л» .
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш
В. Степанов

16. Построй по стихотворению.

Ладони вверх направим,

Под углом соединим.

Это построенье

В букву превратим.

17. На что похожа буква «Л» ?

18. Чтение слогов и слов.

19. На сюжетной картинке найдите слова со звуком [Л] , [Л"] .

III. Итог:

Молодцы! Лунтик многому научился у вас, вы стали ему друзьями, но ему пора возвращаться домой. С какими звуками познакомились? Что вы можете сказать об этих звуках? Ребята, если на занятии вам было все понятно и интересно, покажите зеленый смалик, если что – то не поняли и было скучно, то покажи желтый смалик.

Список используемой литературы:

  1. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР, Москва 1998.
  2. Пожиленко Е.А, Волшебный мир звуков и слов. М., Владос, 1999г.
  3. Смирнова Л.Н., «Логопедия» (играем со звуками) , Москва, 2006.
  4. Ткаченко Т., Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. С.-П., Детство-Пресс, 1998г.

Цель занятия: формирование умения чтения слогов и слов с буквой Л.

Задачи:

  • формирование умения слитного осознанного чтения
  • развитие фонематического слуха
  • развитие элементов логического мышления.

Методы : наглядный, словесный, репродуктивный.

Дидактическое обеспечение : иллюстрации по теме занятия, слоговые таблицы, карточки со словами по заданной теме, дидактическая тетрадь, доска, мел.

Ход занятия.

1. Орг. момент (хлопки на внимание).

2. Актуализация опорных знаний.

1. Чтение слоговой таблицы.

СА МА ХА РА ША

СО МО ХО РО ШО

СУ МУ ХУ РУ ШУ

СЫ МЫ ХЫ РЫ ШУ

2. Послушай слова, запиши в кружочках только гласные из этих слов.

(лук, сок, сын, мак)

Алфавит продолжит наш,

Буква Л - лесной шалаш.

Л – гласный или согласный, почему вы решили, что он согласный?

Звонкий или глухой?

3. Найди букву Л, обведи её (дети на своих листочках обводят букву Л)

Л А Р Л Д К Л У Л Л П Д М Л А

4. Письмо буквы Л в индивидуальных листочках

5. Прочитай слитно.

ЛА - АЛ ЛУ - УЛ

ЛО - ОЛ ЛЫ - ЛЫ

6. «Путалки»

7. «Спотыкалочки»

С ЛА Х ЛА Ш ЛА

С ЛО Х ЛО Ш ЛО

С ЛУ Х ЛУ Ш ЛУ

С ЛЫ Х ЛЫ Ш ЛЫ

8. Прочитай, лодочки с одинаковыми словами заштрихуй.

9. Слова рассыпались, соедини слоги стрелками так, чтобы получилось слова.

10. Найди спрятанное слово МЫЛО, подчеркни его.

А С У М Ы Л О Р Ы

(Дети записывают слово на индивидуальных листочках.)

Если в слове больше одной гласной, то одну из них мы произносим сильнее, выделяем голосом. Такая гласная называется ударной. Ударение ставится сверху, вот так:


Подели на слоги слова из 9 задания, поставь ударение.

11. Прочитай предложения. Посчитай, сколько слов в каждом предложении. Ответ запиши в кружочке.

12. Спиши предложение. С какой буквы пишем начало предложения? (с большой)

Что оставляем между словами? (две клетки)

Что ставим в конце предложения? (точку)

У мамы мыло .

(Запись предложения на индивидуальных листочках.)

13. Прочитай предложения, соедини их с картинками:

У Са ши шар.

У Шу ры мы ло.

У со ма у сы. У о сы у сы.

Лист индивидуальной работы ребенка.

2. Найди букву Л, обведи её.

Л А Р Л Д К Л У Л Л П Д М Л А Л

3. Напиши букву Л

4. Прочитай слитно.

ЛА - АЛ ЛУ - УЛ

ЛО - ОЛ ЛЫ - ЛЫ

5. «Путалки»

ЛА – ЛО - ЛУ УЛ – АЛ – ОЛ ЛЫ – ЛА – ЛО

ЛО – ЛА – ЛЫ ЛЫ – ЛА - ЛУ ОЛ – УЛ – АЛ

6. «Спотыкалочки»

С ЛА Х ЛА Ш ЛА

С ЛО Х ЛО Ш ЛО

С ЛУ Х ЛУ Ш ЛУ

С ЛЫ Х ЛЫ Ш ЛЫ

7. Прочитай, лодочки с одинаковыми словами заштрихуй.

8. Слова рассыпались, соедини слоги стрелками так, чтобы получилось слова.

9.. Найди спрятанное слово МЫЛО, подчеркни его.

А С У М Ы Л О Р Ы

Запиши его в клеточках, подчеркни гласные. Раздели слово на слоги.

10. Прочитай предложения. Посчитай, сколько слов в каждом предложении. Ответ запиши в кружочке.

Краевое государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

«Звук и буква Л, л»

Подготовила

учитель начальных классов

Михалева Светлана Ивановна

Павловск 2011

Букварный период обучения грамоте 1 класс.

Тема : Звук и буква Л, л. Цель : - познакомить со звуком и буквой Л, л и научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности. Задачи : Образовательные: познакомить с буквой и со звуком Л,л; - автоматизировать правильное произнесение [Л] формирование умения определять местоположение звука в слове. Коррекционно -развивающие : - развивать фонематическое восприятие посредством дидактической игры; - корригировать устойчивое внимание, путем выполнения задания на нахождение сходства буквы Л с предметами; - развивать зрительно – слухо – моторную память на основе упражнений; - коррекция и развитие связной устной речи через проговаривание стихотворений во время физминуток.; Воспитательные:

Воспитание положительной мотивации в учебной деятельности; - воспитывать познавательный интерес к уроку через использование игровых приёмов;

Воспитание правильной звуковой культуры речи.

Оборудование : иллюстрации (лиса, лист, лошадь, лук), листочки с буквами (а, о, у, м, с, ш, л, х), кувшинка с буквой Л, камушки, блокноты, ручки, листы с индивидуальными заданиями,

Ход урока.

Этапы урока

Психологический настрой.

Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое вам больше нравится – 1-е, 2-е, 3-е?

Мне нравится ваше настроение, мы еще вернемся к этим изображениям в конце урока.

Посмотрите на доску и скажите, какой герой сегодня с нами будет путешествовать.

Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился и прилетел на Землю. Когда он летел, то упал прямо в пруд на лугу. Этот малыш пока еще ничего не знает. Мы буем путешествовать вместе с ним и помогать ему, узнавать все новое.

Физминутка.

«Рыбки»

Рыбки плавают,

ныряют в тихий солнечный денек.

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песок.

Посмотрите, кто плывет к нам на встречу?

Они что-то несут нам. Это картинки. Что изображено на картинках?

С какого звука начинаются все эти слова?

Дайте характеристику звуку л. Расскажите Лунтику о звуке л.

Кто-то дергает за водоросли. Давайте поднимемся на сушу и посмотрим кто это?

Жабе Клаве стало скучно. Она хочет поиграть с нами в игру «Угадай, где звук». Я буду называть слово, а вы должны угадать, где находится буква л, в начале, в середине или в конце слова.

Лыжи - ?

Ложка - ?

Стол - ?

Жаба Клава осталась довольна и пошла дальше.

Ребята, посмотрите что изображено на кувшинке?

Ребята, это буква Л.

Скажите, на что она похожа?

Из каких элементов состоит печатная буква Л?

Посмотрите, Лунтик принес много морских камушек. Выложите из них букву Л.

Лунтику понравились все ваши буквы.

Посмотрите, кто ползет по песку? Покажите пальчиками краба.

Пальчиковая гимнастика

Краб

Краб ползет по дну,

Выставив свою клешню.

Краб что-то тянет за собой. Это ваши блокноты. Напечатате в блокнотах печатную букву Л. И лунтик с вами тоже будет печатать букву на песке.

Крабу очень понравились ваши буквы. К нему в гости ползет улитка. Выполним физминутку.

Физминутка .

«Улитка»

Ползёт улитка по тропе

Свой домик носит на спине.

Ползёт тихонько, не спешит

По сторонам всегда глядит.

Ну, а когда устанет очень

И отдохнуть она захочет,

То может быстренько свернуться

И шаром круглым обернуться.

Посмотрите, что у улитке в домике лежит?

На этих листах задание для вас.

Раскрасьте букву Л и найдите ее среди других букв.

Улитка и краб прощается с нами. Помашите им рукой.


Дети выполняют гимнастику

Стая пиявок. Лиса, лист, лошадь, лук.
Со звука Л. Согласный, звонкий (кладут руки на горло и проверяют) Жаба Клава.

В начале слова В начале слова В конце слова

Буква Дети отвечают
Из двух палочек. Выкладывают из камушек букву Л

Краб. Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую. Печатают в блокнотах букву Л.

Выполняют гимнастику

Листы бумаги.
Выполняют задание (Приложение 1)

Ребята, мы с Лунтиком устроили такой шум, что из пруда вылез Пискарь Иванович. Он ругается и просит, чтобы мы вели себя по тише. И в этом он нам поможет. Он приготовил загадки для нас.

Загадки «Доскажи словечко»:

1. На скамейке у ворот

Лена горько слезы… (льет)

2. Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

3. У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).

4. Заставил плакать всех вокруг

Хоть он и не драчун, а… (лук).

А еще он принес листочки с картинками. Надо соединить только те картинки с буквой Л, которые начинаются на эту букву.

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Пискуль Иванович возвращается домой. А Лунтик так устал, что заснул под листочком цветка. Мы не будем ему мешать, а на следующем уроке с ним встретимся.

Приложение 1 (http ://solnet®.ee )


Приложение 2 (http ://solnet®.ee )
Соедини с буквой Л картинки, слова которых начинаются со звука Л.

Список использованной литературы


1. «Букварь. 1 класс» авт. А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова

М., «Просвещение» (2009 г.)

Использованные Интернет-ресурсы

1. http ://solnet®.ee (Прложение1,2)2. (пальчиковая гимнастика «Краб») 3. (физминутка «Улитка»)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка — детский сад № 442 г. Челябинска

Конспект урока русского языка

«Звук и буква Л»

подготовила

учитель – логопед

Цыпина Ольга Александровна

г. Челябинск

2013

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

— уточнить артикуляцию звука «л»;

— закрепить чёткое и правильное произношение звука «л» в слогах, в словах различной слоговой структуры (1, 2-х, 3-х, 4-х сложные слова), в предложениях, чистоговорках и стихотворениях.

— закрепить обобщающее понятие «транспорт».

2. Коррекционно-развивающие:

— Развитие фонематического восприятия и слуховой памяти;

— развитие навыка звукового анализа и синтеза слов со стечением согласных (с опорой на кинестетические и слуховые ощущения), слогового анализа слов, анализа предложения с предлогом;

— развитие просодической стороны речи (работа над силой голоса);

— развитие внимания и произвольного запоминания;

— развитие мелкой моторики;

— развитие общих моторных навыков.

3. Коррекционно-воспитательные:

— воспитывать навык самоконтроля за устной речью.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

ноутбук, диск с записью аудиописьма, запись с музыкой шума воды; схема для характеристики звука «л» и акустико-артикуляционного образа звука; Звуковичок Л; образец букв Л, л; картинки из «Весёлой азбуки»; схема написания букв Л, л; предметные картинки с изображением транспорта; слоговые таблицы для чтения; предметные картинки с изображением плота и лодки; схемы для звукового анализа слов со звуком «л»; касса букв; сюжетная картинка к сказке «Золушка»; предметные картинки с изображением персонажей сказки: Золушка, Фея – волшебница; слоговые схемы; карточка для преобразования слова Золушка (калушЗо); таблица с буквами и фигурами для игры «Заколдованное слово»; карточки со словами для составления предложения; схемы предложений.

Раздаточный материал: символы звуков для звукового анализа слов; разрезные азбуки; магнитная азбука, кубики с буквами; простые карандаши; карточки для игры «Заколдованное слово»;

Лексический материал:

Части речи

Слова

предметы

Бал, лук, стол, стул, слон, волк, плот, лодка, луна, мыло, лодка, галка, лапа, транспорт, Золушка, тепловоз, теплоход, палочка, волшебница, велосипед.

действия

Ехать, плыть, подниматься, спускаться, была.

признаки

Волшебная, злая.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Сообщение темы, целей занятия.

— Ребята, вы любите сказки? А какие вы сказки знаете?

Сегодня я предлагаю вам послушать одну волшебную сказку. Усаживайтесь поудобнее и слушайте. Логопед включает волшебный экран, а вместо сказки — аудиописьмо от Злой Колдуньи.

Текст письма: «Ну, что, детишки, послушали сказочку? А сказку — то вашу я заколдовала. Отправляйтесь в сказку, да выполните мои задания. А если справитесь, то расколдую я вашу сказку. Хоть ничего-то у вас не получится, но, так и быть, дам вам подсказку: вам поможет звук, который есть в названии моего имени. Ну, прощайте, мне пора».

— Ребята, как вы думаете, кто это? Из какой сказки? Какая Колдунья? (злая). Логопед предлагает детям отправиться в сказку на помощь героям

— А с каким звуком мы познакомились на прошлом занятии? (со звуком «л»).

Есть этот звук в слове «Колдунья»? (ответы детей).

Путешествовать с нами будет Звуковичок «Л». На пути нам будут встречаться предметы, в названиях которых живёт звук «л». Нужно будет не забывать чётко и правильно произносить этот звук. Чтобы быть готовыми к заданиям Злой Колдуньи, давайте вспомним, как правильно произносится этот звук.

2. Акустико – артикуляционный образ звука «л».

Губы слегка в улыбке.

Зубы с ближены.

Узкий кончик языка поднят за верхние зубы к бугоркам.

«Горлышко работает».

Воздушная струя слабая, теплая.

3. Произнесение звука «л» изолированно. Работа над силой голоса.

Чтобы напугать Колдунью, как мы произнесём «л»? (по схеме)

— хором:: лллЛЛЛ, ЛЛЛллл (с движениям): тихо – громко; громко – тихо;

— индивидуально (дети со стёртой дизартрией).

4. Характеристика звука «л». Дети рассказывают про звук по схеме:

Звук «л»: согласный, твёрдый, звонкий.

5. Знакомство с буквой Л.

Звук «л» на письме обозначается буквой Л.

— Рассматривание образца букв Лл;

на что похожа буква Л? (ответы детей).

— ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА:

«Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш».

(Б. Заходер)

— Анализ образца: из скольких и каких элементов состоит буква Л?

— Показ написания букв Л л на доске (логопедом).

— «Рисование» букв Л,л пальчиком в воздухе (схема).

Дифференцированное задание: обводка трафаретов, конструирование буквы, выкладывание, нахождение буквы Л среди других букв, среди неправильно напечатанных букв — зачеркнуть неправильные буквы, найти букву – наложенные изображения (в зависимости от модальности восприятия ребёнком материала).

Проверка выполнения задания детьми.

6. Закрепление обобщающего понятия «транспорт».

Теперь можно отправляться в путь.

Не забывайте, что в названиях предметов должен обязательно присутствовать звук «л».

На чем можно ехать? (на велосипеде, на тепловозе), плыть? (на лодке, теплоходе).

— Как можно одним словом назвать перечисленные предметы? (транспорт). Повторение слова хором и индивидуально.

Чтобы появился транспорт, нужно прочитать волшебные слова:

7. Автоматизация звука «л» на материале слогов.

Дети читают слоговые дорожки:

ЛА – ЛО – ЛУ — ЛЫ

ПЛА – ПЛО – ПЛУ – ПЛЫ

8. Автоматизация звука «л» на материале слов.

Теперь добавьте к слогу ПЛО звук «т». Что появится? (ПЛОТ).

Что такое плот? (ответы детей). Плот – это скрепленные в несколько рядов бревна для переправы на них по воде. Какой это транспорт? (водный).

9. Звуковой анализ слова ПЛОТ. Схема слова .

10. Выкладывание слова ПЛОТ из букв разрезных азбук. (Дифференцированное задание: 1 ребёнок выкладывает слово на доске, 2-й — из букв магнитной азбуки, 3-й — из кубиков, остальные — из букв разрезных азбук у себя на столе).

— Добавьте к слогу ПЛЫ звук «ть». Мы можем на ПЛОТУ ПЛЫТЬ.

Звучит музыка. Дети «плывут» на плоту.

11. Путешествие в сказку «Золушка».

Посмотрите, ребята, мы попали в какую-то сказку. Рассматривание картины (на сюжетной картинке изображены: дворец, лестница, силуэты

персонажей сказки и слоговые схемы под силуэтами). Давайте прочитаем название сказки: калушзо. Все буквы перепутались. Прочитайте в нужном порядке (над буквами определенная цифра). Получилось слово (ЗОЛУШКА).

Логопед показывает картинку с изображением Золушки.

— Ребята, давайте вернём предметы, в названиях которых есть звук «л»:

Куда очень хотела попасть Золушка? (на бал).

Кто помог Золушке попасть на бал? – (волшебница).

С помощью какого предмета Фея совершала превращения?- (с помощью палочки),

А какая была палочка? – (волшебная).

На сюжетную картинку возвращаются исчезнувшие предметы после слогового анализа слов:

12. Слоговой анализ слов, выделение ударного слога, звука.

___________ ____________ ___________

___ ___ ___ __ __ __ __ _____

ЗОЛУШКА ВОЛШЕБНИЦА БАЛ

13. Психогимнастика. Развитие мимических движений.

— Покажите, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал.

— Изобразите злую мачеху, ленивых и злых сестёр.

— Покажите, какое доброе лицо у Волшебницы.

— Ребята, мы вернули всех героев. Теперь Золушка обязательно попадет на бал и познакомится там с принцем.

Нам пора возвращаться домой.

14. Игра «Заколдованное слово». Печатание и чтение слов с буквой Л.

Задание: замените фигуры буквами.

Дети разгадывают зашифрованные буквы, печатают на карточках слова и читают названия (стол, стул, луна, мыло, лодка, слон, волк, галка, лапа, лук).

— Ребята, у кого название транспорта?

Появляется лодка. На лодке мы поплывем обратно в детский сад.

15. Автоматизация звука «л» в предложениях (чистоговорках).

Лу-ло-ла-ла – взяли в руки два весла — громко

Ло-лу-ла-ло – вот волшебное весло — тихо

Дети имитируют взмахи вёслами. Наша волшебная лодка перенесла нас

обратно в детский сад.

16. Анализ предложения. Составление схемы предложения.

Дети читают слова, составляют предложение из разбросанных слов (была, на, Золушка, балу) — Золушка была на балу.

— Сколько слов в предложении? (4 слова).

— Назовите 1-е, 2-е, 3-е, 4-е.

— Выложите схему к этому предложению.

17. Итог занятия. Автоматизация звука «л» на материале скороговорок, стихотворений .

— Какой звук помогал нам?

— В какой сказке были в гостях? Назовите слова со звуком «л».

— Кто расскажет стихотворение со звуком «л»? (опрос детей).

— Поощрение медальками самых активных на занятии детей.

Список использованной литературы

1. Волина В.В. Праздник букваря. – М.: « АСТ – ПРЕСС», 1995.

2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов).- М.: ВЛАДОС, 1999.