Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Растение - земли украшение». Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Почему земля кормит

Цель: Формирование у детей экологической культуры и активной жизненной позиции по сохранению окружающей среды.

Задачи:

  1. Знакомство с историей праздника. Углубление и систематизация представлений о взаимоотношениях человека с окружающей средой.
  2. Развитие у детей любознательности и познавательной мотивации. (Познавательное развитие).
  3. Усвоение ценностей и понимания, что разнообразный растительный и животный мир является необходимым звеном в цепочке биосистемы на Земле; что жизнь человека во многом зависит от окружающей среды на Земле. Воспитание бережного отношения к природе. (Социально-коммуникативное развитие).
  4. Развитие связной, грамматически правильной монологической речи. (Речевое развитие).
  5. Формирование умений внимательно слушать музыкальные произведения, включать воображение.
  6. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей. (художественно-эстетическое развитие).

Оборудование:

Для воспитателя: глобус, аудиозапись «Звуки леса», иллюстрации с изображением животных и растений, занесенных в Красную книгу Тверской области, знаки «Правила поведения в природе», рисунок с изображением дерева без листьев.

Для детей: цветная бумага зеленого цвета, простой карандаш, ножницы, клей, клеенки.

Ход НОД:

Воспитатель включает аудиозапись «Звуки леса», приветствует детей.

Ребята, мы сегодня поговорим с вами о празднике, который отмечают 22 апреля. А что это за праздник вы узнаете, если отгадаете загадку:

Эта планета – любимый наш дом,

На ней мы с рожденья все вместе живем.

Планета прекрасна: моря, океаны,

Цветы и деревья, и разные страны.

И солнце сияет с зари до заката,

Что за планета, скажите, ребята?

Ребята, давайте вместе подумаем, что это праздник и как он появился. Проходите на свои места.

История этого праздника началась больше 100 лет назад. Американец Джон Стерлинг Мортон переехал на пустынную территорию, на которые одинокие деревья усиленно вырубались на строительство домов и на дрова. Мортон предложил устроить день, посвященный озеленению, и давать призы тем, кто высадит большее количество деревьев. Как вы думаете, как назвали этот день? Этот день назвали Днем дерева.

День Дерева отмечался в день рождения Мортона - 22 апреля. Через несколько лет праздник стали отмечать в разных странах мира, и он получил название международный День Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха.

В России День Земли отмечается уже 24 года.

Как выглядит наша планета из космоса?

Послушайте, и отгадайте загадку:

На нем страны без людей,

Города без домов,

Леса без деревьев, моря без воды (глобус)

Что такое глобус?

Посмотрите на глобус и скажите, почему нашу планету называют голубой?

А каким цветом на глобусе изображена суша?

А как вы думаете, почему на Земле есть жизнь?

Верно. На Земле достаточно света и тепла, а также воды и воздух. Все это создает благоприятные условия для жизни на Земле.

Ребята, скажите, чего больше на Земле. Воды или суши?

Скажите, а нужно ли беречь воду, ведь ее, как вы говорите, очень много на земле?

Вот сейчас я хочу рассказать вам историю об одном пруде.

Жил – был пруд. Вода в нем была чистая и прозрачная. Что даже можно было увидеть обитателей пруда. А в солнечный день в пруду отражались деревья, облака. Однажды к пруду пришли отдыхающие, спилили деревья, развели костер. А, уходя, оставили мусор, консервные банки, бутылки. Потом к этому пруду приходили еще и еще. Со временем воды становилось все меньше и меньше, а мусора все больше и больше. Уже нельзя было увидеть, кто там живет. Как вы думаете, это хорошо или плохо?

Обитателям водоема стало совсем неуютно жить в такой грязной воде. Как люди могут помочь пруду? Почему нельзя загрязнять воду?

Посмотрите, какой знак у меня есть. Что он обозначает?

Как загрязняется воздух? Почва? Чем опасны эти загрязнения?

Какие еще объекты природы нуждаются в охране? Почему?

Как люди стараются сберечь исчезающие виды растений и животных? (заносят в Красную книгу, строят заповедники)

Почему книгу назвали Красной?

Какие растения и животные нашего края занесены в Красную книгу? (показ иллюстраций)

Почему необходимо сохранять леса?

Люди какой профессии занимаются охраной окружающей природы?

Почему Землю называют нашим общим домом?

Почему необходимо беречь природу?

Давайте назовем правила поведения в природе (показ знаков).

Ты, Человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

Не жги ее напропалую

И не растаптывай до дна,

И помни истину простую -

Нас много, а она одна.

Задания творческого характера:

Посмотрите на доску. Вы уже заметили, что на ней изображено дерево без листьев. Сегодня в честь праздника мы как бы посадим дерево, одев его в листочки. Сейчас я раздам вам шаблоны листьев, а вы обведите их и вырежете. Потом мы приклеим их на дерево.

Получается, что мы тоже приняли участие в празднике, посадив это дерево.

Подведение итога:

Что нового вы сегодня узнали?

Что вам понравилось, показалось интересным?

Какого числа отмечают «День Земли»?

Почему возникла необходимость создать такой праздник?

Представьте, что Земля заговорила, с какой просьбой она обратилась бы к людям?

Подумайте дома с родителями и завтра всем расскажите, что лично вы можете сделать для улучшения экологической обстановки на Земле?

Выполнила: воспитатель МДОУ

детский сад № 21 г. Ржева

Образовательная область : «Познание»

Цель: Формирование у детей основ целостной «экологической» картины окружающего мира с учётом гендерных особенностей.

Программные задачи: Расширять и уточнять представления детей о растениях луга, сада, леса, о способах правильного взаимодействия с растениями и животными. Продолжать знакомить с лекарственными свойствами этих растений. Дать понятие о жизненном цикле растения. Закреплять умения устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые - опылители растений, то растения не дадут семян и др.). Упражнять детей в умении петь коллективно с музыкальным сопровождением. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, художественно - речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, радоваться результатам коллективного труда.

Предварительная работа: Знакомство с разными видами цветов, работа по схеме «Рост и развитие одуванчика».

Этапы развития:

1)Знакомство с растением – одуванчик (рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, беседа о том, как он растёт.)

2) знакомство с игрой- схемой (рассматривание игры, карточек к игре, объяснение последовательности роста и развития одуванчика при помощи карточек)

3)Составление рассказа- образца воспитателем про одуванчик, упражнение детьми в составлении рассказа.

4) На итоговом занятии игра–схема для составления рассказа используется детьми без помощи воспитателя, заучивание стихов, составление рассказов о цветах по схеме, изготовление шапочек цветов - девочками, а мальчиками шапочек насекомых. Разучивание песни «Не рвите цветы, не рвите…»

Словарная работа: Обогащение словаря словами: пыльца, опыление. Активизация в речи детей слов: рассада, саженцы, нектар.

Закреплять умения согласовывать слова в предложения.

Методы и приемы: Словесные: беседа о растениях, вопросы к детям, составление описательного

рассказа – загадки о ромашке, художественное слово: стихи о цветах.

Наглядные: работа по схеме - «Строение растения», «Рост и размножение

растения», «Кто лишний», внесение макета «Ромашки».

Игровые: разгадывание ребуса, составление целого из частей, физминутка, сюрпризный момент- появление «цветов – детей» (мальчик - Василёк, девочка- Роза).

Практические: трудовая деятельность: посадка рассады, использование технических средств.

Материал и оборудование: Слайды с изображением цветов, использование схемы Васильевой С.А- Тематический словарь в картинках: Цветы. Деревья. (Составление рассказа -загадки про ромашку), макет -«Ромашки» с отрывными лепестками-заданиями, схемы: «Строения цветка» (Роза), Роста и размножения растения» (иллюстрированный материал из пособия « Воздух-невидимка» НА Рыжова.) Я использовала инновационные технологии при разработке и создании этой игры – схемы, которая позволила детям с интересом и лёгкостью составлять описательный рассказ. Игра состоит из 3-х частей: 1. Внизу приклеена картинка – подземная часть одуванчика, которая закрыта коричневым квадратом (почва).2. Во втором кармане картинка с изображением сугроба (зима). По мере составления рассказа карточки из среднего и верхнего карманов вынимаются. (Дополнительные карточки – солнце и ветер.) 3.По ходу рассказа вынимается карточка с сугробом 4. убирается коричневый квадрат. 5.Убирается картинка с зелёными листьями одуванчика. 6. Затем 3 карточки по одной по ходу рассказа вынимаются из 3-го кармана. 6. В заключении убирается последняя карточка с 3-го кармана. Игра - схема «Кто лишний», костюмы Василька и Розы, шапочки цветов для девочек, и шапочки насекомых для мальчиков, ребус, портрет Розы из частей, фартуки для работы, земля, саженцы цветов (Бархатцы) совочки, горшочки.

Интеграция образовательных областей: «Б езопасность», «Художественная литература», «Коммуникация», «Труд», «Музыка».

Ход занятия: Ребята я вас приглашаю прогуляться и окунуться в мир прекрасного, в царство цветов (идёт просмотр видео слайдов о цветах)

- Ребята как вы думаете, кто создает эту красоту?

А вы хотели бы принять участие и оказать помощь в создании царства цветов в нашем детском саду. Я предлагаю сегодня, посадить своими руками и вырастить садовые цветы и украсить ими нашу клумбу. Потому, что народная мудрость гласит: Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Живя на земле, мы постоянно должны помнить об охране природы, цветы украшают нашу жизнь, мы любуемся их красотой, поём о них песни, слагаем стихи и даже знаем поговорки о цветах.

Назовите их ребята.

Цветы, что дети, уход любят

Где цветок там и медок.

Хорош цветок, да скоро вянет.

Маленький цветок бросается в глазок.

На хороший цветок летит мотылёк.

На цвет и пчёлки летят.

И красивыми цветики ядовитыми бывают.

Мир цветов таинственен и чудесен, и люди издавна устраивали праздники цветов. В Древней Греции в честь Гиацинтов и лилий. В Англии в честь незабудок, анютиных глазок и первоцветов. Во Франции в честь Розы и фиалки. В наше время особенно ярко отмечаются праздники Роз в Болгарии. На Руси праздник Ивана-Купалы (ребёнок берёт картинку «Ваза с цветами» и читает стихотворение):

Розы Тюльпаны, Пионы и Лилии

Дарят нам радость своей красотой,

Везде продаются цветы в изобилии

И люди довольно несут их домой.

Букету цветов будут рады родители,

С улыбкой в подарок получат друзья.

Как весело мама смеялась, мы видели,

Когда в Майский день подарил цветы я.

Назовите одним словом, - о чём говорится в стихотворении?

(о цветах).

Какие цветы вы знаете?

Мне не нужен огород, ягода клубника,

Лучше клумбу разобью, пусть растёт Гвоздика.

Посажу Тюльпан, Нарцисс, розу, незабудку.

Ты зайди не поленись в сад мой на минутку.

Первый опыт у меня, не совсем удачен.

Но Тюльпаны посмотри, выросли на даче.

Быть садовником хочу, когда встану взрослым.

Буду разводить цветы хоть это и непросто.

Как называются цветы, которые разводит человек? (садовые)

А еще, какие есть? (луговые, полевые, лекарственные, лесные)

И прежде чем мы приступим к созданию «Царства цветов». Мы немного поговорим о них сегодня.

Как вы думаете, какой цветок является королевой в царстве цветов». И ещё его называют царицей из цариц. Во все времена все народы поклонялись ей и воспевали с незапамятных времён. Если вы не догадались, какой это цветок, давайте мы из частей составим целое и увидим его. (А если дети сразу назвали его, то педагог предлагает проверить так ли это и собрать из частей целое)

Правильно это цветок - Роза.

А про следующий цветок вам загадает загадку Ульяна (составление загадки по схеме (Васильевой С. А) про ромашку). А затем у педагога в руках появляется Ромашка (объёмный цветок с отрывными лепестками). Ромашка ребята это не только красивый цветок, но и самый любимый цветок влюблённых. Потому что во все времена на ромашке гадали девушки. Они отрывали лепесток и приговаривали: Любит, не любит…. Да и наша Ромашка не простая, мы тоже по ней будем гадать, и отгадывать другие цветы (отрывают 1 лепесток и отвечают на вопрос).

Как называется цветок, в котором нашли Дюймовочку? (тюльпан).

Расскажите о том, какие действия нужно выполнять, чтобы вырастить эти цветы. (Вскопать землю, разбить клумбу, посадить луковицы и полить).

А еще, какой цветок вы знаете, который можно вырастить из луковицы? (Нарцисс)

Каково он бывает цвета? (жёлтого и бело - жёлтого).

Назовите цветы, которые бывают разных цветов? (тюльпаны и Розы)

Стихотворение читает воспитатель.

Нарядились все Тюльпаны в разноцветные кафтаны

И у каждого наряд очень ярок и богат.

Чтобы отгадать следующий цветок надо разгадать РЕБУС (гвоздика).

Люди дарят друг другу цветы. И чаще всего это происходит на праздники. Назовите эти праздники? (8 марта, день Победы, цветы дарят ветеранам в День Победы, в день защитника отечества, в день рождения.)

Ребёнок отрывает следующий лепесток и читает стихотворение про одуванчик.

Жёлтая головушка розовая ножка

Одуванчик солнышко, подержу в ладошке.

Появилось солнышко весною на лугу,

На него любуюсь очень берегу.

Давайте на примере Одуванчика проследим, как происходит рост и размножение этого растения и других цветов. (Рассказ по схеме про Одуванчик):


Жил был одуванчик. Прошла холодная снежная зима. Наступила весна. Растаял снег, и на голой земле появились длинные резные листочки.

Из чего появились листочки? (из корня)

А почему весной тает снег, и растут листочки? (солнце светит и греет землю)

Что ещё есть у Одуванчика кроме листьев? (затем появляется стебелёк и бутон, который раскрывается жёлтым цветом).

Почему когда нюхаешь цветок - нос становится жёлтым? (в цветах есть жёлтый порошок, мелкий как пыль, он называется ПЫЛЬЦА).

А что ещё цветы содержат? (цветы содержат НЕКТАР, которые очень любят насекомые – карточка). Прилетит пчела попить нектар и испачкается в пыльце. Потом полетит за нектаром на другой Одуванчик и отряхнёт там пыльцу с лапок. И тогда вместо цветов у Одуванчика появляются семена с пушинками - парашютиками. Постарел наш Одуванчик стал седым, а подул ветер и разлетелись парашютики по белу свету а полетав приземлялись. И на этом месте вновь вырастали новые Одуванчики-детки нашего старого друга.

Физминутка

1-2-3- превращаю девочек в цветы, (девочки надевают шапочки цветов, сделанные своими руками, и расходятся по залу).

1-2-3-4- мальчиков мы в насекомых превратили. Но чтоб без дела не летать, нужно вам с цветов пыльцу собрать, (мальчики надевают шапочки насекомых и летают над цветами).

Насекомые с цветами по дружились. (мальчики протягивают девочкам руки)

И в цветочном вальсе быстро закружились.

1-2-3-4-5- превращаю вас в мальчиков и девочек опять. (дети снимают шапочки)

Тёмным лесом и зелёным лугом в детский сад шагаем друг за другом.

4 (лепесток оторвали)

Загадка - детям: Он расцвёл в глуши лесной.

Граммофончик голубой

А звенит он или нет

Только лес нам даст ответ (колокольчик).

Откуда колокольчик получил своё название?

5 (лепесток оторвали)

А теперь угадайте, кто здесь лишний? И почему? (в схеме 4 квадрата в трёх 3 разных дерева, а в 4- цветок- василёк).

Правильно - это тоже наш цветок. И он у нас в гостях. Сегодня от всех наших мальчиков он даст полезный совет.

ребёнок: « Здравствуйте - я Василёк. Сегодня я вам дам полезный совет, как использовать мой цветок. Если у вас болят глаза, то вы можете их промыть настоем Василька. Использовать его при сухом кашле».

А от девочек вам даст совет-цветок Роза.

ребёнок: « Из моих лепестков можно сделать настой и протирать им лицо, чтобы кожа стала чистой, нежной гладкой, свежей, красивой. А лучше настой заморозить и кубиками льда тоже протирать лицо... А ещё из моих лепестков полу чается очень вкусное варенье.

6(лепесток оторвали)

А что вы можете рассказать об этом цветке? (ландыш, показать картинку)

Это, Ландыш. Он растёт в лесу. Это лекарственное растение. Из него делают лекарство для сердца. Это растение занесено в Красную книгу. Когда Ландыш отцветает, на месте цветов появляются красные ягоды. Они очень ядовитые. Их нельзя рвать.

Какие ещё цветы занесены в Красную книгу? (Белая лилия, жёлтая кубышка, первоцветы показать) Показать Красную Книгу.

Почему многие цветы занесены в Красную Книгу? (ответы детей)

Стихотворение педагога: Берегите цветы!

Они нужны, Они как - нежность.

Как - любовь, как - дети.

Цветы как люди на добро щедры.

И щедрость, нежно людям отдавая

Они цветут сердца отогревая

Как маленькие тёплые костры

Я славлю тех, кто вырастил цветы.

Ну что ребята я думаю, что мы уже много поговорили о цветах и пора приступить к работе. Как мы и договорились в начале нашей беседы. У меня в зимнем саду как раз подросла рассада цветов. (показать детям)

Как вы думаете, почему она называется рассадой? (ответы детей).

Вот этим мы и займёмся. Что нам предстоит делать?

Нам нужно перемешать землю и засыпать её в горшочки. В этой работе нужна сила, ловкость и аккуратность.

Как вы думаете, кто может справиться с этой работой девочки или мальчики? (ответы детей)

А девочкам предстоит рассадить цветы отдельно в горшочки, так как у них пальчики тоненькие, ловкие и нежные, такие же, как наши саженцы цветов. И их нужно очень аккуратно посадить и не сломать.

Дети надевают фартуки, и идёт практическая работа.

Ребята то, что мы с вами сделали сегодня, это очень полезное и нужное дело. Но это только начало нашего большого дела.

Чтобы вырастить эти, саженцы-какие условия им необходимы? (свет, тепло, вода.)

В конце занятия ПЕСНЯ.

«Не рвите цветы не рвите

Пусть будет нарядна земля

А вместо букетов дарите

Васильковые, незабудковые и

Ромашковые поля…. ».

Литература:

1.Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.и др. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»- М.; Мозаика- синтез, 2010.

2. Васильева С.А Тематический словарь в картинках: Мир растений и грибов: Цветы. Деревья. (Программа: « Я – человек»). –М. :Пресса 2003

3. Плешаков А.А. Природа - учебное пособие для начальной школы. Издательство Вентана – Граф 1996.

4. Рыжова Н.А. - «Воздух невидимка» пособие по экологическому образованию дошкольников. М.; Линка-пресс,1998.

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000890, дата отправки 21 февраля 2013 г., № квитанции 62502658075589

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Конспект НОД "Знакомство со свойствами почвы" для детей подготовительного к школе возраста

Богдан Алина Николаевна, воспитатель МБДОУ "Золотая рыбка"
Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно-образовательной деятельности "Знакомство со свойствами почвы"для детей 6-7 лет.Данный материал будет полезен педагогам-дошкольникам при проведении опытно-исследовательской деятельности по теме "Почва".

"Знакомство со свойствами почвы"

Программное содержание:
Образовательные задачи:
Познакомить с процессом образования почвы.
Дать представление о почве и ее составе.
Показать значение почвы для растений и живых организмов.
Развивающие задачи:
Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы
Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение
Воспитательные задачи:
Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах.
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности

Предварительная работа: работа в уголке природы (рыхление, полив); чтение и загадыва-ние загадок о почве, подземных жителях.
Словарная работа: почва, воздух, увеличительное стекло (лупа), лаборатория, опыт, пло-дородная, перегной, минеральные соли.

Оборудование: Стеклянные стаканчики с водой, пластиковые тарелочки, ложки, лупы (на каждую рабочую пару). Большие банки для воспитателя. Свеча, пипетка, предметные стекла, под-носы.

Методы и приемы:
Словесные: мини-беседы с детьми, рассказ, объяснения, вопросы, пояснения, инструкция.
Наглядные: показ способов проведения опытов.
Практические: элементарные опыты.
Игровые: расшифровка слова по первым буквам картинок.

Ход деятельности:
Организационный момент.
Дети входят в помещение, здороваются с гостями.
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Протягивает руку первому ребенку, проговаривая:
Руку другу протяни
И слегка ее пожми,
Подари улыбку, взгляд
Каждый здесь другому рад. Ребенок протягивает руку следующему – таким образом замыкается круг.
Я надеюсь, что такая дружеская атмосфера сохранится на протяжении всей нашей работы.
Ребята, пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.
- Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить нужно расшифровать слово. (на мольберт вывешивается картинка с зашифрованным словом; дети угадывают слово по первым буквам картинок – почва). Правильно, тема нашего разговора – почва.
- Как вы думаете, что же такое почва? (ответы детей)
Почва – это верхний слой земли, в котором развиваются подземные части (корни) растений
- Как же образовалась почва? (ответы детей)
Когда-то давно почвы не было. На поверхности земли находились только камни и скалы. От ветра, дождя, снега скалы трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.
Ветер приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине. Потом они отмирали и таким образом начал образовываться перегной. А на такой почве уже могли расти и другие растения.
- Что же такое перегной? (ответы детей)
На земле повсюду растут травы, деревья, кустарники. К осени листья опадают с деревьев, трава сохнет и ложится на землю. Всё это перегнивает. От этого земля становится плодороднее, и на ней всё растёт лучше.
- Чтобы узнать, что растения получают из почвы, я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию и изучить состав и свойства почвы.
Основная часть.
Воспитатель.
- Ребята, попрошу вас разбиться на пары и занять свои рабочие места (дети проходят к столам с оборудованием для проведения опытов). Прежде чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним правила работы.
1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.
2.Нельзя ничего брать без разрешения педагога.
3.Аккуратно обращаться со стеклянной посудой.
4.Советоваться друг с другом.
5. Поддерживать порядок на рабочем столе.
Опыт №1.
- Какого цвета почва? (ответы детей)
Насыпьте одну ложку почвы на тарелочку, рассмотрите ее через лупу. Что вы увидели? (остатки полусгнивших корешков и листочков растений, части тел червяков, насекомых и дру-гих мелких животных)
Вывод: почва состоит из сгнивших корешков растений, перегнивших листьев.
Опыт № 2
Аккуратно опустите кусочек сухой почвы в стакан с водой. Что произошло? Как объяснить появление пузырьков воздуха в воде?
Вывод: в состав почвы входит воздух.
Опыт № 3
Опустите немного почвы в стакан с водой, перемешайте и дайте отстояться. Что вы замети-ли? На дно стакана осел слой песка, поверх него –слой темного цвета – это перегной.
Вывод: это доказывает, что в почве содержится песок и перегной
Опыт № 4 проводит педагог.
С помощью пипетки возьму несколько капель воды из стакана, где мы размешивали почву и помещу на предметное стекло. Теперь нагрею стекло над пламенем свечи. Что произошло? После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет, это минеральные соли.
Вывод: почва содержит минеральные соли, которые могут растворяться в воде. Соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
Опыт № 5 проводит педагог .
Положу ложечку почвы на блюдце, накрою почву стеклянным стаканом. затем нагрею ее над пламенем свечи. Что вы наблюдаете? Стекло сначала становится влажным, а потом на нем появляются капельки воды. Откуда взялись капельки воды?
Вывод: в почве присутствует вода. При нагревании вода испаряется. Водяной пар поднима-ется вверх, встречает на своем пути холодное стекло, охлаждается и превращается в мельчай-шие капельки воды.
Опыт № 6
Насыпьте в пластиковый стаканчик сухой почвы и полейте небольшим количеством воды. Что произошло? Куда делась вода? Теперь полейте сильнее. Что произошло? (вода больше не впи-тывается). Как вы думаете почему вода больше не впитывается? (там больше не осталось сво-бодного места, весь воздух вытеснен водой)
Вывод: почва впитывает воду, которая вытесняет воздух.
Опыт № 7
Насыпьте в прозрачный пластиковый стаканчик с отверстиями на дне сухой почвы. По-ставьте его в тарелку с водой. Что вы заметили? (Земля в стаканчике стала мокрой).
Вывод: вода в почве может перемещаться не только сверху вниз, но и снизу вверх
Воспитатель: Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть.
Физкультминутка
Ветер веет над полями
И колышется трава
Облако плывет над нами
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит,
Наклоняются колосья
Вправо-влево, взад-вперед
А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм,
Там немного отдохнем.

Заключительная часть.
Воспитатель. Ребята, мы провели с вами ряд опытов, чтобы выяснить состав почвы и ее свойства.
- Каковы же результаты проведенных опытов и наблюдений? (ответы детей) Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.
- Что же получают растения из почвы? (ответы детей)
Во-первых, воздух, корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Во-вторых, воду. Растения вместе с водой получают питательные вещества. Остатки погибших рас-тений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так, почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений. Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее, и в почву лучше проникают воздух и вода.
Рефлексия.
Вот и подошла к концу наша работа. Понравилось вам работать в лаборатории? У меня есть волшебная палочка. Давайте встанем в круг, будем передавать ее и говорить, какой опыт больше всего понравился.
Второй раз воспитатель спрашивает, проведение какого какой опыта вызвало затруднения.
- Мне понравилось как вы сегодня работали в парах, помогали друг другу. Прислушивались к мнению товарища.
Спасибо всем за работу.

Литература:
Н.А. Рыжова «Почва – живая земля» - Карапуз – Дидактика: М.: 2005

«Почва – живая земля»

в подготовительной группе

Составила и провела: воспитатель.

в подготовительной группе

Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора), «Здоровье» и «Коммуникация».

Цель: развитие познавательного интереса и расширение представлений об окружающем мире, развитие навыков свободного общения с окружающими людьми.

Образовательные задачи:

    Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с окружающей действительностью; закрепить знания о почве; познакомить детей с некоторыми обитателями почвы, с особенностями их внешнего вида; познакомить с ролью обитателей почвы в природе; дать элементарные представления о круговороте веществ в природе. Учить видеть и понимать причинно-следственные связи в природе («Познание»); Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; детей в речевое взаимодействие («Коммуникация»). Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – уточнять смысл некоторых слов (бактерии, падальщики); развитие связанной речи – вовлекать детей в разговор во время просмотра мультимедиа; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения; речи - употреблять существительные с предлогами (на поверхности; в земле; под землёй) («Коммуникация») Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Подземные обитатели» («Коммуникация») Формировать представления детей о факторах, обеспечивающих здоровье человека («Здоровье»)

Развивающие задачи:

    Поддерживать интерес к объектам живой и неживой природы; Создавать условия для развития интереса к общению со взрослыми и сверстниками; Способствовать развитию основ логического мышления (сравнивать, сопоставлять, группировать по общим признакам).

Воспитательные задачи:

    Воспитывать ; Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы: Воспитывать культуру поведения в природе;

Материалы и оборудование:

НОД организуется в группе.

    Компьютерная презентация в программе PowepPoint на тему: «Подземные жители».

Предварительная работа:

Подобрать фото - коллекцию на тему «Подземные обитатели», сказки, стихи, загадки о дождевом червяке и других обитателях почвы (при активном участии семей воспитанников группы) Подготовить раскраски о дождевых червяках.

Непосредственная образовательная деятельность.

Сегодня мы с вами отправимся в гости к обитателях подземной страны.

В эту страну не идут поезда,

И самолёт не летает туда.

Как же в эту страну нам попасть?

Страну, до которой рукою подать!

Воспитатель начинает показ мультимедиа.


Почва – самый верхний, плодородный слой земли.

Как возобновляется почва? Откуда она берет силы, чтобы «накормить» такое огромное количество различных растений? Кто ей помогает оставаться плодородной?


Срез земной поверхности.

Оказывается, у нас под ногами, в почве, обитает громадное число разнообразных животных. Все они трудятся над созданием плодородного слоя земли. Одни перерабатывают остатки живых организмов, попадающие в почву, — мельчат, дробят, окисляют, разлагают на составные вещества и создают новые соединения. Другие перемешивают поступающие вещества с почвой. Третьи прокладывают ходы-коллекторы, обеспечивающие поступление в почву воды и воздуха.



Дождевой червяк. Очень важная работа у червяка. Он делает почву!


Дождевые черви, выносят землю из нижних слоев почвы, постоянно перемешивая гумус с минеральными частицами. Ходы дождевых червей облегчают корням растений проникать в глубь почвы.



Поедая погибшие растения червяки перерабатывают их в плодородный для земли продукт.


Работа дождевых червей в природе очень важна!

Но не одни червяки делают почву, им помогают и другие обитатели подземной страны……

Пальчиковая гимнастика

А четыре – камни мы,

Крепкие ребята.

И бросать в окошко нас, Никому не надо.

Пять – я почва – верхний слой,

Дружат травы все со мной,

И деревья, и кусты,

Червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю:

“Чтите матушку свою!”

Наша круглая планета называется ЗЕМЛЯ,

Все живущие под солнцем –

Братья нам и мы друзья!

А теперь, я предлагаю сделать фото коллаж. У меня приготовлено пано, но на нем нет природных объектов, деревьев, травы, кустарников. Оформите работу.

Посмотрите, что у нас получилось: река, берега, березы, это похоже на наш микрорайон «Новый свет».

Задания для активизации самостоятельной деятельности и развития интегративных качеств в режиме дня по теме НОД.

    Мини - лаборатория в группе. В исследовательской лаборатории провести исследования почвы. Сравнить сухую и влажную почву. Сравнить разные виды почв. проведение опытов, экспериментов:

«Чем нюхает червяк?»

«Любят ли дождевые черви яблоки?»

наблюдение за дождевыми червями.

    Экологическая тропинка.
    Рассмотреть почву на альпийской горке, на огороде, на участке, около тропинок. Наблюдение за насекомыми, обитающими в почве.
    Изостудия.
    Придумать и нарисовать плакат на тему «Наш друг - дождевой червяк». Сделать поделки из природного и бросового материала. Дети с родителями и воспитателями делают для червяка подарки из бросового материала (больше поделок, меньше мусора).
      Книжный уголок.
    Подобрать литературные произведения о дождевых червяках и других обитателях почвы. Подобрать иллюстрации по теме «Подземные обитатели» Найти разные интересные сведения об обитателях почвы, используя интернет, энциклопедии и др. источники и рассказать детям. Чтение :
    Чтение сказок и рассказов «Сказка про червяков» «Большое чудо» Н. Павлова «Куча - домик», «Дождевой червяк», «Почему плакал дождевой червяк», Стихотворение «Мне попался дождевой червячок под ноги…» Ю. Богодист. «Немного о дождевых червяках» А. Кропотин. «Дождевой червячок» Рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедий.
    Уголок природы.
    Тематические альбомы: «Почва», «Обитатели почвы»; Собрать коллекцию разных почв – из леса, с территории детского сада, с огорода, с тропинки и т. д. «ферма» дождевых червей
    Дидактические игры.
    Социализация
      беседы «Как живёт червяк» «Удивительный мир подземных пахарей» просмотр видеофильмов, презентаций о дождевых червях Экологическая акция «Напиши письмо дождевому червяку» Детско – родительские презентации.

Конспект составила: педагог – организатор ______________

Заведующий ГБОУ детского сада № 000

Программное содержание:

1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. Закрепить знания о представителях почвенной фауны – подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, состав почвы, как происходит загрязнение почвы: обсудить последствие этого.

2. Активизировать в речи слова: почва, подземные жители, воздух, рассыпчатая, Продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.

3. Воспитывать интерес к исследованию состава почвы, экологически грамотное поведение в лесу, в парке: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, чтобы сберечь жизнь подземных жителей, растений. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.

Предварительная работа:

Наблюдение за листопадом, почвой на прогулке Рассматривание дождевого червя, иллюстраций кротов; наблюдение за жуками и их личинками. Чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях. Беседа о почве, прогулки и экскурсии в лес, парк в разные периоды года.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК и презентация «Состав почвы»; для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, Большие банки для воспитателя. Почва для 1, 2, 3 опытов 2 прозрачные емкости с водой (чистой и грязной, мыльный или порошковый раствор с пеной).; пословицы, для игры:, стаканчики с землей (по количеству детей), обруч-4 шт.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: ребята, сегодня я по почте получила письмо, в котором написано, что нас приглашают в лабораторию по проведению опытов. Я подумала, что всем нам будет очень интересно узнать, что там и какие опыты проводят. Вы согласны со мной?! (Ответы детей). Тогда отправляемся!

Стоя в кругу, берутся за руки. Давайте подарим друг-другу свою самую лучшую улыбку. Закроем глаза и телепортируемся в лабораторию. Открывайте глаза, мы уже на месте. Сколько тут интересного. Мультимедийная презентация.

Воспитатель: посмотрите на экран, что это?(ответы детей) Знаете, ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно — давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. возникали моря и океаны, появлялись а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим ее такую.

Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.

Что же такое почва?

Как вы думаете дети? (ответы детей).

Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 25th Сентябрь, 2016
Вы находитесь: