Как сделать из рисунка шаблон для витража. Трафареты для росписи по стеклу: советы и идеи для начинающих

Если сам витраж, при должном исполнении, является произведением искусства,то эскизная часть – это самый творческий и интерактивный этап процесса его создания. Профессиональный подход обязательно включает в себя подготовительную часть, которая предполагает детальное знакомство с уже готовым интерьером помещения заказчика. Если дизайн существует пока только в проекте – изучается представленный стиль, цветовая гамма, освещение и т.д. Естественно, это предполагает диалог с вами, так как все предпочтения и ваши детальные пожелания должны быть осмыслены и учтены в рамках целостной интерьерной концепции.

Важность правильного выбора эскиза витража

Правильно выбранный стиль рисунка, фактура и цвет стёкол позволят не просто адаптировать витраж к предложенному интерьеру, но и обогатить его в целом, придав законченность и привнеся свойственное витражным стёклам волшебное красочное свечение. Как правило, эскизы создаются от руки с использованием акварели либо художественной карандашной графики или с применением компьютерных программ. Ниже предлагаем вашему вниманию некоторые примеры наших эскизов в различных техниках и выполненные по ним готовые работы.

Эскизы витражного потолка

Здесь представлены эскизы и исполнение витражного потолка диаметром 1500 мм. в латунной раме. Техника «тиффани» , съёмные фрагменты витража для доступа к подсветке. Оптимальный подбор фактуры витражного стекла – светодиоды не видны.

Эскизы витража для окна загородного дома

Здесь мы видим эскизы пейзажа и сам витраж для окна в загородном доме. Декор из фацетов в ожерелье птицы.

Эскиз ниши в восточном стиле

Эскиз и исполнение пейзажа в восточном стиле. Межкомнатная ниша, витраж в технике «тиффани». Фото не качественное, но здесь интересен момент «хрустальных» веточек сакуры. Идея пришла во время создания эскиза и была одобрена заказчиком.

Эскизы витражной перегородки

Раздвижная витражная перегородка разделяет комнату и зимний сад. Витраж в технике «тиффани» , декорированный жёлтыми эрклёзами ручной работы.

Эскизы витражей смонтированных на внутренней стороне стеклопакета

Эскизы и исполнение витража в технике «тиффани». Идеально (без зазоров) смонтирован на внутреннюю сторону стеклопакета в загородном доме.

Витраж в нише и эскиз

Витраж в нише, между гостиной и кухней. Техника «тиффани».

Эскиз витражных вставок

Эскиз и исполнение пейзажных витражных вставок в раздвижную перегородку. Техника «тиффани».

Радиусная ниша, люстра и их эскизы

Вначале заказчик попросил нарисовать эскизы в радиусные ниши. После исполнения ему захотелось спроектировать витражную люстру в том же стиле. Было исполнено в технике «тиффани».

Витражи переживают свою эпоху возрождения. Цветные картины из стекла всё чаще используются дизайнерами для оформления интерьеров в самом разном стиле. Такая картина способна украсить помещение, стать его акцентом, задать тон всему интерьеру. Но раньше изготовление витражей было делом трудоёмким и дорогим, современные же техники позволяют создавать шедевры на стекле самостоятельно.

Стили и техники

Стилей витражей существует множество, ведь сам витраж появился ещё в эпоху средневековья. Со временем он видоизменялся, отражая культуры разных стран и эпох, появление новых техник позволило разнообразить применяемые материалы. Сейчас для украшения помещений применяется несколько стилей.

  1. Классический. Предполагает симметричный рисунок, цветочные мотивы или геометрический узор. Выполняется в тёплых, пастельных тонах. Уместен в классическом интерьере с чёткими линиями, добротной, тяжёлой мебелью.
  2. Готический. Это стиль католических храмов средневековой Европы. Полумрак, устремлённость вверх узких стрельчатых окон и высоких башен со шпилями, тёмно-красный, алый, золотой, зелёный, синий, фиолетовый цвета. В нём используются религиозные мотивы или сцены из жизни средневековых рыцарей, замки, подвиги, драконы, единороги. Готический витраж придаст пространству налёт тайны, сказочности. Именно во времена средневековья были созданы наиболее известные витражи, признанные шедеврами.

    Витраж в готическом стиле - сказка и тайна в вашем доме

  3. Модерн. Пожалуй, универсальный стиль для любого интерьера. Основные мотивы этого стиля - морские, идея - приоритет формы над содержанием. Этот стиль характеризуется плавными причудливыми линиями, так или иначе повторяющими форму морской волны, изящество, изысканность. Бледные, приглушённые цвета, полутона, сине-зелёная гамма. Модерн хорошо сочетается с современной техникой и прекрасно уживается с интерьером в стиле хай-тек.

    Витраж в стиле модерн уместен в любом интерьере

  4. Абстрактный. Предполагает геометрический рисунок и яркие, радостные цвета. Не конфликтует почти ни с одним интерьером, за исключением самого ортодоксального. Вносит в пространство особую эмоциональность. В абстрактном витраже важно соблюсти баланс между формой и цветом и тогда он никогда не надоест, заряжая оптимизмом и побуждая к творчеству.

    Витраж в абстрактном стиле подходит для любого интерьера и никогда не надоест

  5. Египетский. Неяркие картины в песочно-коричневой гамме. Рисунок воспроизводит египетские иероглифы, богов, фараонов и сцены из их жизни.
  6. Античный. Картины напоминают античную мозаику с древнегреческими сюжетами. Характерно присутствие множества мелких деталей. Подходят для помещений в минималистическом стиле.

    Витраж в античном стиле зачастую является законченным произведением

  7. Византийский. Отличает использование не только цветного, но и прозрачного стекла, отчего изображение кажется висящим в воздухе. Такие витражи напоминают роспись по стеклу, подходят для помещений, наполненных светом.

    Применение прозрачного стекла в византийском стиле создаёт иллюзию парения рисунка в воздухе

  8. Авангард. Сюжет рисунка может быть любой. Но благодаря современным техникам исполнения, ему придаётся ощущение объёма. Изображение получается многослойным, с трёхмерными деталями, на прозрачном или матовом стекле, глянцевым, сияющим. Такой витраж задаёт тон всему помещению и делает его ультрамодным.

    Витраж в авангардном стиле может содержать объёмные детали

Витраж в интерьере создаёт мощный акцент, поэтому важно не ошибиться при выборе стиля. Он должен гармонировать с общей стилистикой помещения или задавать её. Тогда остальные предметы интерьера будут дополнять и обыгрывать его, не создавая диссонанса.

Декорировать витражом можно любую стеклянную или зеркальную поверхность. Это придаст интерьеру неповторимость, оригинальность и ощущение роскоши. Разместить витраж уместно в любом помещении.

Где разместить витраж в квартире

  1. Окна. Витраж придаст спальне ощущение уюта, а детской - сказочности. Витраж в окне можно использовать в качестве защиты от солнца, скрыть от посторонних глаз ванную, добавить праздничности и уюта на кухне.

    Цветочный рисунок на балконном окне создаст иллюзию загородного дома

  2. Двери. Декорировать можно как полностью стеклянные двери, так и стеклянные вставки. Рисунок лучше выполнить в одной стилистике на всех дверях.

    Рисунок на всех дверях лучше выдерживать в одной стилистике

  3. Фальш-окна. Такая стеклянная картина снабжается подсветкой и часто устанавливается в ванных комнатах или на лестничных площадках.

    Витражное окно поможет избежать ощущения замкнутого пространства и дополнительно украсит помещение

  4. Потолочные светильники. Большие стеклянные плафоны или акриловые вставки в потолок придадут интерьеру оригинальность.

    Готический интерьер украсит потолочный витраж

  5. Стеклянные перегородки. Они могут быть прозрачными и матовыми. Такие перегородки часто устанавливают между кухней и ванной или туалетом и ванной. Витраж пропускает свет, но не позволяет видеть происходящего за ним.

    Витраж - удачное решение для зонирования помещения

  6. Мебельные фасады, стеклянные столешницы. Декорирование мебели витражом - хороший способ придать ей индивидуальность. Даже старая мебель, украшенная витражом, смотрится дорого и роскошно.

    Витражные вставки уместны как для мебели в гостиной, так и для кухни


Но не любой витраж можно выполнить самостоятельно. Различают несколько видов техники исполнения.

Виды техники

  1. Классическая или наборная. Самая сложная и древняя техника. Цветные стеклянные фрагменты вставляются в металлические рамки, собранные в рисунок и спаянные. Техника требует специального инструмента и навыков. Применяется для больших конструкций и только профессионалами.

    Витраж в классический технике незаменим для больших площадей

  2. Английская или плёночная. Рисунок формируется на стекле из витражной самоклеящейся плёнки. Каждый фрагмент вырезается отдельно и приклеивается на место, определённое трафаретом. Наклеенные фрагменты обрамляются свинцовой лентой. При определённых навыках, такой витраж можно изготовить самостоятельно.
  3. Фьюзинг. Витраж изготавливается без металлического обрамления путём спекания разноцветных фрагментов в монолитный рисунок. Дома изготовить такой витраж невозможно, требуется специальная печь с высокой температурой.

    Витраж в технике фьюзинг поражает яркостью красок и цельностью композиции

  4. Тиффани. Эта техника сходна с классической. Из цветного стекла вырезаются фрагменты узора, окаймляются медной лентой. Готовые элементы собираются в узор и спаиваются между собой. Для начинающих такая техника сложна, но её вполне можно освоить и использовать дома.

    Витраж в технике Тиффани удачно заменяет классическую технику

  5. Пескоструйная. Заключается в обработке стекла по трафарету песком, подающимся под высоким давлением. Обработанные участки приобретают матовость, а рисунок - воздушность. В домашних условиях не применяется, требует специального оборудования.
  6. Литая. Каждый элемент отливается или выдувается из стекла отдельно. После этого фрагменты собираются в картину при помощи армирования или строительных растворов. В домашних условиях не применяется.
  7. Травление. Травлением плавиковой кислотой стекла создаются глубокие рельефные рисунки. Использование в домашних условиях этой сильной кислоты опасно для здоровья.
  8. Расписной витраж. Узор копируется на стекло и обводится контуром. После высыхания контура пустоты раскрашивают витражными красками.

    В расписной технике можно создавать настоящие картины

  9. Контурная заливная. Как и при расписной технике, сначала готовится контур рисунка. После его высыхания пустоты заполняются красками толстым слоем. При необходимости краска разравнивается кисточкой или деревянной палочкой.

    Заливная техника наиболее удачно имитирует классические стили

Видео: изготовление английского плёночного витража своими руками

Наиболее доступны для самостоятельного изготовления расписной витраж и контурная заливная техники. Они не требуют специальных знаний, материалов и инструментов, и могут имитировать практически любую другую технику. Для изготовления таких витражей понадобятся только специальные краски, аккуратность и терпение.

Видео: витраж в технике Тиффани своими руками

Что понадобится для изготовления витража

Прежде чем приступить к работе, подготовьте всё необходимое. Для расписного и заливного витража понадобятся краски.

Краски

Используются специальные витражные или акриловые краски по стеклу. Все они имеют свои особенности.

Акриловые краски

В состав входят три основных компонента: пигмент, вода и акриловая полимерная эмульсия. Продаются в тубах или банках.

Акриловые краски продаются в баночках и тубах

Акриловые краски быстро сохнут, после чего становятся стойкими и упругими. После высыхания устойчивы к перепадам температур и влажности. Соскоблить высохшее покрытие очень сложно, как и удалить наждачной бумагой.

Акриловые краски быстро сохнут, ими удобно работать дома

Цвет готового покрытия получается матовым, ярким. Он не подвержен выгоранию и не тускнеет со временем. Краски разных цветов можно смешивать между собой. Кисточка сразу после использования отмывается водой, для засохшей придётся использовать растворитель.

Существуют двух видов: обжигаемые и необжигаемые. Обжигаемые после нанесения нагреваются в духовке, твердеют и становятся устойчивы к внешним воздействиям. Температура обжига указывается производителем на упаковке.

Витражные краски могут быть обжигаемые и необжигаемые

Если краски не обжечь, через неделю они высохнут и затвердеют так же, как и при обжиге, но до этого момента есть риск их смазать. Краски на водной основе, поэтому ею и разводятся. Кисти также отмываются водой.

Необжигаемые краски высыхают от 1 до 3 дней в зависимости от производителя. Рисунок требует закрепления нанесением слоя нитролака.

Эти краски отличаются большей яркостью. Они более густые за счёт входящего в их состав синтетического растворителя. Хорошо ложатся, ими удобнее работать на вертикальных поверхностях.

Самодельные краски

Некоторые мастера предпочитают использовать и краски собственного производства. Их несложно изготовить самостоятельно из того, что продаётся в строительных магазинах.

  1. На основе нитролака. Используется НЦ-2141 или другой аналогичный. Нитролак разводится растворителем 647, в соотношении 1 к 0,4. Колеруется художественной масляной краской или строительным колером. Краситель добавляется понемногу до достижения нужной интенсивности цвета.
  2. На основе клея БФ-2. Клей разводят вдвое ацетоном, колеруют любым красителем на спиртовой основе. Это может быть паста для шариковой ручки или другая краска. Эмульсию размешивают в стеклянной посуде, пробуют на стекле. При необходимости добавляют краску до достижения необходимой интенсивности.
  3. На желатиновой основе. 5–6 гр желатина заваривают 200 мл горячей воды до консистенции клейстера и добавляют краситель для ткани. Рисунок из такой краски требует закрепления нитролаком.

Кроме красок для работы понадобится контур. Это специальная густая паста для обрисовки границ узора. Она имитирует металлические рамки для кусочков смальты в рисованных и заливных витражах.

Контур

Контуры-рельефы изготавливаются на водной основе, продаются в тубах. С их помощью рисунок обводится контуром, который затем заполняется красками. Может использоваться и для создания объёмного рисунка.

Витражные контуры могут использоваться для создания объёмного рисунка

Дома контурную пасту можно приготовить на основе клея ПВА. Для этого понадобится 50 мл посудного ПВА, 20-30 мл натуральной чёрной туши (лучшая - голландская), 30-40 гр серебрянки или бронзовой пудры.

В клей при постоянном помешивании вводится тушь, а затем пудра, до получения сметанообразной консистенции. Такую пасту готовят по мере необходимости, она не хранится. Перед применением каждый раз перемешивают. Мастера наносят её кисточкой, формируя валик, новичкам удобнее пользоваться кондитерским шприцем.

Необходимые инструменты

Для изготовления витражей с применением разных техник требуется специальный инструмент. В рисованной и заливной технике его понадобится минимум:

  • линейка;
  • карандаш;
  • маркер по стеклу;
  • кисточки;
  • деревянные палочки или зубочистки.

И конечно же, изготовление витража невозможно без трафарета рисунка. Как его сделать, рассмотрим подробнее.

Трафарет для витража

Подходящий трафарет можно приобрести в специализированном магазине или у художника, занимающегося витражами. Но гораздо интереснее изготовить трафарет самостоятельно, подобрав подходящий эскиз.

Не выбирайте эскиз со множеством деталей и пустотами, на готовом витраже такой рисунок будет смотреться неряшливо.

Изображение можно скачать из интернета и просто распечатать в нужном масштабе, учитывая размеры будущего витража. Или взять понравившуюся картинку, открытку и увеличить до необходимых размеров.

Фотогалерея: образцы трафаретов для самостоятельного создания витража

Цветочные мотивы никогда не выходят из моды и подходят для любого помещения Детали трафарета пронумерованы для удобства раскрашивания витража Решётка дополняет цветок и придаёт рисунку законченный вид Птицы - ещё один неустаревающий сюжет для витража

Пронумеруйте детали рисунка одинакового цвета. Это поможет вам не ошибиться при раскрашивании.

Как увеличить рисунок

  1. Расчертите рисунок на клетки со стороной не более 1 см.
  2. Пронумеруйте получившуюся сетку по вертикали и горизонтали.
  3. Снимите размеры с витражного стекла.
  4. Перенесите размеры на бумагу.
  5. Разметьте лист по количеству клеток на рисунке.
  6. Начертите на листе сетку в соответствии с разметкой.
  7. Поклеточно перенесите изображение с открытки на бумагу в увеличенном масштабе.
  8. Готовый рисунок можно подкорректировать, изменить цвета.

Если вы владеете навыками рисования, узор можно создать самостоятельно. Для этого перенесите размеры будущего витража на лист бумаги и разметьте контуры расположение узора. Рисуйте простым карандашом, чтобы была возможность исправить неточности.

Выбирая изображение, учитывайте, что при увеличении могут пострадать его пропорции. При необходимости расчертите рисунок не квадратами, а прямоугольниками.

Прорисуйте детали, у вас должна получиться цельная картина. Готовый рисунок обведите по контуру шариковой ручкой или тонким маркером.

Аппликация


Подготовив всё необходимое, можно приступать к изготовлению витража. Позаботьтесь о том, чтобы рабочая поверхность была ровной, и помните, что при неосторожном обращении стекло может разбиться.

Изготовление витража: пошаговая инструкция


Чтобы обезопасить себя от порезов, края стекла перед работой можно предварительно оклеить малярным скотчем.

Видео: мастер-класс изготовления витража заливной техникой

Освоив расписную и заливную техники, можно попробовать себя в английской плёночной или технике фьюжн. Это потребует больших расходов, материалов и навыков, но ведь оно того стоит.

Фотогалерея: несколько идей для размещения витражей в интерьере

Абстрактный рисунок подойдёт для стиля хай-тек Цветочный орнамент украсит окна гостиной Витраж на окне ванной придаст особую атмосферу и защитит от посторонних глаз Геометрический узор для гостинной несложно выполнить витражной плёнкой Витражи окон лестничной площадки выполняются в одном стиле Эркерные окна хорошо подходят для витража Потолочную вставку можно украсить плёночным витражом

Создание витражей - занятие творческое и увлекательное. Простейшие витражи под силу сделать даже детям. И пусть ваше произведение не будет похоже на шедевры мировой живописи, но они привнесут в ваш дом оригинальность и частицу вашей индивидуальности.

Витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности.

Витражи в виде орнаментальных композиций, узоров или картин выполняются из бесцветных или цветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости стекла керамическими красками или без росписи. Витражи из отдельных стеклянных деталей армируются свинцовой лентой, монолитные стекла арматуры не требуют.

Назначение витражей разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.

Отражая в своих изображениях характер и назначение сооружения и дополняя его художественный образ, витражи играют значительную роль в оформлении интерьера .

Витражное искусство берет свое начало в далеком прошлом. Витражи, представлявшие ранее набор цветных стекол, нередко служили случайным украшением помещения; с течением времени совершенствовалась их композиция, рисунок, художественная обработка стекла и техника исполнения. Витражи становились подлинными произведениями искусства, неотъемлемой частью строго продуманного монументально-декоративного убранства зданий.

Витражи, применявшиеся главным образом в декоре церквей и монастырей, постепенно проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей вытесняет светская, отражая современное течение в искусстве, следуя эстетическим требованиям и духу эпохи.

В мире сохранилось много витражей, созданных выдающимися живописцами и искусными мастерами. Имя автора или мастера нередко подсказывает нам художественную ценность того или иного произведения искусства. Однако, немало замечательных витражей создано руками мастеров, чьи имена остались для нас неизвестными. Художник принадлежит своей эпохе, но произведения искусства часто перерастают свою эпоху, становятся вечными. Подобные витражи-шедевры сохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии и других странах. Достойны внимания витражи, хранящиеся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней. Что касается искусственного освещения витражей, хотя бы и лампами дневного света, то установлено, что такое освещение придает витражам как бы застывшее выражение, оно не может вызвать той игры света и теней, тех световых и цветных эффектов, которые создает естественное освещение, бесконечно сменяющееся на протяжении дня и в течение года. Возможно, конечно, в отдельных случаях применение специальных установок с синхронно сменяющимся искусственным освещением, но это уже относится к области дорогостоящего оборудования и едва ли оправданных эффектов.

Витраж - стеклянная картина, мозаика или ковер , чьи краски никогда не меркнут, не тускнеют.

Когда были созданы первые витражи, сказать трудно. Во всяком случае, нет основания утверждать, что они появились вскоре после изобретения стекла. Известно только, что мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи (первое столетие до н. э. начало н. э.) и в храмах первых христиан. Окна Софийского собора а Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 году н. э., были застеклены цветными стеклами, по-видимому, вскоре после сооружения собора.

По одним литературным источникам известно, что при раскопках городов древней Италии Помпеев и Геркуланума, погибших в 79 году н. э. при извержении Везувия, обнаружены цветные стеклянные мозаичные полы, настенная живопись и фрагменты витражей. По другим источникам в Помпеях обнаружена только стеклянная мозаика полов и стен, так как в домах окон было мало и то большей частью без стекол. Но употребление оконного стекла подтверждается найденными при раскопках кусками матового или, быть может, непрозрачного стекла.

Цветное остекление окон первоначально представляло собой стеклянную мозаику, вставленную в каменные и деревянные проемы ажуры окон. Затем появилась мозаика из цветных стекол, вырезанных и собранных в свинцовой оправе в виде узора, геометрического или растительного орнамента. Такие мозаики собирались в металлической раме и устанавливались в оконных проемах. Весьма вероятно, что в больших окнах краски применялись интенсивные и яркие, в малых окнах бледные и спокойные.

Цветное остекление постепенно образовало особую отрасль декоративного искусства и стало равноправным в числе других отраслей и видов искусства.

С течением времени повысились требования к рисункам стеклянной мозаики. Попробовали оттенять цветные стекла наложением более темных красок. Результаты оказались положительными. Техника окраски стекол при помощи обжига была открыта в IX веке. Этот новый прием нашел широкое распространение. Таким образом, возникла и развилась в конце Х века живопись по стеклу. С развитием живописи по стеклу стеклянная мозаика стала отходить на второй план, но окончательно она вытеснена не была, а продолжала существовать в сочетании с живописью по стеклу.

Для изготовления витража с человеческими фигурами применяли свинец и черную краску.

Витраж - это произведение искусства из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение. Раньше витраж использовался преимущественно в храмах, сейчас же - это новомодное течение в декоре, которое с каждым годом пользуется все большей популярностью. Витражи стали намного доступнее, появилась возможность вставлять их в дверные полотна, обычные оконные рамы, перегородки и ширмы.

Чтобы сделать витражи своими руками, необязательно приглашать мастера, с этим делом может справиться практически каждый. Достаточно желания добиться поставленной цели, немножко усидчивости и точного исполнения приведенных советов.

Как сделать витраж?

Вам понадобится:

  1. Эмульсия ПВА;
  2. Специальные витражные краски или анилиновые красители;
  3. Ватман, картон или миллиметровая бумага;
  4. Карандаш;
  5. Спирт или ацетон;
  6. Скотч;
  7. Уровень;
  8. Кисти;
  9. Алюминиевая проволока толщиной 1,6 мм.

Инструкция:

  • Перед тем, как приступить к работе, определитесь, какой узор Вы хотите видеть стекле и из каких колеров он будет складываться. Рисунок может быть абсолютно любым: орнамент, изображение цветов, птиц, животных и т.д. Изображение может ограничиться только Вашей фантазией. Привлеките к созданию рисунка детей - они обязательно подадут Вам интересную идею.
  • Нарисуйте контуры узора на ватмане, картоне или миллиметровке. Отметьте куда и какой колер Вы будете класть. Если не умеете рисовать, попросите знакомых или воспользуйтесь копиркой. Достаньте стекло из вещи, которое будете декорировать витражом. Обезжирьте ту сторону стекла, на которой будет располагаться витраж, спиртом или ацетоном.
  • С помощью скотча закрепите рисунок на обратной стороне. Воспользовавшись уровнем строго горизонтально расположите стекло. По контурам рисунка выгните из проволоки нужные элементы. Обильно смажьте их эмульсией ПВА со стороны прилегания к стеклу и положите их на стекло. Чтобы проволока плотнее приклеилась, положите на нее металлическую пластинку с грузом. Где-то через 1,5 - 2 ч проволока должна приклеиться.
  • Пока приклеивается проволока, займитесь приготовлением колеров. Растворите анилиновые красители в дистиллированной воде и процедите получившийся раствор. В итоге, в нем не должно остаться никаких комков и др. твердых частиц. Смешайте раствор с эмульсией ПВА до консистенции сливок.
  • Чтобы проверить насыщенность колера, нанесите немного смеси на небольшой кусочек стекла. После полимеризации Вы увидите итоговый оттенок. Если он слишком яркий, можно добавить в смесь еще ПВА, если слишком бледный - раствора красителя. Кроме анилиновых красителей можно воспользоваться готовыми витражными красками - их не придется разводить в эмульсии и воде.
  • Не увлекайтесь только яркими цветами. Общее цветовое решение должно быть гармонично сбалансировано. Когда все колеры будут приготовлены, перелейте их в стеклянные баночки и накройте крышкой, чтобы они не высохли преждевременно. Теперь можно приступать к самому главному и ответственному этапу работы - разукрашиванию рисунка на стекле.
  • Перед тем, как приступать к выполнению, приготовьте чистую кисточку и немного потренируйтесь. Колер нужно наносить строго последовательно, постепенно наливая раствор у контура рисунка от проволоки с помощью кисточки. Добавляя новые цвета, следите за общей толщиной слоя - от него будет зависеть и насыщенность покрываемого участка и равномерность его тона.
  • Во время работы не прикасайтесь к уже образовавшемуся слою, в противном случае, эмульсия начнет засыхать под воздействием контакта с воздухом, а новые порции колера нарушат равновесие, что приведет к дефекту. Если такое произошло, аккуратно смойте данный кусочек и дайте стеклу просохнуть.
  • Покрыв 1-м цветом все необходимые участки, тщательно промойте кисть и приступите к нанесению следующего цвета. Во избежание возможных затеков 1-го колера в др., в случае неплотного приклеивания контурной проволоки, лучше производить заливку колера только по соседству с уже затвердевшими пятнами. В любом случае соблюдайте аккуратность по отношению к уже окрашенным участкам и на всякий случай поставьте радом с собой чистую вату и емкость с водой.
  • Когда Вы полностью окрасите рисунок, внимательно посмотрите на обратную сторону витража. Иногда, места приклеенных проволочных жилок выглядят неаккуратно - это можно исправить с помощью белой эмалевой краски (пр едварительно обезжирьте стекло). Когда белая полоска высохнет, можно крепить витраж на место.

Шаблоны витражей: варианты

Витраж - красивая декорация стеклянной поверхности. С его помощью можно сделать любое стекло наряднее, а дизайн комнаты - необычнее, подчеркнув уникальность Вашего жилища. Создать витраж достаточно просто, особенно, если Вы умеете рисовать. Если же нет, воспользуйтесь трафаретами или шаблонами.