История повторяется дважды - как трагедия и как фарс. Гегелевское «где-то

Давайте рассмотрим ситуацию внимательнее. Она возникла как следствие теории инфляции, согласно которой островные вселенные бесконечны внутри и каждая из них содержит бесконечное множество О-регионов. Она также опирается на квантовую механику, говорящую, что существует лишь конечное число историй, которые могут реализоваться в любом О-регионе. Перед прочтением желательно ознакомится с

Объединяя эти два утверждения, мы с неизбежностью приходим к выводу, что каждая конкретная история должна повторяться бесконечное число раз. Согласно квантовой механике, все, что строго не запрещено законами сохранения, имеет ненулевую вероятность реализации, а значит, наверняка случилось в бесконечном числе О-регионов!

Среди этих бесконечно повторяемых сценариев должны быть весьма странные истории. Например, планета, похожая на нашу Землю, может вдруг сколлапсировать в черную дыру. Или она может испустить колоссальный импульс излучения и перейти на другую орбиту, значительно ближе к центральной звезде. Такие происшествия чрезвычайно маловероятны, но это лишь означает, что придется перебрать очень много О-регионов, прежде чем найдется такой, в котором это случилось.

Удивительным следствием этой новой картины мира является существование бесконечного числа миров, идентичных нашему. Да, дорогой читатель, десятки ваших дублей держат сейчас в руках эту книгу. Они живут на планетах, в точности таких же, как наша Земля со всеми ее горами, городами, деревьями и бабочками. Эти земли обращаются вокруг точных копий Солнца, и каждое солнце принадлежит огромной спиральной галактике - точной копии нашего Млечного Пути.

Как далеко находятся все эти земли, населенные нашими дублями? Мы знаем, что материя, содержащаяся в нашем О-регионе, может находиться в 10 в степени $10^{90}$ различных состояний. Объем, содержащий, скажем, гуголплекс (10 в степени $10^{100}$) О-регионов, должен исчерпать все возможности. Такой объем будет иметь поперечник порядка гуголплекса световых лет. На больших расстояниях О-регионы, включая наш, будут повторяться.

Должны также существовать регионы, где истории немного отличаются от нашей, со всеми возможными вариациями. Когда Юлий Цезарь со своими легионами стоял на берегу реки Рубикон, он знал, что должен принять важнейшее решение. Переход реки станет государственной изменой, и пути назад уже не будет. Со словами "Jacta alea est!" - "Жребий брошен!" - он приказал войскам идти вперед. И жребий действительно был брошен: на некоторых землях Цезарь стал римским диктатором, а на других он был разбит, подвергнут пыткам и казнен как враг государства. Конечно, на большинстве земель никогда не было человека по имени Цезарь, а в большинстве мест Вселенной нет ничего похожего на нашу Землю, поскольку существует гораздо больше других возможных вариантов развития помимо простого повторения.

Весьма символично, что эта сюрреалистичная картина мира появилась в городке, пропитанном духом Сальвадора Дали. Подобно живописи Дали, она смешивает странные, кошмарные детали с привычной реальностью. И тем не менее это пря мое следствие инфляционной космологии. Мы с Хауме Гарригой написа ли статью о новой картине мира и представили ее в ведущий физический журнал The Physical Review. Мы опасались, что статья будет отвергнута как "слишком философская", но ее приняли без возражений. В дискуссионном разделе ближе к концу мы писали: "Существование О-регионов со всеми возможными историями, среди которых есть идентичные или почти идентичные нашей, имеет ряд тревожных следствий. Если только у вас появилась мысль о возможности какого-то страшного несчастья, можете быть уверены, что оно уже случилось в каком-то из О-регионов. Если вы с трудом избежали аварии, значит, в некоторых регионах с точно такой же предшествующей историей вам не повезло. С другой стороны, некоторые читатели будут рады узнать, что существует бесконечное число О-регионов, где Эл Гор стал президентом (Мы писали статью в 2001 году, сразу после весьма спорных выборов в США, на которых Джордж Буш обошел Зла Гора с очень небольшим отрывом ) и - да! - Элвис жив".

Пресса отреагировала немедленно - как и предсказывал Хауме. На следующий месяц в британском журнале New Scientist вышел обзор нашей статьи под заголовком "Да здравствует король!"

Что еще нового?

Позднее мы выяснили, что у картины множества наших клонов, разбросанных по Вселенной, есть предыстория. Знаменитый российский физик Андрей Сахаров высказал подобную идею в своей Нобелевской лекции в 1975 году. Он говорил: "В бесконечном пространстве должны существовать многие цивилизации, в том числе более разумные, более "удачные", чем наша. Я отстаиваю также космологическую гипотезу, согласно которой эволюция Вселенной повторяется в основных своих чертах бесконечное число раз".


Кое-кто даже называл мысль, что в бесконечной Вселенной должно случиться абсолютно все, самоочевидной. Это утверждение, однако, ложно. Рассмотрим, например, последовательность нечетных чисел 1, 3, 5, 7, ... . Она бесконечна, но нельзя говорить, что она содержит все возможные числа. Ведь в ней отсутствуют все четные числа. Аналогично, бесконечность пространства сама по себе не гарантирует, что все возможности реализуются где-то во Вселенной. Например, по всему пространству могла бы бесконечно повторяться одна и та же галактика. На этот момент указали южноафриканские физики Джордж Эллис (George Ellis) и Дж. Брандрит (G. Brundrit). Они доказали, исходя из предположения о бесконечности Вселенной, что в ней должно быть бесконечное число мест, очень похожих на нашу Землю. (В своем анализе они опирались на классическую физику и поэтому могли говорить только сходстве, но не об идентичности других земель и нашей.) Они предположили вдобавок, что начальное состояние Вселенной случайным образом меняется от одного О-региона к Другому, так что в бесконечном объеме исчерпываются все возможные их варианты. Таким образом, существование наших клонов не самоочевидно, а опирается на предположения о пространственной бесконечности и "исчерпывающей случайности" Вселенной.

Напротив, в случае бесконечной инфляции эти свойства не нужно вводить как независимые предположения. Из самой теории вытекает, что островные вселенные бесконечны и что начальные условия в момент Большого взрыва задаются случайными квантовыми процессами во время инфляции. Существование клонов, таким образом, является неизбежным следствием теории.

Значение слова "быть"

Все зависит от значения слова "есть".
Билл Клинтон

Идея множества миров, или "параллельных" вселенных, обсуждалась также и в совершенно ином контексте. Возможно, вы слышали о многомировой интерпретации квантовой механики, которая утверждает, что Вселенная постоянно расщепляется на множество копий самой себя так, что в разных копиях реализуются все возможные исходы каждого квантового процесса. Несмотря на кажущееся сходство с бесконечной инфляцией, это на самом деле совсем разные теории. Чтобы не путать их, давайте совершим короткий экскурс в мир множества миров.

Квантовая механика - феноменально успешная теория. Она объясняет строение атомов, электрические и тепловые свойства твердых тел, ядерные реакции и сверхпроводимость. Физики безоговорочно доверяют ей, но при этом основания данной теории на удивление темны, и дебаты об их интерпретации продолжаются до сих пор.

Самым спорным является вопрос о природе квантово-механических вероятностей. Так называемая копенгагенская интерпретация, разработанная Нильсом Бором и его последователями, гласит, что квантовый мир принципиально непредсказуем. Согласно Бору, бессмысленно спрашивать, где находится квантовая частица, пока вы не произведете измерение, чтобы ее обнаружить. Вероятности всех возможных исходов измерения можно вычислить, используя правила квантовой механики. Частицы как будто никак не могут "решиться" и прыгают на определенное место в самый последний момент, когда выполняется измерение.

Альтернативная в его докторской диссертации, защищенной в 1950 году в Принстонском университете. Он утверждал, что на самом деле реализуются все возможные исходы каждого квантового события, но происходит это в разных, "параллельных" вселенных. При любом измерении положения частицы Вселенная разветвляется на мириады копий, в которых частица обнаруживается во всех возможных местах. Процесс ветвления полностью детерминирован, но мы не знаем, с какой из ветвей будет связан наш опыт. В результате исход нашего измерения по-прежнему остается вероятностным, причем Эверетт показал, что все вероятности оказываются в точности такими же, как и в копенгаенской интерпретации.


Поскольку выбор интерпретации не влияет ни на какие результаты или предсказания теории, большинство работающих физиков относятся к дискуссии об основаниях квантовой механики как агностики и не тратят время на подобные вопросы. По словам физика Исидора Раби (Isidor Rabi), занимающегося элементарными частицами, "квантовая механика - это просто алгоритм. Используйте его. Он работает, не беспокойтесь". Такой подход "заткнись и считай"(По выражению Дэвида Мермина (David Mermin), см. Physics Today, April1989, p. 9. ) прекрасно работает везде, кроме квантовой космологии, в которой квантовая механика применяется к целой Вселенной. "Ортодоксальную" копенгагенскую интерпретацию, требующую, чтобы внешний наблюдатель выполнял над системой процедуры измерения, в этом случае невозможно даже сформулировать: нет никакого внешнего по отношению к Вселенной наблюдателя. Космологи, таким образом, склонны предпочитать многомировую картину.

Эверетт и некоторые его последователи настаивают, что все параллельные миры в равной мере реальны, однако другие полагают, что это лишь возможные миры и среди них только один реален.( Эта точка зрения близка к копенгагенской интерпретации, за тем исключением, что не настаивает на присутствии внешнего наблюдателя. ) Эта дискуссия может оказаться простым спором о терминах: когда говорят, что есть другая параллельная вселенная, независимая от нашей, что в точности означает это утверждение? Как сказал президент Клинтон по другому поводу, "все зависит от значения слова "есть" (Из свидетельских показании президента Клинтона перед большим жюри 17 августа 1998 года. ). Параллельные вселенные подобны параллельным прямым: у них нет общих точек. Каждая из них развивается самостоятельно в отдельном пространстве и времени, которые нигде не могут проникнуть в нашу Вселенную. Но как тогда мы можем сказать, существуют они на самом деле или только как возможности? (действительности есть серьезные основания верить в существование совершенно не связанных вселенных. )

Я должен подчеркнуть, что все это никак не влияет на картину вечной инфляции, описанную в начале этой главы. Если принимается многомировая интерпретация, то существует ансамбль "параллельных" вечно инфлирующих вселенных, каждая с бесконечным числом О-регионов. Новая картина мира приложима к каждой из вселенных этого ансамбля.
Более того, в отличие от идеи параллельных миров другие О-регионы безусловно реальны. Все они принадлежат общему пространству-времени, и, будь у нас в запасе достаточный срок, мы даже смогли бы добраться до них и сравнить их истории с нашей.

Обходные пути

Без сомнения, многие читатели удивятся: неужели нам действительно надо верить во всю эту чепуху с нашими клонами? Нет ли способа избежать столь причудливых выводов? Если вы совершенно не способны смириться с мыслью, что ваш двойник в далекой галактике является республиканцем (или, наоборот, демократом), и если вы готовы ухватиться за любую соломинку, чтобы этого избежать, позвольте подбросить вам пару соломинок.

Нашим возможностям путешествовать в другие О-регионы может помешать наблюдаемое ускорение расширения Вселенной, вызванное постоянной энергией вакуума. В этом случае галактики других О-регионов будут удаляться все быстрее и быстрее, и мы никогда не сможем их догнать. Некоторые модели, однако, предсказывают, что энергия вакуума будет постепенно снижаться, как это происходило в период инфляции. В таком случае не будет никаких принципиальных ограничений на дальность путешествий.

Прежде всего, есть вероятность, что теория инфляции неверна. Идея инфляции очень убедительна и подтверждается наблюдениями, но, конечно, далеко не в той мере, как, например, теория относительности Эйнштейна.

Даже если наша Вселенная является продуктом инфляции, можно допустить, что инфляция не вечна. Правда, это потребует довольно серьезных натяжек в теории. Чтобы избежать вечной инфляции, энергетический ландшафт скалярного поля должен быть специальным образом подогнан под наши требования.

Ни одна из этих возможностей не выглядит привлекательно. Теория инфляции - это самое лучшее из имеющихся у нас объяснений Большого взрыва. Если мы примем эту теорию и не станем ее калечить, добавляя совершенно не обязательные и произвольные свойства, у нас не будет иного выбора, кроме как признать инфляцию бесконечной, со всеми вытекающими из этого последствиями, нравятся они нам или нет.

Пример энергетического ландшафта, предназначенного для того, чтобы избежать вечной инфляции, показан на следующем рисунке. Плоская вершина холма, ответственная за вечную инфляцию, заменена крутым пиком. В то же время пологий склон должен быть сохранен, поскольку без него инфляции не будет вовсе. Такие ландшафты вряд ли могут появиться в физике элементарных частиц. Практически во всех предложенных на сегодня моделях инфляция вечна. Некоторые этические следствия новой картины мира обсуждаются в статье " Philosophical implications of inflationary cosmology" ("Философские следствия инфляционной космологии"), написанной мною в соавторстве с философом Джошуа Ноубом (Joshua Knobe) и моим коллегой по Тафтсу Кеном Оламом (Ken Olum), которая опубликована в марте 2006 года в The British Journal of the Philosophy of Science

.

Прощание с уникальностью

В представлениях древних мы, люди, были центром Вселенной. Небо располагалось не слишком далеко, и судьбы людей и царств можно было прочесть по звездам и планетам на его бархатном своде. Наш уход с авансцены начался с трудов Коперника и длился вплоть до конца прошлого столетия. Не только Земля не является центром Солнечной системы, но и само Солнце - лишь рядовая звезда на окраине довольно типичной галактики. И все же нас грела мысль, что на Земле есть нечто совершенно особенное - что это единственная планета с данным конкретным набором жизненных форм и что человеческая цивилизация с ее искусством, культурой и историей уникальна во всей Вселенной. Можно было думать, что эта единственность - достаточное основание, чтобы охранять нашу маленькую планету, как драгоценное произведение искусства.

Теперь мы лишились и этой последней претензии на уникальность. В картине мира, возникающей из теории вечной инфляции, Земля и наша цивилизация никак не могут считаться уникальными. По бесконечным просторам космоса разбросано бесчисленное множество идентичных цивилизаций. С этим понижением статуса человечества до абсолютной космической ничтожности наш путь прочь от центра мировой сцены может считаться завершенным.

Отрывок из книги А. Виленкина "Many Worlds in One: The Search for Other Universes"

Говорят, что история повторяется. Те процессы, которые мы видим сегодня, имеют аналогии в прошлом. Нам хотелось бы провести параллель между состоянием интеллигенции Российской империи предреволюционных годов, и ее религиозными настроениями, с сегодняшним витке истории.

В начале 20-го столетия большинство представителей интеллигенции традиционно считали себя христианами. Свое отношение к христианству они обычно выражали такими фразами: “Христианство благородное учение; оно содержит в себе высокие идеалы; это прекрасный путь к самосовершенствованию”, и т.п. И, в тоже время, среди интеллигенции укоренилась отчужденность и холодное безразличие к Православию, и органическая, на первый взгляд, непонятная враждебность к Церкви. Интеллигент, считавший себя христианином, говорил: я имею собственный взгляд на религию, я принимаю христианство свободное от суеверий, я не буду бить поклоны головой об пол, - у меня свое внутреннее христианство.

Интеллигенция того времени отличалась широкой эрудицией, и тем более странно, что в отношении к Православию она проявляла поразительное невежество, кастовое высокомерие и окаменевшую предубежденность. Увлекаясь европейской философией, эти люди не были знакомы с блестящей христианской патристикой, в которой могли бы найти ответы на самые глубокие метафизические вопросы. Читая поэзию Японии и Китая, они как будто не подозревали о существовании церковной гимнографии; восхищаясь мистикой западных пантеистов - Мейстера Экхарта и Бёме - они не хотели дотронуться рукой до книг православных аскетов. Между интеллигенцией и Церковью образовалась пропасть, которая расширялась все больше и больше. Выражать свою приверженность к какому-то абстрактному, туманному христианству и относиться с презрением к Церкви - стало стилем мышления интеллигенции и ее своеобразным этикетом. Театр, литература, пресса, объединились в общих усилиях дискредитировать Православие, очернить в глазах народа Церковь, иногда скрыто, а иногда с явной ненавистью, переходящей в какой-то демонизм. При этом дело обставляли так, как будто речь идет о сохранении христианских идеалов, которые якобы искажает Церковь. Особенно усердствовала дешевая газетная пресса, которая специализировалась на сочинении пасквилей и анекдотов, насмешек и сплетен над священниками и монахами. Даже более серьезные издания старались обратить общественное мнение против Церкви. Известный философ, член Государственной Думы Сергей Булгаков, в книге “Свет невечерний”, имеющей автобиографический характер, вспоминал, что когда он принял священнический сан, то ему пришлось тотчас оставить кафедру в университете, которому он отдал много лет своей жизни. Когда Булгаков был одним из ведущих легальных марксистов, то это не препятствовало его преподавательской деятельности, а когда стал священником, то в глазах своих коллег превратился в изгоя. По неписаным законам священник не мог оставаться членом университетской корпорации, и это происходило в государстве, которое считалось христианским.

Чем объяснить неприязнь интеллигенции к Церкви? Укажем на одну причину, которая нам кажется главной. Церковь - это живая духовная среда, имеющая свои законы и структуру, которые охватывают всю жизнь человека. Церковь требует от христианина непрестанной борьбы со своими страстями и духом гордыни. Человек должен постоянно изменять себя, очищать свое сердце, контролировать не только поступки, но мысли и тайные желания. Здесь ему предлагается новая система ценностей, новые нравственные ориентиры, не похожие на светский этикет. От него требуется не только вера, но религиозная дисциплина: посещение храма, регулярные молитвы, соблюдение постов; его частная, домашняя жизнь должна быть слита с литургическими ритмами церкви, он получает свободу через борьбу со своими страстями, и духовную мудрость через подчинение ума вечным истинам. Поэтому церковное христианство является во многом делом воли, мы бы сказали - подвигом воли.

Либеральное абстрактное христианство ничем не связывает человека: понимай христианство как хочешь, и живи, как тебе угодно. Здесь нет ни жертвенности, ни напряженной борьбы с собой. Либеральное христианство считает все присущее человеку, в том числе страсти, естественным и, следовательно, позволительным. Здесь представления о природной испорченности человека отсутствуют, все заповеди сводятся к одной: делай, что тебе хочется, но только не причиняй зла другим людям. И здесь существует множество отговорок, недоумений, возможностей, обойти даже скудную моральную декларацию либералов. Можно быть лжецом, клятвопреступником, и в тоже время тонко рассуждать о трансцендентальных вопросах; можно быть развратником, и в тоже время горячо доказывать благотворное влияние христианства на культуру народа - все это не будет тревожить совесть либерала.

Борьба со страстями, в которых многие видят яркие краски жизни, и с гордыней, которая в миру обычно отождествляется с человеческим достоинством, оказались не по силам и не по нраву людям, преданным страстям. В этом главная причина апостасии - отступления интеллигенции от Церкви, и последующей борьбы с ней. Псевдохристианство подготовило почву для атеистического диктата. Когда убеждения становятся не делом и подвигом жизни, а отключенными идеями и абстракциями, то от них легко отказаться, как сбросить старую одежду.

В настоящее время повторяются те же процессы. Значительная часть интеллигенции считает себя исповедующей Православие и, в тоже время, стоит далеко от Церкви. Это первый этап: индифферентность и холодность к православию, нежелание его узнать и понять. Но такая индифферентность обычно переходит в противостояние.

Период атеистического диктата как будто кончился. Но ничто не возникает случайно, и не исчезает бесследно. Какие метаморфозы ожидают нас? Во что трансформируется атеизм в следующем витке истории?

О том, что историческое развитие человечества происходит в определенной цикличности свидетельствует феномен схожести исторического развития цивилизаций, разделенных эпохами и пространственными расстояниями, который был установленИ.Ньютоном, Л.Гамоном, Ф.Грегоровиусом, А.Фоменко, В.Калашниковым, Н.Келлиным, С.Рачевым, В.Федоровым, Л.Морозовой, Г.Носовским.

Например, обнаружена идентичность династий Римской империи III - VI веков н.э. и средневековой Империи Карла Великого VII - VIвеков н.э.,разделенных360 годами.Оказалось, что смена правителей в обеих династиях, их количество и время правления полностью совпадают. Повторяется и ход исторических событий.
Аналогичный цикл повторения исторических событий обнаружен междуримскими империями времен правления Цезаря и Диоклетиана(333 года);между античной Тарквинской войной в Риме и средневековой Готской войной в Риме (1053 года).Ученые также отмечают «параллелизм»между римской историей I - VI веков н.э. и Священной Римской империей X - XIII веков; между английской историей и византийско-римской историей;между китайской и европейской историей; между древнеегипетской и европейской историей и пр.
Исследования, проведенные А.Т.Фоменко, позволили выявить периоды возрождения династий (повторения исторических событий), которыесоставили примерно: 330, 1050 и 1780 лет. И хотя часть исследователей связывают такой «хронологический сдвиг» с фальсификацией истории, однако, такой выводоказывается крайне неверным (не в отношении фальсификации истории). Используя метод аналогии, можно задать следующий вопрос: «Каким образом тогда многоуважаемые научные умы смогут объяснить схожесть судеб Гитлера и Наполеона, а также американских президентовА.Линкольна и Дж.Кеннеди?»
Дело в том, что в исторических датах Наполеона и Гитлера прослеживается цикличностьв129лет,ау американских президентов Линькольна и Кеннеди -в 100 лет.С интервалом в 539 лет повторяются события жизни Св. Луи и короля Луи XVI .
Так, Наполеон родился в 1760 году, а Гитлер - в 1889-м. Наполеон пришел к власти в 1804 году,а Гитлер - в 1933-м. Наполеон вошел в Вену в 1809 году, а Гитлер - в 1938-м. Наполеон напал на Россию в 1812г, а Гитлер в - 1941-м.Оба потерпели крах своих начинаний из-заРоссии, один в 1816г, другой в 1945г. Оба пришли к власти в 44 года, напали на Россию в 52 года и проиграли войну,когда им былопо55лет. Смерть обоих представляет загадку для многих исследователей.
Теперь об американских президентах.Линкольн стал президентом США в 1860 году,а Кеннеди в 1960г.Оба президента трагически погибли в присутствии своих жен,и оба убийства произошли в пятницу. Преемниками обоих стали президенты по фамилии Джонсон. Оба Джонсона были сенаторами-демократами с юга США и даты их рождения были соответственно 1808 и 1908 года.Убийца Линкольна, Уидо, родился в 1829 году, а убийца Кеннеди,Освальд,-в 1929году.Уидосовершил преступление в театре,а затем скрылся на складе.Освальд стрелял со склада, а затем пытался скрыться в кинотеатре.Оба президента были убиты пулями,вошедшими в голову сзади.Линкольна убили в театре Форда,а Кеннеди был убит,когда ехал в автомобиле «линкольн»,изготовленном на заводах Форда.Каждая из президентских жен до этого потеряла по одному сыну уже в то время,когда семьи жили в Белом доме.
Секретарь Линкольна носил фамилию Кеннеди, а секретарь Кеннеди -фамилию Линкольн. Оба секретаря давали президентам в день убийства совет не покидать резиденции и оба президента фатально не прислушались к голосу судьбы. Однако кроме фатализма(и об этом говорится во всех эзотерических источниках) всегда существует и свобода воли.На этом принципе основана и астрология, которая допускает вмешательство свободной воли в предначертанное «судьбой» или мировыми циклами истории.

Ну, к примеру, 30 марта 1944 года в Минске состоялось заседание окружных наместников Белорусской Центральной Рады и окружных руководителей БКА с участием Президента БЦР Р. Островского. На заседании были оглашены результаты мобилизации белорусов в БКА:
Минск. сформировано 6 батальонов (2358 чел.), Слуцк. 5 батальонов (3982 чел.), Новогрудок. 4 батальона (2047 чел.), Барановичи. 8 батальонов (6495 чел.), Глубокое. 4 батальона (2910 чел.), Вилейка. 4 батальона (2414 чел.), Слоним. 3 батальона (1423 чел.), Итого: 21 629 человек, 34 батальона.
Вспомним и белорусский шуцманшафт (особые подразделения, первоначально, в составе вспомогательной полиции порядка Третьего рейха на оккупированных территориях, карательные батальоны, действовавшие под непосредственным командованием немцев и вместе с другими немецкими частями. Как правило, формировалась из местного населения и военнопленных). Его численный состав на период 1943-1944 год:
Батальон № 45 (охранный) -180?240 голов
Батальон № 46 (охранный) -187?167 голов
Батальон № 47 (охранный) -320?380 голов
Батальон № 48 (фронтовой) -592?(615)590 голов
Батальон № 49 (охранный) - 327?314 голов
Батальон № 56 (артиллерийский)- 230?280 голов
Батальон № 60 (фронтовой)-562?526 голов
Батальон № 64 (фронтовой,а с мая 1944 охранный) - 100?165 голов
Батальон № 65 (фронтовой) -120?172 голов
Батальон № 67 (охранный) -130?223 голов
Батальон № 68 (фронтовой)-150?600 голов
Батальон № 69 (фронтовой)-150?200 голов
Итого от 3000 голов и более (в зависимости от потерь). Впоследствии из части шуцманшафт-батальонов и ряда других коллаборационистских вооружённых формирований в июне 1944 года были сформированы 4 полка входящих в шуцманшафт бригаду «Зиглинг», впоследствии переформированной в 30-ю гренадерскую дивизию СС (2-я русская). Численность бригады оценивалась на уровне около 11 600 человек. От 65 до 70 % (около 7 тысяч) были выходцами с территории Белоруссии, большинство из которых были этнические белорусы. В бригаде также были немцы, украинцы, русские, поляки и незначительное число членов «восточных отрядов» полиции (татар, армян).
Некоторые шуцманшафт-батальоны были позднее также непосредственно переведены в состав подразделений СД и войск СС.
Кроме того в составе вермахта исправно "трудились" следующие части сформированные преимущественно из этнических белорусов:
1-й белорусский штурмовой взвод;
Белорусский батальон железнодорожной охраны;
13-й белорусский полицейский батальон СД;
30-я гренадерская дивизия СС (1-я белорусская);
Гренадерская бригада войск СС (1-я белорусская);
Белорусский десантный батальон «Дальвитц»;
38-я гренадерская дивизия СС «Нибелунген».

А вот, к примеру, "чисто белорусские" вооружённые формирования:
Белорусский корпус самообороны (БСА). - оккупационная полиция. Руководитель Иван Ермаченко.
Белорусская краевая оборона (БКА). Командир Франц Кушель.
1-й кадровый батальон Белорусской краевой обороны
Беларусская Освободительная Армия
Новогрудский эскадрон

А вот, к примеру, крайне лояльные нацистам и крайне угодливые организации белорусских коллаборантов:
Белорусская рада доверия
Белорусская центральная рада (БЦР)
Белорусская народная самопомощь (БНС)
Белорусская партия независимости (БНП)
Союз белорусской молодёжи (СБМ).

А вот "выдающиеся" белорусские аналоги "бандер" и "шухевичей":
Радослав Островский - президент БЦР, эмигрировал.
Николай Шкелёнок - 1-й вице-президент БЦР, казнен, по другим данным погиб в бою
Вацлав Ивановский - бургомистр Минска (1942?1943), убит партизанами.
Витовт Тумаш - бургомистр Минска (1941?1942), эмигрировал.
Владислав Козловский - редактор «Белорусской газеты», убит партизанами.
Василий Захарка - президент БНР в изгнании, умер (погиб?) в Праге в 1943 г.
Адам Демидович-Демидецкий - заместитель бургомистра Минска.
Николай Абрамчик - президент БНР в изгнании после смерти В. Захарки, жил в эмиграции.
Ф.Олехнович - драматург, убит партизанами.
Константин Езовитов - руководитель вооружённых формирований, казнён в СССР.
Франц Кушель - руководитель Белорусской краевой обороны, эмигрировал в США.
Фабиан Акинчиц - журналист, убит партизанами.
Владимир Сябура - редактор журнала «Новы шлях», эмигрировал в США.
Иван Ермаченко - эмигрировал.
Михаил Ганько - глава СБМ, эмигрировал на Запад, возможно, позднее нелегально проник в Беларусь и погиб.
Надежда Абрамова - бывший глава СБМ, эмигрировала, умерла в конце 1970-х в Западной Германии.
Юрий Соболевский - начальник полиции при БЦР, эмигрировал, умер при неясных обстоятельствах в Мюнхене.
Пётр Касацкий
Язеп Сажич - эмигрировал, возглавлял правительство БНР в изгнании.
Станислав Станкевич - бургомистр Борисова, журналист, после войны - активный деятель белорусской эмиграции.
Иван Гелда - командир батальона «Дальвитц», казнен.

Ну и "на сладкое", вернёмся на Украину:
Общая численность советских партизан и подпольщиков на территории Украины в 1941-1944 годы оценивалась на уровне 220 тыс. чел. в составе 53 партизанских соединений, 2145 партизанских отрядов и 1807 партизанских групп. В количественном отношении, среди украинских советских партизан преобладали украинцы, вместе с ними в партизанских отрядах сражались русские, белорусы и представители 38 других национальностей СССР, а также интернационалисты - граждане европейских государств: 2 тыс. поляков, 400 чехов и словаков, 71 югослав, 47 венгров, 28 немцев и 18 французов
За участие в антифашистской борьбе в подполье и партизанских отрядах на территории УССР советскими правительственными наградами были награждены 183 тыс. человек, звание Героя Советского Союза получили 95 человек (двое из них, А. Ф. Фёдоров и С. А. Ковпак стали дважды Героями Советского Союза)

ПС: фармакология, безусловно, наука нужная, но, тем не менее, учите историю, гражданин Аптекарь

Цикличность происходящих в мире событий заметил еще Ключевский, написав, что история повторяется дважды: первый раз как трагедия, второй – как фарс. Кандидат экономических наук Михаил Величко анализирует, от чего зависит повторяемость исторических явлений. Какую роль в формировании циклов истории играют духовность и менталитет народа? Стоит ли искать этику в человеческом обществе или за его пределами, в природе или космосе? Что отличает человека от говорящей обезьяны и позволяет ему менять ход истории? Как различаются атеистическое и религиозное толкование истории? Почему для атеистов история – это линия, а для верующих людей – спираль, для одних – учительница, а для других – надзирательница? Что является движущей силой истории: классовая борьба или психика людей? Какие закономерности можно увидеть, если рассматривать психику как информационно-алгоритмическую систему? Почему, если психика человека не меняется, повторяются не только одни и те же ситуации в его роду, но и события у целых народов и цивилизаций? О каком важном аспекте забыл Гумилев, указав продолжительность цикла истории в 1200 лет? В чем уникальность циклов русской многорегиональной цивилизации? Какую роль в цикличном ходе истории играют свержение Романовых, попытка построения СССР, убийство Сталина, 40-летний ползучий государственный переворот и в итоге – отказ от принципов советской власти и переход на либерально-рыночную модель отношений? Как русские уже в третий раз строят новое общенародное государство? Откуда возникает социальная элита и как она со временем деградирует? Почему не удается найти эффективных управленцев, за деградацией следует крах и государство приходится строить с нуля? Как история наказывает за незнание своих законов? Какой цикл истории мы проживаем сейчас? Ответит ли русская элита на вызовы времени или нас ждет новая социокультурная катастрофа?

Величко Михаил: Сторонний наблюдатель обычно говорит, что история повторяется дважды, первый раз, как трагедия, второй раз, как фарс. Если смотреть изнутри, то Ключевский как-то сказал: «Закономерность исторических явлений обратно пропорционально их духовности». Понятие «закономерность», как в науке понимается? Именно как повторяемость результата при воспроизведении одних и тех же условий. А духовность, это что? Это, прежде всего, менталитет. И, соответственно, если менталитет не меняется, то история повторяется, именно потому что психика людей – это информационно-алгоритмическая система, и индивидуальная психика - информационно-алгоритмическая система, и коллективная психика - информационно-алгоритмическая система. И если алгоритмика психики не меняется, то реагируя, в общем-то, на одни и те же события, мы воспроизводим в некоторой комбинаторике те сценарии, которые уже отработаны в прошлом.

Дальше, понимаете, получается так, что взгляд на историю в атеистическом и религиозном миропонимании, он будет принципиально различен. Потому что в атеистическом миропонимании история просто последовательность каких-то событий, которые никуда не ведет. Есть некое множество возможных вариантов, и вот история там, как ступа с Бабою Ягой сама бредет неведомо куда и неведомо как. Причем, а в атеистическом миропонимании этика локализована в пределах человеческого общества. А в религиозном миропонимании этика приходит из-за пределов человеческого общества в общество людей, и из общества людей она дальше, так или иначе, обращена к природе. А дальше встают вопросы на тему о том, человек состоялся как человек, или это просто говорящая обезьяна, как о том написано в романе «Планета обезьян», экранизации которого полным-полно. Если человек не говорящая обезьяна, но он еще не состоялся как человек совершенный, то тогда история – это школа. Опять же, как сказал Ключевский: «История не учительница, а надзирательница. Она ничего не учит, никого не учит, она только наказывает за незнание уроков». Вот этот афоризм, он нуждается в пояснениях, потому что педагогический состав в гимназиях дореволюционных времен, он включал в себя учителей и надзирателей. В обязанности учителей входило преподавать те или иные научные дисциплины, а в обязанности надзирателей входило следить за поведением учащихся и в гимназии, и за ее пределами. И если нормы этикета, которые были свойствены для общества в то время, гимназистами нарушались, то они попадали под руку надзирателя, и те уже дальше прилагали к ним воспитательные меры. В религиозном миропонимании история – это процесс, в котором общество людей, региональные цивилизации, народы и человечество в целом методом последовательных продвижений решает определенные задачи нравственно-этического характера. В зависимости от того, как человечество и общество решает эти задачи, история либо повторяется, либо, если некие задачи решены, то открываются новые возможности и в истории появляется что-то новенькое.

Причем, если анализировать жизнь человеческих обществ, вот эта повторяемость, она касается не только народов и цивилизаций, она касается жизни практически любого рода, любой семьи, потому что, если есть род, то есть некая череда родственников в нескольких генеалогических линиях, то если люди живут бездумно, то можно увидеть, что биографии родственников разных поколений в той или иной комбинаторике воспроизводят одни и те же события. Почему? Потому что, в общем-то, историей движет психодинамика, именно психика людей как информационно-алгоритмическая система, это движущий фактор истории. Ни классовая борьба, ни экономика, ни что-то еще, а именно психодинамика, которая обусловлена нравственно, в которой выражается миропонимание людей, то есть осмысленность ими тех или иных сторон жизни. Это движущая сила истории.

Если обратиться к истории нашей, истории русской многонациональной региональной цивилизации, то тоже можно выявить определенную повторяемость. И эта повторяемость, она вовсе не такая, как об этом писал Гумилев в «Этногенез и биосфера земли», что дескать есть цикл этногенеза, он совершается полностью примерно за 1200 лет, сначала пассионарность, потом утрата пассионарности, а потом остатки этноса воспроизводят что-то новое, или новый цикл пассионарности, либо вливаются в состав каких-то других этносов или суперэтносов. В описании этногенеза Гумилева отсутствует именно этот нравственно-этический аспект. А если посмотреть в историю нашей цивилизации, то она отличается по ритмике от истории других цивилизаций. Отличается она в каком смысле? Она состоит из последовательности циклов, и каждый цикл включает в себя две фазы. Начало цикла – это завершение какой-то социокультурной катастрофы. За этой социокультурной катастрофой, за ее завершением следует попытка построения общенародного государства, государства, в котором, в общем, все люди вне зависимости от их социального происхождения, так или иначе, работают на общее дело, а взаимно дополняя друг друга, не унижая друг друга. И в результате возникает некая слаженность, и получается результат.

В конце этой фазы возникает социальная элита. Социальная элита характеризуется тем, что она мировоззренчески отлична от остальной массы народа, потому что они стоят на позициях «мы лучше, чем они», все остальные – быдло, все остальные должны служить нам и быть благодарны за то, что мы управляем их жизнью и даем им ту возможность, какую даем, без нас было бы еще хуже. И элита, когда она формулируется, она обрушивает общенародное государство и начинает попытку строительства своего элитарного государства, которое бы выражало этот принцип. Народ – это один из ресурсов, которым располагает элита. Если помните, в школьные времена сказка о том, как мужик двух генералов прокормил. С точки зрения генералов, мужик везде есть и это часть природы, это и природные ресурсы, его обязанность не отлынивать, а кормить двух генералов. Генералы со своей стороны характеризуются тем, что они выросли в неком департаменте и в силу этого ничего не знают, ничего не понимают и умеют расписаться, где покажут. Это Салтыков-Щедрин писал о завершающей второй фазе полного цикла от периодичности истории России, когда государственность элитарная деградирует в силу разных причин, главным образом, внутренних причин. И получается так, что, когда элитарная государственность сформирована, в силу усложнения жизни и среды элиты, она не в состоянии выделить достаточное количество высоко квалифицированных управленцев, которые в состоянии понимать, как возникают проблемы, и как их надо решать. То есть вызовы времени проходят мимо, вратари не ловят, и это единственная причина, по которой элитарная государственность обрушивается.

Далее, когда она обрушивается, начинается новый период, все то же самое. Попытка построения общенародного государства, возникновение элиты, обрушение элитой общенародного государства, попытка построения элитарного государства, деградация элиты, опять катастрофа. И вот можно выявить, по крайней мере, на протяжении памятной истории, если соотносится с хронологией, официально ныне принятой, то будет три таких цикла. Сейчас мы живем во второй фазе третьего цикла, потому что 1917 год – это крах элитарной государственности Романовых. С 1917 года попытка построения общенародного государства, возникновение элиты, убийство Сталина в 1953 году, ползучий государственный переворот, протяженностью около 40 лет. В 1993 году отказ полный от принципов советской власти как общенародного государства. И посторенние элитарного государства на принципах либерально-рыночной экономической модели. Как видим, ныне правящая элита на вызовы времени не отвечает, управленческая деятельность носит неадекватный характер, и, в общем-то, уповать на то, что нынешняя элита справится с решением тех задач, даже которые она ставит, нет оснований, потому что решение этих задач не поддерживается системой образования, начиная фактически даже с детскосадовских времен.

Поэтому с периодичностью истории дело обстоит таким образом, нашей истории. Но в глобальной истории, там тоже есть своя периодика, но периодика глобальной истории – это еще процесс взаимодействия региональных цивилизаций, каждая из которых тоже обладает своей внутренней периодикой. Поэтому периодичность глобального исторического процесса, она несколько сложнее, чем наша внутрироссийская, внутрирусская циклика истории.