Химические фокусы. “Белую глюконатную змею”

Как-то раз в школе я участвовала в открытом уроке по химии. Шестиклассники смотрели на меня, в буквальном смысле разинув рты, - ведь я показывала красивые химические реакции, секрет которых был известен только мне и учительнице химии. Прошло время, и вот я задумалась: можно ли в домашних условиях повторить нечто подобное?

Невидимые чернила

Реквизит:
- лимонный сок;
- бумага;
- кисточка;
- включенная лампа.

Суть опыта:

Необходимо окунуть кисточку в лимонный сок и написать послание на бумаге, дать просохнуть. Теперь поднести бумажку к включенной лампе - от тепла сок потемееет, и надпись проявится коричневым цветом.

Несгораемая купюра

Реквизит:
- щипцы;
- зажигалка;
- соль;
- 50-процентный раствор спирта.


Суть опыта:
Добавить щепотку соли в спиртовой раствор. Окунуть купюру в раствор, чтобы она пропиталась полностью. Затем ее нужно вынуть, дать стечь лишней жидкости и поджечь. Купюра будет гореть, пока сама не погаснет, при этом останется целой и невредимой. Вода, которой пропитана купюра, не успевает испариться, пока горит спирт.

Волшебное молоко

Реквизит:
- миска с цельным молоком (обезжиренное молоко не подойдет);
- жидкое моющее средство;
- ватная палочка;
- пищевые красители.


Суть опыта:
В чашку молока нужно капнуть понемногу пищевых красителей разного цвета и не перемешивать. Кончик ватной палочки окунуть в моющее средство и опустить его в центр одного из цветных пятен от красителей. Моющее средство вступит в реакцию с молекулами жира в молоке и приведет их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко. В результате на поверхности молока получатся цветные завитки, за которыми можно наблюдать в течение нескольких минут.

Интереснее брать пищевой краситель разных цветов - при их перемешивании получаются новые цвета.

Сахарные кристаллы

Реквизит:
- вода;
- сахар;
- деревянные палочки;
- плотная бумага;
- прищепки;
- прозрачные стаканы или банки;
- кастрюля;
- пищевые красители;
- терпение.


Суть опыта:
Сначала нужно сделать сахарный сироп: в четверть стакана воды добавить пару столовых ложек сахара и на огне довести сахар до полного растворения. Деревянные палочки необходимо обмакнуть в сироп и равномерно обвалять в сахаре. Лучше всего их заготовить заранее, так как они должны полностью высохнуть.

Затем берем кастрюлю, выливаем в нее два стакана воды и высыпаем 2,5 стакана сахара. Растворяем на медленном огне весь сахар, в сироп высыпаем еще 2,5 стакана сахара и варим до полного растворения.


На плотной бумаге проделываем небольшие дырочки. Бумагу надеваем на деревянные палочки. Разливаем горячий сироп по прозрачным стаканам или банкам и добавляем красители. Опускаем деревянные палочки в стакан таким образом, чтобы они не касалась дна и стенок емкости. Бумажка служит держателем палочки и крышкой, защищающей сироп от попадания пыли. Закрепить палочки можно также прищепками, если бумага не слишком плотная.

Растут кристаллы по-разному, как минимум, это займет неделю. С каждым днем кристалл должен увеличиваться. Если через несколько дней вы не увидите никаких изменений, придется повторить все с начала.

Как достать монетку, не замочив руки

Реквизит:
- плоская тарелка;
- монетка;
- вода;
- бумага;
- стакан;
- спички или зажигалка.


Суть опыта:
На большую плоскую тарелку нужно положить монетку и налить в тарелку воды, чтобы она слегка покрыла монету. Затем необходимо зажечь бумажку и бросить ее в стакан. Быстро поставить стакан дном вверх на тарелку около монеты. Бумажка погаснет, а под стакан соберется вся вода из тарелки. Монета останется на тарелке, ее можно взять, не замочив пальцев.

Когда бумага горела в стакане, давление воздуха в нем возросло, и часть газа вышла наружу. Когда мы перевернули стакан, бумажка погасла, и воздух вновь остыл. Его давление ослабло, и под стакан зашла вода, которую туда загнал наружный воздух.

Дым из пальцев

Реквизит:
- спичечный коробок;
- холодная поверхность;
- зажигалка.


Суть опыта:
От спичечного коробка нужно оторвать «чиркало»и сложить его менее широкую сторону пополам. Потом необходимо положить его на прохладную поверхность, поджечь и убрать пепел с поверхности. Там должен оказаться желтый налет, именно он даст возможность завершить фокус - потрите пальцы друг о друга, и от них пойдет белый дым.

После исполнения фокуса необходимо тщательно вымыть руки - вещество, которое вы растираете на пальце, ядовито.

Как проткнуть воздушный шар, не лопнув его

Реквизит:
- заостренная бамбуковая палочка;
- машинное или растительное масло;
- воздушный шарик.


Суть опыта:
Бамбуковую палочку нужно смазать маслом. Туго надуйте один из шариков, затем спустите треть воздуха и завяжите его. Приставьте палочку острым концом к верхушке шарика напротив узла и начните крутить палочку пальцами, постепенно надавливайте на нее, пока ее конец не проткнет шарик, не лопнув его. Продолжайте медленно втыкать палочку дальше, пока ее конец не проткнет шарик с другой стороны, рядом с узлом.

Этот трюк сложно выполнить с первого раза. Возможно, придется потренироваться несколько раз.

Некоторые из этих опытов опасно выполнять дома, поэтому их следует проводить только под присмотром взрослых.

Химия – это наука, которая в практическом применении дает возможность увидеть множество самых ярких и красивых превращений. Изменение цвета растворов, горение и превращения веществ – такие опыты не могут оставить равнодушными никого.

Именно поэтому, если у вас есть доступ к несложным и безопасным химическим реагентам, следует попробовать осуществить трюки, описанные ниже. Это доставит массу удовольствия всем зрителям, исполнителю. Позволит обогатить свои знания и расширить кругозор.

Кругом туман

Достаточно интересный и несложный в исполнении опыт. Для подготовки и осуществления требуется:

  • раствор соляной кислоты (не слишком разбавленный, но и не концентрированный);
  • нашатырный спирт;
  • стеклянные емкости (лучше, чаши);
  • стеклянная палочка.

Исполнение: кислоту нужно налить в одну емкость, а нашатырный спирт в другую. Затем обе их поставить рядом друг с другом и наблюдать образование невероятных белых клубов тумана, которые будут стелиться по столу, скатываться и падать вниз белоснежными пушистыми облаками. Стеклянную палочку можно опустить в раствор кислоты и затем поднести к нашатырному спирту. Таким образом, можно управлять клубами, образующимися на поверхности палочки.

Секрет: при взаимодействии соляной кислоты и нашатырного спирта происходит образование хлорида аммония, который и имеет вид тяжелого белого тумана.

При работе с такими реактивами следует тщательно исполнять требования по технике безопасности. Кроме того, нельзя вдыхать образующийся дым, это опасно для здоровья!

Огненное кольцо

Этот фантастически красивый опыт можно сделать даже дома. Подробное исполнение, демонстрация и используемые материалы можно посмотреть на этом видео:

Изопропиловый спирт достать сможет лишь тот, кто имеет доступ к химическим реактивам. А вот зимняя стеклоомывающая жидкость – вполне доступное вещество для всех желающих.

Сверкающие кристаллы

Этот трюк может осуществить каждый дома. Для его исполнения понадобится:

  • глауберова соль (кристаллогидрат сульфата натрия), другое название мирабилит;
  • обычная вода – третья часть стакана;
  • электрическая плита;
  • эмалированная посуда.

Эффект: на глазах у изумленной публики, вы совершаете несколько пасов волшебной палочкой, и из открытого сосуда начинают вылетать сверкающие кристаллики вещества, переливающиеся на свету.

Исполнение: жидкость готовится из пересыщенного раствора глауберовой соли. Для этого нужно в эмалированной посуде на плите вскипятить воду, и добавить 100 грамм вещества. Не прекращая помешивать, прокипятить в течение нескольких секунд. Затем горячий раствор аккуратно налить в стеклянный сосуд и плотно закупорить. На палочку прилепить немного пластилина и прикрепить несколько оставшихся на дне посуды кристалликов соли. Теперь можно открывать сосуд с реактивом и вносить эти частички внутрь. Реакция начнется незамедлительно. Вылетающие кристаллы имеют разную окраску и очень эффектны.

Не допускать попадания вылетающих кристаллов на тело!

Огонь и фиолетовые клубы дыма

Этот трюк невероятно эффектен. Да и трюком его не назовешь, это настоящее химическое превращение. Для исполнения понадобятся следующие реактивы:

  • металлический алюминий в виде порошка;
  • раствор йода;
  • дистиллированная вода;
  • чашка из закаленного стекла;
  • пипетка.

Исполнение: в чашку насыпаем порошок алюминия. Затем добавляем йод, не избыток, но и не малое количество. Сначала ничего не происходит. Но как только мы добавим в качестве катализатора несколько капель воды, реакция последует незамедлительно. Смесь загорится ярким, искрящим пламенем, и в воздух поднимутся клубы ярко-фиолетового дыма.

Суть опыта: вода начинает активизировать йод, который, в свою очередь, снимает защитную пленку с алюминия. Дальше металл реагирует с йодом с воспламенением и возгонкой галогена. При сублимации пары йода имеют фиолетовую окраску.

Посмотреть и оценить этот эффектный фокус в действии можно по этому адресу:

Опыт проводить нужно на открытом воздухе или в вытяжном шкафу. Во время реакции от смеси держаться подальше!

Любой зритель хоть раз в жизни хотел узнать секреты иллюзионистов и фокусников, в этой статье мы расскажем, как сделать простые фокусы для детей в домашних условиях. Для начинающих магов 8 – 10 лет можно придумать целое представление и незабываемое шоу для сверстников на день рождения дома и не только.

Интересные фокусы для детей не требует особых навыков и специального оборудования, ребенок 8 – 10 лет с легкостью с ними справиться. Для начала представления нужно тщательно подготовиться и отточить навыки, чтобы сделать фокус идеальным. Удивительный трюк на дне рождения заставит вашего отпрыска купаться в овациях и аплодисментах, а также поднимет его самооценку.

  1. Чтобы трюки были выполнены по всем правилам, малышу стоит придумать костюм и сценический образ. Спросите у своего чада, кем он больше хочет быть, уличным фокусником – выполняющего карточные трюки, иллюзионистом как Дэвид Копперфильд или вообще настоящим магом и волшебником. Судя по предпочтениям своего ребенка, смастерите нужный реквизит и костюм соответствующий образу.
  2. Научиться поражать публику фокусами несложно, главное развить ловкость рук и добиться мастерства в отвлечении. Простые фокусы для детей могут быть основаны на физических и химических свойствах предметов и веществ.

К примеру, легкие химические фокусы выполняются при помощи жидкостей (вода, масло, газировка, молоко и т.д.). Показывая такие самые простые чудеса в детском саду или на день рождения дома для 10 летних ребятишек, можно параллельно приучать их науке. В 10 год жизни ребятишки становятся более социализированными, а такие трюки отлично развивают навыки общения и лидерские качества.

Как проткнуть пакет с водой, чтобы вода не разлилась

Для этой научной уловки вам понадобиться плотный полиэтиленовый пакет, карандаш и вода. В пакет наливается обыкновенная водопроводная вода, для эффектности можно подкрасить ее пищевыми красителями или просто акварелью. Затем завязываем пакетик с набранной водой и протыкаем его карандашом. И вуаля! Пакет не протекает и жидкость осталось на своем месте.

Вся хитрость заключается в свойстве жидкости, это всего лишь физика, но со стороны смотрится как необыкновенное чудо.

Как просунуть монетку сквозь стол

Фокусы с монетами для детей, наверное, самые востребованные. Как часто мы видим в фильмах, как у маленьких карапузов взрослые дяденьки из-за уха достают монетку? А ведь это всего лишь ловкость рук, но находясь дома можно немного изменить фокус с монетой. Для этого нужен обыкновенный стол и монетка. Изюминка этого волшебства заключается в проникновении монеты через поверхность стола. Выполнить его достаточно просто.

  • Первым делом нужно расположиться за столом так, чтобы зритель не видел ваших ног под столом. Все действо совершается при помощи двух рук. Активная рука (правая) постоянно находится на виду, а левая находиться под столом (создаем вид, что мы ловим монету). Самый сложный момент заключается в том, чтобы незаметно скинуть монетку с края стола в левую руку.
  • Делая, это движение тремя пальцами создаем видимость держания монетки. Затем одновременно хлопаем ладонью правой руки по столу, а левой стучим монетой из-под низа. Далее просто достаем монетку и выставляем все это как магию.

Фокус монета сквозь стол

Воздушный шар, который не может лопнуть

Эта махинация похожа на предыдущую с водой и карандашом. Только вместо пакета используем воздушный шарик, а карандаша – длинную, тонкую и острую спицу. Чтобы хитрость получилась, предварительно нужно наклеить на шарик малюсенький кусочек прозрачного скотча. Клеить нужно с двух сторон симметрично. Можно взять еще несколько шариков, но без скотча. Это делается для того чтобы показать, что шарики обыкновенные, и лопаются от иголки.

Затем малыш надувает «заколдованный» шарик, и прокалывает его в места наклеенного скотча насквозь. И о чудо! Шарик не лопнул, только нужно заранее потренироваться.

Вода превращается в лед

Забавный трюк с замораживанием жидкости, основан на химических свойствах воды. Как известно при температуре ниже 0 градусов, жидкость превращается в лед. Но этот фокус зрелищный, особенно если выполнить его на день рождения у 10 летних сверстников, которые еще не знают законов физики и химии.

  • Нужно взять пластиковую бутылку набрать в нее водопроводную воду и положить в морозильную камеру в холодильник примерно на два часа. Обязательно следите, чтобы вода не заледенела, а лишь стала очень холодной близкой к застыванию. Затем можете достать лед для напитков и начинайте лить на него ледяную жидкость из бутылки, все будут в восторге от увиденного замерзания и превращения жидкости в твердое состояние, т.е. в лед.
  • Также можно предложить публике попробовать мороженое из любимого газированного напитка. Для начала, перед вашим шоу, взболтайте бутылку с газировкой и положите в холод как указывалось выше. Постоянно следите чтобы напиток не затвердел, это время для разных холодильников индивидуально. Поэтому время от времени ходите и проверяйте, чтобы не образовался лед.
  • Затем, когда время подошло для представления, достаньте бутылку с газировкой (главное не трясите, чтобы не испортить фокус) открывайте крышку постепенно выпуская газ. Затем в охлажденную емкость тихонько наливайте напиток, и вы увидите, как на глазах он превращается в мороженое. Так же эту магию можно устроить прямо в бутылке. Для этого охлажденную газировку нужно встряхнуть.
  • Если вы предпочитаете экспериментировать с водой, то ее можно налить в холодную чашку и бросить в нее кусочек льда. Эффект будет тот же, только жидкость замерзает не сразу, а как бы клеится к льдинке. Размешав ложкой или соломинкой у вас получиться однородная масса. Если вы используете сладкий напиток, то его вполне можно есть как мороженное и предложить желающим. Получается своего рода молекулярная кулинария.

Спичечный коробок

  • Смешной и самый простой фокус при помощи коробка из-под спичек сделает даже малыш в детском саду. Для начала нужно подготовить реквизит, возьмите спичечный коробок и вытащите из него внутреннюю коробочку для хранения спичек, разрежьте ее по центру и переверните одну из половинок тыльной стороной. Затем при помощи скотча или бумажки склейте коробочку, чтобы она состояла из двух половинок, повернутых в разные стороны.
  • Далее вкладываете в склеенную коробочку спички и засовываете их обратно в коробок. Следующие действия: берется коробок и выдвигается внутренняя коробочка на половину (так чтобы не было видно склейки) наблюдатели видят спички, затем коробок закрывается и поворачивается тыльной стороной к зрителю.

Все думают, что, перевернув коробок и открыв его все спички вываляться. Но не тут-то было! Вы выдвигаете коробочку, а спички остались на месте и для зрителя магия заключается в том, что коробочка внутри перевернулась сама.

Фокус с веревками

Вам понадобятся два участника и две одинаковые веревочки. Для начала одному участнику (№1) завязывают веревочку на запястьях в виде наручников. Второму участнику повязывают веревочку на одну руку, саму веревку пропускают через «путы» первого (крест-накрест) и завязывают второй конец веревки участнику №2. Затем просят их освободиться от пут, не снимая веревки с запястий и не разрезая их.

Со стороны это дело выглядит очень не хитро, и кажется, что высвободиться невозможно. Но выход есть и вот как: у участника №2 берется веревка где-то в середине и его петельку продевают в петлю на запястье первого участника. Затем продетую петлю №2, участник №1 одевает себе на ту руку, через которую проводилась петля второго. И участник №2 скидывает петлю у №1 и освобождается.

Фокус с веревкой

Наборы для фокусов

Набор фокусов для детей можно подарить своей крохе на день рождения или просто купить для логического развития и мышления. Готовые наборы можно приобрести в интернет магазинах, к таким наборам как правило прилагается инструкция чтобы выполнять трюки.

Это могут быть химические или физические опыты, иллюзионы, карточные уловки, розыгрыши и многое другое. Эти простые фокусы в домашних условиях подготавливают ребенка к науке и играя вместе с родителями у него формируются ораторские способности и развивается творческий потенциал.

Опыт с газировкой

Хитроумная абракадабра с газировкой с первого взгляда завораживает и сбивает с толку наблюдающих. Сам трюк заключается в восстановлении смятой алюминиевой банки из-под газировки с последующим наливанием напитка из якобы «пустой» тары.

Для начала вам понадобиться пол литровая баночка любимого напитка (не вскрытая). А также иголка, скотч и черный кружок бумаги (размером под отверстие в банке). Первым делом нужно проткнуть банку иголкой в каком-нибудь месте (желательно повыше и ближе к верху).

  • Тем самым мы выпускаем давление и часть напитка из банки. После, когда напиток выйдет примерно на одну треть, заклеиваем отверстие скотчем. Затем аккуратно сминаем саму банку, придавая ей использованный вид. Черный кружочек бумаги кладем на крышку. Издали будет создаваться вид, что банка открыта и в ней есть отверстие.
  • Для представления все готово, теперь вы говорите зрителям, что с помощью магии сможете восстановить баночку с желанной газировкой. Вы берете смятую тару и аккуратно показываете, что она вроде бы пуста.
  • Затем со словами – абракадабра, слегка потрясите бутылку и сделайте таинственные жесты руками (из-за внутреннего давления газа в банке от встряхивания, ее начнет распирать и оставшийся напиток выпрямит погнутый алюминий). Затем, отвлекая другими руками, и словами аккуратно и незаметно уберите черный кружочек большим пальцем руки. Далее вы открываете крышку бутылки (открывая кольцо) и наливаете напиток в стакан.

Крышка из бумаги

Еще один опыт, построенный на науке и физике. Опять жидкость, стакан, но теперь еще бумага. Наполните стакан водой (где-то на половину), и отрежьте кусочек бумаги чуть больше диаметра горлышка стакана. Затем накройте листом бумаги стакан и быстро переверните, придерживая бумагу.

И о чудо, вода не пролилась, а осталась в стакане. Видоизменить этот опыт можно при помощи красителя для жидкости и можно взять разные объемы сосудов. Это может быть маленький стакан, литровая банка, ваза и др. Главное, чтобы горлышко у сосудов было ровное.

Крутой трюк с водой в стакане

Всем детям очень очень нравятся фокусы. Одни дети любят просто смотреть за тем, как кто-то выполняет фокусы, ну а другие стараются делать их сами. Фокусы для детей являются чем-то волшебным и необычным. И даже самые простые фокусы могут заставить детей поверить в чудеса.

Превращаем воду в молоко

В один стеклянный стакан поместите пять ложек хлорида кальция, во второй такое же количество карбоната натрия. Каждый из стаканов примерно на треть наполняем водой и перемешиваем. Получаются 2 прозрачных раствора. Если слить оба прозрачных раствора вместе получим белую жидкость — «молоко»! Это наглядный результат химической реакции! Правда такое «молоко» недолговечно, очень быстро вся красота выпадает в осадок. Поэтому не тратьте время и проведите обратное превращение молока в воду. Для этого добавьте в белую жидкость лимонную или уксусную кислоту. Раствор, мнновенно «вскипев», вновь станет прозрачным! Конечно кипит вода не по настоящему, это всего лишь пузырьки углекислого газа — продукт очередной химической реакции.

Цветной дождь

Для проведения первого фокуса необходимо подготовить воду, пакет на молнии, пищевой краситель, немного фантазии и лишние руки. Необходимо подкрасить воду при помощи красителя. Чтобы фокус был более правдоподобным, на пакет наносятся различные волны и облака. После этого в пакет заливается вода. Пакет плотно закрывается и на липкую ленку приклеивается к поверхности окна. Конечно результат придется немного подождать, но оно того стоит. Спустя время вы увидите в своем доме личную погоду, дети смогут наблюдать за тем, как в маленькое море льется дождь. Понаблюдать за дождем можно будет в течение нескольких дней.

Торнадо в бутылке

Для второго фокуса потребуется стеклянная банка с крышкой, вода, блестки, жидкость для мытья посуды и сила. Банка заполняется водой на три четверти, в нее добавляется жидкость для мыться посуды. Буквально сразу же добавляется краситель и блестки. Теперь вы можете наблюдать самое настоящее торнадо. Закрываем емкость, раскручиваем по спирали и наблюдаем.

Фокус с сиропом

Для третьего фокуса нам потребуется стакан горячей воды, несколько маленьких стаканчиков, шприц, столовая ложка и любопытный малыш. Берем Skittles 10 фиолетовых, 8 зеленых, 6 желтых, 4 оранжевых и 2 красных конфетки, в каждый стакан наливаем по две столовые ложки воды. Необходимое количество конфет раскладываем по стаканам. В горячей воде конфетки растворятся быстрее. После того как конфетки растворятся, при помощи шприца заливаем цвета в небольшую баночку, начинать следует с самого плотного фиолетового цвета и заканчивая самым прозрачным красным. Капать сироп следует с предельной осторожностью, иначе все цвета просто перемешаются. Лучше всего капать по стенкам стакана, таким образом, сироп будет медленно сползать вниз. В результате должно получиться весьма радужное варенье.

Понятно, что все дело заключается в особой плотности сиропа, чем он будет плотнее, тем быстрее он пойдет к низу, ну а менее плотный сироп будет плавать наверху. Получается довольно красиво и интересно, главное, что дети от этого просто в восторге.

Все вышеперечисленные фокусы действительно крайне простые, но вместе с тем, детям они нравятся, так что, почему бы их не порадовать.

Профилизация образования привела не столько к тому, что учащиеся стали углубленно изучать заявленные в профиле предметы, но главным образом к тому, что дети получили официальное подтверждение того, что одни уроки являются важными, а другие второстепенными, а тогда, следовательно, их можно и не учить. Химия, как один из наиболее сложных предметов в школе, уже давно подвергается дискриминации. Это касается и отсутствия централизованного снабжения реактивами и оборудованием (чрезвычайно дорогими для школьного бюджета), и сокращения общего количества часов преподавания вдвое, а по органической химии втрое, и немотивированной проверки хранения и учета прекурсоров, и бытующего отношения к химии, как области знаний, весьма вредной и опасной для общества в целом. Если к этому еще добавить ухудшение психофизического состояния детей, практически повсеместное отсутствие мотивации к обучению вследствие углубляющегося экономического, социального и культурного кризиса в стране, то становится понятным насколько сложно вести преподавание химии в школе, особенно если она работает по гуманитарному профилю. В нашем варианте положение усугубляется еще и тем, что профиль является двойным: юридическим и кадетским, а форма обучения – школа-интернат. Отсюда, как следствие, низкий уровень знаний и соответственно качества образования по химии, да и по другим предметам естествознания. Для того чтобы пробудить интерес у детей к обучению, учителю приходится постоянно искать новые, часто нестандартные формы работы. Одним из таких мероприятий хорошо себя зарекомендовал вечер химических фокусов.

Название вечера вполне оправдано, так как любые химические явления для большинства учащихся воспринимаются как фокусы вследствие отсутствия знаний и навыков наблюдения и анализа происходящих процессов. Это обстоятельство, однако, дает и очевидный положительный результат – радостную эмоциональную реакцию зрителей, доходящую временами до восторга. Образовательная задача при проведении такого вечера тоже может быть решена, если организатор путем логических упражнений подведет участников к «разоблачению этой химической магии», к объяснению сути опытов. Это может быть проведено и на конкурсной основе, как в индивидуальном, так и в коллективном первенстве, что еще более накалит эмоциональный фон.

Сценарий вечера

Вечер проводит учитель химии, облаченный в мантию и соответствующий головной убор. Учителю могут ассистировать один или два учащихся – членов химического кружка, имеющие навыки экспериментальной работы. Место действия – кабинет химии, так как наличие демонстрационной тяги необходимо. Помещение можно оформить в стиле алхимической лаборатории с помощью химической или бытовой посуды и различных приспособлений, портретов мыслителей античности и средневековья, их цитат, подходящих данным обстоятельствам. Весьма уместно соответствующее музыкальное сопровождение.

Ведущий:

Добрый вечер, почтеннейшая публика!

Сегодня мы с вами попадем в мир таинства и магии, но магии химической. Нас поведет в свои владения чародейка Химия, покажет свои чудеса, задаcт загадки. Вам следует быть очень внимательными, поскольку Химия благосклонна лишь к тем, кто умеет наблюдать, размышлять, искать истину, не боится тяжелой работы, но осторожен и бережлив. Кто из вас сможет приоткрыть завесу над секретами Химии, к тому она будет очень щедра.

Итак, мы начинаем!

1. Какие чудеса возможны без волшебной палочки?! Сейчас мы с ее помощью добудем огонь.

(Ведущий предварительно готовит смесь из слегка растертых кристаллов перманганата калия и концентрированной серной кислоты. В качестве волшебной палочки лучше использовать пластмассовую трубочку. Один ее конец можно украсить пером павлина, в другой набрать приготовленную смесь и затем этим концом прикоснуться к влажному фитилю спиртовки. Спирт загорается. Опыт следует повторить несколько раз. Тушить пламя – закрывая колпачком спиртовки. После проведения опыта конец трубочки с остатками смеси следует отрезать ножницами, а палочку использовать для следующего опыта. )

2. Итак, мы получили огонь, но что-то не видно дыма. Горячее пламя! Пламя без дыма! А дым без огня?! Все знают, что так не бывает! И только Химии подвластно все!

(Для проведения этого опыта можно использовать курительницу для ароматических масел, куда налить несколько капель 25% раствора аммиака или замаскировать флакон с раствором аммиака цветной бумагой, придав ей причудливую форму. Погрузить трубочку в концентрированную соляную кислоту, а затем поднести к испарениям аммиака. Образуется белый дым хлорида аммония. )

3. Известно, что огонь можно затушить с помощью воды, а зажечь пламя водой кому под силу?! Только Химии!

(Ведущий в чашку Петри на вату насыпает слегка растертые кристаллы перманганата калия, наливает глицерин и затем из пипетки капает несколько капель концентрированной серной кислоты. Происходит возгорание. )

4. А может ли Химик разжечь настоящий костер одним только усилием воли? Конечно!

(Ведущий на дне фарфоровой чашки делает предварительно кашицу из растертых кристаллов перманганата калия и концентрированной серной кислоты вокруг смеси, не касаясь ее помещает сухие деревянные стружки. Между пальцами незаметно для зрителей ведущий держит ватку, смоченную спиртом. В нужный момент фокусник проделывает пассы над костровищем и надавливает на ватку таким образом, чтобы капли спирта попали в окислительную смесь. Костер моментально разгорается. )

5. Но чудеса Химии на этом не кончаются. Сейчас мы получим пламя в жидкости.

(Ведущий предварительно наливает в цилиндр концентрированную серную кислоту слоем 3-4 см, затем осторожно с помощью воронки с длинным носиком приливает этиловый спирт таким образом, чтобы жидкости не смешивались. Измельченные кристаллы перманганата калия всыпает небольшими порциями в цилиндр. На границе с серной кислотой они образуют окислительную смесь, которая взаимодействует со спиртом. Появляются яркие, непрерывно потрескивающие вспышки.

Внимание! Смесь нельзя встряхивать! Затем осторожно нейтрализовать! )

6. Химии огонь подвластен. Он может все сжигать на своем пути, а может быть ласковым, кротким.

(Ведущий предварительно мочит в воде и отжимает носовой платок, затем смачивает его спиртом или эфиром и поджигает, держа щипцами, от пламени спиртовки. Сгорает только органический растворитель. Мокрый платок не загорается. )

7. Древние боги Гефест и Вулкан управляли подземным пламенем, они рождали потоки лавы, извергали пепел и камни, но они были богами. А могут ли служители Химии сотворить извержение вулкана?

(Ведущий насыпает в тигель горкой бихромат аммония, в центр холмика капает несколько капель этилового спирта. Тигель можно поставить на коническую колбу, имитируя гору. Под колбу с тиглем следует положить большой лист белой бумаги для сбора оксида хрома. С помощью большой горящей лучины ведущий зажигает смесь. Реакция экзотермична, протекает бурно. Раскаленные частицы зеленого оксида хрома разлетаются, создавая впечатление извержения вулкана. )

8. Химия может сотворить даже огненную метель.

(В бутыль или колбу объемом 2-10 литров предварительно налить 25% -ный раствор аммиака, смочить стенки, а избыток жидкости вылить в склянку для слива растворов. Бутыль закрыть пробкой. Ведущий в ложечку для сжигания веществ помещает только что полученный оксид хрома и разогревает в пламени спиртовки, а затем вносит в бутыль с аммиачно-воздушной смесью и сбрасывает порошок. Образуется сноп искр, кружащихся в бутыли. Бутыль не следует плотно закрывать. )

9. Но самое удивительное огненное чудо – это рождение в химическом пламени змей.

(Ведущий помещает 4-5 таблеток сульфадиметоксина в горку растертых 2-3 таблеток сухого спирта и поджигает спирт лучиной. Через некоторое время горения из горки начинают вылезать черные змеи. )

Итак, почтеннейшая публика, кудесница Химия представила вам свои возможности. Постарайтесь найти ответы на ее загадки. А может быть кто-то захочет стать ее помощником? Мы все ждем новых чудес!

Литература

  1. Енякова Т. М. «Внеклассная работа по химии» – М.: Дрофа, 2004. – 176 с.
  2. Алексинский В. Н. «Занимательные опыты по химии» - М.: Просвещение, 1995. – 96 с.