«Халява» кончилась: Прибалтика готовится к прекращению финансирования. Под денежным дождем

Уход Великобритании из Евросоюза имеет не только негативную политическую составляющую, но и экономическую, особенно для Восточной Европы. Ведь Объединённое Королевство - один из главных финансовых доноров европейского интеграционного проекта.

Редактор LJ Media

Члены ЕС делятся на нетто-получателей и нетто-доноров. «Нетто» - потому что каждая страна и складывает деньги в общую копилку, и берет из нее. Разумеется, не сама и не сколько вздумается. Бюджет Евросоюза наполняется государствами, за его формирование отвечают Совет Европейского союза, Еврокомиссия и Европарламент. За наполнением и расходом бюджета бдительно следит Европейская счетная палата, созданная в 1975 году.

Если страна берет больше, чем дает, то она нетто-получатель. И наоборот, если дает больше, чем берет, - нетто-донор. Вот как выглядит карта Европы, если ее раскрасить цветами дотационных стран (красно-желтые оттенки) и доноров (желто-зеленые).

2016 год

В Евросоюзе действует семилетнее планирование бюджета. Предыдущая семилетка - 2007 - 2013 гг., на нее пришелся кризис 2008 - 2009 гг. Нынешняя началась в 2014 году и закончится в 2020-м. На нее придется и надвигающийся мировой кризис, и узко европейский - Brexit. Который, впрочем, наверняка повлияет и на остальной мир.

На основании данных Еврокомиссии я составил несколько табличек.


, 2016 год

Как мы видим, нетто-доноров в Евросоюзе десять. Табличка ранжирована по колонке с данными за 2014 год. Легко заметить, что главный донор - Германия. Великобритания лишь на третьем месте, после Франции и перед маленькой Голландией.

Нетто-получателей почти вдвое больше.


, 2016 год

Здесь тоже требуется пояснение. Члены ЕС выстроены, опять же, по данным за 2014 год. Как мы видим, Мальта, Кипр, Люксембург и Ирландия находятся в пограничном состоянии, в некоторые годы они бывали даже донорами или близко к ним. Хорватия новичок, она вступила в ЕС 1 июля 2013 года. Понятно, что она вряд ли откажется от дотаций в будущем. Но пока неясно, какое место займет.

Хорошо видно, что самые большие траты Евросоюза приходятся вовсе не на Грецию, а на Польшу. Европейцам виднее, кто больше заслужил халяву, конечно. Был бы толк.

Таблички ниже более корректны. Выше перечисленные не определившиеся страны в них не вошли, потому что создают путаницу.

, 2016 год

Оказывается, больше всех получают литовцы и вообще балтийские тигры. Но это им, по-моему, не очень помогает - из всех трех стран население разъезжается.

Теперь посмотрим среднедушевые дотации, которые платят страны-доноры.


, 2016 год

Здесь тоже небольшой сюрприз - оказывается, самыми работящими (или сердобольными) в Европе являются вовсе не немцы, а датчане. Британцы плетутся в хвосте. То есть, подданные Ее Величества Елизаветы Второй вряд ли когда-нибудь почувствуют серьезное повышение жизненного уровня после Brexit. Но, насколько я понимаю, их больше беспокоят не деньги, а мигранты.

Еще кое-какая статистика: в странах-донорах живет 330 млн человек, в остальных - 206. Выводы можно делать любые. По мне так каждый житель старой Европы вполне может прокормить одного-двух младоевропейцев - это очевидно. Просто нужно лучше работать.

Шутки шутками, но для наших бывших соседей по соцлагерю наступают нелегкие времена. Халява явно заканчивается, балтийских тигров гонят из теплых клеток с гарантированным кормом на вольный выпас - поднимать экономику своих гордых стран. Как, впрочем, и остальных жителей Восточной Европы. Пора затягивать пояса - неумолимо наступает настоящая независимость.

Что будет на Украине, прогнозировать сложно. Точнее, тут все зависит от вашей фантазии. Ясно одно: у Европы деньги и так кончались, а тут еще британцы влезли со своим референдумом. Чует мое сердце, опять украинцы дружить с нами захотят. Причем, довольно скоро.

Политика кохезии – это финансовая поддержка богатыми странами Западной и Северной бедных стран Центральной и Восточной Европы. Её целью является выравнивание в уровне жизни и экономического развития между преуспевающими старыми членами Евросоюза и странами, вступившими в ЕС в 2004 и 2007 годах. Богатые страны Евросоюза, такие как Германия, Франция, Нидерланды или Швеция, отчисляют в общий бюджет ЕС взносы, из которых формируются структурные фонды ЕС, расходуемые на развитие экономики и социальной сферы в таких бедных странах ЕС, как Румыния, Венгрия или Литва.

Водораздел между странами ЕС чётко проходит по тому, кто из них отчисляет в бюджет ЕС больше, чем получает из него, а кто больше получает, чем отчисляет. К первой группе – странам-донорам – относятся страны, основавшие ЕС, а также страны Западной, Северной и Южной Европы, присоединявшиеся к Европейскому экономическому союзу в 1970–1990-х годах. К примеру, Германия отдает в общий европейский бюджет на 11,9 миллиарда евро больше, чем получает. Франция - на 8,2 миллиарда евро, Италия - на 5 миллиардов евро, Нидерланды - на 2,3 миллиарда евро, Швеция - на 1,9 миллиарда.

Большинство дотационных стран – это бывшие социалистические страны, вошедшие в Евросоюз после 2004 года. Польша, Болгария, Румыния, Хорватия, Венгрия, Эстония, Латвия, Литва и другие. Для преодоления их социально-экономической отсталости и подтягивания до уровня стран первой группы и была создана политика кохезии, в рамках которой эти страны начали ежегодно получать миллиардные финансовые вливания.

За время действия предыдущего семилетнего бюджета ЕС (2005–2012 годы) «Старая Европа» вкачала в «Новую Европу» порядка 160 миллиардов евро.

Брюссельское финансирование шло к восточноевропейским иждивенцам в основном из трёх еврофондов: Европейского фонда регионального развития, Европейского социального фонда и Фонда кохезии. Помимо этих трёх основных брюссельской бюрократией было создано множество отраслевых еврофондов: Европейский фонд развития сельского хозяйства, Европейский фонд морского промысла и рыболовства и тому подобные.

Деньги из еврофондов шли преимущественно на развитие инфраструктуры: предполагалось, что дотации из структурных фондов ЕС создадут базис для самостоятельного экономического развития стран Центральной и Восточной Европы, которые через несколько десятилетий вернут эти деньги в Брюссель сторицей. Однако на деле всё получилось совсем не так радужно.

По итогам 12 лет политики кохезии можно признать, что она блестяще провалилась: никакого выравнивания в уровне развития между различными регионами Евросоюза не произошло, разрыв между богатыми западными и бедными восточными странами ЕС только увеличился.

Европейская интеграция не только не создала странам Центральной и Восточной Европы базис для самостоятельного экономического развития, напротив, она уничтожила этот базис, подорвала национальные экономики новых членов ЕС, лишила их остатков самодостаточности и подсадила на «иглу» дотаций из еврофондов.

Согласно аналитическому докладу американской аудиторской компании KPMG «Фонды ЕС в Центральной и Восточной Европе», по итогам реализации предыдущего семилетнего бюджета ЕС «Новая Европа» является депрессивным дотационным регионом Евросоюза: 18% совокупного ВВП государств этого региона формируется за счет дотаций из структурных фондов ЕС.

Наиболее зависимыми от еврофондов являются страны Прибалтики: доля брюссельских дотаций составляет минимум 20% ВВП Литвы, Латвии и Эстонии.

Иными словами, пятая часть экономики Прибалтийских республик – воздух, стоит только перекрыть этим странам «искусственное дыхание» из Брюсселя, как их экономики не смогут больше существовать.

«Признаемся честно, практически вся строительная отрасль Латвии держится на заказах за счет еврофондов. Все крупные инфраструктурные объекты строятся на европейские деньги - ярчайший пример - Rail Baltica. В совокупности же благодаря европейскому финансированию в латвийской экономике создаются десятки тысяч рабочих мест, а по некоторым оценкам - и более ста тысяч. Поэтому ни для кого не секрет, что латвийская экономика не является самодостаточной, и текущая экономическая стабильность плюс небольшой рост поддерживаются в основном благодаря регулярному вливанию европейских денег, - пишет латвийский экономист Дмитрий Смирнов, прогнозирующий Латвии экономическую катастрофу, сравнимую с кризисом 2008 года в случае отказа стран-доноров от политики кохезии. - После ликвидации еврофондов латвийская экономика сократится на 15−20% со всеми вытекающими последствиями - ростом безработицы и падением благосостояния населения. Так что вполне вероятно, что мы можем получить новый 2008 год даже без банкротства банков».

У таких пессимистических прогнозов есть все основания. Прибалтике не просто угрожает лишение еврофондов - это лишение уже началось.

Европарламент и страны ЕС поддержали проект бюджета на 2017 год, согласно которому финансирование программ финансовой поддержки стран Восточной Европы будет уменьшено на 23,9%.

Это решение было принято в рамках нынешней семилетней финансовой перспективы, одним из приоритетов которой является политика кохезии. Однако уже сейчас эта политика подвергается корректировке. Что уж говорить о новом семилетнем бюджете ЕС, ко времени принятия которого в 2020 году от выравнивания между бедными и богатыми странами ЕС могут вовсе отказаться, а структурные фонды – закрыть? Между тем всё в Евросоюзе идёт к тому, что именно так всё и будет.

Во-первых, из Евросоюза уходит Великобритания: второй крупнейший донор ЕС, отчисления которого составляли 15% общеевропейского бюджета. Лондон уже отказался отчислять деньги в Европейский фонд регионального развития, с весны перестанет вносить взносы в другие европейские фонды, и после завершения «брексита» общеевропейский бюджет уменьшится на одну шестую.

Во-вторых, в странах-донорах растёт возмущение Восточной Европой, которая сидит у налогоплательщиков Германии, Франции, Финляндии и прочих на шее и не зарабатывает сама. Тот же «брексит» во многом стал реакцией британского общества на Восточную Европу: миллионы британцев шли голосовать за выход из Евросоюза, потому что не могли больше выносить нескончаемый поток польских и прибалтийских чернорабочих на своих улицах.

Такую нездоровую ситуацию в любом случае пришлось бы исправлять, но признаваемый ныне всеми европейскими лидерами системный кризис Евросоюза требует делать это незамедлительно. Снятие с довольствия новообретенных в 2004 году нахлебников – практически неизбежный сценарий в условиях растущих по экспоненте экономических и социальных проблем ЕС. Пусть зарабатывают себе на жизнь сами, если не хотят, чтобы их вовсе выгнали из Евросоюза.

И никакие жалобы, стоны и вопли той же Прибалтики про «европейскую солидарность», «последствия оккупации» или «агрессивное соседство» никому на западе не будут интересны. Прибалтийским политикам всегда покажут на их северную соседку Финляндию, которая тоже граничит с Россией и за счет этого соседства превратилась в одну из самых богатых и социально благополучных стран мира и стала донором ЕС, кормящим теперь своими отчислениями в европейский бюджет ту же Прибалтику.

Если Литва, Латвия и Эстония за четверть века не смогли сделать так, как Финляндия – это их проблемы, а не Скандинавии или Западной Европы. Если эти страны уничтожили нормальные отношения с Россией, которая теперь отказывается от их транзитных услуг, переориентирует свой грузопоток на прибалтийские порты и отказывается видеть прибалтийскую продукцию на своём рынке – это тоже их проблемы.

Россия больше никогда не будет кормить Литву, Латвию и Эстонию, как она кормила их в Советском Союзе, но она больше и не позволит им зарабатывать за счет экономических связей с ней.

Страны Прибалтики провозгласили, что они «настоящие европейцы», для которых вступление в Евросоюз – это «возвращение домой»? Вот пусть Евросоюз их и кормит.

Если же европейские родственники страны Балтии больше кормить не хотят, а в «европейском доме» к ним относятся не как к полноправным членам «европейской семьи», а как к домашним вредителям и хотят снять с рациона…что же, постепенное затухание Прибалтики, из которой в следующем десятилетии уедет платящее налоги работоспособное население, а Брюссель перекроет «искусственное дыхание» еврофондов, станет для других стран поучительным примером того, что бывает, когда всю свою модель развития основываешь на ненависти к соседу.

Евросоюзу вскоре предстоит провести переговоры с Великобританией о процедуре выхода страны, являющейся одним из главных доноров экономики ЕС, из объединения. Brexit повлияет не только на жизнь самих британцев, но и на ситуацию в Евросоюзе, который и без того находится не в самой лучшей форме.

Как сейчас устроена дотационная схема Евросоюза, какие страны являются крупнейшими донорами, а какие -главными получателями дотаций, -и действительно ли страны-«иждивенцы» не вносят свой вклад в общую экономику ЕС, разбирались «Известия».

Brexit и централизация

В ноябре 2016-го, пока в Верховном суде Лондона проходили прения британского правительства страны и Высокого суда Лондона о легитимности процедуры Brexit, в Италии на референдуме о конституциональной реформе, жители косвенно высказались за выход страны из объединения, ранее о возможном выходе из объединения также заявляли в Греции. Последнее время о возможности выхода из ЕС или по крайней мере из зоны евро также всё чаще говорят политики Франции.

На этом фоне Европарламент в феврале 2017-го подготовил пакет реформ , направленных на стабилизацию экономической ситуации и восстановление доверия граждан к самому формату ЕС. Предполагается, что новые меры будут способствовать централизации объединения. Они включают в себя проведение общей для всех стран-участниц экономической политики, введение поста министра финансов и исключение возможности блокировать важные законодательные инициативы при обсуждении в Европарламенте. Кроме того не исключено, что Евросоюз к 2020 году полностью откажется от политики кохезии, предполагающей дотирование стран с более слабыми экономиками.

​​​​​​​

Что такое кохезия

Одним из главных принципов функционирования Евросоюза стала политика кохезии, предполагающая, что самые богатые страны ЕС финансово поддерживают страны с более слабыми экономиками. Перераспределение средств происходит через казну ЕС, в которую каждая из стран отчисляет средства в зависимости от объемов ВВП. Позднее эти средства, в частности, идут на финансирование целевых программ ЕС (причем зачастую действие этих программ в меньшей степени распространяется именно на страны-доноры) и на поддержку участников с меньшими объемами ВВП. Таким образом, сильный помогает слабому.

Одним из основных принципов Евросоюза является принцип солидарности, механизм которого отлаженно работает. Данный принцип предусматривает больший вклад тех стран, у которых выше ВВП, конкурентоспособность, а также производительность труда. Среди них Германия, Франция и другие ведущие государства. Получателями их дотаций являются те страны, в которых экономика слабее, в первую очередь это бывшие соцстраны, включая Прибалтику, - пояснил «Известиям» заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов.



«Доноры» и «иждивенцы»

Распределение «доноров» и получателей дотаций остается относительно стабильным на протяжении многих лет и подвергается довольно легкому делению по региональному и хронологическому признакам. К числу наиболее развитых относятся экономики стран Северной и Западной Европы, они же являются старейшими участницами объединения. Больше всего дотаций получают страны Южной и Восточной Европы, при этом большинство восточноевропейских стран принадлежит к числу новых участников ЕС (сюда, например, входят Польша и страны Прибалтики, на долю которых приходится большая часть выделяемой финансовой поддержки).

Так, по данным исследовательского института Stratfor от октября 2016 года, в 2015 году в число «доноров», то есть стран, которые внесли в казну ЕС больше денег, чем получили, вошли 10 из 28 стран Евросоюза. Главными «донорами» оставалась Германия (17 млрд евро в год), Великобритания (13,9 млрд евро в год) и Франция (6,1 млрд евро в год). В число «доноров», но с заметным отрывом от лидеров, вошли также Италия, Швеция, Дания, Австрия, Финляндия и Кипр.

Самая большая разница между взносами и полученными средствами (в пользу последних) оказалась у Польши (получила на 9 млрд евро больше, чем внесла в казну), Чехии (на 5 млрд евро), Румынии (на 5 млрд евро) и Греции (на 4,8 млрд евро).

Однако если пересчитать взносы из расчета на душу населения страны, то получается, что больше всех «из своего кармана» в казну ЕС в 2015 году внесли жители Нидерландов (331 евро на человека), Швеции (262 евро на человека) и Великобритании, намеренной покинуть объединение (215 евро с человека). Германия в этом списке находится на четвертом месте - каждый ее житель «выплатил» в казну ЕС 211 евро. В свою очередь, больше всего денег из казны ЕС (по сравнению со сделанными взносами) «получили» жители Люксембурга (разница составила 2 тыс. евро), Словакии (560 евро) и Чехии (523 евро).


​​​​​​​

В чем проблема

Бюджет Евросоюза утверждается сроком на семь лет (последний был согласован в 2014 году и будет действовать вплоть до 2020-го), и каждый раз процедура утверждения сопровождается спорами о способе распределения средств. Однако два кризиса, потрясшие зону евро в 2008-2009 и 2014 годах, а также сложная ситуация, сложившаяся в Греции и ряде экономик в южных странах ЕС, привели к обострившимся взаимным обвинениям. В первую очередь со стороны жителей стран «Новой Европы» и граждан стран-«доноров».

Последние обвинили новых участников объединения в том, что они фактически живут за счет дотаций, выделяемых странами с более развитыми экономиками, - то есть за счет граждан этих стран. Кроме того, недовольство вызывал поток дешевой рабочей силы, хлынувший из стран Восточной Европы. Результатом подобных настроений в Великобритании, в частности, и стал Brexit.

Однако выяснилось, что и так называемым странам-«иждивенцам» было чем ответить экономическим лидерам. Так, жители Греции обвинили Евросоюз в том, что экономическая политика объединения привела к краху экономики страны, а отказ сократить долг не позволяет ситуации стабилизироваться. С другой стороны, именно дотационная политика Евросоюза привела к тому, что в странах Восточной Европы, лишь несколько десятилетий назад вышедших из-под влияния социалистической зоны, не были заложены достаточные основания для самостоятельного экономического развития.

Кроме того, важным фактором, способствующим в том числе развитию экономик «Старой Европы» является доступ к рынкам других стран на «льготных» условиях европейской экономической зоны. Именно потенциальные потери от резко увеличивающихся таможенных пошлин при торговле с другими странами - членами ЕС стали одним из основных контраргументов со стороны противников Brexit в Великобритании.

Польза от так называемых стран-«иждивенцев» также присутствует. Это единый рынок, свобода перемещения товаров, капитала и рабочей силы. Все страны заинтересованы в этом. Так, например, та же Германия, являющаяся самым крупным налогоплательщиком, была одним из инициаторов за расширение ЕС. Берлин понимал, что включение новых стран в союз - преимущество для немецкой экономики и компаний, которые активно осваивают рынки других государств, - отметил Владислав Белов.

О том, что Прибалтика нужна ЕС в первую очередь как рынок сбыта и источник относительно недорогой рабочей силы, эксперты портала Rubaltic говорили еще в 2013 году - в год десятилетия вступления Латвии в Евросоюз.

Таким образом, в Евросоюзе складывается система взаимозависимости, где присутствует баланс интересов и нет проигравших, - резюмировал Владислав Белов.

Крупнейшая французская газета Le Figaro после потрясшего всю Европу референдума о выходе Великобритании из Евросоюза провела собственное исследование о том, кто кого кормит в ЕС и в каких количествах. Метод исследования был выбран наиболее очевидный: сколько денег страны – члены ЕС перечисляют в Брюссель в виде взносов и сколько денег они получают оттуда в виде дотаций.

Результаты исследования тоже оказались ожидаемыми.

Десятка стран-доноров, которые отдают в бюджет ЕС больше, чем получают, выглядит так (в порядке убывания): Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды, Италия, Швеция, Бельгия, Австрия, Дания, Финляндия. Безусловный лидер по членским взносам в Брюссель, главный «локомотив» европейской интеграции – Германия: ежегодно Берлин отчисляет в бюджет ЕС без малого 26 миллиардов евро, а еврофондов получает на 10 миллиардов. То есть ФРГ отдаёт Брюсселю на 15,5 миллиарда больше, чем забирает.

На втором месте в списке доноров Франция: ежегодно Париж переводит в бюджет ЕС на 7,7 миллиарда евро больше, чем получает из Брюсселя. Тройку лидеров до недавнего времени замыкал Лондон, отчислявший в Брюссель на 5,5 миллиарда евро больше, чем выделялось Великобритании из еврофондов. После «брексита» на третьем месте в списке стран-доноров окажутся Нидерланды: крошечная Голландия с площадью в полтора раза меньше Латвии и Литвы отдаёт проекту «Единой Европы» 11,3 миллиарда евро – на 5 миллиардов больше, чем получает из бюджета ЕС.

Хотя, может, и не окажутся: на весенних парламентских выборах в Нидерландах уверенно идёт к победе и формированию однопартийного правительства Партия свободы Герта Вилдерса, без обиняков обещающего голландцам выход страны из ЕС. Париж тоже может выпасть из списка спонсоров Восточной Европы, если весенние выборы президента выиграет Марин Ле Пен , сторонники которой не желают видеть Францию в Евросоюзе. Великобритания из Европейского союза уже выходит…

От стран-иждивенцев «Единой Европы», среди которых вся Прибалтика, собираются отвернуться главные кормильцы – катастрофическая перспектива для государств, экономика которых нежизнеспособна без дотаций из фондов ЕС .

Абсолютный европейский лидер по получению еврофондов – Польша. Варшава пользуется в Евросоюзе заслуженной славой, как страна, лучше всех умеющая выбивать и осваивать брюссельские деньги. В 2014 году Третья Речь Посполитая получила из бюджета ЕС 17,2 миллиарда евро – почти в два раза больше, чем Германия, которая вдвое больше Польши по численности населения. При этом перечислила в бюджет ЕС Варшава 3,5 миллиарда евро, то есть в пять раз меньше, чем Берлин. Итого поляки получили выплат из Брюсселя на 13,7 миллиарда евро больше, чем отправили туда взносов.

Вильнюсу, Риге и Таллину, конечно, не сравниться с варшавскими мастерами 80‑го уровня в деле освоения еврофондов. Но и для Прибалтийских республик дотации из бюджета ЕС играют особую роль. Эстония перечисляет в бюджет ЕС 178 миллионов евро – получает из бюджета ЕС 652 миллиона евро. В три с лишним раза больше! Латвия выделяет 320 миллионов – получает 1,1 миллиарда. Почти в четыре раза больше! И все рекорды среди прибалтийской троицы бьёт Литва: отсылает 244 миллиона – принимает 1,8 миллиарда. Разница – семь с лишним раз!

Ещё более впечатляет зависимость экономики Прибалтики от материальной помощи Евросоюза, если оценивать эту помощь в процентном соотношении к экономикам Литвы, Латвии и Эстонии. Соответствующие исследования тоже проводятся.

Постоянный мониторинг расходования фондов ЕС в странах Центральной и Восточной Европы ведёт международная компания KPMG – одно из четырёх крупнейших аудиторских агентств в мире. Последний аналитический доклад KPMG в рамках серии «Фонды ЕС в Центральной и Восточной Европе» был издан в прошлом году .

Согласно аудиту KPMG, еврофонды составляют 15% совокупного ВВП стран «Новой Европы». Рекордсмен по получению европейских дотаций – Венгрия: выплаты из Брюсселя формируют почти 23% венгерского ВВП. Следом за Будапештом в списке главных иждивенцев идут страны Балтии.

Брюссельские дотации составляют 18,6% экономики Литвы, 18,1% экономики Латвии и 16,6% экономики Эстонии.

Примечательно, что доля еврофондов в экономике Польши в процентном соотношении впечатляет несколько меньше, чем если рассматривать брюссельские денежные вливания в польскую экономику в абсолютных цифрах. Дотации из структурных фондов ЕС составляют 15,7% польского ВВП. По этому показателю Польша находится на шестом месте среди 11 стран Центральной и Восточной Европы. Польша – это большой и ёмкий рынок, способный выдержать системный кризис, адаптироваться к вероятному в будущем лишению финансовой брюссельской подпитки.

Страны Балтии относятся к тем «новым европейцам», у которых в случае снятия их с общеевропейского денежного довольствия шансов выжить самостоятельно нет никаких.

Литва, Латвия, Эстония – это страны-приживалки Евросоюза . За постсоветские годы лидеры этих стран угробили собственные экономики, довели до нищеты собственное население; в результате их держит на иждивении Западная Европа, отчисляющая на их проживание взносы в европейский бюджет и принимающая у себя их безработных в качестве гастарбайтеров.

Прибалтийские элиты даже достававшейся им даром европейской помощью не смогли распорядиться как поляки. Польша за десять лет с помощью еврофондов вдвое увеличила протяжённость своих автострад, по которым теперь осуществляется автомобильный транзит из Германии. А в Прибалтике самый крупный инфраструктурный проект, затевавшийся с привлечением европейского софинансирования, – это железнодорожная магистраль Rail Baltica, «дорога в никуда», на которой никогда не будет ни грузов, ни пассажиров в достаточном для её окупаемости количестве.

На что там в последний раз Литва попросила европейского финансирования? На забор от «русской угрозы» вдоль границы с Калининградской областью? Ожидаемо получила в Брюсселе «кукиш». А вот если бы получила европейское финансирование – то-то бы зажила! Забор – это ведь такой выгодный в бизнес-плане инфраструктурный проект: прибыльный, быстро окупаемый, с перспективами расширения и продажи продукции на экспорт. Не то что эти ваши атомные станции.

Общественное мнение Западной Европы даже без экономического кризиса к прошлому году окончательно созрело до убеждения, что пора им избавляться от нищеты из Восточной Европы, нахально влезшей в их дом в 2004 году в качестве приживалок

Под влиянием таких настроений объём финансовой поддержки Восточной Европы в бюджете ЕС на нынешний год уже был сокращён почти на четверть.

И будет сокращаться впредь, потому что не идти навстречу общественному запросу означает идти на риск распада Евросоюза, после которого разговоры о размерах европейской помощи для Прибалтики станут вовсе неактуальными. Поэтому Литву, Латвию и Эстонию будут постепенно, но неуклонно лишать европейского пособия по экономической инвалидности.

Любопытная табличка (доноры - акцепторы ЕС)

Владимир Веретенников, для РИА Новости

Экономисты Латвии, Литвы и Эстонии утверждают, что в ближайшие годы прибалтийские республики могут столкнуться с острым системным кризисом, связанным с потерей значительной части финансирования из западных структурных фондов. На кону — сотни миллионов евро. РИА Новости решило выяснить, чем грозит государствам Балтии полное или частичное отлучение от европейской финансовой "соски".

Под денежным дождем

На сегодняшний день в Евросоюзе идет очередной период планирования — с 2014 по 2020 год. За этот срок только Латвии, как следует из открытых источников, планировалось выделить из европейских структурных фондов порядка 4,5 миллиарда евро (по три тысячи на каждого жителя). Согласно данным Eurostat, общий размер дотаций для государств Прибалтики составил за последние пять лет около 3,5 миллиарда евро в год. При этом финансовые вливания в Литву и Латвию почти ежегодно увеличивались на 50-100 миллионов евро. Самыми крупными донорами являются Европейский социальный фонд (ESF), Европейский фонд регионального развития (ERAF) и Фонд кохезии (выравнивания) (KF). Примечательно, что с момента вступления всех трех республик в ЕС в 2004-м величина их обязательных выплат в общую казну Союза не превышала 150-300 миллионов евро. Другими словами, объем отдаваемого был в шесть-семь раз меньше, чем получаемого.

В разговоре с РИА Новости депутат Европарламента от Латвии Андрей Мамыкин подтвердил: "Зависимость всех трех стран Балтии от денег ЕС фатальна. Но самая финансово несамостоятельная из балтийских "сестер" — Латвия. В 2017 году ее годовой бюджет составляет восемь миллиардов евро. Из них один миллиард — помощь от ЕС. То есть каждый восьмой евро в нашем латвийском бюджете — подарок от ЕС. В следующем году финансовая зависимость от Евросоюза останется: бюджет спланирован на уровне почти 8,7 миллиарда евро. Из них 1,2 миллиарда — деньги ЕС".

Европа в Прибалтике – не того сорта. Загуститель не тот Как известно, мы состоим из того, что едим. Точнее, из того, что усвоилось и осталось. А в этом смысле после вступления в ЕС в странах Прибалтики все время происходит что-то невероятное. Но при этом очевидное.

Технология освоения проста: достаточно умело составить проект, подать его на рассмотрение в Брюссель и в итоге получить европейские деньги. "Тут целое море программ: от оборудования лабораторных комнат для студентов в университетах до утепления школ и садиков, от укладки нового асфальта до программы мобильности для безработных с целью вернуть их на рынок труда. Финансирование ведется по сотням программ и по линии десятков фондов и инструментов поддержки. Обучение пограничников, семинары для прессы, строительство новых линий сортировки мусора, борьба с детской бедностью, закупка оборудования для борьбы с контрабандой, улучшение систем управления в госсекторе, помощь предпринимателям при переходе на зеленую энергию, дотация при закупке электромобилей, финансовая помощь крестьянам при рекультивации пахотных земель… Мне легче назвать отрасли, где Евросоюз нам не помогает", — отмечает Мамыкин.

Пора взрослеть

Однако не исключено, что такое изобилие скоро закончится. Мамыкин объясняет, что бюджетные периоды в ЕС планируются на семь лет, а очередной срок истекает в 2020 году.

"Некоторые программы в Латвии будут действовать до 2024 года, потому что они начнутся позже или рассчитаны на десять лет, с 2014-го. Что будет потом — не знает никто. Сокращение финансирования связано с двумя моментами. Первый: выход Великобритании из ЕС. Недавно я встречался с еврокомиссаром по бюджету Гюнтером Эттингером. Он назвал цифру в 12 миллиардов евро в год — та сумма, которой будет ежегодно не хватать при отсутствии в ЕС Соединенного Королевства. Поэтому при уменьшении доходной части общего бюджета ЕС сократится и расходная часть. И каждое государство, включая страны Балтии, будет получать меньше. Самый скромный минус, который прогнозируют финансисты, — 150-200 миллионов евро для каждой из стран. Четыре миллиарда из недостающих денег ЕС готова компенсировать Германия. Но очевидно, что полностью покрыть недостающий взнос британцев не готова ни одна из больших стран ЕС: ни Франция, ни Испания, ни Италия", — утверждает парламентарий.

Кроме того, по его словам, есть и вторая причина сокращения дотирования: прибалтийские республики стали считаться в ЕС "взрослыми". "За время с 2004 года, когда Литва, Латвия и Эстония стали полноправными членами ЕС, прошло более 13 лет. Теперь чиновники Еврокомиссии говорят: за минувшие годы мы закачали в экономики стран Балтии десятки миллиардов евро. Вы эти деньги брали и всякий раз рапортовали, что жизнь становится все лучше и лучше. Теперь вам пора самим становиться донорами — ЕС вам помог, теперь вы сами обязаны помогать Болгарии, Румынии и Хорватии, вошедшим в Евросоюз после вас. И еще на горизонте вступление в ЕС государств Западных Балкан, это даже Юнкер признал в своей последней речи. Детство кончилось, пора странам Балтии взрослеть и тоже нести ответственность за наш общий союз", — описывает ситуацию Мамыкин.

Не очень хорошо обстоят дела и в Литве. Вот что рассказал РИА Новости депутат горсовета Клайпеды Вячеслав Титов: "Сегодняшнее развитие Литвы, как и Прибалтики в целом, во многом определяется именно субсидиями ЕС. В последние годы республика ежегодно получала 1,6-1,9 миллиарда евро. Например, у нас в Клайпеде принцип формирования инфраструктурного бюджета таков, что, к примеру, Евросоюз выделяет 85% для строительства бассейна, а 15% средств отчисляет самоуправление. Бывает, что на тот или иной проект 85% в равных долях выделяют ЕС и государство, а оставшиеся 15% — местные власти. Евросоюз также дотирует сельское хозяйство в странах Балтии. Если у тебя есть один гектар сельскохозяйственной земли и ты косишь на ней траву, тебе выделяют где-то по 100 евро в год. Можно смело говорить, что в случае сокращения субсидий государствам Прибалтики предстоит очень болезненный процесс — придется учиться жить на свои средства".

Было — даром, будут — кредиты

Неутешительные прогнозы для Прибалтики в беседе с РИА Новости подтвердил и Мирослав Митрофанов — сопредседатель партии "Русский союз Латвии", помощник евродепутата Татьяны Жданок.

"Существующий сейчас порядок финансирования Фонда кохезии существенно изменится. Раньше старые члены ЕС вкладывали деньги в этот фонд, а оттуда финансировались инфраструктурные проекты в государствах — новых участниках Содружества. Цель — сократить существенный разрыв в уровне развития инфраструктуры старых и молодых членов ЕС. Впрочем, деньги на выравнивание получают не только государства, но и некоторые отдельные бедные регионы, например в Испании, Италии и Греции", — комментирует Митрофанов.

За счет внешних вливаний, уточняет он, формируется примерно пятая часть ВВП Латвии. "Понятно, что лишиться этих денег было бы очень болезненно для государства. Сейчас Минфин пытается успокоить население: недавно заявили, что в следующий период планирования бюджета Евросоюза после 2020 года объем доступных нашей стране средств из еврофондов может снизиться лишь на 15-30 процентов", — поясняет эксперт.

После 2020 года, уверен собеседник, приток европейских денег в Прибалтику не иссякнет, но поступать они будут уже не даром, а в виде долгосрочных кредитов. "Дело в том, что сейчас Евросоюз переживает экономическую стагнацию. Там просто не предвидится настолько больших инфраструктурных проектов, которые потребуют вложения "дешевых денег", имеющихся сейчас в ЕС в большом количестве. В этих условиях наилучшим способом размещения средств считается отдача их в кредит под гарантии государств или муниципалитетов", — обрисовывает перспективы Митрофанов.

И добавляет, что в ближайшие годы случится еще одно существенное изменение — проекты, на которые идут деньги из европейских структурных фондов, начнут оцениваться гораздо строже, чем раньше. "До нынешних времен в этой сфере царила большая свобода. Оценкой проектов, требующих менее 200 тысяч евро, в Брюсселе вообще не интересовались, полностью оставляя это в сфере компетенции национальных правительств. Но сейчас все проекты, претендующие на еврофинансирование, не просто начнут подвергать тотальной проверке, их еще и заставят конкурировать друг с другом. Допустим, представит Германия 50 проектов инфраструктурного развития и пять — Латвия. Естественно, предпочтение отдадут проектам с более тщательной проработкой (а для этого необходимо наличие высококлассных экспертов), с возможностью государственного софинансирования и меньшими коррупционными рисками. Помимо этого, Еврокомиссия может проверить на любом этапе эффективность своих вложений, а выдачу денег под утвержденные проекты можно будет остановить уже в ходе их реализации, если государство откажется участвовать в общих программах ЕС. Как, например, в программе равномерного распределения беженцев по всем странам — членам Евросоюза. Страны Балтии отнюдь не рвутся размещать у себя мигрантов", — напоминает Митрофанов.

В ожидании "финансового шторма"

По информации Андрея Мамыкина, в Прибалтике сейчас есть масса программ, которые не смогут существовать без ЕС, оплачивающего до 85% стоимости того или иного проекта. "Понятно, что, сидя на денежном буксире, в самостоятельное плавание отправиться сложно. Ясно, что в ситуации урезания или полного прекращения финансирования те или иные программы придется просто закрыть", — признает Мамыкин.

Не евро единым… Почему в Польше уверены, что европейская валюта ей навредит Страны Прибалтики, вступив в ЕС, поторопились перейти на евро. Результат, мягко говоря, неоднозначный. А вот Дания и Швеция, например, входят в ЕС давным-давно, а в еврозону – нет. И даже не собираются. Почему?

Вместе с тем, указывает он, безрадостная перспектива — не секрет для властей. "Но тут в странах Балтии подход совершенно разный. В Эстонии, например, задолго до прекращения еврофинансирования поставили амбициозную цель — стать "цифровым центром" ЕС. В итоге Эстония получила в Еврокомисии пост комиссара по единому цифровому рынку (им стал бывший премьер-министр республики Андрус Ансип). Эстонцы уже создали не только первое в мире, но и самое эффективное "цифровое" государство: от заявления в полицию до подписания закона президентом — все это происходит в электронном виде. Они оказались настолько прозорливыми, что пять-семь лет назад сумели подготовиться к экономическому кризису и создали государственный накопительный фонд. В Латвии, к сожалению, противоположная ситуация. Пока нам дают деньги из ЕС, мы их "пилим", причем не без случаев чудовищной коррупции. Однако стратегическое видение развития страны до сих пор отсутствует", — рассказывает депутат.

Парламентарий говорит, что ситуация весьма унизительная: "Спустя 27 лет после провозглашения независимости моя страна стоит в позе попрошайки с протянутой рукой! Мол, дяденьки в Брюсселе, дайте нам денег, кушать хочется…" Также он обращает внимание на то, что самая талантливая и работоспособная молодежь продолжает десятками тысяч покидать Латвию, чтобы получить достойную работу и сделать карьеру в Западной Европе. А зарубежные инвесторы, у которых есть желание вложиться в Латвию, зачастую понимают, что их денег здесь никто не ждет.

В свою очередь, не все настроены столь пессимистично и считают, что латвийское правительство все же готовит фундамент для жизни после оттока европейских денег. По словам Мирослава Митрофанова, в стране проводят налоговую реформу, сокращают персонал государственных учреждений, расходы на социальную среду (хотя, к примеру, финансирование военной сферы не только не урезается, а, напротив, растет). "Скоро резко усилится давление на муниципалитеты, чтобы радикально увеличить ту долю взимаемых налогов, которую самоуправления перечисляют в госказну. При этом особенно пострадают муниципалитеты Риги и Рижского района — как наиболее состоятельные. Кроме того, уже опубликован план о закрытии почти половины школ в стране", — резюмирует Митрофанов.

Хватит ли времени перестроить финансовую систему — вопрос открытый.