Сравнение кишечнополостных и плоских червей. Симметрия тела. Наличие слоёв клеток. Форма тела

Приложение 4

Примеры рабочих листов к обобщающему уроку по теме «Черви»

Рабочий лист

Кроссворд.

По горизонтали :

Задание 1. Раскрасьте рисунок системы органов червя планарии. Жёлтым цветом органы нервной системы, зелёным – органы пищеварения, синим – органы выделения. Назовите органы и их функции.

Задание 2. Сравните строение животных типа Кишечнополостные и типа Плоские черви по плану. Выявите прогрессивные черты в развитии плоских червей. Сделайте вывод о месте плоских червей в историческом развитии животного мира.

План сравнения кишечнополостных и плоских червей .

1. Симметрия тела.

2. Наличие слоёв клеток.

3. Форма тела.

4. Наличие тканей, органов и систем органов.

5. Удаление непереваренных остатков пищи.

6. Способность к регенерации.

7. Дыхание.

Задание 3. Творческая задача . Ленточные черви бычий и свиной цепни встречаются практически на всех материках и крупных островах, т. е. являются животными космополитами. С чем связано их широкое географическое распространение?

Задание 4.

Задание 5. «Кто есть кто»


Рабочий лист

Кроссворд

По горизонтали: 1. Животное в организме которого имеются одновременно и женские и мужские органы размножения. 8. Рыхлая соединительная ткань, заполняющая промежутки между органами у плоских червей. 9. Внутренний слой клеток. 10. Полость тела, заполненная жидкостью у круглых червей. 11. Название класса в типе Круглые черви.

Задание 1. Раскрасьте рисунок системы органов червя аскариды. Жёлтым цветом органы нервной системы, зелёным – органы пищеварения, синим – органы выделения. Назовите органы и их функции.

Задание 2. Сравните плоских червей с круглыми по плану. Выявите прогрессивные черты в строении круглых червей. Сделайте вывод о месте круглых червей в процессе эволюции.

План сравнения круглых и плоских червей.

1. Симметрия тела.

2. Слои клеток, образующих тело.

3. Форма тела.

4. Полость тела.

5. Кожно-мускульный мешок.

6. Строение пищеварительной системы.

Задание 3. Творческая задача. Существуют круглые черви, микроскопические личинки которых вызывают слоновую болезнь. Взрослые черви закупоривают лимфатические сосуды, их стенки утолщаются, возникает застой лимфы. В тропических и субтропических областях, где активно борются с малярией, эта болезнь практически не встречается. Чем это можно объяснить?

Задание 4.

Сформулируйте меры по профилактике заражения гельминтами.

Задание 5. «Кто есть кто»

Перед вами изображения червей. Назовите что это за черви, к какому типу и классу они принадлежат. Расскажите, какую роль они играют в природе или жизни человека.





Рабочий лист

Кроссворд

По горизонтали: 1. Животное в организме которого имеются одновременно и женские и мужские органы размножения. 8. Рыхлая соединительная ткань, заполняющая промежутки между органами у плоских червей. 9. Внутренний слой клеток. 10. Полость тела, заполненная жидкостью у круглых червей. 11. Название класса в типе Круглые черви.

Задание 1. Раскрасьте рисунок системы органов дождевого червя. Жёлтым цветом органы нервной системы, зелёным – органы пищеварения, синим – органы выделения, а красным – органы кровообращения. Назовите органы и их функции.

Задание 2.

Выявите общие и прогрессивные черты в строении кольчатых червей по сравнению с другими червями по плану. Сделайте вывод о месте кольчатых червей в эволюционном древе животных.

План для сравнения кольчатых червей с другими червями.

1. Симметрия тела.

2. Форма тела.

3. Деление тела на отделы.

4. Органы передвижения.

5. Полость тела.

6. Кровеносная система.

7. Пищеварительная система.

8. Органы выделения плоских червей и кольчатых червей.

9. Способность к регенерации

Задание 3. Творческая задача . В конце 19 века один врач в опыте, поставленном на себе, выяснил, что из только что отложенных самкой аскариды яиц, проглоченных человеком, не развиваются личинки и в дальнейшем взрослые черви. Чем объяснить результаты, полученные в опыте? Как удерживаются аскариды в теле хозяина, ведь органов прикрепления, как у плоских червей, у них нет?

Задание 4.

Сформулируйте меры по профилактике заражения гельминтами.

Задание 5. «Кто есть кто»

Перед вами изображения червей. Назовите что это за черви, к какому типу и классу они принадлежат. Расскажите, какую роль они играют в природе или жизни человека.







Проверочные работы

Проверочные работы

Проверочные работы

Кроссворды

6-8 классы

Самоанализ урока по теме «Черви»

«Мы научились плавать в воде как рыбы, летать в небе как птицы, осталось только научиться жить на Земле как люди!»

Бернард Шоу.

Тип Плоские черви. Белая планария .

Цели:

1.познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения, образом жизни свободноживущих плоских червей;

2.выявить черты сходства и отличия плоских червей и кишечнополостных;

3.составить общие признаки типа Плоские черви;

Основное содержание урока:

1. Общие сведения о плоских червях (двусторонняя симметрия тела, трёхслойность).

2. Места обитания и представители свободноживущих плоских червей. Многообразие плоских червей.

3. Особенности внешнего строения свободноживущих плоских червей, обусловленные средой обитания.

4. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности.

5. Черты более высокой степени организации в сравнении с кишечнополостными.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие учителя с учениками. Проверка готовности к уроку.

Актуализация знаний

1.Фронтальная письменная проверка знаний по теме «Кишечнополостные» - кроссворд, в виде индивидуального раздаточного материала для каждого учащегося. Последующая проверка и обсуждение результатов заполнения кроссворда учащимися.

Задание 1.

Задание 2.

    Что такое регенерация?

    На какие три класса делится Тип Кишечнополостных?

    Дайте общую характеристику Типа Кишечнополостные.

2. Изучение нового материала

Учитель:

Известно около 25 тыс. видов. Тип Плоские черви делится на три класса: Ресничные, Сосальщики и Ленточные.
-Характерные признаки типа:

Классификация классов типа Плоские черви:

Ресничные: почти все представители имеют реснички на всей поверхности тела. Реснички помогают плавать или перемещаться по дну у обитателей пресных водоемов, у назеиных – просто передвижение при помощи них. Тело червя выделяет слизь тем самым защищает его от высыхания. Многие ресничные черви – хищники и нападают на более крупную добычу. Некоторые питаются водорослями.

Работа в группах.

Учащиеся делятся на 3 группы.

Общая характеристика Типа плоские черви.

Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности Белой планарии.

Органы пищеварения белой планарии

Рот у планарии находится посередине тела, на брюшной стороне. Он ведет в глотку. Это ловчий аппарат: через рот глотка может высовываться наружу, проникать внутрь добычи, высасывать ее содержимое. Переваривание пищи происходит в разветвлениях кишечника, который заканчивается слепо. Непереваренные остатки пищи выбрасываются через рот наружу. Глотка у планарии - орган для захвата пищи и проведения ее в кишечник, а кишечник - орган, в котором переваривается пища. Органы, участвующие в захвате пищи, в ее передвижении и переваривании (у планарии рот, глотка, кишечник), составляют систему органов, называемую пищеварительной .

Органы дыхания белой планарии

Специальных органов дыхания у планарии нет, и растворенный в воде кислород проникает в ее организм через всю поверхность тела. Образовавшийся углекислый газ удаляется наружу также через всю поверхность тела.

Органы выделения белой планарии

Все тело планарии пронизано многочисленными тонкими разветвленными канальцами.

Нервная система белой планарии

У планарии нервные клетки не разбросаны по всему телу, как у гидры, а собраны в два нервных ствола. В передней части они объединены в утолщение - нервный узел.

Органы размножения белой планарии

В передней части тела планарии расположены два овальных тельца - яичники , а по всему телу разбросаны многочисленные пузырьки - семенники . В яичниках развиваются яйца , а в семенниках - сперматозоиды . Следовательно, у одной и той же планарии образуются как женские, так и мужские половые клетки. Таких животных, в организме которых имеются одновременно и женские, и мужские органы размножения, называют двуполыми или гермафродитами .
Планария откладывает группы яиц, окруженных плотной оболочкой. Развившиеся в яйцах маленькие планарии разрывают оболочку кокона и выходят наружу.

Белая планария Среда обитания белой планарии

В пресных водоемах можно найти спрятавшихся под корягами, камнями и листьями небольших, длиной 1-2 см, плоских червей - планарий.

Двусторонняя симметрия белой планарии

Тело планарий вытянуто и сплющено сверху вниз. Задний конец тела заострен, а передний расширен, и от него в обе стороны отходит по короткому выступу - это органы осязания, щупальца. Здесь же помещаются два черных глаза. Если присмотреться, то можно заметить, что правая половина планарий выглядит как зеркальное отражение левой. Такую симметрию, в отличие от лучевой симметрии кишечнополостных, называютдвусторонней . Она характерна для большинства многоклеточных животных и возникла в связи с развитием активного передвижения.

Кожно-мускульный мешок белой планарии

Покровы тела планарии покрыты ресничками, благодаря которым планария может плавно передвигаться. Под кожными покровами располагается несколько слоев мышц. Они не лежат в виде отдельных пучков, а плотно срастаются с кожей, образуя кожно-мускулъный мешок . При помощи мышц планария может менять форму тела и передвигаться. Под кожно-мускульным мешком нет полости, и все пространство между органами заполнено рыхлой соединительной тканью. Ткань - это объединение однородных клеток, выполняющих определенную функцию. Так, мышечные клетки планарии, сходные по строению и функциям, составляют мышечную ткань, выполняющую функцию движения, Ткань, покрывающую тело животного, называют покровной. Нервные клетки объединяются в нервную ткань. Таким образом, планарии имеют 4 разновидности тканей: покровную , соединительную , мышечную и нервную . Эти ткани имеются у всех многоклеточных животных, более развитых, чем плоские черви.

Учащиеся составляют запоминающий конспект. После формируются новы группы. Учащиеся рассказывают в группе о материале который они узнали в предыдущей группе.

После окончания работы учащиеся составляют ментальную карту по теме.

Учащиеся совместно с учителем заполняют таблицу.

Название системы внутренних органов планарии

Органы, образующие систему

Выполняемые функции системы органов

1.нервная

Головные нервные узлы и продольные нервными стволы, соединенные нервными перемычками

Восприятие раздражений из окружающей среды и от внутренних органов.

Ответная реакция организма на раздражение

пищеварительная

Рот, глотка, кишечник

Захват и переваривание пищи

3. выделительная

Пламенные клетки,

Выделительные канальцы, каналы и поры.

Выведение жидких продуктов обмена веществ

4.половая

Семенники-трубчатые семяпроводы.

Парные яичники-яйцеводы

Размножение, увеличение численности

Закрепление.

Учащиеся заполняют таблицу в тетради «Сравнительная характеристика кишечнополостных и плоских червей» и делают по ней вывод.

Выявляют черты более высокой степени организации организмов в сравнении с Кишечнополостными.


Домашнее задание.

Выставление оценок.

Формативное оценивание: Учащиеся аплодируют друг другу. Благодарят за работу на урокею

Суммативное оценивание: Учитель выставляет оценки за урок.

Рефлексия.

Учащиеся заполняют таблицу.

Я хочу знать

Таблица 2.

Сравнительная характеристика губок и кишечнополостных

Тема 7. Тип Гребневики (Ctenophora)

Теоретическая часть

Гребневики – морские, преимущественно плавающие животные, реже ползающие или сидячие. Всего известно около 120 видов гребневиков. В 1888г. гребневики были выделены в отдельный тип.

Гребневики относятся к разделу Radiata и обладают некоторыми общими особенностями: радиальной симметрией, двуслойностью строения и наличием кишечной полости. Специфическая особенность греб­невиков – наличие особых органов движения – гребных пластинок, расположенных меридиональными рядами. Каждая гребная пластинка состоит из слипшихся крупных ресничек эпителия. У гребневиков отсутствуют стрека­тельные клетки, но имеются осо­бые клейкие клетки, сосредоточен­ные на ловчих щупальцах. У греб­невиков имеется особый аборальный орган, регулирующий движение.

Развитие гребневиков прямое, без прохождения личиночной фазы. В процессе эмбриогенеза у гребневиков кроме эктодермы и энтодермы за­кладывается зачаток третьего зародышевого листка - мезодермы, из которого формируются мускулатура щупалец и клетки мезоглеи.

К типу гребневиков относится лишь один класс: класс Гребневики.

Гребневики населяют все моря. Среди них самые мелкие достигают 2-3 мм в длину, а самые крупные, как венерин пояс, могут быть длиной до 3м. Большинство гребневиков питаются планктоном.

Наибо­лее типичны плавающие формы: овальные со щупальцами и без щупалец лентовидные. Специализированными формами являются полза­ющие и сидячие гребневики.

На ораль­ном полюсе тела у плавающих гребневиков расположен рот, а на аборальном – аборальный орган.

Движутся гребневики почти исключительно за счет взмахов гребных пластинок, а сокращение мышечных волокон позволяет изменять направленность движения в воде. Мускульные клетки наиболее развиты в щупальцах, которые могут сильно вытягиваться, сокращаться. На щу­пальцах множество клейких клеток, при помощи которых отлавливаются планктонные животные.

Аборальный орган выполняет функцию органа равновесия и регулирует движение гребных пластинок. Нервная система гребневиков диффузная. Она представлена отдельными нервными клетками. Скопления нервных клеток наблюдаются под рядами гребных пластинок, около рта и под аборальным органом.

У гребневиков сильно развита мезоглея. Для многих гребневиков характерно свечение в темноте, что помогает особям одного вида находить друг друга в морских про­странствах.

Гастроваскулярная система гребневиков сложная и состоит из эктодермальной глотки и энтодермального желудка с отходящими от него каналами. Рот у гребневиков всегда расположен на оральном полюсе и ведет в глотку. Глотка переходит в желудок. От желудка отходят каналы. Один канал направлен к аборальному полюсу и на конце разветвляется на четыре коротких веточки, две из которых слепозамкнутые, а две открываются порами наружу. Два слепых канала гастроваскулярной системы направлены от желудка к оральному полюсу и располагаются по бокам глотки. Еще два канала отходят от желудка в экваториальной плоскости и дважды дихотомичес­ки делятся. Образовавшиеся при этом восемь радиальных каналов впа­дают в восемь меридиональных каналов, слепо заканчивающихся у по­люсов.

Меридиональные каналы залегают под гребными рядами и обеспечи­вают движение гребных пластинок питательными веществами. Пища захватывается щупальцами и передается в рот. Переваривание пищи происходит в обширной глотке и желудке под действием пищеварительных ферментов, выделяемых железистыми клетками энтодермы, затем пища транспортируется по каналам гастроваскулярной сис­темы, где и усваивается пищева­рительными клетками энтодер­мы. Кроме пищеварительной и транспортной функции, гастроваскулярная система выполняет функции внутренней полости, где происходит газообмен, выде­ление продуктов обмена, осущес­твляется половая функция.

Гребневики гермафродиты и размножаются только половым путем. В стен­ках каждого меридионального канала по бокам располагаются мужская и женская половые железы. При созревании гонад через раз­рывы тканей половые клетки поступают в гастроваскулярную систему и через рот выходят на­ружу. У одних видов гребневи­ков оплодотворение яйцеклеток и последующее развитие зигот, происходит в воде, а у других – в гастроваскулярной системе. Развитие прямое, без личинок.

Практическая часть

Вопросы для самоподготовки

1. Какие черты в строении гребневиков позволили выделить их в самостоятельный тип?

2. Какой зародышевый листок принимает участие в образовании клеток мезоглеи гребневиков?

3. Что общего в строении: а) гребневиков и сцифомедуз; б) гребневиков и коралловых полипов?

4. Строение нервной системы гребневиков.

5. Размножение гребневиков.

Тема 8. Тип Плоские черви (Plathelminthes)

Теоретическая часть

Плоские черви характеризуются следующими чертами организации.

1. Поверхность тела покрыта однослойным ресничным мерцательным эпителием. Под кожей залегают несколько слоев мышц: кольцевые, диагональные и продольные. Между спинной и брюшной стенками тела нередко располагаются пучки дорсовентральных мышц, обеспечивающих сплющивание тела. Сложная мускулатура обеспечивает разнообразные типы движения.

2. У плоских червей нет полости тела. Все промежутки между внутренними органами заполнены особой рыхлой тканью - паренхимой.

3. Пищеварительная система состоит из двух отделов: переднего и среднего. Кишечник слепо замкнут, часто разветвленный. Задней кишки и анального отверстия нет. У неко­торых примитивных форм кишечник от­сутствует.

4. Нервная система типа ортогон, которая состоит из парного мозго­вого ганглия и отходящих от него нескольких пар нервных тяжей, соеди­ненных между собой кольцевыми тяжами – комиссурами. В целом нервная система напоминает решетку.

5. Органы чувств наиболее развиты у свободноживущих видов. У многих из них имеются глазки, органы равновесия – статоцисты и мно­гочисленные сенсиллы: осязательные клетки и органы химического чув­ства.

6. Выделительная система плоских червей представлена отдельными клетками паренхимы, в которых накапливаются экскреты, и протонефридиями – ветвящимися каналами, выводящими из организ­ма избыток жидкости с растворенными в ней продуктами обмена. На внутренних концах выделительные канальцы заканчиваются звездчатыми клетками с «мерцательным пламенем». Протонефридиальные канальцы соединяются в один или два выводящих канала, открывающие наружу выделительными порами.

7. У плоских червей нет кровеносной и дыхательной систем.

8. Плоские черви – гермафродиты, т. е. в каждой особи имеются мужские и женские половые железы. Половые протоки сложные. Для женской половой системы у большинства плоских червей характерно наличие желточников – желез, продуцирующих желточные клетки. Их энергетический материал используется развивающимися яйцеклетками. Оплодотворение внутреннее.

К типу Плоские черви относятся девять классов. Наиболее многочисленными являются класс Ресничные черви, класс Сосальщики, класс Моногенеи и класс Ленточные черви, или Цестоды.

Практическая часть

Вопросы для самоподготовки

1. Какая полость тела называется первичной?

2. Какая полость тела у плоских червей?

3. Что такое тегумент? У каких червей он встречается?

4. Как питаются черви, не имеющие кишечника?

6. Представители какого класса развиваются со сменой хозя­ев?

7. Как дышат свободноживущие черви?

8. Строение нервной системы плоских червей?

9. У каких червей встречается бесполое размножение? Как оно происходит?

10. Кто является промежуточным и окончательным хозяином:

а) печеночного сосальщика; б) свиного цепня; в) эхинокок­кового цепня;

г) широкого лентеца?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4.

Тема: CТРОЕНИЕ РЕСНИЧНЫХ ЧЕРВЕЙ И СОСАЛЬЩИКОВ

Тип ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ (PLATHELMINTHES)

Класс РЕСНИЧНЫЕ ЧЕРВИ

Представитель: Многоглазка

Класс ДИГЕНЕТИЧЕСКИЕ СОСАЛЬЩИКИ

Представители: Печеночный сосальщик, ланцетовидный сосальщик.

Цели: изучить особенности строения ресничных червей и дигенетических сосальщиков, убедиться в соответствии их строения билатеральной симметрии.

Материалы и оборудование: тотальные микропрепараты ресничного червя, микропрепараты поперечного среза ресничного червя, тотальные препараты сосальщиков, микроскопы, бинокулярные лупы.

Ход работы:

1. С помощью лупы рассмотреть и зарисовать внешний вид ресничного червя и строение пищеварительной системы. Обозначить рот, глотку, глоточный карман, ветви кишечника (переднюю и 2 задние), боковые веточки кишки.

2. При малом увеличении микроскопа рассмотреть поперечный срез ресничного червя и зарисовать. Обозначить на рисунке кожно-мускульный мешок, паренхиму, спинно-брюшные мышцы, кишечник.

3. Под бинокулярной лупой рассмотреть внешнее строение печеночного сосальщика. Зарисовать форму тела, ротовую и брюшную присоски.

4. Под бинокулярной лупой рассмотреть строение пищеварительной и выделительной систем печеночного сосальщика.

5. Ответить на вопрос:

· по каким признакам ресничных червей и дигенетических сосальщиков относят к типу Плоских червей?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5.

Тема: СТРОЕНИЕ ЛЕНТОЧНЫХ ЧЕРВЕЙ

Класс ЛЕНТОЧНЫЕ ЧЕРВИ

Представители: Бычий цепень, свиной цепень

Материалы и оборудование: влажный препарат бычьего цепня, микропрепараты сколекса различных цестод, гермафродитного и зрелого члеников бычьего цепня, зрелых яиц и финны бычьего цепня, микропрепарат поперечного среза бычьего цепня, микроскопы, штативные лупы.

Ход работы:

1. Изучить внешнее строение бычьего цепня. На влажном препарате найти сколекс, сравнить проглоттиды в различных участках стробилы.

2. Изучить под микроскопом сколексы различных цестод. Зарисовать сколексы вооруженного и невооруженного цепней, обозначить крючья, присоски, шейку, выявить их отличия.

3. При малом и большом увеличении микроскопа рассмотреть препарат поперечного среза членика, изучить строение кожно-мускульного мешка. Зарисовать кутикулу, мышечные слои, погруженный эпителий.

4. Изучить строение половой системы бычьего цепня по микропрепарату гермафродитного членика. Пользуясь штативной лупой рассмотреть и зарисовать семенники, семявыносящие протоки, семяпровод, семяизвергательный канал, мешок цирруса, желточник, желточный проток, яичник, яйцевод, оотип, влагалище, матку.

5. Рассмотреть и зарисовать строение зрелых члеников. Выявить отличие их от гермафродитных.

6. На тотальном препарате членика бычьего цепня под лупой рассмотреть поперечные и продольные каналы выделительной системы. Изобразить схему их расположения в члениках.

7. Рассмотреть и зарисовать микропрепарат финны: пузырь и головку под штативной лупой, а присоски при малом увеличении микроскопа.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Заполнить таблицу 1