Аспид и василиск в мифологии и легендах.

Свт. Афанасий Великий

На аспида и василиска наступиши . Не только не потерпишь никакого зла ты, человек Божий, но даже все множество духов увидишь под ногами своими; почему, без всякого опасения, будешь попирать главы их.

Толкование на псалмы.

Свт. Лука Крымский

На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия

Ничто ядовитое, злое, даже смертельно опасное не будет страшно: наступишь на главы змиев, будешь попирать скорпионов; не будет страшен и лев рыкающий, и тот лев, который ищет, кого поглотить - диавол.

О 90-м псалме.

Прп. Иоанн Лествичник

Если ты вооружаешься против какой-нибудь страсти, то возьми себе в помощь смиренномудрие; ибо оно «наступит на аспида и василиска , то есть на грех и отчаяние, и поперет льва и змия », то есть диавола и змия плотской страсти.

Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве.

Прп. Исаак Сирин

Ведение есть устав естества, охраняющий его во всех стезях его. А вера совершает шествие свое выше естества. Ведение не покушается допустить до себя что-либо разрушительное для естества, но удаляется от этого, а вера без труда дозволяет и говорит: .

Слово 25.

Блж. Феодорит Кирский

на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия

Пророк упомянул о самых сильных и лютых зверях, желая выразить преобладание над всяким видом лукавства. Ибо львом и змием означил силу; потому что звери сии весьма сильны; а под аспидом и василиском дал разуметь крайнее лукавство; потому что аспид испускает смертоносный яд, а василиск причиняет вред и самым взором. Однакоже многие, уверовав в Бога, преодолели и сих зверей. Так чудный Даниил связал уста львов; так божественный Павел не потерпел вреда от эхидны; так Ной, живя вместе с зверями, остался невредимым; так тысячи возлюбивших жизнь пустынную, пребывая вместе со зверями, упованием на Бога избегли неприязненнаго их нападения.

Евфимий Зигабен

на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия (дракона)

Не приблизится, говорит, к тебе, человек, имеющий прибежищем своим Бога, никакой ядовитый, или плотоядный зверь, как это ясно открылось на многих святых, о чем повествуют жизнеописания, или повествования о них. В высшем смысле наступанием на ядовитых и плотоядных зверей и попранием их Давид выразил победу над злом. Под аспидом можно разуметь клевету, которая на подобие аспида изрыгает яд в уши людей на оклеветываемого ею. Василиск есть зависть; потому что как василиск в глазах имеет вред, так и зависть одними глазами вредит тем, которым завидуют. Лев есть жестокость и безчеловечие. Змий (дракон) есть ярость по причине пламенности, остроты и действия. Все таковые страсти победит праведник и нисколько не получит от них вреда. И демон также есть аспид, василиск, лев и дракон; потому что все таковые вредные действия, производимые сими зверями, имеет в себе и он.

И по словам Великого Афанасия , Кирилла и Диодора под львом, драконом, аспидом и василиском можно разуметь самого сатану и отступивших с ним от Бога злых ангелов, которые, не сохранивши своего начальства, обыкновенно исполняют его волю. Если угодно, под змиями и василисками можешь разуметь изобретателей нечестивых ересей. По словам Евсевия : Противные силы разделяются на четыре вида: на начальства, власти, мироправителей и духов злобы, изображаемых четырьмя животными: львом, драконом, аспидом и василиском. Великий Василий говорит, что василиск есть ужасное произведение змея, умерщвляющее, как говорят, самым взглядом. Ибо есть предание, что одним взором он погубляет заведенных им, бросая глазами некий губительный яд. Слова Нисского : Кто попирает ярость, тот попирает льва-cиe яростное животное, а кто попирает удовольствия и другой порок, тот попирает аспида, василиска и дракона; так как плотское удовольствие и всякое житейское зло прилично уподобляется пресмыкающимся и ползающим по земли. Еще, быть может, собственно попирает василиска тот, кто попирает зависть, как господствующую из зол. Ибо животное василиск носит вред в глазах как и завистливые, как говорят, имеют вред в глазах.


Псалом 90

1 Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся.
2 Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́.
3 Яко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи, и от словесе́ мяте́жна,
4 плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его.
5 Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни,
6 от ве́щи во тме преходя́щия, от сря́ща, и бе́са полу́деннаго.
7 Паде́т от страны́ Твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю Тебе́, к Тебе́ же не прибли́жится,
8 оба́че очи́ма Твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши.
9 Яко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище Твое́.
10 Не прии́дет к Тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ Твоему́,
11 я́ко Ангелом Свои́м запове́сть о Тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х.
12 На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́,
13 на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я.
14 Яко на Мя упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́.
15 Воззове́т ко Мне, и услы́шу его: с ним есмь в ско́рби, изму́ его, и просла́влю его,
16 долгото́ю дний испо́лню его, и явлю́ ему спасе́ние Мое́.


ПЕРЕВОД:
«Живущий под кровом Всевышнего под сению Всемогущего покоится.
Говорит Господу: "Прибежище мое и защита моя,
Бог мой, на Которого я уповаю!"
Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы.
Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен;
щит и ограждение - истина Его.
Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя;
но к тебе не приблизится.
Только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
Ибо ты сказал: "Господь - упование мое;
Всевышнего избрал ты прибежищем твоим.
Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему.
Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на путях твоих.
На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею.
На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
«За то, что он возлюбил Меня, избавлю его;
защищу его, потому что он познал имя Мое.
Воззовет ко Мне, и услышу его;
с ним я в скорби; избавлю его, и прославлю его;
долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое.
Огради меня, Господи, силой Честного и Животворящего твоего Креста,
и сохрани меня от всякаго зла».

По содержанию своему псалом этот хвалебный ("Хвалебная песнь Давида") и вместе - учительный: здесь пророк учит о том, что надежда человека на Бога имеет непреодолимую силу, и что поэтому всякий, кто верою и надеждою связывает себя с помогающим ему Богом, - делается другом и сожителем Его и находится в совершенной безопасности.

Особенность сего псалма составляет быстрая перемена лиц, выражающих свои мысли и чувства. Здесь или пророк выражает свои мысли о праведнике, живущем полною надеждою на Бога (ст. 1-2), или, обращаясь к праведнику, успокаивает его теми благами, какие изливаются на уповающего на Бога (ст. 3-8, ю-13), или говорит от лица этого праведника, вполне преданного воле Божией (ст. 2,9), или же от лица Самого Бога, выражающего Свое благоволение праведнику (ст. и-16). Одни из толковников видят в сем псалме общий, отвлеченный поэтический образ праведника, в котором все случаи избавлений взяты псалмопевцем совершенно произвольно, без всякого исторического отношения, и который столько же идет к Давиду, сколько и к Езекии, и ко всякому другому праведнику. Другие же указывают в нем такие черты, которые почти все замечательным образом идут к лику благочестивого царя Иудейского Езекии и к обстоятельствам его времени. Кто знаком с историей сего Езекии, тому совершенно ясно, что в указанном изображении праведника мы имеем поэтическое изображений сей истории. Ввиду ясного сходства представленного образа праведника с историей Езекии, уже блж. Феодорит, приписывавший вообще все псалмы Давиду, признавал псалом 90 пророчеством Давида о Езекии*.

Ст. 1 и 2. Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Не совсем ясный смысл изречений 1-го стиха, по церковно-славянскому переводу, выясняется при чтении других переводов. Так, в переводе с еврейского он читается: "Живущий под покровом Всевышнего (в крове Бога Небесного) в тени Всемогущего почивает"; а в переводе с латинского читается так: "Кто жительствует с помощию Всевышнего (Allissimr) тот будет пребывать в покровительстве Бога Небесного. Он скажет Господу. Ты заступник мой и прибежище мое: Бог мой, я буду надеяться на Него". Здесь выражается, с одной стороны - полная преданность воле Божией человека ни на кого более не надеющегося, как только на Бога, а с другой - полная безопасность того, кто находится в ближайшем общении с Богом Небесным, под Его крепкою защитою. Он и в молитве обращается к одному Богу и дерзновенно говорит Ему: Ты заступник мой и Ты один прибежище мое; и не только на молитве, но и пред другими исповедует: Он Бог мой и на Него я уповаю.

Ст. 3 и 4. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна: плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина его. Здесь пророк, обращая речь к самому покровительствуемому Богом, говорит, что Господь Бог избавит тебя от сети ловца (птицелова или зверолова, от сети ловчи) и от всякого враждебного слова, могущего привести тебя в смятение (от словесе мятежна) вообще от всякой клеветы и заговора против тебя. Он прикроет тебя, будет осенять или охранять как бы плечами своими (плещма Своима осенит тя), и ты будешь иметь надежду, что под покровительством Его пребудешь в безопасности (и под криле его надеешися). В первом выражении образ речи заимствован от тех воинов, которые во время сражения стоят в передних рядах и плечами своими закрывают находящихся позади их, а во втором выражении подобие взято от птиц, которые крыльями своими прикрывают своих птенцов. Таким образом, мысль псалмопевца можно выразить так: всемогущая сила Божия защитит тебя, и, находясь под охраною Божественного попечения, ты будешь вполне безопасен. Сама истина Божия окружит тебя со всех сторон оружием. Под истиною Божией нужно разуметь здесь верность Божию обетованиям: Он обещает Свою помощь всем уповающим на Него, и действительно подает ее. По переводу с еврейского, последняя речь выражена так: "истина Его есть щит и ограждение".

Ст. 5 и 6. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Многие из людей подвержены бывают страху в ночное время, при угрожающей опасности, а иногда и совсем без всяких опасностей, при одном только представлении опасности, по причине окружающей тьмы. Некоторые, кроме того, воспитанные в разных суевериях, испытывают какой-то безотчетный страх при так называемых "встречах". Хотя подобные суеверия о "встречах" не повсеместны и не всеми приемлемы, тем не менее они всегда существовали, можно сказать, с глубокой древности, и потому их нельзя оставлять без внимания. Псалмопевец, как бы представляя все подобные случаи страха, успокаивает человека, находящегося под покровительством Божиим, говоря ему: охраняемый силою Божией, ты не будешь бояться никаких опасностей, ни явных ни тайных, ни днем, ни ночью, не будет у тебя страха нощнаго, не будешь бояться и стрелы, летящей днем. Ты избавишься от всякой (неприязненной) вещи, бывающей ночью (во тме преходящия), от опасной "встречи" и от всякой случайности, неожиданной при встречах (от сряща, т.е. от всего того, что с нами случается нечаянно), и от злого духа, нападающего в полдень. Под именем беса полуденного разумеется злой дух, в ясный день или в полдень причиняющий человеку различного рода вред болезни, например, моровую язву и заразу. Другие под именем беса полуденного разумеют солнечный зной, сильно жгущий в Палестине и бывающий смертоносным для путников. А блж. Иероним, согласно с сим, разумел известное на Востоке моровое поветрие, или смертоносный ветер, называемый Самум.

Ст. 7 и 8. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши. Опасности угрожают человеку со всех сторон. С одной стороны тысяча, или как в переводе с еврейского: "Близ тебя падет тысяча и тьма по правую руку твою" (и тма одесную тебе), т.е. и тысячи, и десятки тысяч, и бесчисленное множество врагов нападет на тебя, но тебя не коснется (к тебе же не приближится). Или же так: если с одной стороны нападет на тебя тысяча врагов, а с другой - десять тысяч или бесчисленное множество, то и тогда никто из них не приближится к тебе, не погубит тебя. И ты не только не потерпишь никакого вреда от нападающих нечестивцев, но напротив, только будешь смотреть своими глазами, и сам увидишь воздаяние им от Господа (обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши). Так и было с благочестивым царем Иудейским Езекиею. Когда, с многочисленным войском, напал на него и осадил Иерусалим Сеннахирим, царь ассирийский, тогда Езекия молитвенно возопил ко Господу Богу, возложив все упование на Него. И Господь вскоре избавил Езекию от страшной опасности, угрожавшей ему, поразив в одну ночь все многочисленное (185 тысяч) воинство ассириян (2 Парад, гл. 32).

Ст. 9. Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое. Надеющийся на Бога и всегда живущий в помощи Всевышняго сам в себе от удовольствия говорит: Ты, Господи, вся моя надежда и опора (яко ты, Господи, упование мое), и сказав так, одного Всевышнего избрал ты (положил еси) прибежищем твоим, говорит псалмопевец.

Ст. 10-13. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему: яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою: на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия. Здесь в стихе 10, вместо слов: телеси твоему, - нужно читать: селению твоем,у как и исправлено это место в подстрочном примечании в новых (с 1890 г.) изданиях Библии и Псалтири, согласно с переводом с еврейского, а также греческим и Вульгаты (селению, "жилищу", греч. , лат. tabemaculuni), И опять пророк продолжает речь о Промысле Божием, покровительствующем человеку, всецело Ему преданному, говоря так: после того, как ты избрал прибежищем своим Бога, никакое зло уже не придет к тебе, и никакой удар не достигнет жилища (селения) твоего (и рана не приблизится телеси твоему). А далее указывает и прямую, непосредственную причину такого спасения от бедствия или угрожающего зла: Бог, на Которого ты возложил все упование свое, пошлет ангелов Своих и прикажет им (ангелам Своим заповестъ о тебе), чтобы охраняли тебя во всех делах твоих (сохранити тя во всех путех твоих). Они же, эти ангелы, по повелению Божию примут тебя, так сказать, на свои руки и будут поддерживать тебя, чтобы не споткнуться тебе ногою о камень (да не когда преткнеши о камень ногу твою), т.е. чтобы та не впал в искушение, когда на пути нравственной жизни встретится какой-нибудь соблазн. Словом нога, говорит св. Афанасий Александрийский, означает душу, а словом камень - грех . Стих 13 по переводу с еврейского, читается так: "На льва и аспида наступишь, попирать будешь скимна и дракона". Аспид, василиск и дракон, хотя нам неизвестны, но это самые страшные змеи. Вот как описываются они в известном "Толковании на псалмы Палладия, епископа Сарапульского". "Яд аспида бытописатель называет "неисцельным" (Втор. 32:33); по своей свирепости он противится всяким "заклинаниям" (Пс. 57:5-6); не менее страшен василиск (очковая змея): его огненные глаза имеют опасное влияние на животных; яд его смертелен, и животное, им ужаленное, умирает вскоре; по непобедимому могуществу и как бы по власти жизни и смерти над другими животными, василиск в древности был символом страшного, царского могущества. Дракон (удав или боа) есть огромнейший из всех змиев (длиною до 30 или 40 футов (около 12 м. - Ред.)), проглатывает людей, быков и волов; по ужасной силе своей он изображает собою "диавола" (Апок. 12:3-4). Сила льва (скимна) известна". Изречениями сего стиха, как и предыдущих, выражена та мысль, что будучи охраняем ангелами, ты отразишь нападения самых ужасных врагов: ты безопасно, безвредно будешь наступать на аспида и василиска, будешь попирать (преодолевать) льва и дракона. Эти животные, как наиболее ужасные, служат образом неотвратимой опасности или злейших врагов. Здесь образно выражена та мысль, что для человека, охраняемого ангелами, ничто вообще, хотя бы и самое ужасное, не может быть опасным.

Ст. 14,15 и 16. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его: долготою дний исполню его и явлю ему спасение Мое. После того, как успокоил праведника утешительными словами об ангелах, посылаемых Богом для охранения его от разных бед и напастей, пророк вводит Самого Бога говорящим о праведнике в таких выражениях; так как он надеялся на Меня (яко на Мя упова), то Я избавлю его и скрою от опасности. А за то, что он познал и уверовал в Меня (яко позна имя Мое), т.е. Мне одному служил и покланялся, не признавая других богов, Я всегда буду помогать ему и внимать молитве его (услышу его). Если постигнет его какая-нибудь скорбь, то Я буду с ним и в скорби (с ним есмь в скорби), избавлю его (изму его) от всяких скорбных и тяжких обстоятельств, и не только избавлю, но и прославлю его, т.е. и самые несчастные обстоятельства направлю ему в благополучие и славу. Я сделаю для него то, что сделал некогда многострадальному праведнику Иову, или то же, что сделал для благочестивого царя иудейского Езекии. Долготою дний исполню его, т.е. получит он долголетиюю жизнь на земле и сподобится вечно блаженной жизни будущего века.

« Осенью 41-го мне было семь лет, моей сестре Сонечке пять. Так получилось, что в эвакуацию в Актюбинск мы уехали только весной 42-го, поэтому страшную осень и зиму первого года войны были в Москве. Мой папа Гущин Андрей Федотович, несмотря на слабое зрение, добровольцем пошел в ополчение. Там и погиб. Моя мама Александра Филипповна, врач, все время проводила в госпитале, и мы с Сонечкой оставались с бабушкой - Натальей Тимофеевной. Бабушка была из крестьянской семьи, и перебралась к нам в Москву от голода конца тридцатых из Брянской области. Вспоминания о войне у меня обрывочные. Как началась война почему-то не помню, но зато хорошо помню чувство голода, и то, как осенью 41-го ездили с бабушкой на поля собирать капустные листья. Поля находились где-то в районе Сокола. Очень хорошо помню запах и вкус этих листьев - мы их очищали от гнили и ели, подмерзшие, а бабушка варила из них щи, очень вкусные.

Помню, как всю осень говорили про какого-то Гудериана: «Гудериан подошел к Туле, Гудериан подползает к Москве…» У меня, ребенка, это слово «Гудериан» почему-то ассоциировалось с какой-то огромной змеей - аспидом, василиском, я видела таких в книжке. Помню, как однажды мы с бабушкой были по делам в центре, и вдруг пошел снег, и снег был черный. И женщина, проходившая мимо, каким-то срывающимся на визг голосом запричитала: «Господи, пришел конец света!»

Помню, как бабушка, сердитая, крепко схватив меня за руку, сказала: «Никто не знает ни дня, ни часа. И даже если ангел с небес начнет возвещать конец света, да анафема ему будет». Сейчас понимаю, что это были слова из Евангелия. Мы быстро вернулись домой. В тот день я и выучила 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго…» Может быть от недоедания, память у меня в детстве была плохая, мне с трудом далась даже таблица умножения, но молитву я запомнила быстро. Бабушка заставила нас с Соней ее повторять, пока мы ее не выучили. С тех пор мы каждый вечер молились. И еще: бабушка строго-настрого наказала, чтобы мы об этом никому не говорили. За капустными листьями мы ездили почти всю осень, но помню, как однажды соседка сказала, что Гудериан подошел совсем близко, он в районе метро «Сокол», прямо у наших капустных полей. В тот вечер мы долго молились, бабушка, думаю, всю ночь - как сейчас вижу ее, стоящую перед иконой на коленях. А ночью ударил мороз. И техника Гудериана встала.

У меня, ребенка, было такое чувство, что это произошло, потому что мы - я, Сонечка и бабушка, молились. «На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия». А бабушка с утра была такой просветленной, радостной, я ее такой видела только один раз, когда из ссылки вернулся ее старший сын Валериан, уже после войны. Она нам сказала, что в этот день, когда Гудериан стал под Москвой, был большой праздник - Введение во храм Пресвятой Богородицы. Потом 90 псалом помогал мне еще не раз.

Бабушка скончалась во сне в 56-м, когда я уже закончила институт. С войны из пятерых бабушкиных сыновей вернулся только Никанор»

Гущина Наталья Андреевна

«В ряды Красной армии меня призвали в декабре 41-го. Когда уходил на фронт, мама дала мне листок с молитвой «Живый в помощи Вышнего» и велела зашить ее в гимнастерку. Знаю, что у многих солдат эта молитва была зашита. У кого в гимнастерку, у кого в подкладку шинели. Ее еще в народе называли «Живые помощи» или даже «Живые помочи», иногда «Помощи солдата». Знали, что она творит чудеса - обычно матери давали листок с молитвой, написанной от руки. Меня, я так считаю, она спаса не раз. Однажды, подвозил снаряды на лошадях, и началась бомбежка. Решил укрыться вместе с лошадьми - под навесом около дома было свободное место, но один из офицеров, стоявших там, начал на меня кричать: «Куда ты со снарядами! Назад, назад поворачивай!» И только я отъехал назад, на голое, неприкрытое место, как в дом, прямым попаданием упал снаряд. Никого в живых не осталось... До 44-го молитва всегда была со мной, а потом потерялась. Нас повели в баню, и от вшей всю одежду собрали в бак для кипячения. Я молитву успел отпороть, но когда мы парились, началась атака, и листок я потерял. Но молитва эта, я считаю, у меня уже была в сердце. Когда в 44-м ранило, пока был в сознании, молился. Врач мне потом сказал, что я в рубашке родился. «Не придет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих». Закончил войну в Германии, на Эльбе. Прошел через Сталинградскую битву, сражение на Курской дуге, был ранен, но домой к маме вернулся живым, да еще и с боевыми наградами - разве не чудо?»

Петр Егорович Завьялов.

«Я родился 4 февраля 1942 года, в Москве. Моя мама - Анастасия Ивановна умерла, когда мне не было и года, у нее был порок сердца, ей было двадцать два. Папу забрали на фронт в августе 41-го, погиб он в 44-м, и воспитывал меня мой дедушка - Павел Степанович и его сестра, я ее называл тетей Раей. От мамы у меня осталась только две вещи.

Фотография, где они с отцом - как раз в день знакомства: молодые, веселые, влюбленные. Это был апрель 1941 года. И еще листок с молитвой «Живый в помощи Вышняго». Бумага, на которой маминой рукой была написана молитва, очень необычная - тонкая, но прочная, я такой больше не встречал. Похожа на бумагу, на которой печатают деньги, но лучше. Откуда ее взяла мама? Загадка… Этот листок с молитвой тетя, обернув в платочек пришивала мне к безрукавке. Когда она ее стирала, она отпарывала платочек с молитвой, а потом пришивала опять. Когда я подрос, тетка заставила меня выучить молитву наизусть. Рос я дворовым, уличным, и мамина молитва, я считаю, меня не раз спасала. Послевоенные дети, мы были очень рисковые - и гранаты держали, и патроны, у меня, например, целый арсенал был - это считалось шиком, один пацан со двора так и погиб.

Случались серьезные драки - с кастетами, ножами, но ничего, Бог миловал. Многих ребят, в сущности неплохих, затянуло воровство. И хотя рос я без родителей, но даже институт закончил. Молитва меня хранила. «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небеснаго водворится». Когда был уже взрослым, этот полуистлевший листок куда-то задевался. Я поискал- поискал и забыл о нем. А однажды, через годы, он сам нашелся - выпал из книги. И я его в карман положил. В тот день поехал в командировку в Орел, ехали мы в машине втроем, и ночью случилась авария. Мои товарищи погибли, а мне - ничего.

Раньше я не задумывался, но сейчас, с возрастом, когда у самого и дети, и пять внуков, ночами часто думаю о маме. Думаю о том, что она чувствовала тогда, осенью и зимой в первый год войны, в Москве, что думала, когда я родился. Получается, она дала мне жизнь, ценою своей жизни» Леонид Петрович Мозганов.

Летом на Байкале решил сходить посмотреть - есть ли кедровые шишки в лесу? Было 28 июля, день равноапостольного князя Владимира. Моросил мелкий дождь, отчего на улице становилось склизко.

Прочитал на дорогу молитву «Живый в помощи Вышняго» - все-таки опасно в мокреть лезть на крутую гору, заросшую буйной травой и лесом - и отправился. На Байкале даже в такую погоду чудно, особенно у захватывающего дух безбрежного моря волнуемой воды.

Кедрушки росли на самой верхушке сопки, расположенной у небольшого горного ручья. С другой стороны ручей подпирала такая же сопка, покрытая густым лесом. По скользскому склону с трудом, с передышками, осторожно - сапоги катились и приходилось цепляться за кустики, траву и деревья - добрался до верхушки, откуда открывался еще более чудный вид на необозримый Байкал с крутыми вырезами-изгибами бухт у скалистых сопок. Отсюда была видна и прозрачная толща вод, светло-зеленая у берега, в глубине переходящая в темный, почти черный изумруд. Полюбовавшись и заметив, что шишки есть, еще недозрелые, стал осторожно спускаться вниз. Сошел к ручью и по валунам начал перебираться на другой берег. Вдруг захотелось попить, и я неудачно ступил на громадный мокрый камень у воды. Ногу понесло - меня развернуло спиной, и я полетел с почти полутораметровой высоты неведомо куда. Даже не успел помолиться, лишь внутренне сжался от страха, ожидая удара о камни. Но … спиной плюхнулся в невидимую мной небольшую и глубокую лагуну, так что меня даже перевернуло в ней через голову немыслимым кульбитом. Весь мокрый и потрясенный случившимся вылез на берег, нигде не пораненный, только чуть ударивший при падении левую руку ниже локтя. И возблагодарил Бога за избавление от смертельной опасности! Окажись позади меня камни, возможно, живым бы я уже не вышел. Во всяком случае, целым. И откуда среди сплошных каменьев взялась эта купель?! Так в день своего святого князя Владимира, можно сказать, второй раз крестился полным погружением в байкальский ручей. Спас ли князь, Бог или молитва, читаемая при опасных обстоятельствах - «Живый в помощи Вышняго»? Наверное, все вместе!

В русском языке аспид давно перестал быть собственным именем и пишется с маленькой буквы. С греческого языка слово «аспид» переводится, как ядовитая змея. В стародавние времена Аспидом звался коварный страшный змей, которые держал в страхе людей и одно лишь упоминание о нем, вызывало дрожь по всему телу.

Аспид - кто это?

Мир полон легенд, мифов и преданий. Слыша очередной рассказ, невольно задумываешься, сколько капель правды, а сколько лжи собрал он. Легенды о страшном змее, которые разрушал все на свое пути, дошли и до наших дней. Аспид, это на самом деле кто, - олицетворение дьявола, змей искуситель из Библии, реально существовавший огромный дракон или ? Мог ли существовать Аспид на самом деле?

Кто такой Аспид в Библии?

Кто заставил Еву отведать сладкий запретный плод? Библейское предание, о змее искусителе, одно из древнейших упоминаний об Аспиде. Это чудовище, чаще других упоминается в библейских рассказах и богословских книгах:

  1. Предстает он ядовитой змеей песчаного цвета, с черно-белыми пятнами и рогами.
  2. Встречается еще в виде крылатого дракона, у которого есть две ноги, птичий клюв и змеиный раздвоенный язык.
  3. Аспид в Библии отражает лик дьявола.

Аспид - мифология

Древние предания повествуют о змее, который опустошал окрестности, убивая людей и животных. Согласно легенде уничтожить его можно было только огнем. Аспид - мифическое существо, и долгое время он являлся не только представителем змеиного семейства, а был олицетворением ужаса и смерти. В мифах используя заклинания Аспида можно было ввести в транс, поэтому одно ухо он постоянно прижимает к земле, а другое затыкает хвостом.

Аспид и Василиск

В Библии враг представал зачастую в образе змеи. Василиск упомянут в 90 псалме «на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона». По легенде из яйца, которое снесет черный петух и высидит жаба на навозе, вылупится Василиск. В преданиях он изображен с головой петуха, туловищем жабы и хвостом, как у змеи, на голове, похожий на корону хохолок красного цвета. Основное оружие, которое может уничтожить чудовище, было зеркало, способное убить Василиска его же собственным отражением. Аспид и – это ядовитые змеи, но вместе с этим, еще библейские и .


Аспид - славянская мифология

Прошел слух, что змей летит, земли разорять будет. Испугались все, не спрятаться от него, погибель верная ждет. Но знал мудрец, как одолеть Аспида, что боится змей звука труб и огня и не садится на землю. Приказал он выковать труб медных и клещей железных. Прилетел Аспид, обрадовался легкой наживе, как тут затрубили десятки труб из глубокой ямы, под решеткой в ней трубачи спрятались. Испугался змей труб, налетел на яму, а оттуда десятки раскалённых клещей начали вонзаться ему в спину, лапы, крылья. Испугалось чудовище и улетело. Больше на славянской земле его никто не видел.

Разные народности по-своему представляли коварного змея. В египетской мифологии считается, что от яда Аспида погибла царица Клеопатра.Славянская мифология богата красочными рассказами и змея в преданиях представляли по-разному. Аспид, в древних мифах, скорее, существо собирательное, олицетворяющие в себе темные силы. Так ли далеки мифы от реального стечения дел, сказать историкам сложно:

  1. Славяне видели монстра соразмерного змее, но при этом с птичьим носом, двумя хоботами и крыльями, переливающимися, как самоцветные камни.
  2. По одному из мифов крылья чудовища состояли из пластин драгоценных камней: сапфиров, изумрудов и алмазов. Тело у змеи было угольно-черное.
  3. Аспид в славянской мифологии сравнивается со Змеем Горынычем.
  4. Чернобога, который командовал ударными легионами войска тьмы, также славяне сравнивают с крылатой змеей – Аспидом.
  5. Аспид никогда не ступает по земле потому, что она отказывается принимать порождение дьявола. Змею не может убить ни одно оружие, тем более стрела обычного человека, не поможет и сварогов молот.

Аспид - легенда

Змей, проживавший в Черных горах, решил выйти из пещеры, в которой пребывал долгие годы. Он взлетел высоко-высоко и похитил у Дажьбога трех прекрасных девушек. Но пропажа красавиц была быстро обнаружена, и сам Дажьбог бросился догонять чудище и выручать их. Разразилась большая и серьезная битва, по итогам которой прекрасных дев получилось вызволить из плена змея. Тогда змей придумал новый коварный план и украл три земные царевны, и чтобы никто и никогда не смог прийти к ним на помощь, спрятал красавиц в Царстве Кощея.

Могучие богатыри бросились выручать царевен из плена и уже почти добрались до них, но одержать победу над Аспидом так и не смогли. Но получилось у богатырей выгнать змея из подземелья, на земную поверхность, где поджидали его могучие воины. Им удалось обезглавить змея и сжечь его. Обратился прах его в могучую гору. С тех пор Аспид, крылатый змей, больше не тревожил людей.

Из икон храма архистратига Божия Михаила в с. Красные Буйцы замечательна была икона Божией матери, стоящей на луне и попирающей главу змия. Сохранилось придание, что эта икона написана была со времен Куликовской битвы в память заступления Божией матери за русских. Богоматерь, попирающая луну и змия, самым наглядным образом напоминала русским о торжестве их над своими политическими и религиозными врагами.

Я хотела найти по интернету эту икону, но нашла только икону На Аспида И Василиска Наступиша И Попереша Льва И Змия. Единственная подписанная таким названием икона нашлась в Музее икон Пресвятой Богородицы (Исаково, Московская обл.). Об этой иконе XVIII века с изображением Богородицы, попирающей силы зла, сведений нет никаких. Другие иконы схожей иконографии могут относиться к иному разделу — «Жена Облеченная В Солнце», с которым тоже не все однозначно из-за слишком большого количества вариаций в изображении этой иконы.

Икона На Аспида И Василиска Наступиша И Попереша Льва И Змия

Икона написана в 18 веке к 90-му псалму, в котором есть такие слова. Этот псалом всегда считался сильнейшей защитой от опасностей, угрожающих жизни человека – войны, несчастных случаев, аварий, нападений разбойников. Молитву-псалом простые люди называли «Живые помощи». Матери во время войны зашивали листочки со словами девяностого псалма в гимнастерки своих сыновей, чтобы они не погибли в сражениях.

Молитва Живые помощи
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.
Речёт Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое.
Бог мой, и уповаю на Него.
Яко Той избавит мя от сети ловчи, и от словесе мятежна,
плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися:
оружием обыдет тя истина Его.
Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни,
от вещи во тме преходящий, от сряща и беса полуденнаго.
Падёт от страны Твоея тысяща, и тма одесную тебе,
к тебе же не приближится, обаче очйма твойма смотриши,
и воздаяние грешников узрищи.
Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.
Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему:
яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.
На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою,
на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.
Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.