Женская агрессия в семье, в чем причины и что делать? Насилие в семье как фактор семейного нарушения.

Агрессия представляет собой нападение физического или психологического характера, основным мотивом которого является деструктивная форма поведения, нарушающая возможность сосуществования людей и причиняющая всем близким субъекта вред.

Агрессия может быть средством защиты психики человека от травмирующих его ситуаций, но когда она превращается в метод эмоциональной разрядки и утверждения над окружающими, возникает вопрос о том, как избавиться от агрессии.

Причины возникновения агрессии

Причины возникновения агрессии могут быть самыми разнообразными. К ним, чаще всего, причисляют злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами, что отрицательно влияет на нервную систему и провоцирует агрессивную, неадекватную реакцию на незначительные раздражители.

Также не стоит забывать о внутренних психологических причинах: неудовлетворенность в личной жизни, проблемы интимного характера, чувство одиночества, депрессия.

Помимо этого, агрессия может быть проявлением различных психических заболеваний и расстройств ( , шизофрения), является следствием пережитых органических (менингит, энцефалит) или эмоциональных травм. Очень часто причинами агрессии также бывают сугубо субъективные факторы. Различные обычаи, жажда мести, религиозный или идеологический фанатизм, образ сильного человека – все это может спровоцировать на деструктивное поведение.

Виды агрессии

Существуют различные виды агрессии и методы их классификации. Необходимо понимать, что агрессия обладает разной направленностью. Так называемая гетероагрессия нацелена на окружающих – именно ее следствием являются оскорбление, нанесение побоев, изнасилования и даже убийства. Аутоагрессия человека направлена исключительно на самого себя и выражается в саморазрушающих действиях, итогом которых может стать суицид.

Агрессия может быть реактивной или спонтанной. В первом случае она является ответом на сложившуюся раздражительную ситуацию, примером которой может служить домашняя ссора, конфликт на работе. Спонтанная агрессия проявляется без видимых на то причин под влиянием внутренних импульсов. Именно этот вариант агрессии чаще всего является признаком психических расстройств или заболеваний.

Формы агрессии

Психологи также различают формы агрессии. Среди них важно отметить игровую и злокачественную. Под «игровой агрессией» понимают демонстрацию человеком своих умений, ловкости и навыков, но не в разрушительных целях, которые и желанием причинить вред. Такое поведение носит сугубо показательный характер и часто называется «псевдоагрессией».

Злокачественная, она же «компенсаторная» агрессия выявляется в деструктивной модели поведения, склонности к жестокости, насилию. Эти действия нередко служат своеобразной заменой личной продуктивной жизни для человека.

Варианты проявления агрессии

Проявление агрессии — это внешняя демонстрация человеком неудовлетворенности чем-либо. Довольно часто сам субъект может не осознавать о своем чувстве неудовлетворенности или не знать о его причинах, и не отдавать себе отчет в своем агрессивном поведении.

Агрессия у мужчин и женщин несколько различная между собой. Мужчины более склонны к ее физическим проявлением и их в целом выглядит как удар кулаком об стол. Женщины проявляют ее более эмоционально в виде частых несвязных жалоб, упреков, умозаключений, которые не поддаются логическим обоснованиям.

Агрессия имеет свойство накапливаться в индивидууме и проявлять себя в случае столкновения с провоцирующим фактором, который может вовсе не иметь отношения к настоящим причинам агрессии. Поэтому очень важно не пытаться удерживать ее в себе, а при борьбе с агрессией уделить особое внимание выявлению основной причины ее возникновения.

Агрессия среди подростков

Подростковая агрессия встречается не менее часто. Обычно она обнаруживается в период взросления, когда перед недавним ребенком встают новые серьезные проблемы, в том числе в общении со сверстниками, и в его сознании возникают различные противоречия. Подростки становятся гиперактивными, принимают бунтарскую позицию в отношении своей семьи и близких, а иногда, наоборот, замыкаются в себе, становятся эмоционально бесчувственными и жестокими.

Для профилактики агрессии у ребенка необходимо стремиться наладить с ним контакт, по возможности принять и понять его позицию, выслушать и помочь без острой критики в его адрес. Важно устранить агрессию в семье с детьми, где она является своеобразной нормой среди взрослых. У родителей-скандалистов дети, как правило, перенимают эти повадки на подсознательном уровне даже если небыли частыми свидетелями ссор и конфликтов между матерью и отцом.

Профилактика и лечение агрессии у подростков состоит из формирования определенного круга интересов и их поддержки. Родителям следует не только привлечь своего ребенка к полезным и интересным занятиям, но и учитывать его личные увлечения. Не следует пытаться изменить ребенка, применяя грубую силу. Отсутствие упреков и критики, а также умение прислушаться к чувствам подростка очень важно для них в период взросления.

Семейная агрессия

Агрессия в семье зачастую становится самой обсуждаемой темой в кабинетах семейных психологов. Но, прежде чем к ним обращаться, имеет смысл попробовать самостоятельно разобраться в ситуации с целью избавиться от агрессии. Существует множество причин и поводов для семейной агрессии и некоторые из них встречаются чаще, чем остальные:

  • Неудовлетворенность одного или обоих из супругов в их сексуальной жизни.
  • Ощущение неуважительного отношения к собственному «Я». Постоянные насмешки, упреки, замечания и критика, пренебрежительное отношение к интересам и увлечениям.
  • Психологическое отчуждение среди супругов. Отсутствие заботы, внимания, ласки, понимания.
  • Различные «нездоровые» пристрастия. Злоупотребление алкоголем, табакокурение, прочие вредные привычки. Сюда же относятся и зависимости, приводящие к неразумным денежным тратам.
  • Финансовые разногласия. Неспособность составить общий семейный бюджет.
  • Неудовлетворенность одного из супругов во взаимопомощи, распределению труда, кооперации в сложных ситуациях, которые могут быть связаны с воспитанием детей или ведением домашнего хозяйства.

Как уже говорилось, причин может быть много. Однако любая семейная пара способна самостоятельно выявить свои «болевые точки» и, путем обсуждения проблемы, найти вероятную причину конфликтов.

Если вы ощущаете на себе агрессию со стороны кого-то из своих родных и близких, не стоит мириться с этим и терпеть нападки. Такая позиция не только причинит ущерб вам и вашей самооценке, но и усугубит ситуацию в дальнейшем. Но как же выйти с агрессии?

Для самого агрессора важно понять факт того, что его поведение неприемлемо, вредит отношениям, так как при такой форме поведения он может не осознавать этого. Следует донести до него мысль о том, что агрессия с его стороны является серьезной психологической проблемой, возможно даже психическим отклонением, которое не проходит бесследно.

Следующий шаг – наладить контакт и адекватное общение, в ходе которого нужно постараться понять агрессора и его точку зрения, донести до него свою, и общими усилиями найти решение проблемы, возможный компромисс. Если этого недостаточно, то стоит договориться о посещении семейного психотерапевта, который поможет разобраться и даст все необходимые рекомендации.

Если же избавиться данного психического расстройства в семье не удается никоим образом, то лучшим решением для такой супружеской пары будет развод, так как постоянные конфликты наносят непоправимый ущерб как мужской, так и женской психике, а в худшем случае — могут закончиться серьезным физическим ущербом.

Все мы привыкли к обсуждению мужской агрессии и того, как с ней бороться. Многих беспокоит проблема роста детской агрессии наше непростое время. Неужели не проявляют никакой агрессии женщины? Конечно же, это не так и женщины также бывают достаточно агрессивными, но часто оправдывают свое поведение тем, что это самозащита от агрессивных мужчин, усталости и неблагоприятной внешней среды.

Но это далеко не всегда женская агрессия является самозащитой. Очень часто женщины идут на поводу у своих эмоций и вместо решения проблемы просто вымещают зло на муже или детях. Это приводит к формированию неблагоприятного микроклимата в семье и может ее разрушить, а также стать источником психологического дискомфорта для детей и источником проблем в будущей социализации.

Почему возникает женская агрессия

Обычно главная причина, а также следствие женской агрессии – непонимание и бессилие . Если женщина чувствует, что не может выразить себя, не может решить накопившиеся проблемы и не имеет никакой поддержки на пути к их решению, это может спровоцировать эмоциональный взрыв, вспышку агрессии по отношению к близким, например, мужу или детям.

Не надо думать, что это что-то из ряда вон выходящее – агрессия является нормальной реакцией организма, она активизирует силы и дает энергию для решения проблем, хотя и не всегда конструктивным путем. Часто агрессия помогает защититься от угрозы и преодолеть препятствие, но только если ее энергия направлена в правильное русло . Но агрессия может быть положительным явлением только в случае направленности на решение проблемы и краткосрочности проявления.

Если же агрессия становится постоянной спутницей , и она начинает периодически «срываться» на членах семьи, это говорит о неконструктивности такой агрессии. Скорее всего, ее причиной является хроническая усталость. Особенно это актуально для жительниц мегаполисов - постоянный шум, напряженный ритм жизни плюс мелкие неурядицы в семье заставляют женщину постоянно находиться в плену негативных эмоций , которые периодически выплескиваются на близких.

Еще одна причина женской агрессии, особенно женщин, которые находятся в отпуске по уходе за ребенком, это недостаток общения и возможностей для самовыражения. Женщина начинает ощущать себя обслуживающим персоналом, работающим на ребенка и мужа, поэтому постепенно копит негативное отношение к ним и рано или поздно оно может выплеснуться.

Женская агрессия – путь к одиночеству и саморазрушению

Главное отличие женской агрессии от мужской – отсутствие прямого физического воздействия . Мужчины чаще действуют при помощи физической силы, женщины же чаще нападают эмоционально или вербально. Обычно женщины кричат на детей, кричат на мужчин, реже разбивают посуду или предметы интерьера, еще реже бьют физически.

При этом большинство женщин оправдывают свою агрессию несправедливым отношением к ним, нехваткой денег, внимания или времени. Очень часто женщины для выражения своих ощущений используют нецензурную лексику или фразы типа «Убила бы», «Чтобы ты сдох» и т.д. Это не говорит о том, что она готова убить физически, скорее это признак агрессивного бессилия.

Женщина в таком состоянии слаба и уязвима, так как не может решить проблему и заменяет ее решение выплеском агрессии. Если путь к решению проблемы, приведшей к агрессии, не будет найден, такое поведение может стать привычным и постепенно уже сама женщина, привыкнув, насколько это возможно, к дискомфорту, начинает считать свою жизнь нормальной. Агрессия становится нормой жизни семьи.Часто дети в таких семьях также вырастают агрессивными.

Какие же последствия постоянной агрессии женщины? Их немало, и первое - это проблемы в поиске спутника жизни, так как мужчины ощущают «аромат агрессии» на подсознательном уровне. Второе – появление морщин – «маски агрессии». Третье – проблемы с давлением и сердечно-сосудистой системой. Поэтому необходимо любыми способами избегать нарастания женской агрессии.

Как избежать всплеска агрессии

Чтобы избежать всплеска агрессии, самой женщине необходимо контролировать свое эмоциональное состояние, ведь никто лучше нее самой не разберется в ее ощущениях. Если вы ощущаете, что напряжение возрастает, немедленно проанализируйте причины этого возрастания. Помните, человека, довольного жизнью, не бесит грязная чашка возле компьютера, если такие мелочи начинают раздражать – нужно позаботиться о своем психологическом комфорте.

Первое, что необходимо сделать – передохнуть. Возможно, вы просто не выспались, устали, много работы. Не надо бояться кому-то сообщить о своем состоянии, иногда просто нужно сказать близким о своей усталости и попросить о помощи. Кроме того, можно постараться подарить себе пару приятных ощущений. Попросите, чтобы вечером вас никто не беспокоил, примите ванну, полакомьтесь , послушайте музыку. Можно также принять любое успокоительное средство.

Если вам кажется, что вы не можете себя реализовать, это не повод срываться на близких, это повод проанализировать причины, поискать новые пути реализации своих потребностей. Если же эмоции зашкаливают, нужно дать им выход. При этом важно помнить, что члены семьи не виноваты, не надо скандалить, нужно найти другой выход эмоциям, можно побегать, избить боксерскую грушу, выбить коврики и т.д.

Как самостоятельно бороться с агрессией

Невозможность справиться с собственными эмоциями – одна из самых частых причин визитов к психологам. Но далеко не все женщины могут себе позволить потратить время и деньги на посещение специалиста, поэтому всячески стараются справиться с проблемой самостоятельно. Для таких женщин разработано несколько советов, которые помогут привести эмоции в порядок.

Если злость накатывает, необходимо сесть и описать то, что злит . Чаще всего злость проходит уже в процессе описания, но если не прошло, то лист с описанием можно порвать и выбросить, выместив зло на нем.

Еще один способ избавиться от агрессии – побыть наедине с природой и просто немного отдохнуть . Можно съездить в лес, посидеть в тишине или наоборот выкричаться. Если накопились претензии в адрес конкретного человека, например, начальника, то можно высказать все в любой форме, покричать и даже попинать коряги, это поможет избавиться от большей части негатива.

Если агрессию вызывает муж, нужно постараться максимально корректно сообщить ему об этом. Мужчины так устроены, что могут просто не понимать и не замечать обид и намеков, а потом искренне удивляться, почему женщина плачет и орет, и откуда . Поэтому необходимо научиться говорить обо всем, мягко и культурно сообщать о своем недовольстве мужу и принимать его замечания также спокойно.

И еще очень важно замечать позитив . Не надо зацикливаться на плохом, прокручивать в голове обиды и выискивать новые поводы для них. Важно замечать хорошее, хвалить мужа и детей за их поступки, радоваться мелочам и скоро вы заметите, что и окружающие начинают относиться к вам более благосклонно и причин для агрессии становится меньше.

Агрессивное поведение в семейной жизни – явление, встречающееся довольно часто и от нее никто не застрахован. Агрессия наносит громаднейший ущерб семейным ценностям и отношениям в целом, после проявления агрессии семейная пара из самых близких людей превращается в заклятых врагов, семья со временем разрушается, психика всех членов семьи травмируется и этот процесс уже необратим.

К внутри семейной агрессии относятся: оскорбления, надругательства, унижение чести и достоинства, причинение вреда здоровью различной степени тяжести и даже, убийство, да, но это факт: агрессия в семье, со временем, может привести к особо тяжким преступлениям. Какие же основные причины способны повлечь за собой проявление агрессии одного члена семьи по отношению к другому? Причины агрессии в семье разнообразны и зачастую бессознательны.

Вот только несколько причин агрессивного поведения в семьях:

  1. Стресс. Постоянные стрессовые ситуации, повлекшие за собой нарушение психического состояния человека. В большинстве случаев стрессовые ситуации возникают из-за отсутствия отдыха и высокой загруженности человека, постоянным проблемам финансового характера, проблемам сексуального характера, отсутствия взаимопонимания со стороны другого члена семьи. Разрядка внутреннего напряжения. Случается у очень терпеливых людей. Когда негативных эмоции накапливаются в большом количестве, они находят выход. Чаще всего это выплеск разрушительных действий в сторону обидчика.
  2. Неуверенность мужчины в себе. Этот «слабак», может наорать, оскорбить или даже очень сильно избить женщину, поднять руку на ребенка, более слабого, близкого ему человека, который любит и ценит его, но такой мужчина никогда не вступит в драку с равным ему по силе. Этот человек выбирает путь самоутверждения через унижение слабого.
  3. Ревность. Парадоксальность агрессии, вызванной ревностью, состоит в том, что данная ревность зачастую является безосновательной. Зачастую уровень агрессии впоследствии ревности зависит от личностных качеств человека, в какой степени ему присуща ревность. Жизнь с ревнивыми людьми может превратиться в настоящий ад, так как, питая самые теплые чувства к своему близкому, человек следит за каждым его шагом, каждым взглядом, цепляясь к мелочам, не требующим особого внимания.
  4. Проблемы сексуального характера . Особенно данная причина относится к мужской части населения. Основное проявление данной проблемы – снижение сексуальной силы. При наличии проблем в области секса некоторые мужчины начинают нервничать, злиться, обвинять в своих проблемах себя, близкую женщину, весь окружающий мир. При этом, в большинстве случаев виноват не партнер, а элементарная усталость – любой человек, будь-то мужчина или женщина, испытывая усталость, теряет свою сексуальную активность. Склонность к садизму мужчины или женщины. Партнер получает удовлетворение, в том числе и сексуальное, в избиении и унижении другого.
  5. Детская травма одного из партнеров как одна из причин агрессии в семейных отношениях. Контроль и управление через наказание. Обычно формируется в родительской семье в раннем возрасте. Таким поведением, родители, решали возникающие трудности в семье и соответственно воспитывали ребенка, в результате у ребенка происходит закрепление подобного взаимодействия и уже в зрелом возрасте воспроизводство поведенческой модели отношений. В подобных семьях преобладает физическое наказание.
  6. Ответная реакция на агрессию . Обычно происходит тогда, когда один из членов семьи первым "нападает". Причем неоднократно и разговорами ничего нельзя решить. В данной ситуации другой партнер выдает агрессию в большей форме, руководствуясь правилом «как ты ко мне, так и я к тебе».
  7. Остановка истерики . Когда человек в истерическом припадке, то он не отдает себе отчета в том, что он делает. В этом состоянии агрессор может совершить непоправимый поступок или даже преступление.

Заявляю вам с полной уверенностью, что если в семейной жизни имеет место агрессивное поведение одного из супругов, то психологическая помощь и поддержка необходима всем без исключения членам семьи. Только в случае совместной терапии всех членов семьи появляется возможность сохранения семьи, но это не простая задача и обязательно стойкое желание.

Психотерапия позволяет всем членам семьи познать себя, обнаружить, изучить, признать и принять все желания, как самого себя так и других, в том числе и те желания, на которые внешним миром наложен запрет. Через осмысление желаний, субъект терапии разрушает иллюзию о себе и других, пересматривает представления о себе, своей истории, своей жизни, жизни своей семьи, всех ее членов, мотивы своего поведения... и в этом случае семейное психологическое консультирование просто незаменимо.

ВВЕДЕНИЕ

Начиная с 60-х гг. тема насилия и агрессии становится одной из актуальных, а сам ХХ век - «веком беспокойства о насилии».

В настоящее время не существует единого мнения о первопричине домашнего насилия. Исследователями данной проблемы было предложено множество теорий - от наличия психических нарушений до влияния социокультурных ценностей и социальной организации. Основные споры развернулись между последователями психологических теорий и теми, кто верит в социальную причинность. Психологи установили особую роль в росте насилия таких психических факторов, как ослабление управления инстинктами, разочарование, агрессивность, алкоголизм и психопатология. Приверженцы теории социальной причинности концентрируют внимание на культурных нормах, провоцирующих насилие, на патриархальной социальной структуре, благоприятствующей доминирующей роли мужчин.

В психологии существует множество объяснений насилия. Так, психоанализ видит в нем перенесение индивидом примитивного влечения к смерти, которое З. Фрейд называл «инстинктом смерти», с самого себя на внешние объекты. Необихевиоризм считает насилие следствием фрустраций, претерпеваемых личностью в процессе социального научения (А. Бандура). Интеракционизм - следствием объективного «конфликта интересов», «несовместимости целей» отдельных личностей и социальных групп (Д. Кэмпбелл). Когнитивизм рассматривает насилие как результат «диссонансов» И «несоответствий» в познавательной сфере субъекта (Л. Фестингер).

При всей серьезности проблемы отношение к ней в нашей стране снисходительно-терпимое.

Факты насилия в семье не принято придавать огласке: считается, что это внутрисемейное дело. Под статьи Уголовного кодекса подпадают действия с очевидным и ощутимым ущербом для здоровья - убийства, телесные повреждения, истязания. До сих пор не разработан федеральный закон о предотвращении насилия в семье.

Замалчивание проблем внутрисемейного насилия порождает неверное представления о том, что именно считать насилием в семье и каковы реальные масштабы этого явления.

В связи с этим, цель данной работы - изучить психологические особенности женщин, подвергавшихся домашнему насилию.

Объект - насилие над женщинами в семье.

Предмет - психологические особенности женщин, подвергавшихся домашнему насилию.

Гипотеза: женщины, подвергавшиеся домашнему насилию, характеризуются высоким уровнем невротизма, спонтанной агрессивности, депрессивности, раздражительности, застенчивости, эмоциональной лабильности феминизма, низким уровнем уравновешенности.

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР СЕМЕЙНОГО НАРУШЕНИЯ

Насилие и агрессия в семье

То, что люди в семье часто совершают опасные агрессивные действия, вряд ли подлежит обсуждению. Тем не менее, вопрос о том, почему они предпринимают подобные действия, долго был предметом серьезной дискуссии. При всем разнообразии противоречивых теоретических оснований большинство из них попадают под одну из четырех следующих категорий. Агрессия относится в первую очередь к:

1) врожденным побуждениям или задаткам (психоаналитический подход 3. Фрейда, этологический подход К. Лоренца, социобиологический подход);

2) потребностям, активизируемым внешними стимулами (теория фрустрации-агрессии Долларда, теория посылов к агрессии Берковица, теория переноса возбуждения 3ильманна);

3) познавательным и эмоциональным процессам (модель образования новых когнитивных связей Берковица, модель агрессивного поведения 3ильманна);

4) актуальным социальным условиям, в сочетании с предшествующим научением (теория социального научения Бандуры) Конрад Л. Агрессия. - М.: Слово, 1994. - С. 23..

Агрессивность, в отличие от агрессии, это та черта личности, которая в научной литературе описывается как склонность к действиям, причиняющим физический или психологический вред, ущерб другим людям Антье Э. Агрессивнсть. - М.: Фаир-Пресс, 2006. - С. 9..

Кроме того, и насилие и агрессия в семье порождаются, главным образом, различием в возможностях проявления власти. Один член семьи, например муж или отец, имеет возможность заставлять остальных домочадцев выполнять свою волю вследствие наличия у него большей физической силы или существования в обществе определённых норм поведения. Его жена и дети не имеют экономических, социальных, психологических или физических возможностей, чтобы оказать ему реальное сопротивление. Это различие в возможностях проявления власти, вероятно, позволяет доминирующей в семье личности третировать более слабых домочадцев, не выполняющих его желании Алексеева Л.С. Проблемы жестокого обращения с детьми // Педагогика. - 2006. - №5. - С. 42..

Насилие порождает насилие, так утверждают исследователи проблем семьи. Люди, которые подверглись насилию в детстве, обычно также приобретают склонность к агрессии Там же - С. 44.. Разумеется, у этого правила есть и исключения, и некоторые специалисты по проблемам семьи задаются вопросом о том, имеются ли реальные доказательства того, что формы жестокого поведения передаются от поколения к поколению. Однако накапливаемые результаты исследований все больше свидетельствуют в пользу обоснованности понятия цикла насилия Там же - С. 45..

Исследования, проведённые в 1975 году, выявили закономерность: чем чаще мужчина или женщина подвергались мерам физического воздействия в детстве, тем выше была вероятность их жестокого обращения с будущей женой или мужем, так же родители, наиболее чисто подвергавшиеся телесным наказаниям в своей семье (согласно их собственным воспоминаниям), оказались среди тех, кто с наибольшей вероятностью были способны на жестокое обращение со своими детьми Гетц О. Уберечь семью // Социальное обеспечение. - 2005. - №8. - С. 23.. Согласно тем же данным, мужчины, видевшие в детстве дерущихся родителей, становились агрессивными мужьями в два раза чаще, чем мужчины, не наблюдавшие в детстве подобных семейных сцен. В исследовании Хоталинга и Шугармена в 90% проанализированных ими работ было установлено, что избивающие своих жен мужья чаще, по сравнению с нормальными мужчинами, были свидетелями случаев проявления агрессии в своей семье. Те же авторы установили, что избиваемые женщины также часто наблюдали в детстве сцены насилия в своих семьях Гетц О. Указ. соч. - С. 23..

Одни и те же факторы, которые объясняют жестокое обращение с детьми и избиение жены, объясняют также применение обычного телесного наказания или минимального физического насилия в отношениях между супругами. Таким образом, оказывается, что насилие всегда остается насилием, вне зависимости от степени его жестокости и вне зависимости от того, является ли оно определенным образом узаконенным (как в случае телесного наказания) или незаконным (как в случае проявления жестокости в отношении детей или при избиении жены) Миллер Э. Политические последствия дурного обращения с детьми // Социальная педагогика. - 2004. - №4. - С. 49..

Насилие в семье развивается циклично: одна из главных особенностей домашнего насилия состоит в том, что оно представляет собой повторяющиеся во времени инциденты (паттерн) множественных видов насилия (физического, сексуального, психологического и экономического).

Наличие паттерна - важный индикатор отличия домашнего насилия от просто конфликтной ситуации в семье. Если конфликт имеет локальный изолированный характер, то насилие имеет системную основу и состоит из инцидентов, следующих друг за другом. Обидчик может приводить разные причины, оправдывающие акт насилия, но все они не имеют отношения к реальности. Основная сила, движущая обидчиком - стремление установить полную власть над женой (партнершей). Конфликт обычно имеет в своей основе некую конкретную проблему, которую можно разрешить.

Результаты опроса, проведенного НИИ семьи по заказу Комиссии по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ в 2003 году, показали, что насилие в семье может иметь различные формы - от эмоционального и морального шантажа до применения физической силы, и именно последнее практикуется наиболее часто. Отвечая на вопрос, "За что бьют детей в знакомых вам семьях?", респонденты назвали следующие причины: за провинности - 26%; срывая раздражение - 29%; когда в доме беда - 20%; когда не могут справиться с ними другими способами - 19%; потому что их не любят - 5%; это делают психически неуравновешенные - 14%; это делают пьяницы, алкоголики - 29% Алекссева Л.С. Указ. соч. - С. 78..

Причины, провоцирующие насилие и в семье, пытаются объяснить многие существующие в настоящее время теории. В основном, все они отражают профессиональные убеждения того или иного исследователя. Так, социологическая модель ссылается на влияние социокультурных факторов (т.е. на стереотип семейных отношений, усвоенный еще в детстве и принятый в данной социальной группе), на жилищные и материальные условия, порождающие хронический психологический стресс и посттравматические расстройства. С психиатрической, медицинской точки зрения жестокое обращение и пренебрежение членом семьи - следствие патологических изменений в психике родных, деградации, алкоголизации. Социально-психологический подход объясняет проявления насилия личным жизненным опытом насильников, их "травмированным" детством. Психологическая теория основывается на представлении, согласно которому жертва сама "участвует" в создании предпосылок для жестокого обращения, что автоматически выливается в концепцию плохого обращения как конечного результата деструктивных внутрисемейных отношений Там же - С. 80.. Интегрируя все эти подходы в комплексную модель, насилие можно трактовать как многомерный фактор, порождаемый взаимодействием сразу нескольких элементов: личностными особенностями насильника и жертвы, внутрисемейными процессами, стрессами, вызываемыми социально-экономическими условиями, обстоятельствами общественного характера.

Психологическая жестокость является настолько распространенной, что можно с полной уверенностью утверждать: ни один человек не вырастает без того, чтобы не испытать на себе - прямо или косвенно - какое-то из ее проявлений. Но в большинстве случаев проявление психологической жестокости бывает не настолько сильным или совершается не так часто, чтобы нанести непоправимый вред.

Насилие в семье имеет разнообразные причины и мотивы. Одна из его движущих сил – желание утвердить свою власть над остальными членами семьи. В семье, как социальной группе, идет соперничество за влияние. Существуют нормы, регулирующие отношения в семье, кто должен быть главой семьи и как он может реализовывать свою власть. В частности, при сохранении в семье патриархальных отношений свою главенствующую роль мужчины нередко сохраняют и осуществляют с помощью психологического и даже физического насилия. К такому выводу пришли также американские психологи Эмерсон Ральф Уолдо, Рассел Добагин и ряд других исследователей.

Многие специалисты считают, что, хотя внутрисемейная агрессия во многом несет общие черты человеческой агрессии и является ее разновидностью, тем не менее, она имеет свои специфические черты, обусловленные следующими обстоятельствами:

    внутрисемейная агрессия возникает на фоне первичных отношений членов семьи;

    она возникает на фоне ролевого взаимодействия членов семьи, у которых роли устойчивые и сопряженные.

Можно предположить, что указанные обстоятельства и вообще структурированность семьи оказывают существенное влияние на характер, содержание и формы внутрисемейной агрессии. Причем, поскольку ролевые взаимоотношения супругов, родителей и их детей имеют фундаментальные различия, то существенно отличается и агрессия.

Возьмем такой признак, как легитимность – с учетом различия формальной и психологической ее составляющих. Исследователям удалось обнаружить, что в патриархальных семьях насилие мужчины по отношению к женщине считается более легитимным, чем насилие женщины по отношению к мужчине. Разность статусов подвергающих друг друга насилию членов семьи играет существенную роль, поскольку каждый статус связан с определенной долей власти и авторитета.

Что касается насилия друг против друга членов семьи с равными статусами, то оно вообще считается нелегитимным. Так, брат стремится доминировать над сестрой примерно своего возраста, но та дает отпор, заявляя: «Ты кто, что мне приказываешь?!» и т. п. Вопросом «кто?» как раз и указывают на статус индивида в семье. Когда в ней есть отец, а старший брат стремится играть доминирующую роль, это может восприниматься как незаконные претензии на более высокий статус.

Если обобщить эту концепцию, можно сказать, что агрессия в организованных социальных группах и агрессия во время случайных встреч людей – в социально-психологическом отношении существенно отличные явления, хотя и имеют общие черты, во всяком случае, главную черту этой формы поведения – стремления причинить вред другому человеку. Ролевой подход может быть очень плодотворным. Психологи предлагают выделить специфический вид ролевой агрессии или, иначе, сцепленной с ролью агрессии, которая является комплексной, то есть инструментально-враждебной формой, но с обязательным преобладанием инструментальной агрессии. В структурированных устойчивых группах агрессия используется с тремя основными функциями:

    для доминирования;

    для социализации;

    с целью психологической и физической самозащиты.

Ролевая агрессия чаще всего является одним из выражений ролевого конфликта. В семье, например, возникают все разновидности ролевых конфликтов: внутриролевые, межролевые и типа «роль-личность». Можно считать, что дальнейшее развитие предложенной концепции ролевой агрессии возможно именно в этом направлении: при условии ее рассмотрения в связи с ролевыми конфликтами. Например, когда муж превышает уровень агрессивности, который связан с его ролью в сцеплении ролевого взаимодействия муж-жена, его агрессия воспринимается женой как нежелательная. Что касается того, какой уровень агрессии считается законным и приемлемым, это зависит как от этнокультурных традиций, так и от специфики данной пары, их индивидуальности и установленных между ними статус-ролевых отношений.

В чем преимущество такого статус-ролевого подхода к внутрисемейным отношениям вообще и к семейной агрессии в частности? Скорее всего, оно заключается в следующем: идея ролевой агрессии позволяет структурировать огромное количество факторов, вызывающих агрессию, и форм выражения агрессивности. То, что, казалось бы, является случайным в поведении членов семьи, теперь уже выступает как аспект реализации роли в том ее понимании, какое имеется у данного члена семьи. При дальнейшем рассмотрении внутрисемейной агрессии, при ролевом подходе, следует использовать такие понятия теории ролей, как принятие роли, идентификация с ролью, взаимные экспектации и другие. Это позволит в области человеческой агрессивности, в еще одном участке исследований, перейти от описательного уровня на уровень причинных объяснений.

Описательный уровень исследования семейной агрессии хорошо представлен в целом ряде трудов А. Бандуры, Р. Бэрона, Л. Берковица и других авторов. Данные, приведенные в трудах этих психологов, можно переосмыслить и использовать для развития предложенной здесь концепции ролевой агрессии.

Сопряженность ролей и параллельное развитие личностей в семье

Приведенный ниже подход, позволит охватить более широкий круг внутрисемейных феноменов, чем только проявления агрессии. Ведь исследователи считают, что в ходе исполнения сопряженных ролей происходит развитие сопряженных черт и комплексов характеров исполнителей этих ролей.

Так, у мужа с доминантным и агрессивным характером качества личности жены могут развиваться в двух вариантах.

    Она может, идя навстречу ролевым ожиданиям супруга, изменяться в сторону традиционного типа патриархальных отношений и стать уступчивой, мягкой, преданной женой.

    Второй вариант представляет собой тип, формирующийся на основе стратегии сопротивления ожиданиям авторитарного и агрессивного мужа. Это тип женщины, формирующейся на основе постоянной защитной позиции. Можно считать, что данный вариант развития выбирают те женщины, у которых до выхода замуж уже был доминантный характер.

Правда, зная о существовании явления авторитарного подчинения, можно ожидать возможности формирования и других типов или подтипов жен. Но во всех случаях в какой-то мере процессом формирования характеров управляет закон сопряжения в двух вариантах:

    при положительном сопряжении со временем усиливаются сходные черты характера мужа и жены;

    при отрицательном, или обратном, сопряжении у них появляются контрастные черты характера и противоположные установки.

Стоит полагать, что первый из описанных выше типов жен формируется преимущественно на основе закона отрицательного сопряжения, а второй – главным образом на основе закона положительного сопряжения. Хотя в процессе взаимодействия мужа и жены одновременно работают оба типа сопряжения, один из них преобладает.

Такой же подход может быть плодотворным при исследовании ролевых взаимодействий других членов семьи и развития их характеров. Так, во взаимоотношениях отец – сын действуют оба варианта закона сопряженного развития, но можно, расширив предложенную выше концепцию, предположить, что преобладание того или иного варианта закона сопряжения зависит от того, какой вариант идентификации имеет место между взаимодействующими индивидами:

    при положительной идентификации работает главным образом закон положительного сопряжения: сын стремится быть как можно больше похожим на отца, и действительно их сходство с годами возрастает. Это путь конвергентного развития характеров;

    при отрицательной идентификации происходит дивергенция путей развития личностей отца и сына. Сын может выбрать других референтных лиц в качестве объектов положительной идентификации.

Сходные процессы, имеют место и в ролевых взаимоотношениях матери и дочери. Что же касается ролевых взаимоотношений брат-брат, брат-сестра и сестра-сестра, то в них закон сопряжения действует более сложными путями и во взаимодействии с другими факторами, поэтому на настоящем этапе пока стоит воздержаться от определенных высказываний об этих отношениях. Специального рассмотрения требуют также ролевые взаимоотношения мать-сын и отец-дочь.

Имея в виду представленную выше концепцию ролевой агрессии, уже легче понять ошибки некоторых иных подходов к проблеме агрессии, в том числе внутрисемейной. Например, такой крупный исследователь, как Л. Берковиц, фактически не видит различия между агрессией мужа по отношению к жене и агрессией родителей по отношению к детям, считая, что в их основе лежат одни и те же условия. Но как могут быть одинаковыми условия возникновения этих двух случаев агрессии, когда:

    различны их объекты;

    они возникают в совершенно различных ролевых взаимоотношениях?

А ведь именно эти социально-психологические отличия и различные варианты закона сопряжения ролей и идентификации являются решающими факторами, обусловливающими порождающие агрессию конфликты, другие фрустрации и стрессы.

Насилие всегда есть насилие, но встречаются его различные типы и варианты, по-разному мотивированные, возникшие и возникающие на различной социально-психологической основе. Унитарный подход не может способствовать углублению теории агрессии. Агрессия главы семьи, направленная на жену, не может быть такой же, как его агрессия к сыну, в котором он может видеть своего двойника и носителя своих ценностей.

Материнский авторитаризм и агрессивность детей

В исследованиях Р. Сирса и его коллег, а также А. Бандуры и Р. Уолтерса получен интересный эмпирический факт, свидетельствующий о том, что одной из причин формирования агрессивных детей является авторитаризм матерей.

«Матери агрессивных мальчиков в среднем значительно сильнее наказывали сыновей, чем матери из контрольной группы, и хотя отцы различались меньше в этом отношении, тем не менее, полученные различия также достигли уровня значимости.

В отношении матерей полученные выводы в целом совпали с выводами Сирса и его коллег; матери агрессивных мальчиков терпимее относятся к агрессии против себя и сильнее наказывают за агрессию против других взрослых, чем матери относительно уравновешенных мальчиков из контрольной группы».

Что означает данный эмпирический факт? Почему матери терпимее относятся к агрессии против себя и сильнее наказывают ребенка за агрессию против других взрослых? Является ли это выражением авторитаризма, признаком того, что такие родители не терпят выступлений против авторитетов вообще?

Гипотезы

Чтобы ответить на данный вопрос, следует организовать беседы с родителями агрессивных подростков, спрашивая их, чем они объясняют свое поведение. Можно предположить следующее:

    когда сын ведет себя агрессивно против других взрослых, он тем самым выдает семейную тайну, что он агрессивен и в своей семье.

Это уже прямой удар по «Я-концепции» родителя и по «Мы-концепции» всей семьи, по ее престижу, а также сильнейшая фрустрация для всей семьи, но лишь в том случае, если семья хотела бы выставлять себя перед остальным обществом в качестве мирной и благополучной группы. Стоит полагать, что эти гипотезы указывают на путь дальнейшего исследования причин агрессивных внутрисемейных взаимоотношений и условий развития агрессивных детей, подростков и юношей.

Отцы поощряют агрессию

Мы видели, что матери агрессивных мальчиков строго наказывают их, если они совершили агрессивные действия вне дома, против других взрослых людей. Но как же ведут себя их отцы в таких ситуациях? Оказывается, хотя отцы агрессивных мальчиков не терпят агрессию своих сыновей против себя, они, наоборот, поощряют их агрессию вне дома, особенно если она направлена против сверстников сына. Такое поощрение агрессивности они обосновывают тем, что мальчики должны уметь постоять за себя. Однако известно, что подобное поощрение агрессивного поведения детей – один из механизмов формирования агрессивной личности. В то время как отцы неагрессивных детей стремились, чтобы их дети самоутверждались социально приемлемыми способами, «о некоторые отцы агрессивных мальчиков поощряли своих сыновей на агрессию против взрослых, как и против других детей...».

Они говорили, что дети должны уметь защищать свои права перед взрослыми. Встав на сторону своих мальчиков против преподавателей, они критиковали школу, «...провоцируя, таким образом, сыновей проявлять агрессию против школьной администрации». Многие отцы признавались, что поощряли агрессию своих сыновей против других людей вне семьи, в том числе против взрослых.

Следует иметь в виду, что эти данные получены в американском обществе, которое характеризуется специалистами в качестве в высокой степени индивидуалистического, хотя и в нем есть немало людей с выраженными коллективистическими тенденциями.

Поведение отцов с демократическим характером

Отцы неагрессивных мальчиков как личности существенно отличаются от описанных выше авторитарных отцов агрессивных мальчиков. Вот как обобщают итоги своих исследований этого вопроса А. Бандура и Р. Уолтерс.

«Отцы из контрольной группы всегда препятствовали любой враждебной агрессии против взрослых. Некоторые настаивали, чтобы сыновья никогда не проявляли неучтивости со взрослыми, а просто сообщали своим родителям, если, по их мнению, взрослые относились к ним несправедливо. Если проблемы возникали в школе, большинство отцов из контрольной группы объясняли сыновьям, с какими трудностями приходится сталкиваться преподавателям, и просто советовали им работать лучше».

Описанное – поведение человека с демократическим характером: принятие и понимание роли другого человека, сопереживание и совет своему чаду – правильно играть ту свою роль, которая связана с ролью преподавателя. Применив здесь теорию о сопряженных ролях, можно сказать, что отец-демократ направляет процесс ролевой социализации своего сына таким образом, чтобы тот сумел полноценно и достойно исполнять свою роль, сопряженную с ролью преподавателя. Такие взрослые понимают также, что подростки могут неверно интерпретировать принцип справедливости. Такие отцы склонны спокойно разбирать любое столкновение своих детей с преподавателями и другими внесемейными агентами социализации с целью выяснить, действительно ли был нарушен принцип справедливости.

У неагрессивных мальчиков матери, как и отцы, не поощряют агрессивность своих детей и учат их понимать психическое состояние другого, констатировали А. Бандура и Р. Уолтерс. Это есть не что иное, как обучение эмпатии, причем в ответах некоторых родителей демократического чувствуется влияние христианского учения, призывающего обращаться с другими так, как человек хотел бы, чтобы обращались с ним самим. Эту мудрость можно использовать в различных вариантах, сохраняя ее логику взаимности.

Толерантность к несправедливости и смягчение агрессивности

Какой ценой достигается неагрессивность многих индивидов? Конечно, главное – обучение неагрессивным формам справедливости и стратегиям решения проблем и адаптации. Но некоторые эмпирические факты, полученные еще в середине 1950-х годов, показывают, что смягчение агрессии нередко достигается в результате отказа от важных принципов и ценностей или смирения с их нарушениями.

Известно, что одним из сильнейших фрустраторов для многих является нарушение кем-либо принципа справедливости. Личность, по отношению к которой поступили несправедливо, фрустрируется и оскорбляется, так сказать, по всей глубине своего «Я». Такая фрустрация делает человека злым, вызывает его гнев и желание отомстить.

Но каким образом можно смягчить эту форму агрессии? Один из отцов, сына которого, неагрессивного мальчика, исследовали Бандура и Уолтерс, признался, что учит сына следующей мудрости: «...в жизни он встретит множество людей, которые будут к нему несправедливыми, и ему придется как-то к этому приспосабливаться».

Перед нами фактическое обучение определенной адаптивной стратегии, в которой был представлен смягченный вариант принципа справедливости. Если человеку удается «снизить свою планку» требовательности к соблюдению принципа справедливости, он реже и менее остро будет фрустрироваться в тех случаях, когда другие обращаются с ним несправедливо. Нарушения принципа справедливости станут для него обычными событиями, он будет считать их «в порядке вещей».

К этому вопросу можно подойти исходя из современных представлений об уровнях притязаний личности, а также с применением развиваемой в социальной психологии теории справедливости. Можно сказать, что у людей имеются разные уровни притязаний в области основных социальных норм, в том числе относительно нормы справедливости. Снижение этого уровня делает человека более толерантным к нарушениям принципа справедливости. Надо отметить также, что понимание справедливости меняется в процессе возрастного развития личности.

Однако следует иметь в виду, что субъективное «чувство» нарушения принципа справедливости не всегда правильно отражает реальное положение вещей. Человек может вообразить, что с ним обходились несправедливо, тогда как тщательный анализ ситуации показывает, что это не так. Когда у индивида появляется такое чувство, то оно, в первую очередь, означает, что он спонтанно делает соответствующие атрибуции другому человеку, группе или даже обществу в целом.

«Чувство» нарушения принципа справедливости у человека может переживаться и на основе неверного понимания этого принципа. Например, эгоцентрический человек может подумать, что люди к нему несправедливы каждый раз, когда препятствуют удовлетворению его эгоистических потребностей. Такой инфантильный эгоцентризм свойствен также определенным этносам, не говоря уже о многих индивидах, каких немало в каждом этническом или полиэтническом обществе.

В этнологии известен следующий достаточно типичный случай: европейский христианский миссионер отправляется в Южную Африку с целью распространения своего вероучения. Он долго обучает группу добровольцев-аборигенов, и наконец наступает пора их принятия в христианскую общину. В качестве последнего экзаменационного вопроса он задает одному из них такой: «Скажи мне, брат Тутси-Мутей, что такое справедливость и что такое несправедливость?» – «Я это хорошо понимаю, пастор, – отвечает человек. – Справедливо, когда я ворую коров соседнего племени, и несправедливо, когда они воруют моих коров». Читатель понимает, что вопрос принятия Тутси-Мутси в христианскую общину был отложен на неопределенное время. Стал ли он христианином, нам неизвестно: из Южной Африки пока ничего не сообщают об этом.

Ясно, что при таком эгоизме и эгоцентризме, при таком понимании справедливости всякого можно подозревать в совершении несправедливых действий по отношению к себе. А подозревать – означает делать атрибуции.

Неуспешное лидерство в семье и отрицательная установка к авторитетам

Многочисленные исследования показали, что агрессивность и антисоциальные установки детей впервые возникают в семье, после чего переносятся и на внесемейные объекты. Исследования Д. Фаррингтона и особенно Дж. Паттерсона показали следующее: «Если мальчик становится агрессивным в результате интеракций с другими членами семьи, у него развивается тенденция к социально неадекватным действиям и в других, внесемейных ситуациях». В результате этого он переживает неудобства, как в школе, так и в группе сверстников и, наконец, находит себе место в делинквентных группах. Иначе говоря, антисоциальная установка, возникшая в семье, переносится в другие социальные ситуации и обобщается. Но почему? Ответ, по-видимому, надо искать в следующем: у ребенка возникает отрицательная установка к авторитетным лицам в образе родителей, после чего она обобщается и выражается в виде пренебрежительного отношения к авторитетам вообще.

Истинность нашего предположения становится более очевидной, когда мы знакомимся с результатами исследования «плохого семейного менеджера».

Он заключил, что, как сжато передает его мысль Л. Берковиц, «...родители антисоциальных подростков недостаточно успешно справляются с выполнением четырех важных функций “менеджмента”:

    они недостаточно контролируют активность своих отпрысков, как в домашних ситуациях, так и вне дома;

    они не умеют адекватно дисциплинировать их антисоциальное поведение;

    они не вознаграждают в должной мере просоциальное поведение детей;

    они недостаточно успешны в решении проблем».

Очень интересно следующее наблюдение: есть родители, у которых все эти недостатки и ошибки выражаются вместе, в комплексе. Создается впечатление, что существует качественно своеобразное явление «плохого менеджера». Родитель, который плохо контролирует ребенка, одновременно не способен дисциплинировать его, плохо применяет имеющиеся в своем распоряжении средства поощрения и наказания.

Данное чрезвычайно интересное для психологии и педагогики явление можно исследовать и с другой точки зрения, что позволит раскрыть его новые аспекты. Имеется в виду то, что данную проблему можно рассматривать как неправильное применение родителями своей власти и всего того, что находится в их распоряжении в качестве базы для их контроля над детьми. Это плохое лидерство. Но вопрос в том, работа каких типов лидеров отличается этими недостатками? В этой области следует шире применять теорию К. Левина, Г. Адорно и его группы, а также измененный вариант типологии лидеров, предложенный Д. Бомринд. Все остальные особенности плохого семейного лидерства и его последствия подлежат тщательному исследованию.

Для нормальной, просоциальной социализации детей нужно четко понять и осознать различие между их просоциальным и антисоциальным поведением и, соответственно, вознаграждать за первое и наказывать за второе. Оказывается, для «плохих семейных менеджеров» это нелегкое дело.

Они сами плохо понимают различие между этими двумя формами поведения и, следовательно, не могут правильно реагировать на поведение своих детей.

Подобный дефект семейных агентов социализации связан, по-видимому, с тем, что сами они плохо социализированы и плохо знают социальные нормы поведения, а именно: что разрешено и прилично, что запрещено и т. п. Данное обстоятельство также было открыто в результате исследований Дж. Паттерсона.

Вот как об этом пишет Л. Берковиц: «В сравнении с “нормальными” матерями и отцами они менее склонны замечать различия между просоциальным и антисоциальным поведением. Они часто вознаграждают детей за поведение, направленное на то, чтобы принудить других пойти на уступки, например, уделяя им внимание, а порой даже прямо одобряя, когда те стремятся во что бы то ни стало настоять на своем, и в то же время такие родители нередко игнорируют, не замечают и не вознаграждают их дружественные, конструктивные действия. Даже наказывая за агрессивность, они не всегда ясно дают детям понять, что наказания, которым их подвергают, вызваны их плохим поведением».

К этому добавляется агрессивное обращение таких родителей со своими детьми, что вызывает их обратную агрессивную реакцию. Ясно, что это тоже способствует развитию агрессивности у детей. Если агрессивные действия таких детей подкрепляются, то развитие их агрессивности как характерологического комплекса идет почти беспрепятственно.