Воин из легиона нестяжателей. Финансист фронтового поколения

20 сентября Военному финансово-экономическому университету исполнилось бы 70 лет. К сожалению, его уже нет. Он попал под беспощадные реформы, накрывшие Вооруженные Силы в 2000-е. А ведь опыт подготовки военных финансистов был накоплен уникальный. Он не утратил значения в наши дни, как, впрочем, актуальна и полная ярких страниц рождения и жизни этого учебного заведения.


После Великой Отечественной остро встала задача подготовки финансово-экономических кадров для Вооруженных Сил, особенно руководящего состава. По предложению начальника Финуправления военного ведомства генерала Якова Хотенко при поддержке руководства Минфина 20 сентября 1947 года заместитель министра ВС СССР Маршал Советского Союза Александр Василевский и министр высшего образования Сергей Кафтанов подписали совместный приказ об организации Военного факультета при Московском финансовом институте.

Первопроходцы

В июле 1948-го начальником факультета назначили опытного финансиста генерал-майора Сергея Спиридонова. Участник Гражданской и Великой Отечественной, он стал первым из плеяды руководителей-фронтовиков, вложивших военный опыт в организацию учебного процесса.

В штат факультета вошли управление, четыре курса слушателей, три кафедры и подразделения обслуживания. В 1949-м добавились курсы усовершенствования офицерского состава, а в 1950-м – специальное отделение по подготовке военнослужащих иностранных армий и адъюнктура. К 1960 году сложилась стройная система обучения военных финансистов.

В период с 1955 по 1963-й ученые кафедр издали ряд монографий, выпустили шесть сборников научных записок. В этих трудах нашли отражение вопросы теории и практики финансов ВС СССР, денежного обеспечения войск. В развитие науки о финансах Вооруженных Сил значительный вклад внесли Б. Ривкин, Н. Верба, Б. Кин, Н. Грицынин, И. Лахметкин, В. Подыряка, Б. Савченко, В. Щербак, Ю. Чернов, В. Тиванов, Г. Королев и другие.

В январе 1963 года при кафедре финансов ВС образованы две научно-исследовательские лаборатории – «Автоматизации» и «Проблем финансовой службы». Их деятельность способствовала усилению режима экономии в использовании государственных средств в армии и на флоте, повышению качества финконтроля, борьбе с утратами материальных ценностей и денежных средств.

Характерной особенностью развития факультета в 1963–1972 годах стало повышение уровня военно-экономической подготовки слушателей. Введены новые дисциплины, разработаны курсы по изучению экономики, организации и планированию промпроизводства и капстроительства в МО СССР, анализа хозяйственной деятельности предприятий и строительных организаций.

В 1967 году на факультете приступили к подготовке офицеров руководящего состава в системе полевых учреждений Госбанка СССР для обеспечения финансирования новых видов Вооруженных Сил, прежде всего РВСН.

Профессорско-преподавательский состав принимал активное участие в подготовке к внедрению в войска с 1 января 1970 года системы годового финансового планирования, а также применению обезличенного финансирования, позволившего командирам направлять денежные средства на решение первоочередных задач. Этот шаг, поддержанный Минфином, был революционным для того времени. Примечательно, что в бюджетной сфере страны к такому финансированию перешли только в ХХI веке.

Логическим завершением проводившейся перестройки учебного процесса с уклоном на экономику явилось создание в 1971 году самостоятельной кафедры военно-экономических дисциплин, первым начальником которой стал полковник А. Гришин.

Противостояние и соперничество между блоком НАТО и Варшавским договором сопровождалось разработкой, производством и принятием на вооружение все более сложных комплексов и систем. Это приводило к усилению связей экономики ВС с оборонно-промышленным комплексом, росту военных расходов. Для их оптимизации было принято решение о повышении квалификации руководящего состава военных представительств (ВП): создается кафедра экономики и организации производства оборонных отраслей промышленности, руководителем назначается полковник-инженер В. Жихарев. В первый состав были отобраны ведущие в стране специалисты, ученые, инженеры-практики, финансисты-экономисты. С октября 1974-го на кафедре приступили к обучению офицеров ВП, а в дальнейшем и заказывающих управлений, НИО, промышленных предприятий и организаций Минобороны.

В 1976 году на факультете уже готовили специалистов с высшим военным образованием. Выпускники получили возможность изучать экономический анализ театров военных действий, выбор рациональных вариантов обеспечения потребностей войск. Основные усилия направлялись на практическую сторону обучения и достижение логической связи между учебными процессами Ярославского высшего военно-финансового училища имени генерала А. В. Хрулева и военным факультетом, создание стройной системы подготовки специалистов финслужбы с высшим военным образованием.

Военно-специальная подготовка стала обеспечиваться двумя группами дисциплин: финансовых и экономических, количество которых значительно возросло. В 1979 году состоялся первый выпуск офицеров с высшим военным образованием, которые почти полностью были направлены в центральные органы ВС. А с 1981-го высшее военное образование стали получать выпускники отделения заочного обучения.
Приход в войска таких специалистов сопровождался расширением прав распорядителей кредитов всех степеней в использовании бюджетных средств. В армии и на флоте стали внедряться нормативы расходов, остатки разрешалось использовать в следующем году. Это приводило к значительной экономии бюджета Министерства обороны.

Финансовая стража

При создании Вооруженных Сил новой России и сокращении их численности появились предложения о подготовке военных финансистов в гражданских университетах, хотя такие попытки отвергла сама жизнь еще в 20-е годы прошлого века. Исходили они, как правило, от некоторых реформаторов, которым, видимо, было непонятно, что Вооруженные Силы – специфический государственный организм, предназначенный для обеспечения безопасности страны. А Военный факультет всегда готовил кадры для организации финансового обеспечения войск и сил флота не только в условиях их реальной дислокации, но и применения, а при необходимости и личного участия в боевых действиях, где использование гражданских специалистов фактически невозможно.

В эпоху «приватизации», а попросту – растаскивания государственного, в том числе армейского имущества Военный финансово-экономический факультет оказался лакомым куском для некоторых представителей новой российской элиты, которым вопросы подготовки специалистов такого профиля были чужды, их интересовали личные корыстные цели. От попыток завладения имуществом под видом различных надуманных реорганизаций сотрудники Военного факультета отбивались неоднократно.

При реформировании системы военного образования в соответствии с Указом президента РФ от 13 октября 1998 года был создан Военный финансово-экономический университет в составе Военного финансово-экономического факультета и Ярославского высшего военного финансового училища на правах филиала. Это решение имело целью создать многоуровневый учебно-научный комплекс, сформировать единый системный подход к подготовке кадров финансово-экономической службы. Такое объединение положило начало одному из самых продуктивных периодов деятельности. За короткий период произошли серьезные изменения в образовательном процессе. Внедрены новые технологии, повысилось качество научных работ, выросли квалификация и потенциал преподавательского состава, что положительно сказалось на профессиональном уровне выпускников.

Одной из основных оставалась кафедра финансов и управления банковской деятельностью в ВС. Ее представителей привлекали к проведению занятий даже в других вузах. В Академии Генерального штаба ежегодно читались лекции по проблемам оборонного бюджета. Здесь были подготовлены учебники и монографии, десятки пособий, защищено более 70 диссертаций, выполнялись различные НИР и оперативные задания.

Еще в 1977 году из кафедры финансов ВС РФ для усиления практической направленности обучения слушателей выделилась кафедра управления финансово-экономической деятельностью и контроля (организации финансовой службы и контроля), первым начальником которой назначен полковник Ю. Чернов. На ней преподавали дисциплины прикладного характера – готовили слушателей к работе руководителями финансовой службы соединений и структурных подразделений окружного и армейского звена. Под руководством финансовой инспекции ЦФУ МО РФ здесь был подготовлен первый учебник по финансовому контролю.

Уникальной в своем роде явилась и кафедра управления экономикой и учетно-аналитической деятельностью в ВС РФ (экономики Вооруженных Сил), которая, будучи сравнительно молодой, под руководством первого начальника доктора технических наук профессора Г. Жукова ярко заявила о себе. Здесь издан первый в стране учебник по военно-экономическому анализу, который сразу стал пользоваться высоким спросом как в вузах, так и в научно-исследовательских учреждениях Минобороны. Впервые появились дисциплины: военно-экономический анализ, военно-финансовая информатика. С 2000-го по решению министра обороны здесь готовят инженеров-экономистов ВП с высшим военным образованием. Ее выпускники 2002–2006 годов оказали значительное влияние на развитие промышленности и нынешнее состояние системы управления государственным оборонным заказом. До настоящего времени учебник «Цены и ценообразование», изданный кафедрой в 1985-м, является единственным в стране.

В развитие научных основ военной экономики много труда вложили ученые университета: Р. Фармазян, А. Пожаров, Н. Абросимов, С. Ермаков, В. Жихарев, Г. Жуков, С. Викулов и др.

Университет в эти годы стал интеллектуальным центром ключевых компетенций по планированию и финансированию ГОЗ, экономике НИОКР, управлению ценообразованием продукции оборонного назначения, учету и анализу затрат, управлению интеллектуальной собственностью. Все эти важнейшие направления изучались на кафедре.

Сегодня же накопившиеся за последние десять лет проблемы в перечисленных выше областях деятельности могут представлять собой очень серьезную угрозу при реализации ГОЗ 2017–2019 годов. Но готовить профильных специалистов некому и негде.

Поучительный пример: для усиления НИР в области экономики и финансов Вооруженных Сил в университете под руководством полковника А. Батьковского работал научно-исследовательский центр военно-экономических обоснований. В нем выполнено около 50 научно-исследовательских работ, более 170 оперативных заданий, подготовлено восемь монографий и методических пособий по широкому спектру финансово-экономических проблем. Начали регулярно выпускать научный журнал «Вестник Военного финансово-экономического университета», в котором публиковались статьи по наиболее злободневным вопросам экономики и финансов.

В 2002 году построен музей, оснащенный передовыми технологиями хранения и демонстрации исторических информационных и архивных материалов. Здесь проводились плановые занятия со слушателями, экскурсии для семей военнослужащих, студентов гражданских вузов и школьников, отмечались знаменательные даты и Дни воинской славы России. Музей и труд «Военная финансово-экономическая служба России» были отмечены Государственной премией Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Жукова.

Коллектив Военного финансово-экономического факультета всегда шел в ногу со временем. Выполнял задачи финансовой службы исходя из геополитической обстановки, готовил и воспитывал преданных интересам дела офицеров. За годы работы для Министерства обороны, внутренних войск, Федеральной пограничной службы, других силовых ведомств выпущены около 7500 военных специалистов, прошли переподготовку и повышение квалификации более 10 тысяч офицеров.

Объективной оценкой работы стала его аккредитация. По итогам проведенной Министерством образования и науки в 2005 году внешней экспертизы Военный финансово-экономический университет оказался в числе лучших 10 процентов вузов России (включая гражданские) по всем основным показателям. Выпускники успешно выполняли задачи по финансовому обеспечению советских войск, временно дислоцированных в Германии, Польше, Румынии, Венгрии, Чехословакии, на Кубе, в других регионах. Многие приняли участие в боевых действиях и миротворческих операциях в Египте, Сирии, Афганистане, Чеченской Республике, Югославии, Абхазии, Приднестровье. Нередко на службе в горячих точках им приходилось вступать в вооруженные столкновения, защищая финансы, другие ценности от захвата боевиками. Выполнять наряду с профессиональными обязанностями задачи по сопровождению и охране войсковых колонн, принимать вместе с другими военнослужащими личное участие в боевых действиях, проявляя при этом мужество и героизм. За руководство финансовым обеспечением боевых операций в Дагестане и Чечне орденом «За военные заслуги» награждены генерал-лейтенант В. Заставнюк, полковники Е. Полуничев и Ю. Ефимов. Полковник Ефимов, кроме того, отмечен и орденом Мужества. За ратный труд удостоены наград участники боевых действий: А. Ульянчук, И. Семенихин, В. Кириллов, Б. Белоцерковский, О. Беленко, А. Борисов и многие другие.

Нередко выполняя задачи в горячих точках, выпускникам приходилось организовывать социальное обеспечение мирного населения, участвовать в стабилизации финансово-экономической системы регионов. Яркий пример: в 2014 году после госпереворота на Украине, организованного в Крыму экономического террора, блокады банковской и казначейской систем, лишения населения средств к существованию финансовая служба Черноморского флота смогла оперативно и по-боевому провести, без преувеличения сказать, спасательную финансово-экономическую операцию. В итоге для флота и государства сохранено более двух миллиардов рублей, находившихся на счетах Банка Украины, скрытно собраны из гарнизонов сотни миллионов гривен и конвертированы в рубли. Вместе с офицерами полевых отделений банка с материка завезено огромное количество наличных денег для Пенсионного фонда, «Почты России», кредитно-финансовых и других организаций Крыма. При невозможности выплаты денежного довольствия и заработной платы в безналичном порядке по пластиковым картам они при значительном росте численности флота своевременно выдавались наличными. Благодаря в первую очередь офицерам финансовой службы удалось довести до работоспособного состояния в кратчайшие сроки зарплатный проект через новое обслуживающее банковское учреждение. Все это в значительной мере способствовало экономической стабилизации Крыма и социальной защите его населения.

Есть кем гордиться

Среди наших выпускников – 124 генерала, 27 докторов наук и профессоров, три заслуженных деятеля науки Российской Федерации, семь лауреатов Государственной премии им. Маршала Советского Союза Жукова, 59 заслуженных экономистов РФ, 13 офицеров, награжденных знаком «За отличные успехи в работе в области высшего образования СССР», три почетных работника высшего профессионального образования страны.

Жизнь показала, что выпускники университета очень востребованы и после увольнения с военной службы. Они занимали и занимают достойные должности в администрации и Контрольном управлении президента, правительствах России и Москвы, Счетной палате, Министерстве экономики и финансов, других органах власти. Выпускник университета 2005 года, золотой медалист полковник запаса Д. Аристов сегодня на посту директора Федеральной службы судебных приставов. Выпускник 2002-го полковник запаса С. Емельянов – директор Департамента авиационной промышленности Минпромторга. Должность первого заместителя руководителя Департамента финансов Москвы, начальника городского казначейства занимает полковник запаса Е. Меньшов. Финансово-экономическими органами Департаментов здравоохранения и образования Москвы руководят полковники запаса В. Павлов и О. Яковлев. В Контрольном управлении президента ранее проходили государственную службу офицеры С. Аверичев и Ю. Федоров. Успешно трудятся здесь сегодня военные финансисты А. Матюнин, А. Скобелев, И. Ощипков и П. Ромашкан. В Департаменте контроля за оборонными расходами Счетной палаты России, который возглавлял аудитор А. Пискунов, более 85 процентов инспекторского состава являлись выпускниками университета. Многие стали крупными руководителями в банковской системе государства. Так, начальником Дальневосточного Главного управления Банка России является С. Белов, первым заместителем начальника Главного управления Банка России по ЦФО – В. Кныш. Департамент полевых учреждений Банка России возглавляет О. Беленко. Управляющий отделением Белгород Главного управления Банка России по ЦФО – А. Беленко. Наши выпускники руководят почти всеми финансовыми органами Вооруженных Сил государств постсоветского пространства. Многие остаются верными избранному пути, продолжая трудиться в оборонных структурах государства, ОПК, возглавляя НИИ, заводы, финансовые департаменты, управления ценообразования.

С огромным уважением и гордостью мы сегодня вспоминаем начальников Военного факультета – участников Великой Отечественной войны, генералов Н. Найденова, В. Кришкевича, И. Рыжкова, В. Селиха, В. Бурса, В. Семеникова, М. Полищука, которые внесли значительный вклад в развитие и совершенствование деятельности учебного заведения, подготовку достойных кадров для финансовой службы.

Об авторитете Военного университета и военного училища свидетельствуют посещения их президентом страны, дважды – председателями правительства России и министром обороны. Такого внимания и чести не были удостоены и более элитные учебные заведения.

К большому сожалению, в 2009 и 2010 годах Военная финансово-экономическая академия в Ярославле и Военный финансово-экономический институт, повторим, были расформированы. Этот шаг многими ветеранами армии и флота, особенно выпускниками университета, расценен как антигосударственный, направленный на подрыв экономики и боевой готовности Вооруженных Сил, обороноспособности страны. Думается, нынешнее руководство двух Министерств – обороны и финансов придет к выводу о том, что без такого уникального учебного заведения эффективно решать вопросы использования бюджетных средств на оборону страны невозможно.

Всех, кому дорог Военный финансово-экономический университет (Военный финансово-экономический факультет при МФИ), поздравляю с праздником, желаю здоровья, благополучия и успехов в жизни. Убежден, что проделанной работой на благо Вооруженных Сил мы вправе гордиться.

19 февраля 2007 года исполняется 100 лет со дня рождения военного финансиста Героя Социалистического Труда генерал-полковника В.Н. Дутова. Он посвятил свою жизнь служению Отечеству, проявив при этом недюжинные способности и талант руководителя в деле укрепления обороноспособности страны и финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил.
Владимир Николаевич родился в крестьянской семье в селе Пукасовка Летичевского района Винницкой области. Военную службу начал с 1929 года и уже в 1934 году назначается на первичную должность в финансовой службе тех лет - делопроизводителем-казначеем штаба дивизии.
С первого и до последнего дня Великой Отечественной войны В.Н. Дутов исполнял должность начальника финансового отдела фронтов: Северо-Западного, Юго-Западного, Сталинградского, Донского, Центрального, 1-го Белорусского. Во время войны в полной мере раскрылись способности Владимира Николаевича как прекрасного организатора, грамотного руководителя, умеющего обеспечить финансирование войск в самых сложных условиях боевой обстановки.
После Великой Отечественной войны В.Н. Дутов руководил финансовой службой Группы советских оккупационных войск в Германии, затем стал заместителем начальника Финансового управления Военного министерства СССР. С 14 июня 1955 г. по 9 июля 1986 г. - начальник Центрального финансового управления Министерства обороны СССР.
Во время руководства финансовой службой Вооруженных Сил СССР на плечи Владимира Николаевича легла огромная ответственность по организации финансового обеспечения новых видов и родов войск Вооруженных Сил, необходимость образования которых была вызвана в первую очередь появлением ракетно-ядерного оружия. Опыт военной службы, высочайший профессионализм и умение принимать правильные решения позволили В.Н. Дутову быть начальником Центрального финансового управления МО СССР при пяти министрах обороны: Маршалах Советского Союза Г.К. Жукове, Р.Я. Малиновском, А.А. Гречко, Д.Ф. Устинове, С.Л. Соколове.
Идеи Дутова легли в основу создания универсального механизма финансирования войск через полевые учреждения Центрального банка страны, который позволил Министерству обороны Российской Федерации решать задачи финансирования войск и успешно функционирует в наши дни.
Находясь на этой высокой должности, главный военный финансист всегда ставил превыше всего интересы дела, по-государственному относился к решению задач, стоящих перед финансовой службой Вооруженных Сил. Он добивался обязательного экономического обоснования испрашиваемых кредитов и денежных средств во всех звеньях финансовой службы, целевого их использования, повышения эффективности расходов на оборону. Довольствующим финансовым органам запрещалось принимать любые плановые документы без должного обоснования заявленных сумм. Был введен единый финансово-плановый документ - смета. В практике финансового планирования стали применяться контрольные суммы, рассчитываемые довольствующими службами по всем сметным подразделениям.
В период его руководства Центральным финансовым управлением Министерства обороны СССР в финансово-экономической деятельности военных округов и флотов появилась тенденция постепенного отказа от жесткой регламентации финансово-хозяйственной деятельности в войсках, стало применяться обезличенное финансирование, и были расширены права командиров в расходовании материальных и денежных средств. Большое внимание Владимир Николаевич уделял качеству организаторской работы довольствующих финансовых органов. В результате финансовая служба военных округов стала представлять собой отлаженный механизм, способный обеспечить потребности войск как в мирное время, так и в условиях боевых действий.
Неослабное внимание В.Н. Дутовым уделялось перспективному планированию для проведения продуманной военно-технической политики в развитии и оснащении Вооруженных Сил современным вооружением: ракетно-ядерным оружием, стратегической авиацией, атомным флотом. Эксплуатация этих видов вооружений требовала сооружения командных пунктов, аэродромов, пусковых установок, строительство которых велось, как правило, несколько лет. Во многом от того, как осуществлялось финансирование этих стратегически важных объектов, зависела национальная безопасность нашего государства.
На протяжении всей своей службы в финансовых органах Вооруженных Сил Владимир Николаевич особое внимание уделял действенности контроля за правильным расходованием государственных денежных средств. При его активном участии создается первое послевоенное Положение о финансовом контроле, введено требование о составлении планов проведения документальных ревизий, предусмотрено участие в ревизиях воинских частей специалистов довольствующих служб, а также введено обязательное привлечение к проведению ревизий воинских частей членов внутренней проверочной комиссии.
С усложнением задач в области финансового контроля в армии и на флоте более разнообразными становились формы и методы работы контрольно-ревизионных органов. Именно в период руководства генерал-полковника В.Н. Дутова ЦФУ МО СССР стали применяться совместные и комплексные ревизии финансово-хозяйственной деятельности воинских частей и учреждений, внедрялись разнообразные, проверенные опытом и дающие наибольший эффект методы и приемы проверок законности и эффективности расходов денежных средств.
Наиболее полно способности Владимира Николаевича как руководителя государственного масштаба раскрылись при решении вопросов по организации системы финансового обеспечения армии и флота. Им была построена такая система финансового обеспечения войск, которая гибко реагировала на финансово-экономические и военные аспекты развития государства и Вооруженных Сил, имела возможность адаптации и перестройки в соответствии с новыми задачами и условиями обстановки.
Под его руководством были созданы финансовые органы видов и родов войск, система финансирования войск стратегических направлений, расширены функции финансовых органов групп войск за границей, возросла роль войскового звена финансовой службы, приняты меры к совершенствованию работы учебных заведений финансовой службы.
Основательность подхода В.Н. Дутова к исполнению своих обязанностей, глубокое знание вопросов финансового обеспечения Вооруженных Сил позволяли ему так организовать работу подчиненных, что результаты их труда оставались востребованными еще долгое время. Так, почти 30 лет основным руководящим методическим документом по проведению документальных ревизий оставался Справочник инспектора-ревизора, периодически переиздаваемый Центральным финансовым управлением МО СССР (в 1948, 1957, 1973 гг.). А отдельными положениями приказов министра обороны СССР 1973 года № 80 и 1977 года № 5 до сих пор руководствуются в армии и на флоте, с благодарностью вспоминая об удивительном человеке, финансисте, профессионале своего дела генерал-полковнике Дутове Владимире Николаевиче.
Владимир Николаевич Дутов прослужил в Вооруженных Силах 57 календарных лет.
В 1982 году за большой личный вклад в строительство Вооруженных Сил и повышение боевой готовности армии и флота В.Н. Дутову было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Владимир Николаевич умер 10 марта 1991 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в г. Москве.
Службой экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации планируется проведение ряда мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения В.Н. Дутова. Для нынешнего поколения военных финансистов Владимир Николаевич является примером профессионального отношения к своему делу, государственного подхода к вопросам финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил, добросовестного служения Отечеству.
От редакции. При подготовке этого материала мы, естественно, первым делом обратились к российской Военной энциклопедии, 3-му тому, изданному в 1995 году. Статья про генерала Дутова в ней есть, но не про легендарного финансиста, а про казачьего атамана, в 1917 году поднявшего мятеж на Южном Урале.
И вдруг как-то неуютно на душе стало… Давно ли мы старались позабыть про «царских» и «белых» генералов, про «врагов народа», про генерала-диссидента Григоренко и так далее? Потом провозгласили, что историю своего государства замалчивать нельзя, что этим мы себя только обедняем, и, торжественно возвратив российскому народу Деникина и Каппеля, забываем выдающихся деятелей советского периода истории.
Когда же в конце концов уразумеем мы элементарную истину: от прошлого, как бы этого кому ни хотелось, не уйти, а потому его нужно уважать и знать?! Помнить о прошлом нужно хотя бы для того, чтобы не изобретать в очередной раз велосипед и не наступать все на те же грабли!

Сегодня мы приступаем к изучению темы № 1, которая называется «Основы организации финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации» и в течение 2-х часового лекционного занятия мы изучим:

Понятие финансово-экономического обеспечения боевой подготовки и хозяйственной деятельности казенных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, его цели, задачи и элементы;

Состав и функции финансово-экономических органов Вооруженных Сил Российской Федерации;

Централизованные финансово-экономические органы, формы их функционирования и возлагаемые на них задачи.

Всего на изучение темы № 1 учебным планом отводится: 2 часа лекционных занятий и 2 часа самостоятельная работа.

Вопрос № 1. Понятие финансово-экономического обеспечения боевой подготовки и хозяйственной деятельности воинской части (казенного учреждения МО РФ), его цели, задачи и элементы

Сегодня мы начинаем изучение нового блока учебной дисциплины «Военная подготовка», который называется «Финансы и бюджетный учет казенных учреждений Министерства обороны Российской Федерации». По сути этот блок вобрал в себя две военно-специальные дисциплины: «Финансово-экономическое обеспечение воинской части» и «Бюджетный учет и отчетность воинской части».

Всего на изучение второго блока планом ученого процесса предусмотрено 112 учебных часов.

Данной лекцией начинается изучение дисциплины «Финансово-экономическое обеспечение воинской части». Изучение этой дисциплины базируется на законодательной базе Российской Федерации с учетом особенностей, имеющих место в Министерстве обороны Российской Федерации.

Глубокая и качественная отработка всех учебных вопросов изучаемой дисциплины позволит вам в дальнейшем на высоком профессиональном уровне исполнять свои обязанности по должностному предназначению.

Финансовый аспект материального содержания армии- одна из обязательных, наиважнейших сторон государственной политики по защите Отечества. Известный русский ученый, профессор И.Х.Озеров небезосновательно утверждал, что «финансы являются могущественным фактором в экономической и политической жизни. В финансах мы находим ключ к пониманию истории».

В соответствии с Конституцией РФ одной из основных функций государства является национальная безопасность.

Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, является Президент Российской Федерации, а непосредственное руководство Вооруженными Силами осуществляет министр обороны РФ.



В условиях действия товарно-денежных отношений укомплектовать Вооруженные Силы личным составом, обеспечить их вооружением, военной техникой, другими материальными средствами, предоставить им необходимые услуги возможно при наличии соответствующих финансовых ресурсов. В Федеральном законе «Об обороне» определено, что финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путем ассигнования средств Министерству обороны и другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны.

В 2011 году на Министерство обороны Российской Федерации приходилось 92 % расходов федерального бюджета по разделу «Национальная оборона», а в 2012 и 2013 годах по данному разделу, - 95 %. В структуре раздела основное место занимают расходы на обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации: их доля в общем объеме расходов по разделу возрастет с 73 % в 2011 году до 78 % в 2013 году.

В соответствии с Основными направлениями бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов приоритетной задачей в области национальной обороны является финансовое обеспечение Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы (ГПВ), которая предполагает комплексное переоснащение войск современными видами вооружения и военной техники начиная с 2011 года.

Министерство обороны разрабатывает предложения для включения потребностей Вооруженных Сил в бюджетных ассигнованиях в проекты перспективного финансового плана Российской Федерации и федерального бюджета на очередной финансовый год, активно участвует при рассмотрении проекта бюджета в Министерстве финансов Российской Федерации, в Правительстве Российской Федерации, в Государственной Думе Российской Федерации.

После рассмотрения в Государственной Думе в третьем чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Министерстве обороны начинается планирование использования бюджетных ассигнований, т.е. их внутрисистемное распределение между видами и родами войск Вооруженных Сил, военными округами (флотами) и т.д. После принятия закона о федеральном бюджете на соответствующий год до всех распорядителей и получателей средств федерального бюджета доводятся лимиты бюджетных обязательств на год.

В течение бюджетного года Министерство финансов финансирует Министерство обороны (доводит объемы финансирования).

При получении объемов финансирования от Министерства финансов в Министерстве обороны организуется финансирование (доведение объемов финансирования) видов и родов войск Вооруженных Сил, военных округов (флотов), объединений, соединений и воинских частей.

При наличии лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования начинается расходование бюджетных средств.

Во всей структуре Министерства обороны возникает необходимость учитывать денежные средства (лимиты бюджетных обязательств, объемы финансирования), осуществлять контроль за их использованием, отчитываться за них, а в низовом звене, кроме того, получать и хранить наличные деньги. Совокупность всех этих работ объединяется в понятии финансовое обеспечение.

Финансово-экономическое обеспечение в Вооруженных Силах – система мероприятий, организуемых и проводимых в целях своевременного и полного удовлетворения потребностей войск (сил) в денежных средствах.

Элементы финансово-экономического обеспечения:

1. Финансовое планирование и финансирование.

2. Истребование, получение и хранение денежных средств.

3. Экономное и строго целесообразное расходование денежных средств.

4. Бюджетный учет денежных средств.

5. Отчетность об израсходовании денежных средств.

6. Контроль за использованием денежных средств.

Финансово-экономическая служба в Вооруженных Силах – система органов, осуществляющих финансовое обеспечение войск (сил), а также финансирование мероприятий, проводимых по линии Министерства обороны.

Финансово-экономическая служба армии и флота имеет давнюю и богатую историю. Регулярное материальное и денежное обеспечение русского войска было организовано еще в XVI в. Различные приказы: Посольский (1549 г.), Разрядный (1-я половина XVI в.), Стрелецкий (1571 г.) и другие - ведали начислением и раздачей денежного содержания за ратную службу. Учреждение Указом Петра I от 18 февраля 1700 г. № 1766 должности генерал-комиссара и подчинение ему Особого приказа (который занимался денежным снабжением армии) были первым шагом в создании централизованной системы военного управления материальным и денежным обеспечением армии и флота. С этого времени началась деятельность специальных органов военного управления, занимавшихся материальным и финансовым обеспечением армии и флота.

На должность генерал-комиссара, первым был назначен Яков Федорович Долгоруков, или как тогда его называли в народе «ревнитель казны» – заслужил такое звание за честность и неподкупность. Он осмеливался возражать даже Петру I, если сталкивался с непродуманным решением. Известен случай, когда царь на глазах своих приближенных даже разорвал свой указ после получения объяснений о причинах непринятия его к исполнению Долгоруковым в том порядке, который предусматривался в указе царя.

Немного позже появилась Ревизион-коллегия, которая ведала всеми счетами расходов и доходов. В ее состав входили шесть департаментов, два из которых занимались проверкой документов военной коллегии. Именно им представляли «счетные выписки» с отчетом о том, сколько и куда было потрачено денег. Если у чиновников появлялись сомнения в законности трат, они могли потребовать на ревизию все книги и расходные документы. И если обнаруживались нарушения – меры, применяемые к растратчику, были самыми строгими, например ссылка в Сибирь или смертная казнь.

Крупные изменения в финансирование войск были внесены во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. изданным накануне войны «Положением о полевом управлении войск в военное время». Этим положением определялись финансовые права должностных лиц полевой армии и порядок финансового обеспечения войск, а также впервые включался материал о полевых казначействах и полевом контроле.

Немаловажным фактором являлось то положение, что все хозяйство полка, в том числе и финансовое, по существу было в полной зависимости от личности командира полка, что давало ему возможность решать вопросы расходования полковых сумм по собственному усмотрению.

Начало образования советской финансовой системы было положено 26 октября 1917 года решением 2-го Всероссийского съезда Советов о создании Народного комиссариата финансов республики. Первым народным комиссаром финансов был назначен И.И. Скворцов-Степанов, его заместителем – В.Р. Менжинский. Реально Наркомат финансов в составе нового правительства возглавил В.Р. Менжинский, который вскоре был назначен наркомом.

В начале декабря 1917 года Коллегией народных комиссаров по военным делам было принято решение об образовании Финансового отдела Народного комиссариата по военным делам, который 9 декабря 1917 года возглавил М.В. Лезгинцев. В январе 1918 года Финансовый отдел Народного комиссариата по военным делам взял под контроль финансирование фронтов кредитами военного фонда, а с февраля 1918 года – операции по текущим счетам всех довольствующих управлений Военного министерства.

В марте 1918 года все функции отдела финансов Всероссийской коллегии по организации и управлению Рабоче-крестьянской Красной Армии были переданы Финансовому отделу Народного комиссариата по военным делам.

Таким образом, к середине 1918 года обозначилась тенденция к централизации финансирования, которая пошла по пути концентрации ресурсов, предназначенных для фронтов, в одних руках, при сохранении смет в центральных довольствующих управлениях. Эти меры были очень важны в условиях недостатка денежных средств, попыток сорвать финансирование действующей армии со стороны враждебно настроенных работников в различных органах системы обеспечения. Финансирование же военных округов центральные управления проводили самостоятельно.

Следующим важным периодом для финансовой службы была Великая Отечественная война.

Всего за годы войны через финансовую службу НКО было израсходовано более 50% государственного бюджета. И то, что финансовая система государства выстояла, а конечные результаты этих огромных государственных расходов оказались, говоря сегодняшним языком, в высшей степени эффективными, является огромной заслугой военных финансистов.

За прошедший период финансово-экономическая служба непрерывно развивалась, а ее роль постоянно возрастала. Основные принципы организации финансового обеспечения, выработанные историческим опытом, действуют и сегодня в классификации расходов, планировании и нормировании, организации контроля и учета, системе денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и других вопросах.

Изменения в государственном и политическом строе, приоритетах государственного и военного строительства, достижения в экономическом развитии, военные успехи и неудачи России и другие исторические события оказывали непосредственное влияние на организацию и развитие финансового обеспечения армии и флота. Военная финансово-экономическая служба выдержала испытания временем и оказала большое влияние на развитие военной организации государства.

Органы финансово-экономической службы в зависимости от подчиненности и выполняемых функций подразделяются на:

распорядители средств (Департамент финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, управления финансового обеспечения по субъектам Российской Федерации, военные комиссариаты субъектов Российской Федерации);

финансово-экономические органы казенных учреждений (военно-медицинских учреждений, военно-учебных заведений), т.е. получателей бюджетных средств.

Вопрос № 2. Состав и функции финансово-экономических органов Вооруженных Сил Российской Федерации

Централизация финансового обеспечения военной организации в России была юридически определена в годы Гражданской войны. Постановлением ВЦИК от 2 сентября 1918 г. был создан новый орган военного управления - Революционный военный совет Республики (РВСР). Приказом РВСР от 22 октября 1918 г. №135 был учрежден Финансовый отдел при РВСР общей численностью 161 человек, который возглавил М.В. Лезгинцев.

Неоднократно менялись названия, и уточнялась структура этого финансового органа в связи с изменением задач, обусловленных реорганизацией военного ведомства и условий деятельности:

апрель 1921 г. - Военно-финансовое управление Красной Армии;

июль 1921 г. - Главное военно-финансовое управление Красной Армии;

август 1923 г. - Финансовый отдел при Реввоенсовете Республики;

ноябрь 1923 г. - Финансовый отдел Реввоенсовета СССР;

март 1924 г. - Военно-финансовое управление РККА;

декабрь 1927 г. - Финансово-плановое управление РККА;

июль 1928 г. - Центральное военно-финансовое управление Реввоенсовета СССР;

март 1931 г. - Финансово-плановое управление РККА;

июнь 1931 г. - Финансовое управление РККА;

июнь 1934 г. - Финансовый отдел при Наркомате обороны СССР;

сентябрь 1940 г. - Финансовое управление при Наркомате обороны СССР;

июнь 1943 г. - Финансовое управление Красной Армии;

июль 1946 г. - Финансовое управление Министерства Вооруженных сил СССР;

февраль 1950 г. - Финансовое управление Военного министерства СССР;

март 1953 г. - Финансовое управление Министерства обороны СССР;

май 1955 г. - Центральное финансовое управление Министерства обороны СССР (ЦФУ МО РФ);

октябрь 1991 г. - Центральное финансовое управление Объединенных Вооруженных сил Содружества Независимых Государств;

март 1992 г. - Главное управление военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации (ГУВБиФ МО РФ);

октябрь 2001 г. - Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации (Глав ФЭУ МО РФ).

январь 2004 г. образована Служба экономики и финансов МО РФ (приказ МО РФ от 05.01.05 № 10).

Основное предназначение Службы экономики и финансов МО РФ - реализация в Вооруженных Силах экономической политики государства и единой государственной и финансовой политики, организация финансового обеспечения строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил, руководство финансово-экономической деятельностью, организация решения задач материального и социального обеспечения военнослужащих, ветеранов Вооруженных Сил, членов их семей и гражданского персонала.

Основной и главной задачей Службы экономики и финансов на современном этапе, как и за всю историю деятельности финансовых органов в составе Российской армии, являлось своевременное обеспечение потребностей войск и сил в соответствующих бюджетных ассигнованиях с учетом необходимости их экономного и эффективного использования.

В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации Служба в установленном порядке осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета.

Задача финансового обеспечения войск и сил решается через нижестоящие финансово-экономические органы.

С Василием Васильевичем Воробьевым судьба свела наши служебные маршруты в 1990 году, когда из Дальневосточного военного округа на должность первого заместителя начальника ЦФУ Министерства обороны СССР прибыл молодой красивый генерал. Я в то время являлся начальником управления делами МО СССР, в составе которого находилась юридическая служба военного ведомства, а, как известно, юристы и финансисты близки не только профессиональными характерами (некий педантизм, суховатость, приверженность букве закона), но и содержанием своей служебной деятельности.

Что это были за перестроечные годы, наше поколение прекрасно помнит - горбачевская прелюдия к разрушению великой державы и необузданное буйство т.н. демократов. Под предлогом демократизации страны разрушалась система управления государством, политическим, социальным и экономическим процессами. Армия и все силовые структуры оказались изгоями в своем Отечестве, на которые вешали все беды населения: низкие зарплаты, пенсии, нехватку жилья и даже продовольственные проблемы. Тем более что придумали версию об отсутствии у нас врагов - мол, их выдумывают военные, чтобы жить «как у Христа за пазухой» за народные деньги.

В этих непростых условиях по предложению юристов и финансистов в Министерстве обороны СССР была образована Комиссия по военному законодательству, чтобы на законодательном уровне защитить оборону страны и военнослужащих. Признаюсь, не был я в восторге, когда в состав Комиссии от ЦФУ был назначен В.В. Воробьев - человек, никогда не служивший в Москве, не знающий теневых порядков столичного бомонда, не имеющий связей во властных коридорах, да еще в эпоху бесчинства оголтелой «демократии».

А ведь нужно было не только разрабатывать законопроекты, но и каждое законоположение жестко отстаивать в комитетах и комиссиях Верховного Совета, в правительственных структурах, перед общественными организациями, такими как комитеты солдатских матерей, невесть откуда вдруг получившими финансовые ресурсы и политическую поддержку, включая самого Горбачева. Основу системы военного законодательства, кроме Конституции, должны были составить три законопроекта: Закон об обороне, Закон о воинской обязанности и военной службе, Закон о статусе военнослужащих. При этом и министр обороны СССР Д.Т. Язов, Коллегия Минобороны, да и все высшее военное руководство, ставили задачи минимально защитить права военнослужащих.

Когда верстались контуры этих документов, В.В. Воробьев неожиданно проявил себя, во-первых, специалистом высокого уровня, а во-вторых - настоящим бойцом (причем наступательного типа) за интересы вооруженных сил и личного состава.

Первое, что мы, члены Комиссии, услышали от него как установку: не имеем права закладывать в проекты законов нормы, ущемляющие прежние права и социальное положение военнослужащих. То есть, отменять или понижать прежние льготы и денежное довольствие. На попытки некоторых членов Комиссии апеллировать к трудностям ситуации в стране Василий Васильевич четко отвечал: не военнослужащие создавали эти трудности.

Второе, что запомнилось, - он категорически отверг попытки «демократов» отменить обязательную военную службу по призыву. Своими убедительными расчетами он просто доказал, что добровольно-контрактный принцип комплектования армии и флота страна не потянет.

Но самые лучшие бойцовские качества генерал В.В. Воробьев проявил, когда приходилось сражаться в Верховном Совете СССР, а затем и России, с либералами типа Собчака, Лубенченко, Старовойтовой и т.д., которые интерпретировали равенство гражданских прав как уравниловку в денежном довольствии и льготах. Помню, как, доказывая Собчаку и его «демократическим» коллегам право на льготы, В.В. Воробьев вывалил на них кучу аргументов: ограничение в правах на выбор профессии, места жительства, неограниченность служебного времени; деятельность, связанная с риском для жизни и т.д.

Задал прямой вопрос: если сегодня вы получите приказ отбыть завтра на север для работы, поедете? Замялись господа депутаты. А затем совсем убийственный - если получите приказ идти на задание, откуда можете не вернуться, или даже скорее не вернетесь? По-моему, Лубенченко что-то заверещал, что военнослужащий тоже может не идти. На что Василий Васильевич ответил, что для таких ситуаций военнослужащие имеют 33 статьи помимо общегражданского Уголовного кодекса в законе «Об уголовной ответственности за воинские преступления».

В 1991 году генерал Воробьев был назначен начальником ЦФУ Минобороны СССР. Хорошо зная Василия Васильевича по короткой, но принципиальной и активной деятельности в совместной борьбе за права военнослужащих и отстаивании интересов обороны страны, я каким-то образом поучаствовал в его будущей судьбе. Дело в том, что принципиальная позиция Воробьева, его бескомпромиссный подход в отстаивании прав военнослужащих, далеко не всем пришлись по душе в демократизирующейся стране. И от него решили избавиться. Сначала предложили согласиться на должность первого заместителя руководителя непонятно кем придуманного Комитета Верховного Совета СССР по контролю за силовыми ведомствами. Отказался - надзирать за разрушением армейских и флотских традиций, да и обороны страны в целом, не его стезя. Затем его начальник, генерал-полковник В.Н. Бабьев, хороший, опытный финансист, но спокойного, мирного времени, стал готовить материалы на увольнение своего первого зама по причине профнепригодности.

Пришлось мне вмешаться и объяснить министру обороны СССР Е.И. Шапошникову истинные причины такого подхода к В.В. Воробьеву. Владимиру Николаевичу Бабьеву было уже за 65 лет, а уходить на пенсию не хотелось, и потому искусственно создавался кадровый голод. Плюс первый зам своей активностью создавал дискомфорт к постоянному неудовольствию «демократов». В октябре 1991 года генерал-лейтенант В.В. Воробьев был утвержден в должности начальника ЦФУ Минобороны СССР, с кончиной Советской державы - начальником Главного управления военного бюджета и финансирования Минобороны РФ. На «расстрельную» должность.

Еще раз признаюсь: я ему не завидовал по следующим причинам:

Было жуткое недофинансирование Вооруженных сил РФ;

Шел дележ армии и флота между новыми суверенами;

Перевод Вооруженных сил на рельсы рыночных отношений в стране, взаимоотношения с коммерческими банками и фирмами, что было абсолютной новизной для финансовых структур советских учреждений, тем более силовых;

Офицерский состав бывших теперь уже советских Вооруженных сил должен был определиться с местом службы и проживания; большинству хотелось вернуться на свою малую родину. Для этого большинства таковой была Россия, но и численность ее армии сокращалась, штатных должностей для всех явно не хватало. Плюс жилье, пособия и т.д.;

Воинские части, выводимые из Европы и других регионов мира, также размещались в России;

Требовалось срочно создавать международно-правовую базу защиты военнослужащих, взаиморасчетов между новыми субъектами СНГ и т.д. и т.п.

И все упиралось в финансы. Василий Васильевич со своими подчиненными и коллегами справился с этой задачей, и к тому же активно помогал становлению финансовых служб армий новых независимых государств.

После увольнения (отнюдь не добровольного и не по возрасту) из Вооруженных сил РФ Василий Васильевич Воробьев не снизил своей активности в защиту Вооруженных сил. В эпоху разгула сердюковщины стало делом чести ветеранов финансово-экономической службы защищать принципы справедливости, честного профессионализма. Их печатные труды и электронные ресурсы широко распространялись среди населения, в военно-общественном сообществе, среди депутатов Госдумы. Это был обвинительный приговор сердюковщине и его покровителям.

Высокий авторитет, четкая и ясная политическая позиция в отношении событий в стране и армии выдвинули Василия Васильевича Воробьева в члены Высшего офицерского Совета России. Все участники Общероссийского офицерского собрания проголосовали за него единогласно.

С юбилеем Вас, дорогой Василий Васильевич! Прежней неукротимой энергии в деле служения Отечеству, той же страсти и профессионализма в защите интересов армии и флота!

Л.Г. ИВАШОВ, генерал-полковник

Интересна статья?

Родился в селе Курмыш Горьковской области. Отец, лейтенант, погиб на фронте в феврале 1943 года в Курской области. После 4-го класса в 1944 году зачислен воспитанником в ГСВУ. Участник Парада Победы в Москве.

В 1950-1952 годы - курсант Тамбовского военно-финансового училища. Шесть лет служил в Румынии (зав. делопроизводством-казначей танкоремонтной базы, начальник финансового довольствия дивизионной автомобильной школы). В составе 33-й гвардейской механизированной дивизии в 1956 году участвовал в боевых действиях советских войск в Венгрии. С 1958 по 1962 год - слушатель Военного факультета при Московском финансовом институте. С 1962 по 1969 год - инспектор-ревизор, затем заместитель начальника финансового отдела 10-й отдельной армии ПВО (г. Архангельск). С 1969 по 1984 год служил в центральном аппарате Министерства обороны СССР на должностях старшего офицера, старшего офицера- инспектора, начальника группы, заместителя начальника отдела сводного финансового планирования и финансирования армии и флота Центрального финансового управления Министерства обороны СССР. С 1984 по 1987 год - начальник финансовой службы Северной группы войск. Одновременно - член советско-польской смешанной комиссии по урегулированию вопросов и претензий, связанных с пребыванием советских войск на территории Польши, а также - член партийной комиссии Политуправления группы войск. С 1987 по 1988 год - начальник управления сводного финансового планирования армии и флота Центрального финансового управления МО СССР. С 1 ноября 1988 года уволен в запас в звании полковника. Продолжает работать главным специалистом валютно-экономического отдела Главного управления военного бюджета финансирования Министерства обороны Российской Федерации (бывшее - ЦФУ МО СССР). За время службы в Советской Армии награжден орденом Красной Звезды, 19 советскими и иностранными медалями.